Причины первых восстаний на руси. Владимир Мавродин - Народные восстания в Древней Руси XI-XIII вв

Суздаль. 1024 год.

В Суздальской земле, произошло одно из первых в древней Руси, известных нам из источников, крупное народное восстание. Поводом к нему послужил голод, охвативший в 1024 г. Суздальскую землю и вызвавший в ней "мятеж велик". Древняя русская летопись "Повесть временных лет" сообщает, что простой народ стал избивать "старую чадь", т. е. местную светскую и церковную знать, спрятавшую от народа запасы хлеба, и что это народное восстание возглавили волхы - жрецы старой, дохристианской религии славян. "Старая чадь", очевидно, пользовалась народным бедствием – голодом, прибрав к рукам хлеб и продавая его голодающим по грабительской цене в долг.
Тем самым, церковь и знать закабаляли окрестный люд, подчиняли его себе, заставляли работать на себя в своем феодальном хозяйстве. Прийдя в Суздальский край, князь Ярослав захватил волхвов, одних жестоко казнил, а других отправил в изгнание.

Ростов. 989 год.

Княжеская власть Ростова решила крестить местное население. В воды озера Неро завели всех горожан и разбили их на группы по 10-15 человек в каждой. Специально приглашенные византийские священники плавали на лодках между группами и крестили жителей, давая им одно имя на группу. Очевидно, что у священников оплата была сдельная, а не почасовая. Разрушались культовые места язычников, уничтожались книги и сжигались волхвы.
Вместе с тем, не смотря на внешнюю покорность, ещё много лет население противилось нововведениям: поднимало восстания, восстанавливало свои капища Велесу и Яриле. Так, в 1071 году в Ростове был убит первый епископ Леонтий. Но в 1073 году Ян Вышатич из Киева жестоко подавил последнее из ростовских восстаний. Язычникам пришлось отказаться от открытого выражения своей веры, маскируя свои обряды в соответствии с христианским учением.

Новгород.

Новгород - второй по величине после Киева город древней Руси - в большей степени сохранил свою языческую религию. Его многочисленное местное население сопротивлялась и христианской церкви, и киевским князьям, стремившимся подчинить себе Новгород, поставить своих дружинников в особо привилегированное положение и заставить новгородцев платить дань. Не случайно древнее предание повествует нам о том, что воеводы киевского князя Владимира - Добрыня и Путята крестили новгородцев «огнем и мечом».
1070-е годы отмечены в истории Новгорода и всей Древней Руси как период всплеска языческих волнений. Наиболее "мятежным" краем был северо-восток Руси - земли вокруг Ростова, Суздаля, Мурома. Здесь христианские священники долго ощущали себя во враждебном окружении местного населения, придерживавшегося исконной славянской религии. Контроль за религиозными настроениями жителей отдалённых от городских центров территорий Руси оставался в руках волхов - языческих жрецов, прорицателей и знахарей (от них пошло слово "волшебство").
В 1071 году они дали о себе знать и в Новгороде. Один из волхов собрал вокруг себя новгородцев и на волне народных настроений устроил восстание. Подавляющее большинство горожан были на стороне исконной славянской веры. Но власть была уже давно обращена в христианство и не особо считалась с мнением местных жителей.
На вопрос князя "чем волх будет занят сегодня?", тот, не чувствуя подвоха, отвечал, что будет творить "великие чудеса". Князь Глеб достал из-под плаща топорик и подло зарубил славянского волхва. После этого новгородцы, хоть и не переменив своего мнения, были вынуждены разойтись.

