Пожалуйста!!!!!срочно анализ стихотворения бальмонт осень. Анализ стихотворения "Осень" Бальмонт

Российский поэт К. Д. Бальмонт (1867-1942г.), в своем творчестве очень часто обращался к природе, описывая ее красоту, загадочность и величие. Его стихи удивительно красивы и музыкальны, идеально подобранные рифмы, понятные слова и какая-то легкость написания, придает произведениям Бальмонта нежность, свежесть и певучесть. В стихотворении «Осень», поэт описывает начало осенней поры – разноцветную осень.
Это как раз тот период осени, когда в лесу уже «поспевает брусника», а «все деревья блистают в разноцветном уборе» и уже даже «нет в цветах благовонья». А используя метафоры для описания внутреннего состояния природы, «…осень проснется, заплачет…», «солнце смеется…», автор не только ярко изображает осеннюю пору года, но и наполняет ее жизнью. Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, также тоскует по весенней поре. Она грустит за прекрасными, теплыми летними деньками, но внутри ее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.
Но, кроме прямого описания осенней природы, в этом произведении имеется глубокий смысл, открывающий чувства и внутреннее настроение самого автора. Осенняя пора всегда навевает хандру, охватывая души людей, тонко чувствующих окружающий мир. Автор говорит, что «в сердце стало грустнее». То ли это состояние природы осенней поры так впечатляют поэта, то ли, грядущие перемены в обществе, поскольку стихотворение было написано в 1899 году. Сердце поэта охватывает грусть, даже «солнце реже смеется», а сама осень ассоциируется со слезами. Дождливая погода, что вполне характерно для второй половины осени, здесь является неким символом наступления не лучших перемен и не только в природе, как смена времен года.
Стихотворение «Осень» - яркий образец пейзажной лирики. Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать в этом стихотворении, и описание осени, и состояние своей души и чувств, которые наполняют его внутренний мир.

Тема: К. Бальмонт «Осень»

Цель: познакомить учащихся с творчеством К. Д. Бальмонта.

Задачи : способствовать формированию правильного, осознанного и выразительного чтения; расширять читательский кругозор, прививать интерес к чтению произведений различных жанров;

Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, зрительной и слуховой памяти, речи учащихся, умения выражать свои чувства через чтение стихотворения, умение понимать основное настроение лирического произведения, умение рисовать словесные картины через развитие речи;

Способствовать воспитанию эстетических чувств, любви к природе, умение работать в паре, в группе.

Ход урока

    Психологический настрой. Тренинг «Солнце светит на того…»

    Проверка домашнего задания

Какой раздел изучаем?

К какому жанру относятся произведения?

Какой общей темой объединены произведения?

Что готовили дома? (по выбору: выразительное чтение или наизусть стихотворение А. Фет «Ласточки пропали»).

Какое настроение постараетесь передать при чтении?

Оценивание учащимися по разработанным критериям

    Стадия вызова

Сегодня продолжаем пополнять поэтическую копилку и их произведениями. Чтобы узнать тему нашего урока проведём игру «Лишний слог». Ваша задача найти и исключить лишний слог в каждой строчке и прочитать получившееся слово: (слова на карточках):

В группе: (деление учащихся на группы по времени года рождения учащихся).

1 строчка: с,о,в

2 строчка: сень, тень, пень

Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

Где можем познакомиться с этим стихотворением? (в учебнике). Прочитайте, кто автор?

Назовите тему урока. Какие задачи поставим на урок?

4. Стадия осмысления

А) Подготовленный ученик: (на слайде портрет автора) Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 году в центре России. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронёс через всю жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине. Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. С отцом, он проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек. В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырёхлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение «Осень».

Б) Первичное восприятие стихотворения учителем:

Сядьте удобнее, можете закрыть глаза. Ваша задача услышать то, о чём говорит автор услышанное. Постарайтесь вслушаться в настроение этого стихотворения.

В) Эмоционально- оценочная беседа

Соответствует ли название стихотворения?

Что представили, слушая стихотворение?

Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения?

Перечитайте, не мешая, соседу один раз и назовите признаки изображающие осень?

Словарная работа

Встретились ли непонятные слова?

Объясните значения слов, используя словарь С.Ожегова: (слова на слайде)

Благовонье

Разноцветным

Спросонья

Анализ стихотворения

Реальная картина или сказочная?

Какой период осени описывается в стихотворении? (ранняя осень).

Докажите (скоро осень проснётся)

- Обратитесь к стихотворению:

Почему слово осень в стихотворении написано с большой буквы? (поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа).

Какой литературный приём он использует? (олицетворение: «солнце реже смеётся», «осень проснётся и заплачет»)

Словесное рисование

Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрацию к стихотворению поэта.

Кто же будет главным героем нашего стихотворения? (осень)

Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого её можно изобразить? (девочка плачет)

Почему девочки, девушки?

Какое выражение лица?

