Кто собирал дань на руси. Сбор дани в древней руси назывался

Переяславская рада 1654 г. (кратко)

В январе 1654 года Запорожское войско и Русское царство провели переговоры, которые историки стали называть Переяславской радой. Данное историческое событие имело огромное значение как для России, так и для Украины.

Всё начиналось с того, что после нескольких попыток Украины дать окончательный отпор полякам Б. Хмельницкий решил попросить помощи у России. Рассмотрев казачью просьбу, Русское царство приняло решение о проведении мирных переговоров в городе Переяславле, для обсуждения всех сторон.

Тридцать первого декабря Василий Бутурлин вместе с российским посольством прибыл в город. Спустя семь дней туда же приехал и Богдан Хмельницкий во главе казаков.

Переговоры велись довольно напряжённо и не один час. В итоге казацкий старшина вместе с гетманом согласились дать присягу московскому царю Алексею Михайловичу. При этом, в тот день присягу принесли лишь около трёхсот человек, включая Богдана Хмельницкого. Однако, условия договора предполагали ответную присягу с российской стороны. Бутурлин же не захотел делать это от имени царя, отвечая «кто я такой, чтобы решать за голову великого государя». Данный часто исключаемый историками факт для многих современных историков довольно важен: ведь он и повлиял позже (спустя два года) на решение России заключить перемирие с Польшей.

После приезда Бутурлина в Россию казаки начали составлять собственные условия на которых они согласны быть подданными России. Так был написан список из одиннадцати пунктов и в марте 1654 года он был отправлен в Москву с Павлом Тетерей и Самойлом Богдановичем (судьями Запорожского войска).

В Москве список был пересмотрен, а сами пункты были дополнены. Так был сформирован Переяславский договор, который долгое время был известен в истории под названием «Мартовские статьи».

В число основных решений Переяславской рады входили:

  • увеличение казачества до шестидесяти тысяч человек;
  • Россия обязывалась осуществлять защиту Украины от Польши и татар;
  • сохранялись все вольности и права Запорожского войска;
  • высшие духовники Украины имели отныне царские привилегии;
  • объединение усилий России и Украины против татар;
  • налоги Украины отходили в московскую казну;
  • Запорожское войско могло контактировать с иными державами при условии одобрения царя по уведомлению;
  • Россия обязывалась содержать крепость Кодак.

Интересные материалы:

Еще в 1650 году патриарх константинопольский Партений ІІ и патриарх иерусалимский грозили Б. Хмельницкому анафемой, если он не примет протекцию православного московского царя. Безвыходное положение Украины в 1653 году не оставляло надежд на мир с Польшей, а турецко — татарский протекторат виделся массам неприемлемым. Поэтому гетман весной- летом 1653 года активизировал дипломатические отношения с царем.

1 октября 1653 г. в Москве на последнем в истории России Земском соборе было принято решение: объявить войну Речи Посполитой под предлогом притеснений православных на землях Украины. Одновременно царь

« изволил… принять гетмана Б. Хмельницкого и все Войско Запорожское с городами и землями…под свою государеву руку.»

На старшинской раде в Переяславе 8- 12 января 1654 года присутствовали 12 полковников, и пять генеральных старшин во главе с гетманом, представители мещанства из Переяслава, Киева и некоторых других городов.

Не прибыли на раду 5 полковников, митрополит Коссов, выразивший недовольство тем, что Б. Хмельницкий не советовался с ним по поводу предстоящего соглашения.

Глава посольства России В. Бутурлин передал гетману грамоту царя, в которой говорилось о взятии Войска Запорожского под опеку монарха с обещанием сохранить все привилегии и защитить от врагов.

Создавалась конфедерация под верховенством России для борьбы с внешним врагом. После присяги на верность, которую дали гетман, полковники и Бутурлин, присягнули около 100 сотников и 184 казака, а мещан Переяслава вынудили дать клятву верности силой. Затем делегация России приводила к присяге население в 177 населенных пунктах, хотя в четырех полках сделать этого не удалось. Неизвестно, присягала ли Запорожская Сечь.

Историками сущность Переяславской Рады оценивается по-разному: как личная уния гетмана и царя, отношения типа «сюзерен-вассал», военно-политический союз, начало присоединения Украины к России и т.д.

Разработанная в 1953 г. идеологически ангажированная формула «воссоединения Украины с Россией» после 1991 года подвергается серьезной критике.

В марте 1654 г. гетманское посольство во главе с генеральным судьей Богдановичем и переяславским полковником П. Тетерей доставили в Москву на утверждение царя «Просительные статьи» из 23 пунктов, а также пять документов о привилегиях казачества, данные ранее королями Речи Посполитой.

Не получив согласия на одобрение всех просительных пунктов, послы гетмана 21 марта подали Алексею Михайловичу общий документ из 11 статей:

1 статья. – Право украинцев избирать старшину из своего круга и через них вносить подати в царскую казну.

2 статья – размеры платы царской власти казаческой старшине.

3 статья — жалование казаческой старшине угодий для пропитания

4 статья — размеры трат казны на казацкую артиллерию

5 статья — право Войска Запорожского иметь дипломатические отношения с другими государствами, кроме Турции и Польши.

6 статья — утверждение имений киевского митрополита.

7 статья — отправления российских войск под Смоленск.

8 статья — отправление российских войск на польскую границу.

9 статья — размеры платы казацкой старшине, о которой не упоминалось в статье второй и рядовым казакам.

10 статья — приказ донскому казачеству не нарушать мира с Крымским ханством, пока оно не станет союзником Войска Запорожского.

11 статья — обеспечение порохом и провиантом казацкий отряд у крепости Кодак и Запорожской Сечи.

На этот раз возражений не последовало.

В целом текст письменного соглашения был продуман недостаточно хорошо, допускал двоякие толкования, выглядел составленным на неопределенное время. С точки зрения формального права, Гетманщина сохраняла широкую автономию в управлении, системе экономических соглашений, судопроизводстве, в собирании налогов и пошлин, прав всех сословий, имела 60- тыс.

