Сообщение на тему украинцы в 17 веке. Как новорожденная Украина в XVII веке искала свое место в Европе и что из этого вышло

Собственно говоря, не секрет, что слово "Украина" (оукраина, окраина) означает в русском языке "пограничье". Впервые оно и встречается в русских летописях в таком значении, в отношении Перяславского княжества, которое действительно было пограничным между Русью и степью в 1187 году в Ипатьевской летописи:
и плакашасѧ по немь вси А Переӕславци. бѣ бо любѧ дроужиноу. и злата не сбирашеть. имѣниӕ не щадѧшеть. но даӕшеть дроужинѣ . бѣ бо кнѧзь добръ. и крѣпокъ на рати. и моужьствомъ крѣпкомъ показаӕсѧ. и всѧкими добродѣтелми наполненъ. ѡ нем же Оукраина много постона

В отношении Галицкого пограничья
И еха и Смоленьска в борзѣ и приѣхавшю же емоу ко Оукраинѣ Галичькои
[ПСРЛ. - Т. 2. Ипатьевская летопись. - СПб., 1908. - Стлб. 652-673.]

А отношении Волынского пограничья
Данилоу же возвратившоусѧ к домови. и ѣха с братомъ. и приӕ Берестии. и Оугровескъ. и Верещинъ. и Ст҃олпъ Комовъ. и всю Оукраиноу .
[ПСРЛ. - Т. 2. Ипатьевская летопись. - СПб., 1908. - Стлб. 715-736.]

Не стоит считать что этот термин применялся исключительно к современным украинским землям (которые, понятно, и были русским пограничьем, достаточно посмотреть на карту Руси).
И по сем Андреи с полочаны и своея оукраины пригнавше без вести и повоеваша неколико селъ.

В лето 6856 (1348 г.) месяца июня, на Иванъ день, посадник псковскыи Илья со псковичами отъехаша къ Орешку городку в помощь Новгородцемъ противу свейского короля Магнуша. А в то время Немци развергоша миръ съ псковичи и, перехавше Норову, повоеваша села псковская. И пакы по том, съ иныя оукраины пришедше, воеваша Островскую и Изборскую; и, приехавше подо Псковъ, пожгоша Завеличье и, много зла починивше и пожегъше волости изборскыя
Псковская I летопись

В данном случае, нет никаких сомнений, что для русских летописцев значение слово "оукраина" однозначно - пограничье.

В этом же значении это слово существует и в 17 веке. Самая известная карта украины-пограничья Речи Посполитой - это карта Боплана 1648 года.

Показательно, как называется карта: Delineatio generalis Camporum Desertorum vulgo Ukraina, т.е. Общий план пустынных равнин, обычно называемых Украина

Естественно, что за годы монгольского нашествия, потом ига, а потом постоянных набегов эта область, бывшая когда то южным пограничьем Руси на границе со степью, обезлюдела. Центром этой собственно Украины польской была приблизительно Днепропетровская область. Что интересно, на другой карте того же времени, составленной братьями Блау, эти земли уже относятся к России, но называются Ocraina Dikoia (Дикое пограничье).

Что НЕ относится к Украине в карте Боплана: Северщина, Киевщина, Черниговщина, Подолье (с Брацлавщиной), Покутье, и Русское воеводство (Галичина и Лодомерия). Т.е. жители этих областей - НЕ украинцы.

Россия: становление великой державы

На рубеже XVII-XVIII вв. Россия утвердилась в качестве великой державы. Только на протяжении XVIII века численность ее населения возросла примерно с 15,6 млн. человек до 37,3 млн. Это было больше, чем во Франции и Англии, вместе взятых. После создания металлургических предприятий на Урале в XVIII веке Россия выплавляла больше чугyна и железа, чем Англия.

Россия и Украина в XVII веке

Наиболее существенные перемены в положении России и характере ее развития произошли в царствование Алексея Михайловича Романова (правил в 1645-1676).

В эти годы Россия вела почти непрерывные войны со своими тpaдиционными противниками - Польско-Литовским государством, Швецией и Крымским ханством.

