Круг лета господня антология русской поэзии читать. Круг лета Господня

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 676) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (306) Буклеты, памятки и листовки (131) Видеофильмы, видеолекции и беседы (966) Вопросы священнику (410) Изображения (258) Иконы (540) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 017) Статьи (1 780) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (152) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (509) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (381) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 766) Библия (778) Закон Божий (790) Миссионерство и катехизация (1 380) Секты (7) Православная библиотека (481) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 764) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 452) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (447) Радоница (8) Родительская суббота (31) Страстная Седмица (26) Церковные праздники (690) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (128) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (148) Елеосвящение (8) Исповедь (32) Миропомазание (5) Причащение (23) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (65) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (169) Колокольные звоны (10) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (14) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (109) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (372) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (125) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы).

Первое (IV) и второе (452) обре́тение главы Иоанна Предтечи.

Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1160).

Утр. – Лк., 31 зач., VII, 17–30. Лит. – Предтечи: 2 Кор., 176 зач., IV, 6–15. Мф., 40 зач., XI, 2–15. Ряд. (под зачало): Рим., 115 зач., XIV, 19–26. Мф., 16 зач., VI, 1–13. Прпп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27–30.

Служба Триоди в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, совершается вместе с полиелейной службой в честь Первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи (см. Типикон, 24 февраля, 6-я Маркова глава).

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

Дни памяти: 7 января (Собор), 24 февраля (Первое и второе обретение главы), 25 мая (Третье обретение главы), 24 июня (Рождество), 29 августа (Усекновение главы), 23 сентября (Зачатие), 12 октября (Перенесение десной руки)

Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука – Лк.8:3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской – в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.

В дни равноапостольного царя Константина Великого († 337, память 21 мая), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь. Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как Второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Тропарь первому и второму обретению главы Иоанна Предтечи

От земли́ возсия́вши, Предте́чева глава́,/ лучи́ испуща́ет нетле́ния, ве́рным исцеле́ний,/ свы́ше собира́ет мно́жество А́нгел,/ до́ле же созыва́ет челове́ческий род,// единогла́сную возсыла́ти сла́ву Христу́ Бо́гу.

Перевод: Из земли воссиявшая глава Предтечи посылает верным лучи нетленные исцелений, собирает с небес множество Ангелов, на земле созывает человеческий род воссылать единогласно славу Христу Богу.

Кондак первому и второму обретению главы Иоанна Предтечи

Про́роче Бо́жий и Предте́че благода́ти,/ главу́ твою́ я́ко ши́пок свяще́ннейший от земли́ обре́тше,/ исцеле́ния всегда́ прие́млем,// и́бо па́ки, я́коже пре́жде в ми́ре пропове́дуеши покая́ние.

Перевод: Пророк Божий и Предтеча благодати, главу твою как священнейшую розу в земле обретя, мы всегда получаем исцеления, ибо снова, как и прежде, ты возвещаешь в мире о покаянии.

Величание Иоанну Предтече на обретение главы

Велича́ем тя,/ Крести́телю Спа́сов Иоа́нне,/ и почита́ем вси/ честны́я твоея́ главы́// обре́тение.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 11, ст. 2-15.

2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих 3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: 5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; 6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.

7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

8 Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

9 Что́ же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.

10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, 13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.

14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти.

15 Кто имеет уши слышать, да слышит!

(Мф. гл. 11, 2-15.)

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне

С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • Встреча 7. Опыт духовной жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского

    Рассмотрены сл. вопросы: советы по борьбе со страстями и стяжанию добродетелей, советы по семейной жизни и воспитанию детей, отношение к современной культуре и современным проблемам, миссионерский опыт.

  • Проповедь в день памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского

    Старший домоуправитель Псково-Печерского монастыря - преподобномученик Корнилий. А мы, монахи, - лишь служители. И беда, если мы об этом забываем.

  • Понимание «вселенскости» в православной традиции

    Православная традиция никогда не рассматривала эпитет «Вселенский» в титуле какого-либо архиерея как указание на его всемирную юрисдикцию.

  • Выставка «Последние дни последнего Царя»

    Предметы, принадлежавшие Николаю II и его близким, найденные в Ипатьевском доме при расследовании убийства царской семьи в 1918 году, представлены на выставке в Музее русской истории при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.

  • К аждому обществу, как и каждому человеку, необходим светлый духовный идеал. Особенно остро общество нуждается в нем в эпоху «смутного времени»». Что же служит нам, русским людям, этим духовным идеалом, духовным стержнем, той силой, которая на протяжении целого тысячелетия сплачивала Русь перед лицом нашествий, смут, войн и других глобальных катаклизмов?

    Н есомненно, что такой связующей силой является православие, но не в том виде, в каком оно пришло на Русь из Византии, а в том, какой оно приобрело на Русской земле, с учетом национальных, политических и социально-экономических особенностей Древней Руси. Византийское православие пришло на Русь, имея уже сформировавшийся пантеон христианских святых, к примеру, таких как Николай-чудотворец, Иоанн-креститель и других, глубоко почитаемых и поныне. К 11 веку христианство на Руси делало только первые шаги и для многих простых людей того времени еще не являлось источником веры. Ведь, чтобы признать святость пришлых святых, нужно было очень глубоко уверовать, проникнуться духом православной веры. Совсем другое дело, когда перед глазами есть пример в лице своего же, русского человека, иногда даже простолюдина, совершающего святое подвижничество. Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. Таким образом, к концу 11 века начинает формироваться русский пантеон святых, почитаемых и поныне наравне с общехристианскими святыми.

Давно известно: человеку зимою не хватает лета, а осенью – весны, что справедливо подмечено даже в популярной песенке. И правда: когда за окном метель, а на термометре хотя бы минус десять, очень хочется яркого солнца и зелёной травы. И, наоборот, посреди знойного июля вдруг размечтаешься о пушистом снеге и свежем морозном воздухе. В издательстве Храма Христа Спасителя, кажется, придумали, как разрешить этот парадокс. Изданная там четырёхтомная Антология русской поэзии «Круг лета Господня» даёт читателю возможность отправиться в увлекательное путешествие по временам года вместе с любимыми поэтами.

Перед теми, кто кропотливо работал над этим уникальным проектом, хочется почтительно снять шляпу. Можно только догадываться, каких трудов стоило издателям выбрать из всего корпуса русского поэтического наследия – от древнерусской литературы до современности – стихи особенные, звучащие как бы на одной ноте с природой, с вселенной и человеческой душой. И не только стихи – поэзию иллюстрируют картины известных художников, и настолько гармонично с ней сочетаются, что и стихи, и картины, буквально оживают перед взором читателя. И знаменитое пушкинское «Октябрь уж наступил…» на фоне роняющих листву берёз осмысливается по-новому, и оставляет ощущение ошеломляющей новизны, словно от впервые прочитанного стихотворения.

Да и наверняка найдутся в Антологии русской поэзии «Круг лета господня» стихи, с которыми широкому читателю прежде действительно сталкиваться не приходилось. Может быть, это будет «Тайная вечеря» Владимира Набокова или «Величание Богоматери» преподобного Варсонофия Оптинского – так или иначе, книга способна расширить взгляд на поэзию даже у самого осведомлённого читателя. Таких стихов особенно много во второй части каждого тома, под общим названием «Православные праздники». Там же даются простые и понятные разъяснения о церковных традициях празднования памятных дней.

Полторы тысячи страниц Антологии вместили около семисот стихотворений девяноста четырех авторов, и сотни иллюстраций. Четырёхтомник был отмечен множеством литературных наград, в том числе титулом «Лучшая книга года». На основе издания разработан уникальный мультимедийный проект с участием известных российских артистов под названием «Живая поэзия». И она действительно живая. Чтобы это почувствовать, достаточно в февральский мороз открыть том «Лето» и прочитать, например, лермонтовское «Когда волнуется желтеющая нива…» Лето наступит – пусть не за окном, а в нашей душе, но это, согласитесь, настоящее чудо, которое способна совершить Антология русской поэзии «Круг лета Господня»

В 2009 году при храме Христа Спасителя был издан четырехтомник антологии русской поэзии «Круг лета Господня. Времена года. Православные праздники», получивший несколько премий. Сейчас завершается работа над электронной мультимедийной версией проекта. О ней Правмиру рассказали куратор и научный консультант проекта протоиерей Александр Агейкин и генеральный продюсер проекта Аркадий Левин.

