Почему в XVII веке Малороссия так и не стала суверенным государством. XVII век в истории России

Взгляд со стороны всегда субъективный, но способный подметить то, что мы привыкли обходить вниманием. Тем более интересен взгляд человека другой культуры и другого века. Взгляд на Россию Адама Олеария, секретаря Голштинского посольства, XVII век.

Русский – крепок, бородат, пузат, необуздан, высокомерен, лукав. Неотесанный невежда в рубахе, кафтане и шапке, чуждый высоким наукам и искусствам. Не привычный к перинам, нежным кушаньям и лакомствам, а, наоборот, довольствующийся циновкой, соломой, постеленной на печи или на лавке, употребляющий грубую пищу, обильно приправленную луком и чесноком, что непривычно и странно иностранному гостю…

Дива дивные, чуда чудные

Многое пришлось повидать немецкому ученому Адаму Олеарию в России, будучи секретарем голштинского посольства. Многому довелось дивиться и изумляться. Многое было впоследствии рассказано и проиллюстрировано им в книге «Описание путешествия в Московию», опубликованной впервые в 1647 году.

Обширные русские леса, чрезвычайно плодородная почва, несмотря на лютые морозы, когда отмерзают носы, уши, руки, ноги, громадное изобилие хлеба и пастбищ, не снившееся немцу, не могли не восхитить наблюдательного Олеария. Также как и церемониал встречи послов перед московскими вратами, богатые одеяния царя и его свиты во время аудиенций, обильные угощения с царского стола, торжественные церковные процессии на кремлевской площади, пышное празднование Нового Года, празднество в честь Входа Господня в Иерусалим, на которых Адаму Олеарию довелось побывать, безусловно, впечатлили участников посольства.

Но при этом постоянные и привычные для Москвы пожары и разбой, пьяные мужчины и женщины, валяющиеся повсеместно, будь то Новгород, Москва, Казань, Владимир, Архангельск, посреди улиц в грязи, или голые, в чем мать родила возвращающиеся домой из шинка, где пропили последнюю рубаху, крестьяне, разбегающиеся при виде приближающегося к деревне посольства, или растравливающие пчел, чтобы выжить иноземцев – все это приводило в недоумение, порождало хулу и порицание человека пришлого, не способного соизмерить грани души русской. Души противоречивой: откровенной и хитрой, покорной и дикой, глумливой и набожной, в грязи валяющейся и любящей в баньке попариться…

Откровенная и хитрая

Смышленость и лукавство – одни из отличительных черт русского характера, по мнению Адама Олеария. Хитрость у московитов - так Олеарий нередко называет русских – нередко используемая при сделках купли и продажи, способствует выгоде, хорошей прибыли. Не брезгуя обманом для личного обогащения, русский при этом весьма мнителен и недоверчив, и его не так легко обвести вокруг пальца. Но если кому и удастся объегорить московита, тот будет весьма почитаем и уважаем обманутым за проявленную смекалку и ум.

Олеарию довелось быть свидетелем того, как московские купцы упрашивали некоего голландца, обманувшего их в торговле на значительную сумму денег, вступить с ними в сотрудничество, полагая, что человек, обладающий такими мастерскими приемами обмана, будет преуспевать в торговом деле. Но вот что любопытно! Не стесняясь обманывать и не считая при этом обман и хитрость делом совести, но, наоборот, умным и похвальным поступком, русские почитают за грех не отдать лишек человеку, который при платеже заплатил лишнее по ошибке. Взять деньги, отданные по неволе, считалось бы кражей, а вот на хитрость участник сделки ведется осознанно и добровольно, следовательно, нечего и говорить о бесчестном поведении русского дельца!

Покорная и дикая

Русский народ не брезгует постыдными и гнусными словами, насмешками. Брань и ругань, иногда переходящие в кулачные бои, столь привычные для русского, ставшие «второй натурой» - обыденные атрибуты жизни в России.

Русский человек – груб и жестокосерден, заверяет автор «Описания путешествия в Московию». Поэтому-то, как считает Олеарий, русских надлежит держать «под жестоким и суровым ярмом и принуждением и постоянно понуждать к работе, прибегая к побоям и бичам».

Русские созданы для рабства, что и демонстрируют они, земно кланяясь знатным особам, нагибая низко голову, порою вплоть до самой земли и бросаясь к ногам их, выказывая благодарность за побои и наказания. Любой вельможа, дворянин, боярин, имеющий в подчинении крепостных крестьян, сам является рабом, царским «холопом», который всякий раз проявляет перед царем свое ничтожество, подписываясь в письмах и челобитных уменьшительным именем: «Петрушка, твой холоп».

Но! Сколь терпелив и вынослив русский человек, особенно простолюдин, обремененный тяжким ярмом крепостного права, сколь покорен крестьянин своему властителю, столь же неистов и жесток, необуздан русский, доведенный до крайности, обессиленный, притесненный. Не мало тому доказательств в истории: мятежи и бунты, захлестывающие, словно бурные потоки, все и вся на своем пути.

Глумливая и набожная

Первое, что делает русский человек, когда входит в избу, смотрит в святой угол, осеняет себя крестным знамением, низко кланяется иконам – величает Бога, а уж потом хозяев. Богобоязненный и набожный русский слушает обедню стоя, смиренно, кланяясь ликам Божиим, нашептывая «Господи, помилуй».

У русских постных дней в году больше, чем непостных. Но в преддверии строгого поста бесстрашно и отчаянно пускается народ во все тяжкие: обжорство, пьянство, разгул.

Избегая инакомыслия, ереси, священники в православной церкви не смеют читать проповедей, толкующих евангелие, а читают только сами библейские тексты. Но при этом ходили по рукам книги, в которых были собраны описания и толкования евангельских историй, с различными прибавками, баснями и «опасными», по мнению негодующего Адама Олеария, вымыслами.

