От чего нас избавила святая равноапостольная княгиня Ольга? Правление княгини Ольги (945—962). Княгиня Ольга: краткая биография, годы правления

Многие скандинавские князья крестились по нескольку раз. Известны случаи, когда конунги принимали до 10 и даже 12 крещений. Каждый раз им дарились подарки, крестители рассчитывали на дальнейшие отношения, заключали удобные политические договоры и давали выгодные торговые пошлины.

Вероятно, Ольга тоже крестилась несколько раз: и по восточному, византийскому, и по западному, римскому, обряду. Правда, больших преимуществ ей это не принесло. Сближения с Германией не возникло, а с Византией отношения оказались построены так, будто Русь превращается в вассала империи.

Трудности христианского правителя

Христианин на троне, правящий страной язычников, вынужден все время принимать во внимание их убеждения и предрассудки. Язычники верят, что от личности и поведения князя зависит благополучие всего государства. Если он не будет соблюдать важных для них обрядов - это не просто его личное дело. Прознав о христианстве своего князя, язычники будут внимательно наблюдать, совершает ли он языческие обряды, без которых не наступят весна и осень? Делает ли возлияния Перуну? Почитает ли Сварога? Ест ли ритуальное мясо кабанов? Важны не убеждения князя, а ритуальные действия.

Современник Ольги, норвежский князь-конунг Хакон, был воспитан как христианин при английском дворе. Подданные очень любили его, потому что за все время его правления конунг ни разу не воевал, и все годы были урожайными. Язычники были убеждены: боги любят конунга Хакона, поэтому все и идет хорошо.

Хакон был вынужден есть мясо жертвенных коней, плясать вокруг соплеменных дубов, общаться с прорицателями и жрецами. Когда однажды на пиру он перекрестил свой кубок, придворные потребовали объяснить, что это за жесты он совершил?

Хакон оправдался тем, что «на самом деле» он сотворил «знамение Тора»: нарисовал в воздухе «молоточек Тора», похожий на крест.

Так и Ольга-Елена. Если она и сделалась убежденной христианкой - тем тяжелее ее положение княгини языческой страны.

Одна из летописей сообщает, что Святослав еще при жизни Ольги казнил своего младшего брата Глеба за христианскую веру. Глеб мог быть сыном Игоря и от Ольги, и от другой жены.

Кстати, «другие жены» Игоря упоминаются не раз, но ни о них, ни об их детях мы абсолютно ничего не знаем! А это ведь тоже Рюриковичи, ничем не хуже Свендослава-Святослава.

Ольга и Свендослав-Святослав

В 949 году византийский император Константин Багрянородный в своей книге «Об управлении империей» упоминал город «Немогард», в «котором сидит Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». В 957 году византийские летописи упоминают «людей Святослава» в свите Ольги. Свои первые походы Святослав совершил в 962-м или в 964 году. Святослав постоянно был в походах. Его признавали князем Руси, но в его отсутствие правила Ольга.

Когда в 968 году печенеги впервые совершили набег на русские земли, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Печенегов Ольга тоже «переклюкала», не хуже византийцев: велела выкопать колодцы и налить в них кисель и молоко. Печенежским послам показали колодцы:

Видите: нас сама земля кормит.

Нашелся молодой киевлянин, который хорошо знал печенежский язык. Он под утро спустился с городской стены и пересек весь печенежский лагерь. В руках он держал уздечку и у всех спрашивал: «Не видали моего коня?» Дойдя до берега Днепра, он прыгнул в воду и уплыл. А потом нашел войско Святослава, передал князю письмо киевлян: «Ты, князь, чужой земли ищешь и о ней заботишься, а свою покинул, и нас чуть было не взяли печенеги».

Святослав быстро вернулся из Болгарии, разбил печенегов, но не пожелал оставаться в Киеве надолго.

Тогда Ольга упрекнула сына: «Видишь - я больна; куда хочешь уйти от меня?» И сказала: «Когда похоронишь меня - отправляйся куда захочешь». «Повесть временных лет» сообщает, что Ольга умерла через три дня после этого разговора. Монах Иаков, живший в XI веке, в своем сочинении «Память и похвала князю русскому Володимеру» сообщает другую дату смерти Ольги - 11 июня 969 года.

Ольга завещала не совершать по ней языческой тризны, а ее священник похоронил Ольгу по христианскому обряду.

Внук Ольги, князь Владимир, в 1007 году перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Если верить Житию и сочинениям монаха Иакова, тело Ольги не тронуло тление. Ее «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Иаков говорил: «Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи».

Официальная канонизация Ольги как Святой Равноапостольной состоялась в 1547 году. За всю историю христианства этого удостоились всего пять женщин: Мария Магдалина, Первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина.

Память Святой Равноапостольной княгини Ольги празднуется православными по юлианскому календарю 11 июля, западными церквами по григорианскому календарю - 24 июля.

Почитается Ольга как покровительница вдов и новообращенных христиан.

Первое известное лицо

Под «известным лицом» я здесь разумею не личность, а физическое лицо - внешность человека. Мы не знаем, как выглядели Рюрик, Олег и Игорь. Но среди росписей-фресок Святой Софии киевской есть потретные изображения княгини Ольги и ее несостоявшегося жениха, Константина Багрянородного. Ольга изображена с лицом, которое сегодня многие сочтут «простым». Внешность крестьянской женщины в платочке. Это первый представитель династии Рюриковичей, внешность которого известна.

