Пенджаб индия. Как добраться до Пенджаба

Пенджаб - штат на северо-западе Индии, в бассейне реки Сатледж, часть большой географической и исторической области Пенджаб в Индии и Пакистане.
Исторически Пенджаб - центр древнейшей цивилизации, развивавшейся параллельно древнеегипетской и шумерской. Цивилизация долины Инда процветала на плодородных равнинах современного Пенджаба 5 тыс. лет назад. Ведическая индоарийская цивилизация, связанная с появлением на Индостане древних арийских племен, зародилась здесь же примерно 3 тыс. лет назад.
В дальнейшем Пенджаб входил в состав нескольких великих древних империй, периодически подвергался разрушительным вторжениям армий иноземных захватчиков: персидских шахов, греков Александра Македонского, скифов, тюркских и афганских племен.
К VIII в. н. э. население Пенджаба по большей части придерживалось различных направлений индуизма, буддизма и зороастризма. В 708 г. шеститысячная армия арабского полководца Мухаммада ибн Касима, родственника халифов династии Омейядов, перешла реку Инд и принесла ислам в Синд и южный Пенджаб. Мусульманские теологи включали тогда в число «людей писания» (статус «ахль аль-китаб») иудеев, христиан, зороастрийцев, буддистов и индуистов. Но в начале XI в., в период междоусобиц индийских государств, в страну вторглись войска тюркской мусульманской династии Газневидов (Газневидское государство существовало на территории современного Афганистана в 977-1186 гг.), в корне изменив географическую и политическую ситуацию. К XIII в. север Индии со столицей Дели был султанатом, после его ослабления в 1398 г. в Индию из Самарканда вторглась армия Тимура (1336-1405 гг.), которая ушла с богатыми трофеями, но позже пришли потомки Тимура и закрепились в Индии, образовав государство Великих Моголов (1526-1858 гг.). Этот термин появился уже при британских колонизаторах (Британская Ост-Индская компания начала в 1617 г., а к 1850-м контролировала весь регион), а моголами в Индии обозначали всех мусульман Северной Индии и Центральной Азии.
В XVI в. в Пенджабе возник сикхизм - самостоятельное религиозное учение, разработанное гуру (духовным учителем) Нанаком (1469-1539 гг.). Это 8-я по числу приверженцев религия в мире. Сикхизм не признает национального или кастового неравенства - все равны перед Богом; никого не призывает к священной войне, велит относиться к другим народам как к братьям. С момента возникновения сикхисты отличались крепкой организацией, суровой военной дисциплиной, беспрекословным подчинением членов секты своему главе - гуру. В XVIII в. с ослаблением Великих Моголов в Пенджабе развернулось мощное крестьянское освободительное движение, приведшее к созданию независимого сикхского государства (1716-1849 гг.). В дальнейшем вся история будущего индийского штата Пенджаб связана с религией, культурой и государством сикхов.
С 1716 по 1799 г. государством сикхов была Сикхская конфедерация, затем Раджит Сингх (1780-1839 гг.) объединил разрозненные мисали, в 1801 г. короновался как махараджа, и образовалась Сикхская империя. Однако две трети населения империи исповедовали ислам. Этим обстоятельством и воспользовались англичане в первой половине XIX в., применив в Пенджабе старый принцип «Разделяй и властвуй». Британская армия штурмовала крепости сикхов, привлекая на свою сторону и мусульман (в т. ч. падишаха Моголов), и индуистов (в т. ч. индийских раджей). К 1849 г. в результате двух англо-сикхских войн с независимой Сикхской империей было покончено, Пенджаб был аннексирован и поделен на несколько «туземных государств» в составе провинций Британской Индии.
С попытками Пенджаба добиться независимости британцы успешно справлялись, пользуясь политической и религиозной раздробленностью региона, вплоть до 1947 г. После обретения Индией и Пакистаном независимости бывшая британская провинция Пенджаб была разделена на Восточный Пенджаб, ставший индийским штатом с преимущественно сикхским и индуистским населением, и мусульманский Западный Пенджаб, провинцию новообразованного Пакистана.
