«Природа и человек в повести «Олеся». Трагизм любовной темы

СОДЕРЖАНИЕ: Человек и природа в творчестве Куприна Автор: Куприн А.И. Образ природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место. Таковы живописный Полесский цикл, лирические миниатюры «Вальдшнепы», «Ночь в лесу», размышления о природных явлениях - «Пустые дачи» (начало осени), «Золотой петух» (восход солнца).

Человек и природа в творчестве Куприна

Образ природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место. Таковы живописный Полесский цикл, лирические миниатюры «Вальдшнепы», «Ночь в лесу», размышления о природных явлениях - «Пустые дачи» (начало осени), «Золотой петух» (восход солнца). Сюда же примыкает цикл лирических очерков о балаклавских рыбаках «Листригоны».

Впервые купринская концепция человека и природы была воссоздана как нечто целостное в произведениях Полесского цикла, основу которого составили такие рассказы, как «Лесная глушь», «Олеся», «На глухарей». Единство цикла во многом обусловлено образом рассказчика-охотника, через восприятие которого изображается природа и который воспринимает ее как реальный и одновременно таинственный и загадочный мир, достойный наблюдения и осмысления, и равноценный миру человека в общем потоке бытия. Чувство связи и родства с этим миром вызывает волнение героя: «затаил дыхание и замер», «осторожно», «стараясь не шуметь», «всматривался» и т. д. Соприкосновение с миром природы становится для рассказчика не только попыткой приблизиться к таинству мира, но и способом нравственного очищения. Природа помогает ему забыть о житейских неурядицах и заботах и окунуться в новый поток времени. Купринское чувство природы космично. Писатель воспринимает ее как органическое целое, имеющее непосредственную связь с человеческим миром. Оставаясь наедине с природой, купринский рассказчик переживает такие мгновения, которые позволяют ощутить движение времени, которые рождают у человека ощущение своей включенности в вечный поток космической жизни. Философскую окраску приобретает зимний пейзаж в повести «Олеся»: «Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день. Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви Снег розовел на солнце и синел в те- ни. Мною овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня...» В момент общения с природой купринский герой-рассказчик способен увидеть в мгновенном - вечное, ощутить свою сопричастность целому. В эту минуту герой осознает себя частью Вселенной, воплощенной в образе тишины и бесшумно текущего времени, которые рождают ощущение мировой гармонии («чего-то стройного, прекрасного и нежного»).

Образ природы опоэтизирован в «Олесе». Куприн наделяет героя взглядом художника, способностью раскрывать красоту мира и видеть ее там, где, казалось бы, нет ничего примечательного. Так, описывая «черную от грязи» лесную дорогу во время весенней распутицы, герой отмечает, что в воде, которой были заполнены многочисленные колеи и следы лошадиных копыт, «отражался пожар вечерней зари». Природа видится герою сказкой, волшебством, сливающим красоту лунной ночи и таинство любви в единый прекрасный миг жизни: «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы. И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и безмолвием леса».

Проблема взаимоотношений человека и природы поднимается Куприным в цикле очерков «Листригоны», в которых подчеркивается связь человека с природной жизнью, подчиненность труда рыбаков естественным природным ритмам. Образ природы в «Листригонах» эмоционально окрашен. В описаниях ночи, моря, тишины, звездного неба и т. д. автор часто пользуется оценочными эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Куприн показывает в своем творчестве, что разрыв человека с природой приводит к утрате космических связей и неполноценности бытия. Купринские охотничьи сюжеты, описания природы явлены читателю как одна из попыток современного человека восстановить космическое мироощущение, столь актуальное для нашей эпохи.

