Нансен имя. Фритьоф нансен и его "фрам" - история в фотографиях

by Записки Дикой Хозяйки

Чем только в своей жизни не занимался этот человек?! Он имел огромное состояние и при этом писал пьесы, сам ставил их, состоял на службе у короля, был его тайным агентом, первым советником министров, занимался различными проектами, королевскими займами, реформами судебных органов - всего, наверное, невозможно перечесть.

Но, как не странно это звучит, он, человек, необычайно популярный при дворе, был выходцем из очень скромной семьи. Родился Пьер 24 января 1732 года на улице Сен-Дени, в Париже. Отец его Карон, был простым часовщиком из протестантской семьи, который принял католичество, чтобы иметь возможность жить в Париже. Он очень надеялся, что сын продолжит его дело.

Мальчик окончил несколько классов церковной школы и в 13 лет приступил к обучению мастерству часовщика. Учиться надо было не менее 8 лет, и только после этого он мог получить права компаньона и стать членом сообщества парижских часовщиков.

Учеба мальчику давалась очень легко, он даже изобрел анкерный спуск часового механизма, что позволило делать часы маленькими и плоскими. Но придворный часовщик Лепот присвоил это изобретение себе. Юноша не опустил рук и стал бороться за свое право на изобретение и выиграл дело. И анкерный механизм, и скандал, связанный с ним принесли Пьеру-Огюсту Карону известность - его заказчиком стал сам король. Пьер делал маленькие часы не только королю, но и принцессам, и маркизе де Помпадур.

Так мастер попадает в Лувр, где открываются его новые способности. Дело в том, что в семье Каронов было много детей, и хотя отец относился к их обучению очень строго, после окончания рабочего дня в доме всегда было весело. Дети играли на гитаре, виоле, арфе, скрипке и клавесине, они сочиняли маленькие пьески и сами же их разыгрывали.

Об этих способностях юноши узнали скучающие во дворце принцессы, и скоро даже сам король приходил послушать концерты, которые устраивали его дочери под руководством Пьера, причем был ими весьма доволен.

Карон знал все городские и дворцовые новости, всегда был остроумен, обладал привлекательной внешностью и, вполне естественно, что он стал незаменимым человеком во дворце. Правда, на этом заканчивается его карьера, как часовщика.

В 1755 году он покупает должность контролера королевской трапезы. В его обязанности входит разрезать мясо и подавать блюдо королю. Справляться с такими обязанностями было легко, причем, денег они приносили гораздо больше, чем часовое дело.

В это время Пьер женится на вдове умершего Франке, и просто присваивает себе новое имя, взяв его от названия небольшого своего владения - леса Марше. Теперь его имя Пьер-Огюст Карон да Бомарше. Звучит оно, конечно, как дворянское, но дворянином Бомарше становится только в 1761 году, купив должность королевского секретаря и судьи по браконьерским делам в королевских угодьях. Не раз впоследствии Пьер Бомарше высмеивал дворянскую спесь в своих произведениях, ведь он очень хорошо знал ей цену.

Привлекала Бомарше и политика, он даже сетовал, что родители не дали ему надлежащего образования, иначе бы он обязательно выбрал ее своей жизненной дорогой. В 1764 году Пьер отправляется в Испанию, где ярко проявляются его деловые и политические способности. Он пытается получить патент на всю хлебную торговлю в Испании, установить торговлю с Луизианой и так далее. Правда, довести до конца свои проекты ему не удается, и он опять расстраивается по поводу отсутствия должного образования.

По возвращении Бомарше пробует себя в театре и пишет две драмы – «Евгения» (1767) была встречена благожелательно, «Двух друзей» (1770) ожидал сокрушительный провал. Громкий успех «Севильского цирюльника» (1775) сделал Бомарше лидером национального театра. Поставленная в «Театр Франсе» 23 февраля 1775 пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу. Выдающееся значение она приобрела не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро – хитроумного, неистощимого на выдумки, проницательного слуги.

В апреле 1770 года Бомарше проверяет свои денежные отношения с компаньоном Пари-Дюверне, который признает за собой долг в 15 тысяч ливров. Но вскоре компаньон умирает, не успев оформить своих обязательств, а его наследник граф де Лаблаш отказывается выплатить этот долг. Состоялось несколько судов, но дело было проиграно, мало того, Бомарше обвинили в нечестности, и на его имущество наложили печати.

Положение его было очень тяжелым, но Пьер-Огюстен никогда не отступал, как и в случае с кражей его изобретения, он обращается с рассказом о своем деле в печать. Вся Франция следит за тем, как разворачиваются события. Бомарше говорит от лица народа:- «Мое дело – дело всех граждан».

Все закончилось тем, что его Мемуары были разорваны и сожжены на площади Правосудия. Правда, огласка была так велика, что судьи не решились объявить Бомарше «бесчестным», но, тем не менее, занимать общественные должности, по приговору суда, ему было запрещено. Иначе говоря, политикой Бомарше заниматься больше не мог, но как это ни странно звучит, именно ею он теперь начинает заниматься.

Но Фигаро из "Севильского цирюльника" продолжает жить. Этот персонаж появится в следующей пьесе Бомарше, «Женитьба Фигаро" (1784), где феодальные привилегии подверглись столь яростной атаке, что король не разрешил показывать ее публично. С присущей ему ловкостью Бомарше использовал цензурный запрет короля для того, чтобы возбудить еще больший интерес к пьесе. Когда она была наконец поставлена в «Театр Франсе» 27 апреля 1784, трое человек погибли, задавленные в дверях обезумевшей толпой.

В Лондоне, некий Товено де Морандо издает памфлет «Секретные записки публичной женщины», где раскрывает некоторые секреты жизни королевской любовницы мадам Дюбари, и Людовик XV поручает изъять этот памфлет, что и делает с успехом Бомарше.

Насилу успев закончить первое дело, он приступает к следующему, которое вызвало целый скандал: шевалье д’Эон шантажирует короля секретной перепиской, опубликование которой грозит международным скандалом. Шевалье объявляет себя девицей, несчастной женщиной, которая не может устоять перед обаянием Бомарше.

