Ледяной дом картина. Ледяной дом анны иоановны

В.И. Якоби. Ледяной дом. 1878

Л етом в России дворцы строили из дерева и камня, а зимой - изо льда. Некоторые ледяные шедевры вошли в историю архитектуры.

Анна Иоанновна, племянница Петра Великого, славилась сумасбродным характером и вздорным нравом. Она окружила себя бесчисленным пышным и роскошным двором, наслаждаясь бесконечными увеселениями и забавами. Одной из прихотей императрицы стал Ледяной дом, который, по свидетельству члена Императорской Академии наук , профессора физики Георга Вольфганга Крафта, просуществовав около трех месяцев, «в каждом смотрителе много увеселения производил…»

Ледяной дом был возведен прямо посреди реки Невы, между Адмиралтейством и новым Зимним дворцом Анны Иоанновны . «...и гораздо великолепнее казалось, нежели когда бы он из самого лучшего мрамора был построен, для того, что казался сделан быть будто бы из одного куска, и для ледяной прозрачности и синего его цвета на гораздо дражайший камень, нежели на мрамор походил...» .

Архитектором проекта был Петр Еропкин, разработчик первого Генерального плана Санкт-Петербурга. Научно-техническую базу обеспечивал академик Крафт. Размеры дома были разумно невелики (длина - 17 м, ширина - 5,5 м, высота - 6,5 м), но и под этой тяжестью неокрепший в начале зимы ледовый панцирь Невы прогнулся. Однако работы продолжались: глыбы льда распиливали, укладывали друг на друга при помощи рычагов и обливали водой, которая в лютый мороз схватывала их лучше всякого цемента.

Внутри были вырезаны интерьеры гостиной и буфета, спальни и туалета. В камине спальни горели ледяные дрова, вымазанные нефтью.

В центре фасада красовалось крыльцо с резным фронтоном, по периметру крыши тянулась балюстрада со статуями. Некоторые элементы декора выкрасили под зеленый мрамор.

Вокруг дома поставили множество диковинных сооружений. Ледяные пушки и мортиры в натуральную величину стреляли железными ядрами с использованием настоящего пороха. По бокам ворот располагались два морских чудовища. Днем из их пастей била вода, подведенная из Невы, а ночью - струи горящей нефти. Ледяной слон показывал те же фокусы. Время от времени исполин «трубил» - при помощи прятавшегося внутри него трубача. Статуи, вазы с цветами, деревья с птицами на ветвях… По обеим сторонам Ледяного дома стояли кордегардии (помещения для караула), в которых человек вращал бумажный фонарь со «смешными фигурами», нарисованными на его гранях.

Зима 1739–1740 годов выдалась чрезвычайно холодной. 30-градусные морозы держались до весны, и Ледяной дом долгое время развлекал всех желающих, лишь караульные следили за порядком.

Ледяной дом на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, 2007 год

Ледяной дом на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, 2007 год

Ледяной дом на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, 2007 год

Ледяной дом

В нашей стране, известной своим суровым климатом, не редкость различные развлечения, связанные со льдом. Регулярные ледяные забавы начались при Анне Иоанновне. В 1733 году в Петербурге была выстроена ледяная крепость, которая очень понравилась императрице, да и прочему народу пришлась по душе.

В конце 1739 года Михаил Алексеевич Голицын, служивший при дворе одновременно и пажом, и шутом (шутом его сделали в наказание за то, что он без позволения императрицы женился на итальянке и перешел в католичество) попросил у Анны Иоанновны разрешения жениться. Он уже давно овдовел, и императрица обещала подыскать ему хорошую невесту. Таким было начало истории о Ледяном доме.

Императрица скучала и шутки ради решила женить князя на другой шутихе – калмычке Авдотье Ивановне Бужениновой. Тут постарался камергер Алексей Данилович Татищев, который напомнил Анне Иоанновне о ледяных постройках на Неве и предложил для свадебной церемонии выстроить около Зимнего дворца ледяной домик для новобрачных.

Идея понравилась, домик быстро превратился в ледяной дворец, и скоро была создана специальная маскарадная комиссия под руководством кабинет-министра Артемия Петровича Волынского. Проект Ледяного дома был разработан Петром Михайловичем Еропкиным, а сама постройка производилась под личным наблюдением Анны Иоанновны.

