Водоем как экосистема. Водные экосистемы. Виды водных экосистем, их характеристики

Каким бы ни был во-до-ем, есте-ствен-ным, ис-кус-ствен-ным, он укра-ша-ет нашу землю, ра-ду-ет нас своей кра-со-той. В прес-ных во-до-е-мах мы берем воду, без ко-то-рой не обой-тись ни в быту, ни на про-из-вод-стве. В во-до-е-мах мы ку-па-ем-ся, рядом с ними за-го-ра-ем, по воде пу-те-ше-ству-ем на судах, пе-ре-во-зим грузы. Зна-че-ние во-до-е-мов в при-ро-де ве-ли-ко. Прес-ная вода яв-ля-ет-ся важ-ней-шим усло-ви-ем су-ще-ство-ва-ния че-ло-ве-ка на Земле, а для жи-вот-ных, ко-то-рые живут в воде, это еще и един-ствен-ный дом. В воде есть все необ-хо-ди-мое для жизни: свет, тепло, воз-дух и рас-тво-рен-ные ми-не-раль-ные ве-ще-ства.

Растения водоемов

Какие же рас-те-ния рас-тут и какие жи-вот-ные оби-та-ют в прес-ных во-до-е-мах? Ока-зав-шись у во-до-е-ма в теп-лое время года, вы могли на-блю-дать толь-ко тех его оби-та-те-лей, ко-то-рые живут на по-верх-но-сти. Но жизнь в во-до-е-ме есть везде: и у бе-ре-гов, и на по-верх-но-сти, и в толще воды, у са-мо-го дна и на дне. На бе-ре-гах во-до-е-мов можно уви-деть ли-стья и стеб-ли ка-мы-ша, трост-ни-ка, ро-го-зы, стре-ло-ли-ста. Неболь-шая глу-би-на поз-во-ля-ет этим рас-те-ни-ям при-кре-пить-ся ко дну во-до-е-ма. На зна-чи-тель-но боль-шей глу-бине рас-тут кув-шин-ка белая, ку-быш-ка жел-тая (рис. 7, 8). На глад-кой по-верх-но-сти воды пла-ва-ют их цвет-ки и ши-ро-кие ли-стья.

Как этим рас-те-ния уда-лось при-спо-со-бить-ся к жизни в силь-но увлаж-нен-ной почве, где почти нет кис-ло-ро-да? Если рас-смот-реть срез стеб-лей трост-ни-ка, ка-мы-ша, ро-го-за, то можно уви-деть воз-душ-ные ка-на-лы, ко-то-рые про-хо-дят в стеб-лях этих рас-те-ний (рис. 9, 10).

Воз-ду-хо-нос-ные ка-на-лы есть и в ли-стьях, и в кор-нях вод-ных рас-те-ний. У кув-шин-ки белой и ку-быш-ки жел-той че-реш-ки ли-стьев и цве-то-нож-ки, на ко-то-рых сидят цвет-ки, тоже про-ни-за-ны воз-ду-хо-нос-ны-ми ка-на-ла-ми, по ко-то-рым про-ни-ка-ет кис-ло-род, необ-хо-ди-мый для ды-ха-ния. Сры-вая цве-ток, че-ло-век на-но-сит вред всему рас-те-нию. В место раз-ры-ва в рас-те-ние на-чи-на-ет про-ни-кать вода, это при-во-дит к за-гни-ва-нию под-вод-ной части и, в ко-неч-ном счете, ги-бе-ли всего рас-те-ния.

Трава ряска в виде мел-ких зе-ле-ных пла-сти-нок тоже пла-ва-ет на по-верх-но-сти во-до-е-ма, но кор-ня-ми ко дну не при-креп-ля-ет-ся, а в толще воды - мель-чай-шие зе-ле-ные во-до-рос-ли, рас-смот-реть их можно толь-ко под мик-ро-ско-пом. Но их при-сут-ствие вы-да-ет цвет воды. Когда их в во-до-е-ме очень много, цвет воды ста-но-вит-ся зе-ле-ным.

Растения и животные

Какую роль иг-ра-ют рас-те-ния в жизни мно-го-чис-лен-ных жи-те-лей во-до-е-мов? Во-пер-вых, зе-ле-ные рас-те-ния под воз-дей-стви-ем сол-неч-но-го света из воз-ду-ха берут уг-ле-кис-лый газ, а вы-де-ля-ют в воду кис-ло-род, необ-хо-ди-мый для ды-ха-ния всех жи-вот-ных. Во-вто-рых, в за-рос-лях во-до-е-ма на-хо-дят убе-жи-ще и пищу птицы, зем-но-вод-ные, на-се-ко-мые и их ли-чин-ки, рыбы. Жи-вот-ные в во-до-е-мах есть везде: на по-верх-но-сти и в толще воды, на бе-ре-гу, на дне, на вод-ных рас-те-ни-ях. Глав-ные связи между жи-вот-ны-ми и рас-те-ни-я-ми - пи-ще-вые. Вот во-до-мер-ки (рис. 11) стре-ми-тель-но бегут по по-верх-но-сти воды и охо-тят-ся на ко-ма-ров и дру-гих мел-ких жи-вот-ных.

