Проект «Подводное царство — волшебное государство. Подводное царство

Вера Бекдамирова
Проект «Подводное царство - волшебное государство»

Проект в подготовительной группе «»

Проект в подготовительной группе «Подводное царство – волшебное государство » .

Тип проекта : познавательно-игровой;

Продолжительность проекта : 7 дней;

Участники проекта : воспитатели, дети.

Актуальность проекта : Подводный мир очень красочен , ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Дает возможность самостоятельно анализировать полученные результаты.

Цель проекта : расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.

Задачи проекта :

Образовательные :

Познакомить с разнообразием подводного мира , с его значимостью для всего живого на планете.

Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира .

Развивающие :

Развивать умение сравнивать и анализировать.

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире .

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Основная проблема :

Где бы жили рыбы, если не было рек, морей и океанов?

Почему рыбы не летают?

Ожидаемый результат :

Получение информации из разных источников;

Владеть понятиями «Морские животные» , «Рыбы» , и т. п. ;

Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

Продукты детской деятельности (рисунки, поделки, рассказы, плакаты «Подводного царства » );

Изготовление макета «Подводное царство и его обитатели » ;

1 этап. Организационный.

1. Создание проблемной ситуации.

Цель : Заинтересовать детей данной темой.

2. Определение задач воспитательно- образовательной работы.

Цель : Выявить у детей знания о подводном мире .

3. Анализ проблемы.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Где мы можем это все узнать?

4. Формулировка проблемных вопросов.

Цель : Учить ставить проблемные вопросы.

5. Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы.

Цель : Составить план работы, обсудить способы оформления конечных результатов.

6. Подбор энциклопедической, методической, справочной литературы по теме проекта .

Цель

7. Подбор подвижных и дидактических игр , стихов, загадок.

Цель : Пополнить объем знаний и сведений детей об окружающем мире. Развивать любознательность, кругозор.

2 этап. Реализация проекта

Организованная форма деятельности.

Цель : Закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания; учить образовывать притяжательные прилагательные.

Расширять знания об экосистеме «море» и его обитателях.

1. Коммуникация :

«Рыбы»

«Морское путешествие»

2. ФЭМП :

«Решение задач»

«Ориентировка в пространстве»

Формирование целостной картины мира :

«Где живет Капелька?»

Художественно-эстетическая деятельность :

Цель : Совершенствовать умения и навыки, воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.

Рисование :

«Рыбки играют, рыбки сверкают» ;

Лепка :

«Веселый осьминог» ;

Конструирование из бумаги (оригами) :

«Рыбки» .

Непосредственная образовательная деятельность.

Беседы с детьми :

«Что такое подводное царство .

Подводное царство – богатое государство ?».

«Чем питается рыбы?» .

Чтение художественной литературы :

Цель : Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ : - источник жизни.

Чтение энциклопедической литературы о рыбах подводного мира ;

Чтение :

С. Сахаров «Морские сказки» ;

С. Воронина «Добрая раковина» ;

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» ;

Сказка «По щучьему велению» .

Разучивание стихов, загадок о рыбах.

Игровая деятельность.

Цель : Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи. Формировать умение вести координированный диалог между педагогом и ребенком, друг с другом.

Дидактические игры :

«Узнай рыбу по описанию» .

«Чей плавник? Чья голова? Чье туловище?» .

«Кто чем питается?» .

«Поймай больше слов» .

«Четвертый лишний» .

«Да - нет» .

«Царство рыб » .

Расшифруй рыбку».

Сюжетно ролевые игры :

«Подводное плавание » .

«Путешественники» .

«Кругосветное путешествие» .

Подвижные игры :

«Удочки» .

«Рыбалка» .

Приложение. (Конспект)

Конспект занятия по формированию представления о рыбах «Обитатели морей» (подготовительная группа)

Цель : Сформировать у детей представления об особенностях проживания, питания и строения рыб.

Программное содержание

Образовательные задачи :

Расширять у детей знания и представления о рыбах, их внешнем виде, повадках, местах обитания, о пользе рыб.

Развивающие :

Развивать связную речь, умение рассуждать, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы, учить составлять рассказ по плану.