реестр. Не была классифицирована форма подданства Войска Запорожского царю, подчиненность православной церкви или ее независимость от Московского патриархата.

В свою очередь царь получал право держать в Киеве 15- тыс.

гарнизон во главе с воеводой, контролировать связи гетмана с Польшей и Турцией, не платить жалование казацкому войску. Стороны по — разному понимали один и тот же договор и перспективы дальнейших взаимоотношений.

Весной 1654 г. московско-украинские отряды вступили на территорию Белоруссии и отвоевали ее большую часть у поляков. К осени боевые операции переместились в Юго-Западную Украину. Но попытки Б. Хмельницкого закрепить за собой белорусскую территорию встретило отпор царя, считавшего эти земли своими.

Военные победы России в боях с Речью Посполитой вызвали беспокойство короля Швеции Карла Густава.

Он поспешил объявить войну Польше. Речь Посполитая разрываемая на части шведами, русскими, украинцами, была на грани развала. Перед гетманом открылись новые дипломатические и военные перспективы. От неизбежного разгрома Польшу спасло Крымское ханство, которое прислало на помощь свои войска. Положение сторон резко изменилось в конце 1655 г., после тяжелых боев под Варшавой войска Польши, Швеции и Бранденбургского курфюрста понесли тяжелые потери.

В январе 1656 г. Швеция и Польши заключили мир. Среагировал на изменение ситуации и царь. С конца 1655 г. наблюдалось сближение России с Польшей, результатом которого стало заключение в ноябре 1656 г.

Виленского мирного договора. Согласны ли украинцы на мир с поляками — о том их не спросили, а присланную делегацию на переговоры не пустили. Когда стало ясно, что царь готов пожертвовать интересами Украины, гетман и казацкие полковники открыто обвинили его в предательстве и нарушении условий Переяславского соглашения.

За этим разочарованием не преминули последовать и другие. Объединенный украинско-трансильванский поход на Польшу закончился грандиозным провалом.

Казачество взбунтовалось, обвинив во всех своих несчастьях Хмельницкого. Неутешительные известия ускорили кончину недомогавшего Хмельницкого.

Мартовские статьи 1654 года (Статьи Богдана Хмельницкого)

Главный итог 1648-1657 гг.- создание автономной по статусу Украинской полудержавы, с территорией, рубежами, населением, органами власти, вооруженными силами, правовыми нормами, признанием ее рядом близлежащих стран де-факто.

Наметился процесс экономической интеграции украинских земель, произошло продвижение общества по пути прокапиталистического развития. Однако такое развитие не устраивало империалистических соседей Украины — Польшу, Россию, Турцию в блоке с Крымским ханством, поэтому они сделали все, чтобы торпедировать благоприятный для украинской государственности исход.

Мартовские статьи Богдана Хмельницкого

Такого же типа были договоры, которые заключал Хмельницкий с Крымом, Турцией. Григор Орлик писал: «Хмельницкой принял опеку московского царя для края и нации всем правилам свободной нации.
Хмельницкий понимал, что для успеха восстания необходима поддержка извне.

Поэтому он все больше внимания обращал на внешнюю политику. Первую свою депломатичну победу гетман получил, привлекая к союзу с казаками крымских татар. Но этот союз оказался ненадежным. К тому же он не решил ключевой для Богдана Хмельницкого проблемы взаимоотношений между Украиной и Речью Посполитой.

Сначала гетман еще не был готов к циловитого разрыва. Целью его отношений с Речью Посполитой, гибким представителем которой был большой православный магнат Фадам Кисель, заключалась в том, чтобы получить автономию для украинского козатства, путем превращения его в отдельный и равноправный состояние Речи Посполитой.

Но упрямая нежелание шляхты признать бывших подданных равными себе в политическом отношении исключала возможность достичь этой цели.
По мнению Хмельницкого, удобным кандидатом на роль защитника и покровителя Украины на международной арене был турецкий султан.

Он был достаточно мощным для того, чтобы отражать в поляков желание нападать на Украину, и одновременно слишком отдаленным, чтобы открыто вмешиваться в ее внутренние дела. Следовательно, в 1651 году после учета посольствами Оттоманской Порта формально приняла своими вассалами гетмана и Войско Запорожское на таких же условиях превосходства, которые имели Крым, Молдавия и Валахия. Однако из-за распространенной среди украинском ненависть к «бугорманив» и внутренние изменения в самой атаманскую Порте это соглашение так и осталась неосуществленной.

Значительно более популярным кандидатом на роль попровителя Украины был православный Московский царь. С начала повсстання Хмельницкий уговаривал царя во имя общей для них православной веры прийти на помощь. Но Москва реагировала очень осторожно.

Потерпев тяжелые потери в недавней войне с Польшей, московиты предпочитали подождать. Однако в 1653 году, когда украинцы стали погронзуваты, что предпочтут таманскому варианта, московиты не могли больше медлить с решением. Царь Алексей Михайлович созвал Земский собор, который решил, что ради православной веры и святой церкви Божьей, государю следует принять их под высокую руку. Принимая это решение, московиты также надеялись отобрать некоторые захваченные Польшей земли, использовать Украину как буфер против Оттоманской империи и вообще расширить свое влияние.

и заявил, что лучшим для цьогго есть православный царь. Доволен тем, что выбор пал на православного царя, толпа одобрительно отозвался на речь гетмана. Тогда Батурлин, Хмельницкий и присутствует казацкая старшина вошла в городскую церковь, чтобы скрепить это решение общей присягой.
И неожиданный случай завел дело в тупик. По принятой в Польше традиции Хмельницкий надеялся, что присягать обе стороны, — украинцы поклянется на верность царю, а тот пообещает защищать их от поляков и уважать их права и привилегии.

