Программа работы со слабоуспевающими. План работы со слабоуспевающими учащимися

п/п

Мероприятия

Срок

Проведение среза умений и навыков учащихся класса по основным разделам учебного материала обучения.

Цель:

Определение фактического уровня знаний детей

Сентябрь

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: учителями – предметниками, врачом, психологом, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком.

ноябрь - декабрь

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года.

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях.

В течение учебного года.

Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.

В течение учебного года.

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Принято

протокол №___от_____2016г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Р.И.Ганиева

2016 г.

Мероприятия по компенсации низкой успеваемости и повышению качества образования младших школьников

Срок

Форма проведения

Август

Составление плана работы со слабоуспевающими детьми по предметам

Заседание МО

Сентябрь

Формирование списков обучающихся.

Составление банка данных

Декабрь

Анализ итогов работы

Заседание МО

Январь

Отчёт учителя по работе со слабоуспевающими

Заседание МО

Апрель

Привлечение к участию в предметных неделях

предметники

Май

Результаты и достижения

Планирование на новый учебный год

Заседание МО

Составление плана работы

В течение года

Подбор заданий базового уровня сложности для слабоуспевающих детей

Предметники

В течение года

Создание в учебных кабинетах картотеки материалов базового уровня сложности

предметники

В течение года

Сбор и систематизация материалов периодической печати по данной проблеме.

предметники

В течение года

Дифференцированная и индивидуальная работа на уроках

предметники

В течение года

Консультации во внеурочное время по интересующим вопросам

предметники

В течение года

Творческие работы по предметам

предметники

Принято

На заседании МО начальных классов

Протокол №___от___________2016г.

Руководитель МО _______________Мубаракзянова Э.Ф.

Отчет по работе

со слабоуспевающими учащимися за 1 полугодие 2016-2017 уч.год в___________классе

Ф.И.О. ученика

Причины неуспеваемости

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Результат работы

Индивидуальная карта ученика

Ф.И.О. учителя

Фамилия ученика ……………………….

Класс………………………………….

Предмет ………………………

Планируемые мероприятия. Сроки их реализации .

Индивидуальные дополнительные занятия.

Тематика занятий.

Дата

Сроки

Дифференцированные задания.

Указать методическое пособие.

Дифференцированный контроль знаний.

Темы.

Работа с тетрадью.

Консультации для родителей.

Тема.

Создание ситуации успеха на уроке

Предварительный просмотр:

Работа со слабоуспевающими учениками

Индивидуальная работа на уроке

  • 1. Специальные задания для индивидуальной работы в классе.
  • 2. Работа во временных микро группах по однородным пробелам.
  • 3. Наряду с письменными домашними заданиями ученику давать теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.
  • 4. Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня
  • 5. Использование метода обучения слабоуспевающих учеников Е. Яновицкой.
  • 6. Использование карточек- подсказок, тренажеров.
  • 7. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).
  • Индивидуальная работа во внеурочное время
  • 1. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам.
  • 2. В каждом домашнем задании – задания на повторение.
  • 3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.
  • 4. Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)
  • Требования к работе со слабоуспевающими учащимися
  • 1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету
  • 2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учеников и отражает работы по их исправлению
  • 3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.
  • 4. Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне его.
  • 5. Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету
  • 6. Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления
  • Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
  • неблагоприятная наследственность;
  • нарушения нервной деятельности;
  • общая неспособность к интеллектуальному труду;
  • физическая ослабленность;
  • школьная незрелость;
  • педагогическая запущенность;
  • недостаточное развитие речи;
  • боязнь школы, учителей;
  • инфантилизм (т. е. детскость)
  • плохая наследственность
  • астеническое состояние;
  • снижение зрения;
  • ∙ гиподинамия;
  • ∙ социум;
  • миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
  • социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой - ребёнок предоставлен сам себе).

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски, делать предварительные записи

Предложение ученикам примерного плана ответа, наводящих или контрольных вопросов, помогающих последовательно излагать знания, проявлять умения

Ориентация учащихся на использование наглядных пособий, схем, плакатов, помогающих излагать суть явления, понятия и др.

Изложение нового учебного материала

Поддержание интереса к усвоению темы (занимательность содержания, новизна, актуальность…)

Обращение к слабоуспевающим для выяснения степени понимания учебного материала

Привлечение учащихся к решению учебных проблем и задач

Организация самостоятельной работы учащихся по изучению нового учебного материала

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбор заданий учащихся с учетом их подготовки

Инструктирование о разных путях выполнения заданий, использование инструктивных карточек

Предупреждение о различных затруднениях

Составление совместно с учащимися индивидуальных планов ликвидации отставания

Предварительный просмотр:

СПРАВКА по работе со слабоуспевающими учащимися

Цель: Оценка системы опроса и организации урочной и внеурочной работы учителей-предметников со слабоуспевающими учащимися.

В рамках внутришкольного контроля в феврале месяце была произведена проверка системы опроса и организации урочной и внеурочной работы учителей со слабоуспевающими учащимися.

Из индивидуальных бесед было выявлено, что учителя-предметники с целью ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих школьников планируют урочную и внеурочную работу с учащимися. Они имеют список слабоуспевающих учащихся, знают имеющиеся пробелы в знаниях конкретного ученика, по мере организуют индивидуальные дополнительные занятия после уроков, поддерживают связь с родителями, привлекая их к занятиям с ребёнком дома.

Формы и содержание работы со слабоуспевающими учащимися:

работа по трём основным формам работы со слабоуспевающими учащимися: уроки, консультации, дополнительные занятия.

трех – вариантные задания по степени трудности – облегченной, средней и повышенной.

