Приемы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора в начальной школе. Что такое фольклор в литературе? Жанры фольклора

История и теория НХК.

Основные понятия и термины

Культура - (лат. Cultura - возделывание, обрабатывание) - социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания. Культура создается деятельностью широких трудящихся масс, представляется материальной (техника, производственный опыт...) и духовной (наука, искусство, философия, литература, мораль, просвещение и т.д.). Философский словарь (стр. 210-211).

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития. Народная культура включает в себя складывающиеся, формирующиеся и развивающиеся народные представления о политических и общественных отношениях, о нравственных нормах и правилах поведения, об идеалах будущего, о способах воспитания молодых поколений и передаче накопленного опыта, о художественном творчестве (фольклор). Ядро народной культуры составляет народное сознание - мировоззрение. А.С. Мыльников.

Художественная деятельность - деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. Специфическая для художественной деятельности система функций, обуславливается эстетической природой искусства и эстетическими потребностями человека. Художественная деятельность является центральным звеном художественной культуры.

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Специфика способов воспроизведения действительности в художественных образах определяет особенности видов искусства. Так в литературе - эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово; в музыке - через звукоинтонации; в графике - через линию рисунка, штрих,светотень и т.п. Философский словарь (стр. 168).

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (изобретательная, организаторская, научная, художественная). Философский словарь (стр. 419).

Художественное творчество - деятельность по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей в области искусства.

Народное творчество - творческая деятельность не профессионалов.

Народ - население государства, страны; изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему положению способны сообща участвовать в решении задач развития данной страны в данный период.

Народность - форма общности людей, которая исторически следует за родоплеменной общностью и формируется в процессе слияния различных племен в условиях смены первобытнообщинного строя. Для народности характерны -территориальная общность, единый язык, название, элементы общей культуры.

Народонаселение - социальная общность людей - представителей групп, стран, отдельных стран, различных региональных подразделений, конкретных поселений.

Синкретизм - слитность, нерасчлененность, характерная для первоначального состояния в развитии чего-либо, например синкретизм первобытного искусства, в котором пляска, пение и музыка существовали в единстве не расчлененно.

Вариативность - способ проявления культурного наследия, передаваемого по памяти в устной форме. Вариативность заключается более всего в несущественных деталях, при этом сохраняется - наиболее устойчиво в существенных, конструктивных элементах. Г. Штробах.

Вид - относительно крупная единица, объединяющая родственные жанры фольклора согласно их содержанию и функциональной роли. Б.Н. Путилов.

Жанр - жанр фольклора есть относительно малая единица, объединяющая произведения по большому числу конкретных признаков. Б.Н.Путилов.

Обряд - совокупность действий, установленных обычаем. В. Даль.

Обычай - Свод правил, сформировавшийся в течение исторического развития определенной общности людей, отражает традиционное мировоззрение.

Фольклор - первоначально от английских folk (народ) и lore (знание) - должен был обозначать духовные традиции «народа», и «знание о народе» (the lore of the people). Понятием фольклор обозначали, прежде всего, нравы и обычаи, духовные представления, а так же устно-поэтические и музыкальные традиции. Фольклор определяется как «коллективное традиционное знание», передаваемое посредством слова и действия. Фольклор - совокупность устных, песенных, музыкально-хореографических, игровых и драматических форм народного творчества, а также свидетельства материальной культуры, поскольку они «могут заключать в себе идеи и символику, относящиеся к устным произведениям» В.Е. Гусев, Х. Штробах.

Фольклор обрядовый - обозначает те фольклорные произведения, смысл которых реализуется в сфере обряда. Основное разнообразие Ф.о. состоит в том, что время, место и характер его исполнения зависят от структурных характеристик обряда. Жанровый состав разнообразен. К нему относятся как поэтические, так и прозаические жанры, представлен календарными и семейно-бытовыми обрядами. А.К.. Байбурин.