Но Батурлин отказался присягать от имени своего монарха, в отличие от польского короля — царь есть монархом и соводержавцем и не присягает своим подданным. Раздраженный отказом Батурлина, Хмельницкий гордо вышел из церкви, пригрозив вообще отменить соглашение.

Однако Батурлин упорно стоял на своем. Наконец боясь потерять поддержку царя через, казалось бы, прямехонько формальность, Хмельницкий согласился все таки дать клятву.
Вскоре после того по 117 городах Украины было разослано царских чиновников, перед которыми 127000 людей поклялись на верность царю Алексею Михайловичу.

и его преемникам. Полный драматизмуинцендент в Переяславской церкви осветил отличие политических ценностей и традиций с которыми обе стороны подошли к заключению соглашения. Но несмотря на все эти различия подписания Переяславского соглашения стало поворотным пунктом в истории Украины, России и всиех Восточной Европы. Ранее изолированная и отсталая Московия сделала гигантский шаг вперед на пути превращения в великую державу.

МА́РТОВСКИЕ СТАТЬИ́ 1654

А судьба Украины во всем — хорошем и дурном — неотъемлемо связанной с судьбой России.
Отдельно после всех статей определялась общая плотность казацкого войска (реестр) в 60 000 человек, а также, что украинцы сами между собой разбор сделают: кто будет казак, а кто будет мужик.
þ о принятии Украины в состав российского государства, подтверждающий ответ прав и вольностей ее населения, отпуск из Москвы украинских послов и посылку гетману военной печати;
В этих трйох грамотах было удовлетворено почти все требования, которые содержались в «Просительських статьях», но не вошли в «Мартовские статьи».

В частности было предусмотрено нерушимость «древних прав», сохранения на Украине собственного судоустройства, право казаков самостоятельно выбирать гетмана по давнему обычаю, закрепление за казаками и ии потомками надлежащих ии имений и тому подобное.

«Мартовские статьи» и дополняющие их царские грамоты вместе рассматриваются как договор Украины с Россией. Оригиналы всех указанных документов не сохранились, но содержание их не вызывает сомнения, поскольку до нас дошло ряд переводов, чорнеток, рабочих записей московских чиновников и других источников.

ru | vyz.com.ua/istoriia-ukrainy/item…nitskogo-referat

Мартовские статьи

Евгений Шнкаренко

Украинский-московский договор / Мартовские статьи / 1654 года — историко-юридическая и историческая оценка
# # # # # # # # # # # #

Казацкая делегация привезла в Москву грамоту Б. Хмельницкого к царю и проект договора / статей /, который содержал 23 пункта. По мнению украинского историка и юриста А. Яковлива, в проекте "гарантировалась полнота внутренней автономии государства и устранялось любое вмешательство власти московского царя во внутренние дела Украины".

21 марта было ратифицировано новую редакцию статей, в документе уже оставалось только 11 статей. Эти статьи были подтверждены жалованной грамотой царя от 27 марта 1654

Следовательно, договор / или, как считает Я.

Дашкевич просто статьи согласованы московским царем / 1654 г. между Украиной и Московским государством заключался не по привычной для нашего времени дипломатической моделью межгосударственных договоров, т.е. как единый акт за подписью обеих сторон. Условия договора 1654 г. содержатся в двух разных по форме актах: 11-ти статьях от 21 марта и обобщающей царской жалованной грамоты гетману и войску Запорожскому от 27 марта.

Со стороны Украины договор был изложен в форме "челобитной", а со стороны России — в форме "жалованную", т.е. царских указов. Такая форма документов была в определенной степени данью времени, а по своей сути договор был соглашением двух государств.

По этому договору:

Верховной властью и главой Украинского государства был гетман, который избирался "по выбору Войска Запорожского одживотно" на казацкой раде; царя имели лишь извещать о выборах, а гетман должен был принести присягу царю перед царским посланником в Украине.

Судопроизводство "Подтверждено права и вольности военные, как из веков бывало в Войске Запорожском, которые своими правами судились и вольности свои имели в добрах и судах".

Таким образом, подтверждалась тезис о полной независимости от царского правительства войска Запорожского в сфере судопроизводства.

Фискальная система. Налоги Эта проблема вызвала наибольшие споры.

Москва настаивала, чтобы налоги с Украиной собирали царские чиновники для царской казны. Б. Хмельницкий (соответственно и казацкая делегация) настаивал платить Москве разовую денежную дань за военную помощь.

В результате дискуссий пришли к компромиссу — решено было единовременную денежную дань заменить сбором налогов украинской стороной с передачей их лицам, назначенным царем. Таким образом, фискальные права Украине сохранялись, оставался военный сокровище. Москве не было разрешено собирать налоги, она только принимала часть собранного военным скарбом. Вместе с тем, царское правительство имело платить "жалованную" войску Запорожскому, если использовал его за пределами Украины.

Царские военные гарнизоны в Украине Согласно договору царский воевода с войском (3 тыс.) имели располагаться в Киеве, не вмешиваться во внутренние дела Украины и воздерживаться свой счет.

Не зная, когда Москва начнет боевые действия против Польши, Б. Хмельницкий рассматривал появление военной заставы как демонстрацию перед другими государствами и прежде всего перед Речью Посполитой явного союзника в войне.

Международные отношения.

Переяславская Рада и мартовские статьи 1654 года

Б. Хмельницкий отстаивал требование полной дипломатической самостоятельности Украины, права дипломатических отношений со всеми государствами. Москва наложила некоторые ограничения на эти требования украинской стороны. Украина не должна была иметь активные дипломатические отношения с Турцией и Польшей, а также сообщать о дипломатических сношениях с другими государствами.

Военные и военные вопросы.

Большинство статей договора были посвящены именно военным проблемам (средства удержания генеральной и полковой старшины, военной пушки, армии в 60 тыс. казаков).

Следует добавить, что украинская оригинал договора 1654 года до сих пор не найдено, / во время Руины весь гетманский архив был уничтожен / есть только списки-переводы на русском языке, копия одного из них передана российским Презедент Б.

