Олимпиады по предмету человек и мир. Угадайте, какие деревья вели этот разговор



Контроль как одна из управленческих функций
Контроль – одна из функций управления, существующая в тесной взаимосвязи и органическом взаимодействии с функциями планирования, педагогического анализа, регулирования и коррекции.

Итак, контроль в дошкольном учреждении – это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Авторы трудов, посвященных проблемам управления образовательным учреждением, отмечают важность функции контроля, реализация которой обеспечивает знание состояния дел в учреждении. «Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит также формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждения исполнителей к продуктивной работе. Наконец, контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности» 1 .

Особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Контроль невозможен без определенного критерия, эталона, с которым можно сравнить то , что есть в наличии.

Важность функции контроля в единой системе воспитательно-образовательной работы определяется следующими положениями:


  • Контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжением руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков.

  • Устраняясь от контроля или осуществляя его несистематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.

  • Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в реализации воспитательно-образовательного процесса.

  • Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей.
Еще один аспект контроля является очень важным. Л.М. Денякина рассматривает контроль как услугу, «... которую руководитель должен оказывать своим подчиненным, ведь контроль, предполагая выявление недостатков, ошибок в работе, направлен (если руководитель правильно понимает его задачи) на анализ и устранение причин, эти недостатки порождающих, а также на признание результатов успешной работы, заслуг тех, кто хорошо работает» 2 .

Необходимость осуществления контроля как стадии единой системы методической работы в ДОУ подчеркивают Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко 3 , выделяя среди функциональных обязанностей старшего воспитателя его деятельность при осуществлении контроля.

При контроле:


  • разрабатывать систему контроля за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материалы, вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах ;

  • наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей;

  • фиксировать результаты наблюдений;

  • анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планы и документацию воспитателей;

  • делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми;

  • осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагогов, развития детей;

  • разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов;

  • обсуждать результаты контроля с воспитателями, использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования 1 :


  • цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса;

  • следует не просто проверять состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду;

  • контроль необходимо планировать;

  • в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению;

  • контроль будет иметь действенный характер только в том случае, если он осуществляется вовремя и если мероприятия, намеченные в результате его проведения , выполняются;

  • следует инструктировать по существу контролируемых вопросов тех, кого проверяют, помогать им при выполнении намеченных решений;

  • итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива.
Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

При его осуществлении необходимо соблюдать определенную последовательность, или алгоритм осуществления контроля:


  1. Определение цели и объекта контроля.

  2. Разработка программы (плана) контроля.

  3. Сбор информации.

  4. Первичный анализ собранного материала.

  5. Выработка рекомендаций и путей исправления недостатков.

  6. Проверка исполнения рекомендаций.
Таким образом, мы видим, что функции контроля и педагогического анализа не только взаимосвязаны, они тесно переплетаются и взаимодействуют в процессе осуществления контроля. Это позволяет трактовать функцию контроля в методической службе ДОУ как аналитический контроль (присоединяясь к мнению Н.С. Сунцова 2).

Остановимся теперь на видах контроля, осуществляемого в дошкольном учреждении. Различные авторы выделяют разные виды контроля. Например, Т.С. Кабаченко выделяет «... три, отличающихся по структуре деятельности и целям, вида контроля: текущий, опережающий, результирующий» 3 .

В книге «Управление школой: теоретические основы и методы» под редакцией В.С. Лазарева выделяют две основные группы форм контроля. К первой авторы относят предварительный, текущий и итоговый контроль, ко второй - специальные формы контроля за состоянием учебно-воспитательного процесса: тематический и фронтальный контроль 4 .

Особенность оперативного контроля заключается в том, что с его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, отрегулировать деятельность отдельных педагогов или коллектива с помощью рекомендаций, советов. В оперативном контроле выделяются предупредительный, сравнительный, экспресс-диагностика и т. д. Оперативный контроль предусматривает быстрое реагирование, немедленное исправление отдельных незначительных недостатков.

Главным предметом тематического контроля является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы. После тщательного, заранее спланированного изучения положения дел по конкретному направлению работы с детьми обязательно проводится анализ результатов тематического контроля. Он позволяет установить причины сложившегося положения дел. По итогам тематического контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса.

Немаловажное значение имеет итоговый контроль, который руководитель осуществляет после завершения отчетного периода (полугодие, год). Он направлен на изучение всего комплекса основных факторов, влияющих на конечные результаты коллектива дошкольного учреждения.

ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ
Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в Педагогическую деятельность. Оперативный контроль - это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Результаты оперативного Контроля требуют оперативного выполнения тех предложений и замечаний, которые сделаны по ходу изучения состояния вопроса. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

По формам организации он может быть предупредительным или опережающим, сравнительным. Например, руководителю важно сравнить методы и приемы работы 2-х воспитателей, работающих в одной возрастной группе детского сада, и подсказать им наиболее результативные, чтобы помочь выработать единые требования к детям.

Одно из требований, которое необходимо учитывать руководителю, - это плановость и гласность контроля. Рационально спланировать во времени, отобрать самые важные на данный момент вопросы. Для оперативного контроля, соотнести их с имеющимися результатами - такая работа должна проводиться руководителем в подготовительный период .

Многие руководители ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. План представлен в такой форме.


План оперативного контроля

Вопросы на контроле

Возрастные группы, недели месяца

Младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная к школе

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

Перечень вопросов оперативного контроля

(К.Ю. Белая)


  1. Соблюдение режима дня и организация работы группы с учетом специфики сезона, дня недели, общего настроения детей.

  2. Эффективность утренней гимнастики и упражнений после дневного сна.

  3. Проведение закаливания, разумное сочетание его различных видов.

  4. Двигательная активность детей в расписании дня.

  5. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей разных возрастных групп.

  6. Анализ навыков культурного поведения за столом.

  7. Оценка навыков поведения детей в общественных местах (по итогам бесед с детьми и анкетирования их родителей).

  8. Сформированность этических представлений у старших дошкольников (по итогам бесед с детьми и воспитателями).

  9. Работа педагога по формированию у дошкольников знаний о правилах дорожного движения.

  10. Сформированность у детей представлений о сезонных изменениях в природе и труде людей в соответствии с требованиями программы для каждого возраста.

  11. Организация с детьми подвижных и спортивных игр в режиме дня.

  12. Применяемые дидактические игры в учебно-воспитательном процессе в соответствии с возрастом .

  13. Обзор сюжетно-ролевых игр детей во всех возрастных группах; их взаимосвязь с программой (разделом ознакомления с окружающим миром).

  14. Сформированность у детей навыков самообслуживания.

  15. Рациональность и эффективность организации хозяйственно-бытового труда во всех возрастных группах (дежурство, поручения, коллективный труд).

  16. Система работы с детьми в уголке природы (во всех возрастных группах).

  17. Организация ручного труда в группах.

  18. Условия в группах для самостоятельной художественной деятельности детей.

  19. Подготовка и проведение целевых прогулок и экскурсий при ознакомлении детей с окружающим миром.

  20. Проверка знаний детей о растительном мире и неживой природе.

  21. Проверка знаний детей о животном мире.

  22. Оценка звуковой культуры и грамматического строя речи детей в соответствии с возрастом.

  23. Система обучения детей рассказыванию в соответствии с требованиями программы.

  24. Оценка уровня готовности детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте (по разделу программы).

  25. Выполнение раздела программы «Ориентировка в пространстве и во времени» во всех возрастных группах.

  26. Уровень сформированности у детей интереса к изобразительной деятельности (по итогам бесед с детьми, воспитателями, родителями).

  27. Анализ навыков детей в рисовании в соответствии с программой.

  28. Анализ навыков детей в лепке в соответствии с программой.

  29. Анализ навыков детей в аппликации в соответствии с программой.

  30. Развитие конструкторских умений дошкольников (анализ выполнения программы).

  31. Формы работы с детьми в преддверии праздника.

  32. Анализ навыков и умений детей при выполнении основных движений (лазанье, ползание) в соответствии с программой (далее можно взять любой вид основных движений: бег, ходьба, прыжки, метание).

  33. Планирование и проведение спортивных упражнений (взять 1-2 вида, например, скольжение и катание на санках).

  34. Анализ выполнения программы с детьми по разделу «Пение» (далее можно взять другие разделы: музыкально-ритмические движения, слушание, игра на детских музыкальных инструментах).

  35. Проверка планов воспитательно-образовательной работы.

  36. Собеседование по темам самообразования педагогов.

  37. Подготовка к занятиям.
Организация и проведение тематического контроля в ДОУ
Одной из функций руководителя и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения. Тематическая проверка - одна из форм контроля.

Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка. Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.

Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.

Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д.

Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой - выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию. Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:


  • развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни;

  • внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т.д.
Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает:

  • изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой;

  • определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии (Приложение 1);

  • состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

  • анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной (Приложение 2).
Блок-схема плана тематической проверки предлагается в настоящем пособии (Приложение 3).

Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения , двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).

Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня; для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т.д.


  1. Наблюдение педагогического процесса.
При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач , слабо решаемых в ДОУ.

При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитательно-образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу (Приложение 4.1; Приложение 4.2).

После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого - показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.

2. Итоговые занятия.

Цель их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе , целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия также прилагается (Приложение 5).

3. Проверка календарных планов

Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки (Приложение 6.1; Приложение 6.2).

4. Беседы с детьми

Это один из методов выявления уровня знаний детей группы и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса (Приложение7)

5. Анализ детских работ

Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени, соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.
Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.

С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, - например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя и педагога-предметника. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т.п. К участию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.

Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах, предлагаемых в приложениях. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам , зафиксированным в блок-схемах или в общем блоке (Приложение 9). В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета:


  • если причиной недостатков является отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;

  • при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;

  • недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях возможно компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;

  • при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;

  • если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.

Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к аттестации. Поэтому важно их грамотно оформить: план тематической проверки, все материалы по изучению организации педпроцесса с выводами и предложениями, а также выписка решений из протокола педагогического совета, на котором заслушивалась аналитическая справка по итогам тематического контроля.


Приложение 1 Главная > Документ

Олимпиадные задания

(2008-2009 учебный год)

Лягушки и жабы

Где много жаб, там

хорошие урожаи


С Материки Характеристики Варианты ответов:

Олимпиадные задания

по предмету «Человек и мир» для учащихся 3-х классов

(2008-2009 учебный год)

1. Выпишите объекты в три столбика: Дайте название третьей группе. Берёза, вода, машина, скворец, сирень, дом, камень, стол, заяц, книга, ручка, пчела, щука, ромашка. 2. Соедини стрелкой начало предложения с его окончанием. Все насекомые необходимы в природе, даже насекомые-вредители растений, так как

Лягушки и жабы

Где много жаб, там

Они являются кормом для других животных

хорошие урожаи

охотятся ночью и уничтожают большое количество слизней и других насекомых, которых не едят птицы


3. Проведите на рисунке линию горизонта. 4. На рисунке укажи буквами местонахождение предметов: С а) школа находится на западе б) лес находится на северо-востоке в) магазин находится на юго-западе. 5. Уменьшенная модель Земли – это: А) карта Б) глобус. 6. Установите соответствие. Соедините материки с их характеристиками. Материки Характеристики 1) Евразия а) находится на Северном полюсе 2) Австралия б) самый большой материк 3) Африка в) самый маленький материк. 4) Антарктида 7. Вставьте пропущенные слова. Почти везде в Беларуси есть месторождения _________________. Белорусские болота являются «фабриками» по производству _____________. На юго-востоке страны, недалеко от городов Речица и Светлогорск, находятся месторождения - ________________. Слова для справок: нефть, песок, торф, глина. 8. На полях Беларуси выращивают культурные растения: __________________________. Из зерна ржи получают муку для _____________. Из овса изготавливают хлопья _______________. Выращивают на полях Беларуси также овощные культуры: _______________. Вторым хлебом в Беларуси называют ____________________________. 9. Составь цепь питания, которая складывается на болоте. 10. Ответьте на вопросы: 1) Что является источником радости, хорошего настроения? 2) Назовите признаки умственного утомления. 3) Что является причиной отставания в росте? 4) Как называется наука о здоровье? 5) Какая наука изучает строения органов? 6) Что является причиной отсутствия аппетита? 7) Что влияет на внешность человека и работу его внутренних органов? Варианты ответов: А. Анатомия. Ж. Осанка. Б. Одышка. З. Плохое здоровье. В. Физиология. И. Кашель. Г. Головная боль. К. Болезнь. Д. Здоровье. Л. Вялость. Е. Насморк. М. Медицина. 11. Решите экологическую задачу. Каждую ночь на пруду слышна музыка – пение лягушек. Они делают все по-своему: дышат кожей, языком ловят насекомых, имеют большой, но беззубый рот и огромные глаза. Зачем лягушке такие большие глаза? 12. Прочитайте рассказ «Осенью в лесу». Найдите фактические ошибки, подчеркните их. Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придёт суровая и длинная зима.

