Экспорт российского образования в цифрах. Россия - Финляндия: обмен педагогическими технологиями

Правительство России определило 39 высших учебных заведений, на базе которых будет реализовываться приоритетный проект по экспорту российского образования. Как сообщила РБК в кулуарах Восточного экономического форума глава Минобрнауки Ольга Васильева, попавшие в перечень университеты будут привлекать иностранных студентов.

По оценке Минобрнауки, в результате реализации проекта к 2025 году количество иностранных студентов должно увеличиться с существующих 220 тыс. человек до 710 тыс. человек. Число пользователей онлайн-курсов, согласно прогнозам, должно вырасти с 1,1 млн человек до 3,5 млн человек.

По данным РБК, в перечень вошли:

1. Академия русского балета имени А. Я. Вагановой;

2. Белгородский государственный национальный исследовательский университет;

3. Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) имени С.А. Герасимова;

4. Дальневосточный федеральный университет;

5. Казанский (Приволжский) федеральный университет;

6. Казанский национальный исследовательский технологический университет С.В. Юшко;

7. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина;

8. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского;

9. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет);

10. Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств;

11. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО);

12. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет);

13. Московский государственный университет (МГУ) имени М.В. Ломоносова;

14. Московский политехнический университет;

15. Московский физико-технический институт (МФТИ, государственный университет);

16. Национальный исследовательский технологический университет МИСиС;

17. Национальный исследовательский Томский государственный университет;

18. Национальный исследовательский Томский политехнический университет;

19. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;

20. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»;

21. Новосибирский государственный технический университет;

22. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России;

23. Российская академия музыки имени Гнесиных;

24. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;

25. Ректору Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева» Г.Д. Золиной;

26. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ);

27. Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина;

28. Российский институт театрального искусства - ГИТИС;

29. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова;

30. Российский университет дружбы народов (РУДН);

31. Российский университет транспорта (МИИТ);

32. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;

33. Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова;

34. Сибирский государственный медицинский университет;

35. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина;

36. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина;

37. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации;

38. Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет);

39. Южный федеральный университет.

Ключевая цель проекта – повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт Российской Федерации.

Срок реализации проекта: с мая 2017 года по ноябрь 2025 года включительно.

Реализация приоритетного проекта должна повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в период обучения на территории России, а также повысить узнаваемость и статус бренда российского образования на международном образовательном рынке и в результате – в разы увеличить объёмы выручки от экспорта образовательных услуг.

Чтобы повысить привлекательность образовательных программ для иностранцев, предстоит разработать и внедрить целевую модель деятельности вуза по экспорту образования, в том числе создать международные службы для поддержки иностранных студентов. Эта модель будет сначала внедрена в 20 вузах, а с 2021 года – во всех вузах страны.

В рамках реализации проекта предстоит развивать новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, развивать онлайн-образование для иностранцев, образовательные туристические маршруты и летние программы обучения для иностранцев, а также создать единый интернет-навигатор по российской системе образования.

Также в рамках реализации приоритетного проекта предстоит усовершенствовать нормативную базу, регулирующую приём и обучение иностранцев, признание документов о зарубежном образовании, процедуры въезда, выезда и пребывания зарубежных преподавателей, а также вопросы налогообложения образовательной деятельности в рамках международного сотрудничества.

Кроме того, предстоит усилить продвижение бренда российского образования за рубежом через каналы российских загранпредставительств и ведущих СМИ, а также организовать консолидированное представление российских вузов на международных выставках.

В результате реализации проекта количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, должно вырасти с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций – с 1 млн 100 тыс. человек до 3 млн 500 тыс. человек. Количество иностранных школьников, прошедших обучение по программам дополнительного образования, должно вырасти в 2025 году по сравнению с 2016 годом вдвое.

Объёмы средств, полученных от экспорта российского образования, должны вырасти более чем в пять раз, до более чем 373 млрд рублей в 2025 году.

Первые 39 вузов-участников консорциума приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» («Экспорт образования»), курируемого Минобрнауки России. Ключевая цель проекта - повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном глобальном рынке.

Проект будет развивать новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, развивать онлайн-образование для иностранцев, образовательные туристические маршруты и летние программы обучения для иностранцев, а также позволит создать единый интернет-навигатор по российской системе образования.

