Некрасов соловьи читать. Некрасов соловьи

В произведениях Некрасова главным и центральным героем всегда был народ. Николай Алексеевич его всячески поддерживал и всегда изображал с большой любовью. Писатель никогда не смущался показывать жизнь простых крестьян в реальных красках. Его описания всегда были очень правдивы. Николай Алексеевич не имел привычки приукрашать действительность, хотя его прямолинейность часто не находила одобрения у верховной власти.

Для того чтобы как можно меньше конфликтовать с властями и доносить свои мысли о тяжёлой крестьянской жизни, писатель очень часто прибегал к своему любимому приёму, и говорил с читателями устами своих героев.

Поскольку обсуждать многие темы было запрещено, а тема женщины оставалась доступной, Некрасов постоянно использовал различные женские образы в своих произведениях. Тем более что русская женщина по праву достойна всяческих похвал и воспевания. Та непосильная ноша, которую на неё возложило общество, заставляя страдать, мучиться, рано стареть не должна была оставаться не замеченной.

Таким и является стихотворение «Соловьи», где наряду с темой материнства затронуты более глубокие проблемы общества.

Соловьи

Качая младшего сынка,
Крестьянка старшим говорила:
"Играйте, детушки, пока!
Я сарафан почти дошила;

Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу -
Пойдем соловушек послушать.

Там их, что в кузове груздей, -
Да не мешай же мне, проказник! -
У нас нет места веселей;
Весною, дети, каждый праздник

По вечерам туда идут
И стар и молод. На поляне
Девицы красные поют,
Гуторят пьяные крестьяне.

А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
Звончей и слаще хоровода!

И хорошо и любо всем...
Да только (Клим, не трогай Сашу!)
Чуть-чуть соловушки совсем
Не разлюбили рощу нашу:

Ведь наш-то курский соловей
В цене,- тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
Да мимо нас и прокатили!

Пришла, рассказывал ваш дед,
Весна, а роща как немая
Стоит - гостей залетных нет!
Взяла крестьян тоска большая.

Уж вот и праздник наступил
И на поляне погуляли,
Да праздник им не в праздник был!
Крестьяне бороды чесали.

И положили меж собой -
Умел же бог на ум наставить -
На той поляне, в роще той
Сетей, силков вовек не ставить.

И понемногу соловьи
Опять привыкли к роще нашей,
И нынче, милые мои,
Им места нет любей и краше!

Туда с сетями сколько лет
Никто и близко не подходит,
И строго-настрого запрет
От деда к внуку переходит.

Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет...
Под песни их деревня спит,
Их песня нас поутру будит...

Запомнить надобно и вам:
Избави бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
Дать где-нибудь и отдых, дети..."

Середний сын кота дразнил,
Меньшой полз матери на шею,
А старший с важностью спросил,
Кубарь пуская перед нею:

"А есть ли, мама, для людей
Такие рощицы на свете?"
- Нет, мест таких... без податей
И без рекрутчины нет, дети.

А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки...

В произведении «Соловьи» автору невероятно точно удалось рассказать про быт крестьянки и раскрыть весь её внутренний мир. Она, простая русская женщина, с рождения обречённая на рабство, мать и труженица, не лишена понятия о прекрасном. За домашними хлопотами, рукоделием и присмотром за детьми женщина находи возможным побеспокоиться о небольшой передышке, и сводить детей на «соловьиный концерт» в рощу.

Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу -
Пойдем соловушек послушать.

Из рассказа можно узнать, что детей у девушки много, да и работы тоже хватает. Поэтому девушка пытается это все совместить. Она делает много дел в одно и то же время, начинает шить сарафан и в это время успевает сходить покормить скотину и попутно рассказывает своим ребятишкам интересную историю. История очень интересная про соловьиную рощу, где собирается практически вся деревня чтобы послушать пение птичек.

Там столько соловьев, сколько «в кузове груздьев», и они поют «звончей и слаще хороводов».

Собирались здесь издавна, однако, в одно время стало в роще невесело. Практически не осталось птиц, они исчезли. Дело в том, что в то время очень ценилось пение соловьев, поэтому их можно было продавать. Многие нехорошие люди воспользовались таким большим скоплением птиц и ловили бедняжек сетями. Тогда оставшиеся птицы из-за напастей попросту покинули это место.

