Проблема школьной перегрузки. Современное образование: мифы, реальность, заблуждения

Воспитание здорового образа жизни

в условиях начальной школы

Проблема организации здоровьесберегающей школьной среды, внедрения в педагогическую практику здоровьесберегающих обра-зовательных технологий и программ уже не первый год обсуждается в нашей гимназии на заседаниях кафедры учителей начальной школы. Этому предшествует глубокая диагностическая работа. На одном из заседаний в процессе совместной работы была создана мо-дель здоровья.

Проанализировав факторы, нарушающие здоровье школьников, мы пришли к выводу, что учитель начальных классов способен ока-зывать действенное влияние на некоторые из них. При организации учебного процесса и досуговой деятельности основную ответствен-ность за здоровье ребенка несет только учитель. Работа эта много-плановая и осуществляется в нескольких направлениях.

1. Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни:

Профилактические методики (динамические паузы в 1-м клас-се после второго урока; своевременное проветривание помещений);

Выработка элементарных навыков (мытье рук, использо-вание носового платка);

2. Здоровьесберегающие технологии процесса обучения и разви-тия:

Физкультминутки (проанализировав таблицу заболеваний учащихся, мы отказались от ритмичных стихотворений, так как дети, произнося их, концентрируют внимание на тексте, а не на движени-ях. Для профилактики заболеваний дыхательных путей и ослаблен-ного зрения мы используем на уроках дыхательную и зрительную гимнастики);

Функциональная музыка;

Чередование занятий с высокой и низкой двигательной ак-тивностью;

Массовые оздоровительные мероприятия: дни здоровья, веселые старты, экскурсии.

3. Работа с родителями (пропаганда здорового образа жизни, проведение спортивных соревнований и экскурсий в природу с учас-тием родителей).

Изучили мы еще одну проблему: может ли повлиять на здоровье учащихся выбранный учителем УМК? Результаты обследования учащихся 1-4-х классов свидетельствуют, что выбранные нашей школой УМК «Система Занкова» и «Школа 2100» позволяют учите-лю сохранить здоровье детей.

Но здоровье ребенка зависит не только от выбранного учителем УМК, а и от организации учебного процесса. Применение самых но-ваторских технологий - это не гарантия успеха, необходимо соче-тание знаний и определенных качеств личности педагога. Профес-сиональное мастерство учителя проявляется в умении отработать те приемы, методы и формы организации учебного процесса, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям уча-щихся, пробуждают у них стремление к творчеству и самостоятель-ности, активному участию в коллективном решении учебных проб-лем, формируют устойчивый интерес к знаниям и самому процессу приобретения знаний.

О. А. Гнатенко

МОУ СОШ № 47 г. Калининграда

Перегрузки школьников: миф или реальность?

Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения. Непосред-ственное влияние на формирование детского здоровья оказывают факторы внутришкольной среды.

В нашей школе с 1991 года применяется иная, отличная от тра-диционной (в день пять-семь уроков по 45 минут), организация учебного труда, в основе которой лежит технология концентриро-ванного обучения. Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебной недели - важный фактор профилактики утомления школьников, способствующий повышению их работоспособности.

В настоящее время единственным инструментом, который ги-гиенисты предлагают для оптимизации школьного расписания, явля-ется шкала трудности учебных предметов, предложенная более чет-верти века назад И. Г. Сивковым. Но эта шкала не учитывает специ-фику классов, направленность интересов и склонности учащихся. Очевидно, что в общеобразовательных, информационно-математи-ческих, гуманитарных классах отношение к одним и тем же предме-там будет различаться. Многое зависит и от того, кто из педагогов преподает предмет, как сложились отношения учителя и класса. По-нятно, что по любимому предмету, который к тому же преподает любимый учитель, не будет ощущения перегрузки, даже если он по шкале Сивкова имеет высочайший балл. Шкала И. Г. Сивкова не учитывает и особенностей построения классно-урочной системы.

К тому же в таблице И. Г. Сивкова отсутствуют данные для ряда новых учебных предметов: «русские умельцы», краеведение, МХК, ИКТ, «найди себя» и др. Поэтому возникла идея провести исследо-вания, помогающие «уточнить» шкалу И. Г. Сивкова и учесть эти уточненные данные при составлении расписания в нашей школе.

В 5-11-х классах был организован опрос 428 учащихся. В ре-зультате опроса и обработки данных выявлен ряд существенных от-личий:

а) степень трудности предметов: математика (5-е классы), анг-лий-ский язык (5, 7-11-е классы), обществознание (6, 9-11-е клас-сы), алгебра (9-11-е классы), информатика (8, 10-11-е классы) - оценка ребят здесь ниже предложенной И. Г. Сивковым. Возможно потому, что ученики любят эти предметы, им интересно, а от люби-мого дела не устаешь, поэтому они и оценивают эти предметы не по максимальным значениям;

б) степень трудности таких предметов, как биология (5-8-е клас-сы), химия (8-9-е классы), русский язык (5-11-е классы), гео-графия (6-8-е классы), учащиеся оценили выше, чем указано в шкале И. Г. Сивкова.

Ранговая шкала трудности предметов использовалась и для оцен-ки расписания.

Высокую оценку получило расписание, если наибольшая сумма баллов («подъем») приходится на вторник - четверг, при этом в 5-8-х классах возможна облегченная среда. Школьное расписание оце-нивается как нерациональное при наибольшей сумме баллов в поне-дельник или пятницу, а также при равномерной нагрузке в недель-ном цикле. В других случаях расписание оценивается как удовлетво-рительное.

Исследуя школьное расписание 5-11-х классов, можно отме-тить:

1) равномерности нагрузки нет;

2) высокий уровень соблюдения СанПиНов в 5 «А»; 5 «Б»;5 «В»; 6 «А»;

6 «Б»; 7 «А»; 7 «Б»; 8 «А»; 8 «Б»; 9 «В»; 10 «Б»; 11 «А»; 11 «Б»; 11 «В»;

3) удовлетворительно: 6 «В»; 8 «В»; 9 «А»; 9 «Б»; 10 «А»;

4) уроки предметов гуманитарного и естественно-математиче-ского цикла чередуются с уроками физической культуры, музыки, ОБЖ и другими, что способствует снижению уровня утомляемости учащихся.

Средние данные о времени выполнения домашнего задания поз-воляют говорить об отсутствии перегрузки учащихся в нашей школе.

Результатом исследования стали:

    разработка присущей только нашей школе шкалы трудности предметов для каждого класса, параллели, с целью создания оптимального расписания занятий;

    подтверждена гипотеза об отсутствии перегрузки учащихся школы.

