Кровавая леди батори легенда читать. Графиня Элизабет Батори

ЛЕГЕНДЫ
Однажды, вернувшись из очередного похода, её муж застал в саду такую картину: к дереву была привязана обнажённая девушка, тело которой терзали осы и муравьи. Когда муж спросил Элизабет, что это, та ответила, что это воровка, которая пробралась к ним в сад. Элизабет приказала раздеть воровку, облить мёдом, и привязать к дереву, чтобы та ощутила себя игрушкой, которую все норовят украсть. Муж Элизабет лишь посмеялся над этим.

Батори очень боялась состариться и утратить свою красоту, молва о которой шла по всей Европе. Вот как она открыла свои "ванны красоты". Однажды причесывающая Елизавету служанка случайно выдернула ей волос.Рассерженная графиня ударила служанку с такой силой, что у той из носа хлынула кровь и несколько капель попало Елизавете на руки. Графиня сочла, что кровь сделала ее кожу более мягкой и нежной, и решила целиком искупаться в крови. По легендам, у Батори была «железная дева» (орудие пыток), где жертва истекала кровью; ею наполнялась каменная ванна, в которой графиня купалась. Жертвой её чудовищных преступлений стало 650 человек.В своём бешенстве, Элизабет могла впиться зубами в тело несчастной девушки, порой вырывая целые куски мяса из рук, лица и других частей тела своих жертв.

Существует и другая версия.После смерти мужа Елизавета имела связи с более молодыми мужчинами, иногда это были и совсем ещё парни. Однажды, будучи в сопровождении молодого кавалера, она увидела старую женщину и спросила у него: «Что бы ты сделал, если бы тебе пришлось поцеловать вон ту старую каргу?». Он рассмеялся и ответил словами отвращения, которые она и ожидала услышать. Старая женщина услышала насмешки графини, подошла к ней и обвинила Елизавету в чрезмерном тщеславии и эгоизме, а также напомнила ей, что старения ещё никто не избежал. Испугавшись утратить красоту и популярность среди более молодых ухажеров, Батори начала искать утешение в магии и оккультизме, мысль о ваннах из крови ей внушила знакомая колдунья.Ведьма сказала Элизабет, что её красоту сможет сохранить регулярный приём ванн из крови молоденьких девственниц. С помощью своих доверенных слуг Элизабет заманивала в замок девушек из округи, которые становились её жертвами.Она нанимала девушек на работу в соседних деревнях. Родители с радостью отдавали своих дочерей богатой графине, не подозревая, какая их ожидает участь. Однако, несмотря на регулярный приём ванн, Элизабет продолжала увядать. Она пришла к колдунье и в ярости набросилась на неё. Ведьма сказала, что Элизабет всё делала неправильно, и купаться надо было не в крови крестьянок, а в “голубой крови” аристократок. И Элизабет стала приглашать в свой замок дочерей разорившихся дворянских семей. Родители отпускали своих дочерей в замок к Графине, надеясь, что они обучатся там придворному этикету, и кровавое пиршество продолжилось. Однако вечно это не могло продолжаться. Одно дело, когда исчезает безродная простушка, другое дело, когда речь идёт об аристократическом роде, пусть даже самом бедном.

Есть версия жизни и смерти графини Батори. По ней все зверства графини являются вымыслом католической церкви, которые сфальсифицировали все улики против несчастной графини.

Турзо претендовал на земли семейства Батори, и в сговоре с церковниками они оклеветали графиню, чтобы заполучить её богатые земли. Матиас II задолжал Батори крупную сумму денег, и её смерть была ему на руку, так как ему не нужно было возвращать долг.

Поэтому Матиас II закрыл глаза на беспредел церкви, которая не раз, отобрав земли у их владельцев, выставляла их в таком неприглядном свете, чтобы отвлечь внимание народа от беспрепятственного дележа имущества невинных людей.


В книгах по истории и на различных интернет-сайтах можно увидеть несколько портретов Елизаветы Батори. При внимательном рассмотрении видно, что на портретах изображены разные женщины, кроме того, человек, понимающий в живописи, сразу увидит, множество других деталей, которые указывают более позднее или раннее происхождение портретов.


Возможно, остались некоторые подлинные портреты графини Батори, а может где-то хранятся точные копии, по которым можно восстановить ее настоящий образ. Мы будем над этим работать, и вполне возможно когда-то точно узнаем, как выглядела Эржебет Батори. Но сейчас хочется разобраться и понять – зачем уничтожили все портреты графини, зачем сожгли все документы, связанные с ее именем и судебным процессом.


