На какие вопросы отвечают наречия места? К какой части речи принадлежат слова на -о.

Одиннадцать лебедей летели один за другим. Во время каникул мы побывали в нескольких городах: Ярославле, Владимире, Костроме. Владимир - старинный русский город. Я видел, как белка скакала по деревьям. Укажите предложение с обращением. Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью. Наша Русь - могучая держава. Люблю родную Русь мою! Русь - могучая страна! На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Алексей (1) съездил к бабушке. Алексей (2) съезди к бабушке. Съезди (3) Алексей (4) к бабушке. 2,3,4 1,2, 3,4 2,3 1,3 0 Шп Та Ип Ип 0 Шп Та Ип Ип 0 Шп Тп Ип Ип Укажите, на месте каких цифр (или какой цифры) в предложениях должны стоять запятые. Над жёлтым простором полей плывёт в небесах эскадрилья (1) спешащих на юг журавлей. Повсюду виднеются (2) разбросанные взрывом камни. Солнце медленно садилось (3) цепляясь за макушки деревьев.

1,2,3 1,2 3 2,3 Вариант 2 Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире. Эльбрус вершина Кавказа. На траве повисли крохотные капельки росы. Иногда набегал ветерок. Пошёл снег, и вскоре все деревья стали белыми. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире. Красив лес в заходящих лучах солнца. Тиха украинская ночь. Синтаксис раздел языкознания. Лес ослепительно сверкал. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

0 ШП Ап Ап Шп 0 Шп Ап Ап Ап 0 Оп То Ап То 0 Шп То Ип Ип Ники бегал по комнате обнюхивая каждый угол. Снег под ногами был пушистым и совсем не скрипел. Он немного постоял и пошёл дальше. Ночью ударил мороз и к утру цветы замёрзли. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Сад тихонько зашумел () и листва зашевелилась. На месте знака () запятая ставится, так как союз И связывает части сложного предложения На месте знака () запятая не ставится, так как перед союзом И запятая никогда не ставится На месте знака () запятая ставится, так как это простое предложение с однородными членами На месте знака () запятая не ставится, так как это простое предложение с однородными членами Укажите предложение с обобш;аюш;им словом перед однородными членами. Книга - наш советчик и друг. На столе лежали инструменты: молоток, стамеска, ш;ипцы. Синие, розовые и голубые шары висели в зале. День и ночь кипела работа. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые.

Звонко (1) тонко журчит в ручье волна. Охотник не пошёл в лес (2) а свернул к озеру. Солнце поднялось высоко (3) и мы стали собираться домой. 1,2,3 1,3 2,3 1,2 0 EE EE EE BE 0 ED EE EE BE 0 ED ED ED ED 0 ШП ED ED ИП Укажите предложение, в котором нет обращения (знаки препинания не расставлены). Я люблю тебя Россия! Ветер ветер ты могуч ты гоняешь стаи туч! Ветер гоняет стаи туч. Мама пойдём в музей. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые? Вижу вас (1) родные степи. Пишу (2) тебе письмо (3) дорогой мой друг (4) с надеждой вскоре получить ответ. 1,2, 3,4 1,3,4 1 2,3 Укажите предложение, в котором нужно выделить причастный оборот. Зима!.. Крестьянин торжествуя на дровнях обновляет путь. Нам встретился обоз кочующий по степи. Бабушка стала делать тесто из просеянной муки. До нас долетали звуки бегущего ручья. Укажите, на месте каких цифр в предложениях нужно поставить запятые. Измучив доброго коня (1) на бранный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый. Держа кувшин над головой (2) грузинка узкою тропой сходила к берегу. Распустившаяся в саду сирень (3) наполнила своим ароматом наш сад. 1,2,3 1,2 1,3 2,3 Контрольный тест Вариант 1 Часть А 0 Шп Тп Ип Ип Шп Ип Тп Ип 0 Шп Ип В каком ряду все слова пишутся с Ъ? Раз..езд, медал..он, в..юга Под..езжать, ад..ютант, пред..юбилейный Вороб..и, с..узить, с..емка Контр..игра, бур..ян, раз..ярённый В каком ряду все слова пишутся с И? Раст..реть, соб..рать, прим..рить Уб..ру, зам..рать, приб..ри Расст..лать, уб..раю, разд..рать Расст..лил, преп..раться, соб..ри Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены).

Пронеслась гроза седая разлетевшись по лазури. Ты письмо моё милый не комкай. Волны поднимаемые ветром обрушивались на берег. Снег дождь сильный ветер не давали путникам идти с нужной скоростью. В каком слове нет непроизносимого согласного? Шп Ап Ап Ап 0 Нп Ап Ап Ап 0 НП Ап Ап Ап НП Ап Ап Ап 0 Нп Ап Ап Нп 0 Шп Тп Ап Ип Капус..ный Грус..ный Чу..ствовать Опас..ный В каком слове пишется приставка ПРИ-? Пр..дубеждение Пр. .морский Пр..неприятный Пр..града В каком ряду все слова пишутся с двумя буквами Н (НН)? Стек ля., ый, багря., ый, рья..ый Ю..ЫЙ, лу..ый, ками..ый Кожа..ый, ветре..ый, обветре..ый Стари.. ый, под л и.. ый, исти.. ый В каком ряду во всех словах пишется в окончании Е? Та..т снег, он красне..