И. Н. Кваша

О. С. Гранкина

МОУ СОШ № 2 г. Калининграда

Представления школьников о здоровье

и здоровом образе жизни

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) школьников представляет собой социально-педагогический феномен, необходи-мость которого вызвана реальной потребностью личности и общест-ва в здоровье как основополагающем, жизненно необходимом ресур-се развития и саморазвития каждого человека.

Современное понятие здорового образа жизни личности пред-ставляет собой интегративную биосоциальную характеристику, ко-торая включает в себя знания и представления о здоровье и ЗОЖ как жизненной ценности, мотивацию на соблюдение ЗОЖ, устойчивые умения и навыки здоровьесозидающей осознанной деятельности, что позволяет быть физически и социально активным, здоровым и пол-ноценным человеком в обществе.

Существующая система здоровьесберегающего воспитания в виде отдельных уроков о здоровом образе жизни, периодических бесед и спортивных мероприятий недостаточно эффективно влияет на культивирование привычек и навыков здорового образа жизни среди школьников.

В соответствии с современным пониманием ЗОЖ важную роль в процессе подготовки учащихся к здоровьесберегающей деятельно-сти школьников, основанной на понимании ценности здоровья, мо-тивации к сохранению и развитию физического, психического и нравственного здоровья в школьном возрасте и в будущей взрослой жизни, играют представления детей. Данное исследование основы-вается на положении о том, что разные типы представлений детей о деятельности в различной мере обеспечивают ее эффективность. Следовательно, в успешности здоровьесберегающей деятельности, как и во всякой другой, важную роль играют полнота, достоверность и устойчивость соответствующих представлений.

Для изучения знаний и представлений школьников о здоровом образе жизни было проведено исследование 92 учащихся начальных классов и 104 старшеклассников МОУ СОШ № 2 г. Калининграда по предварительно составленным анкетам для каждой возрастной группы, а также применены методы диагностической беседы и педагогического наблюдения за данными учащимися.

Анализ полученных результатов исследования позволяет сделать следующие выводы: учащиеся начальной школы имеют неточные, а порой и неверные представления о здоровье и здоровом образе жиз-ни человека. Для представлений младших школьников характерна вы-раженная зависимость от оценочных реакций и мнения взрослых, преж-де всего, учителя и родителей. Поэтому данный возраст можно рас-сматривать как сензитивный период для формирования с по-мо-щью родителей и педагогов представлений школьников, состав-ляющих когнитивную основу для формирования компетентности уча-щихся в здоровьесберегающей деятельности. Кроме того, у млад-ших школьников преобладает эмоциональный тип восприятия ин-фор-мации, что способствует возникновению заблуждений («здо-ровым можно назвать человека, который пьет таблетки», «…ко-то-рый ест лук и чеснок», «…который не бегает и не ест много моро-же-ного», «…который хорошо учится» и т. п.) и познавательных затруд-нений («не знаю»), негативно влияющих на успешность здоровье-сбе-ре-гающего аспекта воспитания. Следует отметить также довольно ог-ра-ниченные знания учащихся начальной школы о здоровом пол-но-цен-ном питании и вредных продуктах, способах поддержания и укрепления здоровья.

Для представлений старших школьников более характерны предрассудки массового общественного сознания, негативные уста-нов-ки, барьеры: например, рассмотрение болезни как неизбежности («…это наша жизнь, все люди чем-то болеют»); отсутствие знаний об основных составляющих здоровья человека.

Большинство школьников обеих возрастных групп не связывают состояние своего здоровья с соблюдением норм здорового образа жизни. Старшеклассники более склонны рассматривать зависимость своего здоровья от внешних факторов: «…от родителей», «от хороших препаратов…», « нет полезной еды». Опрос показал, что большинство детей, особенно обучающихся во вторую смену, не соблюдают режим сна. В режиме детей отсутствуют прогулки на свежем воздухе, спортивные занятия. Более половины учащихся не делают зарядки, только около 40 % детей посещают спортивные секции. Большинство детей ежедневно проводят несколько часов (в среднем более трех) у телевизора и не менее 3 часов - у ком-пьютера, чем сокращают время для сна. Хотя все дети отметили свое негативное отношение к курению, неблагоприятным фактором для формирования представлений о здоровом образе жизни учащихся исследованных классов является наличие в семьях детей курящих членов семьи (около 56 %). В том числе 28,5 % учащихся назвали несколько курящих членов семьи, среди которых есть представители нескольких поколений. Необходимо отметить, что девочки более дисциплинированно относятся к требованиям норм здорового образа жизни, чем мальчики. Среди них наблюдается большая осве-дом-ленность о мерах по укреплению здоровья. Фактами, подтверж-даю-щими негативное влияние перечисленных выше неблагоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, являются жалобы более 70 % детей на головные боли и боли в области желудочно-кишечного тракта, а также распространенные в классе острые респираторные заболевания.

Т аким образом, у большинства школьников различных возрастов недостаточно развита когнитивная основа (знания и представления) здоровьесберегающего поведения, что наглядно демонстрирует от-сутствие основы для развития мотивации и деятельности, соответст-вующей нормам здорового образа жизни. Следует отметить, что в семьях не созданы условия для формирования и разви-тия знаний и навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья детей.

МОНИТОРИНГ И АКТУАЛИЗАЦИЯ

ПРОБЛЕМ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

И МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В. К. Пельменев, Е. О. Ширшова

Российский государственный университет им. И. Канта

Актуальность социологического мониторинга

здоровья и поведения детей школьного возраста

Значимость проблемы исследования состояния здоровья детей школьного возраста обусловлена особой важностью подросткового периода для всей последующей жизни человека, а также наличием негативных тенденций в состоянии здоровья современных россий-ских школьников. Кроме того, именно подростки представляют со-бой потенциал трудового и популяционного ресурсов страны.

Состояние здоровья детей школьного возраста определяется це-лым рядом условий, среди которых немаловажное место занимает образ жизни, в первую очередь, поведение и те его особенности, ко-торые связаны с риском для здоровья. О влиянии таких особенно-стей поведения на организм подростка широко известно. Тем не ме-нее многие исследования, проводимые в различных регионах Рос-сии, показывают, что распространенность вредных привычек и дру-гих факторов риска в поведении школьников не только не снижает-ся, но зачастую имеет тенденцию к расширению. Это делает необхо-димым постоянное (систематическое, научно обоснованное) изуче-ние различных аспектов поведения школьников для разработки аде-кватных конкретным социально-экономическим условиям меро-приятий по профилактике негативных факторов.

Особое значение при этом приобретает перекрестно-националь-ный мониторинг поведения, связанного со здоровьем, и факторов, которые на него влияют. Актуальность исследование подтверждает-ся международным вниманием в проблеме. Всемирная организация здоровья проводит координацию международного проекта «Здоро-вье и поведение детей школьного возраста (HBSC)». Участие Кали-нинградской области в этой программе обеспечивается сотрудниче-ством факультета физической культуры и спорта РГУ им. И. Канта с Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом физи-ческой культуры.

