Психологическая травма детства: чем опасны стрессы в юном возрасте. Вниманию родителей: ребенок-изгой — травма на всю жизнь! Чем опасны детские психологические травмы: последствия

Бывают такие ситуации, когда кажется, что весь мир ополчился против тебя. Неудачи в личной жизни, проблемы на работе, друзья куда-то испарились или их не было вообще… Как не начать думать, что это вселенский заговор, глобальная несправедливость, злой умысел или наказание?

КТО ЖЕ ТАКИЕ ИЗГОИ?

В любом коллективе всегда есть группа лидеров, к которым все тянутся, общение с которыми считается честью, привилегией. Изгои – их полная противоположность. Таких не любят, с ними не хотят общаться, стараются унизить, задеть. Причем многие это делают не столько из-за личной неприязни, сколько повинуясь стадному чувству. Главная проблема изгоев всех времен и народов в том, что чем дольше на человеке висит этот ярлык, тем сложнее ему от него избавиться. Поэтому, осознав однажды (или несколько раз), что коллектив тебя сторонится, лучше сразу предпринять меры к тому, чтобы избавиться от этого весьма обременительного клейма. Как именно, мы выясним в ходе беседы.

За какие же такие «заслуги» ребенка могут «записать» в ряды изгоев? Зачастую из-за каких-то физических несовершенств (косоглазие, заикание, лишний вес, хромота…) Увы, дети порой бывают жестоки…

Но здесь сразу следует оговориться, что это происходит лишь в том случае, если ребенок сам чувствует себя ущербным, если сильно переживает по тому или иному поводу. Помочь компенсировать физический недостаток можно путем выявления каких-то достоинств. Их у ребенка просто не может не быть. Именно на них всегда следует делать акцент родителям. Проще говоря, первоклассник с весом в 60 килограммов вряд ли станет объектом насмешек, если он дружелюбен (поделится ручкой, угостит конфетой, даст списать, скачать игру на мобильник), остроумен (метко и молниеносно реагирует на фразу или некую ситуацию), умеет за себя постоять. А вот если с самого первого дня толстячок забьется на последнюю парту и будет отвечать учителю невпопад, а на переменах в углу в одиночестве есть бутерброды и молча пыхтеть в ответ на какую-нибудь едкую реплику, то шанс стать изгоем у него значительно повышается.

Конечно, внешность играет далеко не последнюю роль в рейтинге популярности, но не главную. Дети, пользующиеся расположением сверстников, обычно имеют больше друзей, более энергичны, общительны, открыты и добры, чем отвергаемые. На популярность также влияют успехи в учебе, спортивные достижения, опрятный внешний вид.

Участь изгоев может настичь не только замкнутых или слабоуспевающих. Не любят «выскочек» – тех, кто все время стремится перехватить инициативу, покомандовать, наябедничать или тех, кто идет против класса, например, отказывается сбежать с урока. Существует даже некая портретная галерея «изгоев» – типов отвергаемых детей, попадающих под регулярные насмешки и нападки сверстников.

Непопулярные

Тихони, не умеющие инициировать общение, серые мышки, не знающие, как привлечь внимание одноклассников, – к такому ребенку никто не бросается радостно после каникул, не замечает его отсутствия в классе. С ним могут даже и не здороваться. Это не травля, но ранит не меньше.

Озлобленные

Те, кто, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.

«Шут» или «козел отпущения»

Категория детей, старающихся привлечь внимание любой ценой. Могут выкрикивать разные шутки на уроке, нарочно что-то ронять, падать, что-то надеть задом-наперед… Зачастую таких детей впоследствии обвиняют во всех неудачах класса, сваливают на них чужие проделки.

«Прилипала»

Тот, кто постоянно навязывает себя другим, вклинивается в разговор, лезет обниматься…

«Любимчик»

Обычно дети не любят сверстников, которых выделяет учитель или воспитатель. Особенно если они не могут понять, чем «любимчик» лучше их.

В старших классах иногда появляются изгои социальные (нередко приходят из другой школы) – дети, не похожие на остальных, не вписывающиеся в общепринятые каноны, люди типа «сами по себе». Им на всех плевать, у них есть свой круг общения, свои интересы. Их мнение, действия, ход мыслей ни от кого не зависят. Изгоями они могут себя ощущать или не ощущать в силу того, что данное общество им в принципе мало интересно, они находится там в силу обстоятельств и по большому счету им все равно, что он них думают. В последнем случае говорить о какой-то психологической травме, нанесенной сверстниками, нельзя.

Другое дело, если человек страдает от одиночества, хочет дружить… Почему же вокруг так мало желающих протянуть ему руку? Главная проблема изгоев - в отсутствии легкости, неумении прощать, застревании на мелочах. Даже если такой человек в какой-то момент от избытка чувств будет готов отдать вам последнюю рубаху, то, скорее всего, вскоре он разозлится на собственную откровенность и снова закроется.