Список вузов- участников консорциума приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»:


1. Академия русского балета имени А.Я. Вагановой

2. Белгородский государственный национальный исследовательский университет

3. Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова

4. Дальневосточный федеральный университет

5. Казанский (Приволжский) федеральный университет

6. Казанский национальный исследовательский технологический университет С.В. Юшко

7. Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

8. Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

9. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

10. Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств

11. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

12. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)

13. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

14. Московский политехнический университет

15. Московский физико-технический институт (государственный университет)

16. Национальный исследовательский технологический университет МИСиС

17. Национальный исследовательский Томский государственный университет

18. Национальный исследовательский Томский политехнический университет

19. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

20. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

21. Новосибирский государственный технический университет

22. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России

23. Российская академия музыки имени Гнесиных

24. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

25. Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

26. Российский государственный гуманитарный университет

27. Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина

28. Российский институт театрального искусства - ГИТИС

29. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

30. Российский университет дружбы народов

31. Российский университет транспорта (МИИТ)

32. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

33. Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова

34. Сибирский государственный медицинский университет

35. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

36. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

37. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

38. Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

39. Южный федеральный университет

Справочно

Приоритетный проект «Экспорт образования» , курируемый Минобрнауки России, реализуется с мая 2017 года по ноябрь 2025 года включительно.

Ключевая цель проекта – повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт Российской Федерации.

Реализация приоритетного проекта должна повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в период обучения на территории России, а также повысить узнаваемость и статус бренда российского образования на международном образовательном рынке и в результате – в разы увеличить объемы выручки от экспорта образовательных услуг.

Чтобы повысить привлекательность образовательных программ для иностранцев, предстоит разработать и внедрить целевую модель деятельности вуза по экспорту образования, в том числе создать международные службы для поддержки иностранных студентов. С 2021 года эта модель будет внедрена во всех вузах страны.

В рамках реализации проекта предстоит развивать новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, развивать онлайн-образование для иностранцев, образовательные туристические маршруты и летние программы обучения для иностранцев, а также создать единый интернет-навигатор по российской системе образования.

Также в рамках реализации приоритетного проекта предстоит усовершенствовать нормативную базу, регулирующую прием и обучение иностранцев, признание документов о зарубежном образовании, процедуры въезда, выезда и пребывания зарубежных преподавателей, а также вопросы налогообложения образовательной деятельности в рамках международного сотрудничества.

Кроме того, предстоит усилить продвижение бренда российского образования за рубежом через каналы российских загранпредставительств и ведущих СМИ, а также организовать консолидированное представление российских вузов на международных выставках.

В результате реализации проекта количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, должно вырасти с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций – с 1 млн 100 тыс. человек до 3 млн 500 тыс. человек.

Количество иностранных школьников, прошедших обучение по программам дополнительного образования, должно вырасти в 2025 году по сравнению с 2016 годом вдвое.

Объемы средств, полученных от экспорта российского образования, должны вырасти более чем в пять раз, до более чем 373 млрд рублей в 2025 году.

C 7 по 15 октября 2018 года по приглашению министерства образования Финляндии руководители образовательных организаций Новосибирской области приняли участие в программе обмена педагогическими технологиями. Предлагаем вниманию читателей мнение руководителей ведущих образовательных организаций Новосибирска о системе образования Финляндии и перспективах интеграции в международное образовательное пространство.

Развитие экспортного потенциала российского образования.

Россия - Финляндия: обмен педагогическими технологиями

Приоритетный проект «Экспорт образования» , курируемый (Минобрнауки)">Минобрнауки России , реализуется с мая 2017 года по ноябрь 2025 года включительно. Ключевая цель проекта – повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт Российской Федерации.

Реализация приоритетного проекта должна повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в период обучения на территории России, а также повысить узнаваемость и статус бренда российского образования на международном образовательном рынке и в результате – в разы увеличить объемы выручки от экспорта образовательных услуг.

Чтобы повысить привлекательность образовательных программ для иностранцев, предстоит разработать и внедрить целевую модель деятельности вуза по экспорту образования, в том числе создать международные службы для поддержки иностранных студентов. С 2021 года эта модель будет внедрена во всех вузах страны.

В рамках реализации проекта предстоит развивать новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, развивать онлайн-образование для иностранцев, образовательные туристические маршруты и летние программы обучения для иностранцев, а также создать единый интернет-навигатор по российской системе образования.

