Понятие самопознания. Самопознание человека

С раннего детства человек задаётся вопросом о том, кем он является, пытается разобраться в себе, в своём внутреннем мире. Так начинается процесс самопознания . И это не только созерцание себя, но и наблюдение за своими поступками, мыслями с целью их совершенствования. Ведь познание себя без внутренней работы лишено смысла .

Одним из главных требований к этому является признание собственного невежества и желание обрести это знание . Одним самоанализом невозможно познать себя. Недостаточно и логических рассуждений или иной умственной деятельности. Необходимо пробудить сознание своей Божественной природы и делать это лучше под руководством опытного наставника или Учителя, обладающего знаниями.

Каждый человек — это отдельный мир , который хранит в себе множество загадок. И как сложно постичь внешний мир, так же непросто познать внутренний мир человека. Это очень увлекательная, сложная, но достижимая задача.

Интересен тот факт, что это не разовый процесс, а постепенный. Открывая в себе одну какую-то часть, постепенно человек узнает ещё что-то новое . И в конечном итоге это может занять всю жизнь, делая её невероятно увлекательной.

Для того, чтобы понимать себя, необходимо так же отдавать себе отчёт в том, что движет поступками, каковы внутренние мотивы . Такая оценка должна быть объективной.

С каждым этапом самопознания человек меняет себя, меняет своё отношение к жизни. Он открывает в себе всё новые и новые стороны, новые возможности, о которых не догадывался ранее.

В древних учениях под самопознанием понималось познание своей глубины , в которой открывалась божественная природа человека. Оно объединялось с проработкой душевных состояний. Такое самопознание выводило человека за пределы познания собственного Я.

Чтобы заниматься самопознанием, человек должен иметь не только желание, но и узнать, какие способы самопознания существуют . Это может быть религия, философия, психология, различные медитативные техники или телесные. Важно понимать, к какому результату приводит тот или иной способ познания себя.

Человек должен постоянно развиваться — это ещё одно из важных условий для познания себя. Самопознание постоянно отстаёт немного от объекта познания.

В процессе познания себя важно не принижать свои качества, а также не преувеличивать их. Именно трезвая оценка и принятие себя таким, как есть является залогом для правильного развития личности. В противном случае могут проявиться высокомерие, самоуверенность или наоборот робость, замкнутость, стеснительность. Эти качества станут непреодолимым барьером на пути к самосовершенствованию.

Некоторые философы высоко ценили самопознание . Так Сократ говорил о том, что оно является основой всякой добродетели. Лессинг и Кант утверждали, что это начало и центр человеческой мудрости. Гёте писал: "Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся выполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в тебе заключено".

Каждый человек рано или поздно начинает задумываться о собственном предназначении, смысле жизни, познает себя как личность. Данный психический процесс называется самопознанием. Познание себя начинается с самого рождения, когда ребенок начинает принимать себя как отдельное существо от своей матери. После чего в течение всей жизни самопознание формируется и преобразуется в зависимости от становления личности.

Процесс самопознания глубоко интимный. Некоторые ученые полагают, что самопознание во многом зависит от окружающей действительности. В детском возрасте ребенок выражает себя так, какой пример видит у своих родителей. Поэтому во многом познание самого себя проявляется в соответствии с окружающим миром.

Для того, чтобы понять свое предназначение, достичь баланса и гармонии с самим собой, необходимо реально оценивать степень познания самого себя. До самой старости человек познает глубины своего существования и делает определенные выводы о собственном месте в мире.

Самопознание

Процесс познания себя называется самопознанием. Он формируется на протяжении всей жизни, трансформируясь в зависимости от обстоятельств. На самопознание человека влияют различные факторы, такие как социальный статус человека, его социальные роли, характер и темперамент, творческие и физические способности и многое другое.

Формирование личности происходит на протяжении все жизни. Человек рождается, начинает изучать внешний мир и приходит к осознанию себя как отдельной личности. В младенчестве ребенок осознает и принимает себя через свою мать. В последующем он начинает понимать, что является отдельным от нее человеком, начинает учиться принимать и изучать себя, свое тело, поведение, реакцию на него окружающих.

