Лингвистическая концепция шлейхера. Хоромин Н

ВВЕДЕНИЕ.

С именем А. Шлейхера (1821-1868) связано не только оформление индоевропеистики в особую науку, но и применение естественнонаучного метода в исследованиях языка и основание натуралистического направления в языкознании, которое называют также лингвистическим натурализмом. Научная деятельность профессора сначала Боннского, затем Пражского и с 1852 г.
Иенского университета характеризуется широтой и многообразием интересов.
Шлейхер, кроме языкознания, изучал ботанику и философию, что наложило известный отпечаток на его взгляды. В 1852 г. он издаёт «Морфологию церковнославянского языка», затем, после полугодичного изучения литовского языка, «Руководство по изучению литовского языка» (1855-1857). В 1859 году выходит в свет его книга «О морфологии языка», посвященная морфологической классификации языков В 1861-1862 гг. был опубликован главный труд Шлейхера
«Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков», подводящий итоги сравнительному изучению индоевропейских языков за истёкшие полвека.
Эта книга за пятнадцать лет выдержала четыре издания. Общелингвистические взгляды Шлейхера отразились прежде всего в его «Сравнительно- лингвистических исследованиях» (две части, 1848 – 1850), книге «Немецкий язык» (1859) и брошюрах «Теория Дарвина в применении к науке о языке»
(1863, рус. пер. 1864), «Хрестоматия индоевропейских языков» (1868) и «О назначении языка для естественной истории человека» (1865). Как и
Гумбольдт, Шлейхер считал, что изучение языковой формы и типологическая и генеалогическая систематика языков составляют основное содержание лингвистики, которая изучает происхождение и дальнейшее развитие этих форм языка.

1. 1. Организм языка и естествознание. Термин «организм» в
XIXв. употреблялся очень широко - как обозначение целостности объекта исследования. В языкознании этого времени органическая природа языка истолковывалась различно; чаще всего как единство значения и отношения, выраженного в форме языка, его категориях и единицах. Обычно Шлейхера рассматривают как создателя натуралистической концепции языка, ибо он относил язык к категории живых организмов. Об этом можно судить по таким его высказываниям: «Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов – растений и животных. Как и эти последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения, в который языки всё более и более отдаляются от достигнутой наивысшей степени развития и их формы терпят ущерб». Естественнонаучный принцип, на котором должна основываться лингвистика, предполагает, по мнению Шлейхера, признание следующих постулатов: 1) язык как природный организм существует вне воли человека, его нельзя изменить («Языки - это природные организмы, которые возникли без участия человеческой воли, выросли и развились по определенным законам и в свою очередь стареют и отмирают»); 2) «жизнь языка», как и жизнь природы, есть развитие, а не история; поэтому рост был лишь в доисторический период, а подлинная жизнь языка проявляется в диалектах, тогда как исторический период характеризуется распадом форм, старением и отмиранием форм языка и самих языков (подобно тому, как выветриваются породы и разлагаются организмы в природе), а литературно-письменные формы являются искусственными образованиями; 3) лингвистика должна быть основана на точном наблюдении организмов и законов их бытия, на полном подчинении исследователя объект исследования. «У естествоиспытателей, - подчеркивал Шлейхер, - можно научиться осознанию того, что для науки имеет значение только факт, установленный при помощи надежного, строго объективного наблюдения, и основанный на таком факте правильный вывод». Вместе с тем Шлейхер понимал и существенные отличия между языком и природным организмом, когда писал: «
Понятно, что только основные черты воззрений Дарвина имеют применение к языкам. Область языков слишком различна от царств растительного и животного, чтобы совокупность рассуждений Дарвина до малейших подробностей могла иметь для нее значение».

Сопоставление языка с организмом существовало и до Шлейхера. Вильгельм
Гумбольдт, в противоположность метафизическим воззрениям на язык как на неизменный механизм, подчеркивал этим сравнением, что язык – это целесообразная система, находящаяся в постоянном движении. Шлейхер стал употреблять слово « организм» в связи с языком в его прямом, биологическом смысле. Не следует думать, что Шлейхер был наивным человеком. Естественно, что занятия ботаникой могли оказать определенное влияние на его взгляды.
Однако наиболее важной побудительной причиной его натурализма было стремление преодолеть господствовавшие в его время субъективно- идеалистические взгляды на язык и мышление и подчеркнуть материальную сторону языка – что дух есть сам по себе высший продукт материи. Это явствует из его характеристики языка: « Язык – это воспринимаемый ухом симптом деятельности целого комплекса материальных отношений в построении мозга и речевых органов с их нервами, костями, мускулами и др.». Правда, стремясь показать материальную обусловленность духа, сознания, Шлейхер недостаточное внимание уделял общественной роли языка, что в итоге и привело его к неосторожным, иногда метафорическим сопоставлениям языка и живого организма. Прав был Александр Афанасьевич Потебня, говоривший: «
Организм живет самостоятельно, а слова – только в устах человека».

Язык – общественное явление, а не природный организм. Язык возникает и развивается вместе с тем общественным коллективом, народом, который пользуется этим языком. Язык может погибнуть вместе с народом, может выйти из употребления, если народ перейдет на другой язык, но он бесконечно развивается, если его использует общество. Шлейхер стремился установить объективные законы развития языков, показать независимость последних от воли говорящих людей. Ср. его тезис: « Языки – это естественные организмы, которые возникли без участия человеческой воли, выросли и развились по определенным законам и в свою очередь стареют и умирают».

2. Для Шлйхера «язык есть мышление, выраженное звуками», « язык есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления», «язык имеет своей задачей создать звуковой образ представлений, понятий и существующих между ними отношений, он воплощает в звуках процесс мышления. Язык посредством имеющихся в его распоряжении точных и подвижных звуков может с фотографической точностью отобразить тончайшие нюансы мыслительного процесса». В этих определениях Шлейхер стремиться подчеркнуть материальную основу речевой деятельности.

Шлейхер, подразумевая единство языка и мышления, пытался установить определенные отношения между структурой языка и строением мышления. В мысли, пишет он, следует различать материал и форму: материалом являются понятия и представления, форму создают взаимоотношения понятий и представлений. Понятие и представление, получив звуковое выражение, образуют значение. Сущность любого языка и определяется, по Шлейхеру, тем, как выражены в нем значение (т. е. Понятие и представление)и отношение.
Положение, которое занимают относительно друг от друга выражение значения и выражение отношения, Шлейхер называет формой. Значение выражается в корне слова, а отношение – в суффиксах; значение и отношение вместе образуют слово. «…Сущность слова, а тем самым и всего языка,-пишет Шлейхер,- определяется тремя моментами: звуком, формой и функцией».

На основе указанных положений Шлейхер предложил морфологическую классификацию языков. Учение о языковых типах Шлейхер называл морфологией, позаимствовав этот термин из естествознания, где он обозначал науку о строении и формообразовании растений. Морфология языков должна, по
Шлейхеру, изучать морфологические типы языков, их происхождение и взаимные отношения. Морфологический тип (класс) языка определяется строением слова, которое может выражать значение («корень») и отношение («суффикс»).
Допускаются три типа комбинаций значения и отношения: изолирующие языки имеют только значения (корни); агглютинирующие языки выражают значение и отношение (корни и приставки); флектирующие языки образуют в слове единицу, выражающую значение и отношение. Полисинтетические языки, выделенные Гумбольдтом,
Шлейхер рассматривал как вариант агглютинирующей формы языка.

Морфологические типы языка, по мысли Шлейхера, есть проявление трех ступеней (стадий) развития: односложный класс представляет древнейшую форму, начало развития; агглютинирующий - это средняя ступень развития; флектирующие языки как последняя ступень заключают в себе в сжатом виде элементы двух предшествующих ступеней развития.

Характеризуя языки по выражению в них значения и отношения, Шлейхер выделяет три возможных типа языков:

1. В языке выражено только значение: слово здесь представляет собой нерасчленимое устойчивое единство, напоминающее кристалл. К таким односложным (корневым, изолирующим) языкам Шлейхер относил китайский и бирманский языки.

2. В языке звуками выражается не только значение, но и отношение: слово здесь распадается на части, но они не образуют тесно связанного единства. К этому типу языков относятся агглютинирующие языки (например, тюркские, финно-угорские), в которых слово напоминает растение.

3. В этом типе языков слово, передавая и значение, и отношение, является единством в многообразии составных элементов и уподобляется животному организму. Это характерно для флективных языков. В концепции Шлейхера флективность – высшая ступень строя языков.

1.3 Коме натурализма, в концепции Шлейхера и другие минусы – неудачные гипотезы о двух периодах жизни и развития языка и так называемой триаде (заимствованной у Гегеля). В морфологической классификации языков
Шлейхера чувствуется влияние немецкой классической философии, в частности идей Г. Гегеля. Заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в непрерывном движении, изменении, развитии. Однако как идеалист Гегель все многообразие форм движения сводил к трем этапам развития – это так называемая гегелевская «триада». Взаимоотношения между тезисом, антитезисом и синтезом характеризуются тем, что на втором этапе происходит снятие характерных черт первого этапа, на третьем этапе снимаются черты второго этапа и происходит как бы возврат к первому этапу, но на качественно новой основе, т. е. Третий этап – это ка бы следующая ступень развития первого этапа. Сравним теперь эти положения с мыслями Шлейхера; он пишет: « Если в первом классе языков мы встречали недифференцированную тождественность значения и отношения, чистое бытие значения в себе, если во втором классе дифференцируются звуки, обозначающие значение и отношение, отношение выступает в обособленном звуковом бытии для себя, то в третьем это различие включается в единство, но в единство, бесконечно более высокое, потому что оно выросло из различия, имеет его своей предпосылкой и включает его в себя, как снятый момент». Шлейхер подчеркивал, что между тремя четко дифференцированными типами языков, хотя эти типы и исчерпывают все возможные случаи, существуют переходные ступени.