Пенджаб - один из самых богатых штатов Индии, с развитой экономикой и относительно высоким уровнем жизни.
Сепаратистские настроения в Пенджабе не утихают и в наше время: сикхское большинство Пенджаба стало требовать создания национального, говорящего на пенджаби административного образования. Правительство Индии пошло навстречу требованиям сикхов, и в 1966 г. на юге Пенджаба был сформирован новый, преимущественно индуистский штат Харьяна. Город Чандигарх, расположенный на границе двух этих штатов, стал для обоих столицей, образуя отдельную административную единицу, формально не входящую в состав ни одного из штатов.
В 1973 г. сикхская политическая партия Широмани Акали Дали, стремящаяся сплотить всех сикхов и отстаивающая их общинные интересы, приняла Анандпур-Сахибскую Резолюцию, в которой потребовала предоставления максимальной автономии Пенджабу в пределах Индии, угрожая перейти к решительным действиям в случае отказа. Сикхи также настаивают на том, чтобы Чандигарх стал столицей только Пенджба, и это требование обостряют и без того непростые отношения между индуистами и сикхами.
В 1984 г. около 2 тыс. террористов из различных сикхских группировок захватили священный для сикхов Золотой Храм в Амритсаре, превратив его в неприступную крепость и требуя автономии Пенджаба и создания сикхского государства Халистан. Переговоры с террористами ни к чему не привели, и тогда премьер-министр Индира Ганди (1917-1984 гг.) отдала приказ о проведении операции «Голубая звезда» с использованием танков и бронемашин. Погибли около ста солдат и около пятисот человек в храме - террористов и паломников. В том же году Индира Ганди была убита двумя своими телохранителями-сикхами в отместку за атаку на Золотой Храм. Со временем волна насилия спала, сепаратизм в Пенджабе ушел в подполье.
Золотой Храм - главная достопримечательность города Амритсара и всего Пенджаба. , священный город сикхов, был основан в 1571 г. и назван по священному искусственному «озеру амриты» - напитку, дарующему бессмертие. Начало строительства храма датируется 1574 г., но храм реставрируют и украшают по сей день. Внешние стены храма отделаны медными пластинами, купол покрыт 100 кг сусального золота. Здесь хранится «Гуру Грант Сахиб» - сборник священных текстов сикхов, датируемый XV-XVIII вв. Храм стоит посреди озера, а с берегом соединяется мостом, символизирующим пути души, после того как она покинет бренное тело. Каждый сикх считает своим долгом хотя бы раз в жизни посетить Золотой Храм.
Пенджабские сикхи в развитых странах Запада составляют самую большую индийскую диаспору, они оказывают большую помощь в развитии своего штата в Индии, где по-прежнему голодает часть населения: голод - еще не решенная проблема в Индии. Но в Пенджабе, по сравнению с другими штатами Индии, самые лучшие условия и самый высокий уровень жизни. Вот почему на штат Пенджаб приходится пятая часть всей внутренней миграции в Индии. Современный Пенджаб - это важный промышленный, финансовый, образовательный и туристический центр Индии. Основа экономики штата - сельское хозяйство. Штат стоит на первом месте в Индии по выращиванию пшеницы и производству сахара. Промышленность представлена крупными металлургическими предприятиями и массой небольших фабрик по изготовлению мелкого промышленного оборудования, спортивных товаров, текстиля, велосипедов.
Значительная доля этой миграции приходится на столицу штата - Чандигарх. Город, ставший «двойной столицей», относительно молод: после обретения Индией независимости он был выстроен на пустом месте в 1952-1956 гг. Автором проекта был французский архитектор Ле Корбюзье (1887-1965 гг.).