В 90-е годы XIX столетия в русской литературе появился целый ряд новых писателей, в творчестве которых ярко прослеживалось тяготение к реализму. Сознавая все недостатки и пороки общества, эти писатели объективно освещали их в своих произведениях, разоблачали сами основы общественных отношений. Высказывая решительный протест общественному злу и насилию, писатели и поэты стремились к поиску высоких идеалов, старались художественно исследовать и переосмысливать эпоху. Одним из ярких представителей этого направления является Александр Иванович Куприн. Он вошел в историю русской литературы как певец самых светлых и здоровых человеческих чувств. Реальная действительность, которую описывал Куприн в своих произведениях, обусловливала в большинстве случаев трагические мотивы. Но при всем этом в его повестях и рассказах чувствуется своеобразное жизнерадостное, оптимистическое мировидение. Оптимизм и вера в живую человеческую душу, которые, на мой взгляд, наиболее ярко проявились в повести «Олеся», побуждали его к поискам идеала некоего «естественного человека».

В этом произведении Куприн углубляется в сферу народной жизни, показывая как всегда неповторимое мастерство психологического анализа. Автор с глубокой симпатией относился к простому русскому человеку, именно в нем видя истоки духовного возрождения всего русского народа. Потому такими светлыми и радужными красками, с такой нежностью и любовью воссоздает он психологический портрет главной героини.

Большую роль в понимании этого образа играет ее портрет, отражающий в полной мере внешние и внутренние особенности Олеси, в их единстве и непосредственной связи. Перед нами «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти», которая " держалась легко и стройно". «Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своеобразном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом». Уже один этот портрет выделяет героиню среди всех других жителей села, противопоставляя ее местным «дивчатам», «лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однообразное, испуганное выражение». С мастерством настоящего психолога рисует писатель и внутренний мир Олеси, такой не похожий на внутренний мир других героев.

Внимательно анализируя взаимоотношения между людьми, автор показывает различные состояния мыслей и чувств персонажей. Герои повести, при всех различиях в характерах и чувствах, сходны в одном - на них словно бы лежит печать общего неблагополучия, а как следствие - духовной опустошенности. И все эти люди, объединенные общей скупостью чувств, пустотой души, безрадостностью жизни, не могут и не хотят понять и принять «лесную колдунью» Олесю, называя «ведьмой», «чертовкой», обвиняя ее и ее бабку во всех мыслимых и немыслимых несчастьях, хотя сами жители (и никто другой!) виноваты во всех своих бедах.

тностью жизни, не могут и не хотят понять и принять «лесную колдунью» Олесю, называя «ведьмой», «чертовкой», обвиняя ее и ее бабку во всех мыслимых и немыслимых несчастьях, хотя сами жители (и никто другой!) виноваты во всех своих бедах. А Олеся - девушка чистая и светлая, наделенная чуткой душой, способная по-настоящему сопереживать, любить, радоваться и грустить. Она может даже пожертвовать собой, если этого требует ее натура, ее сердце, ее чувства и убеждения. Только она и заслуживает настоящего счастья, которое, к сожалению, в реальной жизни не может для нее длиться вечно.

По твердому убеждению Куприна, только естественная жизнь на лоне природы, какую вела Олеся, близкое общение с ее гармоничным миром способны сохранить и воспитать человеческую душу незамутненной, неиспорченной, искренней и прекрасной. Стремлению наиболее полно раскрыть духовный мир дочери лесов Олеси подчинено все в повести Куприна.

Особая роль отведена автором описанию богатейшего прекрасного нетронутого мира природы Полесья. Окружающая природа живет своей полноценной, насыщенной, постоянно меняющейся жизнью. И главное в этом мире - абсолютная гармония, яркость и полнота чувств. Именно чувства героев призваны подчеркнуть все явления природы. Да и сама природа оживает под пером писателя: «сердито пенясь», бегут ручейки, «быстро вертя щепки и гусиный пух», в глубоких лужах отражается бескрайнее голубое небо с «круглыми, точно крутящимися, белыми облаками», «звонкие капли» сыплются с крыш, наполняя все вокруг волшебным звучанием, а воробьи кричат «так громко и возбужденно, что ничего нельзя… расслышать за их криком». Повсюду в мире природы чувствуется «радостная, торопливая тревога жизни».

