От европейской к мировой войне. Экспансионистские претензии Италии

Угроза начала Второй Мировой войны возникла сразу после завершения Первой Мировой войны, несмотря на стабильные пацифистические настроения некоторых европейских государств и США.

Предпосылки развязки Второй Мировой войны

Послевоенный передел мира в начале 20-х годов немало ущемил экономические и территориальные интересы побежденных государств, а также национальную гордость их граждан. С 20-х годов 20 века, Германия и Италия не рассматривались мировым содружеством как потенциальные политические лидеры: страны были обременены выплатами репараций.

Тем не менее, с установлением в поверженных государствах тоталитарных режимов, их национальная экономика начала стремительно укрепляться, вместе с ней активно возрастал уровень военной промышленности. Манипулируя национальными настроениями масс, фашистские лидеры готовили благодатную почву для развязки новой войны, делая основной акцент на пропагандистском воспитании молодого поколения.

Добавило масла в огонь противостояние и падение могущественных империй - Российской и Австр. - Венгерской, на развалинах которых, было образовано более десятка новых государств с весьма спорными границами. Наряду с европейскими государствами, претензии со стороны Германии выдвигались также к Советской России.

Помимо территориальных раздоров между странами стоял и идеологический вопрос. В планы А. Гитлера не входило строительство социалистического мирового общества, идеи которого активно внедрял Сталин. Также советский вождь представлял собой и значительную конкуренцию для фюрера, который не собирался разделять ни с кем лавры своей славы и влияния.

Начало военных действий

На своей первоначальной стадии Вторая Мировая война носила характер внутриконтинентального противостояния, о чем ярко говорит нейтральная позиция США, правительство которых зареклось вмешиваться во внутренние междоусобицы европейцев. Первой жертвой фашистской агрессии стала Польша - наиболее уязвимое государство, так как не обладало ни военным потенциалом, ни политическим весом в Европе.

На территорию государства немецко-фашистские войска вторглись 1 сентября 1939 года, в это же день в войну вступили Франция и Англия, которые имели военные соглашения с польским правительством. Спустя месяц, 6 октября польские войска безоговорочно капитулировали.

Гитлер инициировал проведение конференции, на которой мировые лидеры должны были ратифицировать соглашение о разделе польских земель. Фактически это был единственный шанс предотвратить масштабы будущих военных действий, однако европейские правительства ответили отказом, что значительно усилило агрессию нацистов.

Европейский блицкриг и вторжение в Азию и Африку

Весной 1940 года немецко-фашистская армия приступила к захвату европейских государств. В ходе Датско-норвежской и Франкской кампании, гитлеровские войска в течении нескольких месяц смогли установить оккупационные ражими во всех европейских государствах. Следует заметить, что агрессор не столкнулся с видимым сопротивлением - страны-лидеры, которые на протяжении многих лет кичились своим военным потенциалом, сдались фашистам фактически без боя.

Так в течении нескольких недель была захвачена Великобритания и Франция. Капитуляция Европы открыла фашистам путь на территорию Балкан, Африки и Азии. В итоге проведения Иракской, Греческой, Сирийской и Югославской операций, в первой половине 1941 года немецкие оккупационные режимы были установлены в большинстве государств континента.

В этот период главный союзник фашистов, милитаристская Япония, начинает активно вливаться в противостояние, разворачивая боевые действия на территории Китая и Таиланда. В начале 1941 года войну фашистской Германии объявила Австралия и Новая Зеландия, хотя де-факто правительства этих государств не спешили вступать в военные действия.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: На путях ко Второй Мировой Войне: Италия и Германия, Лига Наций, СССР
Следующая тема:   Антифашистская коалиция и итоги второй мировой войны

Отсчет времени второй мировой войны начался 1 сентября 1939 г. с нападением Германии на Польшу. Вслед за этим, 3 сентября 1939 г., войну Германии объявили Великобритания и Франция.

Первый этап войны, 1939-1941 гг. На первом этапе войны Германия, используя непривычные для союзников методы «блицкрига» (молниеносной войны, где роль главной ударной силы отводилась танковым и механизированным соединениям, обходящим укрепленные рубежи и громящим тылы противника), поставила под свой контроль почти всю Западную Европу. Большую роль сыграл дружественный по отношению к Германии нейтралитет СССР, который, используя войну в Европе, продвинул свои границы на запад на 250-300 км, укрепил собственную военную мощь.

Убедившись в неспособности польской армии сдержать наступление вермахта, советское руководство 17 сентября ввело войска на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины. 28 сентября 1939 г. между СССР и Германией был подписан новый договор о дружбе и границе. В совместном Заявлении правительства двух стран утверждали, что с распадом Польши исчезают основания для продолжения войны Англии и Франции против Германии. Германия и СССР обязывались консультироваться о совместных мерах по обеспечению мира. Зарубежным секциям Коминтерна, включая Коммунистическую партию Франции, были даны задания - разоблачать правительства своих стран как виновников продолжения войны. Это поставило зарубежных коммунистов в крайне двусмысленное положение.