Формировать навыки словообразования, употребления существительных с увеличительными суффиксами.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к морским обитателям.

Предварительная работа :

1. Рассматривание иллюстраций с изображением моря.

2. Беседы о жизни морских рыб.

3. Чтение и обсуждение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

4. Беседа об аквариумных рыбках.

5. Разучивание подвижной игры «Где спит рыбка» .

6. Рисование «Морские жители» .

7. Коллективная аппликация «Аквариум» .

8. Индивидуальная работа : составление одно и двуслоговых слов.

Словарная работа :

Морские обитатели, чешуя, метать икру, вытянутое тело, гибкий хвост, жабры, зубастая пасть.

Материалы и оборудование :

Иллюстрации с изображением моря.

Модели-схемы для рассказывания.

Картинки морских обитателей.

Энциклопедия «Обитатели морей» .

Природный материал - ракушки.

Макет моря.

Ход деятельности

В. Ребята, сегодня у нас с вами необычный день, а самое настоящее уникальное путешествие, причём не простое, а речное. Вам хочется этого?

В. Но есть одна проблема : под водой мы не можем дышать. Как же нам её решить?

Д. Надеть водолазный костюм.

В. Закрывайте глаза, представьте, что вы на берегу моря. Надевайте водолазные костюмы. Произнесём волшебные слова :

Детский сад наш изменился,

В океан он превратился,

Мы отправимся гулять,

Дно морское изучать!

Сколько водорослей разных,

Звёзд, медуз и рыб прекрасных,

Ламинарии, ежи

И ракушки хороши!

В. Ну вот, ребята, мы с вами и оказались в морском царстве . Посмотрите, сколько вокруг нас рыб, морских животных! Вы кого - ни будь узнаёте?

Д. (называют известных им обитателей моря) .

Игра «Подбери похожее словечко» к слову рыба.

Д. Рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.

Д. Рыбаки и рыболовы ловят рыбу.

В. А чем можно поймать рыбу?

Д. Удочкой, сетью, неводом.

В. А как вы думаете, есть ли у рыб голова?

Д. Нет, Голова сразу переходит в туловище.

В. Для чего нужны плавники?

Д. Плавники и хвост помогают рыбам плавать.

В. Чем рыба дышит в воде?

Д. Рыбы дышат жабрами.

В. Закрывает ли рыба глаза когда спит?

Д. Нет. У рыб глаза открыты постоянно.

В. Всё вы знаете, молодцы! Скажите, есть ещё какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?

Д. У рыб вместо ног плавники и хвост, с их помощью они плавают.

В. А чем покрыто туловище рыб?

В. Вы просто умницы! В море живут множество обитателей, которые часто совсем не похожи на тех, кто живёт на суше. Есть морские коровы, морские коньки. А сейчас к нам заплыли самые настоящие морские обитатели. Они приготовили для вас загадки. Я предлагаю всем занять места на песчаном дне (садятся на ковёр) и попытаться угадать, кто к нам заплыл.

Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле – нет. Оно кормит своих детёнышей молоком. У одних есть зубы, у других нет. У беззубых вместо зубов – усы. Когда оно

плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят : «чудо – юдо» .

Властелин семи морей,

В океане всех сильней.

Он плывёт - вода бурлит.

Это чудо – рыба (кит) .

Про эту рыбу К. Чуковский писал : «… - каракула, правым глазом подмигнула» . Кожа этих рыб покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны. (акула) .

Этот обитатель моря похож на на шахматную фигурку. Он цепляется за веточки подводных растений и висит , как свеча или игрушка на новогодней ёлке. Очень смешной на вид.

Что за дивная лошадка?

Очень странные повадки :

Конь не сеет инее пашет,

Под водой с рыбёшкой пляшет.

Назови, его дружок,

Рыбок друг… .(морской конёк) .

Это – самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде грациозны, а на суше медлительны.

Кто так медленно ползёт,

Словно груз большой везёт?

Панцирь твёрдый, очень прочный,

Защитит и днём и ночью.

Но всегда дрожит от страха

Долгожитель…. (черепаха) .

Упражнение на дыхание.

