Прохождение агент а 2 часть. App Store Agent A

Зачастую игры, развязка которых заставляет кардинально пересмотреть отношение к ним в целом, вызывают оправданные опасения. Вот и Agent A для iPhone и iPad, вплоть до финала представляет собой необычайно стильную и захватывающую головоломку в жанре «point-and-click», лишенную большинства недостатков, которыми нередко грешат проекты данной категории.

Вконтакте

В головоломке Agent A игроку предлагают примерить на себя личину тайного агента, чтобы найти и обезвредить хитрую и опасную шпионку Руби Ля Руж. Последняя, возможно, задумывалась создателями, как некая вариация «роковой женщины», однако послужной список ее бесчинств лишает ее всякого намека на очарование. В частности, в самом начале игры становится известно, что она взорвала целое судно и отправила на тот свет без малого отряд ни в чем неповинных людей.

Несмотря на то, что окна ее виллы выходят прямиком на берег моря, волны которого все еще носят обломки той самой взорванной лодки, спецслужбы никак не могут напасть на след преступницы. И только Агент А, кажется, способен найти исток дерзких шпионских козней.

Как и во всех «point-and-click» адвенчурах, в Agent A игроку предстоит искать предметы, собирать их и, время от времени, соединять с другими вещами, чтобы решать загадки. Все действие будет проходить в особняке Руби Ля Руж, многочисленные комнаты и помещения которого необходимо будет обыскивать, пытаясь найти как саму злодейку, так и доказательства ее причастности к шпионажу и убийствам.

Что действительно впечатляет в игре, так это какая-то внутренне присущая ей гармония – кажется, что в ней нет ничего лишнего. Впрочем, нет в Agent A и сложных загадок, однако каждая из них напрямую связана с сюжетом и направлена на сам процесс поимки злодейки, что несколько смещает акцент непосредственно с головоломок. При этом из встречаемых на пути элементов нет ни одного лишнего, идущего вразрез с логикой повествования и игры в целом. Управление также максимально продуманное и потому чрезвычайно простое в освоении.

И именно по причине этой всеобщей складности и отсутствия шероховатостей, данный проект вряд ли порекомендуешь тем ценителям жанра, которые видят основную его прелесть в сложнейших загадках. Здесь таковых не будет, как не будет в Agent A и взрывных поворотов сюжета. Тишь, гладь и образцовый «плавный» геймплей, где каждая мелочь находится на своем месте и не предрекает никаких неожиданностей – хороших или плохих.

Ловушки, загадки и хитрый конкурент. Всё, за что мы любим шпионские истории.

Шпионская тематика в логических играх встречается не очень часто, ещё реже можно встретить её удачную реализацию. Как правило, создатели либо слишком увлекаются при создании различных головоломок, либо делают их исключительно для галочки. В Agent A команде Yak & co удалось достичь отличного баланса между сложностью и повествованием, благодаря чему история секретного агента проносится стремительно и увлекательно, как и подобает шпионским приключениям.

Игрокам отведена роль Агента А – секретного специалиста разведслужбы Её Величества. Цель игроков – вражеская шпионка Руби ля Руж, избавляющаяся от коллег Агента А без лишних хлопот. Противостояние двух шпионов развернётся в секретном убежище Руби ля Руж, хозяйка которого заранее позаботилась о визите незваных гостей и подготовила в доме множество головоломок.

Игра выполнена в стиле 60-х годов . Антураж Agent A формируется за счёт многих составляющих, включающих аутентичную музыку в духе шпионских кинофильмов прошлых лет, ретрофутуристичные устройства и стилистику, в которой реализована игра. Отдельного внимания заслуживают головоломки. Они в меру сложны , но не заставят во время игры тратить нервы и время. Их логичная связь позволяет решать загадки одну за другой, чувствуя себя настоящим секретным агентом.

Головоломки являются сильной стороной Agent A, чего нельзя сказать об их расположении. Перемещаться с этажа на этаж в убежище Руби ля Руж придётся часто. Во время прохождения желательно запоминать все предметы , которые находятся не на своём месте и привлекают внимание. Сэкономить шпионское время позволит и тщательное исследование каждой новой комнаты на наличие секретных кнопок и механизмов.

В общей сложности предстоит решить 30 загадок и разобраться с 20 головоломками . На всё про всё при первом прохождении уйдёт в лучшем случае час или чуть больше. Повторный визит в дом Руби ля Руж займёт не больше получаса.

Проходить Agent A повторно сразу вряд ли захочется, так как история Агента А лишена хоть какой-нибудь вариативности. Игру стоит пройти всем любителям головоломок, а вот отдавать за неё 169 руб . или дождаться скидки – личное дело каждого. Хорошего приключения, агенты!

сайт Ловушки, загадки и хитрый конкурент. Всё, за что мы любим шпионские истории. Agent A [Скачать в App Store] Жанр: Головоломка Цена: 169 руб. Разработчик: Yak & co Шпионская тематика в логических играх встречается не очень часто, ещё реже можно встретить её удачную реализацию. Как правило, создатели либо слишком увлекаются при создании различных головоломок, либо делают...

