Панк группа война. Что это вообще за место, в котором вы жили? Ваши дальнейшие после бегства действия

Лидер арт-группы "Война" со времени ее создания в 2007 году. Осенью 2010 года в связи с одной из акций группы против него было возбуждено уголовное дело по статье "хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору"; дело закрыто в сентябре 2011 года. Весной 2011 года также стал фигурантом уголовного дела по статье "хулиганство, применение насилия в отношении представителя власти и оскорблении представителя власти". В июле 2011 года был объявлен в международный розыск.


Олег Владимирович Воротников, известный также как Вор и Перегной, родился, предположительно, в 1978 году. По его словам, он жил в городе Новомосковске Тульской области, однако в следственных документах он проходил как "уроженец Пермской области", зарегистрированный в поселке Орджоникидзе Тульской области. Воротников рассказывал, что вырос в многодетной семье, члены которой имели статус жертв Чернобыльской катастрофы, сообщал он также, что его отец был шахтером, которому пришлось водить маршрутку, чтобы обеспечивать семью. По словам Воротникова, один из его братьев погиб в автокатастрофе, а другой был убит. Упоминал он в одном из интервью и свою сестру Настю. "Я большинство своих родственников могу назвать несчастными людьми", - отмечал Воротников.

Будущий лидер арт-группы "Война" учился в Новомосковском лицее, где многие знали его потому, что он хорошо писал стихи ("Мне все прощалось как лучшему поэту Новомосковска",- рассказывал он). В дальнейшем он поступил на философский факультет Московского государственного университета (МГУ), но сам отзывался о нем не лестно. Известно также, что некоторое время лидер арт-группы работал начальником отдела информации (или пресс-секретарем) в московском Музее кино.

В 2005 году Воротников и Наталья Сокол (Коза, Козленок) создали арт-группу "Соколег", которая занималась натурной фотографией (по другой информации - авангардной модой) и перформансами. Наталья упоминалась в прессе как кандидат физико-математических наук, младший научный сотрудник МГУ, специалист в области биохимической и медицинской физики. В прессе с 2008 года неоднократно писали, что Сокол была женой Воротникова, возможно, гражданской. В 2009 году, у них родился ребенок, которого они назвали Каспер Ненаглядный Сокол.

В начале 2007 года Воротников и Сокол организовали группу "Война". Воротников всегда играл ней ключевую роль. Его называли "отцом-основателем", а в СМИ утверждали, что "Война - это и есть Воротников", хотя идеи многих перфомансов придумывала Сокол, заявлявшая, что целью группы является "арт-война со всей глобальной идеологической тухлятиной".

Группа стала известна благодаря многочисленными резонансным акциям, в которых Воротников выступал и как организатор, и как исполнитель. В августе 2007 года он принял участие в акции "Войны" под названием "Пир", представлявшей собой поминки по поэту Дмитрию Пригову в вагоне Московского метрополитена. В 2008 году, за несколько дней до президентских выборов в России, "Война" провела групповую оргию в Биологическом музее в Москве на фоне лозунга "Е***ись за наследника Медвежонка". Одной из пар, участвовавших в оргии, были Воротников и Сокол. В июле 2008 года в ходе акции "Мент в поповской рясе" Воротников, одетый в рясу поверх милицейской формы, набрал в супермаркете большое количество продуктов и вынес их, не оплатив. В июне 2010 года в Санкт-Петербурге была проведена одна из самых известных акций "Войны" - "Х***й в плену у ФСБ": активисты группы нарисовали на Литейном мосту огромный фаллос размером 65 метров в длину и 27 метров в ширину. После того, как мост был разведен, поднятое изображение фаллоса оказалось перед окнами Управления Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. За эту акцию в апреле 2011 года арт-группа "Война" получила учрежденную Министерством культуры и Государственным центром современного искусства российскую художественную премию "Инновация", в номинации "Произведение визуального искусства".

В дальнейшем акции арт-группы, возглавляемой Воротниковым, приобретали все более вызывающий характер. Так, в сентябре 2010 года в Санкт-Петербурге участники группы "Война" провели акцию "Дворцовый переворот", в ходе которой они перевернули несколько милицейских автомобилей, причем внутри некоторых из них, возможно, находились милиционеры. Вскоре на Воротникова, Сокол и на активиста группы Леонида Николаева, известного под псевдонимом "Леня Е***нутый", было заведено уголовное дело по статье 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору). В ноябре 2010 года они были задержаны в московской квартире. Часть личных вещей задержанных была изъята, а сами они допрошены в занимающемся борьбой с экстремизмом центре "Э" при МВД, после чего Воротников и Николаев были отправлены в Санкт-Петербург в следственный изолятор. В январе 2011 года суд отказался выпустить Воротникова и Николаева под залог 2 миллиона рублей за каждого.

Арест активистов арт-группы вызвал широкий резонанс как в России, так и за рубежом. В их поддержку был создан сайт "Свободная Война", на котором был организован сбор средств на вещи, необходимые заключенным, и на оплату адвокатов. Кроме того, деньги для арестованных собирали британский уличный художник Бэнкси и проживавший в Норвегии блогер Вагиф Абдилов (он организовал выпуск по индивидуальному заказу марок Норвежской королевской почты с изображением акции группы на Литейном мосту).

Воротников провел в заключении более трех месяцев. В феврале 2011 года решением суда Дзержинского района Санкт-Петербурга он был выпущен из СИЗО под залог триста тысяч рублей. Суд принял во внимание, что лидер арт-группы имеет место постоянной регистрации, "получает доход от трудовой деятельности" (хотя сам он в интервью утверждал обратное), а также тот факт, что на его попечении находится малолетний ребенок. В том же месяце под залог был выпущен и Николаев. Рассказывая на Радио Свобода о своем тюремном опыте, Воротников отмечал, что в заключении он вел записки. При этом он сомневался в том, что их стоит публиковать после освобождения ("Было бы интереснее, конечно, если бы это можно было оперативно публиковать, это больше походило бы на акцию").

В конце марта 2011 года Воротников рассказал, что деньги, собранные для помощи "Войне", были переданы двум политзаключенным, а также его бывшему сокамернику, дело которого, по мнению Воротникова, было сфабриковано. Кроме того, в апреле 2011 года часть собранных для "Войны" денег была передана барнаульским активистам, в отношении которых после проведенной ими граффити-акции "Тебе нужны такие попутчики?" было возбуждено дело по обвинению в хулиганстве "по мотивам политической ненависти, совершенное группой лиц по предварительному сговору".

В начале марта 2011 года на Воротникова, Николаева и Сокол в центре Санкт-Петербурга было совершено нападение. По словам активистов, они шли с пресс-конференции, заметили, что за ними следят, и сфотографировали своих преследователей. Тогда эти люди, представившиеся сотрудниками уголовного розыска, избили участников группы "Война" и отняли у них флеш-карту с фотографиями. В конце марта в связи с этим инцидентом было заведено уголовное дело по статье 116 УК (побои) .

В конце того же месяца Воротников и Сокол вместе с их сыном были задержаны во время несанкционированного оппозиционного "Марша несогласных" в Петербурге, после чего доставлены в разные отделения милиции. На марше они, по словам Сокол, шли в колонне анархистов с целью "прокричать анархистские лозунги" и закидывали милицию бутылками с мочой. По словам Воротникова и его адвоката, его несколько раз избивали при задержании и в милиции, а выпустили только потому, что ему была необходима госпитализация. Сокол продержали в участке около суток, а сына Воротников забирал из больницы, куда Каспера поместили после задержания его родителей.

14 апреля 2011 года в отношении Воротникова было заведено новое уголовное дело по подозрению в хулиганстве, применении насилия в отношении представителя власти и оскорблении представителя власти. По версии следствия, во время задержания на "Марше несогласных" Воротников сорвал с нескольких милиционеров форменные шапки, ударил одного из них, а также повредил милицейский автомобиль.

В том же месяце первое уголовное дело, возбужденное в отношении Воротникова и Николаева, по просьбе защиты было передано из Главного следственного управления при ГУВД по Санкт-Петербургу в Главное следственное управление Следственного комитета России по Санкт-Петербургу. Это было связано с тем, что петербургское ГУВД по данному делу проходило и в качестве обвинителя, и в качестве потерпевшей стороны, имущество которой пострадало в результате акции "Войны". По словам адвокатов, следователи также назначили Воротникову психиатрическую экспертизу, несмотря на то, что статья "хулиганство" этого не предполагала.

В конце апреля 2011 года в прессе появились сообщения, что Воротников сбежал с допроса по уголовному делу о действиях во время "Марша несогласных", а на второй допрос просто не явился, потому что думал, что его арестуют. Сторонники "Войны" еще в апреле 2011 года заявляли, что лидера арт-группы объявили в розыск, однако официально в федеральный розыск он был объявлен в мае 2011 года. В июле 2011 года стало известно, что и против жены Воротникова Натальи Сокол было заведено уголовное дело по статье 319 УК РФ (оскорбление представителя власти) за поведение на "марше несогласных".

В июле 2011 года Воротников был объявлен в международный розыск. Его залог в 300 тысяч рублей был изъят в пользу государства. 22 июля того же года Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга удовлетворил ходатайство следователей об изменении меры пресечения для Воротникова по первому делу и заочно арестовал его. 31 августа 2011 года в Европейском суде по правам человека была зарегистрирована жалоба от Воротникова на нарушение российскими властями его прав на свободу и личную неприкосновенность. В то же время международный уголовный розыск Воротников воспринимал "как одну из высших форм признания работы политического художника здесь, на земле".