В 1648 г. началась война между Польшей и Запорожским казачьим войском. В 1649 г, запорожцы обратились за помощью к России. Она еще не была готовa воевать, но обещала поддержать кaзаков деньгами, оружием и добровольцами.

Запорожское войско было уникальным государственным образованием, возникшим в XVI веке на обширной территории среднего и нижнего Поднепровья. Эти земли, с юга граничащие с Крымским ханством и постоянно подвергавшиеся eгo набегaм, с севера - сРоссией

Считались принадлежащими Польше, но реальной власти над ними она не имела. Здесь десятилетиями селились крестьяне с русских, польских и литовских земель, уходившие от произвола помещиков. Они смешивались с местным населением, обзаводились хозяйством, давали отпор крымским татарам, сами совершали набеги на Крым, а порой и на польские земли. Украинские казаки, обитавшие в среднем течении Днепра, получали деньги за службу от польской короны. Выбранные ими гeтман, полковники, есаулы утверждались в Варшаве. Казаки, жившие в низовьях Днепра - «за порогами» (отсюда Запорожье), формально были подданными польской короны, но считали себя независимыми от нее. Их опорой было укрепленное поселение - Запорожская Сечь.

Попытки Польши подчинить своей власти все казачество стали причиной войны, которая с переменным успехом продолжалась до 1654 г. В 1653 г. гeтман запорожского войска Богдан Хмельницкий (1595 - 1657) официально обратился к России с просьбой принять Украину «под высокую царскую руку». Земский собор в 1654 г. принял решение о вхождении Украины в состав России. Подписанное и одобренное всеукраинской радой в Переяславле соглашение предусматривало сохранение за украинским казачеством широких прав, в частности выборности всех должностных лиц.

Воссоединение Украины с Россией стало причиной русско-польской войны 1654- 1667 гг. Она шла неудачно для Польши, на которую напала и Швеция. В этих условиях Россия подписала в 1656 г. с Польшей перемирие и выступила против Швеции, в которой видела более опасного противника.

Тем временем обострилась обстановка на Украине. Преемник Б. Хмельницкогo гeтмaн И. Выговский в 1658 г. paстopг coглашение с Россией и вступил в союз с Польшей и Крымом, они совместно начали против России военные действия. В сложной для себя ситуации русское правительство вынуждено было ценой возвращения Швеции всех отвоеванных территорий срочно заключить с ней мир. Проблема выхода к Балтийскому морю вновь осталась неразрешенной.

Положение России, армия которой понесла большие потери, ухудшил раскол Украины на Правобережную и Левобережную. В 1667 г. Россия заключила перемирие с Польшей. Правобережная Украина осталась под ее властью.

На этом война на юге не завершилась. В 1672 г. на Украину втоpглись армии Турции и Kpымскoгo ханства. Начавшаяся война между Турцией и Россией шла с переменным успехом. Лишь в 1681 г. был подписан мирный договор, по которому Киев и Левобережная Укpaина остались за Россией.

Карта 2. Украина между Польшей и Россией

Польша, после подавление казацких восстаний 1637 и 1638 гг. получила десятилетний период спокойствия. Поляки, казалось бы, полностью подчинили себе украинских казаков.

Польша процветала. Украинские земли, особенно те, что на левом берегу Днепра, Северская земля и Полтава, где быстро разрастались земельные владения польских и преданных Польше украинских магнатов, стали хлебными закромами Речи Посполитой. Выход к Балтике позволил расширить торговлю украинской пшеницей и скотом, а также белорусской древесиной, дегтем и поташем. Это привело к росту городов, таких как Варшава, Вильно, Львов, Каменец и Киев. Это десятилетие часто называли эпохой «золотого мира». Процветание, однако, было построено на шатком фундаменте, поскольку польское правление украинским народом сталкивалось с конфликтами и противоречиями самыми разнообразными – политическими, национальными, экономическими, социальными и религиозными.