От чего оно грустное? (грустное, печальное, заплаканное)

От чего может заплакать девочка- Осень? (от одиночества- покидают птицы, цветы, солнце)

Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт? По слезами девочки? (осенний дождик).

Какие краски вы выберите для рисунка?

Найдите слова –подсказки в тексте.

Сравнение с картинами на слайде

Выразительное чтение стихотворения (проба пера)

Какое настроение хотел передать поэт? (тихой грусти и нежности)

Какой же темп чтения нужно выбрать? (неторопливый, медленный, быстрый)

5. Рефлексия

Мы с вами много трудились на уроке. Какая тема вдохновила нас? (осень)

Синквейн «Осень»

С каким настроением вы уходите с урока?

Обратная связь: написать на осенних листочках высказывания об уроке.

6. Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения (наизусть по выбору).

«Осень» Константин Бальмонт

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Анализ стихотворения Бальмонта «Осень»

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал с воем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.

Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку. Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть. Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей , тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии. Однако первое четверостишье призвано настроить читателя на определенный лад, подготовить к восприятию более важной и значимой информации, которую автор собирается до них донести.

Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику . В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.

Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.

Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями. Образ природы в этом произведении – второстепенен, равно как и чувства поэта . Поэтому стихотворение не производит на читателей особого впечатления, так как в русской литературе можно найти гораздо более волнующие и запоминающиеся рифмованные строчки, посвященные осени. Однако с точки зрения символизма это стихотворение безупречно. В нем сказано более чем достаточно для тех, кто привык искать в обычных словах потаенный смысл. Это и естественная грусть, связанная со сменой веков, и тайная надежда на то, что, возможно, предчувствия окажутся обманчивыми, и попытки остановить мгновения пока еще беззаботной жизни, запечатлев их в стихах. Но, увы, пророчества великих поэтов, к которым, без сомнений, относится и Константин Бальмонт, имеют обыкновение в точности сбываться. Сам автор в момент написания стихотворения «Осень» об этом лишь смутно догадывается, и вместе с осенью оплакивает не только собственную жизнь, но и судьбу своей страны, в которой грядут фатальные перемены.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Школьный анализ стихотворения Константина Бальмонта "Осень"

Русская литература славится талантливыми поэтами, в творчестве которых встречается немало произведений о природе и ее явлениях. Не последнее место среди них занимает Константин Бальмонт.

Константин Бальмонт является ярким представителем символизма в русской литературе. С помощью символов Бальмонт хотел донести до читателя всю глубину события и завуалировать его описанием запоминающихся моментов пейзажа. Его стихотворение «Осень» просто и понятно, созвучные строчки легко читаются, потому что написаны двухстопным анапестом. Не используя множество ярких эпитетов, поэт передает настроение и точную картину происходящего.

Бальмонт описывает раннюю осень, когда дни становятся холоднее и пасмурнее, а деревья пестреют разноцветными листьями.

В последнем четверостишии он предрекает наступление поздней, дождливой осени. Происходящие перемены не сулят приближения теплых весенних деньков, а, наоборот, несут похолодание и угнетенность. Такое настроение характерно для литературного жанра элегия, когда страх и мрачные переживания из-за сложных жизненных проблем ложатся в жалобные строки произведения.
Для описания пейзажа он применяет метод олицетворения неодушевленных явлений: «солнце реже смеется», «скоро осень проснется». Унылая пора описана так ярко и живо, что осень представляется живым существом, которое проснется и заплачет спросонья. Образ осени полностью раскрывается благодаря сложным сказуемым: «стали холоднее», «стало грустнее», «реже смеется». Это позволяет с точностью поймать дыхание этого времени года.

В этом стихотворении представлена картина увядающей жизни, а строчки пронизаны грустью и горечью скорой утраты. Читая произведение, можно уловить настроение автора, в котором он пребывал, когда писал его. Простому читателю, скорей всего, будет непонятен скрытый смысл строк.
Это произведение относится к пейзажной лирике, которое написано на пике творческой карьеры поэта. Вроде бы признание публики и литературных критиков должны прибавить уверенности и сил Бальмонту, но ему мешает какая – то неопределенность.
Если взглянуть на произведение с временной точки зрения, то можно понять, что наступившая осенняя хандра – это состояние души самого поэта. «Осень» написана Бальмонтом в 1899 году. Это время окончания XIX века и начало нового пути России.
У поэтов – романтиков ранимая душа, в новых событиях они видят только темную сторону, впадая в панику от неизвестности. Наступление XX века для Бальмонта стало основополагающим событием не только в его жизни, но и в судьбе всей страны. В нотки грусти, которые сопровождают читателя на всем протяжении стихотворения, автор заключил свои собственные переживания. Революции и войны, обрушившиеся на Российскую империю в первой четверти столетия, стали апогеем печальных предчувствий автора, ведь очень много погасло жизней, и умерло душ тех людей, которые навсегда покинули Родину. И сам Константин Бальмонт в скором времени уедет, как те стаи птиц, улетающих прочь, за синее море.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!