Бедный Бомарше растерялся и упросил французское правительство «пожалеть несчастную женщину». В конце концов, Пьер-Огюст получает необходимые документы в обмен на пожизненную ренту девице д’Эон (спустя 30 лет, экспертизой было доказано, что девица д’Эон была самым настоящим мужчиной, драгуном, награжденным боевым орденом).

Вскоре появляется новое дело об изъятии памфлета позорящего молодую французскую королеву, которое так же поручается агенту Бомарше. Он находит подлинник и тираж и сжигает его, но одна копия все же уходит в Голландию. Бомарше гонится за ней и попадает под арест к австрийским полицейским, правда, все заканчивается все удачно.

После этого, король направляет Бомарше в Лондон. При английском дворе он заводит дружбу с лордом Рошфором, министром иностранных дел, и отправляет своему королю ценную информацию. Но Бомарше не просто осведомитель - он дает советы министрам и выступает со своими предложениями королю.

Поддерживал он и американцев в борьбе за независимость колоний, снабжая их оружием и амуницией. В сентябре 1777 года он отсылает в Америку товаров на 5 миллионов ливров. Французское правительство делает вид, что оно ничего не знает об этих поставках, мало того, оно берет с Бомарше слово, что его корабли не пристанут к берегам Америки. И тогда, как истый политик он разрабатывает хитроумный план осуществления поставок.

Он предлагает «бунтовщикам» отправить своих корсаров на широту, где будет находиться его судно, и захватить его. А пока капитан будет протестовать против насилия, судно успеют разгрузить и загрузить табаком и отправят к нему во Францию. Бомарше никогда не забывал о своей выгоде. В его характере всегда сочетались патриотический и коммерческий дух.

В конце восьмидесятых годов популярность Бомарше значительно уменьшается. Правда он все еще принимает участие в общественной жизни страны, его даже избирают членом городского самоуправления Парижской коммуны.

Но вскоре всплывает дело о ружьях, купленных Бомарше для французского правительства, но не доставленных во Францию, и он попадает в тюрьму. Каким-то чудом Бомарше избегает смерти и уезжает за границу, где остается в абсолютном одиночестве.

Лишь после долгих хлопот жены, ему удается вернуться на родину. В 1796 году он возвращается в Париж и три последних года своей жизни Бомарше проводит в кругу своей семьи и умирает 18 мая 1799 года.

Там же) - французский драматург и публицист .

Биография

Пьер Огюстен Карон де Бомарше родился 24 января 1732 года в городе Париже . Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698-1775), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество, где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV , дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах - Франкё и Левёк - и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром Дюверне (Duverney) стал обладателем значительного состояния. После первого брака Карон принял более аристократически звучащую фамилию «де Бомарше», по названию принадлежащего жене поместья. Смерть первой жены дала повод недоброжелателям обвинять его в её убийстве. Эти слухи спустя много десятилетий отразились в пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери » («правда ли, Сальери // что Бомарше кого-то отравил?»), а в ответе Сальери на этот вопрос: «он слишком был смешон // для ремесла такого» - Пушкин цитирует подлинные слова Вольтера о Бомарше по этому поводу. В действительности такие обвинения крайне маловероятны, поскольку смерть супруги была очень невыгодна для будущего драматурга, который остался с огромным количеством невыплаченных долгов; вернуть их он смог лишь гораздо позже при помощи своего друга Дюверне.

1760-1780

Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро», в 1784 году, Бомарше написал оперное либретто под названием «Тарар», предназначенное первоначально для К. В. Глюка . Однако Глюк работать уже не мог, и Бомарше предложил либретто его последователю Антонио Сальери , чья опера «Данаиды » с большим успехом шла в Париже . Исключительный успех «Тарара » Сальери укрепил и славу драматурга .

1780-1799

Когда началась Война за независимость США , Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы. В 1781 г. некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнман и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше.

Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха, а комедия «La mère coupable» (), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный приём.

Роскошное издание сочинений Вольтера , очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завёл для этого издания даже особую типографию в Кале), принесло Бомарше почти около миллиона убытка. Значительные суммы он потерял также в году, взяв на себя так и не исполненное обязательство поставить 60 000 ружей американской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем - в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики. Умер он 18 мая 1799 года.

Библиография

Собрания его сочинений изданы: Бокье, «Thêatre de В.», с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье («Oeuvres compl è tes», Пар., 1875). Мемуары его изданы С. Бёфом (Пар., 1858, 5 т.).

  • 1765-1775 - Le Sacristain , интерлюдия (предшественник «Севильского цирюльника»)
  • 1767 - «Евгения» (Eugénie ), драма
  • 1767 - L’Essai sur le genre dramatique sérieux .
  • 1770 - «Два друга» (Les Deux amis ou le Négociant de Lyon ), драма
  • 1773 - «Севильский цирюльник » (Le Barbier de Séville ou la Précaution inutile ), комедия
  • 1773-1774 - Мемуары (Mémoires contre Goezman )
  • 1775 - «Скромное письмо о провале и о критике „Севильского цирюльника“» (La Lettre modérée sur la chute et la critique du «Barbier de Sérville» )
  • 1778 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро » (La Folle journée ou Le Mariage de Figaro) , комедия
  • 1784 - Préface du mariage de Figaro
  • 1787 - «Тарар» (Tarare ), драма, либретто к опере Антонио Сальери
  • 1792 - «Виновная мать, или Второй Тартюф» (La Mère coupable ou L’Autre Tartuffe ), драма, третья часть трилогии о Фигаро
  • 1799 - Voltaire et Jésus-Christ .

Напишите отзыв о статье "Бомарше, Пьер Огюстен Карон де"

Примечания

Литература

  • Фредерик Грандель // Beaumarchais: ou, la calomnie. Paris, Flammarion, 1973; Перевод с французского Л. Зониной и Л. Лунгиной; М., «Книга», 1986. 400 стр.
  • - из «Писатели Франции», М. Издательство «Просвещение», 1964 г.
  • / Борис Кушнер. В защиту Антонио Сальери
  • Лисы в винограднике. Лион Фейхтвангер. Исторический роман.

