Примеры перехода от хаоса к порядку. Твой выбор: порядок или хаос

Наверное, и вам доводилось слышать: «Беспорядок на столе — беспорядок в жизни». Но так ли это на самом деле? Психологи отмечают, что хаос и порядок — две части одного целого, которые должны быть в балансе. «В природе переход от хаоса к порядку и обратно происходит постоянно, это закон любого развития, — комментирует психолог Яна Лейкина . — Когда порядок становится слишком жестким, возникает хаос, и наоборот».

По мнению эксперта, люди, склонные создавать беспорядок, более креативны, спонтанны, у них много идей, которые они, правда, с трудом реализуют до конца. «А вот любители порядка обладают рациональным мышлением, для них главное — стабильность и контроль», — считает Яна Лейкина.

Клинический психолог Алиса Галац добавляет, что развитие творческого мышления в детстве немыслимо без хаоса.

«Ребенок познает мир и развивает свой творческий потенциал в большой степени через беспорядок: чтобы освоить краски малышу, например, часто нужно извозиться в них с головы до ног, а чтобы изучить куклу — разломать ее на части», — объясняет специалист.

В то же время избыточный педантизм, хотя он и одобряется обществом, может заметно усложнить человеку жизнь. «У тех, кто возводит порядок в культ, могут развиваться невротические навязчивости и повышенная тревожность, — отмечает Алиса Галац. — Кроме того, от особенностей их характера нередко страдают близкие».

Яна Лейкина рекомендует таким людям развивать в себе многозадачность и спонтанность. «Им нужно отвлекаться от домашних дел, меньше на них фиксироваться и искать новые способы выполнения привычных занятий, хотя бы даже ходить на работу разными маршрутами», — считает психолог.

Противоположная и более распространенная крайность — патологическое создание беспорядка везде и всюду. Такой тип людей захламляет все, к чему только прикасается, — рабочий стол, свою квартиру, салон автомобиля. «Нездоровую неряшливость несложно отличить от так называемого творческого беспорядка, — считает Алиса Галац. — В последнем случае человеку легко и комфортно находиться в созданном им хаосе. А вот в случае патологического беспорядка личность им тяготится, переживает, но не чувствует в себе силы что-то изменить».

Психологические корни тотального беспорядка

Яна Лейкина отмечает, что неряшливость часто связана с дефектами воспитания. «Человека либо в детстве не приучили к порядку, либо в семье, напротив, был культ чистоты, — объясняет психолог. — В последнем случае ребенок с помощью беспорядка бунтует против родителей, самоутверждается в своей свободе действий».

Также специалист отмечает, что неряшливость может быть связана с низкой самооценкой, излишней эмоциональной ранимостью. В этом случае хлам в квартире как бы защищает человека от мира, который причиняет ему боль. «Такая личность не очень-то умеет выстраивать отношения, считаться с другими людьми», — добавляет эксперт.

Алиса Галац также отмечает, что неряшливость может быть и стремлением отстоять свое личное пространство. «В этом случае человек рос в семье, где у него не было своего угла или на него покушались родители, — объясняет специалист. — Теперь, разбрасывая по дому вещи, он как бы метит свою территорию, заявляет о своем присутствии».

Как беспорядок влияет на нашу жизнь?

Социологи уверены, что если мы день за днем проводим в запачканном, неряшливом помещении, то постепенно наше поведение тоже становится деструктивным. А вот поддержание чистоты, напротив, дисциплинирует людей и побуждает к созиданию. То же проповедует и фен-шуй. Согласно этому древнекитайскому учению, беспорядок в доме мешает движению нашей жизненной энергии, а значит, отбирает у нас силы и не дает развиваться.

Психологи утверждают, что, приучившись к порядку, человек может не только очистить окружающее пространство, но и решить психологические проблемы. «Наводя порядок, он устраняет хлам, за которым прятался от проблем, и это заставляет его решать их каким-то новым, более конструктивным способом», — отмечает Алиса Галац.

Легкие способы навести порядок в доме

Один из наиболее эффективных и простых способов этого описан в книге Мари Кондо «Магическая уборка». Автор заявляет, что убираться надо раз и навсегда. И прежде чем очистить пространство, представить себе тот образ жизни, который вы хотите вести после уборки дома.

Главное правило уборки таким методом — сначала выбросить все ненужное, а затем только решать, где хранить оставшиеся вещи. Чтобы определить, стоит ли выбрасывать какую-то вещь или нет, автор рекомендует ответить себе на вопрос: «Приносит ли она мне радость?». Если ответ отрицательный, вещь смело можно отправлять в помойку.

Очищать пространство Мари советует не по местам расположения вещей (спальня, кухня), а по категориям (одежда, косметика). По мнению автора, хранить вещи в специальных приспособлениях не стоит. Главный принцип здесь: максимально удобно расположить предметы — так, чтобы они были заметны даже при беглом взгляде. Скажем, чтобы открывая комод, вы могли без труда найти глазами нужный шарфик или перчатки.

Другой вариант подхода к уборке предлагает Реджина Лидс в книге «Полный порядок» . Здесь автор дает годовой план, который шаг за шагом научит вас организовывать не только окружающее пространство, но и свои дела и даже мысли. Например, она рекомендует проводить скоростные уборки каждого отдельно взятого пространства: рабочего стола, офисной мебели, кухни, ванной. Кроме того, она выделяет те полезные привычки, которые помогут впоследствии порядок поддерживать, например, каждый вечер очищать компьютер от ненужных файлов или следить за тем временем, которое вы проводите в интернете.

В конечном счете не так уж важно, любите вы порядок или нет. Главное — чтобы ваша система организации пространства была комфортной и не мешала вам жить. Не ударяйтесь в крайности, а ищите золотую середину, говорят психологи. «Правильное сочетание хаоса и порядка в нашей жизни, с одной стороны, создает устойчивость, а с другой, позволяет человеку развиваться и двигаться вперед», — комментирует Яна Лейкина.

Наверное, мы все, так или иначе, попадали в ситуации, когда происходящее вокруг нас могли охарактеризовать одним лишь словом: хаос. И неважно, был ли это человек, который сеял вокруг себя, а заодно и вокруг нас, хаос, или же процесс, очень сильно напоминавший броуновское движение. Что же мы чувствовали в тот момент? Страх, растерянность, дезориентацию, потерю смысла и тревогу, а может, просто раздражение? И этот список можно продолжать. Вывод очевиден: хаос в том или ином виде, хотим мы того или нет, всегда присутствует в нашей жизни и своим присутствием приносит нам сильный дискомфорт.

Чтобы хоть как-то минимизировать дискомфортное влияние хаоса на наше психическое состояние, давайте попробуем разобраться, что же это такое.

Существует масса определений хаоса - от физико-математических до философско-эзотерических. Что может быть проще и одновременно непонятнее, чем Хаос? Хаос - это отрицание всего и вся: морали, устоев, нормальных правил общения и других общечеловеческих ценностей.

Но наиболее емкое, на мой взгляд, определение Генри Миллера: «Хаос - это такой порядок вещей, который мы не можем осознать». Неважно, в силу каких причин - не можем или не хотим.

И когда мы смотрим на проблему хаоса в нашей жизни именно с этой точки зрения, то все становиться чуть-чуть легче. Потому что мы понимаем: то, что мы называем хаосом, - это не плохо и не хорошо, это просто по-другому. Да, совсем не так, как мы привыкли, и совсем не так, как мы ожидали, и, скорее всего, совершенно не с теми результатами, которые мы прогнозировали или на которые мы рассчитывали. А это очень сильно удручает.

И что же мы делаем, когда сталкиваемся с другим порядком, тем более таким, который не можем ни понять, ни осознать? А мы, друзья мои, пугаемся. Исподволь, бессознательно, неосознанно, но очень-очень сильно. И в этот самый момент, когда мы ощущаем угрозу нашей стабильности, мы со всей яростью праведного гнева обрушиваемся на нечто, чего совсем не понимаем, но что самой своей природой непонятности несет угрозу нашему миру, нашему спокойствию, нашему порядку, такому незыблемому и надежному. Мы пытаемся загнать в прокрустово ложе «нашего порядка» или «порядка вообще» все, что выходит за рамки нашего привычного образа сознания, и смело именуем это хаосом.