Правление Святослава

Свендослав, сын Ингвара, Святослав Игоревич (942–972) - первый русский князь, о котором мы точно знаем не только годы правления, но и годы жизни. И относительно которого нет никаких сомнений, что это один человек, а не несколько.

Византийцы называли его Сфендослав или Свендослев, скандинавы - Свен. Первый раз он принял участие в сражении в возрасте четырех лет. Когда Ольга шла на древлян, сражение открыл четырехлетний Святослав, бросив копье в древлян. Летописец говорит: «И копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще дитя».

После этого воевода Свенельд, который служил еще Рюрику, закричал: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем».

По возвращении из Византии в Киев княгиня Ольга, принявшая во крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем».

Святослав даже сердился на мать за уговоры - он боялся стать христианином, чтобы не потерять уважения дружины.

«Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус , и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли со словами: «Иду на Вы!»

Первым великим деянием Святослава стал война с Хазарским каганатом.

Расширение Руси

Хазарский каганат

Хазарский каганат был гигантским государством, занимавшим все Северное Причерноморье, бо́льшую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Во власти хазар оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы: Великий волжский путь, путь «из варяг в греки», Великий шелковый путь из Азии в Европу. Огромная дань, собираемая с многочисленных покоренных народов, обеспечивала процветание и благополучие этого государства.

Иногда, читая жития святых, мы пропускаем мимо сознания одну весьма важную деталь: практически все люди, которые прославлены Церковью, прошли долгий и трудный путь к совершенству. И в большинстве случаев за красивым житийным рассказом кроется настоящая жизненная драма, борьба двух разных сторон личности – светлой и темной. Зрелой христианкой предстает перед нами в своем житии и княгиня Ольга, чья память совершается 24 июля. Но летописи знают и другую Ольгу – жестокую, надменную, расчетливую. Какой она была на самом деле? Какой портрет – житийный или летописный – более правдив? Если мы кратко ответим на этот вопрос, то окажется, что правдивы, как ни странно, оба портрета.

Княгиня Ольга жила в X веке. Ее происхождение – предмет многолетних споров, которые не стихают до сих пор. По одним источникам, это была чужестранка, дочь скандинавов, пришедших на Русь и взявших под контроль большинство славянских племен. По другой – Ольга была славянкой, получившей свое имя в честь Киевского князя Олега. Третьи источники вообще говорят о болгарском происхождении княгини, что тоже возможно. Ведь в то время среди славянских стран именно Болгария была самым сильным государством, и иметь в женах женщину из болгарского рода было делом престижа.

Не меньшая загадка – история знакомства Ольги и Игоря. Официальная версия передает рассказ о том, как в Псковских землях простолюдинка Ольга была паромщицей. 10-летнюю девочку и заметил горячий юноша Игорь во время переправы, но на приставания княжича Ольга ответила отказом – «лучше утоплюсь, но чести не отдам». Трудно сказать, запомнила ли эту встречу девушка, а вот княжич – запомнил, и когда через несколько лет ему пришло время жениться, то сватов он заслал именно к юной паромщице. Запала она ему в душу – и все тут! Правда, летописи признают, что Игорь не был верным мужем, но жену свою Ольгу все равно любил и уважал за мудрость и волевой характер.

Именно при княжеском дворе сформировалась Ольгина жестокость, расчетливость, холодность. Иначе и быть не могло, ведь, даже будучи женой великого князя, она постоянно рисковала стать жертвой интриг. И Ольга приспосабливалась – как могла и как умела. Особенно сильно на ее характер подействовала трагическая гибель Игоря от рук племени древлян, которых князь облагал непомерной данью. С убийцами своего мужа она расправилась хладнокровно, перебив древлянскую знать и уничтожив много простых людей. После этого никто уже не посмел поднять на Ольгу руку, и она по причине малолетства сына Святослава стала единоличной правительницей Новгородских, Псковских и Киевских земель.

Михаил Нестеров. Равноапостольная княгиня Ольга. 1893

Впрочем, даже когда Святослав вырос, власть практически оставалась в ее руках, поскольку страстью сына была война, а государством управляла его мать. Ольга провела мощную административную реформу, выработала схему налогообложения, начала активное каменное строительство, бывшее дотоле на Руси делом неслыханным. И все-таки в народной памяти княгиня осталась не жесткой правительницей, а именно христианкой – первой среди Рюриковичей.

В светской историографии утвердилось мнение, что Крещение было для Ольги политическим шагом, который позволил ей занять выгодное положение среди византийской элиты. Но внимательный анализ жития и летописных упоминаний показывает, что это не совсем так. Мы доподлинно не знаем, где и когда крестилась русская правительница, но источники говорят, что ее положение в византийском обществе после принятия Крещения было не таким уж и высоким, и оно явно не соответствовало амбициям этой сильной женщины. И здесь невольно понимаешь, что Ольгой двигала не политика, а вера. Бабка Владимира Великого была одной из тех, кто на себе испытал силу преображающей Божьей благодати. Несмотря на бурную жизнь и огромную власть, которая была сосредоточена в ее руках, эта женщина рано стала задумываться над смыслом жизни, и этот поиск привел ее к решению принять христианство.

Материал по теме


Искала ли Ольга крещения в Константинополе? Вряд ли. Во всяком случае, это не могло быть главной причиной ее визита. Стать христианской она могла, не покидая «стольного града», - отыскался бы священник.

