Произношение урок звуки к и кь. Логопедическое занятие

Починская Евгения
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы «Звуки [K] и [К’]. Буква К»

Цель:

закрепить четкое произношение звуков [К] и [К"], познакомить с буквой К.

Задачи:

1. Развитие фонематического слуха (дифференциация звуков [К] и [К"] на слух).

2. Продолжать учить детей различать и употреблять понятия «мягкий звук» и «твёрдый звук».

3. Учить преобразованию обратных слогов в прямые.

5. Знакомство с предлогами К, ОТ.

6. Учить печатанию слогов и слов с изученной буквой.

Оборудование:

символ звука [К] (сильный дождь) и звука [К"] (мелкий дождь); картинка к сказке «Буква К»; синие и зелёные круги (по два для каждого ребенка); домик согласных букв; индивидуальные тетради детей; карандаши простые; предметные картинки (мак, кабан, кот, кит, хомяк, снежный ком, окно, крапива, кирпич, котлета, клубника, конфета); картинки с изображением камня и пера (для игры «Твердый – мягкий звук»);буквари по числу детей;слоговая таблица.

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Выполни инструкцию» (усвоение предлогов)

Логопед: «Выполните мои инструкции»:

- «Маша, подойди к окну. Что сделала?» («Я подошла к окну»).

- «Давид подойди к шкафу. Что ты сделал?»

- «Ваня, отойди от стола. Что ты сделал?»

- «Костя, подойди к двери. Что ты сделал?» и т. д.

Знакомство со звуками [К] и [К"]

Логопед: «Спорим, что вы не отгадаете мою загадку? (Дети спорят, что отгадают). Ну, тогда слушайте:

Веток хруст в лесу

То тут, то там.

Ищет жёлуди.

(Кабан)

Логопед: «Молодцы! Угадали! Конечно это кабан. Скажите, какой звук вы слышите в начале слова «кабан»? (ответы детей).

Сегодня мы познакомимся со звуком [К]. Когда мы произносим звук [К] губы свободны, кончик языка внизу, горлышко «молчит».

Произнесем звук [К]? (дети произносят, логопед следит за артикуляцией).

Кто расскажет всё про звук [К]?

Один ребёнок рассказывает (при помощи логопеда): «Звук [К] – согласный, твердый, глухой. Обозначаем его синим кружком».

Логопед: «У звука [К] есть брат – звук [К"]. Давайте правильно его назовем: «КЬ – КЬ – КЬ». Кто расскажет про звук [К"]?

Один из детей: «Звук [К"] – согласный, мягкий, глухой. Обозначим его зелёным кружком».

Фонетическое упражнение

Логопед: «Посмотрите на эту картинку (показ символа звука). Звук [К] похож на то, как капает дождь. Покажите, как он капает?».

Дети: «ККККККК».

Логопед демонстрирует символ звука [К"]: «Посмотрите на это. Что здесь изображено? (мелкий дождь). Покажите, как идёт мелкий дождь?».

Дети: «КЬ - КЬ – КЬ - КЬ».

Дифференциация звуков [К] и [К"]

Игра «Наоборот»

Логопед: «Предлагаю поиграть в игру «Наоборот».

КА – КЯ (дети) КЯ - КА

КУ – КЮ КЮ – КУ

КЫ - КИ КИ - КЫ

КЭ - КЕ КЕ - КЭ

КО - КЁ КЁ – КО

Игра «Не ошибись!»

Логопед: «Я называю слоги и слова, а вы показываете зелёный кружок, если услышите звук КЬ и синий кружок, если услышите звук К».

К – Т – КЬ – ПЬ – В – МЬ – ПА- КЯ – КА - МАК – МИГ – КАША – РАКИ - КАРУСЕЛЬ – КОРМ – КИСЕЛЬ – КУБИК – Катя - КИНО

Игра «Живые звуки»

Логопед: «Звуки [К] и [К"] хотят с вами поиграть, ведь они живые и всё время меняются местами.