В октябре 2018 года по приглашению министерства образования Финляндии, делегация из Новосибирской области приняла участие в программе по экспорту образования с участием образовательных организаций России и Финляндии. В состав делегации из России вошли: директор Образовательного Центра “Горностай» Путинцева Ирина Германовна, директор лицея № 130 Сопочкин Сергей Владимирович, директор школы № 112 Платонов Вадим Николаевич, директор технического лицея № 176 города Карасука Кривушев Сергей Александрович, заместитель директора лицея № 4 города Пскова Куркаева Надежда Сергеевна, Начальник управления образования города Пскова Кузыченко Анна Сергеевна, заместитель главы администрации Пскова Александр Викторович Коновалов, преподаватели Российского университета Дружбы Народов.

Данный проект реализуется по инициативе и при непосредственном участии директора межвузовского центра международного образования (NICE), начальника отдела международных связей НГУ Евгения Ивановича Сагайдака, проректора по учебной работе и международной деятельности Псковского Государственного Университета, доктора экономических наук Марины Юрьевны Махотаевой и начальника международного отдела университета прикладных наук «Савониа» (Финляндия) Марины Малинен.

Руководители образовательных учреждений Новосибирской области получили возможность вникнуть в тонкости организации системы образования Финляндии, считающейся одной из самых эффективных образовательных моделей в мире. Кроме того, в контексте реализации приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российского образования», перспективы сотрудничества с Новосибирским Государственным Университетом, одним из передовых университетов России, являются весьма привлекательными для потенциальных абитуриентов из Финляндии. Уникален опыт Псковского Государственного Университета по реализации программы экспорта российского образования: за 6 лет количество иностранных студентов увеличилось в 30 раз, и сейчас составляет более 1300 иностранных студентов из 45 стран мира.

Во время рабочего визита директора школ и лицеев из Новосибирской области посетили русско – финскую школу в Хельсинки. В Министерстве образования Финляндии в ходе совещания было отмечено, что уникальный опыт работы ОЦ «Горностай» и лицея № 130 им. академика Лаврентьева, организация внеурочной деятельности по инженерно – технологическому образованию школы № 112 Новосибирска и технического лицея № 130 г. Карасука представляет интерес для взаимного сотрудничества между образовательными организациями Финляндии и России.

Работа российской делегации проходила в городах Хельсинки и Куопио, в том числе в университете прикладных наук «Савониа». В Хельсинки прошла рабочая встреча в Министерстве образования Финляндии, знакомство с системой работы русско – финской школы. В городе Куопио, административном центре провинции Северное Саво, кроме университета, директора школ и лицеев посетили общеобразовательную школу имени Шнельмана (1-6 классы), общеобразовательную школу «Kallavesi» (10-11 классы), детский сад. В ходе рабочей встречи с начальником управления образования г. Куопио Лиина Уавинен определены перспективы реализации совместных образовательных проектов.

Кроме знакомства с системой образования Финляндии, развитию профессиональных контактов, прошло активное обсуждение совместных проектов, участие в круглых столах-семинарах, посвященных тиражированию успешных образовательных проектов в России и Финляндии. Заместитель мэра, директор сектора по развитию благополучия и образования города Куопио Пекка Вяхякангас выразил желание посетить г. Новосибирск с целью дальнейшей реализации совместных образовательных проектов.

Хотелось бы отметить, что в Финляндии сумели провести реформы образования, результатом которых, по мнению многих экспертов, стала «школа будущего». Там произвольно комбинируют предметы и пропагандируют «расслабленную концентрацию внимания». Никакого принуждения, лишь мотивирование тяги к знаниям.

Если несколько десятков лет назад система образования Финляндии была отстающей, то сегодня это одна из самых эффективных образовательных моделей в мире. В ней, на мой взгляд, много спорных моментов, не все следует слепо копировать, но, без сомнения, она заслуживает большого внимания. Комфортная среда для школьников, построенная на принципах гуманизма, предполагающих равенство и уважение ко всем участникам образовательного процесса, - вероятно и есть отправная точка финского успеха.

Психологическая комфортность, создание условий для реализации возможностей и внимательное отношение к индивидуальности открывают в детях поразительный потенциал, который в масштабах Финляндии дает удивительные результаты

Согласно исследованиям международной организации PISA, финские школьники стабильно занимают первые места по уровню образованности. Эксперты пытаются разгадать загадку такой эффективности обучения. Большинство из них считает, что во многом это стало возможным благодаря ряду принципов, на которых основано финское образование:

- Свобода. Педагоги стараются заинтересовать ребёнка изучением тех или иных предметов, но если у него отсутствует желание или не хватает способностей, то его ориентируют на получение хорошей рабочей специальности, востребованной в социуме.

