Мизантропия – новая норма жизни? Кто такой мизантроп? В каком возрасте проявляется внутренний мизантроп.

Утром в воскресенье они начали латать дырку в нашем дворе под нашими окнами. Было семь часов утра. Мы живем на десятом, но все было слышно. И звуки, и запахи. Они долбили, копали, а потом привезли машину асфальта, которая пахла.

Я не выдержал, я спустился вниз.

– Мужики! Воскресенье! Семь часов!

Мужики отложили лопаты.

– Вам что, дырка не мешает?

– Да нет же, мужики! Но поспать!

– И что вы предлагаете, – обратился ко мне тот, который был без лопаты и в кепке, – Отменить выборочный ремонт покрытия?

Про дать поспать, про прийти попозже, про какие-то изменения графика работ, щадящие наш сон и отдых, они не хотели говорить со мной.

Я вернулся домой, закрыл балкон и, без глотка свежего воздуха – это был июль, как ни как, – попытался продолжить сон. Сна больше не вышло. А зря.

За четыре часа до моего спуска с десятого этажа в батарею заколотили железным молотком. В нее часто колотят, колотили и сегодня. Мы даже знаем, кто колотит. Но от знания нам не легче. Мы ничего с этим колотением сделать не можем.

По батарее стучит наш сосед снизу Николай Петрович.

Дело в том, что примерно между часом и половиной четвертого каждой ночи в квартире Николая Петровича начинает раздаваться слабое дребезжание, гул чрезвычайно низких тонов. По словам Николая Петровича, этот гул не может слышать никто. Мы, его соседи, не можем слышать. Он сам, Николай Петрович – тоже не может слышать.

Этот гул может даже не слышать, а как-то ощущать только супруга Николая Петровича. Как он мне объяснил, от этого низкочастотного гула все тело его благословенной супруги начинает как-то необычайно вибрировать, причем как-то совершенно изнутри. То есть так вибрировать, что снаружи совершенно никто ничего не видит, однако же, сама супруга это чувствует, эту самую вибрацию, и требует от Николая Петровича немедленно навести порядок и с вибрацией этой как-то, наконец, разобраться. Иначе она, супруга то есть, от той вибрации просто даже начинает просто подвывать.

Мы, то есть я, и другие соседи выше и ниже Николая Петровича, мы много раз эту историю слышали, когда разбуженные звоном молотка о батарею кто в чем у самых Николая Петровича дверей в полвторого ночи оказывались. Николай Петрович смотрел на нас добрыми глазами и требовательно так увещевал:

– В общем, так мужики, или вы найдете мне эту падлу. Или я по батарее стучал и стучать буду. Потому что после стука жена моя, Ульяна Петровна, сразу же приходит в самое нормальное восприятие. И спокойно уже засыпает. Совершенно очевидно, что гнида эта одного только стука моего молотка боится.

Слушайте, дорогие мои! Вот вы, наверное, читаете все это и думаете, что это, наверняка, Зощенко. Что это гротеск такой, наверное, и ничего такого на свете существовать не может. Не имеет права существовать. А я вам скажу, что никакой это вовсе не гротеск, а очень даже реальность петербургского лета в две тысячи пятнадцатом году Новой Эры.

Совершенно это не гротеск, потому что следующим номером программы начинает выступать уже моя собственная жена, которая говорит всем нам, что ежели уж в единственный выходной поспать не получилось, так давайте уже, наконец, разберем новую Ванину программу по фортепиано. И тащит Ивана за инструмент.

Я что хочу сказать… Этим летом, заслышав Турецкое Рондо Моцарта, которое разучивает Иван, мне хочется одного. Мне хочется оправдать Сальери. Мне очень даже жалко, что Сальери оказался на поверку совсем даже нерешительным человеком и на самом деле Моцарта так и не отравил. Дал ему умереть своей смертью. Иначе бы чем бы они мучили сегодня наших детей и нас вместе с ними?

Это все какой-то абсурд, скажете вы. Молотком по батарее, запах теплого асфальта в балконную дверь, и вот теперь еще и Моцарт.

А что, все остальное не абсурд?

Я задыхаюсь от происходящего. Я ухожу в другую комнату и включаю компьютер. Захожу в социальную сеть.

Вы что, действительно считаете, что социальные сети – это лучше запаха асфальта или Моцарта?

Мы любим Путина. Мы не любим Путина. Все чиновники воруют. Не все чиновники воруют. Укры против ватников. Ватники против укров. Надо уничтожать продукты. Не надо уничтожать продукты…

Полтора часа блуждания по лентам друзей приводят меня в изнеможение. Я мокрый. Лицо мое покрыто испариной. Голова, глаза, кости, сердце, спина и даже желудок – все болит.

Откидываешься в кресле и последние силы тратишь на слабый стон:

– ООООООООООООООООО!

Бессильно, бессильно глядишь на себя, всматриваешься, силишься разобраться, что это? Что это за чувство? Что это за туман, навалившийся, удушающий тебя?

– Мизантропия! Мизантропия – имя тебе!

– О! О! Неужели?! Итак я – мизантроп?

Я ненавижу род человеческий? Возможно ли?

Что? Как?

Да вот так. Сидишь, разбираешься

Вроде бы, с чем боремся в себе? С человекоугодием? А упираемся в мизантропию.

Вот оно что…

Ни в чем мы не знаем середины.

Во времена Болотной не любишь либералов.

В эпоху Крымнаша испытываешь неприязнь к патриотам.

Родственникам лучше вообще не попадаться тебе на глаза.

Жена – ну да, для спасения именно такая и нужна.

Дети – откуда они такие взялись, и неужели ради этого мы их на белый свет появляли?

Себя тоже не любишь, себе ты тоже гадок, потому что, временами трезво заглядывая в себя, обнаруживаешь какой-то непреходящий внутренний идиотизм, прикрытый многомудрыми фразами и важными медлительными движениями.

Противно.

Ни внутри, ни снаружи не видишь ничего светлого. Дома оставаться уже более невозможно. И суток не пройдет, как Николай Петрович снова застучит своим железным молотком по батарее. А в следующее уже воскресенье они приедут латать дырку возле соседнего подъезда. И тот, в кепке, рассудительный, тоже приедет. А дальше что? Социальные сети и Турецкое рондо?

– Родная!

Вскакиваешь, озираешься по сторонам, слышишь звуки марша.

– Родная! Родная! Идите скорее сюда!

Взволнованные жена и сын влетают к тебе в комнату.

– Что? Что такое?