В ноябре 1939 г. СССР, под тем предлогом, что его территория подверглась обстрелу со стороны Финляндии, начал против нее военные действия. В городе Териоки было создано марионеточное правительство Финляндии во главе с одним из руководителей Коминтерна О. Куусиненом. Однако расчет на быструю победу и превращение Финляндии в зависимое государство не оправдался.

Советско-финская война затянулась, поставив СССР на грань конфликта с Великобританией и Францией. Они воздерживались от активных действий против Германии, считая их бессмысленными. В то же время военное руководство стран Запада, признавая СССР «невоюющим союзником» Германии, готовилось к войне и с ним. Началась подготовка к боевым действиям в Закавказье, намечалась посылка экспедиционного корпуса на помощь Финляндии. Это побудило СССР поспешить с заключением мира, который был подписан в марте 1940 г. Советскому Союзу удалось добиться исправления границ в свою пользу, но ему пришлось отказаться от надежд на подчинение Финляндии. Экспедиционный же корпус союзников в апреле 1940 г. был направлен в Норвегию, куда, как и в Данию, вторглись германские войска.

В мае 1940 г. началось наступление германских войск во Франции. Танковые и механизированные дивизии Германии, пройдя через территорию Бельгии и Голландии, вышли в тыл англо-французским войскам, не готовым вести мобильную войну. Крупная их группировка была прижата к морю в районе Дюнкерка и эвакуирована в Англию. Дезорганизованное французское командование утратило волю к продолжению борьбы, Париж был объявлен открытым городом и сдан без боя. Поверив в способность Германии победить, 10 июня войну Англии и Франции объявила Италия. 22 июня 1940 г. Франция капитулировала.


Поражение Франции изменило ситуацию в Европе, почти полностью оказавшейся под контролем Германии. С минимальными потерями, менее 100 тыс. человек, Германия присоединила к себе территории с населением 27 млн. человек, захватила больше трофейного вооружения, чем у нее было в начале войны. В сентябре 1940 г. был подписан Тройственный пакт - соглашение о военном союзе Германии, Японии и Италии. Вскоре к нему присоединились Венгрия, Румыния, Словакия и Болгария. Единственным воюющим ее противником оставалась Великобритания, которую в ходе «битвы за Англию» Германия пыталась сломить воздушными налетами и морской блокадой.

Молниеносный разгром Франции был неожиданным для руководства СССР, которое, исходя из опыта первой мировой войны, полагало, что война приобретет затяжной характер. В изменившихся условиях Советский Союз ускоренными темпами начал устанавливать контроль над определенной ему сферой интересов. В тот же день, когда пал Париж, 14 июня, СССР обвинил правительства стран Прибалтики в нарушении условий договоров о взаимопомощи, навязанных им в 1939 г., и добился от них согласия на размещение своих войск на их территории. Менее чем через месяц в Литве, Латвии и Эстонии, в условиях фактической оккупации, к власти пришли коммунисты. Эти государства были провозглашены Советскими республиками и приняты в состав СССР. Сразу после капитуляции Франции Советский Союз, сконцентрировав крупные силы на границе Румынии, добился передачи ему Бессарабии.

В 1940 г. советская дипломатия вновь оказалась перед сложным выбором. В ноябре 1940 г. в ходе визита министра иностранных дол СССР В.М. Молотова в Берлин ему было сделано предложение о присоединении Советского Союза к Тройственному пакту. Это предполагало, что СССР должен будет принять участие в войне с Англией, вознаградив себя возможностью экспансии в сторону «Южных морей», в направлении Ирана и Индии. Если бы эти предложения были приняты, то после поражения Англии безопасность СССР оказалась бы в зависимости от планов лидеров Германии и Японии, которые уже не раз показывали, что международные обязательства для них мало что значат. Серьезные опасения у руководства СССР вызывало включение в систему союзов Германии стран Восточной Европы и Финляндии.

Нападение Германии на СССР. История нападения Германии на СССР 22 июня 1941 г. до сих пор хранит немало загадочных страниц. Столкновение между ними было неизбежно, поскольку А. Гитлер рассматривал покорение Западной Европы как прелюдию к реализации главной своей идеи - создания «жизненного пространства» на Востоке. На совещании верхушки генералитета Германии 23 ноября 1939 г. А. Гитлер заявил о выступлении против России после того, как будет покончено с сопротивлением на Западе. Утверждение А. Гитлером плана «Барбаросса», предполагавшего молниеносный разгром СССР до завершения войны с Англией, последовало незамедлительно после отказа Советского Союза от вступления в Тройственный пакт.

Официальная версия фашистской пропаганды состояла в том, что нападение на СССР носило упреждающий характер, поскольку последний якобы готовил вторжение в Западную Европу. Эта версия не подтверждается фактами.

СССР начал активно готовиться к войне, которая считалась неизбежной, с начала 1930-х гг., при этом конкретный противник не был определен. Советская военная доктрина исходила из того, что ответом на любое нападение будет сокрушительный контрудар, в результате которого война будет перенесена на территорию агрессора. Как и у Германии, основой ударной мощи Красной Армии были крупные механизированные соединения, способные к стремительному наступлению. Большая роль отводилась политическому фактору - друзьям СССР, влияние которых сильно преувеличивалось.

