Оборудование и материалы.

ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по развитию фонетико-фонематической стороны речи

«Формирование представлений о звуках «З»-«ЗЬ».

(старшая группа компенсирующей направленности).

Подготовила и провела

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Сироткина Снежана Валерьевна

пгт. Рощинский

Пояснительная записка

Образовательная область «Познание»


  1. Обобщение знаний о звуках и буквах русского языка.

  2. Закрепление знаний о звукобуквенных связях.

  3. Расширение предметного словаря, словаря признаков.

  4. Развитие фонематического слуха, внимания.

  5. Закрепление навыка грамматически правильного оформления речевого высказывания.

  6. Развитие связной монологической речи.
Образовательная область «Коммуникация».

Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:


  1. Развитие умения свободного общения с взрослыми и сверстниками.

  2. Развитие умения вести диалог с логопедом и сверстниками в различных формах и видах деятельности.

  3. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
Образовательная область «Физическая культура».

Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям по физическому развитию:


  1. Закрепление умения выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе.

  2. Закрепление умений выполнения пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, физкультминутки.

  3. Развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Оборудование и материалы , используемые на занятии: индивидуальные схемы для звукобуквенного и слогового анализа. Индивидуальные картинки с животными, зеркала, пособие «Су-Джок»; интерактивная доска, проектор, пособие «Звуковые замки», игра «Зоопарк».

Формы организации НОД : грамматические игры на интерактивной доске; индивидуальная работа с раздаточным материалом; работа в условиях проблемной ситуации; обобщающая беседа.

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживались мотивация и интерес. Поэтапно происходила смена видов деятельности. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Занятие состояло из этапов, к каждому из которых давались четкие инструкции.

ХОД ЗАНЯТИЯ:


  1. Орг. Момент.
Под музыкальное сопровождение дети входят в зал, встают в круг, приветствуют гостей.

Проводится психогимнастика: релаксация, настрой на занятие.

« Говорим всегда красиво, четко и неторопливо.

Повторяем обязательно, что учили на занятии».


  1. Формирование представлений о звуках и буквах.

- Ребята, все дети любят играть. А вы? Сегодня мы будем играть в очень интересные игры. А сказки вы любите? А кто помнит сказку о волшебной стране звуков, в которой много разных волшебных звуковых замков?
Дети подходят к доске с вывешенными замками и рассказывают о них.
- Это красный замок. В нем живут гласные звуки. Они умеют петь и обозначаются красным цветом.

- Это синий замок. В нем живут твердые согласные звуки, обозначаются синим цветом.

-Это зеленый замок. В нем живут мягкие согласные звуки, обозначаются зеленым цветом.

- Правильно, молодцы. А можем мы увидеть звуки?

-Нет. Звуки мы слышим и произносим.


  1. Развитие силы голоса и плавности длительного выдоха.
- А давайте вспомним, как мы умеем пропевать гласные звуки.

Дети вместе с логопедом пропевают гласные звуки (угадывая звук по артикуляции логопеда), меняя силу голоса и длительность выдоха и сопровождая пение движениями.

АААААА… (руки медленно поднимаются над головой)

А! (руки в замок, приседают)

4. Самомассаж биологически активных точек. Пальчиковая гимнастика.

Дети, сидя на ковре в кругу, выполняют упражнения самомассажа и гимнастики с Су-Джоком.

«Руки растираем и разогреваем.

И теплом своим лицо мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли.

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки.

А теперь погладим пальчиками щечки.

Щечки растираем, чтобы надувались.

Губки растираем, чтобы улыбались.

Тянем подбородок вниз и его сгибаем.

А потом по шейке ручками стекаем».

«Есть у меня один дружок, а зовут его Су-Джок.

Я сожму его скорей, станут пальчики сильней.

Станут пальчики сильней, а головушка умней!»
5. Развитие моторики артикуляционного аппарата. Проведение артикуляционной гимнастики с зеркалами. Логопед читает текст и показывает движения. Сидя за круглым столом, дети выполняют движения по тексту:

Толстые внуки приехали в гости,

с ними худые – лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

и целовать они всех потянулись.

