Православие о кодировании от алкоголизма. Вопросы священнику РПЦ: Алкоголизм

07.08.2014 19:36:30
(Псевдолечение. О кодировании.)

“Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие к погибели, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Мф.7, 13-14).
“Кодирование” – это, пожалуй, самая популярная на сегодняшний день методика лечения зависимостей. Слово “кодирование” несет в себе некоторую таинственность и якобы “научность”. Немалое содействие популяризации этого метода оказывают средства массовой информации и реклама. Но что такое кодирование? Почему очень часто после кодирования начинают пить страшнее прежнего, нередко повреждается психика, рассудок? Если это благо, то почему таков плод?
Французское слово “код” происходит от латинского – “начертание”. В процессе кодирования через это начертание (ритуальное) к человеку по сути привлекаются бесы, которые отныне и будут “помогать” ему не пить спиртное, или не курить, или будут “сушить” его – “помогать” худеть.
Кодирование задействует страх, связанный с инстинктом самосохранения. Воздействие направлено только на то, чтобы вызвать у человека боязнь перед последствиями злоупотребления алкоголем или табаком из-за нарушения “кода”.
В ходе сеанса произносится текст примерно следующего содержания: “Сейчас я закладываю в ваш мозг специальный противоалкогольный код. Отныне он будет контролировать ваше поведение, ни на одну секунду не исчезая из вашего мозга даже во сне. Код будет храниться глубоко в вашем подсознании. С этого момента вы не сможете употреблять алкогольные напитки. Любые дозы спиртного в период действия кода опасны для вашего здоровья и могут привести к смерти”. То есть метод лечения основан на принципе устрашения.
А в самых крайних случаях можно ли все-таки прибегнуть к кодированию от алкоголя или табака?
И винопитие и табакокурение – это не только болезнь, а и предшествующая этой болезни страсть души, которая подводит человека к пребыванию в этом сугубо греховном и болезненном состоянии. И в этом смысле любое воздействие на него, которое не сопряжено с личным подвигом, усилием, желанием преодолеть – пусть потом, болью, мукой – овладевшую им страсть, не будет окончательным. Страсть не вылечивается таблетками. Как нельзя человека гордого путем некоторого психотпропного на него воздействия сделать милостивым и любвеобильным, так нельзя и вылечить человека, имеющего греховное пристрастие к алкоголю и табаку, путем некоторого временного воздействия на те или иные центры его психосоматического существования. Подобное лечение так или иначе отзовется. Непреодоленная страсть непременно проявится в какой-то другой форме.
Кодировщики на сеансах используют, как они говорят, некую “чудесную силу”, “тайное знание”. Во все времена были избранные Богом святые, которых Господь награждал даром целительства за их смирение, правдивость, праведную жизнь. Они воистину лечили силой Божественной. Какой же силой лечат кодировщики? Дает ли Господь Свой дар человеку, который не ходит в храм, не исповедуется, не Причащается Святых Тайн. Кодировщики срывают запретный плод, желая тут же, без труда христианского, без подвига получить дар целительства, и получают его - от “услужливого беса”. А последствия бывают и для “врачей” и для “пациентов” очень плачевные, ибо бесы не способны творить добро, а создают всегда лишь мираж, иллюзию добра. “Как может сатана сатану изгоняти?” (Мк.3:23).
Евангелие учит нас, чтобы измениться, нужно потрудиться. А что происходит при кодировании? По сути человек просит: сделайте что-нибудь, что хотите, вот вам деньги, но чтобы я не пил. И ему предлагают нечто, отдавая его во власть демонических сил. И это приводит к пагубным изменениям в душе человека.
А как страдают закодированные люди! Ведь грех так и остался в их душах нераскаянным. Он может лишь поменять свой облик. Отсюда у закодированных частые депрессии, жуткая раздражительность, тревога. Нередко возникают тяжелые соматические заболевания. Закодированный пребывает в сильнейшем напряжении душевных сил. Такое, с позволения сказать, “лечение”, приносит людям явный вред и страдания. Кодирование – это широкий путь, ведущий в погибель. Действительно, как легко, – сходил на сеанс, заплатил приличную сумму и “закодировался” от табакокурения, винопития – и здоровье и трезвость обеспечены. Для исцеления от недуга пьянства нужно покаяние, душевное преображение, внутренний рост. Кодирование этого не дает.
Поэтому кодирование абсолютно неприемлемо для страждущих. Закодировать нетрудно. Но где же личность? Что человек сделал, чтобы стать другим? Разве нам важно добиться того, чтобы человек перестал пить, если он вместо этого затем начнет блудить или проигрывать состояние в игорных домах? Важно, прежде всего, изменить отношение к греху, сформировать желание жизни с Богом. Проживание без алкоголя и табака не является показателем того, что человек освободился от зависимости. Поэтому те, кто кодировался, конечно, должны прежде всего исповедаться и покаяться, если хотят как-то изменить, улучшить свою жизнь, быть действительно свободными и избавится от пагубной страсти.
Полноценное исцеление невозможно без глубокого личного и свободного переосмысления своей жизни, обретения и осознания ответственности за собственную жизнь. Если человек поймет, что жизнь – это драгоценный дар Божий, то он сам с благодарностью принесет ее к свету Христа. “Без меня не можете творити ничесоже” (Ин.15, 5).

О страшной участи закодированного
У священника Алексия Мороза в книге “Человеческие судьбы” есть рассказ “Володя”, в котором повествуется реальная история о страшной участи закодированного. Приведем небольшой отрывок.
“В свое время Володя страшно пил. Потом прошел кодирование от пьянства в Санкт-Петербурге. На какое-то время страсть утихла, но потом стали случаться страшные запои. В такие периоды Володя становился неуправляемым, с топором набрасывался на жену, мог избить любого не понравившегося ему человека. С православной точки зрения, это была явная одержимость. Кодировщик, по сути дела, только изменил “специализацию” беса: Володя не пил, но когда запивал, вывести его из этого состояния было практически невозможно. Бес находил на Володю, и Володя прекрасно это понимал. И если успевал приехать в церковь, исповедаться, причаститься, все приходило в норму…
А однажды пришла страшная весть: Володя сгорел. Случилось так. Володя вдруг перестал молиться, читать Евангелие, стал раздражительным. Потом запил. Приступы дикой агрессии наполнили его душу. Это была настоящая одержимость. Жена, дочка убежали, спрятались у соседей. С топором в руках Володя бегал и искал их по деревне. Ночью деревня проснулась от дикого крика. Это Володя облил себя бензином и чиркнул спичкой”.

Непотребный алкоголизм глубоко укоренился в современном обществе. Часто человек даже не задумывается о несчастьях, которые он приносит.

Пьянство в православии строго осуждается, его критикуют в Священном Писании и в книгах Отцов Церкви. Оно незаметно развивает зависимость и влечет за собою целую череду других пороков. Пьянство часто является прямой причиной разлада в семье и приносит страдания родным и близким.