Именно природа, отношение к ней выступает в повести своеобразным критерием человеческих чувств. Только человек с богатым внутренним миром, способный на искренние, настоящие чувства, может увидеть красоту окружающего мира, ощутить себя неотъемлемой его частью. Таким богатым внутренним миром, чистой и светлой душой обладает и герой Куприна. Потому вместе с весенним воздухом вдыхает он и «весеннюю грусть, сладкую и нежную, исполненную беспокойных ожиданий и смутных предчувствий». И вместе с этим воздухом возникает перед его мысленным взором образ прекрасной Олеси.

На фоне природы, все видящей, все понимающей и хранящей все человеческие тайны, происходят важнейшие события повести. Именно природа освещает самые прекрасные моменты в жизни героев. Ночь, которую проводят молодые люди вдвоем, когда они забывают обо всем, наслаждаясь своим счастьем, сливается «в какую-то волшебную, чарующую сказку». «Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох.

Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были набросаны серебристые, прозрачные, газовые покровы.

лось, были набросаны серебристые, прозрачные, газовые покровы. Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и жутким безмолвием леса".

И все же, при всей безмерности их счастья, любовь героев обречена. Иначе просто не может быть в мире, где чувства людей умирают, где сердца очерствели под влиянием внешних обстоятельств.

Трагедия их любви в том, что они рискнули остаться в этом мире самими собой, сохранили нетронутой и чистой свою душу. И мир, который отверг в свое время Олесю и ее бабку, обрекает на гибель и героиню, и ее любовь. Трагедию героев, гибель их счастья автор также рисует на фоне разбушевавшейся природной стихии. Природа чувствует неминуемое горе и разражается грозой: «Молния блистала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали и звенели стекла в окнах моей комнаты». И словно в подтверждение свершившейся непоправимой беды, «в одно из стекол вдруг с такой силой ударил громадный кусок льду, что оно разбилось, и осколки его со звоном разлетелись по полу комнаты». Казалось бы, разъяренная «громада» побеждает. Но на самом деле у нее нет сил победить настоящие чувства, настоящую любовь. Потому что не в силах толпа бездушных, пустых людей победить саму природу.

Неповторимый художник слова, А. И. Куприн очаровывает точностью, ясностью и благородной простотой преображения психологической жизни людей. Он обладает простым и удивительно мудрым волшебством слова. Мастер языка, мастер сюжета и композиции, мастер в изображении природы и человеческих чувств, писатель оставил нам наследие, которое по художественному уровню является достойным образцом русской классики.

Впервые купринская концепция человека и природы была воссоздана как нечто целостное в произведениях Полесского цикла, основу которого составили такие рассказы, как «Лесная глушь», « », «На глухарей». Единство цикла во многом обусловлено образом рассказчика-охотника, через восприятие которого изображается природа и который воспринимает ее как реальный и одновременно таинственный и загадочный мир, достойный наблюдения и осмысления, и равноценный миру человека в общем потоке бытия.

Чувство связи и родства с этим миром вызывает волнение героя: «затаил дыхание и замер», «осторожно», «стараясь не шуметь», «всматривался» и т. д. Соприкосновение с миром природы становится для рассказчика не только попыткой приблизиться к таинству мира, но и способом нравственного очищения. Природа помогает ему забыть о житейских неурядицах и заботах и окунуться в новый поток времени. Купринское чувство природы космично. воспринимает ее как органическое целое, имеющее непосредственную связь с человеческим миром. Оставаясь наедине с природой, купринский рассказчик переживает такие мгновения, которые позволяют ощутить движение времени, которые рождают у человека ощущение своей включенности в вечный поток космической жизни. Философскую окраску приобретает зимний пейзаж в повести «Олеся»: «Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день. Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви Снег розовел на солнце и синел в тени.