Утром проснулись в улыбочку губы,

чистили мы свои верхние зубы,

вправо и влево, внутри и снаружи,

с нижними зубками тоже мы дружим.

Губы сожмем мы и рот прополощем.

И самоваром пыхтим, что есть мочи.

Блюдца поставим, блины нам положат.

Дуем на блинчик, не в щеки, не мимо.

Блинчик жуем, завернем и прикусим.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

На нос подуем, мы чай остудили.

Дедушка сделал для внуков качели,

все мы на них покачаться успели.

После качелей мы в прятки играли:

прятались на чердаке и в подвале.

Дедушка скачет на лошади ловко.

Звонкие вязнут на глине подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки

И на опушке мы видим грибочки.
6. Знакомство со звуками «З-Зь».

Работа у интерактивной доски. Дети рассматривают картинку леса.

Затем логопед ставит детей в условия проблемной ситуации – узнать, какие новые звуки будут изучаться на занятии.

Дети с закрытыми глазами, стоя полукругом спиной к интерактивной доске слушают звук большого комара в лесу и маленького комарика. Угадывают, что новыми звуками на занятии будут звуки «З» и «Зь». Дают характеристику этим звукам.

Звук «З» - твердый согласный, звонкий.

Звук «Зь» - мягкий согласный, звонкий.

7. Определение наличия звука в слове .

С опорой на картинки на экране доски. Игра «Четвертый-лишний».

- Ребята, внимательно посмотрите на картинки и определите, в названии какой из них нет звуков «З» и «Зь».

1. Зонт, самолет, коза, арбузы.

2. Корзина, зебра, апельсин, земляника.

3. Зима, жираф, забор, зубы.

Дети определяют и сами проверяют правильность выполненного задания.

8. Дифференциация звуков по твердости-мягкости в словах.

Игра «Зоопарк».

На мольберте пустые клетки животных.

-Ребята, посмотрите, что это?

-Зоопарк.

-Мне кажется, что в нем очень неинтересно и грустно. Как вы думаете, почему?

-Клетки животных пустые.

-А хотите, чтоб в этом зоопарке стало весело и интересно и детям и взрослым?

- Посмотрите, какой у меня есть замечательный чудесный мешочек. В нем разные картинки с животными.

Дети выбирают себе картинки.

- Обратите внимание, все клетки разные по цвету – есть зеленые, есть синие. Как вы считаете, почему?

Ответы детей.

Определив твердость-мягкость звука в названии животных, дети заселяют их в соответствующие клетки.

9. Физкультинутка. «Зеленая песенка».

«В зеленом, в зеленом, зеленом лесу.

Зеленый листок, как флажок я несу.

Зеленая шишка под елкой молчит.

Зеленая песенка где-то звучит.

Зеленый кузнечик в зеленой траве

Играет зеленую песенку мне!»

10. Определение места звука в слове.

Дети садятся за столы. С опорой на наглядность вместе с логопедом они определяют место звука в словах: зубр, газета, замок, зима.

-Вам надо определить, где находится звук в слове – в начале, середине или в конце, и выложить соответствующую схему. Не забудьте уточнить, какой это звук по твердости-мягкости.
11.Определение количества слогов в словах.

- Ребята, положите перед собой слоговые домики. Кто помнит названия животных, которых мы с вами расселяли в клетки зоопарка?

Дети вспоминают названия, делят слова на слоги методом прохлопывания и поднимают соответствующий домик.

12. Знакомство с буквой.

Логопед показывает букву «З» детям и просит подумать, на что похожа эта буква.

Ответы детей.

Рассматривание различных стилизованных изображений буквы на экране доски.

Прописывание буквы пальчиком каждым ребенком на интерактивной доске (под музыкальное сопровождение).

13. Итог занятия.

Ребята, вам понравились игры, в которые мы сегодня играли? А какая игра больше всего понравилась? С какими звуками вы познакомились?

Вы все молодцы, были сегодня старательными и внимательными.

Литература:
1. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996 г.

2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет.2009 г.

3. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. "Исправляем произношение". 2010

4. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

5. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004.

6. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. 7. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. - Литера, 2008

8. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002.

9. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

Тема: «Звук и буква «К»
(подготовительная группа)

Программное содержание:
Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце); произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.
Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам.
Упражнять в образовании множественного числа существительных.
Совершенствовать навыки звуко - слогового анализа.

Развивать связную речь ребенка, память, внимание.

Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
Воспитывать культуру речевого общения.
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком.
Материал и оборудование: свиток, «портрет звука К», мольберт, озеро, игрушки и иллюстрации животных со звуком К в разных позициях, дом с 3 этажами, мел, карточки для звукового анализа слов, фишки-круги красного и синего цвета, бассейн, утка, замок с недостающими фрагментами.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приемы: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня, ребята, на занятии мы познакомимся со звуком К., для этого мы отправимся в королевство звуков.
Дети слышат сильный вой ветра и громкий крик КАРАУЛ! КАРАУЛ!
Воспитатель: Посмотрите, что это за свиток. Давайте прочитаем (читает свиток):
«У меня стряслась беда,
Помогите, детвора,
В замок мой ворвался ветер
Все разрушил, разбросал,
Части все заколдовал,
Чтобы замок вновь собрать,
Нужно знанья показать.
Справиться с любой задачей,
И постигнет вас удача.
С делом справитесь иль нет,
Вам подскажет мой секрет».
Воспитатель: Ребята, звук «К» попал в беду. Поможем ему? (получает согласие детей).
Воспитатель: Идет король в туфлях, его каблуки громко стучат К-К-К-К, произнесите), дети произносят К-К-К-К).
Одевает тапочки, каблучки стучат мягко К"- К"- К"- К", попробуйте. (дети произносят К"- К"- К"- К").
- Скажите, легко ли вам произносить этот звук?
Дети: Нет, трдно.
Воспитатель: В каком положении находятся губы и зубы при произношении звука «К»?
Дети: Свободно.
Воспитатель: А язык?
Дети: Кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята и касается нёба.
Воспитатель: Верно. Какой он? В этом вам поможет портрет звука «К».
Дети: Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, а вот и первая часть. Давайте пошлем телеграмму, но зашифруем ее. Передайте друг другу КА-КО-КУ (дети по цепочке передают). Теперь повторим по одному. Пожалуйста, Лёня: УК-ОК-АК (дети повторяют по одному разные цепочки слогов).
(Слышится звонок - это сигнал, что задание выполнено правильно).
Воспитатель: Пожалуйста, Лёня, прикрепи 1 часть: флигель.
Воспитатель: К озеру мы подойдем
Часть от замка в нем найдем.
- Добавьте недостающий звук «К». Что получится?
Вол(к), а много (волки)
Рыба(к), а много (рыбаки)
Моря(к), а много (моряки)
Като(к), а много (катки)
Завтра(к), а много (завтраки).
- Придумайте слова, чтобы в них был звук «К».
(Дети придумывают слова со звуком «К» (кукла, крот, кран, конфета, окно, рука, сосиска, кубик, кабачок, линейка, листок) и прикрепляют 2 часть - крышу).

Воспитатель: Выйдем на полянку
Сядем все в кружок
И найдем от замка
Следующий кусок.

Надо отобрать игрушки в названии которых есть звук «К».
(Дети находят игрушки и складывают в корзинку: пирамидка, кукла, лягушка, машинка, танк, матрешка, молоток, кит).
(Раздается сигнал, что с заданием дети справились, прикрепляют дверь).
Воспитатель: Встаем и отправляемся дальше.
Звери грустные стоят
В дом попасть они хотят
Но не знают - как? Куда?
Помогите, детвора.
- Мы должны «заселить» животных в дом. На 1 этаж тех, в названии которых звук «К» слышится в начале слова. На 2 этаж тех, где звук «К» слышится в середине. И на 3 этаж тех, где звук «К» слышится в конце слова.
Дети выбирают животных и расселяют по этажам:
1 - коза, корова, кабан,
2 - собака, белка,
3 - волк, барсук, хорек.
Физкультурная минутка
Ветер снова закружил (дети кружатся),
С головою нас накрыл (закрывают голову руками),
Воет, дует, крыши рвет (машут руками над головой),
Идти дальше не дает (наклоняются вперед и закрывают лицо руками),
Сядем дружно все в кружок (подходят в круг),
Отдохнем немножко… (обхватывают друг друга руками),
(пауза)
Ветер стих (выставляют правую руку из круга),
И нам опять всем пора в дорогу. (встают на ноги).
По окончании раздается сигнал, что дети справились. Прикрепляют 4 часть, которая падает сверху.
Воспитатель: Тут дорога впереди
Может нам туда пойти
Вот еще одна стена
Не от замка ли она?
- Мы на верном пути. Здесь задание! Составьте предложение с любым словом, в котором есть звук «К». (Дети составляют предложения).