АК - КА ИК - КИ

V. Работа с картинками

На столе картинки с изображением камня и пера (расположены вертикально). Педагог объясняет: «Скажите что здесь нарисовано? Как вы думаете, какой камень на ощупь? (твёрдый). А перо? (мягкое). Кабан принёс нам много картинок и просит помочь ему распределить картинки на две группы: возле камня будут картинки, в которых есть твердый звук [К], а возле пера – картинки с мягким звуком [К"]».

Дети берут картинку, называют её, определяют мягкость - твердость подходят к столу и кладут к соответствующему символу.

Знакомство с буквой К

Логопед: «Звуки К и КЬ обозначаются буквой К (показ буквы). Буква К живёт в домике согласных букв (поиск её в домике)».

Чтение сказки «Буква К»

Однажды в город Букв пришла незнакомка. Все буквы подбежали к ней, стали спрашивать, как её зовут. А она предложила им самим дать ей имя. Тогда буквы стали её спрашивать:

Что ты любишь больше всего?

Конфеты, котлеты, клубнику.

Что ты любишь делать больше всего?

Кушать, красить, купаться!

А мы знаем! А мы знаем! – закричали буквы, - ты буква К!

Буква К подняла вверх правую руку, отставила правую ножку и сказала:

Конечно! Какая я красавица!

Логопед: «Буква К хочет поселиться у вас в тетрадях. Давайте поселим её в тетради!» (дети рисуют букву К изсказки в своих тетрадях).

Печатание и чтение буквы, слогов и слов в тетради

Логопед: «Вы хотите научиться писать букву К? Скажите, из каких элементов она состоит? (У буквы К есть три палочки). Давайте напишем её в тетради!» (дети печатают букву по образцу логопеда).

Отыскивание буквы К среди других букв в разрезной азбуке.

Логопед показывает детям карточки со слогами: «Прочитаем слоги с буквой К».

Анализ слога АК, печатание слога АК в тетрадях.

Работа с азбукой (чтение)

Логопед показывает детям картинку: МАК.

Что это? Какой первый звук в этом слове? (Звук М). Какой звук мы слышим после М? (звук А). Назовите последний звук в слове МАК? (К).

На доске логопед пишет слово МАК. – «Прочитайте, что я написала? Давайте подарим букве К - МАК».

Печатание слова МАК в тетради.

Итог занятия

Логопед: «С какими звуками мы сегодня познакомились?» (индивидуальные ответы детей).

- «Какой буквой мы обозначаем звуки К и КЬ?»

- «Где живёт буква К?»

- «Что вам понравилось на занятии?» (индивидуальные ответы детей).

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Буква С, звуки [с]-[с’]» Тема: Буква С, звуки с, сь Форма: Путешествие в страну Звукарию. Задачи: 1. Познакомить с артикуляцией звуков с, сь, закрепить зрительный.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ФФНР «Звуки [Л] и [Л’]. Буква Л» ЦЕЛЬ: Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательные: Познакомить детей с механизмом образования.

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Звуки [Х] - [Х`]. Буква Х» КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР Тема: «Звуки Х – Х`. Буква Х».Лексическая.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Звуки [П] и [П’]. Буква П» Программные задачи: Коррекционно-образовательные: -уточнять правильное произношение звуков [П] и[П"]; -закреплять понятие «согласный звук».

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [к]-[к’]. Буква К» Задачи: формировать у детей умение слышать звуки «к-кь», давать им характеристику, выделять эти звуки в словах (в начале, середине и конце.

