Келдыш биография. © Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос

Гений Мстислава Келдыша послужил не только мировой науке, но и нашей современности. Без его открытий еще долгое время были бы невозможны ни космический прогресс, ни революция вычислительной техники

Мстислав Всеволодович Келдыш" border="0">

"Надо видеть в науке силу, которая преобразует мир." Мстислав Келдыш

10 февраля 1911 г. в городе Риге в семье инженера-строителя Келдыша на свет появился очередной ребенок. Семья Мстислава могла похвастаться и математиками, и физиками, и учеными других специальностей. Единственным ее недостатком по тому времени были дворянские корни.

В 1927, несмотря на желание отца вырастить из сына инженера, Мстислав Всеволодович Келдыш поступил на физико-математический факультет МГУ, чтобы стать математиком. С этого шага начался тернистый путь выдающегося новатора, мирового ученого и будущего Главного теоретика российской космонавтики.

Имя Мстислава Всеволодовича Келдыша для советского народа долгое время ассоциировалось с именем другого гения космической промышленности СССР – С. П. Королева. Инженер, выдающийся руководитель, ученый на стыке физики, математики и техники. Даже характер М. В. Келдыша – пример уникального набора качеств, которые делают из простых людей несгибаемый рычаг прогресса.

Еще ассистентом М. В. Келдыш много преподавал: в Высшем инженерно-строительном училище, в Военно-инженерной академии, в Государственном электромашиностроительном институте (ГЭМИ), затем в Государственном станкоинструментальном институте (СТАНКИН). Он любил науку и с легкостью делился своими знаниями с каждым.

После выпуска в 1931 г. М. В. Келдыш распределился в Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е.Жуковского (ЦАГИ). Степень кандидата физико-математических наук и кандидата технических наук со званием профессора он получил в последующие четыре года даже без защиты диссертации. А докторскую степень защитил в один год со своей свадьбой (1938).

О быте его семьи в 1941–1945 гг. и трудностях послевоенного времени подробно писала жена, Станислава Валерьяновна, в воспоминаниях 1985–1987 годов. Несмотря на эвакуацию семьи в Казань, М. В. Келдыш не оставлял своей работы ни на минуту, успешно выполняя одно поручение руководства страны за другим. Вскоре ученые ЦАГИ вернулись в Москву, оставив семьи в Казани.

В 1942 году семья Келдыша, устав от разлуки и неопределенности, тайно пробралась на товарный состав с оборудованием и вернулась в город Жуковский, откуда их эвакуировали. На все возражения мужа Станислава Валерьяновна отвечала, что никуда больше не уедет. Через какое-то время Мстиславу Всеволодовичу дали хорошую квартиру в новом доме на Садово-Спасской улице, где семья прожила порядка двадцати лет.

Летом 1944 в Математическом институте АН СССР создали новый отдел – механики, и М.В. Келдыш, получил должность его заведующего. В эти годы он совмещал сразу и преподавательскую деятельность в МГУ, и руководство кафедрой термодинамики, и работу над двумя научными семинарами: по ТФКП в МГУ и по аэродинамике в МИАН. Еще через пару лет, чтобы выполнить поставленную задачу о создании отечественной термоядерной бомбы, Мстислав Всеволодович специально организовал при МИАН расчетное бюро.

С 1946 и вплоть до 1961 года М. С. Келдыш был избран руководить НИИ-1 (Реактивный научно-исследовательский институт), что позволило ему в 1954 г. совместно с С. П. Королевым и М. К. Тихонравовым предложить и успешно воплотить идею первого искусственного спутника Земли. В этот период Мстислав Всеволодович почти все свое время посвящал развитию космонавтики в Советском Союзе. В народе много шутили о "трех главных К" космической отрасли: И. В. Курчатове, С. П. Королеве и М. В. Келдыше.

На посту главы АН СССР (1961–1975 гг.) Мстислав Всеволодович, будучи членом многих иностранных научных кругов, часто и много ездил по стране. Он регулярно выезжал за границу, всячески поддерживая международное сотрудничество, прославившее ученых СССР за рубежом. Академик был приставлен к множеству иностранных наград, его приглашали на конференции и в университеты, его знали ученые Европы, Америки, о нем слышали в Азии.

М. В. Келдыш работал над дифференциальными уравнениями, вырождающимся на границе, над проблемами задач Дирихле и Неймана для уравнения Лапласа , подробно рассматривал теорию приближения функций полиномами, занимался численными методами решения многомерных задач. Именно он впервые доказал полноту системы собственных и присоединенных функций для несамосопряженных операторов в частных производных и изучил асимптотическое поведение собственных значений. Его исследования во многом продолжали и обобщали теории таких русских ученых, как Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин, П. Л.Чебышев.

Работы Мстислава Всеволодовича породили несколько принципиально новых разделов науки, к примеру – о прочности авиационных конструкций. Стараниями М. В. Келдыша и М. А. Лаврентьева родилась школа теории приближений в комплексной области. А главной его заслугой можно считать вычислительную математику, без которой невозможно было бы не то что освоение космоса, но даже предсказание погоды.

По свидетельствам современников, Мстислав Всеволодович не признавал теории в отрыве от практики. Все его новаторские идеи и решения служили конкретным научно-техническим задачам, а открытия были следствием конструкторской деятельности.

Единственными слабостями академика были его любимые дети, театр и долгие прогулки. Он мог часами блуждать в одиночестве вокруг своей дачи в Абрамцево, запоминая приглянувшиеся полянки и тропинки. Частенько он и его коллеги выезжали с семьями на грибную охоту. Как вспоминает его дочь, Светлана, "отец никогда не собирал грибы сам. Он всегда, аккуратно отодвинув листву палкой, громко оповещал всех о находке, чтобы полюбоваться видом счастливой детворы, наперегонки летящей за добычей".

Чтобы оценить вклад М. В.Келдыша в советскую науку, достаточно осознать, что при жизни он трижды получил высшую степень отличия - звание "Героя Социалистического Труда: за участие в создании термоядерного оружия (1956), за особые заслуги в развитии ракетной техники, в создании и успешном запуске первого в мире космического корабля с человеком на борту (1961) и за исключительные заслуги перед государством (1971)." В истории Советского Союза такое случалось всего 16 раз. В числе его наград – 7 орденов Ленина, 3 ордена Трудового Красного Знамени, Золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР, Большая золотая медаль им. М. В. Ломоносова АН СССР, Сталинская и Ленинская премии…

В честь ученого ставили памятники, создавали марки и медали, учреждали стипендии; называли улицы, институты, минералы (келдышит), даже малую планету (астероид 2186) и кратер на Луне. А в 1980 году его имя дали российскому научно-исследовательскому судну с 17 лабораториями и собственной библиотекой, которое с 1982 года использовалось как база для аппаратов "Пайсис-VII" и "Пайсис-XI", а после – "Мир-1" и "Мир-2".

О судне длиной в 122 метра и водоизмещением 6345 тонн в 90-е гулял анекдот:
– Что такое большая квартира в понимании нового русского?
– Это когда в углу скромно расположился аквариум, в котором плавает "Академик Келдыш".

В 1973 году из-за проблем с сердцем он перенес тяжелую операцию на кровеносных сосудах, но все равно работал вплоть до самой смерти. Когда здоровье начало совсем подводить академика, тот, по легенде, почти полтора года выпрашивал у Брежнева отставку. 24 июня 1978 года в возрасте 67 лет ученый скончался от сердечного приступа в собственной машине, собираясь возвращаться в Москву с дачи. В том же году АН СССР учредила Золотую медаль им. М. В. Келдыша.

Урну с его прахом установили 12-й по правой стороне в некрополе Кремлевской стены на Красной площади.

Дата рождения:

Место рождения:

Рига, Лифляндская губерния, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Москва, РСФСР, СССР

Российская империя
СССР

Научная сфера:

Математика
Механика

Место работы:

ЦАГИ, МГУ, МФТИ, ИПМ, АН СССР

Альма-матер:

Московский университет

Награды и премии:

Награды СССР

Иностранные награды и звания

(10 февраля (28 января) 1911, Рига - 24 июня 1978, Москва) - советский учёный в области математики и механики, выдающийся организатор советской науки.

Академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1943), с 1953 член Президиума, в 1960-1961 вице-президент, в 1961-1975 президент, в 1975-1978 член Президиума АН СССР. Трижды Герой Социалистического Труда (1956, 1961, 1971). Член КПСС с 1949.

Биография

Родился в семье Всеволода Михайловича Келдыша (1878-1965) - профессора, генерал-майора инженерно-технической службы, основоположника методологии расчёта строительных конструкций. Его называли «отцом русского железобетона». Своё дворянское происхождение М. В. Келдыш никогда не скрывал (на вопрос анкеты о социальном происхождении отвечал: «из дворян»). Дед по линии матери - полный генерал от артиллерии А. Н. Скворцов, дед по линии отца - М. Ф. Келдыш, окончивший духовную семинарию, но затем избравший медицинскую стезю и дослужившийся до генеральского чина.

Окончил МГУ (1931), затем работал в ЦАГИ, МГУ (профессор с 1937), Математическом институте им. В. А. Стеклова АН СССР (МИАН). С 1953 по 1978 годы был директором Института прикладной математики АН СССР (ИПМ РАН).