Кто о чем, а вшивый о бане

Поваляться в грязи в беспамятстве под дверями шинка или кабака – это одна сторона медали. А вот и другая: любит русский человек в баньке попариться, ох, любит! Да чтобы банька пожарчее, да веничком березовым похлестать как следует, а когда невмоготу – в сугроб снега или реку кинуться, снегом будто мылом обтереться хорошенько и снова в баню, бревенчатую, горячую, невыносимую для немецких костей, немыслимую для секретаря голштинского посольства, ученого ума, брезгливого ума, Адама Олеария, предпочитавшего с рубахой срастись и мыться раз в год!

К моменту окончания Смоленской войны (1632-1634) ситуация в русских воеводствах Речи Посполитой стала резко обостряться, поскольку именно тогда польская и местная малороссийская католическая шляхта и магнаты резко ужесточили и без того тяжелый социальный, национальный и религиозный гнет местного русского населения, где особую прослойку традиционно составляли казаки.

Все они делились на городовых или полковых, и низовских или запорожских. Первые жили оседло в среднем течении Днепра и официально входили в число «реестровых» казаков, которые находились на службе у польской короны. Городовыми казаками, которые за несение пограничной службы получали жалование из королевской казны, управляли выборные, но утверждаемые Варшавой гетман, полковники, старшины и есаулы. Низовские казаки жили на островах за днепровскими порогами на территории Запорожской Сечи, которая возникла на границах с Крымским ханством еще середине XYI в.

Формально запорожские казаки также считались подвластными польской короне, хотя фактически были независимы от Варшавы и все вопросы, в том числе выборы кошевого атамана и войскового писаря, решения об организации военных походов и разбойных набегов на сопредельные государства, решались на Общевойсковой Раде. Кошевому атаману, который обладал неограниченными полномочиями во время военных походов, подчинялись выборные куренные атаманы и полковники.

В конце XYI в. польская корона, кровно заинтересованная в прекращении грабительских походов запорожцев, а так же в их услугах по охране южных рубежей от постоянных набегов крымских татар, стала заигрывать со старшинской верхушкой, которая была зачислена в разряд «реестровых» казаков. Однако подавляющая часть запорожцев - «выписные» казаки, число которых постоянно росло за счет беглых русских крепостных крестьян и холопов, по-прежнему не признавала власть Варшавы.

Поэтому, время от времени, на южных рубежах польской короны возникали мощные восстания под руководством запорожских гетманов К.Косинского (1591-1593), С.Наливайко (1594-1596), Я.Бородавки (1619-1621), Т.Трясилы (1630), И.Сулимы (1635), П.Павлюка (1638) и других. После подавления последнего восстания целое десятилетие здесь сохранялось зыбкое перемирие, которое польская шляхта окрестила «золотым покоем», однако это было затишье перед бурей.

Новый этап борьбы русского народа против социального, национального и религиозного гнета панской Польши связан с именем Богдана Михайловича Хмельницкого (1595-1657), который в годы последнего восстания запорожских казаков занимал должность войскового писаря. За причастность к этому восстанию он был отстранен от этой должности и назначен с понижением сотником в пограничный Чигирин. Именно здесь в 1646 г. у него возник острый конфликт с местным старостой паном А.Чаплинским, который вынудил Б.М.Хмельницкого вновь бежать в Запорожскую Сечь. В начале 1648 г. на Общевойсковой Раде он был избран кошевым гетманом Запорожского войска и призвал запорожских казаков и малороссийских селян начать национально-освободительную борьбу против панской Польши.

В апреле-сентябре 1648 г. запорожцы разгромили армии коронных гетманов Н.Потоцкого, М.Калиновского и И.Вишневецкого в битвах у Желтых Вод, Корсуни и Пилявец, а затем освободил практически всю территорию Подолии и Волыни. В это время в Варшаве скончался король Владислав IY (1633-1648) и королевский престол занял его младший брат, польский кардинал Ян II Казимир (1648-1668), который предложил Б.М.Хмельницкому заключить перемирие, который принял это предложение и отвел свою армию к Киеву.

В марте 1649 г. Б.М.Хмельницкий, искавший союзников в борьбе с польской короной, послал в Москву полковника С.А.Мужиловского с личным посланием к царю Алексею Михайловичу, в котором просил его оказать посильную помощь в борьбе с Польшей. Это послание было благосклонно принято в Москве и по приказу царя в Чигирин, где размещалась ставка и канцелярия гетмана, выехал русский посол, думный дьяк Г.И.Унковский, который подписал с Б.М.Хмельницким следующее соглашение: 1) Поскольку Москва вынуждена соблюдать условия Поляновского договора (1634), она пока не сможет начать новую войну с Польшей, но окажет посильную помощь запорожскому гетману финансами и оружием; 2) Москва не будет возражать, если по просьбе запорожцев донские казаки примут участие в боевых действиях против польской короны.

Вскоре Ян II Казимир возобновил боевые действия против Б.М.Хмельницкого, но в августе 1649 г. польская армия была разбита под Зборовым, и он вынужден был объявить «Милость Его Королевского Величества Войску Запорожскому на пункты, предложенные в их челобитной». Суть этих привилегии состояла в следующем: 1) Варшава официально признала Б.М.Хмельницкого гетманом Запорожского войска; 2) Варшава передавала ему в управление Киевское, Брацлавское и Черниговское воеводства; 3) На территории этих воеводств запрещалось расквартирование польских коронных войск, однако местная польская шляхта получило право возвращения в свои владения; 4) Численность реестровых казаков, находящихся на службе у польской короны, увеличивалась с 20 до 40 тысяч сабель.