Для полной ясности важно сказать, что несмотря на свое полулегальное существование, ко времени княжения Святослава и Ольги христианство успело укорениться среди многих знатных киевлян, а в самом Киеве имелось даже несколько храмов. В 944 году при подписании мирного договора с греками многие члены русского посольства приносили присягу не перед статуей языческого бога Перуна, а в церкви святого Ильи – перед Крестом и Евангелием. Поэтому обращение к вере Ольги в значительной мере стало возможным, благодаря труду предшествующих христианских поколений. Приняв христианство, Ольга всеми средствами поддерживала своих братьев по вере и трудилась на миссионерском поприще, уничтожая языческих идолов, строя храмы и проповедуя идеалы Евангелия, которые многим русским западали в душу. Своего сына Святослава она тоже стремилась обратить ко Христу, но, лояльный к христианству, он боялся делать этот шаг, поскольку считал, что его соплеменники-язычники будут смеяться над ним. Вояка-Святослав, проводивший в походах большую часть своей жизни, до самой своей трагической гибели в 972 году так и не стал христианином. Его сын Ярополк уже явно симпатизировал вере Христовой и даже был женат на христианке. Это благотворно влияло на положение Церкви в языческой Руси, но после междоусобной борьбы и восшествия на престол князя Владимира наступил период гонений на Церковь. Прежде чем одержать окончательную победу, ей предстояло обагриться кровью мучеников.

Материал по теме


24 июля день памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги. О ней и о других святых, носивших это имя, читайте в материале на сайте журнала "Фома".

Впрочем, все это было потом. А при жизни Ольги христианство в Киеве давало первые росточки. По свидетельству современников, Крещение радикальным образом изменило княгиню. Это не значит, что она, будучи до Крещения женщиной, мудрой и волевой, после принятия Христа стала мягкой и слабой. Ольга осталась такой же, но теперь все силы души она направила на служение другим идеалам.

Княгина скончалась в 969 и была похоронена году по христианскому обряду. В 1007 году, после постройки легендарной Десятинной Церкви в Киеве, тело княгини было перенесено в этот храм. По легенде, в каменном склепе было проделано окошечко, и было видно, что останки этой великой женщины нетленны. Ее святость никогда не ставилась под сомнение. С XIII века имя Ольги стало крестильным, ее признали святой не только на Руси, но и в Чехии, и на Балканах. А в 1547 году Ольга была причислена к лику равноапостольных – то есть тех, чьи труды в деле миссионерства сравнимы с трудами апостолов. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории ( , мученицы Фекла и Апфия, и просветительница Грузии ).

«Возьмем жену Игоря - Ольгу, за князя нашего Мала, а сыну Игоря Святославу сделаем, что захотим!» - похвалялись древляне в 945 г., вспо­миная старые времена, когда один племенной вождь, разбив другого, ста­новился обладателем богатств, семьи и власти побежденного. Но в жизни славян уже многое изменилось, и Ольга, принявшая на себя в малолетст­во сына верховную власть в Киеве, руководствовалась не первобытными традициями.

О происхождении Ольги «Повесть временных лет» говорит мало. Воз­можно, она была дочерью псковского правителя - вассала киевского кня­зя. Она стала мудрой правительницей, не случайно современники прозва­ли ее вещей. Еще Ольга была настоящей дочерью своего времени. «По­весть временных лет» содержит красочный рассказ о жестокой мести Оль­ги древлянам. 1

Регламентация дани Чтобы впредь избежать восстаний, подобных древ­лянскому, княгиня для древлян и жителей русского севера (возможно, и для других территорий Руси) ввела уроки, которые оп­ределяли, сколько дани должны платить подданные. Кроме того, были выделены места - погосты, куда к княжеским людям привозили дань са­ми данники. Появилась вторая форма сбора налога - повоз. Замечатель­ный отечественный ученый XIX в. С.М.Соловьев видел в преобразовани­ях Ольги мудрый государственный шаг, упрочивший единство страны и центральную власть.

Отношения с Византией. Крещение Ольги Ольга не затевала дальних походов, но сама побывала в Царьграде с посольством в 955 (или в 957 г.). Наверное, тогда был заключен новый договор между Русью и Византией, но до нас этот договор не дошел. Летописи сообщают, что греки встретили княгиню с почетом, богато одарили. Император стал крестным отцом Ольги, которая приняла в Константинополе христианство.

Возможно, Ольга намеревалась крестить Русь, но решительных шагов в данном направлении не предприняла. Даже сын ее Святослав отказался креститься, сказав, что дружинники его будут смеяться над ним. Впрочем, среди дружинников-варягов уже было немало христиан. При правитель­нице-христианке никто не мешал христианам исповедовать свою веру. В Киеве стояла церковь Св. Ильи.

6. «Иду на вы!» Княжение Святослава (962-972).

Святослав В 962 г. возмужавший Святослав принял государствен-

ную власть. Внутренними делами он занимался мало, поручив их матери и боярам. Война целиком владела помыслами князя. Воспитан он был воином, ходил легко, как леопард, в походах не возил с собой ни припасов, ни котлов, ни шатров, ел добытую охотой дичь, под­жаривая ее на углях, спал на земле, подостлав конский потник, с седлом в головах, отправляясь на врага, посылал сказать: «Иду на вы!» Такими же были и все его воины - добавляет к рассказу о Святославе летопись.