Для строительства Ледяного дома было определено место около нынешнего Дворцового моста. Плиты для постройки дома вырезались из самого чистого льда. Они с помощью рычагов клались одна на другую и для прочности проливались водой. Был сильный холод, температура до минус 35 градусов, и Ледяной дом получился довольно прочным.

Так как Голицын должен был жениться на калмычке, Анну Иоанновну заинтересовало, а сколько вообще разных народностей живет в России, и как они выглядят. Чтобы удовлетворить ее любопытство, во все концы страны были разосланы специальные письма на имя соответствующего губернатора с приказом прислать в Петербург по паре инородцев различного вида, проживавших в тех губерниях. К каждой паре полагалось приложить специальное письмо с описанием образа жизни данного народа, их костюмов, танцев, национальных кушаний и прочих их особенностей.

Вскоре диковинные гости начали прибывать в Петербург, где им шили соответствующие национальные костюмы и создавались (или покупались) национальные музыкальные инструменты за счет императрицы. Всего ко дню свадьбы набралось около 300 человек инородцев.

В конце января 1740 года постройка и украшение Ледяного дома было закончено. Сохранилось подробное описание Ледяного дома, составленное академиком Георгом-Вольфгангом Крафтом.

Ледяной дом имел в длину 8 саженей, шириною он 2,5 сажени и высотою вместе с крышей в 3 сажени.

Перед домом у ворот были поставлены 6 ледяных пушек и две мортиры. Из этих пушек неоднократно стреляли, закладывая в пушку по четверти фунта пороху и заряжая их посконными или даже железными ядрами.

Один раз в присутствии Анны Иоанновны одну такую пушку зарядили железным ядром, которое с расстояния в 60 шагов насквозь пробило двухдюймовую доску.

Там же стояли и два ледяных дельфина, из пасти которых в темное время суток с помощью насосов качали поджигаемую нефть, что очень веселило публику.

Дом был окружен ледяными перилами, которые опирались на четырехугольные столбы, а между столбами были сделаны изящные балясины.

Крыша Ледяного дома была украшена галереей ледяных статуй, стоящих на четырехугольных столбах.

В перилах, окружавших дом, кроме основного входа были сделаны еще и двусторонние ворота, украшенные наверху горшками с ледяными цветами и с апельсиновыми деревьями. Возле ворот тоже стояли ледяные деревья, на которых сидели ледяные птицы.

В Ледяной дом можно было войти с крыльца через две двери. Войдя в дом, вы попадали в сени, справа и слева от которых находились две комнаты. В комнатах потолка не было, а его функции выполняла крыша. В каждой комнате было по четыре окна, а в сенях – пять. Рамы окон были ледяными. Ночью окна Ледяного дома освещались множеством свечей

Внутри Ледяной дом был наполнен огромным количеством искусно сделанных изо льда предметов.

Так как этот дом был сделан для свадьбы, то основное место в нем занимала большая кровать с пологом, одеялом, подушками и прочим. Около постели стоял табурет с двумя ночными колпаками, а на полу стояли две пары ночных туфель. Рядом с кроватью был сделан небольшой очаг, в котором укладывали ледяные дрова, смазанные нефтью. Их иногда зажигали.

У стены стоял резной угольный поставец, украшенный различными фигурами. Внутри него стояла тончайшая чайная посуда, стаканы, рюмки и блюда с кушаньями. Все это было тонко расписано натуральными красками.

Сбоку от дома был сделан слон в натуральную величину с тремя персами, один из которых сидел на слоне. Слон был пустотелым, так что днем в него по трубам накачивали воду из канала Адмиралтейской крепости, и он пускал фонтан высотой в 24 фута. Ночью же этот слон к удивлению и радости публики пускал вверх фонтан горящей нефти. Слон мог и кричать почти как настоящий, потому что внутри него прятался человек и гудел в трубу.

День свадьбы был назначен на 6 февраля 1740 года. С утра все участники свадебной церемонии собрались во дворе дома А.П. Волынского, который был главным распорядителем этого праздника. Свадебный поезд оказался весьма большим – ведь только гостей разных народностей оказалось около 300 человек. Новобрачных посадили в большую клетку, закрепленную на спине слона. Гости парами ехали в санях, однако не все сани были запряжены лошадями. Многие сани запрягались оленями, волами, собаками, козами, свиньями. А на верблюдах гости ехали верхом.