Келдыш занимался механикой и аэрогазодинамикой летательных аппаратов. Большое значение имеют работы Келдыша, связанные с решением проблемы флаттера, который в конце 1930-х гг. стал препятствием в развитии скоростной авиации. Работы Келдыша в области аэродинамики больших скоростей имели важное значение для развития реактивной авиации. Келдышем были также найдены простые конструктивные решения для устранения явления шимми - самовозбуждающихся колебаний носового колеса шасси самолёта.

Келдыш участвовал в работах по созданию советской термоядерной бомбы. Для этого в 1946 г. он организовал специальное расчетное бюро при МИАН. Именно за участие в создании термоядерного оружия Келдышу в 1956 г. было присвоено первое звание Героя социалистического труда.

В 1946 г. Келдыш был назначен начальником НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, с 1950 г. стал научным руководителем этого учреждения и занимал этот пост до 1961 г. Он был одним из основоположников развёртывания работ по исследованию космоса и созданию ракетно-космических систем, возглавив с середины 1950-х годов разработку теоретических предпосылок вывода искусственных тел на околоземные орбиты, а в дальнейшем - полётов к Луне и планетам Солнечной системы. Он руководил научно-техническим советом по координации деятельности по созданию первого искусственного спутника Земли, внёс большой вклад в осуществление программ пилотируемых полётов, в постановку научных проблем и проведение исследований околоземного космического пространства, межпланетной среды, Луны и планет, в решение многих проблем механики космического полёта и теории управления, навигации и теплообмена. Важное место в деятельности Келдыша занимало научное руководство работами, осуществляемыми в сотрудничестве с другими странами по программе «Интеркосмос». Его деятельность в области космонавтики долгое время была засекречена и в газетах Келдыш условно назывался «теоретик космонавтики», при том, что он был известен как Президент АН СССР. Второе звание Героя социалистического труда Келдыш получил в 1961 г. после первого пилотируемого космического полёта.

Келдыш видел в Королеве человека, который избавит его от труднейших организационных технологических забот. Своей задачей он считал проблемные исследования и организацию научных коллективов, выступающих в роли генераторов идей. Это были идеи высшего качества. Любое предложение, исходившее в виде отчета или другого документа за подписью Келдыша, было итогом строгого анализа, тщательных расчетов и самых придирчивых обсуждений на семинарах и НТСах... ...Неоднократно приходилось наблюдать, как на затянувшихся совещаниях Келдыш закрывал глаза и уходил в себя. Все считали, что Келдыш заснул. Но немногие знали его удивительную способность в таком полусне пропускать в сознание нужную информацию. К всеобщему удивлению, он неожиданно подавал реплику или задавал вопрос, которые попадали «в самую точку». Оказывалось, что Келдыш ухватил всю интересную информацию и своим вмешательством помог принятию наилучшего решения.

С именем Келдыша связано развитие в СССР современной вычислительной математики, он руководил работами по созданию советских ЭВМ для расчетов по атомной и ракетно-космической тематике (начиная с ЭВМ «Стрела»). Он не только руководил научным коллективом, но и лично участвовал в создании новых вычислительных методов и алгоритмов.

Келдыш также был председателем Комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР (1964-1978), членом многих иностранных академий (в том числе Международной академии астронавтики), научных учреждений и Международной общественной премии Гуггенхеймов по астронавтике, делегатом XXII-XXV съездов КПСС, на которых избирался членом ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР 6-9-го созывов.

В 1955 году Келдыш подписал «Письмо трёхсот». Во время пропагандистской кампании против А.Д. Сахарова Келдыш подписал антисахаровское заявление, но не допустил исключения Сахарова из Академии, более того он лично встречался с Андроповым, ходатайствуя о Сахарове. Годы, когда пост президента АН СССР занимал Келдыш, были периодом значительных достижений советской науки, были созданы условия для развития новых разделов науки - молекулярной биологии, квантовой электроники и др.

Участие в решении о переходе к копированию серии IBM-360

Как следует из обнародованных в 2005 году воспоминаний представителей академической науки, М. В. Келдыш несёт значительную долю ответственности за неоднозначное решение о переводе советской промышленности, науки и образования к копированию ЭВМ серии IBM-360, которое определило дальнейшее развитие советской компьютерной отрасли.

В статье директора ВЦ РАН, академика Ю. Г. Евтушенко, заместителя директора ВЦ РАН Г. М. Михайлова и др. «50 лет истории вычислительной техники: от „Стрелы“ до кластерных решений» (в сборнике к 50-летию ВЦ РАН) отмечено:

В этот период ГДР принимает решение ориентировать свою промышленность по производству средств вычислительной техники на серию IBM-360. Так появляется проект по разработке ЭВМ R-40 (ЕС-1040) на заводе ROBOTRON (Дрезден), который реализуется специалистами ГДР без интеграции с фирмой IBM. Этот фактор в дальнейшем сыграл огромную роль в определении стратегии развития вычислительной техники во всём социалистическом лагере.

… В конце 1966 г. на заседании ГКНТ и Академии наук СССР при поддержке министра МРП СССР В. Д. Калмыкова, Президента АН СССР М. В. Келдыша принимается историческое решение о копировании серии IBM-360. Против этого решения решительно выступили А. А. Дородницын, С. А. Лебедев и М. К. Сулим. Однако они остались в меньшинстве. Итак, решение о разработке семейства ЕС ЭВМ состоялось. Под эту грандиозную программу были переориентированы многие НИИ и заводы, многим специалистам пришлось переучиваться и переквалифицироваться, в студенческие программы вузов стали в основном включать вопросы структуры, архитектуры и ПО ЕС ЭВМ. Была создана новая технологическая база для производства интегральных схем (ИС), полупроводниковой электроники и других средств ВТ. Как и предсказывалось, другие направления развития отечественной вычислительной техники постепенно стали сокращаться из-за недостатка средств, заказчиков, молодых кадров и других объективных и субъективных причин.

Смерть

В последние месяцы жизни Келдыш тяжело болел

24 июня 1978 года тело М. В. Келдыша было найдено в автомобиле «Волга», находившемся в гараже на его даче. Официальное сообщение гласило, что смерть наступила в результате сердечного приступа. В то же время широко распространена версия о том, что он покончил жизнь самоубийством, отравившись выхлопными газами автомобильного двигателя, пребывая в глубокой депрессии.

Урна с прахом Мстислава Всеволодовича Келдыша установлена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Племянник Келдыша, С. П. Новиков, также стал известным математиком.

Награды

Награды СССР

  • Трижды Герой Социалистического Труда (1956, 1961, 1971)
  • 7 орденов Ленина
  • 3 ордена Трудового Красного Знамени
  • Золотая медаль им. К. Э. Циолковского АН СССР (1972)
  • Большая золотая медаль им. М. В. Ломоносова АН СССР (1975)
  • Сталинская премия (1942, 1946).
  • Ленинская премия (1957)

Иностранные награды и звания

  • 1961 год:
  • действительный член Монгольской академии наук
  • 1962 год:
  • действительный член Польской академии наук
  • действительный член Чехословацкой академии наук
  • 1963 год:
  • 1964 год:
  • почётный доктор Вроцлавского университета им. Б. Берута (Польша)
  • член Американского математического общества
  • член Международной академии астронавтики
  • 1965 год:
  • член Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (ГДР)
  • лауреат премии имени Гуггенгейма Международной академии астронавтики
  • почётный член Академии Социалистической Республики Румынии
  • 1966 год:
  • почётный член Болгарской академии наук
  • иностранный член Саксонской академии наук в Лейпциге (ГДР)
  • иностранный член Академии наук ГДР
  • почётный член Американской академии искусств и наук в Бостоне (США)
  • серебряная медаль имени А. Бельо Чилийского университета
  • 1967 год:
  • 1968 год
  • почётный доктор Лагосского университета (Нигерия)
  • член Эдинбургского королевского общества
  • 1969 год:
  • орден Кирилла и Мефодия I степени (Болгария)
  • орден Бернардо О`Хиггинса II степени (Чили)
  • почётный член Венгерской академии наук
  • иностранный член Общества теоретической и прикладной механики (Польша)
  • 1970 год:
  • золотая медаль «За заслуги перед наукой и человечеством» Чехословацкой академии наук
  • золотая медаль «За заслуги перед наукой и человечеством» Словацкой академии наук
  • орден Трудового Красного знамени (ВНР)
  • 1971 год:
  • Орден Почётного легиона (Франция)
  • Орден Георгия Димитрова (НРБ)
  • 1972 год:
  • золотая медаль Академии наук Кубы
  • медаль «50 лет Монгольской народной революции»
  • 1974 год:
  • почётный доктор Карлова (Пражского) университета (Чехословакия)
  • академик Финляндии
  • орден Сухэ-Батора (МНР)

Память

  • В 1978 году АН СССР учредила золотую медаль им. М. В. Келдыша «3а выдающиеся научные работы в области прикладной математики и механики, а также теоретические исследования по освоению космического пространства».
  • В Риге и Москве (на Аллее космонавтов) сооружены памятники учёному, создан кабинет-музей в ИПМ РАН. На зданиях этого института, МГУ и на доме, где жил Келдыш установлены мемориальные доски.
  • В МГУ учреждена стипендия им. М. В. Келдыша.
  • Его имя носят ИПМ РАН, площадь в Москве, улица в Риге, научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», кратер на Луне, малая планета 2186 Keldysh, минералы келдышит и пара-келдышит.
  • В 1981 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Келдышу.
  • Документальный фильм «Мстислав Келдыш» (1980).
  • Его именем назван один из самолётов авиакомпании "Аэрофлот".


