Кузьменко г н философия и методология науки. Философия и методология науки

Название: Философия и методология науки

Учебник для высших учебных заведений

Ростов н/Д.: «Феникс», 1999, - 576 с.

ISBN 5-222-00502-X

Формат: DjVu

Размер: 4,4 Мб

Качество: сканированные страницы

Язык: Русский

Первый фундаментальный учебник по дисциплине «Философия и методология науки» подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Госкомвуза РФ. Рассматривает специфику науки как системы знания, формы духовного производства и социального института; анализирует закономерности развития науки, ее структуру, уровни и методологию научного познания; выявляет сходство и различие естественных и гуманитарных наук, этапы их формирования и специфику их методов; показывает, как решаются данные проблемы современными западными философами. Учебник отличает ясность и четкость изложения материала.
Рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей, а также всех, интересующихся проблемами истории, философии и методологии науки.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Наука - сложное многогранное целостное явление, а процесс развития научного познания - в силу его сложной и многослойной структуры - не однонаправленный монотонный, «одноплоскостной» процесс. Это всегда, в любую эпоху процесс нелинейный, характеризующийся разнонаправленностью изменения форм научного знания, в котором постоянно возникают новые точки роста, нововведения и центры изменения, многообразные возможности и ситуации выбора. Поэтому не только возможны, но и необходимы разные модели и образы развития науки.
Научное познание развивается в контексте исторического развития общества, А это значит, чтобы понять его природу, особенности и историческую динамику, необходимо рассматривать научное познание как социально-культурный процесс. Надо понять, как осуществляется и развивается социальная жизнь людей, как она определяет на разных этапах своей истории состояние и особенности научной деятельности.
Наука является достаточно неоднородным образованием: наука переднего края и нормальная наука, наука Нового времени и современная, наука профессиональная и любительская, наука Запада и восточная наука, государственная и «народная» наука и т. п. Наука - это та сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, в которую науки - по мере своего развития - проникают все более глубоко и широко. Вместе с тем наука ориентируется и на человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления,
Наряду со знаниями об объектах наука формирует знания и о методах, принципах и приемах научной деятельности. Потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа приводит на высших стадиях развития науки к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск.
Наука изучает не только окружающую действительность, но и сама себя с помощью комплекса дисциплин, куда входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия и методология науки, исследующая общие закономерности научно-познавательной деятельности, структуру и динамику научногоизнания, его уровни и формы, его социокультурную детерминацию, средства и методы научного познания, способы его обоснования и механизмы развития знания.
Философия науки сложилась к середине XX в, и как философское направление, исследующее общие характеристики научной деятельности в целом, и как раздел философии, разрабатываемый в рамках различных философских течений, поскольку они так или иначе обращаются к феномену науки.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
§ 1. Знание, познание и его формы
§ 2. Возникновение науки. Наука и практика
§ 3. Научное знание как система, его особенности и структура
§ 4. Классификация наук и проблема периодизации истории науки
§ 5. Наука как форма духовного производства и социальный институт
§ 6. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм

Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ ОБРАЗЫ НАУКИ И ЕЕ МЕТОДОВ
§ 1. Идея создания «новой науки» (Ф. Бэкон, Р. Декарт)
§ 2. Как возможно научное знание? (И. Кант)
§ 3. Философия как «наука наук» (Г. Гегель)
§ 4. Наука - «сама себе философия» (О. Конт)
§ 5. Наука как «всеобщий духовный продукт общественного развития» (К. Маркс)

Глава 3. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
§ 1. Преемственность в развитии научных знаний
§ 2. Единство количественных и качественных изменений в развитии науки
§ 3. Дифференциация и интеграция наук
§ 4. Взаимодействие наук и их методов
§ 5. Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
§ 6. Теоретизация и диалектизация науки
§ 7. Ускоренное развитие науки
§ 8. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма
§ 9. Все более полное приближение к абсолютной истине, преодоление заблуждений

Глава 4. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
§ 1. Эмпиризм и схоластическое теоретизирование
§ 2. Особенности эмпирического исследования
§ 3. Специфика теоретического познания и его формы
§ 4. Структура и функции научной теории. Закон как ключевой ее элемент
§ 5. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблема материализации научной теории

Глава 5. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
§ 1. Метод и методология
§ 2. Предмет, теория, метод. Метод как единство объективного и субъективного
§ 3. Классификация методов

Глава 6. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ
§ 1. Основные модели соотношения философии и частных наук
§ 2. Функции философии в научном познании

Глава 7. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1. Диалектика как система элементов, и их регулятивный характер
§ 2. Роль принципов диалектики как регулятивов научного поиска
§ 3. Границы, сфера действия диалектического метода
§ 4. Метафизика и ее значение для научного познания

Глава 8. ОБЩЕЧАСТНОНАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТОДОВ
§ 1. Научные методы эмпирического исследования
§ 2. Научные методы теоретического исследования
§ 3. Общелогические методы и приемы познания
§ 4. Частнонаучная методология
§ 5. Взаимодействие методов

Глава 9. ПАРАДИГМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ: СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ
§ 1. Натурфилософия и естествознание
§ 2. Классическое естествознание и его методология
§ 3. Революция в естествознании конца XIX-начала XX в. и становление идей и методов неклассической науки
§ 4. Концептуально-методологические сдвиги в естествознании конца XX в.