Отношение святых отцов к пьянству

Святые отцы напоминают, что в каждом человеке заложен потенциал ко всем порокам. И если мы не впали в какой-то определенный грех, это заслуга Всевышнего Господа, а не наша сила воли. Всегда следует быть смиренным, беречься от неприятностей, избегать их и не рассчитывать на индивидуальные силы, которые ничтожны.

О других грехах в православии:

Святой Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст утверждал : вино дано нам Господом для увеселения, укрепления тела, а не дебоширства и разрушения духа.

  • Пьянство возникает не от алкоголя, но от злоупотребления им. Трезвый человек находится под покровительством собственной совести, которая уберегает и препятствует от совершения непотребных деяний. Опьянение притупляет разум и открывает широкий простор для греховных желаний и колоссальной похоти.
  • Причина зависимости заключается в деятельности человека, сердце которого опустошено безверием, отсутствием страха перед Божьим промыслом, невоздержанием, распущенным нравом и истинной слабостью души.
  • Церковь не считает саму субстанцию вина грехом, но она крайне опасна, потому что является проводником во множество греховных деяний. Алкоголь - средство, позволяющее проникнуть опасной страсти вглубь неокрепшей духовности человека.
  • Святая Церковь утверждает: пьянство есть родитель всякого постыдного дела, оно является сестрою похотливого блуда, а также разрушением искреннего целомудрия. Алкоголизм, омрачающий религиозное знание, - это начало атеистического безбожия, которое угнетает и запутывает душу в дьявольских сетях.
  • Пьянство, по выражению Златоуста, есть полнейшее несчастье, болезнь, произвольное заражение бесовскими помыслами, что хуже потери рассудка. Василий Великий говорил : алкоголизм - это дьявол, вторгшийся в душу через похотливое сластолюбие.
  • Священное Писание дает определение трезвости и называет её религиозной умеренностью в пище и еде, а также неустанной бдительностью над собственным эго и сохранением от всяческих порочных помыслов.
Важно! Священное писание не запрещает употребление алкоголя. Для христианина недопустимо именно зависимость от спиртных напитков. Каждый верующий должен остерегаться того, чтобы какой-либо объект властвовал над телом и разумом.

Сущность пьянства в православной традиции

В сегодняшнем мире алкоголизм является причиной высокого уровня преступности, болезней и травматизма. Он снижает общий уровень нравственности, культурного наследия и любви к труду.

  • Пьянство порождает ссоры и кровопролитные драки, а также убийства.
  • Алкоголики позволяют себе непомерное сквернословие, кощунственное поведение и богохульство.
  • Злоупотребление спиртными напитками приучает ко лжи, лести, грабежам.
  • Люди, ведомые бесом пьянства, пытаются достичь собственных прихотей любым способом. Они часто не реагируют на замечания трезвых людей и быстро впадают в ярость.
  • Алкоголики часто валяются в грязи, так как спиртные напитки делают из человека животное. Они изменяет не только внутреннее, но и внешнее состояние. Дьявол в первую очередь обращает внимание на тех, кто предался винной страсти.

Православная традиция утверждает: причиною пьянства становится непомерная гордость , которая проявляется через порочное своеволие. Люди, страдающие алкогольной зависимостью, совершают беспечные и беззаконные поступки. Они не способны рассмотреть собственное поведение со стороны.

Грех пьянства и алкоголизма

В душе пьяница не переносит контроля, указаний и божественной воли. Для него алкоголь становится тем аргументом, который заставляет его думать о своеволии. Такой ум закрыт от рациональных утверждений и полезных знаний.

Алкоголизм является не только суровой болезнью, но и привычным образом жизнедеятельности. Человек должен собраться с силами и попытаться самостоятельно изгнать этого демона из потайных углов собственного разума.

Интересно! В середине XIX века Магнусом Гуссом был введен термин «Хронический алкоголизм». Ученый отмечал, что заболевание прогрессировала в странах, где отошли от религиозных традиций. Народы с примитивными и языческими культами практически полностью подвержены греху пьянства. Это говорит о некой закономерности между отрицанием Бога и появлением алкоголизма.

Структура алкоголизма в православии

Пьянство поражает человека одновременно в нескольких абстрактных плоскостях:

  • Образуется психологическая зависимость, которая требует получения удовольствия и подпитки самого порока.
  • Если рассматривать заболевание с медицинской точки зрения, встает вопрос о внедрении в обменные процессы атомов алкоголя.
  • Пьянство - это греховная страсть, поэтому оно рассматривается церковью в духовной плоскости.
  • Алкоголизм имеет и социальную проблематику, потому что люди, постоянно ищущие удовлетворения демона опьянения, становятся закоренелыми эгоистами. Их совершенно не заботит обстановка и состояние других людей.

Постоянное употребление спиртных напитков провоцирует зависимость, в основе которой стоит тяжелое отравление организма. От последнего формируются физические и душевные боли, нарушение работы внутренних органов, центральной и периферической нервной системы. Алкоголизм провоцирует психологическую деградацию и отторжение всякой религиозности.

В православии различают три стадии пьянства:

  1. Психическая зависимость формируется, когда человек прикладывается к бутылке, чтобы забыть о повседневных неприятностях, расслабиться и наладить контакт с окружением. Со временем понижается порог необходимой дозы, и человек начинает употреблять значительно больше спиртного. Совершенно пропадает рвотный рефлекс, который защищает организм от поступления чрезмерного количества алкоголя.
  2. Вторая стадия - физическая зависимость. Здесь происходят биохимические изменения в процессах. Алкоголь становится необходимым веществом для нормального функционирования тела. При его отсутствии возникают психические расстройства и физические боли.
  3. На последней стадии возникает деградация личности. Человек теряет интерес к окружению, забывает о родных и близких, отторгает элементарные нормы морали и равнодушно относится к индивидуальному поведению. У алкоголиков резко ухудшается память, а также сильно снижаются интеллектуальные способности.

Церковь утверждает, что Сам Господь не сделает человека трезвенником, потому что тот изначально наделен свободой воли. Прекращение пьянства достигается собственными усилиями. Тот, кто желает победить демона пьянства, должен исключить мысль о спиртном.

Патриарх Кирилл: пьянство - это начало безбожия.

Лечение алкоголизма в православии

Церковь всегда заботится о духовном здоровье народа и содействует справедливому утверждению трезвости, а также профилактики алкогольной зависимости. Однако страсть винопития есть хронический недуг, и лечится она работой над собою, героическими усилиями воли.