Фольклор календарный - явление народной духовной культуры, включающее совокупность представлений и действий, соотнесенных с определенными моментами или периодами в рамках одной или нескольких используемых в данной культуре календарных систем. Отражает взаимоотношения человека и природы и основные представления данного народа об окружающем мире. А.Н. Анфертьев.

Фольклор семейно-бытовой - отражает взаимоотношения представителей народности внутри общины. Регулирует важные моменты переходов в жизни человека: физических (рождение, смерть) и социальных (свадьба, рекрутский сбор).

Фольклор городской - устно-поэтическое творчество различных групп горожан, в первую очередь -рабочих. К этой же группе относят и поэтическое творчество разных групп: студентов, разночинцев, интеллигенции, привилегированных сословий. Неотъемлемой частью Ф.г. является фольклор народных гуляний, ярмарок. Для Ф.г. характерны значительная роль индивидуального начала и сближения с литературной традицией.

Фольклор детский - вид традиционного детского творчества, которое реализуется в системе устойчивых текстов, передаваемых непосредственно от поколения к поколению детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности в группах сверстников. М.В. Осорина.

Ряженье - обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники. Для Р. характерны сходные у равных народов типологические признаки: облачение в необычные костюмы; сокрытие лица под маской; нанесение на открытые участки; тела красок; травестия; употребление производящих шум украшений, предметов, инструментов; неупорядоченные Произвольные телодвижения; подскоки, прыжки; шествие, переходящее то в бег, то в пляску, то в толчею на месте. Генетически связано с культом предков, с календарно-аграрной и семейно-бытовой обрядностью (свадьбы, похороны, поминки и тп.) Р. стало органической составной частью народной праздничной (смеховой) культуры (карнавал), используется в народном (фольклорном) и традиционном театрах, маскарадах и т.д.

Хоровод - (древнегреческий Horos- круговой танец, место для танца) - один из древнейших видов танцевального искусства синкретического характера, сочетающий пляску, хоровое пение и часто элементы драматического действия. Основная форма хоровода - цепь взаимно связанных участников, двигающихся по кругу либо змееобразно, спиралью, прямой линией и т.п. Танцы типа хоровода связанны с древнейшими представлениями и магической практикой. Одна из важнейших магических функций хоровода заключалась в том, чтобы защитить людей и жизненно-важные предметы от воздействия злых сил, обеспечить плодородие, здоровье, способствовать благополучному переходу из одного состояния в другое.

Причитание - плач - древняя форма народной поэзии, которая имеет обрядовое происхождение. Причитание - оплакивание в поэтической форме какого-либо события и включенность в обряд. Их содержание связанно преимущественно с обрядами перехода, сопровождающими перемену места и социального статуса - погребальными, свадебными, проводами на военную службу. В.П. Кузнецова.

Эпос - мифологические сказания о первопредках - культурных героях, отражающие понятия и идеалы первобытного коллектива, представления о времени, пространстве, человеческом социуме. В эпосе устойчиво представление об эпическом времени как эпохе необыкновенных возможностей.

Народный театр - в 19-20 в.в. обозначает: а) просветительский, профессиональный театр «для народа»; б) любительский, непрофессиональный театр в крестьянской, рабочей, солдатской среде; в) традиционный, собственно народный вид драматического творчества. Фольклористика различает до театральные (игры, обряды, хороводы, ряженье и пр.) и собственно драматические представления. В отличие от профессионального театра - народный театр не знает сцены и пользуется подвижным условным игровым пространством, оформление представления (реквизит, костюмы, грим и пр.) отличаются условностью.

Любительство -1. Поверхностное отношение к какому-н. роду культурной деятельности, дилетантство. Толковый словарь Ушакова

2. Свойство народного творчества, отражающее мотивацию деятельности.

Цукерман

3. любительство- самостоятельная форма народного творчества отражающая, деятельность не профессионалов, ориентированная на подражание фольклорным, классическим и современным видам и жанрам искусства.

Самодеятельность – свойство народного творчества, отражающее тип деятельности.

