Произведение листок. Анализ стихотворения лермонтова листок

«Листок» Михаил Лермонтов

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

Анализ стихотворения Лермонтова «Листок»

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с глубоким переосмыслением его жизни. В своих произведениях автор анализировал собственный опыт, предназначение, уели и убеждения. Именно в это время, весной 1841 года, за несколько месяцев до гибели, поэт написал стихотворение «Листок», которое по праву можно считать автобиографичным.

Данное произведение весьма метафорично, так как поэт сравнивает себя с дубовым листком, который «оторвался от ветки родимой» и отправился в странствия «жестокой бурей гонимый». Уже в первых строчках произведения содержится намек на кавказские ссылки Лермонтова, которые вынудили поэта покинуть родное имение и блистательно московское общество, отказаться от светской жизни и многочисленных друзей. По сути, Лермонтов оказался на чужбине. Причем, против своей воли, как дубовый листок, сорванный порывом ветра и перенесенный в степь. Опаленный солнцем, пожелтевший и запылившийся, он ищет пристанища на берегу Черного моря. Точно также и поэт пытался найти себя в новом, чужом для него и совершенно безразличном мире, рассчитывая на то, что далекий Кавказ сможет стать его второй родиной . Этого, к сожалению, не случилось, уж слишком разными были мировоззрения поэта и тех людей, которые окружали его на чужбине. Подтверждает это и стихотворение, в котором дубовый листок попытался прибиться к корням гордой красавицы-чинары, одиноко стоящей на морском берегу. Листок просил у нее немного – всего лишь тени от раскидистых ветвей, которая смогла бы защитить его от палящего южного солнца. Взамен странник обещал рассказать чинаре много удивительных историй о своих путешествиях.

Однако увлекательные рассказы оказались чинаре без надобности. «Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?», — таков был ответ гордой красавицы. Если проводить параллель с жизнью поэта, то сходство очевидно, так как талант Лермонтова, перед которым многие преклонялись в России, оказался никому не нужным на Кавказе с его восточной культурой и совершенно иными жизненными ценностями. Более того, коренные жители гор с пренебрежением отнеслись к попыткам поэта установить с ними дружеские отношения, так как считали, что по своему статусу Лермонтов, имеющий дворянское происхождение, но находящийся в опале, занимает гораздо более низшую ступень, чем уважаемый всеми джигит. «Ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара» — эти строчки подтверждают тот факт, что Лермонтов был отвергнут местным обществом и, в частности, первыми кавказскими красавицами , которые поначалу пленили пылкое воображение поэта.

В последней строфе стихотворения «Листок» красавица-чинара открыто прогоняет чужестранца, советуя ему идти дальше и искать свое счастье в других местах. В этих краях она – полноправная хозяйка, ее жизнь протекает счастливо, размеренно, она наполнена негой, любовью и теплом. В ней нет места тому, кто попытался столь вероломно нарушить ее покой, и попросил помощи. Сейчас уже трудно судить о том, имел ли в действительности место подобный диалог между Лермонтовым и кем-то из темпераментных жителей Кавказа.

Однако факт остается фактом – изгнанника, вынужденного покинуть российскую столицу, на юге никто не ждал. Надеясь обрести душевный покой среди горных аулов, Лермонтов очень скоро осознал, что местный уклад жизни, размеренный и преисполненный вековой мудрости, вызывает у него чувство уныния. В то же время резкий и вспыльчивый характер поэта отталкивал от него местных жителей. В итоге поэт чувствовал себя бесконечно одиноким и никому не нужным, понимая, что вряд ли на земле можно отыскать такое место, где он сможет быть по-настоящему счастливым, свободным и востребованным, как литератор.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок» (учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16г. Невинномысска Ставропольского края Назарова Людмила Васильевна)

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря,

У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы,

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,

И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? - отвечает младая чинара, -

Ты пылен и желт, - и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море».

_____________________________________________________________________________

Лирический герой в поэзии Лермонтова – личность, жаждущая деятельности, приложения молодых, кипучих сил, но не понятая обществом и трагически одинокая. Поэтому его стихи проникнуты мотивами грусти, тоски, безысходности. Не находя гармонии во взаимоотношениях людей, поэт обращается к природе как к животворящему источнику. Но и там он не находит совершенства. Тучи – «изгнанники», несутся они с «милого севера в сторону южную» («Тучи»), легкомысленная тучка, «по лазури весело играя», покидает мрачный утёс, который не может удержать её («Утёс»), парус, скользящий «в тумане моря голубом», давно уже не ищет счастья («Парус»), сосна так и будет стоять одиноко, не найдя родную душу («На севере диком стоит одиноко…»). В стихах о природе Лермонтов символически воплотил тоску одинокого странника, бесприютного изгнанника, с горечью размышляя о судьбе человека.