Выделение трех типов языков выражает три ступени развития языка, «то же самое можно сказать о природе: в системе природных тел три вида _ кристалл, растение, животное – представляют собою эпохи в развитии земли»;
« мы можем с полным правом рассматривать в процессе исторического развития минеральный организм как первый, растение – как второй, животное – как третий».Шлейхер, увлекавшийся ботаникой, стремился в развитии язвка найти аналогии с органическим миром.Так, три периода развития языка соответствуют трем царствам прирды (минеральному, растительному, животному), знаменующим три ступени развития.

Морфологическая классификация Шлейхера оказала большое влияние на языкознание - в направлении разработки учения о типах языка. Его попытки рассмотреть морфологические классы языка как последовательные стадии его развития не получили признания как искусственные и надуманные, противоречащие фактам истории.

4. А. Шлейхнр был парвым языковедом, предложившим генетическую классификацию родственных языков индоевропейской языковой семьи. Он считал, что невозможно установить общий праязык всех языков земного шара; скорее всего существовало множество праязыков, но родственные языки всегда происходят из одного языка-основы. Языки, происходящие из одного праязыка, образуют языковой род, или языковое древо, оно затем делится на языковые семьи, или языковые ветви. Задача языковеда, по словам Шлейхера, заключается в том, чтобы «восстанавливать на основе доступных нам более поздних форм существовавшие в прошлом формы языка-основы семейства или же праязыка всего рода». Это гипотетическое восстановление звуков, форм, слов праязыка называется реконструкцией праязыка.

Рассматривая взаимоотношения индоевропейских языков как результат исторического развития, Шлейхер создает теорию родословного древа индоевропейских языков. По теории Шлейхера, индоевропейский праязык
(Ursprache) в доисторический период распался на две группы праязыков
(Grund-sprachen, промежуточных праязыков, языков-основ) - североевропейскую (славяно-германскую) и южноевропейскую (арио- греко-итало-кельтскую). В исторический период наибольшую близость к индоевропейскому языку сохранил древнеиндийский язык, наиболее удаленными оказались германский и балто-славянские праязыки. Теория родословного древа индоевропейских языков сохранилась в основном до наших дней. Нет никаких убедительных данных, чтобы опровергнуть положение о том, что в доисторический период расхождения и контакты родственных диалектов были большими, чем схождение гетерогенных языковых групп.

Конечно, многие частные положения теории в дальнейшем были уточнены, однако вопрос о месте германских языков среди индоевропейских и наличии балто-славянского языкового союза остается до сих пор дискуссионным.

Праязык и его реконструкция. Шлейхер считал индоевропейский язык единой системой форм (он даже в шутку сочинил на индоевропейском языке басню). Однако праязык был для него неисторической реальностью, а представлением о звуковой системе и системе форм слова - всего лишь моделью, которая необходима для динамического рассмотрения разнообразного материала индоевропейских языков; исторический принцип понимается, подчеркнуто ретроспективно.
Поскольку современные индоевропейские языки возникли путем разветвления и умножения, поскольку древнейший звуковой состав был простым, а структура корня и слова - однотипной, постольку возможно его восстановление - на основе наблюдений над всеми древнейшими индоевропейскими языками.
Задача компаративистики, по Шлейхеру, как раз и состоит в том, чтобы восстанавливать проформы на основе сохранившихся остатков индоевропейского праязыка в древних индоевропейских языках. Форму, которая в действительности не встречается, а только предполагается, Шлейхер обозначал звездочкой. Так, слово со значением отец засвидетельствовано в таких формах: санскр. pita, лат. pater, готск. fadar, др. — исл. factir. Исходя из этого общей формой могла бы быть форма pate или pater. Но Шлейхера такой эмпиризм не удовлетворяет: он восстанавливает идеальную проформу.
Поскольку в индоевропейском языке предполагалось три гласных (a, i, и), а именительный падеж имени имел показатель -s, постольку идеальная проформа должна быть представлена как *patars, хотя это и противоречит реальным фактам индоевропейских языков.
Поэтому значение работ Шлейхера не в конкретных реконструкция, а в создании методики реконструкции, требовавшей восстановления идеальной проформы. «У естествоиспытателей, - подчеркивал подчеркнул Дельбрюк, — построенный тип праязыка есть не что иное, как формула, служащая для выражения изменяющихся мнений ученых о размерах и свойствах языкового материала, которые вынесли для себя отдельные языки из своего общего праязыка». Заметим, кстати, что четырехэлементный анализ Марра также был построен на допущении общих формул артикуляционного строения слогов первичных корней во всех языках мира и независимости звукового строя от семантики. Особенность таких построений состоит в том, что приемы моделирования разрабатываются не на основе реальных моделей языка, а на искусственных, идеализированных формулах исследователя. Шлейхер, - можно научиться осознанию того, что для науки имеет значение только факт, установленный при помощи надежного, строго объективного наблюдения, и основанный на таком факте правильный вывод».

Шлейхур говорит, что языки, возникшие первыми из праязыка, можно называть языками-основами; почти каждый из них дифференцируется в языки, а отдельные языки могут далее распадаться на диалекты, я а диалекты – на поддиалекты.
Эти диалекты и поддиалекты с течением времени настолько обособляются, что превращаются в отдельные языки, которые, в свою очередь, дробятся на диалекты и языки. При таком процессе дифференциации языков Шлейхер полностью исключает возможность перекрёстного скрещивания языков и диалектов.

На основе родословного древа Шлейхер делает следующие выводы: а) Языки, относящиеся к одной и той же ветви родословного древа, во всех отношениях ближе друг к другу, чем к языкам других ветвей; у языков же, относящихся к разным ветвям родословного древа, общими могут быть только такие черты, которые уже существовали в праязыке; б) чем восточнее живей индоевропейский народ, тем на более древнем уровне остался его язык, и чем западнее, тем менее древних черт и долее новообразований он содержит. Оба эти вывода не выдерживали критики с точки зрения реальных фактов индоевропейских языков.
Во-первых, потому, что одинаковые фонетические процессы захватывали языки, принадлежащие к разным ветвям родословного древа, во-вторых, в восточном древнеиндийском языке, санскрите, который считался эталоном праязыка, наряду с архаическими чертами обнаруживается немало специфических новообразований. Кроме того, факты показывают, что индоевропейские языки уже в глубокой древности вступали в контакты между собой, а не были отделены друг от друга.

Шлейхер был великим языковедом, который определил пути дальнейшего развития языкознания. Его достижения касаются многих сторон и характеристик языка.
Прежде всего сохраняется ценность его рассмотрения языка в тесной связи с мышлением. Далее, Шлейхер первым из языковедов поставил вопрос о законах развития языка. Он полагал, что языкознание должно на основе точного наблюдения над языком и языками устанавливать законы языкового развития.
Также он поставил и частично решил проблему восстановления индоевропейского праязыка и проследил его развитие в каждом из ответвлений. И, наконец, выдвинув мнлжество научных положений, идеи Шлейхера оказали влияние на компаративистов следующего поколения – младограмматиков, с приходом которых, европейское языкознание вступило в новый этап.

Используемая литература:

1. Березин Ф. М. История лингвистических учений. М.: Высш. Шк.,1975

2. Кондрашов Н. А. История лингвистических учений. М.: Просвещение, 1979

3. Десницкая А. В. Вопросы изучения родства индоевропейских языков..

4. Меие А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков.

4. Алпатов В. М. История лингвистических учений. М.: Прсвешение,

Существует ряд гипотез о происхождении языка, но ни одна из них не может быть подтверждена фактами в силу огромной отдаленности события по времени. Они остаются гипотезами, так как их нельзя ни наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте.

Религиозные теории

Язык был создан Богом, богами или божественными мудрецами. Эта гипотеза отражена в религиях разных народов.

Согласно индийским ведам (XX век до н.э.), главный бог дал имена другим богам, а имена вещам дали святые мудрецы при помощи главного бога. В Упанишадах , религиозных текстах X века до н.э. говорится о том, что сущее сотворило жар, жар - воду, а вода - пищу, т.е. живое. Бог, входя в живое создает в нем имя и форму живого существа. Поглощенное человеком разделяется на грубейшую часть, среднюю часть и тончайшую часть. Таким образом, пища разделяется на кал, мясо и разум. Вода - на мочу, кровь и дыхание, а жар разделяется на кость, мозг и речь.

Трудовые гипотезы

Гипотеза спонтанного скачка

По этой гипотезе язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой. Высказывал гипотезу немецкий лингвист Вильгельм Гумбольдт (1767-1835): «Язык не может возникнуть иначе как сразу и вдруг, или, точнее говоря, языку в каждый момент его бытия должно быть свойственно все, благодаря чему он становится единым целым… Язык невозможно было бы придумать, если бы его тип не был уже заложен в человеческом рассудке. Чтобы человек мог постичь хотя бы одно слово не просто как чувственное побуждение, а как членораздельный звук, обозначающий понятие, весь язык полностью и во всех своих взаимосвязях уже должен быть заложен в нем. В языке нет ничего единичного, каждый отдельный элемент проявляет себя лишь как часть целого. Каким бы естественным ни казалось предположение о постепенном образовании языков, они могли возникнуть лишь сразу. Человек является человеком только благодаря языку, а для того, чтобы создать язык, он уже должен быть человеком. Первое слово уже предполагает существование всего языка».