Анализируя польскую политику но отношению к Украине и отношение украинцев к польскому правлению, в первую очередь следует рассмотреть различия в статусе разных слоев украинского общества. К 1640 г. почти не осталось украинских магнатов, поскольку практически все украинские аристократические семьи были обращены в римско‑католическую веру. Выдающийся поборник греко‑православия в Западной Руси, князь Константин Константинович Острожский умер, в 1608 г. Его потомки стали католиками. Князь Иеремия Вишневецкий принял католицизм в 1632 г. Среди немногих греко‑православных вельмож, имевших, по крайней мере, какой‑то политический вес, более всего известен Адам Кисель. Но, хотя он и был русским. Кисель чувствовал себя поляком политически.

Чрезвычайно много представителей мелкого украинского дворянства (шляхты) оставались греко‑православными по вере, но русскими по духу, хотя и были верны польскому королю и были готовы служить Польше верой и правдой. Помимо того, на Украине существовало большое количества мелкопоместных землевладельцев, у которых не было официального статуса шляхты, но которые мало отличались от нее экономически и социально. Именно из этих двух групп польское правительство обычно набирало себе офицеров и рядовых в число реестровых (зарегистрированных) казаков.

Запорожские казаки, организованные вокруг своей Сечи, иногда принимали в свои ряды представителей русско‑украинского дворянства, во большинство составляли простые люди, изредка горожане, но большей частью – крестьяне, бежавшие с земельных угодий магнатов.

Таким образом, казаки представляли собой связующее звено как между дворянством и горожанами, так и между дворянством и крестьянами. Большая часть украинского народа в то время являлась крестьянами, чье положение как на Украине, так и в Белоруссии было равнозначно рабству.

Что касается религии, то компромисс 1632г. сильно упрочил статус греко‑православной церкви в Западной России. Хотя православные фактически и не получили всех оговоренных в условиях прав и привилегий, которые им были обещаны, русские священнослужители были удовлетворены своим положением. Мелкое духовенство, Однако, чей социальный уровень был ближе к крестьянству, подвергалось притеснениям и оскорблениям со стороны польских магнатов и чиновников, и вполне можно было ожидать, что оно примет сторону казаков и крестьян при любых грядущих волнениях.

Действительно, ситуация для подобных волнений на Украине созрела. Неудовлетворенность росла как среди крестьян, так и среди казаков. Взгляд на обстоятельства жизни крестьян обнажает странную, как это может показаться на первый взгляд, ситуацию: барщина была легче на недавно завоеванных приграничных землях, чем в северных районах Украины и Белоруссии. Тогда почему эти крестьяне с левого берега и пограничных районов правого берега Днепра в большей степени склонялись к мятежу, нежели остальные, чье положение было значительно более тяжелым? Причины были, главным образом, чисто психологическими. Новые поселенцы в большинстве случаев были людьми более энергичными и инициативными, нежели те, кто жил там постоянно. Помимо того, сама среда в приграничных землях была иной из‑за присутствия свободных людей – казаков. Любая попытка со стороны владельцев поместий отяготить своих крестьян, вызывала большее возмущение именно у новых поселенцев, нежели в тех районах, где зависимость существовала на протяжении долгого времени. Более того, в новых землях, на границе степной зоны, обиженному крестьянину было сравнительно легче бежать от своего господина и присоединиться к казакам «за [днепровскими] порогами». Крестьяне с левого берега могли бежать даже к донским казакам.

После подавления восстания 1638 г. несколько подразделений польских солдат расположили в украинских землях в целях предосторожности против возможных беспорядков. Поведение этих солдат раздражало население так же, как и притеснения господ. Всегда нуждающиеся в деньгах из‑за расточительного образа жизни, землевладельцы часто давали на откуп источники дохода со своих земель и различные сооружения на их землях, такие как водяные мельницы, винокурни, кабаки и речные паромы, евреям, которые в Польше и Литве традиционно оказывали финансовую поддержку королям и вельможам и давно стали необходимыми из‑за их деловой предприимчивости. В результате этого, для многих украинских крестьян евреи стали отождествляться с деспотическим польским режимом. Когда разразился революционный взрыв, евреи оказались между двумя противоборствующими силами (украинцами и поляками), их судьба оказалась трагична.

