«Листопад», анализ стихотворения Бунина

Стихотворение «Листопад» относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М. Горькому и подзаголовком «Осенняя поэма» было опубликовано в петербургском журнале «Жизнь». Произведение дало название поэтическому сборнику 1901 года, удостоенному в 1903 году Пушкинской премии. Сам поэт дорожил стихотворением до конца жизни.

«Листопад» - произведение пейзажной лирики, посвященное описанию осенней природы. Наблюдая за изменяющейся картиной природы, автор размышляет о течении человеческой жизни, внося в стихотворение философские мотивы.

«Листопад» отличает необычное, своеобразное построение: по рифмовке стихотворение состоит из семи четверостиший и двух двустиший, написанных четырехстопным ямбом. Первая, третья и пятая строфы произведения имеют перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифм. Шестая, восьмая и девятая строфы написаны кольцевой рифмой, а вторая, четвертая и седьмая строфы – смежными рифмами. Особенность стихотворения – его напевность и близость к фольклору.

На протяжении всего повествования Бунин расширяет его временные и пространственные границы. В начале поэмы время кратко - один день, «сегодня» , а действие ограничено поляной, что позволяет уловить последние мгновения счастья – заметить последнего мотылька, почувствовать прощальное солнечное тепло, услышать квохчущего дрозда. Постепенно время расширяется до месяца («Сентябрь, кружась по чащам бора…» ), а пространство охватывает целый лес и все небо. В конце поэмы время и пространство приобретают всепланетные масштабы.

Осень в стихотворении выступает как собирательное понятие: это и время года, и Осень – самостоятельное существо, «тихая вдова» , хозяйка леса. Художник через очеловеченный образ Осени приоткрывает мир внутренней жизни природы, наполненный радостью, страданием и болью.

Смену состояний природы поэт изображает при помощи различных художественных средств и приемов, одновременно, не отделяя природу от человека, удивительно тонко передавая смену настроения лирического героя. Проводя идею вечной жизни и цикличности всех процессов мироздания, Бунин создает в поэме кольцо, идя от красоты золотой осени через красоту увядания и страдания природы к новой красоте – зимней, холодной и прекрасной.

В первой части стихотворения Бунин создает великолепный образ осеннего леса , используя разнообразные краски и контрасты (лиловый терем, серебро паутины, янтарный отблеск листвы, светлая, солнечная поляна ). Рисуя осеннюю сказку, поэт прибегает к сказочной лексике, сравнивая поляну с широким двором, лес с резным теремом, а просветы в листве – с оконцами.

Бодрое, светлое восприятие картины осеннего леса сменяется минорным настроением, связанным с появлением в поэме образа «тихой вдовы» Осени и мотива смерти . Поэт рисует картину безмолвного оцепенения леса в преддверии скорого умирания.

Осень - буйство красок и тишина

В стихотворении И. А. Бунина «Листопад», очень ярко и красочно описана картина осенней природы. Это стихотворение является ярким представителем пейзажной лирики, которая занимает значительное место в творчестве автора. Именно пейзажная лирика, помогает автору передать глубину его размышлений о смысле жизни и её быстротечности, а также о вечной любви и радости бытия. В этом стихотворении, пёстрыми красками золотой осени завуалирована осенняя грусть увядания и оскудения. Особенно отчетливо автор передает это состояние во второй части стиха, слегка приоткрыв вуаль.

Бунин в стихотворении «Листопад», очень искусно и красочно, с множественным использованием эпитетов и сравнений, передал картину золотой осени, которую он наблюдал «над светлою поляной». В описании природы осени использовано множество красок:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Картина чудесной осени завораживает автора, и он исподволь становится свидетелем таинства осенней сказки - здесь и «терем расписной», и «оконца» просветов неба в листве деревьев. А во второй части стиха картина осени предстает в образе тихой вдовы осени, входящей в свой лес-терем, окруженный тишиной:

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Но, после этих строк облик красочной осени наполняется грустным мотивом вечной тишины и покоя. Этот мотив усиливается использованием таких слов: «последний», «замирает», «мертвое молчанье», «тишина». Даже красочная, «светлая поляна», которая была в первой части стиха, с приходом тихой осени вдовы, становится «пустой поляной». А играющий последний мотылек - единственный одушевленный персонаж, во второй части стиха - «на паутине замирает».

