Мы случайно сведены судьбою. «К* (Мы случайно сведены судьбою…)» М

«К* (Мы случайно сведены судьбою…)» Михаил Лермонтов

Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою;
Хоть пути не кончить им вдвоём!

Так поток весенний отражает
Свод небес далекий голубой
И в волне спокойной он сияет
И трепещет с бурною волной.

Будь, о будь моими небесами,
Будь товарищ грозных бурь моих;
Пусть тогда гремят они меж нами,
Я рожден, чтобы не жить без них.

Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
Но с тобой, мой луч путеводитель.
Что хвала иль гордый смех людей!

Души их певца не постигали,
Не могли души его любить,
Не могли понять его печали,
Не могли восторгов разделить.

Анализ стихотворения Лермонтова «К* (Мы случайно сведены судьбою…)»

В 1831 году 16-летний Михаил Лермонтов познакомился с Екатериной Сушковой и влюбился в девушку, которая впоследствии долгих 10 лет играла его чувствами. Однако юный поэт не терял надежды, что когда-нибудь сможет завоевать сердце взбалмошной и эгоистичной красавицы. Практически с первых дней знакомства он посвящал своей избраннице стихи, считая, что эта встреча является неким знамением свыше. Не склонный от природы к мистицизму, поэт уверовал в то, что обрел свою вторую «половинку».

В подобном ключе выдержано стихотворение «К* (Мы случайно сведены судьбою…)», в котором Лермонтов пытается достучаться до возлюбленной и рассказать ей о своих чувствах. Поэт не затрагивает тему любви, однако признается: «Мы себя нашли один в другом, и душа сдружилася с душою». При этом автор отдает себе отчет в том, что для счастливого союза с Екатериной Сушковой существует множество различных препятствий. И в первую очередь все дело в характере девушки, которая любит светские развлечения и обожает кокетничать с мужчинами. Однако Лермонтов видит в своей избраннице не только это, он восхищается ее богатым внутренним миром. Он понимает, что поведение Катеньки в обществе – это защитная маска, под которой скрывается тонкая и очень ранимая душа. Именно по этой причине поэт просит свою музу: «Будь, о будь моими небесами, будь товарищ грозных бурь моих».

Постоянные ссоры с девушкой не смущают Лермонтова, который считает, что лишь привносит живость в их отношения. Однако он не может предположить, что с каждым днем эта безобидная игра заходит все дальше и дальше: поэт влюбляется все сильнее, а Екатерина Сушкова все чаще использует его чувства в качестве мишени для насмешек.

В свое время Александр Пушкин очень точно определил характер таких взаимоотношений, отметив: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». Роман Лермонтова и Сушковой развивался именно в таком ключе, однако поэт еще не скоро осознает, что стал жертвой игры в любовь. Пока же он полон решимости бросить к ногам избранницы весь мир за возможность хоть изредка ощущать ее благосклонность.

Поэт признается: «Я рожден, чтоб целый мир был зритель». Под этой фразой подразумевается, что Лермонтов знает о своей исключительности, но не уверен в том, что сможет достичь успехов на литературном поприще. Однако рядом с Екатериной Сушковой ему не страшны людская молва, презрение и клеймо неудачника. «Что хвала иль гордый смех людей!», — отмечает автор, подразумевая, что на первом месте для него есть и будут не личные амбиции, а взаимоотношения с этой девушкой. Ведь она легко улавливает его настроение и точно знает, когда поэт нуждается в дружеском участии, а когда готов поддержать светскую беседу. То, что Сушкова не испытывает к нему любви, Лермонтов поймет гораздо позже, и это станет самым большим разочарованием в его жизни.

"К*" («Мы случайно сведены судьбою») «К*» («Мы случайно сведены судьбою»), стих. раннего Л. (1832), посв. В.А. Лопухиной. В любовной лирике 1830-32 (напр., в стихах ивановского цикла), где преобладают ноты обиды, упрека и горечь обманутых надежд, это стих. выделяется особым настроением просветленной и уверенной в своем чувстве любви: идеальный образ любимой женщины, так рано родившийся в сердце юного поэта, служит ему единственной отрадой: «Но с тобой, мой луч путеводитель, / Что хвала иль гордый смех людей!». Такая любовь есть любовь-товарищество, любовь-спутница - «Будь, о будь моими небесами, / Будь товарищ грозных бурь моих» - и она не отвергается поэтом. Однако надежда найти счастье в любви несбыточна, отсюда и роковая невозможность общего пути: герой знает о другом исходе, уготованном ему судьбою. Так возникает другой осн. мотив - мотив избранничества; стих., т.о., перерастает рамки любовной темы. Лирич. герой осознает единственность и неповторимость своей жизни, открыто и бескомпромиссно противопоставляя себя чуждому миру, утверждая стремление к героич. действию, борьбе: «Я рожден, чтоб целый мир был зритель / Торжества иль гибели моей». Эту поэтич. формулу можно рассматривать как своего рода декларацию раннего Л. В отличие от человеческого мира, косного и равнодушного, герою близка природа как естественная дружелюбная среда. В то же время элементы романтич. пейзажа («свод небес далекий», «грозные бури», «бурные волны») несут символич. смысл. Экспрессивная напряженность синтаксиса, многократно используемые анафоры создают ту «раскованную» патетику лермонт. стиха, когда свободная поэтич. мысль как бы вырывается из рамок четко организованной формы. Автограф неизв. Авторизов. копия - ИРЛИ, тетр. XX. Впервые - «СВ», 1889, № 1, отд. 1, с. 21-22; Датируется по положению в тетради.