Естественно Б.М.Хмельницкий попытался максимально использовать возникшее перемирие для поиска новых союзников в борьбе с польской короной. Заручившись поддержкой Москвы, где идея союза с запорожским гетманом была поддержана в феврале 1651 г. на Земском Соборе, и Бахчисарая, заключившего военный союз с запорожцами, Б.М.Хмельницкий возобновил боевые действия против Польши. Но в июне 1651 г. под Берестечком из-за подлого предательства крымского хана Ислам-Гирея запорожцы потерпели сокрушительное поражение и вынуждены были сесть за стол переговоров. В сентябре 1651 г. воюющие стороны подписали Белоцерковский договор, по условиям которого: 1) Запорожский гетман лишался права внешних сношений; 2) В его управлении оставалось только Киевское воеводство; 3) Численность реестровых казаков вновь сокращалась до 20 тысяч сабель.

Этот мир оказался еще менее долговечным и вскоре боевые действия были возобновлены. В мае 1652 г. Б.Хмельницкий разгромил армию гетмана М.Калиновского под Батогом, а в октябре 1653 г. разбил армию полковника С.Маховского в битве под Жванцем. В результате Ян II Казимир вынужден был подписать Жванецкий мирный договор, который в точности воспроизводил условия «Зборовской милости», дарованной польским королем в 1649 г.

Тем временем, в октябре 1653 г. в Москве состоялся новый Земский Собор, на котором по новому прошению гетманских послов И.Е.Выговского и Г.Г.Гуляницкого было принято решение о принятии Запорожского войска под руку русского царя и начале войны с Польшей. Для оформления этого решения в ставку Б.М.Хмельницкого было послано Великое Посольство в составе боярина В.В.Бутурлина, окольничих И.В.Алферова и А.М.Матвеева и думного дьяка Л.В.Лопухина. В январе 1654 г. в Переяславле состоялась Общевойсковая Рада, на которой были официально одобрены все статьи договора, определявшие условия воссоединения Малороссии с Россией, а сам гетман, полковники, старшины и представители 166 «черкасских» городов дали присягу быть «вечными подданными его царскому величеству всероссийскому и наследникам его».

В марте 1654 г. в Москве в присутствии царя Алексея Михайловича, членов Боярской Думы, Освященного Собора и гетманских послов - полковников С.З.Богдановича и П.И.Тетери был подписан исторический договор о воссоединении исконных русских земель с Россией. В соответствии с «мартовскими статьями»: 1) На всей территории Малороссии сохранялась прежняя административная, то есть военно-полковая система управления, «чтоб Войско Запорожское само меж себя Гетмана избирали и Его Царскому Величеству извещали, чтоб то Его Царскому Величеству не в кручину было, понеже тот давный обычай войсковой». 2) «В Войске Запорожском, что своими правами суживалися и вольности свои имели в добрах и в судах, чтоб ни воевода, ни боярин, ни стольник в суды войсковые не вступалися», 3) «Войско Запорожское в числе 60 000 чтоб всегда полно было» и т.д. Причем, что особо интересно в «мартовских статьях» особо оговаривался конкретный размер государева жалования и владений всей казацкой верхушки, в частности войскового писаря, войсковых судей, войсковых полковников, полковых есаулов и сотников.

Надо сказать, что в современной украинской историографии, да и в широком общественном сознании многих «украинцев» господствует устойчивый миф о существовании особой формы республиканского правления в «Гетманщине», которая зримо проявилась в образе вольной Казацкой державы. Однако даже ряд современных украинских историков (В.А.Смолий, Н.Н.Яковенко) справедливо говорят о том, что в так называемой Казацкой республике в гораздо большей степени присутствовали элементы авторитаризма и олигархического правления, особенно в период гетманства Б.М.Хмельницкого, И.Е.Выговского, Ю.Б.Хмельницкого и П.И.Тетери. Причем, практически все претенденты на гетманскую булаву, демонстрируя приверженность идеям подчинения своих полномочий «коллективной воле» Запорожского войска, на деле прилагали максимум усилий для расширения границ своего авторитаризма и даже передачи гетманской булавы по наследству. Более того, профессор Н.Н.Яковенко прямо утверждала, что именно при Б.М.Хмельницком в «Гетманщине» установился режим военной диктатуры, поскольку все руководящие посты здесь занимала исключительно войсковая старшина.

Так же не состоятельны постоянные ссылки украинских самостийников об особом национально-автономном статусе Левобережной Украины в составе Московского царства, поскольку реально это была не национальная или региональная, а военно-сословная автономия, проистекавшая из особого пограничного положения малороссийских и новороссийских земель, расположенных на границах с Крымским ханством и Речью Посполитой. Точно такая же военно-сословная автономия существовала и в землях Донского и Яицкого казачьих войск, которые, как и запорожские казаки, несли пограничную службу на южных рубежах Московского царства, а затем Российской империи.

Принимая Запорожское войско или «Гетманщину» под свою высокую руку царь Алексей Михайлович, безусловно, учитывал неизбежность войны с Польшей, поэтому это решение было принято только тогда, когда русская армия была в состоянии начать новую войну со своим давним и сильным противником. Новая русско-польская война (1654-1667) началась в мае 1654 г., когда 100-тысячная русская армия выступила в поход в трех главных направлениях Царь Алексей Михайлович во главе основных сил двинулся из Москвы на Смоленск, князь А.Н.Трубецкой со своими полками выступил из Брянска на соединение с войсками гетмана Б.М.Хмельницкого, а боярин В.Б.Шереметьев из Путивля вышел на соединение с запорожскими казаками. Чтобы предупредить возможное выступление турок и крымских татар, тогда же на Дон был послан боярин В.А.Троекуров с наказом донским казакам зорко стеречь крымские рубежи, а при необходимости выступить против неприятеля.