В пользу этой на первый взгляд странной гипотезы также говорят скачки в возникновении биологических видов. Например, при развитии от червей (появившихся 700 миллионов лет назад) до появления первых позвоночных - трилобитов требовалось бы 2000 миллионов лет эволюции, но они появились в 10 раз быстрее в результате какого-то качественного скачка.

Язык животных

  1. Язык животных врожденный. Учиться ему животным не приходится. Если цыпленок вылупился в изоляции, то он владеет «словарным запасом», какой полагается иметь курице или петуху.
  2. Животные пользуются языком не преднамеренно. Сигналы выражают их эмоциональное состояние и не предназначены для своих сотоварищей. Язык у них - не орудие познания, а результат работы органов чувств. Гусак не сообщает об опасности, а криком заражает стаю своим испугом. Мышление животных образное и не связано с понятиями.
  3. Коммуникация животных однонаправленная. Диалоги возможны, но редки. Обычно это два самостоятельных монолога, произносимых одновременно.
  4. Между сигналами животных нет четких границ, их значение зависит от ситуации, в которой они воспроизведены. Поэтому трудно подсчитать количество слов и их значений, понять многие «слова». Они не складывают слова во фразы и предложения. В среднем у животных примерно 60 сигналов.
  5. В коммуникации животных невозможна информация не о себе. Они не могут рассказать о прошлом или будущем. Это информация оперативная и экспрессивная.

Однако животные способны усваивать сигналы животных других видов («эсперанто» воронов и сорок, который понимают все обитатели леса), то есть пассивно владеть их языком. К таким животным относятся обезьяны, слоны, медведи, собаки, лошади, свиньи.

Но лишь некоторые развитые животные способны активно овладевать чужой речью (воспроизводить слова и иногда употреблять их в качестве сигналов). Это - попугаи и птицы-пересмешники (скворцы, вороны, галки и т.д.). Многие попугаи «знают» до 500 слов, но не понимают их значения. Иначе обстоит дело с людьми. Сборщик налогов в Стокгольме провоцировал собак, имитируя 20 видов лая.

Так как речевой аппарат обезьян плохо приспособлен к произнесению звуков человеческого языка, супруги Беатриса и Алленд Гарднеры научили шимпанзе Уошо языку жестов (до 100 - 200 слов американского языка жестов для глухонемых - амслена (amslang ), более 300 комбинаций из нескольких и слов, причем Уошо даже научилась самостоятельно составлять несложные фразы типа «грязный Джек, дай пить» (обидевшись на служителя зоопарка), «водяная птица» (об утке). Других обезьян удавалось научить общению при помощи набора сообщений на клавиатуре компьютера.

Происхождение человека и язык

Мозг шимпанзе - около 400 граммов (куб.см.), гориллы - около 500 гр. Такой же мозг был у австралопитека, предшественника человека. Архантроп появился примерно 2,5 миллиона лет назад.

  • Первый этап - homo habilis (человек умелый).

    Он обрабатывал камни. Мозг - 700 гр.

    Это этап перехода обезьяны к человеку. Приблизительная граница, отделяющая мозг обезьяны от человека - примерно 750 гр.

  • Второй этап - homo erectus (человек прямоходящий).

    Представлен различными видами: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек. Возник примерно 1,5 миллиона лет назад. Знал огонь. Масса мозга была 750 - 1250 гр. Видимо, в этот период уже появились зачатки речи.

Палеоантроп появился примерно 200-400 тысяч лет назад.

Homo sapiens (человек разумный) - это уже вид, к которому принадлежим мы - был представлен сначала в виде неандертальца. Изготавливал орудия из камня, кости, дерева. Хоронил мертвых. Вес мозга доходил даже до 1500 гр., т.е. более чем в среднем у современного человека.

Неоантроп жил около 40 тысяч лет назад. Представлен кроманьонским человеком. Рост 180 см. Мозг - 1500 гр. Возможно, мы потомки не неандертальца и кроманьонского человека, а другой ветви пралюдей, ископаемые останки которых не сохранились.

Современный человек

В среднем вес мозга мужчины составляет 1400 грамм, женщины - 1250 грамм, мозг новорожденного весит около 350 грамм. С XIX века мозг потяжелел у мужчин на 50 грамм, у женщин на 25 грамм.

Максимальный вес - 2000 грамм - был у И. С. Тургенева , минимум 1100 грамм - у французского писателя Анатоля Франса.

Самый тяжелый женский мозг - 1550 грамм - принадлежал убийце.

Мозг у желтой расы чуть больше, чем у белой расы.

У человека самое высокое соотношение мозга и массы тела: 1 к 40-50. Дельфин - на втором месте. У слона мозг больше, чем у человека, Следовательно, важнее не абсолютный вес, а относительный. У женщин мозг в среднем меньше из-за меньшего веса тела, а соотношение такое же.

Язык - вторая сигнальная система

Мышление животных - на уровне первой сигнальной системы, то есть системы непосредственного восприятия действительности, создаваемой органами чувств. Это прямые конкретные сигналы.

Мышление человека - на уровне второй сигнальной системы. Она создается не только органами чувств, но и мозгом, который превращает данные органов чувств в сигналы второго порядка. Эти вторые сигналы - сигналы сигналов.

Вторая сигнальная система, т.е. речь, представляет собой отвлечение от действительности и допускает обобщение.

хостинг для сайтов Langust Agency 1999-2019, ссылка на сайт обязательна

И. Блунчли

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

ЯЗЫК – ЯЗЫК

Язык бывает самым верным оружием для основания долговременного владычества, и великие писатели бывают настоящими завоевателями.

* Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка.

И. Гердер

* Кто не знает иностранных языков, тот ничего не смыслит и в своем родном языке.

И. В. Гёте

Существует тесная связь между языками и климатами. Солнце производит гласные буквы, так же как оно производит цветы; север изобилует согласными буквами, как льдами и скалами. Равновесие между согласными и гласными устанавливается в промежуточных языках, порожденных умеренными климатами.

Разница между языками столь велика, что одно и то же выражение кажется грубым в одном языке и возвышенным в другом.

Дж. Драйден

* Язык – самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слова.

П. Калъдерон

Языки – это ключ или вход к наукам, и только. Презрение к первым падает на вторые.

Ж. Лабрюйер

Язык и золото – вот наш кинжал и яд.

М. Лермонтов

Живые языки для тех иностранцев, которые не жили среди данного народа, в наибольшей части своей мертвы.

Г. Лихтенберг

* Самый милый моему сердцу язык – тот, на котором, моя дорогая, ты однажды сказала мне, поднося цветок: "Люблю тебя!"

О. Мередит

Язык есть крепчайшее звено, могущее вообще связывать людей друг с другом. Сестры, говорящие на разных языках, гораздо более чужды друг другу, нежели два совершенно незнакомых человека, которые впервые встречаются и обмениваются приветствием на родном языке

М. Нордау

Язык, по существу, есть сам человек Язык служит посредником для человека при восприятии им большинства важнейших черт мировых явлений и представляет собой главное орудие, при помощи которого он оказывает обратное воздействие на внешний мир

Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.

Н. Макиавелли

* Языки слова – ветка и листья сердца и свидетельствуют о том, сухо или зелено оно.

Язык есть машина, и не следует допускать, чтобы пружины его скрипели.

А Ривароль

Когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены.

С чем сравнить язык в устах человека? Это ключ сокровищницы! Когда дверь заперта, никто не может знать, что там – драгоценные камни или только ненужный хлам

* Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается

* Язык есть зеркало мыслей народа, умственный склад каждой расы отливается, как стереотип, в ее языке, выбивается на нем, как медаль.

X Сехадор[-и-Фраука]

* Сжатость придает силу языку Есть выражения, имеющие свойство лучей солнечных чем более они сгущены, тем сильнее они жгут

* Язык дан нам для сокрытия мыслей.

Талейран

ЯЗЫК – ЯСТВА

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.

И. Тургенев

Кому не приходилось чувствовать, что язык похож на надтреснутый котел, по которому мы выстукиваем мелодии, звучащие так, как будто они предназначены для танцев медведя, между тем как мы бы хотели тронуть ими звезды.

Г. Флобер

Не позволяй твоему языку опережать твою мысль.

* Языки суть естественные организмы, которые, несмотря на зависимость от воли человека, рождаются, растут, стареют и умирают согласно определенным законам.

История языка неразрывна с историей народа, говорящего на нем.

* Нет такого камня, из-за которого не боролась бы человеческая ярость, нет – такого куста, которого не орошали бы человеческие слезы, нет такого клочка земли, на котором не была бы пролита человеческая кровь.

Не принимайся за перо до тех пор, пока все в голове не установится в такой ясности и порядке, что даже ребенок в силах будет понять и удержать все в памяти.

Н. Гоголь

* Ясность мысли и ясность выражения обыкновенно встречаются вместе. Темнота и напыщенность – два величайших недостатка стиля.

Т. Маколей

Чего ты не можешь ясно высказать, того ты не знаешь: с мыслью рождаются на устах человека и слова.

Э. Тегнер

* Когда я вижу эти столы, покрытые столькими яствами, мне чудится, что за каждым из них прячутся, как в засаде, подагра, водянка, лихорадка и множество других болезней.