одна из форм народного творчества. Созданная про поддержке государства и контролируемая государственными органами.

Фольклористика – наука об устном народном творчестве, фольклоре. Выделилась в особую область знаний на рубеже 18-19 в.в., когда возникли идеи народности. Это возникновение совпало с большим интересом к древним мифам, к которым отнесли и жанры устного народного творчества. В фольклоре в ту пору были открыты его демократическая природа, единство национальных и общечеловеческих начал. В середине 19 века во всем мире укрепился собирательский интерес по отношению к произведениям фольклора. Теория миграций сюжетов укрепляла представление об общечеловечности мирового фольклора.

Анимизм-(от лат. anima, animus - «душа» и «дух» соответственно) - вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

Шаманизм- устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром, в первую очередь - с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки

Фольклоризм- термин, предложенный франц. фольклористом 19 в. П. Себийо для обозначения увлечений и занятий фольклором. В сов. фольклористике с 30-х гг. (М. К. Азадовский и др.) обозначал использование фольклора в худож. творчестве, публицистике и т. д. Особенно широкое распространение и междунар. признание термин получил с сер. 60-х гг., преим. для обозначения «вторичных», «неаутентичных« фольклорных явлений (воспроизведение фольклора на сцене, на фестивалях, в худож. самодеятельности

Что такое Фольклор? Значение и толкование слова folklor, определение термина

1) Фольклор - (от англ.folklore - народное творчество) - англ. folklore; нем. Folklore. 1. Традиционные верования, обычаи, легенды, песни, танцы, искусство народа, к-рые передаются от поколения к поколению. 2. Более позднее - все, что имеет отношение к народному творчеству, носящее народный характер.

2) Фольклор - (англ. folklore - нар. мудрость, народное знание) - термин, обозначающий различн. явления нар. культуры. Предложен археологом Уильямом Джоном Томсом в 1846 г. Термин Ф. претерпел эволюцию, объем обозначаемых им видов нар. культуры то расширялся, то сужался; отсутствует однозначность в употреблении его и в современной науке. Официально термин "Ф." принят англ. Фольклорным об-вом в 1879 г. в двух значениях - широком и узком; в первом - для обозначения всей непи-санной истории народа, преимущественно неписанной истории примитивных эпох; во втором - относится к древним нравам, обычаям, обрядам и церемониям прошлых эпох, превратившимся в суеверия и традиции низших классов цивилизованного об-ва. Расширительная тенденция привела к охвату термином всех явлений материальной и духовной культуры народа, затем вводились ограничения понятия (чаще - областью духовной культуры), вплоть до закрепившегося на долгое время толкования его как нар. словесности, нар. поэзии, устно-поэтического нар. творчества и т. п. В современной науке США, Зап. Европы, Лат. Америки сосуществуют различн. определения этого термина (от самых широких до предельно ограниченных), однако преобладает представление о Ф. как о "реликтах", "пережитках первобытной культуры в духовной культуре цивилизованных" об-в. Нек-рые ученые употребляют его в универсальном значении нар. знание нар. традиций и т. п. Наряду с этим развивается социология, направление, обозначающее термином "Ф" весь комплекс явлений культуры "нар. классов" (А. Вараньяк, А. Мариню, многие фольклористы латино-амер. стран). В социологии преобладающим становится обозначение термином Ф. всей совокупности сло-зесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографич., игровых и драматич. видов нар. творчества. Тем самым народное поэтич. творчество признается лишь одной, хотя и существенной, составной частью Ф. Наряду с этим наблюдается тенденция распространить понятие Ф. на все виды нар. худож. творчества (прикладное искусство. "изобразительный фольклор "). Независимо от объема обозначаемых термином "Ф." видов нар. культуры, социология исходит из пони-мания Ф. как социально обусловленной и исторически развивающейся формы творч. деятельности нар. масс, характеризующейся системой специфич. признаков: коллективность творч. процесса как единство личного и массового творчества, устность передачи, традиционность, полиэлементность, полифункциональность. Ф. как культура нар. масс не отождествляется с массовой культурой и в значительной мере противостоит ей как форма творч. деятельности. Лит.: Кагаров Е.Г. Что такое фольклор?//Художественный фольклор. Т. 4, 5. М., 1929; Жирмунский В.М. Проблема фольклора//С.Ф. Ольденбургу: пятидесятилетию научно-общественной деятельности. Л., 1934; Гусев В.Е. Фольклор (история термина и его современные значения)// Сов. этнография 1966. № 2; Фадеева И.Е. Структура фольклора (к вопросу о двух сферах народного творчествам/Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980. В.Е. Гусев.

