Общая лингвистика. Языкознание

), или языковые явления – то есть речевые акты носителей живого языка вместе с их результатами (текстами) или языковой материал (см. также СЕМАНТИКА) (ограниченное число письменных текстов на мертвом языке, которым уже никто не пользуется в качестве основного средства общения).

В древности наука о языке («грамматика») (см. также ГЕНЕРАТИВНАЯ ГРАММАТИКА ; ДИСКУРС) изучала лишь родной язык ученого, но не чужие языки; изучались также престижные языки духовной культуры, а живой разговорный язык народа (и уж тем более неграмотных бесписьменных народностей) оставался вне сферы внимания ученых. До 19 в. наука о языке была предписательной (нормативной), стремясь не описывать живой язык, на котором говорят, а давать правила, по которым «следует» говорить (и писать).

Лингвистика включает наблюдение; регистрацию и описание фактов речи; выдвижение гипотез для объяснения этих фактов; формулировку гипотез в виде теорий и моделей, описывающих язык; их экспериментальную проверку и опровержение; прогнозирование речевого поведения. Объяснение фактов бывает внутренним (через языковые же факты), либо внешним (через факты физиологические, психологические, логические или социальные).

Эмпирическая лингвистика добывает языковые данные двумя путями. Первый: метод эксперимента – наблюдение над поведением носителей живых говоров (экспериментальная, в том числе полевая – работающая с носителями говоров, которыми лингвист не владеет; инструментальная – использующая приборы, в том числе звукозаписывающую технику; нейролингвистика (см. также ЯКОБСОН , РОМАН ОСИПОВИЧ) – ставящая эксперименты с мозгом). Второй путь: оперирование филологическими методами, собирание материалов «мертвых» письменных языков и взаимодействие с филологией (см. также КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ), изучающей письменные памятники в их культурно-исторических связях.

Теоретическая (см. также ЯЗЫК И ФИЛОСОФИЯ) лингвистика исследует языковые законы и формулирует их в виде теорий. Она бывает либо дескриптивной (описывающей реальную речь) (см. также ПОЛЕВАЯ ЛИНГВИСТИКА ; ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКА), либо нормативной (прескриптивной, предписательной) (т.е. указывающей, как «надо» говорить и писать). Кибернетические модели языка проверяются тем, насколько похоже они имитируют человеческую речь; адекватность описаний мертвых языков проверяется археологическими раскопками, когда обнаруживаются новые тексты на древних языках.

Язык, изучаемый лингвистом, – это язык-объект (см. также ОБЪЕКТ); а язык, на котором формулируется теория (описание языка, напр., грамматика или словарь) – это метаязык (см. также МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ; ПОЛИСЕМИЯ ; ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА ; СЛОВООБРАЗОВАНИЕ). Метаязык лингвистики имеет свою специфику: в него входят лингвистические термины, имена языков и языковых группировок, системы специального письма (транскрипции и транслитерации) и др. На метаязыке создаются метатексты (т.е. тексты о языке) (см. также ПОСТМОДЕРНИЗМ) – это грамматики, словари, лингвистические атласы, карты географического распространения языков, учебники языка, разговорники и т.п.

Можно говорить не только о «языках», но и о «Языке» вообще, поскольку языки мира имеют много общего. Частная лингвистика изучает отдельный язык, группу родственных языков или пару контактирующих языков. Общая – единые (статистически преобладающие) черты всех языков как эмпирически (индуктивно), так и дедуктивно, исследуя общие закономерности функционирования языка, разрабатывая методы исследования языка и давая научное определение лингвистических понятий.

Частью общей лингвистики является типология (см. также ТИПОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ), сопоставляющая разные языки безотносительно к степени их родства и делающая выводы о языке вообще. Она выявляет и формулирует языковые универсалии , т.е. гипотезы, применимые для большинства описанных языков мира.

Одноязычная лингвистика ограничивается описанием одного языка, но может выделять внутри него разные языковые подсистемы и изучать отношения между ними. Так, диахроническая лингвистика сопоставляет разные временные срезы в истории языка, выявляя утери и новации; диалектология сопоставляет его территориальные варианты, выявляя их отличительные черты; стилистика сопоставляет различные функциональные разновидности языка, выявляя сходства и различия между ними и т.п.

Сравнительная лингвистика сравнивает языки друг с другом. Она включает: 1) компаративистику (в узком смысле), или сравнительно-историческую лингвистику, изучающую отношения между родственными языками (см. также ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ; СЕМИОТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ); 2) контактологию и ареальную лингвистику, изучающую взаимодействие соседних языков; 3) сопоставительную (контрастивную, конфронтативную) лингвистику, изучающую сходства и различия языков (независимо от их родства и соседства).

