Правление Аменемхета III. Среднее Царство.XII династия

Царская пластика - важнейшая часть государственной идеологии Древнего Египта. Царь считался одновременно богом и человеком, он рождался от солнечного бога и земной женщины. Царь отвечал за жертвоприношения богам, которые осуществлялись в многочисленных храмах по всей стране, и одновременно сам был объектом поклонения, воплощая всю божественную мощь и неприступность. От него напрямую зависело существование и процветание страны. Поэтому царские статуи были неотъемлемой частью храмовой скульптурной программы. Огромное количество статуй и их фрагментов хранится ныне в музеях мира, однако это всего лишь скудные остатки первоначального богатства и изобилия царских образов.

Фрагмент сидящей статуи царя 12 династии Аменемхета III в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина - признанный шедевр царской пластики Среднего царства. В 1893 году В.С. Голенищев написал статью, в которой сопоставил полностью сохранившуюся, включая вырезанное на ней имя, статую Аменемхета из Эрмитажа и портрет этого царя из своей собственной коллекции с лицами сфинксов из города Таниса в Нижнем Египте. Впервые в европейской египтологии при атрибуции памятников Голенищев использовал стилистический анализ, дополняющий перевод иероглифических текстов. В результате исследователь доказал, что все три статуи изображают одного и того же фараона. С этой работы фактически началось изучение царского портрета эпохи Среднего царства.

Характерные физиогномические черты Аменемхета III ярко выражены: широко поставленные узкие глаза, прямой нос с ровной переносицей, выступающие скулы и впалые щеки, напряженно сжатый рот и выпуклый подбородок, несоразмерно большие уши. Доминируют изломанные линии, создавая впечатление дробного чеканного рельефа и подчеркивая отнюдь не юный возраст изображенного. Это лицо разительно отличается от спокойно-безмятежных, вечно молодых и отрешенных образов царей Древнего царства. Применительно к статуям Аменемхета III и его отца Сенусерта III египтологи говорят даже о феномене царского портрета 12 династии, имея в виду заметные реалистические и - сверх того - психологические тенденции. В основе своей они не присущи древнеегипетской скульптуре и тем более изображениям царей, соединявших в себе человеческое и божественное начала. Ведь психологизм предполагает запечатление малейших оттенков настроения или сугубо индивидуальных особенностей характера, а египтяне стремились к стабильности, неизменности, типизации, идеализации - тем качествам, которые понимались ими как принадлежность вечности. Таким образом, царский портрет 12 династии - особая страница египетского искусства, и Музей может по праву гордиться первоклассным памятником этого периода.

На голове Аменемехета III - плат немес и часть урея, древнейшие атрибуты царской власти. Известно, что этот царь построил две пирамиды в Нижнем Египте: одну в Дахшуре, не использованную из-за просчетов при строительстве, другую - в Хаваре, в Фаюмском оазисе. Вторая пирамида была частью грандиозного культового комплекса, от которого, к сожалению, практически ничего не сохранилось, хотя античные авторы дивились этому сооружению (например, Геродот, назвавший его Лабиринтом). Тем ценнее для нас запечатленные в камне свидетельства о личности Аменемхета III, одного из самых значительных царей 12 династии. До наших дней дошло около 60 статуй царя и их фрагментов, которые находятся в знаменитых египетских собраниях Каира, Берлина, Мюнхена, Парижа, Копенгагена, Рима, Санкт-Петербурга. Однако портрет из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина - «едва ли не самый насыщенный внутренним содержанием; это скорее идея царя, чудовищная сила... воплощение судьбы миллионов людей, зависящих даже не от взгляда - божество не смотрит ни на кого в отдельности, - а от легкого движения бровей». (О.Д. Берлев).

Статуя Аменемхета III (19 в. до н.э.) Порфир. Высота 86,5 см.
Статуя фараона Аменемхета III является лучшим образцом египетского культурного периода его расцвета. На основании идентичности черт лица этого портрета с лицами сфинксов, найденных на севере Египта в Таниссе, В.С. Голенищев установил, что танисские сфинксы изображают Аменемхета III, а не Рамсеса II, как считали ранее согласно иероглифическим надписям, высеченным на пьедесталах сфинксов. Фараон Рамсес II, узурпируя сфинксов, заменил имя Аменемхета III на собственное.