  • Человек обязан проявить чрезвычайную решительность в борьбе против своего врага. Необходимо поверить в успех и постоянно спрашивать милости у Господа. Каждому тяжело расстаться со старым грехом, который приносил удовольствие. В разуме алкоголиков возникают неверные помыслы о том, что борьба напрасна, и вылечиться не получится. Такая позиция губительна.
  • Спиртные напитки позволяют человеку легко обрести состояние эйфории и уйти от внешних проблем. Истинное счастье требует вложения больших усилий. Проблемы необходимо решать трезвыми и честными путями, не прячась за мнимую заслонку алкогольной эйфории. Для терапии хорошо подходят дружественные беседы, разговоры о любви и Боге, молитвы и нахождение новых интересов.
  • Человек не должен строить долгосрочных планов по борьбе с демоном пьянства. Необходимо сконцентрироваться на настоящем дне, собрав силы в кулак. Утром читается
    • Из дома следует удалить все бутылки, чтобы ум постепенно забывал о пристрастии. Если алкоголь доступен, получается быстрый срыв.
    • Нужно отстраниться от пьющих компаний и перестать наведываться в гости. Чрезвычайно поможет оповещение родных о желании бросить пить.
    • Если возникает тяга к спиртному, рекомендуется выявить причину (стресс, тоска, различные проблемы). Удачи и поражения в борьбе с желанием записываются в блокнот.
    • Необходимо найти занятие, которое заполнит пустое время. Лучшее здесь - молитвы и полезная деятельность во благо других.
    • Следует отдаться физической культуре , а также заняться самообразованием, которое раскроет вред злоупотребления.

    Специалисты утверждают, что перестройка сознания алкоголика происходит после полугода внутренней борьбы и правильного подхода. Вскоре появляется навык устойчивого противодействия этому пагубному демону. Надежда всегда есть, несмотря на колоссальную силу зависимости. Горячие молитвы обязательно находят отклик.

    На заметку! С 2014 года православная церковь приняла особую концепцию по утверждению трезвости в Российской Федерации. Священнослужители взаимодействуют с общественными организациями, выступающими против алкоголизма. Сотрудничество происходит только с объединениями, которые поддерживают православное вероучение.

    Злоупотребление алкоголем является прямой причиной потери здоровья и духовной защиты. Православная церковь рекомендует воздерживаться от распития спиртных напитков в больших дозах. Если же человек попал в опасную ловушку алкогольного демона, выход необходимо искать при помощи искренних молитв, обращенных к милостивому Господу.

    Что говорит Церковь и Библия об алкоголе

В передаче "Церковь и мир" прозвучал ответ на еще один вопрос нашей читательницы, заданный через форму :«Муж сильно пьет. Священник посоветовал его закодировать. Но я слышала, что церковь это не приветствует. Как быть?»

ВЛАДЫКА: - Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Это программа «Церковь и мир». Вести мне ее помогает обозреватель Иван Семенов.

СЕМЕНОВ: - Здравствуйте. Свои вопросы архиепископу Иллариону, председателю Отдела Внешних церковный связей Московского Патриархата вы можете задавать на сайте нашей программы – «Вера.Вести.ru».

ВЛАДЫКА: - Мы получаем очень много вопросов по теме алкоголизма и наркомании. И я решил посвятить эту передачу этой очень непростой и актуальной теме.

СЕМЕНОВ: - Владыка, есть такое мнение, которое иногда слышат и наши церковные люди, которые исходят от атеистов, язычников, иногда от мусульман, что Православная Церковь сама спаивает русский народ, потому что вино является частью церковного обряда. И поэтому Церковь смотрит сквозь пальцы на вот этот душевный недуг -- на пьянство и алкоголизм. Что вы можете сказать на этот счет?

ВЛАДЫКА: - Во-первых, то, что вино является частью церковного обряда, если речь идет о причастии, то в причастии человек употребляет буквально несколько граммов вина. И поэтому причастие никак не может привести к алкоголизму. Другой вопрос, что наши верующие, а подчас и священники увлекаются алкоголем. Это не связано с литургическим культом. Это связано просто с дурными привычками человека. Мы не запрещаем нашим верующим выпить бокал вина за обедом. Но, если человек употребляет крепкие напитки в большом количестве, то конечно это идет в разрез с православным идеалом христианина, и тем более священнослужителя. И, действительно, это одна из проблем Православной Церкви, с которой мы боремся. И даже среди наших священнослужителей есть люди, которые, фактически, страдают алкогольной зависимостью.

СЕМЕНОВ: - Владыка, все время советской власти понятно, Церковь не могла оказывать окормление народу кроме как внутри церковных оград. Но вот сейчас борьба в епархиях Русской Православной Церкви с этим недугом, с пьянством, достаточно распространилась, шириться. И я предлагаю посмотреть репортаж из епархии, которая мне представляется лидером в этой сфере -- из Санкт-Петербурга.

Сюжет. Школа трезвения.
Солидного вида джентльмен ежедневно приходит на службу и привычно решает транспортные проблемы Петербурга. Для большинства своих коллег он прежде всего авторитетный профессионал, руководитель департамента. Немногие знают, что Андрей Кузьмин уже 8-й год возглавляет братство трезвения при Храме в поселке Володарский. Тягу к выпивке Андрей расценил как душевный недуг и нашел в себе мужество признать собственную слабость.

Андрей Кузьмин, начальник отдела Санкт-Петербургского учреждения «Организатор перевозок»: «В какой-то момент я просто устал выпивать. У меня долгое время была иллюзия, что бросить пить легко, ведь у меня не было запоев. На самом деле, я был на грани пропасти».
У Андрея не было сомнений в том, каким способом можно победить страсть. За помощью он отправился в Храм, и выяснил, что в стремлении своем не одинок. Оказалось, что в Петербурге и его окрестностях с середины 90-х годов действуют десятки школ и обществ трезвости, объединенных в братства, каждое из которых насчитывает в своих рядах от 30-ти до семидесяти человек. От привычных реабилитационных центров их отличает принципиально иной подход к решению проблемы.
Владимир Цыганков, руководитель Школы трезвения: «Пока человек банально болен, он не способен мыслить духовно. До этого еще дорасти надо. С другой стороны врачебная помощь сама по себе не очень эффективна Но из этого не следует, что она не нужна. Вот когда все эти составляющие объединяются, тогда можно получить хороший результат. Врач, психолог, священник».

Школа трезвения при Санкт-Петербургской епархии существует уже 11-й год. За это время исцеление в ней получили более 5-ти тысяч человек, страдавших алкоголизмом. Полный курс лекций, бесед и совместных поездок по Святым местам рассчитан на один год. Но, как правило, получив исцеление и найдя свой путь к Храму, братства уже не покидают.

Андрей Кузьмин: «Мы собрались в братство, стали принимать обеты. Я несколько раз принимал обет на определенный срок. Но потом понял, что это неверно. И вообще отказался от спиртного. И мне стало так спокойно на душе!».

На кладбище Алексанро-Невской Лавры – приметное надгробие в форме гигантского колокола. Это могила священника Александра Рождественского – основателя Александро-Невского общества трезвости, в котором состояли 70 тысяч человек. Как писал Евгений Поселянин, «70 тысяч семей, застрахованных от когтей нужды, безработицы, беспросветного ада».