В 1941 г. СССР продолжал осуществлять меры по укреплению своей военной мощи. Перевооружение армии новой техникой (в частности, танками Т-34 и KB, которые превосходили немецкие) должно было завершиться в 1942 г. В начале 1941 г. как правительства США и Великобритании, так и советская разведка предупредили И.В. Сталина о возможности нападения Германии на СССР. Эти предупреждения были восприняты с недоверием. Тем не менее, в апреле 1941 г. в СССР было призвано 800 тыс. резервистов. В мае в одном из выступлений И.В. Сталина прозвучала мысль о том, что интересам СССР не отвечает полная гегемония Германии в Европе. Если даже допустить, что лидеры Германии истолковали это как показатель намерения СССР первым атаковать страны Тройственного пакта, то это не отменяет того факта, что сама Германия начала подготовку к вторжению намного раньше. Операция таких масштабов, как «Барбаросса», требовала многомесячной подготовки и не могла быть осуществлена экспромтом.

Основной причиной выбора СССР в качестве объекта нападения в 1941 г. была убежденность германского командования в том, что, хотя боеспособность Красной Армии невелика, она может существенно возрасти в течение ближайших нескольких лет за счет переоснащения новой техникой, улучшения подготовки командного состава.

То, что для СССР агрессия со стороны Германии оказалась внезапной, относится к одному из величайших просчетов И.В. Сталина. Он недооценил серьезность предостережений о готовящемся нападении, запретил принимать меры по повышению боеготовности приграничных округов, боясь спровоцировать немцев на нападение. Он считал, что источником слухов о войне является Англия, заинтересованная в столкновении между СССР и Германией. Он недооценивал мощь Германии, не верил в ее способность воевать на нескольких фронтах. В апреле 1941 г. Германия и Италия захватили Югославию и Грецию, в мае германские войска выбили англичан с острова Крит, шли боевые действия в Северной Африке. Лидеры СССР не могли даже представить себе, что германский генералитет считал Красную Армию настолько слабой в военном отношении, что полагал возможным уничтожить ее за три месяца.

Внезапность нападения привела к тому, что значительная часть советской авиации была уничтожена на аэродромах, управление войсками и их снабжение оказались нарушены. Но это было не единственной причиной катастрофических неудач СССР в начале войны. Армия была ослаблена репрессиями 1937-1938 гг., в ходе которых она лишилась большинства опытных командиров. Укрепления на старой границе 1939 г. были демонтированы, новые рубежи еще не были укреплены. Доктрина, предполагавшая, что вторгнувшийся противник будет разгромлен контрударом, требовала, чтобы силы прикрытия границы были развернуты в готовности к наступательным, а не оборонительным действиям. Из-за этого при внезапном нападении они понесли огромные потери. Не было учтено, что германское командование уже накопило опыт внезапных, массированных ударов, сумев летом 1940 г. застать врасплох даже воюющую с Германией Францию. Попытка контрнаступления советских войск, предпринятая в первые дни войны, облегчила немцам окружение и уничтожение основных сил Красной Армии.

Создание антигитлеровской коалиции. Агрессивная политика держав Тройственного пакта стала предпосылкой возникновения союза стран со столь разными интересами, что в иных условиях он был бы невозможен. Однако после нападения Германии и ее союзников на СССР для него, как ранее и для Великобритании, на первый план вышли интересы защиты жизни собственных граждан, сохранения независимости.

С нападением Германии на СССР премьер-министр Великобритании У. Черчилль и президент США Ф.Д. Рузвельт заявили о своей солидарности с ним.

Непосредственной угрозы территории США не возникало, тем не менее, правящие круги этой страны прекрасно понимали, что победа Германии в Европе в недалеком будущем создаст серьезную угрозу и Америке. Несмотря на сильные изоляционистские настроения в марте 1941 г., сенат США принял закон о ленд-лизе. Согласно этому закону США предоставляли помощь государствам, сопротивление которых агрессии признавалось жизненно важным для обороны самих Соединенных Штатов. Поставки по ленд-лизу подлежали оплате после войны лишь в том случае, если они не были израсходованы в военных целях. Таким образом, хотя США не спешили вступать в войну, они играли роль невоюющего союзника Великобритании.

В августе 1941 г. США и Великобритания подписали декларацию о принципах сотрудничества во время и после войны (Атлантическая хартия). В этом документе стороны принимали на себя обязательства не стремиться к территориальным или другим приобретениям, уважать право народов избирать себе форму правления, стремиться к восстановлению суверенных прав тех народов, которые были лишены их насильственным путем. Они выразили свою приверженность принципам равного доступа всех стран к торговле и мировым сырьевым источникам, обеспечения народам высокого уровня жизни, экономического развития и социальной обеспеченности, прочного мира. В сентябре 1941 г. СССР принял основные принципы Атлантической хартии, в ноябре на него был распространен закон о ленд-лизе.