т, грач брод..т ПЛЯШ..ШВ, он трепл..т, туман стел..тся Поле туман..тся, он собира..тся, скач..шь Расскаж..шь, узна..шь, посмотр..шь В каком ряду во всех словах пишется И? Иниц..алы, ц..кады, ц..тата, ц..фра Ц..ганский, ц..ркач, ц..линдр, ц..кнуть На ц..почках, лекц..я, ц..ганка, птиц..ферма Ц..плята, ГЛИЦ..НИЯ, ц..низм, оц..нить Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые. На дороге мы встретили зайца (1) бросившегося бежать от нас. Прочитав еиё несколько страниц (2) я закрыл книгу. Пошёл сильный дождь (3) и мы остались дома. 1,2,3 1,2 2,3 1,3 Ап Ап Ап Ап 0 Шп Ап Ап Ап Ап 0 Шс Шп Ип Ап Ип Укажите предложение, в котором нужно поставить тире. На высоком берегу небольшого озерца весной распустились кусты сирени. Одуванчик цветёт поздней весной. Роза цветок, окутанный легендами.

Роза окутана легендами. В каком ряду НЕ пишется слитно со всеми словами? (не)раз, (не)один (не)плохой, (не)решил Ещё (не)законченный роман, (не)сказав (не)вежда, (не)изученная тема В каком предложении нужно поставить двоеточие после обобщающего слова? Много разных украшений было на ёлке. Разноцветные шары, бусы, орехи украшали ёлку. Мы повесили на ёлку разноцветные шары, бусы, орехи. На ёлку мы повесили разные украшения шары, бусы, орехи. Найдите правильное объяснение орфограммы: (Не)глубокий, но рыбный пруд. Пишется слитно, так как без НЕ не употребляется Пишется раздельно, так как есть противопоставление Пишется слитно, т£1к как нет противопоставления Пишется раздельно, так как это исключение Какое слово пишется через дефис? Шп Ип ®п Ип -es-0 Шп Тп Ип (каре)глазый (тёмно)серый (трёх)этажный (древне)русский Какое слово состоит из приставки, корня и суффикса? Озеленишь Заказ Впереди Тоскливо Часть В Прочитайте текст и выполните задания 1-5. (1)Люди всегда получали огромное удовольствие от говорящих попугаев. (2)Однако никто так и не может объяснить, почему этим птицам удаётся имитировать человеческую речь. Некоторые считают, что благодаря особому строению языка эти птицы могут говорить. А может быть, попугаи очень умные птицы? (5)Не думаю. (6)Специалисты утверждают, что попугаи просто имитируют человеческую речь, не задумываясь над смыслом произносимых слов. (7)Благодаря строению органов речи и слуха попугаи могут говорить, а ещё, очевидно, звуки, произнесённые человеком, чем-то напоминают звуки, издаваемые самими попугаями. (8)Поэтому птицам легко их воспроизводить. (По А. Леокуму) 0 1. Из предложений 1-3 выпишите отрицательное место- Имение.

0 2. Из предложений 1-4 выпишите причастие. Среди предложений 4-7 найдите такое, в котором есть деепричастный оборот. Напишите номер этого предложения. Из предложений 6-8 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется С, если после неё следует буква, обозна — чаюш, ая глухой согласный звук». В данном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при причастных оборотах. Благодаря строению органов речи и слуха попугаи могут говорить/ а ещё/ очевидно/ звуки/ произнесённые человеком/ чем-то напоминают звуки/ издаваемые самими попугаями. Вариант 2 Часть А 0 Шп Тп Ап Ип Шп Ип Тп Ип Шп Тп Ип В каком ряду все слова пишутся с разделительным Ь? СОЛОВ..И, 6..ЮТ, руж..ё Ин..екция, вороб..и, Мар..я Зел..е, лос..он, с..ёжились Ад..ютант, павил..он, в..юга В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е? Уб..рается, вым..рать, выж..гание Вн..мательный, заж..гательный, зам..р Расст..лить, зап..реть, раст..реть Проб..раться, бл..стевший, бл..стать Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены).

Яська разбежавшись прыгнул через канаву. Дом увешанный мишурой и серпантином создавал праздничное настроение. На ёлке висели игрушки сделанные ребятами. Гроза бушевавшая целый час кончилась и выглянуло солнце. >es’0 ШП Шп Шп Шп 0 Шп Шп Шп Шп -es-H ШП Шп Шп Шп Шп Шп Шп Шп -es-H Шп Тп [ИП Ип В каком слове есть непроизносимый согласный? Словес..

ный Че..ствовать Извес..ный Интерес..ный В каком слове пишется приставка ПРЕ-? Пр..ступник Пр..накрыть Пр..певать Пр..сесть В каком ряду все слова пишутся с Н? Посеребрё..ый, безветре..ый, стекля..ый Серебря..ый, соколи..ый, румя..ый ДЛИ..ЫЙ, ГуСИ..ЫЙ, ИСТИ..ЫЙ Карма..ЫЙ, торжестве..

ый, масля..ый В каком ряду во всех словах пишется в окончании И? Ветер ГОН..Т, ты брод..шь, он смотр..т Он УГОНЯ..Т, она расстел..т, он увид..т Он бре..тся, месяц видне..тся, снег та..т Ты высп..шься, люб..шь, сме..шь В каком ряду во всех словах пишется Ы? Ц..линдрический, ц..клон, ц..кламены, акац..я Спиц.., ц..рковой, панц..рный, мотоц..кл по-ц..гански, сестриц..н, огурц.., бледнолиц..й Ц..нга, ц..кнуть, ц..плячий, ц..лина Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые. 0 Шп Тп Ип 0 Шп Тп П Ип 0 Шп [!]□ П Ип 0 Шп Ип Тп Ип 0 Шп Тп П Ип Снег (1) растаяв (2) оставил маленькую лужицу. Деревья радостно трепещут (3) купаясь в небе голубом. На окне догорала свеча (4) зажжённая бабушкой.

1,2,3 1,2, 3,4 2,3 1,3 Укажите предложение, в котором нужно поставить тире. Кусты сирени издавали сладкий аромат. Подснежник вестник весны. Цветы эти очень красивы. Зимы там очень холодные. В каком ряду НЕ пишется раздельно со всеми словами? (не)брежный, (не)веселый Далеко (не)молодой генерал, (не)был (не)вежливый юноша, (не)решённая задача (не)первый, (не)кого Укажите предложение, в котором нужно поставить двоеточие после обобщающ;его слова. На столе были пироги, солянка, фрукты. К обеду подали пироги, солянку, фрукты. Разные блюда подали к обеду пироги, солянку, фрукты. Пироги, солянку, фрукты подали на обед. Найдите правильное объяснение орфограммы: Вовсе (не)старый преподаватель читал лекцию.