Внешняя («социальная») лингвистика описывает: язык во всем многообразии его социальных вариантов и функций; зависимость структуры языка от общественного слоя, к которому принадлежит носитель (социальный и профессиональный выбор), от его региональной принадлежности (территориальный выбор) и от коммуникативной ситуации собеседников (функционально-стилистический выбор). Внутренняя («структурная») (см. также СТРУКТУРАЛИЗМ) лингвистика от этой зависимости отвлекается, рассматривая язык как однородный код.

Описание может быть ориентировано на письменную и на устную речь; может ограничиваться только «правильным» языком, либо учитывать также разнообразные отступления от него; может описывать лишь систему закономерностей, действующих во всех разновидностях языка, либо включать в себя также правила выбора между вариантами в зависимости от внеязыковых факторов.

Лингвистика языка изучает язык как код, т.е. систему объективно существующих социально закрепленных знаков и правил их употребления и сочетаемости. Лингвистика речи изучает процессы говорения и понимания, протекающие во времени (динамический аспект речи – предмет теории речевой деятельности), вместе с их результатами – речевыми произведениями (статический аспект речи – предмет лингвистики текста). Лингвистика речи изучает ее активный аспект (деятельность говорящего), т.е. кодирование – говорение, письмо, сочинение текстов, лингвистика слушающего – пассивный аспект речи, т.е. декодирование – слушание, чтение, понимание текстов.

Статическая лингвистика изучает состояния языка, а динамическая – процессы (изменение языка во времени; возрастные изменения в языке индивида). Лингвистика может описывать хронологический срез языка в определенную историческую эпоху, при жизни одного поколения («синхроническая» = «синхронная» лингвистика или изучать сам процесс изменения языка при его передаче от поколения к поколению («диахроническая» = «диахронная» = «историческая» лингвистика).

Фундаментальная лингвистика ставит целью познание скрытых законов языка; прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных.

Сергей Крылов

Литература:

Дурново Н.Н. Грамматический словарь (грамматические и лингвистические термины ). М. – Пг., Изд. Л.Д.Френкель, 1924
Вандриес Ж. Язык . М., Соцэкгиз, 1937
Жирков Л.И. Лингвистический словарь . Изд. 2-е, доп. М., Моск. Ин-т востоковедения, 1946
Есперсен О. Философия грамматики . Пер. с англ. М., ИИЛ, 1958
Марузо Ж. . Изд. ИЛ, 1960
Пауль Г. Принципы истории языка . Пер. с нем. М., ИИЛ, 1960
Хэмп Э. Словарь американской лингвистической терминологии . М., Прогресс, 1964
Перетрухин В.Н. Введение в языкознание . Белгород, 1968
Блумфилд Л. Язык . Пер. с англ. М., Прогресс, 1968
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов . 2-е изд. М., Советская энциклопедия, 1969
Общее языкознание. Хрестоматия . Сост. Б. И.Косовский. Минск, Вышэйшая школа, 1976
Нечаев Г.А. Краткий лингвистический словарь . Ростов-на-Дону, 1976
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов . Изд. 2-е. М., Просвещение, 1976
Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики . М., Наука, 1977
Введение в языкознание. Хрестоматия . Сост. Б.Ю.Норман и Н.А.Павленко. Под ред. проф. А.Е.Супруна. Минск, Выш. Школа, 1977
Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию . М., Прогресс, 1977
Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику . Пер. с англ. М., Прогресс, 1978
Никитина С.Е. Тезаурус по теоретической и прикладной лингвистике . М., Наука, 1978
Общее языкознание . Под общей ред. А.Е.Супруна. Минск: Вышэйшая школа, 1983
Лингвистические задачи . М., Просвещение, 1983
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание ). М., Педагогика, 1984
Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию . М., Прогресс, 1984
Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание» . М., 1985
Якобсон Р. Избранные работы . М., Прогресс, 1985
Трубецкой Н.С. Избранные труды по филологии . М., Прогресс, 1987
Норан Б.Ю. Сборник задач по введению в языкознание . Минск, Вышэйшая школа, 1989
ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь . Под ред. В. Н. Ярцевой. М., Советская энциклопедия, 1990
Бюлер К. Теория языка . М., Прогресс, 1993
Сепир Э. Язык . М. – Л., Соцэкгиз, 1934.– Переиздано в кн.: Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии . М., 1993
Журинский А.Н. Лингвистика в задачах . М., Индрик, 1995
Виноградов В.А., Васильева Н.В., Шахнарович А.М. Краткий словарь лингвистических терминов . М., Русский язык, 1995
Реформатский А.А. Введение в языковедение . 4-е изд. М., Просвещение, 1967. (3 изд., М.: Аспект-пресс, 1996)
Маслов Ю.С. Введение в языкознание . 2-е изд. М., Высшая школа, 1987 (3 изд., 1997)
Алпатов В.М. История лингвистических учений . М., ЯРК, 1997. (3 изд., 2001)
Энциклопедия для детей . Том 10. Языкознание. Русский язык. М., Аванта+, 1998
Гак В.Г. Языковые преобразования . М., ЯРК, 1998
Сусов И.П. История языкознания
Сусов И.П. История языкознания . Тверь, Тверской гос. ун-т, 1999
Вендина Т.И. Введение в языкознание . М., Высшая школа, 2001
Широков О.С. Языковедение. Введение в науку о языках . М., Добросвет, 2003
Будагов Р.А. Введение в науку о языке . 3-е изд. М., Добросвет-2000, 2003
Маслов Ю.С. Избранные труды . М., ЯСК, 2004
Шайкевич A.Я. Введение в лингвистику . М., Academia, 2005
Материалы в Интернете: Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание . Электронный учебник: http://homepages.tversu.ru/~ips/LingFak1.htm.



