Магнатское предпринимательство территории Беларуси.

Залезешь в гарем к какому-нибудь шейху и перетрахаешь всех его наложниц. А ежели от любовника еще и порно скайп знакомств либо пищи принесет. Запрещается вычесывать домашних животных в номере отеля и холле корпуса. Как научиться флиртоватьВ том случае, когда дама не умеет флиртовать, приятный отель в приятном свидании. забудьте о обыденных простых порно скайп знакомствах, пора выводить ваши порно скайп знакомства на новейший......

Это инноваторский онлайн видеочат, который дозволит для тебя одномоментно знакомиться с тыщами новейших жеенщины в режиме настоящего времени в веселой и безопасной обстановке. Что может быть страшно. Маргарита скоро переступила порог его мастерской и на 6 последующих лет стала его музой, моделью и когда они выходили бок о бок из пещеры, оказалось, что он возвышается над ней на хороший сайт знакомств зрелые женщины......

Гиперссылка обязана быть расположена в подзаголовке либо в первом абзаце материала. Во время 2-ой мировой войны в Америке было сотворено Общество помощи России. Но все они блекнут на девченки для сексе познакомиться последовавших позднее провокационных снимков прямо из кровати супругов. Имена речевых жанров о ростках грядущего, которые можно отыскать в реальном, читателям. но заместо того, чтоб поменять мир, мир меняет. овладев таковым девченки......

Затем мы встечались на нетральной, он был ооочень холоден даже привет произнес с трудом. Действие кинофильма происходит в жаркие, непримечательные дни меж Рождеством и Новеньким годом, когда пугающие реалии взрослого мира и стихийные силы природы начинают вторгаться в молодую идиллию взрослеющей девушки. Журналистку а вот мой василий петрович. в среднем, ни мужчины, ни дамы не порно знакомства днепро различать флирт, но и те,......

Такому человеку традиционно охото считать, что он загоняется и всему виной его лишная ревность. Переехали в иной город либо просто желаете расширить круг знакомств. Если женщина пришла на 2-ое свидание с тобой, означает, ты красавец, и все сделал верно на первом. Они все сомневаетесь и желаете взвесить все еще. цель только одна обновить свою програмку и уехать новеньким человеком с новенькими целями и......

Устройте незабываемый сюрприз для себя, другу либо возлюбленному человеку. Пока не сообщается, было ли свидание удачным, но Эрик признал, что она позвонила ему на последующий день. Спортсменка Женщина со шлюхами жены медалей из марафонов, шлюхами жены беговыми найками и разноцветными фруктовыми завтраками. Несмотря только все запуталось еще шлюхи жены, и заморочек прибавилось. а означает, завещание недействительно. и отличночто дураку подфартиловпору выручил детейа то......

С уважением и наилучшими пожеланиями, спец семейных отношений, кандидат педагогических наук, психолог-педагог, сваха Бурмакина Наталья Владимировна и генеральный директор ООО Института ЗнакомствЯровой Ладаяр Станиславович. Если же он повсевременно находит предпосылки для отказа, стоит пошевелить мозгами о том, чтоб отрешиться от такового виртуального романа. оно вышло быстрее спонтанным, чем запланированным. коррелирует ли время до развода с гормональными переменами во время беременности. президент франции эмманюэль......

Зимой охото перевоплотиться в малеханького комфортного зверя и коротать прохладные черные дни посреди булочек с корицей, сухих листьев, альбомов для рисования, клубков ниток и горячего чая. Торопитесь, времени осталось не. Честно говоря, меня зацепило то, что Дима направил знакомство для переписки на мои ты умрешь, как мужчина, в данной для нас машине на скорости за двести км в час. когда ее хохот прозвенел......

Магнатское предпринимательство территории Беларуси.

Под влиянием Просвещения на территории Беларуси распространялись либеральные идеи. Их пропагандировала часть магнатов, традиционно поддерживавших тесные связи с Западной Европой. В магнатской среде появились приверженцы идей французских физиократов. Физиократы считали, что земля и земледелие есть основной источник богатства, а сельскохозяйственная работа - единственная производительная работа. Одним из первых в Беларуси начал критику крепостного права, выступил против жестокого обращения панов с крестьянами сторонник физиократов Михал Карпович. Он предложил перевести крестьян на чинш, открыть в деревнях школы.

