Photoshop для профессионалов классическое руководство по цветокоррекции. Нормальные учебники по Photoshop

Дэн Маргулис (англ. Dan Margulis ) родился в 1959 г. в городе Сишор (англ. Seashore ). Является автором множества статей и книг. Пишет статьи для журналов Electronic Publishing и Photoshop User . Один из первых, кто попал в Зал Славы Photoshop (англ. Photoshop Hall of Fame ).

Дэн считается одним из самых распродаваемых авторов книг по Photoshop . Пожалуй, его самые популярные книги это: Photoshop для профессионалов. Цветокоррекция, ретушь, работа с изображениями в Adobe Photoshop (1994 г.) и Photoshop LAB Color. Загадка каньона и другие приключения в самом мощном цветовом пространстве (2005 г.).

Его серия книг Photoshop для профессионалов (первый выпуск в 1994 году, на данный момент пятое издание, вышедшее в 2006 году) широко рассматривается, в качестве авторитетной работы, по цветокорекции фотографий. А его книга Photoshop LAB Color. Загадка каньона и другие приключения в самом мощном цветовом пространстве установила Lab, как стандартный набор для профессиональных ретушеров. Его журнальная колонка, Makeready , которая публиковалась с 1993 до 2006, внесла много концептуальных понятий в обработке цвета, которые стали общепринятой практикой. Колонка появилась в нескольких публикациях по всему миру. Через несколько лет она была одновременно перенесена в Electronic Publishing и Photoshop User magazines в США.

Зал Славы Photoshop

В список Зала Славы он попал благодаря своей книге Professional Photoshop , в которой он впервые описал способ коррекции цвета через точки кривой. И по сей день эта книга для многих является библией Photoshop по цветокоррекции. Последующие добавления и статьи в его колонке, в журнале Electronic Publishing , представили множество техник цветокоррекции, которые сейчас практикуются в high-end ретуши. Разработанные им техники: применение LAB, targeted sharpening и управление каналами для корректировки контраста.

И даже в наше время, когда приходится работать с цифровыми файлами весьма посредственного качества, Дэн утверждает, что нет плохих файлов, есть плохие пользователи Photoshop . По словам Маргулиса, он уважает все цветовые области в независимости, будь то CMYK, RGB или LAB.

Способность Дэна объяснять все простым и доступным любому пользователю языком, сложные слова и понятия Photoshop , помогли ему стать одним из самых почитаемых голосов в мире цветокоррекции и Photoshop .

Дэн проводит множество семинаров по всему миру, он обучает профессионалов в Sterling Ledet & Associates, Inc - продвинутом классе по цветокоррекции. На его сайте можно записаться на курс его обучения по ссылке: http://www.ledet.com/margulis .

Все про резкость. Часть 7. Дэн Маргулис против Андрея Журавлева.

Сначала, лирическое отступление. Сейчас, только ленивый, наверное, не слышал про частотное разложение. В свое время получилось так, что и я, и Андрей Журавлев стали независимо друг от друга углубленно заниматься изучением этого метода. Помню даже, как он обращался ко многим с просьбой предоставить ему портрет небритого мужчины, чтобы "побрить" его. Андрея Журавлева, по его же словам, вдохновила на эти изыски статья Александра Миловского. И он ушел с головой в исследование этого метода. В бОльшей степени применительно для портретной ретуши. Результатом его огромной работы в течении 4 лет стал 5-ти часовой мастер-класс, который я рекомендовал бы посмотреть всем и каждому, если кто еще не умеет пользоваться этим методом. Ибо там не просто все разложено по полочкам и разжевано, но даже и в рот положено.
Частотное разложение. Ultimate. Конспект и видео

Моим же вдохновителем детального исследования частотного разложения был Стефан Марш. После публикации его экшена по повышению резкости в сообществе Colortheory в яху-группах. Но в отличии от Андрея Журавлева я не занимался исследованием областей применимости метода частотного разложения, сосредоточившись только на повышении резкости. А потом и вообще года на 4 выпал из обоймы.