Причины восстаний:

Христианство, вытеснявшее культ старых богов посредством культа византийских святых, проникало на Русь чрезвычайно тяжело. В то же самое время, местная церковная и светская знать, пользуясь своим богатством, обогащаясь в результате эксплуатации местного населения, закабаляла своих сородичей.
ПравоСлавие (от слов «славить Правь») было Родной верой славян, оно успешно сопротивлялось силой меча внедряемому христианству.
Волх - представитель родной, привычной религии. Он сам вышел из общины, он близок сельскому люду. В представлении сельского люда волхв ассоциируется со свободным состоянием, с отсутствием княжеских данщиков, вирников и прочих княжеских "мужей". Когда был волхв, не было ни даней, ни повоза, ни вир, земля была у общинников, их собственностью были угодья, поля, нивы, урожаи и леса. Справляли старые праздники, придерживались родных обычаев, молились родным богам. Теперь не только в княжеских горницах и гридницах, но и по всей Руси волхва вытесняли пришлый из Византии священник и княжеский даншик.
Дани и поборы, виры и повоз, появление на общинных Землях новых хозяев - бояр и монастырей, экспроприация общинных угодий и земель, закабаление со стороны местной "старой чади", введение христианства и появление на месте капищ и священных рощ церквей - всё это по понятным причинам вызвало у Русичей лютую ненависть к власти и навязываемой религии.

Тема 4. Социальная борьба в Киевской Руси в XI - начале XII в. по Повести временных лет

1. Особенности народных движений в Северо-Восточной Руси.
2. Киевские восстания 1068 и 1113 годов.
3. Последствия социальных движений.

Источники и литература

Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. - М.: Высш. шк., 1987. - Док. 3.
Повесть временных лет. - Ч. 1 (любое издание).
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV в. - М.: Соцэкгиз, 1960. - Док. 29 - 30.
Греков Б.Д. Киевская Русь. - М.: Госполитиздат, 1953. - Гл. 5.
Мавродин В.В. Народные восстания в древней Руси в XI -XIII в. - М.: Наука, 1961.
Рапов О.М. О датировке народных восстаний на Руси XI в. в Повести временных лет // История СССР. - 1979. - № 2.
Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. - М.-Л.: Наука, 1966.
Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. - М.: Изд-во АН СССР, 1964.
Тихомиров М.Н. Крестьянские и городские восстания на Руси XI - XII в. - М.-Л.: Госполитиздат, 1955.
Фроянов И.Я. Древняя Русь. - СПб.: Изд-во ЛГУ, 1995.