Все начиналось с воскресной школы

В начале 2000-х годов замечательная актриса, режиссер и педагог Флора Яковлевна Нерсесова (в крещении Ольга), мама Аркадия, стала преподавать в нашей воскресной школе художественное слово. Именно у нее и родилась идея создания антологии русской поэзии «Круг лета Господня. Времена года. Православные праздники».

Работа велась больше трех лет и была завершена в 2006 году. Тогда же проект был благословлен к изданию Святейшим Патриархом Алексием II. Четырехтомник вышел в конце 2009 года и был отмечен всеми возможными профессиональными книжными, общественными и церковными наградами.

Протоиерей Александр Агейкин родился в 1971 году на Дальнем Востоке в семье военнослужащего. В 1994 окончил РГГУ. Крестился в 1989 году. С 1992 был алтарником в Преображенском храме в Переделкино. В 1996 рукоположен в диаконы. С 2000 года служил в храме Христа Спасителя. С 2001 года протодиакон, в священники рукоположен в 2012 году. В марте 2013 года назначен настоятелем Богоявленского кафедрального собора в Елохове.

Антология состоит из четырех томов (по временам года). Каждый том разделен на две части: в первой опубликованы стихи великих русских поэтов о времени года, которому посвящен том, во второй - их же стихи о православных праздниках, попадающих на это время года. Ольга Яковлевна хотела с помощью великой поэзии показать гармонию природы и духовного мира.

В отборе произведений нам помогал известный пушкинист Валентин Семенович Непомнящий. Когда сборник был составлен, он написал, что это небывалая по объему и охвату антология русской поэзии как поэзии православного народа. Там опубликовано более семисот стихотворений 94 поэтов - от Симеона Полоцкого до Иосифа Бродского.

Книга предназначена для семейного чтения. Она великолепно проиллюстрирована и в ней буквально нет ни одного квадратного сантиметра белой бумаги на полторы тысячи страниц. Стихи на духовные темы иллюстрированы тысячами специально отреставрированных миниатюр из Хлудовской и Киевской Псалтирей (IX и XIV вв.), а стихи о природе и временах года - сотнями фрагментов пейзажной русской живописи.

Сборник можно и сегодня приобрести за пожертвование в книжной лавке храма Христа Спасителя или заказать ее доставку в любую точку света на сайте проекта хотя почти весь первый тираж - шесть тысяч экземпляров - разошелся.

К сожалению, Ольга Яковлевна не дожила до выхода книги, но это целиком ее заслуга, а теперь мы с Аркадием продолжаем ее дело. С тех пор как книга была задумана, компьютерные технологии продвинулись далеко вперед, и у нас появилась возможность в электронной версии книги озвучить стихи, сделать музыкальное сопровождение и «оживить» богатейший иллюстративный материал в десятках анимационных фильмов. И вот сейчас мы вместе с центром культурных инициатив «Сретение» реализовываем этот проект.

Звезды сериалов в новом амплуа

Стихи, опубликованные в сборнике, читают замечательные артисты. Проект наш некоммерческий, и оплатить труд артистов возможности нет, однако это никого не смутило. Более сорока лучших артистов страны, несмотря на занятость, нашли время и приехали к нам в студию на запись. Для некоторых это было совсем новое амплуа.

Аркадий Левин родился 1 сентября 1969 года в Москве. В 1988 году окончил ВГМУ им. Гнесиных по специальности актер музыкального театра. В этом же году был принят в труппу МТЮЗа. В 1995 окончил режиссерский факультет Щукинского театрального училища. В 1996-2000 гг. преподавал в Щукинском училище. Ставил спектакли в МТЮЗе и других театрах.

Например, недавно ушедший от нас Андрей Панин говорил, что раньше никогда не записывал стихов. Перед записью он волновался чуть ли не как абитуриент на творческом конкурсе: «Давайте попробуем, но я не умею, не уверен, что получится». Это была одна из самых вдохновенных и замечательных записей за весь проект! Андрей прочитал стихи Набокова, Хлебникова и Ходасевича - всего 15 стихотворений.

Максим Аверин, которого все знают по заглавным ролям в сериале «Глухарь» и «Склифосовский», так вдохновенно прочел Блока! 25 стихотворений! Думаю, многие будут поражены, увидев любимого артиста в такой его ипостаси.

Надо сказать, что для самих актеров многие стихи стали откровением - они их никогда не встречали. В том числе и известных поэтов. Например, Сашу Черного любители поэзии знают, но преимущественно как поэта-сатирика. Подозреваю, что немногие читали его изумительное «Рождество». В ближайшее время планируем запись - Миша Полицеймако будет читать.


Протоиерей Александр Агейкин: А всего Есенина читает Сергей Безруков. Когда мы ему предложили участвовать в записи, он обрадовался и сказал: «Это же часть моей жизни». Еще бы - он и в кино сыграл , и в театре, множество его стихов знает наизусть! Но когда мы прислали Сергею Витальевичу тексты, он был поражен. Пять или шесть стихотворений из тридцати он видел впервые.

Неизвестные стихи великих. Незаслуженно забытые поэты

То же самое произошло с Аллой Сергеевной Демидовой. Она всю жизнь читает , но часть предложенных ей стихов увидела первый раз и пришла от них в восторг. А когда мы советовались с ней, кого пригласить читать Цветаеву, она попросила показать ей, что из Цветаевой мы собираемся записывать, и оказалось, что многие стихи ей тоже неизвестны. «Где вы нашли это чудо?», - спросила она.

И таких случаев очень много. Все дело в том, что в советское время стихи, посвященные религиозной тематике, не включались в поэтические сборники, и многие были надолго забыты.

» победил в номинации «Электронная книга» Национального книжного конкурса «Книга года – 2013». Объявление победителей прошло на Московской Книжной Выставке-Ярмарке . Презентация проекта в рамках ММКВЯ-2013 состоится 05 сентября 2013 г. в 14:00 на ВВЦ пав. 75, зал Б, конференц-зал 5.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил проект и написал о нем: «Для всякого человека, знакомого с русской культурой, очевидно огромное влияние, которое оказало православие на формирование мироощущения наших предков. Наиболее яркое свидетельство этого представляет русская литература, являющая замечательное поле духовных исканий и творческих дерзаний великих писателей и поэтов нашего Отечества. Хочется верить, что издание Антологии русской поэзии «Круг лета Господня» станет еще одним шагом на пути познания духовных оснований нашей культуры. Надеюсь, что настоящая публикация послужит возрождению традиций семейного чтения и приобщению молодежи к нравственному опыту прежних поколений».

Проект «Живая поэзия/Круг лета Господня» - это:

  • Уникальное четырехтомное собрание поэтических текстов от XVII до XX веков (94 автора и более 700 стихотворений), небывалое доныне по объему и охвату. По словам доктора филологических наук Валентина Семеновича Непомнящего, научного консультанта антологии, представляет образ русской поэзии как поэзии православного народа. Антология состоит из четырех томов, каждый из которых разделен на две части: «Времена года» и «Православные праздники».
  • Приложение «Живая поэзия» для iPad/iPhone : времена года и русские традиции по-настоящему оживают в этом уникальном мультимедийном поэтическом приложении.
    На страницах приложения можно не только прочесть лучшие поэтические произведения, но также услышать и увидеть, как знакомые строки звучат в исполнении любимых российских актеров, а шедевры русских художников оживают в анимационных фильмах режиссера Ирмы Комладзе под музыку П.И. Чайковского в исполнении Александра Гиндина и оригинальный саундтрек Антона Вискова.
  • В художественном оформлении раздела использованы уникальные иконы из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, а также специально отреставрированные и впервые представляемые широкому читателю многочисленные фрагменты Хлудовской и Киевской Псалтырей (IX и XIV вв.).
  • Открытые для публики сообщества любителей русской поэзии «Круг Лета Господня» наFacebook и ВКонтакте , в которых регулярно публикуются cтихи, видеозаписи и новости проекта.
  • Тысячи иллюстраций, музыка, более 700 стихотворений, прочитанных лучшими артистами страны: Максим Аверин, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анатолий Белый, Егор Бероев, Николай Бурляев, Екатерина Васильева, Игорь Гордин, Вадим Демчог, Владимир Зайцев, Николай Иванов, Александр Коршунов, Игорь Костолевский, Василий Лановой, Андрей Мерзликин, Дмитрий Назаров, Андрей Панин, Мария Порошина, Михаил Полицеймако, Алексей Симонов, Андрей Смоляков, Евгений Стеблов, Владимир Стеклов, Георгий Тараторкин, Андрей Финягин, Константин Хабенский, Сергей Шакуров, Николай Шатохин, Игорь Ясулович и многие другие.

