Один помидор много как правильно пишется. Помидоры, консервированные половинками

Иногда самые простые речевые ситуации оказываются неоднозначными с точки зрения правильности употребления некоторых форм хорошо известных и часто используемых слов. Купить килограмм помидоров или помидор ? Приготовить блюдо из баклажанов или баклажан ? Букет из георгинов или георгин ? Подобные вопросы интересуют не только домохозяек: в орфографических справочниках по русскому языку им отводятся целые разделы.

Формы помидор и помидоров являются вариантами образования родительного падежа существительного мужского рода помидор , употребленного во множественном числе. Это существительное относится ко II типу склонения и по правилам русской грамматики в родительном падеже имеет окончание –ов : помидоры помидоров . Такую же форму родительного падежа имеют существительные абрикосов, апельсинов, баклажанов, бананов, мандаринов, томатов : фруктовый салат из бананов и апельсинов ; для соуса потребуется два сорта томатов ; овощное рагу из помидоров и баклажанов .

Сохранение окончания –ов в родительном падеже множественного числа этого ряда существительных закреплено нормами словоупотребления и считается обязательным для устной и письменной речи. Но в русском языке процессы образования некоторых форм слова имеют тенденцию к краткости, проявляющейся в усечении падежных окончаний. Поэтому наряду с полными формами помидоров, апельсинов, мандаринов в устной речи часто используются их варианты помидор, апельсин, мандарин . Они считаются разговорными, уместными при неформальном общении.

Правописание падежных форм помидоров и помидор связано со стилями речи: в литературных стилях не допускается усеченная форма; в текстах, передающих разговорный стиль, возможно употребление слова без окончания –ов .

сайт дает следующие рекомендации относительно правописания и употребления в речи форм существительного помидор и помидоров:

  1. Форма родительного падежа множественного числа существительного помидоров является языковой литературной нормой. Употребление усеченной формы помидор допустимо в разговорной речи.
  2. В сочетании с числительными и согласованными определениями правильно писать помидоров .

Подумать только, такие маленькие и вкусные овощи, но сколько нервов эти чертяки успели попортить россиянам! И вроде бы каждый человек практически ежедневно встречается с ним: готовит салаты или супы, а кто-то даже сажает в огороде. Но до сих пор многие не могут разобраться в правильности произношения этого овоща и все время сомневаются: много помидор или помидоров.

Правило знакомое еще со школы. Но почему же с ним всегда столько проблем?

Родительный падеж существительных

Быть может, вы еще не забыли, как на уроках русского языка изучали, а потом запоминали падежи существительных? Если забыли — вспоминайте, их всего шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Каждый из них имеет два вопроса - к

Итак, падежи существительных:

  1. Им. п. Кто? Что?
  2. Р. п. Кого? Чего?
  3. Д. п. Кому? Чему?
  4. В. п. Кого? Что?
  5. Тв. п. Кем? Чем?
  6. Пр. п. О ком? О чем?

Слово-помощник для правильного определения падежа

Для простоты и легкости запоминания, к каждому из шести падежей были подобраны слова-помощники, которые напоминали и помогали с определением падежа. Они позволяли склонять словосочетания «много помидор или помидоров» правильно. Слова довольно просты:

  1. Им. п. — «есть».
  2. Р. п. — «нет».
  3. Д. п. — «дать».
  4. В. п. — «вижу».
  5. Тв. п. — «доволен».
  6. Пр. п. — «думаю».

Существительное «помидоры» использовано в именительном падеже. А вот «много помидоров» (или помидор все-таки?), сочетание так нелюбимое двоечниками, относится к родительному падежу. Отвечает на вопрос «чего?».

