Определение что такое звук. Что такое звук: его громкость, кодирование и качество


Звук – это распространяющиеся в упругих средах – газах, жидкостях и твёрдых телах – механические колебания, воспринимаемые органами слуха.

Понятие звука

Теперь немного поразмышляем. Если, к примеру, в горах упал камень, а рядом не было никого, кто мог бы слышать звук его падения, существовал звук или нет? На вопрос можно ответить и положительно и отрицательно в равной степени, так как слово «звук» имеет двоякое значение. Поэтому нужно условиться, что же считать звуком – физическое явление в виде распространения звуковых колебаний в воздухе или ощущения слушателя.

Первое по существу является причиной, второе следствием, при этом первое понятие о звуке – объективное, второе – субъективное.

В первом случае звук действительно представляет собой поток энергии, текущей подобно речному потоку. Такой звук может изменить среду, через которую он проходит, и сам изменяется ею.

Во втором случае под звуком мы понимаем те ощущения, которые возникают у слушателя при воздействии звуковой волны через слуховой аппарат на мозг. Ощущая звук, человек может испытывать различные чувства. Самые разнообразные эмоции вызывает у нас тот сложный комплекс звуков, который мы называем музыкой. Звуки составляют основу речи, которая служит главным средством общения в человеческом обществе. И, наконец, существует такая форма звука, как шум. Анализ звука с позиций субъективного восприятия более сложен, чем при объективной оценке.

Распространение звука в пространстве и его воздействие на органы слуха человека

При достижении звуковой волной какой-либо точки пространства, частицы вещества, до того не совершавшие упорядоченных движений, начинают колебаться. Любое движущееся тело, в том числе и колеблющееся, способно совершать работу, то есть оно обладает энергией. Следовательно, распространение звуковой волны сопровождается распространением энергии. Источником этой энергии является колеблющееся тело, которое и излучает в окружающее пространство(вещество) энергию.

Органы слуха человека способны воспринимать колебания с частотой от 15 Гц до 20 кГц. Механические колебания с указанными частотами называются звуковыми или акустическими(акустика – учение о звуке)

Итак, звук – это волновой колебательный процесс, происходящий в упругой среде и вызывающий слуховое ощущение. Однако восприимчивость человека к звукам избирательна, поэтому мы говорим о слышимых и неслышимых звуках. Совокупность тех и других в общем напоминает спектр солнечных лучей, в котором есть видимая область – от красного до фиолетового цвета и две невидимые – инфракрасная и ультрафиолетовая. По аналогии с солнечным спектром звуки, которые не воспринимаются человеческим ухом, называются:

Инфразвуками (упругие колебания и волны с частотами, лежащими ниже области слышимых человеком частот, до 15 Гц)
- ультразвуками (упругие колебания и волны с частотами приблизительно от 20 кГц до 1 ГГц

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.

Гласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.

  • Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
  • Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.

Ударные и безударные

Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес - 1 слог, вода - 2 слога, дорога - 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове - безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения - слабой позицией.

Йотированные гласные

Значимое место занимают йотированные гласные - буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:

  1. стоят в начале слова (ель, ёлка, юла, якорь),
  2. стоят после гласного (какое, поёт, заяц, каюта),
  3. стоят после ь или ъ (ручье, ручьём, ручью, ручья).

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.

Согласные звуки

Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах - мягкие и твёрдые звуки.

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] - твёрдый, [б’] - мягкий.

Звонкие и глухие согласные

По тому, как мы произносим согласные звуки, существует разница. Звонкие согласные - образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные - образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.

Звонкие согласные Глухие согласные
непарные парные парные непарные
й → [й"] б → [б], [б"] п → [п], [п"] ч → [ч"]
л → [л], [л"] в → [в], [в"] ф → [ф], [ф"] щ → [щ"]
м → [м], [м"] г → [г], [г"] к → [к], [к"] ц → [ц]
н → [н], [н"] д → [д], [д"] т → [т], [т"] х → [х], [х"]
р → [р], [р"] ж → [ж] ш → [ш]
з → [з], [з"] с → [с], [с"]
9 непарных 11 парных 11 парных 5 непарных
20 звонких звуков 16 глухих звуков

По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с - парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р - всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ - всегда глухие (непарные).