Статуя Аменемхета III - единственная полностью сохранившаяся каменная царская скульптура в собрании Эрмитажа, является ярким образцом древнеегипетского портретного искусства. Аменемхет III - царь XII династии (19 в. до н. э.), представлен в традиционной позе - сидящим на кубообразном троне, в царском платке-немесе, увенчанном священной коброй. Парадный костюм царя предельно прост и состоит из передника - шендита и пояса. Художник передает своеобразие широкого скуластого лица Аменемхета III. По сравнению с искусством Древнего Царства по-новому моделируется лицо, тщательно прорабатывается его мускулатура, постановка глаз делает взгляд более живым. Обнаженный торс Аменемхета трактован условно, в традиционном идеализирующем стиле.

Египтяне стремились подчеркнуть красоту, силу, энергию владык, внешний облик которых олицетворял незыблемость и мощь египетского государства. На передней части трона выбиты надписи, содержащие титулатуру царя. Фиванское происхождение XII династии (20-18 вв. до н. э.) выдвинуло на первое место главного бога Фив - Амона, чье имя включалось в имена царей. "Аменемхет" значит - "Амон впереди богов".

Аменемхет III - один из самых деятельных правителей Среднего Царства. В годы его правления строятся уникальные храмы. Комплекс грандиозного заупокойного храма в районе Фаюмского оазиса (современный город Хавара) - олицетворение его могущества, его власти и богатства, греки назвали Лабиринтом. Историк Геродот пишет, что "Лабиринт превосходил сами пирамиды".

С сайта Государственного музея "Эрмитаж":
Статуя фараона XII династии Аменемхета III, правившего в Египте с 1850 по 1800 г. до н.э., - замечательный образец древнеегипетского царского скульптурного портрета эпохи Среднего царства. Его отличает точность индивидуальной характеристики в соединении с идеализацией образа, монументальность, выразительная моделировка формы, чувство материала. Головной убор "немес" с изображением урея (священной змеи), а также три царских имени, начертанные в картушах на троне напоминают, что перед нами владыка всего Египта.

В правление Аменемхета царская власть достигла апогея в эпоху Среднего царства. Важно отметить, что с воцарением Аменемхета III цепь гробниц номархов , дотоле непрерывная, внезапно пресекается. Видимо, Аменемхету, при помощи крутых мер и при опоре на незнатных служилых людей, составлявших костяк армии, удалось значительно ограничить могущество номархов. Границы царства были в значительной степени замирены его предшественниками, поэтому военные походы при Аменемхете были незначительными и предпринимались они довольно редко. Лишь изредка в надписях встречаются указания на «разгром Нубии и открытие стран Азии» .

Правление Аменемхета сопровождалось интенсивной строительной деятельностью. Он улучшил устройство колоний на Синайском полуострове, обеспечив их водой и постоянной охраной, что позволило ему более широко проводить работы на местных медных рудниках и месторождениях бирюзы. На камнях здесь обнаружены более 50 надписей о длительных экспедициях между 2-м и 45-м годами царствования Аменемхета III. В надписи второго года правления говорится о доставке в Египет бирюзы и меди. Довольно необычен факт, что, несмотря на своё долгое царствование, сохранилось очень мало надписей от Аменемхета III. Они, тем не менее, дают высокую оценку его правлению и содержат длинные списки чиновников, казнохранителей, художников, начальников каменотесов и рабочих, которых фараон посылал в рудники. Все эти люди оставляли надписи на камнях в память о своем пребывании. Они называли своё имя и должность, призывали в помощь местных богов, преимущественно богиню Хатхор, «госпожу земли Мафкат» (бирюзы), а также бога Супт-Гора, «господина востока» и обожествленного царя Снофру (IV династия), которого считали покровителем Синайского полуострова.

При нём были завершены большие ирригационные работы в Файюмском оазисе, начатые ещё его предшественниками. Аменемхет возвёл огромную насыпь (длиной 43,5 км), благодаря чему была осушена огромная площадь Файюмского оазиса, пригодная для посевов. Греческие писатели сообщают, что египтяне соорудили шлюзы и плотины, при помощи которых избыточная вода нильского наводнения направлялась в Файюмское водохранилище (греч. Меридово озеро). В разное время озеро называлось: Ше - «озеро», Ше-ур - «великое озеро», Ми-ур - «великое море». По названию озера «Ше» называлась и вся область - Та-Ше - «Земля озера», от которого и произошло арабское Файюм. Место, где выходит нильский канал, чтобы углубиться в котловину Файюма, называлось Апе-Таш, то есть «ущелье земли озера». Здесь находилось Ра-хунт, или Ла-хунт, то есть «отверстие отвода воды» - шлюзы канала. Вероятно, и арабское название местности Эль-Лахун, и название «Лабиринт», данное греками (искаженное египетское слово Лаперо-хунт - «святилище при шлюзах канала»), произошли от Ла-хунт. Современные вычисления показывают, что таким способом можно было запасти достаточно воды, чтобы удвоить количество воды в реке, к низу от Файюма в продолжение 100 дней низкого стояния Нила.