Утверждение феодального строя у восточных славян сопровождалось усилением социальной борьбы. Документы того времени очень немногочисленны. По сравнению с другими источниками несколько подробнее говорится о социальных движениях в Повести временных лет или Начальной летописи -летописном своде, составленном в Киеве в начале XII в. В основе свода лежат летописи более раннего времени, народные сказания и исторические песни. В него включены также некоторые юридические документы и сведения, заимствованные у греческих авторов.
Наиболее раннее летописное известие о восстании смердов относится к 1024 г. Летопись очень скупо говорит под этим годом о движении в Суздальской земле, где поводом к открытому возмущению людей послужил голод. Основной движущей силой и этого и последующих движений были крестьяне-смерды и городские низы, выступавшие прежде всего против “старой чади” - т.е. верхушки феодализирующегося общества. Во главе восставших стояли волхвы - языческие жрецы. Княжеской дружине с большим трудом удалось расправиться с повстанцами и их предводителями.
Восстание 1071 г. в Ростовской земле и на Белоозере также имело определенно выраженную религиозную окраску.
На дальних северо-восточных окраинах авторитет православных миссионеров оспаривали языческие волхвы. В 1071 г. князь Святослав послал в Ростовскую землю воеводу Яна Вышатича для сбора дани. Ростовскую землю поразил сильный голод, и воеводе трудно было выполнить поручение князя. Неподалеку от Белоозера Ян наткнулся на толпу голодных людей, которая направлялась из Ярославля на север и по пути грабила “лучших жен”. Во главе толпы шли волхвы. Они убили священника, сопровождавшего Яна. а затем, будучи приведены к воеводе, затеяли с ним спор о вере. По приказу воеводы кудесники были повешены на дереве. В Новгороде при князе Глебе народ едва не убил местного епископа по наущению волхва. Положение спасли князь и его дружина, собравшиеся на епископском дворе. Прения о вере закончились в Новгороде совершенно так же, как и в Ростовской земле. Волхв был убит князем.
Даже после крещения русское население еще очень долгое время оставалось в массе языческим или же придерживалось двоеверия. Светские власти употребляли средства насилия против языческой стихии. Со временем церковь пустила глубокие корни на русской почве. Христианская проповедь способствовала упрочению авторитета княжеской власти. Что такое двоеверие? Чем можно объяснить живучесть языческих верований на Руси?
Устанавливая причины и непосредственный повод к Киевскому восстанию 1068 г., следует обратить внимание на значение, которое имело поражение от половцев, понесенное воеводой Коснячко и Ярославичами при р. Альте. Однако причины напряженности в Киеве не ограничивались этим. Народное недовольство проявилось еще до этого, о чем свидетельствует наличие в темницах киевлян, заключенных туда ранее. Не случайна боязнь князя Изяслава выдать “людям” оружие и коней для продолжения борьбы с половцами. В ходе начавшегося восстания, когда Изяслав и его брат Всеволод бежали, князем киевским был провозглашен находившийся в киевской темнице полоцкий князь Всеслав. О чем это может свидетельствовать? Каким образом Всеслав оказался в Киеве? Только через семь месяцев, с помощью польских наемников вернувшись в Киев, Изяслав жестоко отомстит киевлянам.
В отличие от Северо-Восточной Руси социальный состав восставших в Киеве более сложен. Вместе с “людьем” на “торговищах” кричали и “гости” - торговцы, купцы, торговавшие с Византией и греками. Власть князя не ущемляла их личные достоинства, права и свободы, они не терпели такой нужды, как народ, в голодные периоды. И поэтому они, естественно, были заинтересованы только в изгнании половцев с русских земель, т.к. после поражения Изяслава на Альте основной торговый путь “из Варяг в Греки” стал не безопасен. Вот почему они освобождали из “порубов” “дружину свою” и Всеслава. Вот почему они грозились отступить в “Греческую землю”.
Самое мощное восстание произошло в 1113 г. в Киеве. 16 апреля 1113 г. умер киевский князь Святополк. По словам летописца, тысяцкий и дружина рассчитывали передать власть сыну Святополка. Но киевское вече не разделяло намерений своих бояр, склоняясь к кандидатуре Владимира Мономаха. Чем объясняется огромная популярность на Руси этого князя? Начался спор, кого из князей следует пригласить в Киев. Прения на вече послужили толчком к мятежу в городе. Святослава в Киеве не любили. Автор киевского летописного свода 1095 г. не побоялся обличить жадность князя и его окружения. Именно при Святославе пышным цветом расцвело ростовщичество. Сам князь не брезговал им.
Мятеж в Киеве имел главной своей причиной борьбу за власть, стремление “посадить на стол” Мономаха - это мнение И.Я.Фроянова. Р.Г.Скрынников добавляет, что мятежники стремились избавиться от долгов, ограбив своих кредиторов. Торговые люди рассчитывали покончить с богатыми конкурентами.
Социальные движения на Руси имели серьезные последствия. По мнению М.Н.Тихомирова, создание Правды Ярославичей находилось в тесной связи с восстаниями конца 60 -начала 70 г. XI в.
Оказавшись в Киеве, Мономах поспешил ввести ряд законов, облегчавших положение должников. От ростовщичества одинаково страдали и имущие верхи, и низы общества. Имущие принуждены были платить огромные проценты. Простые люди, получив в долг имущество (купу), попадали под власть кредиторов, становясь закупами. По Уставу Мономаха, закупы получили право уходить от господина чтобы заработать деньги и освободиться от зависимости. Отныне заимодавец не мог обратить закупа в своего раба. Прежний ростовщический процент (треть суммы долга в год) был запрещен и установлен максимум - 20 % годовых. Снижение ростовщических процентов и ограничение всевластия заимодавцев в отношении должников и закупов должно было предотвратить повторение выступлений и успокоить недовольных.
В результате восстаний горожан значительно усилилась их роль в политической жизни не только городов, но и княжеств всей Русской земли. В Киеве восстания 1068 и 1113 г. едва не привели к установлению вечевого строя, аналогичного тому, который стал с течением времени господствовать в Новгороде. Большую роль начинают играть вечевые сходы, решающие важные дела, приглашающие и изгоняющие князей, оказывающие им поддержку или, наоборот, враждебные им.

