Кризисные этапы личности. Личностный кризис - кошка шредингера на листе мебиуса

Кризис в личностной сфере — это почти всегда симптом того, что вы достигли потолка развития какого-то навыка или качества характера и нужно что-то менять. Возникает психологический кризис, который как лакмусовая бумажка показывает несоответствие ваших привычек и способностей изменившемуся в одночасье миру. И не важно в какой области жизни мир стал иным: в финансовой, семейной или профессиональной, важно то, насколько вы были к этому готовы.
Хорошая новость заключается в том, что кризис всегда предшествует изменениям, чаще всего к лучшему. Плохая — вам придется что-то менять в себе и как-то приспосабливаться к новым условиям или к возникшим внезапно переменам.

Итак, личностный кризис — это и вызов вашей способности преодолевать препятствия, и возможность для психологического, эмоционального и духовного роста. Не случайно китайский иероглиф, обозначающий слово «кризис, тупик» имеет и второе значение о котором мало кто знает: «возможность, потенциал». И хотя китайцам же приписывают проклятие «чтобы тебе жить во времена перемен», то есть кризиса, все-таки мы можем и должны воспринимать эти самые перемены, последующие за кризисом как несущие радость и новые возможности для личностного развития и роста.

Тест на психологическую готовность к кризису

Если вы вступили на территорию кризиса не готовым эмоционально и физически, то скорее всего все закончится для вас психологическим срывом. Предлагаю пройти краткий тест на эмоциональную готовность к кризису, разработанный спортивным психологом Ричем Мастерсом для обычных людей. Тест позволит оценить вашу психологическую готовность к сильному стрессу вызванному переменами и определиться с уровнем вашей самооценки.

Поставьте себе по 1 баллу за каждое согласие, за каждый ответ ДА на утверждения данного опросника.

(1) Я надолго запоминаю ситуации, которые расстроили меня или вызвали у меня чувство злости
(2) Я завожусь от одной мысли о ситуациях, которые расстроили меня в прошлом
(3) Я часто вновь и вновь обдумываю ситуации, которые вызвали у меня гнев
(4) Я могу еще долго обдумывать как мне отомстить людям, сделавшим больно, даже если ситуация уже разрешилась
(5) Я никогда не забываю людей, которые расстроили или разозлили меня, даже в мелочах
(6) Когда мне напоминают о моих прошлых неудачах, я ощущаю себя так, как если бы я вновь их пережил
(7) Я беспокоюсь о своем будущем значительно меньше, чем многие мои знакомые
(8) Я всегда смотрю на себя со стороны
(9) Я много размышляю о себе и своих делах
(10) Я постоянно думаю о мотивах свои поступков
(11) Иногда у меня возникает ощущение, что я разглядываю себя со стороны
(12) Я остро ощущаю изменения в своем настроении
(13) Я знаю, как работает мой мозг, когда я решаю какую-нибудь задачу
(14) Я беспокоюсь о том как оценивают мои деловые качества
(15) Я беспокоюсь о том, как я выгляжу
(16) Я обычно стремлюсь произвести хорошее впечатление
(17) Перед выходом из дома я обычно рассматриваю себя в зеркале
(18) Я беспокоюсь о том, что думают обо мне окружающие
(19) Мне сложно принимать решения

Чем выше у вас показатель по тесту на психологическую готовность к кризису, тем больше вероятность, что когда очередной кризис заставит вас врасплох, с вами может произойти самый настоящий психологический срыв, особенно в тех сферах, где цена оценки со стороны окружающих очень высока.

Если вы набрали по тесту больше 10 баллов, значит в кризис вы впадаете в самобичевание и стресс, вместо того, чтобы преодолевать его, и значит 7 волшебных способов преодолеть стресс и выйти из личностного кризиса как раз для вас.

7 способов предотвратить психологический срыв во время кризиса

Итак, перед вами семь способов преодолеть кризис без эмоциональных потерь и выйти из кризиса победителем. Большинство из них предписывают предупредительные меры, чтобы когда кризис наступит вы были во всеоружии.

1) Привыкайте к стрессу!

Никто не отрицает важности старого изречения «тренировка — мать победы». Речь идет не о том, чтобы «успеть подстелить соломку», кризис на то и кризис, что он внезапен. Речь о том, чтобы во времена относительного благополучия тренировать свой организм на привычку спокойно реагировать на стресс, вызванный переменами.

Чем больше мы тренируемся под стрессом, тем меньше испугаемся его в реальной ситуации. Включите в свою повседневную жизнь периоды стресса сознательно. Например, проведите полноценный выходной с уборкой и готовкой с завязанными глазами или с привязанной к телу ведущей рукой. Или включите таймер и попробуйте сделать задачу на которую у вас уходило обычно полчаса за десять минут или даже за пять.

2) Играй, играй… тренируйте свои реакции в играх

Как правило, тем сильнее воздействует стресс во время кризиса на психику, чем более ригидна и шаблонна ваша личность в поведенческих реакциях. И наоборот, кризис легче преодолеть гибкой и спонтанной личности с наработанными нетривиальными поведенческими стратегиями. Хотите тактически и стратегически быть гибче в поведении — играйте в настольные игры. Особенно такие, которые требуют быстроты реакции и развития навыков сотрудничества/соперничества с другими людьми и паттернов стратегического/тактического мышления. Например в «Каркассон» или «Нарды».

3) Танцуй, танцуй... делайте танцевальные пятиминутки

Психологи давно подметили связь между эмоциями и телом. У человека, который сложно преодолевает кризис, который эмоционально скуп или зажат, ригиден в поведении образуется «мышечный панцирь», который в стресс только мешает решать проблему, усугубляя итак сложное положение. Чтобы не позволить чувствам застыть в мышцах необходимо совершать разнообразные движения. Если Вы будете делать это в течение пяти минут каждый день, тело будет гибким, а значит вы легче преодолеете стресс, когда он возникнет. Танцевальные пятиминутки также послужат хорошей перезагрузкой, не позволят накопиться в теле эмоциональному стрессу.

4) Остановите внутреннего критика

Еще до кризиса поработайте самостоятельно или с психологом над преодолением голоса внутреннего критика. Замечено, что при стрессе голос внутреннего преследователя включается и начинает подавлять вашу личность изнутри. Лучший способ не поддаваться на внутреннюю критику в кризис — это загодя заменить его на заботливый и поддерживающий голос внутреннего советчика или мудреца. Тогда во время перемен эмоциональная и личностная поддержка будет всегда с вами и вы сможете больше полагаться на себя, чем это было раньше. Вложите в уста голоса поддержки ободряющие и хвалебные фразы. Типа 2ты справишься, я в тебя верю» или «все в порядке, перемены это всегда к лучшему».

5) Научитесь быстро расслабляться

Кризис финансовый или эмоциональный заставляет нас напрягаться внутренне и физически. Напряжение — это кризис, болезнь, ригидность и страх. Расслабление — это творчество, спонтанность, здоровье и оптимизм. Поэтому любое решение проблемы лучше начинать в расслабленном виде. Сейчас в сети Интернет выложено множество методов релаксации, начиная от простых медитаций, до сложных последовательностей в расслаблении тела и мышечных зажимов. Выберите одну из них и доведите до привычки, до автоматизма свою способность быстро расслаблять мышцы. Если все-таки стрессовая ситуация застигла вас врасплох, воспользуйтесь 10 секундным методом сброса напряжения в кризис: сожмитесь в комок, напрягая все мышцы и задержите дыхание на 5-7-10 секунд. Затем резко и глубоко вдохните распрямляя все тело. Подышите глубоко несколько минут.