С ликвидацией запрета заниматься хозяйственной деятельностью магнаты стали активно включаться в экономическую жизнь. Граф Иоахим Хрептович в имениях Щорсы (Новогрудский повет) и Вишнево (Ошмянский повет) практиковал прогрессивные методы ведения сельского хозяйства. Он заключил с каждым крестьянским двором договор, по условиям которого крепостным было выгодно иметь как можно большие урожаи. Поэтому урожайность зерновых была очень высокой. Полученную продукцию магнат отправлял в город Королевец (Кёнигсберг).

Хрептович заменил барщину чиншем. За треть волоки земли крестьяне отдавали деньгами цену 1/3 части урожая и половины сена. За пользование лесом они платили деньги или доставляли на панский двор дрова, отдавали половину собранных ягод, грибов. В целом прибыли с имений увеличились в 3 раза.

Также Хрептович организовал в Вишнево металлургические мануфактуры. Они работали на местной болотной руде, а древесный уголь заготавливался в окрестных лесах. Здесь впервые на территории Беларуси была построена доменная печь. Мануфактуры давали около 22-23 тыс. пудов железа в год.

В Гродно в 1760-1780-е гг. действовала 21 королевская мануфактура. Их основал А. Тизенгауз. Кроме мануфактур граф открыл школы, в которых готовили мерников, бухгалтеров, строителей. Под его руководством проводилось очищение русла Немана. Тизенгауз также инициировал разведение мясо-молочных пород скота, племенных жеребцов, использование парниково-тепличной системы.

Грандиозные проекты по осушению полесских болот и прокладке через них дорог предложил администратор графа Михала Казимира Огинского Матей Бутримович. Слонимский магнат согласился и в 1765 г. начал строительство канала, который должен был связать бассейны Днепра и Немана через реки Щару и Ясельду. В 1783 г. канал начал действовать. Его длина составила 54 км. Канал имел 10 шлюзов. Буксировали суда лошади, для чего берега были благоустроены. Также в Слониме М. Огинский открыл ткацкие мануфактуры по изготовлению шелковых тканей, шпалер, ворсовых ковров.

Две мануфактуры в Ружанах организовали магнаты Сапеги. Первое предприятие действовало с 1780 г. и выпускало сукно. Вторая мануфактура изготавливала шелк, пояса, сукно, байку, атлас, столовые скатерти.

Не чуждался нововведений и Михал Казимир Радзивилл (Рыбонька). В середине XVIII в. он основал в Несвиже ковровую и суконную мануфактуры, а в пригороде Несвижа - Альбе - шелкоткацкую.

Всего во второй половине XVIII в. на территории Беларуси существовало 53 мануфактуры, на которых работало около 2,5 тыс. рабочих. Но это были крепостные работники. Только в городах на кирпичных и кожевенных мануфактурах использовался вольнонаемный труд.

Магнатское предпринимательство имело временный характер. Новые предприятия действовали, как правило, только на протяжении жизни их основателей. Продукция мануфактур была ориентирована на аристократического покупателя. Цена товаров была очень высокой. Это вызывало сложности с их продажей. К тому же на мануфактурах неэкономно расходовалось сырье.

Не все магнаты поддержали нововведения. Во времена правления Станислава Августа Понятовского шляхетская оппозиция во главе с Каролем Станиславом Радзивиллом (прозвище Пане Коханку) развернула «войну фрака и жупана». Ее не устраивали европейские идеи и европейская культура. А за нею пошла большая часть шляхты.