Алексей Михалёв, Алексей Сасырин, Дмитрий Бойко,
Специально для программы «Церковь и мир».

СЕМЕНОВ: - Владыка, вот в нашем репортаже упоминалась практика давать обеты трезвости перед Крестом и Евангелием. Как вы относитесь к такой практике? Обещать Богу в храме перед священными предметами, не употреблять спиртного никогда или какое-то время -- правильно это?

ВЛАДЫКА : - Я думаю, что это хорошая практика. Единственный ее недостаток, это если человек нарушит обет, то у него может пропасть решимость его исполнять. Потому что, он себе скажет, - «Ну, вот, я дал обет, но раз я его нарушил, то теперь уже, как бы, все пропади пропадом». И человек возвращается к своей прежней практике. Поэтому здесь конечно важно не только дать обет, но и иметь решимость его исполнять. А также важно просить у Бога помощи. Потому что, иногда у человека собственных сил не хватает. Так вот, чтобы он не дал обет в состоянии какой-то гордыни, - «вот я пообещаю и выполню», а чтобы он понимал, что для того, чтобы выполнить обет, ему нужна помощь Божия, и благодать Божия.

СЕМЕНОВ: - наша зрительница Антонина: «Муж сильно пьет. Священник посоветовал его закодировать. Но я слышала, что церковь это не приветствует. Как быть?»

ВЛАДЫКА: - Человек становится алкоголиком по разным причинами. Или потому, что он унаследовал страсть алкоголя от родителей. Так бывает. Или потому, что окружающая среда его к этому подтолкнула. Но чаще всего за алкоголизмом стоит сознание внутренней пустоты, неспособность человека эту внутреннюю пустоту заполнить. И вот он начинает искать какие-то средства для того, чтобы жизнь ему казалась наполненной, интересной, счастливой. Чтобы он чувствовал ту эйфорию, которую ему хочется почувствовать, и которую без алкоголя он не может почувствовать. И, в общем, вот весь этот комплекс проблем приводит к алкогольной зависимости. И поэтому лечить ее просто чисто механическими средствами --путем гипноза или кодирования -- это очень опасно. Тем более, что в этой области работает очень много шарлатанов. Тем более, что способы кодирования очень разные, иногда опасные для психики человека. Тем более, что бывает так, что человека закодируют, ему что-то внушат, потом, допустим, он нарушает запрет, ничего не происходит и он тогда понимает, что, в общем, все в порядке. Это кодирование ничего не значило и ничего не стоило. Здесь слишком много опасностей. А самое главное, что невозможно механически прервать вот эту вот зависимость от алкоголя, если не будет у человека какого-то внутреннего перерождения, внутренней силы противостоять этой страсти, этой болезни.

СЕМЕНОВ: - Вопрос телезрителя. «Можно ли считать алкоголиков и наркоманов одержимыми бесами?».
ВЛАДЫКА: - В какой-то степени да. И не случайно люди, которые страдают алкоголизмом и наркоманией на каких-то стадиях они начинают видеть бесов.

СЕМЕНОВ: - Ну, «допился до чертиков».

ВЛАДЫКА: - Да. У них начинаются какие-то галлюцинации, начинается белая горячка. Это все связано. Потому что, вот это вот чрезмерное употребление алкоголя и употребление наркотиков, оно ведет человека к соприкосновению с тем темным потусторонним миром, с которым он вообще не должен соприкасаться. А ведь алкоголизм и наркомания, они по сути дела не совместимы с подлинной церковной жизнью.

СЕМЕНОВ: - Вот вопрос такой сложный, на мой взгляд. «Дочь у знакомых умерла от передозировки наркотика. Нужно ли считать ее самоубийцей? Можно ли ее отпевать в церкви?».

ВЛАДЫКА: - Формально, это не самоубийство. И таких людей мы, как правило, отпеваем и церкви. Но, реально это по сути дела самоубийство. Потому что, конечно, когда человек принимает наркотики, он не делает это для того, чтобы умереть. Но, фактически, он ведет себя к смерти. То есть, это самоубийственная практика.

А теперь мы предлагаем вам посмотреть репортажи о тех событиях, которые привлекли наше внимание на этой неделе.

Москва. Храм Христа Спасителя. Фестиваль жестовой песни.
Алеша хочет стать актером. И, конечно, ему в этом ничто не должно помешать. Даже то, что он – глухонемой. С нами он согласился поговорить при помощи своего художественного руководителя Елены Валерьевны. И рассказал, что учится на первом курсе Государственного специализированного института искусств. А на фестиваль жестовой песни «Душа поет» он приехал с номером «Родина» под фонограмму Витаса.

Гремит фонограмма, ей в такт меняется подсветка. Все это – для того, чтобы глухие певцы и танцоры чувствовали ритм. Они выступают так артистично, что невозможно поверить в то, что они никогда не слышали тех песен, которые исполняют. Лишь внимательно приглядевшись, можно обнаружить, что их артикуляция не всегда совпадает с пением.

Татьяна Нефедова, организатор фестиваля: "Для того, чтобы артикуляция совпадала с пением, надо выучить слова, научиться передавать их жестами -- правильными жестами, бывают ведь жесты вульгарные..."

На фестиваль приехали художественные коллективы со всей России, а также из-за рубежа. Среди них – и дети-сироты.

В основном, ребята пели о Родине и о семье.

А основную идею фестиваля еще в самом начале сформулировал священник Георгий Рощин из Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Он напомнил собравшимся евангельские слова о том, что помышления выходят из сердца. А чтобы обратиться к Богу – не обязательно говорить что-то вслух.

Москва. Конференция "Русская Палестина".

Швеция. Шведская лютеранская церковь будет регистрировать однополые браки.

С ноября текущего года Шведская лютеранская церковь будет регистрировать однополые союзы наравне с «обычными» браками. Такое решение было принято большинством членов Церковного совета -- высшего церковного органа. После голосования архиепископ Андерс Вейрюд заявил, что "в международном плане это решение можно сравнить с оттепелью". Шведские СМИ уже назвали это событие историческим. Так как Шведская Церковь стала первой среди крупных церквей, признающих однополые «браки». Но именно такой лояльный подход к вопросу однополых союзов вынудил Русскую Православную Церковь заявить о разрыве отношений.

Протоиерей Игорь Выжанов, секретарь по межхристианским связям ОВЦС МП: "Изначально это решение было принято четыре года назад. И четыре года назад мы заявили о разрыве отношений. Это какая-то цивилизация небытия. Все говорит о небытии человека: аборты, эвтаназия, теперь вот однополые "браки". Такие союзы не направлены на создание новой жизни".
СЕМЕНОВ: - Владыка, мы получаем очень много вопросов на эту непростую тему. И вот наша телезрительница спрашивает, «Признает ли церковь такую вещь как созависимость?».