6) Сосредоточьтесь на цели и действуйте!

Спортивные психологи отлично знают, что во время стресса фокусировка на цели действия (стратегический фокус), а не на технике (тактический фокус) позволяет избежать неудачи и победить. То есть вместо привычки обдумывать каждый свой шаг, во время кризиса вам нужно быстро сформулировать цель и не задумываясь устремиться к ее выполнению. Например, во время финансового кризиса, если вы подумываете о смене работы, не задумывайтесь долго, пройдите тест на работу и определившись с целью новой работы начинайте ее искать. Если вместо этого, Вы начнете обдумывать все плюсы и минусы смены работы или даже профессии, скорее всего вы додумаетесь сперва до нервного срыва, а затем и работу можете потерять.

7) Сосредоточьтесь на позитивном исходе кризиса

Не проявляйте беспомощности в мыслях и поступках. Если вы во время стресса сконцентрируетесь только на негативных моментах, то можете утратить контроль над ситуацией и способность к упорному труду для достижения будущих целей. Приучите мозг думать о позитивных исходах и свяжите конечную цель с каким-нибудь словом, характеризующим успешное действие. Повторяйте его как мантру в буддизме всякий раз, когда достигаете даже маленького успеха. Например, «справлюсь» или «я победитель по жизни», или «легко и быстро, как всегда». В стрессовой ситуации эта мантра поможет вам сосредоточится на победе и поможет перейти к действиям по выходу из проблемного поля.

Применяйте микс из всех семи волшебных способов подготовки к стрессу и преодоления личностных кризисов, чтобы превратить любой кризис в потенциальную возможность стать победителем.

Вторая глава нашей работы будет посвящена основным видам кризиса личности. В психологической науке представлены различные подходы и взгляды на понимание сущности кризисных явлений и их типологизации. На наш взгляд, все кризисы личности, которые встречаются на жизненном пути, можно разделить на две большие группы, а именно «Кризисы материального и социального «Я» » и «Кризисы духовного «Я» »

Кризисы материального и социального «Я» мы рассмотрим через:

· профессиональные кризисы

А кризисы духовного «Я» мы будем рассматривать через:

· критически смысловые кризисы

· жизненные кризисы

По силе воздействия на психику можно условно выделить три ступени кризиса: этажное, углубленной и глубокое.

· Этажный кризис проявляется в росте беспокойства, тревоги, раздражения, несдержанности, недовольства собой, своими действиями, планами, взаимоотношениями с окружающими. Чувствуется растерянность, напряженность ожидания злополучного развития событий. Возникает безразличие ко всему, что волновало, теряются некогда устойчивые интересы, сужается их спектр. Апатия непосредственно влияет на снижение работоспособности.

· Углубленный кризис проявляется в чувстве бессилия перед тем, что происходит. Все падает из рук, теряется возможность контролировать события. Все вокруг только раздражает, особенно ближайшие, которые должны терпеть вспышки гнева и раскаяния. Деятельность, которая всегда была легкой, теперь требует значительных усилий. Человек устает, становится печальной, пессимистично воспринимает мир. В ней нарушаются сон, аппетит. В зависимости от индивидуальных особенностей могут возникнуть агрессивные реакции. Все эти симптомы усложняют контакты, сужают круг общения, способствуют росту отчужденности. Собственное будущее вызывает все более серьезные опасения, человек не знает, как ей жить дальше.

· Глубинный кризис сопровождается чувством безнадежности, разочарование в себе и других. Человек остро переживает собственную неполноценность, никчемности, ненужности. Впадает в состояние отчаяния, которое сменяется апатией или чувством враждебности. Поведение теряет гибкость, становится ригидностью. Человек уже не в состоянии спонтанно проявлять свои чувства, быть непосредственным и креативной. Она углубляется в себя, изолируется от родных и знакомых. Все, что ее окружает, кажется нереальным, ненастоящим. Смысл существования теряется.

Наша задача в данной главе заключается в рассмотрении и изучении основных видов «кризиса личности» встречающихся у человека.

Кризисы в материальном и социальном «Я»

Как говорилось ранее к кризисам материального и духовного «Я» мы относим такие кризисы как:

· кризисы психического развития

· профессиональные кризисы

Кризисы в материальном и социальном «Я» мы будем рассматривать через кризисы психологического развития.

Кризис развития -- это следующий основной элемент механизма развития человека. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

В отечественной психологии термин «кризисы возрастные» был введён Л.С. Выготским. Сам Л.С. Выготский под возрастным кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис -- это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...»

В нашей работе мы выделяем следующие кризисы:

Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими - кризис социальных отношений».

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию.

Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям.

Кризис 7 лет. Выделение этого кризиса в развитии ребенка связано с именем Л. С. Выготского. Он отметил, что старшего дошкольника характеризуют манерничание, капризность, нарочно вычурное, искусственное поведение, вертлявость и паясничание. И в целом его отличают общая немотивированность поведения, упрямство, негативизм.

Анализируя эти проявления, Л. С. Выготский объяснил их утратой детской непосредственности, непроизвольности поведения, которая исчезает как результат начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Другой отличительной особенностью этого критического периода Л. С. Выготский считал возникновение осмысленной ориентировки в собственных переживаниях: ребенок вдруг сам открывает факт наличия собственных переживаний, открывает их принадлежность ему и только ему, и сами переживания приобретают для него смысл.

Л. И. Божевич писал, что у ребенка этого возраста появляется осознание своего «социального "Я"». Именно в это время появляются игры "в школу" и имитация "работы" взрослых. По мнению Л. И. Божович, в основе кризиса 6--7 лет лежит конфликт, возникающий в результате столкновения образовавшихся в процессе развития качественно новых потребностей с неизменившимся образом жизни ребенка и отношения к нему взрослых. Последнее препятствует удовлетворению возникающих у ребенка потребностей и вызывает у него явления фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются возникающими к этому времени психическими новообразованиями.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Подросток стремится к эмансипации.

Так же этом возрасте формируется «Я- Концепция». Она включает в себя «Я-реальное» и «Я-идеальное». «Я-идеальное» это некий «идеальный образ», с которым себя ассоциирует подросток.«Я-реальное» это то, кем на самом деле является подросток в социальной среде.Несоответствие «Я-реального» и «Я-идеального» приводит к пубертатному кризису.

Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие - на поиски работы. Ценность образования - большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время - уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем - мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Кризис середины жизни. (30 до 55 лет).

Кризис середины жизни - это особый возрастной этап в структуре жизненного пути человека, который может быть успешно преодолен лишь при условии осмысленного отношения к личностно значимым мотивам или потребностям, которые определены каждым как ведущие или основные. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис «середины жизни» возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.