Существительные со схожей проблемой

Конечно же, не только помидоры провинились в чем-то настолько, что получили такое непонятное и вызывающее столько споров и дискуссий окончание. Вообще, существует целых семь групп существительных, при произношении которых также возникают проблемы. К ним относятся имена существительные множественной формы родительного падежа:

  1. Национальности. Нет у меня знакомых цыган, башкир и болгар. На митинге собралось столько калмыков и якутов .
  2. Парные предметы. Я никак не куплю к зиме новых сапог.
  3. Различие войск по родовой принадлежности. Победу одержал небольшой отряд партизан. Благодаря усердию саперов взрыва удалось избежать.
  4. Различные меры измерения. Я купил лампочку на сто вольт. В Новый год я съела пять килограмм мандаринов.
  5. Название предметов. Я собрала целую коллекцию браслетов.
  6. Существительные, чаще используемые во множественном числе. С тобой никаких нервов не хватит!
  7. Название продуктов. Сколько абрикосов выросло у нас в саду! В холодильнике есть банка шпрот, отдай ее коту.

Ну как, догадались, как правильно: много помидор или помидоров?

Правильный ответ

Вроде безобидный овощ, лежит себе на тарелке и никого не трогает. Вот только пусть сам по себе помидор никого и не обидел, а правильность произношения названия красного овоща в родительном падеже до сих пор является предметом нескончаемых словесных боев в интернет-поединках.

Для разрешения этой «войны», попробуйте просклонять слово «помидор»:

  • именительный — «Есть что? Три помидора».
  • дательный — «Дать чему? Трем помидорам».
  • винительный — «Вижу что? Три помидора».
  • творительный — «Доволен чем? Тремя помидорами».
  • предложный — «Думаю о чем? О трех помидорах».
  • родительный — «Нет чего? Трех (много) помидор или помидоров?»

Слово, обозначающее красный овощ, — обычное существительное в подходящее лишь к одной группе «проблемных» существительных — название продуктов.

Вот почему грамотно сказать или написать «много помидоров». И ни в коем случае не «много помидор». Запомните, помидор — это овощ, который один-одинешенек лежит у вас в тарелке. Множественная форма этого существительного, использованная в родительном падеже, звучит как «нет/много/пять и т. д. помидоров».

Теперь вы знаете, как говорить правильно: много помидор или помидоров. Поэтому, покупая, к примеру, пять килограммов красного овоща, вы не станете предметом для насмешек. Если все-таки забудете, используйте синоним слова помидоры. И скажите: "Пять килограммов томатов".

Как часто нам приходится произносить существительные во множественном числе, родительном падеже. И произносим же как-то, даже не задумываемся, правильно произносим или нет. А если задуматься? Разберем семь групп существительных.

1. Название национальностей. Нормой для некоторых существительных этой группы является нулевая флексия (окончание). Окончания «-ов» нет у болгар, осетин, англичан, мордвин, румын, могикан, цыган, турок, туркмен, бурят, башкир. Однако есть три существительных, норма которых распространяется сразу на два варианта: карел - карелов, сармат-сарматов, юкагир-юкагиров. Остальные национальности имеют во множественном числе, родительном падеже окончание «-ов»: много таджиков, тунгусов, узбеков, киргизов, калмыков, бедуинов, якутов и т.д.

2. Названия парных предметов. Для них характерна нулевая флексия. Здесь можно выделить три подгруппы.

1) названия обуви: нет ботинок, валенок, мокасин, сапог, краг, сандалет.

2) названия одежды: материал для шорт, шаровар, рейтуз, манжет .

3) названия аксессуаров: блеск погон, эполет .

4) названия предметов: створ ворот .

3. Названия родов войск. С этой группой слов произошла интересная история. Если существительное имеет собирательное значение, то окончание нулевое, но при обозначении отдельных лиц следует употреблять флексию «-ов». Например, выход драгун, улан, гардемарин, кадет, партизан . Но, трое драгунов, уланов, гардемаринов, кадетов . Исключение составляет слово партизан: трое партизан. Флексию «-ов» при любом употреблении имеют три слова-исключения: вызов мичманов, саперов, минеров .

4. Названия продуктов.

1) продукты с окончанием «-ов»: два килограмма абрикосов, бананов, апельсинов, томатов, помидоров .

2) продукты с нулевой флексией: килограмм баклажан, гранат ; банка шпрот .

5. Меры веса и другие измерения.

1) меры с флексией «-ов»: пять килограммов, каратов, гектаров, эргов, кабельтовых .

2) меры с нулевой флексией: сто ампер, ватт, вольт, ньютон, эрстед, кулон .