Недовольные тем, что под их властью находятся только крестьяне, магнаты после 1638 г. попытались обратить в крестьян «исключенных из реестра» казаков (выпищики). Сами реестровые казаки были подчинены строгой дисциплине и подвержены притеснениям со стороны как польских, так и своих собственных офицеров (старшин).

Несмотря на всё это, основание польского правления представлялось достаточно прочным. Однако, подспудное народное недовольство проявлялось в целом ряде крестьянских бунтов как в Западной, так и в Восточной Украине в 1639 г. и в последующие годы. Это пока еще не были симптомы глубинного возмущения на Украине. Таким бунтам не удалось вылиться в общее волнение только из‑за отсутствия взаимодействия между крестьянами в различных местностях, а также между казаками и крестьянами.

В 1646 г. повод для общего волнения, хотя и неумышленно, дал казакам король Польши. Владислав IV был человеком честолюбивым и его раздражало правление сейма. Он искал подходящего случая возвысить свои королевские полномочия и поднять уважение к короне.

Любовно лелеянным проектом Владислава была война против Турции. В этих планах его поддерживал канцлер Ежи Оссолинский, назначенный в 1643 г. В 1645 г. под давлением со стороны турок Венеция обратилась с просьбой о помощи к некоторым европейским странам, включая и Польшу. Не сообщая сейму о своих планах, Владислав согласился оказать Венеции поддержку в войне против турок, но потребовал солидных субсидий. Он намеревался использовать эти деньги для того, чтобы усилить польскую регулярную армию и мобилизовать казаков. В своих военных планах он намеревался сначала напасть на вассалов турецкого султана – крымских татар.

У Владислава было высокое мнение о казаках, как о боевой силе. Они оказывали ему поддержку, еще когда он, будучи кронпринцем, вел войну против Москвы в 1617‑1618 гг. и еще раз в при взятии Смоленска в 1632‑1634 гг. В апреле 1646 г. по приглашению короля четыре делегата от старшин реестровых казаков: три есаула – Иван Барабаш, Илья Караимович и Иван Нестеренко Бут – и чигиринский сотник Богдан Хмельницкий, – приехали в Варшаву и были совершенно секретно приняты королем и канцлером Оссолинским. Поскольку никаких протоколов их встречи не сохранилось, точное содержание этих переговоров неизвестно, однако из доступных источников можно предположить, что Владислав обещал увеличить число реестровых казаков с одной тысячи до значительно более крупной цифры (двенадцати, а может быть даже двадцати тысяч). Утверждалось, что король вручил Барабашу декрет подобного содержания, заверенный его собственной печатью (а не печатью государства).

Тайные планы Владислава и Оссолинского вскоре стали известны магнатам и вызвали большое негодование. На заседании 1646 г. сейм наложил запрет на какое бы то ни было увеличение состава регулярной польской армии и стал угрожать Оссолинскому отстранением от должности. Владислав вынужден был отказаться от этой части своего проекта.

На следующем заседании (1647 г.) сейм обратил своё внимание на интерес Владислава к казакам и решил покончить с его военными приготовлениями раз и навсегда. Специально проголосовали, чтобы число реестровых казаков не могло быть увеличено без одобрения сейма. Из‑за этих решений старшие офицеры реестровых казаков – Барабаш и Караимович – оставили попытки увеличить казачий реестр на сегодняшний день и решили держать все дело в тайне. Однако для них оказалось невозможным остановить распространение слухов и сплетен среди рядового казачества, особенно потому, что их соратник по делегации к Владиславу, сотник Богдан Хмельницкий, не хотел упускать случая усилить казацкую армию.

Средневековая культура Украины была довольно специфической. Во многом можно сказать, что средневековая украинская культура – яркий пример культуры «пограничной»: здесь причудливо смешались Запад и Восток, цивилизация и дикость, стремление вперёд и мракобесная косность взглядов, оголтелая религиозность и светская устремлённость идей. Такое пёстрое сочетание, которым характеризовалась культура Украины XVII века, сложилось в силу ряда обстоятельств.