HBSC является примером отхода от традиций обычного плани-рования профилактики негативных факторов с профессиональным преобладанием здравоохранения. Его отчеты используются для соз-дания прогнозов, выявления новых тенденций в молодежной среде на основе перекрестно-национального сравнения, анализа взаимо-связей между биологическими и социальными факторами здоровья. Очень важно, что при этом ставится задача изучить не только факто-ры риска, но и позитивное здоровье, обеспечить его рекламу, опре-делить стратегию образования в области.

Выработка стратегии и технологии формирования позитивного здоровья включает в качестве первого шага социологический мони-торинг поведения детей школьного возраста. Социологический мо-ниторинг в педагогической системе - это способ организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о педа-гогической системе и социальной инфраструктуре, который обеспе-чивает непрерывное слежение за ходом учебно-воспитательного процесса и условиями жизнедеятельности и дает возможность осу-ществлять прогноз их развития.

Его актуальность возрастает, если он проводится не только на уровне популяции в целом, но и с учетом условий, складывающихся в конкретном образовательном учреждении. В этом случае он позво-ляет оценить эффективность различных подходов к организации оз-доровительной деятельности. В этом плане стандартизированная в рамках HBSC программа имеет ряд преимуществ. Вместе с тем она лишь констатирует факты.

Специалисты указывают на необходимость многопрофильного анализа особенностей самоуправления и самосовершенствования, выявления возможностей для самореализации и решения основных целей образования в сфере физической культуры личности при со-циологических исследованиях поведения школьников.

В педагогическом плане большое значение имеют адекватность содержания и условий физического воспитания индивидуальному состоянию человека, свобода выбора форм физической активности. Социальный аспект данной проблемы связан с тем, что воздействие природных факторов на развитие физического потенциала личности имеет объективный характер, но его специфика состоит в том, что оно может усиливаться или ослабевать в зависимости от активности самого человека. Поэтому объективный анализ количественных и качественных показателей уровня физической активности и особен-ностей поведения детей школьного возраста, самооценки ими соци-ального, физического и психического здоровья, особенностей со-держания и организации физического образования, учет конкретных условий обучения в школе, проживания в семье и проведения досуга позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процес-са по предмету «физическая культура».

На основе применения системы средств и методов социально-педагогического мониторинга (в том числе создания баз данных со специальным программным обеспечением) выявляются и реализу-ются направления, связанные с разработкой и использованием соци-ально-педагогических технологий управления процессом формиро-вания физической активности учащейся молодежи. Таким образом, проблема организации социологического мониторинга здоровья и поведения детей школьного возраста требует четкого научно-мето-дического обоснования в соответствии с современными особенно-стями развития региона в целом и отдельных образовательных уч-реждений в частности.

И. Н. Cимаева

Российский государственный университет им. И. Канта

Психологические риски развития ребенка

в условиях образовательного учреждения

Под психологическим риском развития ребенка обычно пони-мают более или менее вероятную угрозу возникновения отрицатель-ных последствий самых разных по своей природе средовых и микро-средовых факторов: от низкого социально-экономического статуса семьи, плохого ухода, эмоциональной депривации, трудностей об-щения со сверстниками до конфликтных отношений в семье и мн. др.

По нашему мнению, существенный вклад в это сегодня вносит и система образования, которая с раннего детства помещает человека в довольно агрессивную социальную среду.

Охарактеризуем наиболее явные психологические риски и ука-жем на их причины.

1. Одним из главных факторов риска при отрыве от матери и воспитания в дошкольном детском учреждении является эмоцио-нально-отвергающий тип взаимодействия ребенка с воспитателем и сверстниками.

2. Полоролевая идентификация протекает преимущественно в женском обществе и подвергается риску задержки или искажения как у мальчиков, так и девочек. Отдаленные последствия наблюда-ются в школьном возрасте в виде феминизации мальчиков и маску-линизации девочек.

3. Установка родителей на раннее обучение детей. Распростра-нение в детских садах учебных программ, ориентированных на счет и письмо, может «заглушить» творческие способности ребенка, а оценочный подход - навсегда сформировать у него ощущение не-удачника.

4. Риск формирования отклоняющегося поведения. Значительное количество детей, поступающих в школу, по мнению ведущих оте-чественных нейропсихологов, рождаются с различными нарушения-ми мозгового развития, приводящими к дефициту наиболее рано со-зревающих структур мозга. Именно нейропсихологический статус отклонений в развитии зачастую является причиной агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте. Этим объясняются подростковая жестокость, стремление к насилию, особенно в его массовых формах. Без адекватной коррекции такие дети попадают в группу риска.

5. Нарушения саморегуляции и развития сознания. Наиболее гу-бительно отклонения и индивидуальные вариации в развитии детей сказываются на функционировании более поздно созревающих структур, в частности, развитии речи и речевой саморегуляции. На-рушено построение предложений, при построении фраз «выпадает» подлежащее или сказуемое.

6. Кризы возрастного развития (семь лет, подростковый возраст) протекают в условиях обучения в школе в оценочной дисциплинар-ной системе, опирающейся на доминирование учителя. Это создает риск формирования у послушных учеников синдрома «приобретен-ной беспомощности». Как только учащийся переходит в либерально-демократическую систему обучения, исчезает внешнее принуждение к деятельности, улетучивается мотивация, человек становится бес-по-мощным.

7. Значительный урон психике детей наносит экстенсивный ха-рактер обучения, особенно завышенные требования общеобразова-тельных инновационных программ. Психологическая экспертиза безопасности ряда инновационных обучающих программ и пригод-ности их для конкретных младших классов выявила высокий уро-вень психоэмоционального напряжения, в котором находятся школьники первых классов городских школ. Стресс усугубляется высокими требованиями «ответственных» родителей и сопровожда-ется психосоматическими реакциями и признаками нервного исто-щения у половины детей, причем больше страдают дети с высоким интеллектом.

8. Фактором риска для развития ребенка является перекладыва-ние на школу не свойственных ей функций, в частности, дополни-тельного образования и организации свободного времени детей.

9. Отдельного внимания заслуживает риск, провоцируемый властными отношениями между учителем и учеником. В российском об-ра-зовании исторически сложились асимметричные властные от-но-шения, при которых давление необходимости приспособиться к взгля-дам педагога превалирует над необходимостью приспособить пре-по-давание к индивидуальным особенностям ребенка (или взрос-лого). Родители, как правило, поддерживают требования педагога и иг-но-рируют психологический дискомфорт ребенка даже в тех слу-ча-ях, когда имеются признаки унижения, оскорбления, проявлений не-ува-жения к личности, высмеивания детей. В результате обучение в шко-лах и вузах зачастую стимулирует и поощряет конформные сти-ли поведения.

