Практический материал по автоматизации звука ф. Практический материал по автоматизации звука Ф

Введение

1. Артикуляция звука.

2. Постановка звука.

Звук Ф

Артикуляция звука

Постановка звука

Повтори слоги.

Повтори слова.

Звук в начале слова:

Звук в середине слова:

Звук в конце слова:

Повтори предложения.

Повтори скороговорки.

У Пифа гость – Паф.

У Фани – фуфайка.

У Пафа гость - Пиф.

У Пети - туфли.

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

Повтори загадку.

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями с деревьев. (Жираф)

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Метко сыплют игроки

Выучи стихотворение.

Посмотрите! Посмотрите!

Вот какой флажок у Мити!

Кто флажок подарил?

Игра «Подскажи словечко».

Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок -

Кто забил сегодня гол?

Я, когда играл в... (футбол).

Скоро вечер, посмотри -

Загорелись... (фонари).

Игра «Закончи предложение».

Игра «Один-много».

Перескажи рассказ.

Звук Фь

Артикуляция звука

Постановка звука

Повтори слоги.

Фя - фя - фя Фя - фе - фю - фи Афь - офь - уфь

Фе - фе - фе Фя - фи - фю - фе Ифь - ефь - юфь

Фю - фю –фю Фё - фю - фя - фи Яфь - ифь - ефь

Фи - фи - фи Фи - фя - фе - фё Ёфь - яфь - ифь

Повтори слова.

Звук в начале слова:

Фима, финики, финка, фикус, филе, Филька, филин, фильм, фильмотека, Филат, финал, фиалка, филиал, фиксация, фигура, фирма; фен, фея, Федя, Феня, фетиш, ферма, февраль.

Звук в середине слова:

Пуфик, кефир, графин, сапфир, шарфик; кафе, буфет, конфета, портфель, картофель, трюфель; шофёр; тюфяк.

Звук в конце слова:

Юдифь, морковь (фь).

Повтори предложения.

У Феди графин. Филя пьёт кефир. У Фени фикус и фиалки. Филя ест конфету. У графина лежит морковь (фь). Буфет полон конфет. У Фени фен. У Фимы фильм о фее. Филат работает на ферме. У Феди фирма, Филя в кафе. Филин сидит на суку. Федя успел к финалу фильма. Феня купила финики. Шофёр забыл портфель. Федя, принеси картофель. Рядом с фирмой кафе.

Повтори скороговорки.

У Фимки гость – Филька. У Фильки гость - Фимка. Филипп к печке прилип.

Повтори загадки.

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные

Все ужасно важные. (Портфель)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (Картофель)

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице.(Морковь)

Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин)

Выучи стихотворения.

Федя полез за конфетой в буфет -

Факт, что в буфете не будет конфет. (В. Лунин)

Дали туфельки слону,

Взял он туфельку одну.

И сказал: «Нужна пошире,

И не две, а все четыре!» (С. Маршак)

Игра «Составь предложение».

Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку составить с помощью этих слов предложения.Конфеты - буфет Машинашофёр

Федя - фиалки Фея - туфелька

Дерево - филин Магазин - финики

Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.Фикус - (фикусы)

ферма - (фермы) Фиалка - (фиалки)

пуфик - (пуфики) Филин - (филины)

буфет - (буфеты) Фигура - (фигуры)

графин - (графины)

Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком ФЬ, которые в нём встречаются.

Феня очень любит цветы. Дома у неё растут фикус и фиалки. Феня каждый день их поливает, рыхлит землю. Девочке помогает её маленький братик Федя. Молодцы, ребята.

Повтори слоги.

Фа - фя Фа - фа - фя - фя Фу - фю - фу

Фо - фё Фа - фя - фа -фя Фю - фу - фю

Фы - фи Фя - фа - фя – фа Фы - фи - фы

Фу - фю Фя - фя - фа – фа Фи - фы - фы

Повтори слова.

Фомка – Фимка

Форма - ферма

Фокус - фикус

Форма - фирма

Фуга - фига

Фурор - фюрер

Фон – фен

Фунт - финт

Повтори предложения.

Фимка несет фомку. Федя показал фокус. Граф пьет кофе. На софе - форма. У Фили факел. У Фени фасоль. Фрося и Федя пьют кефир. У Фомы конфета. У Фени красный сарафан. Филат носит форму. Фома работает шофером. Шофер вытер фары у машины. Федя говорит по телефону. У Филата собака Пифагор. Фрося посадила фикусы и фиалки. Федя смотрит футбол. Фома купил картофель. Феня стоит у фонтана. Фома нарисовал филина.

Повтори чистоговорки.

Фе - фэ - фе - дядя мой живет в Уфе. Фы - фи - фы - не доехать до Уфы. Фа - фя - фа - у нас большая арфа. Фу - фю - фу - купили мы софу.

Повтори скороговорки.

У Фомки гость - Фимка, У Фимки гость - Фомка. У Фани – фуфайка. У Феди-туфли. У Федота - фагот. У Фимы – мифы. У кафе – Фома. У Фомы - кофе.

Повтори загадки.


Из меня посуду тонкую,

Нежно - белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называясь я...(Фарфор)

Выучи стихотворение.

Филин серый, филин старый,

А глаза горят, как фары.

Филин - прыг, филин - скок,

Филиненку дал флажок.

Филиненок рад, рад

Два фонарика горят.(Г. Сатир)

Игра «Твердый - мягкий»

Перед ребенком лежат синяя и зеленая карточки. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Ф, ребенок поднимает синюю карточку. Если мягкий звук ФЬ - зеленую карточку.

Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фикус, фарфор, ферма, шарф, граф, графин.

Игра «Составь предложения»

Взрослый предлагает ребенку составит предложения по следующим опорным словам: Фома – ферма, Феня – фотоаппарат, Федя – телефон, Федя - фокус

10. Перескажи рассказ.

Однажды Федя с папой пошли в цирк. Там выступали гимнасты, дрессировщики, факиры. Но больше всего Феде понравился фокусник. Фокусник с помощью платка превращал фикус в фиалку, телефон в магнитофон, фасоль в финики. Федя никак не мог понять, как же это происходит. «Наверное, это волшебство, - подумал мальчик. - Когда я вырасту, то тоже стану фокусником и буду работать в цирке».

