От какого языка произошло слово патриот. Пустые слова: краткая история термина «патриот

Вы посетили древние Отведали экзотические мексиканские блюда? Занимались дайвингом в Красном море? Наверняка с собой вы привезли сотни ярких фото людей, с которыми познакомились, и мест, в которых побывали. Всего несколько таких снимков, загруженных в альбом, подарят вам море приятного внимания. Фотографии людей, встретившихся вам в путешествиях, сделают вас с ними, по крайней мере, добрыми знакомыми. Если, конечно же, вы не забудете их отметить на снимках. По-моему, вполне приятное послесловие к отпуску. Однако периодически случаются и досадные проблемы. Изображения попросту не загружаются. И тогда эту проблему необходимо решать.

Почему не загружается фото? Причина №1

Дело в том, что причин такой досадной неполадки может быть несколько. Поэтому для удобства мы разобьем наш текст на подзаголовки с разными рецептами решения проблемы. Прежде всего, обратите внимание, в каком формате содержатся ваши снимки. Возможно, проблема всего-навсего в вашей невнимательности. Если изображения будут весить больше 5 мегабайт, они окажутся слишком громоздкими для сайта. В таком

случае вам проще залить фотографии на специализированные хостинги для изображений, а "В Контакте" просто оставить направляющую ссылку для друзей. Или вам придется сжать ваши файлы с изображением. Но имейте в виду, что тогда они частично потеряют в своем качестве. Помните также, что в альбомы можно загружать файлы только с расширениями JPEG, GIF и PNG.

Почему загружается фото? Причина №2

Еще одной вероятной причиной может быть конфликт сайта с браузером. Последний может иметь определенные настройки, не позволяющие подобные действия, или попросту устареть. Попробуйте браузера. Это может помочь. Для этого откройте его настройки и найдите соответствующую функцию. Если не помогло, попробуйте загрузить фото с помощью другого браузера.

Почему фото? Причина №3

Проблема может быть и вовсе в качестве вашего интернет-соединения. Если оно слишком медленное, то снимки не загрузятся. Попробуйте отрыть другие сайты. Если загрузка действительно происходит медленно, то проверьте все скачивающие что-либо из Интернета программы. Они замедляют скорость. Отключите их в первую очередь. Если и это не помогло, обратитесь к своему провайдеру.

Почему "В Контакте" не загружается фото? Причина №4

Скорее всего, ваша неприятность уже была устранена, благодаря одному из предыдущих советов. Если же нет, то причина, очевидно, кроется в самом сайте. Напишите в техподдержку, внятно объяснив свои пожелания. И вам обязательно помогут.

В статье приведен ответ на вопрос, почему не загружаются фото в «Одноклассниках», какие могут быть причины и что делать в такой ситуации.

Эта социальная сеть пользуется большой популярностью, и у пользователей периодически возникают проблемы с ее эксплуатацией. Причиной этому могут послужить различные обстоятельства, прочитав данный материал, вы узнаете, как быстро и эффективно преодолеть их.

Причины

Следует выделить несколько основных факторов, которые могут стать причиной того, что на вашей странице не добавляется фото:

  • проблемы с cookie;
  • неисправности и ошибки в Adobe Flash Player;
  • низкая скорость интернета;
  • ошибки браузера;
  • конфликт с другими программами.

Проблемы с Cookie

Cookie – это специальные файлы, которые сохраняются в вашем браузере после посещения тех или иных сайтов. Если вы не будете их периодически удалять, то в вашей программе может произойти загромождение информацией и возникнут всевозможные ошибки. Это одна из вероятных причин, почему .

Решение проблемы зависит от программы, которой вы пользуетесь (если заходите с компа):

  • Internet Explorer нажмите на иконку в правом верхнем углу «Настройки», затем выберете «Свойства браузера», кликните «Удалить Cookies», удалить. После этого все файлы будут стерты.

  • Opera (Opera mini с телефона ) – найдите раздел «Инструменты», перейдите на «Дополнительно», затем выберите «Управление Cookies», кликните «Удалить».

  • Mozilla Firefox – «Настройки», «Cookies», «Удалить».

Неисправности и ошибки в Adobe Flash Player

Часто пользователи этой социальной сети задают вопрос: «Почему не могу добавить фото в «Одноклассники»?». Если обновление «Кукис» не помогло, то попробуйте переустановить Флеш-плеер, для этого нужно зайти на официальный сайт https://get.adobe.com/ru/flashplayer/ и скачать установочный файл. После скачивания нажмите на файл и выполните процесс установки.

Низкая скорость интернета

Еще одной причиной, почему не грузятся фото в «Одноклассниках», может стать низкая скорость передачи данных, которую предоставляет ваш провайдер. Также ошибка может возникать при попытке отправки изображения в сообщениях.