Ответы на олимпиадные задания

по предмету «Человек и мир» для учащихся 3-х классов

(2008-2009 учебный год)

1. Выпишите объекты в три столбика:

неживая природа

сделано человеком

живая природа

водакамень машина дом, столкнига, ручка скворец, Берёза, сирень, заяцпчела, щука, ромашка
2. Соедини стрелкой начало предложения с его окончанием. Все насекомые необходимы в природе, даже насекомые-вредители растений, так как

Лягушки и жабы

Где много жаб, там

Они являются кормом для других животных

хорошие урожаи

охотятся ночью и уничтожают большое количество слизней и других насекомых, которых не едят птицы


4. На рисунке укажи буквами местонахождение предметов: С а) школа находится на западе б) лес находится на северо-востоке л в) магазин находится на юго-западе.ш м 5. Уменьшенная модель Земли – это: Б) глобус. 6. Установите соответствие. Соедините материки с их характеристиками. Материки Характеристики 1) Евразия а) находится на Северном полюсе 2) Австралия б) самый большой материк 3) Африка в) самый маленький материк. 4) Антарктида 7. Вставьте пропущенные слова. Почти везде в Беларуси есть месторождения нефть, песок, торф, глина . Белорусские болота являются «фабриками» по производству торф . На юго-востоке страны, недалеко от городов Речица и Светлогорск, находятся месторождения - нефть . 8. На полях Беларуси выращивают культурные растения: ячмень, рожь, пшеница, овёс, гречиха . Из зерна ржи получают муку для черного хлеба. Из овса изготавливают хлопья «геркулес». Выращивают на полях Беларуси также овощные культуры: картофель, свекла, морковь . Вторым хлебом в Беларуси называют картофель . 9. Составь цепь питания, которая складывается на болоте. 10. Ответьте на вопросы: 1) Что является источником радости, хорошего настроения? 2) Назовите признаки умственного утомления. 3) Что является причиной отставания в росте? 4) Как называется наука о здоровье? 5) Какая наука изучает строения органов? 6) Что является причиной отсутствия аппетита? 7) Что влияет на внешность человека и работу его внутренних органов? 11. Решите экологическую задачу. Глаза у лягушек такие большие, потому что, давя на ротовую полость, помогают раздавливать пищу. 12. Прочитайте рассказ «Осенью в лесу». Найдите фактические ошибки, подчеркните их. Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки , комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер . Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки . Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придёт суровая и длинная зима.

Алімпіядныя заданні

па прадмету “Чалавек і свет” для вучняў 4-х класаў

(2008-2009 навучальны год)

1. Адзнач знакам “+” словы, якімі мы яшчэ называем нашу Беларусь. Радзіма Сталіца Бацькаўшчына 2. Чаму наша краіна мае назву Белая Русь ? Адзнач знакам “+” правільныя адказы. а) Белы колер ва ўсе часы быў сімвалам свабоднага жыцця. б) Жыхары краіны ўпрыгожвалі свае дамы белымі тканінамі. в) Жыхары краіны насілі белае адзенне і мелі светлыя валасы. 3. Людзі якіх нацыянальнасцей жывуць у Беларусі? Замяніце пытальныя знакі патрэбнымі назвамі. беларусы ?________ ?________ Шматнацыянальная яўрэі Беларусь украінцы 4. Адзнач знакам “+” праўдзівыя выказванні. Старажытныя паселішчы будавалі каля ракі або возера Усе людзі жылі ў адным высокім драўляным будынку Старажытныя паселішчы абносілі агароджай, каб бараніцца ад дзікіх звяроў і ворагаў Кожная сям’я племені займалася толькі сваёй гаспадаркай Дзеці з малых гадоў працавалі разам з бацькамі, дапамагалі весці гаспадарку. 5. Адзнач знакам “+” праўдзівыя выказванні. У далёкім мінулым рэкі адыгрывалі ролю галоўных шляхоў зносін Нашы продкі рабілі свае паселішчы на берагах рэк Свіцязь – галоўная рака Беларусі. 6. Адзнач знакам “+” праўдзівыя выказванні. Шматлікія камяні раскідаў па тэрыторыі Беларусі магутны вулкан Шматлікія камяні пакінуў на нашай зямлі ледавік Нашы продкі лічылі, што жыццё чалавека працягваецца і пасля смерці, таму трэба пакласці ў курган усё, што было патрэбна чалавеку пры жыцці. 7. Назаві прафесіі людзей, калі пасля іх смерці ў курганы ім клалі: Меч - _______________________________ Вагі - _______________________________ . 8. Абазнач знакам “+” назвы гарадоў – галоўных цэнтраў перапіскі кніг у старажытнай Беларусі. Мінск Полацк Тураў 9. Адзнач знакам “+” агульныя рысы жыцця і дзейнасці Ф.Скарына і С.Буднага. а) Нарадзіліся ў Беларусі б) Першадрукары в) Вучыліся ў Кракаве г) Друкавалі кнігі ў Празе д) Друкавалі кнігі на беларускай мове. 10. Адзнач знакам “+” самы старажытны горад. а) Тураў б) Мінск в) Полацк. 11. Суаднясі назвы гарадоў з найбольш верагодным паходжаннем іх назваў. Полацк Князь Тур Тураў Рака Палата Мінск Рака Віцьба Віцебск Рака Менка Магілёў Рака Гамеюкі Гомель Магіла Льва 12. Запішыце назвы раслін, адлюстраваных на гербе. А) Б) В) 13. Злучы стрэлкай назву колера на Дзяржаўным сцягу Рэспублікі Беларусь з тым, што ён сімвалізуе. Чырвоны колер колер дабра і міру, прыроды