На осушенной территории Файюмского оазиса был построен новый цветущий город Крокодилополь с храмом в честь бога-крокодила Себека . На северной точке этих земель были установлены два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены колоссальные монолитные статуи Аменемхета III. Они были высечены из жёлтого кварцита. Высота их составляла 11,7 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

В Файюме же Аменемхет возвёл величественное каменное здание, которым восхищались ещё греки, прозвавшие это огромное сооружение, с бесчисленными залами и переходами - Лабиринтом. Лабиринт имел размеры 244 × 305 м и состоял из 3000 комнат (из них 1500 подземных и 1500 надземных). Страбон говорит, что потолок каждой комнаты этого здания, состоял из единого камня, а также, что проходы покрыты, равным образом, сплошными плитами необычайных размеров; причём ни дерево, ни другие материалы при строительстве не употреблялись. Вероятно, Лабиринт являлся заупокойным храмом Аменемхета. Возможно также, что строительство этого храма, каждое из отдельных помещений, которого предназначалось, по-видимому, для изваяний многочисленных местных номовых и общеегипетских божеств, служило целям более прочного объединения страны под руководством правящей династии. Ныне от храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены.

При Аменемхете продолжались разработки камня в долине Хаммамат. В одной из надписей на скалах говорится, что в 9-й год царствования Аменемхет III лично отправился в скалистую долину Рохан, чтобы дать повеления о ломке камня для строительства памятников в Пи-Себеке (Файюм) и для статуи фараона пяти локтей высоты.

Кроме Файюма Аменемхет вёл широкое строительство также и в других местах Египта. Он обновил храм в Аполлонополе-Магна (совр. Эдфу), построил новый храм Осириса в Абидосе , расширил храм Харшефа в Иераконполе. Обнёс древнюю столицу, город Нехеб (совр. Эль-Каб), большой кирпичной стеной, которая стоит и поныне. При Аменемхете процветала торговля. Аменемхет ввёл основную весовую медную единицу дебень, равную 91 грамму. Предпринимались попытки установить торговые связи с отдаленными малоизвестными районами. Так, на 45 году царствования Аменемхета (ок. 1798) египетская экспедиция во главе с Птауром проникла вглубь Сирии - «в таинственные долины, в области очень отдаленные, о которых никто раньше ничего не слыхал».

Вероятно, высшим достижением фараонов этой династии явилось восстановление Аменемхетом III (ок. 1849-1801 до н. э.) разветвленной оросительной системы. В Файюмской впадине, близ царской резиденции Ит-Тауи, была создана сложная сеть каналов, соединенная с Нилом через канал Бахр-Юсуф. Меридово озеро в Файюме было превращено в водохранилище, ежегодно во время паводков пополнявшееся по системе каналов водами Нила, а поблизости была основана новая столица Хетепсенусерт (совр. Кахун). Чтобы контролировать орошение полей в продолжительные периоды спада уровня Нила, на каналах были возведены шлюзы. Усовершенствованная и более разветвленная оросительная система времени правления Аменемхета III функционирует до сих пор.

Сын Сенусерта III, Аменемхет III правил около 45 лет и, как и его отец, оставил после себя серию замечательных скульптурных портретов прекрасной работы. Царствование его стало апогеем экономического расцвета Среднего царства. Память об Аменемхете III сохранялась в течение столетий благодаря не победоносным войнам, а - мирным работам, которые дали благоденствие стране.

При Аменемхете III возросло значение Фаюма, здесь были возведены огромные дворцы в честь местного бога-крокодила Себека.