Кризис «середины жизни» нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис «середины жизни» нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов - непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них - способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса «середины жизни» человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис старения и смерти.

Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности.

Актуализация танатологических размышлений обусловлена не только патологическими изменениями, ведущими к ухудшению здоровья и повышению вероятности смерти, но и особенностями образа жизни старого человека. К последним можно отнести определенную монументальность внутренней субъективности, дистанцированность от сиюминутных социальных раздражителей, существенное ослабление мотивов достижения успеха, комфорта, карьеры. Человек, освободившийся от всего тривиального и поверхностного, может сконцентрироваться на сфере глубинного и существенного.

Старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности возможностей управлять природой. С точки зрения философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и успеха, умирающий является потерпевшим поражение.

Религия, способная быть значительной поддержкой для умирающего, в значительной степени утратила смысл для среднего человека. Западные религии низведены до уровня формализованных обрядов и утративших внутренний смысл церемоний. Взгляд на мир, выработанный наукой, базирующейся на материалистической философии, усиливает тяжесть положения умирающего. Ведь согласно такому подходу за пределами материального мира ничего не существует. Физическое уничтожение тела и мозга есть необратимый конец человеческой жизни.

Пожилые и престарелые люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни.

В.В.Козлов, ЯрГУ

К ризисные состояния представляют опасность для человека, если он «застревает» в них, оказывается не в состоянии принять ситуацию кризиса и найти в ней возможности для личностного роста. В таких обстоятельствах помощь психолога безусловно необходима.

Но и в этом случае психолог не может решать проблемы человека за него самого, что особенно подчеркивает К.Роджерс: «Изменения, которые произошли во мне по мере приобретения опыта, коротко говоря, выражаются в том, что в начале моей профессиональной деятельности я задавал себе вопрос: «Как я смогу вылечить и изменить этого человека?» Теперь я бы перефразировал этот вопрос так: «Как создать отношения, которые этот человек может использовать для своего собственного личностного развития?»

Также многие авторы подчеркивают важность осознания человеком своих чувств, причин неудовольствия, вообще самого факта кризисного состояния . Осознание проблем помогает сделать выбор, обрести стабильность, не перекладывая вину на других людей.

В задачу психолога входит и помощь клиенту в отыскании позитивных сторон кризисного состояния, настоящего момента жизни, так как человек обычно в такой ситуации склонен к преувеличению собственных проблем, тревожному и депрессивному тону настроения, не замечая новых возможностей для личностного роста.

При работе с семейными кризисами нужно помочь членам семьи осознать те роли, которые закреплены за ними в этой семье, сложившиеся стереотипы, взаимозависимость друг от друга; показать возможность перестройки характера коммуникаций в семье, закрепить новые способы общения.

Нельзя забывать о том, что психика имеет возможности к сохранению стабильности, и все же работа с кризисными состояниями трудна, так как «источники проблем, в принципе, бесконечны, потому что отзывается на них организм, хранящий в своей памяти все нюансы индивидуальной биографии, травмы рождения, и в потенции – всю боль и бессознательность мира».

Личностные кризисы – это психические состояния, которые, по определению Н.Д.Левитова, являются целостной характеристикой психической деятельности на определенном отрезке времени, показывающей своеобразие протекающих психических процессов в зависимости от отраженных предметов и явлений, предшествующих состояний и свойств личности. По своей структуре психические состояния – это своего рода синдромы, отличающиеся по знаку (позитивные или негативные), предметной направленности, длительности, интенсивности, устойчивости и одновременно проявляющиеся в познавательной, эмоциональной, волевой и других сферах психики.

В своем исследовании мы придерживаемся взгляда, что кризисные состояния - неотъемлемая часть жизни, личностного развития каждого человека; кризисы – жизненные периоды, максимально благоприятные для повышения уровня развития личности; кризисные изменения в значительной степени влияют на дальнейшее направление развития человека; и проявления различных видов кризисов имеют отличия.

Исходя из этого и руководствуясь положениями, а также концепцией материального, социального и духовного личностного кризиса, разрабытваемого нами в последнее время, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. исследовать кризис как психическое состояние;

2. выяснить, каким образом кризис влияет на психическое состояние;

3. выявить содержание каждого вида кризисов, наличие общих и отличающихся характеристик;

4. исследовать особенности протекания кризисных состояний у мужчин и женщин.

Согласно нашей концепции кризисные состояния могут быть разделены на три вида: материальные, социальные и духовные. Каждое состояние вызывается изменениями в определенной структуре личности и, по-видимому, имеет свое содержание. Можно предполагать наличие как сходных проявлений этих кризисов (они одинаково оказывают дестабилизирующее влияние на личность), так и проявлений, отличающих один вид кризиса от другого. Однако пока не существует экспериментального подтверждения этому предположению.

Исходя из вышесказанного, представляется важным исследование различных кризисных состояний с помощью определенных методов, выявляя при этом как общие психологические характеристики личностного кризиса, так и характеристики, присущие каждому виду кризисов.

Ввиду практической сложности достоверного суждения о наличии в данный момент определенного вида кризиса у данной личности для нашего исследования был выбран метод контент-анализа, как позволяющий изучать внетекстовую реальность, делать ретроспективный анализ явлений, а также получить обширные качественные и количественные данные о содержании личностных кризисов.

Текстовой материал для проведения контент-анализа был получен с помощью анкетирования. Для этого нами была разработана анкета на основе концепции материального, социального и духовного личностных кризисов, содержащая пять вопросов открытого типа, из которых два посвящены материальному кризису, два – социальному и один - духовному. В инструкции, прилагавшейся к анкете, испытуемых просили возможно подробнее отвечать на предложенные вопросы, обращая особое внимание на собственные чувства и переживания в периоды кризисов.

Результаты, полученные после анкетирования, обрабатывались с помощью метода контент-анализа, который является инструментом качественно-количественного изучения документов, состоящий в систематической фиксации заданных единиц изучаемого содержания (смысловых единиц) и в их квалификации. Основан на принципе повторяемости, частотности различных смысловых и формальных элементов в тексте.

Метод возник в американской журналистике в 20-е г.г. и применялся для исследования массовых коммуникаций и социально-психологических явлений.

По А.Н.Алексееву, контент-анализ - строгое исследование содержания текстовых массивов в целях выявления и измерения тенденций, репрезентируемых этими массивами.

Метод может применяться как сугубо самостоятельный (для изучения коммуникаторов, отраженных явлений) или как вспомогательный метод обработки массивов данных, полученных другими методами.

Мы считаем, что в данном случае применение метода контент-анализа оправдано, во-первых, тем, что имеется большое количество однородного материала для анализа; во-вторых, целью, состоящей в постижении внетекстовой реальности, а также сложностью непосредственного изучения этой реальности.

Использование данного метода дает возможность выявить психологические характеристики личностных кризисов, то есть выделить паттерны переживаний, характерные чувства, сопоставить различные виды кризисов.

Для качественно-количественного анализа полученного текстового материала нами были выделены смысловые единицы, представляющие собой наиболее часто встречающиеся описания чувств, паттернов переживаний по каждому пункту анкеты.