Психологи утверждают, что влияние различных факторов на процесс самопознания необратимо. Поэтому чем больше положительных примеров ребенок увидит в детстве, тем обстоятельнее пройдет процесс самопознания в его жизни.

Психологическая зависимость от различных обстоятельств также может быть связана с какими-то трудностями в детском возрасте.

С процессом становления личности человек начинает понимать, что окружает его, в какой действительности находится, как влияет на него общество и как он сам влияет на общественные процессы.

Самопознание и развитие личности

Для того, чтобы человек смог реализовать себя в жизни, очень важно осознавать свое предназначение и место. Самопознание личности обеспечивает человека потенциальным успехом. От того, насколько глубоко он знает себя, зависит его самореализация и дальнейшая деятельность.

Люди, которые не могут найти свое место в жизни, обычно очень критичны, недоверчивы и придирчивы. Для того, чтобы научиться смотреть на мир реалистично, нужно сначала научиться видеть себя. Для достижения максимальных возможностей в своей жизни, человек должен познать себя.

Самопознание и саморазвитие неразрывно связаны между собой. Развиваясь, человек познает себя. Познавая себя, человек развивается. Эти два фактора всегда идут рука об руку. Невозможно развиваться, не познав свои предпочтения, возможности, таланты. Самопознание личности формирует определенный круг интересов и возможные сферы деятельности человека.

Многие люди уже в детском возрасте знают, кем хотят стать, когда вырастут. Такой процесс самопознания доступен не каждому. Ученые до сих пор не могут ответить на вопрос, почему некоторые дети уверены в своем будущем, а другие — нет. Возможно, определенную роль играет потенциал родителей и их позитивный настрой. От воспитания ребенка очень сильно зависит процесс его самопознания.

Некоторые психологи утверждают, что процесс самопознания формируется по мере способности человека развиваться как личность. Ряд факторов, влияющий на данный процесс, обуславливают успешность развития личности, узнавая свой внутренний мир, темперамент, знакомясь со своими отличительными чертами и возможностями, человек начинает принимать себя таким, какой он есть. Это оказывает большую роль на процесс самореализации.

В зависимости от типа и способа мышления, человек получает определенный ряд качеств, которыми он будет обладать в жизни. От этого также будет зависеть саморазвитие. Кроме того, большую роль здесь имеет уверенность в себе. Закомплексованный человек будет менее востребован в обществе, несмотря на свои умения и таланты. Он не сможет выразить себя так, как хотелось бы ему самому. Поэтому процессы самореализации и самопознания также взаимосвязаны.

Самопознание и саморазвитие не только взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Развитие и прогресс невозможен, если не осознавать свою принадлежность, отличительные черты и качества. Человек развивается, узнавая о себе новое, тем самым использует свои новые качества на свою пользу. В процессе самопознания люди начинают осознавать свою важность, тем самым получая больше возможностей для развития. Человек, который развивается, растет над самим собой, становится мудрее, опытнее и востребованнее в любой сфере.

Виды самопознания

Становление личности претерпевает изменения на протяжении всей жизни человека. Существует несколько видов самопознания, которые играют огромную роль в межличностном и внутри личностном взаимодействии. Виды самопознания отличаются в зависимости от личностных процессов. Очередность данных процессов обусловлена различными факторами: анализ собственного я, принятие себя как личности, оценка своих возможностей и способностей.

Зная некоторые основы своего поведения и поведения окружающих, человеку будет легче развиваться, поскольку он будет понимать многие поведенческие моменты. Существует ряд способов, помогающих заняться самопознанием осознанно.