Откуда же такое патологическое стремление все время прятаться внутрь себя? Другими словами, откуда у проблемы ноги растут?

Как правило, чувство отверженности берет начало в семье. В некоторых семьях есть неписаная традиция назначать ребенка «козлом отпущения». У папы на работе проблемы – раздражение вымещается на сыне. У мамы с папой не складываются отношения – снова виноват он же (формальный повод для трепки всегда найдется).

Еще бывает, что родители возлагают на ребенка какие-то особые ожидания – например, им хочется, чтобы родился обязательно мальчик, или чтобы он стал непременно врачом или выдающимся спортсменом. А рождается девочка, да еще и абсолютно равнодушная к родительским предпочтениям… Мама (папа) не могут смириться с разочарованием и всячески демонстрируют его ребенку. И вот в таком случае в его душе поселяется страх, что такой, какой он есть, он никому не нужен, самоуважение и самооценка падают до предельно низкой отметки.

Ребенок застревает в обиде, в негативных ожиданиях, в настороженности, закрытости или агрессии. Такие дети (а впоследствии и взрослые) очень ранимы и слишком зависят от любви и признания окружающих. Их ранний опыт говорит о том, что общаться с другими людьми – это очень больно. Боль - это то, чего каждый изгой боится больше всего на свете. Вы скажете, что боли боятся все. Да, боятся. Но при этом и дружат, и любят, и разочаровываются, и учатся переживать предательство. У изгоев же гипертрофированный страх перед болью, и часто они чувствуют ее в тех ситуациях, на которые другой не обратил бы внимания. В результате изгои могут замкнуться в одиночестве, избегая любого общения.

КАКОВА ПРИРОДА ОТВЕРЖЕНИЯ?

Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики (заводилы), преследователи, и сами жертвы (иногда еще присоединяются сторонние наблюдатели). Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли. Им по каким-либо причинам не понравился кто-то, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонстративно избегать, не принимать. Большинство детей видят в них сильную личность, но на самом деле в большинстве случаев заводилы утверждаются за счет других, будучи очень неуверенными в себе.

Согласно Альфреду Адлеру, «часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства, который служит в качестве компенсации». Однако, бывает, что зачинщиками становятся и вполне благополучные дети. Они бывают настолько уверены в своей непревзойдённой уникальности, что считают себя вправе насмехаться над другими и преследовать чем-то не угодивших им сверстников. Такая позиция во многом объясняется позицией их родителей, которые полагают, что неугодного человека можно и нужно убрать из коллектива. Очень показательна в этом плане повесть Железнякова «Всего-то несколько дней» и снятый по ней фильм «Чучело».

Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) – большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Иногда защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, когда, подчиняясь воле учителя, ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно принимать участие в травле соседа по парте.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО РЕБЕНОК СТАЛ ОБЪКТОМ ТРАВЛИ?

В отличие от взрослых, дети очень открыто выражают свое отношение к тем, кто им не нравится. Не нравятся люди по одной простой причине - они другие.

Если ваш сын или дочь неохотно идут в сад или в школу, не рассказывают о своем времяпрепровождении там, если они возвращаются подавленным, если у них мало друзей в классе (или нет вообще) - это все следует немедленно принять во внимание и поторопиться на помощь. Неудавшиеся отношения с коллективом (или конкретным его членом) могут спровоцировать психосоматическое заболевание. Чтобы не сталкиваться с психоэмоциональной проблемой, организм предпочитает вовремя «заболеть и остаться дома». Это, кстати, тоже сигнал для родителей. Если ни с того ни с сего у ребенка появляются симптомы простуды, или начинает болеть голова, живот, и это происходит систематично, следует поговорить с ним об отношениях в классе.

ЧЕМ ГРОЗИТ ТРАВЛЯ?

Человек - существо социальное, и оттого как он научится создавать связи, в огромной степени будет зависеть его дальнейшая жизнь, и зачастую такой немаловажный фактор, как успешность. В изгоях живет страх общения, и он чувствуется. И все же надо выбираться, искать нормальных людей и уметь прощать тех, кто унижал и причинял боль.

Но печальные последствия травли могут проявиться и намного быстрее. И вылиться в отчаянные поступки ребенка-жертвы. Например, в воровство. Отвергаемый может украсть дома (или где-то еще) деньги, накупить на них конфет и раздать их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение.

Ребенок может начать лгать. Не находя в реальном мире того, что может повысить его ценность, непопулярный ребенок или дети с какими-то особенностями в развитии придумывают нечто, способное произвести на окружающих выгодное впечатление. Они хвастаются несуществующими родственниками, обладающими чем-то, что считается престижным в данной компании. Это может быть, например, дядя-банкир, уникальный ретро-автомобиль, стоящий в папином гараже, платье Мадонны, купленное мамой на аукционе в Америке, которое она не разрешает никому показывать. Фантазия – фантазией, но, как правило, дети вранье все-таки разоблачают, и популярности лгунишке это не добавляет.