ВЛАДЫКА: - если воспринимать мир глазами церковного человека, то мы помним слова о том, что «Церковь – это единое тело, в котором все члены". И если страдает один член, то страдают вместе с ним и все члены. И мы сострадаем тем людям, которые находятся в состоянии зависимости. Но вопрос здесь немножко о другом. Здесь вопрос как раз о том, что человек, который сам впадает в зависимость, способен этой зависимостью заражать других.

СЕМЕНОВ: - Есть программа «Двенадцать шагов». Известная, с Запада к нам пришедшая, программа анонимных алкоголиков, которая на Западе весьма успешно развивается. У нас она начинает сейчас внедряться, и иногда даже священники призывают людей пользоваться этой программой. Не возникает ли тут тоже своего рода подмена зависимости. Потому что ведь анонимные алкоголики должны посещать свои собрания до, в общем, кончины своей. Иначе у них есть риск сорваться...

ВЛАДЫКА: - Но, вы знаете, они не обязательно должны посещать эти собрания до кончины. Потому что это двенадцать шагов, и, рано или поздно, когда человек делает двенадцатый шаг, программа как бы заканчивается. Я не знаю эту программу в деталях. Но, когда я служил в Храме Святой Екатерины в Москве, то у нас при Храме была группа анонимных алкоголиков, которые по этой программе занимались, а мы, священнослужители, помогали им интегрировать эту программу реабилитации и освобождения от алкогольной зависимости в их собственный церковный опыт. То есть, в каком-то смысле мы…..

СЕМЕНОВ: - …воцерковляли эти двенадцать шагов, да?

ВЛАДЫКА: - Мы воцерковляли эти двенадцать шагов. А параллелей там очень много, потому что, как раз эта программа «Двенадцать шагов» исходит из представления о том, что человеку недостаточно просто, скажем, перестать пить, или запретить себе пить, или внушить себе, что он не должен употреблять наркотики. Для того, чтобы отказаться от зависимости, человек должен приобрести в себе какой-то внутренний стержень. А этот внутренний стержень можно приобрести только благодаря внутреннему перерождению. И вот эти шаги, они включают очень разные стадии. Например, один из шагов -- это вспомнить все зло, которое ты совершил по отношению к другим людям. Ты должен это записать в тетрадку. Следующий шаг, ….

СЕМЕНОВ: - То есть, это такого рода покаяние.

ВЛАДЫКА: - Это, по сути дела, что-то похожее на исповедь. И мы, когда этими людьми руководили, мы как раз им и предлагали. «Вот давайте, ваш третий шаг, допустим, или там пятый, -- не помню уже какой, -- это будет исповедь. Вот вы придете на исповедь, вы все это расскажете». А следующий шаг они должны подумать, кому из тех, кому они раньше нанесли ущерб, они могут сейчас сделать что-то доброе. То есть, можно ли поправить то зло, которое они совершили. А если это невозможно, то есть ли какие-то другие способы для того, чтобы это зло исправить. То есть, эта программа своего рода духовного перерождения. В этом смысле она созвучна тому, что делает Церковь. Очень важно только, чтобы на нашей православной почве эта программа была выцерковлена, адаптирована к нашим нуждам, и чтобы Православная Церковь, если так можно сказать, взяла над ней шефство.

Дорогие друзья, на грядущей неделе мы вспоминаем необычного святого – апостола Иакова, брата Господня. Подробности в нашем православном календаре.

Православный календарь. Апостол Иаков, брат Господень.
Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Поэтому Иаков не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме.
Он вел жизнь подвижника, не пил вина, воздерживался от мяса, и постоянно молился за свой народ.

Служение апостола Иакова было трудным - вокруг было множество ярых врагов христианства. Но, согласно житию, вел себя с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

При большом стечении народа апостола ввели на портик Иерусалимского храма, и спросили его о Христе. А когда тот подтвердил, что верит в него как в Господа – сбросили Иакова на землю и побили камнями.

Незадолго до своей смерти апостол Иаков написал соборное послание – позже оно войдет в состав Нового Завета. Главная цель послания - утешить и укрепить христиан и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой Апостол объясняет, что вера без добрых дел - мертва и не приводит ко спасению.

Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии. Эта литургия и поныне совершается в день его памяти в Иерусалимской Православной Церкви.

ВЛАДЫКА: - Дорогие друзья. Я хотел бы в заключение нашей передачи напомнить вам слова из послания Святого апостола Иакова, - «Вера без дел мертва». Это замечательные слова, которые показывают, что мы не должны быть просто верующими в церкви, мы не должны быть просто верующими в уме. Вера должна мотивировать наши поступки. Давайте на предстоящей неделе подумает об этом. Храни вас всех Господь!

На вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, клирик храма святых Кирилла и Мефодия Украинской Ужгородской Богословской Академии имени святых Кирилла и Мефодия (Московский Патриархат), врач, специалист в области организации здравоохранения. Передача из Москвы. Эфир 13 мая 2014 г.

Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях доктор богословия, врач, специалист в области организации здравоохранения архимандрит Александр (Глоба).

Здравствуйте, батюшка. Благословите наших телезрителей.

Мира и Божие благословение, дорогие телезрители.

- Тема нашей передачи сегодня "Алкогольная зависимость"

Алкоголизм - это, прежде всего, заболевание, которое характеризуется тягостным пристрастием человека к алкоголю.

Существует два компонента, а в Православной Церкви выделяют три компонента: это душевная, психическая и духовная зависимость. Когда у человека отмечаются все эти три зависимости, тогда приходится говорить о таком страшном заболевании, как алкоголизм. Это такая токсикомания - разновидность наркомании - которая характеризуется тем, что человек употребляет этиловый спирт, который содержится во всех спиртосодержащих напитках, и который и называется алкоголем.

Это очень ядовитое вещество, в химическом плане очень сильный агент. Раньше алкоголь был правильно назван кровяным ядом, потому что, когда он попадает в организм, он приводит к тому, что образуются микротромбы, склеиваются эритроциты и у людей нарушается микроциркуляция, очень сильно страдает головной мозг.

При одном алкогольном опьянении, когда происходит отравлении, погибает около миллиона клеток головного мозга.

Если учитывать, что головной мозг состоит из большого количества нервных клеток, которые нуждаются в ежесекундном, достаточно большом объеме питательных веществ, кислорода, то представляете, какая проблема происходит с головным мозгом у людей, которые злоупотребляют алкоголем. Также страдают и другие органы системы.

- Вы говорите "злоупотребляют". Но если человек, как говорится, пьет в меру?

Я бы согласился с Вами, если бы человек в меру пил какое-нибудь удобрение для подкормки растений, шампуня, бензина. Это абсолютно то же самое: это яд. Почему алкоголь продают в магазинах? Потому что это средство прибыли для тех, кто считают деньги.