Тексты

  • (фр.) - оригинальный текст издания 1785 г.

Ссылки

  • Бомарше // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (982 дня)) - статья из Литературной энциклопедии (1929-1939)
  • - статья из «История всемирной литературы» (1988)
  • - из «История зарубежной литературы XVIII века»
  • - статья из энциклопедического справочника «Исторический лексикон. XVIII век» (1996)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Луков Вл. А. . Электронная энциклопедия «Французская литература от истоков до начала Новейшего периода» (2011). Проверено 28 июня 2014. .

Отрывок, характеризующий Бомарше, Пьер Огюстен Карон де

Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания.
– Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча.
Он походил по комнате и заглянул в памятную записку.
– Потом губернатору лично письмо отдать о записи.
Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.
– Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню».
– Тишка! Об чем за обедом говорили?
– Об князе, Михайле…
– Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту.
Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение.
«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.
Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых.
Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его.
Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку.
– Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно.
– Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле.
– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.

– один из замечательнейших французских писателей, гениальный драматург-сатирик. Он написал очень мало комедий: всего две из общего количества шести пьес, составляющих его драматургическое наследие.

Но эти две комедии называются «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро». Нет сейчас в мире ни одного грамотного человека, которому были бы неизвестны эти жемчужины мировой комедийной классики.

Популярность двух названных комедий Бомарше основана на том, что они написаны необычайно живо, весело, остроумно, занимательно .

Эпоха Просвещения

Жизнь и деятельность Пьера Бомарше приходится на один из знаменательных периодов в истории Франции, который называют эпохой Просвещения . И основным содержанием этой эпохи является упорная идеологическая борьба с феодализмом и его проявлениями во всех областях общественной жизни. Такая идеологическая борьба происходила в XVIII веке во многих европейских странах. Но наиболее яркое и полное выражение просветительство получило во Франции, где его историческая задача заключалась в идейной подготовке Французской буржуазной революции . А так как эта революция имела общеевропейское значение и начинала новую эру в истории человечества, то и подготовившее ее французское Просвещение явилось значительным этапом в истории мировой культуры.

Возрождение комедии во Франции и явилось делом рук Бомарше. Однако к сочинению комедий он был уже зрелым автором, с большим жизненным и литературным опытом.

Биография Пьера Бомарше

Биография Пьера Бомарше особенно интересна тем, что она тесным образом связана с его творчеством .

Настоящее имя Бомарше было Пьер-Огюстен Карон . Он родился 24 января 1732 года в Париже в семье часовщика . Бомарше не получил законченного образования: в возрасте тринадцати лет отец забрал его из школы, чтобы обучать своему ремеслу. Но юный Бомарше чувствовал мало склонности к занятиям часовщика. Он увлекался поэзией и музыкой и вел легкомысленный образ жизни , который был не по нутру почтенному мастеру Карону. Начались размолвки, кончившиеся тем, что отец выгнал сына и разрешил вернуться домой только после того, как восемнадцатилетний Бомарше дал письменное обязательство заниматься ремеслом часовщика .

Бомарше был очень талантлив

Бомарше был очень талантлив : ему удавалось все, к чему бы он ни прикладывал рук. Так, он ввел важное усовершенствование в механизме карманных часов , которое принесло ему большую клиентуру у высшей знати. Заказчиками Пьера Бомарше были король Людовик XV и его фаворитка, маркиза Помпадур . Это дало Бомарше право рекламировать себя в 1755 году, как «королевского часовщика ».

Пьер Бомарше мечтает о придворной карьере

Но чем больше успехов делал Бомарше как часовщик, тем более росла в нем жажда высокого положения . Он мечтал о придворной карьере , а так как для этого в тогдашней Франции нужно было обладать дворянским титулом , он начинает добиваться этого титула . В ноябре 1755 года он откупил у Пьера-Огюстена Франке, мужа своей клиентки, небольшую придворную должность . Через два месяца после этого Франке скоропостижно скончался, а Бомарше женился на его вдове . Так как жене принадлежало небольшое поместье, называвшееся «Бомарше», то он присоединил наименование этого поместья к своей фамилии Карон и стал подписываться «Карон де Бомарше ». Но хотя у него перед фамилией и появилась дворянская частичка «де», дворянином он все же не стал . Но в 1761 году он купил себе за 56 тысяч франков должность королевского секретаря, за ним было признано право считать себя дворянином .

Начало придворной карьеры Пьера Бомарше

Началом придворной карьеры Пьера Бомарше явилось приглашение давать уроки игры на арфе четырем престарелым принцессам, дочерям Людовика XV. Свою приближенность к принцессам, которые им восхищались, Бомарше использовал для предоставления услуги крупному финансисту, подрядчику на армию Пари-Дюверне , построившему военную школу. В течение девяти лет Пари-Дюверне не удавалось добиться, чтобы король побывал в его военной школе. Бомарше пригласил своих учениц посмотреть эту школу; принцессы расхвалили ее королю, и тот сам вскоре «соблаговолил» посетить ее. Дюверне отблагодарил Бомарше: он взял его в свои компаньоны и ввел в мир финансовых дельцов . Пьер Бомарше познакомился с механикой денежных спекуляций и почувствовал к ним вкус.

Тогда же Бомарше получил должность вице-председателя суда по браконьерству, в котором ему, вчерашнему плебею, приходилось судить своевольных аристократов, нарушавших законы о королевской охоте. Несмотря на это, аристократы продолжали смотреть на него, как на выскочку , и не упускали случая уколоть его напоминанием о прежней профессии.

Умение добиваться поставленной цели

В 1764 году разыгрался эпизод в жизни Пьера Бомарше, увековеченный Гёте в драме «Клавихо». Испанский литератор Хосе Клавихо стал ухаживать за сестрой Бомарше Лизеттой, жившей в Мадриде, и обещал жениться на ней, как только получит должность королевского архивариуса. Однако, получив искомую должность, Клавихо отказался от своего обещания. Узнав об этом, Бомарше примчался в Испанию, чтобы защитить оскорбленную сестру. Испуганный Клавихо пообещал ему жениться на Лизетте, но стал говорить, что Бомарше подстроил ему ловушку. Тогда Бомарше так ославил своего противника, что тот лишился должности и бежал из Мадрида. Этот эпизод раскрывает особенности характера Бомарше, его бешеную энергию, настойчивость , умение добиваться поставленной цели .

