Описание типов в соционике. Психология и современная наука

Области и способы применения соционики в нашей жизни настолько многообразны, что легче сказать, где вы с ней не встретитесь.

Кроме общепознавательного эффекта соционика найдёт себе широкое применение в школе и вузе. Используя знания соционики здесь можно абсолютно по-новому:
— комплектовать классы и учебные группы, в которых за счёт гармоничного сочетания темпераментных особенностей типов гарантируется дружественная рабочая атмосфера и автоматически решается проблема дисциплины;
— предметно-дифференцировать обучение в старших классах и семинарских вузовских группах, где на первое место выйдет «клубный», проблемно-дискуссионный способ обучения;
— воплотить индивидуальный подход к ученику и студенту с учетом его природного типа, что даст ему реальный шанс для самоактуализации.

Так же прикладная соционика дает немалую отдачу в области управленческого консультирования фирм, организаций и учреждений любой отрасли. Она позволяет сформировать устойчивую команду работников широкого профиля, целевые группы под конкретную задачу и многое другое. За счёт соционически грамотного подбора и расстановки кадров экономится большое количество реальных денежных средств, а также время и нервы людей.

И, конечно, абсолютно бесценным является применение соционики для саморазвития, гармонизации отношений в семье и обществе. Осознание себя, возможных сценариев развития отношений поможет разобраться в скрытых механизмах раздоров и недоразумений, предостережет от многих непоправимых ошибок.

Чем соционика отличается от психологии?

Неискушенный читатель, плохо знакомый с состоянием гуманитарных знаний, видимо уже засомневался, правомерно ли отделять соционику от психологии. Когда-то этот вопрос занимал и нас, но жизнь решила его однозначно, направив эти науки разными путями.

Главное отличие соционики от психологии — в предмете изучения и методах обработки материала. Неправильно было бы считать, что психология и соционика в равной мере изучают психологическую жизнь человека. Предмет соционики — социотип, а не психотип.

Психология — это наука с преобладанием индуктивного метода исследования. Индуктивный метод — это когда накапливается некоторая сумма фактов, а затем предпринимается попытка их обобщения.

С одной стороны, это хорошо, так как обеспечивает богатство фактического материала, множество подробностей. Но с другой стороны, из-за этого в психологии совершено не развита фундаментальная сторона, царит бессистемность и произвол в истолковании.

Современная наука невозможна без строгой классификации основных категорий, которыми она оперирует, объясняя явления. Категориальный аппарат в психологии напоминает свод банальностей. Даются отдельные определения описательного характера на уровне здравого смысла. Воля — это… Эмоции — это… К тому же они системно не увязаны между собой.

В подобном состоянии находилась химия в середине ХIХ-го века. К тому времени накопилось большое количество эмпирического материала о веществах и их свойствах, части которого были обобщены, но эти обобщения противоречили друг другу. Потребовался интуитивный гений Менделеева, чтобы привести все это в систему. Таким образом, был открыт периодический закон.

Такую же работу в психологических знаниях проделал швейцарский психолог К. Г. Юнг, который построил стройную типологию личности, использовав дедуктивный метод, т. е. объяснение имеющихся фактов через логически непротиворечивую систему психических функций и законов их соединения. Однако работа Юнга, этого Менделеева в психологии, осталась незамеченной. Почему?

Может быть потому, что за рамками системы остались отношения между типами? Это белое пятно было заполнено лишь 50 лет спустя, когда литовский исследователь А. Аугустинавичюте сформулировала систему интертипных отношений. Это знаменательное событие произошло в конце 70-х годов. С тех пор и существует соционика — новый подход к исследованию законов коммуникации информационных систем.

Соционика использует, как уже говорилось, дедуктивный метод, т. е. движение от общих законов, признаваемых всеми социониками к их частным проявлениям в самых разных областях, в частности, социально-психологических явлениях. Она обладает развитой теорией, из которой выводится много практически ценных следствий.