Общая информация

Местонахождение: северо-запад Индии. Штат в составе Республики Индия.
Столица: город Чандигарх, 1 025 682 чел. (2011 г.).

Административное деление: 22 округа.

Языки: пенджабский, английский, хинди, урду, бихари.

Этнический состав: пенджабцы (большинство).

Религии : сикхи - 59,91%, индусы - 36,94%, мусульмане - 1,57%, христиане - 1,2%, буддисты - 0,17%, прочие -0,21%.

Денежная единица: индийская рупия.

Крупные населенные пункты: Лудхияна - 3487 882 чел. (2010 г.), Патиала - 135 686 чел. (2010 г), Амритсар - 1 132 761 чел. (2011 г.), Джаландхар - 903 491 чел. (2010 г.), Батхинда - 285 813 чел. (2011 г.), Патханкот - 253 987 чел. (2011 г.).

Крупнейшие реки: Биас, Рави, Сатледж, Ченаб и Джелум.
Соседние границы и территории: Пакистан на западе, индийские штаты Джамму и Кашмир на севере, Химачал-Прадеш на северо-востоке, Харьяна на юго-востоке, Раджастхан на юго-западе.

Важнейший аэропорт: международный аэропорт Шри Гуру Рам Дасс Джи (Амритсар).

Цифры

Площадь: 50 362 км 2 .

Население: 27 704 236 чел. (2011 г.).

Плотность населения: 550,1 чел/км 2 .

Средняя высота над уровнем моря: 230 м.
Самые высокие горы: гряда Шивалик (около 500 м).

Климат и погода

От континентального субэкваториального на севере до засушливого континентального субтропического на юге.

Средняя температура января: +12°С.

Средняя температура июля: +31°С.

Среднегодовое количество осадков: 300-600 мм.

Экономика

ВРП: $48,18 млрд (2011 г.).

Сельское хозяйство: растениеводство (пшеница, сахарный тростник, хлопок, бобовые, ячмень, кукуруза, рис, арахис, чай), животноводство (молочное).

Промышленность: легкая (одежда, текстиль), пищевая (молочная), химическая, гидроэнергетика (ГЭС Бхакра-Нангап).

Кустарное производство: одеяла, ковры, изделия из дерева, обувь.

Сфера обслуживания: торговля, туризм.

Достопримечательности

Пятиречье : реки Биас, Рави, Сатледж, Ченаб и Джелум;
■ Болотные заповедники Канжли Уэтлэнд (Капуртхала и Сутлеж Уотэр Бади Уэтлэнд), национальный болотный парк и заповедник Хари-Ке-Паттан (Амритсар, Там-Таран, Фирозпур).
Археологические раскопки : цивилизация долины Инда в Ропаре (Рупнагаре), раскопки культуры Харрапан (Сангхол, VI в. до н. э.), храм в Хошиарпуре (VIII-VII вв. до н. э.);
■ Монументы бронзового века (Дхолбаха);
■ Руины монгольских построек (Сирхинд);
■ Дворцы пенджабских махараджей в городах Фаридкот, Капуртхала и Патиала;
■ Руины буддийского монастыря (Сангхол, II-I вв. до н. э.);
■ Гурдвары - сикхские культовые сооружения (Анандпур Сахиб);
■ Священный сикхский колодец Баули (Гоиндвал Сахиб);
Форты : Фаридкот (Кила Мубарак, І-ІІІ вв.), Батхинда (Батхинда, III в.), Шахпур Канди (Патханкот, XVI в.), Гобиндарх (Амритсар, начало XIX в.).
Город Амритсар : Золотой Храм (XVI-XVII вв.), храм Дургиана (середина XVI в.), летний дворец махараджи Ранжита Сингха, Башня Баба-Атала, Академия изящных искусств, Центральный музей, Картинная галерея Тхакур Сингх.
Город Чандигарх : комплекс Капитолия, парк Джалианвалла Бах, Розовый сад Закира Хуссейна, Сад камней, озеро Сукхна, Государственный музей, Художественная галерея, Университетский комплекс Пенджаба, Международный музей кукол.
Поселок Вагха и поселок Хуссаиани Вала : пограничные переходы на индо-пакистанской границе.
Город Ферозшах : военный мемориал.
Город Патиала : Музей вооружений крепости Кила Мубарак;
■ Чхатбирский зоопарк.
Курорты: Лудхияна, Манали, Шимла Кулу, Далхаузи, Дхармашала, Чандигарх.

Любопытные факты

■ В Пенджабе много разнообразных праздников. В поселке Кила Раипур ежегодно в феврале происходит трехдневный фестиваль, включающий гонки на воловьих упряжках. Фестиваль культуры в Патиале знаменит массовым запуском воздушных змеев. В апреле пенджабцы парадами и процессиями, сопровождаемыми барабанным боем, отмечают сикхский Новый год (он же праздник урожая).
Пограничные переходы на индо-пакистанской границе в поселках Вагха и Хуссаиани Вала - место проведения ежедневной красочной церемонии открытия и закрытия границы, в которой принимают участие облаченные в парадную форму солдаты и офицеры армий обеих стран, старающиеся превзойти друг друга сложностью маршировки и упражнений с оружием.
■ Кухня дворца махараджи в Патиале поражает своими размерами: на ней могли питаться ежедневно 35 тыс. человек всех сословий. В этом же дворце создана средневековая система кондиционирования воздуха: прохладный воздух подается по трубам из подвала в комнаты дворца.
■ Традиционный тюрбан сикхов называется дастар. Его наматывают на собранные в узел волосы так, чтобы уши были закрыты. Согласно предписанию религии сикхов волосы должны быть всегда закрыты при появлении в общественных местах и гурудварах («двери к гуру») - сикхских храмах. Пенджаб (Punjab) буквально переводится как Пятиречье. При разделении бывшей британской колонии Индии на два доминиона (в 1947 году), Пенджабу повезло меньше всего - его поделили на две половины, одна из которых (мусульманская) отошла Пакистану, а другая (сикхская) - стала штатом Индии. Некогда бесплодные равнины Пенджаба, после применения сложных систем орошения, стали одними из самых плодородных в Азии, а сам штат - одним из самых процветающих. Местных жителей обычно описывают как предприимчивых и трудолюбивых, а уровень комфорта для путешественников как весьма высокий для Индии.Сюда едут погружаться в атмосферу древней цивилизации, обозревать многочисленные памятники истории и многонациональной культуры.