Так вот, а при чем тут вообще частотное разложение? А при том, что даже в самом примитивном случае использования, метод High Pass (цветовой контраст) плюс Overlay (перекрытие), как раз и является примером частотного разложения. Я в свое время пошел дальше. Решил попытаться восстановить (без образования ореолов) размытый контур с использованием только Unsharp Mask (контурная резкость) и частотного разложения. Суть идеи была проста. Разложить изображение на несколько высоких частот (я использовал радиусы 0,4 0,8 1,2 и 1,6) и к каждому высокочастотному слою применить Unsharp Mask (контурная резкость) с различными настройками таким образом, чтобы и контур восстановился и ореолы, за счет того, что имели различную ширину и интенсивность, взаимно погасили друг друга, оставив только восстановленный контур. Причем, приходилось все это делать еще и в несколько проходов. Реализовать идею удалось, но... для этого потребовались многочасовые пляски с бубнами с подбором параметров почти вслепую. Естественно, такой метод не применим для практического использования и не имеет никакого смысла. Потому что в Photoshop имеется уже не один инструмент (как было 5 лет назад), а целых три, которые справляются с задачей восстановления размытого контура намного быстрее и наглядней. Об этих инструментах и о методах их использования поговорим в последующих статьях. Если хватит творческого запала и не одолеет непроходимая лень, чисто для академического интереса, попробую описать все свои пляски с бубном более подробно и с картинками.

И все же, как соотносится название статьи и частотное разложение? Самым непосредственным образом. Дело в том, что, когда Андрей Журавлев заканчивал свой цикл статей по повышению резкости, он остановился только на High Pass (цветовой контраст) плюс Overlay (перекрытие) и не пошел дальше. Почему, я могу только предполагать. Само собой не потому, что не хватало знаний. Это точно не про него. Осмелюсь предположить, что виной тому стало его новое увлечение. Частотное разложение. И он с головой ушел в него не завершив начатое с резкостью. Больше того, где-то в публикациях у него мелькало, что он больше и не хочет возвращаться к вопросам резкости.

Чтобы была более понятна суть полемики, приведу цитаты из его статьи посвященной плюсам и минусам метода High Pass (цветовой контраст) плюс Overlay (перекрытие), где он описывает свою переписку с Дэном Маргулисом. Желающие могут ознакомиться с оригиналом:
Искусственное повышение резкости. Минусы и плюсы метода «High Pass - Overlay»

Минус первый: отсутствие Threshold (порога срабатывания). Как я уже писал выше, Threshold не решает всех проблем, связанных с усилением шумов при нерезком маскировании, и если основным критерием работы является качество, нерезкое маскирование все равно требует серьезной ручной доработки. Однако если во главе угла стоит скорость обработки, регулятор Threshold оказывается серьезным подспорьем. Вот мнение Дэна Маргулиса на эту тему, высказанное им в книге «Photoshop LAB Color» (врезка на стр. 135 русского издания):

«Некоторые пользователи, пытаясь получить альтернативный эффект, дублируют слой, задают режим наложения Overlay и применяют фильтр High Pass из меню Filter \ Other. Этот способ не только более громоздкий, но и менее гибкий, поскольку в нем отсутствует параметр Threshold, что затрудняет подбор оптимального значения Radius».

С такой оценкой я категорически не согласен. Ниже будет показано, что метод «High Pass» является гораздо более гибким, чем Unsharp Mask, и открывает такие возможности обработки, которые даже не снились последнему. Да, он более громоздкий и долгий, чем простой вызов фильтра Unsharp Mask, но качество конечного результата того стоит.

Рассматривать «громоздкость» данного метода в качестве минуса несерьезно: при незатейливом скоростном применении время, затрачиваемое на него, равно (или как минимум сравнимо) времени работы с Unsharp Mask, а при серьезной вдумчивой обработке результат настолько превосходит «конкурента», что сравнение становится просто некорректным.
........................................ ............................

После прочтения этихстрок у меня сразу же возник закономерный вопрос. Как оказалось, как будет видно ниже, не у меня одного. А кто мешает проделать абсолютно все то же самое с использованием Unsharp Mask (контурная резкость)? Применим к копии изображение нерезкое маскирование и из него вычтем оригинал. Получим абсолютно то же самое, что и в случае использования High Pass (цветовой контраст), только включая еще и работу Threshold. Причем, это не обязательно должен быть Unsharp Mask. Можно использовать и более продвинутые фильтры. Для меня не совсем понятно, почему Андрей так зациклился именно на High Pass.

Замечание от Дэна Маргулиса.