Мною овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня...» В момент общения с природой купринский герой-рассказчик способен увидеть в мгновенном - вечное, ощутить свою сопричастность целому. В эту минуту герой осознает себя частью Вселенной, воплощенной в образе тишины и бесшумно текущего времени, которые рождают ощущение мировой гармонии («чего-то стройного, прекрасного и нежного»).

Образ природы опоэтизирован в «Олесе». Куприн наделяет героя взглядом художника, способностью раскрывать красоту мира и видеть ее там, где, казалось бы, нет ничего примечательного. Так, описывая «черную от грязи» лесную дорогу во время весенней распутицы, герой отмечает, что в воде, которой были заполнены многочисленные колеи и следы лошадиных копыт, «отражался пожар вечерней зари». Природа видится герою сказкой, волшебством, сливающим красоту лунной ночи и таинство любви в единый прекрасный миг жизни: «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы.

И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и безмолвием леса».

Проблема взаимоотношений человека и природы поднимается Куприным в цикле очерков «Листригоны», в которых подчеркивается связь человека с природной жизнью, подчиненность труда рыбаков естественным природным ритмам. Образ природы в «Листригонах» эмоционально окрашен. В описаниях ночи, моря, тишины, звездного неба и т. д. автор часто пользуется оценочными эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Куприн показывает в своем творчестве, что разрыв человека с природой приводит к утрате космических связей и неполноценности бытия. Купринские охотничьи сюжеты, описания природы явлены читателю как одна из попыток современного человека восстановить космическое мироощущение, столь актуальное для нашей эпохи.

Как много прекрасных чувств на земле!

Но самое дорогое и возвышенное - это, несомненно, любовь! Каждый поэт и писатель для того и пишет свои произведения, чтобы раскрыть людям глаза на то, чего они не видят или не хотят чувствовать. Прекрасной показана любовь в произведении Куприна "Гранатовый браслет", любовь бедного телеграфиста к богатой и знатной даме. Вот ведь как повернулась ! Любовь бедного Желткова была не мимолетным увлечением, а каким-то по-настоящему огромным чувством, которое может испытать каждый из нас.

Началось все действительно просто шуткой, а закончилось тем, что стало с Желтковым после семи нескончаемых лет. Но вот Желтков решается на поступок, немного непонятный, но все же возвышенный и прекрасный. Несмотря на его бедность, он дарит Вере браслет, который ему очень дорог. Но Вера не понимает этого поступка и рассказывает все своему мужу, который был, естественно, оскорблен этим. Он принимает это как вызов и идет выяснять отношения с Желтковым. Но что же это за оскорбленный муж, если он идет на встречу со своим соперником не один?

Этот приход послужил толчком к самоубийству Желткова. Он понимает, что любви Веры он никогда не добьется и, решив не осложнять ей жизнь, убивает себя. Вера решила увидеть человека, который, по ее мнению, был просто увлечен ею, но когда она приходит туда, где жил Желтков, когда она видит это прекрасное открытое лицо, понимает, что она потеряла.

Любая женщина мечтает о такой любви всю жизнь. А Вера из-за привязанности к мужу, ведь это была только привязанность, теряет то, что, возможно, ждала всю жизнь. Мне понравилось это произведение, потому что в нем отражена вся сложность и неоднозначность человеческой любви, ее невозможность в мире сословных и кастовых различий, и я думаю, что Куприну удалось показать ее красоту и силу. Любовь прекрасна, это знают все, кто когда-либо испытывал это чувство. Но у кого в душе еще не зародилось оно, не огорчайтесь! Все еще впереди! Вы только верьте!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ГОРОДА ТИХОРЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Конспект

урока литературы

«Природа и человек в повести «Олеся». Трагизм любовной темы

Разработала и провела

учитель русского языка и литературы

Ясенко Д.В.

Г.Тихорецк-2015г.

Тема: «Природа и человек в повести «Олеся». Трагизм любовной темы.»