Чукова Лариса Михайловна, г. Томск,
учитель — логопед МАДОУ Центр
развития ребенка — детский сад № 94

«Дифференциация звуков К –КЬ»

Задачи: :учить детей дифференцировать звуки К –КЬ;

продолжать учить составлять предложения с заданным словом;

закреплять понятие «родственные» слова, образование родственных слов;

закреплять умения и навыки ориентировки на листе бумаги;

закреплять навыки звукового анализа и синтеза слов;

развивать гибкость и подвижность отдельных частей тела: речевого аппарата и обеих кистей /биоэнергопластика/;

развитие общей и мелкой моторики:

развитие фонематического слуха, восприятия, памяти;

воспитание внимания, памяти.

Оборудование: предметные картинки, схема слова, сигнальные карточки, сюжетные картинки, кукла «Фея Красоты»,«Дерево Красоты», волшебные комочки, волшебная палочка, д/игра «Волшебная открытка».

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Проверили осанку, развели лопатки,

Вдохнули покой, выдохнули напряжение.

П. Артикуляционная гимнастика. /Биоэнергопластика/:

«Улыбочка»- «Пятачок»

«Лошадка» /поскакали на лошадке, производя щелчки большим и средним пальцами вместе с языком.

«Ловим снежинки» /работа нижней челюсти, показ кистью руки, «ааам!»

«Сосём сосульку – леденец».

«Заболело горлышко» /кашляем: кккха — кккха!»

Ш.Сообщение темы занятия.

Логопед: — По дорожке шла я, шла…и комочки нашла, а комочки не простые, серебристые, волшебные. Может быть в них что или кто-то спрятался? Наши чуткие ушки внимательно слушают, голова думает, а умелые пальчики работают.

Инструкция: -На раз – комочки в руки взяли, на два –развернули, на три –аккуратно разгладили пальчиками, на четыре –назвали слово, определили первый звук в слове.

Дети: -КОТ. Первый звук в слове КОТ – [К[. Кит. Первый звук в слове КИТ-[КЬ].

Логопед: -Правильно, молодцы!. Сегодня мы будем различать звуки К –КЬ.

1У.характеристика звуков [К], [КЬ] по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение pderjd цветовыми символами.

Логопед: — Дети, что можно сказать про звук [К]? ([КЬ]?)

Дети: -Звук [К] – согласный, глухой, твердый звук. Обозначаем синим цветом. — Звук [КЬ] – согласный, глухой, мягкий звук. Обозначаем зелёным цветом.

У.Развитие фонематического восприятия.

Д/игра: «Поймай звук». (Покажи сигнальную карточку звука)

К: К, П,Т,К,КЬ,М,ТЬ,К,

КЬ: КЬ,Т, КЬ,КЬ,НЬ,К,КЬ

У.Д/игра «Наоборот»

Логопед: — Палочку волшебную бери, наоборот слог назови». Я называю слог с твердым звуком [К], а вы наоборот – с мягким звуком [КЬ]:

КА — КЯ КО –КЁ КЫ –КИ КУ – КЮ КЭ – КЕ

УП. Звуковой анализ и синтез слов КОТ КИТ.

Логопед: Жили – был КОТ и КИТ.

КОТ –огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

Логопед: -Это так? А как надо сказать?»

Выкладываем схему слова (длинную полоску-слово) КОТ

— Произнесём слово и послушаем себя: КОООТ

Назовите его:[ К]. Какой это звук?

Дети: — звук[ К] – согласный, твёрдый, глухой звук, обозначаем синим квадратом.

(выкладывают звук [К] (синий квадрат).

Дети: -КООООТ

Логопед: -Назовите его.

Дети: — Звук [О]- гласный звук,обозначаем красным цветом.

(Дети достраивают схему слова.)

Логопед: -Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте свою схему.

Дети: -Нет, слово не закончено.

Дети: — КОТ. Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой звук.

Логопед: — Дети, проверим, получилось у нас слово? Читаем, выделяем звуки голосом, гласный звук поём: КООООООТ.

(Дети читают хором и по одному.)

Логопед: -Сколько звуков в слове КОТ?

Сколько согласных звуков в слове? Какие они?