Наша реакция вполне понятна: на неопределенность и неясность мы реагируем стрессами и нервными срывами. «Я ведь просто хочу ясности!» Сколько раз мы говорили эту фразу своим руководителям, своим подчиненным и коллегам, своим любимым, в конце концов? Конечно, мы же хотим ясности в отношениях, в нашем статусе, в перспективах карьерного и финансового роста, в наших должностных обязанностях… Хотим, чтобы нам все и всегда было понятно, а если что-то непонятно, то ненадолго и в небольшом количестве. Но ведь мы не можем сделать так, чтобы все в нашей жизни было разложено по полочкам, правда? Жаль, конечно, но что поделать, мы не всесильны.

Поэтому давайте подумаем: как же нам использовать тот порядок, уровень которого мы не можем осознать? Очень просто. Хаос - это огромный потенциал развития, творчество без границ и ограничений. Ведь не зря же древние греки считали хаос беспредельным, бесформенным пространством, из которого был создан существующий мир как упорядоченный космос. И греки не одиноки в своем виденье. В Китае хаос изображали в виде круга или яйца, из которого возникает все - возникает из пустоты этого круга, из окружности, точнее, даже из нефритового кольца. У жителей древнего Шумера, Вавилона и всех народов, населявших восточные горы и область между Тигром и Евфратом, хаос - это некий огромный предмет или большой диоритовый камень, который возник из черных неведомых вод, и этим водам невозможно дать определение. Даже народы доколумбовой Америки, для нас немного экзотические и малоизвестные, также упоминают хаос как исток всех вещей; во всех дошедших до нас книгах и кодексах хаос описывается как противоположность космосу, т. е. порядку, который должен возникнуть. Порядок сам по себе невозможен, потому что любой порядок рождается из хаоса и в один прекрасный момент, который случается раз либо в миллиарды лет, либо в десятилетия, в нем же и растворяется, чтобы появиться новым порядком и новыми правилами.

Упорядоченность и хаос… Две крайности, наблюдаемые нами в реальном мире. И весь вопрос не в том, что порядок лучше хаоса, потому что стабильнее, надежнее и понятнее, или что хаос лучше порядка, потому как креативнее, инновационнее и гибче, а в их соотношении друг с другом. Это как алмаз и графит. Оба они состоят из углерода, оба совершенно одинаковы, но у графита молекулы располагаются абсолютно хаотически, другими словами - не имеют ритма, и потому не пропускают свет. Благодаря этому графитом мы можем писать, рисовать, а главное - передавать малейшие нюансы света-тени и настроения. Если мы проведем графитом по бумаге, то создадим линию, а если мы проведем алмазом по бумаге, то просто ее разрежем. Потому что алмаз обладает порядком, системой, его молекулы построены так, что сквозь них проходят свет и сила, его молекулы собраны вместе очень крепко, и насколько в структуре алмаза царит порядок, настолько же в структуре графита главенствует хаос. А теперь давайте постараемся припомнить: много ли мы знаем случаев, когда из строго упорядоченного и жестко регламентированного пространства рождалось что-то принципиально новое? Или, может, некая слабоструктурированная система была надежна, долговечна и прогнозируема?

А отсюда и возникает предположение, что хаос, равно как и порядок, не больше чем инструмент развития компании в зависимости от уровня организационного развития и стратегических целей. Если ваша компания совсем молодая и только-только выходит на рынок, то уровень хаоса, неопределенности и несистематичности бизнес-процессов будет очень высок. Помимо того, что он будет высок, он будет стратегически оправдан. Потому что в любом малоструктурированном движении присутствует повышенный уровень энергии. И именно этот повышенный уровень энергии позволит достигать поставленных задач.

Если же ваша задача - удерживать долю рынка, то совершенно очевидно, что вы будете наводить порядок, структурировать организационную систему, закреплять зоны ответственности и регламентировать процедуры.

А вот если задача на определенных позициях - удержать долю рынка, а на некоторых других, менее определенных, - захватить, то, что вы будете делать, я, честно говоря, не знаю. В любом случае надо понимать, что структуризация - это не догма и не высшая добродетель, а просто инструмент. Что люди, которые во всем наводят порядок, не приведут нас к новым горизонтам. И что если мы с вами - люди творческие и нестандартные, то рядом с нами должны быть те, кто позаботится о правилах и регламентах.

Ну ладно. Это хаос «вообще», с ним все более-менее понятно. Можно смело закатывать глаза к потолку и голосом, полным трагизма и смирения, говорить: «Ну что же поделать, в этом вся дуальность мироздания». И вроде как отношения с хаосом налаживаются. А вот что делать, если, не приведи господи, руководитель грешит сильно повышенным процентным содержанием энтропии? Здесь, коллеги, самое главное - правильно самоопределиться. То есть подойти к зеркалу и, внимательно глядя в свои бездонные глаза, спросить себя: «А тебе это надо?». Иными словами, постараться понять, насколько лично нам соответствует уровень хаотичности нашего руководителя. Комфортно ли нам на таком уровне неопределенности? Если нам некомфортно, то мы просто встаем и уходим, потому что в этой ситуации никто никого не сможет изменить. А вот если мы решаем, что нас этот уровень устраивает или, что еще хуже, развитие психической мобильности лежит в зоне нашего профессионально или личностного роста, то это, конечно, тяжелый случай, но вовсе не повод сдаваться.

Так как же все-таки себя вести, что делать и о чем помнить, если твой глубокоуважаемый и любимый руководитель на твой взгляд (и только на твой!!!) несколько хаотичен?

Во-первых , не надо верить пламенным заявлениям в доверительных беседах с руководителем, что он очень хочет, чтобы в его фирме был порядок. Не хочет. Что вам дадут все необходимые полномочия. Не дадут. Что надо наконец навести порядок и показать всем этим лоботрясам, где раки зимуют. Не надо, причем никому. Самое интересное, что когда он вам это говорит, то нисколько не кривит душой, так как искренне во все это верит.

Во-вторых , никогда не предлагайте стратегических планов развития, поскольку такие люди интуитивно чувствуют, что не в состоянии целенаправленно долгое время действовать для достижения какого-либо результата, и это на них действует, как красная тряпка на быка. А любые регламентирующие документы они вообще воспринимают как ограничение своих свобод и личное оскорбление.

В-третьих , все свои договоренности и разрешения фиксируйте на бумаге и закрепляйте их подписью, потому что к следующему разу он может передумать. Не со зла. Просто планы и приоритеты могут очень сильно измениться, в том числе и стратегические.

В-четвертых , когда отчитываетесь о проделанной работе, акцент делайте не на достижении результата, а на объеме выполняемых процессов.

В-пятых , наберитесь терпения, часами выжидая аудиенции в его приемной.

В-шестых , если у вас есть свои подчиненные, то всегда держите одного-двух человек посвободнее для выполнения его разовых получений;

В-седьмых , никогда не проводите сколько-нибудь важных собраний без его участия, не планируйте свою работу и никогда не испытывайте иллюзий, что вы сможете его хоть в чем-то и как-то изменить!

Ну и, наверное, самое главное. ВЕРЬТЕ В СОБСТВЕННУЮ СПОСОБНОСТЬ ВСТРЕТИТЬ ЛЮБОЙ НОВЫЙ КРИЗИС ТРИУМФОМ ТВОРЧЕСТВА!

Ирина Морозли
По материалам «Управление персоналом»

Выбрасываем старые ботинки! [Даем жизни новое направление] Бетс Роберт

ТВОЙ ВЫБОР: ПОРЯДОК ИЛИ ХАОС

ТВОЙ ВЫБОР: ПОРЯДОК ИЛИ ХАОС

Привнеси в твою жизнь порядок, ведь порядок - это первый закон небес. Жизнь, вселенная, космос представляют собой систему в совершенном порядке. Все находится в абсолютной гармонии, иначе мы вместе с планетой Земля не летели бы через мировой космос со скоростью свыше ста тысяч километров в час, при этом ничего такого не замечая. И чудеса в твоем физическом теле не совершались бы непрерывно на протяжении десятилетий (даже с учетом того, что ты, наверное, уже привел свою плоть на грань катастрофы).