После смерти Ивана Грозного страна погрузилась в настоящий хаос. Наследник престола Федор Иванович не способен был вести политические дела в стране, а цесаревича Дмитрия убили еще в младенческом возрасте.

Именно этот период принято называть Смутным временем. Несколько десятилетий страну разрывали на части потенциальные наследники престола, стремящиеся любыми способами заполучить власть. И лишь с приходом к власти Романовых в 1613 году Смута начала утихать.

Какие же восстания произошли в это время, и можно ли выделить их ключевые моменты?

Период восстания

Основные действующие лица

Результаты восстания

1598-1605 года

Борис Годунов

После смерти Федора Ивановича династия Рюриковичей пресеклась, и вокруг наследования престола развернулась настоящая война. С 1598 года в стране начались долгие дни неурожая, продолжающиеся вплоть до 1601 года. На этот период приходятся первые антифеодальные выступления холопов. Поскольку Борис Годунов не был истинным наследником престола, его право на трон всячески оспаривалось, а появление Лжедмитрия I стало причиной к свержению Годунова.

1605-1606 года

Лжедмитрий I, Марина Мнишек, Василий Шуйский

Народ хотел верить в то, что царская династия не пресеклась, и поэтому, когда Григорий Отрепьев начал убеждать всех, что он истинный наследник престола, народ с удовольствием в это поверил. После свадьбы с Мариной Мнишек, в столице начали бесчинствовать поляки, после чего власть Лжедмитрия I стала ослабевать.

Во главе с Василием Шуйским бояре подняли новое восстание и свергли самозванца.

Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Марина Мнишек

После свержения Лжедмитрия I, власть захватил Василий Шуский. После серии невнятных реформ, народ начал роптать, в результате чего возродилась вера и в то, что царевич Дмитрий жив. В 1607 году появился Лжедмитрий II, который пытался насадить свою власть вплоть до 1610 года. Попутно права на престол предъявляла и вдова Лжедмитрия I Марина Мнишек.

1606-1607 года

Иван Болотников, Василий Шуйский.

Недовольные жители страны поднялись на восстание против правления Василия Шуйского. Во главе восстания встал Иван Болотников, но несмотря на успехи на первых порах, войско Болотникова в итоге было разбито. Василий Шуйский сохранил право управления страной вплоть до 1610 года

1610-1613 года

Ф.Мстиславский, А.Голицын, А. Трубецкой, И. Воротынский

После того, как Шуйский потерпел несколько серьезных поражений от поляков в русско-польской войне, его свергли, а у власти оказалось Семибоярщина. 7 представителей боярских родов попытались установить свою власть, присягая польскому королю Владиславу. Народу не понравилась перспектива прислужничества полякам, поэтому многие крестьяне стали переходить в войско Джедмитрия II. Попутно происходили ополчения, после чего власть Семибоярщины была свергнута.

Январь-июнь 1611 - Первое ополчение

сентябрь-октябрь - Второе ополчение.

К. Минин, Д.Пожарский, Михаил Федорович Романов

Сначала ополчение вспыхнуло в Рязани, но там его смогли довольно быстро подавить. После волна недовольства перешла в Нижний Новгород, где во главе ополчения встали Минин и Пожарский. Их ополчение было более успешным, и интервентам даже удалось захватить столицу. Однако уже в октябре 1613 года интервентов выбили из Москвы, а после Земского собора 1613 года на Руси установилась власть Романовых.

В результате нескольких десятилетий Смутного времени, положение в стране было хуже некуда. Внутренние восстания ослабили государство, сделав Древнюю Русь лакомым кусочком для иностранных захватчиков. Установление власти нового монаршего рода было неизбежным, и после длительных дебатов, у власти оказались Романовы.

Впереди страну ожидало 300 лет под властью Романовых, технический прогресс и эпоха Просвещения. Все это было бы невозможно, если бы Смуту во время не подавили, а споры за престол продолжились бы.

