Основные грузы речного транспорта. Морской и речной транспорт россии

Водный транспорт России делится на два вида: морской и речной транспорт.

Морской транспорт важен из-за географического положения России. Морские перевозки – одни из самых дешёвых видов транспорта, благодаря огромной грузоподъёмности судов, и относительно прямолинейным трассам их движения. Но этот вид транспорта требует значительных затрат на строительство судов и портов и сильно зависит от природных условий. Морской транспорт имеет сложное хозяйство: флот, порты, судоремонтные заводы. По числу торговых судов российский флот входит в первую пятёрку мира, наряду с Японией, Панамой, Грецией, США. Но средняя степень износа флота составляет более 50 %, и многих видов судов (наливных, грузопассажирских, контейнерных) недостаёт.

Рост морских перевозок зависит не только от флота, но и от числа портов, от их пропускной способности. В России 39 портов разной величины, но относительно крупных портов только 11. Распределение флота и портов между морскими бассейнами, а, следовательно, и роль этих бассейнов в российском морском транспорте неодинаковы.

Первое место в грузообороте принадлежит портам Тихоокеанского бассейна (Восточный, Ванино, Владивосток, Находка), которые снабжают товарами северо-восток страны, осуществляют связи со странами Азии и Австралией. Здесь сосредоточено примерно 25 % российского флота. Главный недостаток данного бассейна – его сильная удалённость от наиболее развитых регионов страны.

На втором месте находится Балтийский бассейн, обеспечивающий связи со странами Европы и Америки. Он имеет исключительно благоприятное географическое положение. Но здесь у России мало портов (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград).

Через порты Черноморского бассейна (Новороссийск), в основном, идёт экспорт нефти. С реконструкцией других портов (Туапсе, Анапа, Сочи) увеличится значение этого бассейна и в перевозках других видов грузов. Однако развитие здесь портового хозяйства входит в противоречие с другой важной функцией черноморского побережья – рекреационной.

По морям Северного бассейна проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение для жизнеобеспечения районов Крайнего Севера и вывоза на «Большую землю» продукции этих районов. Крупные порты этого бассейна – Архангельск и Мурманск.

Рис. 1. Морской транспорт России

Речной транспорт играет важную роль в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует много средств и времени. Главным образом, это районы зоны Севера. По рекам выгодно перевозить объёмные грузы, не требующие быстрой доставки (лес, нефть, зерно, строительные материалы).

Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной среди них – Волго-Камский бассейн, к которому тяготеет экономически наиболее развитая часть страны. Это стержень Единой глубоководной системы европейской части России.

Рис. 2. Речной транспорт России

Авиационный транспорт является единственным видом транспорта, охватывающим перевозками почти все районы страны. Но из-за дороговизны объём перевозимых им грузов невелик. Самолётами доставляются грузы в труднодоступные районы, перевозят особо ценную или скоропортящуюся продукцию. Главная специализация воздушного транспорта – перевозка пассажиров на дальние расстояния. Основная проблема авиационного транспорта – старый парк самолетов.

Крупнейшие авиаузлы страны находятся в Москве (аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково), Санкт-Петербурге (Пулково), Екатеринбурге (Кольцово), Новосибирске (Толмачёво), Краснодаре, Сочи, Калининграде, Самаре.

Лекция 1

Глава I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 0 РАЗВИТИИ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ

I.I. Введение

Наша страна занимает лидирующее место в мире по протяженности рек. Свыше 500 тыс.км внутренних водных путей может быть использовано для судоходства, а ранее использовалось и для лесосплава. Протяженность транспортных внутренних водных путей составляет 145 тыс.км. Ранее произо­шли качественные изменения водных путей: увеличились габариты су­довых ходов, построены новые и реконструированы судоходные каналы, воднотранспортные соединения, каскады крупных гидроузлов.

Значение водного транспорта в развитии хозяйства страны

Основные вопросы темы: сравнительные данные по видам транспорта, классификация водных путей, требования к вод­ному транспорту, перспективы развития судоходных гидро­технических сооружений на внутренних водных путях.

Хозяйству страны требуются капитальные надежные и эко­номичные пути сообщения. В настоящее время грузы и пассажиры перевозятся железнодорожным, автомобильным, водным (речным и морским), воздушным, трубопроводным и даже космическим транспортом. Внутренние водные пути сообщения, по сравнению с другими видами транспорта, об­ладают рядом технических и экономических преимуществ.

В России имеется разветвленная сеть внутрен­них водных путей – более 108 тыс. рек общей протяжен­ностью 2,5 млн.км и тысячи озер. Многие наши реки принадлежат к крупнейшим в Европе и Азии, например Волга, Енисей, Лена.