Звук В

Артикуляция звука

См. звук Ф. Разница заключается в том, что при звуке В голосовые складки сомкнуты, вибрируют, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани и подбородка.

Постановка звука

Ставится на базе звука Ф с прибавлением голоса, наличие которого ребенок осязает, прикасаясь рукой к груди, к гортани или подбородку логопеда. При произнесении звука В нельзя допускать закусывания нижней губы. Она должна быть немного вывернута наружу и приближаться к верхним резцам.

Повтори предложения.

Вот Вова и Вася. Вася купил вату. Сова пьет воду. У Вовы намокли варежки. Сова сидела на возу. Впереди стаи летел вожак. У коровы большая голова. Ваня уронил вафли в траву. Возле ивы выл волк. Ваня несет вазу. Валя ест сливы. Вова идет на завод. Раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Валя дала клятву. Внизу лежит листва.

Повтори чистоговорки.

Ва - вы - ва - вот высокая трава. Вы - ва - вы - даже выше головы.

Повтори пословицы.

Всему свое время. Всякой вещи свое место. Волков бояться - в лес не ходить. Много воды - много травы.

Повтори скороговорки.

Уточка вертихвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

В зимний холод всякий молод. Вкусная халва - мастеру хвала.

Повтори загадки.

В тихую погоду

Нет нас нигде.

Ветер подует -

Бежим по воде.(Волны)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.(Воробей)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.(Василек)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный?(Волк)

Выучи стихотворение.

Весенний воздух свеж и чист.

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут, звеня.

Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать подходящие по смыслу слова в конце каждого стихотворения.

Грязнулю всегда выручает... (вода).

Чик-чирик, не робей!

Я бывалый... (воробей).

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона. Это... (ворона).

Игра «Назови ласково».

Взрослый предлагает ребенку назвать ласково следующие предметы:

Ваза - (вазочка) слива - (сливка)

Вода - (водичка) завод - (заводик)

Вагон - (вагончик) диван - (диванчик)

Ива - (ивушка) голова - (головушка)

Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, затем пересказать его.

Возле реки растёт лес. В лесу высокие ели и сосны. Тут нора. У норы стоят Иван и Валя. Валя заглянул в нору. Там оказались лисята. Ребята хотели поиграть с лисятами, но не успели. Возле норы появилась лиса, пора уходить домой.

Звук Вь

Повтори слоги.

Вя - вя - вя Вя - вё - вю - ви

Вю - вю - вю Be - вю - ви - вя

Be - ве - ве Вё - ве - ви - вю

Ви - ви - ви Вё - вю - вя - ви

Вё - вё - вё Вю - вя - ви - вё

Повтори слова.

Звук в начале слова:

Вяз, вязать, вяжет, вяленый; вид, вино, вина, вить, Витя, видно, викинг, витязь, визит, визитка, визг, вижу, вилка; век, Вена, вес, весь, весы, весна, вести, веселье, ветла, вера, веер, ветер, вечер, верба, верста, вереск; вёсны, вёсла, вёдра.

Звук в середине слова:

Навязать, увязнуть, завязать, завязанный, долговязый; Вовик, новинка, новичок, увижу, травинка; навес, повесить, повесть, совесть, завесить, занавес, занавески, увести, деревья; ковёр, отвёртка.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Вня, вни; вся, все, всё, всю; свя, сви; звя. Внять, внятно, внимать, внизу, вникнуть; вся, всякий, все, вселенная, вселиться, всё, всю, всюду, повсюду; связать, связанный, связка, свить, свист, свистеть, свинья, свинка, свирель; звякать; коврик, деревня.

Повтори предложения.

Скоро я увижу Вовика. Весной деревья оживают. Вовик несет отвертку. Ветер качает ветку. Бабушка вяжет коврик. Внизу видна вся деревня. Новичок увидел весь класс. Внизу свистит свирель. Вовик в классе новичок. Мы повесили занавески. Птицы свили на дереве гнездо. Витя несёт вёдра. От ветра качаются деревья. Ты свистишь на всю деревню. Витя завязывает шнурки.

Повтори пословицы.

Пословица вовек не сломится. Всякой вещи свое место. Век живи - век учись.

Повтори загадки.

Хохотун Егорка

Взялся за уборку.

В пляс по комнате пошёл,

Оглянулся - чистый пол.(Веник)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет.(Ветер)

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.(Верблюд)

Выучи стихотворение.

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал.

Дул он долго, зло ворчал

И деревья всё качал.

Игра «Подскажи словечко».

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полёт

Наш российский... (вертолёт).

Перед домом на Садовой

Сели мы в троллейбус новый.

Из открытого окна

Вся Садовая... (видна).

Игра «Составь предложения».

Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку составить с их помощью предложения.

Витя - отвёртка Класс - новичок

Вера - ковёр Вера - вязать

Ветер - деревья Витя - вёдра

Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном.

Верба - (вербы) визит - (визиты)

Вилка - (вилки) отвёртка - (отвёртки)

Ведро - (вёдра) новичок - (новички)

Вечер - (вечера) травинка - (травинки)

Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У Веры и Вени много разных игрушек. Веня часто играет с вертолётом. Он поднимает вертолёт и бегает с ним по комнате. Вера любит играть с совёнком. Она кормит совёнка, ходит с ним гулять. Ребята любят свои игрушки.

Повтори слоги.

Ва - вя Вы - ви Ву - вю Во - вё

Вя - ва Ви - вы Вю - ву Вё - во

Ва - вя - ва Ви - вы – ви Вю - ву - вю Вё - во - вё

Вя - ва - вя Вы - ви - вы Ву - вю - ву Во - вё - во

Повтори слова.

Вата - Витя Выдра - ведра Высь - висеть

Ваша - вишня Слава - Славик Диван - девица

Вахта - вихрь Трава - травинка Вон - Вена

Важный - вяжет Ваза - виза Воз - вес

Вулкан - вилка Выть - видеть Ворс - верста

Повтори предложения.

Витя и Ваня - друзья. Вера сидит на диване. Вовик в классе - новичок. Внука зовут Витя. Вера едет в Литву. За окном завывает ветер. Валя повесила занавески. Сова увидела добычу. Ваня услышал свист. На вербе зеленая листва. Вера расчесала волосы. Витя любит халву. Весь вечер звучала красивая музыка. Витя работает на заводе. В этом вагоне едут Вася и Вера. Вечером вода в реке холодная. Вера купила вафли. Валя видела красивый веер. Ваня читает повесть. Валя вяжет свитер.