Свадебный поезд вначале проехал мимо императорского дворца, а потом по всем главным улицам города на потеху публике.

Затем он прибыл в манеж Бирона, где пол был выстелен досками и расставлены обеденные столы. Инородным гостям подавали их национальные кушанья и напитки. Затем начался бал, на котором гости танцевали под свою национальную музыку.

После бала новобрачных отвезли в Ледяной дом и уложили их на ледяную кровать. Приставленному караулу было велено не выпускать молодых из дома до самого утра.

Ледяной дом простоял до конца марта месяца из-за сильных морозов того года. К концу марта он начал заваливаться, так что было решено самые большие ледяные плиты отвезти в императорский ледник.

По материалам статьи В. Киселева

Период правления императрицы Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) является одним из мрачных эпизодов в истории Российского Государства, и его завершение обозначилось событием, ярко отразившем политические и культурные процессы, происходившие в это время – возведением грандиозного дворцового комплекса изо льда и проведенной в нем потешной свадебной церемонией.

Поводом для строительства стало то, что одна из любимых шутих Анны Иоанновны, калмычка Авдотья Ивановна Буженинова, с целью еще большего расположения к себе со стороны государыни, посетовала на свое одиночество и высказала желание выйти замуж. Императрицу позабавила эта жалоба, однако она вняла ей, и уже на следующий день нашла своей шутихе жениха также из придворных шутов, князя Михаила Алексеевича Голицына, попавшего в немилость царскому двору, и посему назначенного развлекать Ее Величество.


Стоит сказать несколько слов о князе Голицыне. Михаил Алексеевич происходил из знатного боярского рода, который с приходом к власти Петра I, утратил свои позиции в государственной деятельности. Князь был определен на службу в армию, а не в гвардию, имевшую привилегированное значение, и с большим трудом дослужился до звания майора. В пятьдесят лет Голицын теряет супругу, и уезжает заграницу. Во время своего путешествия он женится на итальянке и принимает католическую веру. Вернувшись в Россию с новой женой, князь скрывает ее от людских глаз и молчит о перемене вероисповедания. Но слухи об этом все же доходят до царского двора, во главе которого к тому времени уже находилась Анна Иоанновна. Голицын был доставлен в Петербург, где в Тайной Канцелярии ему устроили жесткий допрос. Там он отрекается и от своей новой супруги, которую выдворяют из России, и от иноверия. Князя разжаловали в придворные шуты для увеселения императрицы, еще больше унизив достоинство и его самого, и его древнего рода. Вместе с другим шутами он сидел в лукошке возле царских апартаментов, а также подавал императрице квас, за что получил прозвище «Квасник».

Итак, после одобрения Анной Иоанновной женить шута на шутихе, был объявлен приказ о приготовлении к свадебному торжеству. Придворные стали придумывать, как сделать свадьбу более вычурной. В итоге, камергеру Алексею Даниловичу Татищеву пришла идея о проведении потехи в Ледяном доме.

Надо отметить, что в отличие от Петра I, Анна Иоанновна любила проводить праздные мероприятия с шиком, что само собой сказывалось на истощении государственной казны. Свадебная затея велась для большего развлечения с серьезным подходом. Была сформирована так называемая «маскерадная комиссия», которая стала ведать подготовкой к свадьбе. «Комиссия» вынесла решение строить Ледяной дом между зданием Адмиралтейства и Зимним Дворцом. Знаменитый русский архитектор Петр Михайлович Еропкин выполнил проект Ледяного дома. А следить за ходом строительства и проведением церемонии был назначен кабинет-министр Артемий Петрович Волынский.

Строительство Ледяного дома

В январе 1740 г. множество людских сил было брошено на возведение дворцового комплекса, материалом для которого служили только , доставленный с реки Невы. Профессор физики, член Санкт-Петербургской Императорской Академии наук Георг Вольфганг Крафт в своей монографии «Подлинное и обстоятельное описание Ледяного дома», вышедшей в свет в 1741 г., говорит о высокой прочности невского льда, способного выдержать огромное давление. Лед распиливали на большие квадратные плиты, подвергавшиеся затем архитектурно-декоративной обработке. Плиты устанавливали одну поверх другой, предварительно поливая водой каждый ряд кладки. Вода в данном случае действовала как цементный раствор, накрепко примораживая ледяные блоки друг к другу. В этом отношении погода была устроителям торжества на руку – зима 1739-1740 гг. была очень морозной. По окончанию строительства Ледяной дом увидеть мог любой желающий, но для обеспечения порядка была организована охрана.