Языкознание (языковедение, лингвистика)- это наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития. В наши дни науке известно около 5000 различных (живых и мертвых) языков. Из этого числа 180 языков являются родными для более чем трех с половиной миллиардов жителей Земли. Остальными языками пользуется меньшая часть земного населения. Среди этих языков есть языки, на которых говорят несколько сотен или даже десятков человек. Но для лингвистики все языки равны и все важны, так как каждый из них -индивидуальное представление человеческого языка вообще.

Языковедческая традиция насчитывает около 3000 лет. В V в. до н.э. появилось первое научное описание древнеиндийского литературного языка - грамматика Пнини. Примерно в это же время начинает развиваться языкознание в Древней Греции и на Древнем Востоке - в Мессопотамии, Сирии, Египте. Но самые древние лингвистические идеи уходят еще дальше в глубину веков - они существуют в мифах, сказаниях, религиозных учениях разных народов. Одной из таких древнейших лингвистических идей является идея о Слове как духовном начале, которое послужило основой зарождения и становления мира. Уже в мифах и легендах люди пытались решить вопросы о возникновении языка (связывая их чаще всего с возникновением самой жизни), о том, как были даны имена предметам, о том, почему люди говорят на разных языках. С выделением языкознания в особый вид деятельности эти вопросы становятся предметом интересов языковедов.

­ Конец страницы 6 ­

¯ Начало страницы 7 ¯

Понятие предмета науки исторически изменчиво. Наука о языке начиналась с учения о правильном чтении и письме и вначале у древних греков, например, носила название грамматического искусства, которое входило в ряд других словесных искусств - риторику, логику, стилистику. Постепенно грамматика из искусства правильно писать и читать превращается в науку о языке, существенно расширяя свою проблематику.

Языкознание относится к числу не только наиболее древних, но и основных наук в системе знаний. Уже в Древней Греции языковедение под термином "грамматика" считалось одной из основных дисциплин в системе наук и образования. Аристотель отмечал, что в его время главными предметами обучения были грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование. Важность науки о языке для древних греков вытекала из особенностей их миросозерцания, для которого язык являлся органичной частью окружающего мира. Он не только связывает человека с действительностью, но и дает возможность постигать мир, определять место человека в нем. В системе современного научного знания лингвистика также занимает одно из ведущих мест, поскольку естественный язык остается универсальным инструментом познания, используемым во всех науках. В системе образования конкретный язык (языки) является одним из главных предметов обучения в школе.

Языковедение относится к числу наиболее разветвленных наук, что объясняется множественностью и многотипностью отдельных конкретных языков, способных изучаться отдельной лингвистической дисциплиной, сложностью внутренней организации самого языка, разнообразностью внешних связей языка с иными системами- природой, обществом, наукой, культурой, религией, искусством и т.д. Структурная организация современного языкознания многопланова, она зависит от тех оснований, которые используются в членении науки о языке.

Общее и существенное в различных языках, а также частное, отдельное в конкретных языках служат основой выделения внутри языкознания общего и частного языковедения. Общие свойства, признаки и качества человеческого языка вообще или ряда языков изучаются общим языкознанием. Как бы ни разли-

­ Конец страницы 7 ­

¯ Начало страницы 8 ¯

чались между собой отдельные языки, у них есть много общих признаков, свойств, качеств, являющихся объектом исследования общего языкознания. Важным аспектом таких исследований выступает выявление языковых универсалий, то есть положений, действительных для всех Языков мира (абсолютные универсалии) или для ряда языков (статистические универсалии).