Проблема властных отношений в педагогическом взаимодейст-вии - частное явление институционального кризиса образования - является фактором риска для психологического развития сферы во-левой регуляции, ответственности и мотивации детей.

Опасным следствием может быть непризнание учащимися рефе-рент-ной значимости образовательной среды образовательного уч-реж-дения - ребенок отрицает принятые там ценности и нормы, пы-та-ется покинуть школу.

10. Эмоциональное выгорание педагогов. По данным психологи-ческого обследования, только 11 % из обследованных учителей школ были психически здоровы, профессионально эффективны и не нуж-дались в психологической реабилитации. Эмоциональное истоще-ние, негативное отношение к человеку, переживание некомпетент-ности и неуспешности в своей деятельности, усталость, потеря вкуса к жизни и др. - вот симптомы наших учителей. Результаты тести-рования показывают, что причинами этого являются недооценка профессиональной значимости со стороны руководителей, коллег и родителей (67 %); отсутствие возможности и условий для самореали-зации (35 %); отсутствие свободного времени и условий для полно-ценного отдыха. Без нормализации психологического здоровья педа-гогов не может быть и речи о формировании полноценной личности у учащихся нового поколения.

Изучение психологических рисков позволяет трактовать их как систематические события, нуждающиеся в общем регулировании. Исключительно важным является понимание того, что обнаружи-ва-ют-ся последствия опасных воздействий зачастую через много лет или тогда, когда поведение детей становится разрушительным и они по-па-дают в «группу риска», под надзор милиции и социальных ра-бот-ников.

Краткий обзор некоторых психологических рисков говорит о назревшей необходимости объединения усилий психологов, психо-те-рапевтов, врачей и социальных работников для снижения угроз раз-витию детей в условиях образовательных учреждений.

Г. М. Якушева

МОУ Центр психолого-педагогической реабилитации

и коррекции г. Калининграда

Как часто мы наблюдаем ситуацию: девчушка с портфелем чуть меньше чем она сама высиживает 7 уроков, потом бежит в музыкальную школу, а оттуда – к репетитору английского. Нужно успеть еще и уроки выучить, ведь наша школьная программа рассчитана на будущих Энштейнов и Ньютонов. А родители требуют от малышей еще и высоких оценок, и послушания, и на родительских собраниях требуют: дайте нам еще пару языков в программу, ведь детям после школы поступать!

И даже не задумываются, что такие сверхнагрузки ломают нежную и хрупкую нервную систему ребенка, до 70% из которых страдают явными или скрытыми неврозами. Виной всему – школьные перегрузки.

Что такое учебные нормы?

Учебные нормы можно разделить на непосредственно учебу и условия, в которых эта учеба выполняется. Непосредственно учеба – это то, сколько уроков высиживает школьник, сколько часов он тратит на домашние задания, сколько часов у него уходит на физические нагрузки и отдых. Не секрет, что в современной школьной программе на отдых школьнику времени совершенно не остается – это время «съедают» домашние задания.

Условия для учебы – это то, в каком помещении и классе занимаются дети. Просторное помещение с современным оборудованием и светлыми, радостными классами – это норма. Старенькая школа, в которой даже зимой отопление не дотягивает до 18 градусов, а дети вынуждены сидеть в теплых куртках и дуть на замерзшие пальцы – это, к сожалению, реальная картина. Не повсеместная, но очень частая.

Родителям и учителям важно учитывать, что даже если условия для учебы ребенка прекрасные, обстановка вокруг радует глаз, то и школьная нагрузка в этих светлых просторных классах не должна быть чрезмерной.

К чему приводит чрезмерная школьная нагрузка?

Согласно исследованиям физиологов, до 40% учеников начальных классов (то есть дети в самом хрупком возрасте от 6 до 10 лет) страдают от явных или скрытых неврозов из-за школьной перегрузки. Процент невротиков среди школьников среднего возраста и подростков еще выше – до 70%. Эти исследования, к слову сказать, проводились в образцовых школах, где родители и учителя были сторонниками самой интенсивной программы – с изучением спецпредметов и многочисленными факультативами. Та же статистика свидетельствует, что после окончания школы заболевания детей, полученные во время чрезмерного обучения, переходят в хроническую форму.

Так, после окончания 9-11 класса у детей регистрируют в 3 раза больше хронических заболеваний, чем в школе. Среди этих заболеваний впятеро больше детей с ослабленным зрением, чем в школе, а тех, кто страдает от заболеваний желудочно-кишечного тракта, становится больше в 3 раза. Все просто: организм не справляется с нагрузками и течение заболеваний усугубляется. Ведь ни одно из них за неделю не возникает, а развивается в течение месяцев, а то и лет.

Что касается психологических отклонений в результате сверхнагрузок в школе, то эти проблемы возникают у каждого четвертого мальчика и девочки.

Стресс нехватки времени

«Я ничего не успеваю!» - отчаянно кричит ребенок. А если не кричит, то думает – кричать он уже устает. Этот стресс – самый распространенный у школьников. Когда ребенок капризничает в садике, психологи советуют родителям оставлять 15-20 минут на любые его сборы. Это хороший совет и для родителей школьников. Но не так-то просто ему последовать. Перерывы между уроками ничтожно малы. А школьная нагрузка такова, что лишние 15-20 минут – огромная роскошь для занятого ребенка. Тем временем его постоянно подгоняют: давай, давай, учись, успевай.

В итоге на протяжении всего немалого курса обучения – 9-11 лет – ребенок вынужден максимально уплотнять свой график, постоянно куда-то бежать, выполнять домашние задания в минимальные сроки, ведь на горизонте еще репетиторы и в завершение - танцы или музыкальный инструмент. В погоне за знаниями и престижным поступлением педагоги и родители упускают важную деталь: при той же продолжительности жизни человека за последние полсотни лет школьная нагрузка возросла в 3 раза.

Если еще 30 лет назад школьники до третьего класса считали на палочках, то сегодня в третьем классе они учат массу предметов, которые раньше вводились не раньше 6-7 класса. Между тем, постоянный рост нагрузок в школе – это прямое нарушение норм обучения, на которые и педагоги, и тем более родители смотрят сквозь пальцы. Отговорка одна: пусть учится, некогда будет глупостями заниматься…

Каковы разумные нормы школьной нагрузки?

Давайте рассмотрим, сколько времени ребенок должен заниматься без ущерба для здоровья. Минздрав, конечно же, строго рассчитывает нормы обучения для детей разных возрастов. Родители здорово удивятся, если узнают эти цифры.