Руки на грудь, глубокий вдох через нос, выдох через рот.

В. Составление рассказа по плану.

1. Как называется?

2. Как выглядит?

3. Где живёт?

4. Чем питается?

5. Как размножается?

6. Что вы знаете о ней интересного? .

Физминутка.

Рыбка рыбке говорила,

«Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево,

Мы стройны, как королевы!

Будем хвостиком вилять :

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три прихлопа,

Головою два кивка».

В. Проводит игру «Подбери похожее словечко» к слову РЫБА

Д. Рыбка, рыболов, рыбный, рыбий, рыбацкий.

В. Верно. Зверей и птиц ловят охотники, а рыбу?

Д. Рыбаки и рыболовы.

В. А чем можно поймать рыбу?

Д. Удочкой, сетью, неводом.

В. С заданием справились отлично. Рыба _ любимая еда на нашем столе, очень полезная. А вы знаете как её готовят?

Д. Солят, коптят, маринуют, Консервируют, жарят, сушат.

В. Вспомните, какие рыбы, где живут?

В аквариуме – аквариумные (гуппи, неоны, скалярии, сомики) .

В реке – речные (щука, сазан, плотва, пескарь,

В море – морские (акулы, камбала, мурена, сёмга,

В океане – океанические (кит, рыба – меч, касатка) .

В. Много у рыб сходств и различий. Одно из них по способу питания – одни едят водоросли (травоядные, другие – мальков, икринок, мелких рыб (хищники) . Что ж, про рыб сказали мы немало. Настало время возвращаться домой.

Подвижная игра «Море волнуется….»

Цель: систематизировать формирование познавательной активности детей посредством речевой деятельности и художественным творчеством.

Коррекционно-образовательные задачи:

– расширять и углублять знания детей о водоемах Кольского полуострова и его обитателях;
– развивать познавательный интерес к природе родного края;
– активизировать словарь, совершенствовать грамматический строй речи, выразительность речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

– развивать навык диалогической и монологической речи;
– совершенствование умения дорисовывать недостающие элементы, используя различные способы рисования и инструменты;
– развивать восприятие, внимание, память, мыслительные процессы;
– развивать дыхание, общую и мелкую моторику;
– развивать эмоционально-волевую сферу;
– развивать художественное творчество, фантазию.

Воспитательные задачи:

– воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе родного края,
– воспитывать чувство коллективизма, стремление оказать помощь товарищу.

Предварительная работа:

поисковая работа по подбору иллюстративного материала;
– знакомство с литературными произведениями:
Сахарнов С.В. “Кто в море живет?”, Пушкин А.С. “Сказка о рыбаке и рыбке”, Андерсен Г.Х. “Русалочка”;
– разучивание пальчиковых гимнастик “Рыбка” и “Пять рыбок”, загадывание загадок;
– рассматривание репродукций картин:
Айвазовский И.К. “Черное море”, Рылов А. “Море. Камни”, “В голубом просторе”;
– дидактические игры:
“Собери морской пейзаж”, “Дорисуй…”;
– подвижная игра “Караси и щука”;
– прослушивание музыки:
песня “Дельфины” на стихи Козлова С. из мультфильма “В порту”, Дебюси К. “Море”, “Разговор ветра с морем”, Равель М. “Игра воды”;
– просмотр мультфильмов “Разноцветная семейка”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Русалочка”, “В поисках Немо”, “Подводная братва”.

Оборудование: глобус, игрушка “рыбка”, картинки с изображением рыб (ерш, окунь, корюшка, сиг, палтус, семга), дидактическая игра “Собери картинку”, штампы различной формы, гуашь, кисти, фломастеры, стаканы для воды, салфетки, тряпочки.

Персонаж: Владычица подводная – учитель-логопед

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психогимнастика:

Ребята, изобразите, пожалуйста, веселую лягушку, сердитую акулу, испуганную рыбку, быстрого морского конька. (Дети выполняют задание.)

2. Вводная часть.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, где живут эти живые существа? (Эти живые существа живут в море, в реке, в океан, под водой.)