Ошибки браузера

Если ваша страница на сайте выдает ошибку, и вы не можете загрузить изображение, то причиной этому могут стать сбои в системе вашего браузера. Решить эту проблему можно с помощью переустановки программы, через которую вы выходите в интернет. Также вы можете попробовать использовать другой браузер и, скорее всего, это поможет вам беспрепятственно .

Конфликт с другими программами

Еще одним ответом на вопрос «Не загружаются фото в «Одноклассниках», что делать

?» может стать устранение конфликта с другими системами. На вашу страницу в социальной сети может влиять «Фаервол» или антивирус. Попробуйте отключить их или изменить настройки.

Не загружаются фото - что делать?

День рядового обывателя сегодня начинается не с чашечки кофе, а с пролистывания ленты новостей ВКонтакте. Однако, пустая страница без картинок вряд ли поднимает настроение с утра. В этой статье мы попробуем разобраться, почему ВКонтакте не грузятся фотографии и как можно исправить эту ситуацию.

Почему не грузятся фотки в ВК и как исправить ситуацию

Если у вас, не загружаются фотографии в приложении в телефоне, а вместо красочных картинок вас встречает пустая страница, то исправить эту ситуацию довольно просто.

  • Технические данные. Для начала проверьте технические данные фотографии. ВКонтакте разрешает загружать картинки размером не более 5 мегабайт и с расширением JPG, PNG, GIF. Если картинка не соответствует требованиям, то отображаться она не будет.
  • Наличие и скорость интернета. Если подключение к интернету отсутствует, то изображения также не будут загружаться. Поэтому, следующим шагом станет проверка доступа в сеть.
  • Кэш. В некоторых случаях, проблема с отображением информации может стать причиной перегруженного кэша и рабочая платформа просто не справляется с обработкой данных.

На этом вопросе стоит остановиться более подробно. Кэш – это системный раздел, в котором копится информация обо всех операциях на телефоне. Когда он заполняется, то система начинает тормозить и не всегда справляется с нагрузкой. Чтобы почистить кэш, можно использовать специальные приложения или же воспользоваться встроенной функцией на телефоне.

На телефонах с операционной системой Андроид опция очистки кэша находится в общих настройках. Нужно открыть папку «Диспетчер приложений», найти ВКонтакте и очистить кэш, нажав на специальную кнопку.

Что делать, если вы не можете загрузить фотографии в альбом VK

Иногда можно столкнуться и с обратной проблемой, когда вы просто не можете загрузить фотографии в альбом в приложение. В этом случае, также начните с проверки технических данных. Если же все в порядке, то воспользуйтесь следующей инструкцией:

  • Проблемы с браузером. Для начала следует проверить обновление для браузера, потому что программа может в данный момент загружать пакеты данных и не справляется с нагрузкой. Следующим шагом станет очистка кеша. Так же как и в случае с телефоном, кеш забивается и тормозит работу системы. Клининговые процедуры можно провести с помощью специальных программ от стороннего разработчика.

  • Adobe Flash Player. Не вдаваясь в технические подробности, данная программа обеспечивает графическое воспроизведение информации в браузере. Проверьте наличие обновлений и при необходимости скачайте новую версию ПО.
  • Небезопасное соединение. Довольно часто загрузка фотографий сопровождается внедрением вирусов и администрация ВК ограничивает действия пользователей, которые пользуются незащищенным соединением.

Для того, чтобы создать безопасное соединение, заходим в «Настройки», во вкладке «Безопасность» вы увидите пункт «Установить защищенное соединение». Здесь нужно просто поставить галочку.

Конечно же, причиной такой проблемы может быть и загруженность серверов ВКонтакте. В этом случае, возможности пользователей ограничиваются, а лента часто пестрит незагруженными фотографиями.

Man buried in network cables, low section, elevated view

Не грузятся сообщения в ленте Вконтакте

Если у вас не грузятся сообщения в ленте и в сообщениях, то причина такой проблемы может быть следующей:

  • Отсутствие связи или низкая скорость интернета. Для того, чтобы проверить скорость соединения, можно использовать сервис http://www.speedtest.net/ru . От вас потребуется только нажать кнопку «Начать» и портал проведет проверку работы вашего провайдера.

  • Проблемы с программными приложениями. Попробуйте использовать другой браузер, обновите ПО и установите защищенное соединение. Причиной конфликта может стать излишне ретивый антивирус, отключите его на время и попробуйте отправить картинку снова.
  • Технические работы на сервере ВК. В этом случае остается только ждать, так как со своей стороны вы ничего не сможете сделать.
  • Ограничение на загрузку. Проверьте разрешение графического файла и его размер, при необходимости фото можно конвертировать и уменьшить размер.

Помимо стандартных советов, могут помочь и совершенно необычные и оригинальные решения. Например, синхронизируйте время на компьютере с сетью. Для этого нажмите на иконку часов, которая располагается в нижнем правом углу. Перед вами появится окно настроек, в котором вам нужно найти вкладку «Время по интернету». В этом диалоговом окне нужно поставить галочку напротив пункта «Синхронизировать с сервером времени». Теперь жмем «ОК» и снова попытаемся загрузить фото.