В царской России был даже большой скандал, когда Министерство финансов обратилось к императору Николаю Александровичу, чтобы он дал акциз на право продажи алкоголя в большем количестве, потому что люди вели достаточно трезвый образ жизни, в принципе, не употребляли литрами, хотя так пишут на Западе.

Никогда Россия пьяной не была, и дело в том, что об этом свидетельствует тот факт, что когда люди употребляют алкоголь, они приходят в состояние опьянения: очень сильно ощущают токсические реакции. Если бы Россия была пьяна всегда, то с течением эволюции, биологических преобразований в организме человека, выработалось бы большое количество тех веществ, которые алкоголь, этот яд, дезактивируют, и мы бы употребляли ведрами этот алкоголь, а с нами бы ничего не происходило. Это свидетельствует о том, что эта пагубная привычка была внедрена в наш великий русский народ специально.

Да, были какие-то природные алкоголесодержащие напитки, но следует учитывать, что этот алкоголь был природного происхождения. Даже если смотреть на химическую форму этого алкоголя, то выделить его было совершенно невозможно. Это арабы придумали, как экстрагировать алкоголь.

Алкоголь с присадками содержится в настоящих квасах, настоящем вине, и он не ударяет по мозгу. Например, вино, которое изготовлено по всем традиционным рецептам, когда не используется сахар, который тоже выступает как яд.

Сахар - это, прежде всего, глюкоза, которая используется в медицине как лечебное средство. Но когда мы используем сахар в большом количестве, мы так же травим себя. Подкидываем в большом количестве в головной мозг горючий материал, он возбуждается, начинает работать, но все быстро сгорает, а мозг привыкает к этой ситуации. Не только мозг, но страдают поджелудочная железа и эндокринная система.

Когда использовали алкоголь чисто природного происхождения, когда не подсыпали сахар, не подливали чистый спирт, тогда напитки имели совсем иной состав: качественный и количественный.

Были правила и культура употребления этих напитков. Была определенная традиция изготовления напитков, и они были качественно иного уровня, и их употребление не приводило к тем последствиям, к которым приводит алкоголь сейчас.

- Вопрос телезрительницы из Ставропольского края: Возможна ли бесплатная операция на коленном суставе?

Если Вы гражданка Российской Федерации, проживаете в Ставропольском крае, Вам необходимо обратиться в медицинский отдел местного органа самоуправления. Все нужно делать официальным путем: обращаться, например, через почту, чтобы Ваше письмо было завизировано. Объяснить в письме, что Вам не хватает средств. Государство, в принципе, обязано предоставить бесплатную квоту - это выделенные места в больших федеральных центрах в Санкт-Петербурге, Москве - для того чтобы провести операцию такого типа. Это мероприятие, в принципе, заложено на каждого россиянина, но необходимо собрать определенные документы. С необходимой информацией можно, наверное, ознакомиться на сайте Министерства здравоохранения или обратившись в местный орган самоуправления. Собрать все документы, сделать себе копии и предоставить для получения квоты.

- Что такое пьянство и чем оно отличается от алкоголизма?

Алкоголизм - более научное терминологическое описание. Пьянство - тоже доведение себя человеком до состояния безумия. Пьянство так и переводится как оцепенение, дурость.

Чтобы люди не обижались, слово "дурак" происходит из латинского языка, где "dura" - твердый, твердолобый, до которого туго доходит, трудно достучаться.

Люди, которые употребляют алкоголь разово, получают степень отравления, когда клетки головного мозга перестают выполнять свою функцию. Кора и подкорковые центры смещены, то есть происходит временная деформация личности. Человек меняется во времени и пространстве, находится в состоянии отравления, требует неотложной помощи. Пьянство от алкоголизма отличается тем, что алкоголизм - это уже состояние хроническое, когда человек уже не может жить без алкоголя. Пьяницы не обладают такой степенью зависимости от алкоголя, но это уже первая степень алкоголизма. Если раз в месяц они бывают пьяными, то это алкоголики, но с начальными стадиями формирования алкогольной зависимости.

Вопрос телезрительницы из Москвы: Я зависима от алкоголя, с приходом в Церковь она зависимость стала уходить, но после исповеди и даже причастия бывает тяга к алкоголю, причем такая сильная, что если дома есть алкоголь, то я уничтожаю все. На следующий день страдаю, каюсь, но периодически это повторяется.

Это очень частая ситуация, когда люди после причастия употребляют алкоголь и оправдывают себя тем, что их спровоцировало причастие. На самом деле, мы дали определение алкоголизму - это духовная, психическая зависимость от этих напитков.

Дело в том, что когда человек побывал в придуманном мире: царстве грез, успокоения, оно понравилось ему, и головной мозг, когда возникают определенные стрессовые ситуации, пытается как-то перенастроить кору. Это формирование дофаминовой зависимости. Дофамин нужен нашему организму. Не будет дофамина, человек не сможет двигаться, не сможет проявлять эмоции. Даже наше общение с Богом происходит посредством такого материального "субстрата" как головной мозг, и в нем дофамин играет очень большую роль. Алкоголь начинает включаться в действие дофамина в головном мозге, и человек получает эмоциональную окраску: ему начинает казаться, что когда он выпьет, ему становится хорошо.

Что сделать в этой ситуации? В первую очередь, у Вас дома никогда не должно быть алкоголя. Подарили шампанское, коньяк, вылейте, разбейте. Будете в магазине, обходите прилавки, где алкоголь. Не держите дома никакого вина и пива.

Человек с поврежденным эмоционально-волевым стержнем. Что надо делать? Помогать самому себе, чтобы не было такого искушения. Сначала человек выпивает по 100 мл, потом этого мало - по 300 мл, а потом и пол-литра.

Конечно, это, прежде всего, работа над собой. Очень часто это психическая зависимость. Физическая зависимость, как правило, проходит быстро, человек долго не страдает, это можно снять и в клинике, и дома. Но психическая, духовная зависимость - это уже компонент работы человека над самим собой.

Когда человек пьет, то это от безделья. Он приходит домой, ему нечем заняться, и он придумывает себе новые эмоции, наслаждения. Самый простой способ - это алкоголь. Не надо прикладывать никаких усилий, в отличие, например, от знакомства с новым произведением искусства или прогулкой, походом в музей, чтением вечернего правила. У людей нет эмоциональной потребности, и этот грех пожирает человека.

К сожалению, люди, которые исповедуются и причащаются в этом грехе, слишком рано подходят к Таинству. К сожалению, у молодых священников часто отсутствуют знания по алкоголизму. Это ни в коем случае не осуждение, а констатация, чтобы люди знали, что, когда они каются в этом грехе, надо просить себе епитимью, чтобы священник сказал, сколько раз помолиться, какое правило почитать, чтобы в душе, где все разбросано, разложить по полочкам. Очень хорошо вести дневник. Потом, когда все выполнено, прийти к батюшке с плодами искреннего покаяния и работы над собой. И когда священник видит решимость человека, он читает разрешительную молитву. Такие принципы заложены в основаниях исповеди. Чтобы произошло покаяние и сознание начало работать по-другому.