Урожай в Египте всегда зависел от разлива Нила, причем, только определенная средняя высота затопления земли приносила богатую жатву. Слишком высокий разлив, так же, как и слишком низкий, не могли обеспечить хороший урожай. Благодаря сложной системе каналов, дамб и плотин воду задерживали на полях. Во времена Аменемхета III принимались меры, чтобы заранее знать высоту прибывающей воды. Ниломер был расположен на юге страны в крепости Семне. Вероятно, была и система быстрой передачи сведений о подъеме воды в реке от Семне и Элефантины до Фив и шлюзов Меридова озера и до Мемфиса.

При Аменемхете III были закончены строительные работы в Фаюме, которые начал еще Аменемхет I. Было создано искусственное Меридово озеро. Благодаря грандиозной системе шлюзов оно стало огромным резервуаром для воды. С другой стороны, благодаря тому, что земли около озера были осушены, страна получила богатые пашни. Когда наступало наводнение, тогда отворяли шлюзы канала, воды реки устремлялись в бассейн, когда же воды реки спадали до самого низкого уровня, тогда открывали шлюзы, и бассейн изливал свои воды на ближайшие к нему земли.

В разное время озеро называлось Ше – "озеро”, Ше-ур – "великое озеро”, Ми-ур – "великое море”. По названию озера "Ше” называлась и вся область – Та Ше – "Земля озера”, от которого и произошло арабское Фаюм. Место, где выходит нильский канал, чтобы углубиться в котловину Фаюма, называлось Апе-Таш, то есть "ущелье земли озера”. Здесь находилось Ра-хунт, или Ла-хунт, то есть "отверстие отвода воды” - шлюзы канала. Вероятно, и арабское название местности Эль-Лахун, и название "Лабиринт”, данное греками (искаженное египетское слово Лаперо-хунт – "святилище при шлюзах канала”), произошли от Ла-хунт.

Продолжались разработки камня в долине Хаммамат. В одной из надписей на скалах говорится, что в девятый год царствования Аменемхет III лично отправился в скалистую долину Рохан, чтобы дать повеления о ломке камня для строительства памятников в Пи-Себеке (Фаюм) и для статуи фараона пяти локтей высоты.

На Синае были богатые месторождения бирюзы, и работы в рудниках также продолжались. На камнях здесь обнаружены более 50 надписей о длительных экспедициях между 2-м и 45-м годами царствования Аменемхета III. В надписи второго года правления говорится о доставке в Египет бирюзы и меди. Довольно необычен факт, что, несмотря на свое долгое царствование, сохранилось очень мало надписей от Аменемхета III. Они, тем не менее, дают высокую оценку его правлению и содержат длинные списки чиновников, казнохранителей, художников, начальников каменотесов и рабочих, которых фараон посылал в рудники. Все эти люди оставляли надписи на камнях в память о своем пребывании. Они называли свое имя и должность, призывали в помощь местных богов, преимущественно богиню Хатхор, "госпожу земли Мафкат” (бирюзы), а также бога Супт-Гора, "господина востока” и обожествленного царя Снофру (IV династия), которого считали покровителем Синайского полуострова.

Пирамиды Аменемхета III

Необычным было то, что Аменемхет построил для себя две пирамиды. Подобного не случалось со времен правления Снофру в эпоху Древнего царства.

Одна пирамида Аменемхета была возведена в Дахшуре (шириной 104 м), другая - в Хаваре (шириной 102 м). Первая была оставлена после того, как царь построил усыпальницу в Хаваре.

Аменемхет придавал Фаюму большое значение, потому и пирамиду он построил в этом же районе.

Пирамида в Хаваре была построена из кирпича-сырца и облицована плитами из известняка. Внутри нее была построена система сложных ходов для того, чтобы сделать недоступным для грабителей царское захоронение. Но у грабителей были проводники, с помощью которых они проникали внутрь гробниц, грабили мумии и сжигали деревянные гробы.

Вход в пирамиду расположен необычно – с южной стороны. От входа начинается длинная лестница, которая приводит в комнату с потолком из подвижных каменных плит, через них можно было попасть в коридор, оканчивающийся тупиком. Эта ловушка должна была стать препятствием для грабителей. Настоящий ход из этой камеры вел в следующую комнату с потолком, также сделанным из подвижных плит. Всего таких комнат было три. В коридоре, который вел из последней комнаты в погребальную камеру, была устроена западня в виде двух колодцев, которые также оканчивались тупиками.