Но Пьер Бомарше использовал свое пребывание в Испании не только для защиты чести сестры. Он занимался здесь всякого рода проектами и спекуляциями . Чего тут только не было! И проект создания французской торговой компании в Луизиане; и проект колонизации Сьерры-Морены; и докладная записка о предоставлении ему, Пьеру Бомарше, права доставки невольников-негров во все испанские колонии; и новый план организации снабжения продовольствием всех испанских армий. Одновременно он затеял крупную политическую интригу , имевшую целью воздействовать на политику испанского короля Карла III в интересах Франции. Но все проекты Бомарше не удались , и он покинул Испанию, не вывезя из нее ничего, кроме музыкальных и театральных впечатлений .

Но эти впечатления не пропали даром. Впоследствии именно в Испании Бомарше развернул действие своих комедий . Так поступал уже до него Лесаж в своих романах. Но Испания Бомарше сильно отличалась от Испании «Жиль Блаза», которая была известна Лесажу только по книгам, тогда как Бомарше насытил свои пьесы настоящим испанским колоритом .

Пьер Бомарше мечтает о литературной славе

Занимаясь спекуляциями, Пьером Бомарше тайком мечтал о литературной славе . Однако его первые литературные опыты, и особенно стихотворные, были посредственны. Наиболее пространным из стихотворений юного Бомарше была сатира на оптимизм («Оптимизм»), в которой он повторял общие места просветительской литературы XVIII века. Хуже всего было то, что патетические декламации против рабства негров были написаны той же рукой, которой он несколько лет спустя написал испанскому правительству докладную записку о предоставлении ему монопольного права на доставку невольников-негров в испанские колонии.

Первые драматургические опыты Пьера Бомарше

Противоречие между литературным творчеством и жизнью окрашивает также первые драматургические опыты Пьера Бомарше – мещанские драмы «Евгения» (1767) и «Два друга» (1770). В этих пьесах будущий великий комедиограф еще полностью стоит на платформе Дидро. Печатному изданию «Евгении» он предпослал обширное теоретическое предисловие, озаглавленное «Опыт о серьезном драматическом жанре». Здесь он изложил заимствованную у Дидро теорию «серьезного жанра». Защищая «серьезный жанр», он настаивал на изображении ситуаций, взятых из обыденной жизни, на простоте и естественности диалога, а также на писании пьес прозой. При этом он ставил «серьезный жанр» выше трагедии и комедии. Он доказывал, что комедия менее интересна, чем драма , потому что мораль ее неглубока, подчас даже безнравственна, ибо зритель больше симпатизирует забавному плуту, чем честному человеку. Сочувствие же честному человеку может быть вызвано только изображением его несчастий .

Отношение Пьера Бомарше к трагедии

Еще более критично Бомарше относится к трагедии . «Блеск положения,– говорит он,– не усиливает во мне интерес к трагическим персонажам, а только мешает ему». По мнению Бомарше, купец, объявленный банкротом, драматичнее низложенного короля или потерпевшего поражение полководца. Пьер Бомарше утверждает, что извержение вулкана в Перу способно больше взволновать зрителя, чем казнь английского короля Карла I революционным народом, ибо в Париже может скорее произойти извержение вулкана, чем революция. Бомарше был явно плохим пророком в 1767 году .

Драма «Евгения»

В первой своей драме «Евгения» Пьер Бомарше изобразил обольщение добродетельной девушки порочным аристократом лордом Кларендоном, который бросает ее, так как намерен жениться на богатой наследнице. В конце пьесы лорд Кларендон, однако, возвращается к обманутой им Евгении, тронутый ее благородством и высокой нравственностью. Этим Бомарше ослабил обличительную сущность образа распутного аристократа, злоупотребившего своим именем и положением. Конфликт пьесы лишен социальной остроты, потому что Евгения тоже дворянка. Поэтому «мещанской драмой» эту пьесу можно назвать только условно.

«Евгения» не имеет крупных литературных достоинств, и все же в ней нет риторичности, присущей пьесам Дидро. Успех «Евгении» был умеренным. Никто из критиков не почувствовал: дарования автора, а энциклопедист Гримм презрительно заметил, что «этот человек никогда не создаст ничего даже посредственного». Мы видим, что Гримм был тоже плохим пророком .

Драма «Два друга»

Через три года после «Евгении» Бомарше поставил драму «Два друга» . Вторая пьеса Пьера Бомарше слабее первой, но по своей тематике это уже настоящая мещанская драма . Бомарше строит фабулу на крепкой «деловой» основе. В пьесе изображено банкротство двух финансистов. Однако «деловая» тематика не увлекла зрителя. В Париже острили, что к двум: банкротствам, показанным в пьесе, присоединилось третье – банкротство ее автора .

Неумолимый Гримм напомнил Пьеру Бомарше о его прежней профессии, заявив, что лучше было бы ему делать хорошие часы, чем писать плохие пьесы. Нападки Гримма отражают презрение, которое питали к Бомарше просветители, считавшие его беспринципным человеком. И, действительно, Пьер Бомарше, с одной стороны, стремился проникнуть в круги аристократии, а с другой – пытался проводить в своих пьесах буржуазную линию . Удивительно ли, что многие современники не верили устойчивости его убеждений?

Судебные тяжбы Пьера Бомарше

Для того чтобы Пьеру Бомарше поверили, ему необходимо было показать свое отношение к царившим во Франции порядкам. Это произошло только тогда, когда Пьер Бомарше испытал прелесть этих старорежимных порядков на себе.