Сколько гласных звуков в слове КОТ? Какой гласный звук?

Логопед: -Молодцы! Выкладываем схему слова КИТ.

(Дети кладут длинную полоску-слово перед собой.)

Логопед: — Скажем слово и послушаем себя: КИИИИТ.

Дети: -КЬИИИТ. Первый звук–[КЬ]. Он согласный, мягкий, глухой — звук,.обозначается зелёным цветом.

Логопед: — Молодцы! С какой стороны вы положили зелёный квадратик?

Дети: — Слева, это начало слова.

Дети: — КИИИИИИИТ.Второй звук – гласный звук [И]. Обозначаем красным цветом.

Логопед: -Молодцы! Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте своё слово.

Дети: — Нет. Последний звук в слове КИТ Т. [Т]- согласный, твёрдый, глухой звук.

Логопед: – Прочитаем, получилось у нас слово?

(Дети читают по схеме: КЬИИИИИТ).

Дети: -Получилось слово КИТ.

Логопед: -Молодцы! Дети посмотрите на схемы наших слов.Чем похожи схемы слов?

Дети: — В слове КОТ 3 звука, в слове КИТ 3 звука.

— В слове КОТ 1 гласный звук, и в слове КИТ 1 гласный звук.

— В слове КОТ 2 согласных звука, и в слове КИТ 2 согласных звука.

— В слове КОТ звук [Т] в конце слова, и в слове КИТ звук [Т] в конце слова.

Логопед: -Молодцы! Дети, чем слова отличаются друг от друга?

Дети: -В слове КОТ звук [К] – согласный, твердый, а в слове КИТ звук [КЬ] – согласный, мягкий. В слове КОТ гласный звук[ О], а в слове КИТ гласный звук [И]- он смягчает впереди стоящий согласный звук [К].

Тема: "Звуки [К] - [КЬ] "

Коррекционно-образовательные цели. Познакомить со звуком [КЬ]. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [КЬ] - [К]; закрепить понимание мягкости согласных; обучать делению слов на слоги и составлению слоговых схем, формировать умение договаривать предложения по картинкам.

Коррекционно-развивающие цели . Повышать речевую активность, развивать коммуникативные навыки, связную речь, фонематические процессы. Развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, доброжелательности, самостоятельности, активности.

Оборудование: игрушка кит, игрушка кот, предметные картинки (качели, косы, кофта, кепка, котёнок, кит, кирпичи, кепка, кенгуру); символы звуков "подушка" (сшитые из зелёной материи подушечки) и "камень" (); листы бумаги с меткой в левом верхнем углу, фломастеры по количеству детей.

Ход занятия

    Организационный момент

Игра с мячом "Выдели звук"

Зачин логопеда: "Мячик лови, своё имя называй – первый звук имени выделяй".

Педагог и дети перебрасывают мяч друг другу, каждый ребёнок произносит своё имя, растягивая первый звук (А-А-Аня и т. д.)

    Знакомство со звуками. Уточнение артикуляции и произношения звуков [КЬ] - [К]

Логопед - Ребята! Вы узнали наших гостей? Обращает внимание детей на игрушки.

Это к отёнок. Педагог произносит слово, выделяя первый согласный.

Произнесите как я. Дети повторяют слово, выделяя голосом звук [К].

Какой звук слышится в начале слова? (ответы детей )

Проводится аналогичная работа со словом к итенок.

Логопед вместе с детьми даёт сравнительную характеристику звуков [К] [КЬ], основываясь на ранее усвоенных детьми навыках, приобретённых при знакомстве с другими звуками. Тактильный контроль воздушной струи, выходящей изо рта, вибрацию голосовых связок при произношении звуков.

Звук [К] - согласный, т. к. – не поётся, глухой, т. к. произносится без голоса (контроль рукой у горлышка), твёрдый.

Звук [КЬ] – согласный, т. к. – не поётся, глухой, т. к. произносится без голоса, мягкий.