  • Самонаблюдение. Человек преднамеренно фиксирует свой взгляд на поведении, наблюдает за собственными реакциями на разные события, отслеживает свои взгляды и их зависимость от разных факторов. В результате анализа собственной личности, человек получает целостное представление о мире и сопоставление его с собственными ощущениями.
  • Самоанализ. Данный процесс тесно связан с самонаблюдением. Проанализировав некоторые моменты можно реально оценить свои возможности и поведенческие реакции, возникающие в процессы реакции на различные факторы.
  • Сравнение себя с другими людьми. Сравнивая собственное поведение и поведение окружающих людей можно трезво оценить многие ситуации и работать над исправлением собственных ошибок. Результатом успешного сотрудничества однозначно будет данный процесс. После внимательного изучения собственных реакций и реакций других людей, можно научиться успешно взаимодействовать с ними.
  • Моделирование личности. Используя собственные знания о личности, можно контролировать и регулировать многие психологические реакции. Понимая важность самоконтроля формируется ряд представлений о собственной личности и об окружающем мире.

В процесс самопознания человек начинает осознавать свою сущность, принадлежность и смысл собственного существования. Результатом самопознания является принятие себя как личности и умение находить даже в своих недостатках положительные черты.

Помимо того что существуют методы самопознания, есть также и средства самопознания, с помощью которых человек может легче пройти пути признания себя.

  • Отчет самому себе. Заключается в письменном или устном ежедневном отчете о пройденном дне, увиденном в течение дня, своем поведении. Обязательно фиксируются даже небольшие моменты. В настоящее время очень популярны блоги, которые ведутся в интернете. В них можно фиксировать все события, произошедшие за день. Если человек не желает выставлять напоказ свою жизнь, можно воспользоваться дневником, в котором будет вестись запись важных событий, происходящих в жизни.
  • Психологическая литература и кино. Существует масса полезных документальных фильмов о познании себя, а также профессиональной литература, с помощью которой будет легче разобраться с миропониманием и принять себя как личность. Сравнивая себя с героями фильмов или персонажами книг, можно получить новые знания о собственной персоне.
  • Психологические тесты. Они помогают людям выбрать направленность своих талантов, выделить темперамент и явные черты характера. С их помощью можно понять свою принадлежность какой-либо профессии или склонность к той или иной деятельности. Многие компании предлагают пройти не только профессиональные тесты, но также и тесты на изучение самореализации и личностного роста. Подготовленному человеку будет намного проще разобраться с разными ситуациями, предварительно изучив подобные работы.

Кроме того, всегда можно обратиться к психологу, который с помощью специальных методов поможет каждому человеку обрести знания о самом себе, помочь расставить приоритеты и определить функции самопознания для каждого человека. Психологическое консультирование очень развито в большинстве европейских стран. В России в последнее время также стали обширно развиваться центры психологического консультирования, где каждый человек может получить ответы на интересующие его вопросы, в том числе получить консультацию о самопознании.

Тренинги проводятся как в индивидуальном, так и в групповом порядке. В зависимости от пожеланий и возможностей человека, можно подобрать для себя соответствующий метод. Не все люди могут справиться с данным вопросом самостоятельно, поэтому часто обращаются за консультацией к специалисту. Верное решение проблемы не всегда можно отыскать самому, поэтому нет ничего особенного в том, чтобы получить помощь специалиста.

Первичное самопознание

Процесс самопознания начинается с младенчества. На протяжении всей жизни он видоизменяется и приобретает все более очерченные формы. Первичное самопознание обретает свое становление еще в раннем детстве. От него зависит доверие к миру и к самому себе.

Самая первая ступень в самопознании — первичное. Ребенок формирует представление о себе и о других людях, начинает познавать мир, знакомится с реакциями людей и со своими собственными. Процесс самопознания заложен в мозге. С самого рождения человек начинает учиться принимать себя таким, какой он есть.

Благодаря правильно организованной помощи родителей, процесс первичного самопознания будет проходить легче. В связи с большим влиянием родителей на своего ребенка, часть его представлений о себе и об окружающем мире будет неразрывно связана с представлением о нем родителей. В результате похвалы или наоборот, появляющиеся конфликты в семье, ребенок начинает познавать себя и учится принимать мир.

