Папа иоанн 2. Иоанн Павел II

В семье бывшего офицера австрийской армии. Не достигнув 20-летнего возраста, Кароль Войтыла остался круглым сиротой.

Папа Римский

Как и его предшественник, Иоанн Павел II попытался упростить свою должность, лишив её многих королевских атрибутов. В частности, говоря о себе, он использовал местоимение "я" вместо "мы", как это принято у царствующих особ. Папа отказался от церемонии коронации, проведя вместо нее простую инаугурацию. Он не носил папскую тиару и всегда стремился подчеркнуть роль, которая обозначена в титуле папы, Servus Servorum Dei (раб рабов Божьих).

В г. Иоанн Павел II впервые встретился с министром иностранных дел СССР А.А. Громыко. Это было беспрецедентное событие, учитывая отсутствие дипломатических отношений между Советским Союзом и Ватиканом . 1 декабря г. папа встретился с советским лидером М.С. Горбачевым, а уже 15 марта г. были установлены дипломатические отношения между СССР и Ватиканом.

25 января г. начался визит папы в Мексику. Это была первая из 104 зарубежных поездок понтифика. Летом г. Иоанн Павел II посетил родную Польшу. Его избрание главой Римско-католической церкви стало духовным толчком к борьбе поляков против коммунистического режима и к появлению движения "Солидарность". Позже папа посещал родину еще семь раз, но никогда не давал повода обвинить себя в подстрекательстве оппозиции к перевороту.

13 мая года на римской площади св. Петра на Иоанна Павла II совершил покушение член турецкой ультраправой группировки "Серые волки" Мехмет Али Агджа. Агджа ранил Иоанна Павла II в грудь и руку и был схвачен. В папа навестил находящегося в заключении Агджу, приговорённого к пожизненному заключению. О чем именно они разговаривали, до сих пор остается тайной, но папа сообщил журналистам, что простил Агджу. В г. Агджа дал показания о том, что покушение было организовано болгарскими и советскими спецслужбами. Были арестованы трое болгар и трое турок, якобы причастных к покушению, но за неимением улик были отпущены. Позже по просьба папы Агджа был помилован итальянскими властями и передан турецким органам правосудия. В Агджа заявил, что к покушению были причастны некие ватиканские кардиналы. 2 марта были опубликованы выдержки из доклада комиссии итальянского парламента, занимавшейся расследованием обстоятельств покушения на Иоанна Павла II. Глава комиссии сенатор Паоло Гуцанти сообщил журналистам о причастности руководства СССР к устранению Иоанна Павла II. Доклад основан на информации, опубликованной бывшим начальником архивного отдела КГБ СССР Василием Митрохиным, бежавшим в Великобританию в 1992 году.

Экуменическая деятельность

Иоанн Павел II активно шел на контакты с представителями других конфессий. В Ватикан с государственным визитом посетила английская королева Елизавета II (она же глава англиканской церкви). Это был исторический визит, учитывая, что многие столетия британские монархи и римские понтифики были непримиримыми врагами. Елизавета II первой из британских монархов посетила Ватикан с государственным визитом и даже пригласила папу в Великобританию с пастырским визитом к 4 млн. британских католиков.

В г. папа римский встретился с архиепископом Кентерберийским и совершил совместное богослужение.

В августе по приглашению короля Хассана II папа выступил в Марокко перед пятидесятитысячной аудиторией молодых мусульман. Он говорил о непонимании и вражде, которые существовали ранее в отношениях христиан и мусульман, и призывал к установлению "мира и единства между людьми и народами, составляющими на Земле единое сообщество".

В апреле папа впервые в истории католической церкви переступил порог синагоги, где, сидя рядом с верховным раввином Рима, произнёс фразу, ставшую одной из наиболее цитируемых его высказываний: "Вы - наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья".

В октябре в Ассизи состоялась первая межрелигиозная встреча, когда на приглашение понтифика обсудить проблемы межконфессиональных отношений откликнулись 47 делегаций от различных христианских конфессий, а также представители 13 иных религий.

6 мая г. в Дамаске Иоанн Павел II первым из понтификов посетил мечеть.

7 мая г. Иоанн Павел II впервые посетил православную страну, Румынию . В г. папа посетил с официальным визитом Грецию , впервые с 1054 г., когда Западная Церковь откололась от Восточной.

Покаяние за ошибки

Иоанна Павла II в ряду его предшественников выделяют уже одни только покаяния за ошибки, совершённые некоторыми католиками в ходе истории. Ещё во время Второго Ватиканского собора в, а в январе принял решение открыть архивы инквизиции.

12 марта в ходе традиционной воскресной мессы в соборе Святого Петра Иоанн Павел II публично покаялся в грехах католической церкви. Он просил прощения и признал вину церкви за восемь грехов: преследование евреев, раскол церкви и религиозные войны, крестовые походы и оправдывающие войну теологические догматы, презрение к меньшинствам и бедным, оправдание рабства.

Иоанн Павел II признавал обвинения в адрес католической церкви - в частности, в молчании во время событий Второй мировой войны и холокоста, когда католические священники и епископы ограничились спасением евреев и других преследуемых нацистами людей.

Болезнь и кончина

В середине 1990-х годов здоровье Иоанна Павла II начало ухудшаться. В г. ему была удалена опухоль в кишечнике. 29 апреля он упал, поскользнувшись в ванной, и сломал шейку бедра. С этого же времени он начал страдать болезнью Паркинсона. Несмотря на телесную немощь, он продолжал совершать зарубежные поездки.

В феврале г. папа был госпитализирован с острым ларинготрахеитом, и ему была сделана трахеотомия. Но, даже выписавшись из больницы, он не смог принять участие в богослужениях на страстной неделе и не смог произнести ни слова во время традиционного обращения к верующим после Пасхальной мессы.

Сразу же после смерти папы католики всего мира начали призывать Ватикан объявить его святым. Бенедикт XVI начал процесс его беатификации, пренебрегши правилом, согласно которому со дня смерти человека должно пройти не менее пяти лет.

16 октября 1978 в католическом мире случилось беспрецедентное событие — впервые в истории новым папой был избран славянин, представитель коммунистической Польши, Кароль Войтыла. Как поговаривали в то время, кандидатура польского кардинала совершенно случайно была выдвинута на конклаве — кардиналы все никак не могли избрать папу, попросту не хватало нужных голосов. Могли ли они представить, что неприметный и скромный кандидат наберет большинство голосов и будет воздвигнут наместником Бога на земле? Поляк был загадкой для многих, ведь еще никогда на должности папы римского не было столь разностороннего человека: писателя, поэта, философа, драматурга, актера и спортсмена — жизнь Яна Павла II была необычной и увлекательной.