Походы Святослава на Волгу, разгром Хазарии (965-967) Святослав покорил вятичей, плативших дань хазарам. Потом князь овладел хазарской крепостью на Дону Саркелом. Победил ясов и касогов (предков осетин и черкесов) и взял с них дань. Современник Святослава арабский писатель Ибн-Хаукаль дополняет сведения «Повести временных лет» о походах русских на Волгу в княжение Игорева сына. По его свидетельству, русские дружины вторглись в пределы Волжской Болгарии, достигли г. Булгары, а затем вошли в мордовские земли. На Нижней Волге были разграблены и разрушены столица Хазарии Итиль и много других горо­дов, от которых «не осталось и следа». Хазарский каганат фактически пе­рестал существовать. На месте Саркела возникла древнерусская колония Белая Вежа. На Тамани русские имели г. Тмутаракань, ставший центром довольно обширного русского владения, заселенного представителями различных народов.

Последствия разгрома Хазарии. Итоги разгрома Святославом Хазарии были противоречивы. С одной стороны, каганат хотел господствовать над восточнославянскими племенами и пытался мешать политике объе­динения всех восточных славян под властью киевских князей. Но, с дру­гой стороны, падение хазарского государства открыло путь на запад пече­негам. Они вскоре стали хозяевами причерноморских степей. Печенеги уничтожили славянские поселения на восток и юг от рек Суды и Роси. Не­посредственная угроза возникла для городов Среднего Поднепровья, в ча­стности для самого Киева. Хазары вели с руссами оживленную торговлю, а печенеги блокировали восточные торговые пути Руси и в скором буду­щем затруднили русско-византийскую торговлю, т.к. подкарауливали у порогов купеческие караваны, плывущие вниз по Днепру.

Дунайский поход Святослава 967-968. Святослав, конечно, не думал обо всем этом, когда с добычей и хазарскими пленниками-рабами возвращался с Волги в Киев. Завоевания его были огромны: только грани­ца временных владений Руси на юго-востоке простиралась на 3 тыс. км. Слава о русских победах гремела вокруг, и хитроумные византийцы реши­ли «нанять» удачливого варварского вождя для покорения Дунайской Болгарии, которая в начале X в., обретя независимость от Империи, стала угрожать Византии, но потом с 960-х гг. из-за внутренних распрей ослабе­ла. Император Никифор Фока обещал князю большую дань. В 967-968 гг. Святослав воюет на Дунае. В битве под Доростолом 60-тысячное русское войско разбило 30-тысячную болгарскую армию. Святослав занял дунай­ские города и сел в Переяславце-на-Дунае. Князь уже не хотел передавать Болгарию византийцам, ему грезилось мощное русско-болгарское царст­во, и он уже видел свой щит на вратах Царьграда.

Печенеги под Киевом Тем временем в 969 г. печенеги чуть было не овладели Киевом. Святослав быстро вернулся на Русь. Мать и бояре встретили его упреком: «Ты ищешь чужих земель, а своей пренебре­гаешь!» «Не любо жить мне в Киеве, - ответил Святослав, - хочу жить в Переяславце-на-Дунае, там середина моей земли, туда сходятся блага из разных стран: из Византии - паволоки (шелковые ткани), золотая утварь, вино и фрукты, из Чехии и Венгрии - серебро и кони, а из Руси - меха, мед и челядь (рабы)!» Однако, похоронив умершую вскоре Ольгу, он уст­роил внутрирусские дела: разделил Русь между сыновьями и поручил по­следним заботы о родине. В Киеве сидел старший сын Святослава Яро-полк, в древлянской земле второй сын - Олег, а на севере в Новгороде - младший побочный сын Владимир.

Второй дунайский поход 970-971 Сам же князь умчался к Дунаю, где с союзником и вассалом своим - болгарским царем - захватил Пловдив, вступил во Фракию и намеревался двинуться на Константинополь. Но в битве под Аркадиополем русское войско было разбито. Погибло около 20 тыс. человек. Потерпели поражение и русско-болгарские войска под Преславой. Святослав с 10 тыс. воинов оказался запертым в Доростоле и три месяца сидел в осаде.

Несколько раз русские пробовали пробиться из Доростола. Святослав обращался к воинам: «Выбирать нам не из чего! Волей или неволей мы должны драться. Не посрамим же земли русской, но ляжем костьми, мерт­вые бо срама не имут. Станем крепко. Я пойду впереди вас, и если глава моя ляжет, сами о себе помыслите!»

Греческий историк Лев Дьякон так описал бои между русами и визан­тийцами:

«Войска сошлись, и началась сильная битва, которая долго с обеих сторон бы­ла в равновесии. Россы, приобретшие славу победителей у соседних народов, почитая ужасным бедствием лишиться оной и быть побежденными, сражались от­чаянно. Римляне (византийцы), побеждавшие всех врагов своих оружием и своею доблестью, также стыдились быть побежденными». В тот день руссы отбили 12 греческих атак и к вечеру отошли в Доростол. На следующий день воины Свято­слава отразили штурм крепости, а через день «...при заходе солнца русы вышли из города, построились в твердую фалангу и, простерши копья свои, решились ид­ти на подвиг. Открылось сражение. Скифы сильно напали на римлян, кололи их

копьями, поражали коней стрелами и всадников сбивали на землю. Тогда Анемас (один из знаменитых греческих воинов), увидев Святослава, с бешенством и яро­стью стремящегося на наших воинов и ободряющего полки свои, поскакал прямо на него, поразил его в самую ключевую кость и повергнул ниц на землю. Но не смог умертвить: кольчужная броня и щит, которыми он вооружался от римских ме­чей, его защитили. Конь Анемаса частыми ударами копий сражен был на землю, тогда, окруженный фалангою скифов, упал сей муж, превосходивший всех своих сверстников воинскими подвигами.