Несмотря на то, что первичное самопознание закладывается в раннем возрасте, кризис данного этапа наступает в более зрелые годы. Встречая на своем пути какие-либо препятствия, несоответствие своим ожиданиям, измененный мир начинает представляться не таким, каким он был в раннем детстве. Подростки часто склонны идеализировать окружающую действительность, однако, в какой-то момент наступает кризис. Это и называется кризисом первичного самопознания, когда собственные представления стали претерпевать некоторые изменения, с которыми нужно смириться.

Конфликт с первичным самопознанием

В результате познания себя и окружающей действительности люди обычно выделяют некоторые факторы, которые в дальнейшем оказывают большое влияние на их жизнь. Так, например, обычно большое значение для индивида имеет отношение к нему других людей. Общее впечатление о самом себе формируется, в том числе, и через взгляды окружающих на его личность.

Способы самопознания предполагают изучение собственного «Я» глазами окружающих. Владея определенной информацией от других людей, человек получает массу полезной информации о своей личности, а также формирует собственное мнение об окружающей его действительности.

Не всегда человек слышит и видит то, что хотелось бы. Поэтому нередко на этой почте образуется конфликт с первичным самопознанием. Люди склонны отмечать в себе лишь положительные качества, забывая о некоторых негативных моментах.

Вторичное самопознание

Целью самопознания является углубленное изучение собственных характеристик и использование их в собственных интересах. В результате становления личности, она претерпевает некоторые изменения, благодаря многим факторам, влияющим на жизнь человека.

С течением времени индивид может терять одни свои качества и приобретать другие. В результате такого процесса начинается частичное стирание представлений о собственном «Я». Претерпевая данные изменения, человек становится вынужден принимать «нового» себя. Через некоторое время начинается принятие себя через взгляд окружающих. Очень часто люди видят себя не такими, как видят их знакомые и родственники. Это тоже является частью самопознания. Принятие себя с разных позиций имеет огромную роль в процессе становления личности.

В процессе становления личности, наступает момент, когда человеку кажется, что он отлично знает себя и собственные реакции на что-либо. Этот период называется вторичным самопознанием. Он формируется после успешно пройденного кризиса первичного самопознания. Человек начинает осознавать собственную независимость, важность своих суждений и реакцию на них окружающих.

Для того, чтобы успешно пройти данный этап, необходимо лишь внимательно относиться к собственной личности на протяжении выбора особенно важных моментов.

5 простых упражнений на самопознание

Процесс самопознания продолжается постоянно, не прерываясь ни на минуту. Не всегда он происходит осознанно. Часть собственных знаний о себе мы получаем подсознательно. Не всегда есть возможность контролировать свои действия, однако большинство людей склонны анализировать свои поступки, даже после того, как прошло много времени. Существуют некоторые простые упражнения, которые помогают принять себя таким, каким есть.

Наблюдение за собой

Процесс самопознания характеризуется массой различных оценочных суждений о себе. Так, например, наблюдая за собой преднамеренно, можно выделить у себя множество качеств, которые ранее совершенно не замечал.

Когда наблюдаешь за своим поведением и начинаешь отслеживать собственные реакции на различные раздражители, появляется чувство удовлетворенности и контроля над действительностью.

Детальное сравнение

Сравнивая себя с другими людьми, индивид получает массу полезных знаний и о собственной личности. Процесс самопознания будет проходить более успешно, если человек пользуется методом сравнения себя с другими людьми.

Процесс самопознания формируется в ряде случаев исключительно благодаря сравнению. Детальное изучение поведения других людей и сравнение их со своими собственными накладывает большой отпечаток на самопознание.

Составление личностного портрета

Данный метод подразумевает углубленное изучение собственной личности путем составления личностного портрета. Этим методом пользуются многие психологи, помогая пройти путь к самореализации на персональном консультировании.

В результате самопознания с помощью данного метода, можно получить много новых знаний о своем поведении, реакции на конфликтные ситуации, а также сделать анализ некоторых поведенческих реакций.