У многих людей в высшей степени сложное отношение к порядку и беспорядку. Они отчаянно желают порядка, однако постоянно производят намного больше беспорядка. Это имеет различные причины. С одной стороны, многие упускают, что беспорядок вовне - в своей жилой комнате, в отношениях или в денежных делах - возникает в душе, то есть в голове. Следовательно, это то место, где мы должны начинать создавать порядок. Я уже много сказал о беспорядке в наших мыслях, который мы можем эффективно преобразовать в порядок с помощью карандаша и бумаги, книг (например, здесь поможет «Работа» Байрон Кейти) или, может быть, семинара.

Наши чувства тоже находятся в большом беспорядке, так как у нас нет ясного к ним отношения, и мы от них страдаем. Об этом я уже почти все сказал в разделе «Четвертый шаг». Необходимо постоянно проверять мысли на достоверность. Только тогда я могу решать по-новому, что я хочу думать и во что хочу верить. Я могу научиться воспринимать позитивно чувства, от которых до сих пор страдал, и преобразовывать их. Так возникает порядок внутри, в моем астральном теле. Мое физическое тело также зовет к порядку. Этого мы достигаем, когда осознанно берем на себя ответственность за его состояние. Когда вырабатываем новое, ценностное, любящее отношение к телу, выражающееся в нежных и заботливых мыслях, чувствах и действиях. Наконец, когда мы преобразовываем беспорядок в теле астральном.

Одна из самых больших трудностей на пути к жизненному порядку возникает из-за нашего запутанного отношения к беспорядку. У многих людей стратегия установления порядка заключается в борьбе с беспорядком. Эта стратегия всегда обречена на неудачу. Почему? Порядок и беспорядок нельзя отделять друг от друга, ведь они составляют единое целое, так же, как хорошее и плохое, женское и мужское.

Представь себе: твоя кухня натерта до блеска и прибрана, все чашки стоят в шкафу, не видно остатков пищи - ни зернышка. Что за вид и наслаждение для старательной домашней хозяйки или для честолюбивого домохозяина! Теперь ты хочешь выпить чашку кофе; ты достаешь чашку, блюдце, маленькую ложку, кофейный порошок, молоко, сахар, фильтр и так далее из шкафа и начинаешь варить кофе. Что сейчас началось в твоей кухне? Наступил беспорядок. Состояния порядка более не существует. Одна ли стоит грязная чашка, пять или десять - это лишь количественные степени беспорядка. Что ты думаешь или воспринимаешь, глядя на свою неприбранную кухню? Что ты думаешь и чувствуешь, когда видишь хаос в комнате своего ребенка? Будучи женщиной, как ты воспринимаешь то, что твой муж снова и снова оставляет лежать свои носки там, где их снял? Тебя это (все еще) возмущает? Тогда это для тебя очень важно. Тогда это нужно тебе, чтобы найти свой путь к ясности, миру и порядку. И я говорю это без всякого цинизма. На примере кухни ты можешь быстро понять: лишь изредка все наши чашки стоят в шкафу. Редко можно наблюдать состояние полного порядка. У тебя есть проблемы с этим?

Я спрашиваю тебя: ты любишь беспорядок? Имеешь ли ты право быть неаккуратным? Ты беспорядочен? Если ты на один из этих вопросов отвечаешь «нет», тогда меня не удивляет, что тебе с трудом удается удерживать порядок в своей жизни и мириться с беспорядком своих ближних.

Большинство людей осуждают беспорядок как вовне, так и внутри себя. Они говорят: «Я могу и хочу не быть неаккуратным! Я хочу быть аккуратным!» Такой подход берет начало еще в нашем детстве, когда нас приучали к порядку, прилежанию и чистоте. И когда от этого зависело, будут ли нас хвалить и любить, и если да, то насколько. То было воспитание однобокости, разделяющего мышления. Мы научились отделять беспорядок от порядка, лень от прилежания и грусть от радости. Мы не желали и не желаем беспорядка, лени и грусти. Одновременно мы удивляемся, что обнаруживаем в нашей жизни порядок, прилежание и радость не столь часто, как нам того бы хотелось. По правде говоря, оба хотят быть любимыми: и беспорядок, и порядок. Кто может быть неаккуратным, тот и с беспорядком своих ближних имеет меньше проблем - или не имеет их вовсе. А то, что я старательно отвергаю в самом себе, то мне будет мешать и в других. Домохозяйка и мать, которая педантично стремится к порядку, не видя и отвергая беспорядок в себе (например, в чувствах и мыслях), переключается на своего мужа или на детей, а то и на тех и на других одновременно. Тогда они должны вместо нее проживать и демонстрировать беспорядок, с которым борется супруга и мать. Заключи свой мир со своим беспорядком и скажи: «Я имею право быть неаккуратным, потому что я это себе разрешаю». И внутренне скажи своей матери: «Мама, я сейчас выбираю свой собственный путь к порядку и беспорядку. Отныне я прекращаю оправдывать твои ожидания, так как теперь живу своей жизнью. И если ты меня таким больше не любишь, то это твоя проблема. Я люблю себя, даже с моим беспорядком». Если ты чувствуешь, что твоя программа порядка происходит от матери, то я настоятельно рекомендую тебе пару раз пройти мою медитацию под названием «Мать моего детства - встреча с ней ради ясности, мира и свободы». В ходе этой медитации ты сможешь вернуть назад всю энергию твоей матери, в том числе ее ожидания, желания, требования, принципы веры и жизненные девизы. Ты их тогда «нагрузил» на себя, потому что не был свободен в своем решении.

Еще раз: порядок и беспорядок являются одним целым, так же, как радость и печаль. Кто отвергает одно, тот не сможет достичь другого. Это две стороны одной монеты: если ты отвергаешь одну из двух сторон и выбрасываешь монету, тогда ты теряешь также и выигрышную сторону. Возможно, тебе поможет осознание того, что в действительности не существует беспорядка, а существуют лишь различные степени порядка. И, как было сказано, неужели у кого-то все чашки всегда стоят в шкафу?

Из книги Выбрасываем старые ботинки! [Даем жизни новое направление] автора Бетс Роберт

ТВОЙ ВЫБОР: ОСОЗНАННОСТЬ ИЛИ НЕОСОЗНАННОСТЬ Решайся в пользу осознанности. Что означает - осознанность в жизни? Я имею в виду, что я действительно проснулся и нахожусь здесь и сейчас, когда что-то делаю - независимо от того, что именно я делаю. Большинство людей находится

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

ТВОЙ ВЫБОР: САМОЦЕНТРИРОВАНИЕ ИЛИ «ТЫ-МАНИЯ» Большинство людей в своих мыслях почти постоянно находятся с кем-то другим. Они воспитаны в вере, что нужно постоянно заботиться о других людях. Таким образом, они мысленно застревают в делах других. Кто делает так, тот не может

Из книги Спиральная динамика [Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке] автора Бек Дон

ТВОЙ ВЫБОР: РАДОСТЬ ИЛИ ДЕПРЕССИЯ Сколько радости было до сих пор в твоей жизни? Сколько раз на протяжении своего обычного дня ты смеешься? Радуешься ли ты утром новому дню? Радуешься ли ты своей семье? Радуешься ли ты своей работе? Радуешься ли ты изобилию и красоте, что

Из книги Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens автора Палмер Джек

ТВОЙ ВЫБОР: ЗДОРОВЬЕ ИЛИ БОЛЕЗНЬ Чувствуешь ли ты, что обладаешь властью над своим телом? Веришь ли ты, что именно ты сам принимаешь решения о своих болезнях и здоровье? Ты можешь себе представить, что это именно ты решаешь, сам, когда тебе покинуть свое тело? Если ответы

Из книги Мама и малыш. От рождения до трех лет автора Панкова Ольга Юрьевна

ТВОЙ ВЫБОР: МИР ИЛИ ВОЙНА Многих людей возмущают войны. Они мечут громы и молнии в зачинщиков войны и яростным голосом требуют мира. Но они не видят «бревна в собственном глазу». Они волнуются из-за насилия среди детей и молодежи, но не видят очевиднейших связей. У них не

Из книги автора

ТВОЙ ВЫБОР: СВОБОДА ИЛИ ЗАВИСИМОСТЬ Какой отзвук производит в тебе слово «свобода»? Ощущаешь ли ты порыв или страстное стремление к жизни в свободе? Или ты уже воспринимаешь себя свободным? Свобода доставляет многим людям страх, потому что они совсем не могут (еще)

Из книги автора

ТВОЙ ВЫБОР: ЛЮБОВЬ ИЛИ СТРАХ Будь смелым и решайся на этот новый, радикально иной путь. Дай своему сердцу компетенцию руководителя, сделай свое сердце царем внутри себя. Спрашивай у своего сердца всегда, когда только в твоей жизни встает вопрос: «Что мне делать?» Оно уже

Из книги автора

ТВОЙ ВЫБОР: УДЕРЖИВАТЬ ИЛИ ОТПУСКАТЬ Тебе знаком образ жизни как течения. Уже многие спиритические учителя звали нас к тому, чтобы мы позволили течению жизни нести себя. Жизнь как река выражает непрерывное движение и постоянное изменение. Движущаяся жизнь не знает пауз.