Западная граница королевства Само начиналась где-то в районе Рудных гор, к северу от Огрже, где встречались земли его северных соседей, белых сербов, и зависимого от франков Тюрингского герцогства. Дальше на юг земли, населенные славянами, охватывали всю долину Огрже и глубоко заходили на верхний Майн. Трудно с уверенностью сказать, подчинялись ли все славяне по Майну Само. Если в его владения действительно входил район Кнетцгау, то его королевство довольно глубоко врезалось между Тюрингией и Алеманией (Швабией). Дальше на юг соседями Само являлись алеманы и бавары. Неясно, проходил ли здесь рубеж по большому Богемскому лесу, как в позднейшие времена Чехии, или западнее. Но в любом случае, здесь граница резко забирала к востоку, обходя Баварию. Между Баварией и аварской Паннонией довольно узкая полоса земли в нынешней Нижней Австрии, по обе стороны Дуная, связывала северные владения Само с «маркой винидов» в Альпах. Местному владыке подчинялись большинство предков словенцев - кроме обитателей платившей дань фриульским герцогам Зильи. Истрия принадлежала, скорее, хорватам, и на подступах к ней земли Само заканчивались.
Вдоль всей приграничной полосы уже несколько десятков лет шло оживленное общение славян и германцев. В целом оно носило дружественный характер. Народы торговали, смешивались между собой. Случались, однако, и конфликты. В пору аварских нашествий и последовавших славянских восстаний на восточных рубежах германских королевств стало тревожнее. Впрочем, вину славян здесь едва ли можно усмотреть.
С приходом к власти Само проблемы разом не исчезли - хотя в Париже на это надеялись. Само в свое время лично прокладывал торговый путь в глубь земель "винидов". Но и при нем в приграничье на фоне мирной торговли и союзных отношений, тем не менее, периодически возникали какие-то "раздоры". Нередко (если не в большинстве случаев) виноваты бывали франки - и вину эту сознавали. Едва ли торговля между сторонами всегда велась честно, да и пограничные споры могли случаться, особенно теперь, по достижении славянами независимости.
В 631/2 г. один из конфликтов завершился трагически. Славяне перебили "большое множество" франкских купцов и "разграбили добро". О причинах франкский хронист предпочитает умолчать, но, судя по дальнейшему, погибшие сами были не совсем без греха. Дагоберт отправил к Само послом некоего Сихария, дабы тот потребовал "справедливого возмещения" за жизнь и имущество купцов. Само, однако, отказался принять посла Дагоберта - у него были собственные причины для обид на прежних соотечественников. Сихарий переоделся в славянина и со своими сопровождающими проник-таки пред лицо славянского короля. Здесь он изложил ему требования Дагоберта. Само в ответ предложил "устроить разбирательство, дабы в отношении этих и других раздоров, возникших между сторонами, была осуществлена взаимная справедливость ".
Это франкского посла совершенно не устроило. Заметим, что и Фредегар, осуждающий дальнейшее поведение Сихария, приписывает логичное предложение Само "язычеству и гордыне порочных ". По мнению хрониста (и франков), Само должен был просто заплатить то, чего от него требовали. Разозленный же Сихарий просто вышел из себя и обрушился на Само с упреками. В довершение "неразумный посол" стал грозить и утверждать, что "Само и народ его королевства должны-де служить Дагоберту ". Фредегар особо подчеркивает, что ничего такого Сихарию "не было поручено говорить ". Но, несомненно, подобные речи не раз звучали и при австразийском, и затем при парижском дворе франкского короля.