Дж. Аддисон

Перечень философов, ученых, писателей, государственных деятелей и др., наичаще цитируемых в настоящей книге, с указанием их эпохи и главнейших их произведений

Аврелий Марк (121 – 180) – римский государь, замечательный философ, по своим воззрениям стоик, близкий к христианству: К себе самому.

* Агу Мария, графиня (1805-1876) -французская писательница (псевд. Даниель Стерн), с одинаковым успехом подвизавшаяся в области истории, романа, публицистики. Ром.: Juhen, Nehda, затем Histoire de la Revolution 1848.

* Аддисон Джозеф (1672-1719) -английский поэт, ученый и политик, считающийся классическим по совершенству формы и выработке языка: драмы Caton, Drum, оды и пр.

Аккерман Луиза (1813-1890) -французская поэтесса, представительница философской поэзии: Contes en vers, Contes et poesies, Poesies philosophiques,Pensees d"un solitaire.

* Альфиери Витторио, граф (1749-1803) -один из самых известных итальянских поэтов, сторонник либеральных и республиканских идей: трагедии Philippe II, Polinice, Antigona, Agamemnon, Virginia, Maria Stuart и др.

Амиель Анри (1821 -1849) -французский писатель, профессор философии, особенности которого отрицательное отношение к демократии, культ исключительных натур: Fragments d"un journal mtime.

* Амичис Эдмондо де (1846-1908) -итальянский беллетрист и социалистический деятель, отличающийся теплотой чувства, красотой формы, идеализацией сюжета: La Spagna, Olanda, Marocco, детские книги II cuore, II romanzo d"un maestro и др.

* Ариосто Лудовико (1-1) -великий итальянский поэт, самый блестящий представитель средневековой романтики: поэмы Orlando furioso, Orlando inamorato, Mor-gante maggiore, драма Cassaria, стихотворения.

Аристотель (-322 до Р.Х.) – великий греческий философ, основатель естествознания, один из самых могучих, всеобъемлющих умов: "Физика", "Метеорология", "История животных", "Этика", "Метафизика", "Риторика", "Политика" и др.

Архенсола Лупресио (1565-1613) -испанский поэт, известный благодаря изяществу формы и богатству мысли: стихотворения, драмы Isabella, Alejandra, Fihs.

* Ауэрбах Бертольд (1812 -1882) -немецкий романист, изображающий жизнь крестьян и отчасти евреев: Spinosa, Das Ghetto, Dichter und Kaufmann, Schwarwalder Dorf-geschichten, Schrift und Volk, Auf der Hohe, Waldfried и др.

* Байрон Джордж [Ноэл Гордон], лорд (1788-1824) – великий английский поэт, певец мировой скорби, разочарования в жизни, в людях, имевший влияние на русскую поэзию: Child Harold"s Pilgrimage, Guiaour, The Bride of Abidos, Corsair, Lara, Manfred, Masepa, The siege of Corinth, The prisoner of Shillon, Don-Juan и др.

* Бальзак Оноре де (1799-1850) – знаменитый французский романист, отец натуралистического романа, живо изображающий современное общество на всех поприщах жизни: La Physiologie du mariage, Comedie humaine, Femme de trente ans, Femme abandon-nee, La vieille fille и др.

* Бартелеми Огюст (1796-1867) -французский поэт: Napoleon en Egypte, Fils de l"homme, L"insurrection, Les douze journees de la Revolution.

Кузенкова Светлана Валерьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей « Политэк» г. Волгодонска

Карточка № 1

Общее грамматическое значение прилагательного - …..

Общее грамматическое значение наречия - ……

Общее грамматическое значение причастия - ………

Общее грамматическое значение существительного -……..

Общее грамматическое значение глагола -………..

Общее грамматическое значение деепричастия -…….

Привести примеры.

Карточка №2

Найти прилагательные и обозначить суффикс .

Мы с другом пошли на озеро. По глиняному откосу спустились к таинственной заводи. Вода была абсолютно прозрачной, поэтому песчаное дно было хорошо видно. Взобравшись на деревянный плот, мы выплыли на самую середину. Так хорошо лежать, покачиваясь, и слушать соловьиную трель.

Карточка № 3

В каких случаях пишется один -н- , а в каких два –нн-? Показать где наречие, где причастие.

Каким членом предложения является? Подчеркнуть.

Организова (н, нн) о идти организова..о; предприятие организова..о.

Образова (н,нн) о беседовать образова..о; общество было образова..о

Продума(н,нн)о поступать продума…о; выступление продума..о

Рассея(н,нн)о рассея..о оглядываться по сторонам; внимание рассея..о

Обдума(н,нн)о принимать решение обдума…о; наше условие обдума..о

Настороже(н,нн)о слушать настороже…о; солдаты настороже..ы.

Карточка №4

Определите стиль текста. Найдите краткие причастия и обозначьте суффикс.

Горы в окрестностях залива Ольги невысоки, но выражены весьма резко и большею частью состоят из серого гранита, кварцевого порфира, песчаника, зеленой яшмы… В окрестностях найдено

много железных, медных и серебро-свинцовых руд.

Карточка №5

Определите стиль текста. Найдите причастия, краткие причастия, прилагательные и обозначьте суффикс.

Вдоль берега моря и параллельно ему тянутся рядами болота и длинные озерки, отделенные друг от друга песчаными валами. Чем ближе к берегу моря, тем валы эти свежее и выражены резче. По ним грядами растут кустарниковая ольха с коротко-волосистыми ветвями и слегка опущенными листьями. В тех местах, где деревья подвержены влиянию морских ветров, они низкорослы и имеют жалкий вид. Во всякой лощинке, которая защищена от ветра, развивается растительность более пышная, чем на склонах, обращенных к морю.

Карточка №6

Синтаксический разбор предложения.(полный)

Раньше они вызывали только один обычный скудный образ.

Карточка №7

Данные словосочетания распределите в таблицу.

Читающий мальчик, слушать новости, гостить у друга, переписать набело, наше село, непривычно тихо, взялся сделать, первый ученик, акция милосердия, движение на дороге, лисий хвост, новые учебники, немного легкомысленный, такой порядок, один день, сверкая на снегу, рассказывать не торопясь, третий слева, открытая тетрадь, жаркое по-домашнему, по осеннему скучно.

Согласование

Управление

Примыкание

Карточка №8

Шли два приятеля вечернею порой и дельный разговор вели между собой.

Карточка №9

Синтаксический разбор предложения. (полный). Выписать словосочетания.

Ты много ли видел на свете берёз?

Карточка №10

Синтаксический разбор предложения. (полный). Выписать словосочетания .

В полдень Разметнов пришел домой пообедать и через дверцу калитки увидел возле порога хаты голубей.

Карточка № 11

Найти главные члены предложения и подчеркнуть.

Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя… От обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается зелеными прядями до самой земли.

Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы. (К. Паустовский)

Разбор слова по составу. Разрастается, свешивается

Карточка №12

Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы ещё не успели завестись- я жил без оглядки, делал что хотел, процветал, одним словом.(И. С. Тургенев, «Ася»).

Карточка №13

Подчеркнуть и написать вид сказуемого.

Язык – тот же океан.

Ничего более русского, чем язык, у нас нет. Мы пользуемся им так же естественно, как пьем или дышим. В глубине XX века, в которой мы находимся, слово « пользоваться» становится все более безнравственным, если не преступным. Воздухом равно дышат люди бедные и богатые, разных убеждений, возрастов, национальностей и вероисповеданий. Бесплатность его никогда не обсуждалась до нашего времени. Но воздух оказался не бесплатен в перспективе. Сознание современного трещит, осложненное теперь еще экологическими проблемами. Но перестроиться все еще не может. Воздух, вода, земля…какой бесполезной вещью может оказаться однажды бриллиант.

Язык – тот же океан. Как бы не были обширны и глубоки и тот, и другой, в них трудно добавить хоть каплю, хоть слово. Всего этого столько, сколько есть.Но- не больше.

(А. Битов.)

Карточка №14

Найти главные члены предложения и подчеркнуть. Выписать 5 словосочетаний и их вид.

Я решился посетить знакомую сторону, взял вольных лошадей и пустился в село Н.

Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо, холодный ветер дул с пожатых полей,

унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и

остановился у почтового домика.

(А.Пушкин.)

Карточка №15

Подчеркнуть главные члены предложения. Написать вид сказуемого.

Солнце зашло. Запад пылал, как лицо запыхавшегося от беготни ребенка. Восточная половина неба была залита нежно-алыми, лиловыми и палевыми оттенками. Воздух был тих и звучен, грустная задумчивость разлита была в его светлом колыхании. Прозрачно мерцал вечер, и незаметно набегали сумерки. Влажная и сонная тишина стояла над рекою. Гладкие струи плескались о сырой песок берега с легким шепотом, словно нежные детские губы целовали мамины руки. Вдали, на берегу, радостно зажглась красная звездочка костра; там виднелась рыбачья лодка.

(Ф.Сологуб)

Карточка №16

1)Оба были в полушубках, шапках и добротных сапогах. 2)Экскаваторы у них часто выходили из строя (ломаются). 3)Говорить он стал больше и крикливее, оглушительней. 4) Я не рассчитывал вернуться так скоро, но дела кончились как-то очень быстро и незаметно. 5) Поутру она стояла перед ним такая же решительная и спокойная, как в первую встречу.6) Мы понимаем, то Инсаров, должно быть хороший человек.7) больше всего он боялся показаться смешным. 8) Я был подавлен.