После этого крестьянам стало очень плохо и тоскливо без птичек, теперь негде было провести приятно свободное время. Тогда они договорились не ставить больше сетей и охранять это место от нападок браконьеров. И теперь птички начали возвращаться в рощу. Стало снова слышно чистое соловьиное пение. Крестьянка учит своих детишек чтобы те также любили птичек и никогда не делали им больно. Ведь и соловьи хотят отдохнуть и провести спокойно время.

Старший сын спрашивает у матери, а есть ли такие рощи, специально предусмотренные для людей. Тогда крестьянка со строгостью отвечает, возможно, оттого что ее взяла обида, что кроме подати и рекрутчины для их ничего не предусмотрено. А потом, немного подумав, говорит, что, если б нашлось хоть одно такое место и об этом узнали люди. То все матери незамедлительно бы занесли туда своих детей.

А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки..

Завуалированные мысли автора

Взаимоотношение человека и природы проходит красной полосой через всё стихотворение. И то, что человек должен оберегать места, где ему пришлось жить, хорошо понимают самые простые люди. Стих подводит читателя к выводу, что у крестьян весьма плохое положение, поэтому необходимо хотя бы беречь природу, чтобы после тяжелого труда было место, куда можно прийти и отдохнуть.

В своих мечтах главная героиня думает о месте, где нет податей и рекрутчины, но это только мечты. В действительности автор пытается донести до читателя, что у женщины удручающее, безвыходное положение - она крепостная, и детей её ждёт та же участь. Образ вольных птиц здесь противопоставлен крепостному праву и полной зависимости.

Но над этой горечью и печалью Некрасов смог поднять свою героиню. Несмотря ни на что русская женщина не разучилась мечтать, не разучилась любить. Все трудности крестьянской доли ей по плечу. Она явный защитник природы. Она прекрасная мать. Такой мы видим русскую женщину.

Анализ стихотворения Соловьи

В своём стихотворении «Соловьи» Некрасов решил не вести каких-либо бурных событий и остановился на теме быта простых крестьян. Описывается деревушка в отдаленном месте, здесь все идет, как обычно в повседневной жизни, никаких бурных событий не происходит. Как обычно слышен лай собак, по двору ходят куры, а крестьяне идут на поле и работают. В центре сюжета находится крестьянка, она сидит со своими детьми и общается с ними.

Бедная крестьянка многого не может дать своим детям. Но так как сейчас летняя пора, а живёт семья вблизи с соловьиной рощей, она обещает детишкам поход на «соловьиный концерт» и рассказывает целую историю об этом местечке. Несомненно, девушка любит свой край, землю на которой родилась и старается передать свои чувства детям.

Женщина гордится курским соловьём, и расстраивается из-за браконьерских выходок.


Ведь наш-то курский соловей
В цене,- тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
Да мимо нас и прокатили!

Далее Некрасов плавно переходит от рассказов крестьянки к повествованию о тяжелом быте народа. Судьба крестьянина нелегка, ведь ему необходимо вставать каждое утро и работать постоянно до поздней зари, то есть от рассвета до заката, и нет у него ни выходных, ни праздников.

Мать сожалеет что люди ни птички и не могут вести вольную жизнь. Так плавно Некрасов подошёл к теме крепостничества. И картина уже не радостная, не трогательная, и даже не жалостная. Вдруг оказывается что женщина, ограниченная постыдным законом крепостничества, ещё способна мечтать.

Теперь, можно сказать, что стихотворение «Соловьи» не о певчих птичках, а о могучей душе русской женщины и тяжкой ноше всего простого народа, который отчаянно, изо всех сил борется за существование, делая это непосильным трудом.

Н. А. Некрасов. «Соловьи»

Как вы думаете, о чем это стихотворение Некрасова - о соловьях или об отношении человека к соловьям?

Это стихотворение об отношении человека к природе, к соловьям. Здесь поднимается, как принято сейчас говорить, экологическая тема. Крестьянка рассказывает своим детям о том, что когда-то, испуганные расставленными сетями и силками, соловьи перестали прилетать в их рощу, и люди больше не слышали их пения. Расстроенные этим, крестьяне решили никогда больше не ставить силков на птиц, и роща снова наполнилась их удивительным пением. Запрет ловить соловьев переходит теперь в этой деревне от дедов к внукам, и жители деревни наслаждаются чудесными соловьиными переливами.