И в стихотворении «Листок» скрыт аллегорический подтекст: в образе дубового листка поэт показал гонимого обществом одиночку, испытавшего много горя. В первой строфе раскрывается история изгнания листка, а во второй – история «чинары высокой». Их судьбы различны: она, счастливица, избранница небес, не знала «холода, зноя и горя», всё ласкает, нежит её, она окружена восхищением, «с ней шепчется ветер», на ветвях «качаются райские птицы», она «солнцем любима», корни её «умывает холодное море». Поэтому не случайна антитеза в начале стихотворения: не суждено листку и чинаре быть вместе. Слишком ничтожным и жалким кажется гордой чинаре пыльный жёлтый листок. Разве он может соперничать с солнцем, чьими лучами обласкана высокомерная красавица?!

Диалог листка и чинары тоже построен на противопоставлении: он молит, она даёт ему резкую отповедь. Что может предложить красавице засохший и увядший листок? Только свой поэтический дар: «Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных», - с тайной гордостью говорит бедный странник. Но и это отвергает чинара: для неё его рассказы – «небылицы», ей не нужна горькая правда изгнанника. Пресыщенная восхвалениями райских птиц, она с презрением отталкивает от себя пришельца. С разной интонацией звучат и их слова. Листок говорит жалобно, пытаясь найти сочувствие, растрогать неприступную красавицу: «Я бедный листочек», «один и без цели по свету ношуся давно я». В словах же чинары звучат самые разные оттенки чувств: и презрение, и равнодушие, и хвастовство: «Я солнцем любима, цвету для него и блистаю». Нет только добрых чувств: жалости, сострадания, милосердия, любви. Подобно светской красавице в стихотворении Лермонтова «Нищий», положившей камень в протянутую руку бедняка, чинара вместо милосердия проявляет жестокость, прогоняя листок: «Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!» Но ей не откажешь в своеобразном поэтическом даре, ярко и выразительно она описывает собственную красоту: «цвету и блистаю», «по небу я ветви раскинула». Но как скуден её словарь, когда она обращается к листку: «Ты пылен и жёлт», - вот всё, что увидела чинара в страннике. Не заметила, что он прижался к её корням, словно смиренно преклонив колени перед её роскошной, царственной красотой, не захотела понять его душу, которая могла стать родной, ведь листок - часть могучего дуба, она же южное дерево с пышной кроной.

Идейным и композиционным центром стихотворения является ключевое слово «один», характерное для мироощущения поэта. Листок чужой везде. Он изгнан с родины, не принят и не понят и на чужбине. На чужбине, которая могла стать близкой. Не случайно Лермонтов восторженно и приподнято описывает картины южной природы: «на ветвях зелёных качаются райские птицы», использует эпитет «меж листьев её изумрудных», олицетворение «с ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская».

Поэт в свойственной для него манере не делает выводов, предоставляя читателю самому проникнуть вглубь поэтического подтекста. Характерно, что на резкую отповедь горделивой красавицы листок ничего не отвечает, не спорит с ней и больше ничего не просит. Лермонтов показывает мир, полный противоречий, в котором мечта о соединении с родственной душой не может осуществиться. Ледяное равнодушие в ответ на «тоску глубокую». Интересно, что слово «холод», употреблённое в первой строфе, повторяется с небольшими изменениями в последней – «холодное море». Холодно на родине – суровом севере, холодно и одиноко на чужбине – тёплом и роскошном юге. Нет места пришельцу на земле. Существование двух полюсов – севера и юга, двух противоположностей – неба («по небу я ветви раскинула…») и земли (листок сорван с кроны, упирающейся в небо, и пресмыкается по земле) в понимании поэта подразумевает невозможность соприкосновения и человеческих душ.

В.Г. Белинский говорил, что стихи Лермонтова «писаны кровью». И действительно, вся страстность, глубина натуры, раздирающая душу тоска от одиночества, боль и страдание непонятого существа вполне выразились в стихотворении «Листок», поэтическом шедевре Лермонтова.