индивидуально – групповые задания с приложением карточек-инструкций с подробным описанием всех команд.

Дополнительные занятия носят временный характер. Цель их как можно скорее ликвидировать пробелы и вселить в ученика веру в свои силы. Проводится и работа с родителями учащихся:

беседы,

консультации.

Выводы:

1. Учителя с целью ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих школьников используют различные формы и методы работы на уроке и во внеурочное время;

не всегда в системе и на всех этапах урока организуют работу со слабыми учениками;

не используют информационные технологии и мультимедийные средства в работе со слабоуспевающими учениками;

не ведут контрольных тетрадей

  • учителям для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися:планировать и систематически проводить индивидуальную работу со слабыми учащимися во внеурочное время, строго вести учёт пробелов в знаниях каждого слабого ученика;
  • необходимо ведение контрольной тетради.

Руководитель МО Ганиева Р.И.


Формы и методы работы со слабо успевающими.

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе у меня были дети, которые

требовали особого внимания в процессе обучения. Набор учащихся с которыми я сейчас работаю – это дети из неблагополучных и неполных семей, с ослабленным здоровьем и слабым уровнем подготовленности к школе.

У детей не сформирован речевой навык, навык письма, навык учебной деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новый учитель и т. д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы, цифры. Для преодоления этих трудностей обучения я использую упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь).(См. приложение №1 ).

Большую роль в развитии речи играют походы и экскурсии, которые я провожу в первые учебные недели. Вне школьной обстановки, когда учитель не ставит оценки и не является источником тревоги и опасений, дети пробуют себя в общении: рассказывают о своих домашних животных, о любимых играх, о телевизионных передачах – обо всем сразу и при этом не подозревают, что они уже самостоятельно высказываются на разные темы. Предмет разговора детям известен, понятен, поэтому и общение друг с другом обычно проходит свободно, без принуждений и напряжения. Стало очевидным, что развивать речь у детей необходимо через предмет хорошо им известный и близкий.

Для реабилитации отстающих детей, для более успешного их самоутверждения необходимо применить приём внушения (заимствованный из опыта украинских педагогов), направив его на утверждение, что в этом классе собраны дети с нераскрытыми талантами т. д. Для обоснованности этого утверждения надо провести “тестирование” и, к большому удивлению ребят, объявить по его результатам, что все они без исключения имеют хорошие учебные способности, хорошую память, которая лишь нуждается в ежедневной тренировке с помощью специальных упражнений и заучивания стихотворений.

Использование разнообразных дидактических игр (См. приложение №2 ), связанных с активным движением – хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает у них неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Игра с учётом дидактических требований к уроку должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока. Игры стараюсь подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания.

Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. (См. приложение №3 ). Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи, развивают и обогащают речь, способствуют развитию логического и эвристического мышления. Загадка, по словам К.Д.Ушинского “доставляет уму ребёнка полезные упражнения”. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы учащегося. В свою работу на уроках русского языка я включаю разные типы загадок. Отгадывание их процесс творческий. Форма загадок может быть различной: фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды, лото, провести игру в виде викторины, лотереи.

В свои уроки я включаю различные игры на превращение слов. Они помогают мне развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. (См. приложение №4 ).

В работе с неуспевающими детьми методика требует словесной установки или подчеркивающего акцентирования на сообщаемом материале.

Учителю в зависимости от здоровья детей и их психического состояния на данный момент необходимо использовать щадящий режим учебного процесса.

Детям очень трудно даётся навык чтения, поэтому на уроках чтения при изучении букв и звуков я использую слоговые таблицы (См. приложение №5 ).

Формирование речевой деятельности у неуспевающих детей идёт очень медленно, традиционная методика здесь не поможет. Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках, в том числе и на уроках математики. А также необходимо придерживаться твёрдых принципов: дети как можно больше должны говорить, а так как оценки за это не ставятся, то и страха перед двойкой у них не будет.

Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных.

Я согласна с мнением методиста И.С. Шохора – Троцкого, который ещё на рубеже двадцатого века написал, что для “... обогащения интеллекта учащихся необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу движения работы вперёд и преодоления её трудностей”.

Успех создаёт высокий эмоциональный настрой, положительно влияет на состояние нервной системы, тонизирует весь организм.

Вся эта работа должна идти рядом с главным трудом – учением.

Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить сюжетную линию. Поэтому я использую следующий приём – необходимо научить выделять главное, а потом второстепенное:

О чём, о ком говорится?

Один ребёнок задаёт вопросы, другой на них отвечает. В течение недели дети приобретают навык выделять главное в тексте. Количество вопросов должно быть не более семи-восьми.

Проблема развития математических способностей детей – одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в начальных классах. (См. приложение №6 )

Педагогике известна давняя истина: чем меньше возраст ребёнка, тем большее влияние на него оказывает окружающая среда, условия его жизни, обращенные к нему педагогические воздействия. Эмоциональная отзывчивость младших школьников, их доверчивое подчинение авторитету взрослого, быстрота и лёгкость образования стереотипов поведения и деятельности, особая восприимчивость к воспитательным влияниям и относительная стойкость, формируемых в процессе этих явлений, черт заключают в себе чрезвычайно благоприятные, отличительные от других возрастов предпосылки для успешного осуществления коррекционной работы в младших классах.

При использовании на уроках математики дидактических игр, заданий, а также следуя рекомендациям и советам, предложенным в программе, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу не только неуспевающих учеников, но и класса в целом.