Пишется слитно, так как нет противопоставления Пишется раздельно, так как есть слово вовсе Пишется слитно, так как без НЕ не употребляется Пишется раздельно, так как есть противопоставление Какое слово пишется через дефис? 0 ШП Ап Ап Ап -0 Ап Ап Ап Ап (западно)европейский Шахматно(шашечный) (буре)лом (хлопчато)бумажный Какое слово состоит из корня, суффикса и окончания? Водоросли Озарение Приступ Домики Часть В Прочитайте текст и выполните задания 1-5. (1)Весенняя белая ночь стояла над горами, над лесом, над рекой. (2)Такие ночи бывают только на Урале. (З)Кто не переживал такой ночи, тому трудно понять её чарующую прелесть. (4)Тихо, тихо везде. (5Щрохваченный весенней изморозью воздух дремлет чутким сном. (6)Далёкие горы чуть повиты молочной дымкой. (7)Дремлет тёмный лес на берегу, дремлет пристань со своими избушками на крутом угоре, дремлет всё кругом под наплывом весенних грёз. (8)Ручейки, весело бороздящие по всем улицам, тоже заснули… Я люблю такие бездонные ночи, когда так легко и вольно дышится здоровому человеку. (10)Оживая вместе с природой, ты чувствуешь, как в душе накапливается что-то такое хорошее, бодрое, счастливое. (По Д. Мамину-Сибиряку) 1- Из предложений 1-3 выпишите относительное местоимение. 0 2- Из предложений 2-4 выпишите причастие.

0 3. Среди предложений 6-8 найдите такое, в котором есть Причастный оборот. Напишите номер этого предложения. Из предложений 6-9 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется 3, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный звук». В данном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при деепричастном обороте. Оживая вместе с природой/ ты чувствуешь/ как в душе накапливается что-то такое хорошее/ бодрое/ счастливое. Язык ПРАВОПИСАНИЕ КУЛЬТУРА РЕЧИ Наречие Какие слова являются наречиями Отличие наречий от созвучных форм других частей речи Разряды наречий по значению Степени сравнения наречий Слова категории состояния Тест 1 Вариант 1 0 Шп ED ИП ИП ШП Ип Тп Шп Укажите неверное утверждение.

Наречие обозначает признак действия или признак другого признака. В предложении наречие обычно является обстоятельством. Неизменяемость - главный морфологический признак наречия. Чаще всего наречие относится к существительному. В каком ряду все выделенные слова являются наречиями? В пустую комнату, в пустой комнате По весеннему лесу, в весенний день Разговаривать впустую, тёплый по-весеннему Медленный полёт, по медленному поезду В каком варианте ответа перечислены все наречия из предложения: 0 Шп Ап Ап Шп ШП Ап Ап Шп Шп Ап Ап Ап ИП То Ап Ап Шп То Ип Ап Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе этот по-летнему тёплый день. Говорила, тёплый, бабушка Представлял, этот, себе Певуче, день, я Певуче, ясно, по-летнему На какие вопросы отвечают наречия меры и степени?

Где? куда? откуда? Сколько? в какой степени? насколько? Как? каким образом? Почему? отчего?

Задали д/З паомогите тестТест по1.Укажите неверное утверждение.

А. Наречие могут обозначать признак придмета,
признак действия.

Б. Наречия изменяются по числам.

В. В предложении наречия бывают
обстоятельствами.

2. Найди предложение, в котором наречие обозначает
причину.

А.За правое дело сражайся смело.

Б. Сослепу я наткнулся на
бурелом.

В.Издалека доносилась
песня.

3. В каких
предложениях выделенное слово
-наречие?

А.Солнце светит по-весеннему.

Б. По весеннему небу плывут облака.

В. Клюква поспевает осенью,
а собирают ее ранней весной.

Г. Весной мы отправляемся в лес
на болото собирать клюкву.

4. Найдите предложение с ошибкой в употреблении
наречий.

А. Он слушал урок более
внимательно.

Б. Ты сделал работу лучше
всех.

В. Мой брат рисует более
красивее.

5. Выберите правильный ответ: А. Б В

Жерелье
а о а

к..мбинат
о о а

возр..жение
а а о

почт..льон
а а а

к..нверт о о а

6. Укажите, не
или ни нужно писать.

1. Темная ночь, н..где не
мерцал огонек.

2. Путникам н..где было
переночевать, и они построили шалаш.

А. В обоих случаях не.

Б. В 1-м случае не, во
2-м – ни.

В. В 1-м случае ни, во
2-м – не.

7.Найди правильный разбор по составу:

А. по-весеннему, здесь

Б. по-весеннему, здесь

В. по-весеннему, здесь

8. какую букву нужно вставить? А. Б В

Справ.. а о а

Изредк.. а о а

Досрочн.. о а о

Налев.. о а а

Затемн.. о о а

Издавн.. а а о

9. НН или Н? А Б В

тума..о
нн нн н

мысле..
н нн нн

неслыха..о
н нн н

интерес..о нн н н

медле..о
н нн нн

умышле..о
нн нн н

10. Какую букву нужно вставить? А Б В

вообщ..
о е е

ещ..
о о е

свеж..
е о о

тягуч.. е о е

певуч..
о е е

горяч..
е о о

11. Где нужен Ь? А Б В

настеж..
ь ь -

невтерпеж..
ь - -

вскач..
- ь ь

сплош.. ь ь ь

замуж..
- - ь

навзнич..
- ь -

12. Укажите правильный ответ.