В последнем четверостишье, автор снова возвращается к поэтическому образу осени, но в ее описании использует уже не красочные и яркие сравнения, а тишину, которая объяла все:

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине

Стихотворение И. А. Бунина «Листопад», передает и красоту осенней природы, и глубокую полноту светлой грусти. Пусть это уже осень и очень скоро придет тишина и полная пора увядания, однако эта печаль светлая и яркая, как золотая осень.

Иван Алексеевич всегда отличался яркими лиричными описаниями родной природы. В ней, такой простой и одновременно необъятной, поэт видел суть всей человеческой жизни. Наблюдая за течением времени, за тем, как сменяются времена года, как идет дождь или мягко падает снег, мы отдаем должное великолепию природы. Все наши жизненные неурядицы на время отходят на второй план. Именно через природу можно передать самые глубокие мысли.

Датировка стихотворения

Прежде чем начать "Листопад" Бунина, необходимо сказать пару слов о том, когда оно было создано и опубликовано. Интересующее нас произведение Ивана Алексеевича Бунина принадлежит к раннему периоду его творчества. Оно было написано в августе 1900 года, когда поэту было 30 лет. А в октябре того же года произведение было напечатано в петербургском журнале "Жизнь" с подзаголовком "Осенняя поэма" и посвящением Максиму Горькому. Этот стих Ивана Алексеевича дал название первому поэтическому сборнику этого автора, который появился в 1901 году. Сборник "Листопад" был удостоен Пушкинской премии (в 1903 году). До конца жизни дорожил интересующим нас произведением Бунин.

"Листопад" - стихотворение, анализ которого позволяет выявить множество любопытных особенностей, скрытых в нем. Так же и сам автор находит в осени то, что открывается лишь внимательному взору.

Тема стихотворения

Начать анализ стихотворения "Листопад" Бунина следует с определения темы. Это произведение относится к пейзажной лирике. Тема его - описание осенней природы. Автор, наблюдая за тем, как она меняется, размышляет о течении жизни человека. Эти раздумья вносят философские мотивы в стихотворение.

Построение и рифмовка

Настоящим мастером композиции является Бунин. "Листопад" - стихотворение, которое отличает своеобразное, весьма необычное построение. По рифмовке произведение состоит из 7 четверостиший и 2 двустиший, которые написаны При этом 1, 3 и 5 строфы характеризуются перекрестной рифмовкой, в них чередуются женские и мужские рифмы. Несколько иные особенности имеют 6, 8 и 9 строфы. Они написаны кольцевой рифмовкой. Что касается 2, 4 и 7 строф, то для них характерны смежные рифмы. Многие критики справедливо отмечают, что стихотворение близко к фольклору и обладает особой напевностью.

Пространство и время в произведении

Проводя анализ стихотворения "Листопад" Бунина, следует непременно сказать о пространстве и времени в нем. В произведении они играют особую роль. Бунин на протяжении повествования расширяет его пространственные и временные границы. Время в начале поэмы кратко - это "сегодня", то есть один день. А действие произведения ограничено поляной. Это позволяет читателям уловить последние моменты счастья: увидеть последнего мотылька, ощутить прощальное тепло солнца, услышать квохчущего дрозда. По ходу произведения время расширяется. Теперь оно охватывает уже целый месяц ("Сентябрь, кружась по чащам бора..."). Это же можно сказать и о пространстве - оно становится больше, вмещая в себя все небо и целый лес. Время и пространство в конце поэмы приобретают поистине всепланетные масштабы.

Образ осени

В стихотворении осень является собирательным понятием. С одной стороны, это время года. Но с другой, осень предстает самостоятельным существом. Это хозяйка леса, "тихая вдова". Через очеловеченный образ художник приоткрывает читателю внутреннюю жизнь природы. Ее мир наполнен радостью, болью и страданием.

Смена состояний природы

Поэт изображает смену состояний природы, используя различные и средства. В то же время, не отделяя естественную среду от человека, Иван Алексеевич удивительно тонко описывает смену настроения самого лирического героя. Бунин в своем стихотворении проводит идею цикличности процессов мироздания, а также вечной жизни. Для этого он создает кольцо в поэме. Мы видим, как красоту золотой осени сменяет красота страдания и увядания природы, а затем появляется новая красота - холодная, зимняя и прекрасная.

Образ осеннего леса

Иван Алексеевич в первой части своего произведения создает живописный леса. Для этого он использует различные контрасты и краски ("серебро паутины", "лиловый терем", "светлая, солнечная поляна", "янтарный отблеск листвы"). Поэт, рисуя сказку осени, прибегает к соответствующей сказочной лексике. Он сравнивает лес с резным теремом, поляну - с широким двором, а просветы в листве для него - словно оконца.