При произношении звуков [КЬ] - [К] – язык "горкой"- прижимается к нёбу в глубине рта.

Игра "Речевая зарядка"

Попеременное произнесение и сопоставление звуков [КЬ] - [К] логопедом и детьми хором и индивидуально.

Хоровое повторение чистоговорок.

Зачин логопеда: "Слушайте внимательно – повторяйте старательно".

АК – АК – АК – МАК АКИ – АКИ - АКИ – МАКИ

УК – УК – УК – СТУК УКИ – УКИ – УКИ – СТУКИ

ОК – ОК – ОК – СОК ОКИ – ОКИ – ОКИ – СОКИ

ИК – ИК – ИК – КРИК ИКИ - ИКИ - ИКИ – КРИКИ

Слова: маки, стуки, соки, крики – дети пробуют называть сами.

Игра "Наоборот"

Замена [К] - [Кь]. Логопед произносит КА, а дети – КЯ (КЫ – КИ и т. д.)

    Выделение звука [КЬ] на слух.

Игра "Подушка – камень"

Логопед называет слова, а дети показывают символ "подушка" (сшитые из зелёной материи подушечки), если услышали звук [КЬ] и "камень" (небольшие природные камешки окрашенные в синий цвет ), если услышали звук [К] .

Из слогов: КО, КИ, АК, КЕ, ИКЬ, КЁ, КЯ, УК, КЮ

Из слов: кот, кит, кошка, киска, кефир, кино, кофе, кирпич, корка, корабль, охотники, кипеть, конфета, утки, комната, венок, валенки

Игра "Сколько раз я произнесу "кя "?

Зачин логопеда: "Слушай внимательно и считай старательно". Индивидуальные ответы детей.

К Я – К Я, К Я, К Я – КА, КА – К Я, К Я – К Я – КА, КА – КА – К Я, К Я – КА – К Я, К Я

    Физминутка

Зачин логопеда: "Чтобы деткам не устать, нужно дружно поскакать"

Девочк и и мальчик и,

Прыгают, как зайчик и,

Ножками топают, ручками хлопают.

Головками к ивают и тихо приседают.

    Выделение звука [Кь] в произношении по картинкам.

Игра "Котёнок или китёнок"

У детей на столах перевёрнутые картинки, в названии которых встречаются звуки [Кь] или [К] . На доске изображение китёнка под зелёной крышей и котёнка под синей крышей.

На счёт РАЗ - дети двигают картинку к себе.

На счёт ДВА - дети переворачивают картинку.

На счёт ТРИ - складывают руки перед собой и рассматривают картинку.

Дети по очереди выходят к доске и говорят: " Я котёнок, потому что у меня кубик " или " Я китёнок, потому что у меня кепка." Прикрепляют картинки (магнитом) под изображение котёнка или китёнка.

Игра "Потерялись слова"

Дети договаривают предложения по картинкам, прикреплённым к доске. Логопед начинает, а дети продолжают. (Дети повторяют предложение полностью)

У Никиты новая клетчатая… (кепка)

В океане плавает синий… (кит)

Дети качаются на… (качелях)

У Вари длинные русые… (косы)

В зоопарке дети видели… (кенгуру)

    Формирование слоговой структуры слова

Игра "Телеграф"

Деление слов на слоги с помощью хлопков в ладоши по отобранным картинкам на звук [Кь] : кепка, кит, кенгуру, кирпичи, кисти.

Вычерчивание на доске и на листах бумаги схем слогового состава этих слов (логопед даёт образец выполнения на маркерной доске )

Ответы на вопросы (формирование аналитической активности )

Какое слово самое короткое? Почему ты так думаешь?

Какое слово самое длинное? Почему?

7. Итог занятия

Логопед - С какими звуками познакомились на занятии?

Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки?

Каким цветом обозначаем твёрдые согласные звуки?

В какую игру понравилось играть?