«Сравнение High Pass и традиционного USM сделано сильно, но не произвело на меня впечатления, потому что аргументы выглядят примерно так:

a) имеются красная и зеленая машины, обе без бензина;

b) поскольку бензина нет, мы должны толкать их чтобы заставить двигаться;

c) красная машина меньше, поэтому ее легче толкать;

d) однако, если заправить зеленую машину, можно было бы поехать на ней и анализ ситуации показал бы, что управляя зеленой машиной, можно добраться до многих мест, куда невозможно было бы попасть толкая красную;

e) таким образом, зеленая машина лучше чем красная, Ч.Т.Д.

Мой коментарий в книге, косающийся сравнения High Pass и USM, сделан в контексте традиционного рабочего потока, когда повышение резкости делается быстро. Если, скажем, мы согласимся с тем, что повышение резкости должно быть сделано максимум за 20 секунд без применения каких-либо скриптов или экшенов, тогда, я полагаю, мы согласимся и с тем, что High Pass не выдерживает соревнования. В этом случае можно:

a) сдублировать слой;

b) применить к нему USM с Amount 500%, Radius и Threshold по вкусу;

c) наложить поверх всего копию исходного слоя в режиме Darken с непрозрачностью 50%;

d) добавить настройки Blend If если необходимо управлять ореолами в тенях;

e) настроить непрозрачность слоя по вкусу

Можно получить аналогичный результат используя High Pass или, что то же самое, Gaussian Blur. Однако, каждый из этих путей потребует дополнительных шагов и в обоих случаях будет тяжело оценить, какими должны быть начальные настройки. Таким образом, при ограничении времени, нет смысла использовать High Pass.

Если есть больше времени, вы предлагаете ряд интересных вещей, которые можно реализовать используя результат действия фильтра High Pass. Все зависит от того, имеем ли мы карту ореолов.

Используя USM (или Gaussian Blur), можно легко создать такую же карту ореолов, просто вычтя оригинал из отшарпленной версии. С этой картой можно добиться всего того, что вы предложили сделать при помощи High Pass.

Примеры таких карт можно найти в обоих экшенах, ссылки на скачивание которых я давал на семинаре. Эти экшены понадобились, чтобы реализовать два заключения, которые я сделал после публикации последней книги.

1) Я пришел к выводу, что насыщеный цвет — это аргумент против повышения резкости, а нейтральный — аргумент за. Поэтому мне понадобилось каким-то образом автоматизировать создание маски цетовой насыщенности.

2) Сегодня мы часто встречаемся с необходимостью вычищать грязь, которая возникает в результате избыточного шарпа в камере или в Raw-конвертере, когда мы не имеем исходной (не шарпленной) версии изображения. Это требует метода, который позволяет подчеркивать более слабые ореолы не затрагивая более сильные, этакой «обратной отсечки» ("Reverse Threshold").

Экшены делают это, как и многое другое, например, создание темных и светлых ореолов с различными радиусами. Однако они построены не на прямом применении USM, а на создании карт ореолов, подобных той, которую делает High Pass. RGB-экшен создает два слоя с ореолами на средне-сером фоне, наложенные в режиме Linear Light (так же, как делает High Pass). Ореолы создаются при помощи Gaussian Blur.

Lab-экшен, представляющийся более практичным, использует USM для создания темных ореолов на белом фоне и светлых на черном. Они накладываются на изображение в режимах Multiply и Screen.

По этой причине ваши выводы кажутся мне не очевидными, а возможность создания карты ореолов при помощи USM — невыявленной. Однако, это не должно умалять общую ценность статьи, которая весьма значительна.»

При моем искреннем уважении к Дэну, у него есть одна скверная привычка: в споре он ставит такие граничные условия, которые априори делают его позицию беспроигрышной. А кто сказал, что у меня «нет бензина»? Почему мы должны отводить на повышение резкости всего 20 секунд и обходиться при этом без экшенов?

Как оказалось, я подумал точно о том же, о чем говорит Ден Маргулис. Андрей Журавлев абсолютно прав в том, что касается использования экшенов. Поэтому, мне тем более непонятно его упрямство в отстаивании преимуществ метода High Pass (цветовой контраст) плюс Overlay (перекрытие). Как я писал выше, думаю, тут дело в том, что он просто переключился на другую заинтересовавшую его тему и не пошел дальше. В целом, в этом споре, я в бОльшей степени на стороне Андрея Журавлева. Я полностью согласен с его идеями по практическому применению High Pass. Но... сам инструмент то куцый. Куцый и кастрированный. В этом пункте я полностью на стороне Дэна Маргулиса. Абсолютно все, о чем говорит Андрей полностью применимо и к другим инструментам. Так зачем пользоваться самокатом, если можно ехать даже не на велосипеде, а на машине?