Вступление в войну США и окончательное оформление антигитлеровской коалиции ускорила развязанная Японией война на Тихом океане.

После заключения советско-германского договора о ненападении (1939) Япония пошла на урегулирование конфликта с СССР и Монголией, продолжала войну с Китаем и выжидала развития событий в Европе. С поражением Франции Япония поставила под свой контроль бывшую французскую колонию Индокитай. Затруднительное положение Англии побудило правящие круги Японии, претендующей на господство в Азиатско-Тихоокеанском регионе, сделать выбор в пользу экспансии в южном направлении. В итоге этого выбора в апреле 1941 г. Япония подписала с Советским Союзом договор о нейтралитете. Хотя у руководства СССР не было уверенности в том, что этот договор будет соблюдаться, все же отчасти он обеспечил безопасность Дальнего Востока.

7 декабря 1941 г. японский флот атаковал Пёрл-Харбор, основную базу флота США в Тихом океане, потопив или повредив большую часть крупных судов. Одновременно были атакованы английские колонии в Азии. В войну оказались вовлечены все крупные державы мира.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

«Польша снова подверглась вторжению тех самых двух великих держав, которые держали ее в рабстве на протяжении 150 лет, но не могли подавить дух польского народа. Героическая оборона Варшавы показывает, что душа Польши бессмертна <...> Россия проводит холодную политику собственных интересов. Мы бы предпочли, чтобы русские армии стояли на своих нынешних позициях как друзья и союзники Польши, а не как захватчики. Но для защиты России от нацистской угрозы явно необходимо было, чтобы русские армии стояли на этой линии <...> Я не могу вам предсказать, каковы будут действия России. Это такая загадка, которую чрезвычайно трудно разгадать, однако ключ к ней имеется. Этим ключом являются национальные интересы России. Учитывая соображения безопасности, Россия не может быть заинтересована в том, чтобы Германия обосновалась на берегах Черного моря или чтобы она оккупировала Балканские страны и покорила славянские народы Юго-Восточной Европы. Это противоречило бы исторически сложившимся жизненным интересам России».

«Статья 1. Япония признает и уважает руководство Германии и Италии в деле создания нового порядка в Европе. Статья 2. Германия и Италия признают и уважают руководство Японии в деле создания нового порядка в великом восточно-азиатском пространстве.

Статья 3. Германия, Италия и Япония согласны сотрудничать на указанной выше основе. Они берут на себя обязательство поддерживать друг друга всеми политическими, хозяйственными и военными средствами, в случае если одна из трех Договаривающихся Сторон подвергнется нападению со стороны какой-либо державы, которая в настоящее время не участвует в европейской войне и в китайско-японском конфликте.

Статья 4. Для осуществления данного пакта немедленно будут созданы общие технические комиссии, члены которых будут назначены правительствами Германии, Италии и Японии. Статья 5. Германия, Италия и Япония заявляют, что данное соглашение никоим образом не затрагивает политического статуса, существующего в настоящее время между каждым из трех участников соглашения и Советским Союзом».

«Президент Соединенных Штатов Америки и премьер-министр Черчилль, представляющий правительство его величества в Соединенном Королевстве, после совместного обсуждения сочли целесообразным обнародовать некоторые общие принципы национальной политики их стран - принципы, на которых они основывают свои надежды на лучшее будущее для мира:

1) их страны не стремятся к территориальным или другим приобретениям;

2) они не согласятся ни на какие территориальные изменения, не находящиеся в согласии со свободно выраженным желанием заинтересованных народов;

3) они уважают право всех народов избирать себе форму правления, при которой они хотят жить; они стремятся к восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путем;

4) соблюдая должным образом свои существующие обязательства, они будут стремиться обеспечить такое положение, при котором все страны, великие или малые, победители или побежденные, имели бы доступ на равных основаниях к торговле и к мировым сырьевым источникам, необходимым для экономического процветания этих стран;

5) они стремятся добиться полного сотрудничества между всеми странами в экономической области с целью обеспечить для всех более высокий уровень жизни, экономическое развитие и социальное обеспечение;

6) после окончательного уничтожения нацистской тирании они надеются на установление мира, который даст возможность всем странам жить в безопасности на своей территории, а также обеспечить такое положение, при котором все люди во всех странах могли бы жить всю свою жизнь, не зная ни страха, ни нужды;

7) такой мир должен предоставить всем возможность свободно, без всяких препятствий плавать по морям и океанам;

8) они считают, что все государства мира должны по соображениям реалистического и духовного порядка отказаться от применения силы. Поскольку никакой будущий мир не может быть сохранен, если государства, которые угрожают или могут угрожать агрессией за пределами своих границ, будут продолжать пользоваться сухопутными, морскими и воздушными вооружениями, они считают, что впредь до установления более широкой и надежной системы всеобщей безопасности такие страны должны быть разоружены. Они будут также помогать и поощрять все другие осуществимые мероприятия, которые облегчат миролюбивым народам избавление от бремени вооружения».