Вы сегодня все старались, дружно увлечённо занимались! Молодцы!

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.

Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве.

Научить четко произносить звуки [К], [К"], дифференцировать их на слух и в произношении.

Продолжать учить звуковому синтезу коротких слов.

Продолжать учить анализировать простые слова (самостоятельно, без помощи взрослого), преобразовывать слова.

Познакомить ребенка с предлогами к, от.

Научить ребенка писать простые зрительные диктанты.

Задание 1 . Взрослый предлагает ребенку повторить похожие по слоговой структуре слова (вначале — по два, затем — по три), в следующем порядке:

мак — бак — так, ток — тук — так, бык — бак — бок, дам — дым — дом, ком — дом — гном.

Задание 2. Знакомство с предлогами к, от.

Взрослый предлагает ребенку выполнить инструкции, связанные с ориентацией в помещении: «Подойди к окну. Отойди от окна. Встань к шкафу. Отойди от шкафа» (практическое усвоение предлогов к, от).

Взрослый показывает ребенку слово, написанное печатными буквами, а затем ребенок записывает его по памяти

Взрослый спрашивает: «Что ты сделал?» Ребенок отвечает: «Я подошел к окну. Я отошел от окна». Взрослый показывает ребенку графическое обозначение предлогов к и от и объясняет их значение.

Задание 3 . Знакомство со звуком [К].

Дидактическое упражнение «Большой — маленький». Какой одинаковый звук в конце всех образованных слов?

рот — ротик, нос — ..., лоб — ..., стол — ..., пес — ...

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [К]:

губки свободны;

кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

горлышко «молчит».

Символ звука: идет сильный дождик: КККК....


Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4 . Фонетическое упражнение. Лягушка квакает: «Ква-ква...».

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К]»:

к, м, п, в, к...; ка, ма, па, ва; ак, ам...; корова, мак, резина, рука...

Задание 6. Дидактическое упражнение «Угадай слово» (взрослый называет звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово):

м, а, к; к, о, т; т, о, к; к, т, о.

Задание 7 . Работа с картинками: выбрать из ряда нарисованные предметы, в названии которых есть звук [К], определить место звука [К] в этих словах (при затруднении использовать карточку и синий кружок).

Задание 8 . Найди лишнее слово в ряду:

— определив место звука [К] в словах:

корова, клумба, крыса, мак;

рак, мак, каша, лук;

капуста, комар, рубашка, карусель;

— определив количество звуков [К] в словах:

кружок, клубок, каток, молоток; рубашка, колосок, кошка, крышка.

Задание 9. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, придумать предложения с этими словами.

Посреди двора стоит копна —

Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Мягкие лапки,

А в лапках — царапки. (Кошка)

Сто одежек,

Все — без застежек. (Капуста)

Не огонь, а жжется. (Крапива)

Не зверь, не птица,

Носок, как спица,

Летит — пищит,

Сядет — молчит. (Комар)

Сделал дыру,

Вырыл нору,

Солнце сияет,

А он не знает. (Крот)

Задание 10 . Подобрать слова, в которых звук [К] стоит в начале слова, в середине, в конце.

Задание 11 . Добавить к целому слову последний звук [К]. Какое слово получилось?

Вол...(к), пол..., пар..., сто..., рыба..., лото..., моря..., завтра...

Задание 12 . Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько звуков [К] в каждом слове, назвать место звуков [К] в них:

Кабачок, кубик, кусок, комок, каблук, конек, казак, клубок, косяк, кошка, крошка.

Задание 13 . Выучить чистоговорки и скороговорку:

Ка-ка-ка — бежит река.

Ко-ко-ко — вижу далеко.

Ку-ку-ку — кукушка на суку.

Ак-ак-ак — у реки рыбак.

Около кола бьют в колокола.

Задание 14 . Составить предложения из слов. Назвать предлоги в предложениях.

Катя, идти, дом, к; Коля, идти, дом, от.