Воспитатель: Какое предложение получилось у тебя Андрей? (Мама купила много конфет.) У тебя Настя? (Коша лакает молоко.) У тебя Кира? (Кран поднимает груз.)
- Составьте предложение из слов: (конфета, кушает, Катя). Дети составляют предложение.
- Какое предложение получилось?
Дима: Катя кушает конфету.
Вера: Катя кушает конфету.
Вова: Катя кушает конфету.
Гоша: Катя кушает конфету.
Молодцы, хорошее предложение получилось - Катя кушает конфету.
- «Напишите» схему предложения. (Одной чертой, в конце точка).
Скажите, сколько слов в этом предложении? Катя кушает конфету.
- Сколько слов у тебя Коля?
Коля: В этом предложении три слова.
А у тебя Матвей?
Матвей: В этом предложении три слова.

Какое первое слово в этом предложении, Маргарита?
Маргарита: Первое слово в предложении Катя.
Какое второе слово, Вова?
Вова: второе слова в этом предложении кушает.
Какое третье слово, Илья?
Илья: Третье слово конфету.
(Слышится сигнал, что задание выполнено верно. Дети прикрепляют часть к замку - стену).
Воспитатель: Замок вновь почти отстроен.
Крыша, флигель, дверь, стена.
Не хватает лишь окна.

(Дует ветер и раздается голос)
Ветер: Ха - ха - ха - ха - ха!
Зря вы спорите со мной,
Я могучий ветер, злой.
Но давайте по порядку,
Загадаю вам загадку,
Где отыщите ее,
Будет там вам и окно.
А не справитесь, тогда,
Вновь разрушу замок я!
Воспитатель: Мы слушаем тебя, ветер.
Ветер: Серая по лужку она важно бродит,
Из воды сухой выходит.
Дети: Это утка.
Воспитатель: Мы к бассейну подойдем
Может, утку там найдем.
Идут к бассейну и находят игрушку - утку. Читают задание: какие звуки «живут» в слове УТКА.
Воспитатель: Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за стол.

Дети устанавливают последовательность звуков в слове.

Воспитатель: Сколько звуков в слове УТКА.
- Какой первый звук: Утка?
Дети: звук У.
- Какой это звук?
- Какой второй звук в слове УТКА?
Дети: звук Т.
- Это какой звук?
Дети: согласный твердый, обозначаем синим цветом.
- Какой третий звук в слове УТКА?
Дети: звук К.
- Какой это звук?
Дети: согласный, твердый обозначаем синим цветом.
- Какой последний звук в слове УТКА?
Дети: звук А.
- Какой это звук?
Дети: гласный, обозначается красным цветом.
- Сколько гласных звуков в этом слове?
Андрей: В этом слове 2 гласных звука - «У» и «А».
- Сколько в слове согласных звуков?
Дима: В этом слове 2 твердых, согласных звука «Т» и «К».
- Сколько в этом слове звуков?
Илья: В этом слове всего 4 звука.
- Сколько в этом слове слогов?
Вероника: В этом слове всего 2 слога.