Итак, россы, ободренные его падением, с громким и диким криком бросились на римлян. Устрашенные необыкновенным их натиском, римляне начали отсту­пать». Император Иоанн Цимисхий бросил в бой отборный конный отряд - «бес­смертных». «Внезапно восставшая и разлившаяся по воздуху буря с дождем расст­роила россов, ибо поднявшаяся пыль вредила их глазам». Греки ударили во флан­ги и тыл. Святослав с большим трудом пробился к Доростолу и укрылся в нем вновь.

Мирный договор с греками. Гибель Святослава Вскоре по предложению византийцев заключили мир (971 г .): Святослав отказывался от Болгарии, отдавал Доростол и пленных, клялся не воевать против гре­ков, а византийцы пропускали русских к морю, выдав каждому руссу хле­ба на дорогу и серебра. Причем дань русские брали и на убитых воинов. Важным условием договора было обязательство византийцев не чинить препятствий русским купцам. Мир был весьма почетный, но он не радо­вал Святослава. «Пойду в Русь и приведу более дружины», - думал князь. Но тому не суждено было сбыться: у днепровских порогов ждали поре­девшее войско печенеги. Прорваться русским ладьям через них не уда­лось. Святослав отпустил конную дружину с воеводой Свенельдом в Ки­ев, а сам зазимовал на Днепре. Холод, голод, болезни и раны унесли в мо­гилу много зимовщиков, а весной 972 г. при попытке подняться вверх по Днепру полегла вся оставшаяся дружина и Святослав. Печенежский хан Куря велел изготовить из черепа знаменитого князя чашу для пиров. Куря полагал, что из такой чаши вместе с вином и кумысом он получит отвагу, удачу и силу Святослава.

§ 3. Норманнская теория и споры вокруг нее. Справочный материал.

1. Возникновение дискуссии по проблеме образования государства Русь.

2. Норманизм и антинорманизм в XVIII в.

3. Развитие дискуссии в XIX в.

4. Идеологические спекуляции вокруг проблемы в 1930-1950 гг.

5. Современное состояние проблемы происхождения государства Русь.

6. Ученые о происхождении терминов «русь» и «русы».

Условной датой возникновения древнерусского государства можно счи­тать 882 г. - год объединения Киева и Новгорода под властью одного кня­зя Однако многие ученые начинают историю Руси с 862 г., когда были призваны варяги. Вокруг вопроса о начале русской государственности, о том, кто такие русы и откуда взялось название страны «Русь», с давних пор И ДУТ споры.

Многие факты из жизни одной из самых великих правительниц Руси и до сегодня неизвестны. Княгиня Ольга, краткая биография которой имеет множество «белых пятен», и сегодня является одной из самых одиозных персон

Происхождение княгини Ольги

Историки и исследователи жизни и деятельности Ольги и сегодня не пришли к единому мнению о ее происхождении. Несколько источников тех лет дают разные сведения о происхождении будущей жены великого князя Игоря.

Так, один из признанных источников тех времен - «Повесть временных лет» - указывает, что будущая княгиня Ольга, краткая биография которой не дает точных данных о ее родителях, была привезена из Пскова.

Другой источник - «Житие княгини Ольги» - утверждает, что родилась она на Псковской земле, в деревне Выбуты. простолюдинкой, именно поэтому имена ее родителей остались неизвестными.

Иокимовская летопись упоминает, что будущая жена князя Киевского была знатного рода Изборских, а корни ее уходят к варягам.

Еще одна версия: Ольга - дочь

Замужество

Знакомство Игоря с будущей женой также окутано массой неточностей и загадок. В «Житии» сказано, что будущая княгиня Ольга, краткая биография которой иногда противоречиво подается в разных источниках, познакомилась со своим будущим мужем в Пскове, где князь охотился. Ему было нужно перебраться через реку, и, увидев лодку, Игорь сел в нее. После князь обнаружил, что его паромщик - прекрасная девушка. На все ухаживания своего пассажира она отвечала отказом. А когда настало время выбирать князю невесту, он вспомнил девушку в лодке и послал за ней гонцов с предложением руки и сердца. Так стала женой русского Ольга. Княгиня Киевская, краткая биография которой с этих пор прослеживается более четко, была хорошей и мудрой женой. Уже в скором времени родила она Игорю сына - Святослава.

Убийство князя Игоря

Князь Игорь был великим завоевателем, он постоянно совершал набеги со своей дружиной на соседние земли, собирая дань со слабых племен. Один из таких походов стал для русского князя роковым. В 945 году Игорь с дружиной отправился к соседним древлянам за положенной данью. Забрав множество богатств, разрушив деревни и надругавшись над местным населением, русичи отправились домой. Однако на обратном пути князь с малым количеством воинов решил вернуться и вновь ограбить древлянские земли. Но местные мужчины, убедившись, что князь идет с малым войском, напали на него и убили.

Месть древлянам

Узнав о смерти мужа от рук древлян, долго горевала Ольга. Княгиня Киевская, краткая биография которой описана в «Повести временных лет», оказалось мудрой женой и правительницей. По обычаям того времени была приемлема Естественно, Ольга не могла обойти эту традицию. Собрав дружину, Она стала выжидать. Вскоре пришли послы от древлян с предложением свадьбы ради объединения русских и древлянских земель. Княгиня согласилась - в этом и состояла ее месть.