Олимпиадные задания

по предмету «Человек и мир» для учащихся 3-х классов


  1. О чем идет речь в загадке?
На ноге стоит одной,

крутит, вертит головой

и показывает страны,

реки, горы, океаны.


  1. Прочитайте две загадки. В какой из них говорится о горизонте, а в какой о линии горизонта? В чем разница между горизонтом и линией горизонта?

  1. Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь.

  2. Виден край, да не дойдешь.

  1. Найдите в каждой строчке лишнее слово. Объясните свой выбор.
а) каменная соль , калийная соль, гора, гранит

б) бетон, песок, цемент, стекло

в) каменная соль, песок, глина, гранит

г) нефть, каменный уголь, природный газ, минеральная вода.

4. Расхвасталось дерево своим осенним нарядом:

Красивее моей одежды не придумаешь: тут и красное, и зелёное, и розовое, и оранжевое, и жёлтое. У иного листа что ни уголок , то другой цвет.

А я считаю, что такой пёстрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало соседнее дерево. – Самый скромный и самый красивый цвет – зелёный. Я этому цвету никогда не изменю. Так и опадут мои листья зелёными. И уголки-то у тебя на листьях – лишнее. Гораздо лучше мелкие зубчики, как у меня.

Угадайте, какие деревья вели этот разговор.

5. Определите, о каких животных леса идет речь в высказываниях:

а) У него следы похожи на человеческие. (____________________)

б) Её называют «пернатой кошкой». (______________________)

в) Это второе по величине (после зубра) животное Беларуси. (___________)

4) огородить растение, периодически наблюдать за ним до плодоношения, после чего собрать семена и рассеять их поблизости.

7. В магазин привезли овсяные хлопья «Геркулес», пшено, гречневую, манную, перловую и ячневую крупы. Из семян каких растений их получили?

«Геркулес» - ………………………

Пшено - ……………………………

Гречневая крупа - ……………………

Манная крупа - ……………………….

Перловая крупа - ……………………..

Ячневая крупа - ………………………….

8. Подчеркните

1) названия животных луга:

Бабочка, лось, глухарь, дикий кабан, кузнечик

2)названия животных водоёмов:

Шмель, мышь, рыбы, стрекоза, лягушка, бобр

3)названия животных болот:

Муравей, уж, глухарь, цапля

4) названия животных поля:

Дятел, мышь, плавунец, медведь, куропатка, жаворонок.

9. Допишите предложения. Соедините ответы стрелками:


Выключай электрический свет там ,

где им не пользуются



чтобы из дома не уходило тепло

Закрывает входные двери

в холодную погоду



потому что солнечный свет не вызывает загрязнения

Не тратить горячую воду больше ,

чем тебе нужно



потому что электричество для освещения получают при сжигании нефти

Суши мокрое бельё на веревке

потому что для охлаждения воздуха используют много электричества

Не оставляй дверцу

потому что для нагрева воды расходуется много электричества

Алімпіядныя заданні

па прадмеце "Чалавек і свет" для вучняў 3-х класаў
1. Аб чым ідзе размова ў загадцы?

На назе стаіць адной,

круціць, круціць галавой

і паказвае краіны,

рэкі, горы, акіяны.

2. Прачытайце дзве загадкі. У якой з іх гаворыцца аб гарызонце, а ў якой аб лініі гарызонту? У чым розніца паміж гарызонтам і лініяй гарызонту?