Среди историков до сих пор не утихают дискуссии по поводу историко-юридической оценки сути украинский-московского договора 1654 г. Спектр толкований этого соглашения чрезвычайно широк, но наиболее распространенными являются пять из них:

— "Уния" (независимые государства, имеющие собственные правительства, но признают власть одного монарха);

Вассальная зависимость Украины от России;

— Автономия Украины в составе России;

— Военный союз между Украиной и Россией;

— Воссоединение украинского и русского народов.

Интересный подход к трактовке сути договора выразили современные исследователи В.

Смолий и В. Степанков, утверждая, что он "скорее всего, предусматривал создание под верховной властью короны Романовых конфедерации двух государств, направленной против внешнего врага".

Можно согласиться с оценкой известной исследовательницы этой проблемы О. Апанович, что он не был для Украины ни трагедией, ни позором. Совершенно очевидно, что каждая из сторон видела в договоре средство для реализации собственных целей.

Значение договора состоит в следующем:

В международном плане он показал юридическую форму обособления и независимость Казацкой Украины от Речи Посполитой.

2. Договор служил правовым признанием Россией внутренние-ополитичнои суверенности Украинского государства. Формально договор просуществовал до 1658 г., когда И. Выговский, заключив Гадячский договор с Польшей, пытался разорвать отношения с Москвой.

Со стороны России в результате заключения Андрусовского соглашения (1667р.) было вероломно нарушено украинское-московский договор 1654 г.

Кампания 1654-1655 годов

Начало войны в целом было успешным для объединенных русских и казацких сил. На театре военных действий в 1654 году события развивались следующим образом.

15 мая в Вязьму отправились воеводы передового и караульного полка, на следующий день выступили воеводы большого и сторожевого полка, а 18 мая выступил сам царь. 26 мая он приехал в Можайск, откуда через два дня выступил в сторону Смоленска.

4 июня до царя дошла весть о сдаче русским войскам без боя Дорогобужа, 11 июня - о сдаче Невеля, 29 июня - о взятии Полоцка, 2 июля - о сдаче Рославля.

Вскоре предводители шляхты этих поветов были допущены «к руке» Государя и пожалованы званиями полковников и ротмистров «Его Царского Величества».

20 июля получено известие о взятии приступом Мстиславля, в результате которого город сожгли, 24 июля - о взятии войсками Матвея Шереметева городов Дисны и Друи.

2 августа до государя доходит весть о взятии Орши. 9 августа боярин Василий Шереметев дал знать о взятии города Глубокого, а 20 числа - о взятии Озерища. 16 августа неудачей закончился приступ Смоленска. 12 августа в битве под Шкловом «ертоул» князя Юрия Барятинского из полка князя Якова Черкасского принудил к отступлению армию Великого Княжества Литовского под командованием Януша Радзивилла.

20 августа князь А. Н. Трубецкой разбил войско под командованием Великого гетмана Радзивилла в битве на реке Ослик (за селом Шепелевичи, в 15 верстах от города Борисов), в этот же день наказной гетман Иван Золотаренко сообщил о сдаче поляками Гомеля.

В Могилёве горожане отказались впускать войска Януша Радзивилла, заявив, что «мы де все будем битца с Радивилом, пока нам станет, а в Могилев Радивилла не пустим», а 24 августа «могилевцы всех чинов люди встречали честно, со святыми иконами и пустили в город» русские войска и белорусский казачий полк Ю.

Поклонского. 29 августа Золотаренко сообщил о взятии Чечерска и Пропойска. 1 сентября царь получил весть о сдаче поляками Усвята, а 4 сентября о сдаче Шклова.

10 сентября прошли переговоры с поляками о сдаче Смоленска и 23 сентября город сдался. 25 сентября состоялся царский пир с воеводами и сотенными головами Государева полка, к царскому столу была приглашена смоленская шляхта - побежденные, причисленные к победителям 5 октября государь выступил из-под Смоленска в Вязьму, где 16 числа в дороге получил весть о взятии Дубровны.

22 ноября боярин Шереметев дал знать о взятии с боем Витебска. Город оборонялся более двух месяцев и на все запросы о сдаче, отвечал отказом.

С декабря 1654 года началось контрнаступление литовского гетмана Радзивилла на русских. 2 февраля 1655 года Радзивилл c которым было «боевого люду с 20 тысяч, а с обозными людьми будет с 30 тысяч», на самом деле вместе с польским контингентом - не более 15 тысяч осадил Могилёв, который защищал 6-ти тысячный гарнизон.

В январе Богдан Хмельницкий вместе с боярином Василием Шереметевым встретились с польскими и татарскими войсками под Ахматовым.

Здесь русские два дня отбивались от превосходившего их числом противника и отступили к Белой Церкви, где находилось другое русское войско под начальством окольничего Ф. В. Бутурлина.

В марте Золотаренко взял Бобруйск, Казимир (Королевскую Слободу) и Глуск.

9 апреля Радзивилл и Гонсевский предприняли неудачную попытку взять штурмом Могилёв. 1 мая гетманы, после еще одной неудачной атаки, сняли осаду с Могилева и отошли к Березине.

В июне войска черниговского полковника Ивана Поповича взяли Свислочь, «неприятелей в нем всех под меч пустили, а самое место и замок огнем сожгли», а затем и Кейданы. Воевода Матвей Шереметев взял Велиж, а князь Фёдор Хворостинин - Минск. 29 июля войска князя Якова Черкасского и гетмана Золотаренко недалеко от Вильны напали на обоз гетманов Радзивилла и Гонсевского, гетманы потерпели поражение и бежали, а русские вскоре вышли к столице Великого княжества Литовского, Вильно, и 31 июля 1655 года взяли город.

На западном театре военных действий в августе также были взяты города Ковно и Гродно.