В своей работе я использую опыт С. Н. Лысенковой. Она предлагает методику, которая является реальным средством для того, чтобы избавиться от самого большого школьного горя: от неуспевающих. Она предлагает, кроме прошлого и сегодняшнего материала, небольшими порциями давать труднейший материал, который будут проходить через пятьдесят, сто или сто пятьдесят уроков. Лучшие ученики интуитивно схватывают сложные будущие темы, испытывая интеллектуальное наслаждение, а слабые, не спеша, в многократных повторениях, постигают трудный для них материал и в конце концов усваивают его к сроку, не отставая от класса.

Лысенкова предлагает использовать комментированное обучение. Она говорит, что если приучить детей думать вслух, всегда вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль. На своих уроках я также применяю комментированное письмо.

Комментированное управление экономит время урока, а ещё развивает речь. Ученик ведёт решение примера, задачи, разбор предложения – это и есть опрос. При этом ребёнок чувствует: весь класс подчиняется его воле. Он учитель, от него зависит работа всех, а значит, старается говорить громко, чётко. Отсюда хорошая дикция, выразительная речь.

Работая по методике С. Н. Лысенковой можно предупредить и провести коррекцию неуспеваемости в классе.

Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности. К примеру, вместо стандартной фразы: “Мы начинаем новую тему” – учитель может предложить учащимся разгадать кроссворд ключевым словом, которого является название темы урока. Я стараюсь обогатить и разнообразить учебное содержание урока. Примером может служить проведение на уроке математики игры – путешествия, урока-КВНа.

Формирование проблемных ситуаций придаёт интерес, занимательность учебному занятию. Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения, а также активное участие детей во внеклассной и внешкольной работе.

Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на уроках, дополнительных занятиях.

Хороший результат на уроках дает:

  • групповая работа.
  • уроки юного педагога когда часть урока проводят сами ученики.

На дополнительных занятиях предоставляю учащимся право спрашивать своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания.

Провожу индивидуальные беседы с учениками. Поддерживаю тесную связь со школьным психологом.

Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости это совместная работа педагога, психолога, логопеда, социального педагога, и конечно же родителей. Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.

Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими школьниками:

  1. Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
  2. Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
  3. Не торопите его, научитесь ждать.
  4. Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
  5. Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
  6. Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
  7. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
  8. Обобщение – главная составляющая любой методики.
  9. Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
  10. Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.

Библиографический список.

  1. Ахутина Т. Дети с трудностями учения // Начальная школа: плюс-минус. – 2000, №12. – с. 20.
  2. Выготский Л. С Педагогическая психология. – М., 1996.
  3. Еропкина А. “Больше внимания слабоуспевающим ученикам.” // Начальная школа. 1985 г №9. – с. 22.
  4. Зинченко С. Н. “Почему детям бывает трудно учиться”. – К., 1990. – с. 107.
  5. Коростель И. “Работа со слабоуспевающими учащими” // Завуч.-2000, № 3. – 101.
  6. Кумарина Г. “Компенсирующее обучение” // Начальная школа. – 1995, №3.– с.72.
  7. Немов Р.С. Психология 3 часть. – М.: Просвещение, Владос, 1995.
  8. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000.

Система работы со слабоуспевающими учениками

Учитель русского я зыка и литературы

АЛДЫШЕВА ГАЛИЯ БЕСЕНАЛИЕВНА

Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребенка.
В.Ф. Одоевский.

Сегодня перед государством стоит задача перестройки системы общеобразовательных школ на двенадцатилетнее обучение, которое в корне будет отличаться от системы нынешнего обучения в школах.

Перед педагогами страны стоят нелегкие задачи: (Слайд 3) через обучение и воспитание социализация личности, образованной, с высокой культурой, критически осмысливающей всю объективную реальность, владеющей основными компетентностями (информационная, коммуникативная, социальная и др.) и владеющая навыками решения реальных проблем.

В современном сложном и быстро меняющемся мире, характеризующейся глобализацией социально-политической, экономической сфер жизни общества, ставятся высокие требования к системе образования, которая должна обеспечить высокий уровень подготовленности выпускников школ к условиям реальной жизни. Быстрый темп развития общественной жизни, науки и технологий, рыночные отношения ставят к каждому человеку высокие профессиональные требования: умение учиться в течение всей жизни, быть коммуникативным, толерантным, требуют принятия решения о быстрых и качественных переменах в сфере обучения молодого поколения в школе.

Таким образом, мы должны сформировать независимую от чужих мнений и взглядов личность со своим видением окружающей действительности. Ученики должны обладать таким набором качеств, как критическое осмысление всего происходящего вокруг, мотивированность, ответственность, они должны разбираться в цифровых технологиях и свободно выражать свои мысли на многих языках, а также должны являть собой высоконравственную, духовно-обогащенную, эстетически развитую личность.

В связи с вышеперечисленными требованиями государства по воспитанию и обучения учеников с набором перечисленных качеств ученика нового времени остро встает вопрос о том, готовы ли мы готовить таких учеников и все ли в порядке у нас в школе на сегодняшний день.

Актуальной проблемой школы современности является всё более снижающаяся успеваемость и уровень воспитания учащихся. (Слайд 4) Снижение успеваемости доказывают результаты ЕНТ, которые наблюдаем каждый год, результаты международных исследований TIMSS-2007 и PISA-2009, которые показали, что у наших школьников нет навыков применения полученных знаний в реальных жизненных ситуациях.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

Особенности неуспевающих учащихся (Слайд 6)

    низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития

    отсутствие познавательного интереса

    не сформированы элементарные организационные навыки

    учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения

    нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника

    дети, в основном, из асоциальных семей

    отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

    частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

Предметом нашего изучения (Слайд 7) является слабоуспевающий ученик, как ученик со слабыми умственными способностями и слабо выраженной мотивацией к обучению.