Их длин-ные ножки снизу по-кры-ты жиром, по-это-му вода их и дер-жит. А на вод-ных рас-те-ни-ях оби-та-ют улит-ки: пру-до-вик и ка-туш-ка (рис. 12, 13).

Без кого река жить не может

Без кого же река жить не может? Очень ма-лень-кие рачки во-до-е-мов, даф-нии и цик-ло-пы, живут и зи-му-ют в воде. Их ве-ли-чи-на немно-го боль-ше за-пя-той в книж-ке (рис. 14, 15).

Самое при-ме-ча-тель-ное у даф-нии - длин-ные усы. Взмах-нут усами, резко опу-стят, от-толк-нут-ся от воды и под-прыг-нут. У цик-ло-па есть непар-ный лоб-ный гла-зок, из-за ко-то-ро-го он и по-лу-чил свое на-зва-ние.

Без рач-ков река жить не может, так как они очи-ща-ют воду от неви-ди-мых глазу бак-те-рий, зе-ле-ных во-до-рос-лей и мель-чай-ших жи-вот-ных, если бы не рачки, река быст-ро бы пе-ре-пол-ни-лась ими. Даф-нии и цик-ло-пы, как и дру-гие оби-та-те-ли речки, пи-та-ют-ся этими ор-га-низ-ма-ми, тем самым очи-щая воду. Сами слу-жат кор-мом маль-кам рыб, мол-люс-кам, го-ло-ва-сти-кам, ли-чин-кам на-се-ко-мых.

Моллюски

Неуже-ли в реке кто-то без го-ло-вы живет? Это мол-люс-ки, без-зу-б-ки и пер-ло-ви-цы (рис. 16).

Сна-ча-ла ра-ко-ви-на, со-сто-я-щая из двух про-доль-ных пла-сти-нок, будет ле-жать непо-движ-но, потом створ-ки ее при-от-кро-ют-ся и из нее вы-су-нет-ся нога, го-ло-вы ни у без-зу-б-ки, ни у пер-ло-ви-цы нет. Вы-дви-нет без-зу-б-ка ногу и во-ткнет ее в песок, ра-ко-ви-на сдви-нет-ся с места. Пе-ре-ме-стит-ся без-зу-б-ка на 2-3 сан-ти-мет-ра, от-дох-нет - и снова в путь. Так и пу-те-ше-ству-ет по дну реки. Пищу и воз-дух без-зу-б-ка до-бы-ва-ет прямо из воды. При-от-кро-ет створ-ки ра-ко-ви-ны и на-чи-на-ет втя-ги-вать воду, потом вы-бра-сы-ва-ет. В воде полно мель-чай-ших жи-вот-ных, по-па-да-ют они в ра-ко-ви-ну, так без-зу-б-ка их спе-ци-аль-ны-ми при-спо-соб-ле-ни-я-ми и за-дер-жи-ва-ет. Дышит без-зу-б-ка и ест, а за-од-но и воду очи-ща-ет. И пер-ло-ви-ца также ра-бо-та-ет. Каж-дая за сутки очи-ща-ет при-мер-но 40-50 лит-ров воды. Мол-люс-ков, ли-чин-ки на-се-ко-мых, го-ло-ва-сти-ков по-еда-ют рыбы, аисты, ку-ли-ки, утки. Жук-пла-ву-нец охо-тит-ся на дру-гих на-се-ко-мых, а также чер-вей, ули-ток, го-ло-ва-сти-ков. Ля-гуш-ки кор-мят-ся в при-бреж-ных ча-стях во-до-е-мов, в ос-нов-ном ле-та-ю-щи-ми на-се-ко-мы-ми, а сами яв-ля-ют-ся кор-мом для три-то-нов и хищ-ных рыб, окуня и щуки. За рыбой и три-то-на-ми охо-тят-ся цапли, чайки, зи-мо-род-ки.

Жизнь рака

Ос-нов-ная пища рака - рас-ти-тель-ная. Но он охот-но по-еда-ет жи-вот-ных, а также остан-ки мерт-вых жи-вот-ных. По-это-му часто раков на-зы-ва-ют са-ни-та-ра-ми во-до-е-мов (рис. 17).

Раки за свою жизнь ме-ня-ют пан-цирь. Ор-га-ны чувств у реч-но-го рака раз-ви-ты пре-крас-но, глаза вы-дви-ну-ты впе-ред на тон-ких сте-бель-ках и со-сто-ят из огром-но-го ко-ли-че-ства, 3000, кро-хот-ных глаз-ков. Ко-рот-кая пара уси-ков - ор-га-ны обо-ня-ния, а длин-ные - ося-за-ния. Если хищ-ник хва-та-ет рака за клеш-ню, то рак ее об-ла-мы-ва-ет и скры-ва-ет-ся в норе. По-те-рян-ная клеш-ня отрас-тет снова. Раки очень чув-стви-тель-ны к за-гряз-не-нию воды, по-это-му в ме-стах, где они во-дят-ся, го-во-рят об эко-ло-ги-че-ской чи-сто-те во-до-е-мов.

Стрекоза

У реки можно уви-деть раз-ных стре-коз: кра-сот-ку, стрел-ку, лютку, они живут у реки по-сто-ян-но (рис. 18).