В качестве индикаторов смысловых единиц в тексте были выбраны понятия данных чувств, обсуждение темы собственных переживаний, отраженные в тексте как отдельными словами, так и целыми фразами, предложениями, абзацами.

Помимо смысловых единиц в целях измерения единиц анализа были выделены единицы счета, в качестве которых выступили количества знаков в сообщениях на интересующую нас тему в соотношении с общим количеством знаков в текстах. Таким образом была получена количественная выраженность интересующих нас смысловых единиц в долях процентов от общего объема текста.

На основе полученных количественных данных были сопоставлены различные виды кризисов, выделены характерные паттерны переживаний и получено описание кризисных состояний. Также было проведено сравнение кризисных состояний мужчин и женщин, причем для определения достоверности различий использовался Т-критерий Стъюдента.

Для контроля на обоснованность выделенные качественные единицы были предложены для обсуждения двум независимым экспертам. Для определения устойчивости данных текстовой материал кодировался двумя разными кодировщиками по одной инструкции. Коэффициент устойчивости составил 0,83.

В качестве испытуемых для исследования были выбраны преимущественно студенты психологического факультета Ярославского Государственного Университета имени П.Г.Демидова, как достоверно пережившие закономерные возрастные кризисные состояния, а также в силу образования имеющие больший словарный запас для описания собственных психических состояний и имеющие навык анализа данных состояний.

Для нашего исследования была взята выборка, состоящая из 211 испытуемых, в которую входили 84 лица мужского пола и 127 – женского в возрасте от 18 до 25 лет.

Каждому испытуемому был предложен текст анкеты, составленный на основе концепции о материальном, социальном и духовном кризисах, с прилагающейся к нему инструкцией.

Анкетирование проводилось как индивидуально, так и в группах. Общее время ответа на вопросы анкеты каждым испытуемым – от 0,5 до 1,5 часов.

Использовался качественно-количественный анализ результатов; достоверность различий между женской и мужской частями выборки определялась с помощью Т-критерия Стъюдента.

Исследование проводилось в 1999 - 2000 гг.

На начальном этапе для качественно-количественного анализа материала нами были выделены смысловые единицы (наиболее часто встречающиеся описания чувств, паттернов переживаний) по каждому пункту анкеты и найдено процентное соотношение данных суждений с общим количеством знаков в полученных текстах. Затем полученные данные по пунктам анкеты, относящимся к одному виду кризиса, были соединены; таким образом, по каждому виду кризиса было получено описание его психологического содержания.

Анализ показывает, что основными психологическими характеристиками личностного кризиса согласно нашему исследованию являются отчаяние, одиночество, страх, изменение системы ценностей, повышенная тревожность и т.д.

Данный список хорошо согласуется как с фактами, приведенными в литературных источниках . Указание на изменение системы ценностей во время личностных кризисов многими испытуемыми подтверждает гипотезу о том, что личностный кризис является своего рода поворотной точкой в развитии личности, где возможен как прогресс – восхождение на более высокую ступень развития, так и остановка в развитии, застревание в зоне кризиса. Об этом же свидетельствуют и проявления агрессии, направленной на себя, что говорит о суицидных тенденциях в периоды кризиса. Хотя процент выраженности данных тенденций невелик, это еще раз подчеркивает необходимость психологической помощи человеку, находящемуся в личностном кризисе, несмотря на то, что далеко не в каждом случае кризисные периоды переживаются столь тяжело.

Описание таких чувств, как отчаяние, одиночество, страх, повышенная тревожность, полученные нами при анкетировании, свидетельствуют о существенно сниженном фоне настроения во время личностных кризисов, о преобладающем в эти периоды пессимистическом взгляде на жизнь; для человека здесь становится важным найти позитив, увидеть повод для радости, только в этом случае возможен быстрый выход из кризисной зоны. Помощь клиенту в поисках позитивных сторон в его жизненной ситуации может также стать одной из ведущих целей психолога, работающего с кризисными состояниями.

Потеря чувства реальности как один из основных паттернов переживаний в течение личностного кризиса, вероятно, является специфической реакцией психики человека при столкновении со сложными и тяжелыми жизненными проблемами и может быть критерием того, что данный человек нуждается в помощи психолога при разрешении этих проблем. Однако небольшой процент встречаемости таких описаний, возможно, говорит о достаточно редких случаях переживания личностного кризиса в настолько тяжелой форме.

В разных видах кризисов преобладают различные паттерны переживаний.

Наиболее ярко выраженными характеристиками социального кризиса являются одиночество, неуверенность в себе, отчаяние, агрессия по отношению к окружающим, ощущение враждебности с их стороны, что определяется характером подструктуры «Я», которую задевает кризис: центром «Я» – социального является интегративный статус, социальные роли, «социальное лицо» субъекта; поэтому чувства одиночества, неуверенности в себе, враждебности со стороны окружающих, как социальные по своей природе – являющиеся переживаниями человеком себя в социуме, - наиболее отчетливо представлены именно в этом виде кризиса; и, в свою очередь, могут служить его индикаторами.

В периоды духовного кризиса ведущими паттернами переживаний выступают обращение к Богу, размышление о смысле жизни, изменение системы ценностей, чувство одиночества и ощущение несправедливости жизни. Из перечисленного ряда описаний чувств первые три наиболее ярко представляют духовный переворот, совершающийся во время данного вида кризиса, когда, по-видимому, человек заново осмысливает основы нравственности, переоценивает собственные поступки с тем, чтобы выйти на новую ступень личностного развития. Подтверждением этому предположению служит упоминание частью испытуемых о духовном подъеме, переживаемом через некоторое время после начала кризиса, что может свидетельствовать о благополучном разрешении личностных проблем. Однако невысокий процент выраженности данной смысловой единицы (3,2%), вероятно, говорит либо о существовании какого-то другого механизма выхода из духовного кризиса, либо о не столь благоприятном развитии кризиса и о необходимости помощи психолога в этих случаях.

Чувство одиночества в периоды духовного кризиса переживается как невозможность разделения окружающими чувств человека, которые, по-видимому, ощущаются как слишком личные, что согласуется с концепцией духовного «Я», содержащего «интимные, сокральные смыслы, касающиеся стержневых проблем бытия».

Ощущение несправедливости жизни, вероятно, в этом случае можно принять за проявление обычного для кризисного периода сниженного фона настроения, пессимистического отношения к жизни.

Следует заметить, что в данном виде кризиса совсем не выражены такие паттерны переживаний, как неуверенность в себе, агрессия по отношению к окружающим, что может свидетельствовать о том, что человек в зоне духовного кризиса слишком занят своими переживаниями и на время «выпадает» из жизни социума, что может стать новым источником проблем как для данного человека, так и для его близких. Еще одним подтверждением этой гипотезе служит тот факт, что в выделенные нами характеристики духовного кризиса не входит ни одно описание переживания человеком себя в социуме.