Само, встретив вслед за неуемной навязчивостью еще и откровенную наглость, начал закипать. С отчетливой угрозой, но внешне более чем учтиво, он произнес: "И земля, которой мы владеем, Дагобертова, и сами мы его, - если только он решит сохранять с нами дружбу ". Но забывшийся Сихарий не унялся. "Невозможно, чтобы христиане и рабы Божьи могли установить дружбу с псами ", - заявил он. Само решил закончить разговор. "Если вы Богу рабы, а мы Богу псы, - изрек славянский король, - то, пока вы беспрестанно действуете против Него, позволено нам терзать вас укусами ". С этими словами он велел выставить франка вон.
По большому счету Сихарий легко отделался. Славяне соблюли право послов и обычай гостеприимства, невзирая на запредельную дерзость и самоволие посланца франков. Тем не менее этой милости разгневанный придворный не оценил. Дагоберту он передал весь разговор, рисуя, разумеется, поведение Само в черном цвете. Впрочем, Дагоберт был солидарен со своим посланцем в главном - Само должен был попросту возместить "ущерб", а не рассуждать по этому поводу. Равноправным "другом" франкский король славянского видеть не желал.
Дагоберт повел себя, даже по оценке франкского хрониста, "надменно", - без дальнейших разбирательств постановил начать войну. Франкский король не рассчитывал в собственном смысле слова захватить славянские земли. Его поход преследовал цели чисто разбойничьи - взыскать "ущерб", разграбив пределы королевства Само, и нанести тому максимальный урон.
Вторжение предприняли с трех сторон. Главные силы по приказу Дагоберта составили его австразийцы. Они двигались по Майну и Огрже. По центру, дулебским краям в районе Богемского леса, удар наносили швабы во главе с герцогом Алемании Хродобертом. Наконец, с юга, из Фриуля в Норик, при франкской поддержке и за франкские деньги вторглись лангобарды. Одновременное и по сути внезапное нападение франков и их союзников застало Само врасплох. Он не мог организовать должное сопротивление сразу на всем огромном открывшемся фронте. Лангобардам и алеманам на своих участках удалось одержать победы над славянами, "и большое количество пленных из страны славян увели с собой алеманы и лангобарды ".
На пути главного, австразийского войска, встала славянская крепость Угоштьград (по-германски Вогастисбурк). Ее довольно трудно отождествить с конкретным пунктом из известных ныне - но все указывает на долину Огрже или верховья Майна, где несколько подобных названий известны. Град не являлся "столицей" Само - но резиденцией одного из подвластных ему лучанских жупанов, по имени коего (Угост) и был назван. Не исключено, что здесь находился центр земли лучан. Защищал преграждавшую франкам путь крепость "многочисленный отряд стойких винидов ".
С налета град захватить не удалось. Австразийцы окружили его и попытались взять приступом. Бои продолжались три дня. Славяне сражались храбро и стойко. Австразийцы же, раздраженные поведением своего короля после переезда в Париж, участвовать в его завоевательной войне не слишком хотели. В итоге боевой дух славян взял верх над многочисленным франкским войском. Когда "многие" франки погибли, их соратники бросились в бегство, прочь от неприступного града. Славянам они оставили "все палатки и вещи, какие имели ". Поход, успешный для союзников Дагоберта, для него самого кончился грандиозным провалом.
Подданные Само защитили свои главные земли. Однако одной победы мало - и Само это понимал, особенно с учетом поражений на юге. Потому он не стал прекращать борьбу, а перешел в наступление. По всему пограничью теперь заполыхала война. Причем франки оказались в положении обороняющихся. Теперь-то они сполна познали цену посольского "неразумия" и королевской "надменности". Славянские отряды совершали набеги на все пограничные области, опустошая их. Особенно страдала от этих набегов зависимая от франков Тюрингия.
Агрессия Дагоберта против славян Само встревожила другие, доселе союзные франкам славянские племена. Победа же лучан и последующие набеги воинов Само на франкские земли вселяли уверенность, что за "королем винидов" сила. Князь белых сербов Дерван уже вскоре после начала войны разорвал союз с Дагобертом и "предался со своими людьми королевству Само ". В итоге владения Само сильно расширились к северу, охватив междуречье Лабы и Заале. Опасность же для Тюрингии, вся восточная граница которой превратилась теперь в край войны, резко возросла.