Одноклеточные

Всем стре-ко-зам нужна вода, по-то-му что толь-ко там могут жить их ли-чин-ки. Ли-чин-ки не по-хо-жи на взрос-лых стре-коз, толь-ко глаза у них оди-на-ко-вые. Каж-дый глаз со-сто-ит из почти 30 000 кро-хот-ных глаз-ков (рис. 19).

Оба глаза вы-пук-лые, бла-го-да-ря чему стре-ко-за од-но-вре-мен-но может смот-реть во все сто-ро-ны (рис. 20). Все стре-ко-зы - хищ-ни-ки, они охо-тят-ся в воз-ду-хе, на лету хва-та-ют на-се-ко-мых.

Ли-чин-ка стре-ко-зы, под-ка-ра-у-лив до-бы-чу, вы-бра-сы-ва-ет впе-ред силь-но удли-нен-ную ниж-нюю губу. Обыч-но губы сло-же-на и при-кры-ва-ет го-ло-ву, как маска. Ли-чин-ка в боль-шой му-скуль-ный мешок внут-ри тела вса-сы-ва-ет воду, а потом силой вы-бра-сы-ва-ет. По-лу-ча-ет-ся во-дя-ной вы-стрел. Через год, а неко-то-рые через 3, ли-чин-ки вы-би-ра-ют-ся на по-верх-ность, шкур-ка ли-чин-ки ло-па-ет-ся, и из нее по-яв-ля-ет-ся стре-ко-за. По-си-дит несколь-ко часов, рас-пра-вит кры-лыш-ки и уле-та-ет.

Кто же живет в капле воды? Если по-смот-реть в мик-ро-скоп, то от-кро-ет-ся уди-ви-тель-ный мир необыч-ных су-ществ. Вот почти про-зрач-ный ко-мо-чек, ко-то-рый все время ме-ня-ет-ся, - это амеба (рис. 21).

Дру-гие су-ще-ства на-по-ми-на-ют кро-хот-ные ту-фель-ки, так они и на-зы-ва-ют-ся. Тело у ту-фель-ки по-кры-то рес-нич-ка-ми, каж-дая умело управ-ля-ет этими рес-нич-ка-ми и быст-ро плы-вет (рис. 22).

Тру-ба-чи - самые кра-си-вые оби-та-те-ли капли, го-лу-бые, зе-ле-ные, по-хо-жи на цвет-ки вьюн-ков (рис. 23).

Дви-га-ют-ся тру-ба-чи нето-роп-ли-во и толь-ко впе-ред. Если их что-то на-пу-га-ет, то они съе-жи-ва-ют-ся и на-по-ми-на-ют ша-ри-ки. Амебы, ту-фель-ки и тру-ба-чи - од-но-кле-точ-ные ор-га-низ-мы, пи-та-ют-ся бак-те-ри-я-ми.

В капле воды также оби-та-ют и хищ-ни-ки. Это ди-ди-ний (рис. 24).

Хоть он и мень-ше ту-фель-ки, он не толь-ко смело на-па-да-ет на нее, но и це-ли-ком за-гла-ты-ва-ет, раз-ду-ва-ясь как шар.

В прес-ном во-до-е-ме сов-мест-но оби-та-ют рас-те-ния, жи-вот-ные, бак-те-рии, все они хо-ро-шо при-спо-соб-ле-ны к жизни в воде и свя-за-ны между собой пи-ще-вы-ми це-поч-ка-ми. Когда рас-те-ния и жи-вот-ные по-ги-ба-ют, то они скап-ли-ва-ют-ся на дне во-до-е-мов, под дей-стви-ем бак-те-рий раз-ру-ша-ют-ся и пре-вра-ща-ют-ся в соли, ко-то-рые рас-тво-ря-ют-ся в воде и ис-поль-зу-ют-ся дру-ги-ми жи-вот-ны-ми. Во-до-ем - это при-род-ное со-об-ще-ство.

Подведение итогов

Се-год-ня на уроке вы по-лу-чи-ли новое пред-став-ле-ние о прес-ном во-до-е-ме как о прес-ном со-об-ще-стве и по-зна-ко-ми-лись с его оби-та-те-ля-ми.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/prirodnye-soobschestva/presnyy-vodoyom-i-ego-obitateli

исчтоник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6813-zhizn-presnogo-vodoema.html

источник видео:

Существует много природных водоёмов: пруды, озёра, моря и океаны. А вот реки и ручьи назвать водоёмами нельзя — это водные потоки. В реках и водоёмах много разной рыбы: карась, сом, сазан (он же карп), лещ, пескарь, осётр, щука, окунь, треска и много других.

Внешний вид и поведение рыб зависят от условий их жизни.

У всех хищных рыб крупные головы с большими ртами, вооружёнными острыми зубами. Нехищные рыбы питаются червяками, рачками, водорослями, у них маленький рот — им не надо глотать других рыбок.

Сом — хищная рыба, плавает у самого дна, выискивая пищу. Брюшко у него плоское, спинка выпуклая, большой рот окружён усиками. Глазки у него — маленькие. Окраска — серовато-жёлтая с пятнышками, под цвет песка и камешков на дне водоёма.