Анализ стиха Бунина "Листопад" позволяет заметить, что светлое, бодрое восприятие осеннего леса постепенно сменяется в стихотворении минорным настроением. Оно связано с тем, что в произведении появляется образ "тихой вдовы", а также мотив смерти. Иван Алексеевич рисует картину теперь уже безмолвного оцепенения леса, который готовится к скорому умиранию.

Жизнь и смерть

В третьей части умирание передается с помощью соответствующих звуков. Мы видим, что уже канул в небытие карнавал ярких красок, а осень отправляется все дальше на юг. Но в заключительной части стихотворения наступает радостное событие. Зимние ветры приносят новую жизнь, которая опять сменяет смерть. Так наполняется жизнеутверждающим смыслом стихотворение, которое создал Иван Бунин.

"Листопад": анализ средств выразительности

В произведении передача движения организована использованием выразительных средств, таких как инверсия в первой строфе ("льет дождь", "кружатся листья"), а также антитеза, которая противопоставляет направленное ("гуси держат перелет") и беспорядочное движение ("кружатся листья").

Обилием тропов характеризуется поэма "Листопад" (Бунин). Анализ ее позволяет также заметить, что автор использует анафору. Кроме того, Бунин применяет ассонанс "о" и "е", который придает стихотворению мелодичность. А звуковые образы шуршания листвы и тишины создает аллитерация звуков "с" и "ш".

Поэма Бунина насыщена сравнениями. Мотылька, например, он сравнивает с белым лепестком. А ткани блестят, будто "сеть из серебра". Кроме того, в произведении встречаются метафоры ("пестрый терем", "среди широкого двора"), олицетворения (осень входит в "терем свой"), эпитеты ("морозное серебро", "мертвое молчание", "тихая вдова").

Мастерство Бунина

Завершая анализ стихотворения "Листопад" Бунина, отметим, что автор его - настоящий художник. В произведении ему удалось облечь в слова и передать многообразие окружающего нас мира, величие и красоту природы. Мнение многих литературоведов сходится в том, что "Листопад" является эталоном пейзажной лирики. В этом стихотворении мастерски подобраны слова, которые точно и просто до гениальности раскрывают происходящие в природе процессы. Складывается впечатление, что по лесу бродит не просто какое-то абстрактное существо, а реальная женщина-ведунья, которая скорбит о том, что жизнь заканчивается, прощается с владениями. Более того, читатель как будто вовлекается во все происходящее, становится его действующим лицом. Подобно осени, он может укрыться от одиночества и дождя в расписном тереме.

Предлагаем вам дополнить краткий анализ стиха "Листопад" Бунина. Наверняка и вы сможете найти интересные особенности произведения. Вероятно, и вас оно натолкнет на собственные размышления. Ведь стихотворение Бунина никого не оставляет равнодушным.

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: И.А.Бунин «Листопад».

Цель: Познакомить уч-ся с новым произведением И.А.Бунина.

Учебные задачи:

- учить детей наблюдать за ритмом, построением стихотворной строки, строфы, видами рифм, познакомить с новым понятием «охватная» рифма;

Закреплять понятия «эпитет», «сравнение», «олицетворение;

Учить понимать чувства поэта и выражать свои;

Планируемые результаты:

предметные : уметь видеть и передавать красоту осенней природы и

настроение автора;

личностные: эстетические ценности и чувства, этичность, чувство гордости

за Родину с её необыкновенной природой.

Оборудование: портрет И.А.Бунина, портреты поэтов А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, А.Н. Майкова, картины художников (Левитан «Золотая осень» и др .), рисунки детей и родителей на тему осени, муз. произведение

П.И. Чайковского «Времена года» и Г. Свиридова «Октябрь».

Ход урока.

    Организация класса .

    Проверка домашнего задания (на доске записано число, висит портрет И.А. Бунина и подписаны инициалы).

а) чтение наизусть стихотворения И.А. Бунина «Гаснет вечер, даль синеет…»;

б) чтение наизусть стихотворения И.А. Бунина «Детство».

Какие авторы назвали свои произведения таким же заголовком?

в) чтение наизусть стихотворения И.А. Бунина «Шире, грудь, распахнись для принятия…»

Назовите основные темы стихотворений Ивана Алексеевича Бунина

(дети отвечают)

Молодцы, вы совершенно правы, И.А. Бунин писал о природе, Родине и

(решаемая проблема: актуализация знаний обучающихся ).