Ну, и самое страшное последствие травли: регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей.

КАК ПОМОЧЬ?

Можно ли переломить ситуацию? Можно. Большинство людей обладает достаточной жизнестойкостью. Любой из нас время от времени сталкивается с чьей-то неприязнью, каждому приходится отстаивать себя в конфликтах. Так мы узнаем себя и других, учимся дружить, защищать свои интересы. Тем, кого мы причисляем к изгоями, сложнее: их способности к приспособлению снижены из-за постоянного стресса. Детям-изгоям, особенно в младшем возрасте, непременно нужна помощь взрослого, который сможет увидеть в маленьком человеке его лучшие черты, скрытые таланты, способности, поверит в него. Это может быть родитель, родственник, психолог, педагог, тренер. Но он должен найтись обязательно, потому что самому выбраться из такой ситуации очень и очень сложно.

Не стоит недооценивать значение детской популярности. Зачастую это один из определяющих факторов того, насколько ребенок хорошо успевает в школе и насколько он там счастлив. Социальное развитие – колыбель развития интеллектуального. Дети, у которых нет в школе друзей, вряд ли будут ходить туда с удовольствием.

Если ребенок жалуется на то, что его дразнят, можно дать ему несколько полезных советов:

Никак не реагировать (проигнорировать, не обращать внимания).

Это сделать довольно сложно, но способ действенный. Например: «Сова, Сова!» – зовет одноклассник. Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: «Я привык, что меня Сашей зовут. Не понял, что ты ко мне обращаешься».

Отреагировать нестандартно.

Тот, кто обзывает ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.). Поэтому необычное поведение жертвы способно поставить его в тупик. В ответ на то же «Сова! Сова!» можно ответить примерно так: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». А можно не раздражаться (как обычно), а дружелюбно ответить: «Да, я Сова в 10 поколении! Так дразнили и моего прадедушку и его прапрадедушку».

Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, как часто в коллективе дети обзывают друг друга, искажая фамилии, вспомнить, как в свое время обзывали их, попробовать вместе составить из своей (или чужой) фамилии кличку, определить, кто придумает более оригинальную. Тогда ребенок будет не столь болезненно реагировать на прозвища сверстников.

Объясниться .

Т.е. спокойно сказать обзывающему сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?»

Не, позволять собой манипулировать .

Часто с помощью обзывательств дети пытаются заставить сверстника что-то сделать. Всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает чего-то, потому что трус, размазня и т.д. Выбор у ребенка остается, прямо-таки незавидный: либо сделать, что требуют (часто нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности), либо остаться в глазах окружающих трусом.

Самый оптимальный вариант не торопиться. Взвесить все «за» и «против» в каждой конкретной ситуации и понять, что важнее: доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

Отговориться .

Иногда очень действенным оказывается такой, казалось бы, примитивный прием, как отговорка. Понятно, что рассчитан он на детей младшего возраста. Фишка в том, что последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.

Вот примеры нескольких отговорок:

«Кто обзывается – сам так называется!»

Жиртрест!

Приятно познакомиться, а меня Петя зовут.

«Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил!»

Тон при этом следует оставлять спокойным, доброжелательным, стремясь свести разговор к шутке.

Если ситуация с отвержением возникла до подросткового возраста, то родителям можно поговорить со взрослым (учителем, воспитателем), который пользуется авторитетом в детском коллективе. Попросите его уделять вашему ребенку больше внимания на глазах у остальных, давать поручения, не забывать хвалить (за дело!). Если такая проблема возникла с подростком, то родителям следует всегда оставаться на его стороне, чаще напоминать о его достоинствах, повышать самооценку путем поручения каких-то задач.

Бежать и тот час же мстить обидчикам ребенка не стоит. Важно, чтобы сын (дочь) понимали, что семья - их дом, крепость, там всегда есть свет и тепло, но учиться стоять за себя они должны все-таки сами.

При разговоре об изгоях и травлях всегда возникает вопрос: почему одни дети общительные, смелые, а другие – стеснительные, робкие, нерешительные? Потому что природа создала каждого человека уникальным и каждый ребенок от рождения имеет свои особенности, свои сильные и слабые стороны, которые могут друг друга компенсировать. Помимо природного темперамента на формирование повышенной тревожности и застенчивости ребенка влияет ряд факторов, главным образом, события и взаимоотношения в семье.

Чтобы решить проблему детской «забитости» следует придерживаться нескольких правил:

1. Главное – любите и поддерживайте ребенка таким, какой он есть. Старайтесь понять его чувства, причины его поступков. Разделяйте личность ребенка и его поступки. Каждый из нас иногда может оказаться не на высоте, от этого мы не становимся «слабаками», «неумехами», «тупицами». Подобные ярлыки снижают самооценку любого человека, подрывают его веру в собственные силы. Ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его успехов.