Итак, соционика родилась не из постепенных осмыслений и долговременных наблюдений, т. е. не эволюционным путем, а внезапным толчком, перевернувшим в один миг всю массу устаревших догм и плохо увязанных между собой частных индуктивных предположений.

Принципиальное отличие соционики от психологии ярко проявляется также в методах диагностики. Опросники психологов определяют значение того или иного из замеряемых параметров как отклонение от стандартной величины, вычисляемой ими как среднее по данной выборке. То есть результат психологического тестирования — это сведения о том, насколько вы отличаетесь от стереотипного поведения данной группы людей.

Если построить по этому принципу соционический тест, он не будет работать, так как определяться будет не ваш социотип, а ваше отклонение от усредненного социотипа группы. Дело в том, что точка отсчета в социодиагностике берется как константа самого индивида.

Ещё одна проблема, мало заботящая психологов, заключается в том, как зафиксировать эту константу. Для этого соционики берут не текущие значения признака, а направление его приращения.

Допустим, вы тестируете человека по полярной паре признаков «этика-логика». Какой-либо психологический тест интеллекта показал высокое значение признака «логика». Значит ли это, что данный человек относится к логическому социотипу? — Нет, не значит. Ведь мы не знаем, в какую сторону шло приращение.

Если бы мы постепенно усложняли задачу, а результаты тестирования, по крайней мере, не ухудшались бы, только тогда это свидетельствовало бы о том, что пред нами логик. А вот у натренированного на данный класс задач этика при предъявлении усложняющихся заданий искусственно усвоенные им приемы решения иссякли бы, и приращение стало бы отрицательным.

Таким образом, соционика работает не с текущими значениями психологических величин, а с теми фундаментальными механизмами, которые за ними стоят. Как сказали бы математики, соционика подвергает информацию операции дифференцирования, строя свои определения на производных высших порядков. С этой точки зрения соционику можно было бы назвать метапсихологией — наукой, изучающей те явления, которые идут за психологией.

Как знают мои читатели, с некоторых пор я интересуюсь соционикой. Так как у меня болят глаза, много читать как с компьютера, так и с планшета мне тяжело, а изучать соционику методом форумных дискуссий я считаю допустимым только после приобретения какой-то "базы", то, помимо общения с разбирающимися в теме друзьями, остается читать книги. Когда-нибудь, когда все мои соционические книжки будут прочитаны, я напишу полный обзор соционической литературы (многие книги я не читала, но просмотрела, составив о них впечатление, на разных встречах, типированиях и т.д.) А сейчас хочу рассказать о книге Екатерины Филатовой "Психология и соционика: вместе или врозь ?"

На мой взгляд, книжка заслуживает отдельного упоминания, по следующим причинам:

Она легкодоступна (многие соционические книжки можно заказать только через socion.org или распространяющих их социоников, как книгу Елены Ольковой "16 историй успеха")
- издана в качественном, удобном формате (книжка с плотным переплетом и белой толстой бумагой; многие малотиражные книжки издаются "кое-как", что же касается цен на многие соционические книжки, то она гораздо выше 300 рублей).
- Филатова как автор обладает хорошим литературным языком, ее книги хотя и не художественные, но не нудные.
- в книге затронута проблематика, которая может быть интересна не только соционикам, но и психологам. Автор пытается сделать все возможное для того, чтобы соционика влилась в стан "официальной науки" - эта позиция заслуживает уважения.
- книга охватывает максимум "околосоционической" теории, интересной тем, кто хотел бы понять истоки и "конкурентов" соционики (MBTI, например).
- Филатова включила в книгу (правда, коротко) свои фото представителей типов и наработки по подтипам.