Непарные звонкие согласные называются сонорными.

Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ - шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ - шумные.

Твёрдые и мягкие согласные

Твёрдые согласные Мягкие согласные
непарные парные парные непарные
[ж] [б] [б"] [ч"]
[ш] [в] [в"] [щ"]
[ц] [г] [г"] [й"]
[д] [д"]
[з] [з"]
[к] [к"]
[л] [л"]
[м] [м"]
[н] [н"]
[п] [п"]
[р] [р"]
[с] [с"]
[т] [т"]
[ф] [ф"]
[х] [х"]
3 непарных 15 парных 15 непарных 3 парных
18 твёрдых звуков 18 мягких звуков

Важнейшей частью речи являются слова, их мы произносим, пишем и читаем, из них складываем фразы и предложения. Они состоят из букв и звуков, которые настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их почти не замечаем.

Буквы и звуки - не одно и то же, хотя и представляют собой тесно взаимосвязанные понятия. Буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки - произносим и слышим. Буквы - это графические письменные символы, в то время как звуки - акустическая составляющая слов и человеческой речи в целом. В различных словах одной и той же букве иногда соответствуют разные звуки.

«Вначале было слово. Потом слова, слова, слова…» (авт. Владимир Колечицкий).

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, — другим людям». (авт. В. Короленко).

Изучением букв и звуков занимаются различные разделы языковой науки. Звуки изучает фонетика , а буквенные символы - графика . Правописание букв прерогатива орфографии .

Совокупность букв любого языка составляет его алфавит. Буквы русского языка делятся на согласные звуки, гласные и вспомогательные. К вспомогательным относятся не несущие звуковой информации — твёрдый и мягкий знак.

Согласные буквы и звуки русского алфавита

Согласные звуки и буквы характеризуются тем, что во время их произнесения на пути воздуха в ротовой полости возникает определённое препятствие. Вследствие этого, в акустическом звучании согласных обязательно присутствует шум. Название «согласные» получили потому, что почти всегда стоят рядом с гласными или в одном слове с ними.

Всего в русском языке 21 согласная буква:

б в г д ж з й
к л м н п р с
т ф х ц ч ш щ

Ещё одна характерная особенность согласных - их невозможно произнести нараспев. Произношение шипящих согласных растянуть можно (например: с , ф , ш , щ ), но «пения» не получится.

Как было отмечено выше, согласные в словах почти всегда соседствуют с гласными. Однако, существует ограниченное число слов, которые состоят только из согласных. Наряду с предлогами к , с или частицей б , это некоторые иноязычные имена собственные (Крч - район Праги; армянское имя Мкртч , которое в русском языке иногда пишут с гласной - для благозвучия), а также междометия типа брр или тсс .

Классификация согласных букв и звуков в русском языке производится на основе акустических критериев.

Звонкие и глухие согласные

Те согласные, произношение которых состоит только из шума, называются глухими. В отличие от них, согласные, образованные звуком и шумом - называются звонкими.

Особняком стоит буква й (и краткая). По акустическому звучанию её относят к звонким согласным, однако, изолированное произнесение её невозможно. Буква й может произноситься только вместе с предшествующим либо последующим гласным звуком, например [йы] , [ий] и т. д.

Парные и непарные согласные

Большинству звонких согласных соответствуют определённые глухие. Такие созвучные друг другу буквы называются парными . Есть и согласные, которые не имеют пары. Среди них также есть глухие и звонкие, и они называются непарными .

Парные звонкие и глухие Непарные звонкие Непарные глухие
б - п л х
в - ф м ц
г - к н ч
д - т р щ
ж - ш й
з - с

Мягкие и твёрдые согласные

Произношение согласных в словах может быть твёрдым либо мягким. Если звук произносится мягко, то язык при этом слегка выдвигается вперёд, приближаясь к верхнему нёбу или касаясь его. При произнесении твёрдых звуков выдвижения языка вперёд не происходит (но язык может касаться верхнего нёба за счёт движения вверх).