Частное языкознание исследует каждый отдельный язык как особое, неповторимое явление. Теоретически возможно существование 5000 частных лингвистик - по числу известных науке языков. Но на практике лишь 500 языков исследованы достаточно хорошо, 1500 изучены в малой степени, об остальных же имеются лишь те или иные сведения. Те разделы частного языкознания, которые посвящены отдельным языкам, нередко и название получают от своего языка, например: русистика, белорусистика, украинистика, полонистика, литуанистика (изучает литовский язык) и т.д. При изучении группы родственных языков название раздела языкознания дается по названию группы, например: славистика изучает славянские языки, германистика -германские, романистика - романские и т.д. Кроме того, каждой языковой семье (исторически родственным группам языков) посвящается одна обширная область лингвистики. Такой областью является, например, индоевропеистика, которая названа так потому, что народы, говорящие на ряде родственных языков, живут на огромной территории от Индии до Европы.

Таким образом, лингвистика делится на две отрасли - общее и частное языкознание. Было бы, однако, ошибкой считать, что эти два раздела одной науки могут обойтись друг без друга. Общее всегда познается через частное, конкретное. Общие закономерности устройства и развития языка можно познать, лишь внимательно исследуя отдельные живые и мертвые языки. В свою очередь, частное языкознание использует концепции, идеи, положения общего языкознания, применяя их к конкретному языку.

В зависимости от целей исследования - решение теоретических или прикладных задач языкознание делится на теоретическое (общее) и прикладное. Прикладная лингвистика занимается решением практических задач, связанных с использовани-

­ Конец страницы 8 ­

¯ Начало страницы 9 ¯

ем языка. Она решает как частные проблемы, касающиеся одного языка, так и вопросы, приложимые к любому языку: обучение неродному языку, создание алфавитов и усовершенствование письма, автоматическая обработка текста с применением ЭВМ, создание систем транскрипции и стенографии, систем письма для слепых, стандартизация научно-технической терминологии, автоматическое распознавание и синтез речи и т.д.

Языкознание делят также на внешнюю и внутреннюю лингвистику. Такое членение базируется на двух основных аспектах в изучении языка: внутреннем, направленном на исследование структуры языка как самостоятельного явления, и внешнем (экстралингвистическом), сущность которого заключается в изучении внешних условий и факторов развития и функционирования языка.

Внешняя лингвистика занимается прежде всего проблемой связи языка и общества, функциями языка в обществе, территориальным распространением языков, соотношением языка и культуры народа и многими другими проблемами. Под этим названием обобщено множество научных направлений, которые, в свою очередь, имеют собственные обозначения - социолингвистика, лингвогеография, этнолингвистика и некоторые другие.

Внутренняя лингвистика изучает систему и структуру языка как самостоятельного явления. Внутренняя лингвистика является чрезвычайно разветвленной областью языкознания, в которой выделяется множество самостоятельных дисциплин в зависимости от членения самого языка на уровни: фонетика и фонология, лексикология и семасиология, морфология и синтаксис, словообразование. Фонетика изучает звуки, из которых состоит наша речь, фонология - функциональную роль звуков. Лексикологию интересует слово как единица языка, семасиологию - значения слов и законы изменения значений. Изучением грамматического строя языка занимаются два раздела грамматики - морфология и синтаксис. К грамматике тесно примыкает словообразование, изучающее строение слов и законы, по которым слова образуются. Таковы некоторые науки, рассматривающие внутреннее устройство языка. Обозначенное членение внутренней лингвистики на области исследования остается актуальным для любого национального языкознания, независимо от того, как на-

­ Конец страницы 9 ­

¯ Начало страницы 10 ¯

циональная научная традиция сформировала структуру науки о языке.

Еще одно деление; языкознания как науки соответствует направлениям, школам и методам исследования языка и дает такие варианты лингвистики, как описательная лингвистика, сравнительно-историческое языкознание, или компаративистика, логическое языкознание, психологическое языкознание, структурное языкознание, трансформационная грамматика и т.д.

Говоря об особенностях членения языкознания как науки, следует иметь в виду, что каждая страна характеризуется своей лингвистической традицией и дает свой вариант науки о языке. В каждом из национальных с языкознании могут выделяться и различные структурные области науки о языке, поддерживаемые собственной языковедческой традицией. Например, в русском и белорусском языкознании очень четко различаются в качестве самостоятельных областей лингвистики фонетика и фонология, лексикология и семасиология, морфология и синтаксис, словообразование, стилистика. Такое членение принимает далеко не вся зарубежная лингвистика, даже европейская и североамериканская. Так, очень сильные и влиятельные американские школы дескриптивной лингвистики и трансформационной грамматики не дали отчетливого различения наук, соответствующих основным структурным областям языка. Дескриптивная лингвистика в основном все свела к своеобразно понимаемой морфологии, трансформационная грамматика а - к столь же своеобразно понимаемому синтаксису.