Бывает, что человек приходит буквально после вчерашней попойки на исповедь, но его не спрашивают, зачем он пил, почему пил, исповедуют, разрешают и сразу допускают к причастию, поэтому люди страдают.

Вопрос телезрительницы из Кемерово: Можно ли использовать спиртовые настойки лекарственных трав? Диэнцефальный синдром - излечимое ли это заболевание?

Начну с ответа на второй вопрос. Для Господа неизлечимых заболеваний не существует. Необходимо искать пути разрешения, прежде всего в молитве. В своей душе надо отказаться от инертности: бывает чрезмерное упование на Господа, а бывает чрезмерная обида.

Также надо прислушиваться к специалистам, которые наблюдают пациента и делают прогнозы. В то же время никто не запрещает лечиться у разных врачей, существуют консультации, Интернет. Человек имеет право и должен спрашивать многих.

Как священник и врач, могу Вам посоветовать молиться и уповать на Господа, потому что для Него нет неразрешимых ситуаций.

Если человек использует спиртовые настойки самостоятельно: клюквенная или иная, то вряд ли это поможет, как считают некоторые, разогнать кровь. Сейчас существуют более действенные препараты.

Спиртовые настойки употребляются каплями. Валокордин, например, от 15 до 30 капель, женьшень 10 капель, но когда люди употребляют по 150 грамм, возникает вопрос, для чего человек принимает настойки. Сейчас не существует таких болезней, которые лечатся лишь спиртовыми настойками. Лучше обратиться к специалисту в случае. Когда в доме держится с разными целями этиловый спирт, значит, есть какая-то зависимость.

Вопрос телезрительницы из Тверской области: Если человек закодирован, можно ли ему причащаться, присутствует ли в причастии алкоголь?

Раз человек закодирован в клинике и не подшит, следовательно, был гипноз. Когда производят такие мероприятия, дается определенная установка воздействием на подсознательный процесс. Это лечебное мероприятие, которое, в принципе, дает положительный результат.

Могу Вас заверить, что после причащения никакого срыва не будет. Дело в том, что Чаша - это такой сосуд, где находится Тело и Кровь. Вы должны понимать, что это не вино и хлеб, а истинное Тело и истинная Кровь Христовы. Когда Вы их принимаете, Вы должны знать, что вместе с ними получите только исцеление, только помощь, благое действие на Ваш организм.

Многие люди считают, что у них еще нет алкогольной зависимости, что они пьют в меру, поэтому ничего не хотят менять. Главный аргумент, что алкоголь и застолье объединяют людей, ради этого они готовы пожертвовать здоровьем.

Надо признать, что пьянство никогда не объединяет людей. В Священном Писании многое колет всех грешников. Надо читать его и анализировать. Там сказано, что когда люди собираются праздновать и употребляют алкоголь, то бывают и раздоры, и драки, и блуд.

Если собирается хорошая кампания, она не нуждается в алкоголе, потому что существует много вещей, о которых можно поговорить и на трезвую голову.

Алкоголь употребляют обычно для того, чтобы скрыть какие-то эмоции, например отношения друг к другу. Но, в конце концов, человек видит все, как есть.

Апостол сказал, что сначала бывает пьянство, а пьянство приводит к блуду. Что, например, и происходит в ночных клубах.

Благословляю всех родителей категорически препятствовать детям ходить в ночные клубы, не давать денег на их посещения. Поскольку там происходит очень сильная алкоголизация, наркоманизация, одурманивание ваших детей. Если вы хотите, чтобы ваши дети имели высокий риск развития психических болезней, связанных с поражением головного мозга, можете их пускать. Если же хотите, чтобы у вас были здоровые дети и внуки, то всячески препятствуйте им. Во-первых, нарушается ритм дня, а вслед за тем и познавательный процесс. Разрушаются клетки памяти, нарушаются функции головного мозга, о каком специалисте может идти речь? Если он не хочет быть хорошим специалистом и обманывает себя, пусть лучше сидит дома, работая по хозяйству.

Призываю родителей быть более внимательными: в современном мире, пронизанном интернетом, социальными сетями, мы начинаем превращать наше государство в Содом и Гоморру. Ведь Содом и Гоморра - это не только половые извращения, но и нравственная распущенность.

Мы должны следить, прежде всего, за собой, не употреблять алкогольных напитков, не курить, не употреблять наркотики, а также следить за своими детьми. Если мы не посадим вовремя семя, некому будет снимать урожай. Тогда приходите и забирайте нас в плен, как говорится в Священном Писании.

Православная Церковь, как колокол, который бьет, когда хочется поспать. Мы призываем к тому, чтобы в нашей жизни не оставалось места алкоголю. Это средство управления вами. Помните, как Господь говорит неразумной душе: ты сегодня пьешь, веселишься, а не знаешь, когда я тебя призову.

Вопрос телезрительницы из Мурманской области: Должны ли в доме обязательно быть иконы? Если в семье проблема с алкоголем, нужно чтобы в доме была икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша"?

Икона - это наше душевное состояние. Душа православного человека немыслима без иконы: я хочу молиться и общаться с Пресвятой Богородицей, Господом Иисусом Христом, святым. Наличие православных канонических икон обязательно, но не надо заниматься собирательством.

Если у Вас нет иной иконы Божией Матери, приобретите "Неупиваемую Чашу", но в православии нет традиции уповать на определенную икону. Мы уповаем на ту личность, которая изображается на иконе. Если изображается Богородица, мы уповаем на Ее помощь и ходатайство. Поэтому искать конкретную икону от конкретной болезни - вариант нео-идолопоклонства, потому что человек не обращается к первообразу, а начинает искать действенное средство.

Надо помнить слова Христа: Царство Божие внутрь вас есть. Если Вы не найдете в себе силы найти ключ к этому Царству, не найдете силы избавиться от алкоголя, воздержаться, поверьте, никакая икона, и даже "Неупиваемая Чаша" не поможет.

Господь и Пресвятая Богородица помогают только тогда, когда мы обращаемся к Ним с живой верой. Прежде всего, мы должны разобраться в себе: готовы ли мы обратиться к Господу, Божией Матери, святым с открытым сердцем и открытой душой? Готовы ли пустить Их к себе, чтобы Они помогли нам преобразиться и спастись?

Помните, что если в Вашем доме будет много икон, то Вы обязаны не только убирать пыль и поддерживать их в чистоте, но и молиться молитвами, которые составлены в честь этих икон. Хотя бы читать тропари праздников этим иконам или тем священным событиям, которые на них изображены. Здесь не должно быть простого коллекционирования.

Вопрос телезрительницы: Мой муж соблюдает все посты, но когда пост заканчивается, он начинает пить буквально каждый день. Конечно, я переживаю, начинаю с ним ругаться. Как мне правильно поступать?