До 5 класса – никаких шестидневок и не более 5-6 уроков в день. Если все же в школе предусмотрена шестидневка, пятиклассники должны высиживать не более 31 часа за всю неделю. Это получается не более 5 уроков в день. А теперь вспомните, когда ваш пятиклассник получал не более 5 уроков в день?

6-й класс – если предусмотрена пятидневная учебная неделя, должно быть максимум 6 уроков в день, и то не каждый день, потому что в сумме Минздравом разрешено не более 29 уроков в неделю для школьников этого возраста. Если школьная неделя у шестиклассников шестидневная, им разрешено не более 5 уроков в день и 1 раз в неделю – 6 уроков. Потому что учебная неделя для школьников этого возраста должна содержать не больше 32 уроков.

Нагрузка на уроки тоже регламентирована Минобразованием и Минздравоохранения. Самыми сложными должны быть 2-й и третий уроки – математика, физика, химия, изучение языка. Вторник и среда должны быть днями, когда планируются самые сложные уроки, четверг и пятница – более разгрузочные. Вы видели школу, в которой выполняются эти требования?

Сколько времени посвящать домашним заданиям?

Что касается домашних заданий, то для пятиклассников они могут составлять не больше 3 часов. То есть ребенок должен успеть сделать все уроки в течение этого времени, учитывая то, что каждый час ему необходимо отдыхать в течение 10-15 минут. Задавать ребенку больше, чем он успевает сделать за 3 часа, санитарными нормами не разрешено! А что мы видим в реальности? Маленький страдалец не отрывается от учебников весь оставшийся день, причем родители еще и наказывают его за каждую оплошность. Как тут не развиться неврозу?

Норма домашних заданий для детей 6-го класса – такая же, как и для пятиклассников, и ни минутой больше. Родителям и учителям стоит сделать выводы.

Время для начала и окончания домашних заданий тоже, оказывается, регламентировано санитарно-гигиеническими нормами. Может быть, родители будут изумлены, но время это – никак не час и не два ночи, как зачастую бывает. Домашние задания нужно начинать в 15.00, а заканчивать никак не позднее 17.00. Каково? А ведь часто можно наблюдать картину, когда ребенок сидит над учебниками до 22.00 и позже, да еще и при плохом освещении.

А между тем, врачи строжайше запрещают сидеть над домашними заданиями после 19.00, особенно школьникам начальных классов. Это вызывает у них многие хронические заболевания, в том числе нарушения зрения, осанки и синдром хронической усталости.

Сколько положено спать и гулять школьнику?

Сон и физическая активность для школьников тоже регламентированы. Чтобы уберечь ребенка от школьных перегрузок, ему нужно давать выспаться не меньше 8-10 часов. Чтобы дать ребенку школьного возраста нормальную физическую нагрузку, ему нужно дать возможность пройти, пробежать и пропрыгать в день до 7 км, и половину из них – в школе. Причем на свежем воздухе ребенок школьного возраста должен находиться не меньше трех часов. А сколько времени гуляет ваш ребенок?

Симптомы школьной перегрузки

Да, такие есть. И связаны они вовсе не с тем, что ваш ребенок от природы капризен и непослушен. Родителям нужно вовремя обратить внимание на сигналы, которые усиленно подает организм ребенка, истощенный школьной перегрузкой. Иначе может быть поздно – постоянные визиты в больницу могут не показать истинную причину того, почему ваш малыш все чаще и чаще болеет. А причина эта банально проста – учебная нагрузка предельно велика.

  1. Итак, первый показатель школьной перегрузки – вес ребенка. Если школьник стал стремительно худеть – организму нужно больше отдыха и правильно организованного питания. Для контроля над весом ребенка его нужно ставить на весы не реже 1 раза в месяц.
  2. Второй показатель переутомления школьника – его стабильно плохое настроение и признаки депрессии: повышенная утомляемость, слабость, потеря интереса к тем занятиям, которые раньше вызывали живое участие ребенка.
  3. Третий важный показатель – ухудшение аппетита. Если ребенок игнорирует страстно любимые раньше мамины пирожки и равнодушен к обожаемым прежде пирожным – дело плохо. Стоит обратить внимание на то, сколько часов в день школьник посвящает урокам и достаточно ли гуляет на свежем воздухе.
  4. Четвертый показатель здоровья ребенка – его движения. Дурная привычка постоянно грызть ногти – не прихоть ребенка, а первый звоночек стрессового состояния. Скрипение зубами во сне, ночные кошмары, синяки под глазами, подергивание века, легкое заикание относим к той же категории. Для начала нужно снизить школьную нагрузку ребенка, поменьше ругать его и давать высыпаться. Не помогает – ведите своего школьника к психологу – такие визиты напрасными не бывают.
  5. Пятый важный показатель пошатнувшегося здоровья сына или дочки – его поведение на уроках. Если ребенок плохо слушает учителя, задирает одноклассников, невпопад отвечает на вопросы или, наоборот – не проявляет никакого интереса к занятиям, вял и безынициативен – бейте тревогу. Это может быть банальное переутомление, а вовсе не желание насолить самому себе, испортив показатели табеля.
  6. И, наконец, обратите внимание на артериальное давление ребенка. Это – важный симптом того, в порядке ли организм. Нормальным давлением для взрослого человека считается 120х80. Для ребенка эти показатели завышены. Верхнее давление ребенка в норме – 100-80. Если верхний показатель артериального давления школьника до 14 лет больше «всего» на 5 единиц и составляет 115 мм рт. ст., это может быть серьезным сигналом школьной перегрузки.

Как же защитить школьника от учебной перегрузки? Решение этого вопроса напрямую зависит от чуткости и внимательности родителей. Своевременная реакция на изменения в здоровье малыша может спасти его от многих опасностей в будущем.

Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. По данным исследований Министерства образования РФ, "рабочий день" обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов.

Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у первоклашек в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день, да еще и дома приходится работать.

Это значит, что существующие нормативы учебных нагрузок практически не действуют. А ведь некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, посещают еще и многочисленные дополнительные занятия!

Чем вызваны школьные перегрузки?

Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины.

1. Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова.

2. В начальной школе немаловажный источник напряжения - высокие требования к скорости чтения и письма.

3. Специалисты Российской академии образования отмечают, что общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки.

4. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности. Это связано с нашей системой оценивания знаний, а нередко - с завышенными ожиданиями и требованиями родителей.

5. Особенности наших учебных программ, в частности большое количество теоретического материала в них. По данным одного исследования, до 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий.

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание?

На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками.

На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием).

Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п.

Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д.

У некоторых "младшеклассников" переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения.