Из книги автора

ТВОЙ ВЫБОР: ОСОЗНАННО БЫТЬ С БОГОМ ИЛИ БЕЗ НЕГО Кто или что дает тебе жить? Кто дает тебе дышать, дает твоему телу вибрировать? Кто или что удерживает вселенную вместе и заботится о великолепном симфоническом оркестре в твоем теле, кто заставляет миллиарды клеток с

Из книги автора

ТВОЙ ВЫБОР: РАЙ ИЛИ АД Что ты хочешь выбрать здесь, в этой жизни - Небеса или Ад? Большинство людей выбрало Ад, в том числе те, кто живет в отдельном доме с двумя машинами перед фасадом. Ад - это жизнь без смысла. Она наполнена лишь суетливостью и работой, ее цель - свести

Из книги автора

Хаос и порядок Мужчина – это ум, поэтому он – форма, поэтому он – порядок, закон, правило. Женщина – это чувства и движение эмоций, поэтому она – хаос.Мужчина широк в плечах, поэтому в нём сильна воля и мысль с её рамками, которая стоит за волей. Женщина широка в бёдрах,

Из книги автора

Хаос и порядок Ум мужчины словно облечённый в строгую форму кристалл с ровными сияющими гранями, бесконечным количеством граней. Иногда вдоль этих граней пробегает тень чувств, пытаясь вырваться наружу. Когда такое случается, тут же из глубин ума появляется мысль,

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Жертва или хозяйка судьбы: твой выбор! Многие женщины, помимо психологической, испытывают еще и материальную зависимость от мужа. В нашем обществе вариант семейных взаимоотношений типа «муж работает и содержит жену, она сидит дома и растит детей» расценивается как

Популярная философия Гусев Дмитрий Алексеевич

§ 7. Хаос или Порядок (конфуцианство)

Одной из основных систем китайской философии являлось конфуцианство. Его создатель – философ Кун Цю по прозвищу Кун Фу–цзы (учитель Кун, в латинской версии – Конфуций) жил примерно в VI–V вв. до н. э. и излагал свое учение устно. Впоследствии оно было записано его учениками в книге «Беседы и суждения» (Лунь юй).

Тема земного зла волновала всех без исключения философов. Но если в буддизме речь идет о страданиях отдельного человека и способе их преодоления, в конфуцианстве говорится о социальном зле или о несчастиях, которые претерпевает общество. Ведь если оно бедствует, значит, страдает и каждый отдельный его представитель, и, напротив, если общество процветает, благополучен и каждый человек, входящий в него. Каковы причины социальных несчастий? Почему государи обижают свои народы, а народы поднимаются против своих государей? Почему родители не заботятся подчас о детях, а дети не уважают родителей, что порождает вечный конфликт поколений? Почему в мире процветает жестокость, ложь и вражда? И, главное, как избавиться от этих напастей и сделать человеческое общежитие гармоничным и счастливым?

Зло не имеет самостоятельной причины в мироздании, говорит Конфуций. Наш мир не злой и не может быть таковым, потому что создан и контролируется абсолютно добрым и высшим, безличным, пантеистическим началом – Небом (Тянь), которое, являясь добром, назначило и мирозданию быть добрым. Небо установило порядок (Ли), наполненный добродетелью, то есть имеющий своим смыслом добро. Оно, таким образом, изначально заложено в программу мироздания.

Доброе Небо не создало зло в качестве самостоятельного элемента мира. Откуда же оно берется? Оно проистекает от нарушения порядка, который был создан добрым, то есть от нарушения добра. И это нарушение производим мы – люди, оттого, что не понимаем данный небесный порядок, не видим его, не можем или не хотим ему следовать, выполнять его. Мы вносим в мир беспорядочность, разрушая изначальную гармонию, создаем в нем хаос, нарушая и уничтожая первоначальный порядок. Поэтому появляются несчастья и беды, поэтому появляется зло. В результате, зло есть результат нарушения мирового баланса или упорядоченности.

Зло – это разбалансированность мироздания. Представим себе прекрасно работающий механизм, все части которого правильно соединены друг с другом и потому нормально функционируют. Теперь представим, что данный механизм разобрали и соединили его части в другой последовательности, неправильно. Будет ли работать разбалансированный механизм, как и раньше? Скорее всего, он вообще не сможет действовать. Так же и в нашем мире, изначально гармоничном и упорядоченном, искажение гармонии, нарушение порядка превращают его в дисбаланс и хаос, в котором все не так, как должно быть: людям следует помогать друг другу, а они враждуют, им следует соблюдать справедливость, а они творят всяческие бесчинства, им надлежит поступать добродетельно, они же совершают злодейства.

Чтобы этого не происходило, чтобы упорядочить и гармонизировать человеческую жизнь, сделать ее благополучной, нам следует понять небесную волю и добрый порядок вещей, который оно установило. Мы должны увидеть данный порядок, осознать его до конца, а далее – неукоснительно выполнять и постоянно следовать ему. Нам не следует искать общественное счастье где–либо, поскольку оно всегда рядом с нами, и им нужно только воспользоваться. От нас требуется только соблюдать добрый порядок, назначенный нам Небом, жить по нему, всегда выполнять все его принципы и правила, и тогда наша жизнь, построенная на исполнении данного порядка, будет безупречно правильной и оттого счастливой.

Основными принципами подобной жизни или главными добродетелями, установленными Небом, являются великодушие (куань), уважение к старшим (ди), сыновняя почтительность (сяо), верность долгу (и), преданность государю (чжун) и другие. Разумеется, жизнь отдельного человека и общества, покоящаяся на соблюдении данных правил, будет отличаться необычайной стабильностью. Если люди будут поступать не в силу субъективного произвола каждого, не по разнообразным личным желаниям и устремлениям, противоречащим друг другу и потому раскалывающим общество, а в силу от века установленного порядка, единого для всех, тогда человеческое общежитие тоже станет одним целым, спаянным нерушимым единством общественным организмом, незыблемым и постоянным.

Стабильное общество, живущее по собственному неизменному установлению, не будет меняться веками, а течение людской жизни будет столь же размеренным, как вечное движение Солнца по далекому лазурному небосводу. Внутренние изменения неведомы подобному обществу, а от влияний и потрясений извне оно гарантировано, ибо, живя исключительно автономными законами, является совершенно изолированным от остального мира. Пусть вокруг кипят страсти, и действительность стремительно меняется, пусть в одночасье созидаются и погибают целые государства, нам нет до этого никакого дела, потому что у нас собственное назначение, собственный путь и собственное разумение.

Конфуцианское учение как нельзя лучше соответствовало историческим процессам экономической, политической и культурной консервации и изоляции Китая и на долгое время стало официальной доктриной, способствуя внутренней целостности, неизменности и национальной самобытности китайской цивилизации, постоянно являясь для европейцев непостижимой и загадочной. Запад не понимал и удивлялся Китаю, подчас восхищаясь его мудростью и независимостью.

Вспомним знаменитый монолог Чацкого у Грибоедова, в котором главный герой рассказывает, как один француз собирался «в Россию, к варварам, со страхом и слезами». Он думал, что приедет к дикарям, а попал будто бы в родную страну: вокруг французская речь, французские платья и манеры. Чацкий досадует на наше преклонение перед заграничным влиянием, когда мы столь бездумно все перенимаем, словно у нас нет ничего великого и прекрасного. Он в отчаянии восклицает: «Ах, если рождены мы все перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев».