Протяженность внутренних судоходных путей, оборудованных судоходной обстановкой, составляет около 130 тыс.км.

Ни одно государство в мире не имеет такого большого побережья: внешние берега России омывают 13 морей и 3 океана, протяженность морских границ составляет примерно 47 тыс.км.

Грузооборот речного транспорта составляет около 1% от общего количества перево­зимого груза и около 4% - по грузообороту в тонно-кило­метрах при средней дальности перевозки I т на 468 км. Перевозка гру­зов через моря и океаны осуществляется в основном (на 99%) мор­ским транспортом. Работа железнодорожного транспорта характеризуется наибольшим грузооборотом (около 60%), выраженным в тонно-километрах, средняя дальность перевозки I т груза 900 км. Автомобильным транспортом перевозится наибольшее количество грузов (около 80%) на короткие расстояния, в среднем 16 км.

Водные пути по отношению к материку подразделяют на внешние и внутренние (рис. 1).

Внешние водные пути – моря и океаны обычно используют для судоходства в естествен­ном состоянии, за исключением подходов к морским портам (морские каналы), которые устраивают искусственными. Примерами служат мор­ской канал к Ленинградскому порту, Волго-Каспийский в дельте реки Волги, а также соединительные каналы между морями и океанами: Па­намский, Суэцкий и др.

Внутренние водные пути подразделяют на естественные и искусст­венные .

Естественными внутренними водными путями являются реки и озера в свободном состоянии, которые используют для целей судоход­ства или только лесосплава. На свободных реках судоходные глубины в меженный период обеспечивают путевыми работами или дополнитель­ными расходами воды из накопленного водохранилища (участки реки с зарегулированным стоком). На отдельных участках создают искусст­венные водные пути – шлюзованные реки, водохранилища, судоходные каналы – открытые, шлюзованные или межбассейновые воднотранспорт­ные соединения.

Под судоходными реками в свободном состоянии (свободные реки) понимают реки, не перегороженные плотинами. Судоходные условия при этом поддерживают путевыми работами и судоходной обстановкой. Обязательным условием безопасности плавания судов по внутренним водным путям является наличие на всем протяжении водного пути су­дового хода. Положение судового хода (его направление и границы) обозначают судоходной обстановкой. Судоходная обстановка состоит из системы береговых и плавучих знаков, различных по назначению, форме и окраске.

Участки реки с зарегулированным стоком находятся ниже питающих их водохранилищ. В многоводный период (паводок) в водохранилищах накапливают избыток воды, затем его расходуют в маловодный период (межень). На участке реки с зарегулированным стоком судоходные глубины поддерживают за счет дополнительных расходов воды и путе­вых работ.

Шлюзованные судоходные реки – реки, перегороженные плотинами с судоходными шлюзами или судоподъемниками. Подпором воды плотинами создают водохранилища. Судоходные условия в пределах водохранилищ обеспечивают преимущественно за счет больших глубин от подпора во­ды и частично путевыми работами.

По назначению судоходные каналы могут быть соединительными, об­ходными, спрямляющими и подходными. Реки и каналы в различном со­стоянии, озера и водохранилища образуют водные системы. В составе внутренних водных путей преобладают реки, поэтому их называют реч­ными путями .

Крупными судоходными свободными реками в нашей стране являются Сев.Двина, Нева, Белая, Урал, Тобол, Енисей ниже Красноярской ГЭС и др.

К числу судоходных рек с зарегулированным стоком отно­сятся река Дон ниже Цимлянского гидроузла, Волга ниже Волгоград­ского водохранилища. Примером шлюзованных рек являются река Волга от Волгоградской ГЭС до Ивань­ковского гидроузла. Судо­ходные каналы – обходные открытые каналы вокруг Ладожского и Онеж­ского озер, шлюзованный аанал имени Москвы, Волго-Донской и другие. На одной судоходной реке могут быть свободные, зарегулированные и шлюзованные участки .

На внутренних водных путях широкое применение получили суда смешанного плавания «река – море». Такие суда используют для перевозки грузов между портами Волжского речного бассейна и Каспийского моря и портами Черного, Средиземного, Бал­тийского, Северного и Белого морей через межбассейновые водно­транспортные соединения – Волго-Донской канал имени В.И. Ленина, Волго-Балтийский водный путь имени В. И. Ленина и Беломорско-Балтийский канал.