– Дорогие мои! Это невозможно! Это невозможно больше терпеть! Мы уезжаем! Мы немедленно уезжаем!

– Как уезжаем? Что значит немедленно? Что значит невозможно? Это же Моцарт! Куда уезжаем?

– Моцарт? Куда? Хорошо. Мы немедленно уезжаем в Австрию!

– В Австрию?

– В Австрию!

Австрия.

Въезжаешь и сразу встречаешь улыбки, шутки, разодетых дам, белых лебедей, симфонический оркестр, Альпы, озера и домики с балкончиками, заросшими буйными в своем разноцветии петуниями.

То есть по одной стороне улицы двигаются разодетые дамы. По другой – подтянутые кавалеры в цилиндрах. Кавалеры раскланиваются с дамами. Дамы приседают и хихикают в вуаль. Все они следуют мимо домиков и петуний к озеру. А на озере – уже лебеди. А вокруг озера – Альпы.

Как-то примерно так.

Что вам сказать про эту жизнь. Вот сами поглядите.

Старый седой миленький, выживший из ума херр Кендлер, у которого папаша сложил буйную свою голову то ли у Роммеля в Северной Африке, а то ли на Курской Дуге…

Из тех самых выживших из ума Кендлеров, у которых ты живешь и столуешься в их миленьком кукольном домике на высоком берегу Фушль-Зее, окруженном лесистыми пологими горами и другими такими же кукольными домиками…

В идеально отглаженной миленькой клетчатой рубашке, заправленной в такие же идеальные миленькие бежевые брюки, ниспадающие на белые плотные носки с тонкой зеленой полоской в коричневых кожаных сандалиях – во всем заботливая рука фрау Кендлер…

Каждое доброе утро херр Кендлер, щурясь сквозь толстые линзы, протягивает тебе свою мягкую теплую ладонь вместе с мурлычущим своим «мохген» и тут же ставит тебе на крахмальную клетчатую скатерть горячие кунжутные булочки, ароматную с мелкими жиринками вюрст, черничное варенье в прозрачной вазочке, и в кувшине – теплое альпийское молоко. Молоко у него сладкое и пахнет травой…

Если заглянуть на кухню, там можно увидеть и фрау Кендлер. Она режет на толстой доске вюрст. А на плите варит домашние яйца. На голове у нее платочек цвета альпийской лаванды. Она тоже улыбается тебе и произносит «мохген».

В маленьком игрушечном имперском Бад-Ишле… В теплом соленом бассейне, где вокруг тебя не вода, а рассол, который помнит еще императора Франца-Иосифа и его нежнейшую супругу…

Где густая из под земли целебная соль прогревает твои косточки, твои складочки, кожу твою всю проникает, добирается до почек и селезенки…

Немолодой мордастый херр Фридрих, про которого сразу ясно, что он настоящий австрийский Фриц, а мы ласково зовем его про себя Фрицик…

У него шикарные усы, именно шикарные, с широкой такой роскошной буквы «ше»…

Он лежит в рассоле и пытается просто лежать, но у Фрицика тут же, в бассейне, русская жена, которая решила скрасить Фрицику его сытую австрийскую старость, поэтому она привезла ему в Австрию из России свою взрослую замужнюю дочку от первого брака с детками и мужем, и еще одну свою русскую дочку от первого брака с детками, но без мужа, и еще одну свою племянницу без деток, но студентку колледжа, и еще внука от сына от первого брака, но без сына и без невестки, потому что с невесткой у нее не сложилось…

И вот этот круглолицый и шикарноусатый бедолага Фрицик пытается лежать в горячем соленом отваре, подставляя под массирующие пузырьки то бочок, то спинку, то животик, чтобы, сами понимаете, косточки, складочки, селезенка, почки и все дела…

А замечательные его, от которых мы в ту самую Австрию и сбежали, все эти дочки, внучки, внуки, племянники и зятья испытывают к нему какую-то несказанную тягу, отчего снуют, ныряют, брызгаются, елозят, щиплют его, дергают за усы, гладят по голове, поливают водой, притапливают, а он как непотопляемый кит, фыркает, крутит головой, отдувается, при этом улыбается из-под усов своих такой миролюбивой добродушнейшей улыбкой, словно счастливей и радостней человека, чем это Фрицик, нам на земле еще не встречалось.

Время от времени к нам подплывает мальчик Миша, сын той самой невестки, которая не задалась, из поселка Сертолово, про который мы знаем только, что в нем всегда пробки по дороге на дачу вдоль серого бетонного забора в шашечку, за которым прячется кадровый танковый учебный полк, а больше он в моей биографии ничем особенным не был отмечен.

Миша подплывает к нам и гордо сообщает:

– Это наш новый австрийский дедушка. Он очень добрый и богатый, – и уплывает назад дергать Фрицика за усы и брызгать горячей соленой водой ему в австрийские его счастливые глаза.

Седоусый с грустными каринтийскими глазами Питер Фукс, у которого вы снимаете мезонин в старинном родовом доме на берегу Вортерзее, сидит в этом же доме на террасе. Вокруг террасы висят яблоки на таких же, как дом, старинных родовых яблонях. На столе – свеча в прозрачном подсвечнике. В запотевшем ведерке ледяной «Вельтлинер». Два бокала. Плетеные кресла. Окно в дом с мелкими переплетами. Тюлевая косая занавеска. Шмель ползет по столу.

Напротив Питера сидишь ты. Ветка яблони касается твоего плеча.

Вчера днем, когда вы только приехали, он таскал твои чемоданы, приносил домашние яйца и молоко, показывал сад, хвастался своим чудным роботом, который сам косит траву на газоне, вызвался проехать и показать вам город и пляж, и озеро, и лебедей, и как они едят хлеб с руки, и самые дорогие гостиницы, в которых живут обычно русские, на которых вы, оказывается совершенно не похожи, потому что русских, живущих в мезонине в старом яблочном саду, он уверен, на свете не бывает…

А потом он повез вас в горы, в деревню, где крестьяне всю свою жизнь ужинают в маленьком ресторанчике, который всю свою жизнь держит почтенная фрау Гизелла в разноцветном платье и клетчатом передничке, а до этого всю свою жизнь держал ее отец почтенный херр Пауль в зеленой жилетке и кожаных шортах, а до него – держал его отец, почтенный херр Йоганн…

И вы едите какое-то безумное мясное, недавно еще мычавшее или хрюкавшее, или блеявшее, жареное, в несусветных количествах, на огромной тарелке и запиваете мутной холодной яблочной бражкой в пузатой прозрачной кружке, от чего в голове наступает одновременно и совершенная ясность сознания и не менее совершенное помутнение всяческого рассудка.