Это было суровое воздушное путешествие. Виола явно приукрасила, сказав, что вертолет почти не пострадал. Мы взлетали трудно, сила тяжести вцепилась клещами, земля не отпускала нас. А поднялись на десять метров – машину затрясло и стало носить на воздушных качелях. Нас мотало по нарастающей амплитуде. Деревенька под ногами вертелась, как карусель, земля и небо менялись местами, мы были на волосок от того, чтобы разбиться в лепешку. Коротышка летал по салону, обзаводясь свежими шишками. Я держался за какую-то перекладину, а ноги парили, точно в вакууме. Мы что-то вопили, активно используя ненормативную лексику, – нормальная привычка разговаривать, когда страшно. Виола кричала из кабины, что она тоже немного нервничает. Хохотала, что полет учебный, и падение будет учебным, а в сущности, ничего страшного – уж как-нибудь дотянем до места катастрофы…

Примерно так мы и летели – "учебными" прыжками. Выглянув в иллюминатор, я с удивлением обнаружил, что земля, с которой мы должны были "расцеловаться", заметно отъехала. Опричинка, пестрящая пятнами пепелищ, осталась в стороне, мы шли над тайгой, а по курсу синели скалы – островерхие отроги Каскадных гор, разделяющие Каратай на два условных "полушария" – северное и южное. Двигатель захлебывался – временами его треск обрывался, – и нам казалось, что мы уже камнем катимся к земле. Но треск возобновлялся, и машина шла, помаленьку осваивая воздушное пространство. Под вертолетом проплывали скалы – нагромождения известняка – сумрачные, серо-бурые, нелюдимые. Смотреть на них не стоило – от них исходила безнадежная энергетика, лишь добавляющая драматизма. Я оторвался от поручня и перебрался поближе к кабине. Виола что-то судорожно переключала на панели управления, дергала за тумблеры, отрывисто ругалась. Я боялся спрашивать, что не так, – уж лучше не знать. Надо же додуматься до такого – вверить свои неповторимые жизни нервной наркоманке…

– Расскажешь, кто ты такая? – крикнул я.

– А ты не слишком любопытный, дядя? – Она повернула раскрасневшуюся мордашку. – Ты же отгадал практически все – и про сложное детство, и незаконченное высшее, и даже про привычку размахивать руками… Был еще авиаклуб в Энгельсе, самарский купец, за которого я сходила второпях замуж, условный срок после его неудачного падения с балкона… неудачное – это потому что выжил. Вот только, извини, проституткой я никогда не была – в смысле, на "гражданке", тут ты ошибся… Загулы, "гашик" покуривала, кокс стала нюхать, на герыча подсела, бабахалась со всеми подряд – увы, не за деньги… А в Каратае определили как "положено" – подстилкой к авторитетному кренделю в долину Падающей Воды. Любил он меня за строптивость. Объезжал, приручал, как дикого мустанга… Все труды насмарку. Сукой он был страшной. Спала я с ним, когда взрываться начало. Как чувствовала, что безнаказанной останусь, сунула перо под ребро, и ходу, пока его особняк не взлетел…

Оборвалась скалистая гряда. Под нами проплывала извилистая лента глубокого каньона. Ромашковое поле, сочная зелень хвойного леса

– Еще немного, – прокричала Виола, – и мы в долине Ветров!

– Ты уверена, что на этой колымаге мы пролетим по дуге через весь Каратай?

– Уже нет… – отозвалась она и как-то пугающе осеклась.

Вертолет тряхнуло. Прикатился коротышка, схватил меня за ноги.

– Ох, боюсь, Михаил Андреевич…

– Забыла вам сказать – горючки хрен! – крикнула Виола.

– Так какого ты нам динаму крутила? – вскипел я. – Куда мы денемся без горючки?

– Так не могла я вам об этом сказать, – с убивающей простотой отозвалась Виола. – Вы бы не поехали со мной, пришлось бы одной выкручиваться…

Мы позабыли все слова от такого коварства. Как могли мы ей довериться?! Двигатель внезапно заглох – воцарилась вопросительная тишина. Машина дернулась, словно носом ткнулась в преграду.