Столица штата - Чандигарх, одновременно является столицей штата Харьяна и находится за пределами Пенджаба. Точнее, она с ним граничит: западная часть города считается столицей Пенджаба, восточная - Харьяны.

Как добраться до Пенджаба

На самолете

Единственный международный аэропорт Пенджаба находится в 11 километрах от священного города Амритсара. Сюда можно прилететь из Лондона, Барселоны, Братиславы и Торонто, и, разумеется из Дели. Для россиян наиболее удобны рейсы со стыковкой в казахстанских аэропортах.

На поезде

Железнодорожное сообщение связывает все крупные города Индии. На поезде вы можете приехать в Пенджаб из Дели, Мумбая, Калькутты, Варанаси и Джамму.

На автобусе

Основные автобусные маршруты связывают Пенджаб с Дели. В индийский Пенджаб, также удобно попасть из Пенджаба пакистанского (при наличии визы).

Транспорт

Перемещаться и осматривать достопримечательности Пенджаба удобнее всего на такси, или арендованной машине. Как и везде в Индии, в Пенджабе популярны авторикши (или в просторечии темпо). Хорошо развита система междугородного автобусного сообщения.

Климат Пенджаба

Климат Пенджаба резко континентальный: зимой столбик термометра может опускаться до?4 °C, а летом подниматься до 48 °C. Различаются три основных сезона: лето, сезон муссонов, и зима. Лучшее время для посещения Пенджаба с октября по ноябрь и с февраля по март.

Кухня

Удивительно, но факт - то, что европейцы считают Индийской кухней, на самом деле - кухня Пенджаба. Кулинарные традиции, которые формировались в течении тысячелетий, создали в итоги разнообразную кухню, которая может удовлетворить запросы как вегетарианцев, так и мясоедов.

Цыплята тандури - визитная карточка кухни Пенджаба, маринуются в йогурте с добавлением острых специй, а потом запекаются в специальной печи -тандури. Чрезвычайно вкусны традиционные лепешки наан, изготовляемые из пресного теста и начиняемые бараниной, овощами, сыром или картофелем (с добавлением тмина и изюма). Пенджабский напиток ласси - это коктейль, который взбивается из йогурта, воды, сахара, специй и фруктов.

Достопримечательности Пенджаба

Золотой храм в Амритсаре

В Амритсаре, крупнейшем центре паломничества сикхов находится религиозная святыня - Золотой храм. По преданиям здесь медитировал Будда. Храм стоит посредине озера. С берегом храм соединяется мостом, символизирующим пути души, после того как она покинет бренное тело. Начало строительства храма датируется 1574 годом, но сказать, что строительство было в какой-то момент завершено - неверно, храм реставрируют и украшают и по сей день. Внешние стены и центральный купол храма отделаны медными пластинами, покрытыми позолотой. Золотой храм служит хранилищем Грант Сахибу - священной книге сикхов. Для настоящего сикха является почетной традицией хотя бы раз в жизни в течение недели поработать в храме.Храмовый комплекс работает практически круглосуточно (с 6 утра до 2 ночи), поэтому для полноты впечатления стоит посетить его дважды: при свете дня и при эффектном ночном освещении. Перед входом в храм полагается снять и сдать обувь, а также омыть ноги. Головы мужчин и женщин должны быть покрыты. На территории храма вам бесплатно предложат ритуальную еду - просад.

Чандигарх - город будущего

Столица Пенджаба была спроектирована и построена великим Ле Корбюзье в пятидесятых годах прошлого века. По плану архитектора город должен повторять функции человеческого тела. Голова это комплекс Капитолия, сердце - городской центр, легкие - многочисленные парки, кровеносная система - дорожная сеть.