И все эти простые люди вокруг тебя, все эти простые австрийские фермеры в своих клетчатых рубашках и зеленых штанах за грубыми деревянными столами, покрытыми белыми вязанными салфетками, с кружками такого же мутного яблочного пойла, все-все становятся тебе роднее и ближе, да так, что ты без них уже и жизни себе не представляешь.

Да что ты? Они уже жизни себе без тебя не представляют, и улыбаются, и смеются, и чокаются с тобой, а узнав, что ты русский, зовут к себе за стол, обнимают, хлопают по плечу, чокаются, галдят чего-то по-немецки, которого ты совершенно не понимаешь, но сегодня вечером понимаешь почему-то совершенно все.

И чего им с того, что ты русский, что бы вот так неожиданно сразу же полюбить тебя?

И вы выходите из ресторанчика всей гурьбой, и фрау Гизелла выходит проводить вас на двор, а вам никак не расстаться. И вы все вместе – и фермеры, и ты уже совсем как фермер – начинаете требовать себе еще этого яблочного шикарного, от которого рождаются любовь и дружба между народами.

– Подайте нам, фрау Гизелла, еще!..

Но фермерские жены, они настоящие жены, они всегда на страже. И они уволакивают своих мужей поскорее домой, на покой. Потому что завтра у них наверняка сенокос. Или еще какая-нибудь жатва. И коровам еще не задали. И поросятам, наверное, тоже. И твоя жена, как добрая фермерша, уволакивает домой и тебя тоже:

– Хватит-хватит, дорогой, завтра обширная программа, поехали.

– Что? И нам тоже просятам надо задать?

Это было вчера.

А сегодня сумерки. Терраса. Свеча. Два бокала. Вино в ведерке. Косая тюлевая занавеска. Ветка яблони. Медленный шмель.

Ты в плетеном кресле. Питер напротив.

Он рассказывает тебе про жену. Жена болеет. Про детей. Дети разъехались. Четверо взрослых детей. Внуки. Жизнь прожита.

Он когда-то выкупил у родственников этот старый дедовский дом. Дед был очень богатый. У него было много домов, и были заводы и рестораны. Но он все продал и отдал все деньги императору Францу-Иосифу. Он так хотел помочь своему доброму Кайзеру. Но победили англичане и французы. Дед остался ни с чем.

Мы идем к Питеру в кабинет. Он показывает над камином портрет деда. Дед сидит в темном кожаном кресле. Склонившись над газетой. На носу у него круглые очки. Седой ус топорщится у него так же, как у Питера.

В общем, дед лишился всего, остался только этот дом. Питер потратил тридцать лет на то, чтобы восстановить его, восстановить по досочке, по гвоздику…

Он грустный, этот Питер. Ему шестьдесят шесть. Семь лет назад он поборол рак.

Он католик. У него много претензий к католической Церкви. Он говорит:

– Моя Церковь меня подводит.

Я улыбаюсь.

– Нет-нет, ты послушай. Сначала они прислали нам всех священников – поляков. Ты понимаешь, поляки и мы? Мы совершенно разные.

– Наверное, просто австрийские мальчики не хотели быть священниками?

Он умолкает и снова глядит на меня грустно.

– Не хотели. Тут ты прав.

Молчим.

– Но дело не только в этом! Куда мне идти? В нашем городе священник не только поляк. Он еще и гей! В соседнем городе священник – женат! Он женат, у него дети! Он же приносил обет безбрачия! Он же врет!

– У нас все священники женаты.

– Да? Официально?

– Вполне.

– Это правильно.

Он опять молчит.

– Но ты знаешь, когда я узнал, что у меня рак, я не думал про этих священников. Я ехал от врача, остановил машину и думал:

– Господи, я скоро вернусь Домой. Я вернусь Домой, какое счастье! Потом мне сказали, что я поправился. Прошло семь лет, и вот я все еще не Дома.

У него большие руки в редких конопушках, покрытые седыми волосами. Он крутит в них трубку, которую не курит – врачи запрещают курить. Кладет трубку и берет бокал. Отпивает. Ставит бокал – врачи не разрешают пить.

– Я отстроил этот дом, я потратил на него тридцать лет. Это дом моего деда. Здесь вырос мой отец. Здесь вырос когда-то я. Здесь выросли мои дети. У меня их четверо. Сейчас этот дом стоит миллион двести тысяч евро. Чтобы он достался кому-то из моих детей, он должен будет выплатить своим братьям и сестрам девятьсот тысяч. Ни у одного моего ребенка нет таких денег. Никто из них не станет залезать в кредит, чтобы его выкупить. Когда я умру, они продадут его. Никто из моих потомков не будет жить в этом доме.

Он опять умолкает. Наливает мне вина.

– А вы, русские, как решаете такие вопросы?

– Не знаю. Мы только двадцать лет, как начали снова строить дома. Скорее всего, никак не решаем. У меня самого такой же дом, который никому, кроме меня, не нужен.

Мы опять молчим. Ветка яблони лежит у меня на плече. Чехова ему, что ли, посоветовать почитать?

– А что, вишни у вас не растут?

Он вдруг наклоняется ко мне. Говорит тихо и глухо:

– Мой отец воевал под Смоленском. Его там тяжело ранили. И дедушка смог вернуть его домой по болезни. Нам, австрийцам, не очень-то удобно про это вспоминать. Ты понимаешь?

Киваю. Он откидывается в кресле.

– Мы переживаем, что такое было в жизни наших отцов. А вы? Вы как про это думаете? Вы думаете, что мы виноваты? Мы знаем, что виноваты.

Теперь я наклоняюсь к столу и ладонью зову его наклониться тоже. Носом к носу, я говорю:

– Мой отец, вообще-то, – я делаю паузу, – мой отец, вообще-то Вену брал, – откидываюсь на спинку, поднимаю бокал и помигиваю ему с улыбкой, – Вену!

– Да ты что? – вскидывается он.

– Точно-точно, – подливаю вино ему в бокал и опять поднимаю свой.

– Вену?!

Чокаемся. Не можем сдержаться. Хохочем.

– Надо же? Вену! – он пытается дотянуться рукой до моего плеча, – А пойдем-ка я тебе покажу, какой я делаю шнапс.

Он ведет меня в подвал, где мы еще полночи пробуем сливовый, грушевый, яблочный шнапс, домашнее пиво, наливки, опять шнапс, опять пиво. Возвращаемся на террасу. Снова пьем вино. И долго-долго нам с ним еще не расстаться.