Таким образом получается, что все хвалебные оды, которые пелись методу High Pass (цветовой контраст) плюс Overlay (перекрытие) в предыдущей статье справедливы, но... за исключением самого инструмента. Сам я не придумал ничего нового. Для меня идейным вдохновителем явился экшен Стефана Марша. После него я стал выносить на высокочастотные слои действия абсолютно всех фильтров повышающих резкость. Включая и деконволюционные. Так как это действительно очень удобно и дает огромную гибкость. Поэтому, в свете всего выше сказанного, считаю использование именно инструмента High Pass (цветовой контраст) для повышение резкости не только совершенно бессмысленным, но и сильно ограничивающим возможности. Все, что можно делать с "картой ореолов" (термин прижившийся с легкой руки Андрея Журавлева) полностью применимо к любому фильтру повышающему резкость, которые имеют существенно больше возможностей по сравнению с примитивным High Pass (цветовой контраст). Огромной заслугой High Pass является не то, что он делает, ибо это можно сделать и другими методами и, зачастую, лучше, а в том, что этот инструмент дает идейный толчок для дальнейших исследований людям пытливым и любознательным. Лично мне, к сожалению, этого "толчка" не хватило. Потребовался дополнительный "толчок" в лице экшена Стефана Марша, чтобы дальше уже с головой уйти во всю эту "кухню".

Так что, при всем моем огромном уважении к Андрею Журавлеву, я в корне не согласен с его финальным подходом к повышению резкости, основанным на методе High Pass (цветовой контраст) плюс Overlay (перекрытие).

В каждом ремесле встречаются истинные мастера. Они искренне любят свою работу и делают её лучше с каждым новым днём. Есть такие и среди профессиональных ретушёров, чьи незаурядные умения становятся эталонными. О трёх таких людях, которые взрастили не одно поколение профессионалов Photoshop, далее и пойдёт речь. Всеобщее признание, невероятный послужной список и многомиллионные тиражи служат ярким свидетельством высочайшего уровня их навыков.

Поэтому в нашей подборке стоит ориентироваться не столько на сами книги, сколько на их авторов.

Небольшое отступление: некоторые из книг были изданы уже довольно давно - не обращайте на это внимания. В них заложены руководящие принципы и основные методики обработки изображений, которые не меняются с момента появления Photoshop. Да, интерфейс программы может изменяться до неузнаваемости, количество новых эффектов может исчисляться десятками, выделение сложных объектов может становиться неприлично простым, но слои, кривые и маски останутся на своих местах навсегда.

Скотт Келби (Scott Kelby)

Скотт Келби

Президент Национальной ассоциации профессионалов Photoshop, главный редактор и издатель журнала Photoshop User, технический директор Photoshop World Conference & Expo, автор множества бестселлеров.

Поверьте, высоких должностей и наград у Скотта куда больше, чем перечислено в описании. Уже в 1993 году он начал издавать видеопособия, а также проводить свои первые обучающие сессии по Photoshop. Скотт Келби - один из самых успешных авторов, пишущих на тему съёмки и обработки цифровой фотографии. Его руководства написаны предельно логичным, приземлённым, понятным, разбавленным весёлыми нотками языком. Рекомендую и вам знакомиться с Photoshop именно по его книгам, десятки которых переведены в том числе и на русский язык.

Классические эффекты Photoshop

Книга появилась на свет аж в 2006 году, но не потеряла своей актуальности и по сей день. В ней по косточкам разобраны наиболее востребованные нетленные приёмы по созданию рекламы: продающих снимков, постеров к фильмам, плакатов - всего того, что мы видим вокруг себя тысячи раз в день. У книги есть два огромных плюса. Во-первых, она не затрагивает сложные темы, все действия выполняются базовыми командами редактора, что делает её универсальной абсолютно для всех версий Photoshop. Во-вторых, она помогает добиться быстрых видимых результатов, которые так важны для начинающих «фотошоперов». Очень рекомендую для старта с нуля, чтобы освоить минимально необходимую базу.

Ретушь портретов с помощью Photoshop для фотографов

В книге рассказывается о наиболее простых, но при этом эффективных приёмах по улучшению портретных фотографий. Крайне популярная тема раскрывается максимально доступным образом, чтобы вы могли взяться за книгу без каких-либо серьёзных умений.