Воспитатель: Ребята, вот и последняя недостающая деталь замка, которой нам так не хватало.
Прикрепляем окно на место. Звучат фанфары, и выходит Король королевства Звуков.
Король: Вот спасибо, помогли,
От беды меня спасли.
Вам я очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!!!
- Я хочу познакомить Вас с буквой К.
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой «К» на нас глядит.
Воспитатель: Ребята, давайте выложим букву «К» для короля из разных материалов.
Дети выкладывают букву «К» из разных материалов (из пуговиц, шишек, бусинок, палочек, ленточек, мозаики, различных семян)
Король: Я хочу отблагодарить ВАС за помощь. И подарить ВАМ подарки. Вы можете взять любой подарок, в названии которого есть звук «К».
Дети выбирают подарки: машинки, куклы и т.д

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе.

Разработан:

Надеждой Александровной Баутиной

учителем-дефектологом ГБДОУ № 56

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Тема: Звуки «С»; «Сь»

Коррекционно -образовательные цели:

Продолжать учить детей внимательно слушать и различать речевые звуки, четко произносить звук «С,Сь.»

Продолжать учить выделять звук « С,Сь» в начале, в середине, в конце слов.

Продолжать учить анализировать звуковой ряд из трех элементов.

Выделять согласные «С,Сь» в слогах, словах, предложениях

Развивать фонематический слух: дифференцировать звуки по твёрдости - мягкости;

Обогащать словарь существительными, прилагательными, на « С, Сь»;

Учить подбирать антонимы;

Учить согласовывать притяжательные местоимения (мой, моя, моё, мои) с существительными;

Коррекционно- компенсирующие цели: развитие мелкой и общей моторики, развитие силы голоса, развитие внимания, памяти, мышления.

Коррекционно- воспитательные цели: формирование взаимопонимания, доброжилательности, самостоятельности, ответственности, навыков сотрудничества.

Оборудование : профиль звука «С», зеркала, письмо с заданиями, волшебная шкатулка, картинки на « С, Сь», неваляшки (синего, зеленого цвета),звуковые пеналы, наборные полотна, компьютерная презентация по теме.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, я хочу с вами поиграть. Игра называется «Отгадай слово»

1. - Садится тот, кто отгадает слово. Оно начинается на звук «С» или «Сь».

заглянуло что в оконце? (солнце);

что в обед нам всем нальют?(суп) ;

какие птицы прилетают к нам весной одни из первых? (скворцы)

какую птицу называют белобока? (сорока);

ночная птица (сова);

число, следующее за числом шесть (семь);

птица с жёлтой грудкой (синица);

Обращаю внимание на посадку. Сядьте удобно, смотрите на меня, слушайте внимательно.

2. Повторение пройденного материала.

Какой звук повторялся в словах? (солнце, суп, скворцы, сорока, сова)

-«С», (Правильно)

Какой звук повторялся в словах? (семь, синица)

Повторялся звук Сь. (Правильно)

Сегодня мы будем учиться различать звуки С и Сь.

3.Уточнение артикуляции по профилю Когда мы произносим звук « С» кончик языка находится за нижними зубками., а зубы почти сжаты между ними только узенькая щелочка, губы в улыбке. Работа с зеркалами.

Изолированное произношение звука С (хором, тихо – громко «С»)

Характеристика звука: «С» согласный, свистящий, глухой, твёрдый. Символ звука синий цвет.

У звука «С» есть брат звук « Сь» –мягкий.

Изолированное произношение звука С (хором, тихо – громко «Сь»)

Кто может дать характеристику звуку «сь»? «Сь» согласный, свистящий, глухой, мягкий . Символ звука «Сь» зеленый цвет.

«Сь» согласный, глухой, мягкий.

4.Рифмушки: /четко произносим звук «с»/

ес-ес-ес - идём мы в лес;

са-са-са - в лесу бегает лиса

су-су-су - было холодно в лесу.

5. Дидактическая игра «Светофор». Представляется слайд, дети должны назвать картинку, выделить первый звук, показать соответствующий сигнал светофора: «С» -синий сигнал, «Сь» - зеленый сигнал. Словарный материал: рысь, апельсин, санки, сапоги

7.Играем пальчиками и развиваем речь .

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Дети поочередно показывают пальца, одновременно правой и левой руки.