«Теперь является важным, чтобы мы не раскрывали своих целеус-тановок перед всем миром. Это к тому же совсем не нужно. Главное, чтобы мы сами знали, чего мы хотим <...>

В основном, дело сводится к тому, чтобы освоить огромный пирог, с тем, чтобы мы, во-первых, овладели им, во-вторых, управляли и, в-третьих, эксплуатировали <...> Самое основное:

создание военной державы западнее Урала не может снова стать на повестку дня, хотя бы нам для этого пришлось воевать сто лет. Все последователи фюрера должны знать: империя лишь тогда будет в безопасности, если западнее Урала не будет существовать чужого войска. Защиту этого пространства от всяких возможных опасностей берет на себя Германия. Железным законом должно быть: «Никогда не должно быть позволено, чтобы оружие носил кто-либо иной, кроме немцев».

«Было бы хорошо, если бы все понимали, что означает тот факт, что мы, 83 миллиона немцев <...> должны справиться с 200 миллионами русских <...>

Надо учиться у англичан не на теории, а на практике, учиться тому, как они обращались с индусами. Мы должны вообще научиться тому, чтобы один человек германского происхождения был в состоянии без всякой помощи владычествовать над областью со 100 тысячами людей. Из этих 100 тысяч работоспособных будет, наверное, тысяч 50. В их распоряжении будут камни, дерево, солома, зерно, скот. Пусть они строят себе из этого свой собственный рай, но господствовать должен немец <...> В течение 20 лет мы должны германизировать и заселить Белоруссию, Эстонию, Латвию, Литву, Ингерманландию и Крым».

Из доклада рейхсфюреру СС «К вопросу о будущем обращении с русским населением», 27 апреля 1942 г.:

«А) Прежде всего надо предусмотреть разделение территории, населяемой русскими, на различные политические районы с собственными органами управления, чтобы обеспечить в каждом из них обособленное национальное развитие <...> Русскому горьковского генерального комиссариата должно быть привито чувство, что он чем-то отличается от русского из тульского генерального комиссариата. Нет сомнения в том, что такое административное дробление русской территории и планомерное обособление отдельных областей является одним из средств борьбы с усилением русского народа.

Б) Вторым средством, еще более действенным, чем мероприятия, указанные в пункте «А», является ослабление русского народа в расовом отношении <...>

Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот германскому руководству. Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается, как свидетельствует вековая история этих областей, в руководстве <...> В) Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев. То же самое относится, между прочим, к чрезвычайно плодовитым районам Кавказа, а в будущем, частично, и к Украине. Пока мы заинтересованы в том, чтобы увеличить численность украинского населения в противовес русским. Но это не должно привести к тому, что место русских займут со временем украинцы. Для того чтобы избежать в восточных областях нежелательного для нас увеличения численности населения, настоятельно необходимо <...> сознательно проводить политику на сокращение населения. Средствами пропаганды, особенно через прессу, радио, кино, листовки, краткие брошюры, доклады и т.п., мы должны постоянно внушать населению мысль о том, что вредно иметь много детей. Нужно показывать, каких больших средств стоит воспитание детей и что можно было бы приобрести на эти средства. Нужно говорить об опасности для здоровья женщины, которой она подвергается, рожая детей, и т.п. Наряду с этим должна быть развернута широчайшая пропаганда противозачаточных средств. Необходимо наладить широкое производство этих средств. Распространение этих средств и аборты ни в коей мере не должны ограничиваться <...> Следует пропагандировать также добровольную стерилизацию, не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей уходу за грудными детьми и профилактическим мерам против детских болезней. Следует сократить до минимума подготовку русских врачей по этим специальностям, не оказывать никакой поддержки детским садам и другим подобным учреждениям. Наряду с проведением этих мероприятий в области здравоохранения не должно чиниться никаких препятствий разводам. Не должна оказываться помощь внебрачным детям. Не следует допускать каких-либо налоговых привилегий для многодетных, не оказывать им денежной помощи в виде надбавок к зарплате».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие основные события характеризуют первый этап второй мировой войны 1939-1941 гг.? Определите в них место и роль СССР.

2. В чем состоял трагизм ситуации 1941 г.? Каковы были причины неудач СССР в первые месяцы его участия в войне?

3. Как складывалась антигитлеровская коалиция? Как определяли свои цели в войне государства антигитлеровской коалиции и страны Тройственного пакта?

4. Какое будущее готовил фашизм народам СССР? Охарактеризуйте программу «освоения» его территории Германией.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ № 1925

Методическая разработка:

Конспект урока по всеобщей истории

.

Учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии №1925 – Ивакин М.В.

Москва 2015

Методическая разработка урока по всеобщей истории

«На путях ко Второй мировой войне» . ( 11кл.)

проблемно-диалогическая технология (как доминирующая)

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1-2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях .

*Раскрыть процесс разрушения Версальско-Вашингтонской системы и роль в этом государств- агрессоров (Германия, Италия, Япония), Франции и Англии.

*Выявить неспособность Лиги Наций в предотвращении новой войны и создании системы коллективной безопасности.