По распространенной версии, вещи графини и ее портреты уничтожили по приказу властей, дабы не тревожить народ. Странно, но почему тогда не уничтожили ее драгоценности? Почему все драгоценности графини очень быстро нашли своих новых хозяев?


Если бы Елизавета Батори увидела этот поддельный портрет, художник умолял бы о прощении…


Все именно потому, что ради драгоценностей, ради земель и иной собственности графиню оговорили. А портреты и документы, которые могли как-то оправдать Елизавету Батори и поставить под сомнение обвинение уничтожили. Остались лишь документы с подписями и показаниями свидетелей из простого народа, хотя реально их показания не могли иметь веса по нескольким причинам.


Крестьяне того времени мало чем отличались от скотов, которых они пасли. Это были безграмотные, забитые и очень . Они верили в вампиров и прочие сказки, а самое главное почти любой крестьянин в душе ненавидел своего господина, ведь крестьян по традициям того времени нещадно эксплуатировали.


Посему, когда графиню решили осудить, не надо было долго искать и уговаривать свидетелей. Потребовалось просто собрать холопов из ближайших деревень, а они с радостью поставили подписи под чем угодно, ведь крестьяне во-первых неграмотные, во вторых ненавидели свою госпожу. Сюда еще следует добавить веру крестьян в вампиров, колдовство, черные ритуалы, замешанные на крови девственниц…


При этом крестьяне никак не могли соприкасаться с портретами и документами графини, которые якобы могли задеть их чувства и стать источником массовых беспорядков. Все портреты и документы графини уничтожили ради того, чтобы стереть ее настоящий образ из истории и вместо реальной графини создать вымышленный образ кровавого монстра.



По-прошествии столетий настоящую Эржебет Батори полностью забыли, от ее реальной личности и жизни почти ничего не осталось. Никому нет дела до того, чем она жила, как проводила время, зачем учила иностранные языки, читала книги и занималась врачеванием. Всем гораздо интересней жуткий вымышленный образ, который некоторым людям даже 400 лет спустя помогает зарабатывать на Елизавете Батори деньги.


Пример Эржебет Батори очень важен, ведь она не единственная, кого люди, пишущие историю, оговорили и опорочили. Продажные историки, власть имущие и разные общественные деятели продолжают и сегодня свое дело, они очерняют людей и целые государства, а население верит каждому слову из телевизора, как будто это им говорит сам Бог.

Имя: Елизавета Батори (Эржебет Батори)

Возраст: 54 года

Деятельность: графиня, серийная убийца

Семейное положение: вдова

Елизавета Батори: биография

Загадочная и темная Трансильвания - место обитания легендарного вампира из романа «Дракула», прототипом которого был князь . Спустя полвека после его смерти мистическая слава перешла к Елизавете Батори - «кровавой графине», которая предположительно убила 650 девушек ради вечной молодости. История до сих не определилась во мнении, кто же Елизавета Батори на самом деле - жестокая убийца, последовательница черной магии и оккультизма или жертва религиозного заговора.

Детство и юность

Эржебет (русский вариант - Елизавета) Батори, она же Альжбета Баторова-Надашди, родилась 7 августа 1560 года в венгерском городе Ньирбатор. Родители происходили из одного рода: отец Дьёрдь был братом трансильванского воеводы Андраша Батори, а мать Анна - дочь другого воеводы, Иштвана IV. По материнской линии Эржебет была племянницей , короля Польши и Литвы. Девочка – не единственный ребенок в семье: на 5 лет старше нее брат Стефан, младше - сестры София и Клара.


Кровосмешение наложило отпечаток на психическое здоровье семьи. Говорят, что все в роду Батори страдали эпилепсией, шизофренией и алкогольной зависимостью, сырые стены имений провоцировали подагру и ревматизм. От последнего, став взрослой, страдала и Елизавета. В юности девочка часто впадала в беспричинную ярость, что объясняется не только искаженной генетикой, но и жестокостью Средневековья в целом.

Юная аристократка с пеленок изучала латынь, немецкий и греческий языки, исповедовала кальвинизм (направление протестантизма). Вера, возможно, послужила поводом для трагических событий в биографии Елизаветы Батори.