Через несколько месяцев после постановки «Двух друзей» скончался покровитель Бомарше Пари-Дюверне. Свое огромное состояние он завещал графу Лаблашу, своему внучатному племяннику по женской линии. Однако не забыл он и Бомарше, завещав ему 75 тысяч франков, а также поручив своему наследнику выплатить 23 тысячи франков, которые он остался должен Бомарше по совместным финансовым операциям. Но Лаблаш, который терпеть не мог Бомарше, не только не уплатил завещанную сумму, но обвинил его в подделке документа, который был только скреплен подписью Дюверне. Дело перешло в суд. Началась длительная судебная волокита. В первой инстанции Бомарше дело выиграл. Тогда Лаблаш обратился в Парижский парламент – высший судебный орган старой Франции. Здесь докладчиком по его делу был назначен один из крупнейших тогдашних юристов Гёзман.

Бомарше знал, что без взяток не обходится ни одно судебное дело , и готов был заплатить Гёзману, чтобы выиграть свой процесс. Но Гёзман, уже получивший от Лаблаша крупную сумму, избегал встречи с Бомарше. Тогда Бомарше решил действовать через жену Гёзмана и передал ей через посредника 215 экю золотом и золотые часы, усыпанные брильянтами. Но взятка не помогла: парламент по докладу Гёзмана решил дело в пользу Лаблаша и присудил Бомарше к уплате Лаблашу 50 тысяч франков плюс судебные издержки. Так как у Бомарше не нашлось такой суммы наличными, то его имущество описали.

Положение Пьера Бомарше было отчаянным . Он ни на кого не мог опереться. Даже принцессы перестали покровительствовать человеку, который приобрел дурную репутацию. Тогда Бомарше решил апеллировать к общественному мнению . Парижский парламент, издавна являвшийся независимым учреждением, бывшим в оппозиции к королевской власти, незадолго до процесса Бомарше был разгромлен канцлером Мопу, который превратил его в чисто бюрократический орган. Против этого изуродованного парламента протестовали все передовые люди Франции, забрасывавшие его памфлетами. Но судейские чиновники посмеивались и гнули свою линию.

Пьер Бомарше против парламента Мопу

Не было во Франции человека, у которого хватило бы гражданского мужества открыто выступить против парламента Мопу .

Таким человеком явился Пьер Бомарше .

Он начал повсюду рассказывать о том, что Гёзман берет взятки . Слухи эти обеспокоили парламентскую корпорацию, которая для поддержания своей чести привлекла Бомарше к суду по обвинению в клевете . Частное дело Бомарше с женой Гёзмана, которая, прислав ему после проигрыша дела 200 экю, имела неосторожность не вернуть 15 экю, начало принимать общественный характер. Парламентские чиновники полагали, что они без труда справятся с Бомарше. Они рассчитывали на то, что тогдашнее судопроизводство было окружено тайной. Но Бомарше разрушил их планы, предав дело широчайшей общественной огласке. Он начал выпускать «Мемуары против советника Гёзмана », вышедшие пятью выпусками в 1773–1774 годах. В них рассказывалось о том, что делалось за кулисами парламента, и была дана хроника судебного процесса в памфлетно-заостренном стиле. При этом Пьер Бомарше проявил дарование первоклассного юмориста и сатирика, наличия которого никто у него не подозревал .

Пьер Бомарше использовал в «Мемуарах» целый ряд комических приемов для дискредитации своих врагов. В блестящей сатирической обрисовке проходили перед читателями граф Лаблаш, чета Гёзманов, продажный журналист Марен, и другие. Каждый из них вырастал в типический образ. Временами Бомарше прибегал к диалогической форме, излагая беседы со своими противниками и, в особенности с женой Гёзмана, которую он изобразил в необычайно комическом виде. Остроумная и язвительная книга Пьера Бомарше имела огромный успех в самых широких читательских кругах . Она удостоилась восторженного отзыва такого крупнейшего мастера памфлетного жанра, как Вольтер:

«Я не видел никогда ничего смелее, сильнее, комичнее, интереснее, сокрушительнее для противника, чем «Мемуары» Бомарше. Он бьется зараз, с десятью или двенадцатью врагами и повергает их на землю с такой же легкостью, как в фарсе Арлекин-дикарь колотит целый отряд полицейских».

«Мемуары» принесли Пьеру Бомарше признание всех передовых людей Франции, которые перестали теперь видеть в нем придворного подхалима. Бомарше стал знаменитым писателем, дерзнувшим нанести страшный удар французскому государственному строю . А между тем он не написал еще ни одной из своих прославленных комедий!

Парламент был поставлен в весьма затруднительное положение, когда ему пришлось, наконец, вынести решение по делу Бомарше. Оправдать его – значило признать справедливыми сделанные им разоблачения. Обвинить Бомарше было небезопасно ввиду того огромного резонанса, который получило все это дело. После долгих размышлений решили вынести «порицание» одновременно Бомарше и жене Гёзмана. Однако чтение судебного приговора было встречено негодующими криками толпы.

Бомарше стал теперь героем дня . Народ встречал его появление на улице аплодисментами. В самый день объявления приговора Бомарше навестил глава фрондирующей части придворной знати, принц Конти, который назвал его «великим гражданином» и пригласил к себе на обед. Примеру принца последовали многие придворные. Вскоре Гёзман подал в отставку , а парламент Мопу был распущен и заменен прежним парламентом . Самолюбие Бомарше могло быть удовлетворено.

Но важнее всего было то, что сочинение «Мемуаров» открыло подлинный характер дарования Пьера Бомарше .

Пьеса «Севильский цирюльник»

Это надо было проверить, написав настоящую комедию. Пьер Бомарше так и поступил, написав «Севильского цирюльника ». Пьеса эта имеет длинную творческую историю. Но после многих изменений она была сочувственно встречена Вольтером , Дидро и даже Гриммом , который так враждебно отозвался о первых двух пьесах Пьера Бомарше .

«Севильский цирюльник» сразу вошел во Франции в золотой фонд классического репертуара и остается в нем до сего дня .

В России «Севильский цирюльник» был впервые поставлен в Москве, в Петровском театре Маддокса, в 1782 году.

По своей фабуле «Севильский цирюльник» не представлял ничего нового. История того, как молодой ветреник влюбляется в красивую девушку, живущую в доме ревнивого опекуна, который хочет на ней жениться, и как этот ветреный юноша при помощи ловкого слуги отбивает девушку у опекуна и сам на ней женится, многократно разрабатывалась в театре разных стран. Но если банальна сюжетная схема «Севильского цирюльника», зато оригинальны его образы .