Постановка проблемы выражается в поиске путей по содействию активизации познавательной деятельности и мотивации к обучению у учащихся со слабой успеваемостью, так как рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы.

Целью работы является поиск путей оптимального решения проблемы возрастающей неуспеваемости среди учащихся наших школ для развития повышения уровня обученности и качества обучения отдельных учеников и учащихся школы в целом, выработки чёткой мотивационной установки учащихся.

Для реализации достижения цели мы выдвигаем следующие задачи : (Слайд 8)

    Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества ЗУН учащихся;

    Показать, как можно проводить диагностику с целью выявления уровня обученности учащегося;

    Показать, как можно формировать комплексную систему работы со слабоуспевающими учащимися;

    Продемострировать комплекс мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества ЗУН учащихся;

    Составить и представить Программу деятельности учителя со слабоуспевающим учащимся и его родителями.

Итак, как мы упоминали рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и не зависящим от него причинам: (Слайд 9)

    пропуски занятий по болезни;

    слабое общее физическое развитие,

    наличие хронических заболеваний;

    задержка психического развития (ЗПР).

О причинах неуспеваемости (Слайд 10) прежде всего обязан знать классный руководитель. Помочь ему определить эти причины должны школьные специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), сам обучающийся, его родители и одноклассники.

Диагностика неуспевающего ученика. (слайд 11)

Учитель в начале года может проводить диагностику с целью выявления уровня обученности учащегося в форме вопросника-характеристики неуспевающего ученика. (прил. 1)

Классный руководитель может составить "Психолого-педагогическую характеристику учащегося" (прил.2). Учителя-предметники используют ее при организации работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

Помощь данным категориям учащихся - задача каждого педагога. Целесообразно учителю составить "Индивидуальную карту учащегося" (прил.3) , которую используют учителя-предметники. В ней описана оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающим ученикам.

Учителя-предметники составляют индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика. "Индивидуальная карта учащегося" позволяет отслеживать эффективность работы со слабоуспевающим и неуспевающим учащимся.

В случае если программный материал не усваивается слабоуспевающими детьми, учитель-предметник докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:

Ф. И. ученика

Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Сроки сдачи материалов

Информация классному руководителю (дата)

Информация родителям (дата)

Результат работы

Оценивание работы учителя со слабоуспевающими учащимися осуществляется через посещение уроков и собеседования, которые проводит заместитель директора по УВР.

Остановимся на причинах неуспеваемости учащихся поподробнее.

Выделяют 3 основные причины неуспеваемости: (Слайд 12)

1. Физиологические;

2. Психологические;

3. Социальные

Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).

При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.

С точки зрения психологии (слайд 13) причина неуспеваемости делится на 2 группы:

1. Недостатки познавательной деятельности

Несформированность приемов учебной деятельности;

Недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

I . Недостатки познавательной деятельности (Слайд 14)

Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.

Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей

Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.

Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, а следовательно и не справляются с заданием в ситуации, когда учитель требует немедленного ответа.; в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь).; в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.

Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же:

Дать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени;

Не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;

Путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;

Следует осторожно оценивать неудачи ученика;

Желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.

II . Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка .

1. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.

2. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).

3. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.

4. Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.

6. Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности (тем самым не дать закрепиться новым неудачам).

7. Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.

8. Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала).

ПОМОЩЬ СЛАБОУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ

Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику: (слайд 15)

Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.

Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность:

    Разнообразить виды деятельности.

    Проветривать кабинет.

    Проводить физминутки.

    Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками (слайд 16)

    Карточки для индивидуальной работы.

    Задания с выбором ответа.

    Деформированные задания.

    Перфокарты.

    Карточки - тренажеры.

    Творческие задания.

    “карточки-информаторы”,

    “карточки-с образцами выполнения задания”,

    “карточки-конспекты”.

Учитель должен: (слайд 17)

Знать психическое развитие ребёнка:

    Восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)

    Внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)

    Память (вербальная, невербальная)

Стремиться понять и принять каждого ребёнка

Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.

Проявлять

    Разумную требовательность

    Неиссякаемое терпение

    Справедливую строгость

    Веру в возможности ученика

    Уметь встать на позиции ученика

    НЕТ насмешливому тону!

    Уметь вести непринуждённый диалог

    Стремиться к внешней занимательности

    Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)

    Учить работать со словарями и другим справочным материалом

В обучении применять

    Опережающее обучение

    Различные формы групповой работы

    Взаимоопрос, самоконтроль

    Конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения

    При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов).

    Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)

    Применять частую смену видов деятельности на уроке

    Многократно проговаривать и закреплять материал урока

    Стремиться к алгоритмизации деятельности

Это были алгоритмические выдержки. Пути действия намечены. А теперь чуть подробнее и конкретнее.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами: (Слайд 18)

    Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

    Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

    Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

    Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

    Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

    Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

    Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

    Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении. (слайд 19)

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:

    При закреплении.

    При проверке домашнего задания.

    При самостоятельной работе.

Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве . Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе.

Для разнообразия учебных будней учителя могут использовать разнообразные формы и жанры урока. Например:

    урок-игра

    урок-спектакль

    урок-путешествие

    урок-детектив

    урок-сказка

    урок-концерт

    урок-картина

Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение . Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

Технология критического мышления является на сегодня базовой технологией, так как она наиболее оптимально развивает логическое мышление учащихся и способствует ребенку, используя критическое мышления, решать все насущные проблемы не только в учебе, но и в жизни, что позволяет ему более уверенно стать социально-адаптированным членом общества.