Всероссийская научно-социальная программа

для молодежи и школьников «Шаг в будущее»

IV районный конкурс исследовательских работ

обучающихся 2-7 классов «ЮНИОР»

Паспорт слова «патриотизм»

Никифорова Ксения,

МБОУ «Лянторская СОШ №5»,

6 а класс

Научный руководитель:

Байрамгулова Гульфия Шакирьяновна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Лянторская СОШ №5»

Сургутский район

2014 год

I .Введение:

тема, актуальность, проблема, объект и предмет исследования 4

Цели и задачи, методы, гипотеза

II . Теоретический обзор.

Раздел 1.Этимология слова 5 Раздел 2.Значение слова «патриот» 6

Раздел 3.Преимущества патриотизма, как развивать в себе патриотизм,

крылатые выражения о патриотизме 6

Раздел 4.Патриотизм в лирике М.Ю. Лермонтова,

патриотизм в лирике А.С. Пушкина. 7

III .Практическая часть:

Собственно исследование 7

Результаты исследования 8

Анализ исследования 8

VI . Выводы.

V . Список использованной литературы.

I . Введение

Вы когда-нибудь заглядывали в паспорт человека? В нём очень много сведений: где и когда родился его обладатель, как его зовут, есть ли у него семья, где он проживает. Паспорт - основной документ гражданина России.
Паспорт имеют не только люди. Например, есть паспорта у автомобилей - в них указываются важнейшие технические характеристики автомашин. Прилагаются паспорта и к бытовым приборам, аудио­ и видеотехнике: в них рассказано, для чего предназначено то или иное устройство, как им правильно пользоваться.
Каждому слову языка тоже можно выдать свой паспорт. Что же будет в нём написано? Во-первых, можно указать происхождение слова. Какие­-то слова живут в языке давно, они родились в нём и принадлежат ему (их называют исконными ), какие­-то пришли из других языков (это - слова заимствованные ).
Во-вторых, слово имеет возраст. Есть слова - ­пенсионеры (устаревшие слова), а есть только недавно появившиеся на свет слова­ - малолетки (их называют неологизмами ).
В-третьих, у слов могут быть различные области употребления. Одни слова знают все, они всем понятны (их называют общеупотребительными словами). Другие известны только жителям какой­-либо территории (диалектизмы ) или людям одной определённой профессии (термины и профессионализмы ).
Наконец, слова могут иметь определённую стилистическую окраску. Какие-­то слова встречаются только в разговорной речи (они так и называются разговорные слова), какие-то услышать можно редко, поскольку употребляются они в основном в книгах (книжные слова).
Если суммировать всю информацию про слово, то мы и получим его паспорт. Однако чтобы правильно указать тот или иной признак слова, нужно провести большую предварительную работуКаждое слово уникально. Даже слова служебных частей речи имеют множество значений и оттенков. В обыденной жизни мы не задумываемся над каждым отдельно взятым словом, а воспринимаем их в совокупности. Есть в языке слова, которые ранят, обижают. Есть в речи слова, которые поддерживают нас в трудную минуту, есть слова, которые вдохновляют на благородные поступки и даже подвиги.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Я буду исследовать слово « патриотизм»

Актуальность. В настоящее время назрелапотребность в понимании общества к отношению каждого из нас к патриотизму, к Родине, к стране.

Проблема: отношение к патриотическому воспитанию в школах.

Объект исследования : учащиеся 6-х классов школы, учителя, родители.

Предмет исследования: исследование понимания и отношения к патриотизму

Цель проекта: составить паспорт слова «патриотизм», то есть рассмотреть его с разных сторон.

Задачи :

1.Определить происхождение слова «патриотизм».

2.Проанализировать семантические свойства данного слова.

3.Значение слова патриотизм в словарях.

4.Выявить слова, родственные слову «патриотизм», синонимы слову «патриотизм».

5.Проверить, как слово употребляется в литературе.

6.Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников. среднего звена школы с целью определения: отношения учащихся к патриотизму. Методы исследования :

Анкетирование учащихся, учителей, родителей школы.

Гипотеза:

Я предполагаю, что слово патриотизм недостаточно знакомо учащимся, они будут затруднятся в понимании этого слова. Тезис : каждому слову можно дать паспорт. Сделать это можно только после проведения тщательного лингвистического анализа.

Теоретический обзор

Раздел I .

Этимология слова

Слово заимствовано непосредственно из французского языка или через немецкий язык в значении человека преданного и любящего свою Родину Время заимствования определяется по-разному. По одним источникам - XVI век. По другим - значительно позднее - у Петра I, во времена которого идея служения отечеству и, прежде всего военного была особенно сильна. Поэтому в самом начале патриотизм как черта патриота имел значение военного патриотизма.