КАРТОЧКА № 17

Сделать синтаксический разбор предложении.

    Сын приходил с занятий возбужденный, усталый, запылившийся, загорелый, садился, и они разговорили о городе, о знакомых, друзья.(Я.Тихонов) 2)Все на миноносце с утра ходили молчаливые и хмурые.(Л.Соболев) 3)Тимофеев явился усталый и равнодушный.(С Антонов) 4)Мы простились. Я ушел расстроенный, злой, и в гостинице у меня в первый раз в жизни заболела голова.(В.Каверин)5) День кончился не порывом ветра, а последним легким дыханием.(М.Пришвин) 6)Иван Павлыч сидел очень красный и время от времени растерянно поправлял усы.(В.Каверин) 7)Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.(И.Тургенев)8) Пруд едва начинает дымиться.(И.Тургенев) 9) Глаза у нее сделались совсем покорные, виноватые…(В.Потанин)

Карточка №18

Подчеркнуть сказуемые и написать их вид.

Младший весь пошел лицом в отца. На столе стояла большая лампа. С минуту они смотрели друг на друга молча, и лица у них были мокрые. Я, браток, свободный человек. Теперь я уже не чувствовал себя в такой степени одиноким: я ждал гостя. Он ростом был двенадцати вершков. Я непременно решилась напомнить о своей дружбе Покровскому и что-нибудь подарить ему. Простота есть необходимое условие прекрасного. Прекрасное должно быть величаво.

Карточка №19

1.Он порча, он чума, он язва здешних мест. (И. Крылов) 2. Вы, сударь, камень, сударь, лёд. (А. Грибоедов) 3. Обитатели Горюхина большею частью роста среднего. (А. Пушкин) 4. У неё сердце очень доброе, но голова бедовая. (И. Тургенев) 5. Рука просто как каменная, не ворочается. (И. Тургенев) 6. Разве я своему детищу враг? (Л. Толстой) 7. Горы как пышные складки на богатой одежде земли. (М. Горький) 8. Так вот я какой человек. Я охотник. (Л. Толстой).

Карточка №20

Подчеркнуть главные члены предложения

1.Язык самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слова. (П. Кальдерон). 2. Язык есть крепчайшее звено, могущее вообще связывают людей друг с другом. (М. Нордау). 3. Язык и слова – ветка и листья сердца и свидетельствуют о том, сухо или зелено оно. 4. Язык есть зеркало мыслей народа. (Х. Сехадор). 5. Языки, - суть, естественные организмы, которые, несмотря на зависимость от воли человека, рождаются, растут, стареют и умирают согласно определённым законам. (Неизвестный автор). 6. Язык есть машина, и не следует допускать, чтобы пружины его скрипели. (А. Ривароль).

Карточка №21

Подчеркнуть главные члены предложения.

1.Все, кто знал мадам Штоль, знали и любили Вареньку…. (Л. Толстой) 3. Большинство серьёзно, даже мрачно смотрели (смотрело) на эту живую картину безысходного раздумья и со вздохом отходили (отходило). (Л. Андреев) 5. Тут эти люди, кто по неразумению своему, малодушно положилоружие, узнали и стыд… (А. Н. Толстой). 6. Множество рук стучат (стучит) во все окна с улицы, а кто-то ломится в дверь. (Н. Лесков). 7. На лице у него попеременно выступал (выступали) не то страх, не то тоска и досада. 8. Вот и у нас… двое соседей проживало (проживали). (И. Тургенев).

Карточка № 22

Подчеркнуть определения, показать к какому слову относится и написать вопрос.

1. Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зелёного мундира. (А. Пушкин). 2. Полный месяц светил на камышовую и белые стены моего нового жилища. (М. Лермонтов) 3. Между окнами стоял гусар с румяным лицом и глазами навыкате. (И. Тургенев). 4. Её сестра звалась Татьяна. (А. Пушкин). 5. Скажите мне какую- нибудь новость. (М. Лермонтов). 6. Слёзы вдохновенья и веры наполнили глаза Чижа. (М. Горький). 7. Луч прожектора пронёсся над оградой и рассыпался известковой пылью в зарослях по склону горы. (К. Паустовский). 8. События крупнее и важнее не было в истории человечества. (А. Н. Толстой). 9. Каждая мелочь этого дня врезалась в память. (К. Паустовский). 10. Весь день мы бродили по этому городу красных скал, кошек и стариков, беседующих около вытащенных на берег, подпёртых известковыми глыбами шхун. (К. Паустовский).

Карточка №23

1. Лето – припасиха заставляет думать о долгой и суровой зиме.(Ак.) 2. Изредка простучит, перепорхнет меж стволами деревьев неутомимый труженик – дятел. (С.-М) 3. Я смотрел на звезды, на их тихий свет, и радостное чувство близости к матери – земле наполняло меня (С-М). 4. Уходя на лежку, заяц – русак хитрит, петляет, сдваивает и страивает следы, делает хитрые сметки. (С.-М.) 5. Серой выцветшей лентой заискрилась по хутору санная ровень дороги – зимнухи (Шол.)

Карточка №24

Найдите приложения и подчеркните.

1.Из-за леса, леса темного, подымалась красна зорюшка, рассыпала ясной радугой огоньки – лучи багровые. (Ес.) 2. Зашумели над затоном тростинки. Плачет девушка – царевна у реки. (Ес.) 3. Гостью – зимушку покатим мы встречать на хуторок, побегут за нами следом Барбоска и Дружок. (Плещ.) 4. В Севастополе формировался отряд добровольцев – парашютистов. (Соб.) 5. И ночь ли будет, утро или вечер, но в этот день мы встанем и пойдём воительнице – армии навстречу освобождённом городе своём. (О. Б.)

Карточка №25

Найдите приложения и подчеркните.

1.Стрелок – радист дал врагу подойти поближе и, тщательно целясь, выпустил свои последние патроны, потом доложил об этом лётчику. (Соб.) 2. Лихое оружие – пушки! Невесело в их дыму, но без пехоты – старушки все громы их ни к чему. (Сурк.) 3. Смело, друзья, не теряйте бодрость в неравном бою, Родину – мать защищайте, честь и свободу свою! (Из песни.) 4. За пустой околицей, за Донец – рекой вздрогнет и расколется полевой покой. (Сурк.) 5. Хорошо над Москвою – рекой услыхать соловья на рассвете. (Долм.)

Карточка №26

Найдите приложения и подчеркните .

1.Самым высоким из холмов был мыс у слияния реки Псковы с рекой Великой. Славяне назвали его Кромом. 2. Псков – один из наиболее прославленных древних русских городов, город – воин, не раз спасавший нашу отчизну от нашествия врагов. 3. Старинные псковские здания, дошедшие до нас, за прожитое ими долгое время так изменились, что даже специалистам – исследователям трудно уяснить себе их архитектуру. 4. Выше того места, где ныне стоит город Псков, лесные дебри отступали от берегов реки Великой. 5. Во второй половине XII века в Пскове – городе появились первые каменные здания. (Ю. Спегальский.)

Карточка №27

Найдите приложения и подчеркните.

1. Высок ценил песни о Разине и Пугачёве великий русский поэт А. С. Пушкин. В своей повести «Капитанская дочка» Пушкин приводит песню « Не шуми, мати зелёная дубравушка» и говорит о ней как о любимой песни Пугачёва. (Э. Смирнова.) 2. Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. 3. После премьеры оперы «Иван Сусанин» Глинка увлёкся идеей создания оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» (Э. Смирнова.) 4. В картине Левитана «После дождя» заключен вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. (Пауст.) 5. Во времена Пушкина издавались такие журналы, как «Московский телеграф», «Телескоп», «Отечественные записки», «Современник» и другие. Наиболее известными были газеты «Молва», «Рецензет», «Литературная газета». (А. Гессен.)

Словосочетание.

Карточка №1

Выписать словосочетания в три столбика в зависимости от главного слова в словосочетании – существительного, прилагательного, глагола.

Узкий в плечах, высокий камыш, подъезжать к гавани, чёрная рябина, ароматный цветок, интересный для нас, вырастим щавель, отмерьте ткань, хрупкий по виду, восхищаться картиной, ползти по дороге, тяжёлый пакет, отчётливый ориентир, участвовать в соревновании, вкусная земляника, сладкий чай, шоколадный по цвету, доставка на дом, дорожить временем, возвести здание, ранние заморозки, ходьба по утрам, вязкий по качеству.

Карточка №2

Выписать словосочетания в два столбика: в первом – словосочетания, выражающие предмет и его признак; в другом – словосочетания, выражающие действие и предмет, на который оно переходит.

Выгоревший пиджак, изложить материал, предлагать помощь, касательная прямая, лёгкое прикосновение, вырастить ребёнка, разложить коллекцию, слагать былины, загорелое тело, нежное растение, отрастить волосы, склонять существительное, озарять окрестность, внезапное озарение, тихие зори, изъявительное наклонение.

Карточка №3

Выписать словосочетания, выражающие действие и его признак.

Начинать заново, запереть накрепко, запирать на ключ, изложить снова, приехать на станцию, положить недалеко, идти к лесу, коснуться слегка, разгореться докрасна, озарять неярко, защищаться от врага, защищаться неуверенно, излагать неполно, излагать товарищу, вырасти на солнце, подрасти немного, поскакать на лошади.