Видимо, муж страдает алкоголизмом. Как священник, я должен обличить человека и поставить диагноз. Такого человека надо лечить. По всей видимости, Вы являетесь тем человеком, который является благоприятной средой для этого порока, позволяя себе находиться рядом с пьющим человеком, и не предпринимаете никаких действий, идете у него на поводу.

Прежде всего, если произошел факт опьянения, надо обращаться к специалисту, срочно госпитализировать такого человека в наркологический стационар, становиться на учет. Если есть возможность обойти государственную медицину, платите деньги.

Если Вы соглашаетесь с его пьянством, Вы являетесь потакателем. В следующий раз, когда он принесет спиртное, надо все выкинуть и сказать, что если он принесет еще раз, то выкинете и его. Здесь нужна жесткость, а Вы человек мягкий.

Если это не помогает, человек сильно запьянел, вызывайте бригаду "скорой помощи", чтобы госпитализировать его в стационар. Не бойтесь этого. Если человек не слышит объяснений, не хочет лечиться, хочет мучить окружающих, заниматься семейным терроризмом, такого человека надо усмирять, надо его лечить. Находить корень зависимости и лечиться. В любой клинике тягу снимут. Можно избавиться и от психической зависимости.

Если человек держит пост, а потом напивается, то вызывает сомнение, что он верующий человек. Тот, кто держит пост, это должен быть сильный человек.

Когда человек после причастия уходит в недельный запой, он носит в себе беса, который начинает бунтовать против Христа, которого он впустил в себя. Здесь очень сложная ситуация. Жить с алкоголиком - не дай Бог никому. Если хотите избавиться от этого, скажите твердо, прежде всего, себе самой, что потакать алкоголизму Вы больше не будете, но будете принимать активные действия не против мужа, но против его страсти.

Может быть, алкоголик не террорист, а несчастный человек, который пытается восполнить недостаток любви или забыться с помощью алкоголя?

У нас очень любят прикрываться такими высокими мотивами. Но духовно несчастные люди молятся о своих грехах в храмах. Физически несчастные лечатся в больницах. Психически несчастные в своих здравницах.

Но зачем же ты, несчастный, берешь алкоголь, а не бензин? Потому что хочешь получить удовольствие.

Вы говорите о любви. Давайте определимся с этим понятием и его границами. Мы знаем, что Бог есть любовь, но открыв Священное Писание, мы прочитаем, что Господь говорит: кого люблю, того и наказую. То есть любовь - это не эмоциональная экзальтация и кайф, но работа, культура, возделывание. Когда ты делаешь то, что не хочешь делать, потому что любишь человека.

Любовь не в том, чтобы потакать человеку в его грехах. У нас все делается по шаблонам. Голодного надо накормить, грязного помыть, а который хочет выпить или кайф получить - тоже? Здесь происходит подмена понятий. Если бы в доме все знали об этой проблеме, и каждый дал ему по шее, была бы эмоциональная встряска, чтобы он осознал проблему и обратился к врачу.

Видишь пьяного человека - вызови ему срочно "скорую": человек отравлен. Наша инертность от нелюбви друг к другу. Мы видим проблему, но не хотим в ней участвовать, хотим быть беленькими.

Вопрос телезрительницы из Псковской области: У меня уже взрослые дети, есть внуки. Стараюсь, борюсь со своим алкоголизмом. Пока ездила по святым местам, держалась, причащалась, все было хорошо. Но как вернулась домой, где друзья, начались праздники, опять сорвалась.

Если искушения возникают после праздников, значит, плохо работаете над собой. Если помогает паломничество по святым местам, очень хорошо. Основным правилом избавления от страсти алкоголизма, наркомании является перемещение человека в иную, здоровую среду. Алкоголизм - это, как инфекция. Это интервенция на твою душу и дух. С ней можно бороться духовными путями: паломничество, смена жизненных обстоятельств. Если вокруг живут алкаши, поменяйте квартиру, поселитесь там, где живут православные, поближе к монастырю или природе. Нельзя только жалеть и оправдывать себя, потому что оправданий можно придумать множество.

Хочу Вас обрадовать, что возраст является благоприятным фактором, для того чтобы бросить пить. Молитесь, ездите по святым местам, переселитесь ближе к монастырю, и будет Вам добро и Божие благословение.

- Телезрительница еще хотела спросить, как предостеречь от пьянства своих детей.

Нам неизвестно, какие это дети. Самое главное предостережение - хорошее воспитание. Не надо людей приучать к различным праздникам.

Праздник - это молитва, храм, свеча перед иконой. Чистая квартира, святой угол, когда читаешь Священное Писание, говоришь о Боге, общаешься со своими родственниками. Это праздник.

Когда ты уходишь в царство тьмы, там нет праздника, только фейерверки.

- В завершении передачи хотелось бы подвести итоги. Значит, православие и алкоголь несовместимы? Как же тогда быть с причастием, в котором присутствует вино?

В причастии нет никакой дозы алкоголя. Еще раз говорю, что это уже не вино и хлеб, а Кровь и Тело.

То, что Вам дается во лжице и малой частичке, то в Вашем организме, кишечнике вырабатывается больше алкоголя, чем содержится здесь.

- Как быть с вином, о котором говорится в евангельском тексте?

Как я уже говорил, это было совершенно иное вино. По традиции такое вино разбавлялось в соотношении до пяти мер воды на одну меру вина. Это был такой прохладительный напиток, который удовлетворял вкусовые рецепторы, когда попадал в организм, обладал облагораживающим действием. В отличие от колодцев в нем использовалась и чистая, профильтрованная вода.

Если не было воды, употребляли вино, но как необходимости. Но если у нас есть вода, фильтры, газировки, то какая в нем необходимость.

Христос заповедал вино Церкви Христовой. Это для тех людей, которые хотят собираться вокруг Чаши Христовой.

Если Вы хотите попить настоящего вина, поезжайте на Святую Землю, попробуйте. Это совершенно иное вино, чем наш современный кагор, приготовленный из порошка и спирта с сахаром.

Созревание и изготовление вина - это большие затраты и для этого надо много потрудиться.

Проблема нашего государства в том, что все это дешево и некачественно, и это губит нашу страну. У Церкви нет ни средств, ни возможностей для полномасштабной пропаганды.

То вино, которое продается в церковной лавке, предназначено для пожертвования в алтарь. Возможно, кто-то покупает, чтобы пить это вино, тогда разбавьте его в пять раз, чтобы получилась теплота.

Со временем мы научимся, встанем на ноги, и все будет у нас хорошо. Только не надо забывать о том, что над нами Бог.

- Спасибо большое за ответы. Прошу Вас благословить наших телезрителей в конце программы.

Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывает со всеми вами.

Ведущий: Денис Береснев

Расшифровка: Юлия Подзолова



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!