Повтори чистоговорки.

Ва - вя - ва - желтая листва. Вы - ви - вы - идут коровы. Be - вэ - ве - краски дадим Вове. Be - вэ - ве - похлопаем Савве. Вы - ви - вы - поспели сливы.

Повтори скороговорки.

Вертлявый ветер вырывал

Ворота, как вертушки.

Ворчливый ворон воровал

Вчерашние ватрушки.

Воробья врачи спасли,

В вертолет его внесли:

Вертолет вертел винтами,

Волновал траву с цветами.

Повтори загадки.

Заверчу, закручу,

В небеса улечу.(Вертолет)

Плещет теплая волна

В берега из чугуна.

Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате.(Ванна)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.(Велосипед)

Выучи стихотворения.

Любо плавать Ване

В белом море - в ванне.

Только вот обидно:

Берега не видно.

Видимость пропала,

Мыло в глаз попало...(А. Шлыгина)

В поле волк-волчище едет

На своем велосипеде.

Обогнал сегодня он

Воробья и двух ворон,

Только ветер - ветерок

Перегнать никак не мог. (Г. Сатир)

Игра «Твердый - мягкий».

Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук В, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ВЬ - зеленый квадратик.

Вода, Витя, ветер, волна, василек, вертолет, вина, Ваня, Сева, вилка, водолаз, витрина, вареник, воробей.

Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

Ваня - велосипед Вика - сливы

Витя - халва Витя - клятва

Сева - ковер Вера - волна

Перескажи рассказ.

Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать, его.

Летом Вика и Ваня были с родителями на море. Ребятам очень нравилось отдыхать, загорать. Но больше всего они любили играть в воде. Когда на берег накатывала волна, Вика и Ваня брались за руки и подпрыгивали: кто выше? Выходить на берег совсем не хотелось. Как же было весело на море!

Дифференциация звуков В – Ф

После того, как поставлены и автоматизированы звуки В, Ф, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал глухой и звонкий варианты произнесения.

Повтори слоги.

Ва – фа By - фу - ву – фу Ва - во - ву - вы

Фа - ва Ва - фа - ва - фа Фа - фо - фу - фы

Ва - ва - фа Вы - фы - вы - фы Ву - во - ва - вы

Фа - ва - ва Во - фо - во - фо Фу - фо - фа - фы

Повтори слова.

Ваня – Фаня Вилка - Филька

Веня - Феня Влага - фляга

Вата - фата Сливы - скифы

Ваза - фаза Травы - графы

Сова - софа Гривы - грифы

Фасовать, вафли, алфавит, фаворит, февраль, автограф, шефство, форвард, дрейфовать.

Повтори предложения.

У куклы фата из ваты. На софе сидит сова. Филька кушает вилкой. Ваня купил варенье и фрукты. Валя показывает фокусы. Валя - фокусник. У Вали фикус. У Вовы фиалки. У Фени васильки. Вова идет на фабрику. Вова знает буквы алфавита. Валя вышивает фартук. Ваня развернул конфету. В саду цветут фиалки. Федя несет графин с водой. В комнату через форточку влетел воробей. Мама связала дочери тёплый шарф. Валя моет вилки. Вова видел грифов. На софе - сова.

Повтори чистоговорки.

Фа - ва - фа - наша новая софа. Фа - фа - ва - летит сова. Фы - вы - вы - нет травы. Вы - вы - фы - идут графы

Повтори скороговорки.

Наш Филат не бывает виноват. У Вовки в гостях Фимка, У Фимки в гостях Вовка.

Игра «Скажи наоборот».

Взрослый называет слова со звуком В. Ребенку предлагается заменить звук В на звук Ф и сказать получившееся слово.Вата - (фата) винт - (финт)

Ваза - (фаза) сова - (софа)

Вас - (фас) Веня - (Феня)

Игра «Составь предложения».

Взрослый предлагает ребенку составить предложения по следующим опорным словам:

Вова – флажок Иван - футбол

Валя - шарф Вася - фабрика

Вася - фотоаппарат Витя - фокус

Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать небольшой рассказ, а затем пересказать его.

Ваня и Федя любят лошадей. Мальчики ходят в спортивную школу, где учатся кататься на лошадях. У каждого своя лошадь. У Вани лошадь зовут - Филька, у Феди - Ветерок. Федя расчёсывает Ветерку гриву, заплетает её в косички. Ваня моет Фильке бока, вытирает спину после тренировки. Молодцы, ребята, хорошо ухаживают за своими лошадьми!

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.

Структура пособия Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела:

1. Артикуляция звука.

2. Постановка звука.

3. Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы и игры).

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков. 2

На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, пословицы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадками предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не только закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы читать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их запомнить и пересказать. Игры проводить эмоционально, поощряя правильные ответы малыша.

Когда звуки, близкие по произношению, автоматизированы, необходимо провести работу по их дифференциации. Дифференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.

Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

Звук Ф

Артикуляция звука

Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята. Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой. Положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя рассеянная.

Постановка звука

1 способ: по подражанию. При произнесении звука логопед обращает внимание ребенка на положение своих губ. Ребенок видит, как подтягивается нижняя губа к верхним резцам, а верхняя поднимается.

2 способ: если ребенок не может сразу установить губы в должное положение, нужно предложить ему подуть, сблизив верхнюю и нижнюю губы. В это момент логопед пальцем поднимает верхнюю губу ребенка, тогда нижняя губа рефлекторно поднимется к верхним резцам. Получится звук Ф.

3 способ: логопед поднимает нижнюю губу ребенка двумя пальцами к верхним резцам, пользуясь этим приемом до тех пор, пока у ребенка не укрепится навык самостоятельно подтягивать нижнюю губу кверху.

Практический материал по автоматизации звука Ф

Повтори слоги.

Фа - фа - фа Фа - фо - фу - фы Ыф - ыф - ыф

Фо - фо - фо Фы - фу - фа - фо Аф - аф - аф

Фу-фу-фу Фо-фа-фу-фы Оф-оф -оф

Фы - фы - фы Фу - фо -фы - фа Уф - уф - уф

Повтори слова.