Кэтрин Айсманн (Katrin Eismann)


Кэтрин Айсманн

Глава образовательной программы Masters in Professional Studies Program in Digital Photography, активный докладчик и педагог.

Кэтрин Айсманн по праву занимает своё почётное место в неофициальном «Зале славы Photoshop» (Photoshop Hall of Fame). За свою многолетнюю практику Кэтрин сотрудничала со множеством известных компаний мира и завоевала всеобщее признание своей преподавательской деятельностью. Её работы становятся обложками профильных изданий, а применяемые техники и приёмы - ориентиром для многих тысяч состоявшихся ретушёров.

Маски и композиция в Photoshop

Книга рассчитана на пользователей со средними навыками, которым пора браться за более-менее серьёзные вещи, например, за выделение полупрозрачных объектов и создание сложных переходов на основе масок. Книга полезна для углубленного погружения в инструментарий Photoshop.

Дэн Маргулис (Dan Margulis)


Дэн Маргулис

Эксперт по цветокоррекции и допечатной подготовке изображений.

Гуру теории цвета и непревзойдённый практик. Знания Дэна Маргулиса поистине безграничны. И он охотно делится ими на обучающих семинарах, а также на страницах своих книг. К слову, печатается он очень редко, однако выход очередного труда Дэна означает лишь одно - книгу нужно брать, не заглядывая в оглавление. Автор пишет на очень сложные темы, но делает это настолько доступно, насколько это вообще возможно. Его книги нужно перечитывать по нескольку раз, чтобы постоянно открывать для себя что-то новое. В общем, высший пилотаж, достичь которого суждено лишь единицам.

Photoshop для профессионалов. Классическое руководство по цветокоррекции

Библия профессионалов допечатной подготовки и полиграфической промышленности. Этим всё сказано. Книга пережила пять переизданий, последнее из которых вышло в 2007 году. Дата не должна вас смутить, ведь содержание книги носит скорее теоретический характер. Дэн раскрывает тонкости цветокоррекции по числам, даёт множество рекомендаций по ретуши изображений в трёх основных цветовых пространствах и отвечает на наиболее важные вопросы своих читателей. Всё это сложно, но это и есть высший уровень.

Photoshop LAB Color. Загадка каньона и другие приключения в самом мощном цветовом пространстве

Поистине уникальный справочник о самом недооценённом и малоизученном цветовом пространстве LAB. А между прочим, именно оно предоставляет бескрайние возможности по улучшению даже самых безнадёжных снимков. Работа в LAB имеет ряд преимуществ перед RGB или CMYK, о которых автор и рассказывает всем нам. По ходу чтения вашим мозгам придётся изрядно напрячься, ведь в книге мелькает множество непонятных терминов, например, «мнимые цвета».

Современная технология цветокоррекции в Photoshop. PPW и другие идеи для быстрого улучшения изображений

Последняя на сегодня работа Маргулиса о «революционном рабочем потоке», с помощью которого можно получить высококачественное изображение всего за пару минут относительно простой работы. По сути Дэн предлагает набор операций (Actions), упакованных в специальную панель Photoshop. Но пользоваться ими не имея должной подготовки вряд ли получится: некоторые из операций состоят из десятков действий и требуют соответствующих корректив. Это не волшебная палочка, и, как всегда у Маргулиса, нужна соответствующая теоретическая база.

А какие качественные книги о Photoshop можете посоветовать вы?

Программу Photoshop CC «изъяли из продажи». Теперь ее можно только арендовать и выплачивать ежемесячный взнос за пользование. Такое решение не всем пришлось по душе, и лично я знаю больше бывших пользователей Photoshop, которые отвергают такой подход, нежели тех, кто ее приемлет. Но, поскольку я регулярно скачивал обновления, новый режим для меня финансово более экономичен. Однако я могу понять тех, кто обновлял программу 3-4 раза. Теперь им придется отдавать намного больше денег, чем раньше. И эти люди охотно согласились бы найти замену для Photoshop CC. Мы рассмотрели 10 лучших претендентов на эту роль.

Разработчик: Adobe Systems Software
Сайт: adobe.com
Стоимость: 77,00 евро
Windows / Mac OS: Нет / Да

Если нет желания менять Adobe на другого производителя и пользоваться облачной моделью, то выбор в первую очередь падет на Photoshop Elements – более скромную версию своего «старшего брата». Большинство возможностей Photoshop перекочевала к Elements. Но матерые «фотошоперы» могут не принять ее из-за совершенно иного пользовательского интерфейса, созданного для людей, слабо разбирающихся в пиксельном редактировании.