Большинство согласных букв образуют как твёрдые, так и мягкие звуки, но есть и некоторые исключения. В частности, буквы ж , ц , ш всегда имеют твёрдое звучание, а буквы й , ч , щ - мягкое.

В остальных случаях твёрдость или мягкость согласных определяется тем, какая буква идёт вслед за ними.

Если согласная сопровождается буквами а , о , у , э , ы , ъ - тогда получается твёрдый звук. То же самое, если согласная стоит в конце слова или после неё идёт другая согласная.

Если же согласная сопровождается буквами е , ё , и , ю , я , ь - тогда её звучание будет мягким.
Видео урок

Шипящие и свистящие согласные

Некоторые из согласных в русском языке по произношению напоминают шипение. Это звуки ж , ш , щ , ч , которые называют шипящими согласными.

Другая группа согласных звуков при выходе из ротовой полости образует акустические колебания, напоминающие свист. Это звуки з , с , ц — свистящие.

Особенно заметны свойства шипящих и свистящих согласных при их длительном произношении.

Одна из важных особенностей этих звуков состоит в том, что именно с их произношением связана большая часть речевых дефектов. По этой причине работе с шипящими и свистящими согласными следует уделить особое внимание при обучении детей. Важно отметить, что недостатки речи, связанные с этими звуками, могут поддаваться логопедической коррекции.

Гласные русские буквы и звуки

В отличие от согласных звуков и букв, характерной особенностью гласных является то, что воздух при их произношении проходит через ротовую полость свободно. В результате гласные звуки можно не только легко растягивать, но и произносить нараспев. Ещё одна отличительная особенность - их можно произносить сколько угодно громко, во всю силу голоса.

Посредством гласных букв и звуков согласные соединяются в слоги. В каждом слоге присутствует только одна гласная. Количество прочих букв - согласных, твёрдого и мягкого знаков - может быть различным. Слова могут состоять из одного или нескольких слогов: рос-пись , по-лом-ка , двор , кар-ти-на .

Количество гласных букв в русском языке - 10:

а е ё и о у ы э ю я

А гласных звуков всего 6: [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] . Соответствующие им гласные буквы являются однозвучными. Остальные 4 гласные буквы - е , ё , ю , я - двузвучные, и отдельно произносятся как [йэ] , [йо] , [йу] , [йа] . В то же время в словах эти буквы означают один звук (примеры: белка, мячик, пошёл, ключ).

Как и в случае с согласными, имеется некоторое количество русских слов, состоящих только из гласных звуков. Это местоимения — я , её ; союзы — и , а ; предлоги — у , о ; междометия — э , ау .

Ударные и безударные гласные

В словах гласные звуки могут быть ударными и безударными.

  • Если гласная в слове находится под ударением, она читается более отчётливо, с большим акцентом и чуть более протяжно.
  • При отсутствии ударения гласные в словах читаются менее чётко. Соответственно, безударное положение является для них слабой позицией, а положение в ударном слоге - сильной позицией.

Как правило, в традиционном письме ударения в словах не отмечаются. При необходимости их обозначают знаком «акут» - маленьким «/» штрихом над гласной буквой.

Видео урок

Обозначения звуков при фонетическом разборе слова

Фонетический или звуковой разбор слова служит целью отобразить и разобрать его правильное произношение. Фонетически обозначаться могут как слова, так и отдельные буквы.

Обозначения звуков, в отличие от букв, заключаются в квадратные скобки. Графическая запись произношения слова носит название транскрипции.

Основные правила, в соответствии с которыми обозначаются звуки при фонетическом разборе слова, следующие:

  • Твёрдость согласных не имеет какого-либо обозначения, но мягкость отображается знаком апострофа. Например, если [б] - твёрдый звук, то [б’] - мягкий.
  • Долгое звучание в транскрипции обозначается двоеточием, например: касса - [кас:а] .
  • Не всегда, но часто в транскрипции слов ставится ударение. Например: волна - [вална́] .
  • Мягкий знак и твёрдый знак не имеют звукового произношения, поэтому и отображения при фонетическом разборе нет.