К елдыш Мстислав Всеволодович – советский учёный в области математики, механики, космической науки и техники, организатор науки, академик АН СССР, доктор физико-математических наук, профессор.

Родился 29 января (10 февраля) 1911 года в городе Рига в семье адьюнкт-профессора Рижского политехнического института, крупного инженера-строителя (впоследствии академика архитектуры) Всеволода Михайловича Келдыша и домохозяйки Марии Александровны Скворцовой. В 1915 году семья Келдышей переехала из прифронтовой Риги в Москву. В 1919-1923 годах М.В.Келдыш жил в городе Иваново, где отец преподавал в политехническом институте, организованном по инициативе М.В.Фрунзе. В Иваново начал обучение в средней школе, получив необходимую начальную подготовку в домашних условиях. По возвращении в Москву (1923) учился в школе со строительным уклоном, летом ездил с отцом на стройки, работал разнорабочим.

В 1927 году окончил школу и хотел получить нравившуюся ему отцовскую профессию инженера-строителя, однако в строительный институт, где преподавал отец, его не приняли по молодости лет. По совету старшей сестры, закончившей физико-математический факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (МГУ), занимавшейся математикой под научным руководством Н.Н.Лузина, он поступил на тот же факультет МГУ. Во время учёбы в университете М.В.Келдыш завязал научные контакты с М.А.Лаврентьевым, переросшие потом в многолетнее научное сотрудничество и дружбу. С весны 1930 года он одновременно с учёбой начал работать ассистентом в Электромашиностроительном институте, затем в Станкоинструментальном институте.

По окончании МГУ в 1931 году по рекомендации академика А.И.Некрасова М.В.Келдыш был направлен в Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е.Жуковского (ЦАГИ). Научную жизнь ЦАГИ в это время возглавлял С.А.Чаплыгин, под его руководством регулярно проводился семинар. Участниками семинара были также М.А.Лаврентьев, Н.Е.Кочин, Л.С.Лейбензон, А.И.Некрасов, Г.И.Петров, Л.И.Седов, Л.Н.Сретенский, Ф.И.Франкль, С.А.Христианович; многие из них впоследствии стали известными учёными-механиками. М.В.Келдыш проработал в ЦАГИ до декабря 1946 года сначала инженером, затем – старшим инженером, начальником группы, а с 1941 года – начальником отдела динамической прочности.

Начальный период работы М.В.Келдыша в ЦАГИ связан с исследованиями нелинейных задач обтекания. В работах этого цикла «Внешняя задача Неймана для нелинейных эллиптических уравнений с приложением к теории крыла в сжимаемом газе» (1934) и «Строгое обоснование теории винта Жуковского» (1935, выполненных в соавторстве с Ф.И.Франклем), «К теории колеблющегося крыла (1935, совместно с М.А.Лаврентьевым) впервые было строго рассмотрено влияние сжимаемости среды на аэродинамические характеристики обтекаемых тел и обобщена известная теорема Жуковского о подъёмной силе; впервые установлено, что при определённых режимах колебаний крыла возникает тяга. Он занимался теорией удара тела о жидкость и движением тел под поверхностью жидкости.

Продолжая работать в ЦАГИ, М.В.Келдыш поступил осенью 1934 года в аспирантуру (дополненную затем двухлетней докторантурой) Математического института имени В.А.Стеклова АН СССР к М.А.Лаврентьеву, где занимался вопросами теории приближений функций, тесно связанными с прикладной тематикой его работы (гидро-, аэродинамика). В 1935 году ему без защиты диссертации была присвоена учёная степень кандидата физико-математических наук, в 1937 году – учёная степень кандидата технических наук и звание профессора по специальности «аэродинамика».

26 января 1938 года им была защищена диссертация на соискание учёной степени доктора физико-математических наук на тему «О представлении рядами полиномов функций комплексного переменного и гармонических функций».

Цикл работ М.В.Келдыша и его сотрудников предвоенных и военных лет посвящён колебаниям и автоколебаниям авиационных конструкций. Его исследования заложили основы методов численного расчёта и моделирования в аэродинамических трубах явления флаттера (сильные колебания крыльев самолёта, возникавшие при определённых скоростях движения самолёта и приводившие к его разрушению). Результаты М.В.Келдыша не только привели к разработке простых и надёжных мер предотвращения флаттера, но и стали основой нового раздела науки о прочности авиационных конструкций. Известно, что в германской авиации в период 1935-1943 годов зафиксировано 146 аварий из-за флаттера. Результаты работы М.В.Келдыша сыграли большую роль в создании скоростной авиации в нашей стране.

В октябре 1941 года М.В.Келдыш с женой и тремя детьми в числе других сотрудников ЦАГИ был эвакуирован в город Казань, где продолжил работу. В апреле 1942 года ему была присуждена Сталинская премия 2-й степени за научные работы по предупреждению разрушения самолётов вследствие флаттера крыльев и хвостового оперения. В годы войны наряду с научно-экспериментальными исследованиями в ЦАГИ занимался внедрением разработанных рекомендаций в самолётные конструкторские бюро и на авиационные заводы. Эта его деятельность была отмечена орденом Трудового Красного Знамени и орденом Ленина.

К исследованиям авиационных колебаний и флаттера тесно примыкают его исследования устойчивости переднего колеса трёхколесного шасси, позволившие предложить целесообразные и простые конструктивные мероприятия для устранения шиммирования (самовозбуждающихся поворотов и смещений) колеса самолёта при взлёте или посадке, которое приводило к разрушению переднего шасси самолёта. По имеющимся данным, в немецкой авиации было более 150 аварий, связанных с «шимми», в отечественной – ни одной. В 1946 году ему вновь была присуждена Сталинская премия 2-й степени за создание самолётных шасси, которые позволили предотвратить вибрацию колеса при скольжении по полосе.

Успех прикладных работ М.В.Келдыша обусловлен не только его глубокой интуицией инженера-механика и экспериментатора, но и выдающимся талантом математика, тонкого теоретика и творца вычислительных алгоритмов и методов. И наоборот, многие его фундаментальные математические исследования имеют своим истоком проблемы, возникшие из его работ по механике. Как математик М.В.Келдыш внёс свой вклад в теорию функций, теорию потенциала, дифференциальные уравнения, функциональный анализ. Большое значение имеют результаты М.В.Келдыша в механике, охватывающие гидродинамику, аэродинамику, газовую динамику, механику самолётных конструкций. Многому научился М.В.Келдыш в общении с конструкторами самолётов, в первую очередь, С.А.Лавочкиным и А.Н.Туполевым.

29 сентября 1943 года М.В.Келдыш был избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению физико-математических наук. В июне 1944 года стал заведующим незадолго перед тем созданным отделом механики в Математическом институте АН СССР и работал в этой должности до 1953 года. При отделе работал научный семинар, объединивший специалистов по аэромеханике. Одновременно возобновил преподавательскую деятельность в МГУ, начавшуюся в 1932 году, он читал лекции на механико-математическом и физико-техническом факультетах, заведовал кафедрой термодинамики, руководил научно-исследовательским семинаром по теории функций комплексного переменного. С 1942 по 1953 год М.В.Келдыш был профессором МГУ. Многие из его учеников того времени стали видными учёными, среди них академики А.А.Гончар, Д.Е.Охоцимский и Т.М.Энеев.

30 ноября 1946 года М.В.Келдыш был избран действительным членом (академиком) АН СССР по Отделению технических наук. Начался новый период его деятельности, связанный с именами «трёх К» – И.В.Курчатова, С.П.Королёва и М.В.Келдыша. Сразу после избрания академиком он был назначен начальником (с августа 1950 – научным руководителем) головного научно-исследовательского института (НИИ-1 Министерства авиационной промышленности; ныне Центр имени М.В.Келдыша), занимавшегося прикладными задачами ракетостроения. С этого времени основное направление деятельности М.В.Келдыша связано с ракетной техникой. Первая в мире межконтинентальная ракета была запущена в СССР уже 21 августа 1957 года.

В 1949 году М.В.Келдыш стал членом КПСС, в последствии избирался членом ЦК КПСС (с 1961), был делегатом съездов КПСС (XXII, 1961; XXIII, 1966; XXIV, 1971; XXV, 1977).

В послевоенные годы М.В.Келдыш занимался решением проблем атомной энергетики и вычислительной математики. Потребовались новые методы исследования, прежде всего эффективные методы и средства математического расчёта. Необходимость их создания вызвала в области вычислительной математике революцию, коренным образом изменившую её общенаучное значение. М.В.Келдыш одним из первых сумел предугадать роль вычислительной математики в повышении эффективности научно-технического поиска. Познакомившись с создателями первой отечественной ЭВМ М.А.Лесечко и Ю.Я.Базилевским, он стал специалистом в этой области. В 1953 году он стал основателем Института (до 1966 – Отделения) прикладной математики АН СССР и его бессменным директором. С деятельностью этого института, носящего ныне его имя, во многом связано становление современной вычислительной математики в нашей стране.