Структура книги такова: в первых трех частях автор рассказывает о теориях Фрейда, Юнга и Станислава Грофа (перинатальные матрицы), с примерами. Далее даются основы соционики (модель Ю, состоящая из 4х функций, функции, интертипные отношения и т.д.), затем идет большая часть соционического комментария к трудам Марии-Луизы фон Франц о подчиненной функции, материалы о развитии соционики (модель А, признаки Рейнина, модель Таланова, теория подтипов), далее - сравнение соционики и MBTI, и завершающие выводы о взаимосвязи психологии и соционики. Лично для меня самой ценной главой было сравнение написанного Марией-Луизой фон Франц с выводами, полученными современными социониками. Впечатляет, насколько продвинулись современные соционики. Также было полезно почитать о развитии соционики и различиях с MBTI, хорошо описаны биографии и теории Фрейда, Юнга и Грофа (доступно и понятно).

В дискуссии с Марией-Луизой фон Франц, если можно так назвать, автор попыталась оспорить тот постулат, что подчиненной функцией человек проникает в бессознательное (в соционике-суггестивная). Автор утверждает, что к пророчествам, предвидению, архетипическим изменениям причастны только три функции - интуиция времени, интуиция возможностей и этика отношений - и то только в том случае, если являются программными (базовыми) функциями. А говорить о проникновении в бессознательное, например, сенсорики по меньшей мере странно.

По MBTI автор оспаривает тот факт, что у интровертных типов рациональность/иррациональность определяются второй, а не первой функцией. (Для себя я пришла к выводу, что соционика нравится мне гораздо больше MBTI, в MBTI больше общих рекомендаций, а вот в конкретных мне себя трудно узнать ).

Екатерина Филатова резонно замечает, что некоторые названия, которые давно в ходу у социоников (информационный метаболизм, Эго, Ид, Суперид и т.п.) - совершенно не так понимаются психологами и могут быть не так поняты людьми, кто "не в теме" и не договорился использовать их определенным образом. Мне сложно судить об этой проблеме, т.к. я не профессиональный соционик и не в курсе, что сейчас на повестке дня, но определенная логика в рассуждениях автора присутствует.

Минус у книги один, и игнорировать его сложно, хотя это вряд ли просчет автора - в таблицах по признакам Рейнина некоторые таблицы повторяются без изменений, но так как речь уже о других признаках, то признаки там перепутаны. Это нужно иметь в виду, чтобы не ошибиться в приписывании конкретному типу конкретного признака.

Но в целом книга мне понравилась, и я ее с удовольствием рекомендую! Не уверена в полезности книги для психологов (далеко не все из них с симпатией относятся к соционике и согласны с ней), но в целом, это литературно написанный труд достаточно высокого уровня!

Соционика - это концепция типов личности и взаимоотношений между ними.

Учение соционика, типы людей для которой являются объектом изучения, была основана в в 1970-х г. г. Создана соционика Аушрой Аугустинавичюте на основе психотипов Юнга.

Аушра работала в Министерстве финансов Латышской республики, при этом преподавая политэкономию в высших учебных заведениях. Аушру пришла на факультет семейных исследований Вильнюсского пединститута, где и начала описывать новый подход к типированию личности. Она начала выпускать собственные книги, где приводила все свои взгляды на типологию личности людей.

Итак, соционика как наука занимается изучением законов, согласно которым человеческая психика воспринимает и обрабатывает информацию обо всем вокруг. Имея необходимые данные, ты можешь прогнозировать поведение других людей, определять их качества и способности и понимать, чего от них стоит ждать. Немалое значение соционика имеет и для самопознания и саморазвития.

В основу соционики положены системные подходы и моделирование. Она не относится к областям и сферам изучения психологии или социологии, а представляет собой самостоятельное направление. Основная проблема соционики – это отсутствие объективных критериев определения типа человека.

Поскольку они были установлены умозрительно, то и становится невозможным строго и научно определить и проверить результаты психологического типирования. Именно поэтому соционика не относится к наукам, а представляет собой лишь учение или направление. Однако оно признано многими ведущими психологами.