Крайние проявления со стороны нервной системы - такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше.

Как сделать нагрузку разумной?

Следствие перегрузок - не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь - значит, неспособный").

Первое, что нужно сделать, - пройти обследование и курс лечения. У педиатра или детского невропатолога - решается в каждом конкретном случае.

Второе - определить оптимальный конкретно для вашего ребенка режим дня. Учесть нужно особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие моменты. Понадобятся рекомендации и медиков и психологов.

Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Ведь перегрузки - удел в первую очередь тех, кто учится в школах повышенного уровня. Постарайтесь с помощью специалиста (детского психолога) адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

Важно обратить внимание и на такой момент. Наши возможности механического запоминания учебного материала ограниченны. А ведь именно заучивания, пускай и не дословного, требует изучение так называемых "текстовых" предметов (история, география и др.). В то время как способности ребенка к самостоятельному познанию остаются невостребованными.

Выход - в овладении методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания. В школах многих стран больше часов отводится на практическое освоение ребенком окружающего мира, чем на изучение теоретического материала.

Большинство старшеклассников уже имеют какие-то специфические учебные интересы. Это связано с их планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне естественно не ждать от них блистательных успехов во всех разделах школьной программы. Возможно, что ваш старшеклассник не спешит с выбором. Попробуйте вместе с ним выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перспективные именно для него.

И еще. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок.

Многие родители в один голос твердят, что дети перегружены. Чем? Учебой, дополнительными занятиями, курсами, кружками, спортивными секциями, домашними обязанностями… Так ли обстоят дела на самом деле или это миф, удобное оправдание неправильной организации времени, лени собственной и своих детей? Куда у ребенка уходят минуты, часы, дни? Почему одни успевают все и при этом жизнерадостные, счастливые, а другие – ничего и все равно усталые, измотанные, нервные?

Отсутствие у ребенка силы воли, целеустремленности приводит к недостаточно глубокому, осознанному изучению тем, поэтому возникают проблемы в учебе. Убедите любимое чадо в том, что лучше заставить себя через «не хочу» и «не могу» вдумчиво готовиться к каждому уроку до полного понимания изучаемого материала, чем потом часами сидеть над последующими темами, задачами, упражнениями, которые невозможно сделать, так как недопонят предшествующий раздел учебной программы. Посоветуйте каждую тему доводить до стопроцентного осознания. Нет, не для учителя, родителей и не ради пятерки – для себя. Чтобы следующий материал усваивался быстро, чтобы задачи решались, а упражнения легко писались. И тогда нет надобности часами сидеть над домашними заданиями, появится свободное время. Задача родителей воспитать целеустремленного, волевого, упорного человека, для которого самообразование – естественное состояние.

Неумение сконцентрировать внимание, мысли тоже приводит к тому, что простейшее задание выполняется часами вместо нескольких минут. Уберите все лишнее с письменного стола ребенка, все необходимое, наоборот, должно быть под рукой, чтобы не бегать, не искать, не суетиться.

А сколько времени занимает просмотр телепередач? А на сколько часов ребенок уходит в интернет? Да, да, именно уходит. Он вроде бы и в комнате, а на самом деле давно не только в другом месте, но и в другой реальности: он, как космополит, существует в нескольких мирах. И после выключения компьютера (после возвращения в окружающий его действительный мир), ему еще нужно некоторое время, чтобы окончательно осознать, где он и что нужно делать.

Докажите своему любимому чаду, что возможность отдыхать есть, только он ее бесталанно расходует. Попробуйте зафиксировать по часам, минутам его день. Возьмите лист бумаги и запишите. Сразу увидите, почему и чем ребенок действительно перегружен. Почему так не делают родители? Да потому, что знают результат такого эксперимента (или смутно догадываются о нем), и когда все будут поставлены перед фактом бездарной траты сыном или дочерью своего драгоценного времени, можно сказать воровства у самого себя, вынуждены будут принимать меры. Для этого придется менять уклад жизни не только ребенка, но и свой, портить уже установившиеся, привычные отношения с ним. А так не хочется.

Что же сделать, чтобы ребенок успевал и хорошо учиться, и отдыхать? Посоветуйте ему заставлять себя внимательно слушать на уроках, вникать в материал, добиваться понимания решения каждой задачи, каждого уравнения. Все делать вовремя, всю работу распланировать с указанием примерного времени выполнения.

Контролируйте, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Иначе очень тяжело собраться с мыслями, заставить себя думать, сконцентрировать внимание.

Не забывайте следить за тем, чтобы ребенок гулял. Свежий воздух обязателен и для здоровья, и для успешной учебы.

А кружки, спортивные секции, музыкальные и художественные школы, курсы дополнительного образования и т.д. – это не дополнительная нагрузка на несчастного перегруженного школьника, а возможность качественно, интересно и с пользой отдохнуть, переключиться на другую деятельность. Чем не отличный отдых? Родители могут сказать: «Ну какой же это отдых, это опять тяжкий труд!» А что тогда по вашему мнению отдых? Опять возьмите лист бумаги и реально напишите, что вы конкретно понимаете под словом «отдых». Лежать на диване? Смотреть телевизор? Что же? И получится, что смена деятельности – самый лучший отдых.

Итак, если вам кажется, что ребенок перегружен, не расстраивайтесь, не обсуждайте с воодушевлением это с близкими, знакомыми и случайными людьми: не совершайте ошибку своего ребенка – не тратьте сами время напрасно. Лучше объективно письменно проконтролируйте несколько его дней, вместе обсудите полученный результат, подумайте, как можно изменить ситуацию. Составьте совместно режим дня любимого чада. Разберитесь, что ему не понятно по школьной программе и примите меры по ликвидации мешающих эффективно учиться пробелов в знаниях. Нацеливайте сына или дочь на активное самообразование, разностороннее развитие. И не слушайте «не могу», «не получается» или «завтра». Никаких завтра! Только сегодня и сейчас, прямо в эту минуту. И все будет замечательно!

Кто-то скажет, что это негуманно по отношению к детям, слишком жестоко. Нет, не научить своего ребенка правильно распределять свои силы и время – жестоко. Когда дети сидят день и ночь над тем, что можно сделать за короткое время, когда не умеют правильно распланировать день и, как следствие, не имеют возможности продуктивно отдыхать, заниматься своими любимыми делами – вот чего не должны допустить заботливые родители.


Школа: миф и реальность

Не будет преувеличением сказать, что подавляющее большинство детей впервые отправляются в школу преисполненные воодушевления и энтузиазма. Они понимают или хотя бы интуитивно чувствуют, что пойти в школу - значит встать в своем развитии на ступеньку выше, поближе к миру мудрых и сильных взрослых, в который не терпится поскорее войти.