Личная жизнь

Рожденной в привилегированной дворянской семье, богатой и образованной девушке пришлось рано повзрослеть - уже в 10 лет родители обвенчали ее с Ференцем Надашди, сыном палатина Тамаша Надашди. Вероятно, ранний брак был продиктован политическими целями. В роли невесты Эржебет провела 5 лет, свадьба состоялась 8 мая 1575 года. На торжестве, состоявшемся в замке Вранова, присутствовали 4,5 тыс. гостей.


Социальное положение девушки было выше, чем у супруга, поэтому она отказалась взять его фамилию, вместо этого Ференц стал Батори. В качестве свадебного подарка Надашди преподнес молодой жене Чахтицкий замок, расположенный на территории современной Словакии. Пока муж получал знания в Вене, Елизавета одна занимала семейное имение, состоящее из загородного дома и 17 окрестных деревень.

В 1578 году Ференца назначили главнокомандующим венгерскими войсками в сражениях против Османской империи. Ни походы, ни Тринадцатилетняя война не помешали продолжить род Батори. Первенец, дочь Анна Надашди, появилась на свет в 1585 году. Впоследствии девушка стала супругой хорватского полководца Миклоша Зриньи. Доподлинно известно о рождении еще четверых детей: девочек Оршои (1590), и Каталины (1594), мальчиков Андраша (1598) и Пала (1593).


Имеются предположения о наличии еще двух детей: Милош - неизвестно, являлся ли он третьим сыном Эржебет и Надашди или двоюродным братом девушки, а также Дьёрдь - мальчик либо погиб в младенчестве, либо вовсе не существовал.

Исторические факты указывают на то, что до замужества 13-летняя Елизавета родила дочь Анастасию от Ласло Бенде, слуги из замка Шарвар - родового имения Надашди. Разъяренный Ференц собственноручно кастрировал мужчину и велел запереть в клетке со сворой голодных собак. По одной из версий, ребенка постигла та же участь, по другой - его отдали приемной матери и выслали в Валахию.


Наследников рода Батори воспитывали гувернантки, а Елизавета в свободное от личной жизни время следила за домом и принадлежащими ей поместьями. Она как владелица Чахтицкого замка несла ответственность за жителей, их физическое и психическое благополучие. Поэтому, когда во время Тринадцатилетней войны османы напали на имение, Эржебет вела дипломатические переговоры, успокаивала жен погибших мужей и матерей, чьи дочери попали в сексуальное рабство варваров.

4 января 1604 года 48-летний Ференц Надашди умер. Точная причина неизвестна, но болезнь, вызывающая жуткие боли в ногах и спровоцировавшая смерть, начала развиваться еще в 1601-м. Спустя 2 года мужчина утратил возможность ходить. Перед кончиной он оставил завещание, согласно которому присматривать за вдовой и наследниками должен был Дьёрдь Турзо - граф и палатин Венгрии. Он сыграл решающую роль в дальнейшей судьбе Елизаветы.

Обвинение и расследование

В 1610 году до двора Габсбургов, одной из могущественных монарших династий Европы, дошли слухи о чудовищных зверствах, которые происходят в Чахтицком замке: якобы хозяйка заманивает в дом чистых, непорочных девушек, применяет к ним пытки, а затем хладнокровно убивает и купается в их крови, чтобы сохранить молодость.


Согласно одной из легенд, после смерти супруга Елизавета Батори встречалась с мужчинами моложе нее. Однажды во время свидания аристократка увидела пожилую женщину и спросила у кавалера, что бы тот сделал, если бы пришлось поцеловать старушку. Парень рассыпался в нелестных выражениях. Услышав разговор влюбленных, женщина подошла к ним и обвинила Батори в тщеславии, справедливо заметив, что однажды старость придет и в ее дом.

Елизавету испугала открывшаяся истина. В тот же вечер служанка, подготавливая хозяйку ко сну, случайно выдернула ей волосок гребнем. Обозлившись, Батори ударила девушку по лицу, да так, что разбила губу. Несколько капель крови упали ей на руку. Аристократке показалось, что место на коже, где еще недавно алели пятна, стало мягким и упругим.


Домыслы Елизаветы подтвердила и колдунья. Она сказала, что лучшим средством от увядания кожи считается кровь молодых непорочных девушек. С маниакальной тщательностью при помощи трех помощниц богатая помещица заманивала к себе крестьянских дочерей, якобы на работу, а затем пытала их самыми изощренными способами и использовала кровь как воду. «Высосанные» трупы, которые находили вблизи Чахтицкого замка, местные жители объясняли существованием вампиров.