Несчастливое детство будущего понтифика

264-ый папа римский Кароль Войтыла родился 18 мая 1920 в верующей польской семье из города Вадовице . Его отец был военным, а мать учительницей — от родителей Кароль унаследовал любовь к Богу и высокоморальное воспитание. Детство будущего понтифика нельзя назвать счастливым — он рано узнал что такое смерть близких ему людей. Когда Каролю исполнилось 8 лет умерла его мать, а через несколько лет его брат Эдмунд , который работая врачом, заразился от больных скарлатиной и скончался в 1932 году.

Несмотря на такие потрясения Кароль тянулся к знаниям и находил в них отраду. От чувства одиночества, которое заполнило молодого парня после смерти близких, он спасался занимаясь в театральной секции. Игра на сцене, аплодисменты публики и взаимодействие актеров поселили в душе молодого Войтылы мечту стать актером. Воодушевленный классическими произведениями драматургии Кароль пишет пьесу «Король-дух». Наряду с этим, он не забывает об учебе: прилежно учится и проявляет большие способности к изучению языков.

Путь к Богу

Накануне Второй мировой войны Кароль Войтыла, получив среднее образование, вместе с отцом переехал жить в Краков. Здесь жизнь бурлила совершено по-другому и творческому, смышленому парню было где применить свои таланты. Он поступает в Ягеллонский университет, где обучается на факультете полонистики и одновременно активно занимается в актерском кружке «Студия 38». Во время одного из выступлений Кароля заметил архиепископ Кракова Стефан Сапега. После представления он подошел к юноше и сказал слова, которые на всю жизнь отложатся в памяти Войтылы и окажут большое воздействие на его дальнейшую жизнь: «Такой талант должен служить Богу».

С приходом фашистских оккупантов жизнь будущего папы римского резко изменилась. Его отцу прекращают выплачивать пенсию и для того, чтобы обеспечить себя и отца Кароль устраиваться работать в каменоломню, а позже идет работать на химический завод, параллельно проходя обучение на богословском факультете подпольного университета. В это время он не только усердно трудится, но и, как настоящий патриот, призывает рабочих не поддаваться власти фашистов.

В 1940 году Войтылу касается большое потрясение, которое сильно изменило его жизнь — отец 20-летнего Кароля умирает от сердечного приступа. В этот момент будущий понтифик невероятно остро почувствовал свое одиночество. » К двадцати годам я потерял всех кого любил», — скажет он позже в одной из своих книг. Именно смерть отца стала главным толчком, который сподвиг его не только принять Бога, а и понять, что его смысл жизни — служба Всевышнему.

Карьера священнослужителя

В 1942 году Кароль Войтыла пришел к архиепископу Кракова и сказал, что хотел бы стать священником. Говорят, что Стефан Сапега, по какой-то причине, трижды отказывал в этом Каролю , считая его неготовым и лишь на третий одобрил желание молодого поляка служить церкви. Войтыла записался на курсы подпольной духовной семинарии, а закончив ее и, будучи рукоположенным в священники, в 1946 году был отправлен в Рим для обучения богословию . Умный, отверженный и рассудительный, он показал себя в лучшем свете, а благодаря кропотливой работе над сочинениями мистика Иоанна Креста польский священник был удостоен звания доктора богословия .

С 1948 года начинается стремительна карьера Кароля Войтылы. Он начинает службу богу с небольшого пасторского прихода в маленьком селе Негович , вскоре переведен в Краков, где занимается преподаванием в Ягеллонском университете, позже — вспомогательным епископом Краковского архиепископства, а в 1958 году становится епископом.

Кароль Войтыла был удостоен звания кардинала в 1967 году и сразу же включился в важную для католической церкви работу. Будучи одним из самых молодых участников Второго Ватиканского собора, польский кардинал принимает активное участие в разработке и принятии важных церковных документов. Венцом его деятельности было избрание в 1978 году папой римским. Это было неожиданное и непредсказуемое событие, последствием которого стало появление одной из наиболее могущественных персон ХХ века.

Папа римский без тиары и коронации

Приняв имя своего предшественника, Кароль Войтыла становится Яном Павлом II. На этом сходство нового папы с предыдущим заканчиваются, как и схожесть с другими понтификами. Новый глава Ватикана видит свое правление в активной реформаторской деятельности и эти перемены в первую очередь коснулись порядков и традиций святого престола. Так, Ян Павел II отказался от традиционной коронации на пост — была проведена обычная инаугурация, понтифик отказался носить тиару, а говоря о своей персоне, никогда не употреблял «я», а не царственное «мы». Всеми своими действиями польский папа хотел подчеркнуть девиз всей своей жизни, который заключался в фразе «Я раб рабов Божьих».

Политика Ян Павла II была направлена на поднятие престижа католической церкви, прекращение разрозненности и вражды представителей различных религий и истребление коммунизма, как антигуманного явления, ущемляющего права человека. Понтифик продолжал вести активный образ жизни: он занимался лыжным и водным спортом, путешествовал по миру, встречался с могущественными политиками и общественными деятелями.

В первый же год своего папства Ян Павел II посетил Польшу. Земляки приняли понтифика с большим воодушевлением и гордостью за свою землю, на которой родился такой выдающийся человек. Этот приезд сплотил расслоенное общество, напомнил об аутентичности и величии польского народа, дал силы бороться за демократическую страну, в которой будут учитываться интересы каждого. Папа поддерживал деятельность организации «Солидарность», которая подняла народ на бунт против коммунизма. Многие историки и политические деятели говорят о том, что заслуга в провале режима Яна Павла II огромная — именно его приезд поспособствовал тому, что поляки действовали сплоченно и организовано.

Сплочение человечества и борьба за мир

Деятельность папы польского происхождения была поистине беспрецедентной: он первый из понтификов вошел в синагогу, провел мессу в мусульманской стране и в знак примирения между религиями сказал, что мусульмане «старшие братья христиан». Кроме этого, Ян Павел II провел встречу и установил взаимопонимание с африканскими племенами, приверженцами культа вуду , Далай Ламой, английской королевой Елизаветой II, лидерами СССР, в частности, с Михаилом Горбачевым , представителями лютеранской церкви.

Впервые в истории человечества понтифик извинился за злодеяния католической церкви, действия инквизиции, бесчинства рыцарей Крестовых походов и Тевтонского ордена. Кароль Войтыла, будучи папой римским, реабилитировал своего земляка Николая Коперника и Галилео Галилея, частично признал учение Дарвина и поцеловал Коран. Но вместе с тем он был ярым противником абортов и гомосексуализма, однополых браков и женщин-священнослужителей.

С 58 до 85 лет длилось правление Яна Павла II, изменившего мир, показавшего, что все нации и религии могут мирно существовать на одной планете и взаимодействовать, получая общее благо. Папа не раз навещал страны, в которых шли войны и пытался всячески помочь решению конфликта: и словом и делом. Он всегда придерживался единой линии поведения и не шел на поводу у политиков — Кароль Войтыла никогда не искал личной выгоды и не совершал корыстных поступков, он лишь служил Богу и человечеству, чем заслужил огромную популярность верующих всего мира. Подобное положение дел было костью в горле многих политиков, что привело к покушению на понтифика в 1981 году.