2 . Не сравнивайте ребенка с другими детьми, подчеркивайте его достоинства и успехи.

3 . Не торопите ребенка. Застенчивому, робкому малышу требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет легче адаптироваться к новым условиям.

4. Не игнорируйте страхи ребенка. Говорить «здесь нет ничего страшного» бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?

5 . Не разумно кричать ни на детей, ни в присутствии детей. Крик – признак беспомощности.

6 . Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глазами: это вселяет доверие в душу ребенка.

7 . Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников. Например, можно устраивать дома праздники и приглашать на них одноклассников. В комфортной для себя обстановке застенчивый ребенок будет чувствовать себя более уверенно, и это даст ему возможность изменить мнение приятелей о нем.

8 . Стремитесь к развитию своего ребенка. Чем больше он будет знать и уметь, тем увереннее он будет себя чувствовать.

ВЗРОСЛЫЕ ИЗГОИ

Если мы говорим о взрослых, столкнувшихся с проблемой неприятия коллектива, то первое, что следует сделать - осознать, почему социум тебя не принимает. Если получится - попробовать самостоятельно изменить те самые границы, в которые изгой не вписывается, заявить о своем праве на индивидуальность.

Другой вариант - понять окружающих: их ценности, мотивы, стимулы, морально-этические принципы. И попытаться изменить свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило общепринятым в коллективе нормам.

В случае, если страх быть высмеянным или отвергнутым стал серьезным препятствием для выхода из одиночества, можно проанализировать, чего же вы боитесь, и представить самый катастрофический сценарий развития отношений, а затем оценить его реалистичность. Ну а еще можно поменять работу, продолжив поиски той среды, которая на самом деле окажется очень комфортной, и тогда проблема решится сама собой.

Есть несколько практических советов, которые, скорее всего, помогут избежать печальной участи отверженного социумом.

Итак:

Учитесь понимать себя и окружающих – чувства, побуждения, мотивы;

Научитесь адекватно выражать свои мысли, желания, чувства. Помните, что для отношений одинаково губительны как постоянные уступки и безответность, так и агрессия;

Работайте над уверенностью в себе. Это обязательно окупится;

Научитесь «технике симпатии»: Следите за своим внешним видом, жестами, тембром голоса – чаще всего окружающие получают информацию о нас именно из этих источников. Называйте собеседника по имени, будьте доброжелательны;

Освойте искусство увлекательного разговора и комплимента.

А главное – не теряйте надежды.

С семейным психологом Татьяной Потемкиной беседовала Ольга Щербакова

Психологические травмы детства

Ц ель любой психотерапии – помочь отбросить прошлое, хорошее оно или плохое, и отбросить хорошее или плохое будущее, чтобы просто быть. Быть – значит развивать свою уникальность, свою способность быть живым, всем тем, кто ты есть, здесь и сейчас. (с)
/Карл Витакер/

Сегодня мы поговорим о психологических травмах, иногда, в житейской психологии, последствия этих травм называют «психологическими комплексами».

И в первую очередь речь пойдет о детских психологических травмах и о том, какое влияние они оказывают на дальнейшую взрослую жизнь.

Психологическая травма – реактивное психическое образование (реакция на значимые для данного человека события), вызывающее длительные эмоциональные переживания и имеющее длительное психологическое воздействие.

Причины психологической травмы

Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество:
Семейные конфликты .
1. Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи.
2. Развод родителей.
3. Гиперопека со стороны старших.
4. Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение.
5. Материально-бытовая неустроенность.

З нает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами , особенно детскими.

В большинстве случаев психотравмирующее воздействие носит неявный, скрытый характер.

Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности. Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции , когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов.

Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.

Жизненные сценарии

И звестный психолог Эрик Берн предложил идею о «жизненных сценариях» , которые диктуют нам наши поступки и наше поведение в целом.

Это бессознательный жизненный план, который мы позаимствовали у родителей, и который создает нам иллюзию контроля над ситуацией и жизнью.

Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен , и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария. Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек. Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков.

Эта ситуация усугубляется в детстве директивными посланиями родителей своему ребенку , когда родители из «благих намерений» внушают своему чаду установки как нужно жить.

Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок будет наказан.

Не явно (поркой или подзатыльником, молчаливым шантажом или руганью), а косвенно - собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву. Причем истинные причины своей вины ребенок не может осознать без посторонней помощи. Ведь именно исполняя директивы, он чувствует себя “хорошим и правильным” .