Доверчивые древляне поверили ей, зашли в столицу, но были схвачены, брошены в яму и засыпаны землей. Так, часть самых смелых и отважных древлян была уничтожена. Вторая партия послов была также умерщвлена хитростью - их сожгли в бане. Когда Ольга с дружиной подошла к вратам Искоростеня, главного города древлян, под предлогом справить тризну (поминки) по князю она опоила своих врагов, а дружина изрубила их. По свидетельствам летописцев, около пяти тысяч древлян полегло тогда.

В 946 году княгиня с войском отправилась в древлянские земли, разрушила их, собрала подати и установила обязательный, фиксированный размер налога, но занять Искоростень ей так и не удалось. Город был неприступен. Тогда Ольга сожгла город дотла с помощью голубей и воробьев, привязав к их лапкам горящую ткань. Школьникам рассказывают, кто такая княгиня Ольга. Краткая биография для детей младших классов опускает полную историю мести. В основном уделяется внимание годам ее правления и принятию христианской веры.

Княгиня Ольга: краткая биография, годы правления

После смерти Игоря преемником стал их сын Святослав, но фактически вся власть была сосредоточена в руках его матери, и пока он был юным, и после его совершеннолетия. Святослав был воином, и основное свое время проводил в походах. Благоустройством земель и подконтрольных территорий занималась княгиня Ольга. Краткая биография правительницы свидетельствует о том, что эта женщина основала несколько городов, в том числе Псков. Повсюду она облагораживала свои земли, возводила вокруг крупных селений стены, строила храмы в честь христианских святых. В годы правления Ольги чрезмерные подати были заменены фиксированными сборами.

Внешняя политика княгини также заслуживает внимания. Ольга укрепила связи с Германией и Византией. Способствовало этому, прежде всего, принятие ею христианской веры.

Крещение княгини Ольги

Первой ласточкой христианства на русской земле названа княгиня Ольга. Краткая биография для 4 класса особое внимание уделяет этому событию. В письменных источниках прошлых лет отсутствует единая дата принятия княгиней христианства. Некоторые называют 955 год, другие - 957 год.

Посетив Константинополь, Ольга не только крестилась в христианской вере, но и возобновила торговые договоры, подписанные еще ее покойным мужем. Крестили княгиню сам VII и священник Феофилакт. Нарекли ее Еленой (по христианскому обычаю).

Вернувшись домой, Ольга всячески пыталась приобщить к новой вере своего сына Святослава, но князь не проникся этой идеей и остался язычником, боясь осуждения дружины. И тем не менее, матери он не запрещал строить соборы и церкви. Ольга оставалась в Киеве, активно участвовала в воспитание внуков. Возможно, именно этот факт привел к тому, что сын Святослава, Владимир, в 988 году крестил Русь, тем самым объединив ее.

В 968 году печенеги напали на Русскую землю. Ольга находилась в осажденной столице вместе с внуками. Она послала гонца за Святославом, который в это время находился в очередном походе. Князь прибыл домой, разбил печенегов, но Ольга попросила сына не планировать очередной поход, так как тяжело хворала и предчувствовала близкий конец. В 969 году княгиня Ольга умерла и была похоронена по христианскому обряду. Легенда гласит, что мощи великой княгини были нетленными.

В XVI веке Ольга была причислена к лику святых.

Она многое поняла раньше, чем это понял народ

Первое упоминание в летописи о княгине Ольге связано с тем, как она отомстила за мужа. Но куда важнее то, что последовало после мести. Княгиня вошла в русскую историю как первая христианка на киевском престоле.

После легендарных князей Рюрика и Олега киевским князем стал Игорь, или Игорь Старый, как называют его в летописи. А еще через полтора века, - хотя этот срок для той эпохи чрезвычайно мал, - Киев превратился в третий по значению и богатству город в Европе; больше и богаче его были только Константинополь, который насчитывал миллион с лишним жителей, и Кордова. Современники иностранцы, побывавшие в Киеве в 1117 году, писали, что в "городе более 400 церквей, 8 торговых площадей и необычайно скопление народа".

Жадность Игоря сгубила

Хорошо известно, что в тот период процветали и другие города Руси, например, Новгород. Были и десятки других известный и богатых городов.

Так чьими же усилиями появилась на карте мира Киевская Русь? Вот тут, пожалуй, самое время сказать о созидательной деятельности русских князей. Известно, что бездарный правитель способен развалить самую сильную страну, но создать ничего не может. Власть – это не абстрактное начало, которое всегда было и есть, а конкретные люди, которые либо знают, что нужно делать во имя процветания собственного народа, или не знают этого.

Правила преуспевания и сейчас, и тысячу лет назад одни и те же: правь по совести и по закону, соблюдай принятые обязательства, заботься, чтобы народ твой был защищен, спокойно занимался ремеслами и взращивал хлеб, обеспечь своим купцам выгодные условия торговли. Это созидательное начало в русской истории было связанно не с Игорем Старым, а с его женой, Ольгой.

#comm#…Игорь никогда не был любимцем историков, ибо не совершил великих дел ни на одном поприще.#/comm#

В "Повести временных лет" говорится, что Игорь ходил походом на Византию, но, как можно понять, поход был не очень успешным. Затем с империей был подписан договор, который тоже нельзя признать удачным. А далее последовала история с древлянами, которая говорит о том, что порядка у Игоря не было и внутри государства.