Щука — тоже хищная рыба, у неё крупная голова, большой рот и острые зубы. Много времени она проводит в засаде, стоя на одном месте и выжидая добычу. Увидев рыбу, стремительно выплывает из укрытия и хватает её. Когда же щука бывает у поверхности воды, то ловит падающих в реку мошек и комаров, иногда для этого даже выпрыгивает из воды. Поэтому рот её направлен вверх, спинка плоская, тело сплюснутое.

Зимой, в сильные морозы, над головами рыб появляется крепкая ледяная крыша — лёд. Рыбы зимой обычно спят. Карась и линь зарываются в ил на дне водоёмов; пескари и уклейки зимуют в углублениях с песчаным дном; сазаны и лещи прячутся в глубокие ямы, поросшие камышом; осётры сбиваются в тесные кучи на дне, где вода не замерзает. Ведь чем глубже вода, тем она теплее. К концу зимы рыбам начинает не хватать воздуха. Задыхаясь и судорожно раскрывая круглые рты, они поднимаются на поверхность, губами хватая пузырьки воздуха. Для обогащения воды кислородом люди делают в прудах, реках и озёрах проруби. Около них на льду часто можно видеть рыбаков, занимающихся подлёдным ловом рыбы.

К весне все рыбы просыпаются и начинают метать икру — нереститься. Для этого они находят укромные места, чтобы икринки не могли съесть другие рыбы и животные. Со временем из икринок появляются мальки, очень маленькие, серенькие, прозрачные. Их почти не видно в воде, но многие из них всё равно погибают, попадая в рот рыбам. Выжившие мальки растут и становятся взрослыми рыбами.


Некоторые рыбы не мечут икру, у них родятся живые мальки. Дети могут увидеть их рождение, наблюдая за рыбками в аквариуме (гуппи, барбусы).

В некоторых больших водоёмах живут летучие рыбы. Спасаясь от хищников, они выпрыгивают из воды и пролетают около трёх — пяти метров. В морях и океанах они могут пролететь по воздуху до двухсот метров, при этом они машут плавниками, как крыльями. Известны случаи, когда рыбы залетали на палубы проходящих кораблей.

Кроме рыб в реках и других водоёмах обитает много разных животных: улитки, собирая корм, ползают по дну и растениям, а от врагов прячутся в домике — твёрдой раковине; раки двигаются не вперёд, а назад, отталкиваясь двумя клешнями и опираясь на свой хвост. У них тёмная окраска, под цвет дна реки. Люди научились ловить их, так как мясо раков очень вкусное. Если рака взять неосторожно, он может больно ущипнуть клешнями за руку. Варёные раки приобретают ярко-красный цвет.

Лягушки могут жить в воде и на суше; прыгая по траве, они ловят языком насекомых. Лягушки очень пугливые: услышав шаги, быстро прыгают в воду и ныряют в глубину. Когда всё стихает, они выглядывают из воды и осматривают берег: если там никого нет, они выбираются на сушу погреться и половить мошек.

Ещё в водоёмах водятся пиявки, водяные жучки, мелкие рачки дафнии (сухими дафниями кормят рыбок в аквариумах) и др.

В морях и океанах живут крупные животные: дельфины, моржи, тюлени, кальмары. Но самым большим на земле животным, живущим в воде, является кит. На его спине может уместиться тридцать слонов; но есть и небольшие киты — длиной два-три метра. Дышат киты лёгкими, а не жабрами. В носу у них заросшая ноздря, в которой, как в мешке, сохраняется воздух, поэтому они могут находиться под водой в течение двух часов, после чего поднимаются к поверхности, чтобы набрать новую порцию свежего воздуха, и тогда над морем можно наблюдать множество фонтанов. В желудке у кита помещается две-три тонны пищи; плавают киты со скоростью пятьдесят километров в час, а ныряют на глубину до трёх километров. У них рождаются живые детёныши, которые питаются молоком матери. Живут киты до пятидесяти лет. Кит — ценное животное: китовый ус, шкура, печень и жир используются при изготовлении лекарств.

План рассказа о рыбе

1.Название.

2.Части тела.

3.Поведение.

4.Чем питается.

5.Как появляется потомство.

6.Какая польза.

Примерный рассказ о рыбе

Карась — нехищная рыба. Тело у него вытянутое, сплюснутое с боков; имеются грудные, спинные и хвостовые плавники; рот у него маленький, дышит жабрами. Покрыт чешуёй незаметной серой окраски, под цвет дна, коряг. Карась целыми днями ищет себе корм на дне водоёмов, вытаскивает из песка червяков, ловит водяных жучков, дафний, а в зарослях растений ощипывает мелкие листочки. Его враг — щука, она подкарауливает добычу в укрытии, поэтому карась всегда настороже. Благодаря своему узкому телу он может мгновенно вильнуть хвостом, изогнуться всем туловищем и тут же скрыться. Зимой он зарывается в песок и спит. К весне просыпается и плывёт в облюбованное им место метать икру.

Люди едят жареную, солёную, копчёную и варёную рыбу; рыбный суп называется «уха».

Примерный словарь

Существительные: плавник, жабры, брюшко, чешуя, мальки, икра, ил, коряга, прорубь, пузырьки, засада, рачки — дафнии, укрытие, раковина, клешня.

Глаголы: вильнуть, изогнуться, скрыться, зарыться, метать (икру), нереститься, пятиться, обитать.