В октябре 2011 года стало известно, что еще 1 сентября уголовное преследование Воротникова и Николаева, начатое после акции "Дворцовый переворот", было прекращено, поскольку совершенные ими действия не соответствовали статье УК РФ, по которой они были обвинены. В том же месяце Санкт-Петербургский городской суд отменил постановление нижестоящей инстанции о взыскании в пользу государства залога за Воротникова. В начале ноября дело о "Дворцовом перевороте" было возобновлено, 1 декабря приостановлено, а в феврале 2012 года прокуратура опять настояла на продолжении расследования.

19 января 2012 года у Воротникова и Сокол родился второй ребенок, девочка, которую решили назвать Мама Ненаглядная Сокол. На следующий день суд отказал в удовлетворении ходатайства следствия об аресте Натальи Сокол.

В СМИ публиковались самые разные оценки Воротникова и его деятельности. Так, одно время участвовавший в деятельности группы "Война" Антон Котенев писал, что Олег - "один из самых умных и тонких людей", которых ему "доводилось встречать в жизни", который много читает и хорошо разбирается в искусстве. В то же время отмечалось, что у многих он вызывал отторжение, во многом - из-за своей приверженности к воровству еды в магазинах, возведенному в принцип, а также из-за того, что на все акции они с Сокол брали своего малолетнего сына, подвергая его опасности. В СМИ даже появлялись сообщения, что родителей Каспера могут привлечь к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.

Дмитрий Волчек, обозреватель «Радио Свобода», встретился с эмигрировавшим Олегом Воротниковым (Вором) - лидером гремевшей пять лет назад арт-группы «Война»

Последняя российская акция арт-группы «Война» с участием Олега Воротникова, Натальи Сокол, Леонида Николаева и анонимных активистов состоялась 31 декабря 2011 года . Никто тогда и подумать не мог, что «Менто-Ауто-Да-Фэ» станет их последним высказыванием на долгие годы и последней акцией, исполненной в классическом составе.

В свое время за радикальными акциями арт-группы с изумлением следила прогрессивная молодежь двух столиц, как минимум. Это они устраивали поминки по Дмитрию Пригову с застольем в метро, заваривали «железным занавесом» вход в ресторан «Опричник», «штурмовали» лазерной графикой Белый Дом, организовали пробег с синими ведерками на голове по крыше машины ФСО, и наконец, рисовали 70-метровый член на разводном Литейном мосту в Питере. За эту и другие акции они получили несколько месяцев заключения и государственную премию «Инновация». Ролики художественных и политических акций с участием Вора, Козы, Лени Чокнутого и нескольких анонимных активистов пять-шесть лет назад «взрывали» Интернет. Они были, пожалуй, самой желанной информационной «запрещенкой», символом бесшабашного протеста против консюмеризма и несвободы в те времена, когда две столицы, казалось, не могли надышаться воздухом перемен.

Потом что-то пошло не так. А если честно, то все пошло не так.

Примерно в 2010 году основных «зачинщиков» художественной смуты крепко прижали власти по уголовной линии. Несколько месяцев Воротников-Вор и Николев-Чокнутый провели в тюрьме. Выпущенные в 2011 году под небольшой денежный залог лидеры активистов тут же скрылись и были объявлены в розыск. В 2010 году из страны куда-то в Прибалтику уехал Алексей Плуцер-Сарно, рупор «Войны» в Интернете, соавтор и летописец всех акций. Через некоторое время стало известно, что Воротников с женой и двумя детьми тоже нелегально перебрался на Запад, в Европу. Такие же слухи ходили о самом безбашенном активисте группы Лёне-Чокнутом. Но они оказались враньем. Выяснилось это при самых печальных обстоятельствах. Леня, не раз дергавший судьбу за усы, погиб в результате бытового несчастного случая. 22 сентября 2015 года Леонид Николаев упал с высоты и позже умер в больнице от полученных травм . Оказалось, что несколько лет он жил на нелегальном положении в районе Домодедово и готовил новую радикальную акцию - пожалуй, самую смелую за всю историю «Войны».

Про Воротникова и Сокол с детьми после их эмиграции было мало что слышно в контексте акционистского искусства. В Европе семья переезжала с места на место. Периодически доходили странные сообщения об их стычках и драках с местными анархистами и неформалами. Потом дошли слухи, что Воротников и Сокол с детьми переехали в Швейцарию по приглашению Эдриана Нотца , знакомого нашим читателям директора колыбели дадаизма «Кабаре Вольтер» (тоже, кстати, одно из любимых мест Ленина). Но в остальном только слухи, подробностей мало.

И вот на днях на сайте «Радио Свобода» была опубликована статья Дмитрия Волчека «Пять лет без “Войны”» . Автору удалось встретиться (где именно, напрямую не говорится, но, скорее всего, в Швейцарии) с Олегом Воротниковым и его женой Натальей Сокол. Интервью Вор давать отказался, но разговор состоялся. И его пересказ, порой с цитатами, записал Волчек. Текст пронизан симпатией к арт-бунтарям прошлого, но в целом информация не веселая.

Текст Волчека по понятным причинам изобилует недосказанностями, поэтому вкратце перескажу так, как сам понял. В Европе ребят тоже загнали в угол. Снова прижали детьми (их теперь трое, третья дочь, Троица, родилась в Швейцарии). В миграционной тюрьме поставили перед выбором: или они отправляются в лагерь для беженцев и просят политического убежища, или их разлучают с детьми и депортируют по линии Интерпола. Политического убежища они просить не хотели, но выбирать не из чего. В тексте Волчека приводятся слова Воротникова: «…и мы поддались на убежище… Нас доставили в лагерь, оформили документы и буквально оставили лежать на полу в проходе. Нам сказали, что это лучший лагерь для семей с детьми».

В словах Воротников тяжело отделить искренние высказывания от эпатажных, для этого нужно знать его лично. Но автор статьи подтверждает, что Воротников, воспринимавшийся как непримиримый противник властей, действительно теперь стал приверженцем Путина, положительно оценивает роль Володина (которого уже начинают называть возможным преемником), восхищен внешнеполитическими действиями Лаврова. О либералах высказывается скорее с презрением.

В отличие от политических, на художественные процессы внутри России Воротников смотрит крайне скептически. Павленский - «вторично, позорно». Вообще в России ничего интересного, разве что «Энджойкин» (делает прикольные ролики на youtube) молодец. Авторитетов для Воротникова по-прежнему не существует, и на глобальном уровне тоже. Даже Бэнкси, который перечислил «Войне» деньги, - это, по его словам, «маляры, все делают за деньги».

Такая вот странная метаморфоза. Правда, в ее истинности я не до конца уверен. Стоит ли воспринимать все слова художника за чистую монету? Или это нонконформизм, доведенный до предела, превратившийся в беспощадность к коллегам, друзьям и сочувствующим. Нет ответа.

В Западе Воротников очевидно тоже разочаровался, в местную художественную жизнь интегрироваться не хочет. Тоскует по родине, хочет вернуться. Позиция такая: «Я принципиально отказываюсь здесь устраивать акции, участвовать в художественной жизни. Критиковать Россию можно только изнутри, а не сидя на Западе… Мы не эмигранты, не беженцы, это не был жест, как у наших знакомых. Приехали на время, а потом канал возвращения захлопнулся…»

Вот так. Что в России их ждала тюрьма и риск лишения родительских прав, что на Западе - то же самое.

В целом лишний раз подтверждает мысль о том, что принуждение к эмиграции остается одним из самых изощренных и эффективных способов расправы над «почвенным» художником. Особенно над нонконформистом. И тем более над акционистом. Разрыв со страной, обеспечивающей автору художественный контекст и среду обитания, крепко выбивает из седла. А затрудняющийся информационный обмен между художником и его аудиторией еще сильнее усложняет ситуацию. В западню, похожую на ту, в которую ранее загнали Авдея Тер-Оганьяна и , теперь угодила и «Война». Но эти ребята особенные. Верю, что придумают, как выбраться. И желаю им удачи.


Владимир Богданов, AI

31 декабря 2011 года участники группы «Война» сожгли полицейский автозак в Санкт-Петербурге - это была последняя задокументированная акция художников. Позади были штурм Белого дома, повешение мигрантов в супермаркете, публичный секс в Зоологическом музее и фаллос на Литейном мосту. «Поймите, это не художественная, это сверхудожественная акция! Это будет наш костёр тщеславия», - цитирует заявление «Радио Свободы» по итогам поджога. Группа объявила, что всего к 1 января 2012 года было сожжено якобы семь полицейских автомобилей. В январе 2012 года было возбуждено дело по факту поджога.

В марте 2013 года «Комсомольская правда» сообщила , что участники «Войны» Олег Воротников, ранее сидевший в СИЗО за хулиганство, и его супруга Наталья Сокол уехали в Италию. Сокол также обвиняли по статьям 318 и 319 УК за нападение на полицейских и оскорбление их в 2011 году во время акции «Стратегия-31». С тех пор активисты находились в Европе, перебираясь от одних знакомых к другим.