Как некая социопрактика, она помогает понимать и улучшать человеческие отношения и совместную деятельность. Представления о социотипах, психологических аспектах и интертипных взаимодействиях применяются в обычной жизни каждого из нас.

Типы личности в соционике

Юнг составил классификацию психотипов, выделив восемь различных вариантов. При составлении описаний Юнгом учитывались такие интересные особенности, как интуитивные, сенсорные, экстраверсивные, интраверсивные, логические, этические, рациональные и иррациональные. Соционика на основе этого исследования уже установила 16 типов личности.

Рассмотрим коротко каждый тип:

  • Логико-сенсорный экстраверт. Невероятно трудолюбивый, социальный человек, вокруг него постоянная кипящая деятельность, он всех мотивирует. Проявляет свои чувства, любит тусовки, добрый, радушный, открытый человек.
  • Логико-сенсорный . Педант, с повышенной чистоплотностью и крайне трезвым взглядом на вещи. Логико-сенсорный интроверт реально оценивает свои силы, у других людей вызывает всестороннее и расположение после нескольких контактов.
  • Логико-интуитивный экстраверт. Четко выделяет и определяет свои и чужие возможности, любит динамичные виды спорта, экстремальные ощущения. Любит риск. Легко определяется в мире новых технологий.
  • Логико-интуитивный интроверт. Организованный, необычный независимый. Такие соционические типы характеризуются любовью к глубоким спокойным размышлениям, вдали от шумных компаний. Предпочитают задушевные разговоры. Обладают четкой, практичной логикой. Логико-интуитивный интроверт спокойный и уравновешенный человек.
  • Этико-сенсорный экстраверт. Манипулятор, умеет продавливать свое мнение и суждения, альтруист, легко пожертвует своими интересами. Работоспособен, коммуникабелен, активен.
  • Этико-сенсорный интроверт. Склонен к самокопанию и анализу своих и чужих действий. Умеет отстаивать свои взгляды и убеждения мягко, но настойчиво. Полагает, что все люди равны.
  • Этико-интуитивный экстраверт. Слишком эмоциональные, выразительные, активно жестикулируют. Обладают необычными способностями, легко чувствуют ложь других людей, и когда кто-то кривит душой.
  • Этико-интуитивный интроверт. Доверие к людям играют для такого типа решающую роль. Тонко чувствует других людей, любит учиться, читать. Такие люди часто становятся учителями, тренерами, воспитателями.
  • Сенсорно-логический экстраверт. Победа любой ценой – основной принцип такого человека. Это твой соционический тип, если ты любишь руководить, побеждать, анализируешь любую ситуацию с выгодой и выигрышем для себя. Составляя конкретный план действия, ты следуешь ему, не отступая ни перед чем.
  • Сенсорно-логический интроверт. Если слово сенсорный на первом месте, значит и сенсорный, то есть, через ощущения путь познания является основным для познания окружающего мира. Такие люди обожают работать руками, это инженеры, строители, каменщики, плотники. Склад ума рациональный и технический.
  • Сенсорно-этический экстраверт. Меланхолик по своей натуре, точнее любит им казаться, но не быть. Предпочитает вести, а не быть ведомым. Выбирает более слабых друзей, чтобы на их фоне казаться более интересным и оригинальным. Про таких говорят, что не ясно, что у него на уме. Даже в семье среди близких людей он предпочитает сохранять почтительное расстояние.
  • Сенсорно-этический интроверт или так называемый Дюма, по имени писателя. Простой и понятный в общении человек, никогда не конфликтует, при этом умеет шутить и развлекаться на полную катушку. Часто становится членом добровольческих организаций, испытывает необходимость быть нужным, помогать бабушкам перейти дорогу.
  • Интуитивно-логический экстраверт. Ты относишься к этому типу, если отличаешься широтой взглядов и интересов, умеешь и легко приспосабливаешься к изменившимся условиям, новому месту работы. Если ты представляешь собой ходячий генератор идей, не любишь рутину, умеешь объяснять любые сложные задачи.
  • Интуитивно-логический интроверт. Интуитивно-логический интроверт, или Бальзак, великолепный, начитанный философ. Если ты любишь все анализировать, семь раз отмеришь, прежде чем отрезать – тогда это твой . Такие люди осторожны, аккуратны, любят домашний уют и комфорт в быту. Бальзак заботится о других людях, ценит семью.
  • Интуитивно-этический экстраверт. Соционические типы таких людей рождены с фантазией и талантами. У них тонкая душевная организация, такие люди становятся художниками, писателями, обожают любую творческую деятельность. Это твой тип, если ты ненавидишь рутину и скуку, легко взаимодействуешь с людьми, находя с ними общий язык с полуслова.
  • Интуитивно-этический интроверт. Утонченные мечтатели. Это твой тип, если ты сочиняешь стихи, любишь поэзию, предаешься многочасовым мечтаниям. Помимо этого, соционический тип отлично разбирается в людях, встречает по одежке, придает огромное значение внешности, транжира и мот, но нравится людям, любим людьми противоположного пола, активно использует свой дар нравится для своих целей.