Проект и план Ледяного дома. 1740 г.

Ледяной дом имел немалые размеры – порядка 17 метров в длину, более 5 метров в ширину и более 6 метров в высоту. Крафт описывал Ледяной дом , будто он был выполнен из одного куска драгоценного камня с синим оттенком. Здание украшала превосходная резьба, в частности фронтон парадного входа. Стены дома были декорированы арочными нишами со скульптурными изваяниями. В верхней части дома была сделана галерея с парапетом и объемной скульптурой. Внутри дом разделялся на помещения: гостиную, буфет, опочивальню и туалет. Интерьер поражал не меньше, чем экстерьер. В оконные проемы были вставлены тонкие ледяные стекла, через которые внутрь помещений проникал дневной свет. В одной из комнат стояли . Мебель и бытовые предметы – все было сделано изо льда. Здесь были и кровать, и табурет, и диваны, и кресла, и резные столы со стояшими на них ледяными часами и разложенными картами, тоже выполненными изо льда, и шкаф-поставец, где находилась ледяная посуда, а также подсвечники с установленными в них ледяными свечами и камин с ледяными дровами (смазанные нефтью свечи и дрова могли даже гореть) . Такими же дровами топили и ледяную баню, которую построили недалеко от дома, и при желании в ней можно было даже попариться.


Ледяной дом с двух сторон был фланкирован башенными сооружениями в виде остроконечных пирамид с круглыми окнами, установленных на двухъярусные постаменты. Внутри пирамид были подвешены бумажные разукрашенные фонари со свечами, которые по ночам крутили люди, находившиеся в башнях, для развлечения людей, пришедших посмотреть на яркое ледяное чудо.

Искусные мастера создали еще одну не менее интересную композицию изо льда – справа от дома зрителей встречали слон с сидящим на его спине персом и двумя стоящими возле него персиянками. Фигура слона имела продуманную конструкцию: днем слон мог пускать фонтаны воды, а ночью – огненные нефтяные факелы. Также внутри слона была полость, где сидел человек, издававший звук при помощи трубы.

Вход на территорию комплекса был оформлен ледяными вратами, украшенными ледяными вазами с растениями и птицами. Рядом с вратами выполнены изо льда два дельфина, которые, как и слон, выплескивали струи горящей нефти, подаваемой насосной системой.

Перед Ледяным домом установили несколько ледяных пушек и мортир, из которых даже неоднократно производили выстрелы.

Ледяной комплекс был великолепен и днем, блестя и переливаясь красками в лучах солнца, проникавших сквозь толщу льда и преображавших сооружения изнутри, и ночью при свете свечей, красочных фонарей, факелов и фейерверков.

Безусловно, Ледяной дом и другие , произвели сильное впечатление своими масштабами, красотой и техникой исполнения, став тем самым настоящими произведениями высокого искусства. Но что же касается самого свадебного торжества, то здесь картина выглядела куда более курьезно и даже дико.

Свадьба в Ледяном доме.

Церемония бракосочетания придворных шутов состоялась 6 февраля 1740 г. Обвенчавшись в церкви Голицын и Буженинова были помещены в клетку, что была закреплена на спине настоящего индийского слона. Торжественная процессия двинулась к месту проведения праздничного обеда по главным улицам Петербурга. Повелением императрицы в церемонии приняло участие сто пятьдесят пар мужчин и женщин разных народностей, проживавших на тогдашней территории Российской Империи, одетых в свой национальный костюм и со своими музыкальными инструментами – чуваши, мордва, татары, калмыки, киргизы, самоеды и другие. Каждая пара ехала на санях, сделанных в виде зверей, птиц и рыб. Сани же были запряжены оленями, верблюдами, волами, козлами, собаками, свиньями. Во время застолья же каждая пара из свадебной свиты откушала свое национальное блюдо, а после – танцевала свой народный танец под народную музыку.