В качестве особенностей материального кризиса можно выделить большую выраженность таких смысловых единиц, как чувство отчаяния, агрессия по отношению к окружающим, концентрация на телесных ощущениях, жалость к себе и страх смерти. Эти данные объективно свидетельствуют о выраженной специфике этого вида кризиса, как и двух предыдущих. В период материального кризиса человек также захвачен более личными переживаниями, чем переживаниями относительно своих отношений с другими людьми, что сближает этот вид кризиса с духовным, но противопоставляет материальный и духовный виды кризисов социальному. Однако данный вид кризиса отличается от духовного тем, что переживания человека в данном случае касаются не его духовного мира, а его материального «Я», то есть «образа телесности и телесности как таковой, а также «предметного мира, переживаемого как принадлежащего личности» , что подтверждается существенной выраженностью такой смысловой единицы, как концентрация на телесных ощущениях (9,1%).

Такие паттерны переживаний, как агрессия по отношению к окружающим, жалость к себе, равно как и ощущение несправедливости жизни в этом виде кризиса, а также в остальных можно объяснить экстракунитивной реакцией на присутствующую во время кризиса ситуацию фрустрации, когда осуждается внешняя причина фрустрации или разрешение данной ситуации вменяется в обязанность другому лицу.

Чувство жалости к себе и чувство страха в период материального кризиса могут также определяться нарушением образа своей телесности и изменением отношения к собственному телу, что является причиной разрушения стабильности в жизни человека и соответствующей реакции на данное обстоятельство. Аналогичными могут быть причины появления чувства страха и в других видах кризисов, но в свою очередь причины разрушения стабильности будут разные в каждом виде кризиса.

Упоминания о чувстве отчаяния и об агрессии, направленной на себя, довольно часто встречающиеся в текстах ответов на вопросы анкеты, говорят о том, что человеку субъективно очень тяжело пережить кризисный период; он нуждается в поддержке и понимании окружающих – в противном случае возможны довольно печальные последствия пребывания человека в зоне кризиса. Именно поэтому нельзя преуменьшать актуальность проблемы личностных кризисов в психологии.

После проведения контент-анализа результатов, полученных с помощью анкетирования, мы сравнили женскую и мужскую выборки по выраженности психологических характеристик в каждом виде кризисов и определили значимость различий с помощью Т-критерия Стъюдента.

В большинстве психологических характеристик всех видов кризисов имеется большое сходство между мужской и женской выборками; однако существуют и определенные различия.

Так, при анализе материального кризиса были выявлены значимые различия между женской и мужской выборками в шести характеристиках. Выяснилось, что мужчины чаще женщин испытывают отчаяние, агрессию по отношению к окружающим и к себе, а также больше фиксированы на телесных ощущениях; в то время как женщины чаще упоминали о чувстве одиночества и о боязни одиночества в периоды материального кризиса. Следует заметить, что похожие результаты были получены и при анализе двух других видов кризисов. Во всех видах кризисов были выявлены значимые различия между мужской и женской выборками по таким паттернам переживаний, как одиночество, агрессия по отношению к себе и окружающим.

Полученные результаты согласуются с данными гендерной психологии: известно, что женщины более ориентированы на межличностное общение, а мужчины – на предметную деятельность, исходя из этого, можно объяснить преобладание чувства одиночества и боязни одиночества в женской выборке большей потребностью женщин в общении. Неоднократно упоминалось в литературе и о большей агрессивности мужчин по сравнению с женщинами; однако трудно сказать, повлияли ли в нашем случае на выявленные данные реально существующие различия в агрессивности между полами, или это результат действия полоролевых стереотипов: споры о данной проблеме ведутся и сейчас, и на основании нашей работы нельзя сделать однозначного заключения. Большая выраженность таких характеристик личностного кризиса в мужской выборке, как отчаяние и аутодеструктивная агрессия, говорит о том, что мужчины переживают кризисный период более тяжело; и, по-видимому, существует более выраженная суицидная тенденция в мужской выборке, что также подтверждается литературными данными о большем числе самоубийств среди мужчин по сравнению с женщинами.

Повышенная концентрация на телесных ощущениях в мужской выборке по сравнению с женской свидетельствует, вероятно, о большей значимости для мужчин образа своего тела и тела как такового, что, однако, не согласуется с общепринятой точкой зрения, и может опровергать ее, хотя, возможно, полученная нами закономерность не распространяется на остальных мужчин вследствие действия каких-то факторов (например, особенностей нашей выборки).

В социальном кризисе, помимо уже упомянутых общих для всех видов кризисов различий между мужской и женской выборками, были обнаружены значимые различия по таким характеристикам, как неуверенность в себе, преобладающая у мужчин и повышенная требовательность, преобладающая у женщин. Выявленные результаты также могут быть объяснены большей ориентированностью женщин на межличностное общение, что вызывает у них большее чувство тревоги при разрушении привычных отношений с окружающими, но в то же время дает большую уверенность в подобных ситуациях по сравнению с мужчинами. Вероятно, социальный кризис субъективно переживается женщинами более тяжело, чем мужчинами; но объективно женщины легче выходят из данного кризисного периода.

При анализе духовного кризиса были выявлены значимые различия по выраженности таких смысловых единиц, как размышления о смысле жизни, чаще упоминавшиеся мужчинами, и ощущение несправедливости жизни, чаще встречавшееся у женщин. Полученные результаты могут свидетельствовать о преобладании в женской выборке экстрапунитивной реакции, когда причина ситуации фрустрации и ресурсы для ее разрешения ищутся не в себе, а среди окружения. Значимые различия в выраженности такой характеристики, как размышления о смысле жизни, свидетельствуют о большей склонности мужчин думать о цели собственного существования, переоценивать свои поступки, что косвенно может подтверждать гипотезу о том, что кризис середины жизни является преимущественно мужским, так как в течение данного кризиса происходит сравнение себя реального с юношеским идеалом и оценка достигнуто за прошедший период жизни.

Однако несмотря на все различия между тремя видами кризисов, нельзя забывать, что психика человека едина. Этим и объясняется достаточно высокая общность психологических характеристик всех видов личностных кризисов.

Так, на заданный нами в анкете вопрос о причинах духовного кризиса были получены следующие ответы:

Потеря близкого человека (26,7%);

Болезнь близкого человека (17,2%);

Тяжелая болезнь (12,4%);

Несчастная любовь (6,6%);

Ситуация угрозы для жизни (8,5%) и др.

Из полученных результатов видно, что причинами духовного кризиса могут являться социальный и материальный кризисы. Так как три подструктуры «Я» взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга, то изменения в одной из них не могут не влиять на другие, обеспечивая тем самым баланс трех подструктур и единство психики.

Проведенное исследование позволило выявить, что основными психологическими характеристиками личностных кризисов являются чувства отчаяния, одиночества, страха, изменение системы ценностей, повышенная тревожность, агрессивность.

Было также установлено, что имеются различия в психическом состоянии при материальном, социальном и духовном кризисах, выражающиеся в появлении особых паттернов переживаний при каждом виде кризисов.

Протекание кризисных периодов у мужчин и женщин имеет некоторые различия: так, вследствие большей потребности в общении женщины острее переживают одиночество в периоды кризисов, по этим же причинам женщины более чувствительны к социальному кризису. Мужчины отличаются большей агрессивностью в период личностного кризиса.