– Ой, конь спотыкнулся… – сказал Степан.

Короткий кашель, скрежет шестеренного механизма, мотор снисходительно заработал – неспешно, с пробуксовкой. Словно гном какой-то сидел в моторном отсеке и вертел (когда хотел) ручку завода. Вертолет затрясся, завибрировал, забренчала обшивка, стали лопаться заклепки, скрепляющие стальные листы. Вертолет подался вперед (и вниз!) короткими шажками.

– Ох, терзают меня предчувствия… – открыл Америку Степан.

– Да не психуйте вы, – фыркнула Виола, – сядем как миленькие. Обычная штатная ситуевина…

Мы сели, но как эффектно! Вертолет превращался в неуправляемый сундук с гайками. Топливные баки опустели. Мы словно танцевали венский вальс в сотне метров над землей. Я кричал, Степан кричал – и Виола с нами за компанию. Земля под нами носилась кругами. Мы садились на заросший разнотравьем луг. На юге простирался лесной массив, а за массивом, у подножия пологого холма, мелькали крыши довольно крупной деревни. Но это было так далеко…

Виола что-то бегло переключала на панели, и за мгновение до катастрофы ей удалось приструнить падающую машину. Вертолет слегка завис, словно собирался с духом… и рухнул с метровой высоты. Треснул механизм крепления шасси, подломилась передняя стойка, машина накренилась и застыла.

– Земля-матушка, – прокомментировала из кабины Виола.

– Жесткач, на фиг… – спотыкаясь, пробормотал коротышка. – На ноль, блин, поделили…

– Нас всех в этом мире на ноль поделили! – захохотала Виола.

– Я, кажется, зуб коренной проглотил, – с ужасом глядя на меня, сказал Степан.

– Как это? – не понял я.

– Он давно уже шатался… Это ты, идиотка, виновата!

– Ну, идиотка, – пожала плечами Виола. – Подумаешь, новость. Но все, однако, живы. Пока, – добавила она, с сомнением покосившись на лесной массив.

– Бежим! – всполошился коротышка. – Сейчас рванет! – И на корточках засеменил к выходу.

– Не взорвемся, – хохотала Виола, – баки пустые! Даже если захотим – все равно не взорвемся. Но мелкий прав, надо уходить.

При десантировании из "Ми-8" мы чуть не потеряли коротышку. Он вывалился наружу – ноги не слушались, подкосились, и он припал к стальной обшивке. Категорически запрещается это делать. Степана вздыбило, он заискрился, как новогодняя елка; волосинки, выросшие за год на голом черепе, восстали дыбом. Его отбросило от вертолета. Степан катился колобком по полю, орал, его трясло, как эпилептика. Я бросился его ловить, но он уже поднялся на колени, смотрел на меня объятым жутью взором и все еще потрескивал – мол, что это было? От коротышки можно было прикуривать.

– Поздравляю, мой одноклеточный друг, – с облегчением вымолвил я. – Век живи – век учись. Объясняю для технически тупых: во время полета корпус вертолета накапливает изрядное количество статического электричества. И прикасаться к "вертушке" после посадки смертельно опасно.

– Пока его не заземлят специальными устройствами, – добавила, подходя, Виола. – Странно, – сказала она, внимательно осмотрев трясущегося коротышку, – по идее, Степашка должен быть мертвым. Но выглядит всего лишь потрясенным. Это чудо?

– Сама ты чудо, – пожаловался Степан вибрирующим голоском. – Меня словно копытом отоварили.

– Проводка у тебя сгорела, – фыркнул я. – Больше не лезь, куда не просят.

– А я знал? – Он хотел возмутиться, но сник.

Виола укоризненно покачала головой и вернулась к вертолету. Степан рывками приходил в себя, приглаживал волосинки, как-то подозрительно потягивая носом.

– Это запах или ощущение?

– Попахивает, да, – согласился я. – Кто-то из нас едва не сгорел.