В. И. Якоби «Свадьба в Ледяном доме», 1878, ГРМ

На обеде шута и шутиху приветствовали стихами, написанными по этому поводу поэтом Василием Кирилловичем Тредиаковским:

«Здравствуйте, женившись, дурак и дурка,
Еще … — то та и фигурка!
Теперь-то прямое время нам повеселиться,
Теперь-то всячески поезжанам должно беситься.
………………………………………………………
Ханский сын Квасник и Буженинова-ханка
Кому то не видно, кажет их осанка!»

То, что Голициына и Буженинову обозвали здесь «ханским сыном» и «ханкой», не случайно. На правление Анны Иоанновны пришлась война с Турцией (1735-1739 гг.), в которой против России выступил также крымский хан, турецкий подданный, которого считали не меньшим врагом, чем сама Османская Порта. Таким образом, в подобном обращении к шутам, к тому же возимых в клетке, императрица решила высмеять крымского хана.

По окончанию обеда молодых снова посадили в клетку на слоне и в сопровождении все того же чудного свадебного кортежа под звон бубенцов, рев, мычание, лай повезли в Ледяной дом, где, уложив их в постель, оставили на ночь. А чтоб молодые не сбежали раньше времени из своих ледяных апартаментов, дом было приказано взять на караул. Наутро же замерзших шута и шутиху увезли отогреваться.

После шутовской свадьбы Ледяной дом простоял еще почти два месяца, и в конце марта стал таять и разваливаться. Привлекая внимание многих горожан, дом затмил собой на время все величественные постройки Петербурга. Однако он сохранился на страницах литературных произведений (в частности в романе Ивана Ивановича Лажечникова «Ледяной дом»), на гравюрах и живописных полотнах, став памятником, с одной стороны, высокому профессионализму зодчих и мастеров, а с другой – самодурству и расточительству власти, и людским трагедиям.

Ледяной дом - дворец из льда, построенный в Санкт-Петербурге в последний год царствования Анны Иоанновны, лютой зимой 1740 года; своеобразный синоним царского всевластия, деспотизма, тирании, разбазаривания государственных средств. Дворец был открыт 6 февраля 1740 года.

По поводу строительства Ледяного дома академик Санкт-Петербургской академии Георг Крафт писал, что «постройка дома - полезное открытие в области знаний, (потому), что до тех пор мало обращали внимания на лед как на «пригодный материал» и так мало сделано «ледяных открытий». Пожалуй, единственная положительная рецензия

История Ледяного дома

Идею создания настоящего, в полный рост дворца изо льда подали кабинет-министру императрицы Анны Иоанновны А. П. Волынскому В. Н. Татищев - российский историк, географ, государственный деятель и архитектор П. М. Еропкин. Ледяной дом предполагалось соорудить к придворному празднику - потешной шутовской свадьбе.

Дворец был сооружен между Адмиралтейством и Зимним дворцом: «Самый чистый лёд, наподобие больших квадратных плит, разрубали, архитектурными украшениями убирали, циркулем и линейкою размеривали, рычагами одну ледяную плиту на другую клали и каждый ряд водою поливали, которая тотчас замерзала и вместо крепкого цемента служила. Таким образом, чрез краткое время построен был дом, который был длиною в восемь сажен, шириною в две сажени с половиною, а вышиною вместе с кровлею в три сажени».

«Архитектура дома была довольно изящна. Кругом всей крыши тянулась сквозная галерея, украшенная столбами и статуями; крыльцо с резным фронтисписом вело в сени, разделявшие здание на две большие комнаты; сени освещались четырьмя, каждая комната – пятью окнами со стеклами из тончайшего льда. Оконные и дверные косяки и простеночные пилястры были выкрашены зеленою краскою под мрамор. За ледяными стеклами стояли писанные на полотне «смешные картины», освещавшиеся по ночам изнутри множеством свечей. Перед домом были расставлены шесть ледяных трехфунтовых пушек и две двухпудовые мортиры, из которых не раз стреляли.

У ворот, сделанных также изо льда, красовались два ледяные дельфина, выбрасывавшие из челюстей с помощью насосов огонь от зажженной нефти. На воротах стояли горшки с ледяными ветками и листьями. На ледяных ветках сидели ледяные птицы. По сторонам дома, на пьедесталах с фронтисписами возвышались остроконечные четырехугольные пирамиды.