В работах по созданию ракетно-ядерного щита М.В.Келдыш принимал участие и как руководитель больших коллективов и как автор многих научно-технических идей и вычислительных методов. В это время им опубликованы работы по оценке последствий ядерного взрыва «Об оценке действия взрыва на больших высотах» (1950, совместно с Л.И.Седовым) и «Точечный взрыв в атмосфере (1955, совместно с Д.Е.Охоцимским).

У казом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «секретно») от 11 сентября 1956 года за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания правительства (за вклад в создание ракетно-ядерного щита и за работы по созданию крылатой ракеты «Буря») Келдышу Мстиславу Всеволодовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Он внёс выдающийся вклад в развитие советской космической науки и техники. Начав работать по космической тематике в 1946 году в творческом сотрудничестве с С.П.Королёвым, он явился одним из инициаторов широкого развертывания работ по изучению и освоению космоса. С начала 1956 года возглавил один из ведущих участков в их проведении. Велик его вклад в становление и успешное развитие таких научных направлений, как механика космического полёта и космическая навигация. С 1953 года в Математическом институте АН СССР велись работы по решению задач выведения на орбиту Земли искусственного спутника, увенчавшиеся 4 октября 1957 года его успешным запуском и выводом на орбиту.

Решающую роль М.В.Келдыш сыграл в создании относительно дешёвой ракеты-носителя для выведения на орбиту спутников по научным программам (спутники семейства «Космос»). Руководил «Лунной» программой, включая полёты автоматических станций семейства «Луна». Привлекал к участию в программе научные коллективы, руководил совещаниями и семинарами по обсуждению результатов исследований и принятию дальнейших планов. Первый аппарат к Луне был отправлен 2 января 1959 года. 4 октября 1959 года были получены снимки обратной стороны Луны (с аппарата «Луна-3»). В 1966 году совершена мягкая посадка на поверхность Луны, а на её орбиту выведен искусственный спутник («Луна-10»). В октябре 1970 года стартовала «Луна-16», доставившая образцы лунного грунта на Землю, затем старт автоматической станции «Луна-17» с самоходным аппаратом «Луноход-1»; всего к 1976 году запущены 34 аппарата серии «Луна». Первые три запуска космических аппаратов к Луне закончились катастрофами: ракеты Р-7, успешно выведшие на орбиту Земли искусственные спутники, взрывались в полёте. М.В.Келдыш смог понять причину катастроф – развитие колебаний в топливной системе ракеты.

Не менее эффективно участие М.В.Келдыша в программе исследования Венеры, связанной с автоматическими станциями семейства «Венера» (начиная с «Венеры-4», 1967), аппарат «Венера-7» (1970) показал, что давление на поверхности Венеры составляет 100 земных атмосфер, температура 400 градусов по Цельсию. Велика роль М.В.Келдыша при исследованиях Марса. В 1960 году при подготовке запуска первой автоматической станции к Марсу М.В.Келдыш предложил испытывать приборы, предназначенные к изучению Марса, в земных условиях. Это позволило выявить неэффективную аппаратуру и дало экономию в десятки килограммов веса автоматической станции. Выезжал на полигоны и космодромы при подготовке и запуске космических аппаратов, входил в различные комиссии по космическим проблемам, был председателем экспертных комиссий, комиссий по разбору причин аварий, в частности, был председателем аварийной комиссии по выяснению причин гибели экипажа космического аппарата «Союз-11» (1971, космонавты Г.Т.Добровольский, В.Н.Волков и В.И.Пацаев). Выявление новых научных и технических задач, развитие космической техники, формирование комплексных научно-технических программ, вопросы управления полётами – далеко не полный перечень проблем, входивших в круг деятельности М.В.Келдыша.

У казом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «секретно») от 17 июня 1961 года за особые заслуги в развитии ракетной техники и за работы по созданию и успешному запуску первого в мире космического корабля «Восток» с человеком на борту награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

18 марта 1965 года, при непосредственном участи М.В.Келдыша, впервые был осуществлён выход человека в открытый космос (космонавт А.А.Леонов). Огромный вклад внёс М.В.Келдыш в осуществление совместного советско-американского космического полёта «Союз-Апполон» (1975) и развитие полётов по программе «Интеркосмос».

Большой период жизни М.В.Келдыша связан с его деятельностью в Президиуме АН СССР, начавшейся в октябре 1953 года и продолжавшейся до конца его жизни. С 1953 года он академик-секретарь Отделения математики АН СССР. В 1960 году М.В.Келдыш был избран вице-президентом, а 19 мая 1961 года – президентом АН СССР.

Возглавляя АН СССР с 1961 по 1975 год, М.В.Келдыш оказывал всемерную поддержку развитию в нашей стране не только математики и механики, но и новых направлений современной науки, таких, как кибернетика, квантовая электроника, молекулярная биология и генетика. В 1962 году Президиум АН СССР принял решение о строительстве комплекса биологических институтов в городе Пущино. При М.В.Келдыше состоялась комплексная проверка деятельности Т.Д.Лысенко, позволившая разоблачить псевдонаучные концепции «лысенковщины», отрицавшей генетику. В списках действительных членов АН СССР был посмертно восстановлен Н.И.Вавилов, получили подтверждение его заслуги в биологии и сельскохозяйственных науках. Годы, когда пост президента АН СССР занимал М.В.Келдыш, были периодом наиболее быстрого роста Академии, превращения её в крупнейший центр фундаментальной науки.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 9 февраля 1971 года за исключительные заслуги перед государством в развитии советской науки и техники, большую научную и общественную деятельность и в связи с шестидесятилетием со дня рождения награждён третьей золотой медалью «Серп и Молот».

Большую работу вёл М.В.Келдыш в Комитете по Ленинским и Государственным премиям СССР в области науки и техники, возглавляя его с 1961 года и до своей кончины. Его рецензии на представленные работы имеют самостоятельный научный интерес. Всемерно поддерживал переход на массовое машинное производство, облегчающее труд. Высоко оценивал внедрение хлопкоуборочных и чаеуборочных машин. В последние годы жизни М.В.Келдыш интересовался проблемой создания солнечных электростанций на космической орбите.

Всемерно развивал международное научное сотрудничество и координацию научных исследований. С научными визитами посетил Германию и Англию (1965), Чехословакию (1963, 1970), Японию (1964), Польшу (1964, 1973), Францию (1965,1967), Румынию (1966), Болгарию (1966, 1969), Венгрию (1967), Канаду (1967), Италию (1969), Швецию (1969), Испанию (1970), США (первый официальный визит отечественной Академии наук за все время её существования, 1972). М.В.Келдыш свободно говорил на немецком и французском языках, читал также на итальянском, уже в зрелом возрасте стал изучать английский. Его заслуги получили международное признание, среди его званий: академик Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина» (1961), академик АН Монголии (1961), академик АН Польши (1962), академик АН Чехословакии (1962), почётный член АН Румынии (1965), почётный иностранный член АН Болгарии (1966), почётный иностранный член Американской Академии наук и искусств в Бостоне (1966), почётный член Королевского общества в Эдинбурге (1968), почётный член АН Венгрии (1970), почётный член Академии Финляндии (1974), почётный доктор Делийского университета (1967), почётный доктор Будапештского университета (1967), почётный доктор Лагосского университета (1968), почётный доктор Карлова университета в Праге (1974), почётный доктор Индийского статистического института (1974).

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 24 июня 1978 года при обстоятельствах, не исключающих его самоубийства. Урна с его прахом захоронена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Награждён семью орденами Ленина (16.09.1945, 1954, 1954, 11.09.1956, 9.02.1961, 1967, 1975), тремя орденами Трудового Красного Знамени (11.07.1943, 10.06.1945, 1953), медалями, иностранными наградами - орденами Георгия Димитрова (Болгария, 1971), Кирилла и Мефодия 1-й степени (Болгария, 1969), Бернардо О.Хигинса 2-й степени (Чили, 1969), Красного Знамени (Венгрия, 1970), Почётного Легиона (Франция, 1971), Сухэ-Батора (Монголия, 1975), медалью "50 лет Монгольской народной революции" (Монголия, 1972).

Лауреат Ленинской премии (1957), Сталинской премии 2-й степени (1942, 1946). Награждён Большой золотой медалью имени М.В.Ломоносова АН СССР (1975), Золотой медалью имени К.Э.Циолковского АН СССР (1972), медалью имени С.И.Вавилова (1971), медалью имени С.П.Королёва (1976).

В Москве на доме, где он жил (улица Косыгина, 6), на здании главного корпуса МГУ имени М.В.Ломоносова и на здании Института прикладной математики (Миусская площадь, 4) установлены мемориальные доски. Бюсты в Москве установлены на Аллее Космонавтов (у проспекта Мира) и у Института прикладной математики имени М.В.Келдыша РАН. Бюст установлен также на родине М.В.Келдыша в Риге, на доме, где он родился – мемориальная доска. Именем М.В.Келдыша назван кратер на обратной стороне Луны, одна из малых планет, научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», площадь в Москве. В 1978 году АН СССР учредила Золотую медаль имени М.В.Келдыша «3а выдающиеся научные работы в области прикладной математики и механики, а также теоретические исследования по освоению космического пространства».