Таким образом , мы увидели, что слабоуспевающие учащиеся в школе злободневная насущная проблема, которая требует неотложного вмешательства и поиска её эффективного решения, так как в нашей стране ведутся реформы по повышению уровня образования во всех учебных заведениях, в школах внедряется двенадцатилетнее образование. На учителя возлагаются большие надежды для того, чтобы у детей появился стимул и чёткая мотивационная установка постигать знания в школе.

Пытаясь разобраться в проблеме слабоуспевающих детей, мы зачастую перекладываем груз ответственности и причину данной проблемы на родителей, которые не ведут должный контроль за учеником, стараемся переложить груз ответственности на курс обучения в начальном звене, когда у них были слабо заложены базовые навыки чтения, письма, математические навыки, не была развита речь ребенка, и психологи наших школ не могут провести хорошую работу со слабоуспевающим учеником, пытаясь пробудить в нем желание учиться.

Решение проблем следует начинать с четкой системной организации работы с неуспевающими учащимися. Грамотно составленный план работы с такими учениками, позволит консолидировать работу учителей-предметников с классным руководителем и психологом школы, позволит наладить тесную связь с родителями, влияние и контроль со стороны которых важным звеном в стремлении ребенка учиться.

(Слайд 20) Выявление причин неуспеваемости, контроль и диагностика успеваемости слабоуспевающих детей, разнообразие типов урока, форм и методов педагогической деятельности, создание благоприятного психологического климата на уроках и доброжелательно отношение к ребенку со стороны учителя, когда ребенок не объект процесса обучения, а партнер и важный субъект обучения, всё это вкупе должно привить в учащихся желание и интерес к постижению знаний, сформировать в них чёткое понимание того, для чего они им необходимы знания и как пригодятся в жизни.

Пояснительная записка:

Данная методическая разработка посвящена проблеме организации деятельности с отстающими детьми на уроке в начальной школе. Форма работы с учащимися индивидуальная и групповая.

Для работы молодому специалисту предлагаются практические задания и упражнения, направленные на устранение трудностей в обучении слабоуспевающих детей.

Надеюсь, что применяя использованные мною приемы, методы работы со слабоуспевающими детьми, помогут молодому специалисту качественнее и продуктивнее организовать учебный процесс.

Информационная справка :

Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала.

Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, недостатки в развитии познавательных интересов, повышенная отвлекаемость, инертность, пассивность, неустойчивое внимание.

    Можно так классифицировать слабоуспевающих :

    • те, кто имеет слабые умственные способности

      те, кто имеет слабые учебные умения;

      те, у кого низкие навыки устной и письменной речи;

      те, кто не владеет нормой чтения текста;(30%)

      те, кто не владеет техникой устного счета;(60%)

      те, у кого низкий уровень памяти; (пусть тестированием определит школьный психолог)

      те, у кого не сформировались навыки исполнительного труда;(30%)

      те, у кого не сформировалось прилежание - сознательно

      сформулированное отношение к трудному делу;(25%)

      низкая мотивация к обучению:

1)" не хочу и все..."- это не системно, а лишь единичные случаи в

учебном году, возможны из-за перегрузок, эмоционального

состояния др.;

2) "не хочу, т. к...«- истинная причина в том, что ученик уже не

может наверстать пробелы в знаниях.

Низкую успеваемость надо рассматривать комплексно - в рамках всей школы и семьи.

По мнению Ю.З. Гильбуха, неуспеваемость можно подразделить на общую и специфическую. Общая неуспеваемость - это стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам: математике и русскому языку. Специфическое отставание затрагивает лишь один из этих предметов. Причем, учащийся может удовлетворительно заниматься по остальным предметам начальной школы.

Школьные программы рассчитаны на среднего ребенка, но в классе обычно встречаются дети с разной подготовкой к учебной деятельности, с разными возможностями и способностями к обучению. Слабоуспевающие ученики, как правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей. Способности этих детей не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем могло бы быть.

Чаще всего, в работе с детьми из-за необходимых показателей результативности деятельности учитель делает упор на среднего и сильного ученика. Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к проведению индивидуальных и дополнительных занятий, путем дополнительного объяснения, многократных повторений, заучиванием правил, тем самым создается дополнительная нагрузка на ученика. Так и я попыталась построить свою работу. Но заметила, что при таком методе работы, добиться успеха невозможно. Ребенок устает, выполняет задание механически, у него порождаются негативные чувства, эмоции, закрепляется чувство неуверенности в своих возможностях.

Формы и методы работы со слабоуспевающими:

    Личностно – ориентированный подход: обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда - это дифференцированные тренировочные задания, инвариантные лабораторные работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору.

    С новым материалом знакомить постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания.

    Организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершать контролем знаний на усвоение. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.

    Для учёта знаний учащихся школьный журнал не достаточен. Поэтому необходим мониторинг на все годы обучения предмета, в котором по основным разделам-темам учитывать теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по теме. В дальнейшем с течением времени отмечать изменения, которые произошли в знаниях обучающегося. По этому учёту виден «рост ученика», прочность его знаний.

    Для дополнительных занятий удобны «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам составить алгоритмы решения.

    Можно использовать занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания.

Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому необходимо создать ситуацию успеха.

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию в учебно-познавательной деятельности можно разделить по целям:

1) развивать положительную мотивацию;

2) обучать в условиях низкой мотивации.

Методы развития положительной мотивации учения:

    интерес к предмету;

    задания с условием, отражающим важное практическое применение;

    материал важный для будущей жизни;

К изучению темы могут побудить:

    желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности; поэтому на уроке от50 до70% времени можно отвести на самостоятельную дифференцированную работу в группах, в парах или индивидуально.