События

В Пенджабе происходит довольно много празднеств и фестивалей, как связанных с какими-то легендами и историческими событиями, так и имеющими религиозное значение.

В Кила Раипур ежегодно в феврале происходит трехдневный фестиваль, включающий в свою программу гонки на воловьих упряжках. Фестиваль культуры в Патиале знаменит не только красочными выступлениями певцов и танцоров, но массовым запуском воздушных змеев. В апреле пенджабцы парадами и процессиями, сопровождаемыми барабанным боем, отмечают сикхский Новый Год (он же праздник урожая).

Отвлекемся от горных пейзажей и перенесемся километра на 2 ближе к уроню моря в штат Пенджаб на северо-запад Индии.
Не вдаваясь в сложные логистические подробности скажу, что именно Амритсар стал тем местом, где я впервые ступил на Индийскую землю.


Амритсар - крупнейший город в штате Пенджаб с населением 1,5 млн.человек, находящийся на Индо-Пакистанской границе. Амритсар - главный священный город и место паломничества для последователей сикхизма, своеобразной смеси индуизма и ислама. Главная достопримечательность, святыня и центр внимания Амритсара - всемирно известный Золотой Храм, стоящий посреди священного пруда и огромного комплекса религиозных построек самого разного назначения. Комплекс Золотого Храма - однозначно одна из жемчужин Северной Индии.

Вааах, Золотой храм! Прекраснейшее место! Огромная территория размером с несколько футбольных полей!
Кругом все из бело-голубого мрамора, постройки в арабской архитектурной стилистике вокруг огромного озера-пруда.
В центре находится само здание Храма, сверкающего золотой обшивкой. Золотой храм - это одно из тех мест, которые я бы посетил вновь.

Сикхизм - самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности.
Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.
Форма поклонения Богу в сикхизме - медитация. Никакие другие божества, демоны, духи, согласно религии сикхов, не достойны поклонения.

Сикхи - добродушные и наивежливейшие создания в тюрбанах, с мясистыми щеками, таким же носом и животиком, повышенной бородатостью на лице, и непередаваемой грустинкой в глазах как у спаниелей. Имеют при себе декоративно-аксессуарные мечи, сабельки да копья. По религии положено. Когда я, только сойдя с трапа самолета, увидел кругом таких вот расписных кренделей, хотелось тут же достать фотоаппарат и снимать не переставая весь этот карнавал. Только представьте себе: аэропорт, стойка паспортного и таможенного контроля, и там сидит вот прямо такой пестрый дядька в чалме да с бородой... Я без улыбки не мог на это смотреть и за все время, что был в Амритсаре, так и не привык к такой экзотике.

Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом. Они считают «неправильными» все представления о рае и аде, воздаянии и грехах,карме и новых перерождениях.
Учение о воздаянии в будущей жизни, требования покаяния, очищения от грехов, поста, целомудрия и «благих дел» - всё это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими!

Посты и обеты не имеют значения. После смерти душа человека не переходит никуда - просто растворяется в Природе и возвращается к Творцу.
Но не исчезает, а сохраняется, как всё сущее. Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения и веры.
Прикольно, да? :))

Свой Золотой Храм сикхи вылизывают как кот одно место, любят его и преклоняются.
В храме хранится изначальный экземпяр священного писания Грантх Сахиб.
Это большая книга, листы чуть ли не по метру длиной, и главный объект поклонения сикхов.
В ней изложены учения десяти гуру, принимавших участиве в создании сикхизма. На ночь книгу уносят в здание на берегу - Акал Такхт.

На территорию комплекса люди приходят отдохнуть, пообщаться, помолиться, поспать, поесть и т.д. и т.п.

Приходя в Храм индусы надевают самые красивые и нарядные свои одежды.
Поход в Храм для индуса это как для русского экзамен - всегда праздник.

Омовение - обязательная часть ритуала. Залезая в пруд сикхи держатся за специальную цепь чтобы не подскользнуться и не повредить свои священные тушки.

В Золотом Храме круглые сутки поют бхаджаны, сочиненные основателем религии, которого звали Гуру Нанак. Поют очень красиво, поют волшебно, завораживающе.
Можно много часов сидеть в храме или на берегу озера и слушать, слушать, смотреть, проникаться, погружаться. Атмосфера располагает к медитации.

Чистят сикхи не только сам храм, но и пруд. Специально обученный сикх палкой собирает пылинки-соринки с поверхности воды.