Данный метод помогает строить благополучные отношения с людьми, поскольку в результате составления личностного портрета, человек начинает понимать особенности и реакции собственного «я». Тем самым он получает возможность самоконтроля во многих ситуациях.

Соединение противоположностей

Поскольку человек за свою жизнь сталкивается со множеством различных ситуаций, никогда нельзя исключать то, что он может столкнуться с противоположными объектами. Так, например, предполагая положительную реакцию на поведение другого человека, он может неожиданно увидеть негативный вариант.

Это связано с особенности целостного восприятия самого себя и других людей. Поэтому особенно важно уметь контролировать свои эмоции и отслеживать собственные желания и чувства. В результате принятия себя процесс самопознания становится намного проще.

Оценивание людей с упором на новые знания полученные в процессе саморазвития

Сравнивая себя с другими людьми, можно узнать много нового о собственной личности. Самопознание подразумевает сопоставление и анализ различных ситуаций. Вокруг каждого человека происходит множество изменений. Жизнь не стоит на месте и водоворот событий подразумевает постоянное развитие. Для верной оценки ситуации, человеку всегда следует сравнивать свое поведение и реакции с другими людьми.

Личность претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Самопознание помогает человеку понять, как можно улучшить свою жизнь, ведь благодаря верной реакции в каждой конкретной ситуации можно научиться управлять событиями.

Существующие способы самопознания помогают сформировать верное мнение о собственной личности, чтобы в дальнейшем использовать его для своей выгоды. Благодаря верному познанию и принятию самого себя, человек получает массу новых открытий, становится более открытым окружающему миру и находит гармонию с собой.

Человек, в отличие от животных, – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.

Самопознание изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самопознание может быть опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным (выступает в форме самонаблюдения).

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Познание себя путем познания других . Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3–8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание . С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.

Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.

В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Самооценка эмоциональное отношение к собственному образу.

Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

На формирование самооценки влияют следующие факторы:

– сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;

– оценка других людей;

– отношение личности к собственным успехам и неудачам.

Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке:

1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).

3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).

Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить свое самоуважение.

Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.


Самооценка

Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).

Нереалистическая : завышенная (у людей, ориентированных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориентированных на избегание неудач).

Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения . Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности.

Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности.

Самопознание путем самонаблюдения . На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.

Образ «Я» («Я»-концепция) относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Важным средством познания является самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем . Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты .

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, какрефлексия (лат. reflexio – обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании . Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т. д.


Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Процесс самопознания не характеризуется

1) самооценкой

2) формированием отношения к своей внешности

3) познанием общественных норм и ценностей

4) определением своих способностей

Ответ: 3.

Обратимся теперь к самому процессу самопознания как последовательной смене действий, позволяющей достичь целей самопознания. Постараемся ответить на вопрос: какие средства можно использовать в ходе организации самопознания?

К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие: самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторой «меркой», моделирование собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.

Самонаблюдение. Это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим поведением, действиями, событиями внутреннего мира. Человечество давно знакомо с самонаблюдением, которое одно время выступало как основной метод психологии и называлось «интроспекцией» (заглядывание внутрь), а сама психология получила название «интроспективной». В последующем от этого метода отказались как от основного, поскольку он очень субъективен и не дает точной картины психики человека, но как способ самопознания он имеет огромное значение.

Самонаблюдение бывает попутным малоосознанным и целенаправленным. Как попутное малоосознанное самонаблюдение осуществляется постоянно и тождественно функционированию нашего сознания. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются анализу.

Целенаправленное самонаблюдение имеет место тогда, когда мы ставим цель обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности, поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе определенные свойства и качества.

Из сказанного понятно, что и попутное, и целенаправленное самонаблюдение дают возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности общения и многое другое.

Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу (расчленению, расщеплению), в ходе которого черта личности или поведенческая характеристика расчленяется на составляющие части, устанавливаются причинно-следственные связи, идет процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве.