«Поэзия – это жанр, который действительно может коснуться каждого сердца. В современной жизни поэзия отступает под напором более доступных или «быстрых» форм – люди учатся помещать мысли и чувства в 140 символов Твиттера, - говорит генеральный продюсер Аркадий Левин- Этим проектом мы хотим пробудить у людей интерес к великой русской поэзии с помощью мультимедийных технологий. В приложении «Живая поэзия» прекрасные стихи зазвучали голосами лучших русских артистов, шедевры русских художников, ожили на страницах книги, с помощью волшебства анимации. Мы хотим, чтобы люди услышали, увидели, почувствовали поэзию и вновь полюбили ее так, как любили наши предки».

Приложение «Живая поэзия» бесплатно доступно в AppStore (включает 1 выпуск – месяц сентябрь). Остальные 11 месяцев возможно докупить внутри приложения за 249 руб.

Загружайте приложение «Живая поэзия» в AppStore:https://itunes.apple.com/ru/app/id561361341

Существует также free-версия приложения ( Антология русской поэзии ), в которой в открытом доступе размещены аудиозаписи более 700 стихотворений, прочитанных лучшими артистами страны. Также, большая часть мультимедийного контента Антологии размещена в свободном доступе на web-сайтеhttp://antologia.xxc.ru/ и в наших группах в

К. ЛАРИНА: Мы уже начинаем наше «Книжное казино». В Москве 13 часов 11 минут. У нас, по сути, получается чуть ли не первые гости. Да, Май?

М. ПЕШКОВА: Да, первые гости.

К. ЛАРИНА: Видите, как? Это невозможно гостей собрать на праздники новогодние, а тут у нас уникальная совершенно сегодня ситуация, у нас есть гости, да какие! Значит, мы представляем сегодня проект, который называется «Круг лета Господня». Это «Антология русской поэзии». Но это не просто сборник стихотворений, это какое-то уникальное совершенно издание, поскольку это настоящий альбом, которым могут украсить… кому-то захочется украсить им интерьеры собственных квартир, да? (смеется) А кому-то действительно вот книга на всю жизнь, что называется, книга, которая вам всегда будет интересна.

А. ЛЕВИН: Здравствуйте.

А. АГЕЙКИН: Здравствуйте, с Новым Годом.

К. ЛАРИНА: Олеся Николаева, поэт замечательный….

О. НИКОЛАЕВА: Добрый день.

К. ЛАРИНА: Добрый день, Олеся, здрасьте. Всех с Новым Годом и, естественно, с наступающими рождественскими праздниками, поскольку, я думаю, что как раз вот выход такого издания можно будет назвать приуроченным к рождественским праздникам. Ну, давайте немножечко расскажем об этом, поскольку все-таки мы на радио, а не на телевидении, показать невозможно. Давайте попробуем рассказать, что же это такая за уникальная история. Кто начнет? Пожалуйста.

А. АГЕЙКИН: Ну, вот позвольте мне начать, потому что эту книгу выпустил Храм Христа Спасителя, это первый издательский проект Храма. Мы ее готовили довольно основательно и долго, потому что она действительно предназначена в первую очередь для семейного чтения, к ней будут прикасаться дети, родители. Традиция будет возрождаться, мы надеемся, семейного чтения, когда вся семья собирается за столом. Особенно это было традиционно для Святочных вечеров. И прикоснутся к удивительному миру русского искусства, русской поэзии. Потому что эта книга наполнена как замечательными стихами, шедеврами русской поэзии, так и прекрасными картинами русских художников. Она была так изначально и задумана, чтобы было не просто чтение, а некая игра, некое прикосновение к чему-то таинственному, потому что все, что… появляются как шедевры в искусстве – это, конечно, все-таки свыше.

К. ЛАРИНА: Здесь сколько: три тома?

А. АГЕЙКИН: Четыре.

К. ЛАРИНА: Четыре времени года.

А. ЛЕВИН: Да, если позволите, я вот…

К. ЛАРИНА: Да, конечно.

А. ЛЕВИН: … продолжу. Значит, это четырехтомник. И приложение к нему. Значит, четыре тома по времени года. Соответственно, осень, зима, весна и лето. И каждый том делится на две части. Первая часть - это стихи гениев русской поэзии о времени года. Ну, вот, скажем, там, лучшие стихи об осени, которые есть в русской поэзии, которые поместились, собственно, в это и так огромное издание, потому что оно весит около десяти килограмм, этот четырехтомник в коробке…

К. ЛАРИНА: Золотой обрез.

А. ЛЕВИН: Нет, это вот… ну, да, это вот такие…

К. ЛАРИНА: Золотой.

А. ЛЕВИН: Таких всего несколько сделано, и вот… да. Вообще он сделан… ну, в блестящем полиграфическом качестве, но без излишеств. Вот. И, значит, вот первая часть – это вот стихи русских поэтов о времени года. А вторая часть – это все православные праздники, которые есть в этом времени года, и стихи тех же гениев русской поэзии о православных праздниках. Ну, скажем, осень, там, первое сентября – это что? День Донской иконы Божьей Матери, да – и стихотворение Блока о Донской иконе Божьей Матери. И особенно на самом деле меня… я занимался вот художественным оформлением этой книжки… ну, вот не только я, еще замечательная иконописец и реставратор Наталья Петровна Ермакова. И меня… наибольшее потрясение для меня – это, конечно, поэзия Серебряного века, которая собрана здесь, потому что и Северянин, и Бальмонт, и Бунин, и Ахматова, и Цветаева – их стихи о православных праздниках, они, конечно, ну, наибольшее такое потрясение вызвали. Потому что, ну, мы знаем Пушкина, Тютчева – понятное дело, да? Так или иначе знаем, там, скажем, там, Бродского, меньше Аверинцева. Но вот Серебряный век был вообще практически закрыт. Ну, так как-то случилось, что пока народ читал, то их не публиковали. И даже, там, скажем, такого Есенина, скажем, вот собранного вот вместе…такую поэзию Есенина, в общем, мало кто знает. И, к сожалению, большая часть современной молодежи представляет себе, в общем, по фильму, который, в общем, удачен…

К. ЛАРИНА: По Сергею Безрукову.

А. ЛЕВИН: … сильно, да, местами и отнюдь не везде. Вот. И там совершенно образ другого человека. А вот на самом деле он, наверное, все-таки сокровенно таков. Вот. И, значит, первая часть, она оформлена картинами пейзажной русской живописи. То есть, там идет картина в разворот. Причем это картины редкие великих русских художников. То есть, это там… там и Саврасов, и Кустодиев, и Куинджи, там, и так дальшее. Но очень часто просто не узнать, что этот художник. Вот мы даже пробовали, играли с профессионалами. Я говорю: «Чья картина?» Никто не угадывает. Ну, действительно, потому что редкие картины взяты, а художники первого ряда гениев. И потом, значит, вот эта картина в разворот. А книги огромные, они в разворот формат А3. и потом идет 10 примерно разворотов – фрагменты этой картины, где малюсенькая какая-нибудь там… не знаю, там, собачка на фоне, там, бегущих саней становится… вот растягивается на А3 и становится главным персонажем. Ну вот все это так хитро подобрано…

К. ЛАРИНА: Это вы все придумали, Аркадий?