Звук в начале слова:

Факт, фата, фауна, фасон, фасоль, фаза, фазан, факел, фара, факир, фактор, фарс, фарш, фабрика; фыркать, фырчать; фон, фото, Фома, фонд, фонтан, фокус, фонарь, форма; фу, фуга, фунт, фунтик, фугас, футбол, фура, фургон, фужер.

Звук в середине слова:

Софа, олифа, арфа, графа, Пифагор, сарафан, профан; софы, рифы, арфы; патефон, телефон, пафос, магнитофон, реформа, бутафор; тайфун, конфуз.

Звук в конце слова:

Пиф, паф, миф, удав(ф), шкаф, лев(ф), рукав(ф), шарф, гриф, граф, фотограф, обрыв(ф), порыв(ф), жираф.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Фта, фты; фла, фло, флу; фра, фро, фру, фры; фта, фты. Кофта, кафтан, лифты, кофты; флаг, флакон, флагман, флажок, фланель; флот, флоксы, флотский; фрак, фрау, франк, фрамуга, фраза, цифра; фронт, Фрося; фрукты, фруктовый, цифры.

Повтори предложения.

Факир показал фокус. Граф несет факел. На фабрике горят фонари. Фома кладет шарф в шкаф. Фунтик фыркает. У сарафана хороший фасон. Пиф и Паф - фотографы. У Фомы флаг. Граф надел фрак. У Фомы фрукты. У Фроси флажок. У Фроси кофта из фланели. У Фомы кафтан, У Фроси красивая кофта. Фома купил телефон.

Повтори скороговорки.

У Пифа гость – Паф.

У Фани – фуфайка.

У Пафа гость - Пиф.

У Пети - туфли.

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

Повтори загадку.

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями с деревьев. (Жираф)

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.(Фотоаппарат)

Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки.(Футбольный мяч)

Выучи стихотворение.

Посмотрите! Посмотрите!

Вот какой флажок у Мити!

Кто флажок подарил?

Митя сам смастерил.(О. Высотская)

Игра «Подскажи словечко».

Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок -

Красный, маленький... (флажок).

Кто забил сегодня гол?

Я, когда играл в... (футбол).

Скоро вечер, посмотри -

Загорелись... (фонари).

Игра «Закончи предложение».

На празднике у мальчика в руках... (флажок).

Мама завязала дочке на шею... (шарф).

Вечером у машин горят... (фары).

У каждого человека есть имя и... (фамилия).

В цирке часто показывают... (фокусы).

Игра «Один-много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.Фазан - (фазаны) Фургон - (фургоны)

Факел - (факелы) Телефон - (телефоны)

Фокус - (фокусы) Сарафан - (сарафаны)

Фонтан - (фонтаны) Граф - (графы)

Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

Фома, Афоня и Фрол пошли гулять. Фома и Афоня стали играть в футбол. Фрол не захотел играть в футбол. Он подошел к ручейку и стал пускать кораблики. Во флотилии было три корабля. На каждом корабле был флаг. Корабли были такие красивые. Фоме и Афоне очень понравилась игра Фрола, и ребята тоже стали пускать корабли.

Звук Фь

Артикуляция звука

См. звук Ф. Разница заключается в том, что при произнесении звука ФЬ нижняя губа менее напряжена.

Постановка звука

По подражанию. Лучше всего в слоге ФИ. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, получается звук ФЬ;

« Покусать нижнюю губу ». «Заборчик на нижней губе».

3. Знакомство со звуками [ф], [фь] (с. 3).

Сейчас я покажу вам фокус, который однажды видела в цирке.

Логопед берет тонкий стакан и опускает в него бусы, цепочку, ленту. Ставит стакан на ладонь и накрывает его платком. В это вре­мя незаметно переворачивает стакан вверх дном. Потом снизу, как бы через стеклянное дно, сквозь пальцы достает бусы, цепочку, лен­ту. Затем показывает пустой стакан в первоначальном положении.

- Вам понравился фокус? Как называют артиста, кото­рый показывает фокусы? Посмотрите на фокусника в левом верхнем углу страницы. Фокусник из шляпы достал живо­
го ежика. Ежик фыркает: Ф- ф- ф!

Фь- фъ- фь!

4. Характеристика звуков [ф], [фь].

- Произнесите звук [ф] ([фь]), наблюдая за артикуля­цией в зеркале.

Дети анализируют произношение звуков по схеме. Нижняя губа закрывает нижние зубы. Верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы поставлены на нижнюю губу. Воздушная струя встречает пре­граду. Голос не работает.

Расскажите, какие это звуки? Какие фишки показыва­ет Юпик? Почему?

5. Упражнение в произношении звуков [ф],[фь].

- Ежик фыркает а) протяжно: ф ________________;

б) прерывисто: ф-ф-ф...

- Послушайте песенку ежика и произнесите так же:

фа- фо- фу - фы - фи фа - фа - фа фа - фа - фа фа - фа - фа

Рассмотрите картинку «Фокусник». Какие фокусы по­казывает фокусник?

Логопед объясняет: фрак - это парадный мужской пиджак; фа­кел - это переносной светильник с пылающим огнем.

Послушайте стихотворение:

Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет,

Фея выскочит оттуда,

Фокус это или чудо?

Юпик упражняется в отчетливом произношении зву­ков [ф]-[фъ] в словах стихотворения. Произнесите и вы от­четливо это стихотворение.

6. Дифференциация звуков [ф]-[фь].

а) Выделение звуков [ф], [фь] из состава слова.

По картинке «Фокусник» назовите слова со звуком [ф]([фь]). (Флаг, туфли, факел, фрак, шарф, фонарь, фонтан, фокусник; филин, конфеты, салфетка, фиалки.) В каких
из них звук [ф] ([фь]) стоит в начале слова (в середине сло­ва, в конце слова)?

б) Игра «Сигнальщики».

фокус фильм фыркает телефон

финик буфет фруктовый шкаф

фиолетовый фантазировать

7. Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика.

«Превращение» пальчиковых фигур: «рыбка» - «2 флажка» - «ворота» - «пароход» - «филин» - «ежик».

б) Имитация движений. «Ежик»

8. Звуковой анализ.