Перед отъездом я приглашаю его в Петербург.

– Приезжай, Питер, я покажу тебе самый прекрасный город на свете!

Это Австрия. Нет, это все же Австрия!

Все милы. Милее самых милых. Хочется шаркнуть ножкой, высунуть от удовольствия влажный язык и не отпускать с лица вечную, кажется, уже улыбку приветливости и счастья.

За день до отъезда в маленьком солнечном альпийском городке, на берегу Волфганг-Зее. Где дома от самого озера и дальше – высоко-высоко побежали в горку, белые снизу, коричневые вверху, с деревянными балконами в ярких цветах от земли и до самой крыши. Останавливаешься возле маленькой сувенирной лавочки и от переполняющего всего тебя ликования берешь с прилавка и напяливаешь зеленую фетровую австрийскую шляпу с огромным желтым пером, желая запечатлеть это все на века для себя и для внуков в виде всенепременнейшего селфи. Настраиваешь фотоаппарат, делаешь глупейшую в своей жизни улыбку…

В это время из лавки выходит хозяин. Усатый синеглазый австриец в толстой валяной жилетке и коричневых шортах тисненой кожи. У него на голове такая же шляпа и такое же перо. Ты понимаешь, что отныне вы – братья. Такой же светлой идиотской улыбкой счастья, которую ты приготовил для селфи, обращаешься навстречу ему и склоняешься даже в легком поклоне с нечаянной мыслью «Вот дурень, взял бы из дома бутылку водки, подарил бы ему сейчас на память». Протягиваешь ему руку…

Быстрыми шагами устремляется шорточно-жилеточно-кожано-валеный автрийский брат твой к тебе, решительно срывает с тебя зеленую шляпу с желтым пером, и со словами, которых ты не знаешь по-немецки, но замечательно разумеешь по обстановке:

– Да что ж это такое? Понаехали уроды! Здесь магазин, а не фотоателье! Магазин, понимаешь ты это, чурка неавстрийская!? Магазин – значит покупать. Ателье – значит фотографировать. Положи на место и больше сюда не приходи! И откуда они только вас таких сюда привозят?

Да, вот с этими самыми словами он срывает с тебя шляпу, водворяет ее назад на прилавок, потом еще раз оглядывает тебя всего, медленно, с головы до ног. Качает головой, вздыхает, поджимает губы, достает из кармана щеточку, специальную щеточку для таких вот как ты придурков, и, брезгливо держа ее двумя пальчиками, несколькими привычными движениями вычищает внутреннюю поверхность шляпы, имея ввиду, разумеется, твои выпавшие жидкие волосенки и невесть откуда взявшуюся в голове перхоть. Мотнув головой, уходит.

Ничего не заметившая жена поворачивается:

– Что случилось?

– Да говорит, что у него там, в магазине, еще лучше шляпы есть. Чтоб я зашел туда, примерил. Говорит – для русских этим летом скидки. Очень приветлив. Но ты же знаешь, родная, зачем мне шляпа?

Мы идем вниз. Идем к озеру. От пристани отчаливает маленький пароходик. Уже вечереет. Пароходик увозит последних туристов. К берегу подплывают лебеди. Мама и папа – огромные белоснежные красавцы и выводок лебедят – четыре маленьких серо-палевых пушистых гадких утенка. Ванька кормит их хлебом с руки. Лебедята вытягивают шеи, толкаются. Родители сзади подпихивают то одного, то другого, следят, чтобы хватило всем, гогочут на них. А лебедята крякают, рвут хлеб из руки, когда не достают, пытаются ущипнуть Ваньку за ботинок.

Жена, которая тоже бросает хлеб птицам, оглядывается на меня.

– Нет, ну, ты посмотри только! Ты посмотри! – и рукою очерчивает горы в дымке, озеро, лебедей, домики возле воды, уходящий в озерный туман пароходик, – Ты только посмотри, как тут хорошо! А люди какие! Вот бы тут жить! Вот это счастье!

Ты стоишь немного поодаль, прислонясь к широкому пятнистому платану, и носком ботинка ковыряешь маленький корявый камушек под ногой.

Мизантропия толстым удушливым одеялом с головой укрывает тебя.

Домой. Домой…

В числе наиболее известных мизантропов - Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Джонатан Свифт, Франц Кафка, а так же любимцы миллионов телезрителей - (House Md) и (The Вig Bang Theory). Неужели у всех этих настолько разных людей и персонажей есть общая черта? Или же неприязнь к людям у каждого из них своя, особенная? Мы решили разобраться в этом вопросе, и вот что получается…

Кто такой мизантроп?

Мизантропия (от греческих слов «ненависть» и «человек») - отсутствие интереса к людям, либо презрение, либо ненависть к человечеству, его слабостям, моральным ценностям или их отсутствию. Одновременно все эти компоненты смешаны быть не могут, так как взаимоисключают друг друга: безразличный не обращает на других внимания и наслаждается одиночеством, презирающий любуется собой на фоне массы посредственностей, ненавидящий на самом деле боится и сам же страдает от своей нелюдимости.

Независимо от вышесказанного мизантропов можно разделить на две категории. Первые проявляют общую неприязнь к человечеству в целом - то есть homo sapiens как к несовершенному, полному противоречий и пороков виду - и, в принципе, замечают многие типичные недостатки в себе самих. Вторые, напротив, любят человечество в целом и себя как его часть - им не безразлично будущее, они могут бороться за сохранение природы, реформы образования и т. д. При этом они испытывают сдержанную неприязнь и недоверие к отдельно взятым людям - ничего требуют от других, но и не ожидают от них. Такие люди не смогли бы уехать на необитаемый остров и жить так как в раю - им нужно хотя бы ощущать присутствие себе подобных.

В любом случае неверно истолковывать мизантропию как полную изоляцию от людей. Как правило, мизантропы поддерживают нормальные, тёплые отношения с небольшим кругом избранных людей, которые проявили себя достойными уважения, честны перед собой и окружающими, умеют контролировать своё эго и, как следствие, способны к истинной дружбе, привязанности, преданности и любви.

Определение мизантропического склада личности на практике бывает трудным: во-первых, возможна её коррекция, в том числе из-за осознания социальной непрестижности. Равным образом маска мизантропа может быть приёмом защитного поведения, социальной мимикрии, цель которой - максимальная блокада социально-коммуникативных связей.