Сейчас лидеры арт-группы Воротников и Сокол вместе с тремя детьми вновь в бегах. После нападения соседей по сквоту российских художников арестовала швейцарская полиция. Их направили в лагерь для мигрантов, откуда они сбежали. В интервью FURFUR Олег Воротников рассказал о конфликте с соседями, миграционной политике Швейцарии и тоске по России.

«Война» снова в бегах, что случилось в месте вашего последнего проживания?

20 марта в нашу комнату, выломав дверь, ворвалась вооружённая толпа в мотоциклетных шлемах, с битами и щитами - чистый Майдан. Мы в это время купали детей в ванночке. Сначала нам залили глаза перцовым газом, потом меня повалили на пол и скотчем связали по рукам и ногам, сели сверху, стали душить. Козу (Наталья Сокол. - Прим. ред.) избили, оторвали от детей и вышвырнули с лестницы. У нас трое детей - шестилетнему мальчику Касперу повредили руку. Два наших ноутбука и два айпэда у детей напавшие украли.

Люди, которые это сделали, называют себя швейцарскими правозащитниками, борцами за права беженцев. Приехала полиция, арестовала нас, нападавших никого не тронули. Случай схож с венецианским - тогда тоже арестовали только нас. Как поступили бы русские мусора: арестовали бы всех и потом разбирались бы. Здесь же арестовывают только бесправных.

Что это вообще за место, в котором вы жили?

В Базеле есть улицa Вассерштрассе - это дома для бедноты, которые городское руководство сдаёт по мизерным для Швейцарии ценам. Часть квартир захватили сквоттеры и, хотя там продолжают жить старички и прочие несчастные люди, постепенно их выживают. Дом, где мы жили, принадлежит одному базельскому кооперативу, тем не менее нападавшие назвались хозяевами. Кого-то знаем в лицо, кого-то по имени. Мы туда попали благодаря цюрихской арт-институции «Кабаре Вольтер», её директор Адриан Нотц подыскал нам просторную комнату на чердаке. С прошлого лета сквоттеры начали нас травить, выкидывали коляски, нападали на детей на лестнице - был эпизод с туалетной бумагой, заснятый Козой на видео.

Вы говорите про травлю, из-за чего она началась?

Швейцарцы плохо относятся к чужим людям, и им нужно было помещение. Сквоттеры хотели сделать из комнаты кинозал. К «Кабаре» мы обращались - не отвечают, видимо, боятся, что будут втянуты в разборки с полицией за укрывательство нелегалов. Уголовное дело в подвешенном состоянии, ведь мы нелегалы - оно, считай, бесперспективно.

Что на ваши жалобы сказала полиция?

Нам удалось запечатлеть бойню, но когда заявили в полицию, то вырвали камеру из рук и спрятали. Затем мы посетили правозащитную организацию, которая помогает жертвам насилия. Предоставили на четыре часа адвоката - настолько они готовы оплачивать адвоката, а они тут дорогие. В миграционной тюрьме я имел беседу с полицией, они нарисовали две возможности: либо в лагерь и просить политубежища, либо нас разлучат с детьми и по отдельности депортируют на родину как нелегалов. Плюс в моём случае по запросу Интерпола. Началась обычная для полиции манипуляция детьми, и мы поддались на убежище. Мы не эмигранты, не беженцы, это не был жест, как у наших знакомых. Приехали на время, а потом канал возвращения захлопнулся. Традиционно швейцарские власти призывают покинуть страну к определённой дате. Если нет, то включаются репрессивные механизмы. Нас доставили в лагерь, оформили документы и буквально оставили лежать на полу в проходе. Нам сказали, что это лучший лагерь для семей с детьми.

Что представляет собой лагерь?

Швейцария - пожалуй, худшая страна с точки зрения поиска убежища. Во-первых, они избегают формулировок, связанных с политикой. Во-вторых, швейцарские условия для беженцев худшие. Мы ведь годами жили в самых непростых обстоятельствах. Тебя запирают в каморку - только *** [чудак] может предложить так жить и только *** [чудак] согласится на такие условия. Наверное, если ты сириец, у которого уже нет не только дома, но и родного города, то, может, и будешь рад. Сотрудники обыскивают каждый раз: я видел, как кавказского вида семья вернулась, и обыскали всех, включая разревевшегося младенца. И гордые кавказцы, которых не сломить, улыбались, когда ребёнок впал в истерику.

Затем семьи перегоняют в лагерь в местечке Эш. Людей селят в подвале в крошечных кладовках без окон, кладут штабелями, как гробы. В русской тюрьме немного получше. При этом отнимают любые средства связи, ноутбуки, запирают безвылазно на неопределённый срок. В стены вделаны глазки для наблюдения. В миграционной полиции нам гарантировали, что поселят вместе. В итоге в кладовке, куда нас завели, нары сплошняком в два ряда и десять человек уже лежат. Итого 18 человек на 15 квадратных метров. Беженцы ходят по лагерю как тени, мужиков, нарядив в салатовые жилетки, периодически вывозят на уборку мусора - наши таджики отдыхают.

Мы пробыли минут 20 - все живут буквально в кладовках без окон, набиты под завязку, мы гомерически посмеялись и покинули лагерь, что является грубейшим нарушением. Согласно данным полиции, тебя объявляют в национальной розыск и удаляют из базы заявителей - ты уже не проситель убежища, а нелегально находящееся лицо. Вообще, решение об убежище лежит на судье. Но я пересказываю то, что мне сказали в миграционной полиции.

«С прошлого лета сквоттеры начали нас травить, выкидывали коляски, нападали на детей на лестнице - был эпизод с туалетной бумагой, заснятый Козой на видео».

Ваши дальнейшие после бегства действия?

Если бы не необходимость вернуть камеру с видео и компьютеры с архивом, то мы бы забили на допрос 6 апреля, где могут арестовать. Сейчас детали - до или во время допроса, с камерой или без - вышлют. Адвоката сейчас напрягли вернуть камеру, власти же просто собираются ловить и депортировать. Мы же готовы продолжать нашу подпольную жизнь, и поймать нас практически невозможно. Мы ездили в Базель - пытались допроситься, безуспешно, только время потеряли. Плюс юрист Антон Дрель объёмнее обрисовал перед нами ситуацию: если мы не найдём способ дать показания, то мусора имеют право в итоге уничтожить доказательства как не пригодившиеся. То есть тупо выкинут камеру. О её возврате пока не идёт и речи. Стараюсь этому не верить.

Если вспомнить венецианский случай, на сайте «Послезавтра» в своё время опубликовали точку зрения самих итальянцев . Не думаете, что, увидев схожий эпизод, люди будут явно не на вашей стороне?

Такое мнение действительно бытует - оно основное среди европейских анархистов. Но, Господи, европейские анархисты - это пустое место. В Венеции было драматичнее намного, тогда нас избили до полусмерти - мне сделали операцию на голове. Я был уверен, что нападавшим ответственности не избежать, но, несмотря на адвокатов в Италии, никакой ответственности не наступило.

С нелегалами никто не церемонится, но ситуация в Базеле - не просто наши слова против их слов. Сейчас есть видеодокументация - она не у нас, но есть в полиции. Но даже если они уничтожат её, это будет далеко не единственная проблема - украли лэптопы со всем архивом, где вся наша жизнь и работы за последние годы.

Последняя акция «Войны» и Петра Павленского - это огонь, в одном случае поджог автозака, в другом - двери. Вас только ленивый не сравнил с Павленским, например, тот же Марат Гельман : «Павленский - безусловно, сильный художник, более сильный, например, чем группа „Война“, чьи высказывания не всегда внятны». Что сами думаете о подобных сравнениях?

Не думаю, что сейчас нам уместно заниматься арт-критикой и вести интеллектуальные беседы. У нас положение практически фантастическое - сам с утра просыпаюсь и удивляюсь. Подмечать какие-то нюансы у художников хорошо, когда у тебя всё в порядке. Что думает Гельман, что не думает Гельман - это совсем какая-то другая жизнь, но мы, конечно, в курсе всех событий.

Но из всех акций «Войны» какую вы считаете самой важной для себя лично?

Тогда придётся отвечать и про Павленского, и про чёрта лысого, а я бы хотел избежать этой арт-критической залипухи. Нет же ничего хуже, чем художник, ******** [рассуждающий] об искусстве, особенно из далёкой Швейцарии. Художник, как вы и сами, наверное, догадываетесь, - это как раз и про лагеря, и про аресты, причём про неожиданные.

Раньше вам вручали премии, брали интервью. Сейчас вы нелегалы, вас преследует драки - достаточная демотивирующая вещь для ваших симпатизантов.

Для них именно так всё и выглядит. Уже когда мы сюда попали, то столкнулись с тем, что никому не нужны. Ещё до всяких драк были брошены сами на себя. Нелегалы, без документов, денег, в розыске и с детьми на руках. Здесь изначально относятся к приезжему как к человеку второго сорта, а если есть дети - то это целиком твоя проблема. Пока ты весёлый хипстер - это одно, когда ты человек без документов - ты никому не интересен.

Образ Запада, что рисуют интеллигенты в России, - это выдумка. Люди здесь не нарушают ничего - недаром в европейском современном искусстве застой мощнее, чем при Брежневе. Арт забит в развлекательное гетто для богатых людей. Ты можешь побыть клоуном - и только тогда будешь интересен. Они сидят и ждут, когда из третьего мира подкинут идею. Этим я и объясняю успех российского акционизма, когда самые элементарные акции хорошо читаются.

Ваш бэкграунд известных художников помогал как-то в Европе?