В ходе военной кампании 1654 г. русская армия и запорожские казаки, нанеся ряд крупных поражений польской армии, взяли Смоленск, Дорогобуж, Рославль, Полоцк, Гомель, Оршу, Шклов, Умань и другие города в Белоруссии и Малороссии. Военная кампания 1655 г. так же оказалась на редкость удачной для русской армии, которая нанесла ряд крупных поражений полякам и овладела Минском, Гродно, Вильно, Ковно и вышла к Бресту. Но к лету 1655 г. серьезно осложнилась ситуация на территории самой Малороссии, поскольку часть казацкой старшины, которая не признала решений Переяславской Рады, поддержала польскую шляхту и гетману С.Потоцкому удалось собрать и вооружить новую армию. Однако уже в середине июня 1655 г. полки Б.М.Хмельницкого, А.Н.Трубецкого и В.В.Бутурлина разгромили поляков под Львовом, а сам город взяли в кольцо. Тем временем новый крымский хан Магомет Гирей решил оказать помощь Варшаве и вторгся в пределы Польской Украины, но в районе Озерной он был разбит и поспешно ретировался вспять. После этих событий польский король Ян II Казимир в панике бежал в Силезию, а литовский гетман Я.Радзивилл переметнулся к шведскому королю Карлу X Густаву, который еще год назад начал Северную войну (1555-1660) с польской короной.

Сокрушительным военным поражением Польши решили воспользоваться в Стокгольме, и уже в конце 1655 г. шведская армия захватила Познань, Краков, Варшаву и другие города южного соседа. Эта ситуация в корне изменила ход дальнейших событий. Не желая укрепления позиций Швеции в стратегически важном балтийском регионе, под давлением главы Посольского Приказа А.Л.Ордина-Нащекина и патриарха Никона Алексей Михайлович объявил войну Стокгольму и в мае 1656 г. русская армия спешно двинулась в Прибалтику.

Начало новой шведской кампании оказалось очень успешной для русской армии, и буквально за один месяц она овладела Динабургом и Мариенбургом и начала осаду Риги. Однако, в начале октября, получив известие о том, что Карл Х готовит поход в Ливонию, осаду Риги пришлось снять и отойти к Полоцку.

В этой ситуации в октябре 1656 г. Москва и Варшава подписали Виленское перемирие и начали совместные боевые действия против шведской армии, которая к тому времени взяла под контроль значительную часть польской территории. Это обстоятельство очень напугало Б.М.Хмельницкого и в феврале 1657 г. он заключил военный союз со шведским королем Карлом X, послав на помощь своим новым союзникам 12 тысяч запорожских казаков. Поляки тут же известили об этом Москву, откуда к Б.М.Хмельницкому была направлена посольская миссия во главе с боярином Б.М.Хитрово, которая застала запорожского гетмана уже тяжело больным. Пытаясь оправдаться перед царским послом, он поведал тому, что в феврале 1657 г. в Чигирин приезжал королевский посланник полковник С.Беневский, предложивший ему перейти на сторону короля, поэтому «вследствие таких хитростей и неправд, пустили мы против ляхов часть Войска Запорожского». В силу этих, явно надуманных, причин сам Б.М.Хмельницкий отказался отзывать своих казаков с польского фронта, однако запорожцы, узнав, что их поход не был согласован с русским царем, вернулись обратно и заявили своей старшине: «как де вам было от ляхов тесно, в те поры вы приклонились к государю, а как де за государевою обороною увидели себе простор и многое владенье и обогатились, так де хотите самовласными панами быть».

Надо сказать, что подобная «политическая проституция» была всегда характерна для всей казацкой старшины, которая постоянно металась в поисках более выгодных союзников, партнеров и спонсоров. И эта отличительная черта всей «украинской» политической элиты станет ее родовым проклятьем на все времена, а предательство будет возведено в ранг высшего достоинства любого «украинского» политика.

Тогда же в феврале 1657 г. шведская армия перешла в наступление в Ливонии, а в Москве было принят боярский приговор «промышлять всякими мерами, чтобы привести шведов к миру». В этой ситуации русские войска перешли к обороне и сковали армию М.Делагарди под Юрьевым и Гдовом, где в сентябре 1657 г. князь И.А.Хованский разгромил шведских вояк и вернул себе стратегическую инициативу.

Тем временем по завещанию Б.М.Хмельницкого, умершего в августе 1657 г., гетманскую булаву передали его 16-тилетнему сыну Юрию. Однако ввиду его малолетства, казацкая старшина, созвав в Чигирине новую Общевойсковую Раду, вручила гетманские полномочия генеральному писарю Запорожского войска И.Е.Выговскому, который вскоре изменил Москве и в июне 1658 г. подписал с Варшавой Гадячский мирный договор. По этому договору Гетманщина под названием Великое княжество Русское входила в состав Речи Посполитой как равноправная часть этого государства, наделенная внутренней автономией. При этом польской шляхте и католической церкви возвращалось все имущество и прежние земли. Первоначально статьи этого договора, были восторженно встречены «украинской» старшиной. Однако при их утверждении в Польском Сейме, многие из этих статей были отклонены польскими магнатами и шляхтой, и Гадячский договор был ратифицирован в сильно урезанном виде. Тем не менее, новоиспеченный пан И.Е.Выговский, возложив на себя титул «Великого гетмана княжества Русского», переметнулся на сторону поляков и совместно с ними начал активные боевые действия против России. Кстати, новый титул запорожского гетмана одна из самых страшных тайн современной «украинской историографии», поскольку она полностью рушит всю их бредовую концепцию о существовании «самостийной» Украинской Казачьей державы и об отдельном «украинском народе», который ни какого отношения к клятым кацапам и москалям не имел.