  • К XIV веку украинские земли окончательно освободились от татаро-монгольского ига, то есть значительно раньше, чем «великорусские» территории. Правда, сильно радоваться коренным жителям бывшей Киевской Руси не пристало: страна была разграблена, производительные силы, а именно – богатые и образованные князья и бояре – в значительной мере уничтожены. Кроме того, свято место пусто не бывает, и освободившуюся территорию заняли представители более развитых соседних стран – Польши, Литвы, Венгрии.Руководящую роль, видимо, играли литовцы, которые в этнографическом и культурном смысле представляли собой народ более «молодой», чем восточные славяне (которые и в землях Украины предпочитали называть себя русскими); поэтому литовцы предпочли «новину не вносить, старину не рушить», то есть не стали упразднять привычный русским жизненный уклад и древнерусское законодательство, а наоборот – активно воспринимали основы славянской культуры и даже приняли православие. Но под влиянием западных соседей литовцы восприняли европейское просвещение, и постепенно хозяйственная, политическая и культурная жизнь Украины были во многом переустроены на европейский лад.
  • Развитие народно-освободительного движения, носящего преимущественно крестьянско-казацкий характер. Украинские низшие слои населения, принадлежавшие к восточнославянской народности, чувствовали себя покорёнными. Литовцы и поляки, а также ополяченная «русская» элита, по мнению крестьян, присвоили себе принадлежащие православному народу средства и распоряжаются ими неправедно, по крайней мере – не в интересах «автохтонного» населения. Крестьяне и казаки в большинстве своём были людьми малограмотными, тёмными и суеверными, что и отложило отпечаток на культурную жизнь Украины.
  • Некоторая изолированность украинских земель от центров европейской культурной жизни. Творческие, философские и технологические завоевания европейской цивилизации приходили на Украину с определённым опозданием. Вообще для всего этого региона Восточной Европы наблюдается строгая градация по уровню цивилизации. В белорусских землях в XVI веке вовсю господствовало европейское Возрождение, Украина в это же время осваивала по большей части культуру позднего Средневековья, а в России царило мрачное и беспросветное раннее Средневековье, а в некоторых районах едва ли не первобытнообщинный строй. Из-за этого имела место и своеобразная культурная фильтрация: европейская культура проникала на Украину и в Белоруссию в «ополяченном» виде, а затем, в XVII веке, она проникала в Московское государство уже в украинизированной форме: Симеон Полоцкий, Памво Берында и многие другие московские «учёные люди» приехали в Москву с Украины.

Полемическая культура Украины XIV – XVII веков

Средневековая культура Украины в силу сложившихся обстоятельств была сильно полемизированной. Выдающиеся памятники украинской литературы представлены по большей части полемическими сочинениями, в которых отстаивалось преимущество православной веры над католической (или наоборот), проклинались или, наоборот, поддерживались униаты, заключившие так называемую Брестскую унию.

Полемика, однако, не перерастала в общекультурную конфронтацию: так, один из самых образованных украинцев, князь Острожский, покровительствовал деятельности именно православных писателей и ремесленников, включая сбежавшего из дикой татарской Москвы печатника и оружейника Ивана Фёдорова. Православные художники пытались совместить византийские иконописные каноны с достижениями европейского изобразительного искусства, а также осваивали собственно гражданскую живопись.

Старые украинские церкви древнерусского образца и свежевыстроенные храмы в ренессансном и барочном стилях переходили то к православным, то к католикам, то к униатам. За этой полемической культурой Украины скрывалась острая политическая борьба между коренным украинским населением и европейцами, воспринимавшимися как захватчики.

В одном строю с полемикой шла и схоластика. Основанные Петром Могилой «братские школы», одна из которых ко второй половине XVII века переросла в Киево-Могилянскую академию, сосредоточивали свою деятельность в схоластических спорах, в которых в большой мере погрязли.