Негативные установки (директивы)

Главной директивой, в которую можно было бы включить все остальные, является:
“Не будь самим собой” . Человек с этой директивой постоянно неудовлетворен собой. Такие люди живут в состоянии мучительного внутреннего конфликта. Остальные приведенные ниже директивы поясняют это. Вот краткие примеры таких директив (их можно насчитать десятки и очень подробно разбирать каждую из них):
“Не живи” . Как много проблем ты нам принес, появившись на свет.
“Не верь самому себе” . Мы лучше знаем, что тебе нужно в этой жизни.
“Не будь ребенком” . Будь серьезным, не стоит радоваться. И человек, став взрослым, никак не может научиться полноценно отдыхать и расслабляться, так как чувствует вину за свои “детские” желания и потребности. Ко всему прочему, у такого человека стоит жесткий барьер в общении с детьми.
“Не чувствуй” . Это послание может передаваться родителями, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. Ребенок приучается “не слышать” сигналы своего тела и души о возможных неприятностях.
“Будь самым лучшим” . Иначе ты не сможешь быть счастлив. А так как невозможно быть самым лучшим во всем, то и не видать этому ребенку счастья в жизни.
“Никому нельзя верить, – уж вы мне поверьте!” . Ребенок приучается к тому, что окружающий мир является враждебным и выживает в нем только хитрый и вероломный.
“Не делай!” . В результате ребенок боится принимать какие-либо решения самостоятельно. Не зная, что безопасно, испытывает трудности, сомнения и чрезмерные опасения в начале каждого нового дела.

Но насколько сильно влияют психологические травмы на сегодняшнюю жизнь?

Я лишь приведу два примера, которые подтверждены научными исследованиями, хотя исследований гораздо больше. Всемирная организация здравоохранения провело исследование среди людей, у которых в детстве были какие-либо психологические травмы. Оказалось, что таким людям гораздо труднее сделать карьеру , чем тем, у кого в детстве не было сильных эмоциональных потрясений.

Оказывается, расстройства психики в детстве приводят к замедлению социального развития человека – ему становится сложнее заводить друзей, адаптироваться к новым коллективам и уживаться с людьми. По словам доктора Норито Каваками из университета Токио, возглавлявшего научную группу, которая проводила исследование, ученые нашли четкую взаимосвязь между случавшимися в детстве депрессиями, недостатком внимания, пережитыми случаями физического или психического насилия и низким уровням достатка во взрослой жизни.

Результаты эксперимента справедливы и для мужчин, и для женщин. В ходе исследования были опрошены почти 40 000 человек из 22 стран, в возрасте от 18 до 64 лет. Ученые собирали информацию об уровне дохода, общественном положении, образовании каждого респондента, и при этом уточняли данные о состоянии психического здоровья опрошенных, начиная с рождения. Действительно, детские горести рождают желание замкнуться, отгородиться от мира, а успешную карьеру в большинстве случаев невозможно сделать в затворничестве…

Д ругое исследование проведенное специалистами из центра здоровья «BioMed Central» и опубликованное в журнале «Substance Abuse Treatment, Prevention, and Policy». Так в исследовании, проведенном под руководством доктора Тары Штрайн (Tara Strine) показано, что неблагоприятные события детства эмоциональные, физические или сексуальные травмы, могут стать причиной развития никотиновой зависимости . И в этом случае, лечение сигаретной аддикции необходимо начинать с терапии детских травм.

В исследовании приняло участие больше чем 7000 человек, приблизительно 50% из которых – женщины. Принимая во внимание ранее выявленные факторы риска, такие как употребление алкоголя и курение родителей, физические и эмоциональные травмы, произошедшие в детстве, достоверно заняли первое место в группе риска. Однако подобная картина наблюдалась только в женской выборке. Так женщины , в анамнезе которых, были выявлены травмирующие события детства, в 1,4 раза чаще подвержены данному пристрастию. У мужчин же, как полагают исследователи более широкий диапазон защитных и компенсаторных механизмов, которые еще только предстоит изучить. Результаты исследования показывают, что механизмом, провоцирующим связь между детскими травмами у женщин и тягой к табаку , является психологический стресс. Особенно велик риск у тех, кто пережил эмоциональное или физическое насилие.

Что же делать с детскими психологическими травмами?

Все мы родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому гармоничному развитию личности человека.

Эти переживания могут быть самыми разными и сопровождаться различными чувствами: вины, стыда, тревоги, страха, неполноценности, потерянности, недоверия, бессмысленности своего существования и пр. Чувство боли «защищает» от осознания этих травм, и человек искренне считает это своей особенностью характера. Потому что осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки слишком многих вещей в своей жизни. Здесь появляется страх, который сознательно и бессознательно препятствует излечению, блокирует его. Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет служить усиление контроля, и потеря своей витальности и жизненной энергии.

Многие виды психотерапий (в том числе гештальт-терапия) занимаются тем, чтобы человек развивал свою спонтанную способность к жизни, преодолевал барьеры и стереотипы, заложенные в прошлом.