Покушение на главу Ватикана

13 мая в 5 часов вечера автомобиль папы римского двигался через восторженную толпу верующих, простых зевак и туристов к собору Св. Петра. Все ждали речи великого понтифика, но по традиции автомобиль должен был сделать три почетных круга, во время которых Войтыла приветствовал толпу. В долю секунды раздался громкий выстрел и тело папы упало на руки личного секретаря, сидящего рядом в авто. На животе Яна Павла II кровоточила рана и его было немедленно отправлено в клинику «Джамелли «, а человека, выстрелившего в папу из толпы паломников, задержали в мгновение ока.

Мехмет Али Агджа , а именно так звали стрелка, оказался представителем турецкой ультраправой группировки, которая была известна в Европе под названием «Серые волки». Будучи беглецом турецкой тюрьмы и спасаясь от правосудия, Мехмет случайно оказался в Италии, где и осуществил преступление, целью которого было убить папу. Кто был заказчиком так достоверно и неизвестно: была создана специальная комиссия, которая расследовала детали покушения. Выдвигались различные версии кто же желал смерти понтифика от итальянских политиков и кардиналов до советских спецслужб, действующих по указаниям руководства СССР.

К счастью, цель Мехмета Али Агджи не была достигнута и после длительной операции и всех возможных и невозможных усилий итальянских медиков, понтифик выжил. Пуля не повредила жизненно важных органов, став лишь причиной сильного кровотечения, которое было вовремя остановлено. Позже папа римский скажет, что сама Матерь Божья отвела от него пулю и спасла жизнь, а постоянная молитва, которую Войтыла читал пока был в сознании, помогли быстро восстановиться.

Что же касаемо убийцы, то Папа ни на секунду не обозлился и даже не держал обиды на Агджу . Более того, в 1983 году он навестил заключенного, которого приговорили к пожизненному заключению. Войтыла долго разговаривал с Мехметом наедине, а когда вышел то сказал лишь: «Мы разговаривали как братья, которые полностью доверяю и не держат обиды друг на друга». Суть разговора понтифика и преступника так и осталась тайной, которая осталась между ними. Известно только одно — после рокового разговора по настоянию папы мера пресечения для Агджи была изменена и он был передан турецким властям. Жизнь преступника круто изменилась — он стал глубоко верующим человеком.

Завершение великой эпохи правления

В 90-е здоровье Кароля Войтылы значительно ухудшается. У него обнаруживают опухоль кишечника, которую успешно удаляют, но вскоре глава Ватикана оступился в душе и сломал шейку бедра. В это же время начинают говорить о том, что понтифик страдает болезнью Паркинсона , но Ватикан всячески отрицал эту информацию. Несмотря на многочисленные недомогания Ян Павел II не покидает своих дел и ведет активную международную деятельность. Когда же ему исполнилось 75 лет, то он собрал совет кардиналов, для того чтобы выяснить не должен ли он в этом возрасте уходить в отставку. Проведя целое расследование и изучение жизни предшественников, Войтыла принял решение, что уходить папа римский должен, когда его заберет Господь Бог.

30 марта 2005 года Ян Павел II в последний раз вышел на балкон для того, чтобы поприветствовать верующих, но это ему не удалось. Папа римский скончался 2 апреля, а возле его резиденции собралось бесчисленное количество людей, которые молились об облегчении страданий понтифика. Прощание с главой Ватикана было одной из самых масштабных церемоний века: 300 тыс. человек присутствовало на литургии, более 4 млн. верующих проводили выдающегося папу в последний путь, весь мир наблюдал за церемонией с экранов телевизоров.

Возведение в лик святых

После смерти понтифика разгораются различные споры о его жизни, ведь становится известной многолетняя переписка Кароля Войтылы с полькой Анной-Терезой Тыменецкой . В общении папы римского и писателя-философа не было ничего крамольного, но вездесущие папарацци пытаются читать между строк, дабы уличить главу Ватикана в любви к женщине — никому не верилось, что 32-летняя переписка могла производиться в рамках дружбы. Раздуть скандал не удалось — добродетельный папа искренне дружил с полькой, они вместе писали книгу и обсуждали философские проблемы, а в молодости, будучи другом семьи Тыменецкой , Войтыла вместе супругами занимался лыжным спортом.

Несмотря на попытки уличить папу Яна Павла II, опорочить его благодетельность не удалось, и в 2014 году он был причислен к лику святых. Этому поспособствовали совершенные понтификом чудеса, которые были документально зафиксированы и произведены при свидетелях. Благодаря молитве Войтылы две женщины излечились от тяжелых болезней, которые не поддавались лечению.

Целая эпоха ушла с уходом в иной мир Яна Павла II: посвятив жизнь служению Богу он, прежде всего, служил человечеству, пытался на собственном примере показать, что все мы братья и сестры на этой планете и можем прощать ошибки друг друга, помогать и поддерживать, проявлять добро и милосердие. На протяжении всей жизни глава католиков не забывал о своей родине — он до последнего вдоха оставался поляком до мозга костей и проявлял свой патриотизм в делах.

10 интересных фактов о жизни Иоанна Павла II

Ответ редакции

16 октября 1978 года Иоанн Павел II стал первым Папой Римским неитальянского происхождения за последние 455 лет (Адриан VI , ставший папой в 1523 году, был голландцем по рождению), одним из самых молодых понтификов в истории церкви и первым папой славянского происхождения. Его понтификат стал третьим по продолжительности после Святого Петра и блаженного Пия IX .

Папа Римский, не носивший тиару

Сразу после избрания главой Римско-католической церкви Иоанн Павел II продемонстрировал, что не собирается быть похожим на своих предшественников: он отказался от церемонии коронации, не стал носить папскую тиару и всегда подчёркивал роль, обозначенную в титуле папы как Servus Servorum Dei («раб рабов Божьих»). Говоря о себе, Иоанн Павел II использовал местоимение «я» вместо «мы», как это принято у царствующих особ, в т. ч. предыдущих глав Ватикана.

Первый поляк в истории, который стал Папой Римским

Кароль Юзеф Войтыла родился 18 мая 1920 года в польском городе Вадовице около Кракова. Он был младшим из троих детей в семье поручика Кароля Войтылы и учительницы Эмилии Качоровской. Когда Каролю исполнилось 8 лет, умерла его мать, четыре года спустя умер его старший брат. В 1938 году Войтыла вместе с отцом переехал в Краков, поступил в Ягеллонский университет, где изучал философию и различные языки. Он выступал в театральных группах, посещал занятия по риторике и писал стихи. В это время расцвёл его талант к языкам: он бегло разговаривал на 12 языках.