Реальная цель схоластических споров – желание предотвратить «духовную диверсию»: скрупулёзно исследуя вероучение, права человека в соответствии со «священным писанием», образованные православные священники пытались, преодолевая первобытную дикость, определить для верующих максимальную «цивилизационную дозу», которая позволяла бы принявшему её человеку всё ещё именоваться православным.

Культура Украины XVII – XVIII веков

Украинская культура в эти века подверглась взаимовлиянию с культурой московской. С одной стороны, учёные, писатели, архитекторы и художники охотно приезжали в Московское государство и даже специально приглашались Алексеем Михайловичем, опять-таки с той же целью: воспринять европейскую цивилизацию как бы «в обход» католических и протестантских миссионеров.

С другой стороны, войдя в состав Российского государства, Украина восприняла и последующую русскую культуру, перекроенную Петром на западный лад. И так называемое «украинское барокко», культурно представлявшее собой не что иное, как ранний Ренессанс, в XVIII веке резко превратилось в барокко настоящее. Начало этому положил, видимо, Мазепа, в своём письме к Петру попросивший прислать ему из Москвы архитектора Осипа Старцева.

Видео: История культуры Украины

Вторая половина XVII века в истории Украины. Вторая половина XVII века в истории Украины была преисполнена отчаянными спорами относительно общественного устройства страны, социально-экономическими проблемами, борьбой правящих гетманов с многочисленными претендентами на гетманскую булаву.

Большинство преемников Хмельницкого не имели ни его популярности и авторитета, ни управленческого таланта. Поэтому эти правители постоянно искали «покровителей» для Украины, легко поддавались влиянию хищников-соседей или приспосабливались к смене обстоятельств. Правили они большей частью недолго. Многие из них руководствовались не столько государственными, сколько своими собственными интересами.

Следствием этого стали чужеземная интервенция и захват украинских земель, политический кризис, экономическая разруха и гражданская война. Украинское общество раскололось почти сразу после смерти Хмельницкого. Его преемник, Иван Выговский, столкнувшись с проявлениями агрессивной политики Московии, вынужден был искать союза с недавним врагом украинцев - Речью Посполитой.

В 1658 году он разбил под Конотопом 150-тысячное московское войско, а потом заключил с Польшей Гадячский трактат, предусматривавший автономию Украины. Но воспользоваться этим соглашением гетман не смог, так как против него восстала казацкая старшина, обвинившая его в том, что «он продает Украину полякам». Это событие стало причиной братоубийственной войны, которая только в1659 году стоила украинцам около 50 тысяч жизней, а самому Выговскому - гетманской булавы.

Гражданская война, то утихая, то разгораясь с новой силой, пылала в Украине на протяжении 1656-1665 и 1668-1689 годов. Описывая эти события в послании к королю Яну Казимиру, польский магнат Потоцкий свидетельствовал: «…украинцы сами себя поедают, одно село воюет с другим, сын отца, а отец сына грабит». После отречения Выговского власть в Украине приподдержке московского царя перешла к сыну Богдана Хмельницкого Юрию. Этот 18-летнийюноша, совсем молодой и не обладавший талантом правителя, к тому же слабый здоровьем, сразу подписал с Москвой новый, фактически кабальный для украинцев вариант Переяславского соглашения.

Отныне русские гарнизоны были размещены во всех крупных городах Украины, а гетман, лишенный права вести внешнюю политику без царского разрешения, превратился в марионетку, игрушку в руках чужестранцев. Именно при наследнике Хмельницкого Украина потеряла свою целостность.

Согласно подписанному в 1667 году между русскими и поляками Андрусовскому миру левобережная часть государства оставалась под властью Московии, а правобережная - снова вошла в состав Речи Посполитой. Что же касается земель, на которых располагалась Запорожская Сечь, то они перешли под двойное польско-московское управление. Это был первый, но, к сожалению, не последний случай раздела нашей страны.