Воспитатель: Все эти живые существа живут в разных водоемах, например, лягушка – в болоте, в пруду, акула в океане, рыба в реке, т.е. в подводном царстве.

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ну-ка глобус покружи,
Где сейчас мы, покажи.

Воспитатель: Глобус показывает, что наш город Мончегорск, дома, в которых мы живем, наш детский сад, и мы находимся на Кольском полуострове. Кольский полуостров – один из самых озерно-речных участков России. Здесь около 110 тысяч озер. Реки на Кольском полуострове имеют горный характер. Омывают полуостров Баренцево и Белое моря.

Воспитатель:

Все девчонки и мальчишки,
Знаем, очень любят книжки.
Любят сказки про моря,
Про подводного царя.
Там где солнце не сияет,
Мир подводный обитает.
Но о нем никто не знает,
Каждый попасть туда мечтает.

3. Игра – путешествие.

Воспитатель:

Я предлагаю совершить путешествие в подводное царство. В путь, друзья!

(Дети идут по пуговичным дорожкам.) Для здоровья полезно ходить по песку и камешкам босиком.

(Коррекционная мини-гимнастика для профилактики осанки и плоскостопия.)

Игра малой подвижности “Море” (аудиозапись шум моря).

К морю синему спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот так славно освежились.

Воспитатель: Ребята, подойдите поближе, ощущаете, как вода ласкает ноги, какая она нежная. Волна накатывается и опять убегает. Вместе с волной уходит все, что накопилось плохого: обида, гнев, страх. Подышим морским воздухом (дети вдыхают).

Упражнение на развитие дыхания.

Нам здесь хорошо и спокойно, морской воздух придает нам уверенности. Мы чувствуем прилив нежности, любви друг к другу, окружающему миру.

Воспитатель:

– А кто это плещется?
Ребята, посмотрите,
Возле моря у обрыва плачет рыба, плачет рыба.
– Может ей кого – то жалко?
– Может ей на солнце жарко?
– Может ветер шаловливый, напугал морскую рыбу?
– Может рыба хочет пить,
Может нам пойти спросить?

(Дети подходят к рыбке. )

Дети: Здравствуй, Рыбка! Что случилось?

Рыбка: (аудиозапись)

Ребята, помогите! От беды вы нас спасите.
Злой волшебник в Подводном царстве

Рыбок всех заколдовал.

Воспитатель: А как же мы попадем в подводное царство?

Рыбка: (аудиозапись) Вам поможет волшебная раковина.

Воспитатель: Кладите на нее свои руки:

1–2–3 – все замрем! В мир подводный попадем!
Сейчас начнутся чудеса! Надо только закрыть глаза!

Воспитатель: Вот мы с вами и попали в подводное царство. Рассмотрим морское дно. Как богат и красив подводный мир. Что вы здесь видите? (Мы видим водоросли, камни, песок, ракушки.)

(Появляется Владычица подводная – учитель-логопед.)

Владычица подводная: Кто здесь шумит? Почему морской песок взбаламучен? Кто это мои владения потревожил?

Воспитатель: Ой, ребята, это кто?

Владычица подводная: Я – Владычица подводная.

Воспитатель:

На детей ты не сердись.
Лучше с нами разберись.
Посмотри-ка на ребят,
В подводное царство вышел детский сад.

Владычица подводная:

Ну что ж, я приветствую всех вас,
Под водой, в глуби у нас.
А скажите мне о том,
Вам подводный мир знаком?

Владычица подводная: Тогда, что же вам здесь нужно?

Дети: Рыбке мы помочь пришли, у нее беда случилась. Помогите нам, подскажите, как рыб вернуть в подводный мир.

Владычица подводная: Хорошо, я вам помогу. Но для начала посмотрим, знаете ли вы обитателей водоемов Кольского полуострова?

Владычица подводная: Слушайте загадки:

Вот стайка рыбок замерла, у мелочи одна наука,
Сверкнув глазами, проплыла. Скорее в тину! Это…. (щука).

Под корягою лежит, в летний жаркий полдень спит.
Любитель речных глубин, изворотливый …(налим).