Внутреннее убранство дома вполне соответствовало его оригинальной наружности. В одной комнате стояли: туалет, два зеркала, несколько шандалов, каминные часы, большая двуспальная кровать, табурет и камин с ледяными дровами. В другой комнате были стол резной работы, два дивана, два кресла и резной поставец, в котором находилась точеная чайная посуда, стаканы, рюмки и блюда. В углах этой комнаты красовались две статуи, изображавшие купидонов, а на столе стояли большие часы и лежали карты с марками. Все эти вещи без исключения были весьма искусно сделаны из льда и выкрашены натуральными красками. Ледяные дрова и свечи намазывались нефтью и горели».

Роман И. Лажечникова «Ледяной дом»

Самое известная книга писателя, написана в 1835 году. События столетней давности Лажечников исказил в пользу так называемой славянофильской идеи, показывая на фоне сооружения дома конфликт между русским прогрессивным царедворцом Волынским и его приверженцами и фаворитом царицы Анны Иоанновны немцем Бироном. Немцы, естественно, изображены мерзавцами. Русские - молодцами. Александр Сергеевич Пушкин, анализируя книгу, писал Ивану Лажечникову о том, что «многие страницы вашего романа будут жить, доколе не забудется русский язык», но упрекал автора в том, что «истина историческая не соблюдена», Волынский идеализирован, знаменитый русский поэт Тредьяковский изображен карикатурно

Повесть Юрия Нагибина «Квасник и Буженинова»

Советский писатель Юрий Маркович Нагибин той же теме посвятил повесть «Квасник и Буженинова», появившуюся в печати в 1986 году сначала в журнальном варианте. Повесть - пример исторической прозы. Написана просто, доступно, объективно, без идеологических намеков, но погружение читателя в описываемую эпоху полное.
Повесть выходила в 1988 году в сборнике «Вслед подвигам Петровым…» издательства «Молодая гвардия», сборнике «Повесть 86» издательства «Современник» в 1987 году, в сборнике «Поездка на острова»,издательства «Молодая гвардия» в 1987 году

Смышленая калмычка Дуня

Известно, что особым расположением у Анны Иоанновны пользовались шутихи калмычка Авдотья Буженинова, Мать Безножка, Дарья Долгая, Акулина Лобанова (Кулема-дурка), Баба Матрена (мастерица сквернословить), Екатерина Кокша, Девушка Дворянка, а кроме них еще карлицы, татарчата, калмычата, арабки, персиянки, монахини, разные старухи, называвшиеся сидельницами. Экзотичная Калмычка Дуня была наиболее заметной среди всех. А потому была немало наделена вниманием монаршей персоны.

Обычно, едва проснувшись, императрица велела звать шутих, которые обязаны были без умолку болтать и кривляться перед нею. Дуня это исполняла, по некоторым сведениям, забавнее других шутих, ввиду того, что была очень проницательной и артистичной и чувствовала, что нужно государыне. Со времен Арапа Петра I при русском дворе часто были кудрявые арапчата, калмычата и прочие «инородцы». Царям подражала богатая аристократия. Держать в семье в качестве воспитанника, компаньона или просто преданных вышколенных слуг экзотической наружности считалось очень престижным, наподобие породистой собаки.

Правительственный Манифест 1737 г. по поводу переписи крестьян и разночинцев узаконил закрепощение трудового калмыцкого народа, черной кости. Один из пунктов Манифеста дозволял лицам всех сословий и званий покупать калмыков, крестить их и держать у себя без всякого платежа подушных денег. После, в 1744 г., последовало разъяснение: «Калмыков, которые приходят и просятся на волю безо всякого письменного вида от помещиков, за такое своевольство наказывать батогами, потому что они, стало быть, уже равно яко их крепостные». Торговля калмыками начала открыто производиться на рынках ближайших к Калмыцкой степи городов и сел.