Сама погребальная камера была целиком высечена из желтого кварцита. Длина камеры 6,71 м, ширина 2,4, высота 1,83. Толщина стен 60 см. Вес этого блока составляет примерно 427 кг. Погребальная камера была вставлена в вырубленное в скале углубление, а поскольку дверей в ней не имелось, то проникнуть туда можно было только отодвинув одну из трех каменных плит потолка. Над камерой был устроен свод из известняковых балок 2 м толщиной, поверх свода – кирпичная арка, над которой и возвышалась пирамида.

В погребальной камере было найдено два саркофага – Аменемхета III и его дочери Нефру-Птах, а также два ящика с канопами.

У восточной стороны пирамиды был расположен заупокойный храм, известный как Лабиринт, о котором рассказывали многие классические писатели, в том числе, Геродот и Страбон.

Геродот писал: "Если собрать вместе все эллинские укрепления и другие сооружения, то оказалось бы, что они стоили меньше труда и денег, нежели Лабиринт. Правда, были и пирамиды, превосходящие описание, каждая из них стоила многих, даже огромных, сооружений эллинов, но Лабиринт превосходит самые пирамиды. Это – двенадцать крытых зал, порталами своими расположенные одна против другой и соединенные между собою в одно помещение, шесть зал обращены на север, а шесть – на юг. Снаружи они окружены общей стеной. Покои в Лабиринте двоякого рода: одни подземные, другие на поверхности земли над первыми. Всех покоев три тысячи, по полторы тысячи в каждой половине. Египетские сторожа ни за что не хотели показывать нам подземные покои, потому что, говорили они, там помещаются гробницы царей, соорудивших Лабиринт, и священных крокодилов”.

Пять веков спустя Страбон пишет: "Тут же есть здание Лабиринта, похожее на пирамиду, и находящаяся подле него гробница царя, соорудившего Лабиринт. Подле правого входа в канал, именно на расстоянии тридцати или сорока стадий вверх, находится площадь, имеющая форму стола: на ней помещаются деревья и большой дворец, состоящий из такого количества царских помещений, сколько прежде было округов. Именно столько там зал, окруженных колоннами и соединяющихся одна с другой. Все они размещены в один ряд у одной стены, перед которой все дворцовые залы идут как одна длинная стена, а ведущие в залы пути идут с противоположной стороны. У входов в залы находятся в большом числе длинные крытые ходы, соединяющиеся между собою извилистыми путями, так что ни вход в какую бы то ни было залу, ни выход из нее невозможен для постороннего человека без проводника. … Говорят, что такое количество зал сделано в Лабиринте потому, что по требованию обычая все округи в лице знатнейших своих представителей сходились сюда со своими жрецами и жрицами для совершения жертвоприношений и преподнесения богам даров, а также для решения важнейших дел”.

Раскопки показали, что Лабиринт занимал площадь в 72 тысячи кв. м. В плане он представлял собой здание, окруженное колоннадой, посредине, прямо от входа находился проход во второй такой же зал в глубине здания. По обе стороны первого зала находилось по шесть молелен с колоннадами. В глубине второго зала была колоннада, за которой расположены девять молелен меньшего размера, чем первые двенадцать. Этот план реконструкции Лабиринта предложил Флиндерс Питри.

Когда Питри раскопал знаменитый Лабиринт в 1888-89 годах, он с огромным трудом примирился с тем, что несколько архитектурных деталей, которые он откопал, есть то грандиозное сооружение, о котором писал Страбон, так велики были разрушения. От храма остались лишь немногочисленные обломки каннелированных колонн и фрагменты от рельефов, которые некогда украшали стены. Питри обнаружил многочисленные фрагменты статуй Себека, главного божества Фаюма. Себек был представлен в различных ипостасях.

Недалеко от Лабиринта находится еще один замечательный памятник Аменемхета III – знаменитые колоссы Мемнона, как назвали их еще греки. Они были возведены на земле, которую получили в результате ирригационных работ, проводимых Аменемхетом. На северной точке этих земель и были установлены два массивных пьедестала в форме усеченных пирамид, высотой более 6 м. На них были поставлены колоссальные монолитные статуи Аменемхета III. Они высечены из желтого кварцита. Высота – 11,7 м. Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

Возможно, аналог БП Хеопса по крайней мере в плане сложности устройства. Возможно, может служить доказательством теории лифта в том смысле, что вход в систему тайных помещений был замаскирован массивной опускаемой плитой, превращавшейся в пол того помещения, в котором она находилась. Построена приблизительно в 1853 - 1806 годах до н. э.