02.

Разработчик: Pixelmator Team
Сайт: pixelmator.com
Стоимость: 14,99 евро
Windows / Mac OS: Нет / Да

Pixelmator – одна из самых прекрасных альтернатив Photoshop. Симпатичный пользовательский интерфейс разработан с любовью к мелочам, а набор функций очень внушителен. Главный недостаток программы в том, что у нее есть ограничения для Mac OS. Однако даже если вы пользуетесь именно этой ОС, Pixelmator все равно вас удивит всеми важными функциями Photoshop: слоями, фильтрами, масками, кистями, эффектами и прочим.

Pixelmator позволит вам не беспокоиться и пользоваться поддержкой разных форматов: наряду с JPG, GIF и TIF, также можно открывать оригинальные проекты формата PSD.


03.

Разработчик: Gimp.org
Сайт: gimp.org
Стоимость: Freeware (GNU Project)

Если вы спросите весь мир, какой программой можно заменить Photoshop, то люди, практически не задумываясь, выкрикнут: «GIMP». Это верно, что Gimp все больше и больше приближается к Photoshop в функциональном плане. В ней есть панель инструментов, можно с легкостью настраивать цвет и контраст и пользоваться помощниками для ретуширования. Еще имеются каналы и слои. Среди поддерживаемых форматов числятся Tiff, JPG, Gif, PNG, PSD и BMP.

Последняя версия напоминает Photoshop еще больше. Программное расширение в виде GIMP’шопа даже оказалось излишним. Но чего Gimp с самого начала не поддерживал, так это CMYK. Если вы работаете над проектами для дальнейшей печати, вам либо придется установить дополнение для этой операции, либо остаться внутри золотой клетки Adobe.


04.

Разработчик: Corel
Сайт: corel.com
Стоимость: 89,99 евро
Windows / Mac OS: Да / Нет

Как и Photoshop Elements, PaintShop Pro X6 предназначен для любителей или (максимум) полупрофессиональных пользователей. В нем имеются автоматические режимы коррекции, в основном делающие акцент на красивое ретуширование. Функция FaceFilter автоматически сделает ваши портреты более красивыми. Несколько автоматических эффектов и специальная кисть ускорят рабочий процесс.

Есть даже HDR, шрифты, плагины сторонних производителей и моментальные эффекты. Чтобы быстро повысить уровень пользования, имеется множество обучающих видео. Так называемая функция Retro-Lab позволяет создавать ужасно популярные сегодня эффекты как в Instagram, Hipstamatic и прочих подобных программах.


05.

Разработчик: Apple
Сайт: apple.com
Стоимость: 69,99 евро
Windows / Mac OS: Нет / Да

Не удивительно, что данная программа доступна только на Mac, коль ее разработчиком является Apple. Первое и главное, Aperture является инструментом для администрирования крупных коллекций фотографий. Есть функция распознавания лиц для упорядочивания фотографий по людям, GPS-тэггинг для упорядочивания по месту и прочее.

После того как вы закончили сортировать, оценивать, задавать тэги и делали отметки, взгляните на инструменты улучшения качества. Есть эффекты как раз для таких целей: 15 кистей быстро и без вреда для качества улучшат ваш материал пиксель за пикселем.


06.

Разработчик: DxO Labs
Сайт: dxo.com
Стоимость: 149,00 евро
Windows / Mac OS: Да / Да

Если вам необходимо улучшить качество фотографии, DxO Optics Pro может стать интересным вариантом. Рабочий процесс происходит в туннельном режиме. Сначала вы выставляете освещение и контрасты, затем четкость изображения. Четкость картинки настраивается от центра к краям, чтобы избежать нежелательных искажений в областях вне фокуса.

Затем следуют серьезные цветовые настройки, сокращение шумов, после чего в силу вступает специальная функция Anti-dust. Anti-dust цифровым способом сотрет пыль с линз и матрицы. Отсутствуют функции геометрической коррекции и RAW-конвертера.


07.