Пример. Вы установили или обнаружили путем самонаблюдения и фиксации неприятных эмоций, что застенчивы. Путем самоанализа уточняем, действительно ли это так, т.е. каковы признаки застенчивости. Вы можете себе сказать: «Я стесняюсь, я краснею (или бледнею), не могу внятно ответить на поставленные вопросы». Но если остановиться только на этом, то вас могут захлестнуть неприятные чувства и переживания, может возникнуть комплекс неполноценности. Однако это только первичный самоанализ. Далее, размышляя об этом, можно поставить вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими и родными людьми? - Нет. Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? - Нет. А в общении с незнакомыми людьми? - Да. Со всеми ли? - Нет, только с представителями противоположного пола. Таким образом, выясняется, что вы застенчивы, но не вообще, а с представителями противоположного пола. Чем это вызвано? Можно додумать, что это или стремление понравиться, или незнание, как себя вести в разных ситуациях, или неуверенность, проявляющаяся в общении с чужими людьми противоположного пола, которая возникла еще в детстве в результате насмешек и иронии по поводу вас. Вот мы и подходим к гипотетической истине в нашем гипотетическом примере. Оказывается, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаенная обида, пережитая в детстве, как результат насмешек над ним.

Как видим, приведенный здесь алгоритм самоанализа довольно прост, он лишь требует внимания к себе, некоторого времени и умения правильно задать себе вопросы и, привлекая жизненные факты, правильно на них ответить.

Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» - это условные понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой являются противоположности, например: умный -глупый, добрый -злой, справедливый - несправедливый, внимательный - невнимательный, трудолюбивый-ленивый. И мы обязательно в этой шкале находим себе место.

Пример. Вы говорите: «Я достаточно умный, но не очень обязательный, очень добрый человек, но иногда неуверенный в себе». Такие мерки формируются в вас на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на основе постоянного сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами. Мерки бывают разные: в виде шкалы, как в данном случае, или в виде рангов, когда вы ранжируете людей по степени выраженности того или иного качества, находя в этом ряду место и себе, например: вы можете выделить в себе сильные качества, которые дают вам силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные эмоции.

Однако в любом случае, сравнивая себя с некоторым «эталоном», мы даем себе самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это в конечном итоге приближает нас к познанию и построению Я-концепции.

Моделирование собственной личности относится уже к довольно специальным методам самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но, к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы самомоделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование - это отображение отдельных свойств и характеристик в символах, знаках, объектах реальных процессов (в данном случае своей личности, своих отношений с другими).

Простейшим приемом моделирования является, например, рисование себя: «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и многое другое. Рисунок облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что я могу и т. д. Эффектным является и такой прием, когда символами (например, кружочками) обозначаются Я и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д. Так можно обозначить и качества собственной личности: какие-то из них расположить в центре, какие-то - на периферии, сгруппировав их по степени близости друг к другу (одни - помогают жить, строить отношения с окружением, другие - мешают, делают личность слабой). После этого аналогичным образом проводится анализ, идет процесс размышления над собой, своим поведением и поступками. Практика показывает, что такие приемы значительно облегчают процесс самопознания, так как дают возможность вынести свой внутренний мир вовне, смотреть на него как бы со стороны.

Возможны и более сложные способы моделирования как структуры своей личности, так и своих отношений, например, с помощью ролевых игр и психодрамы, но эти способы требуют включения других людей и могут быть реализованы только под руководством опытного психолога.

Осознание противоположностей относится к способам, которые применяются на более поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно осуществить акты самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Поэтому самопознание будет неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как безусловно позитивную, или как безусловно негативную.

Пример. Ответственность - это сильное качество. Нередко мы говорим о необходимости воспитания ответственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности или сверхответственности мешает человеку, вызывает отрицательные переживания, так как быть ответственным везде и во всех ситуациях невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным характеристикам, - агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей разрушительности и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрелости, как неумение держать себя в руках, как отсутствие выдержки и самообладания. Но агрессивность - это одновременно и способность «выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса, очищения. Поэтому речь в плане воспитания и самовоспитания пойдет не о том, чтобы человек вообще не проявлял агрессивности, а об овладении приемлемыми способами ее выражения, например, важно научиться переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями, не приносящими вреда другим людям, животным, вещам, а также способами сдерживания, самообладания, терпения, терпимости и т.д.