*Закрепление понятий: пацифисты, милитаристы, Антикоминтерновский пакт, Версальская система международных отношений, система коллективной безопасности.

Линия 3ЛР. Историческое мышление.

Выявить причины и последствия разрушения Версальской системы международных отношений

Линии 4-5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Дать возможность определить свою позицию по отношению к действиям политических лидеров того времени.

(1-3 линии направлены на формирование познавательных УУД 4-5 линии – личностные УУД)

Учебная проблема:

Краткий конспект урока

Этапы поиска решения учебной проблемы

Пункта плана

Факты (ранее изученные и содержащиеся в тексте §), которые можно использовать для решения проблемы

1 Война или мир?

Факты, свидетельствующие о возможности мирного развития:

1.Страшные последствия Первой мировой войны

2.Тысячи сторонников мира

3. Деятельность Лиги Наций

4. Договор об отказе от войны как способа ведения политики.

Международные противоречия, которые стали причинами Второй мировой войны:

1.Милитаристы – сторонники войн.

2.Разработка новых видов танков, самолетов, автоматов….

3.Противоречивая Версальская система.

4.Борьба колоний за независимость.

5. Агрессивные планы

2. Разрушение Версальской системы

1. Япония выходит из Лиги Наций, чтобы проводить политику «железа и крови»

2. Мечты коммунистов о мировом Союзе социалистических республик

3.Попытки СССР, Англии, Франции создать в Европе систему коллективной безопасности.

4. Политика «умиротворения» Германии

5. Захват Италией Эфиопии.

Несогласованность действий Англии, Франции и СССР и агрессивная внешняя политика фашистских стран приводит к распаду Версальской системы

3.Скрытое начало войны

Фашистские страны

1. Заключение Германией, Италией и Японией Антикоминтерновского пакта.

2. Мятеж генерала Франко в Испании. Гражданская война (военная помощь Германии и

Италии) Фашисты одержали победу.

3. Аншлюс Австрии.

4. Мюнхенское соглашение (раздел Чехословакии)

5. Италия захватывает Албанию.

7.Япония напала на Монголию.

8. Требования Гитлера отдать Германии часть Польши.

Антифашистские силы

1. Продолжение политики «умиротворения» Англией и Францией.

2. После долгого затягивания Англией и Францией создание системы коллективной безопасности,

СССР подписывает

Договор о ненападении с

Германией.

Подробный конспект

Создание проблемной ситуации.

Работа с источниками.

Что представляла собой Лига Наций? В связи, с чем она была создана?

Какую главную цель, судя по отрывку из Устава, преследовали ведущие страны мира, создавая Лигу Наций?

Предполагаемые ответы учеников (далее – « Ученики »):

Лига Наций – первая международная организация, созданная участниками Версальской мирной конференции 1919г.

Оградить мир от всякой войны или угрозы войны.

Учитель : В чём состоит суть вывода, сделанного в конце параграфа?

Ученики : Мир скатывается ко Второй мировой войне.

Формулирование проблемы

Учитель: Какой возникает проблемный вопрос, который мы должны выяснить на уроке?

Ученики : Почему не удалось предотвратить Вторую мировую войну?

Выдвижение гипотез:

Учитель : Какие у вас есть предположения решения проблемы? Какими могли быть причины по которым не удалось предотвратить войну?

Ученики: Выдвигают гипотезы.

Актуализация знаний

Учитель : Установить главные смысловые отличия внутри каждой группы слов.

Задание выполняется письменно. Правила выполнения задания:

Ученики :

Политический режим основанный на:

участии народа в управлении государством

сосредоточении власти в руках одного человека или узкого слоя

сферами общественной и личной жизни

Демократия

тоталитаризм

Идеология, в основе, которой лежит идея

о социалистической революции и диктатуре пролетариата как главных средствах перехода к справедливому обществу

о превосходстве «высшей расы» над другими народами. Подлежащими порабощению или уничтожению

Коммунизм

Фашизм

Учитель : Из чего складывалась Версальская система международных отношений?

Ученики:

    переход от Германии к Франции, Бельгии, Чехословакии, Польше, Дании части территории, потеря заморских колоний

    запрещение иметь Германии армию свыше 100 тыс. человек, подводные лодки, военную авиацию, тяжёлую артиллерию, танки

    запрещение Германии размещать вооружённые силы в Рейнской области

репарации с Германии

Учитель: Каким образом будем искать ответ на поставленный проблемный вопрос? Что мы должны выяснить? (составляется план урока, который учитель фиксирует на доске

Ученики при необходимой педагогической поддержки учителя:

1. В чём заключалась противоречивость международных отношений после Первой мировой войны?

2. Какие три центра силы складывались в мире в 1930-е годы?

3. Почему одному из центров (Германия, Италия, Япония) удалось разрушить Версальскую систему?

4. Почему не смогли объединиться два других центра для предотвращения войны?

Открытие нового знания

Учитель: На основе текста учебника, иллюстраций, выявим всю сложность международных отношений после Первой мировой войны.