Лирическая миниатюра " Листок " создана весной 1841 года. Лермонтов вернулся на Кавказ после отпуска из Северной Пальмиры.В центре стихотворения- судьба одинокой личности, вечного изгнанника ("изюминка " романтиков).ТЕМА стихотворения: поиски одинокой душой места для спокойной жизни.Она раскрывается через образ листка. Автобиографичность очевидна. Листок движется на Кавказ, на юг, куда и Лермонтов. Он оторвался от родной ветки (поэт едет из Петербурга), летит не по свое воле, "гонимый жестокой бурей".Жанр: элегия. Мы чувствуем тоску, грусть, печаль лирика. В стихотворении есть сюжет, потому что описывается путешествие листка.Композиция (построение стихотворения). Основной прием - противопоставление листка сильного дуба и красавицы чинары. Они постоянно " ссорятся " : листок засохший, желтый, а чинара - сияет, свежая, ярко -зеленого цвета, он - движется, чинара - всегда на месте, дубовый "ребенок" - весь в пыли, чинара - всегда опрятна, потому что за ней " ухаживает" море.Листок - вечно гонимый странник, южное дерево - счастливо там,где родилось. Чинару любят солнце, ветер,ее корни омывает море, листок - никто. Среда вокруг него еме неродная: светило иссушает его, ветрило гонит на юг, а в море он вообще может утонуть.Конфликт, лежащий в основе стихотворения, романтический: жестокая жизнь листка и спокойный мир чинары не совпадают. Листочку сложно, поэтому ему хочется быть таким, какой он есть. Он просит чинару принять себя, "пришельца ".В образе чинары Лермонтов передал свое отношение к красоте (аллегорически передал). Внешне она красива, характер гордый, самодостаточный. Она не хочет знать, о чем думают и что чувствуют другие. Она - эгоистка:«Да к чему мне эти небылицы?» Такая чинара никогда не станет другом, который может понять.Кульминация - в словах: " Иди себе дальше, о странник! " Листок (а с ним и поэт) не верит в счастье, потому что последнее слово - за равнодушной чинарой. Листок погибнет, потому что нет руки поддержки, нет родного нет близкого человека, нет Родины. Он обречен на скитания и смерть.Если говорить о СИНТАКСИСЕ стихотворения, то три первые строфы - это бессоюзные предложения, а о характере чинары читатель узнает из двух последних строф, в которых много знаков вопроса, восклицаний. Главный конфликт таким способом усиливается, передается возмущенное отношение изумрудной красавицы к бездомному листку.В " Листке " пять строф. 4- ре четверостишия, а последняя строфа - восьмистишие Это пятистопный амфибрахий. Использованы смежная и перекрестная рифмовки, парная женская " поющая" рифма MargoSolВ произведении много эпитетов (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара), метафор (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна), олицетворений (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская, "грустных" ассонансов(повторяются "а" и " о ")Противостояние мечты и действительности рождает эмоции и передает неверие в чудо самого М. Ю. Лермонтова

Многие критики восхищались поздними стихотворениями М. Лермонтова. В. Белинский считал, что это «лучшие создания» поэта. К поздней лирике относится и «Листок», изучаемый школьниками в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листок» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было создано в мае-июле 1841 г. за несколько месяцев до гибели Михаила Юрьевича. Впервые увидело мир на страницах «Отечественных записок».

Тема стихотворения – «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.

Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация - 6 катренов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка параллельная ААВВ.

Метафоры «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская» , «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара».

Эпитеты «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные» .

История создания

История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился в Кавказский край после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.

Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского коллеги по перу по-своему: он ввел новые образы, добавил строки и внес изменения в ритмическую организацию.

Спустя два года «Листок» Лермонтова напечатали в «Отечественных записках».

Тема

Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле. Таким образом, в нем можно определить две темы: приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе. В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.

В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.

В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль. На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило листок своей красотой. Он начал умолять чинару принять его. Пришелец рассказывает о своей невеселой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.

Завершается стихотворение надменным ответом молодой чинары. Она признает, что пришелец видел много, но все это не имеет значения, ведь листок пыльный и желтый. Из-за непривлекательного внешнего вида он не может быть парой ее «сынам» .

Композиция

Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести катренов. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.

Жанр

Жанр стихотворения - элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование. Есть в стихе и элементы сюжетной лирики, так как в нем можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Стихотворный размер - пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал параллельную рифмовку ААВВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Ключевую роль играет метафора : «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская» , «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара» . Эпитеты дополняют образы: «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные» . Сравнений в тексте нет.

Важную роль в стихотворении играет интонация. Она делает речь героев более выразительной, помогает точнее передать их эмоции. В некоторых стихах внутреннее состояние героев передается при помощи аллитерации, например, растерянность и одиночество листка описывается словами с согласным «р».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!