Еще один специально обученный сикх следит, чтобы никто из посетителей, достигнув просветления, случайно не потонул. Обидно было бы:)

Вот что меня поразило в Индии - молятся все от мала до велика, от нищего до состоятельного индийца. Очень набожная и религиозная нация.

Непременные атрибуты сикхов - браслет на руке, гребень в волосах, короткие кожаные штаны и кинжал на боку. С кинжалом они не расстаются ни при каких условиях.

Сикхам не полагается стричься и бриться. Для удобства они подвязывают длинные волосы специальной сеточкой. Чалма – удел настоящих мужчин.
Юноши носят ее упрощенное подобие, а дети – вообще маленький платочек на голове. Цвет чалмы также имеет значение. Сикхи в чалмах синего цвета – наиболее уважаемые.

Для паломников на территории комплекса имеется бесплатная столовая. Ежедневно через нее проходят тысячи людей. Еда простая, но сытная.
Белый рис, похлебка из чечевицы, лепешка-чапати и плошка с водой. Я, прикинувшись паломником, отведал халявной индийской пищи.
Обошлось без последствий. Даже не пронесло. Или наоборот, пронесло. Тут уж как порсмотреть:) В общем обошлось!

Рассаживаются здесь прямо на полу на длинных тканевых дорожках. Добровольцы из сикхской коммуны разносят еду в корзинах и кастрюлях.
Брать можно сколько захочется. Если не хватает, принесут еще. При раздаче хлеба надо выставить ладони перед собой, будто бы просишь подаяние.
Этим ты демонстрируешь смирение и укрощаешь собственную гордыню. Я так и сделал.

Некоторые сикхи носят на чалме металлическое плоское кольцо с остро заточенным внешним краем. Оно предназначено для метания в противника.
А еще говорят, что все люди братья.. :))) Короче, как я понял, чуть что, на голову укоротят без проблем:)

Женщины-сикхи укрывают голову обычным платком.

Европейцы в тех местах, судя по всему, редкость.
- One photo with you, please!!!
- Окей, говорю! Дуй сюда.
Чуствовал себя этакой обезянкой. Зато теперь у изрядного количества индийцев в мобильнике есть моя фотка:)

При выходе из Золотого храма тебя уже поджидает огромное количество рикш и тук-туков, готовых увесзти куда угодно.
Их даже искать не надо, можно просто встать и расслабиться как тут же тебя подхватят, посадят, погрузят и повезут.

До раздела Индии на Индию и Пакистан в 1947 году, исторический Пенджаб занимал обширные области на территории Северной Индии (нынешний штат Пенджаб, штат Харьяна и некоторые области Химачал-Прадеша), а также на востоке Пакистана и на юго-востоке Афганистана.

Первые города на территории исторического Пенджаба, относящиеся к Хараппской цивилизации, возникли ок. 5000 лет назад. Это древнейшая цивилизация из известных археологам и историкам на территории Индостана. Во втором тысячелетии до нашей эры на территорию Пенджаба пришли племена ариев. К той эпохе относятся события, описываемые в эпосе "Махабхарата", в частности, Битва при Курукшетре, которая произошла на территории современного штата Харьяна. В полумифические времена "Вед" и "Махабхараты" Пенджаб именовался Панчала и Панчанада (Пятиречье), что соответствует и современному названию.

В середине первого тысячелетия до нашей Пенджаб находился под персидским влиянием. В 326 г. до н.э. территория Пенджаба была завоевана Александром Македонским. На несколько веков регион попал под влияние европейских цивилизаций, в первую очередь - древне-греческой и древне-римской. Вплоть до конца первого тысячелетия нашей эры на территории Пенджаба доминировали, сменяя друг друга, зороастрийцы, джайны, буддисты и индуисты.

Начиная с 7-го века н.э. по территории Пенджаба потянулись орды мусульманских завоевателей, вторгавшихся в Индию со стороны Афганистана и стремящихся захватить Дели. Засилие ислама, насаждавшегося огнем и мечом, а также моральное разложение индуизма, не способного противопоставить ничего, кроме прогнившей кастовой системы, привело к тому, что в 15 веке под предводительство Гуру Нанака образовалась новая религия - Сикхизм.

Сикхизм - это своего рода сплав воинственности ислама и объединяющей философии индуизма, при этом лишенный кастовости, классовой вражды и прочих религиозных пережитков. Сикхи объявили себя одной семьей, призванной защищать всех его членов. А защищать было от кого. Могущественная династия Великих Моголов, хоть и приходила постепенно в упадок, всё еще была реальной силой, которая правила большей частью тогдашней Индии. Кроме того, с запада постоянно напирали афганские завоеватели. Лишь только в 18 веке сикхам, не без помощи англичан, удалось объединить свои земли в независимую сикхскую империю и, с переменным успехом, осуществить несколько победоносных военных кампаний.