Карточка №4

Выписать словосочетания « глагол + существительное» (с предлогом и без предлога)

По песчаному дну, таиться в ущелье, на окраине леса, метаться по площади, письмо матери, подошли к землянке, вырастили на даче, адресовать Марии Ивановне, прекрасно иллюстрировать, присутствовать на лекции, товарищ по работе, сочувствовать товарищу, преследовать на границе, подружиться сразу, нездоровится с утра, горный ключ, зазубрины на лезвии, потребность в алюминии.

Карточка №5

Выписать словосочетания, в которых слова связываются по способу согласования :

Сегодня не совсем обычный день. Учащиеся первого курса знакомятся с училищем. В тесном окружении молодых людей директор училища проходит от одной машины к другой и ведёт неторопливую беседу. (По В. Ларину.)

Идя прямо на противника, за последним песчаным холмом среди исковерканной, прокалённой земли они увидели нетронутую войной поляну. (По. И. Куриленко.)

Карточка №6

Выписать словосочетания, в которых слова связываются по способу управления:

Звенит, звенит школьный звонок! Перекликаясь с заводскими гудками, сквозь многоголосный шум строек, сквозь гул машин он весёлой песенкой врывается в распахнутые окна каждого дома, призывает ребят в родные школы… Он говорит о счастливой жизни на Родине и тёплой, отеческой заботе о детях. (По В. Осеевой.)

Карточка №7

Выписать словосочетания, в которых слова связываются по способу примыкания:

Всё ближе и ближе подходили мужественные и бесстрашные пограничники к макам. И вдруг цепи разомкнулись. Никто не приказывал пограничникам делать это, но они разомкнулись без заминки,обошли поляну и сомкнулись вновь. (По И. Куриленко.)

Карточка№8

Записать предложения, в которых подлежащее и сказуемое выражены: а) существительным в форме именительного падежа; б) другими частями речи. Подчеркнуть сказуемое, обозначить, чем оно выражено.

1.Книга – это волшебница. Книга вообразила мир. Мир без книг – мир дикарей. (Н. Морозов.) 2. Чтение – вот лучшее учение. (Посл.) 3. Повышение культуры – это в первую очередь знание художественной литературы. (М. Калинин.) 4. Жизнь коротка, искусство долговечно. (К. Станиславский.) 5. Изучение родной речи – это великое дело. (М. Калинин.) 6.Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка. (П.) 7. Патриот – это человек, служащий Родине, а родина – это прежде всего народ. (Черн.) 8. Чтение художественных произведений – неоценимый источник познаний жизни и законов её борьбы. (К. Маркс.)

Карточка№9

Предложения со связкой при именном сказуемом и без связки .

1. Красноречие при человеке – великое дело. (Шол.) 2. Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. (М. Г.) 3. Книга есть главнейшее могущественнейшее орудие культуры. (М. Г.) 4.Знание в юности – это мудрость в старости. (Посл.) 5. Дружба, честность, коллективизм, гуманность – наши подруги. Воспитание мужества, отваги, Беззаветная преданность революции – наши законы. (Остр.) 6. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. (П.) 7. Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством. (П.) 8. « История государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека. (П.) 9. Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы. (П.)

Карточка№10

Выражение подлежащего и сказуемого сущест. И неопределенной формой глагола

Выделите подлежащее и сказуемое. Подумайте и скажите, почему поставлены тире между подлежащим и сказуемым.

1.Назначение каждого человека- развивать в себе все человеческое, общее и наслаждаться им.(Бел.) 2. Быть светлым лучом для других, самому излучать свет- вот высшее счастье для человека.(Ф.Дзержинский). 3. Лучшее наслаждение, самая высокая радость в жизни – чувствовать себя нужным и близким людям. (М.Г.) 4. Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществленные идеалы. (Бел) 5. Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело. (К. Ушинский) 6. Говорить не думая – стрелять не целясь.(Пауст.)

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Карточка№1

Акроб…тический этюд, за…лелась заря, б…рхатистые лепестки, б…лизна скатерти, шёлковый в…ерок, пронзительно зав...зжал , сильное нав…днение, в…ждение автомобиля, гипн…тический сон, сизокрылая г…лубка, тот ёще гр…мотей, приехал изд……лека, восстание дек…бристов, д…ловой человек, …ловая лапа, стоять в т…ни дер…ка, кн…гиня Ольга, ком…риный укус, виноградная л…за, …синий рой, надутые п…руса, н…бесная с…нева, сп…ртивный костюм.

Карточка №2

Вкусная …да, держать в …жовых рукавицах, пож…лтелые листья, ж…мчужно-голубой цвет, ж…лое здание, запр…тить разговаривать на уроке, яркая зв…зда, з…л…тые колосья, гашёная изв…сть, кавал…рийский полк, к…словатый вкус, кл…вать носом, к…нечный результат, кр…соваться перед зеркалом, л…б…диная шея, л…дниковый период, л…чебные процедуры, лил…ватый оттенок, пустая м…слёнка, старая м…белишка, забавный медв…жонок, м…дицинский работник, м…длительный ребёнок.

Карточка№3

Не для шапки только г…л…ва на пл…чах.

По платью встр…чают,по уму пров…жают.

Умную речь хор…шо слушать.

В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой раст…рять.

На кр…сивого гл…деть хорошо, с умным жить л…гко.

Ворона за море л…тала, а ума не достала.

Ума палата,да разума м…ловато.

Карточка№4

У Глафиры Сергеевны гл…за были н…бесно-голубого цвета.

Дмитрий бл…стяще г…ворил по-н…мецки.

Мне всё здесь было в н…винку.

Мы ост…новились на н…члег у Ивана П…тровича.

По небу быстро н…слись …блака.

Ст…рик надел …вчинный полушубок и вышел из избы.

На под…коннике ст…яло много горшков с цв…еами.

Ол…нёнок ни на шаг не отх…дил от своей матери.

На улице было уже по-…сеннему прохладно.

Наша с…мья …тдыхала прошлым летом на Канарских …стравах.

Корни с чередованием гласных о//а

Карточка №5

Щёки г…рят, Бронзовый заг…р, алая з…ря, светлые з…ри, имена существительные первого скл…нения, глубокий покл…н, лёгкое прик… сновение, к…саться земли ногами, хорошо написанное изл…жение, нал…гать штраф, южное р..стение, дети подр..сли, ср…щение корней деревьев, нежный р…сток, отр…сли лёгкой промышленности, Р…стислав Александрович,подг…ревшее на сковороде мясо,сшить платье на выр…ст,выр…сти из пальто,

перекл…нить голову,сл…жить полномочия.

Карточка№6

Жить в Р…стове-на-Дону,от з…ри до з…ри, скл…ниться над книгой, выг…ревшая на солнце ткань,выл…жить продукты из сумки,занимается з…ренька, лёгкий накл…н головы, раскл…няться перед зрителями, жадный р…стовщик, сильно выр…-сти за лето, малыш выр…с, предл…жить выпить кофе, ясно изл…гать мысли, отр…слевоепроизводство, к…снулся моей руки, уг…рный газ, к…сательная к кругу, отблески далёкой з…рницы,укл…ниться от работы, подр…сшие кусты.

Карточка №7

Во время еды не кладите руки на стол и не накл…няйтесь сильно над тарелкой.

Пол…жи, пожалуйста, книги на место. Неук…снительно соблюдайте правила дорожного движения!

Это вас не к…сается!

Казалось, всё небо охватило пунцовое з…рево.

Сегодня я поднялась ни свет ни з…ря.

Мой старший брат отр…стил длинные усы и бороду.

Найдите в предл…жении главные и второстепенные члены.

Пол…гаю, вы примете верное решение.

Хорошо удить рыбу на вечерней з…рьке.

Карточка№8

Окушки и щучки любят погреться в тёплой воде и понежиться на солнце.

Для этого выходят они из глубины на самую мель.

И подолгу стоят неподвижно.

Будто бы заг…рают.

Только заг…р рыбий особый.

Мы, люди, от заг…ра темнеем, а рыбы от заг…ра светлеют.

Выходят они из глубины на мель тёмные, а «позаг…рают» - и станут светлыми.

Слаб рыбий заг…р.

Стоит щуке или окуню вновь опуститься в глубину, и готово – сошёл весь «заг…р»!

Снова станут тёмными, будто и не грелись на солнце…

Корни с чередованием гласных е//и

Карточка№9

Соб…ру коллекцию марок, соб…рать грибы, ярко бл…стеть на солнце, бл…стать на сцене, зад…реет нос, уд…рать во все лопатки, выж…чь сухую траву, выж…гать по дереву,зам…реть от страха, с зам…ранием сердца, зап…реть на замок, зап…рать двер на ключ, наст…лить паркет, расст…лать ковёр, ст…реть пыль с мебели, ут…рать слёзы, переб…рать ягоды, приб…ру комноту, заниматься очковт…рательством, выт…реть ноги, решать примеры на вычетание, выч…сть из двадцати пятнадцать.

Карточка№10

Выт…рать-выт…реть;

Заб-рать-заб…ру;

Забл…стать-забл…стеть;

Вым…рать-вым…-реть;

Нап…рать-нап…реть;

Уст…лать-уст…лить;

Зад…рать-зад…ру;

Выж…гать-выж…чь;

Выч…тать-выч…сть.