- Посмотрите картинки внизу страницы. К каждой из них фокусник задумал слово. Отгадайте слова и «зашиф­руйте» их с помощью фишек.

а) «Фрукты». Один ребенок называет звуки в слове по по­рядку. На каждый звук дети показывают соответствую­щую фишку

б) «Фартук». Найти схему этого слова среди трех предло­женных схем.

в) «Сарафан». Звуковой анализ проводится через игру «Живые звуки».

г) «Филин». Дети составляют схему слова на индивидуаль­ных схемах.

9. Формирование лексико-грамматического строя речи.

Отгадайте, что в «Черном ящике»?

Логопед демонстрирует «Черный ящик», в котором лежит фо­тоаппарат и др. предметы.

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас.

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

(Фотоаппарат)

Фотоаппарат помогает запечатлеть нас с вами, события в жизни, чтобы потом вспомнить их. Из каких двух слов об­разовано слово фотоаппарат? Какие еще сложные слова об­разованы от слова фото?

Дети называют слова, а логопед достает из «Черного ящика» эти предметы (фотография, фотопленка, фотоальбом, фотобу­мага, фотовспышка).

10. Итог занятия.

С какими звуками вы сегодня познакомились? Какие новые слова узнали?

ЗАНЯТИЕ № 104

Тема: буквы Ф, ф.

Цель: закрепить звуки [ф], [фь]; познакомить с их графи­ческим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зритель­ное восприятие.

Оборудование: кассы букв, «рассыпанные» буквы, картин­ка «фиалка», альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сложите слова. К слову фото прибавьте слово, которое я скажу. Какое сложное слово получится?

фото + аппарат =___

пленка альбом карточка

бумага репортер лаборатория

ружье вспышка лампа

выставка снимок модель

2. Повторение характеристики звуков [ф], [фъ].

- Какой первый звук в этих словах? Расскажите о звуках [ф1, [фъ].

3. Знакомство с буквами (с. 4).



- Посмотрите на буквы Ф, ф в голубой рамочке. Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Ф? Какие это эле­менты?

Прочитайте буквы. Посмотрите, как построена буква Ф с помощью рук. Постройте ее так же. Посмотрите в левый верхний угол.

Стоит фонтан, как пальма водяная,

Букву Ф изображая.

На фонтане пальчиком «напишите» букву Ф. Найдите букву Ф в нарисованных предметах. В каком домике живет буква Ф? Почему?

4. Звуко-буквенный анализ.

Составьте слово. Возьмите последнюю букву из слова шарф. Возьмите первую букву из слова ель. Возьмите ударную гласную букву из слова маяк. Прочитайте составленное слово.

Кто такая Фея? (Добрал волшебница.) Помогал Фее де­лать людям добрые дела Мудрый филин. Составьте слово филин. В саду у Феи разгуливали птицы с ярким оперением - фазаны. Составьте слово фазаны. Фея очень любила цве­ты - фиалки. Составьте слово фиалки.

Что росло у Феи в саду, узнаете, собрав слово из «рассы­панных» букв: Т, Ы, Ф, К, У, Р? Составьте слово фрукты.

5. Физминутка.

6. Чтение.

а) Чтение слогов.

Найдите Фею на странице книги. Взмахнула Фея си­ним рукавом - появились слоги со звуком [ф]. Прочитайте их. Какой звук [ф] в этих слогах? Придумайте слова с эти­ми слогами.

Взмахнула Фея зеленым рукавом - появились слоги со звуком [фь]. Прочитайте их. Какой звук [фь] в этих сло­гах? Придумайте слова с этими слогами.

б) Чтение слов.

Фея дала задание: прочитайте слова и скажите, чем по­хожи слова каждого столбика.

Дети читают слова. Объясняют, чем они похожи: 1-й столбик - двухсложные слова, с ударением на первом слоге, начинаются с бу­квы Ф и т.д.

7. Ребусы «жираф», «филин», «фазан».

Злая волшебница заколдовала животных Феи. Подска­жите Фее, как их расколдовать.

8. Итог занятия. Игра «Аукцион»

А сейчас аукцион,

Подведет итоги он.

Кто слов со звуками [ф], [фь]

Всех больше называет,

Тот награду получает.

Победителю вручается «фиалка» от Феи.

- С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие зву­ки она обозначает?

ЗАНЯТИЕ № 105

Тема: буквы Ф, ф (закрепление).

Цель: закрепить звуки [ф], [фь] и буквы Ф, ф; формиро­вать навык письма и чтения слогов, слов и предложений с буквами Ф, ф; упражнять в согласовании существи­тельного и прилагательного и в составлении деформиро­ванного предложения; развивать мышление.

Оборудование: игральный кубик, ворота, мячи, тетради, ручки, карточки со словами для работы с деформирован­ным предложением, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

«Гимнастика для ума» (на звуки [ф], [фь]).

Парадный мужской пиджак. (Фрак.)

Человек, показывающий фокусы. (Фокусник.)

Переносной светильник с пылающим огнем. (Факел.)

Головной убор с козырьком. (Фуражка.)

Яблоки, груши, апельсины - это... (Фрукты.)

У каждого человека есть имя и... (Фамилия.)

Если смешать красную и синюю краски, какой цвет получится? (Фиолетовый.)

Цветок фиолетового цвета. (Фиалка.)

Треугольник, круг, квадрат - это геометрические... (Фигуры.)

Начало эстафеты - старт, а конец - ... (Финиш.)

Ночная птица. (Филин.)

Добрая волшебница. (Фея.)

2. Закрепление звуков [ф], [фь].

а) - Отгадайте название спортивной игры с мячом из шести букв: (Футбол.) Бросьте игральный кубик. Он покажет, которую по счету букву мне открыть.

Какой первый звук в слове футбол? Расскажите о зву­ках [ф], [фь].

Сейчас вы сыграете в футбол. В футбол играют две ко­манды. Одна называется «Факел», а другая - «Фортуна» (удача). Вот двое ворот. За правильный ответ команда полу­чает мяч. Побеждает та команда, которая забьет больше мя­чей.

б) Игра «Будь внимательным»

Футболисты обладают точной и быстрой реакцией. По­ложите голову на руки и закройте глаза. Команда «Факел» поднимает голову, если услышит в слове звук [ф], а коман­да «Фортуна» - звук [фь].