А На радостях он не в
меру разговорился.

Б. На радостях он не в
меру разговорился.

В. На радостях он не в
меру разговорился.

13. Как
нужно писать? А Б В

точь(в)точь
слитно
раздельно через дефис

волей(неволей) через
дефис раздельно через дефис

(до)сыта
раздельно
слитно слитно

(с)разбегу
слитно через
дефис раздельно

(по)товарищески раздельно раздельно через дефис

(во)первых
через дефис слитно через дефис

бок(о)бок
раздельно через
дефис через дефис

14. Какие наречия пишутся слитно?

А. войти(не)заметно

Б. (не)хорошо, а плохо

В. вовсе(не)громко

Г. (не)лепо

Д. (не)по-дружески

Е. (не)весело

Ж. нисколько
(не)обдуманно

15. Где нужно вставить И?

А. н..когда

В. н. куда

Г. н..чуть

Д. н..сколько

16. Где нужно поставить дефис?

А.(кое)как

Б. (с)полна

В.(еле)еле

Д.((где)то

Е. (на)сухо

Ж. (когда)нибудь

17. Какие степени сравнения не имеют наречия?

А. сравнительную

Б. составную превосходную

В. качественную

Г. простую сравнительную

Д. составную степенную

Изучать части речи на уроках русского языка довольно сложно. Особенно большие трудности вызывает раздел морфологии "Наречие".

Чтобы облегчить школьникам усвоение основных понятий, нужно построить уроки так, чтобы интерес ученика не ослабевал. Когда же весь материал изучен, можно обобщить и повторить самое главное, сложить целостную картину о наречии.

Презентация по теме «Наречие» раскрывает эту сложную для учеников тему легко и доступно, с яркими примерами, интересными заданиями.

Работая с предложенными заданиями, выписывая наречия из художественного текста, ученики повторяют понятие наречия, его смысловые группы, способы образования, основные признаки, синтаксическую роль, орфографические правила.

Презентация подготовлена специально для проведения урока обобщения и повторения в 7 классе в качестве подготовки к контрольной работе по теме «Наречие». Презентация поможет учителю выстроить задания к уроку в нужной форме, вполне доступной для работы с классом.

Описание слайдов.

1. Титульный слайд.

2. Что обозначает наречие?

Наречие обозначает признак

действия: медленно бежать, тихо говорить;

признака: очень мягкий, кричаще ярко, достаточно вызывающий;

предмета: дом напротив, яйцо всмятку.

3. Определите значение наречий.

  • Лишь кое-где притаится снег.
  • Всё кругом спит.
  • Солнце выглянет утром, высоко поднимется в небо.
  • Чуть неверный шаг - по колено.
  • В березняке снегу ещё немало.
  • Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.
  • Коньки напрокат не выдаются.

4. Разряды наречий по значению.

Образа действия

Как? Каким образом?

Где? Куда? Откуда?

Когда? Как долго?

Меры и степени

Сколько? В какой мере?

5. Примеры.

žОбраза действия: мягко, странно, чудовищно, страшно, быстро, галопом, пешком, вплавь, вперемешку, вхолостую, наотмашь, наверняка.

žВремени: весной, зимой, осенью,вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, иногда, сейчас, всегда, тотчас.

žЦели: назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно.

Причины: сдуру, сослепу, сгоряча, поневоле, недаром.

žМеры и степени: много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно.

6. Определите разряд наречий.

Ближе к осинникам перебрались моховики-глухари.

Не встретишь теперь в елках ни снегиря, ни дрозда.

Еловых шишек в этом году уродилось много.

Еловые чешуйки полетят вниз, прямо в снег.

Кто кормится еловыми семенами да ещё как ни в чём не бывало распевает песни?

Быстро повисают на ветвях клесты и тут же замолкают.

Редко когда клёст расправится с шишкой даже наполовину.

7. Две группы наречий.

Есть наречия знаменательные: называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером).

Есть наречия местоименные: не называют признака, а только указывают на:

на образ действия (так, как-то, кое-как),

время действия (тогда, тогда-то, когда-то),

причину (потому, поэтому, почему-то),

цель (затем, зачем-нибудь).

8. Способы образования наречий.

9. Определите способ образования наречий.

1 вариант

Певуче, затем, вдали, кое-как, мало-помалу, шагом, по-волчьи, вперёд.

2 вариант

Врассыпную, наудачу, по-видимому, потом, сразу, крест-накрест, поэтому, справа.

10. Образование форм сравнения.

11. Образуйте формы сравнения.

  • Сильно.
  • Быстро.
  • Высоко.
  • Вкусно.
  • Низко.
  • Прямо.
  • Налево.

От какого наречия невозможно образовать формы сравнения?

12. Синтаксическая роль.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Важные события произошли в доме напротив.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО:
Кругом стояла тишина.
Он по-лисьи хитро взглянул на меня.

СКАЗУЕМОЕ:
Она не замужем.

13. Какими членами предложения являются наречия?

  • Мама имела немного усталый вид.
  • Вокруг не видно ни одного человека.
  • Весной вся природа оживает.
  • Мы ели мясо по-французски.
  • Где-то очень далеко начинался шторм.

14. Самопроверка.

15. Роль наречий в тексте.

Эмоционально окрашивают отдельные художественные детали (метафоры, олицетворения, эпитеты).

Уточняют и конкретизируют описание в целом (указывая на время, место, образ действия, его цель, меру и степень).

16. Выпишите наречия с определяемыми словами.

Уже вечереет. Ярко полыхает на г..ризонте заходящ..е солнце. (Не)смело дует тёплый ветерок. Уд..вительно красиво и красочно выгляд..т закат.

Мы ст..им на вершине холма, а (в)низу тихо плещ..тся море. Вдали беле..т парус рыбацкой лодки. (Не)заметно наступают сумерки, резко темне..т, а на вечерн..м небе (не)ожиданно появля..тся лу(н,нн)ый диск.