Обычно человек, обнаружив и даже проанализировав то или иное качество, испытывает чувство удовлетворенности, если оно положительное и отвечает его потребности быть на уровне своих притязаний, или неудовлетворенности, если это качество относится к категории отрицательных, слабых. Такой подход является однобоким. Важно в позитивном (положительном) сильном качестве найти слабые стороны, а в отрицательном - положительные и сильные стороны. Именно такая внутренняя работа нередко позволяет провести переформулирование, замену качеств, в результате чего свойство принимается как собственное достояние, а его отрицательные последствия сводятся к минимуму. Разберем это положение на примере застенчивости.

Пример. Некоторые воспринимают застенчивость у себя как отрицательное качество, которое мешает в общении с другими людьми, и могут этот факт переживать очень сильно. Переживания, в свою очередь, усиливают подозрительность по отношению к окружающим. Подозрительность усиливает застенчивость. Круг замыкается. Застенчивость не принимается, с ней начинают бороться. Борьба на деле сводится только к усилению переживаний. Однако достаточно в застенчивости выделить сильную позитивную сторону, как она может быть безболезненно принята. Такой сильной стороной может быть, например, чувствительность к отношению людей, что выступает показателем тонкой душевной организации и внутреннего мира. Принять в себе чувствительность, тонкую душевную организацию легче, чем застенчивость, хотя по большому счету (за исключением нюансов) это одно и то же.

В целом необходимо заметить, что самопринятие - важный момент заключительной части самопознания, оно же является и отправной точкой для самосовершенствования, саморазвития, выступая одновременно и как этап самопознания, и как способ достижения единства и гармоничности личности, и как механизм саморазвития.

Самым широким и доступным способом самопознания является познание других людей. Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, мы переносим эти характеристики, нередко бессознательно, на самих себя, сравнивая себя с другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное, понять свое отличие от других и то, в чем конкретно оно заключается.

Обратимся к средствам самопознания.
Одним из распространенных средств самопознания является самоотчет, который может осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели, месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать свое поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе качества и черты личности, проявившиеся в «отчетном» периоде.

Другой формой самоотчета является ведение дневника. Преимущества этой формы несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда человек записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда надо выразить в словесной форме различные переживания, в результате чего происходит процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у нас есть, - свой жизненный опыт, который выступает в качестве важного результата нашей жизни и учения. В-третьих, в дневнике можно описывать свое прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать себе самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.

Следующими средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, - непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решению которых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу, обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки, отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотрев фильм, спектакль, прочитав художественное произведение, постарайтесь задать себе ряд вопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль в формировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания.

И, пожалуй, самые широкие возможности для самопознания предоставляет изучение психологии, в частности таких ее разделов, как психология личности, групп; социальная психология; психология познавательной деятельности. В настоящее время во многих средних и высших учебных заведениях психология стала обязательным предметом, что, несомненно, является положительным фактором. В связи с этим значительно увеличился объем популярной психологической литературы, где можно почерпнуть массу полезных сведений, повысить свою психологическую грамотность, расширить сферу самопознания.

Полезно использовать психологические тестирования, но надо иметь в виду, что лучше пользоваться серьезными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если есть возможность, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. К развлекательным тестам надо и относиться соответственно, не принимая их всерьез.

К специальным средствам самопознания следует отнести различные современные формы работы психолога. В ходе индивидуального консультирования психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием взаимодействия группы и психолога является создаваемая руководителем атмосфера доверия и взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей.