Характерной психологической особенностью славянского менталитета является то, что люди у нас терпят «до последнего». Что бы не случилось, мы будем «мужественно» терпеть, сносить, держать в себе до конца. Н. Тихонов писал о таких людях: “Гвозди бы делать из этих людей! В мире бы не было крепче гвоздей”!!!

На приеме у психолога или в психологической группе можно встретить молодых женщин, сломленных своими психологическими травмами, с блеклыми лицами, пустыми глазами и опущенными плечами. Некоторые из них выглядят совершенно безжизненно, раздавлено, обескровлено. Другие же напротив – настолько беспокойны и невротически возбуждены, что неспособны сосредоточиться на актуальном состоянии. Но все они помнят себя другой, не похожей на теперешнюю и не понимают как они стали такой.

Учиться заботиться о себе

В нутренний психологический комфорт является сегодня одним из определяющих понятий современной жизни. Оказывается “ухаживать” за собой нужно не только снаружи, но и внутри. И достижения современной психологии достаточно легко и быстро позволяют делать это (это то, чего мы были лишены вплоть до 90х годов 20 века).

К сожалению, многие люди у нас в стране относятся к этому с непониманием и недоверием, предпочитая терпеливо мучиться и страдать, полагая, что всё пройдёт само, думая, что к психологам, психотерапевтам и психоаналитикам только “психи” ходят лечиться. Но сегодня к психологам обращаются современные, умные люди, которые испытывают определенное личностно-психологические проблемы.

С егодня с помощью хорошего специалиста можно полностью освободить свой внутренний мир от нежелательных, мучительных последствий:
– любой эмоционально-душевной травмы,
– любой психотравмирующей ситуации, имевшей место в жизни (независимо от срока давности),
– любых тяжёлых или острых психоэмоциональных переживаний или воспоминаний,
– любых эмоционально-шоковых потрясений.

Обращайтесь ко мне за помощью, буду рад Вам помочь!

Comment on "Детская психологическая травма"

В каждом детском коллективе есть свои изгои. Их не приглашают на вечеринки, не играют с ними на переменах и не дают лопатку в песочнице. Их психологические проблемы ребенка-изгоя , зачастую остаются на всю жизнь.

Существует определенный стереотип: непопулярные в классе дети, вечно терпящие насмешки окружающих, учатся хорошо, тянут руки, чтобы ответить на любой вопрос учителя и получают свои законные «пятерки». В действительности все обстоит с точностью до наоборот. Исследования Эрика Бахса (Eric S. Buhs) показали, что дети в возрасте от 5 до 11 лет, отвергаемые сверстниками, получают по результатам учебных тестов более низкие баллы по сравнению с одноклассниками.Остракизм присутствует во всех детских коллективах, даже в младших группах детского сада. По наблюдению психологов, ему одинаково подвержены как мальчики, так и девочки. При этом у детей-изгоев часто развиваются психологические травмы и падает успеваемость. Профессор Бахс обнаружил, что дети, отвергаемые коллективом в детском саду, подвергаются остракизму и в школе. Их успеваемость по таким предметам, как чтение и арифметика, оставляет желать лучшего.

Доктор Тэд Фейнберг, председатель национальной ассоциации школьных психологов (США), говорит, что удивлен и обеспокоен результатами исследований профессора Бахса. «Большинство исследований по проблеме остракизма проводилось в средней школе», - говорит он, - «поскольку считалось, что у более младших детей в силу пластичности их нервной системы остракизм не приводит к значительным психологическим травмам.». Теперь же д-р Фейнберг составляет рекомендации для родителей детей младшего возраста. Вот что, по его мнению, должно насторожить взрослых:

— ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
— возвращается из школы подавленным;
— часто плачет без очевидной причины;
— никогда не упоминает никого из одноклассников;
— очень мало говорит о своей школьной жизни;
— одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рожде-ния, и он никого не хочет позвать к себе.
Что делать, если ребенка отвергают?Первое, что в таких случаях стоит сделать родителям, говорит д-р Фейнберг - вздохнуть поглубже и успокоиться. Не стоит самим искать и наказывать обидчиков ребенка, но нельзя и пассивно ждать, что ситуация разрешится сама. Лучше подумать, почему именно Ваш ребенок стал «изгоем»?

Исследования, проведенные психологом Розалиндой Вайсман, свидетельствуют: травлю в первую очередь вызывает провоцирующее поведение жертвы. Чаще всего изгоями становятся дети с плохими социальными навыками либо страдающие каким-нибудь физическим недостатком - «не-такие-как-все». Вторая причина, наиболее часто приводящая к изоляции - агрессивность ребенка.

Психологи считают, что помочь сравнительно просто - тренинги социализации и/или снижение уровня агрессии. Поэтому, пока ситуация не зашла слишком далеко, говорит д-р Фейнберг, родителям детей, отвергаемых коллективом, надо обращаться к школьному психологу.