2) падрабязна апісаць расліну, сфатаграфаваць яе і пакінуць на месцы;

3) выкапаць расліну і перанесці яе на прышкольны навучальна-даследчы ўчастак;

4) абгарадзіць расліну, перыядычна назіраць за ёй да пладанашэння, пасля чаго сабраць насенне і рассеяць побач.

7. У краму прывезлі аўсяныя шматкі (хлопья) "Геркулес", проса, грачаную, манную, пярловую і ячную крупы. З насення якіх раслін іх атрымалі?

"Геркулес" - ………………………

Проса - ……………………………

Грачаныя крупы - ……………………

Манныя крупы - ……………………….

Пярловыя крупы - ……………………..

Ячныя крупы - ………………………….

1) назвы жывёлін лугу:

Матылёк, лось, глушэц(глухарь), дзік, конік(кузнечик)

2)назвы жывёлін вадаёмаў:

Чмель, мыш, рыбы, страказа, жаба, бабёр

3)назвы жывёлін балотаў:

Мурашка, уж, глушэц, чапля

4) назвы жывёлін поля:

Дзяцел, мыш, плавунец, мядзведзь, курапатка, жаўрук.

9. Дапішыце прапановы. Злучыце адказы стрэлкамі.


Выключай электрычнае святло там,

каб з хаты не сыходзіла цяпло

Зачыняйце ўваходныя дзверы

у халоднае надвор"е



таму што сонечнае святло не выклікае забруджванні

Не марнаваць гарачую ваду больш,

чым табе трэба



таму што электрычнасць для асвятлення атрымоўваюць пры спальванні нафты

Сушы мокрую бялізну

на вяроўцы



таму што для астуджэння паветра выкарыстаюць шмат электрычнасці

Не пакідай дзверцы

халадзільніка адчыненай



таму што для нагрэву вады расходваецца шмат электрычнасці

Алімпіядныя заданні

па прадмеце "Чалавек і свет" для вучняў 4-х класаў


  1. Дапоўні сказ:
У адрозненні ад сёняшніх дзён, калі шасейныя дарогі і чыгункі з’яўляюцца галоўнымі шляхамі зносін , у далёкім мінулым гэту ролю адыгрывалі _________________ .

  1. Растаў часткі плана падання пра возера Свіцязь у пэўным парадку.
…. Незвычайны ўлоў ….. Прыгажуня знікла.

…. Людскі плач.…. Расказ дзяўчыны


  1. Дапоўні сказ:
Каб мець дакладнае уяўленне аб той ці іншай гістарычнай падзеі, нам спатрэбіцца ____________________.


  1. Кожная карта мае сваю назву, якая адлюстроўвае пэўныя гістарычныя падзеі ў вызначаны час.

  2. Назвы краін і гарадоў адпавядаюць таму часу, які адлюстраваны на карце.

  3. Замест умоўных абазначэнняў на карце ўжываюцца малюнкі.

  4. Колеры на карце выкарыстоўваюцца для абазначэння тэрыторый розных дзяржаў.

  1. Адзнач знакм “+” праўдзівыя выказванні.

  1. Любую гістарычную падзею можна паказаць з дапамогай стужкі часу.

  2. Пачатак нашай эры.

  3. Першыя вядомыя стаянкі найстаражытнейшых жыхароў з’явіліся на тэрыторыі нашай краіны каля 24 тысячагоддзяў да нашай эры.

  1. Закончы сказы.
Дужага і высокага чалавека называлі _________________.

Пагоркі з ўямлі і пяску, што насыпалі над нябожчыкам называлі __________________.


  1. Закончы сказы.
Аб жыцці продкаў у старажытныя часы нам паведамляюць пісьмовыя крыніцы ______________ .

Самым старажытным летапісам усходніх славян з’яўляецца _____________________________ .


  1. За якія заслугі царква абвясціла князя Уладзіміра святым? Адзнач знакам “+” правільны адказ.

  1. Стаў вялікім кіеўскім князем.

  2. Прыняў хрысціянства і пачаў хрышчэнне ва ўсіх гарадах.

  3. Падараваў Рагнедзе жыццё.

  1. Вызнач паслядоўнасць і абазнач лічбамі палзеі жыцця беларускай князёўны Рагнеды.
….. Уладзімір забіў бацькоў і братоў Регнеды, прымусіў яе стаць яго жонкай.

….. Да Рагнеды сваталіся кіеўскі князь Яраполк і наўгародскі князь Уладзімір.

….. Пасля замужжа Рагнеда назвалася Гарыслава і нарадзіла пяцёра дзяцей.