3. Работа над новым материалом .

а) вводная беседа

Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением И.А. Бунина, а вот о чём пойдёт речь в этом произведении, вы должны мне сказать сами, посмотрев на рисунки, которые вы нарисовали вместе со своими родителями (на доске оформлена выставка детских рисунков).

(Дети называют тему урока).

Действительно, сегодня мы будем говорить о самом прекрасном времени

года. Именно осень воодушевляла на творчество поэтов, композиторов,

художников, музыкантов.

А скажите, произведения, каких поэтов об осени, мы учили? (1 слайд ) - чтение стихотворений детьми наизусть (показ портретов авторов ):

(читают призёры конкурса чтецов на тему: «Осенняя пора! Очей

очарованье…»)

А.С. Пушкин «Осень». (2 слайд)

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

А.Н. Майков «Осень». (3 слайд)

Кроет уж лист золотой Мох не приподнят, не взрыт

Влажную землю в лесу… Грудой кудрявых груздей;

Смело топчу я ногой Около пня не висит

Вешнюю леса красу. Пурпур брусничных кистей.

С холоду щёки горят: Долго на листьях лежит

Любо в лесу мне бежать, Ночи мороз, и сквозь лес

Слышать, как сучья трещат, Холодно как-то глядит

Листья ногой загребать. Ясность прозрачных небес…

Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлёк:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок.

К.Д. Бальмонт «Осень». (4 слайд)

Поспевает брусника, Все деревья блистают

Стали дни холоднее. В разноцветном уборе.

И от птичьего крика Солнце реже смеётся,

В сердце только грустнее. Нет в цветах благовонья.

Стаи птиц улетают Скоро Осень проснётся

Прочь, за синее море. И заплачет спросонья.

(решаемые проблемы:

1. настроить детей на восприятие нового произведения;

2. выражать при чтении своё отношение к различным состояниям

природы);

б) знакомство с произведением И.А. Бунина «Листопад».

Мы прослушали сейчас несколько произведений об осени и вы, конечно, не раз видели осенний лес, когда деревья стоят в своём прощальном уборе. Какие краски должен взять художник, чтобы написать на полотне картину и назвать её «Осенний лес»?

Сейчас мы услышали в стихотворении А.С.Пушкина такие слова: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса». Подберите синонимы к слову «багрец». (Багрянец, багряный, багровый). Этими словами называют густой, тёмный оттенок красного.

А вы видели багряные листья?

Художники и поэты не только более наблюдательны, чем мы с вами, они умеют изображать окружающий мир в своих произведениях, делятся с читателями своими наблюдениями и чувствами, учат нас видеть красоту природы. (5 слайд : картина Левитана «Золотая осень »).

Сегодня мы познакомимся с прекрасным произведением И.А. Бунина об этом времени года, которое называется «Листопад» и обратим внимание на то, какие краски использует поэт. (6 слайд).

Давайте сразу начнём оформлять титульный лист, что мы уже сможем расположить на нём? А вот жанр и тему вы назовёте после того, как прозвучит это произведение. (7 слайд ).

1 ученик:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

2 ученик:

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листиков шуршанье.

Учитель:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной;

Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льёт;

Играя, в небе промелькнёт

Скворцов рассыпанная стая –

И снова всё кругом замрёт.

Назовите жанр этого произведения

Какова его тема?

(решаемые проблемы:

1. образец выразительного чтения;

2. умение видеть и передавать красоту осенней природы и настроение

автора при чтении поэтического произведения;

3. развитие поэтического восприятия окружающего мира;

4. пробуждение чувства ритма;

5. формирование специальных умений: называть фамилию автора, заго-

ловок, определять жанр и тему услышанного произведения);

в) первичное восприятие работа над содержанием

Понравилось ли вам это стихотворение?

Что понравилось?

Что не понравилось?

(решаемая проблема: умение высказывать своё мнение об услышанном

произведении);

г) работа с содержанием произведения

Какие чувства вы испытали, прослушав стихотворение?

Какие слова были непонятны? (подсед – молодой ярус деревьев ).

Какие цвета, краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение красотой осеннего леса?

Какие цвета неизвестны вам и вы не можете их представить?

(Багровый, переходит в фиолетовый).

Чтобы ярче показать тот или иной предмет, какой поэтический приём использует Бунин?

Что такое эпитет? Найдите их в тексте. (8 слайд).

Что напомнил осенний лес поэту? С чем сравнивает он его?