Что касается практического применения результатов исследования, то на их основании появляется возможность диагностировать особенности пребывания человека в зоне личностного кризиса, своевременно определять потребность в психологической помощи, а также выработать программы психологической помощи людям в зависимости от вида кризиса, в котором они находятся, и от пола.
Список литературы

1. Ильина В.Н. Психологическая коррекция и психотерапия в «критические» возрастные периоды// Психология и практика. Ежегодник РПО. Т.4, вып.4. – Ярославль, 1998. – С. 297 – 299.

2. Козлов В.В., Бубеев Ю.А. Измененные состояния сознания: психология и физиология. – М.: МАПН, 1997. – 197 с.

3. Козлов В.В. Социальная работа с кризисной личностью. Методическое пособие. – Ярославль, 1999. – 303 с.

4. Козлов В.В. Теоретические и экспериментальные основы интенсивных интегративных психотехнологий в социальной психологии. Дис. докт. психол. наук. – Ярославль, 1999.

5. Козлов В.В., Фролова О.П. Интегративный подход в развитии целостной личности.// Психология и практика. Ежегодник РПО. Т.4, вып.4. – Ярославль, 1998. – С. 351 – 354.

6. Козлов В.В. Чарующее пространство внутренней целостности. Методическое пособие. – Ярославль, 1996. – 52 с.

7. Лазебная Е.О. Некоторые методологические проблемы изучения адаптации после воздействия экстремального (травматического) стресса// Психология и и практика. Ежегодник РПО. Т. 4, вып. 5. – Ярославль, 1998. – С. 6 – 13.

8. Некрасова Ю.Б. О психических состояних, их диагностике, управлении и направленном формировании (в процессе социореабилитации заикающихся)// Вопросы психологии. – 1994. - № 6. – С. 32 – 49.

9. Роджерс К.Р. Клиентоцентрированная терапия. – Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук», 1997 – 320 с.

10. Русина Н.А. Практика психологического консультирования и коррекции в психотерапевтическом центре.// Психология и практика. Ежегодник РПО. Т. 4, вып. 5. – Ярославль, 1998. – С. 266 – 271.

Поэтому личностные кризисы - нормальные, неминуемые этапы развития. Смена устаревшего редактора реальности.

К сожалению, иногда случается так, что личность не может справиться с грядущими изменениями, никак не может перейти в новое качество, которого требует от неё собственный внутренний мир или обстоятельства внешней жизни. Часто это связано с так называемыми «деформациями личности», которые затрудняют переформатирование внутреннего редактора реальности. Тогда говорят о патологическом течении кризиса, и в этом случае требуется экстренная помощь психолога: кризис сам по себе – период крайне непростой, который при наличии осложняющих обстоятельств, увы, может стать смертельным.

В психологии выделяют несколько видов кризисов: ситуативные, возрастные, экзистенциальные и духовный.

Ситуативные кризисы

С ситуативными всё наиболее понятно, у них есть четкий объективный критерий: это когда человека внезапно настигает жопа по нескольким фронтам. Прохождение этого кризиса очевидно: жалобами делу не поможешь, нужны практические действия, из кризиса нужно выбираться. Не требуется быть психологом, чтобы до этого додуматься: «Когда говорят пушки – музы молчат».

Помощь психолога иногда становится необходимой уже после того, как кризисная ситуация миновала: для интеграции полученного опыта, - то есть, проще говоря, для того, чтобы нормально жить дальше, усвоив, что «и так бывает тоже». Особенно трудной задачей это становится, когда полученный опыт выходит за рамки нормального. В этом случае у человека нередко «разрушается весь мир», и тут помощь психолога просто необходима.

Возрастные кризисы

У возрастных кризисов, подобно ситуативным, есть объективные причины. По большей части они определяются возрастом, соответствующими физиологическими изменениями и сменой социальных ролей. К возрастным кризисам относятся детские (их много), подростковый, вступления во взрослую жизнь , среднего возраста и старения.

Из всех из них только кризис среднего возраста не сопровождается выраженными гормональными изменениями и достаточно опосредованно связан с изменением социальных ролей. Поэтому что-то экзистенциальное в нём определенно есть, хотя формально он экзистенциальным не является.

Экзистенциальные кризисы

С экзистенциальными, в отличие от предыдущих, отнюдь не всё так уж понятно: объективных причин у них нет, случаются они не со всеми, хотя те экзистенциальные данности, которые служат их темами – эти данности касаются каждого:

1. Смерть
2. Свобода
3. Изоляция
4. Бессмысленность жизни.

Эти четыре экзистенциальные данности способны ввергнуть человека в пучину кризиса в любом возрасте. Подобные проблемы на объективном уровне принципиально не решаемы – потому и называются экзистенциальными, ибо всем нам с этим жить. Тем не менее, осознание подобной данности во всей её полноте часто как бы выводит человека на новый уровень. Говоря шершавым языком психологического протокола, повышается зрелость используемых психологических защит, что благотворно сказывается не только на осмыслении самих этих конечных данностей, но и на общем уровне жизни.

Духовный кризис

В отличие от предыдущих, чётко классифицированных и подробно описанных в литературе, с духовным кризисом, строго говоря, вообще ничего не понятно. Нет никакой общепринятой концепции и доказательной базы. Это связано с тем, что именно в духовном кризисе человек сталкивается на собственном опыте с ощущением недуальности, единства и отсутствия противоположностей, – вербальные описания которого, в нашем дуальном мире, не могут не быть противоречивыми и расплывчатыми.

Духовный кризис нередко является следствием интенсивных духовных практик, - когда у человека недостаточно возможностей по интеграции полученного опыта в обычную жизнь. Но с этим соприкосновением с недуальностью не всё так просто. Вполне ожидаемо, каузальные причинно-следственные связи в этой области не работают: иногда духовный кризис настигает человека без объективных причин, без всяких духовных практик, нипочему. Я, как человек, испорченный каузальностью, всё же отыскиваю причины субъективные: бессознательный запрос, когда психике для функционирования нужны всё более и более сильные ресурсы, в какой-то момент даёт обращение к наиболее сильному ресурсу из всех. Иначе говоря, по потребностям и воздастся вам: кому нужен ресурс - тот получит ресурс. А удастся ли ему его прожевать - это вопрос такой. Как пойдет.

Опыт нуминозного переживания недуальности, данный нам в ощущениях, - наиболее ресурсный опыт из всех возможных. Практически, это бесконечный ресурс коллективного бессознательного – оно же Святой дух, оно же Атман, оно же Дао, и т.п. Умения обходиться с этим ресурсом человеку часто не хватает, и эта сила иногда переживается настолько мучительно, что вероятность погибнуть становится достаточно явной.

Впрочем, большинство кризисов в их патологическом течении альтернативой выходу из кризиса имеют смерть: наиболее привлекательная альтернатива «жить по-прежнему» в кризисе, увы, длится очень недолго. Кризисы, собственно, потому и называются кризисами: в них соединяются не только возможности, но и опасности. К счастью, опасности не настолько страшны, как ощущается. Зато возможности – непредставимы.

Главное помнить, что они есть.

Личностный кризис в последнее время - довольно распространенное явление. В статье описаны факторы его появления, разновидности и способы, как от него избавиться.