А. ЛЕВИН: Ну да, так случилось, да. Там нас там долго уговаривали, что это невозможно…

А. АГЕЙКИН: Нам говорили, что так никто не делает и так делать нельзя. Исходя из полиграфического опыта говорят: «Вы неофиты и вы совершенно не понимаете ничего в полиграфии. Так делать просто нельзя».

А. ЛЕВИН: Да, но оказалось, что можно. Мало того, это издание, оно представляло, собственно, всю… все российское книгоиздание в этом году на международном конкурсе «Искусство книги». Ну, и получила главную премию национальную «Книга года 2010». Так что, в общем, оказалось, что так можно. Ну, собственно, не об этом. Много хочется рассказать…

К. ЛАРИНА: Сейчас-сейчас, мы немножко поговорим вообще об истории, как возник этот проект. Олесь, вы когда это увидели впервые?

О. НИКОЛАЕВА: Ну, я-то уже увидела, вот когда это все…

К. ЛАРИНА: Произошло, да?

О. НИКОЛАЕВА: … вот эта вся роскошь, она появилась. Вот. И я даже ничего не знала о том, что такое готовится. И мне, конечно, было очень интересно. Я, кстати, все четыре тома с жадностью и не просто просмотрела, а прочитала. И у меня, знаете, какое возникло ощущение? Мне… с одной стороны, конечно, это невероятно насыщает душу и как-то ее оздоровляет, потому что я совершенно уверена, что подлинная поэзия может человека исцелить. И я даже вот знаю такие примеры, когда вот человек немощный, в унынии пребывающий, вот если он встанет, наберет воздух в легкие и прочитает с выражением, отдаваясь всем своим существом, «Мороз и солнце; день чудесный!..» Ну, и дальше пойдет:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На темном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Вот вы знаете, вот это нужно прочитать, и совершенно изменится вообще весь какой-то вот ключ этого настроения, да? Он как-то повернется, и все пойдет куда-то в другую сторону. Это целебное чтение. Это с одной стороны. С другой стороны, понимаете, русская поэзия – это такое богатство, это такие, не знаю… драгоценные, роскошные сокровища, вот, что, конечно, очень много что не вошло по чисто техническим причинам, потому что что ж тогда вообще, двенадцать томов таких издавать? Двадцать, может быть? И поэтому так много прекрасного вообще, превышающего просто человеческие какие-то способности стихи, они остались за пределами этой книги, и захотелось их перечитать. Вот. Поэтому… Ну и, конечно, я хочу сказать, что она гениально совершенно…

К. ЛАРИНА: Оформлена.

О. НИКОЛАЕВА: … оформлена. Действительно вот это, наверное, показатель вообще высшего мастерства, когда вот вроде бы так нельзя, а вот оказывается… а вот оказывается, можно, а вот оказывается… И это очень важно, в искусстве создать прецедент.

А. ЛЕВИН: Если позволите, я два слова еще скажу про оформление второй части, которое делала вот замечательный иконописец современный Наталья Петровна Ермакова…

А. АГЕЙКИН: Это новое открытие для людей, да, тоже…

А. ЛЕВИН: Да. Это тоже совершенно уникальная история. Здесь использованы фрагменты Киевской и Хлудовской псалтыри. То есть, вот эти… здесь тысячи фрагментов Хлудовской и Киевской псалтыри, а это, соответственно, 9-й и 14-й век.

А. АГЕЙКИН: Это истоки живописи.

А. ЛЕВИН: Это вообще истоки книжной графики.

К. ЛАРИНА: То есть, что было, когда еще ничего не было, да?

А. ЛЕВИН: Ничего не было вообще, а вот от руки они рисовали. И вот тысячи этих фрагментов были отреставрированы специально, потому что они в основном все с утратами и так далее. Было когда-то в издательстве «Искусство», по-моему, в 70-е годы, если не ошибаюсь, исследование о Киевской псалтыри. Было такое. И там было просто, ну, репринтное некое издание очень маленьким тиражом. И вот специалисты какие-то знают, что это такое. И оттуда, и из Хлудовской псалтыри были взяты миниатюры и ими украшены стихи Пастернака, Бунина, Волошина. И это производит совершенно фантастическое впечатление, потому что… ну вот да, как будто для них, собственно, и рисовали. Для пастернаковских, там, стихов или, скажем…

А. АГЕЙКИН: Много-много веков назад.

А. ЛЕВИН: Да, да.

К. ЛАРИНА: А скажите, а кто составлял поэтическую эту часть, содержательную, да? Вот я поняла, Аркадий занимался дизайном, да? Скажите, Александр, как вот собирался вообще….

А. ЛЕВИН: Отец Александр являлся научным консультантом, собственно, антологии, потому что здесь все праздники православные даны с комментариями…

К. ЛАРИНА: Сколько здесь вообще поэтов задействовано, в этом четырехтомнике количественно?

А. АГЕЙКИН: 94 поэта, да, они на форзаце здесь представлены…

А. ЛЕВИН: Более 700 стихотворений.

А. АГЕЙКИН: … и автор-составитель – преподаватель воскресной школы Храма Христа Спасителя Ольга Яковлевка Нерсесова, которая не дожила вот до того момента, как взяла в руки эту книгу, но она отдала весь свой опыт, все свои знания, чтобы составить эту книгу. Ольга Яковлевна – замечательный педагог, замечательный специалист, человек энциклопедически развитый и с энциклопедическими знаниями. И вот под научным руководством Валентина Непомнящего, вот при моем маленьком участии рождался этот сборник. Потому что было гораздо больше произведений, которые хотелось бы включить, но вот все-таки технически это было невозможно. Но сама идея составления этого сборника, она возникла… потому что, можно сказать, вот это приложение, маленькая тоненькая книжечка, которая входит в комплект – это основное, с чего началось. Потому что, работая с детьми в воскресной школе, Ольга Яковлевна увидела то катастрофическое состояние наших детей, которые не знают ни поэзии, ни литературы, не умеют говорить, не умеют выражать свои мысли. И чтобы с ними работать, чтобы был материал для работы с этими детьми, как раз и началась работа над этой антологией, которая вот увидела свет в такой издании.

А. ЛЕВИН: Надо сказать, что Ольга Яковлевна, она… в миру ее звали Флора Яковлевна, Флора Яковлевна Нерсесова, да. Ну, как бы в миру… это она была крещена как Ольга. Но она замечательная была и сценарист, и актриса, и режиссер, и педагог. Она преподавала в Щукинском училище и потом сделала свое отделение музыкального театр, и занималась, и выпустила огромное количество актеров очень известных теперь. И, занимаясь вот здесь детьми, как раз вот это вот методическое пособие по основам красноречия и совершенно уникальное вот это вот приложение она придумала, и действительно с этого началось. Потому что когда занимаются с детьми, если все-таки с ними начинают заниматься словом, то все помнят с детства всякие поговорки: там, «Бык-бык-тупагуб, тупагубенький бычок», там, и так далее и так далее. Ну, в общем, куча бессмысленного…

А. АГЕЙКИН: Шла Саша по шоссе…

А. ЛЕВИН: Да, и сосала сушку. И все это помнят с детства…

К. ЛАРИНА: Скороговорки…

А. ЛЕВИН: … куча всякой бессмыслицы. И вот она сделала совершенно замечательное приложение. Это, ну, собственно, свод таких… ну, всех технологических приемов, скажем, да, профессиональных, по которым занимаются журналисты и актеры и, там… и, наверное, в семинариях проходят что-то подобное. Ну, потому что слово, оно магично по Флоренскому, и вообще надо с ним аккуратно. Вот. И поэзия есть звучащее слово, прежде всего, поэтому, собственно, это и прилагается, это пособие. Так вот, здесь вместо всех этих вот известных с детства, там, тренировочных упражнений были выбраны сотни, наверное, тысячи пословиц и поговорок из святоотеческой литературы…

А. АГЕЙКИН: Которые вышли из святоотеческой…

А. ЛЕВИН: Скажем, да, которые так или иначе… да, связаны с мудростью евангельскойе. Это чрезвычайно важно и совершенно замечательно. И там просто сокровище. И взрослые на самом деле… ну, такие, образованные, интеллектуальные – конечно, для них это… ну, есть много здесь открытий и чего-то, что…

А. АГЕЙКИН: Мало кто знает, что многие пословицы, например, вышли от премудрости Соломона, да? И здесь эти пословицы представлены. И когда ребенок это заучивает, у него не просто бессмыслица в голове, а именно какие-то вот жемчужины мудрости духовной.