Вот ведь поразительная ситуация. Когда с художниками встречаемся, они начинают писаться от восторга: «Ой, „Война“, „*** в плену“, „Панк в суде“, это же всё вы!». Чувствуют себя просто везунчиками, которым удалось пообщаться с теми легендами, о которых читали. Но когда разговор переходит в практическую плоскость - можно ли найти жильё или адвоката, - то практически все утрачивают интерес. Мы хороши где-то там - когда в российской тюрьме, то мы хорошие.

Хотели бы организовать «Войну» в европейских реалиях?

Когда приехали, то и не планировали вести деятельность, сочли обстоятельства неинтересными, а европейскую публику недостойной того, чтобы одаривать произведениями искусства. Во время скитаний мы занимались работой с архивами, но потом поняли, что нечего бисер метать. Мы попытались несколько акций адаптировать для европейского контекста, но оказалось невозможным найти активистов, готовых биться и нарушать, как в России. Человеческий материал гораздо ниже - нам не удалось найти ни одного человека, с кем можно хотя бы обсудить замыслы. Люди поголовно трусливые и зажатые во всех смыслах. Если что-то и делать, то в России. Европейцам же это не нужно - да и нам теперь тоже. Здесь просто сытый свинарник. Даже если не прекратятся преследования в России, то я хочу вернуться. Европа - это глухое место без живых идей. Жить в России - это жить в культуре, а здесь как животные на ферме.

В конце XIX столетия, желая избежать ареста, народоволец Лев Тихомиров уехал в Швейцарию, но по прошествии времени разочаровался в былых идеях, а затем ему разрешили вернуться в Россию. Находите в этом историческом примере для себя какие-то параллели?

Мы не считали себя эмигрантами и не общались с такими тусовками прежде. Только сейчас я стал общаться, и многие русские, которые уехали по политическим моментам, ходят со схожими настроениями. Они говорят, что тут полная культурная изоляция, а в России так много всего. Кто-то вспоминает уровень московских студентов, о которых здесь и мечтать нельзя. Интересно было бы сделать движение «грустных русских Европы». Многие русские сообщества Германии с удовольствием смотрят Дмитрия Киселёва - для души, что называется.

Сами тоже смотрите?

Киселёва сам не смотрю - просто нет телевизора, а так тоже с удовольствием посмотрел бы. Это символ своего времени, поп-патриотизма, который в одиночку одной лишь жестикуляцией доводит либералов до кипения.

Изображения: личный архив Олега Воротникова

Последняя акция арт-группы "Война" состоялась 31 декабря 2011 года – в новогоднюю ночь был ловко сожжен полицейский автозак в Петербурге. За "Менто-Ауто-Да-Фэ" "Война" получила от поклонников премию "Российское активистское искусство", а от государства – уголовное дело по статье 213 ("Хулиганство"). Как известно, за пять лет в России меняется всё, а за 200 – ничего. "Война" объявила, что сожженный автозак – это только начало, но продолжения не было, а находящиеся на нелегальном положении акционисты растворились в мировом подполье. Основатель группы Олег Воротников (Вор) и его жена Наталья Сокол (Коза) пересекли границу и оказались в Европе, где жизнь их сложилась не лучшим образом: утомительную информацию о скандалах, задержаниях, избиениях и прочих происшествиях можно отыскать на сайте группы .

Кампания в поддержку акционистов, организованная филологом Алексеем Плуцером-Сарно, называющим себя "медиахудожником "Войны", прошла в Европе, Америке и даже на Филиппинах. Я сам участвовал в одной из акций, когда огромный портрет Олега Воротникова с надписью Voina Wanted вывесили на Карловом мосту в Праге. Это было эффектно и безопасно, акцию одобрила мэрия. Когда тот же самый плакат вывешивали на Тауэрском мосту, вмешалась лондонская полиция, а в Бухаресте защитников Олега Воротникова и вовсе побили и задержали.

В 2014 году появились сообщения о том, что Воротников поддержал захват Крыма и стал сторонником Путина. Мне трудно было поверить в это: как такая бредовая метаморфоза могла случиться с городским партизаном, который придумывал акции, поднимающие на смех путинизм, – в роли Ментопопа ходил в супермаркет, рисовал огромный член на разводном мосту напротив здания УФСБ в Петербурге, переворачивал милицейские машины, проецировал череп с костями на здание российского правительства и сидел за это в тюрьме?

И вот в одном из европейских городов я встречаюсь с Олегом и его женой. У них трое детей, младшие спят, старший – Каспер, которого я помню еще младенцем, вырос и должен был бы пойти в школу. Но куда его возьмут? Родители на нелегальном положении, у них нет документов и уж тем более медицинской страховки, а дочь по имени Мама, родившаяся в Петербурге, когда ее родители скрывались от ареста, вообще не зарегистрирована. Когда Коза отправилась в женскую консультацию на обследование, ее опознали врачи и хотели вызвать полицию, словно повторяя историю из сериала про Штирлица. Коза убежала и благоразумно родила дома без привлечения повитух в погонах. Третий ребенок появился на свет в Швейцарии.

Олег сразу предупреждает, что не будет давать мне интервью, потому что не желает иметь дела с "либеральными" СМИ. Да, все оказалось правдой: он теперь путинист. И не просто сторонник захвата Крыма: Олег считает, что Путин "восхитительно завершил работу по спасению русской государственности", Вячеслав Володин – "блестящий руководитель", Сергей Лавров – выдающийся дипломат, умеющий выигрывать во вражеском окружении, "закон Димы Яковлева" справедлив, и вообще "нет ничего прекраснее народного единения".

Я пытаюсь спорить и вынужден говорить банальности о том, что миф о народном единении – продукт пропаганды, благодаря лавровской "дипломатии" у России не осталось союзников, кроме КНДР, а из-за антисиротского закона больные дети гибнут в жутких детдомах. Но Олег не хочет ничего слушать: он уверен, что западная пропаганда хуже российской, поскольку таксист в Европе может сказать, что ему нравится Путин, а интеллектуал боится.

Что на это ответить? Вероятно, дело лишь в том, что интеллектуал отвечает за свои слова, а таксист – нет.

"Добрая российская пропаганда – это лучик солнца на последней странице "Пионерской правды" в июльский день", – произносит Олег, и я подозреваю, что это цитата из статьи Проханова.

Ничего хуже Швейцарии я не видел

Проведя несколько лет в Европе (а он побывал во многих городах – Венеции, Риме, Цюрихе, Базеле, Вене и даже в Чешском Крумлове, где сто лет назад прозябал Эгон Шиле), Олег безоговорочно разочаровался в Западе. "Я потратил годы своей жизни и не нашел ничего интересного". Люди здесь запуганы системой, делают "позитивную ставку на лицемерие", левое движение беспомощно и никакого искусства нет. Больше всего ему не нравится Швейцария: "Ничего хуже этой страны я не видел". В Базель Олег и его семья попали по приглашению директора цюрихского "Кабаре Вольтер" Адриана Нотца. Олег считает, что Нотц поступил бессовестно, бросил их в сквоте и даже не поинтересовался, как прошли роды. Закончилось все это конфликтом со сквоттерами, который Олег описал в интервью сайту Furfur :

"Нам удалось запечатлеть бойню, но когда заявили в полицию, то вырвали камеру из рук и спрятали. Затем мы посетили правозащитную организацию, которая помогает жертвам насилия. Предоставили на четыре часа адвоката – настолько они готовы оплачивать адвоката, а они тут дорогие. В миграционной тюрьме я имел беседу с полицией, они нарисовали две возможности: либо в лагерь и просить политубежища, либо нас разлучат с детьми и по отдельности депортируют на родину как нелегалов. Плюс в моём случае по запросу Интерпола. Началась обычная для полиции манипуляция детьми, и мы поддались на убежище. Мы не эмигранты, не беженцы, это не был жест, как у наших знакомых. Приехали на время, а потом канал возвращения захлопнулся. Традиционно швейцарские власти призывают покинуть страну к определённой дате. Если нет, то включаются репрессивные механизмы. Нас доставили в лагерь, оформили документы и буквально оставили лежать на полу в проходе. Нам сказали, что это лучший лагерь для семей с детьми".

Беженский лагерь Олег описывает как ад под землей, до смерти запуганных обитателей которого выпускают на прогулку по расписанию, словно заключенных. Возможно, это и так, не буду спорить, но представление о швейцарцах как о напыщенных монстрах, считающих всех иностранцев людьми второго сорта, вряд ли соответствует действительности. По словам Олега, помочь им согласился только адвокат, прославившийся защитой Романа Поланского, но и тому не удалось ничего сделать из-за бюрократического сопротивления.

Лучшие годы наших детей прошли в аду

До этого произошел схожий конфликт с соседями по сквоту в Венеции. Версия Олега (зверское немотивированное избиение, "я случайно жив остался – понимал, что еще один удар и меня задавят") расходится с версией его противников, изложенной в этом письме . Наверняка, как всегда бывает, истина посередине: даже самые асоциальные венецианские анархисты не смогли выдержать русского хаоса, и обычный бытовой конфликт, медленно разгораясь, привел к побоищу. Олег красочно описывает, как на глазах у ошеломленных японских туристов, щелкающих камерами, его в наручниках, с перебинтованной головой полицейские везли на лодке по Гранд-каналу. В тюрьме он пробыл всего несколько дней, а из Венеции – "это не город, а кладбище, что там делать?" – перебрался в Рим. "Лучшие годы наших детей прошли в аду, – жалуется он. – Я русский человек, зачем мне их ценности?" По судьбе этой не очень банальной семьи можно изучать суть многовекового идеологического конфликта России и Европы.