Весь полосатый и очень колючий
Он поджидает добычу под кручей (окунь)

(Дети отгадывают загадки, появляются по очереди речные рыбы, один из детей составляет описательный рассказ об одной из рыб.)

Щука пресноводная рыба, обитает (живет) в реках. Она серо-зеленого цвета в крапинку. Ее вытянутое тело похоже на торпеду. У этой хищной рыбы остроконечная голова и острые зубы.

Владычица подводная: Молодцы. А теперь соберите рыб из пазлов и назовите их.

(Дети собирают с помощью пазлов озерных рыб, называют их, другой ребенок составляет описательный рассказ об одной из них, появляются озерные рыбы.)

Это корюшка. У нее удлиненное тело, покрытое крупной для нее чешуей. У корюшки большой рот, буро-зеленая спинка и серебристые бока. Она питается мальками и икрой рыб. Свежая корюшка пахнет свежими огурцами.

Владычица подводная: Молодцы, справились с заданием. А теперь давайте поиграем.

Мои руки – это волны (имитация волны руками)
Ветер гонит их вперед (вытягивают руки вперед волнообразными движениями)
Мои руки – крылья чаек (взмахи руками)
Небо их к себе зовет (вытягивают руки вперед и вверх тянутся)
Мои руки – это крабы (растопыривают пальцы и шевелят)
Плавают вперед – назад (движение рук вперед, назад)

Владычица подводная: Посмотрите икринки, давайте узнаем, какие рыбы из них появятся.

(Дети открывают икринки и называют морских рыб, кто-то из детей составляет рассказ об одной из рыб, появляются морские рыбы. )

Палтус большая, плоская рыба. Пятна на спине палтуса помогают ему прятаться на морском дне. Там он поджидает свою добычу. Питается палтус мелкой рыбешкой и любит холодную воду, поэтому живет в Северных морях.

Воспитатель: Молодцы, ребята справились и с этим заданием. Давайте вместе с Владычицей подводной и рыбкой поиграем в игру, “Какие бывают рыбки”.

(Дети встают в круг и отвечают на вопрос “Какие бывают рыбки?”, передавая друг другу рыбку.)

– Круглые рыбы.
– Речные рыбы.
– Чешуйчатые рыбы.
– Морские рыбы.
– Колючие рыбы.
– Большие рыбы.
– Озерные рыбы.
– Аквариумные рыбы.

Владычица подводная: Ребята, а у меня есть аквариум с моими любимыми рыбами. Я хочу его вам показать. Он у меня большой и просторный, вот посмотрите. Ой, видно и моих рыб заколдовал волшебник.

Воспитатель: Не расстраивайся, Владычица подводная мы с ребятами тебе поможем. Ребята вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы оживим твоих рыб, занимайте места в подводной мастерской.

Воспитатель объясняет технику рисования рыб с помощью штампа и гуаши, обращает внимание, что детали можно дорисовать фломастерами или при помощи кисти.

Пальчиковая гимнастика “Пять рыбок”.

Пять маленьких рыбок играли в реке
Лежало большое бревно на песке Ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок
И рыбка сказала: “Нырять здесь легко!” Волнообразные движения руками
Вторая сказала: “Ведь здесь глубоко!” Покачивание ладонями из стороны в сторону.
А третья сказала: “Мне хочется спать!” Повороты ладоней на тыльную сторону
Четвертая стала чуть-чуть замерзать, Быстрое покачивание руками
А пятая крикнула: “Здесь крокодил!
Плывите скорее, чтоб вас не схватил!”
Волнообразные движения руками

Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение. В процессе работы воспитатель задает вопросы: Какую рыбу ты рисуешь? Какой формы твоя рыба? И так далее.

По окончании работы дети размещают рисунки в аквариум, проводится анализ работ.

Владычица подводная: Мы с рыбкой благодарим вас за помощь, вы такие добрые и дружные ребята, много знаете о подводных обитателях. Но рыбки могут жить и у вас дома, в аквариумах. На память мы с рыбкой дарим вам морские сувениры. До свидания!

Воспитатель:

Кладите руки на ракушку. 1, 2, 3 – все замрем. В детский сад мы попадем!

Воспитатель: Ну что ж, вышли на берег крутой и отправляемся домой.