    желание быть первым в соревновании, в игре, не подвести команду; влияние коллектива было актуальным в советское время, но и сейчас чувство ответственности и взаимопомощи остаются нашими ценностями и входят в кодекс чести.

Проанализировав данную ситуацию, выявила следующие проблемы учебной деятельности учащихся:

Дети испытывают трудности при письме, допуская замену, перестановку букв и слогов («шапка» - «шапка»); добавляют или пропускают гласные буквы («трава» - «тарава», «улица» - «улца»)

Неряшливое письмо, грязь в тетрадях, несоблюдение строки;

Низкая скорость чтения; «механическое» чтение, затруднения в пересказе; чтение конца слов с искажениями, неумение обосновывать смысл пословиц, поговорок;

Допущение орфографических ошибок (зная правила, не умеют его применить на письме);

Не любят работать самостоятельно, предпочитают легкий путь – списывание с доски.

Изучив состояние проблемы, лучший опыт работы передовых психологов: Н.П.Локаловой, А.Ф.Ануфриева, С.П.Костроминой при работе со слабыми детьми, используя их методики, во-первых , попыталась выявить ряд трудностей и причины их возникновения,

во-вторых , подобрать материал для занятий с детьми, с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к каждому учащемуся.

Трудности и причины их возникновения в обучении младшего школьника :

п/п

Трудность

Причина

1.

Невозможность правильного воспроизведения графического образца буквы, цифры (по высоте, наклону).

несовершенство в развитии микромоторики руки;

2.

Пропуск букв и слогов.

низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания

3.

Трудность написания букв. Замена букв, слогов («он» на «но», «кот» на «ток»)

несформированность пространственных представлений

4.

Трудности при решении математических задач

слабо развито логическое мышление, низкий уровень развития образного мышления

5.

Затруднения при пересказывании текста, неумение выделить главную мысль текста.

слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого и образного мышления

6.

Трудности в усвоении новых знаний

низкая степень восприятия и произвольности

7.

Трудность в самостоятельном выполнении заданий

низкий уровень развития произвольности, заниженная самооценка, несформированность самоконтроля

8.

Плохое знание таблиц сложения (умножения)

низкий уровень развития механической памяти

9.

Невнимательность, рассеянность

низкий уровень развития произвольности, низкий уровень устойчивости и концентрации внимания

В психологии известны различные подходы к развитию умственных действий. В свое время известный психолог П.Я.Гальперин создал теорию поэтапного формирования умственных действий. Этот процесс имеет ряд этапов :

1 этап – этап предварительного ознакомления с действием. Ребенку необходимо разъяснить цель действия, показать, на что надо ориентироваться при выполнении задания;

2 этап – выполнение действия в развернутой форме. Ребенок должен усвоить содержание действия;

3 этап – научить ребенка проговаривать все совершаемые им действия;

4 этап – выполнение действия в форме проговаривания «про себя»

5 этап – выполнение действия. Ребенок сам выполняет и сам себя контролирует.

Прежде всего, познавательный интерес порождает воображение учащихся, способствует развитию таких процессов как восприятие, память, мышление, внимание. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения школьников. Под его влиянием, слабые ученики начинают работать более продуктивно. Немаловажно, чтобы уроки проходили интересно, насыщенно. Детям со слабой успеваемостью требуется больше наглядности, игровых моментов, тогда будет проявляться и интерес к учебе.

I . Каждый учитель знает, как важна организация учебной деятельности. Поэтому стараюсь задать хороший темп урока, четкость, доступность, разнообразие видов и форм заданий. Для этого использую следующие приемы:

Сообщение темы. Постановка целей урока.

Самым ценным и значимым, является постановка целей урока самими детьми . Неуспевающему ученику трудно запомнить тему урока, а тем более цели и задачи. Чаще всего ему это не интересно. Рекомендую применить «портфель знаний» (рис.1) , который берем с собой на каждом уроке В нем три кармашка с карточками:

1 – «мы узнаем», 2 – «будем развивать»,

3 – «воспитываем в себе» .

Сообщив тему урока, спрашиваю: «Ребята, что нам необходимо взять с собой в страну знаний?» Достаю поочередно карточку из каждого кармашка, а обучающиеся сами ставят цели и задачи урока. Этот прием помогает детям чувствовать себя увереннее, ответственнее. Они стараются правильно построить предложение, грамотно сформулировать свою мысль. Подводя итог урока, снова возвращаемся к «портфелю знаний», и дети, достав карточку, подводят итоги: чему учились, что узнали, на что обратить внимание в следующий раз.

II . Для развития познавательного интереса, восприятия, внимания, воображения, памяти у детей, испытывающих трудности в обучении, предлагаю использовать следующие задания :

    Задание на укрепление микромоторики руки, на коррекцию письма .

Работа по дополнительным тетрадям в клеточку (рис.2), где каждому из ребят прописываю элементы мелких фигур. Задания поначалу простые: обвести клеточку, прочертить косые линии и т.д. Задания усложняются постепенно, по мере обучаемости ученика. Учитель, ведя такие тетради, имеет возможность отслеживать умения и навыки ученика. Задания подбираются индивидуально каждому ученику.

Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4

Штриховка мелких и крупных фигур в различных направлениях (рис.3)

Обводка элементов букв, цифр, слогов по готовому образцу.

Эти задания способствуют улучшению почерка, аккуратности письма.

2. Задания, направленные на развитие концентрации произвольного внимания и его устойчивости:

- из ряда букв найти и подчеркнуть нужные буквы, например: букву Б одной чертой, а букву П – обвести.

ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ

ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ

ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК

Постепенно задания усложняю:

Найти в каждой строке букв, спрятавшиеся слова и подчеркнуть их.

«Угадай, кто спрятался?» Детям дается карточка, с наложенными друг на друга картинками. Задание: рассмотреть и назвать предметы, изображенные на карточке. (рис. 4) или, например, «Буквы спрятались» (рис. 6)

Развитию произвольного внимания, сообразительности способствует игра «Собери слова». Слова написаны неверно. Надо собрать слово. (рис.5)

Рисунок 5 Рисунок 6 Рисунок 7

    Для развития зрительного анализа, формирования умения владения операцией сравнения, предлагаю следующие задания :

Выдаю учащимся изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей. К ним - задания: «Найди отличия», (рис.7) «Прочитай быстро» Детям раздаются карточки с парами слов, которые различаются одной, двумя буквой:

Ножки - ложки дочка - бочка

Егорка - горка город – горох

девушка – дедушка картина - корзина

«Найди и обведи лишний предмет, символ» (рис. 8а, б)

Рисунок 8а Рисунок 8б Рисунок 9

4. Для развития пространственных отношений предлагаю применить следующие упражнения:

Игра «Полет» .

Цель : коррекция пространственной ориентировки (право, лево, по диагонали).

Раздаю детям геометрические фигуры: треугольники и листы бумаги белого цвета. – «Ребята, вы – капитаны своих самолетов. Наш полет начинается с нижнего правого угла неба. Держим курс на верхний правый угол и т.д.»

Предлагаю задания на выявление умения детей правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов.

«Прочитай слово».

Показываю плакат с хаотичным расположением букв. Задача ребят составить из них слово (рис. 9)

Для развития мышления использую игры: «Молчанка», «Лесенка»,»Собери поезд».

Игра «Построй сам». У детей шаблоны цветных геометрических фигур и белый лист бумаги. Это задание помогает ребятам концентрировать внимание, применить фантазию, закрепить знание геометрических фигур, закрепить ориентировку в пространстве. Например: на середину листа выложите квадрат, на него – треугольник. Над треугольником – круг, справа от квадрата прямоугольник, слева 2 треугольника. Какое изображение у вас появилось? (дом, солнце, забор, елочка ). Можно дать задание зарисовать в тетрадь. Также можно детям дать задание составить из геометрических фигур кораблик, машину, дом и т.п.

    В работе со слабоуспевающими детьми важна словарная и орфографическая работа. Обычно процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти и внимания учащихся. Предлагаю следующие приемы запоминания:

Выборочный диктант

Методика выборочного диктанта проста. Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложения, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми б/у гласными, в другой – с непроверяемыми.

В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми б/у гласными, но и закрепляют правописание и тех, и других.

Выборочный ответ.

Суть этого приема состоит в том, что на задание (вопрос) дается несколько ответов и один из них – правильный. Надо найти и выделить его. Проверив по словарю написание данных слов учащиеся выбирают ответы и ставят +.

Подбор однокоренных слов – других частей речи.

Задание на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям. Пример: диктуется слово береза, записать к нему слово-прилагательное (березовый).

Подбор и запись синонимов и антонимов.

Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является прием подбора учащимися слов близких или противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми написаниями. Пример: синонимы к слову Отечество – Родина, отчизна, а антонимы к слову мешать – помогать, пособлять.

Составление предложений с данными словами.

Этот вид работы практикуется в школе очень широко. Он способствует закреплению навыка правописания, закреплению и обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи, закреплению непроверяемых написаний.

Дописывание орфографических таблиц.

Для закрепления непроверяемых написаний можно использовать и этот прием. Пример: подобрать слова на определенную орфограмму.

Письменный пересказ текста с использованием данных слов.

Учащиеся кратко, в письменном виде, передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми написаниями (б/у гласные, удвоенные согласные).

III . Для развития памяти, дикции, четкости речи рекомендую использовать чистоговорки, скороговорки, поговорки, небольшие стихотворения, загадки.

а) Для постановки правильного произношения звуков, ускорения темпа речи, повышения продуктивности запоминания.

Рисунок 12

Например:

Ос-ос-ос – сильный мороз У Ивашки рубашки,

Ос-ощ-ос – на дворе трещит мороз У рубашки кармашки.

Ос-ос-ос – заморозил нас мороз

Ос-ощ-ос – заморозил щеки, нос.

Так как память обнаруживает ряд особенностей, то в целом ее формирование и развитие зависит от общего развития видовой дифференциации памяти. Поэтому повысить продуктивность запоминания можно синтезируя разные виды памяти, в частности, слуховую и зрительную.

б) Для развития памяти, внимания на уроках математики можно использовать упражнения:

«Запомни и нарисуй ». Рисунок 13

Детям показывается несложный рисунок. В течение 10 сек. они его самостоятельно изучают. Рисунок убираю и прошу воспроизвести его по памяти. Затем показываю, дети сверяют (рис. 13).

Игра «Что изменилось ?»

На столе учителя находится множество предметов (например: линейка, тетрадь, книга, ручки, карандаши, ластик и др.) По команде учителя или ведущего ребята закрывают глаза. В это время 2 предмета меняют местами. Учащиеся должны заметить, что изменилось.

«Найди закономерность». Дети дорисовывают в пустых клеточках необходимые фигурки (рис. 14).

Рисунок 14 Рисунок 15 Рисунок 16 Рисунок 17

Слабоуспевающим ученикам сложно запомнить правила. На уроках использую шпаргалки-запоминалки (от Ирины Асеевой). Дети их быстро запоминают и усваивают (см. приложение №1)

По русскому языку использую табличку « Гласные. Согласные (по звонкости, мягкости)» (рис. 16)

По математике дети затрудняются в запоминании знаков выражений « и « . Для этого использую изображение птицы. Клюв закрыт – знак «больше», клюв открыт – знак «меньше» (рис.17).