Истоки – в латинском слове patriota . Оно восходит к греческому - patriōtēs – patria потомки, родственники, земля отцов. Поэтому исходный пункт всей этимологической цепочки - patēr - отец. В д ругих источниках отмечается, что, попав в латынь из древнегреческого, оно имело значение и "земляк".

Главное производное слово от слова "патриот" – патриотизм . В наше время оно означает любовь к своему Отечеству, преданность ему и народу, готовность к жертвам и подвигам во имя интересов Отечества. Появились и переносные значения – преданность чему-либо, горячая к чему-либо.

Раздел 2.Значение слова патриот

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

патриот

патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм м. любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, отечественый, полный любви к отчизне. Патримониальный, отеческий, отний, отчий, отчиный.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

патриот

патриота, м. (греч. patriotes - земляк). человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Советские патриоты зорко охраняют границы родной страны. Большевики, разоблачая роль социал-патриотов в войне 1914-1918 гг., указывали, что они, социал-патриоты, социалисты на словах и патриоты империалистического отечества на деле. Квасной патриот - человек, преисполненный квасного (см.) патриотизма.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

патриот

1.Человек, проникнутый патриотизмом. Истинный п.

2.перен., чего. Человек, преданный интересам какого-н. дела, глубоко привязанный к чему-н. П. своего завода.

ж. патриотка, -и.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

патриот

    Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

    разг. Тот, кто предан чему-л., горячо любит что-л.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

добровольная организация патриотов

подпольная комсомольско-молодежная группа в Великую Отечественную войну в с. Алексеевка Запорожской обл. в 1942 (ок. 40 чел.). Большинство участников казнено фашистами.

союз польских патриотов

СОЮЗ ПОЛЬСКИХ ПАТРИОТОВ (СПП) массовая антифашистская организация в 1943-46. Основан В. Василевской, А. Лямпе, А. Завадским и др. Организатор (1943) Войска Польского. В 1944 члены СПП вошли в Польский комитет национального освобождения.

союз русских патриотов

в 1943-48 (после 1946 - советских патриотов), создан русскими эмигрантами и их детьми во Франции (один из руководителей - Г. В. Шибанов); участники Движения Сопротивления. После 1945 сыграли активную роль в реэмиграции.

Синонимы

Отчизнолюбие, верноподданство, верноподданность, верноподданничество.

Родственные слова

Патриот, патриотка,патриотизм, патриотик, патриотически, патриотический,патриотичнейший, патриотично, патриотичность, патриотичный,

Раздел 3.

Преимущества патриотизма

Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.

Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.

Патриотизм даёт ответственность – за семью, народ и Родину.

Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.

Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране.

Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.

Проявления патриотизма в повседневной жизни.

1.Освободительные войны. Именно патриотизм, как основа сплоченности перед лицом неприятеля, помогал народам выигрывать самые страшные войны в случае, если они не были захватническими.

2.Военная служба. Готовность защищать Родину от внешнего врага – неотъемлемый признак патриотизма; человек, выбравший военную службу – проявляет патриотизм.

3.Национальные обычаи, традиции. Примером «бытового» проявления патриотизма могут служить неповторимые национальные костюмы разных народов.

Как развить в себе патриотизм

1.Семейное воспитание. Родители, проявляющие любовь и уважение к своей стране, и прививающие эти чувства детям – воспитывают детей патриотами.

2.Интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ – его необходимо знать; осознанно изучая историю своего народа, человек воспитывает в себе патриотизм.

3.Информированность. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны – создает базу для развития и проявления патриотизма.

4. Путешествия по своей стране. Лучшее средство узнать и полюбить свою Родину.

Крылатые выражения о патриотизме

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины.

Джон Кеннеди -

Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу.

Патриарх Алексий II -

Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ.

Николай Чернышевский -

Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные

Александр Пушкин -

Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё.- Теодор Рузвельт

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто это думает, двойное тому, кто действительно без нее обходится.

Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в родную землю.

Чужбина родиной не станет.

Высочайший патриотизм - страстное беспредельное желание блага .

Любовь к родине - не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры.

В человеке порядочном есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро,- сколько возможно больше и сколько возможно лучше.

Раздел 4.

Патриотизм в лирике М.Ю. Лермонтова

Одним из главных произведений Лермонтова, где проявляется патриотизм это стихотворение «Родина».
«Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой».
В этих строчках автор пишет о истинном патриотизме к своей Родине. Именно под словами «но странною любовью» и понимается скрытый патриотизм, который должен быть в каждом человеке.
Стихотворение «Родина» стало одним из шедевров не только лирики М.Ю. Лермонтова, но и всей русской поэзии. Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. М.Ю. Лермонтов рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, но, несмотря на общий жизнеутверждающий фон. Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия – его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию М.Ю. Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю, а значит и патриотизм, потому что народная воля это и есть патриотизм. М.Ю. Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем времена необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: "Люблю Отчизну я, но странною любовью", "но я люблю - за что, не знаю сам", "с отрадой, многим незнакомой". Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта проявляется по отношению к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе.