Нойоны воровали и отбивали друг у друга целые семьи. Люди продавались за ничтожную цену. По всей видимости, калмычку поставил ко двору устроитель необычного праздника, кабинет-министр Артемий Петрович Волынский. Он начинал свою блестящую карьеру посланником в Персии и там вкусил экзотику Востока. Затем, будучи генерал-губернатором Астраханской и Казанской губерний, он продолжил свое изучение этнографии поволжских народов. Авдотью Волынский взял в услужение не ребенком, а уже взрослым, сложившимся человеком, судя по тому, что она в его богатом доме играла главную роль «барской барыни». Это означает, что она, как барыня, имеет власть над всеми слугами, но в то же время - «барская», то есть принадлежит хозяйке дома, законной супруге главного властелина. Так через Волынского калмычка Авдотья Ивановна и попала в приживалки Императрицы.

Любвеобильный Шут Голицын

Князь Михаил Алексеевич Голицын приходился внуком Василию Васильевичу Голицыну, всемогущему фавориту царевны Софьи Алексеевны. После её низвержения в 1689 году Василий Голицын, лишенный чинов и поместий, был сослан вместе с сыном Алексеем сначала в Каргополь, а потом на Пинегу, в деревню Кологоры (верстах в 200-х от Архангельска). Михаил Алексеевич родился за год до этих трагических событий. Отец его вскоре умер, и молодой Голицын провёл своё детство и юность под надзором своего знаменитого деда.

Лучшего воспитателя и пожелать было невозможно. Князь Василий был образованнейшим человеком России: знал несколько европейских языков, владел также латынью и греческим, был начитан в древней истории, искушён в дипломатии и политесе. Словом, образование Михаил получил самое что ни на есть европейское (впоследствии, посланный Петром I в заграничное обучение, слушал лекции в Сорбонне). Однако военно-административными талантами он не блистал и дослужился всего лишь до майора.

После смерти своей первой супруги, Марфы Хвостовой, Голицын, будучи за границей, страстно влюбился в красавицу Лючию (итальянку, дочь трактирщика), на 20 лет моложе его, которая согласилась стать его женой, но с условием, что он примет католичество, пусть и тайно. Михаил Алексеевич не придал значения перемене веры, о чём вскоре горько пожалел. В 1732 году, уже при императрице Анне Иоанновне, молодые вернулись в Россию. Здесь они узнали, что государыня весьма строго относится к религиозным вопросам.

Поэтому Голицын, тщательно скрывая от всех и иностранку-жену, и перемену религии, тайно поселился в Москве, в Немецкой слободе.Однако же мир не без добрых людей: нашёлся какой-то завистник, который донёс на Голицына. Государыня, узнав о вероотступничестве князя, в гневе отозвала Голицына в столицу. Его брак был признан незаконным. Жену Голицына отправили в ссылку, а самому ему велено было занять место среди придворных «дураков».

В его обязанности входило обносить императрицу и ее гостей русским квасом, за что получил он прозвище Квасник. В исторической литературе бытует мнение, что от унижения Михаил Алексеевич тронулся умом, что, однако, не подтверждается сохранившимися образцами его остроумия, из которых видно, что князь за словом в карман не лез.

Вообще штатных дураков при императрице было пять. У каждого из них в приемных покоях Анны Иоанновны стояло по лукошку, на которых они должны были высиживать яйца. Шестое гнездо определили для Голицына. Большего унижения нельзя было и измыслить. Ведь теперь его лишили не только чинов и поместий, но чести и даже имени: поставленный разливать и подавать гостям квас, он получил прозвище Квасник. Так, Квасником, он именовался даже в официальных документах.

Свадьба шута Квасника и калмычки Дуни

По повелению государыни к шутовской свадьбе в Петербург со всей России были доставлены «по два человека обоего пола всех племен и народов». Приехало аж 300 человек! Тем же высочайшим волеизъявлением замечательный русский архитектор, автор генерального плана Санкт-Петербурга Петр Михайлович Еропкин взялся чертить проект будущего Ледяного дома. Так что, хотя поводом для строительства послужил каприз императрицы, велось оно всерьез - основательно, по всем правилам архитектуры...Из церкви свадебный поезд отправился прямиком в Ледяной дом, где молодым надлежало провести первую брачную ночь.Посреди Невы возвели голубой дворец изо льда. Рядом с ним - ледовые дельфины и слон, изрыгающие попеременно то воду, то огонь (горела подожженная нефть).