В) В начальной школе необходим навык беглого чтения.

Слабоуспевающие дети могут повторять буквы, слоги по нескольку раз, «проглатывают окончание».

Рекомендую использовать наборы карточек от простого к сложному. Ежедневно использую эти карточки, как жужжащее чтение. Карточки необходимо прочитывать по вертикали, затем по горизонтали. Происходит зрительное закрепление букв, устойчивое их восприятие, увеличивается темп чтения (рис.15, приложение № 2).

Задание «Читай по правилу»

направлено для развития произвольного внимания, для замедления темпа речи . Задания могут быть разные (например: пропускать при чтении каждое второе слово, чтение текста через слово и т.п.) ВАЖНО: тексты должны быть несложные, по объему небольшие.

Можно использовать чтение по ролям, ставить инсценировку сказок. Ребята раскрепощаются, стараются произносить текст выразительно.

V . Для развития общего кругозора, развития речи, воображения, устойчивости внимания, мышления

- Игра «Знаешь ли ты животных?»

Предлагаю использовать карточки с классификацией предметов (например, животных). Задаются вопросы: Какие из них живут в жарких странах, какие в холодных? Кто из них хищник, кто травоядный? Дети раскрашивают (рис. 18).

Следующая игра развивает устойчивость внимания.

- «Веселые данетки» - загадки. Например:

Веселые данетки – без фантиков «конфетки» -

Только «да» и только «нет» - дайте правильный ответ!

Если ты бежишь в буфет,

Значит ты голодный? …(да)

В небе месяц и звезда –

Значит, это полдень?...(нет) Рисунок 18

-«Игра на внимание». Например: Внимание! Внимание!

Игра в словочетания

Принцессами из книжки - Ноготки на пальчиках

Мечтают стать…(девчонки) Красят только…(мальчики)

Любят спорт, машинки, гонки -Увидев серенькую мышку,

Настоящие…(мальчишки) От страха завизжат…(девчонки)

- Игра «Мамы и детеныши», способствует развитию кругозора, воображения. Учитель называет маму, учащиеся – их детей. Например:

лиса – лисенок корова – теленок курица - цыпленок

заяц – зайчонок лошадь – жеребенок гусь - гусенок

лев - львенок собака – щенок утка - утенок

-Игра «Один – много»

(например: стул – стулья, окно – окна, дерево – деревья)

-Игра «Назови одним словом»

Например:

клен, береза, тополь – деревья снег, дождь, роса - осадки

брусника, черника, голубика – ягода автобус, трамвай, троллейбус - транспорт

-Игра «Говори наоборот»

Учитель называет слова, дети подбирают к ним антонимы. Например:

Веселый – грустный большой - маленький

Горячий – холодный узкий - широкий

Сладкий – горький глубокий - мелкий

-Игра «Найди лишнее слово».

Например: храбрый, злой, смелый, отважный

Яблоко, слива, огурец, груша

Час, минута, лето , секунда

Молоко, сметана, хлеб , творог

VI . Послушаем «царицу Тишину»

Как правило, слабоуспевающие дети быстро утомляются, начинают отвлекаться на посторонние предметы, становятся пассивными. Рекомендую использовать следующий прием:

Как только замечаю, что дети устали, начинают создавать шум в классе, предлагаю пригласить в гости «царицу Тишину». Класс замирает. Дети садятся удобно, закрывают глазки, отдыхают. Ребятам очень нравится слушать «царицу Тишину». Обязательно говорю тихим спокойным голосом: «Царица Тишина» похвалила всех ребят, а особенно…(называю имя шумного, неорганизованного ребенка) и села рядом с ним. А мы посмотрим, останется ли она в нашем классе до конца урока, или уйдет к другим детям».

Также предлагаю использовать «облачко настроения»

Если в классе начинается посторонний шум, тихонько вывешиваю на доске «облачко настроения». (Изображение облачка с двух сторон. С одной стороны – слезки- дождик, с другой – улыбка). «Смотрите, ребята, погода в классе портится. Кажется, дождик собирается». Как только ребята успокаиваются, меняю облачко на другую сторону. Такие небольшие приемы помогают настраивать ребят на организацию учебной деятельности, способствуют концентрации внимания.

Мною представлены основные моменты, формы работы со слабоуспевающими учащимися, но в нее включаются и дети с более высоким уровнем подготовки. Поэтому стараюсь найти индивидуальный и дифференцированный подход к ребятам. По мере обучаемости детей, дидактические, тренинговые карточки на уроках математики и русского языка раздаются с учетом индивидуальных возможностей. Отстающие ребята, чаще всего, неохотно выполняют самостоятельные задания. Поэтому подбираю и контрольные и самостоятельные работы по уровню сложности.

ВЫВОД:

Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо придерживаться четырех важных правил :

1 . Заинтересованность в процессе обучения;

2. Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе;

3. Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей;

4. Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми.

Список использованной литературы :

    Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию письменной и связной речи. – М. «Аркти», 2000

    Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. – М. Ось-89,2005

    Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. –М.: Рольф, 2000

    Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997

    Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М. «Просвещение», 1977

    Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия. Игровые задания. М. «Первое сентября», 2004

    Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал для младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 2003.

    Шабанова А.А. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1-2 классов начальной школы. – Волгоград: Учитель, 2007

    Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. М., 1993

    Игры на внимание. .

    Ирина Асеева «Если хочешь научиться…» Школьный портал http://sonnet .ee /



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!