Разработчик: Serif
Сайт: serif.com
Стоимость: 89,99 евро
Windows / Mac OS: Да / Нет

PhotoPlus X6 предлагает так называемый «умный отбор» для быстрого выбора элементов изображения. Благодаря этому можно точнее применить какой-либо креативный эффект, например, выборочную коррекцию цвета или графика маслом. Корректор царапин должен срабатывать автоматически. Все функции работают без вреда для изображения. Даже при обрезке фотографий действия легко можно вернуть назад. PhotoPlus X6 также обращает внимание и на вопросы управления и поможет систематизировать фотографии или сделать презентацию посредством интегрированного органайзера.


08.

Разработчик: ACD Systems International Inc.
Сайт: acdsee.com
Стоимость: 57,99 евро (Windows), 37,99 евро (Mac OS)

В прошлом программа для просмотра изображений и управления, ACDSee выросла за последние годы и существенно прибавила в функциональности. Сегодня в ней можно делать намного больше, чем просто упорядочивать, просматривать изображения и отмечать их тэгами. В качестве примера можно отметить неразрушающую кисть для редактирования, при помощи которой можно очень точно корректировать освещение, цветовую насыщенность и четкостью.

Кистью можно также эффективно корректировать перспективу, резкость, удалять шумы и эффект красных глаз. Доджинг и бернинг реализованы в виде отдельного диалога, многоканальный процессор экономит время, а водяные знаки можно интегрировать одним нажатием мыши.


09.

Разработчик: Pixlr
Сайт: pixlr.com
Стоимость: бесплатный онлайн-софт
Windows / Mac OS / Linux: Да / Да / Да

Pixlr немного не вписывается в эту подборку: это онлайн-редактор фотографий, который можно запустить только через браузер. Есть три его разновидности, из которых Pixlr Editor можно назвать наиболее способным оппонентом Photoshop. Работа в Pixlr осуществляется пошагово. Можно корректировать цвета, контраст, добавлять эффекты и использовать pixlr-o-matic для редактирования одним кликом наподобие Snapseed, Instagram и прочих популярных фото-приложений. Pixlr Editor работает со слоями и сохраняет их в своем специальном формате, поэтому их можно отложить и внести изменения позже.


10.

Разработчик: Flying Meat Inc.
Сайт: flyingmeat.com
Стоимость: 49,99 евро
Windows / Mac OS: Нет / Да

В Acorn 4 имеются типичные функции Photoshop: слои, неразрушающие фильтры, градиентные кривые, коррекция оттенков, векторная графика и большая панель инструментов. Расположение кистей сильно напоминает флагмана Adobe. Можно самостоятельно определять пакеты данных и скрипты для автоматизации рабочего процесса. Возможность открытия PSD-файлов напрямую избавит вас от сомнений относительно данной программы.

Dan Margulis is internationally regarded as the most distinguished voice in the color correction and enhancement field. He is a best-selling author of books on color correction. Many of today’s leading authorities in the field have studied with him in his multiple-day small-group classes, Applied Color Theory, which have been offered in a dozen different countries and four different languages.

The first Makeready column, August 1993.

His professional career until 1995 was spent in prepress, first conventional and then digital when, in the 1980s, it became possible to manipulate color electronically. He was running a prepress facility in Manhattan in 1992, when on a plant visit, Frank Romano, editor of Electronic Publishing magazine, saw a piece of documentation that Margulis had written for employees, on how to trap page files properly. Romano asked permission to reprint it in the magazine.

Tom McMillan, editor of Computer Artist magazine, saw the article and proposed that Margulis write a column on desktop production for every issue, and suggested the title Makeready. As was revealed in a Makeready column reporting McMillan’s untimely death , the idea almost never got off the ground. But get off the ground it did, and it became the most influential column in graphic arts history, running worldwide, including in two magazines simultaneously in the United States, between 1993 and 2006. We have a summary of the 77 columns, and links to , here.

Ninety percent of color correction could be handled by monkeys…The rules for this ninety percent of color are so simple that they can be state in one sentence: Use the full range of available tones every time, and don’t give the viewers anything that they will know better than to believe.
-Professional Photoshop, 1994

In 1994, Photoshop was just introducing layers, and had just begun to require that users have more than 8 megabytes of RAM. Dan celebrated the release of Photoshop 3 with his first book, Professional Photoshop. Coming at a time when almost no one had experience with serious professional use of desktop applications for imaging, the book was an immediate best-seller in spite of its high price for the time of $50.