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

1.4. Конфуцианство В основе философско-этического учения Конфуция, возникшего в Китае почти одновременно с буддизмом в Индии, стояли человек и представление о его совершенстве и счастье.Согласно учению Конфуция для интеллектуального роста личности необходимо установить

автора Лем Станислав

(b) Хаос и порядок Как кандидаты в творцы, мы должны сначала заняться хаосом. Что есть хаос? Если при данном событии X в A могут произойти всевозможные события в B и если такая независимость наблюдается повсеместно, то перед нами хаос. Если же событие X в A ограничивает

Из книги Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. автора Гуревич Павел Семенович

КОНФУЦИАНСТВО Лунь юн1.1 Учитель сказал:Не радостно льУчиться и постоянно совершенствоваться?И не приятно льВидеть друга, идущего издалека?Не тот ли благородный муж,Кто не досадует, что неизвестен людям.1.2 Юцзы сказал:Редко бывает,Чтобы человек, почтительный к

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

1.4. Порядок – залог процветания (конфуцианство) Выдающимся религиозно-философским учением Древнего Востока наряду с буддизмом является конфуцианство. Его создатель, китайский философ Кун Цю по прозвищу Кун Фу-цзы (учитель Кун, в латинской версии – Конфуций), жил примерно

Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Конфуцианство. Порядок – залог процветания Выдающимся религиозно-философским учением Древнего Востока наряду с буддизмом является конфуцианство. Его создатель, китайский философ Кун Цю по прозвищу Кун Фу-цзы (учитель Кун, в латинской версии – Конфуций), жил примерно в

Из книги Основы метасатанизма. Часть I. Сорок правил метасатаниста автора Морген Фриц Моисеевич

Из книги Тайный код Конфуция автора Маслов Алексей Александрович

Конфуцианство и Конфуций Сегодня во всём мире вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551–479 до н. э.), имя которого по-китайски звучит как Кун-цзы или Кун-фу-цзы (Мудрец Кун). В традиционных трактатах чаще всего Конфуций

Из книги Тайны пространства и времени автора Комаров Виктор

«Порядок» и «хаос» Мы живем в мире, обладающем вполне определенными свойствами. Все процессы, которые в нем происходят, подчиняются определенным законам. Можно спорить о том, в какой степени эти законы зависят от существования и деятельности человека. Можно находить

Из книги Сумма технологии автора Лем Станислав

Хаос и порядок КАК КАНДИДАТЫ в творцы, мы должны сначала заняться хаосом. Что есть хаос? Если приданном событии Х в А могут произойти всевозможные события в B и если такая независимость наблюдается повсеместно, то перед нами хаос. Если же событие X в А ограничивает

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Порядок – залог процветания. Конфуцианство Выдающимся религиозно-философским учением Древнего Востока наряду с буддизмом является конфуцианство. Его создатель, китайский философ Кун Цю по прозвищу Кун Фу-цзы (учитель Кун, в латинской версии – Конфуций), жил примерно в

Из книги Спиральная динамика [Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке] автора Бек Дон

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 2 автора Ливрага Хорхе Анхель

X. А. Ливрага Порядок и хаос Лекция Сегодня мы будем говорить о хаосе и о порядке. Во всем мире, во всех древних религиях и воззрениях существовало объяснение такого понятия, как хаос.Например, в «Теогонии» Гесиода мы видим, что хаос породил всех богов, то есть из хаоса

Из книги Сравнительное богословие. Книга 6 автора Коллектив авторов

Из книги Занимательная философия [Учебное пособие] автора Балашов Лев Евдокимович

Порядок и хаос (часы и облака) В 1965 году К. Поппер прочитал лекцию "Об облаках и часах". "Облака" у него символизируют беспорядок, случайность, неопределенность, изменчивость, непредсказуемость; "часы" символизируют порядок, закономерность, определенность, устойчивость,

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Смешение: порядок и хаос (жизнь и умирание)(Лицо человека и дерево без листьев)* *

Из книги автора

4. Хаос или порядок (Конфуцианство) Одной из основных систем китайской философии было конфуцианство. Его создатель – философ Кун Цю по прозвищу Кун Фу-цзы (учитель Кун, в латинской версии – Конфуций) жил примерно в VI–V В. В. до н. э. и излагал свое учение устно. Оно было

Григорий МУЧНИК

Упорядоченность и хаос... Две крайности, наблюдаемые в реальном мире. Четкая, подчиняющаяся определенному порядку смена событий в окружающем нас пространстве и во времени – движение планет, вращение Земли, появление кометы Галлея на горизонте, размеренный стук маятника, поезда, идущие по расписанию. И, с другой стороны, хаотическое метание шарика в рулетке, броуновское движение частицы под случайными ударами «соседей», беспорядочные вихри турбулентности, образующиеся при течении жидкости с достаточно большой скоростью.

До недавних пор для любой отрасли техники, для любого производства было характерно стремление организовывать работу всех аппаратов и устройств в устойчивом статическом режиме. Порядок, равновесие, устойчивость всегда считались чуть ли не главными техническими достоинствами. Как тут не опасаться внешнего беспорядка, неопределенности, зыбкости, неизбежных энергетических потерь – этих обязательных спутников неравновесности? Пожалуй, в технике смелее всех оказались строители, которые сумели преодолеть этот психологический барьер и стали закладывать в конструкции башен, высотных зданий, мостов элемент неопределенности – возможность совершать колебания. Неупорядоченные процессы могут приводить и к катастрофам. Например, при неправильном выборе профиля крыльев или хвостового оперения самолетов в полете может возникнуть грозное явление – флаттер – сочетание крутильных и изгибных неупорядоченных колебаний. При достижении определенной скорости полета флаттер приводит к разрушению всей конструкции, – в свое время это явление оказалось, пожалуй, самым серьезным препятствием на пути развития реактивной авиации. Впоследствии академик М.В. Келдыш разработал теорию неустойчивых колебаний и методы борьбы с ними, и только его работы позволили справиться с флаттером путем затормаживания – демпфирования – колебаний. Благодаря такому демпфированию конструкции самолетов становились устойчивыми даже в сложных нестационарных условиях, характерных для аэродинамики. Интересно, что одна из монографий Келдыша, изданная в 1945 году, называется «Шимми переднего колеса трехколесного шасси». Шимми – это американская разновидность фокстрота, по законам которого и «танцует» колесо. Шимми колеса самолетных шасси при взлетах и посадках тоже приводило к самовозбуждающимся нерегулярным колебаниям и в итоге – к разрушению самолетов. На основе теории Келдыша этот дефект был устранен. Так фундаментальная наука в очередной раз продемонстрировала свою практическую полезность.

В реальной природе протекает множество хаотических процессов, но мы не воспринимаем их как хаос, и наблюдаемый мир кажется нам вполне стабильным. Наше сознание, как правило, интегрирует, обобщает информацию, воспринимаемую органами чувств, и поэтому мы не видим мелких «дрожаний» – флуктуаций – в окружающей нас природе. Самолет надежно держится в воздушных турбулентных вихрях, и хотя они неупорядочено пульсируют, подъемную силу самолета можно рассчитать с точностью до нескольких килограммов как некоторую среднюю величину. Из далекого космоса на Землю приходят сигналы от спутников и космических объектов, и из гигантского моря хаотических помех удается «выловить» нужную информацию. Собственно, вся радиофизика строится на «разбраковке» по определенным статистическим закономерностям полезных данных и вредных «шумов».

Как связаны между собой упорядоченные и хаотические явления и как сформулировать (содержательно и математически строго) правила, которые описывали бы непрерывный переход от строгих чинных закономерностей к хаосу случайного, и наоборот?

Классический пример такого двойственного поведения одного и того же объекта, единой физической системы – это течение жидкости (см. рис. 1).