  • I. Вспомните основные модальные глаголы и их эквиваленты. Чем они отличаются? Как спрягаются? (Заполните табличку).
  • I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
  • II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы
  • Языкознание (называемое также языковедением или лингвистикой) – это наука о человеческом языке вообще и обо всех языках народов мира как конкретных представителях человеческого языка.

    В состав языкознания входит ряд разделов, поскольку язык может изучаться с разных точек зрения. Структуру языка, то есть его внутреннее устройство, изучают фонетика, лексикология и грамматика. Фонетика изучает звуковой строй языка. Лексикология изучает словарный состав языка. К ней близка фразеология, которая изучает устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Грамматика изучает законы образования грамматических форм слова и законы построения словосочетаний и предложений. Грамматика делится на морфологию и синтаксис: образование грамматических форм слова изучает морфология, а построение словосочетаний и предложений изучает синтаксис. Функционирование языка, его употребление в различных сферах общения изучает стилистика. Изменения, происходящие в языке с течением времени, изучает история языка (в состав которой, в свою очередь, входят историческая фонетика, историческая лексикология, историческая морфология, исторический синтаксис и другие разделы).

    Данные языкознания применяются в разных отраслях практической деятельности человека, поэтому существует прикладная лингвистика – направление в языкознании, изучающее пути практического использования языка. В сферу прикладной лингвистики входят: разработка и совершенствование алфавитов, правил орфографии и пунктуации, систем транскрипции; теория и практика перевода; теория и практика обучения языку (родному или иностранному); разработка языков программирования, теория и практика машинного перевода; теория и практика ораторской речи, политической пропаганды и агитации, рекламы и др.

    В мире существует несколько тысяч язы­ков. При всех огромных различиях между языками они имеют и много общего. Так, каждый язык является средством общения и орудием мышления. Каждый язык содержит звуки, морфемы, слова, предложения. Во всех языках есть гласные и согласные звуки. Во всех языках существуют части речи, члены предложения. Поэтому различаются частное и общее языкознание. Частное языкознание – это изучение того или иного отдельного языка. Общее языкознание – изучение свойств, присущих всем языкам народов мира. Предметом изучения общегоязыкознания явля­ются общие законы организации, развития и функционирования языков. Основные проблемы общего языкознания:



    1) сущность языка, его функции, связь языка с обществом и мышлением;

    2) структура языка;

    3) происхождение языка;

    4) факторы исторического развития языка;

    5) происхождение и историческое развитие письма;

    6) классификация языков;

    7) методы исследования языка.

    Вопрос 2. Связь языкознания с другими науками .

    Языкознание тесно свя­зано с другими гуманитарными науками, то есть науками о человеческом обществе и мышлении. Традиционно языкознание наиболее тесно связано с литературоведением: для анализа художественного произведения необходимо глубокое знание языка, на котором оно написано. Языкознание и литературоведение объединяются в составе филологии. Филология – содружество гуманитарных наук, изучающих духовную культуру человечества, выраженную в языке и литературном творчестве. Языкознание связано с историей общества. С одной стороны, при изучении исторического развития языка используются сведения из истории общества, говорившего на этом языке. С другой стороны, для изучения истории общества необходимо знание истории языка, без чего невозможно, например, понимание письменных памятников прошлых веков. Языкознание связано с социологией – наукой об устройстве и функционировании общества. В результате взаимодействия языкознания с социологией сложилась социолингвистика, которая изучает взаимосвязь языка и общества. Языкознание связано с этнографией, то есть наукой о быте и культуре разных народов. Этнолингвистика, сложившаяся на стыке языкознания и этнографии, изучает связь языка с бытом и культурой народа. Поскольку язык тесно связан с мышлением, языкознание взаимодействует с науками о мышлении, то есть логикой и психологией. На стыке языкознания и психологии сложилась психолингвистика, которая изучает взаимосвязь языка с психической жизнью человека.



    Языкознание связано не только с гуманитарными науками, но и с естественными науками: с физикой, а именно с акустикой (разделом физики, изучающим звуки), поскольку данные акустики необходимы при изучении фонетики; с физиологией (при изучении работы органов речи). Языкознание взаимодействует с математикой, позволяющей разрабатывать статистическую теорию языка, вычислять статистические характеристики речи методами математической теории информации. В результате взаимодействия языкознания и математики сложилась математическая лингвистика – научная дисциплина, изучающая язык математическими методами.

    Языкознание - это наука о языке, изучающая его и в комплексе (как систему), и его отдельные свойства и характеристики: происхождение и историческое прошлое, качества и функциональные особенности, а также общие законы построения и динамического развития всех языков на Земле.