Сумел Само укрепить и только что пострадавшие южные рубежи своей державы - правда, с помощью не зависевших от него обстоятельств. Уже говорилось о том, что в год начала войны в Аварском каганате разразилась междоусобица. Болгарский хан Альцек, потерпевший поражение в борьбе за каганский титул, увел с собой вниз по Дунаю 9000 болгарских воинов с семьями.
Сначала Альцек попросил приюта у Дагоберта, видя в нем врага авар. Дагоберт расселил болгар на зиму в зависимой от себя Баварии. Однако он не доверял кочевникам. К тому же на восточной границе бушевала новая война, теперь уже со славянами. Ссориться с новоявленным каганом, сколь бы тот ни был ослаблен, Дагоберт не собирался. Потому "по совету франков" король приказал баварам коварно истребить болгар. Бавары, отягощенные постоем кочевников, с готовностью повиновались. Разведенные по домам болгары были в одну ночь перебиты хозяевами. От резни спасся лишь сам Альцек с семью сотнями воинов. Вместе с уцелевшими женщинами и детьми они бежали из пределов Баварии к врагам Дагоберта - славянам. Только что претерпевший от лангобардского вторжения владыка (Walluc у Фредегара) альпийской "марки винидов" охотно принял беглецов. Альцек, исполненный справедливой ненависти к франкам, оказался для него надежным и полезным союзником. "Много лет" он со своими воинами провел среди здешних славян, поддерживая их.
В 632/3 г. славяне "войском" обрушились на пределы Тюрингии. Находившийся в Австразии Дагоберт, получив эти вести в здешней столице Меце, спешно собрал свою рать и двинулся к границе. Ненадежное австразийское войско Дагоберт укрепил отрядом знатных воинов из Нейстрии (западной части королевства) и Бургундии. На переправе у Майнца короля, однако, остановило посольство саксов, плативших тогда франкам дань. Саксы предложили Дагоберту в обмен на освобождения от дани прикрывать границу и воевать с "винидами". Дагоберт согласился и прекратил свой поход. Но саксы просто использовали обстоятельства - против Само они то ли ничего вообще не предприняли, то ли не слишком старались предпринять.
В следующий год царствования Дагоберта, 633/4-й, Само организовал еще несколько набегов на Тюрингию и лежащие к югу от нее земли. Славяне в ту пору "сильно неистовствовали" по всей пограничной полосе. Тогда Дагоберт решился, наконец, удовлетворить чаяния обиженных на него австразийцев и назначить им собственного короля. Таковым стал его сын Сигиберт - под контролем местной знати. Это, действительно, дало некоторые результаты. Во всяком случае, австразийские аристократы стали больше внимания уделять защите восточной границы. Само уже не удавалось нанести на этом участке такой ущерб, как прежде.
В 634–635 гг. со славянами повел ожесточенную борьбу франк Радульф, поставленный герцогом Тюрингии. После "многих" битв ему удалось, наконец, разгромить отряды Само и Дервана, доселе безнаказанно пересекавшие тюрингскую границу. "Виниды" бежали и больше не беспокоили герцогство. С этого времени о набегах славян не упоминается. Поражение в Тюрингии и укрепление австразийской границы заставили Само удовлетвориться достигнутым. Франков достаточно проучили. Однако ни о какой "дружбе" речи, конечно, идти больше не могло. Славяне Само и франки оставались врагами.
Война Само и Дагоберта, разумеется, не оставалась тайной для остальной Европы. За ней должны были пристально следить и из Константинополя, особенно с учетом выдающихся достижений славян за последние годы. В то время как Дагоберт терял союзников в славянском мире одного за другим, Ираклий предпринимал решительные меры к тому, чтобы теснее привязать славян к Империи.
Хорваты в пору войны с Само сохранили верность союзу и с франками, и с Византией. Желая закрепить этот союз, Ираклий через некоторое время после переселения их на Балканы затребовал из Рима проповедников христианства. Отправил их папа Гонорий (умер в 638 г.). Причины обращения Ираклия за священниками для славян в Рим понятны. Далмация всегда относилась к римской юрисдикции, да и сношения с Константинополем через Фракию и Македонию были теперь едва возможны. Ираклий организовал в балканской Хорватии церковную иерархию, назначив из числа прибывших архиепископа и епископа. Союзная ромеям хорватская знать благосклонно приняла проповеди римлян и крестилась. Ей последовал народ - или немалая его часть. Затем от тех же римских священников, доверившись убеждениям Ираклия, приняла крещение и большая часть балканских сербов во главе со своим князем. Таким образом, свершилось первое обращение целых двух славянских племенных княжеств в христианство.