В то же время на южном театре военных действий объединенные войска Бутурлина и Хмельницкого в июле месяце выступили в поход и беспрепятственно вошли в Галицию, где нанесли поражение гетману Потоцкому; вскоре русские подошли к Львову, но ничего не сделали городу и вскоре удалились.

В то же время войско под командованием Данилы Выговского привело к присяге польский город Люблин.

В сентябре из Киева на судах отправился в поход князь Дмитрий Волконский. В устье реки Птичь он уничтожил село Багримовичи. Затем, 15 сентября он без боя взял Туров а на следующий день нанёс поражение литовскому войску у города Давыдов. Далее Волконский отправился к городу Столину, которого достиг 20 сентября, где разбил литовское войско, а сам город сжег.

От Столина Волконский отправился к Пинску, где также разбил литовское войско, а город сжег. Далее поплыл на судах вниз по Припяти, где в селе Стахове разбил отряд литовского войска, а жителей городов Кажана и Латвы привел к присяге.

23 октября князья Семён Урусов и Юрий Барятинский вышли с войском из Ковно к Бресту и нанесли поражение посполитому рушению местной шляхты на Белых Песках в 150 верстах от Бреста.

13 ноября они подошли к Бресту, где литовский гетман Певел Сапега вероломно напал на Урусова во время переговоров; Урусов потерпел поражение, отступил от Бреста и стал обозом за рекой, но литовское войско выбило его и оттуда.

Урусов стал в 25 верстах от Бреста, в деревне Верховичах, где вновь произошло сражение, во время которого князь Урусов и второй воевода князь Юрий Барятинский, казалось бы безнадежной и самоубийственной атакой обратили в бегство и разгромили превосходящие силы противника. После этого Урусов и Барятинский отошли к Вильно.

Таким образом, к концу 1655 года вся Западная Русь, кроме Львова, была очищена от польско-литовских войск и боевые действия были перенесены непосредственно на территорию Польши и Литвы.

Летом 1655 в войну вступает Швеция, войска которой захватили Варшаву и Краков.

состоялась битва под Охматовым, которая остановила продвижение польско-татарских войск на Украину.

Битва на Дрожи-поле или Битва под Охматовом - битва между русско-казацким войском под командованием Богдана Хмельницкого и В.

Василия Шереметева и польско-крымским войском под командованием Станислава Потоцкого, Станислава Лянцкоронского и Мехмеда IV Гирея 19-22 января 1655 года во время русско-польской войны 1654-1667.

Битва состоялась под Охматовым, к югу от Белой Церкви, в сильную стужу, отчего и получила название.

Польско-татарские войска имели численное преимущество, поэтому Хмельницкий и Шереметев выбрали оборонительную тактику, построив табор из повозок и укрывшись там, отбивая атаки врага.

Было отбито несколько приступов, но потом лагерь был прорван, казаков и русскую армию спасло появление на поле битвы корпуса Ивана Богуна, который кавалерийской атакой выбил поляков и татар из лагеря и соединился с Хмельницким. В конце концов, русско-казацкое войско вынуждено было отступить к Белой Церкви, где располагалось русское войско воеводы Андрея Бутурлина.

Польско-крымские войска, однако, из-за больших потерь не могли дальше наступать.

Битва, таким образом, остановила продвижение польско-татарских войск на Украину. Отступающие крымские татары грабили сёла и угоняли жителей в рабство. Хмельницкий отослал 10 тысячный корпус под командованием Богуна преследовать татар и тот разбил 40 тысяч татарское войско по дороге в Крым и освободил пленных.

Copyright: Евгений Шнкаренко, 2013
Свидетельство о публикации №213011601673

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Рецензии

Написать рецензию

О полюдье на Руси рассказал известный историк XIX века автор «Истории России с древнейших времен» М.С. Соловьев, изучавший древние монастырские летописи, исторические труды Византийского императора Константина Багрянородного (905-959г. от Р.Х).

Полюдьем в Древней Руси называли метод княжеского правления над удаленными городами и областями, включавший сбор дани, судебные разбирательства, которыми также занимался князь. Как только приближалась зима, и устанавливались санные пути, Князь со своею дружиной выезжал в подвластные ему, удаленные области.

В те области, которые находились в стороне от княжеского маршрута, и посещение которых не входили в княжеские планы, направлялся боярин из особо уважаемых и доверенных членов его дружины, со своими людьми для охраны.

Вместе с князем или его боярином едут тиуны – приказчики (или данщики), которые занимались сбором самой дани. Они знали, кто, что и сколько должны были сдать из каждой области, поселка, двора. Тиуны выезжали раньше князя и организовывали сбор дани со смердов – жителей подчиненных князю областей. Данщики следили за качеством собираемой дани. В те годы денег еще не было, поэтому дань собиралась натуральными продуктами: пушниной, медом, воском, зерном.

Часть дани шла на торговлю с иностранными государствами. На них закупались дорогое оружие, заморские ткани, вина.

Часть дани шла в кладовые князя и дружинников на собственные нужды. Особо ценные и качественные меха откладывались на подарки иноземным послам. Русские меха ценились во всей Европе и Азии.

Так все зимние месяцы князь со своей дружиной проводил в разъездах. Исследователи рассчитали, что во время полюдья князья проходили до 8 км в сутки. В среднем на каждый поселок князь тратил по 2-3 дня, в течение которых, собиралась дань, и вершился суд. Люди, подчиненные княжеской власти, обращались к нему с судебными тяжбами. Примечательно, что обе стороны должны были сами доказывать свою правоту – находить свидетелей свершившихся краж, или напротив способных подтвердить алиби обвиняемого.

Полюдье, представлявшее собою дань, за которою ездил князь с дружиною, была первоначальным, можно сказать, зародышевым видом подчинения племен общей, княжеской власти, связью с другими соподчиненными племенами.