Проходят дни и недели, и первоначальное воодушевление сменяется иными чувствами.

Правда, далеко не однозначными. Одни дети сравнительно легко проходят период адаптации и чувствуют себя в школе вполне комфортно. Но немало и таких, кого быстро посещает разочарование, и школьная жизнь для них рискует на долгие годы превратиться в тяжкое бремя, не сулящее ничего, кроме огорчений и обид.

На тему так называемой школьной дезадаптации педагоги и психологи исписали тысячи страниц, однако эта проблема по сей день освещена крайне односторонне. Пафос большинства таких работ сводится к тому, что, если ученик неуютно чувствует себя в классе, то в этом, по большому счету, виноват он сам. Ну и отчасти - его родители, не сумевшие сформировать у ребенка готовность к школьному обучению - познавательную, мотивационную, эмоциональную и т.п.

Трудно не согласиться с тем, что неподготовленному ребенку приходится в школе несладко. Как верно и то, что первоначальные затруднения могут закрепиться и вылиться в неприятие школы. Но это - лишь одна сторона проблемы. О другой по сей день говорить не принято.

Считается, что наша школа, подготовившая к жизни множество талантов и героев, - это оплот гуманизма и нравственности. В такой школе ребенок просто обязан быть счастлив, если только в нем самом нет какого-то изъяна. И только попробуйте написать, даже подумать, будто это не так! Хотя, если быть до конца откровенным, это ведь действительно не так. Сама природа школы такова, что порождает множество проблем, которые и ставятся в вину ребенку. Обвинять беззащитного - легко и безопасно. Но давайте все-таки найдем в себе силы сказать хоть слово в защиту наших детей.

А это, оказывается, совсем непросто!

Понаблюдайте за мамами и папами, приходящими в школу на родительское собрание. За школьными стенами это в большинстве своем вполне уверенные в себе люди, преисполненные собственного достоинства. Но, переступив школьный порог, почти все они как бы съеживаются, втягивают головы в плечи, словно стараясь уменьшиться в размерах. Лица приобретают заискивающее выражение. Любое слово классного руководителя встречается подобострастными кивками и поддакиванием. А если в адрес того или иного ребенка раздаются упреки, то не возникает и тени сомнения, насколько они обоснованы. "Разберемся, подтянем, образумим, накажем...". А дома дети с трепетом ждут возвращения мамы или папы. Дети знают, что с ними действительно "разберутся".

Хотя разобраться следовало бы совсем в другом.

Для начала, родителям - в самих себе.

Большинство родителей просто не способны отнестись к школе, к учителям трезво и непредвзято. Этому мешает их собственный, усвоенный еще в детстве страх перед школой, а также своеобразный комплекс неполноценности, от которого большинство нормальных взрослых людей вполне свободны в любой сфере своей жизни, но который безотчетно просыпается в школьных стенах.

Издавна провозглашалось, что школа призвана формировать у учеников научное мировоззрение и нравственные идеалы. Насколько ей это удается - вопрос спорный. Но в формировании комплекса неполноценности она преуспевает. Австрийский психолог Альфред Адлер, который и ввел в научный и житейский лексикон само понятие "комплекс неполноценности", считал его присущим любому ребенку просто в силу того, что ребенок слишком мал, слаб и неумел в сравнении со взрослыми.

Поэтому маленький человек безотчетно ощущает свою неполноценность перед старшими. Однако Адлер считал это явление вполне естественным, более того - позитивным. Ведь ощущение своей слабости рождает стремление нарастить свои силы, расширить свои возможности, то есть выступает движущей силой развития и роста. Правда, если неполноценность постоянно подчеркивать, то пресловутый комплекс может надолго закрепиться, а естественное стремление его компенсировать приобретает неадекватные, уродливые формы.

Парадокс состоит в том, что для нашей школы на протяжении десятилетий, а в большинстве случаев - и поныне, комплекс неполноценности ученика выступает краеугольным камнем всей образовательно-воспитательной политики. С первых дней школьной жизни ребенку отводится роль зависимого и подчиненного несмышленыша, обязанного беспрекословно исполнять учительские требования. Учитель - воплощение блистательной мудрости и высшей справедливости - возведен на такой пьедестал, которому мог бы позавидовать непогрешимый Римский папа. Причем независимо от того, что за годы учебы ребенок проделывает в своем развитии огромный путь от наивного дитя до почти совершеннолетнего юноши, соотношение ученической и учительской ролей остается практически неизменным.

Десятиклассницу, накрасившую ресницы, могут отправить в туалет умываться подобно тому, как ставят в угол описавшегося малыша (что, кстати, тоже совершенно педагогически безграмотно).

Будем называть вещи своими именами: с поступлением в школу жизнь ребенка резко меняется, причем не только в лучшую сторону. Неизбежно возникают проблемы и трудности. Они более или менее остры в каждом конкретном случае, однако не избавлен от них практически никто. Ведь наша школа - это традиционно очень жесткая авторитарная структура, со строгими и не всегда понятными порядками и запретами, с высокими требованиями к дисциплине, а точнее - к повиновению.

Ребенку, попавшему во власть этой структуры, приходится привыкать к ограничению свободы, к необходимости соблюдать строгий распорядок, подчиняться чужим и
зачастую малосимпатичным людям, быть одним из многих, а не единственным, испытывать отношение не всегда искреннее и справедливое, а порой и недоброжелательное. Кстати, именно потому воспитанники детского сада по сравнению с "домашними" детьми несколько легче адаптируются к школе (независимо от своих умственных способностей), что уже немного привыкли ко всем этим особенностям общественного воспитания.

Детский сад может хуже или лучше справляться с познавательным развитием детей, с их интеллектуальной подготовкой к школе, однако в плане врастания в авторитарную пирамиду подчинения он готовит детей безупречно. То, что может шокировать в школе "домашнего" ребенка, для выпускника детского сада привычно. Он уже пару лет назад выплакал свои обиды и эмоционально закалился.

Первоклассник, особенно "домашний", реагирует на все эти трудности так, как реагирует любой ребенок на любую напряженную ситуацию. При этом надо помнить: шести-семилетний малыш еще не вполне способен подыскать нужные слова, чтобы выразить свои переживания. Он может не жаловаться на свои огорчения и тревоги, но об этом достаточно ясно сигнализируют изменения в его поведении.

Бывает, что ребенок возвращается из школы необычно тихий и вялый. Обыкновенно
разговорчивый, он вдруг перестает делиться своими впечатлениями, предпочитает помалкивать, ни на кого не жалуется - просто молчит.

Прежде вполне здоровый ребенок начинает регулярно сетовать на недомогание: то у него болит голова, то живот. Причем обычно по утрам, перед уходом в школу. И исключительно в будние дни - в выходные наступает заметное улучшение.