В августе 1658 г. войска И.Е.Выговского, ударив по тылам русских войск, взяли Полтаву, Лубны и Глухов, что крайне осложнило ситуацию на «украинском фронте». Поэтому русская армия срочно прекратила боевые действия против шведов и в конце декабря 1658 г. князь И.С.Прозоровский заключил со шведскими послами трехлетнее перемирие в Велиесаре, по которому Стокгольму передали все завоеванные земли в Прибалтике, что позднее будет закреплено в Кардиссом мирном договоре, подписанном в июне 1661 г.

В начале 1659 г. крымско-шляхетская армия под командованием И.Е.Выговского и Магомет Гирея нанесла крупное поражение русским войскам под Конотопом, где погибла лучшая часть поместной конницы во главе с князем А.Н.Трубецким. Тем временем против запорожского гетмана выступила Правобережная Малороссия, которую вскоре поддержали и в Левобережье. В результате И.Е.Выговский в панике бежал в Варшаву, а новым гетманом Запорожского войска был избран Ю.Б.Хмельницкий - абсолютно бездарная и ничтожная личность, страдавшая хроническими запоями.

В современной исторической науке и украинской публицистике (Т.В.Яковлева, Н.И.Яковенко, О.А.Бузина) события на Польской Украине, которые развернулись после смерти Б.М.Хмельницкого и продолжались ровно тридцать лет (1657-1687) традиционно именуют очень емким и предельно точным термином «Руины». Причем, большинство этих авторов, в том числе сами украинские самостийники, справедливо характеризуют ее как Гражданскую войну, которая имела катастрофические последствия для всех малороссийских земель. Хотя, ряд современных кандидатов украинских наук категорический отрицают данную характеристику и утверждают, что это была либо Украинская национальная революция (В.Смолий, В.Степанков), либо борьба за утверждение независимой Казацкой Державы (Т.Чухлиб, Ю.Мицик). Однако эта оценка носит откровенно спекулятивный характер и совершенно не согласуется с хорошо известными фактами, которые признавали даже такие столпы украинского сепаратизма, как Н.М.Костомаров и М.С.Грушевский.

Активное участие в этой Гражданской войне, которая носила абсолютно беспринципный характер борьбы за власть, приняли участие разные старшинские группировки запорожского казачества и малороссийской шляхты, которые возглавляли то гетман И.Е.Выговский (1657-1658), то гетман И.Ф.Беспалый (1658-1659), то гетман Ю.Б.Хмельницкий (1660-1663), которые в нарушение всех соглашений с Москвой стали как политические проститутки метаться между Варшавой и Стамбулом, заключая с ними различные военные и политические союзы. В этой ситуации в 1662 г. в Москве был создан Малороссийский приказ, который возглавил боярин П.М.Салтыков, поскольку внутренняя ситуация в Польской Украине, фактически вышла из-под контроля очень слабой гетманской администрации. Уже к концу 1663 г. Малороссия де-факто разделилась на две части: гетманом Правобережной (Польской) Малороссии стал переяславский полковник П.И.Тетеря (1663-1665), которого сменил генеральный есаул П.Д.Дорошенко (1663-1676), а гетманом Левобережной Малороссии был избран кошевой атаман И.М.Брюховецкий (1663-1668), которого затем сменил черниговский полковник Д.И.Многогрешный (1668-1672). При этом вся гетманская верхушка и полковая старшина не только воевала друг с другом, но и вела активные боевые действия на польском, крымском и русском «фронтах».

В январе 1664 г. Ян Казимир предпринял последнее наступление на Левобережную Малороссию, но под Глуховым был разбит гетманом И.Брюховецким, который совершили удачный рейд на правый берег Днепра, где захватили Канев и Черкассы. Тем временем в самой Польше часть шляхты подняла мятеж против Яна Казимира и в этой ситуации Варшава предложила Москве начать мирные переговоры, которые завершились в январе 1667 г. подписанием Андрусовского перемирия на 13,5 лет. По условиям этого перемирия: 1) Польша признавала за Россией Смоленские, Черниговские, Стародубские и Северские земли; 2) Польша признавала за Москвой всю Левобережную Малороссию и Киев; 3) Россия возвращала Польши все свои завоевания в Белоруссии и Литве; 4) Запорожская Сечь переходила под совместное управление России и Польши «на общую их службу от наступающих басурманских сил»; 5) Обе стороны брали на себя обязательства оказать запорожским казакам военную помощь в случае нападения на их порубежные земли крымских татар.

Заключение Андрусовского перемирия по-разному оцениваются в исторической науке. Например, все украинские самостийники, считают, что Россия предательски нарушила все свои обязательства о совместной борьбе с украинским народом против панской Польши. Однако в российской историографии это перемирие считают крупнейшей внешнеполитической победой русской дипломатии, в результате которой с Россией воссоединились исконные русские земли.

Андрусовское перемирие де-факто закрепило за Российским государством всю территорию Левобережной Малороссии, которую в современной украинской историографии называют «Гетманщина», занимавшую территорию современных Черниговской и Полтавской областей, а также значительную часть Киевской и Черкасской областей и незначительную часть Сумской области. На востоке Левобережная Малороссия граничила со Слободской Украиной, а на юге - с землями Запорожской Сечи. В административном отношении эта территория, где сохранилась прежняя военно-полковая система управления, делилась на пять полков - Черниговский, Полтавский, Переяславский, Прилуцкий и Миргородский, которые возглавляли войсковые полковники, подчинявшиеся Малороссийскому гетману и генеральной старшине.

Надо сказать, что в общественном сознании существует расхожее представление, что вместе с Малороссией в состав России вошла и Слободская Украина, которая практически полностью совпадала с границами современных Харьковской, Сумской, Луганской и части Полтавской и Донецкой областей. Однако это совершенно не так, поскольку эти земли еще с начала XYI в. де-факто принадлежали России. Именно здесь, на границах Дикого Поля, во времена Ивана Грозного началось строительство Большой засечной черты, предназначенной для защиты рубежей Русского государства от постоянных набегов крымских и ногайских татар.