17. Самопроверка.

18. Правописание наречий

НЕ с наречиями
Ь после шипящих
Дефисно-слитно-раздельно
О и А на конце наречий
О-Ё после щипящих
НН-Н в суффиксах наречий

19. НЕ с наречиями на -о, -е.

Пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а: Не хорошо, а плохо (драться нехорошо).

Если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько: Это мне вовсе не интересно.

20. Ь в наречиях после шипящих.

Пишется ВСЕГДА: наотмашь, навзничь, сплошь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

21. Дефис в наречиях.

а) Дефис в наречиях пишется после приставок по-, в-, во-, если в этих словах есть суффиксы -ому, -ему, -ых, -их, -и: во-вторых, по-прежнему, по-моему, по-русски, по-летнему.

б) После приставки кое- и перед суффиксами -то, -либо, -нибудь: кое-где, как-нибудь, как-то.

в) В сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или путём повтора: белым-бело, точь-в-точь, чуть-чуть.

22. Буквы -О, -А на конце наречий.

Используйте слово «окно»! Работает при приставочно-суффиксальном способе образования наречия!

ВлевО (в окно), СправА (с окна), ИЗдавнА (из окна).

Но: доверчивО, доходчивО, справедливО.

23. -О,-Е после шипящих на конце наречий.

žПод ударением пишется буква О:горячо, свежо.

žВ безударном положении – буква Е: блестяще, проще.

Исключение: ещё.

24. Н и НН в наречиях.

увлечённо – увлечённый (прич.)
сильно – сильный (прилаг.)
разбросанно – разбросанный (прич.)
ужасно – ужасный (прилаг.)
усиленно – усиленный (прич.)
совершенно – совершенный (прилаг.)
интересно – интересный (прилаг.)

25. ТРЕНИРОВКА.

Вставь , где нужно, Ь:

Спряч.., настеж.., меч.., молодёж.., смотриш.., уж.., напроч.., могуч.., свеж.., наотмаш.., замуж.., проч.., мелоч.., туш.., мыш.., ветош.., грош.., вскач.., невтерпёж…

26. Самопроверка.

27. Слитно или раздельно?

(Не)далеко от дома р..стёт дуб.
На душе (не)весело, а очень грус…но.
Мы разговаривали нисколько (не)громко.
Работа выполнена (не)ак..уратно.
Мальчик одет (не)ряшливо.
(Не)громко звучала музыка.

28. Самопроверка.

29. Е или И? Поставь ударение!

36. Самопроверка.

37. Н или НН? Определи часть речи!

Взволнова..о говорить.
Безум..о посмотрел.
Отчая..о закричал.
Внимание ребят рассея..о.
Ветром рассея..ы семена по полю.
Медле..о шёл по городу.
Заснеже..о белели крыши домов.
Карти..о подбоченясь.

38. Самопроверка.

39. Что-то непонятно – спроси! Ошибся – повтори!

I вариант

1. Укажите неверное утверждение.

А) Наречие обозначает признак действия или признак другого признака.

Б) В предложении наречие обычно является обстоятельством.

В) Неизменяемость – главный морфологический признак наречия.

Г) Чаще всего наречие относится к существительному.

А) в пустую комнату, в пустой комнате

Б) по весеннему лесу, в весенний день

В) разговаривать впустую , теплый по-весеннему

Г) медленный полет, по медленному поезду

Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе этот по-летнему теплый день.

А) говорила, теплый, бабушка

Б) представлял, этот, себе

В) певуче, день, я

Г) певуче, ясно, по-летнему

4. На какие вопросы отвечают наречия меры и степени?

А) где? куда? откуда?

Б) сколько? в какой степени? насколько?

В) как? каким образом?

Г) почему? отчего? по какой причине?

А) вовремя, навстречу, издалека

Б) втрое, поодиночке, назло

В) сгоряча, сослепу, напоказ

Г) вниз, слева, невдалеке

6. Найдите наречие в сравнительной степени.

А) бежал быстрее всех

Б) прыгнул выше всех

В) крикнул громче всех

Г) проснулся раньше

А) Можно посидеть еще крошечку .

Б) Птичка склевала последнюю крошечку .

В) Тепло в доме нужно беречь.

Г) Всем было тепло .

Д) Зло необходимо искоренить.

Е) Он зло посмотрел на меня.

А) Праздник стал веселее.

Б) После каникул он смотрит веселее.

В) Наш дом выше соседнего.

Г) Прыгнуть выше головы.

II. Запишите ответ словами.

Медленно, вразвалочку, пешком, сгоряча, весело, назло, удивительно, нараспашку, вмиг, туманно, по-летнему, наедине, впустую, сдуру, сослепу

2. Разберите наречия по составу, укажите их способ словообразования .

Медленно, сгоряча, вмиг

хорошо, поразительно, понятно

А) состояние человека;

Контрольная работа по теме «Наречие»

II вариант

I. Запишите правильный вариант ответа

1. Укажите верное утверждение.

А) В предложении наречие обычно является сказуемым.

В) Наречие обозначает признак предмета по действию.

Г) Наречие относится к существительному.

2. В каком ряду все выделенные слова являются наречиями?

А) по осенней дороге, в осеннем лесу

В) беззаботный вид, жить без забот

Г) прыгнуть от радости, шел вприпрыжку

3. Найдите наречия в предложении:

Я докрепка запомнил и усвоил те уроки, которые часто и сурово преподносила нам жизнь.

А) запомнил, преподносила, я

Б) уроки, которые, мне

В) те, жизнь, усвоил

Г) докрепка, часто, сурово

4. На какие вопросы отвечают наречия образа и способа действия?

А) где? куда? откуда?

Б) зачем? для чего? с какой целью?

В) как? каким образом?

Г) когда? как долго?

5. В каком ряду все наречия являются наречиями причины и цели?