Бывает и иная реакция - перевозбуждение, раздражительность, двигательная расторможенность. Именно на это чаще всего жалуются учителя начальной школы: малыш неусидчив, излишне подвижен, не умеет сосредоточиться. И учителя по-своему правы: внешне впечатление именно таково. Но это - лишь симптом того напряжения, которое тяготит ребенка. Ведь ему действительно очень нелегко. Трудно, очень трудно свыкнуться с необходимостью рано вставать, быстро умыться, одеться, позавтракать.

В армии всего этого от новобранцев добивается истошным криком старшина. Да и мы сами порою ведем себя точно так по отношению к своему "новобранцу армии
знаний", тормошим его и понукаем. И малыш отправляется в школу взвинченным и оглушенным.

А может ли хорошо пройти день, начавшийся ранним утром со скандала? И можно ли ждать от ребенка в школе сосредоточенности и заинтересованности?

Если не все школьные проблемы в нашей власти, то уберечь ребенка от утреннего стресса нам вполне по силам. Не будем забывать: переход от сна к бодрствованию - дело тонкое, резкости здесь неуместны. Надо воздержаться от высоких тонов. И будить ребенка лучше заранее, растянув этот процесс минут на десять.

Еще одна проблема - ранний завтрак, из-за которого возникают конфликты почти в
любой семье. Всякая мама убеждена, что недопустимо отправить ребенка в школу голодным (хотя сама чаще всего ограничивается на завтрак чашкой чая с бутербродом). В результате малыша кормят почти насильно. Мало того, что пользы организму это не приносит, так еще и ухудшает настроение. А ведь душевное равновесие с утра гораздо важнее ста калорий, которые можно добрать и попозже.

Но это - домашние проблемы. А в классе возникают другие, посерьезнее. Ведь школа требует от ученика полной перестройки поведения, отказа от многих привычек. Родителей часто умиляет детская непосредственность, бойкость, веселость - особенно если ребенок в семье единственный (а так сегодня чаще всего и бывает). Однако, оказавшись в школе, любимец мамы и папы, бабушек и дедушек вдруг сталкивается с тем, что он теперь во власти совсем других взрослых, которые, похоже, вовсе не так его любят и уж точно не умиляются его проказам. Ребенок с трудом осознает, что теперь вести себя надо совсем по-другому: соблюдать дистанцию (в самом широком смысле),
не проявлять инициативу, а дожидаться, когда тебя спросят, да и просто высиживать предписанное время, даже если тебе очень скучно. И ребенок отвлекается, не может уследить за рассказом учителя, допускает неловкости и ошибки. На ближайшем родительском собрании его маме предстоит узнать, что он "недисциплинирован" и "недостаточно старателен".

Милые мамы! Не торопитесь принять этот приговор на веру (ведь безупречных учеников вообще не бывает, это скорее идеалистическая абстрация, порожденная учительским воображением; к тому же многие великие люди в школе слыли никудышними учениками). Наверное, не стоит сразу возражать: учителя к этому не привыкли и страшно этого не любят. Просто не забывайте, что учительница (сколь угодно милая) видит вашего ребенка по-своему, и вы сильно ошибетесь, если свой материнский взгляд замените ее учительским. И самое главное - освободитесь от иллюзий и мифов, которые в свое время изрядно попортили жизнь вам, а теперь могут повредить и вашему ребенку.

Миф первый: "Школа - второй дом".

Дом у ребенка один. И не надо перекладывать на чужих людей то, что для вас наиболее ценно и значимо. Школа живет по другим законам, и законы родного дома в ней не действуют. Так что же она для ребенка, если не дом? Обязанность, работа, дело. Хорошо, если дело становится любимым. Но признаемся себе: все ли мы в жизни занимаемся любимым делом? Чаще бывает иначе: работа не очень увлекательна, а то и неприятна. Но необходима! Значит, нужно набраться терпения и исполнять долг. А не морочить голову себе и другим приторными иллюзиями. Ведь сами-то мы в них не верим.

Миф второй: "Учительница - вторая мама".

Мать у ребенка тоже одна. И избави его Бог от тех, кто стремится стать ему второй мамой. Ибо ею (как впоследствии отцом-командиром) желают стать те, кто хотел бы полностью подчинить нас своей воле. Роль матери учительница пускай играет для
собственных детей, а для учеников она - учитель. Это совсем другая роль. Тоже весьма достойная, но другая. Она обязательно требует такта, милосердия, ума. Но слиянию родственных душ, беззаветной взаимной любви тут взяться еоткуда.

Миф третий: "Учитель желает ребенку добра".

Правильнее сказать, что хороший учитель, как и хороший врач, стремится ученику не навредить, не сделать зла. А вот добро - это уже другая категория, и это не всегда забота учителя. Если есть такая возможность, порасспросите в приватной беседе любого педагога о его целях. Редко кто ответит, что цель его жизни - сделать счастливыми
своих учеников. Снабдить их знаниями, уберечь от пороков - это да! Редкий учитель способен желать ребенку добра в такой же степени, как родные мама и папа. И не нужно от него этого ждать. У него другие заботы.

Миф четвертый: "Учитель всегда прав".

А встречали ли вы вообще хоть одного человека, который всегда прав и никогда не ошибается, полностью избавлен от недостатков, предрассудков и заблуждений? Не бывает таких людей! Даже среди педагогов. Как у любого человека, у каждого учителя есть свои индивидуальные особенности (не всегда положительные) и личные проблемы, а их печать неизбежно ложится на стиль его отношений с детьми. Многие из нас наверняка вспомнят свою любимую учительницу - умную, добрую и справедливую.

А то и двух-трех таких учителей... Из тех полутора десятков, что в свое время учили нас уму-разуму. Вот вам и искомая пропорция. Если в школе, куда пошел ваш ребенок, такая пропорция сохранится, то и славу Богу. А большего ждать наивно.

Многие из нас в не такие уж далекие школьные годы хлебнули немало огорчений из-за того, что наши родители свято верили означенным мифам. Не будем повторять их ошибки. Сказанное вовсе не следует воспринимать как гневное обличение школы. В конце концов, все мы вынесли из школьных лет много приятных воспоминаний о любимых учителях и добрых товарищах, о минутах радости и восторга. Но таких воспоминаний было бы намного больше, если бы не навязанные нам розовые очки, не дающие различить шероховатости и острые углы, которые из-за этого ранят еще больнее. Отправляя ребенка в школу, отбросим розовые очки. Так мы легче убережем свое дитя от "ушибов". Да и очевидные достоинства школы разглядим более трезво.

Сергей СТЕПАНОВ, психолог



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!