С конца XYI в. царское правительство начало строительство Белгородской засечной черты, куда хлынул новый поток как русских поселенцев, основавших Белгород, Чугуев, Царёв-Борисов, Русскую Лозовую, Русские Тишки, так и малороссийских поселенцев из Русского, Киевского и Брацлавского воеводств. Основную массу этих поселенцев составляли запорожские казаки, малороссийские селяне и православное духовенство, но встречались среди них и представители малороссийской православной шляхты, которые основали города Олешню (1631) и Ахтырку (1641). Массовый исход запорожских казаков на Слободскую Украину начался при Б.М.Хмельницком, которые основали города Краснокутск (1651), Острогожск (1652), Сумы (1652), Харьков (1653) и другие. В период кровавой «Руины» началась новая волна переселения малороссийских селян и казаков на земли Слободской Украины, где они основали города Салтов (1659), Балаклею (1663), Волчанск (1674), Изюм (1681) и другие. Как и в соседней Малороссии, управление здесь строилось на принципах военно-полковой системы, основу которой составляли Острогожский, Сумской, Ахтырский, Харьковский и Изюмский полки, командиры которых подчинялись белгородскому воеводе, назначаемому из Москвы.

Тем временем новым гетманом Левобережья стал верный союзник Москвы генеральный войсковой судья И.С.Самойлович (1672-1687), а гетман Правобережья генеральный есаул П.Д.Дорошенко, который еще недавно был ярым поборником «самостийной Украины», признал себя вассалом крымского хана и заключил с ним новый военный союз. В 1672 г. объединенная крымско-турецкая армия при поддержке запорожских казаков вторглась на территорию Подольского воеводства, захватила Каменец-Подольский и осадила Львов. Польский король Михаил Вишневецкий (1668-1673), неспособный противостоять агрессору, сдался на милость победителя и заключил со Стамбулом Бучачский мирный договор, по которому передал ему всю территорию Правобережной Малороссии, управление которой было возложена на новоиспеченного гетмана Южной (Ханской) Украины П.Д.Дорошенко (1672-1676), резиденцией которого стал Чигирин.

Тогда же, в 1672 г. крымско-турецкая армия вторглась в Подолию и гетман П.Д.Дорошенко, заключив военный союз с турецким султаном Магометом IY, объявил войну Польше, которая закончилась подписанием Бучачского мирного договора, по которому Стамбулу передавалась вся территория Правобережной Малороссии и Подолии.

В 1676 г. русско-запорожская армия под водительством князя Г.Г.Ромодановского совершила удачный поход на Чигирин, в результате которого П.Д.Дорошенко был лишен гетманской булавы и новым запорожским гетманом стал полковник Иван Самойлович. В результате этих событий началась русско-турецкая война (1677-1681). В августе 1677 г. неприятель начал осаду пограничного Чигирина, оборону которого возглавил князь-воевода И.Ржевский. Но в сентябре 1677г., русская армия под командованием князя Г.Ромодановского и гетмана И.Самойловича разгромила крымско-турецких вояк у Бужина и обратила их в постыдное бегство.

На следующий год крымско-османская армия вновь вторглась в Малороссию и в августе 1678г. все же овладела Чигириным, но переправиться через Днепр ей так и не удалось. После нескольких локальных стычек, воюющие стороны сели за стол переговоров, по итогам которых в январе 1681г. был подписан Бахчисарайский мирный договор, по условиям которого: 1) Стамбул и Бахчисарай признавали за Москвой Киев и Левобережную Малороссию; 2) Правобережная Малороссия оставались под властью турецкого султана; 3) Все Причерноморские земли, на которых затем будет создана Новороссийская губерния, объявлялись нейтральным и не подлежали заселению подданными России и Крыма.

В 1686 г. под давлением Вены, возглавившей «Священную лигу» христианских европейских держав для борьбы с османской экспансией, новый польский король Ян III Собеский (1673-1696) вынужден был заключить «Вечный мир» с Москвой на условиях Андрусовкого перемирия, и Россия стала полноправным членом нового военного союза. В мае 1687 г. во исполнение своих союзнических обязательств русско-запорожская армия под командованием князя В.В.Голицына и гетмана И.Самойловича выступила в Первый Крымский поход, который окончился безрезультатно по причине его безобразной подготовки. Затем, в феврале 1689 г. русско-запорожская армия под командованием князя В.Голицына начала Второй Крымский поход. На сей раз, поход был подготовлен гораздо лучше, и русскому войску удалось дойти до Перекопа. Однако прорвать оборону противника В.Голицын так и не смог и, «несолоно хлебавши», повернул вспять.

Логическим продолжением Крымских походов В.В.Голицына стали Азовские походы Петра I1695-1696 гг. В мае 1695г. русская армия под командованием Ф.А.Головина, П.К.Гордона и Ф.Я.Лефорта вышли походом на Азов, который закрывал выход в Азовское и Черное моря. В июне 1695г. русские полки начали осаду крепости, которую через три месяца пришлось снять, поскольку русская армия так и не смогла полностью блокировать ее. Таким образом, Первый Азовский поход закончился безрезультатно.

В мае 1696г. русская армия под командованием царя Петра, воеводы А.С.Шеина и генерала Ф.Я.Лефорта начала Второй Азовский поход. На сей раз, крепость была окружена не только с суши, но и с моря, где несколько десятков галер и сотни казацких стругов надежно блокировали ее, и июля 1696 г. Азов был взят. А в июле 1700 г. после долгих и изнурительных переговоров русский посол дьяк Е.И.Украинцев подписал с турками Константинопольский (Стамбульский) мирный договор, по которому Азов признавался за Россией.