3) равноправные формы: пять микронов - микрон, омов - ом, рентгенов -рентген .

6. Названия предметов: много брелоков, браслетов, рельсов . Равноправные формы: мало патронов-патрон .

7. Существительные, употребляющиеся чаще в форме множественного числа:

1) существительные с окончанием «-ов»: не хватает нервов, критериев, комментариев, бронхов, кулуаров, сотов, ботов, носков, дебатов, консервов .

2) существительные с нулевой флексией: турнир шахмат .

Внимательный читатель, должно быть, заметил, что все вышеперечисленные существительные мужского рода. Действительно, чаще всего казусы происходят именно с мужским родом. Однако и средний род недалеко ушел. Все слова этой группы можно разделить на четыре категории.

1) существительные среднего рода с нормативным окончанием «-ий» во множественном числе, родительном падеже: сколько захолустий, побережий, снадобий .

2) существительные среднего рода с нормативной нулевой флексией: столько плеч, яблок, блюдец, полотенец, зеркалец .

3) существительные среднего рода с окончанием «-ев»: мало болотцев, кружевцев, верховьев, низовьев, разводьев, корытцев, щупальцев, одеяльцев, коленцев, копытцев .

4) существительные среднего рода с нормативной беглой гласной в окончании: много сопел - сопл, тягол - тягл .

Отдельную группу составляют существительные, имеющие только форму множественного числа. Здесь можно также выделить четыре категории.

1) равноправные варианты: продажа грабель - граблей, ходулей - ходуль ; нет выжимков - выжимок, выселок - выселков, высевок - высевков, вычесок-выческов, опивок - опивков .

2) окончание «-ов/-ев» нормативно для выкрутасов, клипсов, лохмотьев, отрепьев, пантов, подонков, клавикордов .

3) существительные с нулевой флексией: страх нападок, потемок, сумерек .

4) окончание «-ей» нормативно для будней, дровней, яслей .

Конечно, русская грамматика одна из самых сложных в мире. Это связано не только с орфографией и написанием отдельных частей речи, но и с грамотным выражением мысли. Зачастую русский народ сам не всегда знает, как следует писать слова и формулировать предложения. В родной речи большое количество правил и исключений. Поэтому, обучаясь грамоте, необходимо очень много запоминать.

Про помидоры

Вот, например, часто даже взрослые сталкиваются с вопросом, как написать что-либо правильно. Носок или носков, помидоров или помидор? Разберемся. Итак, килограмм помидор или помидоров? Какое выражение стоит употребить для написания и устно?

Чтобы понять, как выразиться грамотно, нужно знать склонение томатного слова:

  • Им. п. Кто, что? Лежит помидор. Множественное число - помидоры.
  • Род. п. Кого, чего? Нет в наличии помидора, помидоров.
  • Дат. п. Кому, чему? Дам помидору, помидорам.
  • Вин. п. Кого, что? Виню
  • Тв. п. Кем, чем? Доволен своим помидором, своими помидорами.
  • Пр. п. О ком, о чем? Заботиться о помидоре, о помидорах.

Зная написание слова в разных падежах, нужно понимать, что изменениям окончания не подлежат. А если склонять словосочетания, то окончание каждого слова должно соответствовать падежу. Например, килограмм помидоров или помидор? Разберемся. Килограмм кого, чего? Родительный падеж. Значит, помидоров!

Как определиться с написанием томатов

Для того чтобы выбрать правильное написание словосочетания "килограмм помидоров" или "помидор", нужно следовать следующему алгоритму действий:


Отсюда ответ на вопрос, как писать: "5 килограммов помидор" или "помидоров". Однозначно второй вариант.

В некоторых словарях можно встретить выражение «помидор» даже в родительном падеже множественного числа, но этот вариант, скорее, нелитературный и разговорный.

Еще кое-что для правильного написания. Килограмм помидоров или помидор?


Теперь, когда возникнет мысль, как написать или сказать: килограмм помидоров или помидор, то самым быстрым решением задачи будет задать вопрос к слову «килограмм». Чего? Конечно же, помидоров!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!