2. Как вы докажете, что поэту очень хочется помочь живой природе и улучшить отношение людей к природе? Какие строки этого произведения убеждают вас в этом?

Запомнить надобно и вам, Избави Бог, тут ставить сети! Ведь надо ж бедным соловьям Дать где-нибудь и отдых, дети.
"164

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Соловьи»

Некрасов в стихотворении «Соловьи» отказался от описания каких-либо бурных событий во внешнем мире и предпочел остановиться на описании размеренной жизни простых крестьян. В отдаленной деревне ничего не происходит, все идет свои чередом: работают крестьяне, куры копошатся в траве, а также изредка лают собаки.

В центре сюжета крестьянка, рассказывающая свои детям о соловьиной роще, где собирается все взрослое население деревни и слушает пение птиц. Крестьянка говорит детям, что птиц в этом крае так много, как «в кузове гроздьев», а поют они «слаще хороводов». Но со временем злые люди начали отлавливать певчих птичек и продавать на рынке. Это продолжалось до тех пор, пока в соловьиной роще не осталось ни одного соловья.

Дальнейшие повествование в стихотворении «Соловьи» идет от имени все той же крестьянки. Она учит детей, что ловить певчих птичек это плохо и неправильно. Детки так поглощены рассказом, что обещают не только не ловить птичек, но и оберегать их от злых людей. Они твердо решили вырасти защитниками соловьиной лощины.

Некрасов плавно переходит от рассказа матери, к описанию тяжелой судьбы крестьянина: он встает каждое утро еще до рассвета и работает до поздней зари. Лирическая героиня сожалеет, что не может вести свободную жизнь певчей птички.

Крестьянка мечтает хоть на мгновение почувствовать себя, не обремененной повседневными заботами и непосильной данью в государственную казну.

Н. Некрасов, безусловно, заметно для читателя переел от трогательной истории о соловьях на тяжелую судьбу крестьянина и его бесправье. В конце стихотворения Некрасов приходит к выводу, что лучше быть свободным, но бедным, чем всю жизнь провести в работе и жалкой борьбе за существование.

Кроме тяжелой судьбы крестьянства, поэт отмечает лучшие качества русской женщины – она может быть прекрасной матерью в любых обстоятельствах. Славянская женщина всегда жила и будет жить для своих детей, вкладывая в них самое лучшее. Дети для нее это не бремя, которое нужно нести, она черпает от них силу и преодолевает самые сложные препятствия на своем жизненном пути. Об это говорят следующие строки: «героиня изо всех сил выбивается», чтобы достать кусок хлеба для своего ребенка.

Таким образом, стихотворение «Соловьи» — это не стих о певчих птичках (о них частично пишет Некрасов), а о богатстве души русской женщины и тяжелой участи крестьянства, отчаянно борющегося за жалкое существование.

СОЛОВЬИ
1867-1873

Качая младшего сынка,
Крестьянка старшим говорила:
«Играйте, детушки, пока!
Я сарафан почти дошила;

Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу -
Пойдем соловушек послушать.



У нас нет места веселей;
Весною, дети, каждый праздник

По вечерам туда идут
И стар и молод. На поляне
Девицы красные поют,
Гуторят пьяные крестьяне.

А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
Звончей и слаще хоровода!

И хорошо и любо всем…

Чуть-чуть соловушки совсем
Не разлюбили рощу нашу:

Ведь наш-то курский соловей

Ну, испугалися сетей,
Да мимо нас и прокатили!

Пришла, рассказывал ваш дед,
Весна, а роща как немая
Стоит - гостей залетных нет!
Взяла крестьян тоска большая.

Уж вот и праздник наступил
И на поляне погуляли,

Крестьяне бороды чесали.

И положили меж собой -
Умел же бог на ум наставить -
На той поляне, в роще той
Сетей, силков вовек не ставить.

И понемногу соловьи
Опять привыкли к роще нашей,
И нынче, милые мои,
Им места нет любей и краше!

Туда с сетями сколько лет
Никто и близко не подходит,
И строго-настрого запрет
От деда к внуку переходит.

Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет…
Под песни их деревня спит,
Их песня нас поутру будит…

Запомнить надобно и вам:
Избави бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
Дать где-нибудь и отдых, дети…»

Середний сын кота дразнил,
Меньшой полз матери на шею,

Кубарь пуская перед нею:

«А есть ли, мама, для людей
Такие рощицы на свете?»
- «Нет, мест таких… без податей
И без рекрутчины нет, дети.

А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки…» 1

комментарии, примечания к стихотворению
СОЛОВЬИ
Некрасов Н.А.

1 Печатается по Ст 1873, т. III, ч. 5, с. 166, с подзаголовком и датой на шмуцтитуле: «Стихотворения, посвященные русским детям (1870)», относящимися, кроме данного стихотворения, к «Дедушке Мазаю и зайцам».
Впервые опубликовано: ОЗ, 1870, № 10, с. 444, с подписью: «Н. Некрасов» и подзаголовком: «Из стихотворений, посвященных русским детям».
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1873, т. III, ч. 5.
Черновой автограф, без заглавия, карандашом, плохо читаемый (порядок отдельных строф не соответствует окончательному тексту: так, после строки «Мы там гуляем каждый праздник» идут шесть строк, представляющих собой вариант ст. 45–47, а также ст. 48 и 53; после «Всю косу рас проказник» - строки, соответствующие ст. 53–68, т. е. конец стихотворения; после строки «А вечером туда идут» - ст. 14–16, 19–24, 29–30; ст. 25–28 в рукописи отсутствуют) - ГБЛ, ф. 195, М.5755, № 5, л. 1–2.

Концовка стихотворения, где Некрасов говорит о рекрутчине и податях, от которых нигде не спастись крестьянину, вызвала негодование цензуры. «Муза Некрасова, - доносил цензор Н. Е. Лебедев 19 октября 1870 г.,- отличающаяся гражданской скорбью о меньшей братии и старающаяся выставить напоказ больные места общественного строя, и в этом стихотворении не изменила себе… Здесь не отрицается обязательность податей и военной службы, но желательно было бы избежать сопоставления их с силками и сетями» (Голос минувшего, 1918, № 4–6, с. 86–87). По мнению председателя Совета Главного управления по делам печати М. Н. Лонгинова, высказанному 23 октября 1870 г. при обсуждении в Совете десятой книжки «Отечественных записок», в которой были напечатаны «Соловьи», именно это стихотворение, наряду со статьями Н. К. Михайловского и Н. А. Демерта, вполне выражает направление журнала, которое «нельзя не признать вредным» (ЛН, т. 49–50, с. 462).

у стихотворения СОЛОВЬИ аудио записей пока нет.

Николай Некрасов - Качая младшего сынка (Соловьи)

Качая младшего сынка,
Крестьянка старшим говорила:
«Играйте, детушки, пока!
№ 4 Я сарафан почти дошила;

Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу -
№ 8 Пойдем соловушек послушать.

Там их, что в кузове груздей, -
Да не мешай же мне, проказник! -
У нас нет места веселей;
№ 12 Весною, дети, каждый праздник

По вечерам туда идут
И стар и молод. На поляне
Девицы красные поют,
№ 16 Гуторят пьяные крестьяне.

А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
№ 20 Звончей и слаще хоровода!

И хорошо и любо всем.
Да только (Клим, не трогай Сашу!)
Чуть-чуть соловушки совсем
№ 24 Не разлюбили рощу нашу:

Ведь наш-то курский соловей
В цене, - тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
№ 28 Да мимо нас и прокатили!

Пришла, рассказывал ваш дед,
Весна, а роща как немая
Стоит - гостей залетных нет!
№ 32 Взяла крестьян тоска большая.

Уж вот и праздник наступил
И на поляне погуляли,
Да праздник им не в праздник был!
№ 36 Крестьяне бороды чесали.

И положили меж собой -
Умел же бог на ум наставить -
На той поляне, в роще той
№ 40 Сетей, силков вовек не ставить.

И понемногу соловьи
Опять привыкли к роще нашей,
И нынче, милые мои,
№ 44 Им места нет любей и краше!

Туда с сетями сколько лет
Никто и близко не подходит,
И строго-настрого запрет
№ 48 От деда к внуку переходит.

Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет.
Под песни их деревня спит,
№ 52 Их песня нас поутру будит.