Цели: определить особенности гуманизма и психологизма Куприна в повести «Олеся»; проверить уровень усвоения вопросов по изучению творчества И. Бунина и А. Куприна.

Задачи: выяснить гуманистическую позицию автора в повести «Олеся», определить особенности построения образов главных героев и роль пейзажа в произведении. Провести тестирование по творчеству Бунина и Куприна.

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

А. И. Куприна всегда отличал интерес к миру природы. Уже в первых рассказах писателя намечается противопоставление деревенской жизни городской, беспокойной и суетной. Жизнь в глухой деревушке, затерявшейся среди густого соснового леса, верстах в восьми от станции железной дороги, противопоставляется пыльному, душному, наполненному суетой и грохотом городу: «Чувствуешь себя молодым, добрым и хорошим, чувствуешь, как стряхивается с тебя накипевшая за зиму городская скука, городское озлобление, все городские недомогания».

В городе тесно, душно, голодно, люди живут «в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что и воздуху-то не хватает»; многие же вынуждены жить в подвале, «под самой землей, в сырости и холоде», и «случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят».

В таком городе и души людей оказываются «в клетке», в полной зависимости от общественного мнения, становятся «сырыми и холодными».

Одним из самых поэтических произведений Куприна стала повесть «Олеся» (1898). «Дитя природы» Олеся цельностью и непосредственностью натуры, богатством внутреннего мира выше «городского» человека Ивана Тимофеевича, доброго, но робкого и нерешительного.

Повесть - вдохновенный гимн высокому счастью взаимной любви, светлый ее апофеоз, несмотря на трагический конец: «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви... Я, как языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью...»

Ни одно из произведений Куприна не показывает так вдохновенно и целомудренно слияние двух сердец, как «Олеся».

В повести видно и мастерство Куприна-пейзажиста, продолжателя достижений Аксакова, Тургенева, Толстого, Чехова. На страницах своей повести Куприн выступает вдумчивым и чутким художником и психологом, который умеет раскрыть богатый духовный мир простого человека.

II. Работа с текстом повести «Олеся» (по вопросам учебника).

1. В чем, на ваш взгляд, своеобразие композиции повести? Какую роль в ней играют картины природы?

Индивидуальное сообщение: «Пейзаж в повести Куприна «Олеся». (Отметить психологизм пейзажа Куприна.)

2. Что такое «естественная личность» и как она воплощена в повести?

Работа в парах .(на электронной доске) Оформление таблицы: «Сравнительная характеристика главных героев».

Олеся

Иван Тимофеевич

Принятые в обществе нормы поведения чужды ей

Находится во власти общественного мнения

С открытой душой

Сосредоточен на своем мире

Трагические предсказания

Слабость

Самоотверженность и др.

Олеся: «доброта ваша не хорошая» и др.

Комментирование работы с опорой на текст.

Учитель . Образы героев автор создает в традициях русской психологической прозы. А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство.

Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания «быть вместе» с другим человеком.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная».

И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз - причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка.

Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается.

В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся - полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией.

Писатель создает исключительно романтический образ «дочери лесов».

Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные ей люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции.

Больше того - Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движении, улыбке.

Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.

3. Считаете ли вы, что Куприн в произведениях «Гранатовый браслет» и «Олеся» понимает любовь как духовное возрождение?

(Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение миниатюр «Любовь в произведениях Куприна».)

III Тестирование по творчеству Бунина и Куприна.

1. Символ - это:

а) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления;

б) подробность пейзажа, портрета, интерьера, выделенная писателем с целью подчеркнуть ее особенное, избирательное значение;

в) слово или оборот в иносказательном значении;

г) художественный прием, основанный на преувеличении.

2. Конфликт художественного произведения - это:

а) ссора двух героев;

б) столкновение, противоборство, на которых построено развитие сюжета;

в) наивысшая точка развития сюжета;

г) неприятие произведения критиками и читателями.