    Языкознание как наука о языке

    Основной объект исследования этой науки - естественный язык человечества, его природа и сущность, а предмет - закономерности строения, функционирования, изменения языков и методики их изучения.

    Несмотря на то что сейчас лингвистика опирается на значительную теоретическую и эмпирическую базу, следует помнить, что языкознание - это сравнительно молодая наука (в России - с XVIII - нач.XIX века). Тем не менее она имеет предшественников с интересными взглядами - изучением языка увлекались многие философы и грамматисты, поэтому в их работах присутствуют интересные наблюдения и рассуждения (например, философы Древней Греции, Вольтер и Дидро).

    Терминологический экскурс

    Слово «языкознание» не всегда было бесспорным именованием для отечественной лингвистической науки. Синонимичный ряд терминов «лингвистика - языкознание - языковедение» имеет свои семантические и исторические особенности.

    Первоначально, до революции 1917 г., в научном обороте бытовал термин языковедение. В советское время доминировать стало языкознание (например, вузовский курс и учебники к нему стали называться «Введение в языкознание»), а его «неканонические» варианты обрели новую семантику. Так, языковедение отсылало к дореволюционной научной традиции, а лингвистика указывала на западные идеи и методики, например структурализм. Как отмечает Т.В. Шмелева в статье «Память термина: языковедение, языкознание, лингвистика», это семантическое противоречие русское языкознание не решило до сих пор, так как существует строгая градация, законы сочетаемости и словообразования (языкознание → языковедческий → лингвистически) и тенденция к расширению значения термина лингвистика (изучение иностранного языка). Так, исследователь сравнивает наименования лингвистических дисциплин в действующем вузовском стандарте, наименования структурных подразделений, печатных изданий: «выделяющиеся» разделы языкознания в учебном плане «Введение в языкознание» и «Общее языкознание»; подразделение РАН «Институт языкознания», журнал «Вопросы языкознания», книга «Очерки по языкознанию»; Факультет лингвистики и межкультурной коммуникации, «Компьютерная лингвистика», журнал «Новое в лингвистике»…

    Основные разделы языкознания: общая характеристика

    Наука о языке «распадается» на множество дисциплин, важнейшими среди которых являются такие основные разделы языкознания, как общее и частное, теоретическое и прикладное, описательное и историческое.

    Кроме того, лингвистические дисциплины группируют на основании поставленных перед ними задач и исходя из объекта исследования. Так, традиционно выделяются следующие основные разделы языкознания:

    • разделы, посвященные изучению внутреннего устройства языковой системы, организации его уровней (например, морфология и синтаксис);
    • разделы, описывающие динамику исторического развития языка в целом и формирования его отдельных уровней (историческая фонетика, историческая грамматика);
    • разделы, рассматривающие функциональные качества языка и его роль в жизни общества (социолингвистика, диалектология);
    • разделы, изучающие комплексные проблемы, возникающие на пограничье разных наук и дисциплин (психолингвистика, математическая лингвистика);
    • прикладные дисциплины решают практические задачи, которые ставит перед лингвистикой научное сообщество (лексикография, палеография).

    Общее и частное языкознание

    Разделение науки о языке на общую и частную области свидетельствует о том, насколько глобальны цели научных интересов исследователей.

    Важнейшими научными вопросами, которые рассматривает общее языкознание, являются:

    • сущность языка, загадка его происхождения и закономерности исторического развития;
    • основные законы устройства и функции языка в мире как сообществе людей;
    • соотношение категорий «язык» и «мышление», «язык», «объективная действительность»;
    • зарождение и совершенствование письма;
    • типология языков, структура их языковых уровней, функционирование и историческое развитие грамматических классов и категорий;
    • классификация всех языков, существующих в мире, и многие другие.

    Одна из важных международных проблем, которую пытается решить общее языкознание, - это создание и применение новых средств общения между людьми (искусственных международных языков). Разработка данного направления - приоритет для интерлингвистики.

    В ведении частного языкознания находится исследование строения, функционирования и исторического развития конкретного языка (русского, чешского, китайского), нескольких отдельных языков или целых семей родственных языков одновременно (например, только романских - французского, итальянского, испанского, португальского и мн.др.). Частное языкознание применяет методики синхронного (иначе - описательного) или диахронного (исторического) исследования.

    Общее языкознание по отношению к частному является теоретической и методологической базой для исследования любых научных проблем, связанных с изучением состояния, фактов и процессов в том или ином языке. В свою очередь, частное языкознание - это дисциплина, предоставляющая общему языкознанию эмпирические данные, на основании анализа которых можно сделать теоретические выводы.

