Пол битти читать онлайн. Его кровавый проект

Букеровскую премию в этом году получил американский писатель Пол Битти за книгу «Распродажа». Это сатирический роман о чернокожем мужчине, который хочет вернуть расовую сегрегацию в школах и рабство. 54-летний Пол Битти получил награду в 50 тысяч фунтов. Его благодарственная речь была переполнена эмоциями. «Я ненавижу писать, - признался он. - Это трудная книга. Мне было трудно ее писать, и я знаю, что ее трудно читать». Какие книги также стоят внимания, по мнению жюри премии, читайте ниже.

Распродажа

Пол Бити

Cатирический роман, который The New York Times Book Review и the Wall Street Journal назвали одним из лучших в прошлом году, рассказывает историю темнокожего рабовладельца, которому предстоит предстать перед Верховным Судом.

Горячее молоко

Дебора Леви

София, молодой ученый-антрополог, большую часть жизни пытается разгадать тайну необъяснимого заболевания своей матери. Вместе они едут на юг Испании, чтобы встретиться с известным консультантом — их последней надеждой, которому, возможно удастся спасти женщину от паралича конечностей.

Эйлин

Оттесса Мошфейг

История, описанная в книге, разворачивается в 60-х годах прошлого века. Одинокая молодая женщина, работающая в тюрьме для мальчиков, оказывается втянута в ужасное преступление. Книга Отессы Мошфейг — ее дебют и крайне удачный, писательницу уже окрестили одним из самых ярких голосов в художественной литературе.

Вся суть человека

Дэвид Сзали

Девять человек. Каждый из них находится вдали от дома — кто-то в пригороде Праги, кто-то в альпийской деревне, кто-то в грязном мотеле Кипра — и стремится понять, что значит — быть живым здесь и сейчас.

Мадлен Тьен

Не говори, что у нас ничего нет

Тьен знакомит читателя с одной семьей в Китае, показывая жизнь ее последующих двух поколений — тех, кто пережил «культурную революцию» Мао Цзэдуна в середине прошлого столетия; и детей выживших, которые стали студентами, участвующими в протестах на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.

Его кровавый проект

Грэм Макри Барнет

Действие книги разворачивается в 1869 году. 17-летнего парня из деревни арестуют за зверское убийство троих людей. Сомнений в том, что именно он совершил убийство, нет. Но почему он это сделал? Не сумасшедший ли он? Кому верить? И повесят ли этого парня за совершенное преступление? Книгу Барнета критики признают захватывающим и действительно гениальным триллером.

Сказать, что в книге нет сюжета, нельзя (герой оказывается в Верховном Суде, обвиняемый с Самом Ужасном Преступлении в Истории Черных, и вспоминает свои детство-отрочество-юность, пытаясь понять, как он, по собственным словам «один из немногих черных в стране, который никогда не воровал, не слушал рэп и не мастурбировал в общественном транспорте», докатился до такой жизни), но сюжет этот скорее выглядит фоном для выступления стенд-ап комика. Любое событие, любой эпизод, любая сцена служат всего лишь поводом для автора порассуждать о какой-нить расистской, антирасистской или псевдорасистской лабуде. Значительная часть мизансцен наличествуют очевидно только ради очередной возможности для автора порефлексировать, поглумиться и вставить свои пять копеек.

Если хотите знать, как выглядит современный американский английский - эта книга в самый раз. Она битком набита негритянским арго, разговорным сленгом и калифорнийскими диалектизмами. Однако проблем с пониманием, как ни странно, не возникает, и в словарь я залезал считанное число раз - смысл всегда (за малым исключением) ясен, хотя я искренне сочувствую тем, кто будет переводить творение Пола Битти на русский. Хуже другое - автор постоянно упоминает массу культурных и не очень деятелей Соединенных Штатов, всевозможных спортсменов младших лиг, актеров забытых сериалов, ведущих местных радиостанций, телевизионных проповедников и тому подобную полуизвестную шушеру. Так что зачастую не совсем понятно, в чем соль той или иной шутки, на что активно намекивает автор и какой там подтекст.

Книга, как известно, свежеиспеченно наделена Букером, но с тем же успехом могла бы его и не получать, потому как очень уж большой художественной ценности я в ней не заметил. Помните анекдот «темно-зеленые назад, светло-зеленые вперед»? Вот вся книга Битти и есть такой анекдот, за той поправкой, что для нас это абстракция, а для Штатов - реальность. И ведь не скажешь, что в этом анекдоте нет сюжета и драматического накала; но каким бы хорошим анекдот ни был, он все равно остается анекдотом.

Видно, что автор начитан и образован, намеренно неполиткорректен (был бы белым, его бы уже линчевали за этот текст, а особенно за слово pigger), умеет писать и неплохо выражает свои мысли. Иногда это смешно, иногда остроумно, иногда прям в точку, иногда навязчиво, а иногда просто раздражает (особенно когда он сам ударяется в расизм, сваливая в одну кучу загорелую кожу и черную форму эсэсовцев) - авторский стиль, многословный, многообразный, с массой отсылок и аллюзий (вполне подходит определение вербальная диарея) перестал меня цеплять уже на середине. Книга, как мне представляется, ужасно конъюнктурна, очень местечковая и будет быстро забыта (как и половина современных нобелевских лауреатов по литературе), а меня все эти гетто-страдания оставили равнодушными, при том, что например, сериал «Show me a hero» в свое время изрядно меня зацепил.