Несмотря на еженедельные ванны, Елизавета продолжала стареть. Она обрушилась на колдунью с обвинениями, а та пояснила, что девушки из низшего класса не даруют вечную молодость, нужно «охотиться» на дочерей состоятельных отцов. Исчезновению девственниц из крестьянских семей не придавали особого значения, а когда начали пропадать аристократки, жители забили тревогу.


Слухи о жестокости Эржебет Батори начали доноситься до императора Священной Римской империи, короля Германии, Чехии и Венгрии Матьяша II, еще в 1602 году, но лишь спустя 8 лет он разрешил начать расследование. Дело поручили Дьёрдю Турзо.

29 декабря 1610 года граф Турзо ворвался в дом Елизаветы и якобы застал ее, а также трех сообщниц - служанок Илону Йо, Катарину Беницку и Дороту Сентеш, которые заманивали девушек в Чахтицкий замок, на месте преступления. В имении обнаружили 9 тел: некоторые девушки уже умерли, другие были заперты в «железных девах» и истекали кровью.


За 5 дней расследования показания о жестокости Батори дали 300 свидетелей, большинство – крестьяне, работающие в замке. Трое «помощниц» аристократки под пытками признались в причастности к жутким преступлениям. 2 января 1611 года их заживо сожгли, предварительно отрубив пальцы рук в качестве наказания за содеянное. По разным данным, Елизавету обвиняли в убийстве от 30 до 650 человек. Она вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самый массовый убийца. Ее не казнили – избрали более суровую кару.

После судебного процесса все упоминания о Батори были уничтожены – дневники, документы, личные вещи. До наших времен не дошел ни один портрет «кровавой графини». Историки предполагают, что столь скоропалительное желание стереть человека с лица земли свидетельствует о заговоре, в котором участвовал не только Дьёрдь Турзо, заинтересованный в землях и имуществе аристократки, но и представители католической церкви.


Во времена войны с Османской империей протестантизм, который исповедовала Елизавета, креп, поэтому последователям католицизма требовалась «показательная порка». Выставление кальвинистки-Батори в образе сущего дьявола положительно сказалось на их планах отвратить народ от протестантизма.

К теории гонения склоняются многие соотечественники Батори, в том числе историк Ласло Надь. В 1984 году он выпустил книгу «Дурная слава Батори», где Елизавета выступает как жертва интриг палатина Турзо. Та же версия нашла отражение в фильме Юрая Якубиско «Батори» (2008).

Последние годы и смерть

Местом заточения Эржебет стал Чахтицкий замок. Ее замуровали в комнате, заложив кирпичом окна и двери, оставили лишь отверстие для передачи пищи: воды и хлеба.


На сухом пайке женщина продержалась 3 года. 21 августа 1614 года Батори пожаловалась страже на холод. Утром ее нашли мертвой.

Спустя 4 месяца, 25 ноября, тело захоронили при церкви замка, а затем перенесли в родное поместье Елизаветы – Эчед. Где сейчас покоятся останки «кровавой графини», неизвестно.

Елизавета Батори в книгах и фильмах

Наиболее интересные факты из биографии Эржебет нашли отражение в кино, компьютерных играх, книгах, графических произведениях. Именем графини названы музыкальные группы, ей посвящены целые альбомы и отдельные композиции.

В литературе:

  • 1901 – «Хозяйка замка Чехтице» Кальмана Миксата
  • 1968 – «62. Модель для сборки» Хулио Кортасара
  • 1985 – «Эржебет Батори» Андраша Наги (пьеса)
  • 1992 – «Эра Дракулы» Кима Ньюмана
  • 2011 – «Проклятые»

В кинематографе:

  • 1971 – «Графиня Дракула»
  • 1974 – «Аморальные истории»
  • 2002 – «Убийца любви»
  • 2004 – «Могила оборотня»
  • 2006 – «Остаться в живых»
  • 2008 – «Кровавая графиня – Батори»
  • 2014 – «400 лет Кровавой Графини: Секрет за секретом» (документальный)
  • 2015 – «Кровавая леди Батори»

Эта женщина загубила более 650 жизней

Елизавета (Эржбет) Батори родилась 7 августа 1560 года в одной из самых знатных и уважаемых семей Венгрии. Из нее вышли многие правители Европы того времени, включая знаменитого Стефана Батория , являвшегося родным дядей Елизаветы. Но она прославила свой род исключительно в качестве «Кровавой графини». Ее имя даже занесено в Книгу Гиннеса , потому что больше таких чудовищ в женском обличье мир не создавал.