футболисты штрафное очко

афиша эстафета

футболка физкультура

финиш форма

Логопед оценивает работу команд и устанавливает мячи в ворота.

2. Письмо.

а) Письмо букв.

У детей в тетрадях изображены ворота. После объяснения ло­гопедом письма букв Ф, ф, дети пишут буквы в тетрадях.

- В большие ворота «поставьте» четыре большие буквы Ф, а в малые - четыре маленькие буквы ф.

б) Письмо слов в кроссворде «Футбольное поле».

Кроссворд помещен в тетрадях детей. Логопед читает вопросы.

По вертикали:

1. Плод пальмы. (Финик.)

2.Объявление о соревновании. (Афиша.)
По горизонтали:

1. На футболистах надета спортивная... (Форма.)

3.Предмет женской одежды. (Кофта.)

в) Письмо предложения»

Предложение «рассыпалось».

Логопед демонстрирует карточки со словами предложения. Де­ти составляют предложение «Федя идет на футбол» и списывают его в тетрадь. Логопед оценивает ответы детей, письмо и ставит в ворота мячи.

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.

Структура пособия Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела:

1. Артикуляция звука.



2. Постановка звука.

3. Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы и игры).

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков. 2

На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, пословицы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадками предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не только закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы читать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их запомнить и пересказать. Игры проводить эмоционально, поощряя правильные ответы малыша.

Когда звуки, близкие по произношению, автоматизированы, необходимо провести работу по их дифференциации. Дифференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.

Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

Звук Ф

Артикуляция звука

Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята. Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой. Положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя рассеянная.

Постановка звука

1 способ: по подражанию. При произнесении звука логопед обращает внимание ребенка на положение своих губ. Ребенок видит, как подтягивается нижняя губа к верхним резцам, а верхняя поднимается.

2 способ: если ребенок не может сразу установить губы в должное положение, нужно предложить ему подуть, сблизив верхнюю и нижнюю губы. В это момент логопед пальцем поднимает верхнюю губу ребенка, тогда нижняя губа рефлекторно поднимется к верхним резцам. Получится звук Ф.

3 способ: логопед поднимает нижнюю губу ребенка двумя пальцами к верхним резцам, пользуясь этим приемом до тех пор, пока у ребенка не укрепится навык самостоятельно подтягивать нижнюю губу кверху.

Практический материал по автоматизации звука Ф

1. Повтори слоги.Фа - фа - фа Фа - фо - фу - фы Ыф - ыф - ыф

Фо - фо - фо Фы - фу - фа - фо Аф - аф - аф

Фу-фу-фу Фо-фафуфы Оф-оф -оф

Фы - фы - фы Фу - фо -фы - фа Уф - уф - уф

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Факт, фата, фауна, фасон, фасоль, фаза, фазан, факел, фара, факир, фактор, фарс, фарш, фабрика; фыркать, фырчать; фон, фото, Фома, фонд, фонтан, фокус, фонарь, форма; фу, фуга, фунт, фунтик, фугас, футбол, фура, фургон, фужер.

Звук в середине слова:

Софа, олифа, арфа, графа, Пифагор, сарафан, профан; софы, рифы, арфы; патефон, телефон, пафос, магнитофон, реформа, бутафор; тайфун, конфуз.

Звук в конце слова:

Пиф, паф, миф, удав(ф), шкаф, лев(ф), рукав(ф), шарф, гриф, граф, фотограф, обрыв(ф), порыв(ф), жираф.

Фта, фты; фла, фло, флу; фра, фро, фру, фры; фта, фты. Кофта, кафтан, лифты, кофты; флаг, флакон, флагман, флажок, фланель; флот, флоксы, флотский; фрак, фрау, франк, фрамуга, фраза, цифра; фронт, Фрося; фрукты, фруктовый, цифры.

3. Повтори предложения.

Факир показал фокус. Граф несет факел. На фабрике горят фонари. Фома кладет шарф в шкаф. Фунтик фыркает. У сарафана хороший фасон. Пиф и Паф - фотографы. У Фомы флаг. Граф надел фрак. У Фомы фрукты. У Фроси флажок. У Фроси кофта из фланели. У Фомы кафтан, У Фроси красивая кофта. Фома купил телефон.

4. Повтори скороговорки.

У Пифа гость – Паф. У Фани – фуфайка. У Пафа гость - Пиф. У Пети - туфли.

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

5. Повтори загадку.

Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями -

Листьями с деревьев.

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

(Фотоаппарат)

Метко сыплют игроки

Мне ногами тумаки.

(Футбольный мяч)

6. Выучи стихотворение.

Посмотрите! Посмотрите!

Вот какой флажок у Мити!

Кто флажок подарил?

Митя сам смастерил.

(О. Высотская)

7. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку послушать стихотворения, подсказать в конце нужные слова.

Праздник, праздник у ворот.

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок -

Красный, маленький... (флажок).

Кто забил сегодня гол?

Я, когда играл в... (футбол).

Скоро вечер, посмотри -

Загорелись... (фонари).

8. Игра «Закончи предложение».

Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать предложение и закончить его самостоятельно, подобрав слово, подходящее по смыслу.

На празднике у мальчика в руках... (флажок).

Мама завязала дочке на шею... (шарф).

Вечером у машин горят... (фары).

У каждого человека есть имя и... (фамилия).

В цирке часто показывают... (фокусы).

9. Игра «Один-много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.Фазан - (фазаны) Фургон - (фургоны)

Факел - (факелы) Телефон - (телефоны)

Фокус - (фокусы) Сарафан - (сарафаны)

Фонтан - (фонтаны) Граф - (графы)

10. Перескажи рассказ.

Фома, Афоня и Фрол пошли гулять. Фома и Афоня стали играть в футбол. Фрол не захотел играть в футбол. Он подошел к ручейку и стал пускать кораблики. Во флотилии было три корабля. На каждом корабле был флаг. Корабли были такие красивые. Фоме и Афоне очень понравилась игра Фрола, и ребята тоже стали пускать корабли.

Звук Фь

Артикуляция звука

См. звук Ф. Разница заключается в том, что при произнесении звука ФЬ нижняя губа менее напряжена.