К современному транспорту предъявляют сле­дующие требования: дешевизна, срочность перевозок, без­опасность, массовость, постоянство и регулярность. В условиях хозяйства для каждого вида груза выбирают наивыгоднейшую транспортную схему исходя из общей народнохозяйст­венной целесообразности, оцениваемой суммарной стоимостью перевоз­а. Целесообразность перевозки различных грузов по данному виду транспортного пути зависит от географических и технических особен­ностей этих путей.

По сравнению с другими видами транспорта, географической осо­бенностью внутренних водных путей является их плановое положение на местности, которое определяется гидрографией и извилистостью речной сети. В связи с этим коэффициент удлинения пути (по сравне­нию с прямой, соединяющей пункты) на внутренних водных путях боль­ше, чем на сухопутных видах транспорта.

Основными техническими особенностями внутренних водных путей сообщения являются относительно малое удельное сопротивление при небольших скоростях движения судов, массовость и сезонность пере­возок по ним грузов, небольшие капитальные вложения в подвижной состав и транспортный путь.

Водный транспорт является наиболее дешевым из всех видов тран­спорта. Дешевизна перевозок определяется основными техническими особенностями водных путей. При небольших скоростях движения су­дов (до 25 км/час) на перевозку I т груза по воде затрачивается меньшая энергия, чем на железной дороге. Удельное сопротивление судов по воде в несколько раз меньше, чем, например, железнодорож­ных вагонов по рельсам (рис. 2 ).

Вес подвижного состава (тары) на водном транспорте составляет 10-20% от грузоподъемности судов, а для железнодорожного транспорта – 30 и более процентов от грузо­подъемности вагонов.

Основной капитал речного транспорта нашей страны составляет 10% основного капитала железных дорог при равной их протяженности. Отсюда низкая себестоимость перевозок грузов речными путями.

Скорость доставки грузов характеризуется длиной пути по сравне­нию с геометрической прямой линией, соединяющей начальный и конеч­ный пункты, и скоростью движения транспорта.

На водном транспорте длина пути характеризуется коэффициентом 2, на железнодорожном – 1,2. Обычно сравнивают техническую и коммерческую скорости движе­ния подвижного состава. Технической скоростью называют среднюю скорость движения транспорта между двумя остановочными пунктами. Под коммерческой скоростью понимают среднюю скорость движения гру­зов с учетом погрузки и выгрузки груза. На водном транспорте ком­мерческая скорость несколько меньше технической, на железнодорож­ном – наоборот, разница значительная. В итоге коммерческая ско­рость на железнодорожном в 2 раза выше, чем на водном транспорте. Поэтому скоропортящиеся грузы тяготеют к первому.

В отношении безопасности движения речной транспорт, по стати­стическим данным, имеет преимущество перед другими видами тран­спорта.

Под массовостью перевозок понимают приспособляемость транспор­та для перевозки любого вида груза и его способность перевозить одновременно большие количества однотипных грузов. Речной тран­спорт вполне удовлетворяет этому.

Требованию постоянства и регулярности перевозок речной тран­спорт нашей страны полностью не удовлетворяет. Сезонность его ра­боты является одним из существенных недостатков в связи с переры­вами между навигациями в зимний период . Перерывы в навигации тем больше, чем севернее расположен водный путь. Продолжительность навигации на наших реках колеблется в пределах от 150 до 300 дней.

Транспортные особенности внутренних водных путей обусловливают перевозку по ним массовых, навалочных и сыпучих грузов, не требу­ющих срочной доставки. К ним относятся уголь, лес, руда, нефть, хлеб, нерудные строительные материалы, а также контейнерные грузы .

Относительная дешевизна доставки грузов по водным путям приве­ла к развитию смешанных водно-железнодорожных перевозок.

В России строительство судоходных гидротехнических сооружений с целью улучшения судоходных условий на реках относится к ХVII веку. В начале XIX века поя­вилась судоходная обстановка. Первые водные системы были построе­ны в ХVIII-XIX веках – Вышневолоцкая, Мариинская и Тихвинская. В до­революционный период водные пути использовались исключительно в транспортных целях.

Великая Октябрьская социалистическая революция дала мощный тол­чок к развитию внутренних водных путей сообщения нашей страны. Важное историческое значение принадлежит Декрету о строительстве Волховского гидроузла, подписанному В.И.Лениным в 1918 г. На реке Волхове в 1926 г. Был построен судоходный шлюз с напором 10 м – первое крупное судоходное сооружение.

За годы пятилеток на реках Днепр, Волга и др. был построен ряд крупных гидроузлов комплексного назначения, что способствовало значительному улучшению судоходных условий в стране. Несмотря на большое развитие гидротехнического строительства, около 75% протя­женности судоходных речных путей еще остается в свободном состоя­нии. Перед речным транспортом стоят задачи дальнейшего улучшения судоходных условий на свободных реках. Намечается строительство новых гидроузлов, водохранилищ, судоходных каналов, а также круп­ных оросительных каналов.