Содержание статьи:

Личностный кризис - это особое душевное состояние, вызванное недовольством собой, окружающими, работой и даже миром, в котором живет человек. Такое психическое явление может появиться в любом возрасте, в любое время года и при любых обстоятельствах. Какая бы ни была жизненная ситуация, это всегда дается крайне тяжело, а в некоторых случаях возникают даже негативные последствия, которые может устранить только профессиональный психолог.

Причины появления личностного кризиса


Большинство людей хотя бы раз в жизни сталкивалось с ощущением, что их существование не имеет никакого смысла, и все действия абсолютно пусты. Это внутреннее ощущение имеет сильное воздействие на психику. И чаще всего определить причину и понять, как преодолеть личностный кризис, достаточно сложно.

Выделяют несколько ключевых факторов, которые способны подтолкнуть к столь сложному эмоциональному состоянию:

  • Недовольство собой . Достаточно распространенная причина, с которой сталкивается каждый второй человек. Дело в том, что масс-медиа активно навязывают определенные стандарты внешности, уровня достатка. В жизни добиться аналогичных показателей получается далеко не у всех.
  • Проблемы на работе . Человек может быть лучшим работником, но его труды остаются незамеченными. Или же, наоборот, он понимает, что его знания устарели, его услуги больше никому не нужны, а возраст и страх уже не позволяют начать что-либо новое. Не меньше повлияет на состояние и потеря хорошо оплачиваемой работы.
  • Восприятие себя . Обычно с кризисом сталкиваются люди среднего возраста. Это связанно с угнетением себя мыслями, что большая часть жизни прошла, что еще многое не успели из того, что хотелось, а время неумолимо бежит.
  • Проблемы в семье . Уход одного из пары к новому партнеру больно бьет не только по самолюбию, но и заставляет начать процесс самоугнетения. Ведь быть в роли брошенного очень непросто.
  • Сложности в школе . Кризис зачастую свойственен подростковому возрасту. Особенно ярко он проявляется у детей, которые «не такие, как все». Они становятся изгоями, их не принимает общество, а реализовать себя в других направлениях и с другими людьми они еще не могут или не умеют.
Кризис личностного роста способен перерасти в состояние глубокой эмоциональной депрессии, из которой выйти без помощи психологов просто не получится. Родным крайне важно своевременно заметить симптомы и помочь человеку справиться с ситуацией.

Основные симптомы личностного кризиса


То, что у человека начался кризис, можно заметить невооруженным глазом. Его признаками являются:
  1. Изменения эмоционального состояния . Такие люди крайне апатичны ко всему происходящему и не выражают чувств. У них очень сложно вызвать улыбку или услышать искренний смех.
  2. Отрешенность . Кризис личностного роста у людей, столкнувшихся с ним, вызывает абсолютное равнодушие ко всему происходящему. Их не волнуют заботы и проблемы вокруг, они полностью погружены в себя. В некоторых случаях наблюдается раздражительность, нервность и даже агрессивность при попытках родных и близких вывести их из этого состояния.
  3. Нарушения сна . Личности с подобной проблемой очень плохо спят, регулярно встают ночью, а утром не могут проснуться.
  4. Физиологические изменения . При кризисе человек начинает отказываться от пищи или есть ее в очень малых количествах, что становится причиной быстрой утомляемости. Из-за недостатка сна меняется цвет и состояние кожи. Психическое расстройство может негативно повлиять на физическое самочувствие. Такие люди часто болеют из-за ослабленного иммунитета.
Начать работу по выходу из состояния придется с корректировки поведения, ведь проблема всегда сказывается на нем в первую очередь.

Особенности преодоления личностного кризиса

Угнетенное состояние обязательно отразится как на самом человеке, так и на его взаимоотношениях с окружающими. Он может полностью погрузиться в себя, не ища помощи. Когда же он понял, что необходимо что-то менять, то пришло время действовать. Если разобраться, то преодоление личностного кризиса по силам каждому человеку. Главное, не терять контроль и добиваться постепенно своей цели.

Оценка ситуации и составление плана для выхода из личностного кризиса


Чтобы понять глубину проблемы, необходимо трезво посмотреть на происходящее, отключить чувства. Если самостоятельно сделать это сложно, то можно попросить помощи у близкого человека.

Некоторые психологи рекомендуют написать список того, что вызывает недовольство. Описать, какая именно сфера жизни находится на критической точке. В некоторых случаях проблема абсолютно очевидна. Это может быть потеря работы, смерть близкого человека, болезнь или что-либо другое.

В любой ситуации нужно попытаться отделить эмоции от фактов и составить себе план действий. Выход из личностного кризиса в большей мере зависит от грамотно продуманного поэтапного списка работы. Чтобы вернуть себя прежнего, важно понять, что же делать дальше и куда стоит идти.

План будет эффективен только в том случае, если:

  • Четко поставить цель . Необходимо выбрать себе реальную и достижимую цель, которая хоть немного исправит всю плачевность ситуации: найти работу, выучить английский язык, поступить в институт, встретить вторую половинку, завести друзей, путешествовать. Сделать все, что поможет выйти из кризиса и доставит положительные эмоции.
  • Найти основной мотив . Стоит отметить, что их может быть несколько, но важно определить главный. К примеру, новая работа - это путь к хорошему материальному положению. То есть ставить себе цель и объяснять, что она даст.
  • Определить параметры поиска . Какую конкретно работу необходимо найти, что там делать, кем быть? Как должны воспринимать окружающие, коллеги, друзья? Как должен выглядеть рабочий день? Какой уровень дохода будет устраивать? Чем можно пожертвовать, чтобы добиться поставленной цели? На все эти вопросы придется ответить. Так можно грамотно определить потенциальную цель и не отступать от нее.
  • Написать список дел, которые необходимы на пути для достижения цели . Чтобы найти новую работу, нужно зарегистрироваться на бирже труда и заниматься поиском вакансий самостоятельно. Также можно обзвонить друзей и знакомых, ведь очень часто работа появляется неожиданным образом. Чтобы достичь больших высот, рекомендуется пойти на курсы повышения квалификации, подтянуть иностранные языки и уделить время своему самообразованию. Если главная цель - это найти друзей, то важно посещать общественные места, больше общаться и проявлять интерес.
  • Не отступать от плана . После его составления ни в коем случае нельзя давать слабину и отступать даже на один пункт. И, несмотря на то, что сразу результата не видно, это не значит, что зря приняты действия. Иногда для получения желанного «плода» нужно подождать.
  • Не опускать руки . Даже если какой-то пункт плана не поддается с первого раза, то это не повод сомневаться в своих силах. Многие успешные люди в начале своего пути по несколько раз сталкивались с неудачами. Легкий путь не ведет к чему-то великому и светлому.
Помните, что из любой ситуации всегда есть два выхода: остаться в том же положении и все время жаловаться или же начать что-то предпринимать. Активно действовать может не каждый, но важно заставить себе не оставаться на мертвой точке. Не стоит стесняться пользоваться помощью других людей, тем более, если они сами проявляют желание в этом поучаствовать.

Изменение поведения для преодоления личностного кризиса


Своеобразная инфантильность в поведении может привести к образованию проблемы. Справиться с ней поможет смена манеры поведения, переосмысливание ценностей и взглядов на жизнь.