КЕЛДЫШ, МСТИСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ (1911-1978). Советский ученый в области математики, механики, космической науки и техники, государственный деятель, организатор науки.

Родился 29 января (10 февраля) 1911 в Риге в семье адьюнкт-профессора Рижского политехнического института, крупного инженера-строителя (впоследствии академика архитектуры) Всеволода Михайловича Келдыша. Мать - Мария Александровна (урожденная Скворцова) - домохозяйка. В 1915 семья Келдышей переехала из прифронтовой Риги в Москву. В 1919-1923 Келдыш жил в Иваново, где отец преподавал в политехническом институте, организованном по инициативе М.В.Фрунзе. В Иваново начал обучение в средней школе, получив необходимую начальную подготовку в домашних условиях у Марии Александровны. По возвращении в Москву (1923) учился в школе со строительным уклоном, летом ездил с отцом на стройки, работал разнорабочим. Склонность к математике у Келдыша проявилась еще в 7-8-м классах, учителя уже тогда отличали его незаурядные способности к точным наукам.

В 1927 окончил школу и хотел получить нравившуюся ему отцовскую профессию инженера-строителя, однако в строительный институт, где преподавал отец, его не приняли по молодости лет (всего 16). По совету старшей сестры Людмилы, закончившей физико-математический факультет Московского государственного университета, занимавшейся математикой под научным руководством Н.Н.Лузина, он поступает на тот же факультет МГУ. Во время учебы в университете Келдыш завязал научные контакты с М.А.Лаврентьевым, переросшие потом в многолетнее научное сотрудничество и дружбу. С весны 1930 он одновременно с учебой начал работать ассистентом в Электромашиностроительном институте, затем еще и в Станко инструментальном институте (СТАНКИН).

По окончании МГУ в 1931 по рекомендации академика А.И.Некрасова Келдыш был направлен в Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е.Жуковского (ЦАГИ). Научную жизнь ЦАГИ в это время возглавлял С.А.Чаплыгин, под его руководством регулярно проводился семинар. Участниками семинара были также М.А.Лаврентьев, Н.Е.Кочин, Л.С.Лейбензон, А.И.Некрасов, Г.И.Петров, Л.И.Седов, Л.Н.Сретенский, Ф.И.Франкль, С.А.Христианович; многие из них впоследствии стали известными учеными-механиками. Келдыш проработал в ЦАГИ до декабря 1946 сначала инженером, затем - старшим инженером, начальником группы, а с 1941 - начальником отдела динамической прочности.

Начальный период работы Келдыша в ЦАГИ связан с исследованиями нелинейных задач обтекания. В работах этого цикла Внешняя задача Неймана для нелинейных эллиптических уравнений с приложением к теории крыла в сжимаемом газе (1934) и Строгое обоснование теории винта Жуковского (1935) (выполненных в соавторстве с Ф.И.Франклем), К теории колеблющегося крыла (1935, совместно с М.А.Лаврентьевым) впервые было строго рассмотрено влияние сжимаемости среды на аэродинамические характеристики обтекаемых тел и обобщена известная теорема Жуковского о подъемной силе; впервые установлено, что при определенных режимах колебаний крыла возникает тяга. Он занимался теорией удара тела о жидкость и движением тел под поверхностью жидкости (поплавок гидросамолета, подводное крыло.

Продолжая работать в ЦАГИ, Келдыш поступил осенью 1934 в аспирантуру (дополненную затем двухлетней докторантурой) Математического института имени В.А.Стеклова АН СССР к Лаврентьеву, где занимался вопросами теории приближений функций, тесно связанными с прикладной тематикой его работы (гидро-, аэродинамика). В 1935 ему без защиты присвоена ученая степень кандидата физико-математических наук, в 1937 - степень кандидата технических наук и звание профессора по специальности "аэродинамика". 26 января 1938 им была защищена докторская диссертация на тему О представлении рядами полиномов функций комплексного переменного и гармонических функций .

Репрессии 1930-х не обошли стороной семью Келдышей. В 1935 несколько дней в заключении провела Мария Александровна, в стране проходила компания по изъятию у населения золота. В 1936 был арестован брат Михаил, в то время аспирант исторического факультета университета, изучавший средневековую Германию. Он получил 10 лет без права переписки (как установлено впоследствии, был расстрелян весной 1937). В 1938 по обвинению в шпионаже был арестован брат Александр, затем обвинение было изменено на антисемитизм. В суде, тем не менее, обвинения были сняты, и он вышел на свободу.

Цикл работ Келдыша и его сотрудников предвоенных и военных лет посвящен колебаниям и автоколебаниям авиационных конструкций. Его исследования заложили основы методов численного расчета и моделирования в аэродинамических трубах явления флаттера (сильные колебания крыльев самолета, возникавшие при определенных скоростях движения самолета и приводившие к его разрушению). Результаты Келдыша не только привели к разработке простых и надежных мер предотвращения флаттера, но и стали основой нового раздела науки о прочности авиационных конструкций. Известно, что в германской авиации в период 1935-1943 зафиксировано 146 аварий из-за флаттера. В процессе работы группе Келдыша пришлось выдержать напряженную полемику, оппоненты обращались в высокие инстанции (вплоть до ЦК ВКП (б)).

Результаты работы Келдыша сыграли большую роль в создании скоростной авиации в нашей стране.

В октябре 1941 Келдыш с женой Станиславой Валериановной и тремя детьми в числе других сотрудников ЦАГИ был эвакуирован в Казань, где продолжил работу. В апреле 1942 ему была присуждена Сталинская премия II степени за научные работы по предупреждению разрушения самолетов. В годы войны наряду с научно-экспериментальными исследованиями в ЦАГИ занимался внедрением разработанных рекомендаций в самолетные КБ и на авиационные заводы. Эта его деятельность была отмечена орденами Трудового Красного Знамени (1943) и Ленина (1945). В 1944 Келдыш был награжден медалью "За оборону Москвы".

К исследованиям авиационных колебаний и флаттера тесно примыкают его исследования устойчивости переднего колеса трехколесного шасси, позволившие предложить целесообразные и простые конструктивные мероприятия для устранения шиммирования (самовозбуждающихся поворотов и смещений) колеса самолета при взлете или посадке, которое приводило к разрушению переднего шасси самолета. По имеющимся данным, в немецкой авиации было более 150 аварий, связанных с "шимми", в отечественной - ни одной. В 1946 за исследования в этой области ем вторично присуждена Сталинская премия II степени.

Успех прикладных работ Келдыша обусловлен не только его глубокой интуицией инженера-механика и экспериментатора, но и выдающимся талантом математика, тонкого теоретика и творца вычислительных алгоритмов и методов. И наоборот, многие его фундаментальные математические исследования имеют своим истоком проблемы, возникшие из его работ по механике. Как математик Келдыш внес свой вклад в теорию функций, теорию потенциала, дифференциальные уравнения, функциональный анализ. Большое значение имеют результаты Келдыша в механике, охватывающие гидродинамику, аэродинамику, газовую динамику, механику самолетных конструкций. Многому научился Келдыш в общении с конструкторами самолетов, в первую очередь, С.А.Лавочкиным и А.Н.Туполевым.

В сентябре 1943 Келдыш избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению физико-математических наук. В июне 1944 стал заведующим незадолго перед тем созданным отделом механики в Математическом институте АН СССР и оставался в этой должности до 1953. При отделе работал научный семинар, объединивший специалистов по аэромеханике. Одновременно возобновил преподавательскую деятельность в МГУ, начавшуюся в 1932, он читал лекции на механико-математическом и физико-техническом факультетах, заведовал кафедрой термодинамики, руководил научно-исследовательским семинаром по теории функций комплексного переменного. С 1942 по 1953 Келдыш - профессор МГУ. Многие из его учеников того времени стали видными учеными, среди них академики А.А.Гончар, Д.Е.Охоцимский, Т.М.Энеев.

В конце 1946 Келдыш избран действительным членом АН СССР по Отделению технических наук. Начался новый период его деятельности, связанный с именами "трех К": И.В.Курчатова, С.П.Королева и М.В.Келдыша. Сразу после избрания академиком он назначен начальником (с августа 1950- научным руководителем) головного научно-исследовательского института (НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, ныне Центр имени М.В.Келдыша), занимавшегося прикладными задачами ракетостроения. С этого времени основное направление деятельности Келдыша связано с ракетной техникой. Первая в мире межконтинентальная ракета была запущена в СССР уже 21 августа 1957.

В 1949 Келдыш стал членом коммунистической партии, в последствии избирался членом ЦК КПСС (с 1961), делегатом съездов КПСС (XXII, 1961; XXIII, 1966; XXIV, 1971; XXV, 1977).