Причины мизантропии

Мизантропами часто становятся люди с интеллектом выше среднего, которые в силу своей генетической предрасположенности, образованности (а может и количеству прожитых жизней) возвышаются над «средними» людьми. Мизантроп не обязательно относится к остальным с высокомерием и считает их «быдлом» - он может и осознавать, что каждый разумен в силу своих возможностей (никто ведь не презирает приматов, за то что они не настолько умны, как люди). Однако проводить время в подобном обществе интеллектуал не хочет и даже не может - им невыносимо скучно слушать «общение» обычных людей, погружённых в мелкую, ничего не значащую суету, сплетни, склоки, желание произвести на кого-то впечатление…

Отдельный случай вынужденной мизантропии у одаренных людей - это ответная реакция на отношение к ним окружающих. Выдающихся личностей часто не понимают, не принимают, ненавидят и часто подвергают издевательствам, насмешкам и гонениям. Ничего удивительного, что одарённый человек отвечает взаимностью толпе уязвлённых посредственностей.

Ещё одна возможная причина мизантропии - это идеализм. Некоторые люди, сталкиваясь с несовершенством реального мира и его несоответствием утопическому порядку и гармонии, не выдерживают этого противоречия. Нетерпимость к недостаткам, которые встречаешь на каждом шагу, выливаются в ненависть. Сложность в том, что такого рода мизантропами часто становятся люди с тонкой душевной организацией, которые очень остро чувствуют все то гадкое, что есть в людях, и искренне переживают по этому поводу. Пытаясь исправить, «вылечить» человечество, они сталкиваются с тщетностью своих усилий, и начинают ненавидеть людей еще больше.

Мизантропия как философия существования и модель (анти)развития общества - это болезнь нашего века в принципе. Многие люди были воспитаны в духе «выживает сильнейший» и «после меня хоть потоп», и по сей день руководствуются этими принципами. Они не спрашивают себя, куда эти лозунги ведут, не задумываются о том, кто их создал и с какой целью пропагандирует. Они - мизантропы от недостатка интеллекта, а не от его избытка.

Встречаются и такие мизантропы, для которых ненависть ко всем и ко всему - просто способ почувствовать себя уникальным, не имея на то никаких действительных причин. Эти люди (чаще всего подростки) являются психологически незрелыми, не любят себя по-настоящему и проецируют эту нелюбовь на всех окружающих. При этом он, конечно, не понимает истинной причины своей «выдающейся нестандартности», которая кроется в отсутствии близких и доверительных отношений в «родительском гнезде».

Не путать с социопатией

Социопатия, - модный нынче диагноз, которым бросаются в адрес мизантропов, простых интровертов и людей, пребывающих в затяжной депрессии. Однако диссоциальное расстройство личности проявляется совсем иначе: оно характеризуется игнорированием социальных норм, импульсивностью, склонностью к агрессивному поведению и насилию, безответственностью и отсутствием чувства вины, неспособностью извлекать пользу из жизненного опыта и наказания, крайне ограниченной способностью формировать привязанности, бессердечностью и равнодушием к чувствам других людей. В качестве дополнительного признака может иметь место постоянная раздражительность. Истинные социопаты так же обладают выраженной склонностью обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, которое грубо не соответствует господствующим социальным нормам и приводит его к конфликту с окружением.

Мизантроп – это личность, не любящая и презирающая человечество как вид, обычно противопоставляющая себя обществу, либо окружающая себя людьми, контрастирующими с социальным большинством. Ненависть к человечеству проявляется не к каждому индивиду, сколько к общей массе, которая необдуманно следует стадным инстинктам выполнения глупых и навязанных правил, догматов и прочих установленных гласных или негласных законов определяющих эмоции и поведение. Раздражает глупость, необразованность, способность допускать ошибки, отказы думать и принимать индивидуальную ответственность вместо подчинения и ухода за моральные нормы. Численность друзей мизантропа обычно невелика, но отношения теплые и человечные, любящие.

Слово мизантроп антоним слову человеколюбящий, при этом не является синонимом социофоба. Мизантропия является особенностью, тогда как – диагноз психиатрического спектра, предполагающий болезненный перед обществом, неумение контролировать данное чувство.

Мизантроп же может общаться со всеми и хочет этого с избранными людьми, его нелюдимость оправдана скорее брезгливостью, чем страхом.

Кто такой мизантроп?

Мизантроп это человек, который держится подальше от людей, проявляет , развитый в достаточно критической форме, выражает человеконенавистнические мысли (может, как наслаждаться этим, восторгаясь своим величием и отличием от низкопробности окружающих, а может страдать от недоразвитости общества и невозможности взаимодействовать). Проявляться мизантропия может периодически, а может выступать основной жизненной философией человека. Толчком для ее развития служит определенная структура личности, свойственная людям с по индивидуалистическому и параноидальному типу, психопатическим личностям.

Мизантропия может быть сопутствующей особенностью развития психиатрических заболеваний и оказывать определенное влияние на их течение (так при параноидальной бредовая конструкция будет приобретать воплощение в виде , где общество будет виновато в нанесении мнимых обид). При этом всем сама по себе мизантропия отдельно не является причиной возникновения психиатрических нарушений и сама не является отклонением от нормы.

Существует мнение, что мизантроп это человек, который не способен ни на какие проявления чувств, кроме , он холодный и бесчувственный субъект. Но мизантропы способны выстраивать абсолютно нормальные отношения и испытывать чувства. Единственное отличие в том, что людей, представляющих близкий круг, мизантроп тщательно фильтрует, каждый раз, серьезно выбирая с кем дружить. В ситуации, когда человек страдает от допущенной ошибки мизантроп и заметят эту ситуацию с одинаковой скоростью и силой реакции, только отреагируют с разными векторами – филантроп кинется на помощь нуждающемуся, а мизантроп отойдет подальше, поморщившись от допущенной человеком ошибки.

Избирательность мизантропичного реагирования может иметь различную специфику проявления в зависимости от степени проявления (переносимость выхода в общество или полное затворничество), от степени реагирования (молчаливое происходящего или бурное негодование), от направленности на определенную группу лиц (пол, возраст, национальность), от реагирования на какой-то конкретный проступок или абсолютно любые недочеты. Сочетание данных факторов складывает уникальный рисунок мизантропичного реагирования каждого человека.

Характерными признаками мизантропа могут быть: нежелание контактов в публичных местах (может сидеть в одиночестве на площади, в сквере, ходить на выставки, при этом бояться того, что кто-то начнет разговор), нежелание заполнять разговорные паузы пустыми темами (молчание не напрягает), нежелание отвечать на телефонные звонки (в приоритете сообщения в различных сервисах общения), покупки через интернет-сайты предпочтительнее выхода в магазин.