З.Ы. Есть в России анекдот, заканчивающийся словами «Я всего десять минут русский, а уже так от вас, жидов, натерпелся!» Оказывается, у наших соседей за океаном есть аналогичный, только конец там звучит так: «Всего десять минут как белый, а уже так вас, ниггеров, ненавижу!»

Авторитетное американское издание The New York Times назвало десятку лучших книг 2015 года. Профильная редакция издания выбрала самые значимые книги в двух категориях - художественная литература и публицистика.

Художественная литература

1. Магда Сабо «Дверь»

Роман одной из наиболее признанных писательниц Венгрии был впервые опубликован в 1987 году. История сложных отношений автора со своей прислугой - женщиной в возрасте, которая прошла путь от полного равнодушия до необъяснимого великодушия, до пылкой, безжалостной ярости. В новом переводе это произведение дает возможность по-новому взглянуть на историю жизни двух женщин в социалистической стране ХХ столетия, обретая новое звучание, оно не теряет злободневности. Смесь черного юмора и запредельной степени абсурдности очень хорошо передает историю страны и трагическую историю жизни.

2. Люсия Берлин «Руководство для уборщиц: Избранные рассказы»

Умершая в 2004 году писательница оставила настоящий клад из рассказов, публиковавшихся при ее жизни только в литературных журналах и малотиражных сборниках. В настоящее издание вошли 43 рассказа, презентующих автора для широкой аудитории как бескомпромиссного и великодушного наблюдателя. Ее симпатии - на стороне умных, болтливых женщин, которые стараются получить от жизни больше - как и сама Берлин, алкоголичка, воспитавшая самостоятельно четырех сыновей.

Тонкий, неординарный и крайне умный роман является восьмым произведением Каск и чередой односторонних разговоров. Героиня - разведенная женщина, путешествующая по Греции - разговаривает, или скорее слушает, людей, которые попадаются ей на пути, переживая их истории любви, утрат, лжи, гордыни и глупости. Измены, разводы, опустошенность обретают у Каск поистине пугающее изображение, а ее пристальный взгляд оставляет у читателя ощущение, что он рискует столкнуться со всем описанным в своей жизни.

Наиболее веселая и дерзкая сатира года. Молодой чернокожий человек хочет запустить сегрегацию в школе и вернуть рабство - и это после того, как чернокожее население Америки более 400 лет боролось за выживание. Острый ум автора и неправдоподобная профанация делает этот роман бесстрашной, метафорической и мультикультурной взрывоопасной смесью.

5. Елена Ферранте «История потерянного ребенка: Книга 4. Неаполитанские новеллы: Зрелость, старость»

Как и предыдущие три книги цикла, четвертая также повествует об опрометчивой женской дружбе, противопоставленной бедности, амбициям, насилию и политической борьбе. Елена и Лила, соперницы с юности, прошли половину семейной жизни и материнства, и Ферранте исследует тему современной женской идентичности, особенно ярко изображая борьбу творческой женщины с уготованной ей биологической и социальной судьбой.

Публицистика

Этот небольшое, но актуальное произведение написано в виде письма автора своему сыну-тинейджеру и повествует о том, что значит вырасти чернокожему в стране, основанной на рабском труде и «уничтожении» чернокожих. Коутс пишет невероятно реалистично, пишет о красивой и ужасной борьбе, которая навсегда въелась в плоть и кровь.

7. Свен Беккерт «Хлопковая империя: Всемирная история»

Если сахар был определяющим товаром в XVIII веке, а нефть - в XX, то хлопок был главным в XIX столетии. В своем глубоком, масштабном и ошеломляющем исследовании Бекерт проводит читателя по этапам глобальной индустрии, которая держалась на миллионах несчастных рабов, испольщиков и прядильщиков. Индустриализация же базировалась на насилии. Это история о развитии современного мира. Даже сегодня, считает Бекерт, промышленность, основанная на дешевом труде, вовлечена в «гонку на выживание».

8. Хелен Макдоналд «Я значит ястреб»

Захватывающие мемуары поэта, историка и сокольничей, где она рассказывает о свирепой сущности хищника. Слетевшая с катушек из-за смерти отца, Макдоналд решила закрыться от мира и в одиночку вырастить и обучить молодого ястреба, жестокого хищника. Птица сопровождала ее в отчаянии и горе, меняла ее собственную природу, осветляла самые темные уголки души, прокладывая дорогу к творчеству и в конце концов к духовному очищению.

Александр фон Гумбольдт был выдающимся ученым своего времени, самым известным человеком после Наполеона, хотя за пределами родной Германии его репутация не была на высоте. Вульф своей книгой возрождает его идеи посредством рассказа о его путешествиях и открытиях, напоминая о его основном завещании: Земля представляет собой единый, взаимосвязанный организм, который может потерпеть катастрофу в результате наших неосторожных действий.

Норвежский журналист Сейерстад создала шедевр репортажа, сумев показать темную сторону Скандинавии через жизнь и преступление Андерса Брейвика, убившего 22 июля 2011 года 77 человек. Он сделал это в качестве протеста против прав женщин, культурного разнообразия и распространения ислама. Большинство погибших были подростками. Рассказывая о них, автор оставляет центральным персонажем Брейвика с его несостоявшимся детством, из-за чего книга обретает непереносимую тяжесть.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!