Во время немецкой оккупации он оставил учёбу и работал в каменоломне, а потом на химическом заводе, чтобы избежать депортации на работы в Германию. В 1941 г. умирает его отец; «В 20 лет я уже потерял всех, кого любил», — впоследствии скажет об этом сам Иоанн Павел II. После смерти отца он начал серьёзно задумываться о жизни служителя церкви. В октябре 1942 года он постучал в дверь Епископского дворца в Кракове и попросил взять его учиться на священника. В подпольной семинарии Кароль оставался до конца войны, а 1 ноября 1946 года Войтыла был рукоположён в священники и был переведён в Рим для продолжения богословского образования. В 1948 г. он вернулся в Польшу, а в 1953 году защитил на богословском факультете Ягеллонского университета диссертацию, после чего приступил к преподавательской работе.

Визит в кармелитскую церковь Посещения Пресвятой Девы Марии в Кракове — начало июня 1967 года, незадолго до своего назначения кардиналом. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1958 году отец Войтыла был рукоположён в сан епископа и в 1962-1964 гг. принимал участие во всех четырёх сессиях Второго Ватиканского Собора, проявив себя одним из активных его участников. Благодаря этой работе, в январе 1964 года был возведён в сан архиепископа, митрополита Краковского. В 1967 году папа Павел VI возвёл его в кардиналы-священники. В августе 1978 года Кароль Войтыла участвовал в конклаве, избравшем папу Иоанна Павла I, но избранный папа скончался всего через 33 дня. В октябре состоялся ещё один конклав, на котором Войтыла был избран папой и при восшествии на престол принял имя своего предшественника, став Иоанном Павлом II.

Консерватор, антикоммунист, миротворец

Иоанн Павел II считается одним из самых влиятельных лидеров XX века. Он проявил себя непримиримым борцом против коммунистических идей. Когда в 1989 году в Ватикане папа впервые провёл встречу с руководителем СССР Михаилом Горбачёвым, биограф Иоанна Павла II Джордж Ваагель так охарактеризовал её: «Визит Горбачёва в Ватикан стал актом капитуляции атеистического гуманизма как альтернативы развития человечества». Будучи убеждённым консерватором, Иоанн Павел II решительно осуждал популярную у католиков Латинской Америки «теологию освобождения» и, в частности, отлучил от церкви священника Эрнесто Карденаля, вошедшего в состав социалистического сандинистского правительства Никарагуа.

Иоанн Павел II был ярым противником абортов и средств контрацепции. В 1994 году Ватикан сорвал принятие ООН резолюции по поддержке планирования семьи. Понтифик также решительно выступал против гомосексуальных браков и эвтаназии, против рукоположения женщин в священники и поддерживал целибат. Одновременно с этим он доказал способность католической церкви развиваться вместе с научно-техническим прогрессом, признал с оговорками теорию эволюции и даже назначил покровителем Интернета святого Исидора Севильского.

Понтифика не раз обвиняли в излишней политизации Ватикана, указывая на его чрезмерную миротворческую деятельность. В 1982 году, во время войны за Фолклендские острова, он посетил и Великобританию, и Аргентину, призвав страны к миру. В 1991 году папа осудил войну в Персидском заливе, а в 2003 году — вторжение в Ирак.

Папа, протянувший руку другим церквям

Иоанн Павел II стал первым папой, который начал искать примирения с другими религиями. Символом этого стал Всемирный день молитв о мире, состоявшийся в Ассизи (Италия) 27 октября 1986 года, где 47 делегаций от различных христианских конфессий, а также представители 13 иных религий провели общую молитву.

Впервые с момента отделения англиканской церкви Иоанн Павел II встретился с архиепископом Кентерберийским и совершил совместное богослужение. В 2001 году он впервые начиная с раскола христианской церкви на католическую и православную в 1054 году посетил православную Грецию.

В августе 1985 года папа выступил в Марокко перед пятидесятитысячной аудиторией молодых мусульман с призывом к миру и единству между людьми и народами. В апреле 1986 года папа впервые в истории посетил синагогу, где произнёс фразу, ставшую одним из его наиболее цитируемых высказываний: «Вы — наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья». В 2000 году Иоанн Павел II посетил Иерусалим и коснулся Стены плача, а также побывал в мемориале Яд ва-Шем. 6 мая 2001 года Иоанн Павел II совершил молитву о мире в Дамаске и вошёл в мечеть Омейядов.

Покаяния за преступления времён крестовых походов и инквизиции

Будучи наместником Святого Престола, Иоанн Павел II принёс покаяние многим пострадавшим от рук Римско-католической церкви, в том числе за преступления времён крестовых походов и инквизиции. Никогда в истории человечества ни одна религия или конфессия не приносила подобного покаяния. Папа обнародовал извинения за более чем 100 преступлений, в том числе:

Иоанн Павел II также публично извинился за церковные расколы и религиозные войны, презрение по отношению к евреям, насильственную евангелизацию Америки, дискриминацию по половому и национальному признаку, проявления социальной и экономической несправедливости.

20 ноября 2001 года понтифик принёс извинения за случаи сексуального насилия в католической церкви, за «украденные поколения» детей аборигенов в Австралии и за поведение католических миссионеров в колониальные времена в Китае.

Апостольские визиты

Понтифик запомнился многим и как самый активно путешествующий папа. Он совершил свыше 200 пастырских поездок, в том числе 104 зарубежных путешествия, преодолев путь в 1 167 000 км — это более чем в три раза превышает расстояние от Земли до Луны. В ходе этих визитов он посетил 1022 города в 130 странах на всех континентах и провёл за пределами Ватикана в общей сложности более 822 суток.

Чаще всего он посещал Польшу, США и Францию, а также Испанию и Мексику. Эти поездки были призваны укрепить позиции католицизма и установить связи католиков с другими религиями, в первую очередь, с исламом и иудаизмом. Посещение России так и осталось несбывшейся мечтой Иоанна Павла II.

Покушение на площади Святого Петра

Жизнь Иоанна Павла II не раз была под угрозой. 13 мая 1981 он был тяжело ранен в результате покушения на площади Святого Петра. Член турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа, попавший в Италию после побега из турецкой тюрьмы, ранил понтифика в живот и был арестован на месте. Два года спустя папа навестил находящегося в тюрьме Али Агджу, сказав, что «говорил с ним, как с братом, которого я простил и который имеет моё полное доверие».

Самой скандальной версией этого покушения была причастность к нему КГБ СССР через спецслужбы Болгарии. В 1984 году Агджа дал показания, согласно которым итальянская прокуратура предъявила обвинения трём гражданам Болгарии и трём гражданам Турции. Впоследствии все, кроме Агджи, были оправданы за отсутствием улик, а члены комиссии по расследованию спустя время заявили, что руководители СССР были инициаторами устранения Иоанна Павла II. Это мнение было основано на информации бывшего начальника архивного отдела КГБ СССР Василия Митрохина, бежавшего в Великобританию в 1992 году. Однако вскоре специальная комиссия была распущена. Её обвинили в клевете, а доклад в подтасовках, призванных очернить социалиста Романо Проди — соперника Берлускони на предстоящих выборах. В 2005 году Али Агджа дал новые показания и заявил, что к покушению были причастны некие ватиканские кардиналы.