Видео урок

Как научить детей различать твёрдые и мягкие звуки

Иногда у детей могут возникать затруднения при различении твёрдых и мягких согласных. В этом случае есть некоторые приёмы, облегчающие усвоение темы.

Прежде всего, нужно объяснить ребёнку, что понятия твёрдости и мягкости относятся не к согласным буквам, а к их звукам. И что одна и та же буква может звучать как твёрдо, так и мягко. Приведу пример: «б » — слова баран — белый, «р » - работа — ремень, «л » - лошадь — лебедь.

Объясняя буквы-исключения, для лучшего запоминания их рекомендуется записать так:

  • й , ч , щ
  • ж , ш , ц

Нужно дать понять ребёнку, что подчёркнутые буквы как бы «сидят на подушечках» - подушечки мягкие и буквы тоже мягкие.

Чтобы ребёнок хорошо запомнил, перед какими гласными буква становится твёрдой или мягкой, можно использовать следующий приём: вначале с серьёзным выражением лица читать слог с твёрдой согласной - а после, с улыбкой на лице, прочесть другой слог, где эта согласная мягкая. Затем, то же самое проделать с другими буквами и слогами. Например: ла ля , му ми , зо зя , бо бю , ры рё и т. д. Мягкое произношение хорошо ассоциируется у ребёнка с улыбкой, а твёрдое - с серьёзностью и строгостью, что позволяет ассоциативно запомнить материал.

Постепенно нужно совершенствовать навыки, и проделывать те же упражнения с простыми словами, такими как: мама , пап а - дядя , тётя и т. д. По мере запоминания, от простых слов следует переходить к более сложным. Разъяснения и упражнения необходимо постепенно чередовать с заданиями: писать слова, а затем спрашивать, какие согласные в них твёрдые, а какие мягкие.

Можно предложить и другое упражнение: сделать таблички со словами, в которых мягкие согласные написаны одним цветом, а твёрдые - другим. Например:

  • Н О С И К
  • К О В Ё Р
  • Ч И СЛ О
  • Т Ё ПЛ Ы Й

Существует немало вариантов, но желательно выбирать среди них те, что больше нравится ребёнку. Это способствует лучшему восприятию материала, его запоминанию и практическому усвоению.

Видео урок

Немного занимательной и полезной информации

  • Звуки и слова могут образовываться и без участия человека. Известный всем пример - произнесение слов птицами семейства попугаев. Что же касается отдельных звуков, то они могут появляться и в неживой природе - при шелесте листвы, порывах ветра, плескании волн. Этого нельзя сказать о буквах - ведь буквенным обозначением может быть признано только осмысленное их написание, а это свойственно только людям.
  • Несмотря на небольшое число слов, состоящих только из гласных, из них можно составить предложение: «Э, а я?»
  • Почти все слова русского языка, содержащие букву «ф », имеют иноязычное происхождение. Лишь в отношении редких слов (например: филин) предполагается русское происхождение, но точно это не доказано.
  • Все слова, начинающиеся на букву «й », также иноязычные. Например: йод, йогурт, йота, Йемен, Йокогама, Йоркшир и т. д.
  • Буква «ё » в словах почти всегда несёт на себе ударение. Исключений из этого правила очень мало - это слова иностранного происхождения (кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты ), а также сложные слова, в составе которых присутствуют числительные трёх- или четырёх — (двадцатитрёхзна́чный , четырёхдве́рный , трёхты́сячный ). Также следует отметить те редкие ситуации, когда в одном слове имеются две буквы «ё », одна из которых становится ударной, а другая - безударной (трёхзвё́здочный , четырёхколё́сный , самолётоподъё́мник , трёхрублё́вка ).
  • В русском языке много слов с необычными буквенными комбинациями. Например, слова, в которых трижды подряд повторяется одна и та же гласная: змееед , зоообъединение , длинношеее . Слово с 7 согласными подряд: контрвстреча (возможно, окказионализм ). Слова с тремя мягкими знаками: обольстительность , уменьшительность , мультифункциональность , прельстительность и т. д. Слово с двумя мягкими и одним твёрдым знаком: фельдъегерь . Односложное слово из 8 букв: вскользь . Можно привести и много других интересных примеров.
  • Любая буква имеют определённую частоту повторений, наиболее употребляемые буквы в русском языке - о , е , а , и , т , н , с , р . Этот феномен применяется для распознавания шифрограмм.