ВНИМАНИЕ, СТРАНИЦА НАХОДИТСЯ В СТАДИИ СОЗДАНИЯ, ВОЗМОЖНЫ НЕТОЧНОСТИ И ОШИБКИ.

Этот фараон построил себе первую пирамиду в Дахшуре, но похоронен был в Хаваре, во второй пирамиде. (Первая, т.н. "тёмная пирамида" была оставлена, по-видимому, из-за ошибок в строительстве.) Здесь, в Хаваре, его пирамида была сооружена из сырцового кирпича с облицовкой из тонких отшлифованных известняковых плит. Ширина ее квадратного основания составляла 100 м, высота - около 58 м, угол наклона граней - 48°45".

Конструктивные особенности гробницы

Вход в пирамиду находился с южной стороны. Вместо наклонного коридора здесь был сделан лестничный спуск, приводивший к высеченному в скале вестибюлю.

От него прямо шла галерея, заканчивающаяся тупиком. В ее крыше, однако, имелась скользящая (горизонтально?) плита весом в 20 тонн, которая скрывала ход под прямым углом (на восток). Там были деревянные раздвижные двери, закрывавшие (нечто) наполненное глиняными кирпичами для обмана грабителей. Обнаружив двери, грабители должны были подумать, что они скрывают какой-то вход и стали бы тратить время на удаление кирпичей, (тем самым повышая вероятность обнаружения воров охраной пирамиды).

Далее было еще два таких же поворота под прямым углом со сдвижными плитами потолка, только оба налево, и они заканчивались в вестибюле перед усыпальницей, забитом глиной и камнями, с длинной, но невысокой нишей справа, из которой имелись две вертикальные штольни, аккуратно заполненные блоками, см. их назначение ниже. Лаз в усыпальницу был замаскирован, он был напротив ниши.

Погребальная камера заслуживает особого внимания. В скале было сделано обширное помещение, в которое опустили монолитный блок, камеру из полированного кварцита в форме ящика весом более 100 тонн с перекрытием из трех кварцитовых плит. Сама камера - прямо-таки чудо древнеегипетской техники. Огромная камера-усыпальница (6,71× 2,4 ×1,83м) вытесана из цельной глыбы необычайного твердого жёлтого кварцита и весит свыше 100 тонн. Толщина стен составляет 60 см. Камера перекрыта тремя кварцитовыми балками весом по 45 тонн. Опускаемая крышка из кварцита имеет толщину 1,2 м и вес около 110 тонн. Сверху камера перекрыта двухскатной крышей из известняковых блоков весом по 50 тонн каждый. В камере находятся два саркофага. Судя по надписям, в одном должен был быть похоронен сам Аменемхет, в другой - дочь Аменемхета Птахнефру, которой, впрочем, принадлежала ещё и расположенная неподалеку малая пирамида. Перед камерой был вестибюль с полом на уровне плит перекрытия. После того как здесь поместили мумию, эти плиты закрыли проход между вестибюлем и погребальной камерой. В углах упомянутого выше вестибюля были вырыты штольни, чтобы обмануть грабителей. Вероятно, они же позволили управлять спуском крыши вниз: смотри схему спуска. Однако все эти предосторожности не помогли: гробница была разграблена. Деревянные саркофаги были сожжены, сохранились только кварцитовые ящики для каноп и два кварцитовых саркофага без надписей. Считается, что они принадлежали царю и его дочери Птахнеферу. Петри указывает, что ни 20-тонные заслонки не соскользнули на свои места, и не были закрыты также и деревянные двери. Он недоумевает, было ли это халатностью похоронной команды, либо же их желанием вернуться в гробницу позже: для дозахоронения или - для ограбления. (В описанной выше гробнице стояло 2 саркофага, и там было пространство минимум еще для двух.)

В 1956 г. в 2 км к юго-востоку от этой пирамиды были найдены остатки маленькой кирпичной пирамиды (?), саркофаг из красного гранита, в котором сохранились украшения Птахнеферу и серебряные вазы с ее именем. Эти сокровища ныне находятся в Каирском музее. Возможно, Птахнеферу была похоронена в ней.

При раскопках Долинного храма комплекса первой пирамиды Аменемхета III в Дахшуре была обнаружена в полу каменная модель всех внутренних помещений пирамиды в Хаваре. Весьма нелогично было оставлять для потомков, фактически, схему с точным расположением так тщательно скрываемой гробницы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!