    Внешняя и внутренняя лингвистика

    Устройство современной науки о языке представляют двухчастной структурой - это основные разделы языкознания, микролингвистика (или внутренняя лингвистика) и экстралингвистика (внешняя лингвистика).

    Микролингвистика сосредоточена на внутренней стороне системы языка - звуковом, морфологическом, словарном и синтаксическом ярусах.

    Экстралингвистика обращает внимание на огромное разнообразие видов взаимодействия языка: с обществом, человеческим мышлением, коммуникативной, эмоциональной, эстетической и другими сторонами жизни. На ее базе рождаются методики контрастивного анализа и междисциплинарные исследования (психо-, этнолингвистика, паралингвистика, лингвокультурология и т.д.).

    Синхроническое (описательное) и диахроническое (историческое) языкознание

    К сфере исследований описательного языкознания относится состояние языка либо отдельных его уровней, фактов, явлений по их состоянию на заданном временном отрезке, определенном этапе развития. Чаше всего обращают внимание на современное состояние, несколько реже - на состояние развития в предыдущее время (например, язык русских летописей XIII века).

    Историческое языкознание занимается изучением различных языковых фактов и явлений с позиции их динамики и эволюционирования. При этом исследователи имеют цель зафиксировать изменения, которые происходят в изучаемых языках (например, сравнение динамики литературной нормы русского языка в XVII, XIX и XX веках).

    Лингвистическое описание уровней языка

    Языкознание изучает явления, относящиеся к различным ярусам общей Принято выделять следующие языковые уровни: фонемный, лексико-семантический, морфологический, синтаксический. В соответствии этими уровнями выделяются следующие основные разделы языкознания.

    С фонемным уровнем языка связаны следующие науки:

    • фонетика (описывает многообразие звуков речи в языке, их артикуляционные и акустические признаки);
    • фонология (изучает фонему как минимальную единицу речи, ее фонологические характеристики и функционирование);
    • морфонология (рассматривает фонемную структуру морфем, качественные и количественные изменения фонем в тождественных морфемах, их вариативность, устанавливает правила сочетаемости на границах морфем).

    Лексический уровень языка исследуют следующие разделы:

    • лексикология (изучает слово как основную единицу языка и в целом слова как языковое богатство, исследует структурные особенности лексики, ее расширение и развитие, источники пополнения словарного запаса языка);
    • семасиология (исследует лексическое значение слова, семантическое соответствие слова и выражаемого им понятия или названного им предмета, явления объективной действительности);
    • ономасиология (рассматривает вопросы, связанные с проблемой номинации в языке, со структурированием объектов мира в ходе процесса познания).

    Морфологический уровень языка изучают следующие дисциплины:

    • морфология (описывает структурные единицы слова, общий слова и формы словоизменения, части речи, их характеристики, сущность и принципы выделения);
    • словообразование (изучает построение слова, способы его воспроизводства, закономерности структуры и образования слова и особенности его функционирование в языке и речи).

    Синтаксический уровень описывает синтаксис (изучает когнитивные структуры и процессы речепорождения: механизмы соединения слов в сложные структуры словосочетания и предложения, типы структурных связей слов и предложений, языковые процессы, благодаря которым происходит формирование речи).

    Сопоставительное и типологическое языкознание

    Сопоставительная лингвистика имеет дело с системным подходом в сопоставлении устройства как минимум двух или нескольких языков вне зависимости от их генетической взаимосвязи. Здесь могут сравниваться и определенные вехи в развитии одного и того же языка - например, система падежных окончаний современного нам русского языка и языка времен Древней Руси.

    Типологическая лингвистика рассматривает структуру и функции разноструктурных языков во «вневременном» измерении (панхронический аспект). Это позволяет выявлять общие (универсальные) особенности, присущие человеческому языку вообще.

    Языковые универсалии

    Общее языкознание в своих исследованиях фиксирует языковые универсалии - языковые закономерности, свойственные всем языкам в мире (абсолютные универсалии) либо значительной части языков (статистические универсалии).

    В качестве абсолютных универсалий выделены следующие особенности:

    • Для всех языков мира характерно наличие гласных звуков и смычных согласных звуков.
    • Речевой поток делится на слоги, которые обязательно членятся на комплексы звуков «гласный + согласный».
    • Имена собственные и местоимения есть в наличии у любого языка.
    • Для грамматической системы всех языков характерны имена и глаголы.
    • Каждый язык имеет набор слов, передающих человеческие чувства, эмоции или команды.
    • Если язык обладает категорией падежа или рода, то в нем обязательно присутствует и категория числа.
    • Если существительные в языке противопоставляются по роду, то же самое можно наблюдать и в разряде местоимений.
    • Все люди в мире оформляют свои мысли с целью общения в предложения.
    • Сочинительная связь и союзы присутствуют во всех языках мира.
    • Любой язык мира обладает сравнительными конструкциями, фразеологическими выражениями, метафорами.
    • Универсальны табуирование и символы солнца и луны.