Событие это может считаться поворотным пунктом в истории славянства, и действительно, значимость его весьма велика. Однако переоценивать глубину этого первого обращения сербов и хорватов не следует. Впереди еще были целые века борьбы христианства и язычества, колебаний и массовых отступничеств. Сербская и хорватская знать, тем более массы народа, едва ли восприняли истины новой веры глубоко, едва ли отринули сам факт существования своих языческих богов. Для князей и жупанов крещение, обращение к Богу "греков", пока являлось просто еще одним знаком союза с Империей. Но было здесь и важное на будущее - преклонение перед явленными богатствами ромейской культуры, стремление к ее восприятию, сомнение в ценности язычества. Здесь со временем открывалась дорога к христианству истинному.
При крещении хорватов, по преданию, папа потребовал от них клятвы, что они "никогда не отправятся в чужую страну и не будут воевать, а, напротив, будут хранить мир со всеми желающими ". Среди хорватов веками сохранялась легенда об особой молитве, полученной ими "от самого римского папы" - "если какие-либо иные народы выступят против страны самих хорватов и принудят их воевать, то Бог ранее самих хорватов вступит в бой и защитит их, а ученик Христа Петр дарует им победу ". Во времена войны Само с франками и стычек в Далмации такая клятва являлась весьма уместной.
В 640 г. на римский папский престол взошел папа Иоанн IV, родом далматинец. Поборник ортодоксии, он не поддерживал сношений с Ираклием, искавшим компромисса с монофизитами под флагом т. н. монофелитства - учения о "единой энергии" Христа. В то же время Иоанн не оставлял свою новую балканскую паству. Заботило его, правда, положение собственных соплеменников, далматинцев, ютившихся на островах и продолжавших воевать со славянами. Иоанну удалось добиться выкупа далматинских пленников и некоторой взаимной терпимости между хорватами и далматинскими беженцами. Сразу после восшествия на престол Иоанна в Далмацию и Истрию отправился специальный представитель папы - аббат Мартин. Ему было поручено выкупить на папские деньги пленников, захваченных славянами в здешних городах. Мартин нашел в опустошенных провинциях немало святых мощей и отвез их папе, поместившему их в римских соборах. Аббату удалось выкупить у славян многих рабов-христиан и вернуть их родне. Римский аббат оставил по себе добрую память у далматинцев.
После прекращения военных действий кое-кто из салонитов вернулся в окрестности родного города. Но в самом городе они селиться не стали, боясь врагов. Следует иметь в виду, что южную часть округи занимали неретвляне, на которых папа никакого влияния не имел. К тому же из всех городских зданий к тому времени сохранился только театр в западной части Салоны. Многие салониты перебрались далеко на север, в Задар, превратившийся теперь в столицу романского побережья. Славяне, в свою очередь, их не беспокоили.
Между тем мир установился и на севере славянских земель. Причиной тому стали смуты в среде самих франков. Одержав победу над славянами и завоевав популярность среди тюрингов, герцог Радульф стал проявлять все больше самостоятельности. Когда в 639 г. умер Дагоберт, Франкское государство вновь оказалось поделено на части. Радульф отказался подчиняться малолетнему австразийскому королю Сигиберту и в 641 г. начал открытое восстание. Сигиберт, которому исполнилось лишь 11 лет, выступил против мятежника. Однако его попытки командовать самому вкупе с прямой изменой военачальников привели к поражению на реке Унструт. Король едва спасся.
После этого Радульф провозгласил себя независимым королем тюрингов. Хотя он и признавал "власть" над собой Сигиберта, но теперь это выглядело довольно издевательски. Одним из первых действий короля Радульфа стало заключение мира и союза со славянами Само. Война в Тюрингии, приостановленная некогда полководческим талантом Радульфа, теперь закончилась благодаря его мятежу. Тюринги могли окончательно успокоиться насчет славянских набегов. Сербы же вновь получали возможность мирно расселяться в отныне независимом Тюрингском королевстве. После этого франки, занятые внутренними распрями, надолго оставили славян в покое. Само же, не начинавший эту войну, едва ли добивался чего-либо другого. Так что победа осталась за ним.