Водной называется экосистема, для которой естественной средой обитания является вода. Именно она определяет уникальность той или иной экосистемы, видовое разнообразие и ее устойчивость.

Главные факторы, которые влияют на водную экосистему:

  1. Температура воды
  2. Ее химический состав
  3. Количество солей в воде
  4. Прозрачность воды
  5. Концентрация в воде кислорода
  6. Доступность питательных веществ.

Компоненты водной экосистемы делятся на два вида: абиотические (вода, свет, давление, температура, состав почвы дня, состав воды) и биотеческие. Биотика, в свою очередь, разделяется на следующие подвиды:

Продуценты — организмы, производящие органические вещества с помощью солнца, воды и энергии. В водных экосистемах продуцентами являются водоросли, в мелководных водоемах — прибрежные растения.

Редуценты — организмы, потребляющие органику. Это разнообразные виды морских животных, птиц, рыб, земноводных.

Основные типы водных экосистем


В экологии водные экосистемы принято разделять на пресноводные и морские. В основе этого деления лежит показатель солености воды. Если в литре воды содержится более 35% солей — это морские экосистемы.

К морским относятся океаны, моря, соленые озера. К пресноводным — реки, озера, болота, пруды.

Еще одна классификация водных экосистем базируется на таком признаке, как условия создания. Здесь выделяют природные и искусственные. Природные созданы при участии сил природы: моря, озера, реки, болота. Искусственные водные экосистемы создает человек: искусственные пруды, водохранилища, дамбы, каналы, водные фермы.

Естественные водные экосистемы

Пресноводные экосистемы


Пресноводные экосистемы — это реки, озера, болота, пруды. Все они занимают лишь 0,8% поверхности нашей планеты. Хотя в пресных водоемах обитает более 40% известных науке рыб, пресноводные экосистемы все равно значительно уступают в видовом разнообразии морским.

Главным критерием отличия пресноводных водоемов является скорость течения воды. В этой связи выделяют стоячие и проточные. К стоячим относятся болота, озера и пруды. К проточным — реки и ручьи.
Для стоячих водных экосистем характерна ярко выраженное распределение биотических организмов в зависимости от слоя воды:

В верхнем слое (литорали) главным компонентом является планктон и прибрежные заросли растений. Это царство насекомых, личинок, здесь обитают черепахи, амфибии, водоплавающие птицы, млекопитающие. Верхний слой водоемов является охотничьими угодьями для цапель, журавлей, фламинго, крокодилов, змей.

Средний слой водоема называется профундаль. Он получает намного меньше солнечного света, а питанием служат вещества, оседающие их верхнего слоя воды. Здесь обитают хищные рыбы.

Нижний слой воды называется бенталь. Огромную роль играет состав почвы, ила. Это место обитания придонных рыб, личинок, моллюсков, ракообразных.

Морские экосистемы


Самой большой морской экосистемой является Мировой океан. Он подразделяется на более мелкие: океаны, моря, соленые озера. Все они занимают свыше 70% поверхности нашей планеты и являются важнейшей составляющей частью гидросферы Земли.

В морских экосистемах главным компонентом, продуцирующим кислород и питательные вещества, является фитопланктон. Он формируется в верхнем слое воды и под действием солнечной энергии вырабатывает питательные вещества, которые потом оседают в более глубокие слои водоема и служат питанием для остальных организмов.

Большие морские экосистемы — это океаны. В открытом океане видовое разнообразие невелико по сравнению с прибрежными зонами. Основная масса живых организмов сосредоточена на глубинах до 100 метров: это различные виды рыб, моллюсков, кораллы, млекопитающие. В прибрежных зонах морских экосистем видовое разнообразие дополняется многочисленными видами морских животных, амфибий, птиц.

В прибрежных зонах морских экосистем выделяют более мелкие (по территории): мангровые болота, шельфы, лиманы, лагуны, солончаки, коралловые рифы.

Места на побережье, где морская вода смешивается с пресной (устья рек), называются эстуариями. Видовое разнообразие здесь достигается максимума.

Все морские экосистемы весьма устойчивы, способны сопротивляться вмешательству человека и быстро восстанавливаются после антропогенного влияния.

Искусственные водные экосистемы


Все искусственные водные экосистемы созданы человеком для удовлетворения собственных нужд. Это разнообразные пруды, каналы, заводи, водохранилища. К более мелким относят океанариумы, аквариумы.

Для искусственных водных экосистем характерны следующие черты:

  • Малое количество видов растений и животных
  • Сильная зависимость от деятельности человека
  • Неустойчивость экосистемы, так как ее жизнеспособность зависит от влияния человека.

Показывает четко выраженное единство структуры и функционирования. Охарактеризовать водоем можно просто, как: ручеек, речка, река, лужа, пруд, озеро, море. А сложнее, – как экосистему.

Основные компоненты экосистемы

Я пришел к выводу,

– пишет известный американский ученый Е. Одум, –

что так же, как лягушку считают классическим объектом изучения животного организма, пруд – пример для начального изучения экосистемы… Без перегрузки для начинающего исследователя большим количеством деталей в пруду могут быть собраны, для изучения четыре основных компонента экосистемы .