Рисунок 3. Водный путь

Дата публикования: 2015-01-04 ; Прочитано: 1015 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Водный транспорт является составной частью единого транспортного комплекса. Он подразделяется на морской и речной флоты. Морской транспорт, в свою очередь подразделяется на торговый флот и траулерный, или промысловый.

Морской транспорт имеет большое значение в транспортной системе России: он стоит на четвертом месте по грузообороту после железнодорожного, автомобильного и трубопроводного. В отличие от других видов транспорта этим видом транспортом главным образом перевозят экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж – плавание судов между портами России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств, имеет меньшее значение.

При использовании морского транспорта нужно учитывать природный фактор. Структура перевозимых грузов морским видом транспорта такова: здесь преобладают, прежде всего, нефтепродукты, значительна также роль руды, строительных материалов, лесных и хлебных грузов.

Внутренний водный транспорт в последнее время не выдерживает острой конкуренции и используется все реже. Конкуренцию ему составляет железнодорожный транспорт, так как сфера их применения практически идентична.

В структуре перевозимых грузов лидирующее положение занимают минерально-строительные материалы (песок, гравий, щебень и др.).

4.4 Роль трубопроводного транспорта

За последние 15-20 Россия стала крупнейшим государством, добывающим нефть и газа. Большинство добытого сырья транспортируется за рубеж. Бюджет России на прямую привязан к мировым ценам на нефть и газ и поэтому этому виду транспорта в нашей стране уделяется большое значение, так как это самый выгодный способ транспортировки. Этот вид транспорта отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки нефти и нефтепродуктов, газа. По назначению магистральные трубопроводы разделяют на нефтепроводы, продуктопроводы, газопроводы. В последнее время получают развитие и другие виды трубопроводов (пульпопроводы, пневмопроводы и др.)

Преимуществом этого вида транспорта также являются возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа территории.

4.5 Роль воздушного транспорта в экономике страны

В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты – 1/5. Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолета и от спрямления трассы полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что на расстоянии свыше 1000 км в пассажирских перевозках преобладает именно этот вид транспорта. (См. приложение 7)

Важную роль играет воздушный вид транспорт для обеспечения связи с слабо освоенными районами Сибири и Дальнего Востока, где он является чуть ли не единственным средством сообщения.

Заключение

Роль транспорта в экономике России огромна. Транспорт оказывает всестороннее воздействие на экономическое развитие страны. Там, где правильно понимают роль логистики, государство успешно развивается в экономическом, политическом и социальном отношениях. И наоборот, недооценка значения транспортной системы неизбежно приводит к замедлению развития государства. Транспортная система должна постоянно развиваться адекватно растущим потребностям.

Недооценка и хроническое отставание логистики в немалой степени происходят из-за непонимания государственного значения как особой отрасли народного хозяйства. Транспортный фактор обязательно учитывается при размещении производства в то или ином регионе, он является одним из важнейших.

Народное хозяйство страны ежегодно несет потери из-за диспропорции в техническом вооружении различных видов транспорта, а особенно между уровнем развития постоянных сооружений и парком подвижного состава, например, между емкостью станций и численностью парка вагонов; пропускной способностью линий и густотой движения транспортных единиц; протяженностью автомобильных дорог и количеством тяготеющих к ним автомобилей.

Как и все отрасли экономики нашей страны требуют привлечение инвестиций, но эта проблема по-прежнему не решается из-за того, что зарубежные инвесторы боятся вкладывать деньги в российскую экономику из-за ее непредсказуемости. Проблемы из-за отсутствия инвестиций возникают в техническом оснащении транспорта особенно отечественного производителя, продукция которых отстает от западных аналогов на много лет из-за отсутствия разработок и воплощения этих проектов в жизнь.

Значение речного транспорта для народного хозяйства необходимо рассматривать в неразрывной связи с другими видами транспорта, образующими единую транспортную систему. Несмотря на относительно небольшую долю речного транспорта в общем грузообороте транспорта страны во многих районах, а также в перевозке ряда грузов, ему принадлежит ведущая роль. Транспортные затраты на доставку массовых грузов по водным путям в больших объемах и на значительные расстояния, как правило, существенно ниже, чем на других видах транспорта. Этому способствуют значительные глубины на основных внутренних водных путях, позволяющие использовать крупнотоннажные суда (грузоподъемность сухогрузных судов достигает 5300 т, нефтеналивных - 9000 т) и большегрузные составы грузоподъемностью до 22 500 т. При этом достигаются высокая производительность труда на перевозках, относительно небольшие удельные затраты топлива, низкие энерго- и металлоемкость. Речной транспорт незаменим также при доставке нестандартного крупногабаритного и тяжеловесного оборудования.