  • В Финляндии нет элитных или простых школ. Долгое время родители учащихся не имели возможность выбирать школы. Сейчас этот запрет снят, но большинство учеников продолжает ходить в ближайшие школы, так как все они практически одинаковы. К слову нет и специализированных школ, в нашем понимании. Впрочем, есть школы, ориентированные на определенную специфику, к примеру, посещенная нами русско – финская школа в Хельсинки. Все общеобразовательные учреждения одинаково хорошо финансируются и имеют одинаковые возможности. Финны не разделяют детей на разные классы в зависимости от их способностей и финансовых возможностей родителей. Любопытно то, что учителям нельзя задавать детям вопросы, связанные с местом работы и уровнем дохода родителей.

- Бесплатность. В школах Финляндии запрещены любые сборы денег с родителей. Помимо самого обучения, всем ученикам всех классов бесплатно предоставляются: обеды, экскурсии и другие внешкольные мероприятия, учебники и все необходимое для организации учебного процесса, включая планшеты или ноутбуки; транспорт для детей, которые проживают в сельской местности. Все этапы образования, включая высшее, бесплатны как для местных жителей, так и для иностранцев.

- Индивидуальность. Для каждого ребёнка учителя разрабатывают индивидуальную образовательную траекторию. Ученик может попросить дополнительного объяснения материала в конце урока. Репетиторов в Финляндии не существует. С их обязанностями справляются школьные педагоги.

- Практичность. «Финские школы готовят учеников к жизни, а не к экзаменам.» Важно не запомнить формулы, а научиться пользоваться справочниками и правильно применять полученную информацию.

Платонов Вадим Николаевич,

директор МБОУ СОШ № 112

Маленькие жители северной Финляндии

(дошкольное образование глазами взрослого ди ректора)

В маленьком финском городе Куопио есть городские и частные детские сады. Воспитатель - это преподаватель дошкольного образования; 8 детей на 1 воспитателя, часто в группе несколько воспитателей и помощников.
Частные сады поддерживаются государством, поэтому их много, оплата там больше, чем в государственном, но они меньше и камернее.
В Финляндии сложились традиции: государственная программа наполняется программой муниципалитета и администрацией ДОУ, у дошкольников много свободы, все работают на доверии и профессионализме. Взрослые доверяют друг другу самое дорогое - детей, а дети верят взрослым.
Цель дошкольного воспитания - здоровый и ребенок, индивидуальное развитие каждого ребенка, которое фиксируется в Индивидуальной карте. Ведущий вид деятельности - игра, она помогает в развитии ребенка. Игра на воображение, самостоятельность, ответственность за других. Много игр в процессе жизни детей. Много движения, активностей, как в жизни.

Путинцева Ирина Германовна,

ди ректор МАОУ Образовательный Центр " Горностай"

Финское образование как зеркало наших проблем и перспектив

Царскосельский лицей подарил нам Пушкина, в дореволюционные годы в России появилась большая группа переобразованных людей, советская система образования была одной из лучших в мире … А что же сегодня?

Сегодня, 16.10.2018 года, СМИ сообщают о расстреле (и взрыве) студентом колледжа в Керчи своих же ребят – студентов: 16 погибших, около 40 раненых. Понятно, что событие исключительное и, возможно, лежит не в плоскости образования. А в какой? И кому адресована «Ненависть» на его майке?

Предложение познакомиться с системой образования Финляндии было принято сразу: финское школьное образование – одно из лучших в мире (рейтинги PISA по качеству образования), Россия должна войти в число 10 ведущих стран по качеству общего образования (так ставит задачу Президент В. В. Путин), разворачивается государственная программа экспорта образования, наши амбиции тоже не «середнячковые», одним из организаторов поездки выступил НГУ (а «стотридцатников» туда ежегодно поступает много), поехали!

Образовательных событий (встреч, диалогов) с финскими коллегами было несколько: мы посетили финско–русскую школу в Хельсинки, встретились с руководством Национального управления образования, посетили университет, детский сад, начальную школу и лицей в городе Куопио, пообщались с руководителем департамента образования этого города, приняли участие в приёме, организованном мэрией Куопио.

Вполне достаточно, чтобы сложилось первое представление о том, как учат в соседнем государстве (от Санкт-Петербурга до Хельсинки 4 часа по железной дороге), а опыт знакомства с системами образования Китая, Франции, Англии, Сингапура – уже имелся.

Субъективный взгляд.