Ирина Павленко
(с) http://www.psihologyhelp.ucoz.ru/

Как известно, в медицине существует нормативный документ, признаваемый всем мировым сообществом - МКБ (международная классификация болезней).

На данное время это уже десятая классификация, поэтому ее так и называют - МКБ 10. Первая появилась в 1893 году и с тех пор была пересмотрена и дополнена уже десять раз.

Конечно, наука не стоит на месте, и с ее развитием появлялись или, скорее, выявлялись новые, до этого неизвестные болезни. Также пересмотру подвергались и явления, давно известные...

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок. Держите его в тонусе - тем более, в вашем распоряжении несколько проверенных IQ-тренажеров.

Мы знаем, что память можно тренировать, изучая иностранные языки или заучивая стихи, тело - йогой и физическими нагрузками. Но все это требует воли и немалой трудоспособности. Ученые предлагают нам 11 не самых очевидных способов стать умнее без особых усилий. И рассказывают, как сахар, вода и компьютерные игры влияют на наши...

Никогда не бывает больших дел без больших трудностей.
Вольтер [Мари Франсуа Аруэ]
Необходимость в преодолении различных жизненных трудностей возникает в нашей жизни постоянно. Это такая работа, которую мы регулярно вынуждены выполнять. Ведь представить себе жизнь без трудностей, просто-напросто невозможно.

Трудности возникают у всех и всегда. Неважно, где и как живет человек, с определенными жизненными трудностями он будет сталкиваться постоянно, потому что они неизбежны. А раз они неизбежны...

Весь мир - театр.
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.

Если продолжить эту яркую метафору, которая принадлежит Вильяму Шекспиру, то можно добавить: чтобы сыграть любую пьесу или снять фильм нужен сценарий. И тогда сам собой напрашивается вопрос: а есть ли такой сценарий у нашей жизни? Или все, что происходит в ней – сплошные импровизации?

Судя по всему, Шекспир был не только гениальным драматургом, но и интуитивным знатоком...

Детская психика в возрасте до 6-7 лет в основном зависит от психоэнергетического состояния матери. Вместе с тем, уже в 3-4 года ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью, у него начинают проявляться свои личные проблемы. Поэтому уже в этом возрасте с ним можно проводить несложные игровые психоэнергетические упражнения по разрядке этих проблем.
Ребенок может расстраиваться, казалось бы, по незначительному поводу. Взрослые, уже забывшие о своих детских проблемах, могут недооценивать...

Вспомните ваше Детство... Кто помнит, что было тогда? О чём вы думали? Легко ли вам сейчас стать тем ребёнком, которым вы были? Смотреть теми же глазами? Это же были вы! Те же самые вы, что и сейчас! Так какие вопросы? Что вас тогда заботило? А сейчас? Вопросы?.. Вопросы! И познание! Желание играть. Каждую минуту – новое занятие... Новая цель. Новые варианты движения к ней. Ну, у разных детей, конечно, немного по-разному... Некоторых из них можно было оставить одних в комнате, и они спокойно...

ВИРТУАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Во второй половине двадцатого века все экономические, социальные процессы были направлены в русло формирования нового психологического массового человеческого типа, виртуального, органично существующего в отрыве от реальности в виртуальной среде массовой информации.

Технология изменяла общественную структуру и общественное сознание значительно эффективнее политических средств и социальных реформ, так как в технологическом обществе большая часть общественных отношений...

Ахмет бил себя в грудь и театрально кричал: « Я хочу сесть!!!». У небритого сорокалетнего мужчины, заросшего по брови курчавым рыжим волосом, одетого в старый энцефалитный костюм навыпуск и громадные болотные сапоги, возгласы эти и наслаждение своими словами на лице, вызывали чувство трагикомического. И хотя я знал, что если бы нашелся человек или организация, для которой нужна такая жертва, Витек показал бы себя на высоте, но все же предполагал мелочь, которую он не хотел бы разрешить другим...

Психологическая эмоциональная травма может по-разному проявляться в теле. Многие телесные заболевания сопровождают ее.

Травма наносит не только психическое, но и телесное поражение. Например, если женщину били и душили во время изнасилования, ее тело хранит память об этом.

Психическая рана отщепляется и становится телесной. От сознательно воспринимаемого воспоминания о травме остается только боль, симптом без медицинского обоснования. Например, теснение в груди, потому что нельзя было оплакать потерю дорогого человека.

Травматичный опыт провоцирует неразрешаемый эмоциональный конфликт, поглощает много жизненных сил и препятствует гармоничному взаимодействию тела, духа и души. Таким образом травма увеличивает риск того, что с человеком произойдет несчастный случай или разовьется хроническое соматическое заболевание (астма, нейродермит или рак). Бывает, что сексуальное злоупотребление приводит к раку груди.