Как определяется социотип человека

Для этого существуют , но некоторые люди могут определять социотип, при наличии определенного опыта, и по внешности, а также манере общаться, одеваться, реагировать на ситуацию.

Пройти тест быстро, но не очень надежно. Как правило, он-лайн тесты предлагают несколько вопросов, после чего определяют, являешься ли ты, например, интуитивно-логическим интровертом или же твой тип – это логико-сенсорный интроверт.

Научившись определять 16 типов личности окружающих людей, можно понимать, чем продиктованы их поступки, в чем поведенческие различия, почему различаются способности, интересы и привычки.

Знание в области соционики позволят тебе легко определять свою совместимость с людьми противоположного пола, предполагать как будут складываться с ними дальнейшие отношения, какие качества в партнере, друге или подруге следует воспринимать, а какие игнорировать.

Типирование по внешности – самый спорный вариант в соционике. Существуют сторонники и противники такого метода. Признаки могут быть либо не видны, либо формальные признаки могут просто отсутствовать.

Еще один метод – это самотипирование, когда ты сам пытаешься по описаниям определить, интуитивно-этический интроверт ты, к примеру, или же логико-интуитивный интроверт и т. д. Некоторые считают, что определить свой социотип невозможно. Однако, это не совсем верно.

Установить, кто ты, к примеру, интуитивно-этический интроверт или логико-сенсорный интроверт и т. д. вполне можно и самому. Но прежде, чем определять, стоит начать адекватно себя воспринимать, подойти к каждой черте своего характера, ни как к плохим, хорошим, вредным или положительным, а полезным с точки зрения соционики. И, конечно, необходимо детально разобраться в типологии науки по Юнгу.

Влияние типа личности на характер человека

Прежде всего, необходимо уточнить, что психотип не определяет характер человека полностью.

И если ты установил в результате тестов, что ты интуитивно-логический интроверт – это еще не значит, что в твоем характере не проявляется интуитивно-этический интроверт или логико-интуитивный интроверт или другие типы.

Психотип – это скорее способ воспринимать информацию, отражающий, как ты реагируешь на то или иное событие в жизни, насколько устойчив.

Но каждый из нас уникален, оригинален. А 16 типов личности не способны вполне описать любой характер и его отдельные параметры. До такого наука психология, соционика или любая другая наука о личности не дойдет никогда. Слишком мы неповторимы и разнообразны, чтобы загонять самих себя в определенные рамки классификаций и типирования.

Удивительно, но 16 типов личности могут сочетаться между собой, быть гармоничными и дисгармоничными. Интуитивно-логический интроверт может сочетать в себе черты логико-интуитивного интроверта и логико-сенсорного интроверта.