This is a complete step-by-step walkthrough with help, hints, tips, answers and solutions for Chapters 1 & 2 of the iOS and Android game Agent A by Yak & Co. Feel free to ask for extra help in the comments section.

**Note: There’s a little hidden bonus Easter egg in the game that I don’t want to spoil for people. So scroll to the very bottom of the walkthrough if you want to know what it is.**

1. Move the potted plant and pick up the gold key. Use it to unlock the panel to the left of the door. Press the buttons in this order to unlock the door.

2. Go inside. There’s a vase on the table that isn’t really a vase. Flick the top up to reveal a button. Press it and a picture frame will move, revealing a secret control panel. Take the crank, then press the blue and red buttons until a square slot opens.

3. Take a look at the plants on the wall. It’s a clue for later.

4. Continue into the living room. Ruby La Rouge is outside and she locks you in! You need to disable the alarm system. First, go up the stairs to the piano room and library. Knock over the lamp and then take the magnet from the bookshelf.

5. Go back downstairs and use the magnet to get the metal key out from the fish (shark) tank.

6. Go up the stairs, past the hanging plants. Use the metal key in the lock and go through. Lots of options here.

7. Let’s first open the drawer here and get a yellow wedge piece (triangle).

8. Go through the right door to the bathroom. Open the mirror above the sink. Take the yellow wedge piece and notice the symbol on one of the bottles. It’s a clue. Also, find the switch and flick it to reveal a hidden safe room. Take the pink telescope.

9. Tap on the screens and Ruby will appear on all of them, telling you you’ll never catch her. Notice what’s on the screens. We’ll have to come back here later. But for now, flick the switch again to bring the regular bathroom back. Turn on the shower and notice that the steam makes a clock appear on the glass. The hands are pointed to 3 and 12, or 3:00. It’s a clue!

10. Leave the bathroom and go through the left door to Ruby’s study. Change the clock to 3:00 and take the diamond.

Click on the little numbers below to continue to the next page of the walkthrough or .

***
Note: Sometimes a promo code is provided for a game, but it does not affect the review in any way. At AppUnwrapper, we strive to provide reviews of the utmost quality.

If you like what you see on сайт, please consider supporting the site through Patreon . Every little bit helps and is greatly appreciated. And as always, if you like what you see, please help others find it by sharing it.

COPYRIGHT NOTICE © AppUnwrapper 2011-2018. Unauthorized use and/or duplication of this material without express and written permission from this blog"s author is strictly prohibited. Links may be used, provided that full and clear credit is given to AppUnwrapper with appropriate and specific direction to the original content.

Подкупил своей ручной выделкой, затем подоспела с присущим ей шиком и навороченными механизмами, а сейчас взгляд пал на Agent A , головоломку жанра «Point-and-click», пропитанную шпионскими страстями. Любителям Бондианы следует поближе усесться возле монитора.

Вот только надолго прилипнуть не получится, потому что всё действо займёт примерно один час времени при самом неторопливом прохождении, а оперативное решение местных задачек так и вовсе снизит планку минут до 40. По правде говоря, в App Store сейчас находится первая миссия Agent A, поэтому продолжительность одного эпизода вполне приемлемая. Интересен ещё и вопрос с покупкой последующих частей, ведь кроме таблички «To be continued» никакой информации пока нет. Зальют ли разработчики новую миссию бесплатно, сделают встроенную покупку или добавят отдельное приложение — загадка.

Вся эта полемика была разведена из-за дефицита игрового времени. Мы просто не ожидали, что шпионское приключение в духе 60-х годов столь быстро закончится и вернёт нас обратно в будущее. Yak & co, хотя бы на полчасика побольше, ну?

Agent A удаётся заточить пользователя в свой уникальный мир разборок секретных служб прошлого века, нашпигованный популярнейшими клише, проявляющихся везде, начиная с немногочисленных роликов и заканчивая художественным оформлением, музыкой, интерьером. Уверены, те, кто без ума от темы спецагентов и расплывчатой векторной графики «под старину», не раз нажмут на кнопку сброса прогресса и пройдут игру заново.

В игре вам не нужно быть старожилом классических головоломок по типу Syberia или Monkey Island, чтобы вкусить все прелести Agent A. Каждая задачка в игре рассчитана на сугубо бытовую логику и под силу абсолютно каждому — лишь вопрос времени. Ситуацию усложнит лишь эдакая вседозволенность, потому что здесь, как и в The Room Three, придётся ходить из комнаты в комнату, разведывая необходимые для прохождения предметы и своевременно их используя. То есть может случиться так, что вы доберётесь до финала, а затем вернётесь к водопроводу около входа в дом.

К сожалению, тут нет серьёзных экспериментов с инвентарём, подручные устройства просты, а вход в параллельные измерения недоступен даже под наркотиками, однако взламывать сейфы, докапываться до часовых шифров, искусно барабанить пианино не менее интересно. Готовы поспорить, пересмотр пары-тройки шпионских фильмов середины XX-го века снабдит вас подсказками, если отчаетесь;)

Занавес и финальный спойлер: La Rouge ушла, но обязательно вернётся во второй части (миссии). Будем ждать с нетерпением!