Ученики:

    В странах Запада были как сторонники мира (пацифисты, Лига Наций), так и сторонники войн (милитаристы)

    Разработка и создание новых видов вооружения

    Противоречивость самой Версальской системы (недовольство ею Германии и другими побежденными странами, многими европейцами, оказавшимися национальными меньшинствами, народами колоний и зависимых стран).

Учитель: Какие три центра силы складываются в мире в 1930-е годы?

Ученики: 1. Западные демократии (Англия, Франция, США)

2.СССР

3.Тоталитарные диктатуры (Германия, Италия, Япония)

Учитель: Дальнейшая работа будет заключаться в развёрнутой беседе с классом по анализу текста учебника, иллюстраций презентации и карты.

Учитель: Какие очаги будущей мировой войны были созданы странами-агрессорами?

Ученики: Нападение Японии на Китай, приход фашистов к власти в Германии, перевооружение немецкой армии, нападение Италии на Эфиопию.

Учитель: При каком условии можно было остановить стран-агрессоров и сберечь Версальскую систему?

Ученики : Активное противодействие стран, входящих в Лигу Наций странам-агрессорам, создание системы коллективной безопасности.

Учитель : Почему же не была создана система коллективной безопасности, хотя были сделаны в этом направлении определённые шаги – заключены договоры между Францией и СССР, СССР и Чехословакией, часть английских и французских политиков предлагали договориться с СССР о совместном противостоянии германской агрессии?

Ученики : Лидеры Англии и Франции надеялись направить Гитлера против СССР и мирового коммунизма, т.е. врагом №1 для них был не Гитлер, а СССР.

Сталин в 1939г. сместил наркома иностранных дел Литвинова – сторонника коллективной безопасности.

Переговоры между Англией, Францией, СССР в Москве затягивались.

23 августа 1939г. заключен Договор о ненападении между СССР и Германией.

2. Учитель: Во втором варианте логика работы учащихся такая же, как и при составлении таблицы, только эта работа проводится в устной форме при помощи вопросов учителя.

Так, можно поставить задание: По иллюстрациям (презентация) объясните смысл фразы: «В первой половине 1930-х годов возникли очаги войны на Дальнем Востоке, в Европе и в Африке». Используйте как сами иллюстрации, так и подписи к ним.

По тексту учебника по всеобщей истории и учебника «Российская история» определите, как реагировали (отнеслись) к агрессивным действиям Германии, Италии, Японии Англия, Франция, Советский Союз. Чем объяснялась занятая Англией и Францией позиция компромисса по отношению к действиям стран-агрессоров? Как меняется характер внешней политики СССР после прихода в Германии фашистов к власти?

Какую позицию в отношении этих действий стран-агрессоров в 1936 – 1938гг заняли Англия, Франция, Советский Союз?

Ученики : Чемберлен – глава правительства в Англии, Черчилль – лидер партии консерваторов.

Учитель : Какое соглашение с Гитлером имеется в виду, найдите ответ в тексте учебника в чём его суть? На карте найдите территорию Чехословакии, отторгнутую у неё Германией по Мюнхенскому соглашению.

Ученики : Мюнхенское соглашение о передаче пограничных земель Чехословакии Германии

Учитель : Объясните фразу Чемберлена, произнесённую им по возвращении его из Мюнхена: «Я привёз вам мир!» Какую позицию в отношении Мюнхенского соглашения занял Черчилль?

Ученики: Сделана последняя уступка Гитлеру, он не тронет страны Запада (Англию, Францию.

Учитель : По тексту учебника выясните, почему СССР не мог оказать помощь Чехословакии? Почему в 1939г. Англия и Франция пошли на переговоры с СССР? Ответ дайте на основе текста учебника и карты. Почему эти переговоры не дали положительных результатов?

Ученики : Германия, Италия, Япония предпринимают дальнейшие агрессивные действия (оккупация Германией всей Чехословакии, захват Италией Албании, нападение Японии на Монголию – союзника СССР).

Часть английских и французских политиков требует договориться с СССР о совместном противостоянии германской агрессии.

Учитель : Почему Риббентроп – министр иностранных дел Германии - так торопился заключить договор с СССР, что не обратил внимания на обстрел его самолёта советскими пограничниками?

Ученики: Гитлер приготовился к войне против Польши, а Польша – союзник Англии и Франции, следовательно, в случае войны Германии с Польшей, в войну втянутся Англия, Франция. Значит, Гитлеру надо было с помощью договора с СССР обезопасить тыл на Востоке, пока будет идти война против Запада.

Применение нового знания

Учитель: Какой мы можем сделать общий вывод по проблеме, которую мы поставили? Кто является непосредственными инициаторами крушения Версальской системы и развязывания новой мировой войны?

Ученики: Германия, Италия, Япония.

Учитель: Какую роль сыграли Англия и Франция, являющиеся главными участниками Лиги Наций?

Ученики: Своей политикой компромисса, невмешательства они способствовали крушению Версальской системы.