До самой смерти Иоанн Павел II поддерживал контакты с семьёй Агджи. Встречался с его матерью и братом. Сам Агджа покаялся в преступлении и неоднократно просил прощения у понтифика, а после кончины папы называл его своим духовным учителем. Срок тюремного заключения Али Агджи истёк в январе 2010 года. После выхода из тюрьмы он выразил желание переселиться в Польшу, на родину папы, в том числе, по причине своего перехода в католичество.

Тело Иоанна Павела II в соборе Святого Петра. Фото: Commons.wikimedia.org

Причисление к лику блаженных и святых

После смерти Иоанна Павла II многие говорили о том, что папа достоин быть причисленным к лику блаженных и святых. В латинской традиции установлены для этого необходимые требования: сочинения должны соответствовать учению Церкви, проявленные добродетели должны быть исключительными, а факты чуда должны быть подтверждены документально или свидетельскими показаниями. 1 мая 2011 года папа Бенедикт XVI причислил Иоанна Павла II к лику блаженных. Утверждается, что Иоанн Павел II исцелил от болезни Паркинсона французскую монахиню Мари Симон-Пьер. А в этом году конгрегация по канонизации святых Святого Престола сделала заявление, что необходимое для канонизации второе чудо при содействии понтифика произошло 1 мая 2011 года. Комментариев о характере чудесного явления Ватикан пока не сделал, но предполагается, что чудо произошло в Коста-Рике с больной женщиной, которая исцелилась от тяжёлой болезни головного мозга благодаря молитвам покойному Иоанну Павлу II.

Процедура канонизации Папы Римского произойдёт 27 апреля 2014 года. Действующий глава Римско-католической церкви папа Франциск подписал об этом соответствующий документ. В истории католицизма — это самое быстрое причисление к лику святых: с момента смерти прошло всего 8 лет.

В культуре ХХ века популярность папы римского Иоанна Павла II в чем-то сродни популярности голливудских кинозвезд. Он провел ряд эффектных и внешне либеральных акций, но даже его знаменитое опровержение существования физического ада, сделанное ровно девять лет назад, 28 июля 1999 года, ничего не изменило в католической доктрине.

Кароль Войтыла, будущий папа Иоанн Павел II, родился 18 мая 1920 года в местечке Вадовице на юге Польши в семье отставного военного. По воспоминаниям понтифика, семья была очень набожной и дружной. Именно родители — Кароль и Эмилия - воспитали в мальчике искреннюю религиозность. Но о том, что тот станет священником, никто всерьез не думал.

В восемь лет Кароль потерял мать. Затем умер старший брат, а чуть позже, в 1941 году, отец. С тех пор у Кароля случались припадки страха одиночества. Он искал спасения в молитве и чтении. Тогда же у него проявился интерес к театру. Уже по школьным постановкам было очевидно, что у мальчика есть драматический талант. Все решила Вторая мировая война.

Сопротивление словом

Позднее понтифик вспоминал, что именно вид жертв нацистского режима заставил его впервые серьезно задуматься о принятии сана священника. Его восхитила самоотверженность святых отцов, помогавших подпольщикам и оказывавших нацистскому режиму «сопротивление словом». В 1942 году Кароль окончательно решился и стал слушателем подпольных курсов при Краковской духовной семинарии. Параллельно он играл в нелегальном «Театре восторга», где ставили революционера Маяковского и патриота Адама Мицкевича (Adam Mickiewicz , 1798-1855). И за курсы, и за спектакли наказание было бы для него одинаковым - расстрел.

1 ноября 1946 года Кароля рукоположили в священники и отправили в Рим для продолжения богословского образования. Вернувшись на родину, молодой священник преподавал этику и моральную теологию в Ягеллонском университете. В 1956-м он защитил докторскую и стал профессором в университете Люблина.

В университете Кароль Войтыла считался полиглотом и знатоком языков. Но, несмотря на свое солидное звание и авторитет, св. отец всегда отличался открытостью и либерализмом. Он с удовольствием собирал у себя студенческие кружки, ходил вместе с учениками в походы, театры и на авангардные выставки. Известие о том, что он рукоположен в епископы (4 июля 1958), застало Кароля в байдарочном походе.

28 июня 1967 года Войтыла стал кардиналом. В августе 1978-го он участвовал в конклаве, избравшем папу Иоанна Павла I (John Paul I , 1912–1978). Однако тот прожил лишь месяц. В октябре был созван новый конклав.

Изначально никто не рассматривал фигуру поляка как серьезного претендента на папскую тиару. Борьба шла между архиепископами Генуи и Флоренции. Но ни один из них никак не мог набрать необходимые две трети голосов. Собрание зашло в тупик. Тогда стали искать компромиссную фигуру, которой и оказался Кароль Войтыла. Одни считали, что папа из страны по ту сторону «железного занавеса» сможет покончить с «комплексом разделения», характерным для восточноевропейских католических епископов. Других кардинал-поляк привлек тем, что не был ставленником Ватикана . Они видели в нем фигуру, способную изменить традиционные методы управления Церковью. После избрания Кароль Войтыла взял себе имя предшественника и стал Иоанном Павлом II. Он был 264-м наместником св. Петра, первым за последние 455 лет папой не итальянцем и единственным папой славянином.

Папа в кроссовках

За двадцать семь лет своего понтификата (1978–2005) Иоанн Павел II полностью изменил представления о Римских первосвященниках. Такой открытости и простоты со стороны наместника св. Петра мир не ожидал. Понтифик без стеснения совершал пробежки в кроссовках по садам Ватикана, катался на лыжах и обсуждал с корреспондентами свои гастрономические пристрастия. В газетах часто появлялись его фотографии: вот папа на футбольном матче, вот на «Формуле-1» , а вот встречается с Пеле …

Но главное - Иоанн Павел II смог доказать, что в современном мире католическая Церковь не устарела, а религия не перестала быть актуальной. В его понтификат были признаны многие достижения научно-технического прогресса. Церковь признала свою вину в судебном преследовании Галилея (1992) и длительном непризнании теории Коперника (1993). Она даже согласилась с эволюционным учением Дарвина (1997) и освоила Интернет, выбрав его святым покровителем Исидора Севильского (1998).

12 марта 2000 года, в первое воскресение Великого поста, на традиционной воскресной мессе в соборе Святого Петра Иоанн Павел II публично покаялся в грехах католической церкви. Он просил прощения за преследование евреев, раскол церкви , инквизицию , религиозные войны , крестовые походы , презрение к бедным и слабым. Такого покаяния не знала ни одна религия.

Иоанн Павел II был также первым понтификом, который отважился прикоснуться (в буквальном смысле) к другими конфессиям. 29 мая 1982 года католический мир был потрясен. Папа встретился с главой англиканской церкви архиепископом Кентерберийским Робертом Рунси! И даже совершил совместное богослужение! С протестантом !