Области применения и польза науки о социотипах

Вообще говоря, социотип – это в некотором роде внутренний гороскоп каждого из нас. Стоит ли знать свой гороскоп, как применить эти знания в жизни – решать только тебе.

Логико-сенсорный интроверт ты или интуитивно-логический интроверт или же совсем другой тип – это имеет значение, по сути, только тогда, когда ты знаешь, как это знание использовать и применять в практическом аспекте. Люди склонны все классифицировать и определять, такова наша природа.

Применение представлений о типировании находят широкое применение на практике в кадровом менеджменте. Здесь они помогают во время подбора персонала, для формирования сплочённого коллектива и для более эффективного функционирования управления в компании.

Еще одна сфера применения соционики – это организация знакомств. Существуют целые службы знакомств, где знакомства основаны на соционическом типировании. Также при помощи соционических методик и практик подбирают группы для организации обучения, для воспитания и обучения.

Знания в области соционики дают значительное преимущество. Оно заключается в работе с врожденными структурами личности. Подход позволяет понимать поведение людей, прогнозировать их реакции, раскрыть особенности взаимоотношений с родителями и детьми.

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога!

Меня зовут Наталья Галкина. Я психолог, соционик и автор проекта .

Я очень люблю свою профессию и считаю, что психолог – это прежде всего стиль мышления. Опыт моей практической деятельности — 9 лет.

Соционика – мое хобби, я занялась ей вплотную 5 лет назад. И, хотя с типологией Юнга ознакомилась значительно раньше и даже частично применяла эти знания в своей психологической практике, все же решила углубиться в тему, и получила диплом бакалавра соционики.

Психология и соционика, на мой взгляд, прекрасно дополняют друг друга. И меня беспокоят отношения, которые сложились в последнее время между двумя этими направлениями. Каждый человек, безусловно, индивидуальность. Однако у каждого есть и набор качеств, которые начинают проявляться в раннем детстве, и практически не меняются в течении жизни. Это тип, «костяк» человека, который обеспечивает ему опору и устойчивость в социуме.

У меня исследовательский подход к соционике. Так как это молодая наука, то она ставит много вопросов. Разные школы предлагают разные подходы к диагностике типа. На соционических сайтах и в книгах по соционике довольно много информации, однако авторы по-разному описывают одни и те же признаки и их проявления.

Мне пришлось тщательно и неоднократно изучить истоки, прежде всего труды Карла Густава Юнга, чтобы понять суть этой классификации изнутри и определить сначала собственный тип. После я изучала труды Аушры Аугустинавичуте, читала книги по соционике, наблюдала за своими клиентами и окружающими людьми. Постепенно ко мне стали обращаться за диагностикой друзья и знакомые, и «типирование» стало неотъемлимой частью моей жизни В своей психологической практике я провожу диагностику так называемым «сквозным» методом, когда тип клиента определяется незаметно для того, чтобы подобрать наиболее подходящие ему методы помощи.

Буду рада, если вы тоже поделитесь со мной своими мыслями, собственным опытом. Для этого на моем блоге предусмотрены комментарии. Я также могу подсказать вам что-то, ответить на некоторые вопросы. Конечно, в комментариях невозможна полноценная консультация или соционическая диагностика, однако, это вполне доступный способ обменяться интересной и полезной информацией.

Также я планирую периодически проводить различные опросы, в основном на соционическую тематику. Моя задумка — собрать как можно больше фактического материала, на основе которого (в том числе) можно будет создать дополнительную научную базу для соционики.

Желающие быть в курсе моих новых статей, видео и других событий сайта могут подписаться на новости здесь:

Я надеюсь, что чтение моего блога поможет вам приятно и с пользой провести время. Отправляйте свои комментарии и пожелания, участвуйте в опросах, делитесь опытом, читайте статьи и смотрите видео.

До встречи на страницах моего блога!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!