Полное прохождение головоломки Agent A: Глава 2 — Погоня продолжается. Прохождение Agent A: Глава 1 — Головоломка под прикрытием 1….

Полное прохождение головоломки Agent A: Глава 2 — Погоня продолжается.

1. Выйдете на улицу. Возьмите стакан, опрокиньте стол, под ним призма. Откройте доску с рисунком капли. Это фильтр.
2. Спускайтесь по ступеням, каменная дверь закроется. Открутите вентиль и подберите карточку от почты.


3. Выйдите за территорию дома. Тут есть почтовый ящик.


4. Справа от него труба, поставьте вентиль на место и перекройте воду.
5. Сбоку почтового ящика есть ещё один символ, уже третий, но мы вернёмся, когда найдем четвертый.
6. Следуйте к каменной двери. Под мостиком красная кнопка — нажмите. Появится секретная панель, заберите призму.


7. Проследуйте в ванную, клацните переключатель и посмотрите на экраны, там видно какие кнопки нажимала Руби.

8. Идите к каменной двери, жмите кнопки как на скриншоте. Следуйте в секретный гараж.


9. Заберите вантуз, откройте все ящики, получите пробку и масленка. Вторая пробка находится в горшке на верхней полке.
10. С помощью масленка откройте решетку на полу и поднимите призму.
11. Вернитесь к двери, внизу три отверстия, два из которых пустуют, заткните их пробками.


12. Идите снова к вентилю на улице и откройте воду. Прежде чем зайти в дом, наполните стакан водой из фонтана при входе.
13. В гостиной потушите камин, заберите плитку.
14. Над камином картина, сдвиньте ее, решите головоломку с сейфом. Поставьте недостающую плитку. Решите новую задачу. Дальше нас встречает стекло, разбейте его. Пока кода от замка у нас нет. К этому вернёмся позже.



15. Идите в ванную, наполните раковину водой. Слив забит, почистите его вантузом, достаньте трехгранный ключ.
16. Следуйте в гостиную. Давайте решим головоломку в журнальном столике. Нажмите на кнопки в такой последовательности, как на скриншоте. Откроется отверстие под трехгранный ключ. Отоприте ним замок. Появится шахматная доска, некоторые из квадратов подсветились, необходимо запомнить какие именно и нажать на них. Возьмите жёлтую призму. Обратите внимание на символ под ней.


17. Возвращайтесь к почтовому ящику, вставьте выше знаков почтовую карту и выберите символы как на скриншоте. Открыв ящик, получите небольшой ключ и призму.


18. Идите к каменной двери, в воде плавает рыбий скелет, подберите его.
19. Следуйте в гараж, отоприте ключом ящик для инструментов и возьмите молоток, призму, ключ с биркой.
20. Вернитесь к почтовому ящику, откройте коробку сбоку него, заберите предохранитель.
21. Разбейте молотком при входе в дом лампочку и получите странный мигающий предмет.


22. Двигайтесь в спальню, вставьте призмы в сундук. Покормите кошку рыбьим скелетом, заберите с ее места круглую линзу.
23. Идите к телескопу, поместите в него линзу, посмотрите, на маяке цифры 1771. Руби следила за кораблем.
24. Следуйте в комнату с пианино. Сдвиньте среднюю подушку на диване. Вставьте в сейф странный мигающий предмет, заберите из него телефон.
25. Введите в сейф над камином цифры 7667, циферблат сломан, поэтому он напечатает 1771. Откроется новая загадка, крутите шестерни в таком порядке как на скрине. К появившемуся сканеру отпечатка пальца мы вернёмся позже.


26. Идите в гараж, откройте щиток на стене и вставьте предохранитель в пустое место. Решите задачу с помощью видео ниже.

27. Пройдите к фильтру бассейна, в нем находится последняя жёлтая призма. Поместите ее в сундук, получите рубин.
28. Разместите его в голове яка, за это появится валик для пианолы.


29. Поместите его над клавишами в пианино. Будет играть три мелодии по очереди, вам необходимо их повторить, после неверной попытки мелодии начинаются с первой. Ниже скриншот покажет последовательность нажатия клавиш. По прохождению появится рычаг, потянув который откроется скрытая область за шкафом.



30. Возьмите в ней устройство для взлома и изучите папку.
31. Используйте устройство для взлома сканера отпечатка пальца. Запустится головоломка похожая на игровые автоматы, где нужно останавливать цифры. В нашем случае они белого цвета, это 31185. Возьмите из сейфа взрывчатку с-4, нажмите красную кнопку, вода из бассейна уйдет.
32. Поместите взрывчатку на дверь в бассейне, сверху положите телефон, он показывает цифры 921981.
33. Отправляйтесь в кабинет, наберите на телефоне номер. Дверь внизу взорвана, пройдите в нее.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!