19 августа 1985 года понтифик, по приглашению короля Марокко Хассана II, выступил на стадионе в Касабланке перед 89-тысячной аудиторией молодых мусульман. В своей речи он размышлял о трагическом непонимании и вражде между приверженцами двух великих религий.

Во время визита в Индию (31 января–10 февраля 1986) он провозгласил Махатму Ганди равным учителям церкви и присутствовал при ритуале открытия «третьего глаза».

А 13 апреля 1986 года папа ступил на порог римской синагоги. И его фраза, обращенная к верховному раввину Рима Элио Тоаффу, стала хитом: «Вы - наши возлюбленные братья, и, можно сказать, наши старшие братья».

Слово «хит» в отношении Иоанна Павла II можно употреблять без кавычек. Папа в 1998 году выпустил CD «Abba Pater», до сих пор пользующийся бешенной популярностью. Там св. отец читает молитвы и священные тексты под аккомпанемент негритянских ритмов и кельтских флейт. 27 сентября 1999 года папа посетил концерт рок-звезд в Болонье. В интервью он сообщил, что особенно удачной ему показалась композиция Боба Дилана «Blowing in the Wind». По словам св. отца, она близка всем, кто ищет себя.

Иоанна Павла II любили. На его похоронах (2005) многие держали плакаты «Santo Subito!» («Канонизировать немедленно!»). Это о многом говорит. Впрочем, как и то, что на конкурсе «Мисс Италия–2004 » его признали «самым неподражаемым мужчиной нашего времени».

Как либеральные, так и консервативные оппоненты Иоанна Павла II утверждали, что своим поведением он дискредитировал статус Римского первосвященника. Из понтифика он стал «пап-звездой» . Как писала польская газета «Nie» («Нет»), «даже похороны Иоанна Павла II приобрели характер вселенского турслета, с песнями под гитару и обязательным фотографированием у тела покойного». Но, на самом деле, понтифик вел себя как современный здравомыслящий человек, понимавший, что мир изменился, и нет ничего страшного в том, чтобы ответить на его вызов на его же языке. И это ему прекрасно удавалось: папа был талантлив - остроумен и искусен в импровизации.

Однако публичный успех стоял для папы далеко не на первом месте. Он никогда не интересовался, что пишут о нем в газетах на эту тему. Были вопросы, которые тревожили его куда больше, и которые разрешить ему так и не удалось. И год от года, несмотря на все новые волны народной любви, понтифику становилось все более и более грустно, и все с большей пронзительностью он чувствовал свое одиночество. Но об этом - чуть позже.

Третий путь

Политические взгляды Иоанна Павла II можно было бы назвать христианским капитализмом: рыночная экономика плюс христианская этика. Он не подвергал сомнению право человека на частную собственность, но был убежден - обладающий ею должен чувствовать свою ответственность перед обществом. В первую очередь, руководствуясь христианским принципом любви к ближнему, он должен обеспечить справедливый и достойный материальный уровень жизни тем, кто является непосредственным производителем. Папа понимал, что человеку, постоянно находящемуся в нужде, не хватает сил заботиться о своем духе. В этой связи Иоанн Павел II даже допускал экспроприацию собственности, если того требуют общественные интересы. Кроме того, он признавал право народа на восстание против несправедливости общественных порядков. Именно эти взгляды были причиной его визита на Кубу в январе 1998 года - в знак протеста против экономических санкций США в отношении Острова Свободы. Там Иоанн Павел II не только встретился с «красным команданте», но и провел мессу на площади Революции в Гаване при миллионной аудитории.

Но социалистом папа не был, поскольку не признавал марксистского принудительного коллективизма и тоталитарных методов управления. Иоанн Павел II принимал самое активное участие в свержении коммунистического режима в Польше. Уже его первый визит на родину 2–10 июня 1979 года оказался хлестким ударом по коммунистической идеологии. Во время мессы, которую папа провел на площади Победы в Варшаве , 300-тысячная толпа скандировала: «Нам нужен Бог!». Как сказал советник американского президента Джимми Картера по национальной безопасности Збигнев Бжезинский (Zbigniew Kazimierz Brzeziński): «До сих пор доминирующем было ощущение неизбежности существующей [социалистической] системы. После отъезда папы доминирующим стало отсутствие этой неизбежности». Святой отец превратился в духовного лидера польских антикоммунистов. Во время забастовки на верфях Гданьска (14–31 августа 1980) над всеми входами в доки висели портреты Иоанна Павла, а Лех Валенса , когда подписывал договор с правительством о создании независимых профсоюзов, воспользовался большой сувенирной ручкой с фотографией понтифика. Вполне вероятно, что за покушением на Иоанна Павла II 13 мая 1981 года стояли советские спецслужбы.

Иоанн Павел II ещё три раза посещал Польшу. Он всегда был в курсе всех событий, происходящих на родине. Так что, когда 24 августа 1989 года премьер-министром уже свободной Польши стал один из лидеров демократического движения «Солидарность» - Тадеуш Мазовецкий, понтифик мог себя поздравить.

Однако радость его была недолгой. Свободная Польша не стала страной христианского капитализма. С одной стороны, церковь в Польше пользовалась большим авторитетом. С другой - население не было развращено ценностями общества массового потребления. Однако, как только Польша получила независимость, церковь сразу потеряла харизму борца с тоталитаризмом, и сошла с политической сцены. Поляки быстро заразились консьюмеризмом и почувствовали страсть к удовольствиям и развлечениям. Разговоры о христианских ценностях уже всем надоели. 1–9 июня 1991 года понтифик в четвертый раз приехал на родину с пасторским визитом. Он был потрясен произошедшими изменениями. Папа попытался напомнить соотечественникам об истинных ценностях, но в ответ получил искреннее непонимание. «Похоже, - сказал в интервью один из активистов „Солидарности“, - папа утратил связь со страной. Он рассуждает о вещах, от которых нас уже тошнит… Вместо того, чтобы попытаться нас понять и научить, что делать, он тычет пальцем и говорит: „Все, что идет с Запада, ведет к разложению. Будь то либерализм, капитализм или порнография“».

Для Иоанна Павла II это был сильный удар. Он чувствовал себя преданным. Казалось, его мечта была так близка к осуществлению, но ничего не получилось. Груз этой потери так и не упал с души понтифика до конца его дней.

Один на один с миром

Говоря о Иоанне Павле II, католики, особенно католическая молодежь, зачастую сокрушаются, что, хотя папа и был «душкой», но оказался очень консервативным в отношении церковных норм и не изменил те из них, которые давно устарели и служат досадным препятствием в современной жизни. Но папа был несгибаем.

Без убежденности в незыблемости принципов Церкви понтифик превратился бы типичного альтернативного священника эпохи сексуальной революции: с гитарой за спиной, косяком в зубах и книжкой по медитации под мышкой. Но папа прекрасно понимал: Церковь должна быть открытой и понятной, однако не должна становиться частью поп-культуры.