Мизантроп и филантроп являются принципиальными противоположностями. Тогда как первые с настороженностью относятся к людям, и даже сквозь позитивные качества продолжают искать негатив, то вторые безоговорочно верят в человечество в целом и стараются быть добрым и помогающим в отношении каждого, знакомого или нет, виноватого или пострадавшего. Ирония состоит в том, что человека качает между этими двумя противоположными полюсами. И филантроп, наткнувшийся в очередной раз на неблагодарность, подлость, особенно в моментах, когда его добротой пользуются, а потом предают, становится мизантропом, ненависть к людям у которого подтверждена фактами и душевными ранами разочарований. Но бывает и обратный процесс, когда благодаря кому-то из окружающих людей, закоренелый мизантроп вдруг дает миру шанс, начинает сомневаться в ущербности человечества и этот процесс так его затягивает, что он оказывается на другом полюсе – филантропии.

Мизантроп – значение слова

В буквальном переводе с греческого мизантропия обозначается, как человеконенавистничество, но понятие значительно больше и рассматривается более широко в контексте нюансов. Распространилось и вошло в обиход понятие после комедии Мольера «Мизантроп», где главный герой изображен в негативном свете, при гротескно заостренных чертах мизантропии, что послужило заведомо негативному отношению и использованию данного понятия для характеристики порочных черт.

Мизантроп антоним филантропу, но синонимов имеет значительно больше, что раскрывает многогранную суть понятия. В контексте мизантропии можно говорить не только о ненависти к человечеству и социальному порядку, но также о затворничестве, отшельничестве, дикарстве, об уникальности, высоких требованиях. Играть на контрастах антонимов и синонимов для уяснения сути понятия не является актуальным и целесообразным, т.к. мизантроп может проявлять филантропские черты, занимаясь благотворительностью (за этим может стоять стремление поднять свою , желание наживы, создание имиджа – ни один вариант не смотивирован желанием помочь или любовью к человечеству).

Мизантропия выражается не в отсечении всех контактов, а в их ограничении, избегании слишком тесных контактов, с не входящими в близкий круг человека. Ненависть может приобретать форму отсутствия беспричинной симпатии, пренебрежения, повышенной критики.

В домашней обстановке мизантроп может быть добрым, чутким и дружелюбным. Но он не будет участвовать в поддержании традиций и правил, которые придуманы большинством. Человек будет надевать праздничный наряд, когда праздничное настроение, а не когда указывает календарь (т.е. игнорировать новогодние традиции и улечься спать – вполне в духе мизантропа). В рабочей атмосфере мизантропия обычно не заметна, люди адекватны и способны не высказывать вслух свое отношение к происходящей нелепице.

Мизантропия не имеет целевой направленности на кого-то одного, подобное раздраженное и критичное отношение касается всего человечества, при этом сам человек пытается дистанцироваться и противопоставить себя общей массе толпы, которая сливается в единый неразумный организм. При кажущейся холодности, мизантропы сверхчувствительны, именно такая чувствительность сильно ранит их при случаях несправедливости, порождая травму и рождая механизм избегающей защиты, выливающийся в мизантропичную философию и способ жизни.

Нелюбовь к социуму связана с чувством презрения к низкому уровню развития и интеллектуальным способностям, к человеческим слабостям и отсутствия характера, склонности повторять ошибки. По мнению мизантропа человек должен представлять собой более совершенную форму и не скатываться до животного уровня, что довольно часто происходит повсеместно и заставляет дистанцироваться от человечества. Но такие требования проявляются и в отношении себя, упор делается на постоянное и соответствие внутренним нормам морали, способности оценить критически и выбрать необходимое, а не следовать за всеми.

Из всего вышесказанного выходит, что мизантропичные черты невозможно отнести исключительно к положительному или отрицательному спектру. Кто-то остерегается таких людей, а кто-то хочет стать на них похожим, ища способы развития мизантропии.

Известные мизантропы

Если человек научился жить, наладив взаимодействие своего внутреннего мира и окружающей действительности, то не имеет значения каковы особенности его личности.

Мизантропы способны устанавливать хорошие отношения, строить семьи и добиваться успеха во внешнем мире, несмотря на отсутствие ярого желания взаимодействовать с людьми. Среди известных мизантропов много философов и мыслителей, и именно такая особенность делает их рассуждения интересными и лишенными приукрашивания действительности.

Шопенгауэр ненавидел этот мир, но его труды востребованы сквозь столетия, Жан Жак Руссо отличался скверным характером и принес миру множество своих творений, Ницше презирал основополагающие понятия культуры и морали, критиковал религию и читаем во всем мире. Благодаря нелюдимости и предпочтению меньше контактировать с людьми Пржевальский занялся изучением животных, а Чайковский написал множество произведений. Даже столь публичная профессия, как актер, не изменила мизантропичность Била Мюррея, ведь интровертированность не влияет на .

Но есть в истории и примеры несущие и деструктивную сторону понятия мизантроп. Адольф Гитлер ненавидел в людях определенные качества, данные от рождения, и стремился к очищению человечества, созданию лучшей расы – все это мизантропичные идеи в своем пике проявления. Методы Сталина также противоположны принципам филантропии.

Мизантропичность не оставляет равнодушным, такими людьми можно восхищаться (чаще всего они очень эрудированны, обладают тонким чувством юмора, завидным ) или ненавидеть (за критику, нежелание подчиняться общественным выдуманным нормам, за выбор не общаться с теми, с кем не хотят). Качество настолько неоднозначное и магнетичное, что повлияло на вымышленных персонажей – Шерлок Холмс, доктор Хаус.

Особенность эта корректируется, вектор направления ее использования различен, так что если вы или знакомые имеют мизантропичные признаки, не торопитесь с суждениями и выводами – там внутри еще много интересного.

В современном мире всё чаще можно встретить человека, который называет себя МИЗАНТРОПОМ . Многие книги и фильмы выбирают в качестве главных героев именно такой тип личности.

В чем причина популяризации и в каком контексте будет верно употребление этого понятия? Предлагаем детально разобраться в этом...

Меня часто называют занудой, зазнайкой и мизантропом.
Предупреждаю всех: на самом деле я гораздо хуже.
Аль Пачино

Кто такой мизантроп, и что такое мизантропия?