К. ЛАРИНА: А зачем такое надо было делать дорогое издание? Ведь вот, как правильно сказала Олеся, что стихотворение, оно само по себе, оно самодостаточно. Задаю такой провокационный вопрос, но тем не менее хочу понять, в чем смысл сочетания вот дорогого дизайна, уникальных совершенно придумок, которые, как я понимаю, до вас никто не делал, потому что так нельзя, как мы поняли, да, книгу делать? Но вы пошли на такой риск. Вот для чего?

А. АГЕЙКИН: Ну, потому что это было предназначено в первую очередь… цель была – возрождение традиций семейного чтения. А ребенок прикасается к такой книге, которая ему интересна, которая красива, в которой есть картинки. Поэтому и было принято решение сделать ее интересной, красивой, чтобы ее было приятно детям раскрыть, интересно было бы сесть и смотреть. Не просто родители бы заставили сидеть и слушать, и ребенок бы думал о чем-то другом, а то чтобы он увидел бы, прикоснулся, его бы это заинтересовало. Ну, вот другими методами, наверное, сегодня невозможно…

А. ЛЕВИН: Мультимедийный мир. Понятно, что дети – это всегда… это сейчас уже никуда не денешься, это и компьютер, и телевизор и так далее. И визуальное восприятие, оно сейчас преобладает.

К. ЛАРИНА: Ну вот, кстати, вот к этому мне не хватает, например, приложения чтецкого аудио, чтобы это мне все прочитал, там, не знаю, тот же Аркадий как артист.

А. АГЕЙКИН: Была такая задумка, кстати…

К. ЛАРИНА: Да? Потому что она… настолько вот здесь все сопряжено, все вместе, в ней ощущается даже музыка, вот она прям слышится, когда открываешь эту книгу, она вот не молчащая. Это не просто сувенир…

А. АГЕЙКИН: … с Ольгой Яковлевной работали над книгой, была идея сделать как приложение еще диск с классической музыкой и с чтением стихов…

К. ЛАРИНА: Ну, конечно…

К. ЛАРИНА: А тираж какой?

А. АГЕЙКИН: 6 000.

К. ЛАРИНА: То есть, это так, совсем немного, да?..

А. ЛЕВИН: На самом деле имеет смысл сказать, что у книжки есть сайт. Вот волонтерский… вообще весь этот проект, по сути дела своей, волонтерский, и сделан совершенно удивительный сайт, на котором эта книга выложена… ну, не вся, не целиком, не полностью, но представить себе… составить представление об этой книге, безусловно, возможно. И адрес этого сайта

antologia.xxc.ru – ну, как Храм Христа Спасителя… если по-русски… в смысле, по-английски, то xxc.ru. ну, либо на главном сайте Храма Христа Спасителя есть огромный баннер там просто вот над сайтом, да, перехода на это издание, и там ее можно полистать, посмотреть, почитать рецензии. Там сотни отзывов, собственно, о книге…

К. ЛАРИНА: А вот еще такой у меня вопрос опять же по поэтической части. А современная поэзия там есть?

А. АГЕЙКИН: Есть.

К. ЛАРИНА: Есть? А кто, скажите?

А. АГЕЙКИН: Аверинцев, Бродский… ну, до Бродского…

К. ЛАРИНА: Вот, Олеся должна была быть там…

О. НИКОЛАЕВА: (смеется)

А. ЛЕВИН: Критерий был такой: все-таки вот уже ушедшие гении. Именно ушедшие и только гении. Ну, вот как-то вот мы так подбирали…

К. ЛАРИНА: В том числе поэты, которые в советскую эпоху писали, творили, да? Уже сказали про Есенина, естественно, есть Пастернак…

А. АГЕЙКИН: Пастернак, Бродский, да…

А. ЛЕВИН: Есть Гиппиус.

К. ЛАРИНА: … умудрялись писать эти… такие стихи в советское время. Ну что… да, Олесь, пожалуйста.

О. НИКОЛАЕВА: А можно вот я только скажу несколько слов…

О. НИКОЛАЕВА: … вот почему такое издание. Мне вообще кажется это издание вообще символическим, потому что это такая замечательная культурная акция Церкви, это издано Храмом Христа Спасителя. Вот русская классика. И надо сказать, что у меня большая библиотека поэтическая, я все это могу прочитать в каких-то… в разных совершенно изданиях, в том числе напечатанных на какой-то там бедной бумаге. Там своя есть, может быть, такая эстетская прелесть тоже, читать на этом. Но тут это символическое какое-то явление, потому что это вот Церковь вот такую красоту, вот так она оценила вот эти культурные деяния. Вот так это нужно подавать, да? Потому что это воистину такие сокровища, и человек, который с детства приобщился к ним, запомнил их вот, он уже, может быть, не пропадет.

К. ЛАРИНА: Как охранная грамота.

О. НИКОЛАЕВА: Потому что, да, он уже… у него будет какая-то защита от пошлости этого мира.

К. ЛАРИНА: Давайте сейчас остановимся на новости, потом продолжим, вопросы вам зададим. И я все-таки надеюсь, что прочтем что-нибудь из этого сборника. Вот Олеся прочитала, пусть и Левин прочтет обязательно что-нибудь.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА: Продолжаем «Книжное казино». Напомню, что сегодня мы представляем «Антологию русской поэзии: Круг лета Господня». Храм Христа Спасителя эту книжку, этот четырехтомник издал, и там же, кстати, эту книгу можно купить. Я напомню, что в нашей студии Олеся Николаева, поэт, кураторы проекта Аркадий Левин и Александр Агейкин, протодьякон Храма Христа Спасителя. Давайте мы сейчас вопросы зададим. Аркадий, давайте это сделаем, чтобы народ подумал, и минут через десять по телефону прямого эфира будете отвечать на вопросы. Пожалуйста.

А. АГЕЙКИН: Всем известна картина Ильи Репина «Пушкин на публичном экзамене в Царскосельском лицее» и произведения трех российских знаменитостей, изображенных на этом полотне, вошли в представляемую Антологию. Это, конечно, Гавриил Державин, Александр Сергеевич Пушкин и человек, сидящий рядом с Державиным, человек, который для Пушкина во все годы его жизни оставался непререкаемым авторитетом, как и для всего русского общества 19-го века. Кто этот человек, после смерти которого Иван Аксаков написал: «Угас светильник, полстолетия светивший на всю Россию, не оскудевая, не померкая»?

К. ЛАРИНА: Это первый вопрос. Теперь следующий.

А. ЛЕВИН: Второй вопрос: как один из родоначальников романтизма в русской литературе определял взаимоотношения поэзии и религии?

К. ЛАРИНА: Надо назвать родоначальника и, собственно, процитировать, да?..

А. ЛЕВИН: Да, ну… да, желательно, безусловно. Третий вопрос. Чье имя связывает три понятия: «громокипящий кубок», «далматинский Ядран» и «Рождество»? Четвертый вопрос: кто из русских поэтов написал стихотворение про снежную бурю, песни кота и мальчика? И последний вопрос: кто из наших соотечественников лауреатов Нобелевской премии в области литературы написал наибольшее количество стихотворений о Рождестве?

К. ЛАРИНА: Ну что же, думайте, дорогие друзья, минут через десять по телефону прямого эфира 363-36-59 будем ждать ваших ответов. Ну, а теперь главный вопрос, который задают наши слушатели здесь на смс: где купить?

А. ЛЕВИН: Ну, как мы говорили уже, у книжки сделан сайт совершенно замечательный, на котором есть отдел заказов…

К. ЛАРИНА: То есть, можно заказать из любой точки мира.