Карточка№11

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Бл…стят, как есть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине зам…рает,

Пригретый солнечным теплом…

Карточка№12

Каморка зап…ралась на замок, напоминавший своим видом калач, только чёрный… Вот однажды проб…ралась Татьяна по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту… Герасим побаивался барыни, но всётаки надеялся на её милость и соб…рался уже отправиться к ней с просьбой, не позволит ли она ему жениться на Татьяне. Татьяна так и обм…рла… Всю ночь Герасим возился с собачонкой, укладывал её, обт…рал…

Непроизносимые согласные в корне слова

Карточка№13

Вес…ник победы, мес…ное радио, любящие сер…це, кос…ный мозг,скупое северное со…нце, учас…ник школьной олимпиады по физике, уча…ствовать в шахматном турнире, аген…ство по туризму, чудес…ная весенняя погода, почу…ствовать запах газа, опас…ный горный маршрут, по-стариковски брю…жать, крес…ный ход, в окрес…ных деревнях и сёлах, голлан…ские моряки, лес…ные слова, прелес…ные фиалки, сахарный трос…ник, горные пас…бища, пресс…ная вода, грус…ное настроение.

Карточка№14

Семён вошёл в комнату и громко поприветствовал всех присутствующих:» Здра…ствуйте! Очень рад вас видеть!» Мой друг-добрейший и чес…нейший человек. Вчера был ужас…ный ненас…ный день. Стол ломился от заморских я…ств. Я я…ственно слышала голос нашего гувернёра. Колина бабушка была ровес…ницей двадцатого века. Мне кажется, любимый праз…ник всех людей-Новый год. На чердак вела узкая длинная лес…ница. Почти все мои одноклассники являются моими сверс…никами.

Карточка№15

В Любани было солнечно, а над Ленинградом лежал туман.

Это был тот лёгкий голубоватый туман, за которым неяс…ным пятном проступает утреннее со…нце.

То тут, то там его багряные отблески пробивались через туман, ложились на воду, на стене домов.

Было яс…но, что этот туман очень непрочный, что его снесёт первым же движением воздуха с залива и за ним откроется чистое небо и город в блеске росистых поутру садов.

Карточка№16

Взгляну я в окошко,

Раскину рогожку,

Посею ггорожку,

Положу хлеба краюшка.

Всякий видит,

Да не всякий чует.

Кому светло,

Кому темно,

А мне голубо.

Карточка№17

Жёлтые голо…к иного…ков, богатое насле…ство, ближайшая сосе…ка,мер…кие комары, теннисная раке…ка, в ре…колесье не заблудишься, ре…кий звук, отправиться в похо…, камешек в мой огоро…, великий наро…, зале…ть на дерево,Красная площа…ь, черничный пиро…, сва…ьба старшей сестры, мяч упру…, спортивная хо…ьба, котёнок ры…, кружевная наки…ка, утренняя заря…ка, приобрести сноро…ку, гимнастический снаря…, отре…ки материи, цветок кукушкины слё…ки.

Карточка№18

Моло… - с игру…ками, стар – с поду..ками.

Быль моло…цу не укор.

Старый ду… не скоро сломится.

( Русские пословицы о молодости и старости)

Товарами ла…ка красится.

Лишняя дене…кА карману не в тягость.

У дене… гла… нет.

На улице моро…, а в кармрне деньги тают.

Тор… - яма: стой прямо.

(Русские пословицы о торговли и деньгах)

Карточка №19

Благородный тру…, учитель стро…, скошенный лу…, Голо…ка чеснока, не хватает сло…, безударный сло…, чечевичная похлё…ка, красивая похо…ка, на дорогах гололё…, малиновый пудин…, сромные рома…ки и нежные незабу…ки, колючий ё…, серая лоша…ка, играть в ша…ки, чуть слышные ша…ки, грубая орфографическая оши…ка, рыбный су…чик, красный гри…, прохо… закрыт, горячий бутырбро…, похо… на отца, повторить сто ра…, конфеты «Грилья… в шоколаде», вкусная шокола…ка.

Карточка №20

Ро… - вырос из костного вещества на черепе у некоторых животных.

Рого… - Многолетняя высокая болотная трава, листья которой идут на плетения, на приготовление бумаги и на изготовление волокна, а корневище содержит сахар и крахмал.

Ро…ь – злак, из молотых зёрен которого выпекают чёрный хле… .

Ро… - то же, что су…ьба.

Карточка №21

Бе…рукавка – бе…крайний, в…дутый – в…плеск, во…горание – во…певание, и…вечный – и…колоть, ни…вести – ни…падать, ра…жечь – ра…качать, ро…ыгрыш – ро…пись, р…сказывать – р…ссказни, р…зыскивать – р…зыск, б…зудержный – б…зупречный, бе…кризисный – бе…грешный, бе…культурный – бе…рассудный, ни…верженный – ни…проверженный, в…будораженный – в…полошённый, во…благодарить – во…торжествовать, бе…действенный – бе…контрольный, и…редка – и…коса.

Карточка №22

конец измучился - …бежал в класс, д..рисовать потрет – д…сидеть до конца фильма, з…писать адрес – з…дремать в кресле, н…дземные части растения – н..дреснутая чашка, река о…мельчала – о…тесать бревно, о…ваёванные земли – о…петые мошенники, п..длёдный лов рыбы – п…дтянуться на перекладине, пре…вестник бури – пре…писание врача, …делать последнее предупреждение - …фотографировать друзей, по…стреленная птица – по…забыл стихотворение.

Карточка №23

Пр…лететь в Швейцарию, пр…отличная работа, пр…гадкий мальчишка, пр…рисовать цветы на картине, пр…рвать гастроли, пр…клеить марку на конверт, жить в Пр…карпатье, пр…градить дорогу, пр…открыть дверь, пр…ступить закон, пр…колоть на платье брошь, пр…нарядиться к празднику, пр…бывать в плохом настроении, пр…бывать в пункт назначения, пр…ступить к делу, пр…творить план в жизнь, пр…творить форточку, пр…дать строгость выражению лица, пр…дать товарища.

Карточка №24

Неправильно, когда женщина говорит о себе: «Я покушала», - это в…спринимается как глупое манерничанье. Ещё нелепей и смешней, когда так – слащаво – «уважительно» - говорит о себе мужщина. Также не следует говорить о себе: «Я прибыл». Скромнее сказать: «Я пр…ехал»… Здесь невольно в…поминаются выражения, какими кое – кто из подчиненных говорит о высоком начальстве, которое: не …паздывает, а «з…держивается», не читает, а «пр…сматривает»… (По Б. Тимофееву )

Карточка №25

Воспитат…ль, стекол…щик, приказч…к, дворн…к, храбр…сть, красн…та, присвоен…е, напарн…к, кофейн…к, шипуч…ка, берёз…нька, реч…нька, букет…к, пап…нька, фант…к, пёр…шко, плать…шко, плать…це, сара…шко, носит…ль, голуб…нька, горл…шко, кипятильн…к, год…к, бант…к, рубл…к, косич…ки, надсмотрщ…к, угнетат…ль, правонарушен…е, прав…та, предпринимат…ль, одноклассн…ик, окислен…е, корж…к, соучастн…к, темн…та.

Карточка №26

Глоточ…к – калач…к.

Глазоч…к – ключ…к.

Овраж…к – ёж…к.

Порож…к – нож…к.

Ореш…к – ёрш…к.

Бараш…к – карандаш…к.

Годоч…к – луч…к.

Платоч…к – мяч…к.

Кармаш…к – ковш…к.

Дубоч…к – птенч…к.

Карточка №27

Бан…щик – работник бани, обслуживающий посетителей.

Гон…щик – участник спортивных гонок.

Камен…щик – рабочий, специалист по кирпичной, каменной кладке.

Носил…щик – рабочий по переноски багажа на вокзалах, пристанях и т, п.

Пил…щик – рабочий, который занимается пилкой, распилкой.

(Словарь русского языка С. И. Ожегова)

Карточка №28

Скуч…ная картина!

Тучи без конца,

Дожд…к так и льётся,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит дереву…кА

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла? (А. Плещеев)

Правописание окончаний существительных

Карточка №29

Служить в арми..., мыть волосы шампун..., стоять на порг... дома, у полевой мыш..., готовить в русской печк..., любоваться белоснежной хрезантем... и розовой орхиде..., прийти на берег мор..., говорить по телефону с подруг... Ирин..., написать письмо дочер..., что в имен... твоём, посадить сем... в землю, яркое плам..., поставить знаки припенания в сложноподчинённом предложени..., развеваться над здани..., на ветках магноли... и акаци..., приятный аромат сирен... .

Карточка №30

Осенние богряные листь..., кружились нал синими колокольчик...ми и жёлтыми одуванчик...ми, встретить в тундре стадо олен...й, под вековыми лип...ми, купить новое пальт..., красивый фасон этих пальт..., высокопрофессиональные инженер... и шофёр..., у ботин... острые носы, маленький размер у чул... и носк..., увидеть в зоопарке забавных шимпанз... и ярко окрашенных какад..., косточки спелых абрикос...в и персик...в, проложить новое шосс..., сыграть в театре многие рол... .

Карточка №31

Незвметно зажглась и тихо начала разгораться в неб... алая полоска зар... . Утренний ветерок прошумел в вершин...х берёз. Тонким перезвон...м оледенелых хвоинок отозвались ему высокие сосн... . Внизу, в глубокой темноте лес..., явственней зажурчал невидимый ручеёк. И весь лес стал полнится чуть слышным шуршани...м, шорох...м, хрупким, тихим звон...м – звук...ми неодушевлённой жизн... . И каждый звук был сам по себе: то хруст ветвей, то звон капель, а то посвисты жёстких хвоинок. (Н. Сладков).