А что же группа "Война"? "Я принципиально отказываюсь здесь устраивать акции, участвовать в художественной жизни. Критиковать Россию можно только изнутри, а не сидя на Западе", – говорит Олег. Всё, что происходит в европейском искусстве, ему не нравится. Я вспоминаю Бэнкси, который в 2010 году, когда "Войну" арестовали, помог ей финансово, но Олег отмахивается: "Это не художник, а глупая команда дизайнеров, маляры, всё делают за деньги".

мы не сдаемся, нужно, чтобы нас поймали

Разочарование в Западе привело к тому, что происходящее в России стало казаться Олегу и его жене замечательным. Больше всего они мечтают о возвращении на родину. "Если бы мне сказали – садимся в такси и едем в аэропорт, я бы даже не стал вещи собирать". Но вернуться невозможно: Олег – в международном розыске, Коза – в федеральном. Да и куда деваться с тремя маленькими детьми? Родственники их судьбой не интересуются, значительная часть друзей отвернулись, жить негде. Можно было бы сдаться и попросить прощения у великолепного Володина, но Олег говорит: "Это против идеологии "Войны": мы не сдаемся, нужно, чтобы нас поймали". Да и понятно, что Кремлю такие союзники, как Вор и Коза, не нужны. Как их используешь? Наверняка ведь скажут что-нибудь не то. Если бы идеологией по-прежнему рулил Сурков, он, вероятно, счел бы забавным взять семью Воротниковых под свою защиту, но нынешние дубинноголовые поклонники нооскопов и телегонии на такую изощренность не способны.

Тут следует вспомнить третьего участника группы "Война" – замечательного Леонида Николаева . Многие думали, что он тоже бежал за границу, но в сентябре 2015 года стало известно, что Леня погиб в Подмосковье. Если верить рассказу его знакомой, опубликованному на сайте "Нигилист" , он жил на нелегальном положении и готовил сложнейший перформанс под названием "Следоптиконы повержены": собирался при помощи укрепленных на крышах двух многоэтажек строительных лебедок поднять в воздух автомобиль сотрудника Следственного комитета в воздух и поджечь. "На уровне 12-го этажа тачка замирала и продолжала висеть, пылая и покачиваясь, посередине между двумя высотками".

Я несколько раз , он был человеком в высшей степени обаятельным и разумным, так что я не удивился, когда прочитал в тех же воспоминаниях такой пассаж: “Его абсолютно ужасали заявления Олега в поддержку аннексии Крыма… Акцию с горящей машиной он воспринимал как символическое очищение, через которое проходила история группы "Война"".

Гибель Лени стала для Олега и Козы большим ударом. "Мы были похожи на табуретку с тремя ножками, которая очень хороша стояла. И вот одной ножки нет, и это закончится падением, несмотря на наш огромный опыт нелегальной жизни".

Как-либо социализироваться, работать, вести банальную бюргерскую жизнь Олег и Коза категорически не хотят. "Не собираемся подавать на политическое убежище, и никому мы не нужны, никто ничего не предлагает… Правозащитная тусовка считает нас хулиганами". Сразу скажу, что не вижу в этом нежелании ничего предосудительного, мещан и офисных бездельников и без того хватает, и отказ следовать правилам их существования – вполне естественная позиция для художника. Ван Гог или Шиле, на взгляд обывателя, тоже вели себя возмутительно. Но превращение анархистов, поливавших ментов мочой, в почитателей Вячеслава Володина, не может не озадачивать.

Я пытаюсь понять, как произошла эта перемена, и думаю о русских эмигрантах, которые в 1937 или 1945 году в Париже были уверены, что Россия возрождается, бросали всё и спешили к Сталину на расстрел.

У меня остались три-четыре лучезарных воспоминания, и одно из них – это тюрьма

В надежде меня эпатировать Олег расхваливает мудрость Путина, "идеально обыгравшего" либералов в 2013 году. По его мнению, Путин поступил со своими врагами мягко, "столько отеческой заботы было в этих решениях!". Напоминание о судьбе Удальцова (тоже поддержавшего аннексию Крыма), Олега Навального и Бориса Немцова не производит на него впечатления – все это западная пропаганда. О своем пребывании в тюрьме Олег вспоминает с восторгом. "Это одно из лучших событий в моей жизни. У меня остались три-четыре лучезарных воспоминания, и одно из них – это тюрьма". За годы, проведенные в европейском аду, родина стала казаться ему землей обетованной. "В России можешь убить мента и либо сесть, либо не сесть. Нормальный расклад!" Он убежден, что такой свободы, как в России, нигде нет. "Я, когда был в розыске, каждый день проезжал на велосипеде мимо главного входа в прокуратуру, где нас ждали, и ничего".

Готов согласиться с выводом о безбрежности русской свободы, хотя надеюсь, что Господь меня от нее избавит.

По инерции пытаюсь спорить с Олегом: что же хорошего сделал Путин, раздавший миллиарды своим приятелям из кооператива "Озеро"? Но Олег парирует: "Правильно сделал. А кому он должен был отдать? Вам с Фанайловой? Вот я бы тоже все отдал Козе, а не какому-то там чешскому художнику".

Все, что происходит в актуальном российском искусстве, Олегу не нравится, особенно Павленский: "Вторично, позорно, непластично". Спрашиваю, чем отличается нарисованный на мосту член от поджога двери ФСБ, но Олег убежден, что акция "Войны" в Питере была поэтичной и продолжительной (мост вставал, опускался, его долго отмывали), а Павленский сделал все за минуту для фотографов, и лучшим перформансом было решение гэбэшников закрыть опаленную дверь металлическими листами ("они обыграли Павленского"). Хотя политические взгляды Олега столь серьезно изменились, акции "Войны" ему по-прежнему кажутся замечательными: "Все, что мы делали, было классным".

С этим согласен и я: "Война" была выдающимся явлением в актуальном русском искусстве, причем хороши были как и самые простые и популярные их акции, так и сложные, вроде знаменитой "курочки", возмутившей даже некоторых поклонников: к сожалению, этот весьма замысловатый, остроумный и полный скрытых смыслов перформанс-лабиринт в массовом сознании редуцировался до мещанского вопля "Да они себе куриц запихивают!".

Самой же остроумной и красивой акцией "Войны" я бы назвал замечательный трюк Леонида Николаева, запрыгнувшего на крышу автомобиля ФСО с двумя ведрами на голове. Это видео можно пересматривать бесконечно, словно фильмы Чаплина и Бастера Китона.

Пытаюсь выяснить у Олега, есть ли в современном русском искусстве хоть что-то интересное, но он отмахивается: "Всё позорно, и эту планку долго и упорно опускали вы" (то есть либералы). Наконец, вспоминает: "Энджойкин! Как вы все не замечаете?! Это художник номер один с 2014 года! Какой там Павленский!".

Имеют ли значение политические взгляды художника? Есть хорошая поговорка: "Оpinions are like assholes: everybody has one". Луи-Фердинанд Селин бегал в оккупированном Париже в немецкую комендатуру и спрашивал, почему еще не все евреи арестованы, но при этом остался великим писателем. Чехов писал: "Пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти”. Замени обывателя на художника, и цитата подойдет к сегодняшнему сюжету.

Олег Воротников говорит, что Путин правильно поступил, сделав ставку на ментов и попов, а не на Льва Рубинштейна. Но его образ "мента в поповской рясе", насмешка над государством, которое он в 2014 году столь пылко полюбил, останется в истории искусства, а все эти разговоры о Володине и коммунальные склоки забудутся. Группа "Война" так же важна для русской культуры, как венский акционизм для австрийской или бит-движение для Америки. Когда-нибудь документация их акций окажется в лучших музеях России, в этом нет никакого сомнения.

Но что же делать сейчас? Воротниковы в самом деле в отчаянном положении. "Если нам еще раз дадут поддых, мы уже не встанем", – говорит Коза. Такие слова просто так не произносят.

Как помочь людям без документов, находящимся в розыске? В Европе они никому не нужны, на суровой родине их ничего хорошего не ждет. Из этой ситуации нет ясного выхода. Возможно, какой-нибудь великодушный меценат прочитает мою статью и захочет что-то сделать – хотя бы отправить ребенка в школу? В надежде на подобное чудо я и решил рассказать эту печальную историю о радикальном искусстве и политических заблуждениях.

Радикальное акционистское объединение

Леворадикальная акционистская группа, функционировавшая с начала 2007 года. Получила известность благодаря серии эпатажных и радикальных перформансов. В 2011 году стала лауреатом художественной премии "Инновация".

Возникновение арт-группы

Арт-группа "Война" (в произведениях самих участников группы принято писать ее название без кавычек) была создана по инициативе выпускника философского факультета Московского государственного университета (МГУ) Олега Воротникова (прозвище Вор), который далее именовался "отцом-основателем" , , , . Еще в 2005 году Воротников и Наталья Сокол (прозвище Коза) создали арт-группу "Соколег", которая занималась натурной фотографией (по иным данным, авангардной модой ) и перформансами на тему смен парадигм в искусстве. Весной 2006 года они познакомились с художником Антоном Николаевым, лидером арт-группы "Бомбилы", с которым начали активное сотрудничество. Штаб-квартирой объединенного проекта стала одна из мастерских видного художника-акциониста Олега Кулика, который, однако, отрицал использование каких-либо собственных идей в перформансах группы , , .