Борьба за реабилитацию непопулярных установлений католической церкви в глазах современных католиков была главным делом Иоанна Павла II в. 1990-е. Он не сдал ни одного догмата, но борьбу не выиграл, хотя и не проиграл. Тем не менее сложившаяся ситуация угнетала его на протяжении оставшихся пятнадцати лет жизни.

Установления, за которые боролся папа, были двух видов: догматические и этические. Что касается теологических догматов (главных принципов веры, утвержденных особыми Соборами), против которых роптали и миряне, и священники, на первом месте стоял принцип непогрешимости папы. Второй догмат касался природы Богородицы. В католичестве считается, что с момента рождения Девы Марии на ней не было первородного греха. Поэтому она не умерла, а вознеслась на небо в теле, как Христос. Многие католики считали эти догматы не вписывающимися в современную картину мира.

Что касается заявления папы об отсутствии физического ада, то это только на первый взгляд может показаться радикальным решением. Тезис о физическом аде никогда не был догматом. Он относится к рангу «богословского мнения», которое может меняться, в соответствии со здравым смыслом - в общем, вопрос для церкви далеко не принципиальный. А вот, например, Чистилище папа не отверг, хотя Святое Писание подтверждает его существование настолько косвенно, что все остальные христианские Церкви отказываются верить в него. Но существование Чистилища - это догмат, и папа его не тронул.

Однако все эти высокие материи волновали паству не так сильно, как проблемы абортов, гомосексуализма, контрацепции, искусственного оплодотворения, развода, права женщин получать священнический сан и праве священников жениться - все это волновало паству куда больше. В газетах и на ТВ то и дело появлялись интервью с представительницами женских католических организаций, сетующих на трудности процедуры церковного развода. Они абсолютно искренне не понимали, почему бы не облегчить себе жизнь. Именно эта искренность угнетала понтифика больше всего.

Многие священники тоже высказывались за развод и даже придумали для этого новый чин службы. Были страстные сторонники рукоположения женщин - в отказе католической церкви признать за ними такое право многие видели дискриминацию. Среди них был, например, миланский кардинал Мартини. Папа попытался объяснить, что главное предназначение женщины - это материнство. Но его не услышали.

Против запрета контрацепции оппоненты папы выступали ещё более решительно. Они весьма справедливо указывали на то, что контрацептивы снижают риск заражения СПИДом и уровень рождаемости, а, следовательно, и бедности в слаборазвитых странах. Про аборты и говорить нечего.

В 1993 году канал Би-би-си выступил с передачей «Секс и Святой Город». Создатели передачи взяли интервью у с молодой девушки из Никарагуа, которая забеременела после изнасилования, но так и не смогла получить право на аборт в этой католической стране. Об абортах журналисты также поговорили с двумя сестрами-подростками, изнасилованными собственным отцом. На Филиппинах они отыскали девятилетнюю маму, которая боялась пользоваться презервативами, так как это запрещала Церковь. И т.д. Эффект, произведенный передачей, был подобен взрыву гранаты. И понтифик ощущал полное бессилие. Все, что он смог - пригрозить отлучением либеральным священникам. Но их было слишком много. И от сознания этого, волны страха одиночества все чаще накатывались на него.

6 февраля 2002 года на папу обрушился ещё один удар. Газета «Бостон Глоб» («Boston Globe») опубликовала материал о педофилистических наклонностях бостонского католического священника Джона Джохана. Разразился громкий скандал. Число священников, уличенных в педофилии или гомосексуализме, исчислялось десятками. Однако папа не поставил под сомнение установление о целибате, т.е. о запрете священникам жениться. И это несмотря на сильную внутрицерковную оппозицию, которую возглавил кардинал Хьюм. Но Иоанн Павел II прекрасно понимал, что если уступить в чем-то одном, посыплется все остальное.

И, тем не менее, его любили. На его похоронах, проходивших 8 апреля 2005 года съехалось 4 млн. паломников, ещё 2 млрд. наблюдали за церемонией по ТВ. Сразу после смерти понтифика стали распространяться слухи о чудесах, происходивших у его гробницы. Все идет к тому, что Иоанна Павла II вскорости канонизируют. Поэтому можно только посочувствовать тому папе, который решиться когда-нибудь на радикальный пересмотр церковных установлений. Ему придется как-то объяснять, почему их так твердо защищал святой Кароль Войтыла.

Новости партнёров

Иоанн Павел II – это имя у большинства людей ассоциируется с образом Папы Римского. Можно сказать, что он на долгие годы задал своего рода тенденцию, создал в умах людей всего Мира устойчивое понимание того, каким должен быть человек руководящий католической частью христианского мира. И дело тут даже не в вере – в этой статье мы не будем касаться теологических вопросов. Дело в том, какой это был человек: который смог стать Римским Папой и остался Человеком.
27 апреля 2014 года произойдёт канонизация 264-го Папы Римского Иоанна Павла II. 30 сентября 2013 года Папа Франциск провел кардинальскую консисторию, в результате которой и было принято решение о канонизации – причислению к лику святых.
Кароль Юзеф Войтыла родился в Вадовицах недалеко от Кракова. С самого детства на воззрения будущего Римского Папы оказал влияние тот факт, что его мать Эмилия Качоровска была по происхождению Русинкой римскокатолического прихода. Кароль с детства уважал русский язык и русскую культуру, связанные с православной верой. Он был убежден, что христианство должно дышать двумя легкими - западным и восточным. Отец его, офицер армии польской Кароль Войтыла (Старший), в совершенстве владея немецким языком, обучал ему сына. У мальчика проявились способности к языку. Уже будучи юношей он бегло говорил на одиннадцати языках. Кроме польского он знал латинский, словацкий, русский, украинский, белорусский, немецкий, английский, французский, испанский, итальянский и португальский языки.
Юный Кароль Войтыла увлекался театральным искусством и хотел сделать актерскую карьеру. Попробовав свои силы в школьном драмтеатре, написал пьесу «Король-Дух». Но судьба приготовила ему совсем другую роль. Еще в юности Кароль Войтыла решил посвятить себя служению Богу. Спустя годы это привело его к Папскому престолу. 16 октября 1978 года Кароль Войтыла в возрасте 58 лет навсегда входит в мировую историю как Римский Папа Иоанн Павел II.

Чудо единения

Это был необычный папа. Иоанн Павел II старался быть проще, всегда стремясь подчеркнуть роль, обозначенную в папском титуле – «раб рабов Божьих». Он отказался от коронации, заменив её на интронизацию, о себе говорил «я», а не «мы». Митру носил редко, чаще на его голове была белая шапочка - пилеолус. Он заменил роскошные папские ботинки из красной кожи на коричневые кожаные полуботинки, сделанные в родной Польше, убрал из облачения маццетту. Он не просто старался быть скромным – он был таковым: «Мне неудобно как-то. Президент стоит, кардинал стоит, а я сижу».
Он встречался с теми, с кем встреча Папы Римского до него казалась делом невероятным. Он стирал границы непонимания, призывая к миру во всем мире: «Излечите раны прошлого любовью. Пусть общее ваше страдание не ведет к разрыву, пусть оно приведет к чуду единения.»
Кроме разносторонних увлечений, Иоанн Павел II был выдающимся мыслителем, миротворцем. Во многом он был первым.