Фольклор

(от англ.folklore - народное творчество) - англ. folklore; нем. Folklore. 1. Традиционные верования, обычаи, легенды, песни, танцы, искусство народа, к-рые передаются от поколения к поколению. 2. Более позднее - все, что имеет отношение к народному творчеству, носящее народный характер.

(англ. folklore - нар. мудрость, народное знание) - термин, обозначающий различн. явления нар. культуры. Предложен археологом Уильямом Джоном Томсом в 1846 г. Термин Ф. претерпел эволюцию, объем обозначаемых им видов нар. культуры то расширялся, то сужался; отсутствует однозначность в употреблении его и в современной науке. Официально термин "Ф." принят англ. Фольклорным об-вом в 1879 г. в двух значениях - широком и узком; в первом - для обозначения всей непи-санной истории народа, преимущественно неписанной истории примитивных эпох; во втором - относится к древним нравам, обычаям, обрядам и церемониям прошлых эпох, превратившимся в суеверия и традиции низших классов цивилизованного об-ва. Расширительная тенденция привела к охвату термином всех явлений материальной и духовной культуры народа, затем вводились ограничения понятия (чаще - областью духовной культуры), вплоть до закрепившегося на долгое время толкования его как нар. словесности, нар. поэзии, устно-поэтического нар. творчества и т. п. В современной науке США, Зап. Европы, Лат. Америки сосуществуют различн. определения этого термина (от самых широких до предельно ограниченных), однако преобладает представление о Ф. как о "реликтах", "пережитках первобытной культуры в духовной культуре цивилизованных" об-в. Нек-рые ученые употребляют его в универсальном значении нар. знание нар. традиций и т. п. Наряду с этим развивается социология, направление, обозначающее термином "Ф" весь комплекс явлений культуры "нар. классов" (А. Вараньяк, А. Мариню, многие фольклористы латино-амер. стран). В социологии преобладающим становится обозначение термином Ф. всей совокупности сло-зесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографич., игровых и драматич. видов нар. творчества. Тем самым народное поэтич. творчество признается лишь одной, хотя и существенной, составной частью Ф. Наряду с этим наблюдается тенденция распространить понятие Ф. на все виды нар. худож. творчества (прикладное искусство. "изобразительный фольклор "). Независимо от объема обозначаемых термином "Ф." видов нар. культуры, социология исходит из пони-мания Ф. как социально обусловленной и исторически развивающейся формы творч. деятельности нар. масс, характеризующейся системой специфич. признаков: коллективность творч. процесса как единство личного и массового творчества, устность передачи, традиционность, полиэлементность, полифункциональность. Ф. как культура нар. масс не отождествляется с массовой культурой и в значительной мере противостоит ей как форма творч. деятельности. Лит.: Кагаров Е.Г. Что такое фольклор?//Художественный фольклор. Т. 4, 5. М., 1929; Жирмунский В.М. Проблема фольклора//С.Ф. Ольденбургу: пятидесятилетию научно-общественной деятельности. Л., 1934; Гусев В.Е. Фольклор (история термина и его современные значения)// Сов. этнография 1966. № 2; Фадеева И.Е. Структура фольклора (к вопросу о двух сферах народного творчествам/Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980. В.Е. Гусев.