В начале 2007 года наиболее радикально и политически настроенные участники проекта во главе с Воротниковым и Сокол организовали группу "Война" , . Изначально арт-группа "Война" предполагалась как леворадикальная, "поскольку левый спектр в российском арте вообще отсутствовал" . При этом позже подчеркивалось, что политическая составляющая проекта была важнее, чем художественная часть .

Основные акции 2007-2010 годов

В феврале 2007 года состоялось первое выступление "Войны" - перформанс "Отморозки" в Зверевском центре современного искусства, куда группа была приглашена на открытие выставки "Военные действия". В ходе перформанса трое участников "Войны" были загипсованы так, что образовали единую скульптурную группу, которую затем пустили кататься по брикетам пломбира ("мороженная грязь под гусеницы танка") .

Вскоре после этого "Война" и "Бомбилы", а также акционист Сергей (Емельян) Гдаль создали "Профсоюз уличного искусства" . 1 мая 2007 года "Война" при содействии "Бомбил" провела акцию "Мордовский час" в ресторане "Макдоналдс" на Серпуховской площади в Москве. Активисты арт-группы с криками "Свободная касса!" забросали прилавки ресторана живыми кошками, что явилось "подарком низкооплачиваемой рабсиле фастфуда, лишенной в праздник отдыха и наслаждения современным радикальным искусством". Эта акция также содержала отсылку к протестной деятельности западных антиглобалистов, для которых сеть ресторанов McDonald"s представляет собой один из символов глобализации , , , , . В том же году "Мордовский час" был признан газетой "Re:акция" "самым хулиганским перформансом" .

На протяжении последующих месяцев активисты "Войны" провели еще несколько акций, а также приняли участие в ряде перформансов, основным организатором которых выступали "Бомбилы" . В начале июля 2007 года "Война" должна была провести совместный перформанс с известным деятелем художественного авангарда Дмитрием Приговым : предполагалось, что активисты группы занесут на двадцать второй этаж студенческого общежития МГУ шкаф с сидящим внутри Приговым, который должен был вести стихотворный диалог с собственными записями. Однако акция не состоялась - ее запретил декан философского факультета МГУ, а непосредственно накануне перформанса Пригов был госпитализирован, через несколько дней он скончался , , . В конце августа того же года "Война" при участии "Бомбил" провела акцию "Пир" - поминки по Пригову, накрыв столы в вагоне Московского метрополитена , , . Впоследствии, в феврале 2008 года, "Пир" была повторен на трех линиях метро в Киеве, после того, как власти украинской столицы инициировали закрытие выставки "Общее пространство", в рамках которой, в частности, демонстрировалась видеозапись московских поминок по Пригову , .

С этого времени стала очевидной политическая составляющая деятельности "Войны". В 2007 году ее активисты участвовали в Саратове в "марше несогласных" - выступлении противников президента Владимира Путина - с лозунгом "Я хочу халву есть, я хочу на Путьку сесть" (приписываемым поэту Александру Бренеру) . В ноябре 2007 года, накануне выборов в Государственную думу, "Война" провела несанкционированную акцию "ПП (Памятник Пригову vs План Путина)" на открытии ярмарки Non-Fiction в московском Центральном доме художника: активисты группы неожиданно спустились по растянутому баннеру с антресольного этажа выставочного центра с живыми баранами в руках , .

В декабре 2007 года (по другим данным, в феврале 2008 года ) прекратилось активное сотрудничество "Войны" и "Бомбил". Это было связано с тем, что в то время, как группа Николаева планировала работать за пределами Москвы с местными коллективами, "Война" предпочитала работать в столице - отчасти рассчитывая на реакцию прессы на ее деятельность . Кроме того, сам Николаев признавался, что ему к этому времени надоело заниматься "клоунским акционизмом" . В это же время к группе присоединился филолог и автор трудов по обсценной лексике Алексей Плуцер-Сарно .

В конце февраля 2008 года, за несколько дней до президентских выборов, на которых победу одержал Дмитрий Медведев , "Война" провела одну из самых известных своих акций - групповую оргию в Биологическом музее в Москве на фоне лозунга "Е***ись за наследника Медвежонка" , , , (с аналогичными лозунгами члены "Войны" участвовали в эти же дни в митинге прокремлевского движения "Молодая гвардия" и в московском оппозиционном "марше несогласных" ). Участники группы охарактеризовали акцию в Биологическом музее как "напутствие молодому руководителю, посильная поддержка Медвежонка в начале длинной тропы" . Фотоотчет об акции был опубликован в блоге Плуцера-Сарно (там же появлялись отчеты и о дальнейшей деятельности "Войны"), в связи с чем на него было заведено уголовное дело о распространении порнографии . В действиях самих участников акции состава преступления найдено не было , но позже появлялись сообщения, что Генеральная прокуратура РФ повторно возбудила дело по поводу оргии в музее .

Непосредственно перед инаугурацией нового президента Медведева, в начале мая 2008 года, "Война" организовала новую акцию: ее участники ворвались в отделение милиции в подмосковном Болшеве, повесили большой портрет Медведева и стали зачитывать посвященные милиции тексты Пригова .

В дальнейшем тема правоохранительных органов занимала значительное место в деятельности группы. Так, в июле 2008 года состоялась акция "Мент в поповской рясе", в ходе которой Воротников, одетый в рясу поверх милицейской формы и олицетворявший "амбивалентное существо, которому всё позволено", набрал в супермаркете "Седьмой континент" большое количество продуктов и безнаказанно вынес их, не оплатив , ; впоследствии указывалось, что эта акция предвосхитила историю с майором милиции Денисом Евсюковым , весной следующего года устроившим расстрел покупателей в супермаркете . В мае 2009 года в первый день судебного процесса над организаторами скандальной выставки "Запретное искусство-2006" Юрием Самодуровым и Андреем Ерофеевым участники "Войны" неожиданно исполнили в зале суда песню "Все менты - ублюдки!" , , что подверглось осуждению как адвокатов обвиняемых, так и присутствовавших правозащитников, в частности, Льва Пономарева , (при этом "Война" и раньше проводила акции против преследования кураторов "Запретного искусства"; например, в мае 2008 года группа устроила представление у здания прокуратуры, где проводился допрос Ерофеева ).

Значительный резонанс получили две акции, проведенные "Войной" в конце 2008 года. В ночь на 7 ноября несколько активистов группы спроецировали на Дом Правительства РФ изображение черепа и костей, после чего другие участники активисты перелезли через ограду правительственной резиденции, беспрепятственно пересекли ее двор, а затем скрылись , , , , . В следующем месяце "Война" заварила стальными листами вход в ресторан "Опричник", который, по некоторым данным, принадлежал прокремлевскому журналисту Михаилу Леонтьеву , ; в январе 2009 года по данному факту было заведено уголовное дело . В этот же период к группе присоединились некоторые борцы за права сексуальных меньшинств; кроме того, "Война" стала активнее сотрудничать с московскими анархистами и антифашистами .

Также продолжала "Война" использовать и тему супермаркетов (как впоследствии заявлял Плуцер-Сарно, это было связано с тем, что "супермаркет - это публичное пространство, где готовая сцена, готовый театр, готовые зрители, готовое противостояние, и там можно разыгрывать некие ситуации" ). В сентябре 2008 года группа имитировала повешение гомосексуалистов и гастарбайтеров в одном из гипермаркетов "Ашан" , ; это стало "символическим подарком мэру Москвы Лужкову в знак его заслуг по распространению в городе ксенофобии, гомофобии и национализма" . В 2009-2010 годах участники "Войны", публично признававшиеся в том, что продукты они обычно крадут в магазинах , проводили акции по потреблению или выносу продуктов в супермаркетах ряда стран Европы и США, изображая из себя голодных нелегальных мигрантов из России, что являлось своеобразным тестированием терпимости общества в этих странах , . Летом 2010 года "Война" провела ритуализованный вынос мороженного цыпленка из одного из супермаркетов в Санкт-Петербурге .

В июне 2009 года произошел скандал, связанный с участием группы "Война" в курировавшейся Андреем Ерофеевым выставке "Русский леттризм" в Центральном доме художника. Накануне открытия выставки директор выставочного центра Василий Бычков потребовал демонтировать экспозицию "Войны", посвященную, помимо прочего, акции группы в Биологическом музее. В результате возникла стычка участников "Войны" с охраной, причем, как сообщалось, некоторые экспонаты были испорчены; тем не менее экспозиция "Войны" была снята , .

В начале 2010 года к "основному составу" группы "Война" присоединился активист оппозиционного движения "Солидарность", член политсовета его московского объединения Леонид Николаев (в описаниях группы фигурировавший как Леня Е***нутый) , . В мае 2010 года, в разгар общественных протестов против чрезмерного использования спецсигналов на машинах, Николаев вышел с символизировавшим "мигалку" синим ведром на голове на дорожную полосу около Кремля и пробежал по капоту и крыше двигавшегося со спецсигналом автомобиля Федеральной службы охраны (ФСО); в течение следующих дней видео выступления Николаева широко распространилось в интернете , . В конце мая Николаев был похищен сотрудниками ФСО, но вскоре отпущен - после предъявления обвинения в хулиганстве . Хотя в дальнейшем суд отказался принимать к рассмотрению дело Николаева в связи с нарушениями норм при сборе доказательств его вины , сам активист "Войны" с этого времени фактически перешел на "нелегальное положение" и скрывался от правоохранительных органов .