(Дети идут по пуговичной дорожке.) Наше путешествие подошло к концу.

4. Итог занятия.

Воспитатель: Сегодня мы побывали подводном царстве. Ребята, вам понравилось путешествовать? А что интересного вам запомнилось? Куда бы вы еще хотели отправиться в следующий раз? (Дети отвечают. ) Мне понравилось, как вы сегодня отвечали, играли. Молодцы!

Цель: рисунок на тему «Подводное царство» в нетрадиционной технике «граттаж»

Задачи: Закреплять у детей технические навыки рисования. Продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей воображение, творчество.
Методы и приёмы: игровой, словесный (беседа), наглядный, практический, нетрадиционного рисования.

Материалы и оборудование к занятию: листы плотной бумаги специально загрунтованной для выполнения рисунка в технике граттаж (сначала вся поверхность картона тщательно раскрашивается восковыми мелками разного цвета, затем картон покрывается слоем синей гуаши, после полного высыхания картон готов для выполнения рисунка), зубочистки, иллюстрации морских обитателей, пазлы (разрезанные фотографии морских животных и рыб формата А 4), аудиозаписи: А. Каначян - «В синем море, в белой пене», шум прибоя. Принадлежности для ныряния: ласты, маски, очки, трубки, «ворота морского Царства»: ширма с голубой драпировкой. Для уголка релаксации: ванночка с песком и спрятанными в нём камушками и ракушками.

1.Ход занятия

Звучит песня А. Каначян «В синем море в белой пене…», дети входят в зал.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите куда мы с вами попали… Посмотрите-ка, что это тут лежит? Для чего это? (Дети рассматривают предметы на зелёном «островке» на полу, предлагают варианты ответов: маска и трубка для ныряния, ласты, надувной круг и т.д.)

Где же используют это всё, на суше или в воде? (в воде)
- Значит, сегодня мы будем путешествовать где? (в море)
- Правильно, по морским глубинам. Мы уже с вами знакомились с некоторыми обитателями подводного мира. Давайте их вспомним (воспитатель подводит детей к стенду с изображениями рыб и морских животных).

Дети перечисляют, указывая на картинки тех рыб и животных, которых знают, вспоминают их повадки и особенности. Воспитатель обращает внимание на форму и окраску морских жителей, а так же на то, что в море есть растения - водоросли - и они тоже все разные по форме и цвету. Воспитатель спрашивает про тех, кого не назвали:

А как вы думаете, кто это? На кого похож? (Дети высказывают предположения, воспитатель поправляет, называя правильно).

2.Пазлы
Воспитатель поворачивается к центру зала, где на полу лежит «озеро» (голубая ткань в форме круга), обращает внимание детей на него и то, что в нём лежит:

Ребята, а что же у нас тут? Похоже на водоём, а в нём морская почта, смотрите - конверты! Возьмите каждый по конвертику и давайте посмотрим, что там внутри?

Ой, да тут чьи-то фотографии, но они не целые, а разделённые на части… Нужно составить из этих кусочков фотографии, тогда мы сможем узнать, чьи они.

Дети садятся/ложатся на «озеро», собирают пазлы, обсуждают, у кого чья фотография оказалась.

Воспитатель:
- Спасибо, ребята, теперь подводные жители с лёгкостью найдут свои фотографии.

3. Загадки

Воспитатель: Кто-нибудь из вас был в океанариуме? Если не были - очень советую посетить с родителями. Там так интересно! Можно встретить удивительных рыб и морских животных, рассмотреть морское дно и различные подводные растения. Отгадайте, кто там повстречался мне?

Эта рыба - хищник злой

Всех проглотит с головой

Зубы показав зевнула

И ушла на дно… (акула)

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане

Целых восемь рук и ног

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом

Круглый панцирь, десять лап

Догадались? Это … (краб)

Что за шар плывёт с шипами,

Тихо машет плавниками?

Только в руки не возьмёшь

И на суше, и в воде

Носит дом с собой везде

Путешествует без страха

В этом доме … (черепаха)

Плавает прозрачный зонтик

«Обожгу! - грозит - Не троньте!»