  1. В отличие от нас Финляндия в последние 20 – 30 лет не переживала «застой», «ускорение», «перестройку», распад государства, смену экономической модели, отказ от «единственно верного» марксистско-ленинского мировоззрения. Финны не вели и не ведут военных действий, расходы на оборону минимальные, они не под санкциями, и с нами у них вполне добрососедские отношения, как и у нас с ними.
  2. Финляндия – маленькая страна, 5 517 887 жителей (к примеру, в г. Санкт-Петербурге – 5 351 935). Похожая на сибирскую природа, которую финны очень любят, заботятся о ней и органично в ней живут.
  3. Финляндия в Евросоюзе: много образовательных проектов с европейскими странами и с нашими регионами: Москва, Санкт- Петербург, Псков.
  4. Система общего образования любой страны – производное от состояния экономики, социальной сферы, общего уровня культуры и образа жизни людей. В развитой стране, а Финляндию с полным правом можно отнести к этой категории стран (14 место в мире по качеству жизни), не может не быть хорошего образования.
  5. Руководители отрасли образования хорошо понимают задачи, которые ставит перед ними государство и общество, эффективно управляют системой образования, судя по её состоянию и результатам. Личное впечатление от общения с руководителями системы образования государственного, муниципального и школьного уровней – очень позитивное: выступления были построены системно, рационально, современно, без излишеств и показухи. Базовыми принципами деятельности школ является равенство (школ, уровня их финасирования, предметов, родителей, учеников, учителей, прав взрослых и обучающихся). Образование в финских школах бесплатное (включая обеды), финансовой поддержки школы родителями нет в любой форме, за исключением, разумеется, частных школ. Государство и общество доверяют и школе и учителю (минимум проверок и отчётов). Работа учителя считается престижной: на вакансию учителя начальной школы (1-6 классы), как правило, около 50 претендентов, в основную и старшую (лицеи) до 100 человек на место. Заработная плата помощника учителя до 2 500, учителя до 5000 евро в месяц. Финская школа обеспечивает поддержку и развитие каждого ученика, особое внимание проблемным детям.
  6. Внутренняя жизнь школы. Из окон школ, которые мы посетили, всегда виден лес. В финско-русской школе педагогический коллектив решил, что уроки должны быть по 75 минут, после урока – большая перемена, дети с учителем выходят на прогулки (соответствующая обувь, одежда, сушилки, оборудованные зоны отдыха – имеются). Учебные кабинеты оборудованы в достаточном количестве мебелью, проекционной техникой, компьютерами, ноутбуками, как, впрочем, теперь и у нас. В классах довольно много учеников, в лицейских, например, по 28 человек. Некоторые ученики во время урока сидели за партами в спортивных шапочках и кепках. Демократия, однако!

В городе Куопио проживает 128 тысяч жителей. Город очень похож на наш Академгородок, только без научных институтов, а жилые дома и прочая инфраструктура построены не 50 – 60 лет назад, а лет 10 – 15, а то и «вчера».

Наверное, «заморским гостям» всегда показывают лучшее, но особого «шика» мы не увидели, и было ощущение, что коллеги и не стремились удивлять, увиденное нами, скорее, норма для финской школы. Детский сад, начальная школа, основная, лицей размещены в отдельных зданиях. Крупных школ, в которых много детей разного возраста, мы не увидели. Самая большая школа в Финляндии- менее 1000 человек. Учебная неделя длится пять дней, школы работают в одну смену.

Среди проблем, озвученных финскими коллегами, отмечу две: повышенная влажность в зданиях школ, и, как следствие, грибок (а значит особая система борьбы с ним, включая снос зданий и строительство новых), и проблема «сытого общества»: обучающиеся бросают лицеи и университеты, очевидно, надеясь, что государство и родители не дадут им умереть с голоду, обеспечат их существование.

Приём заместителем мэра города Куопио нашей делегации (директоров школ, сотрудников университетов Москвы, Новосибирска, Пскова) проходил в здании театра и закончился концертом симфонической музыки.

Теперь про наши проблемы и перспективы сквозь призму нового опыта. По творческому потенциалу и уровню развития, на мой взгляд, наши дети (дети хороших школ России и Новосибирска) не уступают финским школьникам. По уровню материально-техническому (мебель, оборудование, оргтехника) у нас не хуже, а где-то даже лучше, и значительно лучше. При этом мы помним, что 70% школ Новосибирска работает в две смены. И нормативы финансирования на одного ученика в год не в нашу пользу: у нас – около 30 тысяч в год, в школах Москвы – 150 тысяч, в Финляндии – до 6 500 евро в год. И для вхождения в топ-10 лучших образовательных систем мира нормативы финансирования одного ученика в регионах надо поднимать до московского уровня, т.е. увеличить в разы!