В июне 2010 года в Санкт-Петербурге была проведена новая резонансная акция "Войны": в знак протеста против повышенных мер безопасности в преддверии Международного экономического форума активисты группы нарисовали на Литейном мосту огромный фаллос размером 65 метров в длину и 27 метров в ширину. После того, как мост был разведен, поднятое изображение фаллоса оказалось перед окнами Управления Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области , , , , . Николаев был задержан во время проведения акции и оштрафован за мелкое хулиганство . Акция стала широко известной благодаря распространению информации о ней в блогах: сообщение о ней на протяжении нескольких дней удерживало первое место в основных рейтингах блогов .

В связи с деятельностью "Войны" в блогах и прессе регулярно обсуждалось, почему активисты группы не задерживаются милицией, а если и их задерживают, то вскоре отпускают. Сами члены "Войны" объясняли это тем, что все их акции тщательно планировались, чтобы избежать даже минимального риска , , .

В сентябре 2010 года в Санкт-Петербурге состоялась акция "Войны" "Дворцовый переворот", целью которой было "показать, как надо проводить реформу МВД". Во время акции активисты группы перевернули несколько милицейских автомобилей, причем внутри некоторых из машин в этот момент находились милиционеры , , .

Преследования "Войны" (с 2010 года)

Вскоре после проведения "Дворцового переворота" на основных активистов "Войны" было заведено дело по статье 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору), члены группы были объявлены в розыск , . 15 ноября 2010 года Воротников, Сокол и Николаев были задержаны в Москве и допрошены в занимающемся борьбой с экстремизмом центре "Э" при МВД. Вскоре Сокол была отпущена, а Воротников и Николаев были отправлены в изолятор в Санкт-Петербург , , , . В том же месяце стало известно, что Россию, опасаясь преследований, покинул Плуцер-Сарно , .

Акция "Дворцовый переворот" и последовавший за ней арест Воротникова и Николаева вызвали в прессе бурную дискуссию о границах того, что должно трактоваться в первую очередь как искусство. Многие художники и критики признали, что акция являлась уголовно наказуемым деянием. В то же время ряд художников и журналистов выступили в поддержку "Войны", признавая ее право на радикальный акционизм, и призывали к отказу от наказания или по крайней мере к его смягчению , , , .

Уже в декабре 2010 года были проведены несколько мероприятий в поддержку "Войны". В частности, проживавший в Норвегии блогер Вагиф Абдилов организовал выпуск по индивидуальному заказу марок Норвежской королевской почты, на которых была изображена акция группы на Литейном мосту , . В середине месяца британский уличный художник Бэнкси устроил в интернете продажу репродукций одного из своих произведений и объявил о передаче вырученных с продажи денег в размере около 90 тысяч фунтов (приблизительно 4,5 миллиона рублей) на помощь "Войне" , , . 18 декабря в Москве был проведен немногочисленный митинг в защиту группы, в котором участвовали многие известные художники и арт-журналисты , . Впоследствии, в середине февраля 2011 года, видеообращение в поддержку лидеров "Войны" опубликовал известный рок-музыкант Юрий Шевчук .

Сроки задержания Воротникова и Николаева продлевались вплоть до 21 и 22 февраля 2011 года , , когда суд Дзержинского района Санкт-Петербурга согласился отпустить их под залог триста тысяч рублей для каждого , , , . Через месяц после освобождения Воротников и Николаев рассказали, что передали собранные в результате акций Абдилова и Бэнкси деньги на помощь двум политзаключенным, а также одному из их бывших сокамерников, обвинение которому, по их мнению, было сфабриковано .

Как стало известно, 3 марта 2011 года на Воротникова, Николаева и Сокол в центре Санкт-Петербурга было совершено нападение лицами, представившимся сотрудниками уголовного розыска , . В конце марта в связи с этим инцидентом было заведено уголовное дело по статье "побои" .

31 марта 2011 года несколько участников "Войны", включая Воротникова, Сокол и даже их маленького сына, на несколько часов задержали во время несанкционированного оппозиционного "марша несогласных" , . 14 апреля в отношении Воротникова было заведено второе уголовное дело: он был обвинен в хулиганстве, применении насилия в отношении представителя власти и оскорблении представителя власти , . В июле 2011 года стало известно, что за поведение на "марше несогласных" уголовное дело по статье 319 УК РФ (оскорбление представителя власти) было заведено и против Натальи Сокол , .

В апреле 2011 года группа "Война" стала лауреатом российской художественной премии "Инновация": акция на Литейном мосту была признана лучшим "Произведением визуального искусства". Организаторы премии пытались исключить "Войну" из списка номинантов, мотивируя это несоблюдением регламента, но под давлением общественности были вынуждены вернуть ее в число претендентов на премию , . Полученные как главный приз 400 тысяч рублей "Война" передала межрегиональной правозащитной ассоциации "Агора", которая собиралась использовать их для "защиты гражданских активистов". Юристы этой ассоциации помогали и самой арт-группе .

Воротников не являлся на допросы и в июле 2011 года был объявлен в международный розыск, заочно арестован, а его залог в 300 тысяч рублей был изъят в пользу государства , , . В конце августа 2011 года стало известно, что Сокол была объявлена в федеральный розыск . Спустя два месяца она была задержана, но через несколько часов освобождена , и снова скрылась , после чего в начале декабря Сокол, находившаяся на восьмом месяце беременности, была объявлена уже в международный розыск , и заочно арестована (хотя 27 декабря решение об аресте было отменено ). При этом в октябре 2011 года стало известно, что 1 сентября было прекращено уголовное преследование Воротникова и Николаева, начатое после акции "Дворцовый переворот" - в связи с тем, что инкриминировавшаяся им статья УК РФ не соответствовала совершенным им действиям , , , , . В связи с этим 24 октября было отменено решение об изъятии залога за Воротникова . Впоследствии расследование дела о "Дворцовом перевороте" неоднократно возобновлялось, а затем вновь приостанавливалось , , , , .

31 декабря 2011 года в новогоднюю ночь активисты "Войны" в качестве "подарка политическим заключенным" провели около одного из петербургских отделений полиции акцию "Менто-Ауто-Да-Фэ", или "Ё**аный Прометей", в ходе которой они подожгли полицейский автомобиль для перевозки заключенных "Урал" , , , . Через несколько дней в связи с этим инцидентом было возбуждено уголовное дело по статье 213 УК РФ "Хулиганство" .

"Московская фракция" арт-группы

Еще в конце 2009 года из "Войны" был изгнан один из наиболее активных участников проекта Петр Верзилов, якобы потворствовавший аресту акциониста Александра Володарского (известного под "ником" Шиитман) во время имитации совокупления около Верховной рады Украины в знак протеста против деятельности Национальной экспертной комиссии по защите общественной морали (согласно активистам "Войны" Верзилов исходил из того, что осуждение Володарского могло стать "крутым пиаром" для арт-группы) , . В дальнейшем Верзилов и примкнувшие к нему акционисты (в том числе его жена Надежда Толоконникова по прозвищу Толокно) продолжали выступать под именем "Войны", что фактически привело к противопоставлению двух одноименных проектов , . В отношении группы Верзилова также использовалось наименование "московская фракция группы "Война"" .

Одной из наиболее заметных акций "московской фракции" стал "Тараканий суд": в день начала оглашения приговора по делу организаторов выставки "Запретное искусство" в июле 2010 года Верзилов в знак протеста выпустил в здании суда 3,5 тысячи крупных тараканов , , (Плуцер-Сарно утверждал, что идея этой акции была украдена Верзиловым у группы Воротникова ). Кроме того, активисты этой группы в летом 2010 года принимали участие в протестах против строительства скоростной трассы через Химкинский лес .

Приуроченная к вступлению в силу нового закона "О полиции" 1 марта 2011 года акция "московской фракции" "Лобзай мусора", в ходе которой за два месяца в начале года активистки группы расцеловали в Москве около сотни женщин-полицейских , , в сентябре того же года была представлена на четвертой Московской биеннале современного искусства. Представление акции вызвало резкую критику Плуцера-Сарно и некоторых других художников, которые в связи с этим даже призвали к бойкоту биеннале .

В конце августа 2011 года "московская фракция" также провела заметную акцию "Дорога-кормилица". Во время акции активисты останавливали автомобили и собирали помощь прошедшим переаттестацию полицейским, которые в результате реформы полиции якобы потеряли возможность собирать деньги с водителей , .

Некоторые из участников "московской фракции" входили также в феминистскую группу Pussy Riot , получившую известность за провокационный "панк-молебен" в московском Храме Христа Спасителя в феврале 2012 года , .

Общая идеология и состав

Группа "Война" постоянно подчеркивала особый образ жизни, в частности, максимальный отказ от денег (с чем связывалась практика воровства продуктов в магазинах) и "агрессивное сквотирование" - проживание в незаселенных квартирах новостроек , , . Помимо акций, информация о которых распространялась, участники группы занимались также "ежедневными перформансами", то есть представляли акционизм как норму жизни , .