Рис. 1.
Так возникает турбулентность. Цилиндр обтекается потоком жидкости, например, движется в ней. Обтекание Удобно характеризовать «числом Рейнольдса» Re, которое пропорционально скорости течения и радиусу цилиндра. При малых числах Рейнольдса жидкость плавно обтекает находящееся в ней тело, а затем, по мере того как скорость течения возрастает, в жидкости образуются вихри. Чем выше скорость натекающего потока (больше число Рейнольдса), тем больше образуется вихрей и тем сложнее, запутаннее становятся траектории частиц жидкости. При развитой турбулентности скорость потока позади тела пульсирует непредсказуемым образом.

Наблюдая движущийся поток воды в условиях, когда мы можем регулировать его скорость, например, в русле плотины или при движении глиссера, мы можем уловить постепенный переход от устойчивого гладкого – ламинарного – течения к неровному, пульсирующему, вихревому – турбулентному. При малых скоростях жидкость течет мерно и плавно, как говорят, стационарно. Когда же скорость течения возрастает, в потоке начинают образовываться вихри, но и на этой стадии картина все еще остается стационарной. По мере роста скорости вихри все больше увлекаются потоком, и возникает нестационарное течение. Вода неожиданно закручивается в водоворотах и вообще ведет себя так, как будто по собственной прихоти бросается то туда, то сюда. Крупные вихри порождают непредсказуемое, неупорядоченное состояние, и, наконец, структура потока становится полностью турбулентной – хаотической.

Чем же объяснить столь сильное различие между ламинарным и турбулентным течениями, в чем тут загадка? К сожалению, несмотря на непрекращающиеся усилия большого числа исследователей из разных стран, никому еще не удалось ни описать бурное, неупорядоченное (таков перевод латинского слова turbulentus ) турбулентное течение, ни найти аналитически, то есть с помощью формул, условия перехода к нему от ламинарного (латинское lamina означает «пластинка», «полоска»).

Но тогда возникает естественный вопрос: почему так трудно описать хаотическое турбулентное поведение жидкости математически? Дело в том, что некоторые физические системы (на самом деле их большинство) оказываются очень «чуткими» – они бурно реагируют даже на слабые воздействия. Такие системы называются нелинейными, так как их отклик непропорционален силе «возмущающего» воздействия, а часто и вообще непредсказуем. Например, если чуть-чуть подтолкнуть камень, лежащий на вершине скалы, то он покатится вниз по неизвестной заранее траектории, и эффект от падения камня может быть гораздо больше, чем то воздействие, которому он подвергся. Иными словами, слабые возмущения его состояния не затухают, а резко усиливаются. Правда, камень чувствителен к слабым воздействиям, лишь пока он на вершине скалы, однако существуют физические системы, которые столь же бурно реагируют на внешние возмущения на протяжении длительного времени. Именно такие системы и оказываются хаотическими.

Так и при турбулентности – маленькие вихри-возмущения, непрерывно возникающие в жидкости, не рассасываются (как при ламинарном течении), а постоянно нарастают, пока все движение воды не приобретет сложный, запутанный характер. Соответственно и описание этого движения чрезвычайно сложно: у турбулентного потока слишком много «степеней свободы».

Как показывает пример турбулентности, поведение нелинейной системы трудно предсказать – она «отзывается» на возмущение своего состояния весьма сложным образом и, как правило, неоднозначно. Поэтому, чтобы исследовать нелинейные процессы, обычно приходится использовать так называемый «принцип линеаризации», то есть сводить нелинейную систему с присущим ей неоднозначным откликом к линейной, которая характеризуется вполне «надежным» предсказуемым поведением. По существу, это – кардинальное упрощение и тем самым загрубление сути явления.

Но на наших глазах технический прогресс сопровождается появлением все более сложных систем, например, в энергетике, и то, как гарантировать устойчивость их работы, полное отсутствие непредсказуемых сбоев, становится все более важной задачей. Сегодня потребовались новые подходы, принципиально новый взгляд на проблему анализа нелинейных процессов, приводящих к непрогнозируемому поведению, к «хаосу». И хотя сущность порядка и хаоса до сих пор не сформулирована, в последние годы появилась надежда разобраться в действии механизмов непредсказуемости, включая переходы «порядок – хаос» либо «хаос – порядок» (такие переходы и их двунаправленность обозначают П↔Х).

Этому способствовали прежде всего два фактора: во-первых, интенсивное использование современных вычислительных средств и, во-вторых, развитие математического аппарата, остававшегося ранее лишь в пределах «чистой теории». Мощные компьютеры позволили получить решения нелинейных уравнений в виде эффектных графических образов – траекторий эволюции динамической системы.

Основы математического аппарата, подходящего для описания «хаоса», были заложены еще в конце XIX века, но получили широкое развитие лишь в наше время. Этому сильно способствовала отечественная математическая школа академика А.Н. Колмогорова в лице члена-корреспондента АН СССР В.И. Арнольда и профессора Я.Г. Синая. В области прикладных исследований большая заслуга принадлежит школам академика А.В. Гапонова-Грехова и члена-корреспондента АН СССР А.С. Монина. В настоящее время формируется новый весьма универсальный подход к анализу нелинейных систем, основанный на классических результатах математиков и физиков.

Сначала о порядке

Порядок в физической, экологической, экономической и любой другой системе может быть двух видов: равновесный и неравновесный. При равновесном порядке, когда система находится в равновесии со своим окружением, параметры, которые ее характеризуют, одинаковы с теми, которые характеризуют окружающую среду; при неравновесном порядке они различны. Что обычно понимается под такими параметрами?

В физике самый главный из них – температура: никакое равновесие невозможно, если внутри рассматриваемой нами системы температура не такая, как у окружения. При этом сразу возникают тепловые потоки, начинается перетекание тепла от горячих тел к холодным, которое будет продолжаться до тех пор, пока температура не установится на едином для всех тел – как в системе, так и ее окружении – уровне. Так, выключенный электрический утюг быстро приобретает температуру комнаты – «окружающей среды»: между ним – системой – и окружением устанавливается равновесие. Другой важный параметр, характеризующий физическую систему, – давление. При равновесном порядке давление внутри системы должно быть равно давлению на нее со стороны окружения. Экономические и социальные системы тоже описываются обобщающими параметрами, которые при равновесии принимают фиксированные значения.

На первый взгляд равновесный порядок более «стабилен», чем неравновесный. В самой природе равновесного порядка заложено противодействие любым возмущениям состояния системы (такое «упрямство» в термодинамике называется принципом Ле-Шателье).

Способность возвращаться к исходному состоянию – непременное свойство так называемых саморегулирующихся систем. И хотя «саморегулирование» – термин сравнительно недавний, возник он, по существу, вместе с кибернетикой, саморегулирующиеся процессы встречаются в природе сплошь и рядом. Пожалуй, самый поразительный пример такого процесса – природный ядерный реактор, который проработал примерно полмиллиона лет (и, заметьте, без остановки на ремонт).

В 1972 году на урановом месторождении Окло в африканской республике Габон был проведен изотопный анализ руд. Это была скорее формальность, «рутина», чем серьезное научное исследование. Но вдруг неожиданно для всех результаты оказались необычными: концентрация изотопа уран-235 оказалась намного ниже естественной – в некоторых местах обеднение («выгорание») урана достигало 50 процентов. В то же время исследователи обнаружили огромный избыток таких изотопов (неодима, рутения, ксенона и других), которые обычно возникают при реакции деления урана-235. Феномен Окло породил множество гипотез, и одна из простейших среди них (и потому наиболее правдоподобная) приводит к фантастическому на первый взгляд выводу: около двух миллиардов лет тому назад в Окло был пущен атомный реактор, проработавший примерно пятьсот тысячелетий. Пришельцы? Совсем не обязательно.

Для работы реактора нужен замедлитель нейтронов, например, вода. Она могла случайно скопиться в месторождениях с высокой концентрацией урана-235 и запустить ядерный котел. А потом началось саморегулирование: с увеличением мощности реактора выделялось много тепла и поднималась температура. Вода испарялась, замедляющий нейтроны слой становился тоньше, и мощность реактора падала. Тогда вода скапливалась вновь, и цикл регулирования повторялся.

Мы редко задумываемся над тем, что человеческий организм существует в состоянии неравновесного порядка, когда энергетические потери компенсируются за счет энергии топлива (пищи) и окислителя (воздуха). Когда же жизненный путь организма заканчивается, он переходит в состояние полного равновесия с окружающей средой (равновесный порядок).