А. ЛЕВИН: Вообще из любой точки мира: и в Москве, и где угодно абсолютно. И это наиболее доступный способ на самом деле приобретения. Ну, наиболее доступный способ – это приехать…

А. АГЕЙКИН: Для тех, кто живет в Москве…

А. ЛЕВИН: … можно приехать на Кропоткинскую и с утра до вечера и в верхнем, и в нижнем Храме в книжной лавке можно приобрести за пожертвование эту книжку.

К. ЛАРИНА: Так что, дорогие друзья, если хотите это приобрести, обращайтесь. На самом деле уникальное совершенно издание. Давайте мы прочитаем стихи – так хочется…

А. АГЕЙКИН: Хорошо.

К. ЛАРИНА: Пожалуйста.

А. ЛЕВИН: Знаете, вот я прочту, если позволите, стихотворение Бунина. Это из зимнего тома…

К. ЛАРИНА: Я вспомнила, где я видела…

А. ЛЕВИН: Что?

К. ЛАРИНА: В «Иванове».

А. ЛЕВИН: Что в «Иванове»?

К. ЛАРИНА: В «Иванове», да, точно! (смеется) Измучилась, голову себе сломала. У доктора Львова играла… играет, надеюсь. Играете сейчас?

А. ЛЕВИН: Играем, играем, да, да…

К. ЛАРИНА: Извините.

А. ЛЕВИН: Итак, Иван Бунин.

Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

Вот след его. Здесь натоптал тропинок,

Здесь елку гнул и белым зубом скреб -

И много хвойных крестиков, остинок

Осыпалось с макушки на сугроб.

Вот снова след размеренный и редкий,

И вдруг - прыжок! И далеко в лугу

Теряется собачий гон - и ветки,

Обитые рогами на бегу…

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной,

Он красоту от смерти уносил!

К. ЛАРИНА: Спасибо.

А. ЛЕВИН: Очень люблю эти стихи.

К. ЛАРИНА: Олесь, а вы?

О. НИКОЛАЕВА: Ну, тогда вы… давайте уж я тогда тоже прочитаю.

К. ЛАРИНА: Давайте я пока прочту. Можно я пока прочту, а вы пока найдете?

К. ЛАРИНА: Да что хотите. Я вот «Лето» открыла и прям сразу наткнулась на потрясающие стихи…

О. НИКОЛАЕВА: Я буду тогда «Осень»…

К. ЛАРИНА: Давайте, давайте. Так, внимание, читаю.

Не мои ли страсти Поднимают бурю? С бурями бороться Не в моей ли власти?... Пронеслася буря - И дождем и градом Пролилася туча Над зеленым садом. Боже, на листочках Облетевшей розы Как алмазы блещут Не мои ли слезы? Или у природы, Как у сердца в жизни, Есть своя улыбка И свои невзгоды?

Это Яков Полонский, совершенно поразительное стихотворение. Вообще здесь вы очень много нового узнаете. Вот мы начали со школьной программы, говорили про том, что там уже совершенно все забыли, в головах у детей полная каша. Тютчев у нас там представлен двумя-тремя стихотворениями в школьной программе. А даже вот у вас вот в вашей «Антологии» поразительные есть стихи, которые давным-давно никто вообще не читал. Пожалуйста, кто там у нас… чего нашли? Олесь, нашли что-нибудь для себя?

О. НИКОЛАЕВА: Ну, сейчас…

К. ЛАРИНА: Олеся все наизусть знает.

О. НИКОЛАЕВА: Глаза просто разбегаются, разбегаются, разбегаются…

К. ЛАРИНА: Да-да-да.

О. НИКОЛАЕВА: О! Мандельштам!

К. ЛАРИНА: Давайте, давайте.

О. НИКОЛАЕВА: Мандельштам, конечно, конечно.

В спокойных пригородах снег

Сгребают дворники лопатами.

И с мужиками бородатыми

Иду, прохожий человек.

Мелькают женщины в платках,

И тявкают дворняжки шалые,

И самоваров розы алые

Горят в трактирах и домах.

А. АГЕЙКИН: А какая иллюстрация к этому стихотворению!

О. НИКОЛАЕВА: Чудесная!

К. ЛАРИНА: Так, теперь про иллюстрации. Тоже хочу понять, как все-таки это все… это вы все придумывали? У вас ассоциации рождались? Это же надо сколько знать всего…

А. ЛЕВИН: Ну, есть театральная библиотека, где есть знакомые девушки, которые пускали ночью оставаться в библиотеке…

К. ЛАРИНА: Долго, долго искали?..

А. АГЕЙКИН: В основном по ночам работали сутками…

К. ЛАРИНА: Аркадий, долго эти совпадения искали? Сколько времени?

А. ЛЕВИН: Ну, как-то так… На самом деле, все, что получается, оно все свыше, и к нам имеет отношение только постольку-поскольку, мы сидим и трудимся. А чего нам приходит – то приходит. Я к вот этому так отношусь…

А. АГЕЙКИН: И замечательно, что есть у людей доброе сердце. Эти иллюстрации были предоставлены для этого издания издательством «Белый город» совершенно безвозмездно.

А. ЛЕВИН: На самом деле абсолютно уникальные и земной им поклон, спасибо огромное. Хотя они не верили в то, что это может быть.

К. ЛАРИНА: А споров не было творческих вот вокруг иллюстраций?

А. ЛЕВИН: Да нет, особых не было. Ну, то есть были, но такие, конструктивные, рабочие и так далее.

О. НИКОЛАЕВА: А, наверно, потому что коллектив был маленький, да? Если был бы большой…

А. ЛЕВИН: Да, наверное…

О. НИКОЛАЕВА: Каждый отвечал за свое направление.

К. ЛАРИНА: И сколько времени вы это делали, сколько шла работа над книгами? Сколько по времени?

А. ЛЕВИН: Ну, собственно, подбиралось это в течение, наверно, лет трех, наверное, собиралось. Надо сказать, что здесь было действительно раза в три, наверно, больше. Но это было бы вообще… то есть, вот первые экземпляры, которые мы отнесли Валентину Семеновичу Непомнящему и вот отцу Александру на прочтение и на какое-то осмысление всего этого дела – это весило, там, килограмм 25-30, наверное, каждый мешок.

А. АГЕЙКИН: И Ольга Яковлевна уже не набирала это, потому что девочки-ученицы набирали все эти тексты совершенно безвозмездно тоже и помогали привозить все это, вычитывать, смотреть, отбирать. Была, кстати, очень радостная работа над этой книгой, и даже никаких не было ни конфликтов, ни ссор – ничего. Просто вот любящие друг друга люди, любящие поэзию, любящие русское искусство, и все это рождалось…

К. ЛАРИНА: Так надо продолжить тогда, раз все так хорошо, раз так все совпали…

А. АГЕЙКИН: Но, к сожалению, Ольги Яковлевны нет уже…

К. ЛАРИНА: Но вы-то есть…

А. АГЕЙКИН: … но остались ее предложения, остались ее планы, да…

А. ЛЕВИН: Вот одна книжка тоже уже…

К. ЛАРИНА: Скажите, скажите, можно же сказать, почему. Нельзя говорить, боитесь?

А. АГЕЙКИН: Нет, мы не боимся…

К. ЛАРИНА: Ну.

А. АГЕЙКИН: Тоже уникальные такие антологии, сборники. Вот сейчас практически материал готов, посвященный преподобному Сергию Радонежскому. Тоже от первого «Жития» и до современных произведений, связанных с преподобным Сергием. И тоже есть уникальные вещи, которые, например, уже больше ста лет не издавались совершенно.

А. ЛЕВИН: Давайте я прочту…

К. ЛАРИНА: Давайте.

А. ЛЕВИН: … стихотворение Иосифа Бродского «Рождество 1963 года».

К. ЛАРИНА: Давайте.

А. ЛЕВИН:

Спаситель родился

в лютую стужу.

В пустыне пылали пастушьи костры.

Буран бушевал и выматывал душу

из бедных царей, доставлявших дары.