Задание 15 . Взрослый просит ребенка договорить предложения: Я иду к... Я иду от...

Задание 16 . Знакомство со звуком [К"].

Символ звука: вдет мелкий дождик: кькькь....


Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 17 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К"]»:

кь, мь, ть, кь...; ки, ми, ви...; акь, амь, окь...; кит, мыло, кирпич, кино, стул.

Задание 18 . Выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых встречается звук [К 5 ], определить место звука в этих словах (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок).

Задание 19 . Дифференциация звуков [К] — [К"]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К"]»:

к, кь, кь...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ка-кя, ко-...; кю-ку, ки-...

Повторить за взрослым слоговой ряд:

ка-ка-кя, кя-ка-ка, кя-кя-ка, ка-кя-кя, ка-кя-ка, кя-ка-кя.

Назвать лишнее слово в ряду слов (по наличию в них звуков [К] и [К"]):

капуста, кошка, кино, корова; кеды, кегли, кисть, куст.

Подобрать слово по первому слогу:

ка... (-ша), ко... (-сы), ку... (-ры), ки... (-но), ке... (-ды).

Вспомнить имена людей, начинающиеся на звуки [К] и [К"] (Катя, Кирилл), «подарить им подарки».

Задание 20 . Взрослый предлагает ребенку выучить стихотворение, подумать, какие звуки в нем часто слышатся, а затем декламировать стихотворение, хлопая в ладоши на каждый слог.

Кот

Копеек накопил,

Кошке

Козочку

Купил,

А козе —

Капустки,

Кочанчики хрустки.

Будет козочка

Крепка,

Кошке даст Молока.

В. Лунин

Задание 21 . Знакомство с буквой К.

Клюв раскрыла буква К —

Хочет скушать паука.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква К?

Игры с буквой.

Задание 22. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Выкладывание схем слов из кружков; выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:

мак, кот, ток, маки, кино.

После зрительного предъявления запись по памяти коротких слов (кот, маки...).

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

мак — маки, кот — кит, кот — ток, кот — кто, кот — коты, ток — тук.

Звук К

В начале слова : Кабан, кабина, кабинет, камин, канава, канат, камень, кашель, касса, кашне, калач, карман, капуста, коса, ковбой, конец, кот, кон, конь, код, ком, кол, кофе, комната, куб, купать, куры, кулич, кухня, кнут, квас, класс, клад, клоун, крапива, крупа, кружево.

В середине слова : Мука, река, мышка, челка, белка, елка, дымка, юбка, ветка, палка, девочка, молоко, балкон, шоколад, окно, окунь, ткань, шкаф, акробат, простокваша.

В конце слова: Мак, бак, лак, бок, пирожок, сапожок, сук, стук, паук, лук, хомяк, маяк, моряк, воск, волк, полк, обелиск.

С двумя звуками: Каемка, кадка, какао, капкан, катушка, ракушка, какой, каменщик, кашка, копейка, кокон, коло-кол, кукла, каучук, колпак, кубик, кулак, кубок, кулёк, кончик, клубок, клык, кнопка, сказка.

Звук К"

В начале слова : Кит, кинь, кино, кивать, кинжал, кисель, кисть, кета, кеды, кедр

В середине слова: Накинь, перекинь, экипаж, вовеки, вопреки, маки, баки, ёлки, мелки, палки, пакет, макет, ракета, брикет

С двумя звуками : Кепки, кокетки, киски, кирки, киоски.

Чистоговорки.

Ки - ки - ки, ки - ки - ки - ёлки очень высоки.

Ке - ке -ке, ке - ке- ке - спит котёнок в уголке.

Предложения со звуками К и К".