Что же это за четыре компонента, составные части экологической системы (и в масштабах пруда, и в масштабах всей биосферы, которую можно воспринимать как экосистему планеты Земля)?

  1. Прежде всего, это неживые вещества – основные составные части среды, неорганические и органические слагаемые ее.
  2. Затем производители, в основном земные растения, которые из неживой среды извлекают под влиянием солнечной энергии различные вещества и создают, продуцируют массу живой материи.
  3. Далее идут все остальные живые существа, которые живут, либо потребляя массу зеленых растений, либо пожирая других животных.
  4. И наконец, – грибы и бактерии, которые существуют за счет мертвых тканей животных и растений: они перерабатывают и разлагают эти ткани на простые вещества, которые вновь используются растениями.


Лягушка — частый обитатель водоема

Экосистема

Четыре компонента и один круговорот, круговорот веществ в природе. От простых веществ через растения, животных, грибы и бактерии – вновь к простым веществам.

Вертится эта мельница беспрерывно и в пруду, и в экосистеме планеты в целом. А двигателем является солнечная энергия.

Таким образом, экосистемой может считаться такая система из неживых и живых компонентов, в которой эти все четыре составных действуют, живут, развиваются.

Отсюда можно сделать вывод, что экосистема не камень, она живая, составные ее части объединены, связаны в одно большое целое . Если какие-то составные части плохо работают, другие части этого целого берут на себя долю их работы. Поэтому – экосистема очень устойчива, сбалансирована, уравновешена, находится в гомеостазе , как говорят экологи. Гомеостатический механизм позволяет экосистеме не только регулировать равновесное состояние системы, но и восстанавливать равновесие, если оно нарушено. До той поры, конечно, пока антропогенный пресс не становится таким мощным, что никакой гомеостаз не спасает устойчивость экосистемы.

Пруд как экосистема

Рассматривая пруд как экосистему , можно сделать три важнейших экологических вывода:

  1. все элементы этого водоема тесно увязаны, взаимодействуют, нарушение действия одного из элементов вызывает нарушение структуры и жизни всего пруда;
  2. система находится в некотором равновесии, гомеостазе и способна восстанавливать это равновесие, если вмешательство лишь нарушает это равновесие, а не разрушает сами связи, не вызывает экологическую катастрофу системы;
  3. подобно живому организму система живет, она появляется, развивается, прогрессирует, достигает расцвета, затем переживает упадок, регрессию и гибель (пример: временные водоемы, которые образуются при таянии снегов, в половодье и обычно пересыхают, гибнут летом).

Оценка состояния водоема

При оценке состояния водоема следует учитывать:

  1. Антропогенное давление на любой из компонентов системы. Допустим, в замкнутом водоеме ведется интенсивный любительский лов рыбы, превышающий допустимую степень эксплуатации. Для поддержания рыбьего стада периодически надо вносить, вселять рыбью молодь в водоем. Еще пример: плотность посадки рыб в водоеме при зарыблении оказалась столь высока, что кормов им не хватает. Надо вносить корма извне, подкармливать рыб.
  2. Антропогенное давление на всю систему в целом столь сильное, что равновесие не восстанавливается. Пример: мытье в водоемах автомобилей, мотоциклов или других транспортных средств (о вреде оставляемой на поверхности воды пленки нефтепродуктов всем известно). Или интенсивное использование водоема владельцами моторных лодок.
  3. «Возраст» и ступень развития водоема. В частности, надо посмотреть состояние воды и рыб в ней. Бывает, что от учета водоемов до развертывания операции по спасению мальков из них проходит несколько дней. Так вот, при учете нужно посмотреть, выдержат ли мальки эти несколько дней, может, вода уж так плоха, рыбы задыхаются, а весь водоем близок к гибели, что операцию по спасению молоди откладывать нельзя.



Чистота водоема это важный фактор для оценки состояния водной экосистемы

Водоем как экосистема – его биогеоценоз

Систему водоема можно назвать и биогеоценозом – объединением живых и неживых ее частей. Нас же с точки зрения экологии интересует только живая часть этой системы. Если отодвинуть в сторону неживой компонент системы, то три последующие образуют биоценоз. В биоценозе водоема тоже гомеостаз, равновесие, увязка всех его составных, есть развитие. Можно представить биоценоз в виде шахматных фигур – отдельные виды животных и растений: все ходят по-разному и порознь, но все взаимосвязаны и в целом образуют игру, жизнь на шахматной доске.

Из всех связей биоценоза важнее уловить пищевую цепь. Цепь эта всегда начинается с потребления солнечной энергии, следовательно, ее начало – растения. Попробуем составить пищевую цепь. Микроскопические планктонные водоросли потребляют рачки дафнии, их – мелкие личинки насекомых, которые становятся пищей молоди рыб, а эту молодь в свою очередь поедают рыбки покрупнее, тех же с аппетитом пожирают окуни, щуки, ну, а этих рыб ловим из водоема уже мы. Хорошая пищевая цепь получилась.

Кстати, все, что мы потребляем, кроме поваренной соли и воды, – это солнечная энергия, «пропущенная» через пищевую цепь. Чем короче цепь, тем полнее, без потерь, доходит до нас эта энергия. Поэтому человек или животные-хищники на суше редко питаются плотоядными птицами и зверями – это нерациональное удлинение цепи. Только в воде мы с удовольствием вылавливаем и затем поедаем хищников, например , окуня, судака.