Дитя кровосмесительного брака

Эржебет родилась именно от такого союза. Ее отец Дьердь представлял одну из ветвей одного рода Батори, а мать Анна – другую. Все их четверо детей страдали различными психическими и физическими отклонениями.

В отличие от своего старшего брата Иштвана , ставшего законченным алкоголиком уже в молодом возрасте, Елизавета росла внешне абсолютно нормальным ребенком. Она имела твердый, почти мужской характер, свободно владела латынью, немецким и греческим языками. И это в то время, когда сам король Венгрии с огромным трудом читал по слогам!

Замуж за маньяка

В 15-летнем возрасте ее выдали замуж за Ференца Надашди , который через пару лет стал командующим войсками Венгрии в войне против Османской империи. О его жестокости ходили ужасающие слухи. Свидетели его расправ над пленными сравнивали Ференца с графом Дракулой Цепешем , любившим сажать на кол своих побежденных противников.

Молодая графиня родила мужу четверых детей (по некоторым источникам, шестерых), но видела его крайне редко, проводя большую часть времени в подаренном им Чахтицком замке, окруженном 17 деревнями.

По одной из легенд, первого своего ребенка она родила от слуги, которого ревнивый муж кастрировал и бросил на съедение своре собак, а родившуюся девочку без сожаления убил.

В то время жестокость к пленным и слугам была обычным явлением. Елизавета Батори поняла это еще в раннем возрасте, когда могла за плохо отглаженное платье метнуть в служанку горячий утюг, а за появившуюся дырку уколоть ее несколько раз швейной иглой. Пощечины же для служанок вообще являлись обыденным делом. Позднее Елизавета начала использовать «для перевоспитания» провинившихся слуг дубинку.

Черноволосая красавица с жестокой душой

История жизни этой женщины окутана таким количеством легенд, что сегодня очень тяжело отделить правду от вымысла. Одни источники рассказывают об огромном количестве ее любовников, хотя говорить нужно, скорее всего, о любовницах.

Красивая, но обладавшая жестоким характером Елизавета Батори предпочитала женщин, что для церкви было одним из смертных грехов. Местные священники терпели ее только из-за огромных взносов в церковную казну и пожертвования на постройку храмов.

Примерно в 25-летнем возрасте Елизавета вступила в любовную связь с Анной Дарвулией , которая явно страдала психическими отклонениями и умерла в 1606 году от приступа эпилепсии.

Два дьявола нашли друг друга, после чего словацкие селения вокруг Чахтицкого замка обуял настоящий ужас. Сначала женщины для усиления эффекта своих любовных утех просто наносили увечья служанкам, зубами вырывая куски плоти из их лиц и груди, после чего давали возможность жертвам самостоятельно истечь кровью.


Проблемы скрыть следы собственных преступлений не было. Естественная смертность в то время была высока и крестьяне, которым сообщали о гибели дочерей в результате длительных болезней, были потом даже рады небольшой материальной помощи, передаваемой им «благородной» графиней.

Муж не должен мешать удовольствиям

В 1601 году муж Елизаветы Ференц Надашди вернулся из очередного похода и решил дома подлечить боевые раны. Но что-то пошло не так, и уже через полтора года он вообще перестал ходить, став инвалидом. Еще через год он умер, оставив Елизавету Батори единственным наследником своего огромного состояния.

Почувствовавшая полную свободу, «кровавая» графиня распоясалась. Она начала практиковать сдирание кожи с жертв, используя раскаленные докрасна щипцы для камина, а также обливать служанок водой на морозе, ожидая, пока они не превратятся в ледяной столб.

Самыми любимыми орудиями пыток стали швейные иглы. Они загонялись под ногти девушек, после чего графиня предлагала жертве самостоятельно достать их.

Но это была просто игра. Если девушка не пыталась достать иглы, а слезно просила об этом Елизавету, то та смягчалась и могла на время оставить жертву в покое. Если же служанка пыталась достать иглы, то ей нещадно отрубались пальцы. Увидев кровь, графиня и Анна Дарвулия буквально набрасывались на жертву и начинали разрывать ее тело своими зубами.

По свидетельствам слуг, однажды из-под двери пыточной комнаты вытекло такое количество человеческой крови, что ее пришлось засыпать несколькими ведрами угля, иначе пройти по коридору было бы просто невозможно.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!