….. Старэйшы сын Ізяслаў ратуе маці ад смерці і адпраўляецца з ёй у крэпасць пад Мінскам.

….. Рагнеда адважылася забіць Уладзіміра.

….. Рагнеда стала манашкай і атрымала імя Анастасія.


  1. Прачытай тэкст і выканай заданні.
І сустрэліся праціўнікі на Нямізе месяца сакавіка ў трэці дзень, быў снег вялікі, і пайшлі вадзін на аднаго. І была лютая сеча , і многія паляглі ў ёй, і перамаглі Ізяслаў, Святаслаў і Усеслаў(кіеўскі князі), Усяслаў (полаці князь) жа ўцёк.

  1. Якая гістарычная падзея апісваецца ў тэксце?___________________________________

  2. Войскі якіх княстваў прымалі ўдзел у бітве? ____________________________________

  1. Запішыце:

  1. Назву горада, месца ўзнікненне якога звязваюць з імем легендарнага млынара.- ___________

  2. Назву горада, у якім быў пабудаваны замак па загаду князя Вітаўта. - ___________________

  3. Назву горада, дзе нарадзіўся Францыск Скарына. - __________________________

  4. Назву горада, каля якога ў першыя дні вайны мужна змагаліся з ворагам паграчнікі. ________________

  1. Чаму прыняцце хрысціянства садзейнічала развіццю культуры?
Олимпиада по предмету «Человек и мир», 3 класс, 2010-2011 уч.г. (школьный тур)
1.В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений:
Глина, торф, гранит, уголь.

2.Какой из предметов сделан из того, что когда-то было живым?
Глиняная кружка
Стальной нож
Льняное платье
Кирпичный дом

3. Вычеркни лишнее название.
Венера, Марс, Земля, Солнце.
Беларусь, Франция, Витебск, Китай.
Нёман, Волга, Нарочь, Буг.

4.Выбери верные высказывания об организме человека:
1.В непроветренном помещении мозг человека будет работать хуже.
2.Самый большой орган взрослого человека имеет площадь более одного метра.
3.В организме здорового, физически развитого человека не должно быть жира - от него нужно избавляться с помощью диеты и спорта.
4.Зрачок взрослого человека весит один грамм.

5.Почему:
у верблюда горб не всегда имеет одинаковую величину;
собака в жару высовывает язык;
кошки всё время умываются, а собаки нет?

6.Реши экологические задачи.
1. Иногда стрекозы залетают далеко от водоёма на луг, в лес, где охотятся за насекомыми. Но даже при обилии корма вдали от водоёма эти животные всегда возвращаются к воде. Почему?
2. В книге С.Ивченко «Загадка Цинхоны» приводится такой случай: «Как-то в Сибирь поздней осенью приехал проверяющий. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
-Это хвойный лес?
-Хвойный.
-А где хвоя?
-Опала.
-По чьей вине?
-Природы.
-Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.»
Придётся ли лесничему отвечать за гибель леса? Почему?

7.Составь памятку о том, как надо себя вести, чтобы не покусала чужая собака.

8. Представьте, что вы корреспондент детского журнала. Напишите заметку на тему «Влияние людей на водоёмы».

9. В перечне предложенных сравнений, в которых люди ссылаются на особенности животных, только одно правильное. Какое именно?

Трусливый, как заяц; умный, как змея; у кошки девять жизней; неуклюжий, как медведь; нюх, как у собаки.

^ Олимпиада по предмету «Человек и мир», 2 класс, 2010-2011 уч.г. (школьный тур)


  1. Выбери правильный ответ.
Всё, что нас окружает и не сделано руками человека – это … .

(живая природа, природа, неживая природа).


  1. Запиши перечисленные ниже объекты в три столбика:
Предметы труда человека Неживая природа Живая природа

(Самолёт, дерево, василёк, солнце, ручей, карандаш, облако, грибы, дом, машина, соловей, камень)


  1. «Прополи» текст. Вычеркни из каждой группы букв названия сорных растений. Из оставшихся букв получится пословица. Запиши её.
^ СОСООРНТЯК БЕЛЕБЗЕДА ХВЛЬЮНЕБОАК ОПСТЫРАВИТЕЙ

  1. Подчеркни лишнее слово в каждом ряду
А) Липа, дуб, ель, тополь.

Б) Сосна, ель, пихта, лиственница.

В) Смородина, сирень, ива, малина.