Таким образом, как бы не хотелось современным украинским самостийникам, Малороссия в XVII в. так и не смогла стать суверенным государством по вполне понятным причинам: 1) патологической неспособности самой малороссийской «элиты» к любым компромиссам ради создания собственного государства и 2) в связи с тем, что малороссийские земли стали ареной ожесточенной борьбы трех сильнейших государств тогдашнего мира - России, Речи Посполитой и Османской империи, где суверенной Украине объективно не было и не могло быть места.

XVII в. был важным этапом в развитии народного хозяйства России. К середине века разруха - последствие смуты - была в основном преодолена. Происходил дальнейший рост сельскохозяйственного производства, однако главным образом за счёт введения в оборот новых земель, а не путём совершенствования орудий труда и приёмов обработки земли. Несмотря на усиление ориентации земледельческого хозяйства на рынок, большинство помещичьих и крестьянских хозяйств в основном сохраняли натуральный характер. И тем не менее, всероссийский рынок формировался. Во второй половине XVII в. определились регионы, производившие товарный хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию, и районы, их потреблявшие; складываются и районы ремесленного производства.
Серьёзные сдвиги произошли в развитии промышленности - возникают первые мануфактуры. Мануфактурное производство начиналось в металлургии - медеплавильный завод на Урале (1637г.) ; к концу века насчитывалось около 30 мануфактур. Основывали их казна, крупные землевладельцы и купцы - владельцы торгового капитала, часто выходцы из зажиточного крестьянства. Среди работников мануфактур преобладали зависимые от помещика или государства крестьяне, приписанные к заводам и таким образом отбывавшие повинности.
Развитие товарно-денежных, рыночных отношений, рост числа мануфактур наблюдались в России в условиях поступательного движения феодальной экономики. Говорить о зарождении в стране капиталистических отношений, главный признак которых - увеличение в экономике доли свободного наёмного труда, оснований нет. Становление единого национального рынка происходило, таким образом, при отсутствии элементов капиталистического хозяйства на основе развития некапиталистического производства.
Русские города как торгово-промышленные центры и в XVII в. оставались слабыми и значительно уступали по своему развитию западноевропейским. Сказывалось многое: разрушение городской экономики татарами, ослабление городских свобод при усилении княжеской власти в ходе объединения государства, расположение русских городов на значительном расстоянии от морских побережий, неисчерпаемые возможности внутренней колонизации, когда избыточное население из сельской местности уходило не в города, а в другие сельские районы.
Городское население состояло из привилегированной верхушки посада и основной массы тяглого населения - ремесленников и мелких торговцев. Купеческая верхушка имела своё деление - гости, гостиная сотня и суконная сотня. Наряду с привилегиями купцы имели массу обязанностей, обременительных и отвлекавших их от основных занятий (управлять казёнными промыслами, собирать налоги с посадов и т. д.) . Что касается "тяглецов", то они были приписаны к посадским общинам, которые несли коллективную ответственность за исправный взнос податей. Управлялись города воеводами, которые назначались из числа бояр и служилых людей Разрядным приказом и утверждались царём и Боярской думой.

Семнадцатый век является расцветом феодального периода в России. В это время происходит укрепление феодально-крепостного строя и попутное зарождение буржуазных связей в недрах этого же строя. Быстрое развитие городов и общественности в целом привело к расцвету культуры. Живопись в 17 веке в России также обретала силу. Началось сосредоточение народных масс в крупных городах, что, в свою очередь, и было основной причиной столь стремительного развития культуры. Кругозор русских людей также расширило начало промышленного производства, которое заставляло внимательней присмотреться к дальним районам страны. Различные светские элементы проникают в живопись 17 века в России. Картины становятся все более популярными.

Воздействие церкви на искусство

Большую силу воздействия искусства, в частности живописи, осознавала и церковь. Представители духовенства старались держать под контролем написание картин, пытаясь подчинить их религиозной догматике. Преследованию подвергались народные мастера - живописцы, которые, по их мнению, отходили от установленных канонов.

Живопись в 17 веке в России все ещё была далека от реалистических тенденций и развивалась крайне медленно. На переднем плане все ещё было отвлечённо-догматическое и аллегорическое видение живописи. Иконы и росписи отличались перегруженностью мелкими сценамии и предметами вокруг главного изображения. Ещё характерными для того времени были пояснительные надписи на картинах.

Личность и картины 17 века

Описывая живопись в 17 веке в России, нельзя не упомянуть художника Симона Фёдоровича Ушакова, который является автором таких знаменитых картин, как «Спас нерукотворный», «Троица» и «Насаждение древа государства Российского». Примечательным явлением в живописи стал интерес к человеку как к личности. Об этом говорила распространившаяся портретная живопись 17 века в России.

Нужно отметить, что портрет стал достоянием народных масс только с середины 18 века, а до этого времени только близкие к верховной власти могли оставить о себе воспоминание на холсте художника. Некоторое количество парадных и декоративных картин создавалось для больших общественных помещений, таких как Академия художеств, Сенат, Адмиралтейство и Императорские дворцы. Портреты могли заказать и семьи, но не выставляли их напоказ, а оставляли в своём кругу. Они могли украшать даже небогатые петербургские квартиры представителей интеллигенции, которые старались следить за тенденциями и модой в обществе.

Влияние на русскую живопись западноевропейской культуры

Нужно отметить, что живопись в 17 веке в России сильно изменилась, особенно это касается портретной. На передний план стал выходить реальный мир с реальными судьбами и процессами. Все становилось более светским и жизнеподобным. Огромное влияние навевалось с запада. Эстетические вкусы запада постепенно начали перетекать и в Россию. Это касалось не только искусства в целом, но и таких художественных вещей, как посуда, кареты, одежда и многое другое. Стало популярным заниматься портретами как увлечением. Было модно привозить в подарок царю картины с изображением монархов. Вдобавок к этому и посланники были не прочь приобрести интересующие их портреты в мировых столицах. Уже чуть позже стало популярным подражать мастерству писания на холсте иностранных художников. Появляются первые «Титулярники», в которых изображены портреты иностранных и русских государей.