Из летописей известно, что князь Игорь был убит непокорными древлянами во время его поездки в соподчиненные земли. Древляне не участвовали в походах князя Игоря на Византию, и поэтому князь по требованию своих дружинников, недовольных содержанием, отправился к древлянам. Он увеличил размер дани с каждого «дыма». Дружинники бесчинствовали, грабили жителей, творили насилие. Наконец, дружина, подобно пиявке, насосавшейся крови, решила уйти домой. Но на пути князь решил вернуться. Ему показалось, что его доля чрезвычайно мала. Он взял малую часть своей дружины и вернулся к древлянам. Не выдержав подобной наглости от князя, и без того обобравшего людей до нитки, жители собрались на совет со своим князем Малом, и решили убить Игоря, воспользовавшись малочисленностью его войска.

В первые десятилетия после завоевания Руси Орда провела перепись местного населения и установила в качестве налога 10% от дохода русичей. Были также отдельные налоги на вспашку земли, на мосты, на содержание чиновников-татар, единовременные военные выплаты. В целом они составляли до 20% доходов. Дань сначала собирали ордынские баскаки, а середины XIV века монополию на сбор налогов со всей Руси отдали Москве. Московские князья оставляли себе 6-12% от собранной дани, и это позволило им провести централизацию Руси.

О том, каковы были налоги и их величина, почему во время ига возвысилась Москва рассказывается в книге немецкого историка, востоковеда, тюрколога, специалиста по истории монголов Бертольда Шпулера "Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223-1502, изд-во Центрполиграф, 2017). В ознакомительных целях мы приводим выдержки из книги по этой теме.

Величина налогов

Наибольший размер дани татары Золотой Орды получали от Руси, хотя порой по сравнению с тем, что имели ильханы в Иране, он и был ниже. Например, в 1384 году каждое русское село выплачивало по половине рубля, или полтине, что составляло значительную сумму. Без этой финансовой опоры экономика Орды просто не смогла бы развиваться.

Первоначально на Руси, так же как и в Иране, взимание дани происходило неорганизованно. Гуюк и Бату просто послали в русские деревни "сарацина" (арабского чиновника), который сильно завысил размер выплат, взимая дань в различной, преимущественно натуральной форме. Натуральные выплаты состояли из шкур медведей, чёрных бобров, соболей, чёрно-бурых лисиц и других товаров. Неплатежеспособных людей угоняли в рабство. Татарские сборщики дани в 1237 году потребовали в Рязани отдать им десятину и всех лошадей.

Такой произвол, совершавшийся в самом начале нашествия, в скором времени был прекращён. Бату привез от великого хана специалиста по организации взимания дани по имени Нусал, который позже наводил порядок в этом вопросе и в Персии. Первую оценку размеров регулярных выплат татары произвели в 1257 году уже при Берке. Тогда по распоряжению великого хана по всей Руси стали разъезжать государственные татарские чиновники, так называемые баскаки. По свидетельству русских летописей, наиболее активно они действовали в районах Мурома, Рязани, Суздаля и Владимира.

Баскаки с помощью специальных переписчиков, так называемых численцев, организовали учёт лиц, обязанных уплачивать дань. Одновременно было образовано специальное налоговое ведомство. Организационно оно строилось по армейскому образцу - татары ввели должности налоговых десятников, сотников, тысячников и темников. Русские летописи пишут о начислении ими в то время двух видов налогов. Первый составляла десятина (скорее всего, от произведённой сельскохозяйственной продукции), так называемый ясак. Второй представлял собой налог с оборота, так называемую тамгу. Отчисления с оборота реализованных товаров касались в первую очередь торговцев. Данные два вида дани являлись основным источником пополнения казны татар.

Позднее слово "дань" стали заменять термином "выход". Он и встречается в русских летописях чаще всего, хотя позже в них появляется и термин "ясак". Вторая кардинальная оценка размеров регулярных выплат на Руси состоялась в 1275 году. Тогда от уплаты дани и прочих сборов было освобождено духовенство и монашество, а также все их служки и другие обслуживающие церковь люди. Церковный обслуживающий персонал, а также работавших в интересах церкви ремесленников, сокольничих, ловчих, рабочих и прочих работников запрещалось привлекать к иным видам работ. Это соответствовало основным положениям религиозной политики татар, которая приводила к тому, что священнослужители в основной своей массе по отношению к завоевателям были настроены благосклонно. Документы об освобождении от поборов, выдававшиеся ханами, очень ценились митрополитами и бережно хранились.

Существовали и другие виды дани и финансовых нагрузок. Налог на вспаханную землю (сабанлык, или, по-русски, "поплужное"; уплачивался обычно натуральными продуктами - зерном, мёдом, воском), почтовый сбор (ям), повинность, связанная с обеспечением лошадьми почтовых станций (улаг, или, по-русски, "подводы") относились к категории "пошлина" (по-тюркски "калан"). Сюда же следует отнести и обязанность обеспечения постоем и пищей проезжих чиновников, послов и т.д. (шусун или по-русски "корм").

Плата за пользование мостами, или мостовые деньги (мостовщина), а также таможенные пошлины взимались со всех слоёв населения в одинаковом размере. В одном из ярлыков упоминается и такой сбор, как подорожная, уплачивавшийся вплоть до конца XV столетия. Для войсковых нужд обычно вводился дополнительный налог (нимер или немер, по-русски "запрос"), от которого русское духовенство также освобождалось. Этот вид сборов вводился время от времени.

Налоговая администрация

Не все города согласились выплачивать дань. Так, в 1262 году, когда хан Берке воевал на Кавказе, а в Монголии шла гражданская война, вспыхнули бунты во Владимире, Суздале и Ростове. Потребовались все дипломатические качества Александра Невского, чтобы уладить с Берке этот конфликт. Позднее, в 1281 году, против выплаты дани выступил великий князь Владимирский Андрей, а в 1340 году начались волнения в Смоленске.