Патриотизм в лирике А.С. Пушкина.

Многие произведения А.С.Пушкина «наполнены» огромным патриотизмом к своей родине.
Так чему же учит нас великий поэт? Я думаю, что в первую очередь - любви к своей родине, большой и малой. Одной из главных черт творчества Пушкина был патриотизм. Каждая строчка его стихотворений проникнута горячей любовью к России, к Родине. Вот строки Пушкина, посвященные Москве:
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось.
Родина для Пушкина - это и неприметные рябины, растущие у дома, и покосившийся забор:
Люблю печальный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор.
Картины родной природы присутствуют почти во всех главах «Евгения Онегина». Это рощи, луга и поля, среди которых протекает жизнь Татьяны Лариной. Меня поражает то, как понимает, как чувствует дворянин Пушкин русские народные песни, как проникают в душу весельчака и оптимиста их грустные мелодии: «Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика». Для Пушкина исключительно велика роль впечатлений, связанных с Отечественной войной 1812 года.
В 1814 году он пишет одно из самых замечательных стихотворений лицейского периода «Воспоминания в Царском Селе». Главная его тема - недавняя победа России над Наполеоном. О, как гордится молодой Пушкин своей родиной, своим народом!

Практическая часть .

Методы исследования:

1. Анкетирование учащихся 6 классов в октябре.

С целью исследования понимания и отношения к патриотизму нами был проведен опрос. Была разработана анкета,содержащая одиннадцать вопросов, семь из которых предполагали простой ответ « да» или « нет», остальные четыре вопроса, требовали к себе вдумчивого отношения.

Текст анкеты приводится ниже.

12.Национальные обычаи, традиции народов России имеют влияние на формирование патриотического отношения?

Результаты работы:

Анкетирование проводили у 71 ученика.

1.Знакомо ли Вам слово «патриотизм»?

2.Что обозначает слово «патриотизм?

Часто повторяющимися ответами были: «любовь к Родине», «человек гордится своей страной», «служит его интересам», «любит страну», « делает страну лучше», « работает на свою страну».

3.Как вы думаете, патриотизм – это обязательное качество для каждого человека или его нужно воспитывать?

«да» - ответили 50 учащихся, «нет» - ответили 15 учащихся, « не знаю» - 6 учащихся.

4.Если Вы считаете, что патриотизм нужно воспитывать, какими способами, на Ваш взгляд, это нужно делать?

«да» - ответили 40 учащихся, «нет» - ответили 5 учащихся, «не знаю»-26 учащихся

Ответы были следующие:«рассказывать о России», «приучать к ответственности», говорить детям «Россия- лучшая страна в мире», «помогать окружающим», «служить Родине», «идти в армию»…

Ответов в ином ракурсе не было.

5.Как вы считаете, велика ли роль школы в воспитании патриотизма?

«да» - ответили 49учащийся, «нет» - ответили 22 учащихся.

6.Считаете ли вы себя патриотом?

«да» - ответили 41учащийся, «нет» - ответили 30 учащихся.

7.Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

«да» - ответили 43учащийся, «нет» - ответили 21 учащихся., «не знаю»-7 учащихся.

8.Хотели бы вы уехать из России?

«да» - ответили 11учащихся, «нет» - ответили 60 учащихся.

9.Гордитесь ли тем, что живете в России?

«да» - ответили 67 учащийся, «нет» - ответили 4 учащихся.

10.Верите ли вы в возрождение России?

«да» - ответили 63 учащийся, «нет» - ответили 8 учащихся

11.Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

12. .Национальные обычаи, традиции народов России имеют влияние на формирование патриотического отношения к своей стране?

«да» - ответили 61учащийся, «нет» - ответили 10 учащихся.

Есть учащиеся, которые принимают участие в организации национальных концертов и праздников и гордятся этим: Сенгепова Людмила, национальный ансамбль «Пимочки»

VI .Выводы.

В ходе проделанной работы я сумела собрать очень много информации о теоретическом значении слова «патриот».

Конечно, недостаток ресурсов, а главное – опыта не позволили проделать всю работу самостоятельно: приходилось обращаться к работам лингвистов, а также прибегать к помощи Интернет – ресурсов. В итоге мне удалось составить паспорт слова «патриотизм». Это не вся информация о слове, но как и в любом паспорте, в этом будут чистые страницы, которые я со временем надеюсь заполнить.

Выводы:

Большинство учащихся понимают значение слова «патриотизм», гордятся,что живут в России, чтут национальные традиции, верят в возрождение и процветание России.Наша гипотеза не подтвердилась.