Лапки у неё и пузо

Как зовут её? (медуза)

На лошадку так похожа

А живёт-то в море тоже

Вот так рыбка! Скок да скок -

Прыгает морской… (конёк)

4. Физкультминутка

Воспитатель: Что-то мы, ребята, засиделись. Давайте немножко разомнёмся.
Волны плещут в океане (поочерёдно махи правой и левой руками)
Что там чудится в тумане? (поднести ладонь ко лбу, «вглядываясь»)
Это мачты кораблей (прямые руки поднять вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (от локтя качать руками влево, вправо)
Мы по берегу гуляем, (шаг на месте)

Мореходов поджидаем,

Ищем ракушки в песке (наклоны, руками достать до пола)

И сжимаем в кулаке (зажатые кулачки поднять)

Чтоб побольше их собрать (приседания)

Надо чаще приседать

5. Основная часть:

Воспитатель:
- Ребята, а вы бы хотели повстречаться с подводными обитателями и сделать их фото-рисунок? А для этого нам что нужно сделать? (нырнуть под воду)
- Дети, а посмотрите-ка, что это тут в корзине? (маски для подводного плавания). А зачем они нужны, напомните? (чтобы видеть под водой)
- Вот они-то нам сейчас и пригодятся. Давайте наденем их и нырнём! Перед нырянием глубоко вдыхаем и немного задерживаем дыхание.
Дети надевают маски и «ныряют» в импровизированные ворота «Морского царства». Воспитатель приглашает их присесть на подготовленные рабочие места, снять маски.

Воспитатель:
- Ребята, мы сейчас нырнули в подводный мир. Давайте закроем глазки и представим морское дно и подводных жителей (включить аудиозапись «шум прибоя»). Рассмотрите их внимательно: кого вы увидели, какого размера, цвета, что их окружает, запомните их. Откройте глазки и давайте сделаем рисунок того, что вы сейчас увидели. Рассказывать мы пока не будем, кто нам повстречался, а когда вы нарисуете - тогда и попробуем отгадать.
А рисовать мы сегодня с вами будем в технике граттаж. Мы уже знакомы с этой техникой. Как её ещё можно назвать, каким способом наносим рисунок? (царапанье).
Подводный мир - это волшебный по красоте мир, он очень красочный. В нём всё таинственно переливается разными цветами, а некоторые животные даже умеют сами менять свой цвет (осьминог). Поэтому, для сегодняшнего граттажа я сделала вот такое маленькое море с цветной основой, вода в нём уже есть, вам нужно только заселить его обитателями и растениями. Выбирайте размер вашего будущего фото-рисунка (дети выбирают формат заготовки).

Давайте ещё раз вспомним, как рисовать в технике граттаж (процарапывать рисунок зубочисткой на заготовке). Зубочистка - это инструмент, будьте с ним очень осторожны и внимательны. А теперь представьте ещё раз, что вы хотите нарисовать и приступайте. Если кому-то понадобится помощь, позовите меня тихонечко, чтобы не набрать в рот воды и не распугать рыбок.
Дети под контролем воспитателя рисуют композицию на морскую тему.
Ребёнок с готовой работой надевает маску и «выныривает», воспитатель направляет его в уголок релаксации (ванночка наполненная песком с «сюрпризами» - игра «найди морской сувенир»). По окончанию занятия детские работы подшиваются в общий «фотоальбом».
6. Заключительная часть:

Воспитатель:
- Ребята, наш альбом «фото рисунков» готов, давайте вместе посмотрим, полюбуемся и попробуем догадаться, кто же кому повстречался под водой.

Дети вместе с воспитателем рассматривают альбом, обсуждают работы, угадывают, что изображено.

Вам понравилось сегодняшнее путешествие в Морское царство? Вы такие молодцы: рассказали про принадлежности для плавания, разгадали загадки, угадали обитателей по картинкам и сделали целый Морской альбом! Дети уходят из зала под продолжение песни А. Каначян «В синем море, в белой пене…».

«ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

ЦЕЛЬ: обобщать и уточнять знания детей о подводном мире;

Развивать творческие способности, художественный вкус,

Мелкую моторику рук, расширять и активизировать

Словарный запас,научить изготавливать рыбок из помпонов.