Комедия «Женитьба Фигаро»

Обличительные черты, намеченные в «Севильском цирюльнике», значительно усиливаются во второй комедии Пьера Бомарше – «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

План своей второй комедии Пьер Бомарше набросал вчерне в то время, когда он издавал «Севильского цирюльника». В предисловии к этой комедии Бомарше фантазировал по поводу того, как можно было бы продолжить историю Фигаро. При этом он изложил все то, что впоследствии составило содержание «Женитьбы Фигаро ». Принц Конти, познакомившись с этим предисловием, посоветовал Бомарше поставить его на сцене.

По своему построению «Женитьба Фигаро» значительно сложнее «Севильского цирюльника». В ней можно найти элементы разных жанров: и фарса, и комедии интриги, и комедии нравов, и даже чувствительной мещанской драмы . В этом отношении «Севильский цирюльник» построен гораздо проще. Отсюда вовсе не следует, как утверждают многие буржуазные критики, что «Севильский цирюльник» стоит, как пьеса, выше «Женитьбы Фигаро». Такой вывод могут делать только критики, не принимающие во внимание главного элемента «Женитьбы Фигаро» – ее глубокого социально-сатирического содержания.

Пьер Бомарше выходит со своей комедией за пределы просветительской драматургии и возвещает начало революционной драматургии. Поэтому «Женитьбу Фигаро» по справедливости можно назвать буревестником французской революции .

Пьер Бомарше выдержал исключительно долгую и упорную борьбу за постановку своей пьесы в театре. Если «Севильский цирюльник» попал на сцену только через три года, то борьба вокруг «Женитьбы Фигаро» длилась целых пять лет. Комедия прошла через руки нескольких цензоров, которые упорно запрещали ее постановку, разжигая этими запрещениями любопытство зрителей. Бомарше искусно подогревал это любопытство, знакомя публику с наиболее интересными-сатирическими сценами своей «крамольной» комедии.

Он постарался вызвать интерес к «Женитьбе Фигаро» у обличаемых в этой комедии лиц и добился того, что сторонниками ее постановки стали королева Мария-Антуанетта и ряд членов королевской семьи. Однако комедия имела также ряд весьма авторитетных противников, к числу которых принадлежала вся высшая администрация и полиция, а также король Людовик XVI. Возненавидя комедию, он заявил в 1782 году:

«Это отвратительно, этого никогда не будут играть».

Когда Пьеру Бомарше сообщили об отношении короля к его пьесе, он якобы воскликнул:

«Ах, если король против моей пьесы, значит она безусловно будет поставлена».

Все хлопоты неутомимого автора были сначала безрезультатными. Наконец, в июне 1783 года артистов театра Французской комедии пригласили сыграть «Женитьбу Фигаро» на придворном театре в Версале. Но это представление не состоялось; король отменил его перед самым поднятием занавеса. Зато через некоторое время состоялось другое, закрытое представление в особняке де Водрейля, на котором присутствовал весь двор. Этому спектаклю предшествовало новое рассмотрение пьесы историком Гальяром, который заявил, что пьеса чересчур весела для того, чтобы быть опасной, ибо все восстания и политические заговоры, по его мнению, всегда бывали

«задуманы, подготовлены и осуществлены людьми сдержанными, мрачными и скрытными».

После этого спектакля, разрешенного самим королем, стало трудно упорствовать на запрещении публичного представления комедии. И после нового рассмотрения комедии тремя цензорами, во вторник 27 апреля 1784 года состоялась, наконец, ее долгожданная премьера . Взволнованная длительным ожиданием публика дежурила целые сутки перед зданием театра Французской комедии. Все барьеры перед театром были сломаны, стража оттиснута и смята.

Успех спектакля был гигантским . Цензурные мытарства комедии усилили ее политическую остроту в глазах зрителя. Малейшая фраза, в которой можно было усмотреть политический намек, вызывала демонстративные аплодисменты в зрительном зале. Публика восприняла комедию, как защиту свободы и равенства против деспотизма и отживших сословных привилегий .

Пьеса прошла 68 раз подряд и принесла театру около полумиллиона ливров сбора – цифры для XVIII века рекордные.

Пьер Бомарше на вершине славы

Был теперь на вершине славы . Вчерашний часовщик стал политическим трибуном. Это не могло ему пройти безнаказанно в старорежимной Франции. Против него выступил анонимно с грязными клеветническими обвинениями граф Прованский , будущий король Франции Людовик XVIII . Бомарше резко ответил на этот анонимный выпад, догадываясь, откуда он идет. Граф Прованский пожаловался своему «августейшему» брату, и тот, сидя за карточным столом, нацарапал на семерке пик приказ о заключении Бомарше в тюрьму Сен-Лазар, куда сажали молодых распутников и дебоширов. Это грубое оскорбление, нанесенное величайшему писателю Франции, вызвало взрыв общественного негодования. В одной анонимной листовке писалось: «Кто может сказать после этого с уверенностью, что он будет сегодня спать в своей кровати?» Король испугался резонанса, вызванного арестом Пьера Бомарше, и через пять дней дал приказ о его освобождении. Этот эпизод содействовал увеличению славы Пьера Бомарше. Зрители восторженно аплодировали словам Фигаро:

«Не в силах уничтожить ум, они мстят ему тем, что унижают его».

Финансовые и торговые предприятия Пьера Бомарше

После постановки «Женитьбы Фигаро» Бомарше почил на лаврах. Последние годы перед революцией он не написал почти ничего нового и занимался главным образом коммерцией и предпринимательской деятельностью.

Среди финансовых и торговых предприятий Бомарше наиболее интересны два.

Помощь североамериканским колониям

Первое – это снаряжение за собственный счет судов и отправка их в Америку для помощи восставшим против Англии североамериканским колониям . Бомарше активно содействовал образованию молодой буржуазной республики – Соединенных Штатов Америки. В январе 1779 года он получил от Джона Джея , председателя конгресса США, благодарственное письмо, в котором тот писал:

«Вы добились уважения рождающейся республики, вы заслужили аплодисменты Нового Света».