Но бывает, что пищевая цепь получается в водоеме и не столь благополучной. Например: водоросли – дафнии – личинки – мальки – ерши. А щуки? Щукам остаются ерши, но из-за острых шипов на плавниках не очень любят их зубастые хищницы. К малькам же не подобраться, они на мелководье, там щукам не очень привычно, а вот ерши там так и снуют. Сам по себе – отменная рыба в ухе, но в водоеме с более ценной рыбой он выступает ее конкурентом и превращается в сорную вредную рыбу. Ясно, что это надо учесть при оценке водоема, а затем вместе со специалистами помочь ценным рыбам: организовать своего рода «прополку» водоема от сорняков.

Отношения между соседствующими видами в водоеме

В биоценозе могут существовать не напряженные и напряженные отношения между соседствующими видами в водоеме .

Например, напряженные пищевые отношения – это когда виды конкурируют из-за сходных кормов. Зарыбление водоемов видом рыбы, которая питается теми же кормами, что и рыбы-старожилы в этом водоеме, не даст эффекта. Другое дело, если при зарыблении удастся избежать пищевой конкуренции видов рыб из-за расхождения их пищевых потребностей. Тогда и рыбы-старожилы живут успешно, и вновь вселенные рыбы хорошо растут, дают хороший улов. В последнее время рыбоводы стараются зарыбление проводить не одним видом рыб, а несколькими не конкурирующими по кормам рыбами, например карпом и пелядью. Блестящий результат дает вселение в водоем толстолобика, белого амура и карпа. Карп собирает корм возле дна, толстолобик питается планктоном, фитопланктоном (цветущая вода), а белый амур поедает высшую водную растительность.

Оценка водоема

При оценке водоема следует отнести его к естественным или к водохранилищам. К первым относятся реки, озера. А пруд? Он, конечно, искусственный водоем, образованный запрудой, но не всякий пруд может считаться водохранилищем. Может быть, решающее значение имеют его размеры? Нет, не размеры, не объем воды важен. Основным признаком водохранилища – и огромного и маленького пруда – является возможность регулирования расхода воды из водохранилища и его уровня.



Водохранилище — искусственный водоем

Рыбоводные пруды

Для рыбоводства удобнее всего такие водохранилища, из которых можно совсем спустить воду. Обычно это рыбоводные пруды . После спуска воды можно вновь заполнять водоем и зарыбить только теми породами рыб, которые дают наибольший эффект при выращивании. Спускные водохранилища – лучшее средство борьбы с рыбной конкуренцией, лучшая «прополка» водоема от рыб-сорняков.

Продуктивность водоемов можно повышать и другими путями, например внесением в водоем кормов для рыб или вселением кормовых организмов, которые сами будут быстро размножаться на радость рыбам и рыбоводу. Продуктивности водоемов способствует и удаление из них врагов промысловых рыб. Врагами рыб могут быть позвоночные – птицы, звери, но могут быть и беспозвоночные. Многие личинки насекомых поедают мальков рыб, а в целом все беспозвоночные в водоеме уничтожают больше пищи, чем все взятые вместе рыбы этого водоема.

А еще необходимо учитывать оценку берегов, мелководий и заливов, характера и скопления водной растительности, температуры воды в разных местах и прогрева на разных глубинах…

Поэтому водоем – это очень сложный объект природы.

Биоценоз водоема

Иными словами водоем – это живой организм, комплекс неживых и живых компонентов, образующих биоценоз, а у биоценоза есть молодость, зрелость, старость. Если биоценоз водоема сегодня способствует нересту, развитию ценных рыб, то наша задача сохранить подольше этот возраст водоема, постараться отодвинуть его старение. Если же биоценоз водоема склоняется к старению, надо тщательно установить причины этого явления и, если это возможно, постараться убрать ряд этих причин и омолодить водоем.

Обследование водоема

Чтобы определить, в каком состоянии находится водоем , надо его обследовать.

  • Прежде всего вид водоема – речка, река, озерцо, озеро;
  • размер водоема;
  • движение воды – проточная, полупроточная, стоячая.
  • Наряду со скоростью учитывается плавность течения : при большом уклоне речная вода может нестись с большей скоростью, но в северных реках это обычно плавное быстрое течение, а на юге в горных районах скорость реки часто выше, вода образует буруны, водовороты среди камней. В замкнутых озерах подвижность воды зависит от характера берегов: при открытых берегах ветер свободно гуляет, образуя волны и перемешивая водную массу, в лесных озерах зеркало воды редко морщится от ветра и вода слабо перемешивается, нижние слои могут быть значительно холоднее, могут быть бедны кислородом. Значит, в характеристику водоема входит описание его берегов. Определяются размеры (длина, ширина) и глубина водоема.
  • Сведения о наибольшей глубине в характеристике водоема должны сочетаться со сведениями о более мелких заливах, хорошо прогреваемых отмелях. Определяют прозрачность воды, цвет, вкусовые качества.
  • Пробы воды на кислотность доставляются в лабораторию на анализ. По этим пробам можно определить источники загрязнения воды и подать сигналы в санитарно-эпидемиологическую станцию.
  • Не всегда легко предотвратить загрязнение водоемов. Большую роль в соблюдении чистой воды играют истоки рек и речек, питающих водоемы. Порой эти родники бывают загрязнены, берега затоптаны, в воду попадает мусор. Необходимо очищать родники, устанавливать около них скамейки, строить мостики, с которых можно набрать воду, не разрушая берега. Дно родников надо зачистить от мусора, ила, коряг. Все обнаруженные родники нумеруются, заносятся в характеристику основного водоема, если возможно, их местоположение наносится на карту, топографическую схему. Существуют общие требования к составу в водоемах. При оценке содержания кислорода в воде в полевых условиях, если вода не сильно загрязнена, можно исходить из средних показателей.