Домашнее задание :

Начавшаяся вторая мировая война принесла много горя мирному населению Европы. Многим в первые годы войны казалось, что фашизм непобедим. О том, почему это происходило, вы прочитаете дома в параграфе, устно подготовьте ответы на вопросы к параграфу. (В зависимости от учебников, он может быть разным)

Не встречая реального противодействия, в марте 1938 г. Гитлер осуществил аншлюс (присоединение к Германии) Ав-стрии . Западные державы рассматривали поглощение Австрии не как акт нацистской агрессии и ревизию Версальского договора, а как шаг на пути «умиротворения» Германии.

Следующей жертвой стала Чехословакия. Воспользовавшись не-решённостью национальных проблем в этой стране, фюрер потребо-вал передачи Германии Судетской области , в основном населённой немцами. В сентябре 1938 г. в Мюнхене состоялась международная конференция глав правительств Германии, Италии, Англии и Фран-ции, на которой западные страны фактически предали своего союз-ника — Чехословакию, согласившись на отторжение от неё промыш-ленно развитых Судетов. Потеряв пограничные укрепления и склады вооружений, чехословацкая армия лишилась возможности оказывать серьёзное сопротивление агрессору. В марте 1939 г. немецкие войска оккупировали Чехию , а в Словакии было создано марионеточное го-сударство. Аншлюс Австрии и захват Чехословакии возвестили пра-вительствам и народам Европы о приближении войны и необходи-мости действенных мер для блокирования германской агрессии.

21 марта 1939 г., спустя неделю после аннексии Чехии , Германия предъявила Польше ультимативные требования о передаче ей «воль-ного города» Данциг и предоставлении экстерриториального права на строительство автострады и железной дороги в Восточную Прус-сию через принадлежавший Польше «Данцигский коридор». В тот же день на борту крейсера «Дойчланд» А. Гитлер направился в ли-товский порт Мемель (Клайпеду) с требованием вернуть этот город Германии. Польша отвергла ультимативные требования, Литва же вынуждена была отдать Клайпеду. Германия аннулировала договор с Польшей о ненападении, заключённый в 1934 г. Англо-франко-со-ветские переговоры о взаимной помощи в случае гитлеровской аг-рессии также начались 21 марта. Эти переговоры велись вяло, без стремления к достижению скорейшего результата. Гитлер же дейст-вовал быстро и решительно, на опережение.

Насыщенными событиями оказались и два следующих месяца. 15 апреля Ф. Д. Рузвельт обратился к А. Гитлеру и Б. Муссолини с призывом в течение 10 лет воздержаться от нападения на перечис-ленные в обращении 31 государство. Кроме того, президент США выступил с инициативой созыва международной конференции по вопросам разоружения и мирного сотрудничества. Предложение поддержали Великобритания, Франция и СССР, но конференция была сорвана Германией и Италией. В свою очередь, уже через два дня СССР предложил Великобритании и Франции заключить трой-ственный союз о взаимопомощи. Но эти страны, действуя само-стоятельно, заявили о готовности помочь Польше в случае нападе-ния на неё, а также выступили гарантами независимости Румынии и Греции. Хотя реально выполнить эти обязательства двум самым сильным державам Западной Европы без союза с СССР было прак-тически невозможно.

Германия продолжала вести агрессивную политику: она денон-сировала англо-германский договор о военно-морском флоте, предъявила повторный ультиматум Польше и подготовила план во-енных действий против неё. В мае между Германией и Италией был заключён военно-политический договор. Нападению Японии в районе реки Халхин-Гол подверглась Монголия. СССР, согласно своим обязательствам, оказал ей помощь. Военный конфликт на Дальнем Востоке приобрёл масштабный характер.

В августе события стали развиваться с невероятной быстротой. В Москву была направлена англо-французская военная делегация, которая, однако, не обладала должными полномочиями для заклю-чения конкретного по взаимным обязательствам договора. Перего-воры, которые продолжались с 11 по 21 августа, зашли в тупик. Гер-манское и советское политическое руководство начали искать пути к сближению. С целью развязать себе руки для агрессии против Польши Гитлер решил нейтрализовать СССР . И. В. Сталин, разуве-рившись в возможности заключения договора с Великобританией и Францией, но убеждённый в близости империалистической войны, решился на сговор с Гитлером. Материал с сайта

В результате 23 августа 1939 г. гитлеровским министром ино-странных дел Иоахимом Риббентропом и советским наркомом ино-странных дел В. М. Молотовым был заключён договор о ненападе-нии . С формальной точки зрения в этом документе не было ничего предосудительного. Однако все понимали, что договор открывал «зелёную улицу» гитлеровской агрессии против Польши. Более того, между Германией и СССР было достигнуто соглашение о разделе сфер влияния в Европе — так называемый секретный протокол , со-гласно которому СССР претендовал на часть Польского государст-ва, включавшую Западную Украину и Западную Белоруссию, т. е. на земли, отошедшие к Польше по Рижскому договору 1921 г. Герма-ния признавала особые интересы СССР в Прибалтике, Финляндии и Бессарабии, вошедшей в состав Румынии в 1918 г.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!