За период 2007-2010 годов в акциях "Войны" участвовали более двухсот человек . В то же время по состоянию на осень 2010 года основу группы составляли Воротников, Сокол, Николаев и Плуцер-Сарно , ; по некоторым данным, неофициально в "Войне" числились около шестидесяти человек . Бывшие участники группы называли "стопроцентным автором" "Войны" Воротникова , в то же время основные перформансы группы были придуманы Натальей Сокол .

Как критики, так и участники "Войны" отмечали, что в своем творчестве группа продолжала традиции политического акционизма, связанные с американскими активистами конца 1950-х годов, а также московским акционизмом и искусством соц-арта , , , . В качестве важной части деятельности группы отмечалась семантизация действия, приписывание ему интерпретаций (пусть и множественных), которое в медиасреде группа старалась контролировать , . В то же время Воротников и другие участники "Войны" критиковали своих предшественников, а также современных им акционистов за недостаточный радикализм и "вялость" , обвиняли их в том, что они занимались исключительно имитацией действия . Представители группы специально акцентировали внимание на реальности и неискусственности своей деятельности: "То, что в акциях "Войны" арта почти нет, - и делает их ультрасовременным новым искусством" , . Однако минимальной задачей группы ставилось "не устраивать яркие шоу, а сформировать круг людей, которым интересна подобная деятельность" .

В середине февраля 2012 года на Берлинском кинофестивале был представлен фильм режиссера Андрея Глазьева "Завтра", посвященный образу жизни и акциям "Войны". Сам Глазьев некоторое время принимал участие в акциях группы; тем не менее некоторые критики обвиняли фильм в том, что философия "Войны" не была отражена в нем в должной мере , , .

Использованные материалы

"Pussy Riot" официально стали обвиняемыми. - Интерфакс , 12.03.2012

Дмитрий Маракулин . Дело о "Дворцовом перевороте" приостановлено. - Коммерсантъ-Online , 12.03.2012

Две участницы Pussy Riot арестованы до конца апреля. - Грани.Ру , 05.03.2012

Возобновлено расследование уголовного дела об акции арт-группы "Война" с переворачиванием милицейских машин. - Интерфакс , 20.02.2012

Алексей Медведев . Зрителей интересует только "Война". - Московские новости , 18.02.2012

Денис Катаев . Раскрыты секреты арт-группы "Война". - Дождь , 17.02.2012

Елена Костылева . Битва на небесах. - Сеанс , 15.02.2012

Арт-группа "Война" заявила о прекращении преследования ее активистов. - РИА Новости , 08.01.2012

Иван Скиртач . По факту поджога полицейской машины в Петербурге, который взяла на себя арт-группа "Война", возбуждено уголовное дело. - ИТАР-ТАСС , 07.01.2012

Вера Копылова . Поджог третьей степени. - Московский комсомолец , 05.01.2012. - №25837

Новая акция-треннинг группы Война "Менто-Ауто-Да-Фэ", или "Ё***аный Прометей". - plucer.livejournal.com , 02.01.2012

Арт-группа "Война" сожгла автозак питерской полиции. - BBC News, Русская служба , 02.01.2012

"Война" извоевалась. - Фонтанка.Ру , 02.01.2012

Горсуд Петербурга отменил решение о заочном аресте активистки "Войны" Сокол. - Интерфакс , 27.12.2011

Суд заочно арестовал участницу арт-группы "Война" Сокол. - Фонтанка.Ру , 07.12.2011

Активистка "Войны" объявлена в международный розыск. - BBC News, Русская служба , 06.12.2011

Иван Скиртач . Участница арт-группы "Война" объявлена в международный розыск. - ИТАР-ТАСС , 06.12.2011

Сергей Шабохин . Интервью с российской арт-группой Война. - Art Aktivist , 03.11.2011

Активист "Войны" Николаев снова стал обвиняемым, прокуратура отменила решение о прекращении дела. - Газета.Ru , 02.11.2011

Прокуратура отменила решение о прекращении уголовного дела в отношении активиста "Войны" Николаева. - Открытое информационное агентство , 02.11.2011

Суд отменил изъятие залога, внесенного за активиста арт-группы "Война". - РИА Новости , 24.10.2011

Активистка "Войны" повторно не явилась к следователю. - BBC News, Русская служба , 19.10.2011

Петербургская полиция задержала активистку группы "Война" Наталью Сокол вместе с сыном. - Газета.Ru , 18.10.2011

Задержанную активистку "Войны" отпустили из полиции, сообщил адвокат. - РИА Новости , 18.10.2011

Прекращено дело в отношении лидера арт-группы "Война" Воротникова. - Интерфакс , 13.10.2011

Мария Москвичева . "Войне" простили "Дворцовый переворот"? - Московский комсомолец , 12.10.2011

Прекращено дело в отношении активиста арт-группы "Война" Леонида Николаева. - Интерфакс , 11.10.2011

Никита Зея . Милиция не социальная группа. - Газета.Ru , 11.10.2011

Участие "Войны" в Московской биеннале вызвало конфликт. - OpenSpace.ru , 26.09.2011

Группа Война в акции "Дорога-кормилица": беспредел ментовских семей. - wisegizmo.livejournal.com , 12.09.2011

Удар по нищете. - Каспаров.Ru , 12.09.2011

Постановление о прекращении уголовного преследования следователя следственного отдела по Центральному району ГСУ Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу (уголовное дело № 276858), 01.09.2011

Жену лидера арт-группы "Война" объявили в розыск. - Интерфакс , 30.08.2011

Участники арт-группы "Война" готовят для власти новую акцию. - РБК , 22.07.2011

Суд заочно арестовал активиста "Войны" Воротникова. - Infox.ru , 22.07.2011

Активист арт-группы "Война" Воротников объявлен в международный розыск. - РИА Новости , 21.07.2011

Активистку арт-группы "Война" подозревают в оскорблении представителей власти. - БалтИнфо , 13.07.2011

Активистку "Войны" Сокол подозревают в оскорблении милиционеров. - РИА Новости , 13.07.2011

Юлия Виноградова . Искусство – политзаключенным. - Независимая газета , 05.07.2011

В Санкт-Петербурге возбуждено уголовное дело в отношении уроженца Пермской области, подозреваемого в совершении хулиганства, применения насилия в отношении представителя власти и в оскорблении представителя власти. - Главное следственное управление СК РФ по Санкт-Петербургу (sledcomspb.ru) , 14.04.2011

Дело о "Войне". - Интерфакс , 14.04.2011

Светлана Янкина . Арт-группа "Война" получила премию "Инновация". - РИА Новости , 08.04.2011

Татьяна Вольтская . "Война" пострадала за Конституцию. - Радио Свобода , 01.04.2011

Мария Цветкова, Денис Пинчук . В борьбе властей с оппозицией в РФ пострадал младенец. - Reuters , 01.04.2011

Государственная премия "Инновация". Справка. - РИА Новости , 29.03.2011

Дело возбуждено в Петербурге о нападении на активистов "Войны". - РАПСИ , 25.03.2011

Группа "Война" отдала собранные Бэнкси деньги на помощь заключенным. - РИА Новости , 22.03.2011

По факту вчерашнего нападения неизвестными художники арт-группы "Война" обратились в милицию. - Эхо Москвы , 04.03.2011

"Война" натолкнулась на людей в штатском. - Интерфакс , 04.03.2011

Идеолог арт-группы "Война": милиционерш целовали не мы. - BBC News, Русская служба , 02.03.2011

Девушки из арт-группы "Война" насильно целуют женщин-милиционеров. - NEWSru.com , 01.03.2011

Владимир Костюшев . Как дело было? Комментарии и фото к процессу Олега Воротникова 21 февраля 2011. - Cogita!ru , 22.02.2011

Суд постановил отпустить Леонида Николаева под залог. - , 22.02.2011

Второго участника арт-группы "Война" отпустили под залог. - БалтИнфо , 22.02.2011

Суд постановил отпустить Олега Воротникова под залог. - Свободная Война (free-voina.org) , 21.02.2011

Активистов арт-группы "Война" оставили под арестом. - Искусство ТВ , 15.02.2011

Война с обществом. - Каспаров.Ru , 11.02.2011

Петербургский суд не отпустил из-под стражи Леню Николаева и Олега Воротникова из арт-группы "Война". - NEWSru.com , 14.01.2011

Митинг в поддержку арт-группы "Война" собрал около двухсот участников. - Грани.Ру , 18.12.2010

В Москве прошел митинг в поддержку арестованных художников. - Радио Свобода , 18.12.2010

Распродажа Бэнкси в пользу группы "Война" прошла на ура. - BBC News, Русская служба , 14.12.2010

Бэнкси собрал более 4 миллионов рублей для арт-группы "Война". - Новые Известия , 14.12.2010

Tom Parfitt . Banksy pledges £80,000 to Russian radical art group Voina. - The Guardian , 12.12.2010

В Норвегии вышли марки с "питерским фаллосом". - Соль , 08.12.2010

Марки с изображением акции группы "Война" выпустили в Норвегии. - РИА Новости , 08.12.2010

Нина Петлянова, Елена Рачева . Военные потери. - Новая газета , 29.11.2010

Михаил Боков . "Война" ударилась в бега. - MR7 , 29.11.2010

Антон Котенев . Что такое группа Война. - Liberty.ru , 22.11.2010

Нужно ли проявить солидарность с группой "Война"? - OpenSpace.ru , 22.11.2010



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!