А) вбок, вправо, вниз

Б) потому, напоказ, поневоле

В) исподтишка, исподлобья, тихо

6. Найдите наречие в превосходной степени.

А) учился лучше всех

Б) посмотрел выше

В) спел громче

Г) взглянул строго

7. Определите, в каких примерах употреблено наречие.

А) В доме уютно .

Б) Мы уютно расположились на диване.

В) В начале пути рюкзак казался легким.

Г) Вначале я ничего не понял.

Д) Повернулся набок.

Е) На бок ремня он повесил фляжку.

8. В каких предложениях употреблено наречие в сравнительной степени?

А) Спортсмен прыгнул выше планки.

Б) Это дерево выше.

В) Это строение ниже предыдущего.

Г) Тучи опускаются все ниже.

II. Запишите ответ словами.

1. Определите разряды наречий (наречия выписать в тетрадь).

Хорошо, по-весеннему, чуть-чуть, немного, многовато, затем, на смех, нарочно, удивительно, поразительно, быстро, понятно, навыпуск, затемно.

2. Разберите наречия по составу, укажите их способ словообразования.

Немного, быстро, затемно

3. Образовать все возможные степени сравнения от наречий

медленно, весело, удивительно

4. Приведите пример слов категории состояния, которые бы обозначали:

А) состояние человека;

Б) состояние окружающей среды.

III. Выписать из текста словосочетания НАРЕЧИЕ + ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО, задать вопрос, наречие подчеркнуть как член предложения.

Песня начиналась неожиданно, как будто она рождалась где-то на небесах. Певуче разливалась мелодия, на душе становилось легко и хорошо, а глазам – горячо от подступающих слез. То свежо веяло степным воздухом, то зловеще сгущались тучи, то легкие облака двигались в такт песне, и это заставляло петь еще и еще. Волей-неволей песня вливалась в душу, глаза распахивались по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно в детстве. Мелодия поднималась вверх, ввысь, уносилась вдаль, и не было ей ни конца, ни начала.