Постановка звука

По подражанию. Лучше всего в слоге ФИ. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, получается звук ФЬ;

Практический материал по автоматизации звука ФЬ

1. Повтори слоги.Фя - фя - фя Фя - фе - фю - фи Афь - офь - уфь

Фе - фе - фе Фя - фи - фю - фе Ифь - ефь - юфь

Фю - фю -фю Фё - фю - фя - фи Яфь - ифь - ефь

Фи - фи - фи Фи - фя - фе - фё Ёфь - яфь - ифь

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Фима, финики, финка, фикус, филе, Филька, филин, фильм, фильмотека, Филат, финал, фиалка, филиал, фиксация, фигура, фирма; фен, фея, Федя, Феня, фетиш, ферма, февраль.

Звук в середине слова:

Пуфик, кефир, графин, сапфир, шарфик; кафе, буфет, конфета, портфель, картофель, трюфель; шофёр; тюфяк.

Звук в конце слова:

Юдифь, морковь (фь).

3. Повтори предложения.

У Феди графин. Филя пьёт кефир. У Фени фикус и фиалки. Филя ест конфету. У графина лежит морковь (фь). Буфет полон конфет. У Фени фен. У Фимы фильм о фее. Филат работает на ферме. У Феди фирма, Филя в кафе. Филин сидит на суку. Федя успел к финалу фильма. Феня купила финики. Шофёр забыл портфель. Федя, принеси картофель. Рядом с фирмой кафе.

4. Повтори скороговорки.

У Фимки гость – Филька. У Фильки гость - Фимка. Филипп к печке прилип.

5. Повтори загадки.

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные

Все ужасно важные.

(Портфель)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

(Картофель)

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин)

6. Выучи стихотворения.

Федя полез за конфетой в буфет -

Факт, что в буфете не будет конфет.

(В. Лунин)

Дали туфельки слону,

Взял он туфельку одну.

И сказал: «Нужна пошире,

И не две, а все четыре!»

(С. Маршак)

7. Игра «Составь предложение».

Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку составить с помощью этих слов предложения.Конфеты - буфет Машинашофёр

Федя - фиалки Фея - туфелька

Дерево - филин Магазин - финики

8. Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, а ребенок во множественном.Фикус - (фикусы)

ферма - (фермы) Фиалка - (фиалки)

пуфик - (пуфики) Филин - (филины)

буфет - (буфеты) Фигура - (фигуры)

графин - (графины)

9. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком ФЬ, которые в нём встречаются.

Феня очень любит цветы. Дома у неё растут фикус и фиалки. Феня каждый день их поливает, рыхлит землю. Девочке помогает её маленький братик Федя. Молодцы, ребята.

Дифференциация звуков Ф – ФЬ

После того, как поставлены и автоматизированы звуки Ф, ФЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков Ф - ФЬ

1. Повтори слоги.

Фа - фя Фа - фа - фя - фя Фу - фю - фу

Фо - фё Фа - фя - фа -фя Фю - фу - фю

Фы - фи Фя - фа - фя – фа Фы - фи - фы

Фу - фю Фя - фя - фа – фа Фи - фы - фы

2. Повтори слова.Фомка - Фимка Форма - ферма

Фокус - фикус Форма - фирма

Фуга - фига Фурор - фюрер

Фон - фен Фунт - финт

3. Повтори предложения.

Фимка несет фомку. Федя показал фокус. Граф пьет кофе. На софе - форма. У Фили факел. У Фени фасоль. Фрося и Федя пьют кефир. У Фомы конфета. У Фени красный сарафан. Филат носит форму. Фома работает шофером. Шофер вытер фары у машины. Федя говорит по телефону. У Филата собака Пифагор. Фрося посадила фикусы и фиалки. Федя смотрит футбол. Фома купил картофель. Феня стоит у фонтана. Фома нарисовал филина.

4. Повтори чистоговорки.

Фе - фэ - фе - дядя мой живет в Уфе. Фы - фи - фы - не доехать до Уфы. Фа - фя - фа - у нас большая арфа. Фу - фю - фу - купили мы софу.

5. Повтори скороговорки.

У Фомки гость - Фимка, У Фимки гость - Фомка. У Фани – фуфайка. У Феди-туфли. У Федота - фагот. У Фимы – мифы. У кафе – Фома. У Фомы - кофе.

6. Повтори загадки.

Из меня посуду тонкую,

Нежно - белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называясь я...

Живет в лесу,

Ухает, как разбойник.

Люди его боятся,

А он людей боится.

7. Выучи стихотворение.

Филин серый, филин старый,

А глаза горят, как фары.

Филин - прыг, филин - скок,

Филиненку дал флажок.

Филиненок рад, рад

Два фонарика горят.

(Г. Сатир)

8. Игра «Твердый - мягкий»

Перед ребенком лежат синяя и зеленая карточки. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Ф, ребенок поднимает синюю карточку. Если мягкий звук ФЬ - зеленую карточку.

Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фикус, фарфор, ферма, шарф, граф, графин.

9. Игра «Составь предложения»

Взрослый предлагает ребенку составит предложения по следующим опорным словам:Фома - ферма Феня - фотоаппарат

Федя - телефон Федя - фокус

10. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

Однажды Федя с папой пошли в цирк. Там выступали гимнасты, дрессировщики, факиры. Но больше всего Феде понравился фокусник. Фокусник с помощью платка превращал фикус в фиалку, телефон в магнитофон, фасоль в финики. Федя никак не мог понять, как же это происходит. «Наверное, это волшебство, - подумал мальчик. - Когда я вырасту, то тоже стану фокусником и буду работать в цирке».

Звук В

Артикуляция звука

См. звук Ф. Разница заключается в том, что при звуке В голосовые складки сомкнуты, вибрируют, добавляется голос. Ощущается вибрация гортани и подбородка.

Постановка звука

Ставится на базе звука Ф с прибавлением голоса, наличие которого ребенок осязает, прикасаясь рукой к груди, к гортани или подбородку логопеда. При произнесении звука В нельзя допускать закусывания нижней губы. Она должна быть немного вывернута наружу и приближаться к верхним резцам.