Выше 30°С вода прогревается только на мелководье, рыбы такую теплую воду, бедную кислородом, не любят и отходят на глубину. Повсеместный прогрев воды выше 25°С практически встречается только в мелких, отшнуровавшихся водоемах и из таких водоемов рыб надо переселять наиболее срочно.

Наконец, оценивая водоем, в его паспорт заносят данные о населяющих его рыбах и других водных обитателях, в том числе врагах рыб.

Сведения о водных растениях

Заносятся в паспорт и сведения о водных растениях .



Водные растения — важный элемент любого водоема

Водоросли и мхи – исконные водные растения. Водоросли и мох фонтиналис целиком погружены в воду, мох сфагнум имеет водные экологические расы, растущие под водой (обычно в лесных озерах), чаще же сфагнум растет по болотистым низинам, временно заливаемым. Эти заросли полезны для мальков, хотя длинные нити зеленых водорослей порой так разрастаются, что мальки в них запутываются и гибнут. Все же в здоровом зрелом водоеме эти растения не разрастаются сплошной массой.

Иначе обстоит дело с высшей водной растительностью – цветковыми растениями . Эти растения ранее, в ходе эволюции, покинули воду, переселились на сушу, а затем отдельные представители сухопутных растений вновь ушли в воду. Но характерно для них всех одно – почти все они не утеряли окончательно связь с бывшей родинойвоздушной средой. Ряска плавает на поверхности воды, кубышки и кувшинки выносят на поверхность листья и цветки (не цветут, если листья не достигли поверхности), элодея и перистолистник поднимают над водой цветки, камыши и осока растут над водой, лишь корни, нижняя часть стебля у них в воде.

Если присмотреться к этим растениям то мы увидим, что в водоеме они располагаются обычно видовыми сообществами: вот отмель с лесом из элодеи , рядом бухта с роголистником, поодаль заросли рдестов, поглубже плавают зеленые тарелки кувшинок. Роголистник – единственное из высших растений, утерявшее связь с воздухом: он даже цветет в воде. У него нет корней, он тяжелый, погружен в воду. Если заросли роголистника плотно заполняют отмели, верхушки стеблей достигают поверхности воды, надо прореживать эти заросли: в них рыбам тесно, а хищные насекомые развиваются там успешно, подкарауливают мальков. Заросли роголистника легко удаляются руками, граблями, их выволакивают на берег, подальше от воды.

Плохо, когда бурно разрастается элодея, ее заросли тоже мешают молоди рыб, создают для них излишне опасную зону. Убрать элодею так же легко, ее корни-якоря неплотно держат растение на грунте.

У поверхности встречается похожее на роголистник, с мелкими иссеченными листьями плавающее растение от светло-зеленого до ярко-пурпурного летом цвета. Пушистые стебли плавают горизонтально, обильно ветвятся, цветки – над водой. Если присмотреться к этим стеблям – среди листочков видны пузырьки. Это – хищное растение пузырчатка. В пузырьки могут проникнуть мелкие животные, но из пузырьков обратно хода нет. Рачок или малек рыбы застревает, потом соки растения растворяют добычу, а стенки пузырька всасывают питательный раствор. Понятно, что этому хищнику не должно быть места в нерестовых водоемах, на отмелях, где происходит естественный нерест рыб. Пузырчатка не только может посягнуть на мальков рыб – в их самой сложной и ответственной стадии жизни, когда они слабы и беспомощны сразу после выклева из икры, – она к тому же выступает пищевым конкурентом мальков, поглощая несметные количества питательных коловраток и рачков – первичный корм рыбных малышей.

Плавающая на поверхности ряска всех видов и приповерхностный вид – ряска трехдольная (ее листики не касаются воздуха) не страшны, пока не начинают бурно затягивать все заводи, а потом и весь водоем. Зарастание всей поверхности ряской – признак старения водоема. Такие рясочные «льды» надо убирать. Из водоема ряску вылавливают мешком, надетым на квадратную раму, плотным сачком. Ряска – хороший витаминный добавок к корму свиней и птиц, так что полезно ее высушить, собрать и использовать на фермах. Наконец, рогоза, осока, тростник – жесткая прибрежная растительность. Если ее немного по берегам, она не мешает, а если эти полуводные травы разрастаются, они мешают рыбоводству, могут поглотить и весь неглубокий водоем, превратить его в . Разрастание этих трав по площади водоема – признак старения водоема. Поэтому эти растения надо активно выкашивать. Вот основные сведения о водоеме, как экосистеме.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!