Тем не менее конгресс отказался оплатить Бомарше его расходы по снабжению повстанческих армий.

Издание сочинений Вольтера

Второе начинание Бомарше кануна революции имело прямое отношение к литературе. Это было издание полного собрания сочинений великого просветителя Вольтера . Так как сочинения Вольтера были во Франции запрещены, то Бомарше печатал их в собственной типографии в маленьком пограничном городке Келе и оттуда тайно ввозил во Францию . Кельское издание сочинений Вольтера сыграло важную роль в пропаганде его идей.

Французская революция

Но вот вспыхнула долгожданная Французская буржуазная революция . И хотя Бомарше был ее предвестником, однако автора «Женитьбы Фигаро» неосновательно подозревали в симпатиях к королевскому дому и даже посадили в тюрьму вместе с группой роялистов. Выйдя из тюрьмы, он хлопотал перед революционным правительством об использовании его опыта по снабжению армии оружием. Однако во время поездки Пьера Бомарше в Голландию по этому делу его имя было внесено в список эмигрантов, а жена и дочь арестованы. Возвратился Бомарше в Париж только при Директории, в 1796 году. Умер он в 1799 году за несколько месяцев до захвата власти Наполеоном.

Сыграв существенную роль в подготовке революции, Бомарше отшатнулся от нее, как только революционная инициатива перешла в руки народа. Ослабление революционных настроений Пьера Бомарше отразилось на последних его пьесах – опере «Тарар» и драме «Преступная мать».

Опера «Тарар»

«Тарар » был сочинен за два года до революции, в 1787 году. Это опера, насыщенная антидеспотическими настроениями. Бомарше противопоставил здесь восточному деспоту Атару народного героя Тарара. Эти персонажи сталкивались примерно так же, как Альмавива и Фигаро. В конце пьесы злодей Атар убивал себя, и на престол вступал благородный Тарар, посвящавший себя заботам о счастье народа. При своей первой постановке опера нашумела. Это побудило Бомарше возобновить ее в 1790 году, внеся в нее ряд злободневных черточек. Зрительный зал на ее представлении разделился: сторонники монархии рукоплескали конституционному финалу оперы, противники монархии жестоко свистали ему. В третий раз Бомарше поставил «Тарара» в период диктатуры якобинцев, в 1793 году.

Драма «Преступная мать»

Другое дело – «Преступная мать », написанная Пьером Бомарше во время революции.

«Преступная мать» отличается в жанровом отношении от первых двух частей трилогии: если те были комедиями, то «Преступная мать» – чувствительная семейная драма. Как раз в то время, когда Францию волнуют большие общественно-политические вопросы, Пьер Бомарше уводит зрителя в круг частной жизни. Это обстоятельство предопределило неуспех пьесы в 1792 году: она показалась зрителям несвоевременной по своей тематике и образам.

Драма, не имевшая успеха при первом представлении, прошла с большим успехом пять лет спустя в исполнении лучших актерских сил театра Французской комедии. Это вполне понятно: в 1797 году при Директории семейные драмы во Франции снова вошли в моду.

В целом же пьеса «Преступная мать» носит политически умеренный характер и пропагандирует идею примирения высших и низших сословий. Несомненно, однако, и то, что в этой пьесе чувствуется верность Бомарше гуманным, просветительским традициям . Защита прав женщины , была, безусловно прогрессивной идейной тенденцией. И то, что мы находим ее у Бомарше на склоне его деятельности, показывает, что Пьер Бомарше остался верен прогрессивному мировоззрению века Просвещения.

В деятельности Пьера Бомарше нашла отражение эпоха подготовки и осуществления величайшей из всех буржуазных революций – французской. Как подлинно великий художник, Бомарше сумел отразить в своей трилогии некоторые существенные стороны революционной действительности и в первую очередь огромную роль, которую сыграли в революции народные массы. Хотя сам Бомарше не нашел в себе сил пойти в революции за ее наиболее передовыми, плебейскими элементами, тем не менее он не оказался и ренегатом освободительных идей эпохи Просвещения. До конца своих дней он был верен лучшим морально-этическим идеалам этой эпохи .

Написанные Пьером Бомарше революционные комедии нисколько не утеряли ту боевую силу, которую они имели в момент их появления на сцене. Они вошли в золотой фонд революционной классики и всегда будут занимать в нем одно из первых мест.