Физика – наука количественная, и, чтобы получить конкретный результат, нужно перейти от общих рассуждений к уравнениям и математическим образам. Самым полезным из таких образов, с помощью которого можно изобразить ход процесса, состояние системы и степень ее организованности, оказалось так называемое фазовое пространство. Координатами в этом пространстве служат различные параметры, характеризующие рассматриваемую систему. В механике, например, это положения и скорости всех точек, движение которых мы рассматриваем, и поэтому в современной аналитической механике фазовое пространство, пожалуй, основное понятие.

Рис. 2.
Фазовое пространство – это, с одной стороны, абстрактное математическое пространство, координатами в котором служат положения и скорости всех точек физической системы, а с другой стороны, оно очень удобно для наглядного описания ее эволюции. Например, движение шарика на абсолютно упругой резинке, в которой нет трения, полностью определяется начальной скоростью и положением шарика (начальными условиями). Каждому мгновенному состоянию такого осциллятора – колебательной системы – отвечает точка на фазовой плоскости. Когда шарик колеблется вверх и вниз без трения, эта точка описывает замкнутую кривую, а если колебания постепенно затухают, то фазовая траектория сходится по спирали к предельной точке, соответствующей остановке шарика. Эта точка неподвижна: если шарик подтолкнуть, его фазовая кривая вернется в ту же точку, которая как бы притягивает все близлежащие траектории. Поэтому ее называют неподвижной притягивающей точкой, или фокусом. Такая притягивающая точка – простейший тип аттрактора.

Что же дает изображение процессов в фазовом пространстве? А вот что: только взглянув на «фазовый портрет» физической системы, мы можем заявить, находится она в состоянии равновесного или неравновесного порядка. Более того, несмотря на их разную физическую сущность, эти два вида порядка можно изобразить на одной и той же диаграмме в виде четких точек, линий и фигур. Можно также нарисовать диаграмму перехода из одного упорядоченного состояния в другое.

А всегда ли геометрические образы на фазовой диаграмме будут четкими? Оказывается, что существует класс явлений, противоположных порядку как по физической сущности, так и по характеру изображения на фазовой диаграмме. Их образы размыты, нечетки, носят случайный, или, как говорят, стохастический характер. Явления, порождающие такие образы, называются хаотическими.

Что такое «хаос»?

Когда в июле 1977 года Нью-Йорк внезапно погрузился во тьму, никто даже не предполагал, что причина катастрофы – переход энергетической системы города из равновесного состояния в хаотическое, вызванный дисбалансом выработки и потребления энергии. Неожиданно из энергетической системы города выпал крупный потребитель. Система автоматики и диспетчерская служба не успели отключить эквивалентную этому потребителю, по существу, работающую только на него, генерирующую станцию. Образовался разрыв между генерацией энергии и ее потреблением, и в результате энергетическая система перешла из состояния равновесия в хаотическое. «Фазовый портрет» системы с одной частотой (в США эта частота равна 60 Гц), которая поддерживается с высокой точностью, превратился в портрет с огромным числом частот – «размылся». Ситуация непрерывно ухудшалась, так как система защиты потребителей от случайных, хаотических «бросков» напряжения и сбоя частоты начала последовательно отключать предприятия от источников энергии. Это была самая настоящая катастрофа – развал системы. Такие катастрофы довольно редки, однако практически ежедневно в крупных энергосистемах мира наблюдаются явления не столь опасные, но все же доставляющие немало хлопот. В линиях передачи «гуляют» случайные, хаотические частоты, вызванные переменами в режиме работы оборудования и несовершенством систем управления. Они наносят экономике ущерб не меньший, чем потери на сопротивление в линиях передачи – «джоулево тепло», на которое расходуется около 20 процентов вырабатываемой в мире электроэнергии.

Обычно под хаосом всегда понималось неупорядоченное, случайное, непрогнозируемое поведение элементов системы. Многие годы господствовала теория, утверждавшая, что статистические закономерности определяются только числом степеней свободы: полагали, что хаос – это отражение сложного поведения большого количества частиц, которые, сталкиваясь, создают картину неупорядоченного поведения. Наиболее характерный пример такой картины – броуновское движение мелких частиц в воде. Оно отражает хаотические тепловые перемещения громадного числа молекул воды, случайным образом ударяющих по плавающим в воде частицам, вынуждая их к случайным блужданиям. Такой процесс оказывается полностью непредсказуемым, недетерминированным, поскольку точно установить последовательность изменений в направлении движения частицы невозможно – мы ведь не знаем, как движутся все без исключения молекулы воды. Но что отсюда следует? А вот что: становится невозможным вынести такие закономерности, которые позволяли бы точно прогнозировать каждое последующее изменение траектории частицы по предыдущему ее состоянию. Иными словами, не удается надежно, достоверно связать между собой причину и следствие или, как выражаются специалисты по математической физике, формализовать причинно-следственные связи. Такой вид хаоса можно назвать недетерминированным (НХ). И все же некоторые усредненные характеристики поведения в состоянии недетерминированного хаоса были найдены. Используя аппарат статистической физики, ученые сумели вывести формулы, описывающие кое-какие обобщенные параметры броуновского движения, например, расстояние, пройденное частицей за некоторое время (первым эту задачу решил А. Эйнштейн).

Однако в самые последние годы внимание исследователей все больше сосредоточилось на так называемом детерминированном хаосе (ДХ). Этот вид хаоса порождается не случайным поведением большого количества элементов системы, а внутренней сущностью нелинейных процессов. (Именно такой хаос и привел к энергетической катастрофе в Нью-Йорке.) Оказывается, что детерминированный хаос – отнюдь не редкость: всего два упруго сталкивающихся бильярдных шара образуют систему, сложная поведенческая функция которой имеет статистические закономерности, то есть содержит элементы «хаоса». Отталкиваясь друг от друга и от стенок бильярдного стола, шары рассеиваются под разными углами, и через некоторую последовательность соударений их можно рассматривать как неустойчивую динамическую систему с непрогнозируемым поведением. Аналитические решения нелинейных уравнений, описывающих поведение таких систем, как правило, не могут быть получены. Поэтому исследования проводятся с помощью вычислительного эксперимента: на ЭВМ шаг за шагом получают численные значения координат отдельных точек траектории.

В фазовом пространстве детерминированный хаос отображается непрерывной траекторией, развивающейся во времени без самопересечения (иначе процесс замкнулся бы в цикл) и постепенно заполняющей некоторую область фазового пространства. Таким образом, любую сколь угодно малую зону фазового пространства пересекает бесконечно большое количество отрезков траектории. Это и создает в каждой зоне случайную ситуацию – хаос: И вот что удивительно: несмотря на детерминизм процесса – ведь бильярдные шары полностью подчиняются классической, «школьной» механике, – ход его траектории непредсказуем. Другими словами, мы не в состоянии предвидеть или хотя бы грубо охарактеризовать поведение системы на достаточно большом отрезке времени и в первую очередь потому, что принципиально отсутствуют аналитические решения.

Порядок на сковородке

Если налить на сковороду тонкий слой какой-нибудь вязкой жидкости (например, растительного масла) и нагревать сковороду на огне, поддерживая температуру масляной поверхности постоянной, то при слабом нагреве – малых тепловых потоках – жидкость остается спокойной и неподвижной. Это типичная картина состояния, близкого к равновесному порядку. Если сделать огонь побольше, увеличивая тепловой поток, то через некоторое время – совершенно неожиданно – вся поверхность масла преображается: она разбивается на правильные шестигранные или цилиндрические ячейки. Структура на сковороде становится очень похожей на пчелиные соты. Это замечательное превращение называется явлением Бенара, по имени французского исследователя, одним из первых изучившего конвективную неустойчивость жидкости.

Рис. 3.
Конвективные ячейки Бенара. В 1900 году была опубликована статья французского исследователя Бенара с фотографией структуры, по виду напоминавшей пчелиные соты. При нагревании снизу слоя ртути, налитой в плоский широкий сосуд, весь слой неожиданно распадался на одинаковые вертикальные шестигранные призмы, которые впоследствии были названы ячейками Бенара. В центральной части каждой ячейки жидкость поднимается, а вблизи вертикальных граней опускается. Иными словами, в сосуде возникают направленные потоки, которые поднимают нагретую жидкость (с температурой T 1) вверх, а холодную (с температурой T 2) опускают вниз.