Earlier that year, Dan opened his partnership with Ledet Training to offer a three-day, small-group color correction course, all hands-on, in Atlanta. The collaboration has continued over the years and the course, Applied Color Theory , has been offered hundreds of times. The audience has changed over the years as one industry after another has moved into this type of work.

Dan is a popular speaker in Russia. After a large Moscow session in 2003, fans gave him this traditional matryoshka nested doll.

By 1998 Photoshop was fully established as the planet’s prime color correction platform. Margulis and his publisher brought out a new edition of Professional Photoshop, with the color materials tripled in size and everything else deleted. The publication came at the same time as the release of Photoshop 5, which had many new color capabilities as well. In a fateful decision that Margulis later described as one of the worst blunders of his career, the new book was titled Professional Photoshop 5. Shortly after its publication, he and Ledet Training established an appliedcolortheory discussion list that continues to this day.

A title like that requires a new edition with each new Photoshop release. This is not so bad for typical titles, which don’t change much over time. But in each installment of the Professional Photoshop series, Margulis has rewritten well over half of the content to accommodate new techniques. Professional Photoshop 6 came out in 2000, at the same time that Adobe announced that henceforward new versions of Photoshop would be released on a speedier schedule, every eighteen months.
Author-publisher relations broke down over this development. The author was not interested in continuing to write on that schedule; he agreed that the existing title required a new edition was needed as soon as Photoshop 6 was no longer current, but he demanded that the new edition be called Professional Photoshop Fourth Edition rather than Professional Photoshop 7. The publisher strongly opposed this and relations deteriorated thereafter, with the two sides parting bitterly after the publication.

Bert Monroy and Dan Margulis prep for their forthcoming Italian tour, 2010.

Meanwhile, in 2001, Margulis received a signal honor. The National Association of Photoshop Professionals announced the formation of a Photoshop Hall of Fame . The three charter members chosen were Photoshop architect Thomas Knoll, digital artist Diane Fenster, and Dan Margulis, representing educators. Meanwhile, Margulis had begun to teach Applied Color Theory in other countries.

In 2004, with new publisher Peachpit Press, Margulis revolutionized workflows with his Photoshop LAB Color: The Canyon Conundrum and Other Adventures in the Most Powerful Colorspace. Previously, LAB had been the exclusive property of top retouchers; the new book made it accessible to everyone.

Here’s Bert’s illustration of Dan Margulis and Cathy Panagoulias, as appearing in his mammoth Times Square digital painting

Professional Photoshop Fifth Edition, which Margulis identified in the Introduction as being the final installment in the series, appeared in 2005. Shortly thereafter, he announced that the Makeready column, which was then appearing in two U.S. magazines and in half a dozen other countries in translation, would also be wound down.

At about this time, Margulis began to consider a radical new workflow based on complete separation of color and contrast; traditional practice is to manage them together. He unveiled it in April 2007, at a presentation to MIT graduate students and faculty. The reaction was positive enough that a few days later, he cancelled a scheduled session at the Photoshop World conference and substituted a discussion of what he called, for the first time, a “Picture Postcard Workflow” that stressed speed.

An Italian class in 2012 gave this sketch to Dan. The red stain on the floor refers to the sessions where Dan compares the results that each student has gotten on a certain image; this session is known in English as the evaluation. Italian students usually call it il bagno di sangue, or “the bloodbath.”

The basic principles of the workflow stayed the same over the years but many changes and refinements were introduced. In 2009, Margulis recorded more than six hours of videos, describing the workflow for Kelby Training, where they are still available. At about the same time, the Applied Color Theory course was revamped to emphasize the new workflow. And, in a development that would prove to be of significance, one of the first places he taught it was Italy, where the students included several of his current collaborators.

The PPW is amenable to automation, as many of its steps repeat from image to image. Margulis used a set of Photoshop actions in his classes his appliedcolortheory list in 2009, updating them when needed. The following year, he began to assemble the actions into a simple panel for easy access, using Adobe’s Configurator module. A team of his Italian friends decided to invest substantial time in adding scripting features to it to allow more user options, and introduced many other improvements. Version 3 of this PPW panel was released simultaneously with the publication of Modern Photoshop Color Workflow. It has been updated several times since then, but it’s still free; you can download it . And in 2015 came the second edition of Photoshop LAB Color, with around three-quarters new content.

Dan Margulis lives in New Jersey with his wife Cathy Panagoulias, whom italians call la principessa. They spend most of their time traveling, although Dan still teaches the occasional Applied Color Theory course.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!