3. Композиция это:

а) эпизод литературного произведения;

б) организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения;

в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении;

г) столкновение, противоборство персонажей.

4. Кто из героев произведений Куприна в своем монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое»? Кому адресованы эти слова?

а) Соломон - Суламифи;

б) Желтков - Вере Шеиной;

в) Желтков - Богу;

г) Ромашов - Шурочке.

5. Из какого произведения Бунина взяты строки:

«Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч... Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства»?

а) «Антоновские яблоки»;

б) «Окаянные дни»;

в) «Темные аллеи»;

г) «Господин из Сан-Франциско».

6. Отметьте произведения Бунина, главной темой которых является любовь.

а) «Чистый понедельник»;

б) «Суходол»;

в) «Таня»;

г) «Легкое дыхание».

7. Кто из героев И. А. Бунина «ехал в старый свет на целых два года с женой и дочерью, единственно ради развлечения»?

а) Арсений Семеныч;

б) господин из Сан-Франциско;

в) Малютин;

г) корнет Елагин.

8. Кто из героев Куприна, подобно А. Болконскому из рома на Л. Толстого «Война и мир», мечтает о подвиге?

а) Иван Тимофеевич («Олеся»);

б) Ромашов («Поединок»);

в) Николаев («Поединок»);

г) Соломон («Суламифь»).

9. Из какого произведения Бунина взяты эти строки: «Теперь это легкое дыхание снова расселялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре»?

а) «Темные аллеи»;

б) «Легкое дыхание»;

в) «Антоновские яблоки»;

г) «Суходол».

10. О какой героине А. Куприн говорит, что в ней живут сразу «два человека: один с сухим эгоистичным умом, другой - с нежным и страстным сердцем»?

а) Об Олесе («Олеся»);

б) о В. Шеиной («Гранатовый браслет»);

в) о Шурочке («Поединок»);

г) об А. Шеиной («Гранатовый браслет»).

11. С каким музыкальным произведением у Веры Шеиной, героини повести Куприна «Гранатовый браслет», связаны слова: «Да святится имя Твое»?

а) «Лунная соната» Бетховена;

б) «Реквием» Моцарта;

в) «Прелюдия» Шопена;

г) «Соната № 2» Бетховена.

12. Какой художественной деталью завершается повесть Куприна «Олеся»?

а) письмо к возлюбленному;

б) букет полевых цветов;

в) косынка Олеси;

г) нитка красных бус.

13. Какой литературный жанр преобладал в творчестве И. Бунина?

а) повесть;

б) роман;

в) очерк;

г) новелла.

14. Какова основная идея рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

а) описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику в Европу;

б) разоблачение революции в России;

в) философское осмысление человеческого существования в целом;

г) восприятие американцами советской России.

15. Нобелевская премия была получена Буниным:

а) в 1925 г. за рассказ «Солнечный удар»;

б) в 1915 г. за рассказ «Господин из Сан-Франциско»;

в) в 1933 г. за роман «Жизнь Арсеньева»;

г) в 1938 г. за цикл рассказов «Темные аллеи».

16. Кому из героев рассказа Куприна «Гранатовый браслет» принадлежат следующие слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»?

а) князю Шеину;

б) чиновнику Желткову;

в) генералу Аносову;

г) Вере Шеиной.

17. Из какого источника был взят А. Куприным сюжет рассказа «Суламифь»?

а) древняя легенда;

б) Библия (Ветхий завет);

г) исландские саги.

18. Почему расстаются герои повести А. Куприна «Олеся»?

а) Иван Тимофеевич уехал в Петербург по делам службы;

б) Олеся полюбила другого человека;

в) Олесю вынуждают покинуть родные места;

г) урядник обвинил Олесю в воровстве.

Проверку выполнения тестов можно провести с помощью ассистентов.

а в г

I V . Итог урока.

V /Домашнее задание.

1.Устное сообщение « Проблема человека и цивилизации в произведениях Куприна и Бунина.»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!