Несмотря на то что сопротивление некоторых кругов росло прямо пропорционально увеличению популярности народного искусства, сдержать движение уже было просто невозможно. Во второй половине столетия живопись в 17 веке в России набрала большие обороты. Одной из основных мастерских художественных центров стала в которой была написана не одна сотня картин двумя десятками мастеров под руководством Лопуцкого, Вухтерса и Безмина. В их работах отражались существовавшие противоречивые тенденции живописи. Часть картин была выполнена в официальном стиле, а другая часть - в западноевропейском.

Новизна в портретной живописи

Живопись в 17 веке в России изменила свой вид. Обрёл новую форму светский жанр - портрет. Основной темой искусства стал именно человек. Можно сделать вывод, что роль отдельной личности как человека возросла. Канонические «лики» отошли на второй план и уступили место житейским отношениям и личности в целом. Поэзии стал достоин реальный человек, а не только божественный или святой. Церемониальный портрет сошёл со сцены русского художества. Естественно, его влияние не закончилось и сегодня, но оно стало не столь значимым. В Петровский период он также находит себе место на русской земле, и даже существует наравне с европейским портретом.

Заключение

Так развивалась живопись 17 века в России. Кратко можно заключить, что именно в это столетие произошёл переломный момент в искусстве, повлиявший на культуру страны и её дальнейшее развитие.

1598-1613 гг. – период в истории России, названный Смутным временем.

На рубеже 16-17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.

17. Почему 17 век называли «бунташным»

главные причины

Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей

Усиление налогового гнета ведение почти непрерывных войн (что сказалось на благосостояние населения)

Усиление приказной волокиты

Попытки ограничения казачьей вольности

Церковный раскол и расправы с старообрядцами

потому что в 17 веке было много бунтов и восстаний

Восстание Хлопка 1602-1604 годов

Восстание Болотникова 1606-1607 годов

Соляной бунт 1648 г.

Восстания в Пскове и Новгороде 1650 г.

Медный бунт 1662 г.

Движение под предводительством С. Разина

Стрелецкий бунт 1682 г. или Хованщина

XVII века историки называют "бунташным" из-за множества народных выступлений и бунтов, которые происходили в это столетие. Народные восстания охватили огромные массы податного населения. Кроме того, выступления не ограничивались столицей, а происходили по всей России.

Самые массовые восстания XVII века - это:

1. Соляной бунт в Москве в 1648 году;

2. Хлебные бунты в Пскове и Новгороде в 1550 году;

3. Медный бунт в Москае в 1662 году;

4. Казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина в 1667 - 1671 годах.

Причинами народных выступлений были закрепощение крестьян и рост их повинностей, усиление налогового гнета, попытка ограничения казачьих вольностей, церковный раскол и преследование старообрядцев.

Городские волнения имели сложный и неоднозначный характер. Основной силой восстаний являлись «черные люди» - низшие и средние слои населения городов. Внутри посадов шла борьба против привилегированных торгово-промышленных слоев (гостей, торговых людей гостиной и суконной сотен) , а также «лучших людей» (богачей) , которые перекладывали тяжесть налогов на «средний» и «молодший» люд. К посадской бедноте часто примыкали стрельцы, которые по происхождению и роду хозяйственных занятий были тесно с ней связаны. В народных движениях также принимали активное участие казаки, недовольные наступлением правительства на их вольности. С Никоновской церковной реформой армию недовольных и готовых к борьбе с властями пополнили раскольники, терпевшие жесткие гонения.

18. Когда появились мануфактуры в россии, каковы их признаки

Мануфакту́ра - большое предприятие, где в основном применялся ручной труд наёмных рабочих и широко использовалось разделение труда.

В России первые формы мануфактурного производства появились в XVII веке, но широкое развитие они получили в XVIII веке, со времени Петра I. Мануфактура в России была опутана элементами крепостничества. Она была тесно связана не с городским ремеслом, которое в России было относительно слабо развито, а с крестьянской промышленностью, издавна получившей широкое распространение в деревне и являвшейся необходимой принадлежностью натурального крепостного хозяйства. Наряду с капиталистическими мануфактурами в России существовали казенные, посессионные и вотчинные мануфактуры. Купеческая мануфактура, работавшая на вольнонаемном труде, вплоть до начала XIX века не получила преобладания.

Начало XVIII века и петровские реформы в экономической истории России

являются важнейшим моментом в развитии промышленности. Именно с этого

времени начинается «мануфактурный» период в истории русской промышленности,

который в условиях крепостного хозяйства затянулся до половины XIX века,

когда эта «крепостная» мануфактура полностью превратилась в

капиталистическую мануфактуру, а затем в капиталистическую фабрику.

Предысторией этого мануфактурного периода в промышленном развитии России

является, с одной стороны, развитие крепостной вотчинной промышленности в

Русском государстве XVII века, а с другой – ремесленной и кустарной мелкой

промышленности. Начало XVIII века можно считать первой гранью мануфактурного периода

в промышленном развитии России. Первые зачатки мануфактур зарождаются в

крупных вотчинных хозяйствах в виде различных работающих на широкий рынок

промышленных производств (предприятия Морозова и др.) или появляются в

форме иностранных предприятий, создаваемых преимущественно для

удовлетворения военных и прочих нужд государства. Но все же эти зачатки и своеобразные формы «крупной» промышленности еще не положили в XVII веке начала мануфактурного периода в русской промышленности. Это начало следует отнести именно к петровским

преобразованиям, так как отдельные элементы, бывшие уже налицо раньше и

являвшиеся необходимыми предпосылками возникновения мануфактуры, во время

Петра I вылились уже в законченную систему.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!