Видели ли вы хотя бы на картине терем? Чем терем отличается от современного дома?

Терема строились в Древней Руси. Кто жил в этих теремах? (9 слайд).

Все терема были украшены резьбой, вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.

Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема? (Листья берёзы ).

Какие деревья напомнили поэту вышки?

Что напомнило поэту оконца русских теремов? (Просветы между клёнами ).

А чем пахнет в этом тереме?

Какое выразительное средство помогло донести до нашего сознания красоту осеннего леса? (Сравнения ). (10 слайд).

Что такое сравнение?

Найдите их в стихотворении.

Как вы представляете такую картину: «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой»?

Какой поэтический приём использует поэт, чтобы рассказать об осени?

(11 слайд).

(По мере ответов детей, на доске появляются определения:

Эпитет – яркое, образное описание предмета.

В толковом словаре Ожегова лексическое значение этого слова звучит

Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей

изобразительности.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного

предмета другому.

Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на

неодушевлённые.

Олицетворение – воплощение чего-нибудь в образеживого существа.

С.И. Ожегов.).

Какова осень в представлении поэта – весёлая или грустная?

Как вы догадались?

Кого называют вдовой?

А о чём грустит осень?

Как можно догадаться, что осенняя красота леса – последняя,

недолговечная? (Играет последний мотылёк, молчание мёртвое ).

Что нарушает тишину?

Как поэт описал это шуршание, что помогло ему? (Звукопись,

шипящие звуки ).

В каком произведении мы уже слышали такой приём?

(Бальмонт «Камыши»).

Давайте повторим, какие выразительные средства необходимы для

выразительного чтения любого поэтического произведения? (12 слайд)

- своеобразием этого стихотворения является то, что в нём строфы имеют разное количество строк. Поэтому автор использует разные виды рифм.

(решаемые проблемы:

1. развитие умения обобщать, сравнивать и делать выводы;

2. обогащение речи учащихся:

3. повторение изученного материала и умение применять знания при изучении нового произведения);

д) работа над выразительными средствами

- чтение стихотворения и выделение рифм (у каждого ребёнка на столе напечатанное стихотворение );

работа в группах:

1 группа – 1 часть стихотворения;

2 группа - 2 часть;

3 группа - 3 часть.

(применение коммуникативных технологий )

в первой строфе рифма перекрёстная (на доске схема 1-3 строки,

2-4 строки);

во второй – парная (1-2 строки, 3-4 строки);

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает…

Рифмуются 1-4 строки, 2-3 строки.

Проблема: как называется такая рифма?

Такая рифма называется охватной. (новое понятие).

Запомните, ребята, меняется ритм – меняется и рифма. Помните об этом при чтении.

Проверка по тексту (слайды 13, 14, 15 ).

(решаемая проблема: умение работать в группах);

г) отработка выразительного чтения

Чтение стихотворения детьми с соблюдением логических пауз и логического ударения.

д) выполнение заданий в рабочей тетради

4. Закрепление и повторение изученного.

А сейчас мы отправимся в картинную галерею и познакомимся с выдающими произведениями художников (дети смотрят, а учитель читает стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»).

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора

Весь лес стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.

(решаемая проблема: умение передавать свои чувства при чтении поэтического произведения ).

5. Итог урока.

Скажите, ребята, что нового вы узнали на уроке?

Понравилось ли вам новое произведение и чем?

Какое у вас было настроение на этом уроке? (слайд 17).

6. Домашнее задание.

Задание по выбору: можно выучить всё стихотворение, а можно найти это произведение в полном объёме и прочитать его выразительно.

Оборудование: портрет И.А. Бунина. Репродукция картины И.Левитана "Золотая осень", рисунки с изображением осени, слайды к стихотворению "Листопад" И.А. Бунина.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения И.С.Никитина "В синем небе плывут над полями:".

Какие эпитеты выписали из стихотворения?

1. Введение в тему урока.

Послушайте отрывок стихотворения и подумайте о чём пойдёт речь на уроке.

Художница-осень взмахнула кистью,
Жёлтым обрызгала лёгкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пёстрых узорчатых листьев клёна
Ковёр расстелила на фоне зелёном.

Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об осени, мы будем читать стихи, будем рассматривать осенние картины).

Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие? Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы).

Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту? Почему мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе?

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.

4. Знакомство с биографией поэта.

Послушайте краткое сообщение о авторе. Подумайте, что вы запишите в свою тетрадь. Слайд 1.