Катя пьет кофе. У Коли каникулы. Котик - кот, иди ко мне! Кукушка кукует: "Ку - ку - ку". У Кати колпак. На клумбе рос мак. Коля купил аквариум. Катя покупает клубок ниток. Костя купил какао. Кира идет в кино. У Кимы кеды. Клаве купили коньки. На клумбе маки Ким покупает кубики. На окошке - кошка, под окошком - клумба. Старик закинул леску в реку. Костя и Катя идут в клуб кинолюбителей.

Закончить предложения, добавив слова со звуками К и К":

Кораблем управляет (капитан)

Катя упала в (канаву)

На клумбе цветут красные (маки)

В конюшне стоят (кони)

У Кати болит (бок)

Катя и Коля слепили (ком)

Кира пьет (кофе, какао)

У детей летние (каникулы)

Костя кладет брюки в (бок)

У Кати клюквенный (кисель)

Катя купила (коньки)

Коля купил (кепку)

Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи, игры.

Коси коса, пока роса.

Кому пироги да пышки, а кому синяки и шишки.

Рабочие руки не знают скуки.

Как ни кинь - все клин.

Каков век, таков и человек.

Каков корм, таков и конь.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

Мальчик с пальчик, шапка красная. (подосиновик)

По деревьям скок, скок, а орешки щелк, щелк. (белка)

Домик маленький, а жильцов много (коробок спичек)

Купи кипу пик!

Наша река широка, как Ока.

Около кола колокола.

У Кондрата куртка коротковата.

Покатил Костя в Кострому в гости.

Ткач ткет ткани на платки Тане.

Радуга-коромысло полукругом над рекой повисла.

Свинушки-старушки; волнушки - стрекушки; сыроежки - сладкоежки.

Клала Клара лук на полку,

Кликнула к себе Николу.

Кран обходится без рук,

Вместо рук у крана крюк.

На окошке крошку - мошку

Ловко ловит лапкой кошка.

Куд - куда? Куд - куда?

Ну - кА, ну - кА, все сюда!

Ну - кА, к маме под крыло,

Куд - куда всех понесло?

Котик ниток клубок

Укатил в уголок.

Укатил в уголок

Котик ниток клубок.

Кот копеек накопил

Кошке козочку купил,

А козе - капустки

Кочанчик хрусткий.

Коваль ковал коня,

Конь - копытом Коваля,

Коваль - кнутом коня.

У леса на опушке, высоко на суку

С утра поет кукушка: "Ку -ку -ку!"

Внизу бежит речушка по жёлтому песку,

Поет кукушка звонко:" Ку -ку -ку!"

Кукушата в первый раз

поступили в первый класс.

"Ку -ку, ку...два, три, четыре",-

устный счёт они учили.

Очень трудная наука

посчитай - ка: "Ку -ку, ку- ку"!

Но зато теперь спроста

Докукуют хоть до ста.

У мышки в норке

Крошки и корки.

В кладовке у мышки

Кусочки коврижки.

У мышки - норушки

Шкварки в кружке.

У мышки в кадушке

Грибочки - волнушки.

В миске у мышки

Остатки закваски,

А в погребочке

Сырки и колбаски.

На двери - крючочки,

Цепочки, замочки... (И. Лопухина)

Рассказ "Как варить компот"

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

Слушайте все! Я прочитал в старой книги, как сварить компот!

Ну и как его варить?

Принесите каждый все самое вкусное, остальное за мной!

Вся компания отправилась искать все самое вкусное, а кот разжег костер и повесил над ним котел с водой.

Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.

Потом пришла курица и принесла кукурузу. Корова принесла арбузные корки, кролик - клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер, колбасу и закрыл крышкой.

Через некоторое время он позвонил в колокольчик:

Готово! Кушайте на здоровье!

Все попробовали, да как закашлялись, отказываются:

Компот называется! Сам ешь!

Почему так невкусно получилось? - мрачно задумался кот.

Г.Юдин

Автоматизация звука К /Логопед и психолог ОНЛАЙН/

Автоматизация звука КЬ /Логопед и психолог ОНЛАЙН/



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!