В послевоенные годы. Келдыш занимался решением проблем атомной энергетики и вычислительной математики. Потребовались новые методы исследования, прежде всего эффективные методы и средства математического расчета. Необходимость их создания вызвала в области вычислительной математике революцию, коренным образом изменившую ее общенаучное значение. Келдыш одним из первых сумел предугадать роль вычислительной математики в повышении эффективности научно-технического поиска. Познакомившись с создателями первой отечественной ЭВМ М.А.Лесечко и Ю.Я.Базилевским, он стал специалистом в этой области. В 1953 он стал основателем Института (до 1966 - Отделения) прикладной математики АН СССР и его бессменным директором. С деятельностью этого института, носящего ныне его имя, во многом связано становление современной вычислительной математики в нашей стране.

В работах по созданию ракетно-ядерного щита Келдыш принимал участие и как руководитель больших коллективов и как автор многих научно-технических идей и вычислительных методов. В это время им опубликованы работы по оценке последствий ядерного взрыва: Об оценке действия взрыва на больших высотах (1950, совместно с Л.И.Седовым) и Точечный взрыв в атмосфере (1955, совместно с Д.Е.Охоцимским и др.)

В 1956 ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1957 его научные достижения отмечены Ленинской премией.

Он внес выдающийся вклад в развитие советской космической науки и техники. Начав работать по космической тематике в 1946 в творческом сотрудничестве с С.П.Королевым, он явился одним из инициаторов широкого развертывания работ по изучению и освоению космоса. С начала 1956 возглавил один из ведущих участков в их проведении. Велик его вклад в становление и успешное развитие таких научных направлений, как механика космического полета и космическая навигация. С 1953 в Математическом институте АН СССР велись работы по решению задач выведения на орбиту Земли искусственного спутника, увенчавшиеся 4 октября 1957 его успешным запуском и выводом на орбиту. Решающую роль Келдыш сыграл в создании относительно дешевой ракеты -носителя для выведения на орбиту спутников по научным программам (спутники семейства "Космос").Руководил "Лунной" программой, включая полеты автоматических станций семейства "Луна", направлялась Келдышем. Привлекал к участию в программе научные коллективы, руководил совещаниями и семинарами по обсуждению результатов исследований и принятию дальнейших планов. Первый аппарат к Луне был отправлен 2 января 1959. 4 октября 1959 были получены снимки обратной стороны Луны (с аппарата "Луна-3"). В 1966 совершена мягкая посадка на поверхность Луны, а на ее орбиту выведен искусственный спутник ("Луна-10"). В октябре 1970 стартовала "Луна-16", доставившая образцы лунного грунта на Землю, затем старт автоматической станции "Луна-17" с самоходным аппаратом "Луноход-1"; всего к 1976 запущены 34 аппарата серии "Луна". Первые три запуска космических аппаратов к Луне закончились катастрофами: ракеты Р -7, успешно выведшие на орбиту Земли искусственные спутники, взрывались в полете. Келдыш смог понять причину катастроф - развитие колебаний в топливной системе ракеты. Не менее эффективно участие Келдыша в программе исследования Венеры, связанной с автоматическими станциями семейства "Венера" (начиная с "Венеры-4", 1967), аппарат "Венера-7" (1970) показал, что давление на поверхности Венеры составляет 100 земных атмосфер, температура 400° С. Велика роль Келдыша при исследованиях Марса. В 1960 при подготовке запуска первой автоматической станции к Марсу Келдыш предложил испытывать приборы, предназначенные к изучению Марса, в земных условиях. Это позволило выявить неэффективную аппаратуру и дало экономию в десятки килограммов веса автоматической станции. Выезжал на полигоны и космодромы при подготовке и запуске космических аппаратов, входил в различные комиссии по космическим проблемам, был председателем экспертных комиссий, комиссий по разбору причин аварий, в частности, был председателем аварийной комиссии по выяснению причин гибели экипажа космического аппарата "Союз-11" (космонавты Г.Т.Добровольский, В.Н.Волков и В.И.Пацаев (1971).

Выявление новых научных и технических задач, развитие космической техники, формирование комплексных научно-технических программ, вопросы управления полетами - далеко не полный перечень проблем, входивших в круг деятельности Келдыша. В 1961 за особые заслуги в развитии ракетной техники, создании и успешном запуске 12 апреля 1961 первого в мире космического корабля "Восток" с человеком на борту он был второй раз удостоен звания Героя Социалистического Труда.

18 марта 1965 впервые был осуществлен выход человека в открытый космос (космонавт Алексей Леонов). Огромный вклад внес Келдыш в осуществление совместного советско-американского космического полета "Союз-Апполон" (1975) и развитие полетов по программе "Интеркосмос".

Был одним из инициаторов создания в 1951 Московского физико-технического института (в г.Долгопрудном Московской области) и некоторое время читал лекции, долгое время был заведующим кафедрой.

Большой период жизни Келдыша связан с его деятельностью в Президиуме Академии наук СССР, начавшейся в октябре 1953 и продолжавшейся до конца его жизни. С 1953 он академик-секретарь Отделения математики Академии наук. В 1960 избран вице-президентом, а в мае 1961 - президентом Академии наук СССР.

Возглавляя Академию наук СССР с 1961 по 1975, оказывал всемерную поддержку развитию в нашей стране не только математики и механики, но и новых направлений современной науки, таких, как кибернетика, квантовая электроника, молекулярная биология и генетика. В 1062 Президиум Академии наук СССР принял решение о строительстве комплекса биологических институтов в г. Пущино. При Келдыше состоялась комплексная проверка деятельности Т.Д.Лысенко, позволившая разоблачить псевдонаучные концепции "лысенковщины", отрицавшей генетику. В списках действительных членов Академии был посмертно восстановлен Н.И.Вавилов, получили подтверждение его заслуги в биологии и сельскохозяйственных науках.

Годы, когда пост президента Академии наук СССР занимал Келдыш, были периодом наиболее быстрого роста Академии, превращения ее в крупнейший центр фундаментальной науки. В 1971 за исключительные заслуги перед государством в развитии советской науки и техники, большую научную и общественную деятельность и в связи с 60-летием Келдыш стал трижды Героем Социалистического Труда (одиннадцатым по счету трижды Героем за все время присуждения этого звания).

Всемерно развивал международное научное сотрудничество и координацию научных исследований. С научными визитами посетил Германию и Англию (1965), Чехословакию (1963, 1970), Японию (1964), Польшу (1964, 1973), Францию (1965,1967), Румынию (1966), Болгарию (1966, 1969), Венгрию (1967), Канаду (1967), Италию (1969), Швецию (1969), Испанию (1970), США (первый официальный визит отечественной Академии наук за все время ее существования, 1972). Келдыш свободно говорил на немецком и французском языках, читал также на итальянском, уже в зрелом возрасте (после 50) стал изучать английский. Его заслуги получили международное признание, среди его званий: академик Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина" (ГДР, 1961), академик Академии наук Монголии (1961), академик Академии наук Польши (1962), академик Академии наук Чехословакии (1962), почетный член Академии наук Румынии (1965), почетный иностранный член Академии наук Болгарии (1966), почетный иностранный член Американской Академии наук и искусств в Бостоне (1966), член-корреспондент Германской Академии наук в Берлине (1966), почетный член Королевского общества в Эдинбурге (1968), почетный член Академии наук Венгрии (1970), почетный член Академии Финляндии (1974); почетный доктор Делийского университета (1967), почетный доктор Будапештского университета (1967), почетный доктор Лагосского университета (Нигерия, 1968), почетный доктор Карлова университета в Праге (Чехословакия, 1974), почетный доктор Индийского статистического института (1974).

Большую работу вел Келдыш в Комитете по Ленинским и Государственным премиям СССР в области науки и техники, возглавляя его с 1961 до своей кончины. Его рецензии на представленные работы имеют самостоятельный научный интерес. Всемерно поддерживал переход на массовое машинное производство, облегчающее труд. Высоко оценивал внедрение хлопкоуборочных и чаеуборочных машин. В последние годы жизни Келдыш интересовался проблемой создания солнечных электростанций на космической орбите.

10 января 1973 Келдыш перенес операцию на кровеносных сосудах, выполненную американским профессором М. Де Бекки (отказавшимся от гонорара за операцию и выразившим благодарность за честь оперировать Келдыша).

Награжден орденами Ленина (1945, дважды 1954, 1956, 1961, 1967, 1975), Трудового Красного Знамени (1943, 1945, 1953), медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" (1945), "800 лет Москвы" (1947), "20 лет Победы" (1965), "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина" (1970), "30 лет Победы" (1975). Кавалер ордена "Почетного Легиона (Командор)" (1971), высших орденов ряда других стран.

Золотая медаль имени М.В.Ломоносова АН СССР (1976).

Умер 24 июня 1978. Урна с прахом Келдыша захоронена в Кремлевской стене у Красной площади в Москве.

На доме в Москве, где он жил (Воробьевское шоссе, 8), на зданиях МГУ имени М.В.Ломоносова установлены мемориальные доски. Бюсты установлены на Аллее Космонавтов (у проспекта Мира в Москве) и у Института прикладной математики Российской Академии наук (ныне имени М.В.Келдыша). Бюст установлен также на родине Келдыша в Риге, на доме, где он родился -мемориальная доска. Именем Келдыша назван кратер на обратной стороне Луны, одна из малых планет.