Знание букв и звуков, их написание и произношение является основой языковой грамотности. В свою очередь, хорошее владение разговорным и письменным языком - один из показателей эрудиции человека, а навыки чтения и понимания текста - основа для познания других наук. Ведь львиная доля информации в современном мире постигается путём прочтения или прослушивания, и лишь небольшая её часть - через личный опыт.

Итак, что же такое звук?

Звук – распространение механических колебаний среды в пространстве, характеризующихся ее сжатием и растяжением (увеличением и уменьшением давления) с частотой внешнего воздействия, такого, к примеру, как струна музыкального инструмента или колеблющегося поршня.

Громкость звука – это численная характеристика возмущения давления при распространении звука, то есть кратковременное увеличение давления относительного нормального, чем больше прирост давления, тем громче звук. Шум – совокупность всех лишних звуков, испускаемых оборудованием, человеком и т.д, которые мешают и которые следует убрать(в данном случае). Минимальный порог слышимости уха человека 0,00002 Па(для сравнения нормальное атмосферное давление 100000Па), это значение растет с возрастом и зависит от частоты. Человеческое ухо способно слышать звуки частотой от 17 до 20000 Герц, которые воспринимаются человеческим ухом с различной чувствительностью. Чувствительность может изменяться в процессе привыкания уха к шуму.

Например, после продолжительного прослушивания громкой музыки человек не сразу может разговаривать шепотом («нормальным» шепотом в тихой обстановке так как он не сразу будет себя слышать). Максимальное слышимое значение громкости называется болевой порог, при превышении которого происходит повреждение барабанных перепонок.

Зависимости уровней громкости от частоты приведены на рисунке 1. Для удобства, громкость измеряют по относительной, логарифмической шкале, (где нулевое значение соответствует порогу слышимости на частоте 1000 Герц) единицей измерения которой служит децибел (дБ). Выражение для громкости в децибелах выглядит следующим образом:

(Рисунок 1)

где Рпорог – пороговое значение возмущения давления, Р – текущее значение возмущения давления.

Для примера, ниже приведена таблица уровней громкости различных шумов:

Звук Громкость Давление
Порог слышимости 0дБ 20 мкПа
Шелест листвы и слабого ветра
Тиканье наручных часов
Дыхание
10-20дБ 60 - 200 мкПа
Тихий шепот
Тиканье настенных часов
20-30дБ 200 - 600 мкПа
Шум в помещении 30-40дБ 0.6 - 2 мПа
Тихий разговор 40-50дБ 2 - 6 мПа
Разговор средней громкости 50-60дБ 6 - 20 мПа
Громкий разговор 60-70дБ 20 - 60 мПа
Шумная улица 70-80дБ 60 - 200 мПа
Двигатель грузового автомобиля ~80дБ 200 мПа
Шум в метро во время движения
Отбойный молоток
~90дБ 600 мПа
Громкая дискотека 100-120дБ 2 - 20 Па
Самолет на взлете 120дБ 20 Па
Болевой порог 130дБ 60 Па

Если же существуют несколько источников шума, то максимальная громкость не равна сумме громкостей. Рассмотрим несколько примеров:

  • У нас есть 2 источника шума с одинаковой громкостью, в этом случае суммарная громкость увеличивается на 3 дБ.
  • Если разница уровней шума превышает 10 дБ, суммарный уровень шума равен величине большего из двух шумов.(Для 2 источников шума с громкостями 30 и 60 дБ суммарный уровень равен 60 дБ)
  • Если разница уровней шума не более 10 дБ, нужно воспользоваться приведенной ниже таблицей. Вычисляем разность уровней шума установок. (Есть 2 шума громкостью 52 и 48 дБ, суммарная громкость равна 53,5 дБ)

Продолжительное нахождение в помещении с высоким уровнем шума негативно воздействует на психику, как следствие человек сильно устает, становится раздражительным, появляется сонливость, снижается работоспособность, может даже развиться гипертоническая болезнь. Одновременно с этим долгое нахождение в очень тихом или приглушенном помещении влияет на психику также не лучшим образом. Поэтому очень важно сохранять акустически комфортную среду.