В 1840-х годах после нескольких проигранных битв, армия Хальсы была разбита англичанами, для которых сикхи из союзников в борьбе проти Империи Моголов превратились в конкурентов. Сикхи долгое время были бельмом на глазу у британской администрации. В 1857 году они поддержали восстание против британского владычества в Индии, которое было с большим трудом и жестокостью подавлено.

Жестокое подавление народных волнений в 1919 году в Амритсаре, когда были расстреляны сотни безоружных людей, послужило толчком для активного развития движения за независимость Индии.

Англичане отыгрались на сикхах в 1947 году, когда Индия наконец обрела независимость. Ими был инициирован раздел Пенджаба на мусульманскую часть (сейчас в Пакистане) и сикхскую (сейчас в Индии). Поскольку, население обеих частей было смешанным сикхо-мусульманским, это привело к чудовищным погромам на национальной и религиозной почве (около миллиона погибших) и многомиллионному потоку беженцев в обе стороны: мусульмане бежали из индийского Пенджаба, а сикхи - из Пакистанского.

В современном виде штат Пенджаб был сформирован в 1966 году, когда юговосточная часть, населенная преимущественно индуистами, была выделена в новый штат Харьяна. Часть северо-восточных территорий отошла Химачал-Прадешу. У Харьяны и Пенджаба одна столица - город и союзная территория Чандигарх.

В начале 80-х годов 20-го века в Пенджабе стали развиваться сепаратистские настроения. Движение за образование независимого сикхского государства Кхалистан возглавлял Джарнаил Сингх Биндранвале. В конце 1983 года он и несколько сотен его сторонников забаррикадировались в храме Атал Такхат на территории комплекса Золотого Храма в Амритсаре. Тогдашний премьер-министр Индии Индира Ганди послала в Амритсар войска, отдав им приказ любой ценой подавить восстание. 6 июня 1984 года, после многочисленных неудачных попыток взять штурмом Атал Такхат, индийская армия обстреляла храм из танков, частично разрушив его и покончив с мятежниками. Во время штурма, кроме 300 сеператистов, погибли ок. 200 индийских военных и 500 мирных паломников, которых держали заложниками в злополучном храме.

Разрушение сикхской святыни вызвало бурю протеста и всего сикхского населения Индии. По всему Пенджабу и за его пределами прошли массовые демонстрации и столкновения с полицией и армией. В том же 1984 году Индира Ганди поплатилась жизнью за свой приказ - ее застрелили ее собственные телохранители-сикхи. После этого в Дели, начались погромы, направленные против сикхов. Эти погромы, во время которых было убито ок. 3100 человек, осуществлялись с молчаливого согласия правящей партии Индийский Национальный Конгресс, что тоже сказалось на отношении сикхов к индийским властям.

Напряжение в Пенджабе стало сходить на нет только в 90-х годах, которые принесли относительно экономическое благополучие по сравнению с другими штатами. Хотя, разногласия на национальной и религиозной почве все еще дают о себе знать, современным пенджабцам удалось в значительно мере преодолеть эти трения и направить свои усилия на развитие штата.

В 2004 году премьер-министром Индии стал уроженец Пенджаба сикх Манмохан Сингх.

Пенджаб (Punjab) - штат на северо-западе Индии. В переводе с персидского название Пенджаб означает "пятиречье". Имеются в виду реки Беас, Рави, Сутледж, Ченаб и Джелум.

Столица штата - город Чандигарх , который также является столицей Харьяны и находится за пределами штата (у его восточной границы). Пенджаб граничит с Пакистаном на западе, штатом Джамму и Кашмир на севере, штатом Химачал-прадеш на северо-востоке, штатом Харьяна на юго-востоке и штатом Раджастан на юго-западе.

Крупнейшие города штата - Амритсар, Патиала, Лудхиана, Джаландхар и Мохали. До разделения Индии после обретения независимости в 1947 году в состав Пенджаба входили территории современного штата Пенджаб в Пакистане. В 1966 году индийский Пенджаб был поделен еще раз - юго-восточная часть образовала штат Харьяна, а часть северо-восточных территорий отошла Химачал-прадешу.