Этот пальчик большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик очень меткий:

Он срывает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик – господинчик

В землю косточки сажает.

Вспомните пожайлуста слова из стихотворения со звуком «с».

8. Сюрпризный момент . Звучит музыка, на слайде появляется Совунья – героиня мультфильма «Смешариков».

Здравствуйте, дети! У меня к Вам просьба, помогите мне выполнить задания. Не могу с ними справиться. Задания я Вам ночью положила на подоконник.

Работа с картинками.

9. Игра «4 лишний». (3 на С и 1 на Сь)

10.Разложить в кармашки Неваляшек. Предметные картинки (сом, сова, сумка, апельсин, письмо, осень)

11.Убрать с доски со словами «мой, моя, мое, мои» (согласование притяжательных местоимений с существительными)/ письмо, сок, сумка, свисток, носки/.

12.Физкультминутка. Координация речи с движением. Игра «Насос».

Слайд со спущенным колесом.

Дети, посмотрите, спустило колесо. Накачаем его насосом – «с- с- с- -…» Дети имитируют движения насоса: « с-с-с-с-с ….»

13. Игра «Наоборот». Слова противоположные по значению на звук С: молодой – старый, трусливый – смелый, кислый – сладкий, мир – ссора, пасмурно – солнечно.

Ура!

Все задания «Совуньи» вы выполнили.

Слайд с совой.

Спасибо ребята! Полечу к своим друзьям. А вам на память дарю свой портрет.

Логопед:

Ребята, вам понравилось играть? Где возникли трудности? Что помогло справиться со всеми трудностями?

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Звук и буква «С»

Тема недели: «Домашние животные». Тема НОД : «Знакомство с буквой «С»

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Коммуникация
  • Здоровье

Технологии:

  • использование игровых методов;
  • игровые технологии, направленные на развитие зрительного внимания;
  • информационные компьютерные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, самомассаж лица;
  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая гимнастика;
  • коррекционные технологии: психогимнастика.

Коррекционно-образовательные: совершенствовать навыки звуково­го анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).

Коррекционно-развивающие: учить правильно произносить звук [С], выделять его в начале, середине и в конце слов.

Продолжать формировать понятие «согласный звук».

Развивать слуховое внимание, зрительное восприятие.

Развивать мелкую моторику, длительный плавный выдох, зрительное внимание, память, мышление.

Материал:

магнитная доска, предметные картинки на звук «С», карточка из азбуки буква «С», синие фишки, тетради, цветные карандаши, мяч, карточки для определения места звука в слове для каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Организационный момент /вступительная беседа/
– Ребята, какое сейчас время года?
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите их?
– Какой сейчас месяц?
– А какой сегодня день?

2. Психогимнастика
Логопед:
«На улице холодно, дует ветер, идет снег. Покажите, как вы замерзли, съежились. Давайте, изобразим, как мы лепим снеговика /имитация движений/. Поработали, отогрелись, расслабились».

3. Сообщение темы занятия
– Послушайте, пожалуйста, загадки, если вы их отгадаете, то узнаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся.

Заворчал живой замок

Лег у двери поперек.

– Какой первый звук в этом слове?/«с»/
– В каком положении губы? /улыбка/
– Где находится язычок? /язык широкий, за нижними зубами/.

– Посмотрите на экран нашего компьютера.

4. Характеристика звука (слайд 3)
– Звук «с» согласный, твердый.

– Каким символом обозначаем согласный твердый звук?
– Какие желтогрудые птицы зимуют вместе с нами?

5. Упражнение на дыхание
– Ребята, представьте, что подул сильный ветер, обжигающий лицо. СССС /выдыхают твердый звук «с»/». Когда лопается колесо и выходит воздух, то раздается такой звук «ССС».
6. Рассматривание картинок на звук «С» (Слайд 5)

Дети называют картинки и определяют место звука в словах.

7. Игра с мячом «Эхо»
– Ребята, я буду «бросать» вам звуки, а вы мне «возвращать» слоги» .
«с», «а» – «са»;
«с», «и» – «си»;
«с», «у» – «су»;
«с», «о» – «со».