Слово «отечество» означало у древних землю отцов, terra patria. Отечеством каждого человека была та часть земли, которую освятила его домашняя или национальная религия, та земля, где были погребены останки его предков и где жили их души. Малым отечеством было небольшое огороженное пространство земли, принадлежащее семье, где находились могилы и очаг; большим отечеством была гражданская община со своим пританеем, своими героями, священной оградой и всей территорией, границы которой наметила религия. «Священная земля отечества», говорили греки. И это было не праздное слово: земля эта была действительно священна для людей, потому что здесь жили их боги. Государство, гражданская община, отечество - эти слова не были отвлеченными понятиями, как у наших современников, это было целое, состоящее из местных богов, ежедневного культа и господствовавших над душою верований.

Этим объясняется патриотизм древних, то сильное чувство, которое было для них высшею добродетелью и к которому примыкали все другие добродетели. С отечеством соединялось все, что могло быть самого дорогого для человека. В нем находил он свое благосостояние, свою безопасность, свое право, свою веру, своего бога. Теряя его, он терял все. Было почти невозможно, чтобы частная выгода расходилась с выгодой общественной. Платон говорит: «Отечество нас рождает, вскармливает и воспитывает», а Софокл: «Отечество нас сохраняет».

Такое отечество являлось для человека не только местом жительства. Пусть он покинет эти святые стены, переступит священные границы области, и для него нет более ни религии, ни какого бы то ни было общественного союза.

Всюду за пределами своего отечества он вне правильной жизни, вне закона; всюду за пределами отечества он лишен богов, лишен духовной жизни. Только в своем отечестве он чувствует в себе достоинство человека и имеет свои обязанности; только здесь он может быть человеческой личностью.

Отечество привязывает человека к себе священными узами; любить его надо, как любят религию, повиноваться ему надо, как повинуются богу. «Нужно отдаться ему всецело, все вложить в него, все посвятить ему». Любить его нужно в славе и в унижении, в процветании и в несчастии; любить его и за благодеяния и за суровость. Сократ, осужденный отечеством несправедливо на смерть, любит его, тем не менее, так же сильно. Его нужно любить, как любил Авраам своего Господа, до готовности принести ему в жертву собственного сына. Главное же, нужно уметь умереть за отечество. Грек или римлянин не умирают из преданности к одному человеку или из чувства чести, но за отечество он отдает свою жизнь, потому что нападение на отечество есть нападение на религию; и здесь человек действительно борется за свои алтари, за свои очаги, pro aris et focis, потому что, если неприятель овладевал городом, то алтари его бывали низвергнуты, очаги погашены, могилы осквернены, боги истреблены, и культ уничтожен. Любовь к отечеству - это благочестие древних.

Изгнание было не только запрещением пребывать в городе и удалением за пределы отечества, оно было в то же время и запрещением культа; оно заключало в себе то, что современные народы называют отлучением от церкви. Изгнать человека значило, по принятой у римлян формуле, отлучить его от огня и воды. Под огнем тут надо понимать огонь жертвоприношений, а под водою - очистительную воду. Изгнание ставило человека, следовательно, вне религии. В Спарте также, если человек был лишен прав гражданина, то его отлучали от огня. Афинский поэт влагает в уста одного из своих действующих лиц ужасную формулу, поражающую изгнанника: «Пусть он бежит, - гласил приговор, - и пусть никогда не приблизится он к храмам, пусть никто из граждан не заговорит с ним и не примет его к себе в дом; пусть никто не дозволит ему участвовать в молитвах и жертвоприношениях, пусть никто не даст ему очистительной воды». Каждый дом осквернялся от его присутствия. Человек, принявший изгнанника, становился нечистым от соприкосновения с ним. «Тот, кто будет с ним есть или пить, или кто прикоснется к нему, - говорилось в законе, - должен будет очиститься». Под гнетом этого отлучения изгнанник не мог принимать участия ни в какой религиозной церемонии, для него не было более ни культа, ни священных обедов, ни молитв; он был лишен своей части в религиозном наследии.

Надо принять во внимание, что для древних бог не был вездесущ. Если у них была какая-то смутная идея о божестве всей вселенной, то не это божество считали они своим провидением, не к нему обращались они с молитвами. Богами каждого человека были те боги, которые жили в его доме, в его городе, в его области. Изгнанник, оставляя за собою отечество, оставлял также и своих богов. Он не находил нигде религии, которая бы могла его утешить и взять под свою защиту; он не чувствовал более попечительного провидения над собою, у него было отнято счастье молитвы. От него было удалено все, что могло удовлетворить потребностям его души.