Основным достоинством речного транспорта является то, что он использует естественные водные пути, за исключением искусственных судоходных каналов. В мире нет другой страны со столь широко развитой сетью внутренних водных путей, как Советский Союз. Общая протяженность рек в нашей стране составляет свыше 2,3 млн. км (из них около 500 тыс. км пригодны для судоходства и лесосплава). Из 70 крупных рек, протекающих по территории Европы и Азии, половина приходится на Советский Союз. Среди них такие крупные реки, как Волга, Днепр, Дон, Кама, Печора, Иртыш, Обь, Енисей, Ангара, Лена, Амур и др. СССР имеет более 2 тыс. крупных озер. К наиболее значительным относятся Ладожское, Чудское, Онежское, Белое, Балхаш, Байкал.

Общая протяженность эксплуатируемых судоходных путей страны составляет около 126,6 тыс. км Наибольшее значение имеют водные пути с гарантированными глубинами, позволяющими бесперебойно осуществлять перевозки грузов и пассажиров. Суммарная протяженность путей с гарантированными глубинами составляет около 84 тыс. км, из них искусственных - более 21,1 тыс. км.

Благодаря строительству Беломорско-Балтийского канала, Волго-Балтийского водного пути имени В. И. Ленина, канала имени Москвы, Волго-Донского канала имени В. И. Ленина основные реки европейской части страны объединены в единую водную транспортную систему, обеспечивающую транспортные связи расположенных здесь экономических районов. Строительство каскада крупных гидроэлектростанций и создание водохранилищ на Волге, Каме, Дону и Днепре превратили ее в единую глубоководную систему (ЕГС) с гарантированными глубинами 3,5 м, а на 90% протяженности - 4 м и более. При осуществлении ряда технических мероприятий имеется возможность дальнейшего увеличения протяженности водных путей с гарантированными и повышенными глубинами. В настоящее время на водных путях страны эксплуатируется свыше 160 камер шлюзов.

Около 96% общей протяженности эксплуатируемых водных путей оборудовано судоходной обстановкой; примерно 60% путей имеют освещаемые судоходные знаки.

Внутренние водные пути нашей страны характеризуются не только большой протяженностью, но и значительной разветвленностью, позволяющей эффективно использовать их для транспортного обслуживания глубинных районов. Практически все крупные магистральные реки имеют многочисленные боковые притоки с относительно небольшими глубинами - до 1,2 м. Их относят к категории малых рек. Особенно много таких рек в Сибири и на Дальнем Востоке. Из общей протяженности водных путей, используемых пароходствами восточных бассейнов для транспортных целей (72,7 тыс. км), на долю малых рек приходится около 55%, в том числе по Иртышскому пароходству их доля (по протяженности) составляет около 59%, Западно-Сибирскому - 67%, Енисейскому - 55% и Ленскому объединенному - 58%.

По голубым дорогам страны ежегодно перевозят в больших объемах хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию, лес, соль, уголь, руду, изделия различных отраслей промышленности, строительные материалы и другие грузы. В 1985 г. речным транспортом страны перевезено 632,6 млн. т, и по объему перевозок грузов в тоннах он вышел на первое место в мире.

Особо важную роль водные пути, в том числе малые реки, играют в транспортном обслуживании вновь осваиваемых районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, где другие наземные виды транспорта в силу природно-климатических условий развиты, как правило, слабо. Здесь речной транспорт выполняет пионерную роль, доставляя в труднодоступные районы технику, оборудование, продовольствие и другие грузы геологоразведочным и изыскательским партиям. Для вновь открытых и намеченных к промышленной эксплуатации месторождений по водным путям доставляют в значительных объемах самые разнообразные грузы, обеспечивая тем самым ускоренное освоение, а затем и развитие этих районов. Большое количество народнохозяйственных грузов речной транспорт доставляет в нефтегазодобывающие районы Западной Сибири, Норильскому горно-металлургическому комбинату, предприятиям алмазо- и золотодобывающей промышленности Якутии, лесной промышленности, нефтяникам Сахалина, многим важнейшим стройкам.

Для последних лет характерно наиболее интенсивное развитие перевозок по рекам Сибири и Дальнего Востока.

p .s . При копировании материалов и фотографий активная ссылка на сайт обязательна.

Саратов 2007-2013 г.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!