Звукопоглощение

При прохождении звука через границу двух материалов часть энергии отражается от контакта, часть передается дальше. Количество отраженной энергии или коэффициент отражения зависит от свойств материалов, а именно от акустических импедансов этих материалов. Акустическим импедансом материала называют произведение его плотности на скорость звука в этом материале.

Коэффициент отражения имеет выражение:

(Рисунок 2)

где Z1 = ρ1С1 и Z2 = ρ2С2 акустические импедансы материалов, ρ – плотность материала, С – скорость звука в указанном материале. Акустически согласованными называются два материала(две среды), акустические импедансы которых приблизительно можно считать равными Z1 ≈ Z2.

Из (2) следует, что для того, чтобы звук полностью проходил во второй материал, эти материалы должны быть акустически согласованными, или иметь равные плотности и скорости распространения(упругие свойства), и наоборот, чтобы максимально заизолировать акустически, материалы должны иметь максимально различные свойства. Наиболее акустически согласованными с воздухом можно считать различные мягкие пористые материалы, например мягкое базальтовое(минеральное) или стеклянное волокно, которые на настоящий момент времени имеют максимальные поглощающие свойства.

Здесь становится важным и высокие поглощающие свойства при прохождении звука внутри материала, которые зависят от упругих, вязких и теплопроводящих свойств вещества. Эти свойства также очень высоки у базальтового и минерального волокна.

Одной из основных характеристик акустических материалов является коэффициент поглощения, который равен

(Рисунок 3)

где Wпрошед, Wпад – энергия прошедшего и падающего звука соответственно. Коэффициент поглощения измеряется от 0 до 1, но в случае если идет речь о так называемом реверберационном коэффициенте звукопоглощения, который получается при расчете изменения времени реверберации в специальной камере при внесении в нее испытываемого образца и крепление его к поверхности, с относом 200мм(по умолчанию). В приложении стандарта DIN EN содержится классификация коэффициента звукопоглощения по следующим классам:

Коэффициент поглощения измеряют на восьми октавных частотах, таких как 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Герц. Результат измерения представляют в виде зависимости от частоты. Не редко вместо этой зависимости пишут коэффициент NRC, который считается как:

(Рисунок 4)

- коэффициенты поглощения, измеренные на соответствующих октавных частотах.

Главным акустическим параметром помещения является время реверберации, которое характеризует время снижения уровня звука на 60 дБ.

В зависимости от назначения, для конкретного помещения существует оптимальное значение времени реверберации, которое в простейшем случае (диффузное поле(равномерно распределенное) в помещении в форме куба и объемом до 2000 м 2) описывается уравнение Уалека Клемета Сэбина.

(Рисунок 5)

где V – объем помещения, А = ≈пола·площадь пола + ≈потолка·площадь потолка + ≈стен·площадь стен + ≈предметов·площадь предметов – эквивалентная звукопоглощающая поверхность.

В более сложных случаях эквивалентные поверхности и коэффициенты поглощения вычисляются методами компьютерного моделирования. Из вышеперечисленного следует, что для получения оптимального времени реверберации узкоспециализированного помещения необходимо устанавливать акустические потолки, стеновые панели и напольное покрытие с заданными коэффициентами звукопоглощения. Так, например, для оперных театров важно максимально усилить звуки музыки, голоса актеров и выступающего (в среднем это частотный диапазон от 500 до 2000 Гц). Для залов с системами электрического усиления (кинотеатры, концертные залы), а также офисы и другие помещения, в которых требуется максимально убрать эффект порхающего эха (ощущение запаздывания звука за счет его переотражения параллельными поверхностями стен и пола-потолка).