Карточка №32

Он раздвинул кусты жимолост... и сирен... и скрылся в зелен... под стеной часовн... ; я последовал туда за ним и очутился на небольшой, плотно утоптанной площадк..., которая совершенно скрывалвсь в зелен... . Между стволами черёмух... я увидел в земле довольно большое отверсти... с земляными ступен...ми, ведущими вниз. Валек спустился туда, приглашая меня с собой, и через несколько секунд мы оба очутились в темноте, под землёй. (В. Короленко).

Карточка №33

Кислый – прекислый щ...вель, поспевший крыж...вник, справедливое ж...ри, запасной параш...т, весёлая ш...тка, ш...карная вещь, ш...лковое покрывало,

Юность? Вздымающаяся волна. Позади – ветер, впереди – скалы.

В. Вордсворт

* Юность думает лишь о настоящем, зрелый же возраст не пренебрегает ни настоящим, ни прошлым, ни будущим.

Вспоминать юность – это все равно что посещать могилу друга, которого мы оскорбили и не имеем никакой возможности загладить свою вину.

Дж Фостер

* Юность так счастлива, потому что она ничего не знает; старость так несчастлива, потому что все знает

Фр. Шатобриан

Надо быть юристом, чтобы знать, сколько может быть сказано в пользу той или другой стороны и как мало честности может быть проявлено в обоих случаях.

Тонкой сатирой на юристов было бы сравнение их с астрологами. Не могут ли они нам предсказать, когда то или другое дело закончено будет и будет ли оно решено в пользу истца или ответчика?

"Я" – это домашнее божество, перед которым мы расточаем чистейший наш фимиам.

* Каждое "я" – враг и желало бы быть тираном всех других.

В. Паскаль

Нет худшего товарища для человека, чем его собственное "я": живя одиноко, человек не приобретает никакого умения служить своим собратьям, даже и не замечает тех нужд, которые всего больше требуют помощи.

Если не поранена рука человека, он может коснуться змеиного яда,- не опасен яд здоровой руке. Только для того безвредно зло, кто сам не творит злого.

Индуск. изречение

Языки обогащались необходимыми словами лишь настолько, насколько обогащались они идеями.

Ж Бернарден [де Сен-Пьер]

* Язык есть достояние, наиболее существенным образом принадлежащее народу, самое живое выражение его характера, самая энергичная связь его общей культуры.

И. Блунчли

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

ЯЗЫК – ЯЗЫК

Язык бывает самым верным оружием для основания долговременного владычества, и великие писатели бывают настоящими завоевателями.

* Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка.

И. Гердер

* Кто не знает иностранных языков, тот ничего не смыслит и в своем родном языке.

И. В. Гёте

Существует тесная связь между языками и климатами. Солнце производит гласные буквы, так же как оно производит цветы; север изобилует согласными буквами, как льдами и скалами. Равновесие между согласными и гласными устанавливается в промежуточных языках, порожденных умеренными климатами.

Разница между языками столь велика, что одно и то же выражение кажется грубым в одном языке и возвышенным в другом.

Дж. Драйден

* Язык – самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слова.

П. Калъдерон

Языки – это ключ или вход к наукам, и только. Презрение к первым падает на вторые.

Ж. Лабрюйер

Язык и золото – вот наш кинжал и яд.

М. Лермонтов

Живые языки для тех иностранцев, которые не жили среди данного народа, в наибольшей части своей мертвы.

Г. Лихтенберг

* Самый милый моему сердцу язык – тот, на котором, моя дорогая, ты однажды сказала мне, поднося цветок: "Люблю тебя!"

О. Мередит

Язык есть крепчайшее звено, могущее вообще связывать людей друг с другом. Сестры, говорящие на разных языках, гораздо более чужды друг другу, нежели два совершенно незнакомых человека, которые впервые встречаются и обмениваются приветствием на родном языке

М. Нордау

Язык, по существу, есть сам человек Язык служит посредником для человека при восприятии им большинства важнейших черт мировых явлений и представляет собой главное орудие, при помощи которого он оказывает обратное воздействие на внешний мир

Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.

Н. Макиавелли

* Языки слова – ветка и листья сердца и свидетельствуют о том, сухо или зелено оно.

Язык есть машина, и не следует допускать, чтобы пружины его скрипели.

А Ривароль

Когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены.

С чем сравнить язык в устах человека? Это ключ сокровищницы! Когда дверь заперта, никто не может знать, что там – драгоценные камни или только ненужный хлам

* Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нем можно судить и по языку, которым он выражается

* Язык есть зеркало мыслей народа, умственный склад каждой расы отливается, как стереотип, в ее языке, выбивается на нем, как медаль.

X Сехадор[-и-Фраука]

* Сжатость придает силу языку Есть выражения, имеющие свойство лучей солнечных чем более они сгущены, тем сильнее они жгут

* Язык дан нам для сокрытия мыслей.

Талейран

ЯЗЫК – ЯСТВА

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.

И. Тургенев

Кому не приходилось чувствовать, что язык похож на надтреснутый котел, по которому мы выстукиваем мелодии, звучащие так, как будто они предназначены для танцев медведя, между тем как мы бы хотели тронуть ими звезды.

Г. Флобер

Не позволяй твоему языку опережать твою мысль.

* Языки суть естественные организмы, которые, несмотря на зависимость от воли человека, рождаются, растут, стареют и умирают согласно определенным законам.

История языка неразрывна с историей народа, говорящего на нем.

* Нет такого камня, из-за которого не боролась бы человеческая ярость, нет – такого куста, которого не орошали бы человеческие слезы, нет такого клочка земли, на котором не была бы пролита человеческая кровь.

Не принимайся за перо до тех пор, пока все в голове не установится в такой ясности и порядке, что даже ребенок в силах будет понять и удержать все в памяти.

Н. Гоголь

* Ясность мысли и ясность выражения обыкновенно встречаются вместе. Темнота и напыщенность – два величайших недостатка стиля.

Т. Маколей

Чего ты не можешь ясно высказать, того ты не знаешь: с мыслью рождаются на устах человека и слова.

Э. Тегнер

* Когда я вижу эти столы, покрытые столькими яствами, мне чудится, что за каждым из них прячутся, как в засаде, подагра, водянка, лихорадка и множество других болезней.

Дж. Аддисон

Перечень философов, ученых, писателей, государственных деятелей и др., наичаще цитируемых в настоящей книге, с указанием их эпохи и главнейших их произведений

Аврелий Марк (121 – 180) – римский государь, замечательный философ, по своим воззрениям стоик, близкий к христианству: К себе самому.

* Агу Мария, графиня (1805-1876) -французская писательница (псевд. Даниель Стерн), с одинаковым успехом подвизавшаяся в области истории, романа, публицистики. Ром.: Juhen, Nehda, затем Histoire de la Revolution 1848.

* Аддисон Джозеф (1672-1719) -английский поэт, ученый и политик, считающийся классическим по совершенству формы и выработке языка: драмы Caton, Drum, оды и пр.

Аккерман Луиза (1813-1890) -французская поэтесса, представительница философской поэзии: Contes en vers, Contes et poesies, Poesies philosophiques,Pensees d"un solitaire.

* Альфиери Витторио, граф (1749-1803) -один из самых известных итальянских поэтов, сторонник либеральных и республиканских идей: трагедии Philippe II, Polinice, Antigona, Agamemnon, Virginia, Maria Stuart и др.

Амиель Анри (1821 -1849) -французский писатель, профессор философии, особенности которого отрицательное отношение к демократии, культ исключительных натур: Fragments d"un journal mtime.

* Амичис Эдмондо де (1846-1908) -итальянский беллетрист и социалистический деятель, отличающийся теплотой чувства, красотой формы, идеализацией сюжета: La Spagna, Olanda, Marocco, детские книги II cuore, II romanzo d"un maestro и др.

* Ариосто Лудовико (1-1) -великий итальянский поэт, самый блестящий представитель средневековой романтики: поэмы Orlando furioso, Orlando inamorato, Mor-gante maggiore, драма Cassaria, стихотворения.

Аристотель (-322 до Р.Х.) – великий греческий философ, основатель естествознания, один из самых могучих, всеобъемлющих умов: "Физика", "Метеорология", "История животных", "Этика", "Метафизика", "Риторика", "Политика" и др.

Архенсола Лупресио (1565-1613) -испанский поэт, известный благодаря изяществу формы и богатству мысли: стихотворения, драмы Isabella, Alejandra, Fihs.

* Ауэрбах Бертольд (1812 -1882) -немецкий романист, изображающий жизнь крестьян и отчасти евреев: Spinosa, Das Ghetto, Dichter und Kaufmann, Schwarwalder Dorf-geschichten, Schrift und Volk, Auf der Hohe, Waldfried и др.

* Байрон Джордж [Ноэл Гордон], лорд (1788-1824) – великий английский поэт, певец мировой скорби, разочарования в жизни, в людях, имевший влияние на русскую поэзию: Child Harold"s Pilgrimage, Guiaour, The Bride of Abidos, Corsair, Lara, Manfred, Masepa, The siege of Corinth, The prisoner of Shillon, Don-Juan и др.

* Бальзак Оноре де (1799-1850) – знаменитый французский романист, отец натуралистического романа, живо изображающий современное общество на всех поприщах жизни: La Physiologie du mariage, Comedie humaine, Femme de trente ans, Femme abandon-nee, La vieille fille и др.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!