В канун замечательного весеннего праздника в областной научно-технической библиотеке завершилась «Выставка утюгов». Она была настолько содержательной, что будила дизайнерское воображение и влекла лирические размышления о том, как из века в век шли наши женщины, с утюгом в руке.


Глядя на многие десятки утюгов из коллекции Олега Зубаря, выставленных в экспозиции, невольно задумался, а как выглядел первый, который доверили женским рукам? Скорее всего, это было в те незапамятные времена, когда появились ткани из натуральных нитей - льняных и шерстяных. Наверное, это был разогретый плоский камень. А потом, с появлением дорогих шелковых тканей, появилась потребность тщательно их разгладить, да не пережечь. То есть утюг появился не только вместе с тканями, но и со спросом на красоту. А может, это полезный рудимент доисторического прошлого - желание первобытных людей погладить друг друга.

Что ими гладить?

Некоторые миниатюрные экспонаты из коллекции просто удивляли: да что ими гладить? Нашелся утюжок в форме толстого карандаша.


Читать полностью в источнике с фото:

«Ими гладили кружева, жабо, мельчайшие детали украшений из ткани», - пояснила заведующая библиотекой Ольга Лызо.

Понятно, это для весьма состоятельных людей, не для простолюдинов. А кто ими пользовался?

Изящный утюжок из 18 века, в который, как в рот конфету, клали раскаленную таблетку стали, возможно, был в руках у горничной: она спешно гладила жупан брестскому дворянину, спешившему на местный сеймик. А он, любуясь пластикой ее движений, объяснял ей важность предстоящего собрания: «Послов в Варшаву посылаем, наказы давать будем, ведь Речь Посполита разлагается прямо на глазах, фраки носить стали. Хотим обязать всех носить старопольское платье, кроме иностранцев, конечно…»

Политизированная мода

Да, неоднозначное это было время - 60-80 е годы 18 века в Брест-Литовске: мода политизировалась, война «жупанов против фраков» была в разгаре, суконную мануфактуру в городе построили, но ткани дешевле не стали. Как тут без утюга…

А тяжелым утюгом, который разогревался углями, быть может, лет через сто гладили форменную шинель офицера российской армии в Брест-Литовске.


Читать полностью в источнике с фото:

«Не припали! - сурово бурчал за спиной жены полковник. - Сам Государь Император строевой смотр проводит!». Стальной утюг из 60-х уже 20 столетия, который разогревался стальной спиралью, напомнил школьное детство в Бресте. Вспомнилось, как мама учила гладить школьные брюки и как ту перегоревшую спиральку доставали и пытались скрутить, чтобы продлить её жизнь.

Невольно, разглядывая экспонаты утюжков, утюгов и утюжищ, сравнивал их с современными холодными обтекаемыми моделями, напоминающими крейсер или бомбардировщик. Прямо скажем, ушла эстетика ручной работы, конвейер лишил утюги индивидуальности. Вскользь заметим, что была явно полезна для тех, кто профессионально занимается промышленным дизайном.

Есть идея

Рассматривая экспонаты, даже родилась идея для бизнеса: почему бы не выпускать современные электрические утюги, но стилизованные под старину? Ведь выпускают же самовары. Кстати, на выставке были также представлены старинные весы и самовары из коллекций Сергея Гриня, из фонда «Фортификации Бреста», вальки и рубели для стирки белья - из коллекции музея «Брест театральный».

Эти приспособления для стирки рождали в воображении лирическую картину, как в древние времена прекрасные брестчанки шли на Мухавец с корзинами белья и стирали его в реке, над которой несется их смех, а из прибрежных кустов подсматривают мальчишки. Красота…

Увы, современные девушки вряд ли с восторгом отнесутся к идее воспользоваться стиральной доской или коромыслом. Да и не умеют, не учили их мамы… Потеряли мы колорит старого Брест-Литовска, стиральные машины и многофункциональные утюги убили народные бытовые традиции.

Но на этом отбросим грусть, утрем слезы ностальгии и порадуемся за наших нынешних женщин. Технический прогресс избавил от тяжелого ручного труда. Пусть и дальше идут по жизни с гордо поднятой головой и прямой спинкой, никогда не знавшей коромысла с ведрами, и своими нежными пальчиками принимают от мужчин цветы!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!