Углубляясь в корни, слово мизантропия происходит от греческих «мизос» - ненависть и «антропос» - человек, т.е. буквальный перевод – «человеконенавистничество», нелюбовь к человечеству в целом и отдельно к людям.

Исходя из этого, мизантроп – это человек, который не любит людей, ненавидит и презирает общество, часто противопоставляя себя ему. Ученые, психологи утверждают, что на практике, данное определение является не достаточно верным. Встретить человека, который глобально ненавидит людей и человечество в целом, практически нереально. Если такой случай и встречается, то он объясняется серьезным психологическим заболеванием. Мизантропия, в свою очередь, не является психическим отклонением.

В частых случаях, у мизантропа есть один или несколько человек, которых он любит, и которым он доверяет. Попадают в этот узкий круг только после тщательного отбора. К остальному обществу он испытывает устойчивое негативное чувство.

Таким образом, мизантропия не есть человеконенавистничество в его прямом понимании. Это критичное отношение к людям, которое имеет свои границы и не является тотальным.

Без других ты ничто. Самый ожесточенный мизантроп нуждается в людях, хотя бы для того, чтобы их презирать.
Мария фон Эбнер-Эшенбах


Мизантроп крайне редко находится в большой компании. Может проявлять индивидуализм в резкой, критичной форме.
Основными признаками мизантропии могут быть:
  • поиск подвоха и провокации в каждом действии окружения;
  • недоверие к людям;
  • нежелание проводить встречи в публичных местах (предпочтительней выставка или сквер в парке);
  • охотнее будет писать сообщения, нежели отвечать на телефонные звонки;
  • нежелание первым начинать разговор (молчание не вызывает неловкости).
О мизантропии можно говорить не только в контексте ненависти к миру, но и в смысле отшельничества, нелюдимости, а также высоких требованиях к окружающим.

Классическое понимание этого термина, пришло в обиход культуры после появления на свет пьесы Мольера «Мизантроп». Именно в этом произведении, автор наиболее объективно трактует понятия мизантропии, показывает переживание главного героя, его отношение к миру и к людям.

Очень часто, когда говорят об отрицательном отношении к обществу, мизантропов путают с социофобами или антропофобами. – человек, который боится общества, а – челочек, который боится людей. И первый и второй случаи являются психическими отклонениями, которые решаются с помощью специалистов.

Мизантропия, как указывалось ранее, не болезнь, а качество характера, иногда, личный выбор человека. Однако, это качество, может быть сопутствующей особенностью при возникновении психиатрических заболеваний и оказывать влияние на их течение.

Сложность в характере мизантропа не помешает ему построить счастливую или добиться успеха. Это будет возможно только в том случае, если он сумеет найти гармонию собой и внешним миром. Среди мизантропов множество известных личностей, которые оставили весомый след в истории и культуре. Так, Ницше, при всем его презрении к морали, религии, является, до сих пор, читаемым во всем мире.

Артур Шопенгауэр высказывался о ненависти к миру, но при этом он один из самых известных мыслителей в истории. Есть и негативные примеры мизантропов. Создание лучшего человечества путем очищения репрессиями – идеи Адольфа Гитлера, которые являются ярким примером мизантропии.

Причины мизантропии

Причины мизантропии могут быть разные. Но можно выделить два основных фактора, которые влияют на формирования этой особенности.

Первый фактор – тяжелое детство

С самых ранних лет человек не видел ничего доброго, хорошего, не чувствовал любви. Обычно, это дети из неблагополучных семей. В силу обстоятельств формируется стойкое негативное отношение к миру. Эти люди уверены, что везде подвох и, по-другому, быть не может.

Второй фактор – особенная чувствительность характера и обостренное чувство справедливости

Тонкая душевная организация таких личностей будет стремиться к идеалу и, разочаровываться, не найдя его. Также, чувствительные люди редко отличаются стрессоустойчивостью. Постоянный переизбыток общения с разными людьми может негативно отразится на личности.

Ярким примером может послужить всем известная фраза поэта из Германии Генриха Гейне: «Чем больше знаю я людей, тем больше нравятся мне звери. ». Так же, причиной предрасположенности к мизантропии, могут быть внутренние комплексы, низкая самооценка, неуверенность в себе.

В каком возрасте проявляется внутренний мизантроп?

Как утверждают ученые и психологи, обычно, мизантропия возникает с подросткового возраста. В тот момент, когда у ребенка просыпается их собственное «я». Появляется способность к мировоззрению, рефлексии и критичному мышлению.

Когда у маленького человека начинает появляться отношение к действительности, к людям, он начинает осознавать, что мир и люди могут быть не всегда дружелюбны, могут быть лицемерны и несправедливы. Будучи еще маленьким человеком, но которому присуще обостренное чувство правды и справедливости, он может узнать в себе мизантропа.

Политика, войны, множество негативных фильмов про смерти, подлость и предательство – всё это еще больше усугубляют ситуацию и провоцируют появление мизантропов.

Типы мизантропов

Обычно, мизантропов разделяют на два типа:

1. Ожесточённая личность, которая проявляет свою ненависть ко всему миру

Такой тип мизантропов, видя только худшую сторону мира, считает, что человечество не изменится и лучшим решением проблемы будет полностью избегать общения. Иногда они выбирают критический путь и становятся затворниками, отшельниками.

2. Борец за справедливость

Это мизантроп-идеалист, который в глубине души любит этот мир, и мечтает, чтобы он стал лучше. Такой тип, является сторонником всяческих реформ.

Он тяжело переживает любые человеческие несправедливости. Жестокое отношение к животным, ухудшение экологии, матерные слова при детях, разбросанный мусор – все это остро воспринимается мизантропом. Как следствие – резкое категоричное отношение к определенным личностям, но не к миру в целом.

Мизантроп - это человек, ненавидящий людей, чуждающийся их.

Итог

Мизантроп и особенности его характера не оставляют равнодушным никого. Этих людей можно ненавидеть, но и можно ими восхищаться. Магнетизм и неоднозначность характера такого человека приковывает внимание.

Эту черту используют авторы в своих произведениях, беря за основу главного героя - мизантропа. Вспомните Печорина из «Герой нашего времени», Шерлока Холмса или современного доктора Быкова из сериала «Интерны». Согласитесь, этих персонажей нельзя назвать абсолютными положительными героями, но они захватывают наше внимание своей уникальностью, которая, порой, граничит с безумностью.

Мудрость человека проявляется в его борьбе с собственной мизантропией.
Автор неизвестен


В рамках этой статьи мы выяснили, что мизантроп - это человек, который не любит людей. Но так ли это на самом деле?