В этом случае план действий дополнится следующими советами:

  1. Возьмите ответственность на себя . Каждый должен отвечать как за поражение, так и за победу. Невозможно пройти длинный путь без этих двух составляющих. При поражении нельзя падать духом, нужно просто сделать вывод и не повторять свои ошибки в будущем. Не стоит искать виновных при поражении - это очень плохой спутник успеха.
  2. Перестаньте смотреть по сторонам . Очень многие современные люди находятся под влиянием социальных сетей, где одноклассники, друзья и знакомые выкладывают свои фотографии с ярких путешествий, счастливых моментов или удачных покупок. Коллеги также хвастаются поездками, приобретениями в дом. Никогда не нужно сравнивать свою жизнь с другими. Также молодые люди часто смотрят на своих школьных друзей и видят, как прекрасно сложилась их семейная жизнь и карьера. Человек может начать паниковать из-за того, что чего-то не имеет. Если регулярно сравнивать свою жизнь с более состоятельными людьми, то это прямой путь к личностному кризису.
  3. Избавьтесь от постоянных ожиданий . В большинстве случаев жизнь идет не по плану, и это нужно признать как неоспоримый факт. Некоторые ожидания оправдываются, а другие проходят мимо. В любом случае нет повода огорчаться и, тем более, погружаться в депрессию. Следует научиться избавляться от постоянных ожиданий, а если что-то не получилось, то смириться с этим и попробовать достигнуть цели еще раз.
  4. Прекратите надеяться на кого-то . Также не стоит возлагать большие ожидания на других людей. Это особенно актуально в том случае, если человек хочет завести отношения и семью.

Важно! Не бывает идеальных людей, а большие ожидания поражают лишь большие разочарования. Запомните одну простую истину: всегда будут лучше и хуже вас, не стоит гоняться и соревноваться с кем-то, лучше бороться с самим собой и каждый день покорять собственные вершины.

Работа над собой для выхода из личностного кризиса


Для людей очень важно чувствовать себя красивыми и успешными. Это придает уверенности, смелости и любви к себе. Поэтому огромное значение в борьбе с личностным кризисом играет усовершенствование личности, например:
  • Осуществление реальной мечты . Практически у каждого человека есть маленькая мечта, на которую не хватало сил или времени. Возможно, всегда хотелось научиться вязать, заняться флористикой или вкусно печь, отправиться на рыбалку в неизведанные места или покорить гору. Не ограничивайте себя, вдохновляйте свою натуру и занимайтесь тем, что приносит душевное удовольствие. Люди, которые уделяют время такому занятию, никогда не будут погружены в личностный кризис.
  • Занятия спортом . Это может быть не просто тренажерный зал, современная сфера позволяет найти занятие по душе. Для девушек прекрасным вариантом могут стать танцы, ведь они не только усовершенствуют фигуру, но и добавляют женственности. Если наблюдается личностный кризис у мужчин, то можно выбрать какие-то боевые виды искусства или бассейн. У некоторых людей нет времени посещать отдельные занятия, в таком случае идеальным вариантом станет утренняя пробежка. Плюс ко всему такое времяпровождение позитивно влияет на мозговую деятельность. Стоит отметить, что во время занятий спортом стимулируется выработка гормона, который отвечает за наше ощущение счастья.
  • Уход за собой . Как показывает статистка, личностный кризис у женщин очень часто появляется из-за недовольства своим внешним видом. Но и мужчины также подвержены этому фактору, хоть и в меньшей степени. Если не нравится отражение в зеркале, то нужно попытаться сделать из себя того человека, которого хотите видеть каждое утро. Конечно, для этого придется приложить немало усилий, но результат стоит того. Изменить прическу, стиль одежды, манеру разговора, цвет волос - это под силу каждому. Все, что угодно, лишь бы внешний вид вдохновлял выйти из дома и начать делать важные поступки.

Бывает и так, что все меры оказываются практически бесполезными. Зачастую с этим сталкиваются люди, которые ставят нереальные требования к себе и своей мечте. Поэтому неизбежным становится срыв.

Как избежать психического срыва во время личностного кризиса


Любой кризис доходит до своего апогея, и в этот момент крайне важно предотвратить психический срыв. В противном случае справиться с проблемой поможет только профессиональный психолог.
  1. Больше танцуйте . Психологи выяснили, что во время стресса человек сам себя помещает в так называемый панцирь, ему сложно раскрепоститься и выплеснуть негативные эмоции. Очень важно уметь эмоционально расслабиться. Чтобы не позволить негативу взять верх, нужно танцевать каждый день до тех пор, пока не появится расслабленность в мышцах. Тело должно двигаться легко, непринужденно, без лишней скованности. Для этого обязательно необходимо подобрать свою любимую динамическую музыку. Психологи считают, что если танцевать не менее пяти минут в день, то тело станет более гибким, а значит, у него начнет вырабатываться устойчивость к стрессу.
  2. Научитесь быстро «выдыхать» и расслабляться . Кризис - это именно то состояние, которое заставляет быть в постоянном напряжении. Поэтому важно научиться расслабляться и оставлять негатив позади. К тому же к решению любой проблемы лучше приступать после того, как полностью избавился от прошлого опыта. Напряжение - это болезнь, стресс, кризис и страх. Расслабление - это успех, радость, творчество и легкость. Сегодня можно найти огромное количество методов релаксации, которые помогут добиться поставленной цели. Если стресс застал врасплох, то есть один простой и действенный способ: максимально напрячь все мышцы тела и задержать дыхание на пять-десять секунд, а затем резко выдохнуть. Постарайтесь подышать глубоко хотя бы пару минут.
  3. Сосредоточьтесь на позитивных мыслях . Даже в кризисе есть позитивная сторона, и стоит думать только про нее. К примеру, в большинстве случаев заставляет начать действовать какой-то негативный момент. Он подталкивает на саморазвитие и усовершенствование своего внешнего вида. Поэтому кризис может заставить стать лучше. Необходимо настроить себя исключительно на положительные мысли. Даже если все это не помогает думать в позитивном ключе, стоит сочинить какую-либо историю с хорошим финалом и поверить в нее. Например, в то, что реально добились своей конечной цели и полностью счастливы. Многие психологи утверждают, что вера в себя - это половина пройденного пути.
  4. Хвалить себя обязательно ! Если концентрировать внимание исключительно на негативных моментах, то можно полностью потерять контроль над ситуацией. Плюс ко всему, это помещает достигнуть будущей поставленной цели. Каждый раз, когда маленькая цель будет успешно завершена, хвалите себя. Сосредоточьтесь и действуйте.
Как преодолеть личностный кризис - смотрите на видео:


Во время стресса важно сфокусироваться на конечном результате. Это позволит избежать всех неудач и добиться своего. Не обращайте внимания на внешние обстоятельства, а просто действуйте. Во время кризиса необходимо быстро расставить себе цели и добиваться их. Каждая покоренная вершина постепенно будет выводить из депрессивного состояния. Если вы начнете долго продумывать все плюсы и минусы конкретной ситуации, к примеру, смены работы, то принять решение будет крайне сложно. Поэтому действуйте быстро и думайте только о хорошем.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!