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

Фольклор (англ. folklore) - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Фольклор - это коллективное и основанное на традициях творчество групп и индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности.

По мнению Б.Н. Путилова, существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор»:

1. фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то есть синоним понятия «традиционная культура»;

2. фольклор как комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях. Помимо собственно художественного творчества охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями, народной философией жизни;

3. фольклор как явления художественного творчества народа;

4. фольклор как сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества;

5. фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.

Наиболее узким, но и наиболее устойчивым из этих определений оказывается то, которое связывает его в основном с жанрами устного народного творчества, то есть с вербальным, словесным выражением. Это действительно наиболее развитая сфера фольклористики, внесшая огромный вклад в развитие науке о литературе - прямом потомке, «продолжателе» устного народного творчества, генетически с ним связанном.

Понятие «фольклор» еще означает и все сферы народного художественного творчества, в том числе и те, к которым обычно это понятие не применяется (народная архитектура, народное декоративно-прикладное искусство и т.д.), поскольку оно отражает неоспоримый факт, все виды и жанры профессионального искусства имеют свои истоки в народном творчестве, народном искусстве.

Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства - музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом» Следы его и сейчас заметны в фольклоре.

По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства - важнейший шаг в предыстории фольклора. Фольклор был словесным искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел.

В античном и средневековом обществе складывался героический эпос. Возникали также легенды и песни, отражающие религиозные верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические событии и героев, такими, какими они остались в народной памяти. С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты, рабочий, школьный и студенческий фольклор.

На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой поэтического творчества. Но и с появлением письменности в течение многих веков, вплоть до периода позднего феодализма, устное поэтическое творчество было широко распространено не только среди трудового народа, но и среди высших слоев общества: дворянства, духовенства. Возникнув в определенной социальной среде, произведение могло стать всенародным достоянием.

Одной из важнейших специфических черт народной устного творчества является коллективность. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определенных групп, но и коллективно создается и распространяется. Однако коллективность творческого процесса в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера не только совершенствовали или приспособляли уже существующие тексты к новым условиям, но иногда и создавали песни, частушки, сказки, которые в соответствии с законами устного народного творчества распространялись уже без имени автора. С общественным разделением труда возникали своеобразные профессии, связанные с созданием и исполнением поэтических, и музыкальных произведений (древнегреческие рапсоды, русские гусляры, украинские кобзари, киргизские акыны, азербайджанские ашуги, французские шансонье и пр.). Коллективность - это не простое соавторство, а особый длительный процесс усовершенствования песен, сказок, легенд, пословиц и поговорок. Наиболее ярко коллективность проявляется в постоянном процессе отбора и шлифовке произведений народной поэзии: их многих произведений народ выбирает и сохраняет лучшее, сходное с его мыслями и эстетическими взглядами. Коллективное начало в фольклоре не противопоставляется индивидуальному. Фольклору присуще органичное соединение коллективного и индивидуального, при этом коллективность не мешает проявлению индивидуальных способностей сочинителей и исполнителей.

С коллективностью народного творчества органично связана устная форма существования фольклора. Фольклор появился раньше, чем письменность и первоначально существовал только в устной передаче. Устная форма существования народной поэзии ведет к появлению вариантов одного и того же фольклорного произведения - это еще одна специфическая черта фольклора - вариативность.

Фольклорные произведения отличаются от художественной литературы особенностями художественной формы. К этим особенностям относится, прежде всего, традиционная поэтика, выработанная народом на протяжении столетий. Традиционная народная символика, постоянные эпитеты, метафоры придают народному творчеству специфический колорит.

Фольклор отличается от письменной литературы и особенностями типизации. Литературе характерно создание типичных характеров в типичной обстановке. Типичный характер, отражая основные черты своего социального окружения и своей эпохи, проявляется через индивидуальные качества героя, через индивидуальный и неповторимый облик. Образы устного народного творчества не имеют такой индивидуализации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!