Быть первым

Иоанн Павел II – первый Папа не итальянского происхождения. Он был первым славянином, который стал Папой. Для Польши это было время духовного сплочения и подъема. Сейчас в Польше сложно найти населенный пункт, где именем Иоанна Павла II не названа улица, площадь или рондо.
Иоанн Павел II в 1979 году принимает у себя министра иностранных дел СССР Андрея Громыко. Все знали об отношении папы к идеологии коммунизма и о том, что у Ватикана и СССР не было на тот момент дипотношений, а отношение компартии к католицизму тоже оставляло желать лучшего. Но 24 января 1979 года эта встреча состоялась, что стало беспрецедентным историческим фактом.
2 июня того же года Иоанн Павел II впервые в роли главы Римско-католической церкви прибыл на родину – в Польшу.
Череду исторических визитов продолжила королева Англии Елизавета II, являющаяся еще и главой Англиканской церкви. В 1980 году Елизавета II первой из британских монархов нанесла государственный визит в Ватикан. Также она пригласила Иоанна Павла II посетить Англию с пастырским визитом.
В декабре 1983 года Иоанн Павел II стал первым Римским Папой, посетившим лютеранскую церковь в Риме.
В 1986 году, 13 апреля понтифик посещает синагогу. Приветствуя иудеев, он назвал их «старшими братьями».
В 1989 году – снова беспрецедентная встреча. 1декабря впервые папа римский принимает в Ватикане советского лидера - Михаила Горбачева. Всем было известно о насаждаемых атеистических настроениях в коммунистическом обществ. И эта встреча стала началом стирания границ. Отношения СССР и Ватикана сдвинулись с мертвой точки, в Союзе начала свое возрождение католическая церковь. Уже через 4 месяца - 15 марта 1990 года –между Ватиканом и СССР установились официальные дипломатические отношения.
Иоанн Павел II повлиял и на процесс снятия «железный занавес». 1 августа 1991 года более сотни тысяч молодых людей по внутригражданским паспортам, без виз и разрешений, отправились в Польшу для встречи с Иоанном Павлом II, где он пребывал с пасторским визитом.
Первым в истории католической церкви глава католической церкви извинялся за своих братьев и за всю католическую церковь. Речь идет о событии, произошедшем 21 мая 1995 года. Иоанн Павел II просит прощения за всё зло, причиненное католиками представителям иных конфессий.
21 января 1998 года своим визитом на Кубу Иоанн Павел II меняет отношение к церкви в этой стране. Также с его приездом на Кубе разрешают праздновать Рождество. При встрече с Фиделем Кастро папа передал ему документ с именами 302 политзаключенных, некоторых из которых власти Кубы отпустили. Исторический визит был ознаменован также мессой на площади Революции Гаваны при скоплении более миллиона кубинцев.
12 марта 2000 года Иоанн Павел II во время традиционной мессы публично покаялся в грехах членов католической церкви. Папа просил прощения за религиозные войны и церковные расколы, за «презрение, акты враждебности и умолчания» по отношению к евреям, за насильственную евангелизацию Америки, за дискриминацию по национальному и половому признаку, за грехи деятелей церкви, за проявления социальной и экономической несправедливости. Никогда еще в истории человечества ни одна религия или конфессия не каялась и не просила у всех прощения, как это сделал Иоанн Павел II.
В 2000 году Иоанн Павел II посещает с папским визитом Израиль, где совершает молитву у Стены плача в Иерусалиме. 6 мая того же года происходит еще одно историческое событие. Впервые за всю историю папа римский посещает мечеть. Произошло это в Дамаске.
5 ноября 2003 года Иоанн Павел II принял в Ватикане Президента Владимира Путина.
Иоанн Павел II, удивительный и миролюбивый Папа Римский, считал, что будущее за крепкими и здоровыми связями между людьми всего мира вне зависимости от конфессии. Он своим примером показывал, что нужно с неизменным уважением относиться ко всем религиям. Он был против всякого насилия и всегда выступал за мир и совершенствование этого мира путем самосовершенствования каждого из нас: «Настоящая цивилизация не зиждется на силе. Она есть плод побед над самим собой, над силами несправедливости, эгоизма и ненависти, которые в состоянии обезобразить обличие человека.»

Быть Человеком и остаться в памяти

Ему удалось стать живой иконой, вдохновителем для многих людей. Его образ стал отражением самой сути пути к миру. Его портреты печатались на футболках, которые с удовольствием носила молодежь. Он, как и многие известные люди, становился объектом сатиры, но в отношении него она всегда была положительной. Возможно, это от того, что, став папой Иоанном Павлом II, он остался и человеком. Человеком, не отгородившимся роскошью, красным плащом и белой сутаной, а человеком, который был близок к таким же, как он:
«Человек велик не через то, что он что-то имеет, а через то, кем он является; не через то, что у него что-то есть, а через то, чем он делится с другими.»
Он любил горы и во время пастырских визитов в родную Польшу старался посещать их. В Татрах недалеко от Закопане есть пеший маршрут, носящий имя Иоанна Павла II. Он приезжал в Татры с детства. Сначала с отцом и братом. Это было в начале 30-х годов ХХ века. С 1950 приезжал туда как кзендз. Встретить его можно было не только в Татрах, но и в Пьенинах и в Бескидах. Понтифик любил Татры. Писал о них так: «Здесь с исключительной силой играет синевой небо, проявляется зелень лесов и долин, серебристость озер и горных потоков. Тут пение птиц звучит особенно знакомо, по-польски.»
Иоанн Павел II прекрасно катался на горных лыжах и однажды признался:
«Все же один предмет роскоши у меня имеется. Это Head Giant Slalom 195!»
Именно таким – простым, близким, открытым и стремящимся к миру во всем мире запомнится людям Кароль Войтыла - человек, ставший Папой Римским и оставшийся человеком. Его земная жизнь была удивительным примером того, что каждый человек с помощью добра и доброй воли может сделать вещи, которые многим кажутся чудом. Сам он говорил о себе: «Многие пытаются понять меня снаружи. А понять меня можно только изнутри». «Я верю, что чем больше любишь, тем больше делаешь. Любовь, которая ничего не делает, а является только чувством, я даже не могу назвать любовью».
Для принятия решения о канонизации требовалось доказанное чудо, произошедшее с кем либо от молитвы, обращенной к Блаженному Иоанну Павлу II. Такое чудо произошло с женщиной из Коста-Рики. Молясь Иоанну Павлу II, она победила тяжелое заболевание головного мозга.

«Я искал вас, теперь вы меня нашли!»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!