Я изрядно перенервничал. Сердце стучало, как печатная машинка. Пока я был статистом при оживающем Степане и старался к нему не прикасаться, Виола надела на спину свой пополневший рюкзачок, туда же поместила "Кедр", задумчиво походила вокруг тонкоствольного бельгийского пулемета FN MAG, приделанного к плавающей консоли. Затем забралась в кабину, выбралась с увесистым ломиком-монтировкой и принялась отдирать пулемет от консоли.

– Ты тоже решила отличиться? – поинтересовался я.

– Глупый ты, дядя. Знаешь, что творится в этих лесах?

Я опасливо покосился на чернеющий в отдалении хвойник. Если уж мы выбрали южное направление, то придется тащиться через лес. К тому же за лесом деревня – мы видели ее во время падения. Сердце упруго сжалось, предупреждая о том, чего я пока не видел.

– Ты умеешь стрелять из авиационного пулемета, многогранная ты наша? – Я отобрал у дамы ломик и без особого энтузиазма вывернул двенадцатикилограммовый пулемет из приваренных к полу направляющих.

– Нет, он скорее пацифист.

– Плохо, – вздохнула девица. – Пусть идет между нами, не высовывается и не лезет с полезными инициативами…

"История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, М., 1956, стр. 32), - так писали в "Коммунистическом Манифесте" основоположники великого учения К. Маркс и Ф. Энгельс.

Классовая борьба трудящихся масс сопровождает и возникновение феодального общества в древней Руси, установление феодальных форм эксплуатации, на начальных Этапах развития феодализма мало, чем отличавшихся от рабства. Классовая борьба проходит красной нитью через всю историю Руси периода феодальной раздробленности. Она отражает стихийное недовольство крестьянства растущим феодальным гнетом, развивающимися и распространяющимися вширь феодальными формами зависимости.

Классовая борьба крестьян побуждает феодалов стремиться к созданию мощной самодержавной власти, способной обеспечить им "право" на собственность и труд крестьянина, на него самого. Классовая борьба принимает грозный для господствующего класса характер в период централизованного Русского государства, и особенно в XVII в., когда высшим проявлением ее становятся крестьянские войны, возглавляемые И. Болотниковым и С. Разиным.

XVIII век ознаменовался новым обострением классовых противоречий, новым размахом крестьянского движения, вылившегося в самую грандиозную и последнюю в истории феодальной России крестьянскую войну - восстание Емельяна Пугачева. Создавшаяся в России в 1859-1861 гг. революционная ситуация, обусловленная гигантским размахом крестьянского движения, принудила царское правительство к проведению крестьянской реформы. В 1861 г. напуганный крестьянскими восстаниями господствующий класс дворянства, для того чтобы русское крестьянство не начало освобождаться "снизу", предпочел провести отмену крепостного права "сверху".

Но на смену старым, крепостническим формам эксплуатации в пореформенное время пришли полуфеодальные - полубуржуазные и капиталистические формы эксплуатации бесчисленного крестьянства Российской империи.

В. И. Ленин придавал огромное значение классовой борьбе крестьянства. Он подчеркивал, что у русских крестьян "века крепостного гнета и десятилетия форсированного пореформенного разорения накопили горы ненависти, злобы и отчаянной решимости" (В. И. Ленин, Соч., т. 15, стр. 183). Но В. И. Ленин указывал также, что в эпоху крепостничества боровшееся против угнетателей крестьянство было не способно "ни на что, кроме раздробленных, единичных восстаний, скорее даже "бунтов", не освещенных никаким политическим сознанием..." (В. И. Ленин, Соч., т. 17, стр. 96). В те далекие времена крестьянство боролось со всей угнетавшей его крепостнической системой в одиночку, противопоставляя организованным силам феодального государства - его армии, церкви, закону, фактически лишь свою беспредельную ненависть. "Крестьяне, - писал В. И. Ленин, - не могли объединиться, крестьяне были тогда совсем задавлены темнотой, у крестьян не было помощников и братьев среди городских рабочих..." (В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 7, стр. 194).