Наряду с государственными чиновниками - даругами, татары в отдельных русских городах на постоянной основе посадили ещё представителей хана - баскаков. Районы, как уже говорилось выше, объединялись по десятичной системе в более крупные соединения, для управления которыми была введена должность великого баскака, резиденция которого в 1269 году была во Владимире. Но в первой половине XIV века следы деятельности баскаков на территориях, относившихся к северу Руси, исчезают. В качестве их помощников появляются казначеи и атаманы.

Другими нижестоящими чиновниками налогового ведомства являлись распределители подушевого налога, а также контролёры снабжения продовольствием, собиратели (поборщики) и взыскатели налога на вспаханную землю (поплужники).

Судя по всему, практика сдачи в аренду права взимания налогов применялась повсеместно. В летописях также упоминается, что время от времени татарские баскаки принимали участие в военных походах князей, на территории которых они находились. Иногда после возвращения из Орды русских князей для наведения порядка на места прибывали специальные налоговые служащие, как, например, в 1326-1327 годах в Тверь, в 1331-1332 годах в Киев. А в 1444 году такой инспектор приехал в Москву вместе с князем Московским Василием II. Иногда ханы и сами отправляли посланцев для урегулирования вопросов выплаты дани, как это сделал Тохтамыш в 1383-1384 годах.

Постепенно ханы предпочли возложить право по сбору дани и прочих выплат на самих русских князей. Но, несмотря на это, баскаки ещё долго оставались в русских городах, что находит свое подтверждение в текстах договоров Москвы с другими князьями. Упоминания о них содержатся в летописях, относящихся даже к XV веку. На территории Руси они сидели во Владимире, Твери, Москве, Туле, Боровске, Рязани и других городах.

Москва как главный сборщик ордынской дани

Русских князей, несомненно, порадовало возложение ханами на них вопросов сбора дани, а не на татар. Тем самым их власть стала менее ограниченной. Первое время дань поступала в Орду регулярно, но уже скоро князья стали удерживать значительную её часть для своих нужд. Так, в 1397 году Мамай вынужден был настоятельно просить московского князя Дмитрия Донского платить ему дань в таких же размерах, как и при Джамбеке. Дмитрий отклонил его просьбу и продолжил производить выплаты в сниженных размерах.

Такое поведение великого князя Московского является наглядным показателем ослабления власти Золотой Орды, чей закат проступил ещё отчётливее, когда в промежуток между 1395 и 1407 годами Москва периодически не платила вообще никакой дани. Москва всё чаще стала брать на себя прерогативу по выплате дани татарам другими княжествами, что было закреплено в соответствующих договорах, например в 1481 году с князьями Углича и Волоколамска. А в 1504 году в своем завещании Иван III вообще ограничил других князей в правах на общение с Ордой, возложив это право только на своего старшего сына, положив тем самым конец всяческим интригам.

Особый интерес представляет договор с князем Угличским, поскольку в нём приводятся сведения о величине выплат дани татарам в те времена. Из 1000 рублей, предназначенных для выплаты дани, Москва забирала себе 100 рублей, 30 алтын и 3 денежки, а при заключении договора с князем Волоколамским Иван III удовлетворился 61 рублем, 10 алтынами и 1 денежкой. Деньги, предназначенные для выплаты дани, должны были аккумулироваться в Ярославле.

Выплаты со стороны Москвы начали производиться всё реже, а после (первого) взятия Казани в 1468 году на целое столетие (до 1571 года) и вовсе прекратились. Затем Москва продолжала выплату дани Крымскому ханству до времени правления Петра I, примерно до 1700 года.

04.04.2013 в 07:31

В Древней Руси сбор дани назывался полюдье. В ноябре каждого года князь с дружиной объезжал подвластные ему территории. Помимо сбора дани, князь выполнял еще и судебные функции: все споры между крестьянами разрешал именно он. Кроме того, он «выносил приговоры» ворам и разбойникам и мог на месте привести их в исполнение. Четкого размера повинности не было, и при попытках увеличении дани, народ сопротивлялся и даже иногда устраивал всяческие козни против своих угнетателей.

Непокорные древляне

Так был убит князь Игорь. В летописи на эту тему сказано: «Когда же шел он (Игорь) назад...отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины возвратился, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова...послали к нему, говоря: „Зачем идешь опять? Забрал уже свою дань“. И не послушался их Игорь...» (П.в.л.) Древляне собрались на вече. Вече решило: «Повадился волк к овцам, то перетаскает всё, если его не убить». Древляне вооружились под предводительством князя своего — Мала и перебили дружину, а самого Игоря казнили.«... погребен был Игорь, и есть его могила у Искоротеня в в Деревской земле и до сего времени...»

Жена Игоря Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. Со своей дружиной она осадила город Искоростень, сожгла его, жителей покорила и заставила их платить еще более неподъемную дань. Позже княгиня установила фиксированный размер повинностей. Были определены места сбора податей: становища и погосты.

Постепенно была установлена новая форма получения повинностей «повоз», т.е. доставка дани населением в специально отведенные места. Крестьянское земледельческое хозяйство было в качестве единицы обложения, например — дань от плуга, рало. Собранная дань являлась экспортом. В Византии, например, дань продавалась или обменивалась на нужные товары: дорогие ткани, вино, золотые монеты, фрукты.

Статья подготовлена на основе материалов сайта http://rus-biography.ru

Поиск родственников

Пошаговая инструкция

Генеалогия и генетика

  • На вопрос, есть ли в нашей стране праздник, история которого была бы непосредственной частью ее прошлого, настоящего и будущего, можно смело отвечать, что это праздник — двадцать третье февраля. Родовое Дерево поздравляет всех мужчин с праздником!

  • Если используются архивные материалы, то их, как наиболее достоверные документы, следует выделить в отдельную группу со своим подзаголовком — Архивные материалы, расположив этот раздел перед литературными источниками, В этот разделе номере фондов надо приводить в порядке возрастания отдельно для каждого архива, названия архивов помещать в алфавитном порядке, при этом общероссийские архивы должны быть впереди местных, семейные архивы относятся к этому же разделу, но указываются после местных. Названия каждого фонда, также как и наименование дела, необходимо приводить полностью.