Г) Корень, стебель, лист, василёк.
5 . Составь из букв как можно больше названий деревьев (каждую букву использовать только один раз)

о, т, л, е, р, с, я, и, п, б, ё, н, а, ь


  1. Морж, касатка, тюлень – жители холодных морей. Что помогает им не замёрзнуть в холодной воде?

  1. В Африке существуют соревнования по скачкам на этих огромных птицах. Назови их.

  1. Чем питаются зимой жабы?

  1. Из букв каждой строчки составьте названия птиц
СОР – Р + КОРА РОВ + НОРА - Р

ДОЗОР + КОД – ОКО КАРТИНА – КРАН + С


  1. Комнатные растения считают друзьями здоровья. Почему?
Когда комнатные растения становятся вредными для здоровья человека?


Мясникова Ольга Васильевна

Олимпиадные задания по предмету «Окружающий мир» для учащихся 4 классов.
1.В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений:
Глина, торф, гранит, уголь.
2.Какой из предметов сделан из того, что когда-то было живым?
Глиняная кружка
Стальной нож
Льняное платье
Кирпичный дом

3. Вычеркни лишнее название.
Венера, Марс, Земля, Солнце.
Россия, Франция, Октябрьск, Китай.
Дон, Енисей, Байкал, Лена.

4.Выбери верные высказывания об организме человека:
1.В непроветренном помещении мозг человека будет работать хуже.(+)
2.Самый большой орган взрослого человека имеет площадь более одного метра.(+)
3.В организме здорового, физически развитого человека не должно быть жира - от него нужно избавляться с помощью диеты и спорта.(-)
4.Зрачок взрослого человека весит один грамм. (-)
5. Какие из перечисленных ниже имён пропущены в кратких рассказах об исторических деятелях России:
Петр первый высоко оценивал роль образования. Он считал, что во всяком деле нужно разбираться досконально. Например, он не только знал, как устроены корабли, но и сам мог обрабатывать дерево, сколачивать доски и выполнять другие «нецарские работы» при постройке корабля.
Иван Грозный много сделал для расширения территории России и защиты её границ, был образованным и эрудированным человеком, но с детства отличался хулиганским нравом и остался в истории как один из жестоких правителей.
Князь Дмитрий Иванович был прозван Донским за победу в Куликовской битве, одержанную над войсками Золотой Орды под предводительством Мамая.
На Красной площади Москвы стоит памятник Кузьме …Минину и князю Дмитрию Пожарскому, которые в тяжёлое для России время организовали и возглавили народную борьбу против польских захватчиков.
Иван, Борис, Петр, Дмитрий, Кузьма, Александр.
6.Продолжи список.
Ботаника, зоология, анатомия, …………………………………….
Что это? Естественные науки.
7.Почему:
у верблюда горб не всегда имеет одинаковую величину, (В зависимости от сытости. Чем упитанней верблюд, тем выше горб)
собака в жару высовывает язык, (У собаки на теле нет потовых желез, поэтому она высовывает язык для своего охлаждения)
кошки всё время умываются, а собаки нет? (Так она избавляется от собственного запаха. Для охоты (кошка подкрадывается) очень важно остаться незамеченной. Собака берёт добычу гоном, им не нужно умываться)

8.Реши экологические задачи.
1. Вспомни, как выглядит перекидной настольный календарь. По такому же принципу выпущено печатное издание, но в отличие от календаря листы в нём меняют свой порядок. Что это за издание и почему возможна перестановка листов? (По принципу перекидного календаря выпущена Международная Красная книга. На каждом листе этой книги собраны сведения об одном животном. В зависимости от численности и степени угрозы его существованию животных относятся к различным категориям. Если численность животных сократилась или была восстановлена, то лист может быть перенесён в другую категорию.)
2. Иногда стрекозы залетают далеко от водоёма на луг, в лес, где охотятся за насекомыми. Но даже при обилии корма вдали от водоёма эти животные всегда возвращаются к воде. Почему? (Вода нужна стрекозе, т.к ее личинки могут развиваться только в водной среде.)
3. В книге С.Ивченко «Загадка Цинхоны» приводится курьёзный случай: «Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
-Это хвойный лес?
-Хвойный.
-А где хвоя?
-Отпала.
-По чьей вине?
-природы.
-Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.
Придётся ли лесничему отвечать за гибель леса? Нет. Лиственница - хвойное дерево.
9.Составь памятку о том, как надо себя вести, чтобы не покусала чужая собака.
10.Представьте, что вы корреспондент детского журнала. Напишите заметку на тему «Влияние людей на водоёмы».
Полный текст материала Олимпиадные задания по окружающему миру. 4класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!