Глава 10. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
§ 1. Понятие социального познания
§ 2. Формирование социально-гуманитарной методологии в философии истории
§ 3. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Вивдельбанд, Г. Риккерт)
§ 4. Методология социальных наук М. Вебера
§ 5. Логика социальных наук К. Поппера
§ 6. Философская герменевтика Г. Гадамера
§ 7. Структурный метод в гуманитарных науках (М. Фуко)
§ 8. Особенности социального познания и его методов (общая характеристика)
§ 9. О новой парадигме социальной методологии

Глава 11. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ В ПОСТПОЗИТИВИЗМЕ
§ 1. Концепция науки и развития научного знания К. Поппера
§ 2. Концепция смены парадигм и «методологические директивы» Т. Куна
§ 3. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса
§ 4. Реконструкция истории науки П. Фейерабендом и его теоретико-методологический плюрализм

В учебнике представлен материал по общим проблемам и концепциям современной философии и методологии науки. Освещены проблемы эпистемологии науки: охарактеризована структура эмпирического и теоретического знания, а также проблемы роста и развития научного знания. Рассмотрены проблемы методологии науки и проанализированы основные методы современной науки. В результате обучения студенты будут знать современные методы научного исследования, понимать специфику методологических подходов в контексте открытия и в контексте обоснования научного знания. В издании использован широкий круг современной философской и методологической литературы. В каждой главе приведены темы рефератов, а также вопросы и задания для самоконтроля, которые помогут учащимся проверить качество усвоения изученного материала.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. В учебнике рассматриваются предмет и основные концепции современной философии науки, а также социально-философская проблематика науки, раскрывающая ее место в культуре современной цивилизации. Освещаются проблемы эпистемологии науки: охарактеризована структура эмпирического и теоретического знания, а также проблемы роста и развития научного знания. Обсуждаются проблемы методологии науки и анализируются основные методы современной науки. Рассматриваются актуальные философские проблемы социальной работы.
    Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.
    Для магистров, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям, аспирантов, преподавателей, научных работников.

    Философские проблемы науки и философия науки.
    Объект и предмет философии науки. Человек познает мир по-разному: в формах научного и обыденного сознания, философского и художественного (высшим воплощением которого является искусство) освоения мира. Существует также религиозно-мифологическое познание мира. Взаимодействие науки как особого вида познавательной деятельности с другими формами познания проявляется в процессе научных открытий, в специфике их внедрения в культуру, а также во влиянии науки на все другие формы человеческого познания.

    Философия науки ставит своей целью выявить место и роль науки на разных этапах развития общества, особенности научного познания, его структуру, проанализировать познавательные процедуры и методы, обеспечивающие порождение нового знания. Анализируя закономерности развития научного знания, философия науки учитывает также исторический характер науки, поскольку процесс ее развития - это не только накопление новых знаний, но и существенное изменение ранее сложившихся представлений о мире.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Философия и методология науки, Кузьменко Г.Н., Отюцкий Г.П., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Основная часть публикации представляет собой лекцию В.Н. Ильина по логике и методологии наук. Ей предшествует вступительная статья, посвященная взглядам В.Н. Ильина на философию науки. Автор статьи показывает общий подход В.Н. Ильина к логике, связь между системой морфологии, логикой и онтологией. Кроме того, автор рассматривает работы В.Н. Ильина по проблемам научного мировоззрения. В.Н. Ильин доказывал, что логика и психология взаимосвязаны, они являются основой для научного миросозерцания. Он рассматривал понятие логики в контексте морфологии, для него центральными образами логики являлись «мысль» и «логос». По мнению Ильина, именно «логос» есть основание логики как науки о правильном мышлении. Логика есть наука («знание о знании»), через логику философия влияет на духовную жизнь человека. Логика составляет основу большинства наук. Кроме того, история философии показывает, что логика давала импульс развитию человеческой мысли в разные эпохи. Ильин утверждал, что необходима новая история логики, что должна быть написана книга о значении логического знания в истории мировой культуры. Ильин предлагал реформу традиционной логики: логика будет преобразована во всеобъемлющее знание («панлогику»), взаимодействие логики и морфологии объединит «науки о природе» и «науки о духе». Необходимость такой реформы логики Ильин связал с изменением научной картины мира в ХХ в., с революционными открытиями в физике (теории Н. Бора, А. Эйнштейна и других ученых).

    Список литературы

    1. Троицкий М.М. Немецкая психология в текущем столетии. Историко-критическое исследование с предварительным очерком успехов психологии в Англии со времен Бэкона и Локка. - М., 1867.

    2. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. - Пг., 1922. Т 1-2; 2-е изд. Прага, 1924.

    3. Уэвелл У. История индуктивных наук от древнейшего и до настоящего времени. В 3 т - СПб., 1867-1869.

    4. Пирсон К. Грамматика науки. - СПб., 1911.

    5. Raymundus Lullius. Ars magna.

    6. Leibniz. De arte combinatoria. 1666.

    7. Frege F.L.G. Begriffsschrift, eine der arithmetischen nachgebildete Formelsprache des reinen Denkens. 1879).

    8. Кутюра Л. Философские принципы математики. - СПб., 1913.

    9. Флоренский П.A. Мнимости в геометрии. 1922.

    10. Флоренский П.A. О символах бесконечности (Очерк идей Г. Кантора). 1904.

    11. Эвклид. Начала / с пояснительным введением и толкованиями М.Е. Ващенко-Захарченко. - Киев, 1880.

    12. Ильин В.Н. История средневековой философии в связи общей историей культуры, науки и богословия.


    Для цитирования:

    Ермишин О.Т. В.Н. Ильин о методологии и философии науки. Философские науки . 2017;(2):98-112.

    For citation:

    Ermishin O. V.N. Ilyin on Methodology and Philosophy of Science. Russian Journal of Philosophical Sciences . 2017;(2):98-112. (In Russ.)

    ISSN 0235-1188 (Print)
    ISSN 2618-8961 (Online)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!