Знаменитый французский драматург и публицист.
Родился 24 января 1732 года в городе Париже. Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698-1775), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество, где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах - Франкё и Левёк - и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром Дюверне (Duverney) стал обладателем значительного состояния. После первого брака Карон принял более аристократически звучащую фамилию «де Бомарше», по названию принадлежащего жене поместья. Смерть первой жены дала повод недоброжелателям обвинять его в её убийстве. В действительности такие обвинения крайне маловероятны, поскольку смерть супруги была очень невыгодна для будущего драматурга, который остался с огромным количеством невыплаченных долгов; вернуть их он смог лишь гораздо позже при помощи своего друга Дюверне.
В 1764 году он отправился по семейным делам в Мадрид, чтобы защитить честь сестры, обманутой женихом - испанским писателем Хосе Клавихо и Фахардо. В Испании Бомарше проявил поразительную энергию, ум и умение налаживать и использовать связи: один в чужой стране, он сумел проникнуть к министрам, а потом и ко двору, понравился королю и добился удаления своего противника от двора и лишения должности. Вернувшись в Париж, Бомарше дебютировал в 1767 г. с пьесой «Eugénie» («Эжени»), имевшей некоторый успех. В 1770 г. он выпустил драму «Les deux amis» («Два друга»), которая успеха не имела. В этом же году умер его компаньон и покровитель Дюверне; его наследники не только отказались выплатить долг Бомарше, но обвинили последнего в обмане.
Бомарше начал тяжбу с наследником Дюверне, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость, а также литературный и ораторский талант. В первой инстанции Бомарше выиграл дело, но во второй - проиграл. По обычаю того времени, он перед разбором своего дела посетил своих судей и поднес подарки жене докладчика по его делу, г-же Гезман. Когда дело было решено не в пользу Бомарше, г-жа Гезман вернула ему подарки, за исключением 15 луидоров. Бомарше воспользовался этим как поводом, чтобы возбудить дело против своих судей. Судья в свою очередь обвинил его в клевете. Тогда Бомарше выпустил свои «Mémoires» («Мемуары»), где беспощадно обличал судебные порядки тогдашней Франции. Написанные с большим мастерством «Мемуары» имели шумный успех и расположили в пользу Бомарше общественное мнение. 26 февраля 1774 г. процесс окончился: судья Гезман лишился должности, а г-жа Гезман и Бомарше получили «большой выговор». Но в 1776 г. Бомарше был восстановлен в правах, а в 1778 г. выиграл (не без помощи «Suite de mémoires» - «Продолжения мемуаров») дело с наследниками Дюверне.
Популярность Бомарше выросла ещё больше после появления его комедий «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд.
Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро», в 1784 году, Бомарше написал оперное либретто под названием «Тарар», предназначенное первоначально для К. В. Глюка. Однако Глюк работать уже не мог, и Бомарше предложил либретто его последователю Антонио Сальери, чья опера «Данаиды» с большим успехом шла в Париже. Исключительный успех «Тарара» Сальери укрепил и славу драматурга.
Когда началась Война за независимость США, Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы. В 1781 г. некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнман и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше.
Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха, а комедия «La mère coupable» (1792), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный приём.
Роскошное издание сочинений Вольтера, очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завёл для этого издания даже особую типографию в Кале), принесло Бомарше почти около миллиона убытка. Значительные суммы он потерял также в 1792 году, взяв на себя так и не исполненное обязательство поставить 60 000 ружей американской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем - в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики. Умер он 18 мая 1799 года.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше – известный французский писатель, родился 24 января 1732, умер 18 мая 1799, сын часовых дел мастера Карона, из протестантов . Благодаря привлекательной наружности, остроумию, поэтической и музыкальной способностям он сделался учителем игры на арфе у дочерей Людовика XV , потом с помощью денег добился дворянства и придворных чинов.

Памятник Бомарше в Париже. Скульптор Л. Клозад, 1895

В 1764 он съездил в Испанию, чтобы защитить честь своей сестры, на которой обещал жениться (и потом обманул) знатный испанский дворянин Клавихо. Бомарше удалось добиться того, что Клавихо лишился места и был сослан. На этот сюжет он в 1767 написал свою первую пьесу, «мещанскую трагедию» во вкусе Дидро «Эжени», которою, равно как и рассказом Бомарше о своей поездке в Испанию – в 4 «Мемуаре», воспользовался Гете для своего «Клавиго».

После смерти своей второй жены (1770) он впутался в процесс из-за 15.000 ливров, завещанных ему его покровителем банкиром Дюверне. Выиграв дело в первой инстанции, Бомарше проиграл его в высшем суде – парламенте . Тогда он выпустил «Мемуары господина Бомарше, написанные им самим» – 4 мемуара, в которых с удивительным красноречием, блестящим остроумием и необычайной иронией осмеял недостатки современного ему судебного дела, причем заявил себя поборником бесправного третьего сословия. Отстояв себя перед общественным мнением, он через некоторое время выиграл свое дело в суде: Людовик XVI велел кассировать приговор парламента.

Популярность Бомарше возросла невероятно с появлением двух его комедий «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность » и «Безумный день, или Женитьба Фигаро » (продолжение первой комедии); к этим двум пьесам в 1791 присоединилась третья (слабее первых двух) – «Виновная мать, или Второй Тартюф ». Добившись огромного успеха с «Цирюльником», Бомарше, вопреки безмерным притязаниям актеров, закрепил за собой авторские права на эту пьесу; постановка же «Женитьбы Фигаро», несмотря на поддержку королевы и графа Артуа, не дозволялась в течение 7 лет. Наконец, с разрешения короля, эта комедия была поставлена на частной сцене в имении графа Водрейля, а скоро после того, 27 апреля 1784, – в Париже, где прошла с шумным успехом в присутствии цвета представителей «старого порядка », хотя она их же жестоко осмеивала и унижала. «Комедия Фигаро, – сказал потом Наполеон , – была уже революцией в действии».

Бомарше. Безумный день или женитьба Фигаро. Телеспектакль

Достигнув этою знаменитой пьесой апогея славы, Бомарше испытал, как превратно расположение толпы и счастье. За слишком резкий отзыв об анонимной статье одной высокопоставленной особы он был присужден к тюремному заключению; издержки по изданию сочинений Вольтера (1785 – 89) ввели его в большие долги. Но больше всего повредила ему вражда с Мирабо , который за необдуманную выходку Бомарше против него так ожесточенно и резко напал на главные слабости своего противника, что Бомарше не осмелился ответить. Но и талант его слабел. Его мемуары против Корманна, привлеченного к суду за дурное обращение с женой, не имели уже того успеха, как мемуары 1774 – 78. Общество недружелюбно следило за проявлениями частной жизни Бомарше и охотно пользовалось случаями осмеять и оскандалить своего бывшего любимца. В это время была написана им опера «Тарар», с намеками революционного характера, род пролога к «декларации прав ».

При взрыве французской революции , которую Бомарше отчасти подготовил своими сочинениями, он сам испугался разнузданного брожения умов, и ему приходилось беспрерывно защищаться перед Конвентом против взводившихся на него обвинений. В 1792 он навлек на себя много неприятностей и серьезную опасность, по случаю заказа в Голландии ружей от имени французского правительства. Его арестовали, он бежал в Лондон, но вскоре возвратился, чтобы оправдаться новыми, но скучными «Шесть периодов моей жизни» (1793). Вскоре он должен был опять бежать, на этот раз в Гамбург, где жил в крайней нужде до 1796, когда, почти глухой, вернулся в Париж и там умер от апоплексического удара. Говорили также, что он отравился. Кроме выше названных сочинений, ему принадлежат несколько политических статей об Англии и её колониях.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!