Запомнить надобно и вам:
Избави бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
№ 56 Дать где-нибудь и отдых, дети. »

Середний сын кота дразнил,
Меньшой полз матери на шею,
А старший с важностью спросил,
№ 60 Кубарь пуская перед нею:

«А есть ли, мама, для людей
Такие рощицы на свете?»
- «Нет, мест таких. без податей
№ 64 И без рекрутчины нет, дети.

А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
№ 68 Туда бы отнесли крестьянки. »

Kachaya mladshego synka,
Krestyanka starshim govorila:
«Igrayte, detushki, poka!
Ya sarafan pochti doshila;

Seychas burenku obryazhu,
Konya navyazhem travku kushat,
I vas v tu roshchitsu svozhu -
Poydem solovushek poslushat.

Tam ikh, chto v kuzove gruzdey, -
Da ne meshay zhe mne, prokaznik! -
U nas net mesta veseley;
Vesnoyu, deti, kazhdy prazdnik

Po vecheram tuda idut
I star i molod. Na polyane
Devitsy krasnye poyut,
Gutoryat pyanye krestyane.

A v roshche, milye moi,
Pod razgovor i smekh naroda
Poyut i svishchut solovyi
Zvonchey i slashche khorovoda!

I khorosho i lyubo vsem.
Da tolko (Klim, ne trogay Sashu!)
Chut-chut solovushki sovsem
Ne razlyubili roshchu nashu:

Ved nash-to kursky solovey
V tsene, - tut mnogo ikh lovili,
Nu, ispugalisya setey,
Da mimo nas i prokatili!

Prishla, rasskazyval vash ded,
Vesna, a roshcha kak nemaya
Stoit - gostey zaletnykh net!
Vzyala krestyan toska bolshaya.

Uzh vot i prazdnik nastupil
I na polyane pogulyali,
Da prazdnik im ne v prazdnik byl!
Krestyane borody chesali.

I polozhili mezh soboy -
Umel zhe bog na um nastavit -
Na toy polyane, v roshche toy
Setey, silkov vovek ne stavit.

I ponemnogu solovyi
Opyat privykli k roshche nashey,
I nynche, milye moi,
Im mesta net lyubey i krashe!

Tuda s setyami skolko let
Nikto i blizko ne podkhodit,
I strogo-nastrogo zapret
Ot deda k vnuku perekhodit.

Zato vesnoy ves les gremit!
Chto den, to novy khor pribudet.
Pod pesni ikh derevnya spit,
Ikh pesnya nas poutru budit.

Zapomnit nadobno i vam:
Izbavi bog tut stavit seti!
Ved nado zh bednym solovyam
Dat gde-nibud i otdykh, deti. »

Seredny syn kota draznil,
Menshoy polz materi na sheyu,
A starshy s vazhnostyu sprosil,
Kubar puskaya pered neyu:

«A yest li, mama, dlya lyudey
Takiye roshchitsy na svete?»
- «Net, mest takikh. bez podatey
I bez rekrutchiny net, deti.

A yesli b byli dlya lyudey
Takiye roshchi i polyanki,
Vse na rukakh svoikh detey
Tuda by otnesli krestyanki. »

Rfxfz vkflituj csyrf,
Rhtcnmzyrf cnfhibv ujdjhbkf:
«Buhfqnt, ltneirb, gjrf!
Z cfhfafy gjxnb ljibkf;

Ctqxfc ,ehtyre j,hz;e,
Rjyz yfdz;tv nhfdre reifnm,
B dfc d ne hjobwe cdj;e -
Gjqltv cjkjdeitr gjckeifnm/

Nfv b[, xnj d repjdt uhepltq, -
Lf yt vtifq ;t vyt, ghjrfpybr! -
E yfc ytn vtcnf dtctktq;
Dtcyj/, ltnb, rf;lsq ghfplybr

Gj dtxthfv nelf blen
B cnfh b vjkjl/ Yf gjkzyt
Ltdbws rhfcyst gj/n,
Uenjhzn gmzyst rhtcnmzyt/

F d hjot, vbkst vjb,
Gjl hfpujdjh b cvt[ yfhjlf
Gj/n b cdboen cjkjdmb
Pdjyxtq b ckfot }

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!