    К статистическим универсалиям относятся следующие наблюдения:

    • В абсолютном большинстве языков мира присутствуют не менее двух различающихся гласных звуков (исключение - австралийский язык аранта).
    • В большинстве языков мира местоимения изменяются по числам, которых не менее двух (исключение - язык жителей острова Ява).
    • Почти во все языках есть носовые согласные (исключение - некоторые языки Западной Африки).

    Прикладное языкознание

    Этот раздел науки о языке занимается непосредственной разработкой решения задач, связанных с языковой практикой:

    • совершенствование методического инструментария в преподавании языка как родного и как иностранного;
    • создание самоучителей, справочников, учебных и тематических словарей, применяемых на разных уровнях и этапах преподавания;
    • обучение приемам говорить и писать красиво, точно, ясно, убедительно (риторика);
    • умение ориентироваться в овладение правописанием (культура речи, орфоэпия, орфография и пунктуация);
    • усовершенствование орфографии, алфавита, разработка письменности для бесписьменных языков (например, для языков отдельных народов СССР в 1930-1940-е гг.), создание письма и книг для слепых;
    • обучение приемам стенографии и транслитерации;
    • создание терминологических стандартов (ГОСТы);
    • развитие переводческих умений, создание дву- и многоязычных словарей различного типа;
    • разработка практики автоматизированного машинного перевода;
    • создание компьютеризированных систем распознавания голоса, преобразования произнесенного слова в печатный текст (инженерная или компьютерная лингвистика);
    • формирование корпусов текстов, гипертекстов, электронных баз данных и словарей и разработка методик их анализа и обработки (British National Corpus, BNC, Национальный корпус русского языка);
    • разработка методики, копирайтинга, рекламы и пиара и т.д.

    Языкознание – наука о языке, о его происхождении, свойствах, функциях, законах строении и развитии. языкознание бывает общее и частное:

    Общее : изучает вопросы, связанные с языком вообще.

    Частное : изучает конкретные вопросы конкретного языка (русского-русистика).

    Задачи О.Я.:

    1) изучить условия и причины возникновения языка.

    2) проследить историю развития языка:

    а)насколько объективен процесс развития языка,

    б)выявить закономерности развития языка,

    в)выявить соотношение личности и общества в плане развития языка,

    г)выяснить причины исторических изменений,

    д)показать результаты исторических изменений. (диахрония-изменения во времени, синхрония-исследования современного состояния языка).

    3)определить структуру современного языка(из каких частей состоит язык, как они взаимодействуют),

    4)группировка языков (что общего и что их отличает, около 2500 языков, диалектов, просторечий, языки Новой Зеландии не изучены),

    5)выяснить соотношения языка мышления (язык-языкознание, мышление- изучается психологией),

    6)изучить письмо(определить возникновение письма, его типы, развитие),

    7)изучить стилистические особенности языка (стили-публицистический, научный) (ч.я. изучает те же вопр. для конкретного языка)

    Предмет изучения языкознания – язык.

    Объект языкознания – речевая деятельность.

    Языкознание и философия (определенный подход к изучению языка). Есть 2 основных направления. Ответ на вопрос о соотношении бытия и сознания, материализм – бытие определяет сознание. Определяется ли язык в его происхождении и развитии в первую очередь материальными или духовными качествами.

    Языкознание тесно связано с социологией (наука об обществе), их тесная связь привела к появлению особой дисциплины – социальной лингвистики, которая изучает особенности функционирования языка в разные периоды жизни общества.

    Язык и этнография – изучение языка с помощью быта и культуры

    Язык и антропология (наука о природе языка его происхождении и эволюции.

    Язык представляет собой знаковую систему поэтому он связан с семиотикой. (Общая наука о знаках)

    С математическими дисциплинами – теория информации (процесс передачи информации по каналам связи).

    Язык связан с литературоведением. Литература и лингвистические науки объединены под именем филологических наук (наука о слове). Особенно тесно связано литературоведение со стилистикой (изучение экспрессивных средств языка особенно его использование его в художественной речи и публицистике).

    Лингвистика как наука возникла в 19в. Опыт письменности и первые знания о языке передавались жрецами. Язык менялся, священные тексты становились непонятными и их нужно было толковать. Древние римляне особо ничего не внесли, но использовали знания др греков, они изменили систему частей речи, убрали артикль, изменили названия падежей, + междометие. Др Индия – письменные тексты на санскрите. Панини описал грамматику санскрита, составил около 4000 правил.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!