Достигнув в материальном мире определенных высот, человек часто остается неудовлетворенным, т.к. достигнутые цели не приносят душевного спокойствия. В жизни любого человека когда-нибудь наступает момент, когда он задает себе вопросы, касающиеся самопознания, самоопределения и осознания своего предназначения. Поначалу поиск ответов, через процесс самопознания происходит во внешнем мире. Человек может перечитать огромное количество книг, перепробовать на себе кучу различных практик, удариться в религию. В какие-то моменты может казаться, что истина, наконец, достигнута. Но на смену одной концепции приходит другая, и процесс может продолжаться бесконечно.

Что такое самопознание?

Самопознание – это процесс осознания себя: своей глубинной сути, смысла жизни, своих физических и психических возможностей. Эта потребность изначально заложена в человеке, в отличие от животных. Во всех религиях, особенно восточных, самопознание считается средством постижения единства с Богом, оно дает возможность найти внутри себя неисчерпаемый потенциал и успешно применить его в жизни.

Человек все основное в жизни делает сам: выбирает цель, совершает и исправляет ошибки, строит отношения с другими людьми. Придя к пониманию смысла и осознанию своих способностей, он становится интересным не только другим, но и самому себе, повышается личная самооценка, качество и полнота жизни.

Я-концепция и этапы ее эволюции

Я-концепция – это представления человека о себе и о своей роли в окружающем мире. Она может не соответствовать реальному положению вещей и приводить к конфликтам с реальностью. Если она адекватна реальности, то человек благополучно приспосабливается к миру и достигает в нем определенных успехов. В своем развитии осознание себя проходит несколько этапов:

Первичное самопознание – оно предполагает доверчивое восприятие мнений о себе других людей.

Кризис первичного самопознания – в определенный момент человек понимает, что мнения различных людей отличаются и могут быть противоположными. Человек начинает формировать свое собственное мнение.

Вторичное самопознание – происходит изменение привычных представлений человека о себе и начинается активное самопознание. Старая Я-концепция отвергается или существенно пересматривается, человек приходит к необходимости переделывать себя. Происходит то, что Дейл Карнеги назвал «Я – это не то, что вы обо мне думаете».

Методы самопознания

Самопознание начинается в тот момент, когда человек обнаруживает в себе определенные черты или характерные особенности поведения, оно происходит с использованием следующих методов:

  • Самонаблюдение. Этот процесс в психологии называется интроспекция и его цель заключается в наблюдении за своими внутренними ощущениями и поведением.
  • Сравнение. Человек начинает себя соотносить с другими людьми, со своими идеалами и нормами поведения в обществе.
  • Моделирование личности. Этим методом определяются личные симпатии и антипатии, исследуются причины конфликтов и на основе полученных выводов строятся новые отношения с людьми.
  • Метод единства противоположностей. Человек начинает понимать, что определенные его качества в зависимости от ситуации могут быть как положительными, так и отрицательными. Здесь решающую роль играет приятие себя как есть (со всеми достоинствами и недостатками).
  • Познание других людей с позиций новых знаний. Человек сравнивает себя с другими и дает оценку их поведения.

Средства самопознания

Самопознание приводит человека к лучшему пониманию себя, повышению его самооценки. Периодически возникает необходимость самопроверки, для которой используются следующие средства:

  • Самоотчет. Он может быть в форме дневника, блога, статей на тему личного развития, а может, в форме простого размышления и сопоставления.
  • Фильмы, книги, театральные спектакли дают возможность поставить себя на место героев и оценить реально свои способности.
  • Изучение психологии поможет точнее ориентироваться в происходящих событиях и давать оценку своего поведения уже с научной точки зрения.
  • Прохождение различных тестов даст возможность оценить достигнутый уровень личностного роста.
  • Консультации психолога помогут человеку выявить проблемы внутри себя и найти пути их решения.
  • Социально-психологические тренинги – отличное средство ускорить и стимулировать дальнейший процесс самопознания.

Человек в конце концов понимает, что главная цель – это научиться жить и наслаждаться жизнью . Это понимание может прийти не сразу, а лишь после страданий или долгого жизненного пути, позволившего получить необходимый опыт. А может произойти мгновенно, подобно озарению. Если человек становится на путь самопознания, это неминуемо произойдет.

Видео по теме самопознание:



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!