Оглянитесь вокруг, возможно, за маской человека, который вам несимпатичен скрывается личность, которая искренне любит этот мир, но в силу обостренного чувства правды, просто не может смириться с его несправедливостью? Как вы считаете? Поделитесь с нами своим мнением.

Мизантропия (греч. μίσος - «ненависть» и άνθρωπος - «человек») - это неприязнь, недоверие или ненависть к человечеству или предрасположенность к неприязни и/или недоверию к другим людям. Также - выражение неприязни и презрения к «общепринятым» правилам и «моральным ценностям», недоверие и презрение к господствующей религии и её догматам, желание во что бы то ни стало отгородить себя от внешних контактов с обществом, чаще всего - не беспочвенна и проявляется у творческих личностей и личностей, непонятых или отвергнутых остальным «социумом», не нашедших себе места в обществе и лишённых единомышленников (не путать с маргиналами). Термин также подходит к тем людям, которые добровольно избегают общения с другими людьми или становятся отшельниками из-за вышеупомянутых чувств.

Основные сведения

Мизантроп - человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает (или наоборот наслаждается) человеконенавистничеством (мизантропией). Данная склонность может являться основой жизненной философии. Слово получило особое распространение после комедии Мольера «Мизантроп». Противоположность - гуманист, филантроп.

Хотя мизантропы выражают общую неприязнь к человечеству в целом, они, как правило, поддерживают нормальные отношения с определёнными людьми. Мизантропия может быть мотивирована чувством изоляции и социального отчуждения, или просто презрением к характерным чертам, присущим большей части человечества.

Мизантропия обычно неправильно истолковывается как индивидуализированная ненависть ко всем людям в целом. Из-за этого термин часто ошибочно ассоциируется с множеством негативных вещей, идущих «в нагрузку». В особых случаях мизантроп действительно может ненавидеть человеческий вид в целом, но при этом мизантропия не обязательно говорит о психопатии. Мизантропы могут поддерживать нормальные и близкие отношения с людьми, но количество таких людей обязательно будет ограниченным. Для мизантропов типичен тщательный выбор тех, с кем общаться и дружить. Здесь антипатия мизантропа проявляется особенно хорошо, поскольку для них характерно презрение к распространённым человеческим ошибкам и слабостям, в том числе и к своим собственным.

Известные мизантропы

Артур Шопенгауэр
Фридрих Ницше
Билл Мюррей
Трент Резнор
Александр Гордон
Чарльз Буковски
Мишель Уэльбек
Амброз Бирс
Стивен Патрик Моррисси
Жан Жак Руссо

В массовой культуре

Тревис Бикл («Таксист (фильм)»)
Антон Чигур («Старикам тут не место»)
Агент Смит («Матрица (кинотрилогия)»)
Бендер
Дарья Моргендорфер
Доктор Быков («Интерны (сериал)»)
Доктор Грегори Хаус
Джек Торренс («Сияние»)
Джон Константин («Константин: Повелитель тьмы»)
Мистер Бёрнс
Мистер Дикинсон («Мертвец»)
Персиваль Кокс
Роберт Келсо
Сайлар
Стьюи Гриффин
Старуха Шапокляк
Фрэнк Мартин («Перевозчик»)
Эрик Картман
Шелдон Купер («Теория большого взрыва (телесериал)»)
Роршах («Хранители»)

В музыке

Лева Би-2.
Джим Моррисон
Егор Летов.

В литературе

Григорий Александрович Печорин - персонаж романа «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова.
Урсус - персонаж романа «Человек, который смеется» Виктора Гюго.
Весьма мизантропично описан персонаж романа «Мастер и Маргарита», Понтий Пилат. Важно учесть тот факт что Пилат является реальной исторической фигурой. В романе он изображен как человек, относящийся с недоверием к людям.
Джонатан Свифт высмеивал человечество. Особенно ярко он сделал это в главной книге своей жизни - «Путешествия Гулливера». Свифт не ненавидел человечество (хотя за ним закрепилась такая слава), но считал что если человеку дать полную свободу, то рано или поздно он скатится до скотского состояния йеху. Похожие идеи были и у Маркиза де Сада, который показал всю животную сущность человека, не ограниченного законом и моралью.
Также, известный сыщик Шерлок Холмс - герой романов и рассказов Конан Дойля является мизантропом.
Кнемон - персонаж комедии «Брюзга» Менандра.
Человек из подполья - персонаж повести «Записки из подполья» Достоевского.
Гриффин из романа Уэллса «Человек-невидимка»

Филантроп (от греч. φιλέω, «любить» и греч. ἄνθρωπος, «человек») - человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся.

Древнейшей формой благотворительности была милостыня и призрение (присмотр) нищих, главным образом, при церквях и монастырях.

Филантроп - полная противоположность мизантропу. Филантропия - человеколюбие, забота об улучшении участи человечества.

Знаменитые филантропы

Ричард Столлман - основатель движения свободного ПО
Гарольд Элфонд - передал в бюджет своего фонда 360 миллионов долларов для того, чтобы каждый житель его штата Мэн, рождённый начиная с 1 января 2009 года, мог получить грант на образование в колледже.
Павел Михайлович Третьяков и Сергей Михайлович Третьяков
Дэвид Гилмор
Савва Тимофеевич Морозов
Боно
Уоррен Баффетт
Марк Шаттлворт
Генри Форд
Пол Ньюман
Наполеон Хилл
Якоб Шифф
Тереза Тенг - Азиатская поп-звезда 70-80 годов.
Анджелина Джоли
Майкл Джексон
Джордж Сорос
Хуан Калинос

Ещё античные писатели заметили, что богатые люди испытывают гораздо большее наслаждение не от того, что получают, а от того, что дают. Стоит также заметить, что филантропия - это нечто большее, чем простое измерение количества пожертвованных средств: часто филантропы отказывались от всего, что имели, в пользу других и не требовали ничего взамен.

Пословицы и афоризмы о филантропии

Да не оскудеет рука дающего. Да не охамеет рука берущего.
Дам не рыбу, но удочку…
Филантропы, увлекаясь благотворительностью, теряют всякое человеколюбие. Это их отличительная черта, однако что их потом заставляет отказаться от имущества и суеты, жить просто ради других и созерцать одиночество и радость аскетическому образу жизни - неясно. (Оскар Уайлд. «Портрет Дориана Грея»)
«Чистая филантропия очень хороша, но филантропия плюс пять процентов годовых - еще лучше» (Сесил Родс)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!