Штат Пенджаб называют житницей Индии, потому что здесь выращивают 25% всех объемов пшеницы в стране, 14% хлопка и 9% риса. В Лудхиане производят 90% шерстяных изделий Индии. Экономически, Пенджаб - один из самых развитых в Индии штатов с низким уровнем бедности. Грамотность в штате - около 70%, что немного выше среднего по Индии. Сикхи составляют самую большую индийскую диаспору на западе, что тоже оказывает влияние на развитие штата в сторону вестернизации и глобализации со всеми достоинствами и недостатками этих моделей.

Главные достопримечательности штата, в том числе Золотой Храм в Амритсаре, связаны с религией сикхизм, которая возникла на территории Пенджаба в 15 веке и которой следуют 60% живущих в штате.

Амритсар - священный город сикхов, был основан в XVI веке четвёртым сикхским гуру - Рам Дасом. Название города означает "озеро амриты" (амрита - напиток, дарующий бессмертие). Главная достопримечательность Амритсара - это Золотой Храм или Дарбар Сахиб, архитектура которого представляет собой удивительную гармонию мусульманского и индийского стилей. Этот храм считается одним из лучших в мире образцов архитектурного искусства. На Восток, Север, Запад и Юг открываются его четыре, удивительно красивые двери. Храм выполнен из мрамора, бронзы и золотого листа. Только на покрытие купола потребовалось 100 кг золота. Этот впечатляющий Золотой Храм стоит в центре озера Амрит Саровар, воды которого считаются священными. Здесь бережно хранят священную книгу сикхов "Гуру Гранд Сахиб", которую читают беспрерывно. Одной из достопримечательностей Амритсара является башня Баба Атал, построенная в 1784 г. в память об Атал Рае, сыне шестого сикского гуру Хар Гобинда.

Храм Шри Дургиана (Серебряный храм) - этот храм, построенный в XVI в., очень похожий на Дарбар Сахиб, является местом почитания богини Дурги, а своё второе название он получил благодоря резным серебряным дверям.

Пенджаб описание

Еще один весомый взнос Пенджаба в индийскую культуру - довольно разнообразная и очень популярная по всей Индии пенджабская кухня .

Главный транспортный узел и главный город Пенджаба - Амритсар, который связан с остальной Индией и заграницей авиасообщением. В Амритсар можно также попасть на поезде и автобусе из Дели, Чандигарха, соседених штатов - Джамму и Кашмира, Химачал-Прадеша, Харьяны и Раджастана, а также из многих крупных городов Северной Индии. Другой важный транспортный узел Пенджаба - Патханкот.

Штат Пенджаб , с его благоприятными природными условиями и деятельным населением, считается землей рек, плодородных почв и выдающихся достижений. Этот штат, который характеризует неподражаемое умение успешно реализовывать любую потенциальную возможность, первым воспользовался сельскохозяйственными технологиями для проведения “зеленой революции” и показал самые высокие темпы роста в области производства пищевых продуктов. Из второстепенного производителя Пенджаб превратился в ведущий штат, выращивающий рис. Во время операции “Наводнение” Пенджаб показал самые высокие нормы производства молока на душу населения, дав толчок “Белой революции”.

Как и во всей остальной равнинной Северной Индии, лучшие месяцы для посещения Пенджаба - октябрь-ноябрь и февраль-март. В декабре-январе может быть прохладно (до 0 градусов). Это может быть некомфортно, если учитывать, что никакого центрального отопления в Пенджабе нет и жилища никак не приспособлены для холодов. С апреля по июнь длится жаркий сезон (до +50 в тени), а с июля по сентябрь - сезон дождей, когда к жаре прибавляется еще и влажность.

Фестивали Пенджаба:

Февраль: Rural Sports Festival - трехдневный фестиваль в городе Кила Раипур около Лудхианы с гонками на воловьих упряжках и другими деревенскими состязаниями и увеселениями

Basant Festival - фестиваль культуры в Патиале, народные песни, танцы, состязания и запускание летающих змеев

Март: Holla Mohalla Frstival - религиозный фестиваль в Анандпур Сахибе в честь основания сикхского братства Хальса

Апрель: Baisakhi Festival - сикхский Новый Год и праздник сбора урожая и по всему штату, праздничные процессии под бой барабанов

Сентябрь: Shaikh Farid Aagman Purb Festival - религиозный праздник в честь святого суфия в городе Фаридкот на западе Пенджаба

Декабрь: Harballah Sangit Sammelan Festival - музыкальный фестиваль классической музыки в городе Джаландхар на севере Пенджаба

По материалам: www.indostan.ru



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!