I – Значение и разряды наречий.
1. Наречие – это:
А) Особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.
В) Часть речи, которая указывает на предмет, признак и количество, но не называет их.
С) Часть речи, которая обозначает признак предмета.
D) Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия, признак признака.
Е) Особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию.
Правильный ответ: D.
2. Укажите слово, не являющееся наречием.
А) Ниоткуда.
В) Никуда.
С) Ничей.
D) Никогда.
Е) Нигде.
Правильный ответ: С.
3. Укажите предложение с наречием.
А) Родина для меня дороже всего на свете.
В) Человеческое слово острее стрелы.
С) Здоровье дороже золота.
D) И работа спорится лучше, когда мы вместе.
Е) Сестра моложе брата на пять лет.
Правильный ответ: D.
4. Укажите предложение с наречием.
А) Отец старше матери на два года.
В) Дождливое лето хуже осени.
С) После работы отдых приятнее.
D) Здоровье дороже золота.
Е) Ты мог выполнить эту работу лучше.
Правильный ответ: Е.
5. Укажите часть речи, не являющаяся наречием.
А) Навзнич..
В) Сплош..
С) Настеж..
D) Вскач..
Е) Дрож..
Правильный ответ: Е.
6. Укажите часть речи, не являющуюся наречием.
А) Невмоч..
В) Вскач..
С) Бреш..
D) Настеж..
Е) Наотмаш..
Правильный ответ: С.
7. Укажите предложение с наречием.
А) Пятый день несло непроглядной вьюгой.
В) Перед сумерками, короткими по-осеннему, с бугра съехали двое конных.
С) Меруерт смотрела на него, не понимая, нахмурив брови.
D) Он начал говорить, пересилив волнение.
Е) Мой сосед-художник пригласил меня на свою выставку.
Правильный ответ: В.
8. Укажите наречие, имеющее значение цели.
А) Широко.
В) Неистово.
С) Твёрдо.
D) Яростно.
Е) Назло.
Правильный ответ: Е.
9. Укажите наречие:
А) Кое-как.
В) Куда-то.
С) Кто-нибудь.
D) Что-то.
Е) Какой-либо.
Правильный ответ: В.
10. Укажите предложение, в котором есть наречие образа действия.
А) Нигде не видно ни огонька.
В) Никогда не говори неправду.
С) Разошлись все затемно.
D) Справа послышался шорох.
Е) Оратор говорил взволнованно.
Правильный ответ: Е.
11. Укажите словосочетание с наречием места.
А) Поступать по совести.
В) На миг остановиться.
С) Отвечать твёрдо.
D) Остановить на скаку.
Е) Находиться вблизи.
Правильный ответ: Е.
12. В данных словосочетаниях укажите наречие аремени.
А) Слишком разочароваться.
В) Слегка исправить.
С) Дважды потерять.
D) Иногда вспоминать.
Е) Очень переживать.
Правильный ответ: D.
13. Укажите наречие:
А) Никто.
В) Никому.
С) Ни с кем.
D) Нигде.
Е) Никакой.
Правильный ответ: D.
14. Укажите словосочетание с наречием цели.
А) Нечаянно сломать.
В) Обидно пошутить.
С) Смотреть холодно.
D) Накалить докрасна.
Е) Сделать назло.
Правильный ответ: Е.
15. Укажите предложение с наречием.
А) Небо украшено узорами звёзд.
В) Слушали докладчика заинтересованно.
С) Общество заинтересовано в строительстве железной дороги в этом районе.
D) Население предупреждено о возможности наводнения.
Е) Время стоянки было сокращено.
Правильный ответ: В.
16. Укажите ряд наречий глагольного происхождения.
А) Зимой, вниз, дотла.
В) Светло, нарочно.
С) Медленно, героически, по-лисьи.
D) Дважды, навстречу, наедине.
Е) Нехотя, умеючи, волнующе. Правильный ответ: Е.
17. Укажите предложение с наречием причины.
А) Он выглядел моложе своей жены.
В) Сделано это было нарочно.
С) После происшедшего поневоле пришлось изменить маршрут.
D) Всё медленнее проходило солнце свой дневной путь, теплее становился воздух.
Е) Гвоздь забить несложно.
Правильный ответ: С.
18. Укажите наречие цели.
А) Зачем, зачем ты это сделал.
В) Не очень-то рыболовы нас обрадовали.
С) Кое-кто попадается на удочку, перепутав змею с ужом сгоряча или сослепу.
D) Три дня ехали очень медленно.
Е) Говорите тише, шёпотом.
Правильный ответ: А.
19.Укажите предложение, в котором наречие примыкает к глаголу.
А) Какие только переливающиеся на солнце краски здесь не играли!
В) Он (луч) падал на недавно крашенные стены, увешанные картинками.
С) В распахнутое настежь оконце врывается росистая свежесть ранних цветов черешен.
D) Низенький домишко, сгорбившись, уходит в землю.
Е) Первый луч солнца через неплотно притворённые ставни золотил изразцовую печь.
Правильный ответ: А.
20. Укажите наречие, распространяющее причастие.
А) На старом, почти развалившемся бочонке сидит огромная зелёная лягушка.
В) Она, зорко следя за солнечными зайчиками, прыгает на серо-зелёные дощатые ступеньки купальни.
С) Закрытые шлюзы небольшой мельницы подняли воды речонки, образовав довольно неширокий затон.
D) По деревянным ступенькам, прогнившим от времени, спускаешься к речке.
Е) В зеленоватой прозрачной воде неторопливо проходят стайки серебряной рыбёшки.
Правильный ответ: А.
21. Наречие распространяет деепричастие в предложении:
А) Навстречу ей несётся звонкое щебетанье дроздов.
В) О чём она только так настойчиво трещит!
С) Постепенно, нарастая, разноголосый птичий гомон наполняет сад.
D) Невольно задевая ветку орешника, садится на верхушку сине-зелёный молоденькой ели болтливая сорока.
Е) Буйно цветёт сирень, как бы торопясь своей бело-лиловой роскошью прикрыть убогий сарай.
Правильный ответ: D.
22. Укажите вариант, в котором части сложного предложения связаны с помощью наречия.
А) Скоро он привык к своему новому положению, а вот к болезни привыкнуть не мог.
В) До войны он никогда не оставался надолго наедине с природой, и вначале она как-то смущала его.
С) Птицы, изгнанные войной из родных краёв, залетели в этот сад, здесь они объединились с другими птицами в одну стаю.
D) Птицы перестали как-то бояться его: он красиво присвистывал и кормил их крошками.
Е) Изредка появлялись и такие птицы, в которых он признавал инвалидов.
Правильный ответ: С.
23. Укажите наречие в форме сравнительной степени.
А) Мороз всё крепче.
В) День стал длиннее.
С) Этот путь короче.
D) Это озеро глубже.
Е) Живётся труднее.
Правильный ответ: Е.
24. Укажите, в каком примере употреблено наречие.
А) Раздался тихий шорох.
В) Озеро велико.
С) Мал золотник да дорог.
D) Говорите спокойно.
Е) Уйти в конец переулка.
Правильный ответ: D.
25. Укажите словосочетание с наречием времени.
А) Проснуться днём.
В) Повторить дважды.
С) Разбить вдребезги.
D) Стоять позади.
Е) Наткнуться сослепу.
Правильный ответ: А.
26. Укажите словосочетание с наречием места.
А) Переписать набело.
В) Делать хорошо.
С) Поднялись справа и слева.
D) Вернулся вчера.
Е) Думать медленно.
Правильный ответ: С.
27. Укажите словосочетание с наречием причины.
А) Встать рано.
В) Находиться вблизи.
С) Заболеть зимой.
D) Не заметить сгоряча.