ЗАДАЧИ: формировать умение работать в коллективе

Материалы и оборудование: наглядные пособия, аквариум, наборы букв для каждого, коробочки для рукоделия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас всех видеть. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Тема которого звучит так «Подводное царство». На наших занятиях мы с вами еще никогда не видели подводный мир и его обитателей. И сейчас я предлагаю отправиться в увлекательное подводное путешествие. Хотите отправиться в удивительное подводное царство? (ответы детей) Но для того, чтобы нам отправиться в это путешествие надо выполнить задания. Вот первое из них, перед вами лежат буквы из них надо составить слово. Приступайте!

Молодцы ребята! Вы хорошо справились с заданием.

2.Основная часть.

Вот мы и подошли к основной части нашего занятия, целью которой является научиться изготавливать рыбок из помпонов. Но прежде чем мы приступим к изготовлению рыбок. Я хочу вам показать красивые фотографии на которых мастера фотографы запечатлели замечательный, интересный и очень красивый подводный мир. И мы вместе с вами отгадаем загадки о обитателях моря, только не спешите, слушайте внимательно.

(показ слайд шоу)

Слайд 1

Это самое большое в мире животное. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле – нет. Оно кормит своих детенышей молоком. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят «чудо-юдо».

Властелин семи морей, в океане всех сильней.

Он плывет – вода бурлит, это чудо – рыба …(кит)

Слайд 2

Этот обитатель моря похож на шахматную фигуру. Он цепляется за веточки подводных растений и висит, как свечка или игрушка на новогодней елке. Плавает медленно, хотя его наземные «братья» довольно быстрые. Очень смешной на вид.

Что за дивная лошадка? Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет, под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его, дружок. Рыбок друг ….(морской конек)

Слайд 3

Это –самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно. Если их перевернуть на спину, то они так и останутся лежать, потому что сами перевернуться не смогут. Про медлительного человека говорят: «ползет как»… (черепаха).

Кто так медленно ползет, словно груз большой везет?

Панцирь твердый, очень прочный. Защитит и днем и ночью.

Но всегда дрожит от страха долгожитель… (черепаха)

Слайд 4

Про эту рыбу К. Чуковский писал «…-каракула, правым глазом подмигнула». Часто называют их кровожадными, зубастыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Как называются эти рыбы? (акулы).

Молодцы все правильно отгадали!

А теперь посмотрите какие разные бывают рыбы, разного цвета, формы (слайды)

Сегодня мы с вами научимся изготавливать рыбок из помпонов. При показе фотографий вы обратили внимание на многообразие рыб, они бывают разных цветов. Выбирайте себе любой цвет по своему желанию и приступаем к работе. Прежде чем начать работу повторим правила работы с ножницами, клеем, крючком. Вспоминайте какие это правила?

1.Ножницы должны лежать с сомкнутыми концами и передаваться кольцами вперед.

3.Крючок должен лежать в коробочке.

4.Нельзя делать резких движений рукой, в которой находятся крючок, ножницы.

5.С клеем нужно работать аккуратно.

Открываем свои коробочки, берем выкройку и приступаем к работе (при необходимости оказывается помощь). Вот и готов помпон для нашей рыбки. Теперь берем трафареты хвоста, плавников переносим на цветную бумагу, вырезаем и приклеиваем к туловищу рыбки.

Девочки посмотрите что я вам подготовила – аквариум, здесь живет уже одна рыбка, но ей очень грустно и одиноко, давайте поселим к ней друзей (прикрепляем рыбок в аквариуме.)

Теперь давайте уберем свои рабочие места. Сложите все в свои коробочки.

3.Заключительная часть

Сегодня мы с вами побывали в подводном царстве. Вам понравилось? Скажите чему вы научились? Что нового узнали?

Вы сегодня хорошо поработали на занятии. Спасибо вам за работу. Мне хотелось бы, чтобы у вас осталось на память о нашем занятии вот эти чудесные ракушки.

Вот наше занятие с вами подошло к концу. До свидания, до новых встреч.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!