Сочинения: М.В.Келдыш. Избранные труды. Математика. Механика . М., Наука, 1985

Андрей Богданов

Литература:

    Краткий биографический очерк [Мстислав Всеволодович Келдыш ]. - В книге М.В.Келдыш. Избранные труды. Математика. М., Наука, 1985

Келдыш Мстислав Всеволодович 1911-1978). Советский ученый в области математики, механики, космической науки и техники, государственный деятель, организатор науки.

Родился 29 января (10 февраля) 1911 в Риге в семье адьюнкт-профессора Рижского политехнического института, крупного инженера-строителя (впоследствии академика архитектуры) Всеволода Михайловича Келдыша. Мать - Мария Александровна (урожденная Скворцова) - домохозяйка. В 1915 семья Келдышей переехала из прифронтовой Риги в Москву. В 1919-1923 Келдыш жил в Иваново, где отец преподавал в политехническом институте, организованном по инициативе М.В.Фрунзе. В Иваново начал обучение в средней школе, получив необходимую начальную подготовку в домашних условиях у Марии Александровны. По возвращении в Москву (1923) учился в школе со строительным уклоном, летом ездил с отцом на стройки, работал разнорабочим. Склонность к математике у Келдыша проявилась еще в 7-8-м классах, учителя уже тогда отличали его незаурядные способности к точным наукам.

Келдыш Мстислав Всеволодович

В 1927 окончил школу и хотел получить нравившуюся ему отцовскую профессию инженера-строителя, однако в строительный институт, где преподавал отец, его не приняли по молодости лет (всего 16). По совету старшей сестры Людмилы, закончившей физико-математический факультет Московского государственного университета, занимавшейся математикой под научным руководством Н.Н.Лузина, он поступает на тот же факультет МГУ. Во время учебы в университете Келдыш завязал научные контакты с М.А.Лаврентьевым, переросшие потом в многолетнее научное сотрудничество и дружбу. С весны 1930 он одновременно с учебой начал работать ассистентом в Электромашиностроительном институте, затем еще и в Станко инструментальном институте (СТАНКИН).

По окончании МГУ в 1931 по рекомендации академика А.И.Некрасова Келдыш был направлен в Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е.Жуковского (ЦАГИ). Научную жизнь ЦАГИ в это время возглавлял С.А.Чаплыгин, под его руководством регулярно проводился семинар. Участниками семинара были также М.А.Лаврентьев, Н.Е.Кочин, Л.С.Лейбензон, А.И.Некрасов, Г.И.Петров, Л.И.Седов, Л.Н.Сретенский, Ф.И.Франкль, С.А.Христианович; многие из них впоследствии стали известными учеными-механиками. Келдыш проработал в ЦАГИ до декабря 1946 сначала инженером, затем - старшим инженером, начальником группы, а с 1941 - начальником отдела динамической прочности.

Начальный период работы Келдыша в ЦАГИ связан с исследованиями нелинейных задач обтекания. В работах этого цикла Внешняя задача Неймана для нелинейных эллиптических уравнений с приложением к теории крыла в сжимаемом газе (1934) и Строгое обоснование теории винта Жуковского (1935) (выполненных в соавторстве с Ф.И.Франклем), К теории колеблющегося крыла (1935, совместно с М.А.Лаврентьевым) впервые было строго рассмотрено влияние сжимаемости среды на аэродинамические характеристики обтекаемых тел и обобщена известная теорема Жуковского о подъемной силе; впервые установлено, что при определенных режимах колебаний крыла возникает тяга. Он занимался теорией удара тела о жидкость и движением тел под поверхностью жидкости (поплавок гидросамолета, подводное крыло.

Мы работали самозабвенно, но не задумывались о значении своей работы. И только когда, едва отдышавшись после запуска, мы услышали, как воспринимают этот запуск во всем мире, мы поняли, что начался космический век человечества.

Келдыш Мстислав Всеволодович

Продолжая работать в ЦАГИ, Келдыш поступил осенью 1934 в аспирантуру (дополненную затем двухлетней докторантурой) Математического института имени В.А.Стеклова АН СССР к Лаврентьеву, где занимался вопросами теории приближений функций, тесно связанными с прикладной тематикой его работы (гидро-, аэродинамика). В 1935 ему без защиты присвоена ученая степень кандидата физико-математических наук, в 1937 - степень кандидата технических наук и звание профессора по специальности "аэродинамика". 26 января 1938 им была защищена докторская диссертация на тему О представлении рядами полиномов функций комплексного переменного и гармонических функций.

Репрессии 1930-х не обошли стороной семью Келдышей. В 1935 несколько дней в заключении провела Мария Александровна, в стране проходила компания по изъятию у населения золота. В 1936 был арестован брат Михаил, в то время аспирант исторического факультета университета, изучавший средневековую Германию. Он получил 10 лет без права переписки (как установлено впоследствии, был расстрелян весной 1937). В 1938 по обвинению в шпионаже был арестован брат Александр, затем обвинение было изменено на антисемитизм. В суде, тем не менее, обвинения были сняты, и он вышел на свободу.

Цикл работ Келдыша и его сотрудников предвоенных и военных лет посвящен колебаниям и автоколебаниям авиационных конструкций. Его исследования заложили основы методов численного расчета и моделирования в аэродинамических трубах явления флаттера (сильные колебания крыльев самолета, возникавшие при определенных скоростях движения самолета и приводившие к его разрушению). Результаты Келдыша не только привели к разработке простых и надежных мер предотвращения флаттера, но и стали основой нового раздела науки о прочности авиационных конструкций. Известно, что в германской авиации в период 1935-1943 зафиксировано 146 аварий из-за флаттера. В процессе работы группе Келдыша пришлось выдержать напряженную полемику, оппоненты обращались в высокие инстанции (вплоть до ЦК ВКП (б)).

Результаты работы Келдыша сыграли большую роль в создании скоростной авиации в нашей стране.

В октябре 1941 Келдыш с женой Станиславой Валериановной и тремя детьми в числе других сотрудников ЦАГИ был эвакуирован в Казань, где продолжил работу. В апреле 1942 ему была присуждена Сталинская премия II степени за научные работы по предупреждению разрушения самолетов. В годы войны наряду с научно-экспериментальными исследованиями в ЦАГИ занимался внедрением разработанных рекомендаций в самолетные КБ и на авиационные заводы. Эта его деятельность была отмечена орденами Трудового Красного Знамени (1943) и Ленина (1945). В 1944 Келдыш был награжден медалью "За оборону Москвы".

К исследованиям авиационных колебаний и флаттера тесно примыкают его исследования устойчивости переднего колеса трехколесного шасси, позволившие предложить целесообразные и простые конструктивные мероприятия для устранения шиммирования (самовозбуждающихся поворотов и смещений) колеса самолета при взлете или посадке, которое приводило к разрушению переднего шасси самолета. По имеющимся данным, в немецкой авиации было более 150 аварий, связанных с "шимми", в отечественной - ни одной. В 1946 за исследования в этой области ем вторично присуждена Сталинская премия II степени.

Успех прикладных работ Келдыша обусловлен не только его глубокой интуицией инженера-механика и экспериментатора, но и выдающимся талантом математика, тонкого теоретика и творца вычислительных алгоритмов и методов. И наоборот, многие его фундаментальные математические исследования имеют своим истоком проблемы, возникшие из его работ по механике. Как математик Келдыш внес свой вклад в теорию функций, теорию потенциала, дифференциальные уравнения, функциональный анализ. Большое значение имеют результаты Келдыша в механике, охватывающие гидродинамику, аэродинамику, газовую динамику, механику самолетных конструкций. Многому научился Келдыш в общении с конструкторами самолетов, в первую очередь, С.А.Лавочкиным и А.Н.Туполевым.

В сентябре 1943 Келдыш избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению физико-математических наук. В июне 1944 стал заведующим незадолго перед тем созданным отделом механики в Математическом институте АН СССР и оставался в этой должности до 1953. При отделе работал научный семинар, объединивший специалистов по аэромеханике. Одновременно возобновил преподавательскую деятельность в МГУ, начавшуюся в 1932, он читал лекции на механико-математическом и физико-техническом факультетах, заведовал кафедрой термодинамики, руководил научно-исследовательским семинаром по теории функций комплексного переменного. С 1942 по 1953 Келдыш - профессор МГУ. Многие из его учеников того времени стали видными учеными, среди них академики А.А.Гончар, Д.Е.Охоцимский, Т.М.Энеев.

В конце 1946 Келдыш избран действительным членом АН СССР по Отделению технических наук. Начался новый период его деятельности, связанный с именами "трех К": И.В.Курчатова, С.П.Королева и М.В.Келдыша. Сразу после избрания академиком он назначен начальником (с августа 1950- научным руководителем) головного научно-исследовательского института (НИИ-1 Министерства авиационной промышленности, ныне Центр имени М.В.Келдыша), занимавшегося прикладными задачами ракетостроения. С этого времени основное направление деятельности Келдыша связано с ракетной техникой. Первая в мире межконтинентальная ракета была запущена в СССР уже 21 августа 1957.

В 1949 Келдыш стал членом коммунистической партии, в последствии избирался членом ЦК КПСС (с 1961), делегатом съездов КПСС (XXII, 1961; XXIII, 1966; XXIV, 1971; XXV, 1977).