8. Раскрась картинки, в названии которых есть звук «С» (работа в тетрадях)

9. Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки дети

Маша кашей всех кормила. мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу Загибают по одному пальчику на левой руке.

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. Сдувают «крошки» с ладошки.

10. Знакомство с буквой «С» (слайд 7)

Послушайте стихотворение про букву «С»:

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

– На что похожа буква «С»?

– Давайте сложим ее из пальцев.

– Найдите букву «С» в своих тетрадях в правом верхнем углу. Каким цветом ее нужно раскрасить? Раскрашивайте. Обведите ее пальчиком, напишите в воздухе по очереди всеми пальцами обеих рук.

11. Рассматривание слайдов 8,9

12. Составление предложений по картинкам

Санки, автобус, миска, собака.

13. Итог занятия

Прислала

Учитель-логопед

Стелла Данелян

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

НОД по звуковой культуре речи «Звук [У]». Старшая группа, 1 год обучения.

Диагноз: ОНР II - III уровень.

Цель: сформировать понятие о звуке [у], закрепить его в слогах, словах.

Задачи:

коррекционно - образовательные: образование мн. ч. существительных; развитие фонематического слуха, с помощью сигнальных карточек.

коррекционно – развивающие: развитие мышления, памяти, воображения; развитие силы голоса; развитие мелкой моторики (складывание из счётных палочек);

коррекционно – воспитательные: формирование артистичности, усидчивости; умение слушать педагога.

Оборудование: аудиокассета с ветром; мяч; маска лягушки; демонстрационный материал со звуком [у]; схема для выкладывания из счётных палочек.

Ход НОД:

1. Организационный момент: Игра «Один - много».

- «Сейчас я каждому буду кидать мяч, и называть один фрукт, а вы будете называть, когда его много, например: груша, а много груш

2. Сообщение темы: Включается аудиокассета со звуком ветра. Дети отгадывают, что это ветер.

- «У,у,у ребята к нам на занятие прилетел ветер, а отгадайте, какой звук влетел вместе с ветром? Правильно это звук [у], его на занятие нам принёс ветерок. И мы сегодня будем знакомиться со звуком [у].

3. Артикуляционная гимнастика:

- «Ребята давайте сделаем гимнастику для язычка. А для этого пригласим лягушку». Выходит ребёнок, у него на голове маска лягушки. – « Лягушка пришла нам помочь». Упражнения: улыбка, заборчик, дудочка.

4. Характеристика звука:

- «Ребята давайте ещё произнесём звук [у]. Скажите, какой он? Что-нибудь мешает ему, когда мы его произносим? Поднесите ладошку к горлышку, горлышко дрожит?»

- «А теперь поиграем со звуком [у] и ветерком. Произнесём его тихо, протяжно, а теперь громко! Молодцы, очень хорошо!»

6. Работа с сигнальными карточками:

- «Найдите в ваших корзиночках сигнальные карточки со звуком [у]. Положите их перед собой. Я буду произносить звуки, если вы услышите [у] поднимите карточку. Будьте внимательны: а, у, а, ы, у, а; ам, им, ум, ым, ма, ми, му, ву, ви, ту, ти. Молодцы!

7. Динамическая пауза:

- «Левой ножкой – прыг, прыг,

Правой ножкой - прыг, прыг,

Мы попрыгаем на двух: ух, ух, ух.

Вправо мы попрыгаем, ух

Влево мы попрыгаем ух,

И назад отойдем, ух!

8. Игра «Найди звук [у]»:

На доске выкладываются картинки.

- « Посмотрите на картинки и назовите их, и найдите те картинки, в которых есть звук [у]».

9. Развитие пространственной координации: на доску выставляется схема для счётных палочек.

- « Дети соберите из палочек, лежащих в корзиночках». Получается лицо человека, уделяется внимание ушам. Отработка понятия мн. и ед. ч. сущ. Ухо - уши.

10. Подведение итогов:

- «Ребята скажите, кто к нам на занятие прилетел? С каким звуком знакомились? Что собирали из палочек? Молодцы все сегодня хорошо отвечали».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!