Религия была тем источником, из которого вытекали права гражданские и политические; все это терял изгнанник, теряя свое отечество. Исключенный из культа гражданской общины, он лишался в то же время также своего домашнего культа и должен был погасить свой очаг. Он не имел более права собственности на свое имущество, все его имущество и земля отбирались в пользу богов или государства. Не имея более культа, он не имел более семьи; он переставал быть супругом и отцом. Его сыновья не находились более под его властью; его жена не была более его женой и могла выбрать себе немедленно другого супруга. Взгляните на Регула, попавшего в плен к врагам; римский закон уподобляет его изгнаннику. Когда сенат спрашивает его мнения, он отказывается высказывать его, потому что изгнанник не может быть более сенатором; когда и жена и дети спешат к нему, он отталкивает их объятия, потому что у изгнанника нет более ни жены ни детей.

Таким образом, изгнанник вместе с потерей религии гражданской общины и прав гражданина терял также и домашнюю религию и семью. У него не было более ни очага, ни жены, ни детей. После смерти он не мог быть погребен ни на земле гражданской общины, ни в могиле своих предков, потому что он сделался чужим.

Нет ничего удивительного, что древние республики почти всегда допускали виновных спасаться от смерти бегством. Изгнание не представлялось казнью более легкою, чем смерть. Римские юристы называли его самым тяжелым наказанием.

Муниципальный дух

То, что мы узнали до сих пор о древних учреждениях, особенно же о древних верованиях, может дать нам понятие о том глубоком различии, какое существовало всегда между двумя гражданскими общинами. Пусть они находились даже совсем близко, рядом друг с другом, все же они составляли всегда два совершенно разные общества, и между ними лежало нечто большее, чем расстояние, разделяющее теперь два города, большее, чем границы, разделяющие два государства; у них были разные боги, разные религиозные

обряды, разные молитвы. Участвовать в культе гражданской общины было запрещено члену соседней общины. Верили, что боги отвергали поклонение всякого, кто только не был их согражданином.

Правда, эти древние верования постепенно с течением времени смягчились и видоизменились, но они были в полной силе в эпоху, когда складывались общества, и отпечаток этих верований остался на них навсегда.

Легко понятны следующие две вещи: во-первых, подобная собственная религия, присущая каждому городу в отдельности, должна была установить сильный и почти непоколебимый строй; и в самом деле, поразительно, как долго существовал этот общественный строй, несмотря на свои недостатки и на всю возможность распадения. Во-вторых, эта самая религия должна была сделать на многие века совершенно невозможным установление другой социальной формы, кроме гражданской общины.

Каждая гражданская община, в силу требования самой религии, должна была являться совершенно независимой. Каждая гражданская община должна была иметь свои особые законы, так как у каждой была своя религия, а законы проистекали из религии. Каждая должна была иметь свое высшее правосудие, и не могло быть суда выше суда гражданской общины. Каждая должна была иметь свои религиозные празднества и свой календарь; месяцы года не могли быть одни и те же в двух городах, так как у каждого были свои особые религиозные священнодействия. У каждой гражданской общины были свои денежные знаки; вначале монеты обозначались обыкновенно религиозными эмблемами. У каждой была своя мера и вес. Ничего общего не допускалось между двумя общинами. Разграничение было так глубоко, что с трудом можно было представить себе даже возможность брака между жителями двух различных городов. Такой союз всегда казался странным и долгое время считался даже незаконным. Законодательство Рима и Афин видимо противилось признать его. Почти повсюду дети, рожденные от такого брака, считались в числе незаконных и были лишены прав гражданства. Для того, чтобы брак между жителями двух городов был законным, должен был необходимо существовать особый договор между этими городами (jus connubii, е́πιγαμ iα ).

Кругом территории каждой гражданской общины шла черта священных границ, это была граница ее национальной религии и владений ее богов. По ту сторону границы царили иные боги и совершались обряды иного культа.

Наиболее яркой характерной чертой истории Греции и Италии до римского завоевания является раздробленность, доведенная до крайних пределов, и дух обособленности каждой гражданской общины. Греции никогда не удавалось образовать единого государства; ни латинские, ни этрусские города, ни самнитские трибы никогда не могли сложиться в плотное целое. Неискоренимую раздробленность греков приписывали географическим свойствам их страны и говорили, что горы, прорезывающие страну во всех направлениях, установили естественные границы между различными областями; но между Фивами и Платеей, между Аргосом и Спартой, между Сибарисом и Кротоном гор не было. Их не было и между городами Лациума, и между двумя городами Этрурии. Физические свойства страны оказывают некоторое влияние на историю народов, но влияние верований несравненно более могущественно. Нечто более непроходимое, чем горы, лежало между областями Греции и Италии; то были священные границы, то было различие культов; то была преграда, которую воздвигала гражданская община между своими богами и чужими. Она запрещала чужеземцу входить в храмы своих городских божеств, она требовала, чтобы ее боги ненавидели чужеземцев и боролись против них.