"В то лето (945г.), - как свидетельствует летопись, - сказала дружина Игорю: "Отроки Свенельда разоделись оружием и одеждой, мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, да и ты добудешь и мы".

Это любопытный момент, поскольку идея похода к древлянам принадлежит даже не самому князю, а его дружине. "И послушал их Игорь, пошел к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Возвращаясь же назад, поразмыслив, сказал он своей дружине: "Идите с данью, а я возвращусь и пособираю еще. И отпустил дружину свою домой, а сам с малою частью дружины вернулся, желая большего богатства".

Ответ же древлян известен и школьнику. Он хрестоматийный. Древляне сделали свой вывод о повадках это князя: "Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". Они предупредили Игоря, чтобы он не появлялся на их земле. Тот не послушал и был убит.

#comm#Почему этот пример хрестоматийный? Да потому, что власть должна не только брать, но и давать что-то. Люди согласны терпеть, но только в том случае, если видят, что власть по-другому не может поступить. В противном случае конфликт неизбежен.#/comm#

Вот тут-то на исторической арене и появляется княгиня Ольга. Первый сюжет, связанный с ней в летописи, рассказывает о том, как Ольга отомстила за мужа. Но куда важнее для нашего повествования то, что последовало после мести: "И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Деревской земле, устанавливая распорядок сборов и повинностей".

И следующая запись в "Повести временных лет": "Отправилась Ольга к Новгороду и установила погосты и дани по Мсте и оброки и дани по Луге. Ловища ее сохраняются по всей земле… и поныне…".

Одна из первых христианок

Ольга действовала как здравая правительница. Если бы не были наказаны древляне, то это слабость дорого бы обошлась молодому государству. Ее месть, с точки зрения морали того времени, справедлива. Ольга и далее проявила себя в совершенно верном направлении. Она привела в порядок внутригосударственные дела, создавая систему взаимоотношений, как мы сегодня бы выразились, между центром и провинцией. Но не только этим она дорога летописцу, который не жалеет для Ольги самых теплых и даже нежных слов. Княгиня вошла в русскую историю как первая христианка на киевском престоле, поскольку после смерти Игоря она была правительницей при малолетнем Святославе. Почему становление христианства на Руси так важно для созидания сильного государства? Может быть, мне не повезло, но я не встречал еще полноценного объяснения того великого значения, какое имело принятие Русью христианства. Обычно говорят о двух главных аспектах: о единой вере для всех племен Руси, что усилило центральную власть в идеологическом отношении, и о великих достижениях мировой культуры, к которым Русь получила доступ, приняв христианство.

#comm#Это верно, но это не главное, поскольку главным было всё же духовное начало.#/comm#

Русь переживала в это время очень болезненный переход от родоплеменных отношений, к цивилизации городов и централизму единого государства. При родоплеменных отношениях человек чувствует себя довольно комфортно. На первом месте у него не его "я", а общее "мы". Вплоть до того, что в принципиальных вопросах он не отделяет себя от рода. Известные нам заповеди "не убий", "не укради", "не возжелай жену ближнего своего" и другие пришли к нам именно из родовых отношений, при которых человек в прямом и переносном смысле был другому человеку братом. Все были сестры и братья. Эти порядки сохранялись тысячи лет, обеспечивали психологический комфорт и ясное понимание того, зачем человек пришел в этот мир. Затем, чтобы служить роду своему.

И тут наступает время, которое смешивает племена и народы, вносит в тысячелетние порядки новые нюансы. И человек, особенно тот, кто оторвался от своего рода, чувствует себя совершенно беззащитным, именно в духовном плане. Вместо "мы", появляется "я", а вместе с этим эгоизм, одиночество.

Этих свободных "атомов", которые отрывались от общин, становилось все больше. Свободные люди блуждали по Руси, наполняя новые города, вступали в дружины, участвовали в заграничных походах, торговали. Они создавали некую новую общность, но единства между ними не было, как и не было покоя в их душах.

#comm#Именно для таких людей христианские общины стали спасением. Здесь люди находили братство, но уже не на основе кровной связи, а на основе веры. #/comm#

Здесь они находили свод моральных обязательств, без которых невозможна никакая положительная общность людей. Таким образом, христианство становилось духовной основой для создания из многих племен единого народа.

В этом и заключается отгадка того, почему христианскую веру приняли полудикие германские племена, разгромившие Рим. Этим объясняется и выбор русских.

Мы не знаем мотивов, по которым Ольга приняла христианство, но это для правительницы был шаг в совершенно верном направлении. В Киеве ко времени Ольги уже была христианская община, но она в силу каких-то обстоятельств не устраивала княгиню.

И в 959 году, как повествует летопись, "направилась Ольга в Греческую землю и пришла к Цареграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга. И увидел царь, что она прекрасна лицом и разумна, удивился, беседуя с ней, ее разуму, и сказал ей: " Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, уразумев смысл сказанного, ответила царю: "Я – язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам. Иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом". После обряда крещения патриарх сказал ей: "Благословят тебя русские сыновья и твои потомки".

У летописца было полное понимание того значения, которое имело принятие Ольгой христианства для Руси. Княгиня знает, что затеяла не простое дело, она говорит: "Люди мои язычники, и сын мой – тоже. Да сохранит меня Бог от всякого зла". Сюжет этот летописный развивается по всем правилам драматургии. Ведь император возжелал взять в жены Ольгу. Теперь она уже не язычница. Как выйти из положения? Ольга ответила: "Как же ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А христианский закон этого не допускает – ты сам знаешь". По мнению летописца, таким образом Ольга перехитрила императора. И крестилась, и замуж не вышла, и на Русь вернулась.