Сообщение ученицы:

Иван Алексеевич Бунин родился в 1870г. в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии. В 1881г. поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через 4 года из-за болезни. В печати впервые выступил в 17 лет. Оставил богатое наследство своего литературного творчества о радости жизни, любви человеческой. В 1933г.

Бунину присуждена Нобелевская премия в области литературы, деньги от которой он пожертвовал нуждающимся писателям.

5. Работа над стихотворением.

а) -На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением автор его писал. Выразительное чтение учителем. - Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?

б ). Перечитывание про себя. Найдите непонятные слова.

в) Лексическая работа. Работа в группах с толковым словарём. Терем - в Древней Руси высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками (с.795).

  • Лиловый - цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый (с.327).
  • Багряный - красный густого, тёмного оттенка (с.33).
  • Лазурь - светло-синий цвет, синева (с.318). Слайд 2.

г) Выборочное чтение.

Анализ стихотворения.

1. - Прочитайте ещё раз стихотворение и насладитесь красотой осеннего леса. Постарайтесь представить, о чём пишет Бунин.

На какие части можно разделить этот отрывок? Докажите свою мысль.

2. Анализ первой части отрывка. Слайд 3.

Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса. Каким автор изобразил лес? Прочитайте описание леса. Что напомнил осенний лес Бунину? Что же особенно его удивило? Почему он сравнивает лес с расписным теремом? Что общего между ними?

Кто в природной тишине является одушевлённым? Как называется этот приём в художественной литературе?

Что называется олицетворением ? (Олицетворение - перенос значения по сходству признаков с одушевлённого предмета на неодушевлённый).

Какие ещё языковые средства использует автор? (эпитеты). (Повторить в парах).

Работа в группах . Учащиеся находят эпитеты. Игра "Кто больше?"

Физкультминутка "В лесу". Слайд 4. 3.

- Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты? (чтобы ярче представили эту картину).

Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет. О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный). Почему лес стоит стеной? А почему пёстрой, весёлой?

Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья). Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой). Объясните это выражение.

Что автор пишет о ёлочках? Почему автор использует такое сравнение? На что похожи ёлочки? (на башни терема). Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? (клёны). Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.

Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон). Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема? Что заметили? (автор использует сравнение). Почему появились эти оконца? Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?

Как называет автор окна? (оконца). О каком качестве поэта это говорит? Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки). Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью). - А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса .

Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.

Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение).

Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.

Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине

1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"

2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"

3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"

Какое настроение вызывает у автора эта картина?

6. Вывод по 1 части. - В каком образе предстала осень?

7. Физкультминутка для глаз.

8. Анализ 2 части отрывка. Слайд 5-7.

А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса. Какова здесь осень? (грустная) Как вы догадались? (и осень тихою вдовой). О чём грустит осень? Найдите слово, которое повторяется несколько раз. Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится). Случайно ли это?

Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?

Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток).

А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток). Подчеркните их.

О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? (автор грустит).

Как он пишет о тишине? Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье).- Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое). Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает).

Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья. Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч). Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"

Что же это такое? Прочитайте. (чтение правила). Слайд 8. (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)

Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю:)

А можно ли судить о настроении автора по этой картине? Какое оно? Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк).

В каком образе выступает осень в этой части?

9. Работа с репродукцией картины И.Левитана "Золотая осень", 1895г.

Что изобразил художник? О чём эта картина?

Какие деревья здесь занимают центральное место?

Что изображено на дальнем плане? Когда лес бывает таким?

Как догадались, что день солнечный? Различается цвет неба?

Что вы почувствовали, глядя на репродукцию картины?

Вы правы, дивно изображение у Левитана золотой осени. Радостное восприятие жизни звучит в его картине.

Сравните изображение осени в стихотворении и на картине. Что у них общего?

10. Работа над выразительностью. - На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

1. Темп чтения.

2.Тон чтения.

3. Логические ударения.

Работа в парах. Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы. Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.

Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения.

11. Итог урока. - Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились?Что вы запомнили о И.Бунине? Слайд 9.

- Какие языковые средства использовал автор в стихотворении?

Помогли ли вам картина Левитана и стихотворение И.А.Бунина по-новому увидеть природу? Какие же картины осеннего леса нарисовал поэт с помощью слов-красок?

В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению. Что бы вы нарисовали? (Словесное рисование стихотворения учащимися).

Каким настроением проникнуто это стихотворение?

Домашнее задание:

Выразительное чтение стихотворения, отрывок наизусть. Нарисовать осенний лес (по желанию).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!