На этом основании древние не могли не только установить, но и вообразить себе иную организацию, кроме гражданской общины. Ни греки, ни италийцы, ни даже сами римляне очень долгое время не могли прийти к мысли, чтобы несколько городов могли соединиться вместе и жить на равных правах под одним управлением. Между двумя гражданскими общинами мог быть союз, временное соглашение в виду представляющейся выгоды или для избежания опасности; но это не было полным соединением, потому что религия делала из каждого города отдельное целое, которое не могло входить в состав никакого другого. Обособленность была законом гражданской общины.

Каким же образом при тех верованиях и религиозных обычаях, которые мы видели, могли бы соединиться несколько городов для образования одного государства? Человеческая ассоциация понималась и казалась правильной только в том случае, если она была основана на религиозном базисе. Символом этой ассоциации должна была являться совершаемая сообща священная трапеза. Несколько тысяч граждан могли еще, пожалуй, в крайности, собраться вокруг одного пританея, читать вместе молитвы и вкушать сообща священные яства. Но попробуйте-ка, при подобных обычаях, сделать одно государство из всей Греции! Каким образом можно совершать священные обеды и все те религиозные обряды, при которых обязательно должны присутствовать все граждане? Где будет помещен пританей? Как совершать обряд годичного очищения граждан? Что станется с неприкосновенными границами, которые отделяли некогда навеки область гражданской общины от всей прочей территории? Что станется с местным культом, с божествами города, с героями каждой области? На земле Афин погребен герой Эдип, относящийся враждебно к Фивам. Как же соединить вместе в одном культе и под одним управлением религию Афин и религию Фив?

Когда эти верования ослабели (а ослабели они лишь весьма поздно в умах народа), то уж не время было устанавливать новые государственные формы. Разделенность и обособленность были освящены уже привычкой, выгодой, укреплены застарелой злобой, воспоминаниями о прежней борьбе. К прежнему не было уже возврата.

Каждый город сильно дорожил своей автономией, - так называл он совокупное целое, под которым подразумевалось его право, его культ, его управление - вся его независимость религиозная и политическая.

Легче было для одной гражданской общины подчинить себе другую, чем присоединить ее к себе. Победой можно было сделать из всех жителей данного города такое же количество рабов, но она была бессильна сделать их согражданами победителей. Слить две гражданские общины в одно государство, слить народ-победитель с народом побежденным и объединить их под одним управлением - вот факт, который никогда не встречается у древних, за одним единственным исключением, о котором мы будем говорить позже. Если Спарта завоевывает Мессену, то не затем, чтобы сделать из мессенцев и спартанцев один народ; она изгоняет или обращает в рабство побежденных и берет себе их земли. Так же поступают и Афины по отношению к Саламину, Эгине, Мелосу.

Никому никогда не приходила в голову мысль дать побежденным возможность войти в гражданскую общину победителей. У гражданской общины были свои боги, свои гимны, свои праздники, свои законы, которые являлись для нее драгоценным наследием предков; и она остерегалась делиться ими с побежденными. Она не имела даже права на это: могли ли допустить афиняне, чтобы жители Эгины входили в храм Афины Паллады? чтобы они чтили культом Тезея? принимали участие в священных обедах? чтобы они в качестве пританов поддерживали священный огонь на общественном очаге? Религия запрещала это. И потому побежденный народ острова Эгины не мог образовать одного государства с народом афинским. Имея различных богов, афиняне и эгиняне не могли иметь ни одних и тех же законов, ни тех же самых властей.

Но не могли ли афиняне, оставив, по крайней мере, в целости завоеванный город, послать в его стены своих властей для управления? Подобный факт противоречил бы абсолютно принципам древних: управлять гражданской общиной мог только человек, бывший ее членом. В самом деле, должностное лицо, стоящее во главе гражданской общины, должно было являться религиозным главою, и его главною обязанностью было совершение жертвоприношений от лица всей гражданской общины. Поэтому чужеземец, не имевший права совершать жертвоприношения, не мог быть и правительственным лицом. Не отправляя никаких религиозных обязанностей, он не имел в глазах людей и никакой законной власти.

Спарта пыталась ставить в городах своих гармостов, но лица эти не были правителями; они не судили и не появлялись на народных собраниях. Не имея никакой законной связи с населением городов, они не могли в них долго удержаться.

В результате выходило, что каждому победителю предоставлялось одно из двух: или разрушить завоеванный город и занять его территорию, или оставить ему его полную независимость; среднего не было. Или гражданская община переставала существовать, или она оставалась

суверенным государством. Имея свой культ, она должна была иметь и свое управление; только лишаясь одного, она теряла другое, и тогда прекращалось самое ее существование.

Эта полная и безусловная независимость древней гражданской общины могла прекратиться только тогда, когда исчезли окончательно те верования, на которых она была основана; лишь после того, как видоизменились понятия и несколько революций пронеслось над античным миром, только тогда могло появиться и осуществиться представление о более обширном государстве, управляющемся другими законами. Но для этого люди должны были найти иные принципы и иную общественную связь, чем это было в древние века.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!