Ужасные последствия этой политической катастрофы украинский народ испытывал на себе на протяжении почти 300 лет. Оставив гетманскую должность, Юрий Хмельницкий ушел в монастырь. Тем временем Украину охватила гетманская круговерть. За непродолжительный промежуток времени гетманская булава побывала в руках Павла Тюри, и снова Юрия Хмельницкого - на Правобережье, и Якова Сомко, Ивана Брюховецкого, Демьяна Многогрешного и Ивана Самойловича - на Левобережье. Большинство из этих политических деятелейбыли ставленниками или русского царя, или поляков и беспрекословно выполняли их указания, еще более ухудшая жизнь украинского народа.

Изменить положение пытался . Он провел ряд реформ, положительно сказавшихся на обстановке внутри страны. Такой же взвешенной была и внешняя политика гетмана. Воспользовавшись давней задумкой Богдана Хмельницкого, Дорошенко заключил союз с Турцией. Затем осенью 1667 года объединенное войско казаков и турок напало в Галиции на польскую армию, что заставило короля Яна Казимира предоставить гетману широкую автономию. Закрепившись на Правобережье, перешел с войском на левобережную часть Украины, устранил с гетманского поста Ивана Брюховецкого и объединил под своей властью все государство.

Боевые подвиги Ивана Сирко воспеты во многих казацких думах, народных песнях и легендах. Именно с его именем историческая традиция связывает и знаменитый ответ запорожцев турецкому султану Магомету IV на его требование покориться Оттоманской империи. В письме к нему казаки, в частности, писали: «Не будешь ты сынiв христіянських під собой маты, твойого війска мы не боїмся, землею і водою будем биться з тобою,..» По легенде, получив это письмо, султан издал специальный фирман(указ), чтобы во всех мечетях молили Аллаха о погибели Ивана Сирко.

Значительную роль в этих событиях сыграла казацкая старшина, среди которой особенно выделялись соратники Богдана Хмельницкого - Иван Богун и Иван Сирко.

Посвятив всю свою жизнь борьбе с врагами украинского народа, они принимали участие в решающих битвах с иноземными захватчиками. В частности, о преданности делу освобождения народа от гнета, необыкновенной храбрости, организационном и военном таланте Ивана Сирко свидетельствует хотя бы тот факт, что запорожцы восемь раз избирали его кошевым атаманом. Этого казацкого предводителя очень уважали в войске. За свою жизнь он участвовал более чем в ста военных походах и потерпел поражение только один раз. А еще любили его и за то, что был он простого происхождения - родом из казацкой слободы Артемовка под Мерефой, что на Харьковщине. (Существуют и другие предположения относительно места рождения Сирко: село Грушевка на Днепропетровщине или Подолье - ныне Винницкая область.)

Но, несмотря на поддержку Ивана Сирко и других казацких предводителей, удержать завоеванные позиции не смог. Вскоре против него поднялись претенденты на гетманскую должность, которых подстрекали россияне, поляки и татары.

Снова разгорелась междоусобная борьба, о которой Сирко с горечью говорил: «Теперь у нас четыре гетмана: Самойлович, Суховей, Ханенко, Дорошенко, и ни от кого ничего доброго нет: дома сидят и только христианскую кровь проливают за гетманство, за имения, за мельницы». Вследствие внутренних спорови политических посягательств на Украину в 1686 году после заключения между Россией и Польшей так называемого «вечного мира» она снова и надолго была разделена между соседними государствами. Соглашение 1686 года И. Я. Франконазвал «диким договором», который почти на 100 лет узаконил существование «двух Украин». Кстати, чтобы оставить за собой Киев, русский царь уплатил за него Речи Посполитой 146 тысяч золотых рублей. Левобережье, которое украинцы называли Гетманщиной, а россияне - Малороссией, отошло под власть Москвы; Правобережье досталось Польше. В руках турок осталась только Северная Буковина, а население западных Карпат находилось под властью венгров. Что же касается Запорожской Сечи, то в конце XVII века она постепенно потеряла свое значение как оплот казачества и полностью перешла под крыло Российской империи.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!