Внутри дворца - мебель, очаг с горящими (опять-таки политыми нефтью) ледяными дровами. Ледяные свечи, цветы, столовые приборы и угощения! Все, на что только падает взор, - все с искуснейшим мастерством вырезано из прозрачного льда. Все, включая кровать, на которой молодым предстояло провести первую брачную ночь.Судя по тому, что морозы в тот год стояли жуткие - до минус 30 градусов, это самое ложе должно было стать их могилой. Бегство исключалось: во дворец жених с невестой ехали на импровизированном слоне, заключенные в железную клетку. В дверях же Ледяного дома специально поставили караульных, чтобы дураки не вздумали бежать. По замыслу императрицы, шуты должны были победить холод своими горячими объятиями.

Свита, состоявшая, по словам очевидца, из вотяков, мордвы, черемис, самоедов и прочих малых народов, ехала на оленях, собаках и свиньях. На Неве, между Зимним дворцом и Адмиралтейством, для молодых был возведен «Ледяной дом» - творение искусное и адское одновременно. Фасад этого здания был 16 метров в длину, 5 метров в ширину и около 5 метров в высоту. В опочивальне висели ледяные занавески; матрас, одеяла и подушки тоже были изо льда. В гостиной стояли ледяные часы и даже еда в столовой была вырезана изо льда и выкрашены натуральными красками. Горели намазанные нефтью ледяные дрова и свечи...

И весь этот «спектакль» был прихотью одной единственной дамы - царицы, скучающей в своих покоях.Как именно они пережили эту страшную ледяную ночь - неизвестно. Легенды гласят, будто находчивая и дипломатичная от природы Дуня Буженинова подкупила караульных и сумела раздобыть теплую одежду и одеяла. Тем самым спасла от смерти себя и мужа.Калмычка от рождения была приспособлена к суровым условиям. За жемчужное ожерелье, свадебный подарок царицы, она выменяла у стражников тулуп. Всю ночь она кутала и отогревала князя своим дыханием. Тепло женского преданного сердца растопило лед отчаянья.

Наутро, когда их вызволили из хрустальной могилы, она деловито сказала мужу: «А теперича, батюшка, пойдем в покои, да попаримся, как следует, в баньке». Писали, что именно она и вывела «шута» Квасника- Голицына из депрессивного униженного состояния. Придворные побаивались ее острого языка и перестали плескать квасом ему в лицо, как было прежде.

«А ничего зазорного, князюшка, мой свет. Стало быть, служба у нас такая...», - говорила она

И он воспрял духом, хотя до этого почти был почти на грани безумия.

Родила детей и умерла

Как пишут историки «однако даже полусумасшедший бывший князь был очень выгодной партией для придворной инородки Бужениновой. В 1740 году ей исполнилось 30: по тем временам - почти старуха. Так что Авдотья Ивановна шла под венец с большой охотой...».

Взошедшая на престол Анна Леопольдовна запретила нечеловеческие "забавы" над шутами: звание придворного шута было упразднено... Голицыну вернули титул и некоторое имущество.

Буженинова, как законная супруга, отправилась с ним в родовое имение Архангельское.Князю Голицыну новые власти возместили стоимость конфискованного имения. Он обрел свободу и родовое имя.

Я понимаю, что не пара теперь тебе...«, - говорила было Авдотья.

Перестань. Мы же по-настоящему, перед Богом и людьми обвенчаны, - отвечал князь.

С Бужениновой, ставшей после замужества княгиней, они жили безбедно и в согласии в родовом имении Голицыных. Однако здоровье княгини Авдотьи Ивановны, надорванное на шутовской службе, начало пошаливать. Князь Голицын безуспешно возил жену за границу, окружил почестями, исполнял все ее прихоти...

В Архангельском, в музее, хранились супружеские портреты первых хозяев роскошного, художественно оформленного русского поместья. Рядом с вальяжным барином в атласном розовом камзоле и напудренном парике сидит маленькая, совсем простая, «беспородная» азиатка. И тем не менее, она по праву занимает почетное место в галерее высокородных предков князя, и между супругами, писали историки, было незримое внутреннее единство. В 1742-м, сразу после рождения второго сына, Авдотья Ивановна скончалась... А что до Голицына, то он прожил еще 35 лет. И умер в 90, по уверениям современников, находясь в здравом уме и твердой памяти...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!