Ещё надо снимать современные хорошие фильмы для детей и подростков (вспомните последний фильм для них?), выпускать общероссийские газеты и журналы (для переходного возраста), писать песни, делать интересные телепередачи, возрождать систему загородного отдыха детей, как это было в «славные» советские времена. Список задач, усиливающих нашу систему образования, можно продолжать, но понятно, что ресурсов для их решения сейчас недостаточно.

Что, на мой взгляд, можно и нужно (и реально) сделать на уровне региона и города?

  1. Разработать комплексную (реалистичную) концепцию и стратегическую программу развития образования Новосибирской области. Причём делать её должны продвинутые профессионалы: педагоги, директора школ, руководители учреждений дополнительного образования, руководители районных, муниципальных и областных органов управления образования, представители высшей школы, бизнеса, власти. Таких людей в нашем регионе много.
  2. В условиях «бюджетных ограничений» придумать стимулы и механизмы привлечения в систему образования внебюджетных средств.
  3. Создать на телевидении еженедельную аналитическую передачу, посвящённую образованию и воспитанию молодёжи «Образование как образ жизни», к примеру. Нам нужен профессиональный разговор о том, что происходит с нашими детьми, анализ лучших практик работы с ними, открытое обсуждение имеющихся проблем.

Пункты 4,5,6 … можешь придумать ты, читатель, и предложить их в программу развития образования региона или в качестве темы будущей телевизионной передачи.

Более 60 лет назад рядом с Новосибирском появился научный центр мирового уровня – Академгородок, который придал Новосибирску, Сибири, стране новый импульс развития. Программа Академгородок 2.0 может и должна стать символом нового вызова и новых возможностей для развития нашего региона и системы образования.

Сопочкин Сергей Владимирович,

директор МБОУ лицей № 130 им. Академика М. А. Лаврентьева

22. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России

23. Российская академия музыки имени Гнесиных

24. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

25. Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

26. Российский государственный гуманитарный университет

27. Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина

28. Российский институт театрального искусства - ГИТИС

29. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова

30. Российский университет дружбы народов

31. Российский университет транспорта (МИИТ)

32. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

33. Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова

34. Сибирский государственный медицинский университет

35. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

36. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

37. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

38. Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)

39. Южный федеральный университет

Справочно

Приоритетный проект «Экспорт образования» , курируемый Минобрнауки России , реализуется с мая 2017 года по ноябрь 2025 года включительно.

Ключевая цель проекта – повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт Российской Федерации.

Реализация приоритетного проекта должна повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в период обучения на территории России, а также повысить узнаваемость и статус бренда российского образования на международном образовательном рынке и в результате – в разы увеличить объемы выручки от экспорта образовательных услуг.

Чтобы повысить привлекательность образовательных программ для иностранцев, предстоит разработать и внедрить целевую модель деятельности вуза по экспорту образования, в том числе создать международные службы для поддержки иностранных студентов. С 2021 года эта модель будет внедрена во всех вузах страны.

В рамках реализации проекта предстоит развивать новые формы совместных образовательных программ и программ на английском языке, развивать онлайн-образование для иностранцев, образовательные туристические маршруты и летние программы обучения для иностранцев, а также создать единый интернет-навигатор по российской системе образования.

Также в рамках реализации приоритетного проекта предстоит усовершенствовать нормативную базу, регулирующую прием и обучение иностранцев, признание документов о зарубежном образовании, процедуры въезда, выезда и пребывания зарубежных преподавателей, а также вопросы налогообложения образовательной деятельности в рамках международного сотрудничества.

Кроме того, предстоит усилить продвижение бренда российского образования за рубежом через каналы российских загранпредставительств и ведущих СМИ, а также организовать консолидированное представление российских вузов на международных выставках.

В результате реализации проекта количество иностранных студентов, которые обучаются по очной форме в российских вузах, должно вырасти с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году, а количество иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций – с 1 млн 100 тыс. человек до 3 млн 500 тыс. человек.

Количество иностранных школьников, прошедших обучение по программам дополнительного образования, должно вырасти в 2025 году по сравнению с 2016 годом вдвое.

Объемы средств, полученных от экспорта российского образования, должны вырасти более чем в пять раз, до более чем 373 млрд рублей в 2025 году.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!