Верблюды вздымали лохматые ноги.

Выл ветер.

Звезда, пламенея в ночи,

смотрела, как трех караванов дороги

сходились в пещеру Христа, как лучи.

К. ЛАРИНА: Красота. Олесь, а вы свое прочтете что-нибудь? Вас тут нету, к сожалению.

О. НИКОЛАЕВА: (смеется) Так у меня нету, я свои-то не взяла.

К. ЛАРИНА: Вы Пушкина наизусть помните, а себя – нет.

О. НИКОЛАЕВА: Ну ладно, я маленькое прочту…

К. ЛАРИНА: Давайте!

О. НИКОЛАЕВА: … какое я знаю наизусть. Просто оно очень простое, незамысловатое…

К. ЛАРИНА: Давайте.

О. НИКОЛАЕВА: Да?

Мальчик, усни… Это комната детская. Это не ты - искушенный и опытный: рядом облезлая кукла немецкая - слушатель и утешитель безропотный.

Не для того ль ты, дурной, заблудившийся, рыскал и плакал ночами ненастными, чтобы проснуться от жизни приснившейся в утренней комнате с окнами ясными?..

К. ЛАРИНА: Спасибо большое. Я думаю, что надо будет нам отдельно подумать, отец Александр, о книге с участием современных поэтов, ныне живущих. Их, кстати, не так много.

А. АГЕЙКИН: Можно как продолжение «Антологии» сделать…

К. ЛАРИНА: Настоящих мало…

А. АГЕЙКИН: То, что поэт не вошел в книгу – это говорит о том, что он еще, слава Богу, жив и здрав. Поэтому можно сделать продолжение…

О. НИКОЛАЕВА: Вы знаете, я хочу все-таки вступиться за моих товарищей, друзей. И я считаю, что можно сейчас собрать потрясающую антологию современной поэзии

К. ЛАРИНА: Есть, да?

О. НИКОЛАЕВА: Да. И которая будет, извините, на уровне вполне антологии какой-нибудь Серебряного века.

К. ЛАРИНА: Ну кого бы вы назвали?

О. НИКОЛАЕВА: Ну, я бы безусловно бы… вот например, у… не знаю… там, у Ивана Жданова есть просто гениальное стихотворение, называется «Сестра», да? Вот это стихотворение, ну, просто оно вот по вершинам русской поэзии 20-го века. Ну, и 21-го теперь уже, да? Это я просто совсем недавно об этом думала, что в принципе это возможно. И это можно найти и у Гандлевского прекрасные стихи, и у… ну, Олега Чухонцева, и у Александра Кушнера. Нет, это все, все, все это набирается…

К. ЛАРИНА: Есть поэзия, да?

О. НИКОЛАЕВА: Можно. У Тимура Кибирова есть сейчас… недавно у него вышла книжка «Греко- и римско-кафолические песенки и потешки». И там есть такие стихи, совершенно не похожие на его… на его предыдущий период. Вот. И вообще поэт такой… с каким-то своим поэтически путем, когда он как бы уходил от наработанных приемов совершенно в неожиданную сторону. И вот последняя его книжка была совершенно…

К. ЛАРИНА: Просто проект родился сейчас на передаче, отец Александр. Надо же как-то противостоять этому миру… (смеется)

О. НИКОЛАЕВА: Я просто… может быть, я кого-то не назвала… можно, да, конечно. И есть такие стихи прекрасные у Юрия Кублановского, и у Светланы Кековой, и у Инны Лиснянской. То есть, это можно набрать замечательную вот такую сокровищницу. Вот. Это будет просто уникальное, может быть, издание. Вот я, к сожалению, не очень хорошо… вот не умею вот этим… я плохо с компьютером работаю…

К. ЛАРИНА: А вот у нас тут есть человек специальный…

А. ЛЕВИН: Я тоже…

К. ЛАРИНА: Нет? Все вручную? (смеется)

О. НИКОЛАЕВА: Такая идея у меня вот недавно совсем родилась, что это возможно, это, может быть, было бы полезно, чтобы отделить злаки от плевел, потому что очень сейчас критерии очень размыты, что же такое поэзия…

К. ЛАРИНА: Это правда, это правда…

А. ЛЕВИН: Если позволите, я…

К. ЛАРИНА: Да.

А. ЛЕВИН: Ну, во-первых, согласен с тем, что говорит Олеся, безусловно. Но вот хотел вернуться к нашей «Антологии». Знаете вот, что мне в голову пришло? Что… здесь же на каждый день можно найти стихи, вот которые посвящены конкретному празднику, конкретному дню

А. АГЕЙКИН: Ну, не каждый день…

А. ЛЕВИН: Не каждый, да…

А. АГЕЙКИН: Знаменательные…

А. ЛЕВИН: Знаменательные и значимые какие-то, да. На все собрана вот совершенно уникальная поэзия. И вот я подумал, что сегодня 2 января – а что у нас на 2 января?

К. ЛАРИНА: Так.

А. ЛЕВИН: Открываю…

К. ЛАРИНА: А здесь просто календарь можно сделать…

А. АГЕЙКИН: Месяцеслов…

А. ЛЕВИН: Ну да, так и есть. И вот 2 января Сергей Бехтеев, «Святому» (памяти Иоанна Кронштадского…

К. ЛАРИНА: Сегодня.

А. ЛЕВИН: День памяти Иоанна Кронштадтского.

А. АГЕЙКИН: Который был почитаем очень в конце 19-го – начале 20-го века, был покровитель действительно многих известных людей. И известных, и неизвестных, и бездомных. Поэтому это особая…

А. ЛЕВИН: … здесь вот есть краткая такая статья о нем. Ну, сейчас, может быть, не время ее читать, а прочту стихотворение.

К. ЛАРИНА: Давайте.

А. ЛЕВИН:

Молитвенник русской земли, Хоть ты от нас ныне вдали, Но молим мы слезно тебя: Спаси нас, отцовски любя.

Скорбящих в изгнаньи людей Надеждой и верой согрей, Покой им душевный верни В жестокие, лютые дни.

Горячею силой молитв Спаси от чудовищных битв И скрой от безбожных врагов В кровавое время Голгоф.

К. ЛАРИНА: Ну что, давайте мы уже будем принимать ответы наших слушателей. Только, Насть, у меня тут у телефона нет этих колокольчиков, тогда у себя включай, ладно, да?

О. НИКОЛАЕВА: А можно мне только одну сказать важную вещь?..

К. ЛАРИНА: Давайте.

О. НИКОЛАЕВА: Отметить, что, помимо того, что здесь собраны стихи русских поэтов, здесь же есть стихи, которые написаны русскими святыми: Амвросием и Варсонофием… преподобным Амвросием и преподобным Варсонофием Оптинскими, святителем Филаретом Московским. Ну, и замечательным, конечно, святителем Иоанном Шаховским в Сан-Франциско. Вот. Это, конечно, потрясающе, что, оказывается, вот святые наши, они тоже писали стихи, причем довольно такие традиционные, силлабические…

К. ЛАРИНА: Ну как они вообще, способны конкурировать с профессиональными поэтами?

О. НИКОЛАЕВА: Очень хорошо…

К. ЛАРИНА: Да?

А. ЛЕВИН: Вы же знаете, конечно, переписку Филарета и Пушкина…

К. ЛАРИНА: Ну да

А. ЛЕВИН: Ну как, способен конкурировать?

К. ЛАРИНА: Еще как!

К. ЛАРИНА: Ну давайте, а то у нас времени совсем мало остается. Поехали. Наш телефон 363-36-59. Пока вопросы повторять не будем. Если что-то напомнить, то чуть позже напомним. Поехали.

СЛУШАТЕЛЬ1: Алло?

К. ЛАРИНА: Але-але.

СЛУШАТЕЛЬ1: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Ничего не слышим.

СЛУШАТЕЛЬ1: Здравствуйте, с наступившим Новым Годом.

К. ЛАРИНА: Да, спасибо. Так.

СЛУШАТЕЛЬ1: И Рождеством наступающим.

К. ЛАРИНА: Спасибо, спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ1: Я хочу на пятый вопрос ответить.