Только городские рабочие, только промышленный пролетариат, монолитный, сплоченный, организованный, руководимый своей революционной рабочей партией, мог, возглавив всенародную борьбу, привести крестьян к освобождению. Величайшая в истории человечества Октябрьская социалистическая революция победила потому, что гегемоном, руководителем в ней был самый революционный в мире пролетариат России. Совершив победоносную революцию, рабочий класс вывел многострадальное трудящееся крестьянство России на путь свободы и счастья.

Выступая на XXI съезде КПСС, Н. С. Хрущев говорил: "Наше молодое поколение не прошло той большой школы жизни и борьбы, которая выпала на долю старшего поколения. Молодые люди не знают ужасов и бедствий дореволюционного времени и лишь по книгам могут иметь представление об эксплуатации трудящихся. Весьма важно поэтому, чтобы наше молодое поколение знало историю страны, борьбы трудящихся за свое освобождение..." (Н. С. Хрущев, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 роды. Доклад и заключительное слово на внеочередном XXI съезде Коммунистической партии Советского Союза 27 января и 5 февраля 1959 г., М., 1959, стр. 63).

В этой книжке мы расскажем о первых проявлениях классовых противоречий на Руси, о восстаниях крестьян - смердов, как называет их древнейший русский свод законов - "Русская Правда", о том, как боролся простой сельский и городской люд против угнетателей на Заре истории русского народа и государства.

Классовая борьба в те времена принимала различные формы. Она проявлялась в бегстве, когда крестьяне буквально уходили от феодализма на те места, куда он не успел еще проникнуть. Приобретает она форму разрозненных, стихийных, местных восстаний. Выражается классовая борьба и в попытках сельского жителя восстановить общинную собственность. Сельский общинник считал своим все то, что возделано его руками, полито его потом, что освоено им, его отцом и дедом, все то, что, как позднее говорили крестьяне на Руси, "исстарь потягло" к его двору, к его общине, все, "куда топор, соха, коса ходили", но что теперь превратилось в собственность князя, его "мужей", дружинников.

Смерд шел в лес собирать мед на те же бортные урожаи, где исстари собирал мед он, его отец и дед, несмотря на то, что бортное дерево, на котором ему был известен каждый сучок, уже было отмечено свежевырубленным на коре знаком княжеской собственности. Смерд запахивал своей "сошкой кленовой" тот участок земли, который он сам "выдрал" из-под леса, спалив лесные исполины и выкорчевав пни, несмотря на то что межа, проложенная каким-нибудь сельским тиуном-княжеским или боярским слугой уже приобщила это политое его потом поле к обширным владениям князя или боярина. Он выгонял свою скотину на поле, где пас ее с юных лет, но поле это было уже княжим, боярским.

Эти попытки сельского люда восстановить свое древнее общинное право владеть землями и угодьями по затраченному труду господствующая феодальная верхушка считала преступлением, нарушением ее "законных" прав. "Русская Правда" впоследствии учтет эти преступления и установит наказания за них; но это было преступлением только с точки зрения господствующей знати.

Для сельских "людей" Руси, являвшихся в IX-X и начале XI в. чаще всего еще только данниками князя и общинниками, совладельцами своих земель и угодий, эт0 была справедливая борьба за восстановление их попранных прав, за возвращение того, что исстари принадлежало им, так как было освоено их трудом и давало средства к жизни. К новым порядкам привыкнуть смерду было нелегко; он защищал старую общинную собственность, считая ее справедливой, и, наоборот, боролся против частной феодальной собственности, будучи уверен в ее незаконности. "Русская Правда" так много внимания уделяет преступлениям против частной феодальной собственности именно потому, что в тот период борьба с ней простого сельского и городского люда представляла собой нечто обыденное и повседневное. Пройдет много времени, прежде чем русский крестьянин, обобранный и забитый, приучится строго разграничивать свое и барское, позабыв о тех временах, когда его пращурам принадлежало все.

Пращуры же - современники князей Игоря и Владимира, Ярослава и Ярославичей - не могли признать такого разграничения. Они еще хорошо помнили те времена, когда не только их отцам и дедам, а им самим принадлежали земли и угодья, и, как могли, боролись за право владеть ими.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!