Звукоизоляция

Звукоизоляция относится к предмету строительной акустики, области акустики, которая занимается изучением вопросов распространения звука (шума) между помещениями одного здания или между помещениями здания и излучающими шум объектами, не принадлежащих зданию(дороги, отдельно стоящие кафе, рестораны, заводы). Для примера, целью звукоизоляции является снижение уровня шума от буйных соседей сбоку, топота сверху, работы инженерного оборудования. Шумы, распространяющиеся по зданию условно можно разделить на 3 типа: воздушный, ударный и структурный. Причем первые два классифицируются по способу возникновения, а третий по способу передачи.

Источниками воздушного шума служат крики соседей, лай собаки, включенный на полную громкость музыкальный центр и др., т. е. он попадает на препятствие после того, как был излучен в воздух.

1. Что изучает фонетика?

2. Что такое звук и что такое буква?

3. Что называется алфавитом?

Фонетика (от греч. – phone – звук, phonetikos – звуковой) – раздел языкознания, изучающий звуки речи, их образование и классификацию, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и другие более крупные отрезки.

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В фонетическую систему русского языка входят 43 звука, с помощью которых различается смысл слов:

6 гласных: [а/ и/ о/ у/ э/ ы/]

37 согласных: [ б/б’/ в/ в’/ г/ г’/ д/ д’/ ж/ ж’/ з/ з’/ j/ к/ к’/ л/ л’/ м/ м’/ н/ н’/ п/ п’/ р/

р’/ с/ с’/ т/ т’/ ф/ ф’/ х/ х’/ ц/ ч’/ ш/ ш’ (щ)].

В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и два знака.

Необходимо различать звуки и буквы. Звук – это минимальная, нечленимая звуковая единица. Буквы – это знаки, которыми на письме обозначаются звуки. Звук - это то, что мы произносим и слышим. Буква – это то, что мы видим и пишем. При написании в слове может и не быть количественного соотношения между буквами и звуками (яблоко – 6 букв, 7 звуков (jаблоко)). В некоторых словах произносятся не все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове «праздник» не произносится звук, обозначенный буквой «д»), или произносится другой звук (в слове «сделать» произносится звук «з», а пишется буква «с») и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.

Буквы, расположенные в общепринятом порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.

Русский алфавит и названия букв.

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк

а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и ка

Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф ха цэ

Чч Шш Щщ Ъ Ыы Ь Ээ Юю Яя

чэ ша ща ы э ю я

Упражнение 13.

Прочитайте слова и скажите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове. Почему в одних словах букв больше, чем звуков, а в других меньше?

Край, стол, сталь, краями, семья, семя, сильный, смелые, пенка, пенька, бьются, приехать, мой, моя, касса, бюро.

Упражнение 14.

В слове «бак» замените гласный звук [а] последовательно звуками [о], [у], [ы]; объясните как меняется смысл слов от замены гласного звука.

Упражнение 15.

Объясните, какие звуки меняют смысл слов. Какими буквами обозначены эти звуки?

Пил – пыл – пыль; мёл – мол – моль; бил – был – быль.

Упражнение 16.

Перепишите, располагая слова по алфавиту, учитывая не только первую букву, но и все последующие.

Портрет, тетрадь, комбайн, веранда, бригада, воин, солдат, фигура, блюдо, аромат, глобус, даль, история, лесник, слева, направо, брошюра, жюри, расчет, рассчитать, цыган, цапля, форма, ураган, щавель, юность, яблоко, экзамен, филология, грамматика, графика, инвентарь, маршрут.

Упражнение 17.

Объясните происхождение следующих слов и фразеологизмов. (В случае затруднений обращайтесь к словарям: Н.М. Шанский др. Краткий этимологический словарь русского языка, Фразеологический словарь русского языка под редакцией А.И. Молоткова).

Алфавит, азбука, звук, буква; ни аза не знать, с азов начинать, от альфы до омеги, от аза до ижицы, от доски до доски, от корки до корки.

Составьте предложения, используя данные слова и фразеологизмы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!