Е) Говорить по-русски.
Правильный ответ: D.
28. Укажите словосочетание с наречием цели.
А) Сделать нарочно.
В) Появиться вдруг.
С) Приходи сейчас.
D) Уйти накануне.
Е) Слушать внимательно.
Правильный ответ: А.
29. Укажите словосочетание с наречием меры и степени.
А) Совершенно развалиться.
В) Предупредить по-дружески.
С) Слышится вдали.
D) Наблюдать издали.
Е) Прийти поневоле.
Правильный ответ: А.
30. Укажите пример с наречием в форме превосходной степени.
А) Уж реже солнышко блистало.
В) При Лидии Макаров говорил громче, увереннее.
С) Поклонитесь от меня Алёне Дмитриевне,
Закажите ей меньше печалиться.
D) Собаки залаяли громче и дружнее.
Е) Всех выше нос и плечи поднимал вошедший с нею генерал.
Правильный ответ: Е.
31. Укажите отрицательные наречия.
А) Прочь, вправо, сюда.
В) Нарочно, сослепу, вкратце.
С) Нигде, никуда, никогда.
D) Поневоле, недаром, затем.
Е) Поневоле, весною, смолоду.
Правильный ответ: С.
32. Укажите предложение, в котором наречие обозначает образ действия.
А) Сегодня целый день играет в траве последний мотылёк.
В) Утром пошла в библиотеку.
С) Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел.
D) Смотрит весело лес из-под чёрных кудрей.
Е) Я останусь здесь.
Правильный ответ: D.
33. Укажите предложение с наречием степени.
А) Южное небо совершенно чисто.
В) Студёные капли дождя пустились бегущим вдогонку.
С) Ах ты, мерзкое стекло, это врешь ты мне назло.
D) Он твёрдо стоял на узкой доске.
Е) Ещё вчера я слышала зту историю.
Правильный ответ: А.
34. Укажите предложение, в котором наречие обозначает место.
А) Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд.
В) Поутру вчера дождь в стёкла окон стучал.
С) Белый снег кругом.
D) И светло, морозно, вкусно заскрипел капустный лист.
Е) Всё слышит хорошо, но очень скупа на слова.
Правильный ответ: С.
35. Укажите предложение с наречием цели.
А) Он ловко спрыгнул с лестницы.
В) Какой-то жук больно ударил меня в лицо.
С) Посиди чуть-чуть в кабинете.
D) Ах ты, мерзкое стекло, это врёшь ты мне назло.
Е) По телефону день-деньской нельзя к нам дозвониться.
Правильный ответ: D.
36. Укажите предложение с наречием причины.
А) Ягнёнок сдуру, надевши волчью шкуру, пошёл по стаду в ней гулять.
В) Скоро стало жарко.
С) Иногда деревья расступались, открывая полянки.
D) Все цветы на лугу пахнут по-разному.
Е) Хорошо бродить по осеннему лесу.
Правильный ответ: А.
37. Укажите значение наречий.
Издали, здесь, впереди, всюду.
А) Места.
В) Причины.
С) Образа действия.
D) Цели.
Е) Времени.
Правильный ответ: А.
38. Укажите наречия со значением времени.
А) Вечером, недавно, раньше.
В) Кое-как, бережно, еле-еле.
С) Ползком, врукопашную, почти.
D) Трепетно, весело, чересчур.
Е) На ощупь, насухо, очень.
Правильный ответ: А.
39. Укажите наречие меры и степени.
А) Спросонья, впереди.
В) Слегка, едва, чересчур.
С) Дружно, утром, всегда.
D) Нарочно, назад, сгоряча.
Е) Рано, оттуда, назло.
Правильный ответ: В.
40. Укажите наречие, которое употреблено в форме превосходной степени.
А) Зачирикал воробей веселей на крыше.
В) Немало я дум передумал с друзьями в далёком краю.
С) Горы вдали белы.
D) Отчего нам этот край дороже?
Е) И всё же орешник всех раньше цветёт.
Правильный ответ: Е.
41. Определите словосочетание по схеме «деепричастие+наречие».
А) как-то особенно.
В) восходя выше.
С) по-новому красивый.
D) люблю особенно
Е) взгляд исподлобья
Правильный ответ: В.
42. Определите наречие образа действия.
А) говорить громко
В) приеду поздно
С) находиться внизу
D) уронил нарочно
Е) встал рано
Правильный ответ: А.
43. Подчёркнутое наречие обозначает:
А гром вдали гремит раскатом.
А) меру
В) цель
С) время
D) место
Е) причину
Правильный ответ: D.
44. Определите наречие, которое обозначает признак другого признака.
А) Живите дружно
В) Рубашка навыпуск.
С) Море глухо роптало.
D) Весьма спорный вопрос.
Е) Кофе по-турецки.
Правильный ответ: D.
45. Определите вариант с наречием, которое обозначает признак действия.
А) Движение вперёд.
В) Прогулка пешком.
С) Слишком мало.
D) Волны бились о берег бешено и гневно.
Е) Очень высокое дерево.
Правильный ответ: D.
46. Слитно пишутся наречия.
А) (Во)первых, (по)весеннему, (в)потьмах.
В) (Во)вторых, (по)людски, (по)двое.
С) (В)пятых, (по)медвежьи, (по)старинке.
D) (В)десятых, (по)ребячьи, (по)старинке.
Е) (В)тридорога, в(расплох), (по)малу.
Правильный ответ: Е.
47. Укажите слитное написание наречий.
А) (В)первые, (по)напрасну, (в)трое.
В) (По)немецки, (по)пустому, (по)совести.
С) (В)попыхах, (в)десятых, (в)бегах.
D) По(двое), (в)пятеро, (по)настоящему.
Е) (По)напрасну, (по)домашнему, (по)трое.
Правильный ответ: А.
48. Укажите раздельное написание наречий.
А) (В)тридорога, в(расплох), (в)первые.
В) (Во)первых, (во)вторых, (в)третьих.
С) (По)малу, (по)напрасну, (по)долгу.
D) (В)попыхах, (в)потьмах, (в)троём.
Е) (В)потёмках, (по)двое, (по)совести.
Правильный ответ: Е.
49. Укажите раздельное написание наречий.
А) (По)очерёдно, (по)пусту, (по)весеннему.
В) (По)ребячьи, (по)щёгольски, (по)хорошему.
С) (По)нарошку, (по)одиночке, (по)полудни.
D)(По)старинке, по(трое), (в)одиночку.
Е) (По)нашему, (по)немецки, (по)пустому.
Правильный ответ: D.
50. Укажите, какой частью речи является выделенное слово в словосочетании:
Преодолеть впервые.
А) Именем прилагательным.
В) Наречием.
С) Местоимением.
D) Именем существительным.
Е) Именем числительным.
Правильный ответ: В.
51. Укажите наречия образа действия.
А) Быстро, верхом, вдруг.
В) Слишком, надвое, очень.
С) Нарочно, назло, незачем.
D) Вчера, утром, днём.
Е) Вверх, вниз, всюду.
Правильный ответ: А.
52. Наречия – это:
А) Неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия.
В) Слова, которые указывают на предмет, лицо, признак.
С) Форма глагола, способная изменяться.
D) Изменяемая часть речи.
Е) Неизменяемая форма глагола, которая в предложении обозначает добавочное действие.
Правильный ответ: А.
53. Наречие – это:
А) Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
В) Самостоятельная чась речи, которая обозначает действие предмета.
С) Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия.
D) Самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает предмет.
Е) Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
Правильный ответ: С.
54. Укажите словосочетание с наречиями.
А) По твоему заданию, по вашему району.
В) По моему упражнению, по нашему городу.
С) По своему усмотрению, по моей просьбе.
D) Плавать по-моему, сделать по-твоему.
Е) По своему компасу, по иному пути.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!