К. ЛАРИНА: Давайте.

СЛУШАТЕЛЬ1: Можно?

К. ЛАРИНА: Да.

СЛУШАТЕЛЬ1: Бунин.

К. ЛАРИНА: О чем спрашивали? Какой пятый вопрос?

СЛУШАТЕЛЬ1: Нобелевский лауреат, который написал…

К. ЛАРИНА: Больше всего о Рождестве. К сожалению, нет, не попали.

СЛУШАТЕЛЬ1: А, извините…

К. ЛАРИНА: Давайте еще пробовать. Пожалуйста, следующий звонок. Але-але-але, кто говорит? Але?

СЛУШАТЕЛЬ2: Алло.

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ2: Так, значит, митрополит Филарет – это Аксаков написал.

К. ЛАРИНА: Это первый вопрос, самый сложный, да? На картине Репина.

А. АГЕЙКИН: Да, это митрополит Филарет, он изображен еще архимандритом, потому что в 1815-м году он был ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, приглашался на экзамены в Царскосельский лицей.

К. ЛАРИНА: Отлично. Спасибо большое, ответили правильно, и мы вас записали в победители. Следующий звонок. Але, здравствуйте. Але?

СЛУШАТЕЛЬ3: Але, добрый день.

К. ЛАРИНА: Да. Здрасьте.

СЛУШАТЕЛЬ3: С Новым Годом вас.

К. ЛАРИНА: Спасибо, и вас тоже.

СЛУШАТЕЛЬ3: Я хочу ответить на вопрос про Ядран, Рождество и кубок.

К. ЛАРИНА: Так.

СЛУШАТЕЛЬ3: Игорь Северянин.

К. ЛАРИНА: Игорь Северянин! Верно. И вас зовут?..

СЛУШАТЕЛЬ3: Меня зовут Марина.

К. ЛАРИНА: Спасибо, дорогая Марина, ответ верный, вы тоже записаны. Следующий звонок, пожалуйста. Але, здравствуйте. Але? Говорите пожалуйста!

СЛУШАТЕЛЬ4: Але, добрый день.

К. ЛАРИНА: Здрасьте.

СЛУШАТЕЛЬ4: С Новым Годом вас.

К. ЛАРИНА: Спасибо, вас тоже.

СЛУШАТЕЛЬ4: Больше всех рождественских стихов написал Иосиф Бродский.

К. ЛАРИНА: И это правильный ответ. И вас зовут?..

СЛУШАТЕЛЬ4: Спасибо.

К. ЛАРИНА: Вас зовут?..

СЛУШАТЕЛЬ4: Людмила.

К. ЛАРИНА: Спасибо, дорогая Людмила. Все, ответили, записали. Следующий звонок, пожалуйста. Але, здравствуйте. Але?

СЛУШАТЕЛЬ4: Але?

К. ЛАРИНА: Да-да.

СЛУШАТЕЛЬ4: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Здрасьте.

СЛУШАТЕЛЬ4: Я хочу ответить на два вопроса…

К. ЛАРИНА: А только на один можно.

СЛУШАТЕЛЬ4: Только на один?

К. ЛАРИНА: Да.

СЛУШАТЕЛЬ4: По поводу… (неразборчиво)

К. ЛАРИНА: Уже ответили, на этот вопрос уже ответили.

СЛУШАТЕЛЬ4: Тогда по поводу того, кто сидел рядом…

К. ЛАРИНА: Тоже ответили. Увы, к сожалению, вам не повезло. А у нас там сколько осталось еще?

А. ЛЕВИН: Один остался, один вопрос…

К. ЛАРИНА: Один! Про что?

А. ЛЕВИН: Кто из русских поэтов написал стихотворение про снежную бурю, песни кота и мальчика?

К. ЛАРИНА: Давайте попробуем. Пожалуйста, 363-36-59.

А. ЛЕВИН: Нет, еще один…

К. ЛАРИНА: Еще один.

А. ЛЕВИН: Кто из родоначальников романтизма в русской литературе… как один из родоначальников романтизма в русской литературе определял взаимоотношения поэзии и религии?

К. ЛАРИНА: Ну давайте. Кто там у нас готов? Есть у нас звонок?

СЛУШАТЕЛЬ5: Алло?

К. ЛАРИНА: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ5: Алло, здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Здраствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ5:

Кот поёт, глаза прищуря, Мальчик дремлет на ковре,

За окном играет буря.

Афанасий Фет.

А. ЛЕВИН: Замечательно.

СЛУШАТЕЛЬ5: Меня зовут Наталья, я живу в Москве.

К. ЛАРИНА: Спасибо, дорогая Наталья, все для вас, вы абсолютно точно ответили на этот вопрос. Ну, давайте еще. Але, здравствуйте, говорите пожалуйста. Але?

СЛУШАТЕЛЬ6: Здравствуйте.

К. ЛАРИНА: Да.

СЛУШАТЕЛЬ6: С праздниками вас!..

К. ЛАРИНА: Спасибо, вас тоже

СЛУШАТЕЛЬ6: … с наступившими и будущими. Это Жуковский. «Есть Бог в святых мечтах земли» – он так определял поэзию и религию.

К. ЛАРИНА: Браво!

А. ЛЕВИН: Ну да, браво. Это действительно Жуковский, но имелась в виду другая несколько цитата.

К. ЛАРИНА: Все, записали.

О. НИКОЛАЕВА: Но это очень все равно хорошо, это в точку, в точку тоже.

К. ЛАРИНА: Слушайте, но вы поняли, что это одни женщины звонили, а?

О. НИКОЛАЕВА: Гениальные женщины.

К. ЛАРИНА: Вот это поразительно. Вот все-таки поэзия – это женское дело.

А. ЛЕВИН: Нет, не скажите. Это не так. Не согласен.

К. ЛАРИНА: В театр ходят одни женщины, стихи читают одни женщины…

А. ЛЕВИН: Нет, не согласен.

А. АГЕЙКИН: Это, может, сегодня.

А. ЛЕВИН: В театр женщины ходят не одни.

К. ЛАРИНА: Они тащят за собой несчастных мужчин.

К. ЛАРИНА: Которые упираются.

А. ЛЕВИН: Вы знаете, вот на самом деле вот так как-то так случилось, при том, что действительно книга получила беспрецедентные награды в этом году… беспрецедентное количество наград. Мы получили и вот премию Святых Кирилла и Мефодия за выдающийся вклад в развитие славянской культуры, «Книгу года 2010», «Искусство книги» - представляли, собственно, Россию на этом конкурсе. Но про книгу очень мало кто знает, и вот как-то мы…

К. ЛАРИНА: Ну вот, теперь знают все.

А. ЛЕВИН: Надеюсь, что да. Но вот не поленитесь, дорогие, зайдите на сайт. Очень просто: набираете в любой поисковой системе «Круг лета Господня», и вот первая строчка – это обязательно будет сайт книги, и можно побродить, посмотреть…

К. ЛАРИНА: Мы, кстати, адрес поместим. У нас будет расшифровка нашей сегодняшней передачи, текст, стенограмма, и мы там поместим адрес, ссылку на ваш сайт обязательно. Спасибо большое, мы должны уже заканчивать нашу программу. Напомню, что уникальный проект мы сегодня представляли, «Круг лета Господня». Я думаю, что многие слушатели заинтересовались этими книжками, обязательно их найдут, если не в Интернете, то придут в Храм Христа Спасителя и там посмотрят или купят.

А. ЛЕВИН: Ну, они есть в магазинах, но там они…

К. ЛАРИНА: Очень дорогие.

А. ЛЕВИН: Да, да, к сожалению.

К. ЛАРИНА: Олеся Николаева, Аркадий Левин и Александр Агейкин, спасибо вам огромное, с наступающими вас праздниками, и всегда рады вас видеть.

А. ЛЕВИН: Спасибо.

О. НИКОЛАЕВА: Спасибо, и вас с праздниками.

А. АГЕЙКИН: С наступающим Рождеством.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «КОНИ БЕСПРЕДЕЛА» (ГРУППА «АКВАРИУМ»)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!