  • Графическое оформление может быть различным, однако удобнее, особенно при больших схемах, каждое имя заключить в квадратную рамку, в неё же желательно внести и даты жизни. Кроме того, имена необходимо снабдить порядковыми номерами, что сделает удобным пользование схемой (таблицей) при чтении текста родословной, в котором также должны быть приведены эти номера. Начиная со второго колена, рядом с порядковым номером в скобках помещается номер имени родителя (отца), что особенно важно для облегчения восприятия текста родословной. С левой стороны схемы римскими цифрами нужно пронумеровать колена, отнеся к первому основателя рода.

  • Хотим познакомить вас с удивительным человеком, автором интересной и полезной статьи для начинающих и опытных генеалогов.
    Благово Никита Владимирович, 1932 г.р., окончил Ленинградский электротехнический институт, инженер-электрик, мастер спорта СССР по туризму, совершил 14 туристских сложных походов, в том числе 4 похода по Южному, Северному и Полярному Уралу, основатель и заведующий Музея истории гимназии и реального училища К. Мая, консультант-преподаватель генеалогии школьникам во Дворце творчества юных Санкт-Петербурга, член совета РГО, автор более 40 публикаций, в том числе более 15 генеалогических.

Размер дани рассчитывался пропорционально дворам вне зависимости от достатка их владельцев.

История

Полюдье - ежегодный объезд князя со своей дружиной подвластных земель, с целью сбора дани. Продолжалось с ноября по январь.

Первое упоминание полюдья в русских летописях , а также подробное описание полюдья византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей », относятся к середине X века .

Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно - в славянские земли древлян , дреговичей , кривичей , северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию

Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных [окраин страны] славян к Румийскому морю . Владетель ар-Рума [Византии] взимает с них десятину. Если они отправляются по Танису - реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа, города хазар . Их владетель также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слуги-евнухи. Они утверждают, что они христиане и платят подушную подать

Возникновение такого явления как полюдье было связано с распространением власти русов на часть восточнославянских племён. Константинопольский патриарх Фотий в связи с русско-византийской войной 860 года говорит о русах:

поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!

Также известно о силах участников полюдья:

Всегда 100-200 из них (русов) ходят к славянам и насильно берут у них на своё содержание, пока там находятся

Сбыт полюдья вятичами на международном рынке и его прекращение с покорением вятичей Святославом Игоревичем в 966 году и окончательно - Владимиром Святославичем в 982 году косвенно подтверждаются хронологией кладов восточных монет в бассейне Оки .

Одно из последних упоминаний полюдья относится к 1190 году к правлению во Владимиро-Суздальском княжестве Всеволода Большое Гнездо . На основании данного примера исследователи рассчитали среднюю скорость полюдья - 7-8 км в сутки.

Не только Константин Багрянородный, но и скандинавские источники (сага о Гаральде) используют для обозначения подобного полюдью механизма сбора дани славянское слово (poluta, polutaswarf ).

Полюдье имело крайне широкое распространение в социально-политических системах Евразии и Африки с близким к древнеславянскому уровнем политико-культурной сложности .

Примечания

Источники

  • Полюдье: всемирно-историческое явление. Под общ. ред. Ю. М. Кобищанова. Ред. колл. Ю. М. Кобищанов, М. С. Мейер, В. Л. Янин и др. - М., РОССПЭН , 2009. - 791 с.
  • Рыбаков Б. А. Рождение Руси

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Дам (значения)
  • Балагер, Хоакин

Смотреть что такое "Полюдье" в других словарях:

    ПОЛЮДЬЕ - ср., ·стар. объезд округа или области, для сбора дани. Самая дань, поголовщина, подушное, что при объезде епархий называлось подъездом. Тогда сущю великому князю Роману в полюдьи. Полюдная дань, подать, ·стар. собираемая объездом с народа. И… … Толковый словарь Даля

    полюдье - объезд Словарь русских синонимов. полюдье сущ., кол во синонимов: 2 дань (12) объезд (… Словарь синонимов

    ПОЛЮДЬЕ - в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения (людей) для сбора дани; затем сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в XIT в. название фиксированной денежной повинности … Юридический словарь

    ПОЛЮДЬЕ - в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани; позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях в 12 в. фиксированная денежная повинность … Большой Энциклопедический словарь

    ПОЛЮДЬЕ - («хождение по людям») объезд и Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племён для сбора дани, а позже название самой дани. П. упоминается и сочинении византийского императора Константина Багрянородного (сер. Х в.), летописях и… … Юридическая энциклопедия

    полюдье - ПОЛЮДИЕ, ПОЛЮДЬЕ, я; ср. Ист. В древней Руси 10 13 вв.: ежегодный объезд подвластного населения (людей) князьями, боярами воеводами и их дружинниками для сбора дани. // Сама такая дань. * * * полюдье в Древнерусском государстве объезд князем и… … Энциклопедический словарь

    ПОЛЮДЬЕ - («хождение по людям»), объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сама дань. Полюдье совершалось обычно осенью или зимой по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья кн. Игоря… … Русская история

    Полюдье - ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами воеводами и их дружинниками в 10 13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10 11 вв.), византийских… … Большая советская энциклопедия

    Полюдье - (стар.) временная повинность, падавшая на труд или рабочее население и состоявшая в содержании князя и его двора во время объезда ими области. По свидетельству Константина Багрянородного, объезды совершались зимой, причем князь ездил не только со … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ПОЛЮДЬЕ - (хождение по людям) объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Полюдье. Всемирно-историческое явление , . Предлагаемая книга - первая в мире коллективная монография, специально посвященная полюдью как всемирно-историческому явлению. Изданная двенадцатью годами ранеемонография Ю. М. Кобищанова…


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!