Если и дальше увеличивать тепловой поток, то ячейки разрушаются – происходит переход от порядка к хаосу (П→Х). Но самое удивительное заключается в том, что при еще больших тепловых потоках наблюдается чередование переходов:

Х→П→Х→П→...!

При анализе этого процесса в качестве параметра, который показывает, когда на сковороде будет «порядок» и когда «хаос», то есть определяющего «зону» порядка или хаоса, выбирается так называемый критерий Рэлея, пропорциональный разности температур вверх по слою масла. Этот параметр называют управляющим, поскольку он «управляет» переводом системы из одного состояния в другое. При критических значениях Рэлея (математики называют их точками бифуркации) и наблюдаются переходы «порядок – хаос».

Нелинейные уравнения, которыми описывается образование и разрушение структур Бенара, называются уравнениями Лоренца. Они связывают между собой координаты фазового пространства: скорости потоков в слое, температуру и управляющий параметр.

Процессы, происходящие в сосуде, могут быть зафиксированы, например, киносъемкой и сопоставлены с результатами вычислительного эксперимента. На рис. 4 показано именно такое сопоставление. Совпадение результатов физического и вычислительного экспериментов поразительно! Но прежде, чем перейти к анализу этих результатов, нам придется еще раз обратиться к фазовому пространству.

Рис. 4а.
Переходы от порядка к хаосу на примере явления Бенара. Управляющим параметром, который играет роль «ручки регулировки», здесь служит так называемый критерий Рэлея (Re), пропорциональный разности температур вверх по слою жидкости. «Вращение» этой регулирующей ручки соответствует большему или меньшему нагреву жидкости. При слабом нагреве (Re

Рис. 4б.
«Вращая» дальше ручку регулировки (Re ≈ 10...20), мы приходим к неравновесному порядку с аттрактором типа устойчивого фокуса – это в вычислительном эксперименте, на экране дисплея или на графопостроителе. А в физическом эксперименте отчетливо наблюдаются ячейки Бенара.

Рис. 4в.
Интересна динамика процесса с ростом числа Рэлея. Расстояния между «оборотами» фазовой траектории (их обычно называют ветвями) постепенно сокращаются, и в конце концов изменяется характер аттрактора – фокус переходит в предельный цикл, который потому и называется предельным, что служит пограничной кривой между зонами устойчивости и неустойчивости; теперь даже при очень малом увеличении управляющего параметра начинают образовываться турбулентные вихри. Порядок переходит в хаос. В вычислительном эксперименте возникает неустойчивый фокус, а затем появляется странный аттрактор. В физическом эксперименте ячейки Бенара разрушаются, этот процесс напоминает кипение.

Почему фазовое пространство оказалось таким мощным средством для изучения хаоса? Прежде всего потому, что оно позволяет представить поведение нелинейной, «хаотической» системы в наглядной геометрической форме. Так, поведение большинства нелинейных систем в фазовом пространстве определяется некоторой зоной в нем, называемой аттрактором (от английского to attract – притягивать). В эту зону в конечном итоге «притягиваются» траектории, изображающие ход процесса.

Рис. 5.
Странный аттрактор – абстрактное понятие, введенное для описания хаотического состояния. Универсального и наглядного образа странного аттрактора, к сожалению, не существует. Можно, однако, сконструировать детскую игрушку, представляющую собой многослойный лабиринт (трехмерное фазовое пространство), по которому бегает шарик (изображающая точка). В плоскостях между слоями имеются дырки, натыкаясь на которые шарик проваливается вниз. Однако эти дырки не находятся на одной вертикали, и поэтому шарик не может проскочить через всю структуру насквозь. Чтобы его траектория прошла с верхней плоскости до нижней, шарик должен описывать причудливые орбиты, пока не наткнется на отверстие, ведущее в соседнюю плоскость. Такая игрушка – грубая модель странного аттрактора.

Как выяснили математики, существуют два вида аттракторов: первый связан с неравновесным порядком и отображается в фазовом пространстве точкой («фокус»), либо замкнутой кривой («предельный цикл»), второй – с образованием детерминированного хаоса и отображается ограниченной областью фазового пространства, заполненной непрерывно развивающейся во времени траекторией («странный аттрактор»).

Для аттракторов первого вида траектории процесса развиваются следующим образом. Если система устойчива, траектория исходит из начальной точки и заканчивается либо фокусом (устойчивый фокус), либо предельным циклом (устойчивый предельный цикл). Если система неустойчива, траектория начинается либо фокусом (неустойчивый фокус), либо предельным циклом (неустойчивый предельный цикл) и постепенно удаляется от своего аттрактора.

Если же процесс отображается «странным аттрактором», то траектория его эволюции начинается из начальной точки и постепенно заполняет некоторую область фазового пространства. Так что переходы «порядок – хаос» в терминах аттракции означают переход от аттрактора первого вида (либо фокус, либо предельный цикл) к аттрактору второго вида («странный аттрактор»).

Теперь вернемся к нашей сковородке и посмотрим, как описывается на языке аттракторов явление Бенара. Мы уже говорили, что при увеличении теплового потока зоны порядка и хаоса чередуются. Вот как это происходит.

Все начинается с равновесного порядка. При слабом нагреве, когда перепад температуры от сковородки вверх по слою жидкости невелик, в ней почти нет конвективных потоков. И тогда, независимо от того, в каком состоянии «система» – жидкость на сковородке – была вначале (как говорят математики, независимо от начальных условий), в ней сохраняется равновесный порядок.

Сделав пламя под сковородкой немного побольше – увеличив подачу тепла, мы увидим, что жидкость начнет постепенно перемешиваться – возникнет конвекция. Нижние слои нагреются и станут легче, а верхние останутся холодными и тяжелыми. Равновесие таких слоев неустойчиво, и поэтому система переходит от равновесного порядка к неравновесному. Немного прибавив огня под сковородкой, мы увидим ячейки Бенара или, как теперь часто говорят, попросту «бенары» (на геометрическом языке фазового пространства этому явлению соответствует аттрактор типа устойчивого фокуса).

Продолжая нагревать жидкость на сковородке, мы вскоре сможем наблюдать разрушение бенаров. Этот процесс напоминает кипение – происходит переход от порядка к хаосу (в фазовом пространстве появился «странный аттрактор»).

Рис. 6.
Хорошо известным примером использования перехода «хаос – порядок» служит лазер. Однако этот пример не единственный. На схеме представлены известные сегодня научные «зоны», в которых изучаются и наблюдаются переходы «порядок – хаос» и «хаос – порядок», в частности, самоорганизующиеся структуры (внешний круг). В среднем круге расположены эффекты и понятия, заимствованные синергетикой у смежных научных дисциплин, а во внутреннем круге различным секторам соответствуют те новые пути и закономерности, которые могут быть использованы в каждой данной области знания благодаря обобщениям, сделанным синергетикой.

Сегодня поиски исследователей – главным образом математиков – направлены на то, чтобы выявить все типы нелинейных уравнений, решение которых приводит к детерминированному хаосу. Активный интерес к нему вызван тем, что одни и те же его закономерности могут проявляться в самых разных природных явлениях и технических процессах: при турбулентности в потоках, неустойчивости электронных и электрических сетей, при взаимодействии видов в живой природе, при химических реакциях и даже, по-видимому, в человеческом обществе. Отсюда следует фундаментальная значимость хаоса – его изучение может привести к созданию мощного математического аппарата, обладающего большой общностью и обширными возможностями для приложений.

Григорий Федорович Мучник – доктор технических наук, специалист в области энергетики, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Источники информации:

  1. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., «Наука», 1985.
  2. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., «Мир», 1985.
  3. Синай Я.Г. Случайность неслучайного. М.. «Природа», №3, 1981.
  4. Ахромеева Т.С., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Парадоксы мира нестационарных структур. М., «Знание», 1985.
  5. Мучник Г.Ф. Упорядоченный беспорядок, управляемые неустойчивости. «Химия и жизнь», №5, 1985.
  6. Как воспользоваться упорядоченным беспорядком. «Химия и жизнь», №5, 1986.

«Наука и жизнь», №3, 1988.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!