Для летописца все-таки первично то, что Ольга русская княгиня; для него первичны национальные интересы. Принять веру – это одно, а принять волю империи - совсем другое.

Путь из тьмы

Сейчас у нас появилось много бездумных поклонников Византии, объявляющих всё, что оттуда ни пришло на Русь, делом благим и замечательным. А между тем, это было довольно мрачное общество, которое не стоило бы идеализировать. Тем более что и предки наши, даже те, что приняли от византийцев веру, этого не делали.

Далее все сюжеты летописи связаны с взаимоотношениями Ольги с сыном Святославом. Она пыталась и его обратить в христианскую веру, но встречала непонимание. Первоначально сын не был враждебно настроен к новой вере, а лишь насмешливо к ней относился. И вот здесь летописец показывает свое понимание ситуации. Он пишет: "…для неверующих вера христианская юродство есть". И добавляет: "Ибо не знают, не разумеют те, что ходят во тьме, и не ведают славы Господней".

Дело в том, что без личного мистического опыта вера не придет, а далеко не всякий человек способен на эти духовные усилия. Большинство людей воспринимают веру как традицию предков, данность, которую нельзя оспорить, систему страхов и запретов. Тех же людей, которые прошли через мистический опыт, во все времена было немного, и к ним явно относилась Ольга.

Очень странно, когда и ныне вслед за марксистами наши неоязычники утверждают, что христианство – это религия рабов. На этом порой и выстраивают противостояние воина-язычника Святослава и его матери, которая увлеклась новым учением, где главным было смирение. При этом забывают, что именно Ольга встала во главе дружинников и мстила за убитого мужа, именно она управляла Русью и во времена малолетства Святослава, и во время его бесчисленных походов. Без сильного характера и воли этого сделать было нельзя.

#comm#Непонимание христианства коренится в его примитивном толковании: если тебе ударили по щеке, подставь другую. Но ведь тут речь идет не о смирении раба, а о нравственной победе над самим собой.#/comm#

Человек, который прошел путь познания Бога и любви, непобедим. Во всех духовных центрах мира всегда знали и понимали, что ненависть, гнев, неправедные поступки разрушают человека. А любовь к миру делает его бесстрашным.

Ольга говорит Святославу: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если ты познаешь – будешь радоваться". Она пытается помочь найти сыну дорогу к силе, которую получила сама, к состоянию счастья, он же этого не может понять. И возражает матери: " Как мне одному принять новую веру, а дружина моя станет над этим смеяться". В ответ Ольга, многоопытный государственный деятель, утверждает: "Если ты крестишься, то и все сделают то же".

В дружине Святослава уже было довольно много христиан, и если бы он принял новую веру, то её приняли бы большинство его воинов. И едва ли он этого не понимал. Мы никогда не узнаем доподлинно, на чем основывалось неприятие христианства Святославом. Летописец пишет: "Но Ольга любила своего сына Святослава и говорила: "Да будет воля Божья. Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердца то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". В этой цитате характерно то, что летописец подчеркивает не только заботу Ольги-матери, но и правительницы. Она понимает, что христианство принесет русским благо, и она понимает также, что путь к этому может проложить только Святослав. При его сопротивлении всякие усилия привести к новой вере весь народ русский были бессмысленны.

Между тем, как уже сказано, Ольге приходилось оставаться во главе государства и в отсутствие Святослава. И даже решать нелегкие задачи, связанные с обороной. Об одном таком эпизоде ярко рассказывает летопись. В 971 году впервые киевлянам пришлось столкнуться с печенегами. Они обложили город, Святослав был в походе, а Ольга была в городе со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром. По версии летописи, Киев был спасен благодаря некому отроку, который пробрался через стоянку печенегов и привел помощь.

Одни из самых пронзительных строк "Повести временных лет" посвящены смерти княгини Ольги. Святослав объявил ей, что желает перенести столицу из Киева на Переяславец на Дунае. Это вызвало непонимание и протест Ольги: "Видишь, я больна; куда хочешь уйти от меня?" И добавила: "Когда похоронишь меня – иди куда хочешь".

#comm#Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын и внуки её, и все люди. И понесли, и похоронили ее на открытом месте.#/comm#

Княгиня завещала не творить по ней тризну, ибо имела при себе священника, который и похоронил блаженную Ольгу.

Как же оценивал деятельность Ольги летописец? Пожалуй, точнее оценку деяний княгини не дал никто: "Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем и как заря перед светом". Понятно, что для христианина, каким был летописец, главным в оценке деятельности Ольги было принятие ею христианства, и отстаивание веры. Но сегодня мы понимаем, что для оценки политической роли Ольги, ее роли в строительстве государства принятие христианства тоже было самым важным. Ибо это закладывало основу для создания мощного единого государства.

В последнее время интерес к жизни и деятельности княгини Ольги вырос. И ответ на вопрос, почему это случилось, есть в летописи. "Мы же взываем к ней (т.е. к Ольге), - восклицает летописец. - Радуйся русское познание Бога, начало примирения с ним".

Эти слова, написанные чуть ли не тысячу лет назад, отражают и наше нынешнее духовное состояние. "Русское познание Бога" снова, как и тогда является самым важным для нашего народа. Найдем духовную основу для земного существования, как нашла его для себя и русских Ольга, снова укрепимся. Хоть на тысячу лет.

Специально для Столетия



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!