Практический материал по автоматизации звука В

1. Повтори слоги:Ва - во - ву - вы Вы - вы - вы

Вы - ва - во - ву Ва - ва - ва

Во - вы - ва - ву Во - во - во

By - во - ва - вы By - ву - ву

2. Повтори слова:

Звук в начале слова:

Вам, ваш, вата, Ваня, вагон, ванна, вахта, ватка, Вася, ваза, Валя, вафли, варка, варежка; вы, выть, высь, выгон, вызов, выезд, выпуск, выбор; вот, вон, воз, вода, вожак, волк, вобла; вуз, вуаль, вулкан.

Звук в середине слова:

Иван, Вова, диван, ковать, сова, Савва, совать, зазывать, голова, слива, слава, халва, глава, корова, трава, сорвать; ивы, оковы, гривы; выводок, завод, забава, вывоз, вывозить, завозить, заводить, повозка, зарево.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Впа, вка, вку; вну, тва, твы; зва, зву; вла, вло; вра, вру, вкла, вклю. Впадать; вкус, вкусно; внук, внучка; Литва, клятва, листва, плотва, бритва, клятвы; звать, звание; звук, звуковой, звучание, звучно; влага, власть, вложение; врать, враг, врач, враль, врун, врут; вклад, вкладыш, включение.

3. Повтори предложения.

Вот Вова и Вася. Вася купил вату. Сова пьет воду. У Вовы намокли варежки. Сова сидела на возу. Впереди стаи летел вожак. У коровы большая голова. Ваня уронил вафли в траву. Возле ивы выл волк. Ваня несет вазу. Валя ест сливы. Вова идет на завод. Раздался сильный звук. Внук и внучка вкусно поели у бабушки. У Ивана большая власть. Валя дала клятву. Внизу лежит листва.

4. Повтори чистоговорки.

Ва - вы - ва - вот высокая трава. Вы - ва - вы - даже выше головы.

5. Повтори пословицы.

Всему свое время. Всякой вещи свое место. Волков бояться - в лес не ходить. Много воды - много травы.

6. Повтори скороговорки.

Уточка вертихвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

В зимний холод всякий молод. Вкусная халва - мастеру хвала.

7. Повтори загадки.

В тихую погоду

Нет нас нигде.

Ветер подует -

Бежим по воде.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василек)

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный?

8. Выучи стихотворение.

Весенний воздух свеж и чист.

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут, звеня.

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать подходящие по смыслу слова в конце каждого стихотворения.

Грязнулю всегда выручает... (вода).

Чик-чирик, не робей!

Я бывалый... (воробей).

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона. Это... (ворона).

10. Игра «Назови ласково».

Взрослый предлагает ребенку назвать ласково следующие предметы:Ваза - (вазочка) слива - (сливка)

Вода - (водичка) завод - (заводик)

Вагон - (вагончик) диван - (диванчик)

Ива - (ивушка) голова - (головушка)

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, затем пересказать его.

Возле реки растёт лес. В лесу высокие ели и сосны. Тут нора. У норы стоят Иван и Валя. Валя заглянул в нору. Там оказались лисята. Ребята хотели поиграть с лисятами, но не успели. Возле норы появилась лиса, пора уходить домой.

Звук Вь

Артикуляция и постановка звука

См. звук В. Разница заключается в том, что при произнесении звука ВЬ нижняя губа менее напряжена.

Практический материал по автоматизации звука ВЬ

1. Повтори слоги.Вя - вя - вя Вя - вё - вю - ви

Вю - вю - вю Be - вю - ви - вя

Be - ве - ве Вё - ве - ви - вю

Ви - ви - ви Вё - вю - вя - ви

Вё - вё - вё Вю - вя - ви - вё

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Вяз, вязать, вяжет, вяленый; вид, вино, вина, вить, Витя, видно, викинг, витязь, визит, визитка, визг, вижу, вилка; век, Вена, вес, весь, весы, весна, вести, веселье, ветла, вера, веер, ветер, вечер, верба, верста, вереск; вёсны, вёсла, вёдра.

Звук в середине слова:

Навязать, увязнуть, завязать, завязанный, долговязый; Вовик, новинка, новичок, увижу, травинка; навес, повесить, повесть, совесть, завесить, занавес, занавески, увести, деревья; ковёр, отвёртка.

Стечение согласных звуков в слогах и словах:

Вня, вни; вся, все, всё, всю; свя, сви; звя. Внять, внятно, внимать, внизу, вникнуть; вся, всякий, все, вселенная, вселиться, всё, всю, всюду, повсюду; связать, связанный, связка, свить, свист, свистеть, свинья, свинка, свирель; звякать; коврик, деревня.

3. Повтори предложения.

Скоро я увижу Вовика. Весной деревья оживают. Вовик несет отвертку. Ветер качает ветку. Бабушка вяжет коврик. Внизу видна вся деревня. Новичок увидел весь класс. Внизу свистит свирель. Вовик в классе новичок. Мы повесили занавески. Птицы свили на дереве гнездо. Витя несёт вёдра. От ветра качаются деревья. Ты свистишь на всю деревню. Витя завязывает шнурки.

4. Повтори пословицы.

Пословица вовек не сломится. Всякой вещи свое место. Век живи - век учись.

5. Повтори загадки.

Хохотун Егорка

Взялся за уборку.

В пляс по комнате пошёл,

Оглянулся - чистый пол.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет.

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

(Верблюд)

6. Выучи стихотворение.

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал.

Дул он долго, зло ворчал

И деревья всё качал.

7. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворения, ребенок добавляет пропущенные в конце слова.

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полёт

Наш российский... (вертолёт).

Перед домом на Садовой

Сели мы в троллейбус новый.

Из открытого окна

Вся Садовая... (видна).

8. Игра «Составь предложения».

Взрослый называет опорные слова, предлагает ребенку составить с их помощью предложения.Витя - отвёртка Класс - новичок

Вера - ковёр Вера - вязать

Ветер - деревья Витя - вёдра

9. Игра «Один - много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном.Верба - (вербы) визит - (визиты)

Вилка - (вилки) отвёртка - (отвёртки)

Ведро - (вёдра) новичок - (новички)

Вечер - (вечера) травинка - (травинки)

10. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У Веры и Вени много разных игрушек. Веня часто играет с вертолётом. Он поднимает вертолёт и бегает с ним по комнате. Вера любит играть с совёнком. Она кормит совёнка, ходит с ним гулять. Ребята любят свои игрушки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!