Лит.: Максимов (2), с. 32-37; Матвиевская Л. А., О стилистич. использовании антонимов в лирике и поэмах М. Ю. Л., «Рус. язык в школе», 1977, № 2, с. 71-72; Пахомов (5).

В. Н. Шикин Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. - М.: Сов. Энцикл. , 1981

Смотреть что такое ""К*" («Мы случайно сведены судьбою»)" в других словарях:

    - «МЫ СЛУЧАЙНО СВЕДЕНЫ СУДЬБОЮ», см. «К*». Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э.,… … Лермонтовская энциклопедия

    СЛУЧАЙНО, нареч. 1. нареч. к случайный в 1 и 2 знач. Случайно встретиться с кем нибудь. «Случайно купить что нибудь. Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно.» Грибоедов. «Мы случайно сведены судьбою.» Лермонтов. Мы встречались случайно. Я его… … Толковый словарь Ушакова

    МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… … Лермонтовская энциклопедия

    ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Лермонтова, воплощенное в его творчестве представление о совершенной личности, неразрывно связанное в сознании поэта с представлением о совершенном мироустройстве в целом. Для понимания лермонт. творчества Э. и. особенно важен:… … Лермонтовская энциклопедия - СТИХОСЛОЖЕНИЕ Лермонтова. Стиховая речь Л. как особый вид поэтич. речи характеризуется чрезвычайным разнообразием выразит. средств: обилием метрич. и строфич. форм, свободой ритмич. вариаций, богатством мелодич. интонаций, изобразительностью… … Лермонтовская энциклопедия

Михаил Юрьевич Лермонтов

Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою;
Хоть пути не кончить им вдвоём!

Так поток весенний отражает
Свод небес далекий голубой
И в волне спокойной он сияет
И трепещет с бурною волной.

Будь, о будь моими небесами,
Будь товарищ грозных бурь моих;
Пусть тогда гремят они меж нами,
Я рожден, чтобы не жить без них.

Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
Но с тобой, мой луч путеводитель.
Что хвала иль гордый смех людей!

Души их певца не постигали,
Не могли души его любить,
Не могли понять его печали,
Не могли восторгов разделить.

В 1831 году 16-летний Михаил Лермонтов познакомился с Екатериной Сушковой и влюбился в девушку, которая впоследствии долгих 10 лет играла его чувствами. Однако юный поэт не терял надежды, что когда-нибудь сможет завоевать сердце взбалмошной и эгоистичной красавицы. Практически с первых дней знакомства он посвящал своей избраннице стихи, считая, что эта встреча является неким знамением свыше. Не склонный от природы к мистицизму, поэт уверовал в то, что обрел свою вторую «половинку».

В подобном ключе выдержано стихотворение «К* (Мы случайно сведены судьбою…)», в котором Лермонтов пытается достучаться до возлюбленной и рассказать ей о своих чувствах. Поэт не затрагивает тему любви, однако признается: «Мы себя нашли один в другом, и душа сдружилася с душою». При этом автор отдает себе отчет в том, что для счастливого союза с Екатериной Сушковой существует множество различных препятствий. И в первую очередь все дело в характере девушки, которая любит светские развлечения и обожает кокетничать с мужчинами. Однако Лермонтов видит в своей избраннице не только это, он восхищается ее богатым внутренним миром. Он понимает, что поведение Катеньки в обществе - это защитная маска, под которой скрывается тонкая и очень ранимая душа. Именно по этой причине поэт просит свою музу: «Будь, о будь моими небесами, будь товарищ грозных бурь моих».

Постоянные ссоры с девушкой не смущают Лермонтова, который считает, что лишь привносит живость в их отношения. Однако он не может предположить, что с каждым днем эта безобидная игра заходит все дальше и дальше: поэт влюбляется все сильнее, а Екатерина Сушкова все чаще использует его чувства в качестве мишени для насмешек.

В свое время Александр Пушкин очень точно определил характер таких взаимоотношений, отметив: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». Роман Лермонтова и Сушковой развивался именно в таком ключе, однако поэт еще не скоро осознает, что стал жертвой игры в любовь. Пока же он полон решимости бросить к ногам избранницы весь мир за возможность хоть изредка ощущать ее благосклонность.

Поэт признается: «Я рожден, чтоб целый мир был зритель». Под этой фразой подразумевается, что Лермонтов знает о своей исключительности, но не уверен в том, что сможет достичь успехов на литературном поприще. Однако рядом с Екатериной Сушковой ему не страшны людская молва, презрение и клеймо неудачника. «Что хвала иль гордый смех людей!», — отмечает автор, подразумевая, что на первом месте для него есть и будут не личные амбиции, а взаимоотношения с этой девушкой. Ведь она легко улавливает его настроение и точно знает, когда поэт нуждается в дружеском участии, а когда готов поддержать светскую беседу. То, что Сушкова не испытывает к нему любви, Лермонтов поймет гораздо позже, и это станет самым большим разочарованием в его жизни.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!