Тело, дух и душа — автономные системы функций. Тот, кто болеет телесно, не страдает автоматически душевным недугом, и наоборот. А тяжелое душевное бремя не обязательно сказывается на интеллектуальных способностях человека. Так же и высокий, или низкий уровень интеллекта еще ничего не говорит о душевном здоровье. Тем не менее все эти системы функций координируются в человеческом теле. Следовательно, депрессивные чувства могут негативно повлиять на обмен веществ в теле. Гипоталамус является важным регулятором ощущений у человека; посредством гормональной системы он воздействует на чувство голода или жажды. Иммунная система также взаимодействует и обменивается информацией с гормональной системой и может дать трещину, находясь в состоянии постоянного стресса. А потому телесные симптомы нередко выражают душевный дисбаланс. Такого рода симптомы исчезнут, только если снять душевную блокаду.

Многое свидетельствует о том, что человек как продукт длительного процесса эволюции является системой, состоящей из многих подсистем. Подсистемы преследуют их собственные цели и подчиняются своим законам. Однако они интегрированы в общее целое. Каждая подсистема должна работать автономно, чтобы выполнять свои функции. В то же время она должна координировать с другими подсистемами, чтобы не навредить целостной системе своим преобладанием или отрезанностью.

На физиологическом уровне существуют качественные различия между стрессогенными и травматогенными реакциями. И те, и другие являются защитными механизмами. Но если стресс заряжает энергией, травма парализует. Стресс вызывает бдительность (будоражит), а травма оглушает (обезболивает). Защитный механизм травмы вступает в действие после стрессогенной реакции. Он — самое последнее средство, когда больше ничего не помогает.

Разумные медицинские и телесные способы лечения могут благоприятно повлиять и поддержать процесс выздоровления. Однако телесная терапия и врачебные меры не принесут плодов, если не установить связи между соматическим заболеванием и травмой или если сознательно или неосознанно упустить из виду эти причинно-следственные связи.

Социальные аспекты травмы

Понятие эмоциональной травмы не сводится к рассмотрению биологических или психических феноменов. Травма всегда происходит в некое м социальном контексте. Помимо основных пострадавших есть еще много других людей, которые, хоть сами и не были травмированы психически, вынуждены страдать от последствий травмы. Можно себе представить, что происходит во всей семье, когда с войны домой возвращается травмированный солдат. Среди травмированных ветеранов войны в среднем большой процент самоубийств. При этом самоубийство может быть неосознанно инсценировано и выглядеть как несчастный случай. В их случае существует и другая опасность: в приступе агрессии они могут унести за собой на тот свет и других. Тем самым они наказывают невинных людей за причиненное когда-то им самим.

Поскольку в семейных системных расстановках учитывается отрезок времени вплоть до ста лет назад, в судьбах отдельных людей и семей проносятся исторические события, которые травмировали всю страну в целом. Так, скажем, в судьбах отдельных людей и семей находят отголосок раскулачивание, события гражданской войны, репрессии (когда целые семьи теряли все – дом деньги, друг друга, перспективы, социальный статус).

Слишком сильно индивидуализованная концепция травмы не поможет разобраться в симптоматике тяжелых психологических состояний. Ведь часто мы имеем дело с травмой не в ее прямом значении, например, когда у человека в его собственной биографии серьезных травм не было. Нередко человек, страдающий сейчас паническими атаками, депрессией и т.п., оказывается как бы «втянутым» в травматический жизненный опыт родителей или даже предыдущего поколения своей семьи.

Ведь с точки зрения «здравого смысла» время должно исцелять раны, конечно, если потерпевший хочет исцелиться. Практически же никто не знает, что, если сразу не оказать потерпевшему соответствующей помощи, не помочь ему не стать социальным изгоем, травма все глубже и глубже будет проникать в его психику.

Окружающим трудно принять факт того, что человеку не справиться с травмой и ее симптомами без специальной терапии, как бы он ни старался. Через некоторое время они уже не в силах выносить страдания потерпевшего, избегают его, требуют от него больше не говорить о своей беде или стыдят за неспособность справиться с травмой.

Передача травматичного опыта из поколения в поколение

Действие травмы не ограничивается непосредственно затронутым лицом. Травма влияет на социальное окружение, на общество, на семейные, партнерские, дружественные и социальные системы отношений. Но это еще не все. Действие травмы продолжается, даже когда пере несшие ее люди уже умерли. И спустя 10, 20, 50 или даже 100 лет после травмирующего события, оно может оказывать влияние на души живущих сегодня людей. Как это происходит?

Дети, несущие отпечаток родительской травмы, передают ее своим детям точно так же — через душевно-эмоциональную связь родителей и ребенка.

Каким бы невероятным это ни казалось, но и это еще не конец. Даже правнуки могут оказаться эмоциональными участниками специфической ситуации травмы прадедушек и прабабушек посредством привязанностей.

По книге Франца Рупперта «Травма и семейные расстановки»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!