В послевоенные годы. Келдыш занимался решением проблем атомной энергетики и вычислительной математики. Потребовались новые методы исследования, прежде всего эффективные методы и средства математического расчета. Необходимость их создания вызвала в области вычислительной математике революцию, коренным образом изменившую ее общенаучное значение. Келдыш одним из первых сумел предугадать роль вычислительной математики в повышении эффективности научно-технического поиска. Познакомившись с создателями первой отечественной ЭВМ М.А.Лесечко и Ю.Я.Базилевским, он стал специалистом в этой области. В 1953 он стал основателем Института (до 1966 - Отделения) прикладной математики АН СССР и его бессменным директором. С деятельностью этого института, носящего ныне его имя, во многом связано становление современной вычислительной математики в нашей стране.

В работах по созданию ракетно-ядерного щита Келдыш принимал участие и как руководитель больших коллективов и как автор многих научно-технических идей и вычислительных методов. В это время им опубликованы работы по оценке последствий ядерного взрыва: Об оценке действия взрыва на больших высотах (1950, совместно с Л.И.Седовым) и Точечный взрыв в атмосфере (1955, совместно с Д.Е.Охоцимским и др.)

В 1956 ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1957 его научные достижения отмечены Ленинской премией.

Он внес выдающийся вклад в развитие советской космической науки и техники. Начав работать по космической тематике в 1946 в творческом сотрудничестве с С.П.Королевым, он явился одним из инициаторов широкого развертывания работ по изучению и освоению космоса. С начала 1956 возглавил один из ведущих участков в их проведении. Велик его вклад в становление и успешное развитие таких научных направлений, как механика космического полета и космическая навигация. С 1953 в Математическом институте АН СССР велись работы по решению задач выведения на орбиту Земли искусственного спутника, увенчавшиеся 4 октября 1957 его успешным запуском и выводом на орбиту. Решающую роль Келдыш сыграл в создании относительно дешевой ракеты -носителя для выведения на орбиту спутников по научным программам (спутники семейства "Космос").Руководил "Лунной" программой, включая полеты автоматических станций семейства "Луна", направлялась Келдышем. Привлекал к участию в программе научные коллективы, руководил совещаниями и семинарами по обсуждению результатов исследований и принятию дальнейших планов. Первый аппарат к Луне был отправлен 2 января 1959. 4 октября 1959 были получены снимки обратной стороны Луны (с аппарата "Луна-3"). В 1966 совершена мягкая посадка на поверхность Луны, а на ее орбиту выведен искусственный спутник ("Луна-10"). В октябре 1970 стартовала "Луна-16", доставившая образцы лунного грунта на Землю, затем старт автоматической станции "Луна-17" с самоходным аппаратом "Луноход-1"; всего к 1976 запущены 34 аппарата серии "Луна". Первые три запуска космических аппаратов к Луне закончились катастрофами: ракеты Р -7, успешно выведшие на орбиту Земли искусственные спутники, взрывались в полете. Келдыш смог понять причину катастроф - развитие колебаний в топливной системе ракеты. Не менее эффективно участие Келдыша в программе исследования Венеры, связанной с автоматическими станциями семейства "Венера" (начиная с "Венеры-4", 1967), аппарат "Венера-7" (1970) показал, что давление на поверхности Венеры составляет 100 земных атмосфер, температура 400° С. Велика роль Келдыша при исследованиях Марса. В 1960 при подготовке запуска первой автоматической станции к Марсу Келдыш предложил испытывать приборы, предназначенные к изучению Марса, в земных условиях. Это позволило выявить неэффективную аппаратуру и дало экономию в десятки килограммов веса автоматической станции. Выезжал на полигоны и космодромы при подготовке и запуске космических аппаратов, входил в различные комиссии по космическим проблемам, был председателем экспертных комиссий, комиссий по разбору причин аварий, в частности, был председателем аварийной комиссии по выяснению причин гибели экипажа космического аппарата "Союз-11" (космонавты Г.Т.Добровольский, В.Н.Волков и В.И.Пацаев (1971).

Выявление новых научных и технических задач, развитие космической техники, формирование комплексных научно-технических программ, вопросы управления полетами - далеко не полный перечень проблем, входивших в круг деятельности Келдыша. В 1961 за особые заслуги в развитии ракетной техники, создании и успешном запуске 12 апреля 1961 первого в мире космического корабля "Восток" с человеком на борту он был второй раз удостоен звания Героя Социалистического Труда.

18 марта 1965 впервые был осуществлен выход человека в открытый космос (космонавт Алексей Леонов). Огромный вклад внес Келдыш в осуществление совместного советско-американского космического полета "Союз-Апполон" (1975) и развитие полетов по программе "Интеркосмос".

Был одним из инициаторов создания в 1951 Московского физико-технического института (в г.Долгопрудном Московской области) и некоторое время читал лекции, долгое время был заведующим кафедрой.

Большой период жизни Келдыша связан с его деятельностью в Президиуме Академии наук СССР, начавшейся в октябре 1953 и продолжавшейся до конца его жизни. С 1953 он академик-секретарь Отделения математики Академии наук. В 1960 избран вице-президентом, а в мае 1961 - президентом Академии наук СССР.

Возглавляя Академию наук СССР с 1961 по 1975, оказывал всемерную поддержку развитию в нашей стране не только математики и механики, но и новых направлений современной науки, таких, как кибернетика, квантовая электроника, молекулярная биология и генетика. В 1062 Президиум Академии наук СССР принял решение о строительстве комплекса биологических институтов в г. Пущино. При Келдыше состоялась комплексная проверка деятельности Т.Д.Лысенко, позволившая разоблачить псевдонаучные концепции "лысенковщины", отрицавшей генетику. В списках действительных членов Академии был посмертно восстановлен Н.И.Вавилов, получили подтверждение его заслуги в биологии и сельскохозяйственных науках.

Годы, когда пост президента Академии наук СССР занимал Келдыш, были периодом наиболее быстрого роста Академии, превращения ее в крупнейший центр фундаментальной науки. В 1971 за исключительные заслуги перед государством в развитии советской науки и техники, большую научную и общественную деятельность и в связи с 60-летием Келдыш стал трижды Героем Социалистического Труда (одиннадцатым по счету трижды Героем за все время присуждения этого звания).

Всемерно развивал международное научное сотрудничество и координацию научных исследований. С научными визитами посетил Германию и Англию (1965), Чехословакию (1963, 1970), Японию (1964), Польшу (1964, 1973), Францию (1965,1967), Румынию (1966), Болгарию (1966, 1969), Венгрию (1967), Канаду (1967), Италию (1969), Швецию (1969), Испанию (1970), США (первый официальный визит отечественной Академии наук за все время ее существования, 1972). Келдыш свободно говорил на немецком и французском языках, читал также на итальянском, уже в зрелом возрасте (после 50) стал изучать английский. Его заслуги получили международное признание, среди его званий: академик Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина" (ГДР, 1961), академик Академии наук Монголии (1961), академик Академии наук Польши (1962), академик Академии наук Чехословакии (1962), почетный член Академии наук Румынии (1965), почетный иностранный член Академии наук Болгарии (1966), почетный иностранный член Американской Академии наук и искусств в Бостоне (1966), член-корреспондент Германской Академии наук в Берлине (1966), почетный член Королевского общества в Эдинбурге (1968), почетный член Академии наук Венгрии (1970), почетный член Академии Финляндии (1974); почетный доктор Делийского университета (1967), почетный доктор Будапештского университета (1967), почетный доктор Лагосского университета (Нигерия, 1968), почетный доктор Карлова университета в Праге (Чехословакия, 1974), почетный доктор Индийского статистического института (1974).

Большую работу вел Келдыш в Комитете по Ленинским и Государственным премиям СССР в области науки и техники, возглавляя его с 1961 до своей кончины. Его рецензии на представленные работы имеют самостоятельный научный интерес. Всемерно поддерживал переход на массовое машинное производство, облегчающее труд. Высоко оценивал внедрение хлопкоуборочных и чаеуборочных машин. В последние годы жизни Келдыш интересовался проблемой создания солнечных электростанций на космической орбите.

10 января 1973 Келдыш перенес операцию на кровеносных сосудах, выполненную американским профессором М. Де Бекки (отказавшимся от гонорара за операцию и выразившим благодарность за честь оперировать Келдыша).

Награжден орденами Ленина (1945, дважды 1954, 1956, 1961, 1967, 1975), Трудового Красного Знамени (1943, 1945, 1953), медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" (1945), "800 лет Москвы" (1947), "20 лет Победы" (1965), "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина" (1970), "30 лет Победы" (1975). Кавалер ордена "Почетного Легиона (Командор)" (1971), высших орденов ряда других стран.

Золотая медаль имени М.В.Ломоносова АН СССР (1976).

Умер 24 июня 1978. Урна с прахом Келдыша захоронена в Кремлевской стене у Красной площади в Москве.

Мстислав Всеволодович Келдыш - фото

Мстислав Всеволодович Келдыш - цитаты

Мы работали самозабвенно, но не задумывались о значении своей работы. И только когда, едва отдышавшись после запуска, мы услышали, как воспринимают этот запуск во всем мире, мы поняли, что начался космический век человечества.

Академия стала штабом советской науки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!